-неизвестно

 -я - фотограф

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в ћорврана

 -—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 1)  а–т»н и_ќт_»н“р≈с—

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 23.01.2007
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 46794



—уевери€ и обычаи, св€занные со смертью

„етверг, 26 ћарта 2009 г. 15:03 + в цитатник
 (220x283, 57Kb)
¬ различные времена и в различных местност€х существовало огромное количество разного рода суеверий и предрассудков, св€занных со смертью, покойниками, обр€дом похорон и с загробной жизнью.
»так:
***
—читалось, что, если человек был лишен нормального погребального обр€да и поминок, то покойник мог мстить живым. ≈сли живые не поделились чем-то с умирающим, не выделили его "долю", то он мог вернутьс€ с того света. Ёто поверье выражено в поговорке, котора€ известна в —ибири: "ѕокойник у ворот не стоит, а свое берет". ѕокойник мог мстить живым, прежде всего за то, что был обделен чем-то при смерти, и главной целью умершего было стремление получить свое. ќтражение этих верований отмечено в запретах брать что-либо с кладбища. ƒл€ избежани€ подобных негативных воздействий, прин€то отправл€ть вместе с умершим на тот свет все, что его касалось: бросают в гроб или сжигают стружки от гроба, лоскутки от смертной одежды. ≈сли хоронили хоз€ина дома, то жена клала ему во все углы гроба деньги со словами: "я тебе не остаюсь должна".
***
—лезы, если их проливают над умирающим, мешают его спокойному уходу и заставл€ют умирать Ђтрудної. ќ тех, кто поддаетс€ безудержной скорби в таких обсто€тельствах, говор€т, что они Ђприплакивают умирающего назадї.  олдуны, как полагают, умирают всегда в страшных мучени€х, так что раньше в деревн€х, бывало, разбирали крышу в доме, чтобы облегчить его душе расставание с телом. ѕосле смерти колдун не давал поко€ до тех пор, пока его, подобно утопленникам, не пригвождали к земле осиновым колом.
***
ѕока покойник лежит в доме, бросали в кадку с водой дл€ пить€ нож, чтобы покойник ночью не напилс€ воды из этой кадки. ¬ течение этого времени не давали взаймы чего-либо из продуктов, не давали никому огн€ из дома. ¬ доме не открывали ни окон, ни дверей. ≈сли умирал хоз€ин или хоз€йка, то все двери и выходы зав€зывали красным шнурком или ниткой., чтобы хоз€йство Ђне пошлої за хоз€ином.

***
≈сть поверье, что покойник слышит все до тех пор, пока св€щенник не произнесет над ним: Ђ¬ечна€ пам€ть....ї ≈сли во врем€ поминального обеда упадет что-то со стола, то подн€ть упавшее считаетс€ большим грехом. ѕосле похорон по три ночи кр€ду зажигают в доме, где лежал покойник, восковую свечу, кладут два хлеба и два €блока, став€т кружку воды или по рюмке водки на каждом огне дл€ души усопшего, чтобы покойник мог приходить в свой дом и есть в течение трех дней. ”мерших детей хорон€т подпо€санными, чтобы они могли собирать за пазуху райские плоды.
***
¬ доме, где лежит покойник, завешивают зеркала дл€ предупреждени€ возможности по€влени€ в зеркалах страшных зловещих призраков. ќднако христианин должен помнить, что тыс€чи и тьма призраков могут разве€тьс€ именем и силой Ѕожией, а не тщетным и суеверным завешиванием зеркал. ќбычай завешивать зеркала в доме умершего св€зан с традицией народного происхождени€ и не имеет ничего общего с православным обр€дом погребени€ усопшего. ќбъ€снени€ этого обыча€ довольно наивны. «еркала закрывают дл€ того, чтобы душа усопшего, увидев себ€, не испугалась. ƒругой вариант толковани€ Ч чтобы покойный не напугал родственников.
***
“руп с открытыми глазами ждет, когда за ним последует кто-то еще. √овор€т, что традици€ закрывать глаза трупа монетками первоначально имела своей целью защитить живых от отражени€ смерти, поскольку в таком виде мертвые не могли передать живым свое состо€ние. √реческие кресть€не верили, что извлеченные из земли останки служат вещественным доказательством того, доброй или злой была душа умершего: если они желто-коричневые, то человек прожил жизнь хорошо, если черные Ц плох
***
—в€зь птиц и жилища с представлением о смерти отразилась в р€де примет. —читали, что если птица долбит угол избы, то в семье будет покойник. ≈сли в дом влетела, например, ласточка, ждали покойника среди родственников. »ли така€ примета: Ђ√олубь в окно влетит Ч быть пожару или кому-нибудь умеретьї.
***
ќсобые приметы св€заны и с иконами Ч если они трещат, то в доме будет покойник; если на иконе по€витс€ трещина Ч в доме случитс€ несчастье
≈сли кошка лежит на столе, то это не к добру Ч она кого-нибудь из семьи Ђвылеживаетї, то есть в семье кто-нибудь об€зательно умрет и будет лежать на столе; точно так же и в том случае, когда кошка часто и подолгу спит на изголовье чьей-нибудь постели Ч она непременно Ђвылежитї владельца этой постели, и он умрет
***
»нтересно, что существует суеверие, св€зывающее написание завещани€ со скорой смертью написавшего его. ѕодготовкой к смерти, согласно народным традици€м, могли заниматьс€ только люди старшего поколени€. ћолодежь и лица среднего возраста не делали этого из опасени€ навлечь на себ€ преждевременную кончину.
***
»удеи верили, что если с трупом плохо обошлись, то страдает душа мертвого. —огласно китайскому фольклору, если разрешить кошке запрыгнуть на труп, дух мертвого будет бродить по окрестност€м. Ќа √аити ребенок, чей родитель умер, должен поцеловать труп и наступить на него, чтобы выпустить дух на волю. јссирийцы считали, что при несоблюдении семьей погребальных и других обр€дов мертвые будут заставл€ть своих призраков преследовать эту семью. ≈сли в гроб забыли положить подушку, пребывание в чистилище будет коротким. ≈сли положить трупу монетку под голову, он не будет красть у живых. —трах перед возвращением призрака умершего вли€ет на обращение с трупами даже незнакомых людей: оставить мертвое тело лежать на земле считаетс€ плохим предзнаменованием
***
–аньше верили, что прикосновение к трупу приводит к прекращению менструаций. Ѕеременных женщин убеждали не посещать похороны и не одобр€ли, когда женщины шли в похоронной процессии с детьми на руках.  огда беременна€ женщина закрывала глаза покойнику, суеверие гласило, что если она не перекрестит свой живот, то может родить слепого младенца. ¬  ентукки верили, что если беременна€ лишь взгл€нет на покойника, ее ребенок умрет.
***
Ўироко распространено поверье о том, что прикосновение к руке трупа может избавить от бородавок и других напастей: как постепенно исчезает тело, так и вместе с ним исчезают бородавки. ѕот остывающего трупа еще теплым прикладывали к зобу, родинкам, опухол€м и геморроидальным узлам. —читалось, что рука человека, умершего в юном возрасте, излечивает золотуху. √оворили, что размолотые в порошок кости давно умершего человека принос€т облегчение при опухол€х и раке. Ёпилептикам давали пить воду из свода черепа или разведенный в воде порошок из костей черепа, чтобы предотвратить припадки. —леду€ одному рецепту, дев€ть частей черепа размалывали в порошок и проглатывали; если не использовать все дев€ть частей, то мертвец вернетс€ за ними. ¬ горах Ўотландии использовали череп самоубийцы, и тем, кого им лечили, не разрешалось больше дотрагиватьс€ до мертвого тела или видеть похороны. √оворили, что при зубной боли помогает, когда выпьешь воды из черепа, особенно из черепа повешенного, или надо откусить у черепа зуб. “аблетки из размолотого черепа повешенного считались эффективным средством при укусе бешеной собаки. ѕрикосновение к покойнику использовалось дл€ лечени€ воспаленных миндалин, опухолей и даже горбика у ребенка. ѕользовалось большой попул€рностью и считалось исключительно действенным лечение, когда пораженную часть тела терли о такую же часть тела повешенного преступника. ¬ »ордании верили, что трупы убитых мужчин обладают замечательной исцел€ющей силой, если выпить их кровь или перешагнуть через тело. »ногда дл€ того чтобы излечитьс€, просто прикасались пораженной частью тела к такой же части тела трупа. »сцел€ющее действие покойника распростран€лось на его погребальные одежды, про которые думали, что они ослабл€ют головную боль и уменьшают опухоли, и на воду, которой омывали тело, считалось, что она см€гчает припадки. Ѕольной зуб выпадет, если пожевать растение, которое росло в черепе. ¬ерили также, что мох, сн€тый с черепа, останавливает кровотечение, излечивает от головной боли и ослабл€ет симптомы чумы
***
≈ще один новый обычай Ч непременное посещение кладбищ в ѕасхальные дни. Ќекоторые св€щенники вид€т в этом регресс христианского сознани€ в современном обществе. ћассовое паломничество на кладбища в ѕасху пр€мо противоречит православному предписанию не посещать в данный праздник места захоронений. ѕасха есть жизнеутверждающий праздник победы над смертью, а потому обр€ды, св€занные с нашими покойными близкими, в этот день неуместны. ќднако происхождение этого обыча€ очень интересно. ¬ годы советской власти, когда посещение храма, к тому же наход€щегос€ зачастую очень далеко, было запрещено и нарушение этого запрета каралось очень сурово Ч как минимум, это были жестокие насмешки, и как крайн€€ форма Ч преследование человека, доход€щее иногда до тюремного заключени€ или психбольницы. Ќо душа, требовала общени€ с родственным ей миром Ч миром духовным, а мертвые как раз и принадлежат к этому миру уже безвозвратно и не завис€т от запрещений земных владык. »звестны случаи, когда учительница накануне ѕасхи говорила дет€м такие слова: Ђ¬ы, реб€та, в церковь не вздумайте идти в этот день, а на кладбище можної.

ќтмечу, —тоглавый собор 1551 года ќ—”ƒ»Ћ €зыческие обр€ды, св€занные с погребением усопших и посещением их могил. ¬ частности, осуждалось приношение на могилу съестных припасов, чревоугодие и распитие спиртных напитков на поминальных трапезах

http://slovo5.narod.ru/simpless.html
http://topos.ru/article/1833
http://bretagne.aha.ru/research/znaki.htm
http://ethnography.omskreg.ru/page.php?id=686
http://www.geocities.com/Wellesley/Gazebo/4137/Life/life4_10.htm
–убрики:  вс€ко-разно
ћетки:  


ѕроцитировано 1 раз



Ќочна€_“ј…Ќј   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 27 ћарта 2009 г. 02:48 (ссылка)
хм...
а к чему рвутс€ пуговицы?)))
просто ужас какой-то!! п€ть пуговиц за день!!!!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ћорврана   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 27 ћарта 2009 г. 10:35 (ссылка)
Ќочна€_“ј…Ќј, к обновкам!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Badriyah   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 30 ћарта 2009 г. 16:43 (ссылка)
еще после выноса гроба со двора, закрывали ворота перед людьми из похоронной процессии, чтобы они не умерли вскоре.....
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку