-Рубрики

 -Цитатник

Всё под рукой | Всё, что нужно начинающему блогеру. - (0)

Всё под рукой | Всё, что нужно начинающему блогеру.   ...

Этимология фразеологизма "Ерунда и чепуха на постном масле" - (0)

Этимология фразеологизма "Ерунда и чепуха на постном масле"   Че...

Бондарчук всегда был убежден: он родился, чтобы снимать кино. - (0)

✨ Бондарчук всегда был убежден: он родился, чтобы снимать кино.    (2...

Забытые имена советского кинематографа . Мария Сергеевна Виноградова - (0)

✨ Забытые имена советского кинематографа . Мария Сергеевна Виноградова    ...

ДОМИНО - (0)

ДОМИНО   ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ЗОЛОТОЕ ДЕТСТВО 1. РОДНОЙ ДОМ Солнце село за Голдерск...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в V7753191L

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 4) Рамки_для_днева Расскажи_о_ЛИРУ Camelot_Club Говорим_пишем_спорим
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) LiveInternet

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.07.2023
Записей: 5275
Комментариев: 284
Написано: 5915


Советский фильм, снятый музыкантом-самоучкой (он же именитый режиссёр-профессионал)

Пятница, 10 Ноября 2023 г. 16:14 + в цитатник

Советский фильм, снятый музыкантом-самоучкой (он же именитый режиссёр-профессионал)

 

Главный герой фильма Петра Тодоровского «По главной улице с оркестром» (1986) — это во многом сам режиссёр. Тодоровский показал на экране эпизоды из собственной жизни (разумеется, добавив в них фантазию), и за кадром даже играл на гитаре за героя сам. В своё время он подумывал об учёбе в Московской консерватории, но потом всё-таки сделал выбор в пользу кино.

Кадр из фильма «По главной улице с оркестром» 

К ленте о талантливом и бескорыстном музыканте Пётр Тодоровский шёл не один десяток лет. Музыку режиссёр обожал с детства и был по-настоящему одарён от природы.

  • Во время войны он самостоятельно научился играть на аккордеоне, после мог за часы освоить любой другой музыкальный инструмент и часто сочинял мелодии, при это, по его собственным словам, не будучи знакомым с нотной грамотой.

Но вплоть до начала восьмидесятых музыкальный талант Тодоровского был известен лишь его близким, и только во время съёмок «Военно-полевого романа» (1983) он решился включить песню собственного сочинения в картину (на стихи Геннадия Шпаликова). А уже для следующей работы, драмы «По главной улице с оркестром», Тодоровский написал музыкальное сопровождение полностью.

Фото со съёмок. Режиссёр Пётр Тодоровский

К сценарию фильма Пётр Тодоровский приступил в начале восьмидесятых.

  • Центральный персонаж, преподаватель института Муравин, был героем вымышленным, но именно он стал своего рода альтер-эго Тодоровского: жизнь придуманного Муравина была наполнена реальными эпизодами из жизни сценариста и режиссёра.

Эта роль изначально писалась под конкретного исполнителя — актёра Олега Борисова. Тодоровский выбрал Борисова не из-за внешнего сходства с собой, и даже не потому, что артист был сход с ним внутренне. Дело было в уникальном даре Олега Борисова: он без лишних слов умел показать на экране самые тонкие оттенки чувств и даже сиюминутное настроение персонажа. Прочитав сценарий, Олег Борисов тут же дал согласие на съёмки.

Фото со съёмок. Олег Борисов

В образе Ксении, дочери Муравина, молодой максималистки, которая постепенно и неожиданно для себя открывает отца с новых сторон, режиссёр видел Марину Зудину. Она в тот момент была яркой восходящей звездой: только что вышла трогательная и сразу же ставшая популярной мелодрама «Валентин и Валентина» (1985), где Марина сыграла главную роль. Но,

  • в отличие от Олега Борисова, молодая актриса от сценария в восторге не была и собралась отказаться.

Положение спасла личная встреча актрисы и режиссёра: после общения с Тодоровским Марина Зудина согласилась.

Кадр из фильма. Марина Зудина

Роль друга-соперника Муравина Константина Виноградова получил Валентин Гафт, супругу сыграла Лидия Федосеева-Шукшина, оба уже именитые и востребованные. Да и вообще актёрский ансамбль получился на редкость впечатляющим, ведь даже во второстепенных ролях появились звёзды: Валентина Теличкина, Людмила Максакова, Светлана Немоляева и Александр Лазарев, Игорь Костолевский, Олег Меньшиков, Сергей Жигунов.

Кадр из фильма. Светлана Немоляева и Александр Лазарев

Все участники съёмок после рассказывали, что

  • хоть на площадке и собрались знаменитости, никакого соперничества, интриг и подковёрных игр не было.

Напротив, Тодоровский создал очень гармоничную атмосферу, где каждый актёр, даже второстепенный, чувствовал себя на правильном месте. Помимо павильонов «Мосфильма» группа поработала также в Киеве, где прошли натурные съёмки, и в Одессе.

Изначально экспедия в Одессу не планировалась, но отправились туда кинематографисты по двум причинам: уже наступала осень, погода в Киеве портилась, так что уличные съёмки оказались невозможными. Кроме того, Олегу Борисову необходимо было быть в Одессе из-за ввода в новый спектакль.

  • Но Петру Тодоровскому экспедиция в Одессу была только в радость — он начинал карьеру в кино, ещё как кинооператор, на Одесской киностудии и всегда с удовольствием туда возвращался.

Этим благодушным настроением он заразил и коллег. Именно в Одессе и снимали финальные кадры ленты, в том числе уличное шествие. Кстати, ради этого эпизода пришлось обращаться к городским властям и перекрывать улицы.

Фото со съёмок

К концу 1985 года все съёмки завершили, а весной фильм принял худсовет. Премьера прошла в мае 1986 года. В Доме кино, где группа представила ленту, не было свободных мест, картину приняли на ура. Сразу же после такого горячего приёма «По главной улице с оркестром» отправили в кинотеатры.

  • Но случилось странное: фильм уже известного режиссёра со знаменитостями в главных и второстепенных ролях обычным зрителям по вкусу не пришёлся.

Возможно, дело было в том, что в 1986 году страну уже волновали политические проблемы и преобразования, а не история обычного человека с не вполне сложившейся судьбой. Но ещё более удивительно, что лента, так неудачно стартовавшая, сейчас, спустя 30 лет после премьеры, не забылась и зрители по-прежнему любят автобиографическую историю о музыканте-самоучке, снятую режиссёром-профессионалом и музыкантом-самоучкой. 

Рубрики:  КИНОЗАЛ/ История создания фильма
КИНОЗАЛ/Обозрение , критика
КИНОЗАЛ/Режиссёры
Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку