Зеленые святки – чародейные дни, время, посвящённое проводам весны. Главный рубеж между весной и летом. Это неделя, когда чествовали водяных духов (русалок) и берёзы, а также поминали покойных. В древности Зелёные Святки предшествовали Ярилину Дню.
В пору двоеверия к этим дням был приурочен праздник Троицы, а Зеленые Святки начинались на седьмой неделе после Пасхи. Отсюда и название – Семицкая неделя.
В древности русалии были очень многолюдным и красочным праздником, насыщенным разнообразными обрядовыми действами и игрищами.
Обязательными атрибутами Зелёных Святок были музыка, ряжение, пляски.
Как и во время зимних святок — колядок, во всех обрядах участвовали ряженые, изображавшие животных, чертей и русалок.
В песнях, исполнявшихся во время Зеленых святок, можно выделить две основные темы: любовную и трудовую.
Считалось, что подражание трудовой деятельности обеспечивало благополучие будущих полевых работ.
Во время исполнения песни «Ты удайся, удайся, мой лен» девушки показывали процесс сеяния льна, его прополки, уборки, чесания и прядения.
Пение песни «Мы просо сеяли» сопровождалось движениями, в которых участники воспроизводили процессы сева, сбора, молотьбы, засыпания в погреб проса. В древности обе песни исполнялись на полях и выполняли магическую функцию.
Позже ритуальный смысл был утрачен, и их стали петь в местах гуляний.
В обрядах приветствовали первую зелень и начало летних полевых работ. Это касалось скотоводческой и земледельческой деятельности. В частности, соблюдался обряд, называемый «хождением в жито» - девушки сходились в маленькие группы и осматривали посевы злаковых в полях.
По завершении обхода они собирались на лужку, зажигали костер, готовили яичницу и потчевались пирогами. Ложки по окончании еды с яичной скорлупой кидали вверх и приговаривали, чтобы рожь могла расти.
Сами же кувыркались прямо по траве. Так же совершались различные ритуалы, предупреждающие град, возможной засухи, остальных опасностей, способных навредить урожайности.
Также были проведены обряды, касающиеся безопасности и здоровья животных. Свершался интересный обряд, венчающий скот.
Пастушок приносил пару венков для хозяйки. Первый венок вешался на коровьи рога. Следующий венок надевался на саму хозяйку, и совершались волшебные действия.
После венки хранились в хлеву и применялись с целью ветеринарного лечения.

Зеленые святки рассматривались как переходный жизненный этап окружающей природы.
В эти дни творились обереги, целью которых была протекция от нечисти. Кроме того осуществлялись обряды, касающиеся инициации.
Подразумевался переход детей из подросткового возраста в возраст брачный.
Русальская обрядность состоит из двух основных частей: чествование берёз и русалок и поминовение усопших.
Березка являлась символом неисчерпаемой жизненной силы.
В дом было принято приносить ветки березы и букеты первых цветов. Их сушили, хранили в укромном месте, а после начала жатвы клали в житницу либо подмешивали в свежее сено.
Следует отметить, что ветки берёзы, особенно использованные в обрядах, считались у славян сильным оберегом.
Украшали ветками березы и могилы предков. Устраивали поминальное угощение. Помянув умерших, уходили домой, оставив на кладбище еду.
Зеленые святки завершались обрядом похорон или проводов Костромы.
Кострому могла изображать красивая девушка или молодая женщина, наряженная в белое, с дубовыми ветками в руках.
Ее выбирали из участвующих в обряде, окружали девичьим хороводом, после чего начинали кланяться, оказывать знаки почтения.
«Умершую Кострому» укладывали на доски, и процессия перемещалась к реке, где «Кострому пробуждали», а празднование завершалось купанием.
Кроме того, обряд похорон Костромы мог проводиться с чучелом из соломы.
В сопровождении хоровода чучело носили по деревне, а затем закапывали в землю, сжигали на костре или бросали в реку.
Считалось, что на следующий год Кострома воскреснет и снова придет на землю, принеся плодородие полям и растениям.
Очень важное место в обрядах и играх Зелёных Святок занимали темы любви и брака. Девушки занимались киданием венков в воду, начинали гадать, выйдут ли они замуж, совершали разнообразные магические ритуалы.
К примеру, жглась борона, проводилась борозда от собственного дома к жилищу суженного и так далее.
Много времени проводили друг с другом девушки с парнями. Все больше становилось совместных гуляний и купаний (что в другое время считалось неприличным).
Играли в «свадьбу», совершая шуточный свадебный обряд над выбранными «женихом» и «невестой» (иногда их роль выполняли чучела, именовавшиеся «Семик» и «Семичиха», «Русалка» и «Русалим», «Кукушка» и «Кукун»).
Были прыжки через зажженные костры, устраивались большие трапезы. Все это приближало возможное сватовство.
Здрава
http://vk.com/public.phpatb
1.
2.
3.