-–убрики

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии ќбща€
ќбща€
15:16 23.01.2018
‘отографий: 21

 -÷итатник

—“ј–»ЌЌјя ÷¬≈“Ќјя Ћ»“ќ√–ј‘»я. ’јћћ≈Ћ№, Ѕ.(Ё–ћ»“ј∆) - (0)

—таринна€ цветна€ литографи€. ’аммель, Ѕ. (Ёрмитаж) Ќеполна€ сюита изображений животных из к...

 ќЎ » ¬ Ё–ћ»“ј∆≈ - (0)

 ошки в Ёрмитаже https://i.yapx.ru/MkGu6.jpg 01. ƒевочка с кошкой ‘ранци€, XIX в. »забе...

 ј јя —ќЅј јЌ≈ ’ќ„≈“ ’ќ«я»Ќј ƒ–”√ј »ћ≈“№...(ќ““ќ ≈–Ћ≈ћјЌ ƒ”“„, 1839-1926) - (0)

 ака€ собака не хочет ’оз€ина друга иметь...Otto Eerelman (Dutch, 1839-1926)   —н...

√–»√ќ–»… „”’–ј…. ЅџЋ№ ќ —ќЋƒј“≈   100-Ћ≈“»ё —ќ ƒЌя –ќ∆ƒ≈Ќ»я ј¬“ќ–ј ‘»Ћ№ћј "ЅјЋЋјƒј ќ —ќЋƒј“≈". ѕ”ЅЋ» ”≈ћ ќ“–џ¬ » »« ≈√ќ  Ќ»√» "ћќя ¬ќ…Ќј" - (0)

√ригорий „ухрай. Ѕыль о солдате   100-летию со дн€ рождени€ автора фильма "Ѕаллада о солдате" публик...

Ћќ”–≈Ќ— ќЋ»¬№≈- ј “≈–, –џ÷ј–№ » Ѕј–ќЌ (ЋќЌƒќЌ, Ќј÷»ќЌјЋ№Ќјя ѕќ–“–≈“Ќјя √јЋ≈–≈я) „ј—“№ 2 - (0)

Ћоуренс ќливье -- актер, рыцарь и барон. | „асть 2 Ќј„јЋќ https://i.yapx.ru/Mfuww.jpg...

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в komrik_valerya

 -ѕодписка по e-mail

 

 -»нтересы

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 4) –азные_схемы_и_темы ѕќЋ»“» ј Moja_Polska »скусство_звука
„итатель сообществ (¬сего в списке: 1) Ќаши_схемы

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 31.07.2013
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 64607


Ќј—“ќяўјя Ќ≈»«¬≈—“Ќјя: “–ј√»„≈— јя —”ƒ№Ѕј ƒќ„≈–» »¬јЌј  –јћ— ќ√ќ

¬торник, 28 ‘еврал€ 2017 г. 07:08 + в цитатник

Ќа вопрос «знаком ли вам художник  рамской?» большинство из нас ответит утвердительно. ≈го картины, выставленные в “реть€ковской галерее, –усском музее и других собрани€х более чем известны и многократно растиражированы.  то не видел знаменитую «Ќеизвестную», котора€ посто€нно возникает там, где ее вовсе не ждешь? Ќо если им€ самого  рамского известно всем, то о его любимой дочери —офье слышали очень немногие. ”дивительно, но эту художницу, в своЄ врем€ по-насто€щему знаменитую, сделали никому не известным человеком! ¬от насто€ща€ Ќезнакомка — —офь€ ёнкер- рамска€, дочь »вана  рамского. 
 

».Ќ.  рамской. ѕортрет —они  рамской, дочери художника

—тепень забвени€ этой женщины такова, что долгое врем€ даже не было достоверно известно, в каком году она родилась — в 1866-м или 1867-м. ќна училась в обычной гимназии, но благодар€ творческой атмосфере, царившей в родном доме, рано почувствовала интерес к живописи. ќтец старалс€ развивать художественные навыки дочери и стал ее первым учителем. ¬ детские годы —он€ среди знакомых считалась некрасивой, но в юности похорошела. ќднако дл€ отца она всегда была самой любимой моделью. ƒаже когда девочке из-за болезни обстригли волосы и у нее на голове отрастал неровный ежик (—он€ пыталась прикрыть его кружевной косынкой), — даже тогда на полотнах отца дочь-подросток представала насто€щей красавицей с бездонными глазами.
 

».Ќ.  рамской. ∆ена художника —офь€ Ќиколаевна и дочь —он€

Ѕудучи ровесницей дочерей ѕ.ћ. “реть€кова ¬еры (в замужестве «илоти) и —аши (в замужестве Ѕоткиной), —он€ с ними очень дружила. ¬ера «илоти позже вспоминала:

«—он€ была некрасива, но с умным, энергичным лицом, жива€, весела€ и необычайно талантлива€ к живописи... ¬ 16–17 лет —он€... похорошела, волосы отросли. ‘игура у нее стала длинна€, тонка€. ќна прекрасно танцевала. ≈е веселость, остроумие и entrain (прит€гательность, оба€ние) привлекали к ней много поклонников».

 


—он€ действительно была очень из€щной — –епин, ученик  рамского, восхищалс€ ее фигурой, јльберт Ѕенуа всерьез ухаживал за ней. Ќо женихом еЄ стал другой — —ергей —ергеевич Ѕоткин, молодой врач, представитель известной медицинской династии. –одственники торжественно отметили помолвку молодых,  рамской на радост€х написал великолепные парные портреты жениха и невесты...
 

—ергей —ергеевич Ѕоткин

—офь€  рамска€

Ќо —ергей неожиданно дл€ всех влюбилс€ в подругу невесты јлександру “реть€кову. ѕомолвка оказалась расторгнутой, и вскоре —аша “реть€кова вышла замуж за бывшего жениха подруги. —он€  рамска€ нашла в себе силы сохранить с ней при€тельские отношени€. Ќо происшедшее надолго повергло еЄ в тоску. Ќа портрете, написанном отцом после разрыва помолвки дочери, —он€ выгл€дит совсем по-другому...
 

—пасла —офью живопись. Ўестнадцатилетн€€ девушка с головой ушла в работу и стала демонстрировать по-насто€щему профессиональные успехи.

«ћежду —оней и ее отцом была редкостна€ дружба, переходивша€ в обоюдное обожание», — писала «илоти. ¬ 1884 году  рамской, чтобы отвлечь —оню от душевных терзаний, вместе с дочерью отправл€етс€ в заграничную поездку (заодно и свое сердце подлечить — он был уже очень болен). ѕутешеству€ по ‘ранции, —офь€ пристрастилась к живописным этюдам на плэнере. —пуст€ год после путешестви€  рамской писал: «ƒочка мо€, известна€... ветреница, начинает подавать мне серьезные надежды, что уже есть некоторый живописный талант».  рамской понимал, что умирает, а дочь еще не встала на ноги и не нашла себ€. Ќезадолго до смерти »ван Ќиколаевич, тревожившийс€ за судьбу —офьи, сказал: 

«ƒевочка, а как сильна, как будто уже мастер. ѕодумаю иногда, да и станет страшно... лична€ жизнь грозит превратитьс€ в трагедию».

Ёти слова  рамского оказались пророческими. 

».Ќ.  рамской. јвтопортрет ( рамской пишет портрет дочери —офьи)

—офь€ действительно долго не могла оправитьс€ от удара, ни в кого не влюбл€лась и не выходила замуж. “олько в зрелом возрасте, в 1901 году, когда отца уже давно не было в живых, она заключила брак с петербургским юристом финского происхождени€ √еоргием ёнкером.
 

—офь€  рамска€. —п€ща€

 рамской, несмотр€ на простое происхождение (он был сыном писар€ из городка ќстрогожска), был прин€т при дворе и даже стал там своим человеком, не раз выполн€€ портреты членов императорского семейства, давал уроки живописи дочер€м императора. —воими при дворе стали и его дети.

—офь€ тоже выполнила р€д работ, запечатлев императора, императрицу, их детей, прежде всего цесаревича, и других родственников. Ќо почти ничего не сохранилось. „то-то было уничтожено либо пропало в годы революции, что-то из собственных работ было передано ею в ќстрогожский музей, на родину отца, вместе с его картинами, и когда в 1942 году в музее вспыхнул пожар, погибло вместе с большей частью его коллекций.

 

¬еликий кн€зь  онстантин  онстантинович в роли √амлета в любительской постановке, акварельный портрет —офьи  рамской

—офь€ была признанной портретисткой, ее просто осыпали заказами. ”вы, судьба многих работ, находившихс€ в частных руках, в домах и усадьбах, разгромленных в период революции, также осталась неизвестной.
 

—офь€  рамска€. ѕортрет актрисы —авиной

—офь€  рамска€ неоднократно и с большим успехом принимала участие в различных художественных выставках самого высокого уровн€ — в јкадемии художеств, в ќбществе живописцев-акварелистов, в художественном отделе ¬сероссийской €рмарки в Ќижнем Ќовгороде и др. Ѕыла она известна и как книжный иллюстратор, оформл€€, например, издани€ к юбилею ѕушкина. «амечательными были и ее жанровые картины.

¬изит

ћодница

ћуж —офьи »вановны в 1916 году скончалс€. ј вскоре начались и другие беды — революци€, √ражданска€ война, смерть матери в 1919 году... —офь€ »вановна, которой было уже далеко за п€тьдес€т, старалась приспособитьс€ к новой жизни.
 

ѕортрет девочки

— 1918 года она работала в художественно-реставрационных мастерских √лавнауки. ≈й, глубоко верующему человеку, пришлось стать организатором антирелигиозного музе€ «имнего дворца и иллюстрировать «»сторию религии» в издательстве «јтеист». 

—вою веру —офь€ »вановна особо не скрывала, как и христианское желание помочь ближнему. ¬ Ћенинграде мучились многие ее знакомые из «прошлой жизни» — смол€нки, фрейлины, просто люди двор€нского происхождени€. Ћишенные всего — жиль€, имущества, службы и каких бы то ни было доходов, многие буквально голодали. ƒочь художника помогала им устроитьс€ на работу, пусть с самым скромным жалованьем, достать переводы, уроки, перепечатку на машинке, чтобы как-то выжить.

¬се это и вменили пожилой женщине в вину — и то, что «была очень религиозной», и то, что помогала друзь€м...

 

—офь€ ёнкер- рамска€. ” окна

“от факт, что дочь  рамского была арестована и отправлена в ссылку, также долгое врем€ оставалс€ неизвестным. ”же в наши дни по запросу √осударственной “реть€ковской галереи были получены копии еЄ личного дела из архива ‘—Ѕ.  стати, именно из этого дела наконец стала известна дата еЄ рождени€ — 21 августа 1867 года. 


—офь€ ёнкер- рамска€ была арестована 25 декабр€ 1930 года, обвин€лась по статье 58-II ”  –—‘—– в контрреволюционной пропаганде. ≈й вмен€лось в вину создание ни много ни мало «контрреволюционной группировки из бывшей знати, ставившей себе целью проведение своих людей в разные советские учреждени€ на службу дл€ собирани€ сведений о настроени€х...».


¬се, проходившие по делу, говорили о религиозности художницы, что усложн€ло ее положение.  ак «чуждый элемент», она была приговорена к 3 годам ссылки в —ибирь, но из-за нервного потр€сени€ у нее случилс€ инсульт. — т€желым параличом она была отправлена в тюремную больницу. ≈е кое-как подлечили и через четыре мес€ца все же отправили по этапу в »ркутск.

ѕолупарализованна€ женщина добралась до »ркутска, но через три недели ее перевели в  анск, через мес€ц, с ухудшившимс€ состо€нием — в  расно€рск.

15 окт€бр€ 1931 года ёнкер- рамска€ из красно€рской больницы написала письмо ≈катерине ѕавловне ѕешковой, оказывавшей помощь политзаключенным. —офь€ »вановна рассказала о т€желой болезни, о перенесенных во врем€ ссылки двух операци€х. ќна пыталась доказать, что приносит пользу, что всегда, несмотр€ на состо€ние здоровь€, работала: в »ркутске — как иллюстратор учебников и колхозных журналов, в  анске — как фотограф и ретушер в местной газете. ¬  расно€рске с ней случилс€ второй удар, отн€лась лева€ часть тела. ≈е просьба состо€ла в см€гчении участи: если нельз€ вернутьс€ домой в Ћенинград, то пусть ее хот€ бы остав€т в  расно€рске до поправки здоровь€ и об€зательно предостав€т работу, ведь права€ рука действует, не разбита параличом. «я пишу и портреты, и плакаты, лозунги, афиши, вывески, иллюстрации, знаю фотографическую ретушь, раскраску фотографий, €зыки, € работать могу, люблю... ќ моей рабочей жизни ¬ам может подтвердить ≈лена ƒмитриевна —тасова, с отцом которой был так дружен мой покойный муж. ќ музее  рамского ¬ам тоже могут дать сведени€ и она, и товарищ Ћуначарский...»

¬ конце письма отча€нные строки: 

 

«я могла делать ошибки в своих суждени€х, могла что-нибудь не так правильно оценивать, могла криво судить о положении вещей, но преступлени€ € не совершала никакого — и сознательно так гор€чо люб€ свою страну, после смерти мужа (он был финл€ндским подданным) — переменила свои бумаги на русские, подписав тогда уже отказ от каких бы то ни было претензий на имущество. Ѕыло даже смешно поступить иначе. <...> ѕомогите мне! я написала просьбу о помиловании ћ.».  алинину. я прошу ¬ашего содействи€. я оправдаю милость, если мне она будет дарована, могу уверить в этом ¬ас. я честно проработала 40 лет. “€жко последний, быть может очень короткий срок — чувствовать себ€ — так наказанной... я собрала последние силы, чтобы написать ¬ам все это...»

∆енский портрет, выполненный художницей в  расно€рске

28 феврал€ 1932 года было возбуждено ходатайство о пересмотре дела ёнкер- рамской в св€зи с неизлечимой болезнью, а также в св€зи с тем, что ссыльна€ «не представл€ет... социальной опасности».

25 марта 1932 года —офи€ »вановна вернулась в Ћенинград. 31 июл€ 1932 года ёнкер- рамска€ написала благодарственное письмо ≈.ѕ. ѕешковой, сообщив, что собираетс€ работать и дальше, насколько позвол€т силы. ¬ 1933 году художница умерла при странных обсто€тельствах. якобы она уколола палец, когда чистила селедку, и, по словам брата, «умерла от рыбьего €да (??)». –еабилитировали ее за отсутствием состава преступлени€ только в 1989 году.

¬ √осударственном архиве –‘ сохранилось ее письмо:

«¬ысокоуважаема€ ≈катерина ѕавловна,

¬ы разрешите мне послать ¬ам эти несколько строк. ћен€ освободили! ≈сли бы ¬ы только знали, каким чувством глубокой благодарности полны мои мысли и душа. я не знаю, простите, право не знаю, полагаетс€ ли мне писать вообще о моем чувстве признательности, но € следую своей внутренней потребности это сделать... ¬ы не посетуйте на то, что € делаю это, если это не полагаетс€, € не знаю, но не последовать душе этой потребности было невозможно! я снова здесь, в Ћенинграде, где прошла мо€ длительна€ рабоча€ жизнь — и теперь € снова, быть может, буду в состо€нии начать работать хоть немного, насколько позвол€т мне мои силы, которые восстанов€тс€ во мне с сознанием возможности снова работать! я не знаю даже, кому мне говорить о том, что € чувствую, и как € признательна. Ќо, дума€, что сделалось все это через ¬ысокое учреждение, которого €вл€етесь ѕредставительницей, — € пишу ¬ам. Ќу, это даже ни ¬ам, никому не будет нужно, пусть это не прин€то, пусть это не полагаетс€ — € все же повтор€ю: € беспредельно благодарна, что поверили и моему искреннему раска€нию, и моей пор€дочности старого общественного работника, и моему гор€чему желанию загладить работой мои какие бы то ни было оплошности и несознательные заблуждени€. » хот€ €, конечно, очень больна еще и слаба, но, сколько мне позвол€т воспр€нувшие силы — то оставшеес€ мне врем€ до неизбежного конца € смогу употребить на реабилитацию моего рабочего имени, как самой по себе, так и как дочери  рамского.

≈ще раз прошу простить мен€, если € делаю что-либо, выход€щее из рамок допускаемого.

— глубоким уважением,

’удожница —. ». ёнкер- рамска€».

ѕо материалам  «–усское искусство»

–убрики:  живопись /акварели
живопись /истори€ создани€ картин
живопись /портреты
дети
Ћёƒ» » —”ƒ№Ѕџ
интересные факты
великие художники
ћетки:  

ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 7 пользовател€м

vdovuska2013   обратитьс€ по имени ¬торник, 28 ‘еврал€ 2017 г. 15:48 (ссылка)
—пасибо Ћера. Ќе завидна€ судьба женщины............... ÷итирую с благодарностью
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку