Цитата сообщения Ольга-В
Ян Вермеер (1632-1675). Любовное письмо.1669

Жениться на метле.
Так звучит буквальный перевод с голландского слова, обозначавшего во времена художника Яна Вермеера свободные отношения между мужчиной и женщиной.
Такие отношения в 17 веке в Голландии были очень распространены. Во Франции даже говорили « любить по-голландски», что означало жить в незарегистрированном браке.
Это я к чему? Рассмотрите внимательно картину Яна Вермеера «Любовное письмо». Молодая женщина наигрывала себе потихоньку мелодию. Возможно, даже и пела и вдруг служанка приносит ей письмо.
Хозяйка подняла глаза и вопросительно смотрит на девушку , та лукаво улыбается . Вот отсюда начинается интересное.
Посредством деталей художник рассказывает нам о ситуации, в которой находится прекрасная молодая женщина с музыкальным инструментом.
Какие же это детали? Давайте обратимся к предметам на первом плане.
Прямо совсем бросаются в глаза женская пара туфель и метла. Туфли в Голландии символизировали брак, из этого вытекает, что прекрасная музыкантша замужем. Если туфля одна- то это обозначало холостяка.
Про метлу думаю, вы уже поняли.
В подкрепление замужества дамы выступают также две картины на заднем плане, которые изображают мужчину, идущего по дороге и одинокий корабль в море. По всей видимости, художник вторично дает нам понять, что женщина замужем, и ее муж находится в далеком путешествии.
Ян Вермеер строго отбирал предметы для своих картин и наделял их повышенным смыслом. Это сложилось в силу того, что сама по себе живопись не считалась в 17-ом веке чем-то важным, на первом месте было слово. Поэтому картины голландских живописцев уподоблялись книге и современники Вермеера и его коллег по перу могли по картине сложить небольшой рассказ.
Вот интересная мысль мне сейчас зашла в голову: Павел Федотов, живший в середине 19-ого века, свои картины пояснял рассказиками, которые вывешивал рядом с полотном.
Это чтобы все понимали, что он имел виду. А Вермеер заставлял зрителей потрудиться самим.
Над каждой картиной он работал долго и тщательно, выписывая каждую деталь. Как и его современники, он использовал камеру-обскуру в качестве вспомогательного оптического средства. Кстати, написал он картин не так уж и много, и оценивал их весьма дорого!
Наталья Овчаренко https://www.facebook.com/groups/1642642509283263/user/100002194073825