-неизвестно

 -неизвестно

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kvstu

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.12.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 1995




Любимое


О хорошо прожитой жизни.

Суббота, 02 Апреля 2011 г. 23:13 + в цитатник

Жизнь, данная нам природой, короткая, но память о хорошо прожитой жизни — вечная. Цицерон

 (700x467, 38Kb)

Задача жизни...???????????

Суббота, 02 Апреля 2011 г. 23:07 + в цитатник

Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно внутренним, сознаваемым тобою законом. Марк Аврелий

 

 (700x584, 69Kb)

Храни любовь...

Суббота, 02 Апреля 2011 г. 23:03 + в цитатник

Храни любовь в сердце своём. Жизнь без неё подобна бессолнечному саду с мёртвыми цветами.

 (699x525, 126Kb)

Часовня Димитрия Солунского

Суббота, 02 Апреля 2011 г. 22:48 + в цитатник

Часовню Российской православной церкви за рубежом в честь святого великомученика Дмитрия Солунского освятили в Одессе. Здесь же отслужили и первую после восстановления Святую Литургию.
Часовня святого великомученика Димитрия Солунского расположена на территории одесского Димитриеводонского христианского кладбища. Она была закрыта в середине 40-х годов ХХ века и, по обыкновению, в советские времена ее превратили в склад.
В октябре 2006 года помещения вернули церкви. Восстановлению помогали многие руководители предприятий, фирм, обычные одесситы. Рассказывала об этом и «Комсомолка».
— На этом кладбище похоронено много одесситов, — отметила секретарь Одесской епархии Российской православной церкви за рубежом матушка Рафаила. — Люди приходят сюда почтить родных и с радостью узнают о возобновлении часовни. Лишь благодаря добровольным пожертвованиям удалось завершить необходимые работы.
Матушка Рафаила выразила надежду, что вокруг часовни будет сплочена и вся религиозная община РПЗЦ.
По преданию, святой великомученик Димитрий Солунский, память которого совершается 8 ноября (26 октября), родился в христианской семье. Императором Максимианом Галерием, правившим в начале IV века, Димитрий был назначен властителем и воеводой Фессалоникийской области. Главной обязанностью его была защита области от внешних врагов, но император требовал от него еще и истребления христиан. Димитрий же вместо этого стал бороться с язычеством и многих язычников обратил к вере Христовой. Это не могло быть незамеченным императором, и вовевода был заключен в темницу. По приказу императора в темнице стража пронзила Димитрия копьями.
Дмитрий Солунский имеет особое почитание у славянских народов - он почитается со времен Крещения Руси, уже в XI веке в Киеве был построен Дмитриевский монастырь. Память святого Димитрия связывается с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой Димитрий считается покровителем воинов.
 

Афоризмы о семье.

Суббота, 02 Апреля 2011 г. 22:42 + в цитатник

Семья начинается с детей.
                                                    А.И.Герцен

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему
                                                     Л.Н.Толстой

В семейной жизни самый важный винт — это любовь.
                                                       А.П.Чехов

В семейной жизни главное — терпение. Любовь продолжаться долго не может.
                                                      Н.Г.Чернышевский

У брака и любви различные стремленья: Брак ищет выгоды, любовь — расположенья.
                                                      Пьер Корнель

Семья - такая хорошая вещь, что многие мужчины заводят две семьи одновременно
                                                     Адриан Декурсель

Счастлив тот, у кого есть семья, где он может пожаловаться на свою семью
                                                    Жюль Ренар

Семья - это группа людей, которых соединяют узы крови и ссорят денежные вопросы.
                                                    Этьен Рей

Ничто не разделяет людей так, как общее жилье.

                                                   Збигнев Холодюк

Не суди о человеке по его родне - не он ее выбирал.

                                                   Неизвестный автор.

 (500x375, 579Kb)

Одна давняя песня - а смысл вечно нов...

Суббота, 02 Апреля 2011 г. 22:30 + в цитатник

Если я заболею,
К врачам обращаться не стану,
Обращусь я к друзьям -
Не сочтите, что это в бреду:
Постелите мне степь,
Занавесьте мне окна туманом,
В изголовье поставьте
Упавшую с неба звезду!

Я шагал напролом,
Никогда я не слыл недотрогой.
Если ранят меня
В справедливых тяжелых боях -
Забинтуйте мне голову
Русской лесною дорогой
И укройте меня
Одеялом в осенних цветах...

От морей и от гор
Веет вечностью, веет простором.
Раз посмотришь - почувствуешь:
Вечно, ребята, живем!
Не больничным от вас
Ухожу я, друзья, коридором -
Ухожу я, товарищи,
Сказочным Млечным путем...

(Ярослав Смеляков, 1960)

 (500x395, 32Kb)

Есть строки...

Суббота, 02 Апреля 2011 г. 22:04 + в цитатник

Есть строки - пламенного сердца они печать...
Когда душа сквозь боль прозреет и... не смолчать...
Слагает жизнь в оттенках смысла картину дней -
Всё неслучайно: чем выше к небу, тем тень длинней.
И как порою похожи внешне слова людей,
Но ЧТО за ними, какое пламя - понять сумей!
Легко придумать, легко поверить в манящий "свет"...
И только сердце шепнёт тревожно - "Любви там нет..."

Есть строки - время вес отмерит через года...
Уносит ветром сухие листья... И поезда
На полустанке заиндевевшем притормозят -
Тупик... ошибка... мираж растает... А как назад?!
Но там, за дымкой пустых иллюзий - Твой огонёк...
Горит зовуще лучом рассветным... и не далёк:
Одно лишь Слово согреет сердце в чужом краю -
Коснётся ясность светло и нежно - родным ЛЮБЛЮ...
     
Sentito пишет.
    
 

 (640x503, 63Kb)

Из не спетого, но прожитого сердцем...

Среда, 30 Марта 2011 г. 19:55 + в цитатник

Владимир Высоцкий (из записных книжек):

"...изо всех известных ностальгий всех сильнее тоска по России..."

"За окном - только вьюга, смотри...

                                да пурга, да пурга...

Только кажется, кажется, кажется мне,

                    что пропустит вперёд весна...

Что по нашей стране, что по нашей стране

                            пелена спадёт, пелена..."

 (500x318, 43Kb)

Фото из инета.

Среда, 30 Марта 2011 г. 19:49 + в цитатник
ТИХАЯ ОБИТЕЛЬ.
 (699x473, 99Kb)

Sentito пишет.Поэт и романтик из Могера... (то, что близко душе - делюсь с Вами)

Среда, 30 Марта 2011 г. 19:41 + в цитатник
Есть то, что близко Душе, что оставило в ней светлый след... Бывает так - что-то особенно прозвучало, особенно затронуло.... - просто сердце из всей жизненной россыпи открытий и находок выбирает то, что ближе всего... свои жемчужинки... и из ни

х складывается созвучное..... Как на море - идёшь по берегу... и среди тысяч разных камушков выбираешь те, что особенно понравились......... Делюсь с Вами - тем, что близко....
.......Давно уже - в разных комментариях - иногда цитировала некоторые строки из стихотворений испанского поэта Хименеса, которого открыла несколько лет назад, встретив его чудесную светлую повесть "Платеро и я" (о маленьком серебристом ослике Платеро и тёплой человеческой душевной струне....). Восхитило утончённое и проникновенное описание, когда словами словно красками рисовались нежные, тёплые образы..... Потом нашла и сборник стихов Хименеса, открыв для себя много созвучных строк...
Хуан Рамон Хименес (1881 - 1958) - родился в маленьком испанском городке Могер. В энциклопедии о нём сказано кратко: "один из лучших лириков своего языка", "Лауреат Нобелевской премии по литературе 1956 года "За лирическую поэзию, образец высокого духа и художественной чистоты в испанской поэзии"". Его женой стала женщина, которую он преданно любил всю жизнь - писательница, переводчица Рабиндраната Тагора, которая была ему верной опорой и поддержкой. Она ушла из жизни раньше и Хименес тяжело переживал невосполнимую утрату.... был безутешен..... и прожил без неё всего лишь 2 года...
А если сказать больше - и не языком энциклопедии - то Хименеса можно назвать "душой Испании"... и его имя знают там, если выразиться образно - "с колыбели", как у нас Лермонтова или Пушкина. Его называют просто - "поэт из Могера", и каждый знает, о ком идёт речь. Под стихами Хименеса стоит скромная подпись: лишь 3 буквы-инициала X. Р. X. (J. R. J.) - по испанскому обычаю, так может подписывать свои произведения лишь тот, чьё имя известно почти каждому испанцу. Народная любовь и народное признание, как и время - самые верные определители Ценности.
Как сказал сам Хименес - "поэзия всегда была моей сутью". И ещё одна мысль поэта говорит сама за себя: "Я влюблен в мой народ, в его обычаи, в его искусство, в его силу". И ещё: "Душа яснеет вместе с небесами!.."
А теперь - языком Поэзии и сердца... - знакомьтесь... Хименес... то, что мне особенно отзвучало (конечно, в переводах на русский язык):
***
Родина и душа!
И душа, она с родиной схожа:
В глубине, в кольце берегов, затеряны обе,
В беспредельном золоте мира...

РАССВЕТ
Баюкая птичью стаю, под вихрем слабеют ветви.
Три раза мигнул зеленый маяк. Ни сверчка на свете!
В какую даль ураганом забросило дом от дома!
Как тропы непроходимы!
Как прежнее незнакомо!
Все чудится не на месте.
И только цветы в аллее,К
Как вечером накануне,
Сквозят, изнутри светлея..

**
Я наземь лег — и, ярко догорая,
Вечерняя заря передо мною
Слилась в одно с осенней желтизною
В кастильском поле без конца и края.
За плугом борозда, еще сырая,
Ложилась параллельно с бороздою,
И пахарь шел, рукой своей простою
В земное лоно зерна посылая.
И думал я: настало мое время —
Я вырву сердце, звонкое, живое,
Вручу земле, пока не отзвенело,
И поглядим, взойдет ли это семя,
Чтоб по весне высокою листвою
Нетленная Любовь зазеленела..

***
Коснуться плеча, коснуться волны,
Коснуться луча, коснуться стены.
Поверхность души под ласкою рук...
Касание струн и вечность вокруг...

***
Ночь и ночная дорога — это одно и то же.
К тайне твоей любви иду по черному бездорожью.
К тайне твоей любви — ветром морей тревожных,
Светом горных вершин, ароматной цветочной дрожью...

***
Судьба взяла мое сердце
И тебя вложила мне в грудь....
Ты меня не можешь отторгнуть,
Я тебя не могу отторгнуть, —
Друг без друга нам не вздохнуть!
Ты и я, я и ты — это мы с тобою, —
Эти звенья не разомкнуть!
Море и небо, связанные судьбою,
Небо и море суть...

***
Вечерние дороги свела в одну ночная.
По ней к тебе иду и как дойти — не знаю.
По ней к тебе иду, далекий, как зарницы,
Как отголосок ветра, как запах медуницы.

***
Бродят души цветов под вечерним дождем.
О, ростки желтоцвета, по кровельным скатам...
Вы опять отогрели заброшенный дом
Неизвестным и стойким своим ароматом!
Он как голос, который заплакать готов,
Или сказка лесная, с лачугой в низине,
Где невеселы краски, и много цветов,
И большие глаза нелюдимы и сини…
Привкус горя навек с этим запахом слит
И возник в незапамятно-давние годы…
Крыша пахнет цветами, а сердце болит,
Словно эти цветы — его желтые всходы.

ОСЕНЬ
Деревья — ярче костра
в осенние вечера…
На прибранном этом поле,
в этом сквозном раздолье,
где нет ни души, они
так бесконечно одни!
Смешны им наши вопросы!
Нас ви­дят эти ко­лос­сы
на­сквозь — про­жи­га­ет нас
зо­ло­то веч­ных глаз.
Ду­шам на­шим в укор
сол­неч­ный их убор!

***
Мы ду­ма­ли, что все на све­те — заб­ве­нье, ще­бень и зо­ла…
А в серд­це прав­да улы­ба­лась и ча­са сво­его жда­ла.
Сле­за — го­ря­чею кро­вин­кой на бе­лом инее стек­ла…
А в серд­це прав­да улы­ба­лась и ча­са сво­его жда­ла.
Хо­лод­ной сля­ко­тью по­крыл­ся день чер­ный, вы­жжен­ный дот­ла…
А в серд­це прав­да улы­ба­лась и ча­са сво­его жда­ла...

***
По­дай мне, на­де­ж­да, ру­ку, пой­дем за не­зри­мый гре­бень -
Ту­да, где сия­ют звез­ды в ду­ше у ме­ня, как в не­бе.
За­крой мне дру­гой ру­кою гла­за и по­тус­то­рон­ней
Тро­пин­кой ве­ди, сле­по­го. от сне­га тво­ей ла­до­ни.
За­то мы та­кие да­ли уви­дим при све­те гру­сти:
Под пол­ной лу­ною серд­ца люб­ви го­лу­бое устье.
Ме­ня схо­ро­ни во мне же от жа­ра мир­ской пус­ты­ни
И путь про­то­ри в глу­би­ны, где не­дра, как не­бо, си­ни...

***
И я уй­ду. А пти­ца бу­дет петь как пе­ла,
И бу­дет сад, и де­ре­во в са­ду, и мой ко­ло­дец бе­лый...
На скло­не дня, про­зра­чен и спо­ко­ен,
Зам­рет за­кат, и вспом­нят про ме­ня
Ко­ло­ко­ла ок­ре­ст­ных ко­ло­ко­лен.
С го­да­ми бу­дет ули­ца иной;
Ко­го лю­бил я, тех уже не ста­нет,
И в сад мой за бе­ле­ною сте­ной,
тос­куя, толь­ко тень моя за­гля­нет…
И я уй­ду; один — без ни­ко­го,
Без ве­че­ров, без ут­рен­ней ка­пе­ли
И бе­ло­го ко­лод­ца мое­го…
А пти­цы бу­дут петь и петь, как пе­ли...
 (700x525, 640Kb)

Святые 40 мучеников, в Севастийском озере мучившиеся.

Пятница, 25 Марта 2011 г. 23:05 + в цитатник
Валерий Севастийский.
 (124x160, 10Kb)
Святые 40 мучеников, в Севастийском озере мучившиеся. В 313 году святой Константин ВеликийЖитие.. Святой равноапостольный царь КонстантинИкона. Император Константин ВеликийМолитвыХрамы издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое значительно распространилось там. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско.
В то время в армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые вышли победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Воины предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: "Претерпевший до конца, тот спасен будет".

На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Снова услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов. Однако старший из них, Кирион, сказал: "Император не давал тебе права налагать на нас оковы". Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков.

 (115x160, 6Kb)
Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Святые твердо отвечали: "Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога". Тогда Лисий велел побить святых мучеников камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный Лисием, попал в лицо Агриколаю. Мучители поняли, что святых ограждает какая-то невидимая сила. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: "Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные".
На следующий день суд перед мучителем и допрос повторился, воины же остались непреклонны.

 (126x160, 9Kb)
Стояла зима, был сильный мороз. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпимым, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро, он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: "И я - христианин!" - и присоединился к мученикам. Стоя в воде, он молился: "Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини и меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами".
 (135x160, 8Kb)
Наутро истязатели с удивлением увидели, что мученики живы, а их стражник Аглаий вместе с ними прославляет Христа. Тогда воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников. Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их.

Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. Епископ с несколькими клириками ночью собрал останки славных мучеников и с честью похоронил их.

 (480x498, 480Kb)

Любовь пишет.

Вторник, 22 Марта 2011 г. 01:45 + в цитатник
Жизненные испытания для чего они нам даны?
------------------------------------------------------------------

Почему жизнь человека не может пройти радостно и спокойно?
------------------------------------------------------------------------------------------

Многие ища ответ на этот вопрос начинают сетовать на Бога(вопрос
посетителя): Если бы Господь боролся за нас так .. как борется за нас
Диавол ...! Он говорит " Я есмь то что я есмь " ... а что мы ? Он
говорит " Я родил сына единородного Иисуса Христа " а кто мы ? я читал
притчи Соломона и не понял что такое страх перед Господом богом ( для
меня страх это гибель моих близких , потеря любимых и утрата друзей
)???что есмь я ? я не знаю ... Как я влюбляюсь все от меня
отворачивается , как я стремлюсь к лучшему оно покидает меня ,я молюсь
искренне и пустота наполняет меня более: как он может смотреть на все
это , как он может смотреть на все это ?? Где все ангелы которые
окружают нас ? где вся сила его ? где вся справедливость его ? Как жаль,
что мы все созданы по образу и подобию его, поэтому мы все живем каждый
для себя. И эти выводы сделаны из жизни близких, знакомых и из своей.
Что можно ответить на такой вопрос?


На земле царит закон свободы воли, а потому каждый сам решает,
как ему жить, и вся наша жизнь следствие наших собственных поступков, а
потому Господь не вмешивается, лишь помогает когда мы просим, а после
смерти он примет нас как отец, и расскажет что делали не так и чем
заслужили такую жизнь, но скажет - ведь какой опыт ты приобрел сын мой, а
если бы я вел тебя за руку всю жизнь ты так бы и не научился ходить.
Жизнь на Земле ценна именно тем, что позволяет приобрести опыт. Ведь
мало кто усвоит урок, если не пройдет его на практике.


Каждый, начиная свой путь, усваивает ряд норм и правил
накопленных человечеством и принимает их, но если в душе нет этого
опыта, он обязательно переступит через эти нормы, набьет себе шишки,
пока сам не убедится что так и должно быть.


Мы думаем, что жизненные трудности это зло, на деле же это благо, они помогают нам совершенствоваться и развиваться.


Представьте если человеку сейчас дать все, чем он хочет
обладать: счастье, здоровье, богатство. Думаете, человек станет в таких
условиях развиваться? Да он в первый же день погрязнет в удовлетворениях
и наслаждениях, забудет о Боге, а тем более о совершенствование души и
укреплении духа.


Трудности учат нас терпению, смирению, пониманию, мудрости - то
есть всем христианским добродетелям. А потому спрашивается: нужно ли
боятся трудностей? И как правильно их переносить? Трудностей боятся не
нужно! Они даются нам как урок. Это следствие наших же собственных
мыслей и поступков, это звоночек свыше: "Ты что-то сделал не так".


То есть, если на вашем пути возникли трудности, оцените свои
поступки, свои мысли за последнее время. Подумайте, что могло повлечь за
собой такие последствия, и что можно сделать, чтобы это исправить. Так
же нужно не забыть извлечь из этого урок, как в следующий раз ты должен
поступить, чтобы этого не случилось.


Преодолевая испытания со смирением и достоинством, мы
становимся чище и лучше. Мы приобретаем бесценные качества души,
становимся более умными и мудрыми в жизни.


Однако, что происходит, если мы не усваиваем урок? Тогда
маленькая нить неприятностей начинает растягиваться и закручиваться в
клубок, и тогда уже так трудно найти, где начало, а где конец беды, где
та причина, которая побудила эти последствия.


Каждый из нас знает, что может жить лучше, но ничего для этого не делает, а сидит и ждет, когда же на него все само свалится.


Трудности даны еще и для того, чтобы человек, свернув с
правильного пути, смог вовремя все осмыслить, исправить ошибку и выйти
вновь на правильный путь.


Высшие учителя помогают нам, учат нас, ведут по жизни,
позволяют приобрести незаменимый опыт, а мы вместо того, чтобы быть им
благодарными, вопим что Бог и Ангелы нас оставили.


Единственное, что требуется от человека, это вовремя усвоить
урок и стать опять на правильный путь. Тогда, наконец, он обретет ту
жизнь, какую хочет, а учится, будет на чужих ошибках.


Кроме того, испытания не даются не по силам. Во-первых, человек
все в силах пережить и от этого стать только лучше. Во-вторых,
испытания даются так, чтобы человек борясь с ними смог полностью
исправиться. А ведь если вы заметили, человека вначале пытаются научить
вначале на чужих ошибках. И если бы вы усваивали урок на нужном этапе,
многие бы трудности обошли вас стороной. Но так как человек не поймет,
что такое боль пока не упадет, то ему и посылаются всякие трудности.


Учитесь из всего извлекать пользу и жизненный опыт, и тогда вы поймете для чего вы живете на Земле
 (700x495, 125Kb)

Весна-tb пишет.

Вторник, 22 Марта 2011 г. 01:28 + в цитатник
Весенних дней новоначальных

Блаженна ясная пора,

Лучей напористых игра

От спячки будит лес печальный.

К унынью больше не влекут

Зимы надрывные метели,

Но, с крыш веселые капели

Тепла привет передают.

Восстать так счастлив мир от сна…

Хотя завидует немного

Душе святой, познавшей Бога –

Где вечно царствует весна!..
 (595x440, 39Kb)

Фото.

Вторник, 22 Марта 2011 г. 01:16 + в цитатник
Вне Горизонта
 (500x333, 40Kb)

Аудио-запись: Andy Williams - Love Story

Музыка

Вторник, 22 Марта 2011 г. 01:13 (ссылка) +поставить ссылку

Комментарии (0)Комментировать

Две строчки из песни Володи Высоцкого и......два пути...

Понедельник, 21 Марта 2011 г. 21:44 + в цитатник

 

"Попал в чужую колею глубокую... Крутые скользкие края имеет эта колея..."  - потому что ЧУЖАЯ, не СВОЯ, и такая никогда не принесёт сердцу ни чувства внутренней убедительности, ни ощущения Цельности, ни Счастья. А только будет УСЛОВНЫМ - "из огня да в полымя"... из крайности в крайность...  "уходить-приходить"...  вообщем "то вознесёт его высоко, то в бездну сбросит навсегда"....  только вспышки, но не ТЕПЛО согревающее... И это всё - НЕ ТО. Как об этом говорил  Володя Высоцкий: "Не надо подходить к чужим столам и откликаться, если  окликают..." А ведь "окликать" и "звать" могут и очень красивыми словами....... и не просто порой распознать суть и побуждения  (мудрое предупреждение ещё тысячи лет назад было оставлено - "...придут с вашими молитвами на устах и горе нераспознавшим...") и это - ко многому, и к той же "чужой колее", и к тому же внутреннему выбору.

"Гляжу - размыли край ручьи весенние, там выезд есть из колеи - 

Спасение!.."

Именно - образно и  символично - "ручьи ВЕСЕННИЕ"... - они и выводят к СВОЕМУ пути, когда Душа "не находит приюта" во всей этой чужой и так часто отчуждённо-безразличной  "переменчивости".... когда ей не спокойно и не дышится легко..!!!.....Ведь когда СВОЁ -  это уже выстраданное сердцем, а не выдуманное воображением - это уже иное... это уже просто БЕЗУСЛОВНО РОДНОЕ....... и как СЧАСТЛИВ нашедший!!!....  И тогда уже действительно будет  "я ЛЮБЛЮ - и  значит, я Живу..."  И уже не частичками... не впол-дыхания, не впол-силы.... и уже не бессмысленно..... потому что самое ДОРОГОЕ - НЕЗАМЕНИМО и всегда с ТОБОЙ!.....................  

 

 (500x500, 174Kb)


Убогий.

Четверг, 17 Марта 2011 г. 17:54 + в цитатник

Давно…

         В городишке безвестном,

Где люд пировал и грешил,

Отмечен молвою нелестной

Убогий при паперти жил.


 

Потребного сам не попросит,

Сутул, не ухожен никак –

Был рад он, коль кто-нибудь бросит

Брезгливо некчёмны й пятак.

 

Не ради корыстной ловитвы –

Небесною жаждой томим –

Усердно творил он молитвы

Всем пламенным сердцем своим.

 

Народ, проходя, насмехался;

Дразнили мальчишки порой…

А город пред Богом держался

Лишь этой молитвой святой.

 

Средь нравов разгульно-нестрогих,

Где к доброму люд поостыл,

Не кто-нибудь – этот убогий –

Единственный праведник был.

 

… Он умер легко и смиренно

В обличии скромном своем,

И в городе хлáдно-надменном

Никто не восплакал о нем.

 

… И где же то древнее место?

Какое названье ему?

Увы, этот город – безвестный.

Мы знаем с тобой, почему…


7.02.2010 г.

Свящ. Алексий Зайцев

 

 (698x465, 97Kb)

Усердный ученик Творца картину правил...

Четверг, 17 Марта 2011 г. 17:51 + в цитатник

Усердный ученик Творца картину правил:

«Плохое» кистью скрыл, «прекрасных черт» добавил…

Он думал, что Господь по злобе иль незнанью

Оплошность допустил в устройстве мирозданья.

Умен был ученик, но, к своему несчастью,

Не мог узреть весь холст, прикован к малой части;

И верить не желал, пленен своей задачей, –

С Небесной высоты смотрелся холст иначе.

… И каждый новый штрих, исполнен дерзновенья,

Всё больше нарушал гармонию творенья…


31.01.2010 г.

Свящ. Алексий Зайцев

 (393x311, 33Kb)

О ЧУВСТВЕННОМ ВИДЕНИИ ДУХОВ (святитель Игнатий Брянчанинов)

Четверг, 17 Марта 2011 г. 17:45 + в цитатник

До падения человека тело его было бессмертно, чуждо недугов, чуждо настоящей его дебелости и тяжести, чуждо греховных и плотских ощущений, ныне ему естественных17. Чувства его были несравненно тоньше, действие их было несравненно обширнее, вполне свободно.  

Облеченный в такое тело, с такими органами чувств, человек был способен к чувственному видению духов, к разряду которых он принадлежал душою, был способен к общению с ними, к тому Боговидению и общению с Богом, которые сродни святым духам18. Святое тело человека не служило для сего препятствием, не отделяло человека от мира духов. Человек облеченный в тело, способен был для жительства в рае, в котором ныне способны пребывать одни Святые и одними душами своими, в который взойдут и тела Святых по воскресении. Тогда эти тела оставят в гробах дебелость, усвоившуюся им по падении; тогда они сделаются духовными, даже духами, по выражению преподобного Макария Великого19, явят в себе те свойства, которые им даны были при сотворении. Тогда человеки снова вступят в разряд святых духов и в открытое общение с ними. Образец тела, которое вместе было и тело и дух, мы видим в теле Господа нашего Иисуса Христа по Его воскресении.

Падением изменились и душа и тело человеческие. В собственном смысл падение было для них вместе и смертью. Видимая и называемая нами смерть, в сущности, есть только разлучение души с телом, прежде того уже умерщвленных отступлением от них истинной жизни, Бога. Мы рождаемся уже убитыми вечною смертью! мы не чувствуем, что мы убиты, по общему свойству мертвецов не чувствовать своего умерщвления! Недуги нашего тела, подчинение его неприязненному влиянию различных веществ из вещественного мира, его дебелость суть следствия падения. По причине падения наше тело вступило в один разряд с телами животных; оно существует жизнью животных, жизнью своего падшего естества. Оно служить для души темницею и гробом. Сильны употребляемые нами выражения! но они еще недостаточно выражают ниспадение нашего тела с высоты состояния духовного в состояние плотское. Нужно очищение себя тщательным покаянием, нужно ощутить хотя в некоторой степени свободу и высоту состояния духовного, чтобы стяжать понятие о бедственном состоянии нашего тела, о состоянии его мертвости, причиненной отчуждением от Бога. В этом состоянии мертвости, по причин крайней дебелости и грубости, телесные чувства неспособны к общению с духами, не видят их, не слышат их, не ощущают. Так притупленная секира уже неспособна к употреблению по ее назначению. Святые духи уклонились от общения с человеками, как с недостойными такого общения, духи падшие, увлекшие нас в свое падение, смесились с нами, и чтобы удобнее содержать нас в плену, стараются сделать и себя и свои цепи для нас незаметными. Если же они и открывают себя, то открывают для того, чтобы укрепить свое владычество над нами. Всем нам, находящимся в рабстве у греха, надо знать, что общение с святыми Ангелами несвойственно нам по причин вашего отчуждения от них падением, что нам свойственно, по той же причин, общение с духами отверженными, к разряду которых мы принадлежим душою, – что чувственно являющиеся духи человекам, пребывающим в греховности и падении, суть демоны, а никак не святые Ангелы. "Душа оскверненная, сказал святой Исаак Сирский, не входит в чистое царство, и не сочетается с духами святых"20. Святые Ангелы являются только святым человекам, восстановившим с Богом и с ними общение святою жизнью. Хотя демоны, являясь человекам, наиболее принимают вид святых Ангелов для удобнейшего обмана; хотя и стараются иногда уверить, что они человеческие души, а не бесы21; хотя они иногда и предсказывают будущее: хотя открывают тайны: но вверяться им никак не должно. У них истина перемешана с ложью, истина употребляется по временам только для удобнейшего обольщения. Сатана преобразуется во Ангела света и служители его преобразуются, яко служители правды22, сказал святой Апостол Павел.

Святой Иоанн Златоуст, в беседе 2 о нищем, Лазаре, и о богатом, повествует случавшееся в его время: "Демоны говорят: я – душа такого-то монаха. Разумеется: этому не "верю именно потому, что говорят это демоны. Они обманывают внимающих им. По этой причин и Павел повелел демону молчать, хотя он говорил и правду, чтобы он не обратил этой правды в повод, не подмесил впоследствии к ней лжи и не привлек к себе доверенности. Дьявол говорил: cии человецы рабы Бога вышнего суть, иже возвещают нам путь спасения23: Апостол, огорчась этим, повелел пытливому духу выйти из девицы. И что же говорил дух худого, когда говорил: сии человецы рабы Бога вышнего суть? Но так как большинство незнающих не может основательно судить о том, что говорится демонами, – Апостол решительно отверг всякую доверенность к ним. Ты принадлежишь к числу отверженных, говорить Апостол демону: ты не имеешь права говорить свободно; умолкни, онемей. Не твое дело проповедовать: это предоставлено Апостолам. Зачем похищаешь не твое? умолкни, отверженный. Так и Христос, когда демоны говорили Ему: вемы Тя, кто еси24, очень строго воспретил им, предписывая этим закон нам, чтобы мы ни под каким предлогом не доверяли демону, если бы даже он говорил что справедливое. Зная это, мы должны ни в чем решительно не верить демону. Если он будет говорить что и справедливое, – бежим, отвратимся от него. Здравым и спасительным познанием мы должны научаться не от демонов, но из Божественного Писания. Далее в этой беседе Златоуст говорить, что души как праведников, так и грешников, немедленно после смерти, уводятся из этого мира в другой, одни для принятая венцов, другие для казней. Душа нищего Лазаря немедленно после смерти вознесена Ангелами на лоно Авраама, а душа богача низвергнута в адский пламень. В беседе 28 на Матвея, Златоустый поведает, что в его время некоторые беснующиеся говорили: я – душа такого-то. "По истине это ложь и обман дьявольские, присовокупляет великий Святитель. Не душа умершего вопиет это, а демон, который притворяется, чтобы обмануть слушателей".

Демоны не знают будущего, известного Единому Богу и тем разумным Его тварям, которым Бог благоволить открыть будущее; но как умные и опытные люди из событий совершившихся или совершающихся предусматривают и предугадывают события, имеющие совершиться: так и хитрые, многоопытные лукавые духи могут иногда предполагать с достоверностью и предсказывать будущее25. Часто они ошибаются; весьма часто лгут и неясными провещаниями приводят в недоумение и сомнение. Иногда же они могут предвозвестить событие, которое уже предназначено в мире духов, но между человеками не приведено еще в исполнение: так прежде, нежели постигли праведного Иова искушения, попущение этих искушений уже было решено в совете Божием и было известно падшим духам26; так решена была на суд Божием, известна святым небесным силач и отверженным ангелам, передана к исполнению духу лукавому, погибель в сражении царя израильского Ахава, прежде нежели царь вступил в поход27; так предсказал дьявол святому Иоанну, архиепископу новгородскому, искушение, которое впоследствии навел на него28. Были случаи, когда и грешникам являлись святые Ангелы, но это случалось по особенному смотрению Божию и крайне редко: так лжепророку и волхву, т. е. человеку, бывшему в особенном ближайшем общении с демонами, являлся святой Ангел29. Исключительные случаи, по особенному смотрению Божию не должны иметь никакого влияния на общее правило для всех30. Общее правило для всех человеков состоит в том, чтобы никак не вверяться духам, когда они явятся чувственным образом, не входить в беседу с ними, не обращать на них никакого внимания, признавать явление их величайшим и опаснейшим искушением. Во время этого искушения должно устремлять мысль и сердце к Богу с молитвою о помиловании и об избавлении от искушения. Желание видеть духов, любопытство узнать что-нибудь о них и от них есть признак величайшего безрассудства и совершенного незнания нравственных и деятельных преданий Православной Церкви. Познание духов приобретается совершенно иначе, нежели как то предполагает неопытный и неосторожный испытатель. Открытое общение с духами для неопытного есть величайшее бедствие, или служит источником величайших бедствий.

Боговдохновенный писатель Бытейской книги говорит, что по падении первых человеков, Бог, произнесши приговор над ними, еще до изгнания их из рая, сотвори им ризы кожаны и облече их31. Ризы кожаные, по объяснению святых Отцов32, означают нашу грубую плоть, которая, при падении, изменилась: утратила свою тонкость и духовность, получила настоящую свою дебелость. Хотя начальною причиною изменения и было падение; но изменение совершилось под влиянием Всемогущего Творца, по неизреченной Его милости к нам, к нашему величайшему благу. Между прочими полезными для нас последствиями, истекающими из состояния, в котором ныне находится наше тело, мы должны указать на то, что, через допущение дебелости нашему телу, мы сделались неспособными к чувственному видению духов, в область которых мы ниспали. Объясним это. Мы стяжали как бы естественное влечение ко злу. Это влечение естественно падшему естеству: это влечение, подобно влечению демонов ко злу: прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его33. Но в нас смешано добро со злом: мы влечемся то к злу, то, покидая это стремление, направляемся к добру. Демоны, напротив того, всегда и всецело устремлены к злу. Если бы мы находились в чувственном общении с демонами, то они, в кратчайшее время, окончательно развратили бы человеков, непрестанно внушая зло, явно и непрестанно содействуя злу, заражая примерами своей постоянно преступной и враждебной Богу деятельности. Тем удобнее они могли бы совершить это, что падший человек естественно влечется к злу, что падший человек находится в подчинении у демонов, покорившись им произвольно. В кратчайшее время человеки, по преуспеянию во зле, сделались бы демонами; покаяние и восстание из падения были бы для нас невозможны. Премудрость и благость Божья положила преграду между человеками, низверженными на землю из рая, и духами, низверженными на землю с неба – грубую вещественность тела человеческого. Так земные правительства отделяют темничною стеною злодеев от общества человеческого, чтобы они по произволу не вредили этому обществу и не развращали прочих человеков34. Духи падшие действуют на человеков, принося им греховные помыслы и ощущения: до чувственного видения духов достигают весьма немногие человеки.

При размножении человечества в его настоящем состоянии падения, тело приносить душе весьма сходное служение с тем служением, которое исполняют пелены для новорожденного тела. Обернутое пеленами тело младенца получает правильность, без пелен члены его, по мягкости своей, могли бы получить уродливые формы: так и душа, облеченная в тело, закрытая и отделенная им от мира духов, постепенно образует себя изучением закона Божия, или, что то же, изучением христианства, и стяжает способность различать добро от зла35. Тогда даруется ей духовное видение духов и, если то окажется сообразным с целями руководствующего ею Бога, чувственное, так как обман и обольщение для нее уже гораздо менее опасны, а опытность и знание полезны. При разлучении души от тела видимою смертью мы снова вступаем в разряд и общество духов. Из этого видно, что для благополучного вступления в мир духов, необходимо благовременное образование себя законом Божиим, что именно для этого образования и предоставлено нам некоторое время, определяемое каждому человеку Богом для странствования по земле. Это странствование называется земною жизнью.

Человеки делаются способными видеть духов при некотором изменении чувств, которое совершается неприметным и необъяснимым для человека образом. Он только замечает в себе, что внезапно начал видеть то, чего доселе не видел и чего не видят другие, – слышать то, чего доселе не слышал. Для испытавших на себе такое изменение чувств, оно очень просто и естественно, хотя необъяснимо для себя и для других; для не испытавших – оно странно и непонятно. Так всем известно, что люди способны погружаться в сон; но что за явление – сон каким образом, незаметно для себя, мы переходим из состояния бодрости в состояние усыпления и самозабвения – это остается для нас тайною. Изменение чувств, при котором человек входит в чувственное общение с существами невидимого мира, называется в Священном Писании отверзением чувств. Отверзе Бог, говорит Писание, очи Валааму, и узре Ангела Божия противостояща на пути, и меч извлечен в руце его36. Окруженный врагами, пророк Елисей, чтобы успокоить устрашенного слугу своего, помолися и рече: Господи, отверзи ныне очи отрока, да узрит. И отверзе Господь очи его, и виде: и се, гора исполн коней, и колесница огненна окрест Елиссеа: и снидоша к нему: И помолися Елиссей ко Господу и рече; порази убо язык сей невидением. И порази их невидением по глаголу Елиссееву... и отведе их в Самарию. И бысть егда внидоша в Самарию, и рече Елиссей: отверзи убо, Господи, очи их, и да видят. И отверзе Господь очи их, и видеша37. Когда два ученика шли с Господом по дороге из Иерусалима в Еммаус: то очи ею держастеся, повествует Евангелист, да Его, Господа, не познаста. Когда же они пришли на ночлег: тогда, при преломлении хлеба, онема отверзостеся очи, и познаста Его38. Из приведенных мест Священного Писании явствует, что телесные чувства служат как бы дверями и вратами во внутреннюю клеть, где пребывает душа, что эти врата отворяются и затворяются по мановению Бога. Премудро и милосердно пребывают эти врата постоянно заключенными в падших человеках, чтобы заклятые враги наши, падшие духи, не вторгались к нам и не губили нас. Эта мера тем необходимее, что мы, по падении, находимся в области падших духов, окружены ими, порабощены ими. Не имея возможности ворваться к нам, они извне подают нам знать о себе, принося различные греховные помыслы и мечтания, ими привлекая легковерную душу в общение с собою. Непозволительно человеку устранять смотрение Божие, и собственными средствами, по пущению Божию, а не по воле Божией, отверзать свои чувства и входить в явное общение с духами. Но и это случается. Очевидно, что собственными средствами можно достигнуть общения только с падшими духами. Святым Ангелам несвойственно принять участие в деле, несогласном с волею Божиею, в деле не благоугодном Богу. Чем влекутся человеки к вступлению в открытое общение с духами? Легкомысленные и незнающие деятельного христианства увлекаются любопытством, незнанием, неверием, не понимая, что, вступив в такое общение, они могут нанести себе величайший вред; люди, предавшиеся греховности и отступившие от Бога, вступают в это общение по самым порочным побуждениям и для самых порочных целей.

То, что совершается с нами по промыслу Божию, всегда преисполнено величайшей премудрости и благости, совершается по существенной надобности для существенной пользы нашей, отнюдь не для удовлетворения нашему любопытству, или какому другому мелочному, недостойному Бога, нашему побуждение. По этой причине обыкновенный порядок и ход нарушаются весьма редко; весьма редко вводится человек в чувственное видение духов. Богу благоугодно, чтобы служитель Его пребывал постоянно в величайшем благоговении пред Ним, в безусловной покорности к Нему, в безусловной преданности Его святейшей воли. Всякое нарушение этих отношений неблагоприятно Богу, и налагает на нас печать гнева Божия39. Легкомысленно покушающиеся нарушить порядок, установленный Богом, и вторгнуться самовольно в то, что Богом сокрыто от нас, признаются искусителями Бога, и изгоняются от лица Его во тьму кромешную, в которой не светит Свет Божий. Приведем несколько примеров, которые объяснять нам, с какою спасительною для нас предосторожностью, с целью величайшей нашей душевной пользы, Бог допускает нам чувственное видение духов. В Африке40 был мытарь, именем Петр, человек самый жестокосердый, подавший в течение всей своей жизни милостыню нищему однажды, и то не по движению сострадания, а по увлечению гневом. Когда Петр нес большое количество хлебов, нищий начал неотступно просить у него милостыни: Петр, рассердившись и не имея возможности ударить нищего чем другим, кинул в него хлебом. По прошествии двух дней после этого случая Петр заболел; болезнь усилилась; больной очень изнемог и, казалось, приближался к смерти. При таком положении отверзлись его очи: он увидел пред собою весы: по одну сторону их стояли мрачные демоны, по другую – светлые Ангелы. Демоны, собрав все злые дела, сделанные Петром в течение его жизни, положили на весы. Светоносцы, не находя никаких добрых дел, чтобы противоположить их злым делам Петра, стояли в унынии, и в недоумении говорили друг ко другу: "Мы ничего здесь не имеем". Тогда один из них сказал: "точно, мы ничего не имеем здесь, кроме одного хлеба, который дан Петром Христу, два дня тому назад, и то поневоле. Они положили хлеб в другую чашу весов, и она тотчас начала перетягивать первую. Тогда световидные мужи сказали мытарю: "Иди, убогий Петр, приложи к этому хлебу, чтобы темнообразные мурины не похитили тебя, и не ввергли в вечную муку". Петр выздоровел, сделался необыкновенно милостивым к нищей братии, истощил на них все весьма значительное имение свое, рабам дал свободу, и, переселившись в Иерусалим, продал себя в раба одному из благочестивых жителей Святого Града, чтобы смирением еще ближе усвоиться Богу, Которому он уже усвоился милостынею. Петр сподобился великих духовных дарований41. – В Киевопечерском монастыре был инок Арефа; он имел значительное богатство, и хранил сокровище в келье, будучи крайне скуп не только к нищим, но и к самому себе. Воры ночью обокрали его. Арефа впал в тоску, едва не наложил на себя рук; стал разыскивать об украденном имении и подвергать неприятностям многих невинных. Братия упрашивали его прекратить такие разыскания и возложить печаль свою на Господа42; но он не хотел и слышать увещаний, отвечал на них жестко и грубо. Чрез несколько дней Арефа впал в тяжкую болезнь, и приблизился к смерти. Братия собрались к нему; он лежал, как мертвый, ничего не говоря; потом внезапно, вслух всем, начал вопиять громким голосом: "Господи помилуй! Господи прости! Господи согрешил! имение – Твое! не жалею о нем!" Он немедленно выздоровел, и так поведал братии о причине своих восклицаний: "Я видел, говорил он, что пришли ко мне Ангелы и полк бесов. Они начали препираться обо мне по поводу украденного моего богатства. Бесы говорили: "Он по этому случаю не воздал хвалы Богу, но роптал, и потому он наш, и должен быть предан нам". Ангелы сказали мне: "Несчастный человек! если бы ты, при случившемся похищении у тебя имения, принес Богу благодарение, то похищение имения вменилось бы тебе в милостыню, как Иову. Когда кто подает милостыню – это велико пред Богом, потому что подавши поступает так из своего благого произволения; претерпевающему же с благодарением насильственное похищение вменяется искушение, нанесенное диаволом, в благое произволение. Диавол, хотя ввергнуть человека в злохуление, устрояет похищение его имения; но человек, который благодарит Бога, все предавая Богу, поступает одинаково с милостивым раздаятелем". Когда Ангелы сказали мне это, я воскликнул: "Господи, прости! Господи, я согрешил! имение принадлежит Тебе; не жалею о нем!" тогда бесы исчезли, а святые Ангелы возрадовались и, вменив мне украденные деньги в милостыню, удалились. После этого видения Арефа изменился и в образ мыслей и в нраве, проводил самую добродетельную, подвижническую жизнь, богатея в Бога: он сподобился блаженной кончины, и блаженство свое засвидетельствовал нетлением мощей своих: они почивают в пещерах с мощами прочих преподобных Отцов, к лику которых Арефа справедливо причислен святою Церковью43. – В той же Киевопечерской лавре жил слепой старец Феофил, непрестанно погружавшийся в покаяние и, по причине непрестанного умиления, непрестанно проливавший обильные слезы, что признается верным признаком святой души, переселившейся в вечность помышлениями своими еще во время пребывания своего на земле44. Феофил плакал над сосудом, и в него собрал значительное количество слез. Это было следствием непонятого им тонкого самомнения, столько душевредного для подвижника, который не должен давать никакой цены своим подвигам, вполне предоставляя оценку их Богу45. За три дня до кончины своей Феофил прозрел, как ему то было предсказано его наставником, преподобным Марком. Поняв, что настало время переселения в вечность, Феофил удвоил свой плач и, имея в виду накопленные им слезы в сосуде, умолял Бога, чтобы слезы его были приняты. Внезапно предстал пред ним Ангел с благоухающим сосудом, и сказал ему: Феофил! хорошо, что ты молился и плакал; но напрасно ты хвалишься слезами, собранными тобою в сосуд. Вот сосуд, гораздо больший того, наполненный твоими же слезами, которые ты изливал при усердной молитве, и отирал или рукою или платком, или оставлял падать на землю и одежды твои. Я собрал их по повелению Владыки и Творца моего, а теперь послан возвестить тебе радость переселения к Тому, Кто сказал: Блаженни плачущии, яко тии утешатся46. – Из приведенных здесь событий ясно усматривается общий характер явления духов, устрояемого промыслом Божиим. По смотрению Божию являются духи только во время крайней нужды, с целью спасения и исправления человеков; являются таким образом, что явление их не может иметь вредных последствий. Петр и Арефа извлечены были из пропасти греховной страхом от виденного ими состязания Ангелов с бесами, а Феофил, которого недостаток заключался не в образ жизни, а в образ мыслей, наставлен смиренномудрию и вместе извещен об ожидающем его блаженстве. Он не мог превознестись явлением ему Ангела и обетованием блаженства, потому что при этом обнаружен ему его недостаток и объявлено о спасении пред самою смертью, как о даре, дарованном единственно милостью Божиею. Только совершеннейшим христианам, преимущественно из иноков, сподобившимся прозреть душевными очами, был открыт мир духов; но таких христиан и в самые цветущие времена иночества было очень мало, по свидетельству преподобного Макария Великого47. Свойство всех видений, посылаемых Богом, замечает святой Иоанн Лествичник, заключается в том, что они приносят душ смирение и умиление, исполняют ее страха Божия, сознания своих греховности и ничтожества. Напротив того, видения, в которые мы вторгаемся произвольно, в противность воле Божией, вводят нас в высокоумие, в самомнение, доставляют радость, которая не что иное, как не понимаемое нами удовлетворение наших тщеславия и самомнения48. Демоны, являясь наиболее в виде Ангелов, стараются польстить человеку похвалою, потешить его любопытство и тщеславие; затем они удобно ввергают его в самообольщениe и наносят ему сильнейший, более или менее явный, душевный вред.

Мысль, что в чувственном видении духов заключается что-либо особенно важное, ошибочна. Чувственное видение, без духовного, не доставляет должного понятия о духах, доставляет одно поверхностное понятие о них, очень удобно может доставить понятия самые ошибочные, и их-то наиболее и доставляет неопытным и зараженным тщеславием и самомнением. Духовного видения духов достигают одни истинные христиане, а к чувственному наиболее способны люди самой порочной жизни. Кто видит духов и находится в чувственном общении с ними? Волхвы, отрекшиеся от Бога и признавшие богом сатану49; люди, предавшиеся страстям и, для удовлетворения их, прибегшие к волхвам, при посредстве их вступившие в явное общение с падшими духами, что совершается под непременным условием отречения от Христа50: люди, истощенные пьянством и развратною жизнью; подвижники, впавшие в самомнение и гордость; весьма немногие способны к нему по естественному сложению; весьма немногим являются духи по поводу какого-либо особенного обстоятельства в жизни. В последних двух случаях человек не подлежит порицанию, но должен приложить все тщание, чтобы выйти из этого положения, как весьма опасного. В наше время многие позволяют себе входить в общение с падшими духами посредством магнетизма, причем падшие духи обыкновенно являются в вид святых ангелов, обольщают и обманывают различными интересными сказками, перемешивая правду со ложью, – всегда причиняют крайнее душевное и даже умственное расстройство. Употребление магнетизма есть отрасль волхвования. При нем нет явного отречения от Бога, но несомненно имеется отречение прикрытое, так как в настоящее время вообще дьявол очень прикрывает свои сети, более заботясь об уничтожении существенного, нежели наружного. Оставив без всякого внимания постановления Божии, не справясь тщательно, угодно ли Богу, сообразно ли воле Божией предпринимаемое, легкомысленный испытатель таинственного слепо вверяется действию магнетизма, без всякой предосторожности вступает в общение с духами, верит им и вверяется, действует под их руководством и по их наставлениям. Что это, как не отступление от Бога?

Случалось, что, по особенному смотрению Божию, святые духи являлись людям порочной жизни, и даже идолопоклонникам. Этим людям не принесло никакой пользы явление им святых Ангелов; да оно и устраивалось не для их личностей, и потому не служило признаком их достоинства. Священное Писание повествует, что в то время, когда патриарх Иаков ушел тайно из Месопотамии от тестя своего Лавана, идолопоклонника, и Лаван пустился в погоню за зятем, прииде Бог (здесь надо разуметь Ангела Божия: посланный назван именем Пославшего) к Лавану Сирину нощию во сне, и рече ему: блюди себе, да не како возглаголеши Иакову зла51. Идолопоклоннику Лавану явился Бог не для Лавана, а для того, чтобы доставить спасение Иакову. Идолопоклонник остался идолопоклонником, не смотря на то, что видел Бога лицом к лицу, и беседовал с Ним. Чувственное видение не принесло никакой пользы, потому что ему не предшествовало познание. Увидев истинного Бога, идолопоклонник не престает признавать богами идолов своих; он говорит о них: вскую украл еси боги моя?52 – Идолопоклонник, лжепророк и волхв Валаам видел явно на пути святого Ангела, и беседовал с ним; по внушению этого Ангела произнес истинное пророчество, пророчество Боговдохновенное об израильском народе, но это не принесло ему никакой пользы: он пребыл в своем нечестии, дерзнул действовать враждебно определению Божию, и подвергся казни с врагами Божьими53. – Саул, царь израильский, явно не отступивший от Бога, но часто преступавший повеления Божии, что вменено ему в отступление54, довершил свои беззакония сообщением с волшебницею. Он знал, что волшебство есть тяжкий грех, ибо предал смерти всех волшебников в земле израильской; но, увлекшись своим поведением, решился на поступок, явно богопротивный. Желая узнать, какой исход будет иметь сражение, в которое он намеревался вступить с филистимлянами, Саул просил волшебницу, чтобы она вызвала из ада душу почившего пророка Самуила для совещания с ним. Волшебница исполнила это. Явившийся на призыв ее из подземных темниц, пророк предсказал царю поражение и смерть в битве. Саул, вместо того, чтобы погрузиться в покаяние, впал в отчаяние; явление пророка и предузнание будущего, вместо пользы, принесли ему величайший вред55. Войско язычников сириян, вступившее в землю израильскую, внезапно увидело полк святых Ангелов и предалось бегству56. Святые Ангелы и почившие праведники подобными явлениями нередко останавливали варваров и разбойников от нападения на жилища угодников Божьих57. Да не мнят о себе что-либо увидевшие чувственно духов, даже святых Ангелов: это видение одно, само по себе, нисколько не служить свидетельством о достоинстве видевших: к нему способны не только порочные человеки, но и самые бессловесные животные58.

Святые Отцы предпочитали всякое духовное видение видению чувственному. Великий наставник иноков, святой Исаак Сирский, сказал: "Сподобившийся увидеть себя, выше сподобившегося видеть Ангелов: ибо последний входит в общение очами телесными, а первый – очами душевными"59. Те преподобные иноки, которые сподобились обильного видения духовного, обиловали духовным рассуждением и другими возвышеннейшими дарованиями Святого Духа: скудны были ими те преподобные Отцы, которые за простоту свою и чистоту удостоены были одного чувственного видения духов. Преподобный Даниил Скитский поведал о некотором старце весьма строгой жизни, жившем в Нижнем Египте, что он говорил по неведению: "Мельхиседек, царь салимский, упоминаемый в бытейской книге60, есть Сын Божий". Это было передано блаженному Кириллу, архиепископу александрийскому. Кирилл пригласил к себе старца, который совершал знамения, которому Бог открывал то, о чем просил старец. Архиепископ поступил очень благоразумно. Он сказал старцу: "Авва! помолись за меня. Один помысл говорит мне, что Мельхиседек есть Сын Божий, а другой помысл говорить: нет! он человек и архиерей Божий. Я колеблюсь, которому из этих помыслов поверить. По этой причине и пригласил тебя. Помолись Богу, чтобы Бог возвестил тебе это откровением". Старец, уповая на свое жительство, отвечал с решительностью: "Дай мне сроку на три дня: я попрошу Бога об этом, и возвещу тебе, кто Мельхиседек". По прошествии трех дней, старец пришел к apxиепископу, и говорит ему: "Мельхиседек – человек". Архиепископ отвечал: "Как ты это узнал, отец?" Старец: "Бог показал мне всех патриархов, от Адама до Мельхиседека. При этом Ангел сказал мне: вот Мельхиседек. Будь уверен, что это так". Возвратившись в келью, старец уже сам собою проповедовал всем, что Мельхиседек человек, а не Сын Божий. Святой Кирилл возрадовался о спасении брата, который, – несмотря на то, что совершал знамения и получал откровения от Бога, был в общении со святыми Ангелами и с душами отошедших Святых, – погибал от усвоения себе богохульной мысли, не понимая своего душевного бедствия61. Подобное случилось с некоторым святым пресвитером первых веков христианства. По причин чистоты и незлобия он, при служении Божественной Литургии, постоянно сподоблялся видеть Ангела, который стоял близ его. Посетил пресвитера странник-диакон. Пресвитер предложил диакону совершить с ним бескровное жертвоприношение. Когда они начали священнодействовать, диакон заметил пресвитеру, что он при молитвах произносит слова, в которых заключается еретическое богохульство. Поразило пресвитера замечание. Он обратился к Ангелу, который тут присутствовал и спросил его: "справедливы ли слова диакона?" Ангел отвечал: "справедливы:". "Почему же, возразил пресвитер, ты, находясь при мне столько времени, не сказал мне этого?" – "Богу угодно, отвечал Ангел, чтобы человеки наставлялись человеками". Постоянное общение с Ангелом не препятствовало святому пресвитеру коснеть в погибельном заблуждении.

Видение чувственными очами духов приносит всегда больший или меньший вред тем человекам, которые не имеют духовного видения. Здесь, на земле, образы истины перемешаны с образами лжи62, как в стране, в которой перемешано добро со злом, как в стране изгнания падших ангелов и падших человеков. В эту страну низошел Богочеловек для спасения человеков; в эту страну прежде вочеловечения Бога – Слова святые Ангелы нисходили к человекам, как к существам падшим, но получившим обетование спасения; в эту страну, по вочеловечении Бога-Слова, нисходят святые Ангелы для вспоможения человекам, изработывающим свое спасение: но в этой же стране постоянно жительствуют и человеки, произвольно пребывающие в своем падении, и падшие ангелы, закосневшие и утвердившиеся в своем падении, во вражде к Богу. Как человеки, возлюбившие свое падение, свою греховность, употребляют все меры, чтобы привлечь всех человеков в свое направление: так в особенности заботятся об этом падшие духи. Они совершают дело погубления человеков с несравненно большим успехом, чем злонамереннейшие человеки. Повреждение человеков заключается в смешении в них добра со злом; повреждение падших духов заключается в полном преобладании зла, при совершенном отсутствии добра. Способности падших духов далеко превосходнее способностей падших человеков, которые связаны в своих начинаниях самою тяжестью и дебелостью своего тела. Демоны свободно и быстро обтекают вселенную, свободно совершают и такие дела, которые вовсе невозможны для человеков63. Человеки должны, поневоле удовлетвориться тою опытностью во зле, которую они стяжают во время краткой земной жизни; их злые намерения уничтожаются сами собою в тот час, когда они поневоле оставляют поприще земной жизни, будучи востребованы на суд Божий и в вечность. Демонам, напротив того, предоставлено пребывать на земле со времени их окончательного падения64 до кончины Mиpa: всякий легко может представить себе, какую опытность в творении зла стяжали они в такое продолжительное время, при их способностях и при постоянной злонамеренности, нисколько не растворенной никаким благим стремлением, или увлечением. Если они и притворяются благонамеренными, то это единственно с целью вернее успеть в злом намерении. Для благонамеренности они вовсе неспособны. Видящий чувственно духов, легко может быть обманут в свое повреждение и погибель. Если же он, при видении духов, окажет доверенность к ним, иди легковерие, то он непременно будет обманут, непременно будет увлечен, непременно будет запечатлен непонятною для неопытных печатью обольщения, печатью страшного повреждения в своем духе, причем часто теряется возможность исправления и спасения. Со многими, с весьма многими это случалось. Случилось это не только с язычниками, которых жрецы были по большей части в открытом общении с демонами; случилось это не только с многими христианами, незнающими тайн христианства, и по какому-нибудь обстоятельству вступившими в общение с духами: случилось это со многими подвижниками и иноками, не стяжавшими духовного видения духов и увидевшими их чувственно.

Одним только христианским подвижничеством доставляется правильный, законный вход в мир духов. Все прочие средства незаконны, и должны быть отвергнуты, как непотребные и пагубные. Истинного Христова подвижника вводит в видение Сам Бог. Когда руководит Бог, тогда отделяются призраки истины, в которые облекается ложь от истины: тогда даруется подвижнику, во-первых, духовное видение духов, подробно и с точностью обнаруживающее пред ним свойства этих духов. Уже после этого даруется некоторым подвижникам чувственное видение духов, которым пополняются познания о них, доставленные видением духовным. Злые духи связываются в своих действиях по отношению к подвижнику Христову властью и премудростью руководящего им Бога, и, не смотря на то, что дышат особеннейшею злобою на служителя Божия, они не могут причинить ему того зла, какое бы желали. Наносимые ими напасти содействуют его преуспеянию65.

Подробное, существенно нужное учение о духах злобы излагает преподобный Антоний Великий в поучении, которое он произнес ученикам своим. Учение это Великий заимствовал из собственных святых опытов, из обильно-благодатного состояния своего; свидетельствуется оно Священным Писанием. Антоний имел видение духов и чувственное, и духовное. То и другое видение достигли в нем высшей степени развития. По самоумерщвлению, по глубоко-безмолвной жизни, по житию на небесех66, куда возводил его обитавший в нем Святой Дух, Антоний, находясь еще в теле, уже как бы принадлежал к духам67. Постоянно находился он то в общении со святыми Ангелами, то в борьбе с демонами68. Наставление произнесено отшельникам – инокам, весьма преуспевшим, каковы были ученики Великого. Чувственное видение духов есть принадлежность отшельнической жизни; с общежительными иноками бесы сражаются наиболее невидимо, принося им греховные помыслы, мечтания, ощущения, очень редко являясь чувственно. Антоний Великий, достаточно обучив преподобного Павла Препростого иноческой жизни, устроил для него отшельническую келью в значительном расстоянии от себя, и ввел в нее святого ученика своего, сказав ему при этом: "Вот! благодатью Христа, даровавшего помощь, ты изучился монашеской жизни: отныне пребывай наедине, чтобы стяжать опытность в борьбе с демонами"69.

Писание заповедует, говорил Антоний Великий70, чтобы мы всяцем хранением блюли свое сердце71. Врагов имеем страшных и коварных72, то есть лукавых демонов; с ними предлежит нам сражение, как говорить Апостол: несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властям, и к миродержителям тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным73. Великое множество их находится в объемлющем нас воздухе; они – недалеко от нас; господствует между ними великое несогласие74. О природе и разнообразии их многое могут сказать другие, превосходящее нас в духовном преуспеянии, а нам настоит особенная нужда знать употребляемые ими против нас козни.

Во-первых, мы должны быть убеждены в том, что демоны называются демонами не потому, чтобы они были созданы в настоящем их устроении. Бог не создал ничего такого, что, само по себе, было бы злым. Демоны созданы благими. Впоследствии, отпавши от небесной мудрости, низверженные на землю, они обольстили язычников привидениями. Пламенея ненавистью к нам, христианам, они употребляют все средства к возбранению нам доступа на небеса, чтобы мы не взошли туда, откуда они ниспали. Нужна усиленная молитва, нужен великий подвиг, чтобы те, которым они являются, получив действием Духа благодать рассуждения, могли узнавать их. Некоторые из них менее злобны, другие более злобны; но у всех – одно стремление: разными способами устроять для нас падение и погибель. Многообразна их хитрость; многообразны приемы к приуготовлению козней75. Конечно блаженный Апостол с последователями своими знал это с точностью. Не неразумеваем бо умышлений его (сатаны)76. Мы должны друг друга наставлять, заимствуя познание из тех искушений, которым подверглись от демонов, почему и я, как стяжавший некоторое опытное знание о духах, сообщаю его вам, чадам моим.

Если демоны увидят что кто-либо из христиан, в особенности из монахов, начинает подвизаться и преуспевать: то приступают к нему, и тотчас же начинают полагать препятствия на пути его. Препятствия эти суть греховные помышления. Не должно приходить в смущение и недоумение от приносимых ими внушений: они немедленно уничтожаются молитвами, постами и верою в Господа. Но будучи отражены, демоны не престают от брани: злохитро и коварно приступают они снова. Не успев обольстить сердце тайным действием при посредстве вожделений. они подступают иным путем, и покушаются привести в испуг пустыми привидениями, принимая различные образы, то женщин, то зверей, то гадов, то величайших исполинов, то множество воинов. Но и этих привидений, показываемых ими, не должно страшиться: не имея никакого значения, они мгновенно исчезают, если кто потщится оградить себя верою и знамением креста. Впрочем они дерзки и крайне бесстыдны: побежденные при одном способе борьбы, прибегают к другому. Они представляют себя одаренными пророчеством, способными предсказывать будущее. Они вытягиваются привидением в такую высоту роста, при великом объеме в ширину, что представляются прикасающимися к крышам домов. Так действуют они с тою целью, чтобы обольстить дивами тех, кого не могли обольстить помыслами. Если же и при этом покушении они найдут душу укрепленною верою и надеждою: то наконец приводят с собою своего начальника77.

Антоний говорил, что он часто видел дьявола таким, каким открыл его Господь Иову в следующих словах: Очи его – видение денницы. Из уст его исходят аки свещи горящыя, и размещутся яко искры огненнии. Из ноздрей его исходить дым пещи горящия огнем yглия. Душа его яко углие, и яко пламы из уст его исходят78. Являясь таким, князь демонов, велеречивый и состарившийся во зле, старается, как я сказал, навести ужас, в чем обличает его Господь, говоря опять Иову: вменяет железо, яко плевы, медь же аки древо гнило, мнит же море, яко мироварнину, и тартар бездны, яко же пленника, вменил в бездну в прохождение (в место прогулки)79; чрез пророка: гнав, постигну80; чрез другого пророка: вселенную всю обыму рукою моею, яко гнездо, и яко оставленные яйца возьму81. Таким образом демоны хвастают и обещаются сделать то и другое, чтобы обмануть подвижников благочестия. Нам, верующим, не должно страшиться их привидений, не должно внимать их провозглашениям. Лгут они всегда, никогда не говорят ничего справедливого. Хотя дьявол дерзко высказал о себе так многое82: однако Господь извлек его как змея на суд, возложил на него узду, как на рабочий скот, заковал в железный обруч, как беглого раба, продел в ноздри и губы его кольцо. Он связан Господом подобно воробью, и предан нам в игралище. Вместе с ним низвержены его сообщники, демоны, как скорпионы и змеи, в попрание нам, христианам. Доказательством этого служить то, что мы самым образом жительства нашего боремся с дьяволом, – и тот, кто похвалялся иссушить море и охватить вселенную, уже не может противостоять вашему подвижничеству, не может воспретить мне, говорящему против него. Не будем обращать никакого внимания на слова его, потому что он постоянно лжет не будем страшиться его привидений, не имеющих, всеконечно, никакого значения! Показываемый демонами свет – неистинный: скорее он, – предзнаменование и предизображение приготовленного им огня: они усиливаются являться человекам в том пламени, в котором будут гореть. Точно – они являются, но исчезают тотчас, не повредив никого из верующих, в самой же вещи явив только образ огня, в который они будут ввергнуты. Не должно страшиться их ни по какому поводу: благодать Христова сделала все покушения их против нас тщетными83.

Демоны – лукавы: они способны принимать разные образы и виды. Часто представляются поющими псалмы, пребывая при этом невидимыми, и вспоминают слова Писания84. Очень часто, когда мы читаем, они тотчас повторяют прочитанное, подобно эху. Когда спим, – они возбуждают нас на молитву, чтобы не дать нам вовсе успокоиться сном. Иногда, приняв вид монахов, как бы самых благочестивых, вступают в разговор, чтобы обмануть привидением одежды и образа, и обманутых увлечь, куда желают. Их никак не должно слушать, возбуждают ли они к молитве, увещевают ли, чтобы мы вовсе ничего не вкушали, обвиняют ли и обличают нас во грехах, которые знают за нами. Они делают это не с целью благочестия или добродетели, но с тем, чтобы привести простейших в отчаяние. Они представляют подвижническую жизнь бесполезною, внушают отвращение к монашеской жизни, как к невыносимо-тягостной; они действуют с целью поставить всевозможные препятствия этой жизни85.

Пророк, посланный Богом, объявляет о бедственном состоянии демонов, говоря: Горе напояющему подруга своего развращением мутным86. Такие внушения и помыслы наветуют путь, ведущий ко спасению. Когда демоны говорили правду – говорили они правду, когда говорили: Ты еси Святый Божий87. – Господь заключал им уста, и повелевал молчать, чтобы они не примесили лукавства своего к правде, и чтобы научить нас решительному недоверию к демонам, хотя бы они и говорили правду. Неприлично нам, имеющим Священное Писание и свободу, дарованную Спасителем, научаться от дьявола, который не сохранил собственного чина и изменился по разуму, ниспадши от духовного к плотскому. По этой причине, когда дьявол покушается говорить, Писание воспрещает ему это следующими словами: грешнику рече Бог: вскую ты поведаеши оправдания Моя, и восприемлеши завет Мой усты твоими88. Чтобы обмануть простейших, они прибегают ко всевозможным средствам, ко всевозможному притворству, многословят, шумят, приводят в смятение, производят стук, непомерно хохочут, свищут. Если не будет обращено на них никакого внимания; то они, наконец, начинают плакать и рыдать, как побежденные.

Господь, как Бог, заключал уста демонов: нам же, наученным святыми, подобает подражать им, уподобляться им мужеством. Они, увидев что-либо такое, восклицали: Внегда возстати грешному предо мною, онемех и смирихся, и умолчал от благ89. И опять: Аз же яко глух, не слышах, и яко нем не отверзаяй уст своих: и бых, яко человек не слышай90. Почему мы должны даже не внимать демонам, как чуждым нам, не слушаться их ни в чем, хотя бы они возбуждали к молитве, хотя бы поучали тосту. Напротив того, будем твердо держаться постановления нашего жительства, чтобы не быть обманутыми их действиями, которые все преисполнены злохитрости и злонамеренности. Нечего страшиться их, хотя бы они представлялись нападающими, хотя бы угрожали смертью: они немощны, могут только угрожать, не могут сделать ничего более91.

Сказав доселе кратко об этом предмете, не остановлюсь сказать подробнее: такое поведание возведет вас к строжайшей бдительности над собою. С пришествием Господа на землю, пал враг, силы его сокрушились. Как низверженный тиран, не могущий сделать ничего, он никак не может оставаться спокойным, и, по крайней мере, угрожает словами. Каждый из вас должен знать это; каждый из вас, на основании этого знания, может презирать демонов. Если бы они были связаны такими телами, какими связаны мы, то без сомнения могли бы сказать: "мы не находим людей, потому что они скрываются: если бы мы находили их, то вредили бы им: также мы могли бы, замкнувши двери, скрываться от них, подобно тому, как они скрываются от нас". Но положение их совсем не таково: они могут входить при запертых дверях, могут, как они, так и начальник их дьявол, свободно действовать в воздушном пространстве, – готовы к нанесению зла и вреда: дьявол, как сказал Господь, человекоубийца бе искони92. Несмотря на это, мы живем, даже в противодействие ему установили наше жительство: из этого явствует, что демоны лишились всякой силы. Место не служить препятствием для их кознодейства; нет у них залога любви к нам, чтобы они щадили нас по причине любви; они – отнюдь не праведны и не благорасположены к нам, чтобы заботиться о исправлении нашем. Напротив того они – злонамеренны, и ни о чем столько не стараются, как о том, чтобы наносить вред подвижникам добродетели и благочестия. Не делают они ничего только по той причине, что ничего не могут сделать, могут только угрожать; они не могут воздержаться от зла, жаждут нанести нам всякий вред, имея к этому всецело направленную волю. Вот! мы собрались, и говорим против них; они знают, что соответственно нашему преуспеянию они приходят в изнеможение. Наверно – они не допустили бы жить никому из христиан, если бы имели на то власть: благочестивая жизнь по Богу мерзостна для грешника. Не имея никакой силы, они терзаются при виде, что не могут выполнить никакого замысла своего. Утвердимся в мысли, что отнюдь не должно страшиться их. Если бы они имели какую-либо власть, то не приступали бы с шумом, в разных привидениях, не устраивали бы ковов, изменяя образы: было бы достаточным одного из них, чтобы исполнить желаемое им и возможное для него. Имеющий власть убить, приступает не в пустом привидении, не приводит в ужас шумом и мятежом, но действует свободно по власти своей. Напротив того демоны, не имея никакой силы, разыгрывают как бы театральное представление, изменяя вид свой и приводя детей в ужас шумом и безобразными личинами своими: по этому самому они заслуживают презрения, как немощные. Истинный Ангел, посланный Господом против ассиpиян, не нуждался ни в шуме, ни в поразительной обстановке, ни в стуке, ни в плескании руками: спокойно действуя по даннoй власти, он убил в течении самого скорого времени сто восемьдесят пять тысяч воинов93. Не имеющие же никакой силы – каковы демоны – стараются лишь привести в ужас суетными привидениями.

Может быть кто-нибудь, на основании повести об Иове, спросит в опровержение сказанному: почему же дьявол, вооружившись на этого праведного мужа, возмог сделать все: и отнял имущество, и убил детей, самого поразил смрадною проказою?94. Да ведает вопрошаюший, что это совершилось не силою дьявола, но силою Бога, Который предал Иова дьяволу для искушения. Дьявол, и именно потому, что сам ничего не мог сделать, просил дозволения сделать сделанное им. Это событие служить основанием большого презрения к врагу, который хотя и желал, но не имел возможности действовать и против одного праведного человека: если бы имел, то не просил бы. Но он просил, просил не однажды, просил дважды: этим обличается его немощь и бессилие. Не удивительно, что он ничего не мог сделать Иову, когда не мог нанести вреда стадам его, без соизволения на то Бога. Даже над свиньями он не имел никакой власти: потому что демоны просили Господа, как написано в Евангелии, говоря: повели нам идти в стадо свиное95. Если они не имеют власти над свиньями: тем менее над человеками, сотворенными по подо


Без заголовка

Четверг, 17 Марта 2011 г. 17:38 + в цитатник

В тумане.Соловецкие этюды. Фотовыставка Сергея Веретенникова.

 (700x467, 38Kb)

Метки:  

Поиск сообщений в kvstu
Страницы: 9 8 [7] 6 5 ..
.. 1 Календарь