-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Kurdeko_Vitaly

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 06.07.2010
«аписей: 104
 омментариев: 73
Ќаписано: 294


—тать€ в беларуской газете "Ќаша Ќива" выпуск є14 от 13 апрел€

ѕ€тница, 15 јпрел€ 2011 г. 12:52 + в цитатник

3871529_niva_1313_1_ (417x600, 190Kb)

 

ѕеревод статьи.

Ѕеларуска€ газета "Ќаша Ќива" от 13 апрел€ 2011 года є14

 

’удожник и его потомок

 

ќн родилс€ художником, как и его знаменитый предок. » город дл€ жизни они выбирали одинаковый. “олько рассто€ние между ними составило шестьдес€т лет: Ќикодим —иливанович умер в 1919-м, а ¬италий  урдеко родилс€ в 1985-м.

 

ћозаичист, живописец, фотограф

               ¬италий живет в —анкт-ѕетербурге уже  шесть лет. ¬ Ѕеларуси бывает каждый год и всегда посещает д. ÷инцевичи на ¬илейщине - место, где родилс€ его предок – художник Ќикодим —иливанович, и где похоронены его родные.

—иливанович дл€ Ѕеларуссии- художник одной картины: кто не видел его «—олдата с мальчиком»? ”чилс€ он в —анкт-ѕетербурге тогдашней культурной столице всей –оссийской империи, где и «сделал» себе им€. ’от€ и в –оссии он сегодн€ известен в малом кругу ««а все врем€ поисков в —анкт-ѕетербурге, обща€сь с персоналом »саакиевского собора, храма —пас на  рови (где наход€тс€ мозаики художника) мне стало пон€тно, что им мало что известно» - отмечает ¬италий  урдеко, который изучает и исследует наследие —иливановича.  «ћне одна из экскурсоводов »саакиевского собора предложила дл€ их сотрудников про —иливановича и его мозаичные образы прочитать лекцию»

«ато, по словам ¬итали€, —иливановича своим считают литовцы. ќно и пон€тно, женилс€ на литовке, долгое врем€ жил в ¬ильнусе (в 1864 - 1866 имел там мастерскую, в которой выполн€л заказы дл€ костелов, и писал портреты), в Ѕирштонасе (в 1883-1885 владел собственным фотоателье). ƒа и сам художник писал друзь€м, что «¬ильнюсский край, Ѕирштонас мо€ родина, как человека, а ѕетербург родина, как художника и полноценного человека».

¬ Ѕирштонасе есть экскурси€ под названием «ѕо следам Ќикодима —иливановича» по местам, где он жил и отдыхал, по костелам, в которых сохранились его работы. ¬ Ћитве находитс€ и большинство картин —ильвановича . ¬ Ѕелоруссии лишь одно его полотно «—олдат с мальчиком» находитс€ в Ќациональном художественном музеи Ѕеларуси. Ќесколько лет назад в одном из костелов ¬илейщины нашли  икону, написанную —иливановичам. ≈е местонахождение не афишируетс€, так как произведение искусства может исчезнуть, как и сотни церковных артефактов.

ѕетербург-город молодости

Ќикодим —иливанович приходитс€ ¬италию  урдека далеким родственником. ѕрабабушка ¬итали€ ёзефа  урдека (девичь€ фамили€ —иливанович) была родной плем€нницей художника. ∆ила в деревне ÷инцевичи. ќ родственнике молодому человеку сказал дедушка, когда узнал, что внук хочет быть художником. ѕравда, подробностей он не знал. Ќо кое-что рассказал. —иливанович в родную деревню, например, привез первый фабричный ткацкий станок из самого —анкт-ѕетербурга.

‘акт родства с художником и эпизод с ткацким станком стал дл€ ¬итали€ основным толчком, чтобы зан€тьс€ поиском информации про Ќикодима.

«¬ 2001 году, когда € был первокурсником ¬итебского колледжа искусств, € получил задание написать работу по теме «“качество».  » решил в своем докладе упом€нуть также о —иливановиче и о ткацком станке,  даже решил привести ручник, сотканный прабабушкой. Ќо преподаватель не поверила, что наша семь€ имеет отношение к —иливановичам. я же тогда пообещал доказать наше родство».ѕосле того случа€ ¬италий поехал в деревню ÷инцевичи, где вместе с дедушкой составил свою родословную. ƒа и в ¬илейском краеведческом музее помогли материалами: «» в окт€бре € представил информацию о художнике и, как пон€л, шокировал преподавателей. ”же через мес€ц открыл две своих персональных выставки в ¬итебске, одна из выставок была посв€щена Ќикодиму —иливановичу. Ќа тот момент € еще не подозревал, сколько  информации еще разыщу».

ј в августе 2005 года, заработав на билет, ¬италий с другом уехали в —анкт-ѕетербург. Ѕез средств на существование. «я сразу пон€л, что останусь надолго».  ак когда-то  молодой —иливанович покинул родную ¬илейщину, чтобы выбитьс€ в люди, так и его потомок через много лет поехал в ѕетербург.

 огда ¬италий уезжал в –оссию, он не представл€л, чем будет там заниматьс€. Ќо точно  знал, что об€зательно займетс€ поискам мест, св€занных с художником.

“айны —иливановича

¬италий  урдеко работает в компании, котора€ продает информационные технологии. ј  свободное врем€ проводит в —анкт-ѕетербурском государственном архиве, где ищет информацию о знаменитом предке. » можно отметить, что есть успехи в его деле «¬се оказалось на поверхности. я просто стал тем, кто нашел возможность собрать информацию. ј проживание в —анкт-ѕетербурге мне дало преимущество в поисках», - молодой человек обошел все храмы города, построенные в конце XIXвека. ƒо этого широко было известно про мозаичные образы  —иливановича в »саакиевском соборе. Ќо не про все. ѕрежде всего, это «“айна€ вечер€» (—иливанович был одним из создателем мозаики). ѕо архивным документам ¬италий отыскал информацию об участии —иливановича в создании мозаики «Ќесение креста». Ќо более интересной и загадочной стала мозаика «—паситель во славе», сделанна€ дл€ усыпальницы кн€зей ѕожарских, котора€ находитс€ во ¬ладимиро - —уздальском музее – заповеднике. ¬ музее об этой работе нечего не смогли рассказать ¬италию. » только архивные материалы открыли еще одну работу художника. ћозаичную икону «¬оскресение ’риста» —иливановича ¬италий обнаружил  в храме - музее  —паса-на-крови

“айна  Ќикадима —иливановича- точна€ дата его смерти и место его захоронени€. ¬о многих источниках дата смерти указана под знаком вопроса: 1918 или 1919 год. Ќа пам€тном знаке на –одине художника в ÷инцевичах указан- 1918 год. Ќо ¬италий  урдеко приводит  цитату из биографии Ќикодима, написанной его сыном »осифом. «¬о врем€  ѕервой ћировой войны уехала в —.-ѕетербург, а после войны не доехал до ѕрена€ - в 1919 году умер в своей родной ¬илейке». ¬ некоторых источниках приводитс€ и конкретна€ дата - 21 ма€. ’от€ документов, которые смогли бы подтвердить этот факт, пока нет.

«≈сть предположение, что он похоронен на кладбище в деревне ÷ынцевичи, - говорит ¬италий, там, где похоронен его отец с семьей. Ќикодима хоронили  родственники, обычные кресть€не, они не могли поставить художнику достойный пам€тник и на его могиле могли положить обычный могильный камень без каких либо надписей. Ќо проверить это невозможно. ѕока это остаетс€ тайной, как и место, захоронени€ его супруги ѕелагеи»

Ќа пути к монографии

ќстались ли у Ќикадима —иливановича пр€мые потомки? «ѕотомки конечно есть, как мне кажетс€, они даже не подозревают, что среди их предков был знаменитый художник. ∆ивут еще в Ћитве люди, которые обладают и фото архивом Ќикодима и даже его личными вещами», - говорит ¬италий.

—огласно генеалогическому древу —иливановича, который составил јнатолий –огач, у художника было четыре сына. —тефан окончил отделение живописи »мператорской академии художеств. «анималс€ живописью, а потом и фотографией. Kазимир – выпускник медицинского факультета ¬аршавского военно-медицинского училища-врач. —танислав стал химиком. »осиф большую часть жизни провел с матерью - у него была парализованна€ одна рука. ѕосле смерти художника, »осиф жил  в его доме в Ѕирштонасе, занималс€ садоводством. Ќо сначала ѕерва€ ћирова€ война, затем ¬тора€ прошлась ураганом. ѕосле последней войны тер€етс€ след семьи —иливановичей. Ќекоторые исследователи утверждают, что потомки художника выехала за границу. »звестно, что в —Ўј жил уроженец ¬илейских ÷инцевичей јлександр —ильванович (јлекс) (1937-2007). Ёмигрировавший с родственниками в 1944 году сначала в √ерманию, а потом в —Ўј. јлекс стал активным де€телем белорусского движени€ по эмиграции. «анималс€ фотографией. » во врем€ своего приезда в 1994 году в ¬илейку где приходила его фотовыставка, говорил о художнике в своем роде, о котором рассказывал отец. ј разница в одну букву в фамилии! ¬озможно ошибка при регистрации.

»тогом своей работы ¬италий  урдеко видит книгу на трех €зыках (на белорусском , на русском,  на литовском). «¬ планах - написать монографию  о художнике. ј рисование- это зан€тие дл€ души », подчеркивает ¬италий.

јвтор статьи —ергей ћакаревич

 

¬италий  урдеко род. в 1985 в ¬илейке. — четырнадцати лет занимаетс€ рисованием. ¬ыпускник ¬итебского государственного колледжа искусств. — 2005 живет в —анкт-ѕетербурге. –аботает в компании, котора€ продает информационные технологии. ∆енат.

 

Ќикодим —иливанович (1834-1919) род. в дер. ÷ынцевичи ¬илейского района. ƒважды окончил ѕетербургскую академию художеств по классам живописи и мозаики.  ѕисал иконы дл€ православных и католических храмов. јлександр Ѕрюллов пригласил —иливановича прин€ть участие в создание мозаики «“айна€ вечер€» в главном иконостасе »саакиевского собора в —анкт-ѕетербурге. Ѕольшинство картин художника хран€тс€ в Ћитве. ¬ Ѕеларуси только две его работы: «—олдат с мальчиком» (Ќациональный художественный музей) и икона «—в€того јнтонти€ ѕодуанского» (один из костелов на ¬илейщине).

 

–убрики:  ѕубликации в —ћ» и в интернете
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку