-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Kurdeko_Vitaly

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.07.2010
Записей: 104
Комментариев: 74
Написано: 295


ЛЕАНИД МАРЧЕНКО (1941-1996)

Воскресенье, 25 Июля 2010 г. 18:24 + в цитатник

Искусство Леонида Марченко

Творить — значит отлить форму собственной судьбы
Альбер Камю


В пору своего творческого становления, в середине 70-х годов, Леонид Марченко создал офортный триптих "Мой край озерный". Особенно мне запомнился один лист этой серии под названием "Весна": мальчик-художник стоит на коленях перед мольбертом, всматриваясь в огромный цветущий мир. Будто вопрошает: * что ждет меня впереди в этом прекрасном мире, наполненном свежестью воздуха и ароматом трав, надеждами и разочарованиями, открытиями и неразгаданными вселенскими тайнами?
Леонид прожил в этом мире недолго, но многое успел по-настоящему впитать в себя, в свой характер, в свое искусство: первозданную красоту земли и ее боль, человеческую сопричастность и зов исторической памяти, долгие версты многоликих дорог и современные ритмы текущих будней.
Свои впечатления, ощущения, свои мечты художник воплощал в рисунке, офорте, литографии, акварели, оставляя на память нам, современникам, и тем, кто будет жить после нас, автопортрет. Автопортрет щедрой души и отзывчивого сердца. Очень много важного и существенного сумел сказать он в этом своем автопортрете за недолгий жизненный срок. Причем от сугубо лирического, субъективного восприятия окружающего Леонид Марченко поднимается в лучших произведениях к широте обобщений, к монументальности, даже к эпосу.
И в моменты радости, и в часы нелегких переживаний Леонида никогда не покидала глубочайшая вера в могущество и конечное торжество светлых начал жизни. Ибо жизнь он видел свежим, проникновенным взглядом, по дорогам творчества его вела чистая совесть и страсть к познанию нового, неизведанного.
Искусство Леонида Марченко — во многом продолжение его личности, но не просто ее отражение, а воплощение осознанного принципа художнического и житейского поведения. Поездки по далеким и близким параллелям и меридианам тогдашнего Советского Союза были его органической потребностью, а бесконечные общения с людьми — источником его душевного равновесия. Он любил свое Отечество — Беларусь и малую родину — Бобруйщину. С упоением и восхищением рисовал нарочанский край и Лепельщину, большой Минск и маленькие Поставь!, Сморгонь и Логойск, дивные озера Белое и Свирь, Глубельку и Свитязь, живописные реки Березину и Днепр, Свислочь и Припять.
Леониду посчастливилось увидеть мир: он побывал в Заполярье, Сибири и Средней Азии, в Крыму, Прибалтике и на Кавказе, посетил Испанию, Польшу, Германию, Сирию, трижды гостил в Дании. И везде художник творил. А результаты своего труда нес людям: свыше тридцати республиканских и более десятка зарубежных и международных выставок на его счету, не говоря уже о тех произведениях, которые ушли в частные коллекции и галереи. Лучшие художественные музеи приобрели произведения художника при его жизни, в том числе Национальный художественный музей Республики Беларусь, Государственная Третьяковская галерея и выставочное объединение "Центральный Дом художника" в Москве, Музей современного искусства в Кельне в Германии и другие.

У Леонида Марченко было все необходимое художнику для творчества: талант, данный Богом и развитый удивительным трудолюбием, дорогие и понимающие его люди — жена Нина, которая всегда была с ним рядом, дочь Наташа — его преемница в искусстве, и друзья — художники-единомышленники, которые делили с ним и радость, и невзгоды.
Профессиональное образование Леонид получил в Пензенском художественном училище. В 1962 году Леонид поступил на отделение графики Белорусского государственного театрально-художественного института.
Встреча с известным графиком, народным художником Беларуси, академиком Георгием Поплавским, переросшая затем в долголетнюю тесную дружбу, явилась для Леонида Марченко значительным событием в его творческой и личной жизни Поплавский стал не только его духовным наставником в искусстве, но и взыскательным и объективным критиком.
Анализируя творчество Леонида Марченко в связи с его вступлением в 1974 году в члены Союза художников СССР, Георгий Поплавский выделил в молодом художнике "природное дарование и целеустремленность в решении сложных творческих задач", "поэзию, нежность и эстетическую выразительность графики". Народный художник Беларуси Арлен Кашкуревич утверждал, что "Марченко отлично чувствует мягкость и серебристость литографии, жесткость и определенность линогравюры, текучесть и цветистость акварелей, наполненных воздухом и светом". А народный художник Май Данциг отметил у Леонида "прекрасное композиционное чувство, большую внутреннюю культуру, поэтичность и отличное владение различными техниками и материалами". Борис Заборов, известный график и живописец, ныне живущий во Франции, особое внимание обратил на талант молодого художника "открывать красоту в обыденном, видеть в малом большое, в простом мотиве — гармонию мира". Именно это качество Леонида "видеть в простом мотиве гармонию мира" привлекало в Леониде и еще одного большого художника, заслуженного деятеля искусств Беларуси Александру Последович, с которой Марченко однажды совершил увлекательную творческую поездку на Полесье.
Важно отметить, что молодым художникам 70-х годов повезло: после окончания института почти все они стали мастерами, для которых искусство было главным делом жизни, и свой хлеб насущный добывали только творчеством. Этому способствовали и Союз художников с хорошей материальной базой, и стационарные дома творчества Союза художников СССР, а также творческие группы, работавшие по всей стране — от Заполярья до Каспия, от Прибалтики до Дальнего Востока, от Кавказа до Сибири.
В одном из таких домов творчества, известном как "Сенеж", что под Москвой, Леонид работал трижды. И можно с уверенностью сказать, что здесь он не только отшлифовал свое профессиональное мастерство в области печатной графики, но и впитал в себя ту удивительную духовную атмосферу, которую создавали приезжающие сюда молодые художники из разных концов страны.
Леонид в составе передвижной всесоюзной творческой группы прошел на судах и ледоколах по Великому Северному морскому пути — от Мурманска через Карские ворота по Баренцеву морю в Дудинку и по Енисею — до Красноярска. Здесь он открыл новые темы и сюжеты, оригинальные замыслы для своей будущей масштабной серии офортов "Полярный круг", над которой работал свыше двух лет. И действительно, листы "Проводка", "Порт Игарка", "У слияния великих рек Ангары и Енисея", "Старые корабли", "В Карском море" и другие поражают монументальной значительностью сюжетов, мощными пространственными ритмами, эпической музыкой настроения. Не случайно одна из работ этого цикла была признана лучшей на первой Всесоюзной выставке станковой графики и отмечена премией Союза художников СССР.
Через год после холодного Севера, в 1981 году, Марченко побывал ка жарком Юге — принял участие в работе другой передвижной творческой группы на территории Туркмении и Азербайджана. И опять — работа и работа, сопряженная не только с творческими поисками, но и с физическими и психологическими перегрузками.
Тем не менее закономерным итогом всех этих непростых испытаний стала великолепная серия офортов Леонида Марченко "По Туркмении", выстроенная на сложных тональных растяжках. Среди броской экзотики "восточных" работ, таких нередких в искусстве, офорты Леонида завораживают особым эмоциональным настроением, удивительной, ничем не замутненной простотой повествования и пленительной музыкальностью: здесь и вечерняя Аму-Дарья, одетая в тростниковые джунгли и постоянно меняющая свое русло; здесь и знойный, расплавленный воздух, согревающий древнее кладбище предков; и даже порт Красноводск, насквозь пропитанный солью, приобретает у художника новое, неожиданное звучание, преображенное особым "марченковским" характером поэтического восприятия. Туркменское солнце как бы оплавляет границы времен и эпох, погружая их в знойное дыхание "азиатской вечности".
Совершенно в ином образно-пластическом ключе решена серия офортов "Минск". В этом цикле, как и в каждом листе в отдельности, властвует интонация сердечности, приподнятости, ласковой теплоты и приветливости. Широко развернутые вглубь и вширь городские пейзажи возрожденного из пепла и руин Минска, при всей своей ясной конкретности и четкой отделке деталей, явно тяготеют к обобщениям: пространственный размер и ритм композиций заставляют мысленно продолжать их в обе стороны, видя перед собой не только данное место, но и как бы весь город в его живописно-ритмическом великолепии.
Знатоки по достоинству оценили высокий профессионализм этой серии на шестой Всесоюзной выставке эстампа, а лист "Лето" был приобретен Государственной Третьяковской галереей.
Леонид работал в разных областях изобразительного творчества, пробовал себя в масляной живописи и книжной иллюстрации. Но наиболее полно, на мой взгляд, проявил себя в офорте, акварели и карандашном рисунке.
Рисунок был для него "размышлением с карандашом в руке". Он по-настоящему любил графитный карандаш за нежность и упругость, бархатистость и жесткость линии, за прозрачность и густоту штриха. Он рисовал все, что было красиво, что ложилось на его душу, что могло пригодиться для будущего офорта. Рисовал белорусские деревушки и сибирскую безбрежную тайгу, пейзажи Дании и сосны Крыма и Юрмалы, земляков-белорусов на строительстве Байкало-Амурской магистрали и старых ветеранов-партизан, рабочих каспийских судоверфей и моряков ледохода "Петр Великий".
В последние годы Леонид серьезно занялся акварельной живописью, хотя именно с акварели начиналось когда-то вхождение его в большое искусство. Выставлялся, экспериментировал, но потом полностью переключился на эстамп. И вот будто проснулось что-то в его душе, что-то взорвалось... Наверное, чувствовал, что времени в обрез, вновь окунулся в беспокойный, бурлящий мир водяных красок. И, окунувшись, нашел в себе новые, совершенно удивительные качества тонкого живописца-акварелиста. Художническому темпераменту Марченко как нельзя лучше соответствует выбранная им акварель с прозрачным и сложным цветом, с легкой колористической балансировкой полутоТ-юв. Достаточно взглянуть на его "осенние" пронзительно мягкие акварели, окутанные ностальгической грустью и минорным настроением, или на натюрморты с полевыми цветами, чтобы по-настоящему оценить дар художника-колориста.
Но, конечно, офорт — светоносный, изысканный, серебристый — был его любимой техникой. И не случайно Леонид Максимович вошел в плеяду лучших офортистов Беларуси.
В последние годы жизни он создал большую серию блестящих офортов, посвященных природе Беларуси. Эту "лебединую песню" мастера, наполненную нежностью к родной земле, трепетным чувством причастности к ней и размышлениями о месте человека в природе, можно "слушать" часами. А первую ее строфу Марченко написал еще в конце 70-х, заявив о себе в офортах "Озеро Чаросово" и "Тишина" как о художнике большого эмоционального накала. И продолжал он эту линию до конца своих дней, считая себя художником "своей земли и своего неба".
По-разному, но в каком-то общем музыкальном ключе это неуловимое чувство волнующей красоты, которую можно увидеть и открыть в самых обычных, внешне ничем не примечательных мотивах, звучит во многих работах Марченко из циклов "Край нарочанский", "Деревня Маньковичи".
С другой стороны, в своем последнем цикле офортов 1995 года "Моя Беларусь", составленном из шести листов, выражены страстные поиски гармонии и совершенства в нашем мире. Далекие от пассивного созерцательного отображения реалий действительности, они заставляют думать не только о жизни собственно природы, но и о себе, о наших израненных житейскими драмами душах.
При всей возвышенной и светлой элегичности этих офортов, обобщивших в некотором роде поиски последних лет в области пейзажного ландшафта, в них проступает волнующее и тревожное чувство бренности бытия. Будто за всеми этими просторами света и воздуха, за ажурными ритмами деревьев на холмах под облачным небом, за бесконечными сказочными кронами тополей, окруживших плотным кольцом зеркало озера, притаилась поразительно странная тишина. Тишина одиночества, грусти, прощания. Тишина вечности...
Судьба подарила нам художника, который сам был потрясен чудом всеобщего бытия, богатством и многозначительностью жизни, силой и характером природы и всякой вещи, который заражал нас чувством причастности к родной земле и тем самым исполнил очень важную миссию — художническую и человеческую.
 

Борис Крепак, искусствовед, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь


ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА
1941-Родился в Жлобине Гомельской области в семье военнослужащего
1948 — 1955 Учеба в средней школе № 8 Бобруйска
1955 — 1960 Учеба в Пензенском художественном училище им. К.Савицкого
1960 — 1962 Учитель рисования и черчения в школе Усть-Катау Челябинской области
1962 Поступление в Белорусский государственный театрально-художественный институт на отделение графики
1962 — 1965 Служба в Советской Армии
1965 — 1972 Продолжение учебы в Белорусском государственном театрально-художественном институте. С 1965 — на отделении интерьера и оборудования, затем на отделении графики
1966 Участие в республиканских художественных выставках
1973 Творческая поездка с художником Борисом Цитовичем в Полесье. Итогом работы явилась серия литографий "Женщины Полесья"
1974 Принят в члены Союза художников СССР
1975 В составе первой группы художников творческая поездка на строительство Байкало-Амурской магистрали. Итогом командировки стала серия офортов "Лето в Золотинке. БАМ", посвященная молодым белорусским строителям
1976,1977 Работа в подмосковном доме творчества Союза художников СССР "Се-неж" в Солнечногорске над серией офортов "Мой край озерный"
1978 — 1979 Работа над серией офортов "Минск"
1980 В составе группы художников туристическая специализированная поездка в Испанию.
Вместе с художником Георгием Поплавским совершает творческую поездку по Северному морскому пути и реке Енисей, от Мурманска до Красноярска. Итог поездки — цикл офортов "Полярный круг"
1981 Премия Союза художников СССР за лучшую работу (листы из серии "Мой край озерный") на Всесоюзной выставке эстампа. Москва. Участие в творческой поездке художников-акварелистов по Туркмении и Азербайджану — Ашхабад, Термез, Красноводск, Баку. Серия офортов и рисунков "По Туркмении"
1982 Творческая поездка в Варшаву с вы
ставкой произведений белорусских
художников #
1984 Персональная выставка. Республиканский госпиталь для инвалидов Великой Отечественной войны в Боров-лянах. Кинотеатр "Москва", Минск. На выставке экспонировалось более 50 работ из графических серий и циклов "Женщины Полесья", "Лето в Золо-тинке", "Мой край озерный", "Земля и люди", "Полярный круг", "По Туркмении" и другие
Избрание Председателем ревизионной комиссии Союза художников БССР. Премия Союза художников СССР за цикл работ "Полярный круг" на Всесоюзной художественной выставке "Мы строим коммунизм". Москва.
Командировка в ГДР от Союза художников СССР для знакомства с музеями Берлина и Дрездена
1987 Выставка произведений художников Сергея Волкова, Евгения Жилина, Леонида Марченки, Владимира.По-щастьева, Николая Рыжикова. Минск, Бобруйск.
Премия Союза художников СССР за лучшую работу (листы из цикла "Полярный круг") на первой Всесоюзной выставке станковой графики. Москва. Творческая поездка в Сирию с выставкой произведений белорусских художников-графиков
1989 Творческая поездка в Грузию. Диплом Союза художников СССР за лучшую работу на VI Всесоюзной выставке эстампа. Тбилиси
1989,1990.1991 Творческие поездки в Мядельский район Минской области и в Постав-ский район Витебской области вместе с художниками Николаем Рыжиковым, Евгением Жилиным, Владимиром Пощастьевым, Виктором Прота-сеней. Их результатом стало создание цикла работ "Край нарочан-ский" и "Деревня Маньковичи"
1992,1993,1994 Творческие поездки в Данию. Выставки работ в Торуме, в Гиструпе, на острове Морс
№94 — 1996 Творческие занятия в Республиканском центре эстетического воспитания детей
1995 Работа над серией офортов "Моя Беларусь"
1996 Умер 11 сентября. Похоронен на кладбище в деревне Королев Стан в Минском районе


ГАЛЕРЕЯ РАБОТ ЛЕОНИДА МАРЧЕНКО
 


Свежий ветер. Из цикла "Сосны" 1985


Дуб. Свитязь. Литография 1974


Три сосны. Из цикла "Сосны" 1985


Сирень. 1993


Озеро Чаросова. Из серии "Земля и люди" 1980


Весна. Из серии "Мой край озерный" 1977


Сосна. Крым. 1978


Сосны. Из цикла "Мой край озерный" 1990


Парк имени М. Горького. Изсерии "Минск" 1986


Лето. Из серии "Минск" 1978


Розы. Офорт, сухая игла 1987


Весна. Мимозы. Офорт 1987


Подтесово. Старые корабли. Из цикла "Полярный круг". Офорт 1982


У Каспия. Из цикла "По Туркмении" Офорт 1987


Вечер. Тростники. Из цикла "По туркмении" 1987


Старая мельница. Из цикла "Деревня Маньковичи" Офорт 1991


обновление храма. Из цикла "Деревня Маньковичи" Офорт 1991


Деревня селище. Из цикла "Край нарочанский. Офорт 1989


Вилия. Офорт. 1989


Тишина. Бумага, акварель 1993


Тишина. Бумага, акварель 1993


Пейзаж с озером.Бумага,акварель 1994


Октябрь. Бумага,акаварель 1992


Озеро Белое.Бумага, акварель 1993


Первый снег. Бумага, акварель 1993


Пионы.Бумага, акварель 1994


Белые розы. Бумага, акварель 1994


Озеро Воронец. Бумага, акварель 1987


Осенний букет. Бумага, акварель 1994


Бабье лето. Бумага, акварель 1994


Пейзаж с белой церквью. Бумага,акварель 1992


Глубокае. Из цикла "Моя Беларусь" Офорт 1995


Берег Нарочи. Из цикла "Моя Беларусь" Офорт 1995


Глубелька. Из цикла "Моя Беларусь" Офорт 1995

 

Работы Л.М. Марченко также находятся в Брестском краеведческом музее, Магнитогорской картинной галерее, Пензенской картинной галерее, Красноводской картинной галерее,Черниговском художественном музее, Шушанской народной картинной галерее, Музее народной славы в Дятлова Гроденской облости, а также в посольстве России в Вашингтоне, посольстве Республики Беларусь во Франции, в личных калекциях Франции,США, Дании,Польши.



 

Рубрики:  Белорусское искусство

Аноним   обратиться по имени Воскресенье, 27 Января 2013 г. 22:48 (ссылка)
Большое спасибо за такую прекрасную страничку художника -Леонида Марченко моего пркойного мужа. С уважением Нина Марченко .
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку