-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kriolga

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.11.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 30011


26 мая – 2 июня. Зеленые Святки (Русалии, Семик)

Пятница, 27 Мая 2016 г. 06:03 + в цитатник
Зеленые святки – чародейные дни, время, посвящённое проводам весны. Главный рубеж между весной и летом. Это неделя, когда чествовали водяных духов (русалок) и берёзы, а также поминали покойных. В древности Зелёные Святки предшествовали Ярилину Дню.

В пору двоеверия к этим дням был приурочен праздник Троицы, а Зеленые Святки начинались на седьмой неделе после Пасхи. Отсюда и название – Семицкая неделя.

В древности русалии были очень многолюдным и красочным праздником, насыщенным разнообразными обрядовыми действами и игрищами.
Обязательными атрибутами Зелёных Святок были музыка, ряжение, пляски.
fd8669604753 (670x447, 87Kb)


Как и во время зимних святок — колядок, во всех обрядах участвовали ряженые, изображавшие животных, чертей и русалок.
В песнях, исполнявшихся во время Зеленых святок, можно выделить две основные темы: любовную и трудовую.
Считалось, что подражание трудовой деятельности обеспечивало благополучие будущих полевых работ.
Во время исполнения песни «Ты удайся, удайся, мой лен» девушки показывали процесс сеяния льна, его прополки, уборки, чесания и прядения.
Пение песни «Мы просо сеяли» сопровождалось движениями, в которых участники воспроизводили процессы сева, сбора, молотьбы, засыпания в погреб проса. В древности обе песни исполнялись на полях и выполняли магическую функцию.
Позже ритуальный смысл был утрачен, и их стали петь в местах гуляний.

В обрядах приветствовали первую зелень и начало летних полевых работ. Это касалось скотоводческой и земледельческой деятельности. В частности, соблюдался обряд, называемый «хождением в жито» - девушки сходились в маленькие группы и осматривали посевы злаковых в полях.
По завершении обхода они собирались на лужку, зажигали костер, готовили яичницу и потчевались пирогами. Ложки по окончании еды с яичной скорлупой кидали вверх и приговаривали, чтобы рожь могла расти.
Сами же кувыркались прямо по траве. Так же совершались различные ритуалы, предупреждающие град, возможной засухи, остальных опасностей, способных навредить урожайности.

Также были проведены обряды, касающиеся безопасности и здоровья животных. Свершался интересный обряд, венчающий скот.
Пастушок приносил пару венков для хозяйки. Первый венок вешался на коровьи рога. Следующий венок надевался на саму хозяйку, и совершались волшебные действия.
После венки хранились в хлеву и применялись с целью ветеринарного лечения.

timthumb (700x393, 47Kb)
Зеленые святки рассматривались как переходный жизненный этап окружающей природы.
В эти дни творились обереги, целью которых была протекция от нечисти. Кроме того осуществлялись обряды, касающиеся инициации.
Подразумевался переход детей из подросткового возраста в возраст брачный.

Русальская обрядность состоит из двух основных частей: чествование берёз и русалок и поминовение усопших.

Березка являлась символом неисчерпаемой жизненной силы.
В дом было принято приносить ветки березы и букеты первых цветов. Их сушили, хранили в укромном месте, а после начала жатвы клали в житницу либо подмешивали в свежее сено.
Следует отметить, что ветки берёзы, особенно использованные в обрядах, считались у славян сильным оберегом.

Украшали ветками березы и могилы предков. Устраивали поминальное угощение. Помянув умерших, уходили домой, оставив на кладбище еду.
Зеленые святки завершались обрядом похорон или проводов Костромы.

Кострому могла изображать красивая девушка или молодая женщина, наряженная в белое, с дубовыми ветками в руках.
Ее выбирали из участвующих в обряде, окружали девичьим хороводом, после чего начинали кланяться, оказывать знаки почтения.
«Умершую Кострому» укладывали на доски, и процессия перемещалась к реке, где «Кострому пробуждали», а празднование завершалось купанием.
Кроме того, обряд похорон Костромы мог проводиться с чучелом из соломы.
В сопровождении хоровода чучело носили по деревне, а затем закапывали в землю, сжигали на костре или бросали в реку.
Считалось, что на следующий год Кострома воскреснет и снова придет на землю, принеся плодородие полям и растениям.


105345 (650x433, 189Kb)

Очень важное место в обрядах и играх Зелёных Святок занимали темы любви и брака. Девушки занимались киданием венков в воду, начинали гадать, выйдут ли они замуж, совершали разнообразные магические ритуалы.
К примеру, жглась борона, проводилась борозда от собственного дома к жилищу суженного и так далее.
Много времени проводили друг с другом девушки с парнями. Все больше становилось совместных гуляний и купаний (что в другое время считалось неприличным).

Играли в «свадьбу», совершая шуточный свадебный обряд над выбранными «женихом» и «невестой» (иногда их роль выполняли чучела, именовавшиеся «Семик» и «Семичиха», «Русалка» и «Русалим», «Кукушка» и «Кукун»).
Были прыжки через зажженные костры, устраивались большие трапезы. Все это приближало возможное сватовство.

Здраваhttp://vk.com/public.phpatb



1.
Иван-Купала-2 (582x385, 367Kb)

2.
218153_original (550x367, 319Kb)

3.
def3c6033e15b53171d3b15639481e92 (699x470, 501Kb)
Метки:  
Понравилось: 3 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку