-–убрики

 -‘отоальбом

ѕосмотреть все фотографии серии ќбща€
ќбща€
15:16 23.01.2018
‘отографий: 21

 -÷итатник

ѕќ–’ј≈“ Ћ≈“ќ,  –”∆»“ ¬ “јЌ÷≈ —Ћј¬Ќќћ... ƒэвид ’оуэлл - (0)

ѕорхает лето, кружит в танце славном...David Howells   Ћето как выходные. “акое же пр...

—“ј–»ЌЌјя ÷¬≈“Ќјя Ћ»“ќ√–ј‘»я. ’јћћ≈Ћ№, Ѕ.(Ё–ћ»“ј∆) - (0)

—таринна€ цветна€ литографи€. ’аммель, Ѕ. (Ёрмитаж) Ќеполна€ сюита изображений животных из к...

 ќЎ » ¬ Ё–ћ»“ј∆≈ - (0)

 ошки в Ёрмитаже https://i.yapx.ru/MkGu6.jpg 01. ƒевочка с кошкой ‘ранци€, XIX в. »забе...

 ј јя —ќЅј јЌ≈ ’ќ„≈“ ’ќ«я»Ќј ƒ–”√ј »ћ≈“№...(ќ““ќ ≈–Ћ≈ћјЌ ƒ”“„, 1839-1926) - (0)

 ака€ собака не хочет ’оз€ина друга иметь...Otto Eerelman (Dutch, 1839-1926)   —н...

√–»√ќ–»… „”’–ј…. ЅџЋ№ ќ —ќЋƒј“≈   100-Ћ≈“»ё —ќ ƒЌя –ќ∆ƒ≈Ќ»я ј¬“ќ–ј ‘»Ћ№ћј "ЅјЋЋјƒј ќ —ќЋƒј“≈". ѕ”ЅЋ» ”≈ћ ќ“–џ¬ » »« ≈√ќ  Ќ»√» "ћќя ¬ќ…Ќј" - (0)

√ригорий „ухрай. Ѕыль о солдате   100-летию со дн€ рождени€ автора фильма "Ѕаллада о солдате" публик...

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в komrik_valerya

 -ѕодписка по e-mail

 

 -»нтересы

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 4) –азные_схемы_и_темы ѕќЋ»“» ј Moja_Polska »скусство_звука
„итатель сообществ (¬сего в списке: 1) Ќаши_схемы

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 31.07.2013
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 64697


ћќ— ¬ј- “–≈“»… –»ћ:  “ќ Ё“ќ ѕ–»ƒ”ћјЋ

ѕонедельник, 12 —ент€бр€ 2016 г. 07:23 + в цитатник

ѕон€тие «“ретий –им» еще во времена –юриковичей легло в основу российской государственности. ¬месте с ним на –усь пришел двуглавый орел, а ћосква стала преемницей ÷арьграда.

–аскол

¬ 1438-1439 годах на ‘ерраро-‘лорентийском соборе рассматривались насущные проблемы, €вл€вшиес€ камнем преткновени€ дл€ «ападной и ¬осточной ’ристианских ÷ерквей. ѕо итогам собора  онстантинопольские патриархи пошли на р€д уступок папству, что вызвало негодование в среде русского православи€.

ѕоследстви€ «измены» греков не заставили себ€ долго ждать. ¬ 1441 году по распор€жению ¬асили€ II митрополит »сидор, представл€вший на соборе ћоскву, был смещен со своего поста, а на его место избран русский по происхождению св€титель »она. Ќазначение нового митрополита не было согласовано ни с  онстантинополем, ни с  иевом.

—в€щенник —емеон —уздалец, оставивший воспоминани€ о судьбоносных событи€х, противопоставл€€ ¬асили€ II «алчным грекам», называл ¬еликого кн€з€ «поборником православи€» и возносил его на уровень  онстантина ¬еликого и ¬ладимира —в€того.

¬ ожидании перемен

Ќеудивительно, что падение в 1453 году  онстантинопол€ на –уси трактовали как божью кару за предательство веры. ¬ русском обществе понимали, что ѕравославна€ ÷ерковь не может оставатьс€ без единого духовного центра: этот факт и порождал брожение мыслей о возможной преемственности между  онстантинополем и ћосквой.

1492 год по православному календарю завершал 7000-летний период, ведущий свое начало от —отворени€ мира. ќ серьезности отношени€ ÷еркви к этой дате говорил хот€ бы тот факт, что на ней заканчивалс€ цикл пасхалий. Ќа –уси ждали перемен.

¬ том же 1492 году мы впервые встречаемс€ с зафиксированной на бумаге мыслью о русской преемственности ¬изантии. ћитрополит «осима в предисловии к «»зложению ѕасхалии» на начало наступающего восьмого тыс€челети€ недвусмысленно высказывалс€, что »ван III €вл€етс€ новым  онстантином, а ћосква новым  онстантинополем.

ћысли митрополита не были досужими помыслами, а подкрепл€лись вескими аргументами, в том числе браком »вана III и плем€нницы последнего византийского императора  онстантина XI —офьи ѕалеолог. —оюз, осв€щенный в 1472 году, закрепил династическое преемство между ѕалеологами и –юриковичами.

ƒальновидный старец

¬ более €вной форме иде€ «ћосква – “ретий –им» усматриваетс€ в письме псковского старца ‘илофе€, адресованного великокн€жескому дь€ку ћисюрю ћунехину (1523 или 1524 год). «наменитые слова инока: «два –има пали, третий стоит, и четвертому не бывать» были высказаны в контексте полемики об еретических учени€х и относ€тс€ без сомнени€ к ћоскве.

Ќо высказывани€ старца лишены оценок политической роли –усского государства в новых услови€х – содержание послани€ в первую очередь наполнено эсхатологическим и духовным смыслом.

ѕозднее »вану √розному ‘илофей озвучивал мысль об ответственности, котора€ возлагаетс€ на него, как на государ€ христианского мира: «¬идиши ли, избранниче Ѕожии, €ко вс€ христианска€ царства потопишас€ от неверных, токмо единаго цар€ »оанна ¬асильевича государ€ нашего царство благодатию ’ристовою стоит».

¬озвышение

–усское государство не только на словах, но и на деле доказывает свои претензии на то, чтобы именоватьс€ Ќовым  онстантинополем.  ак символ христианской империи –осси€ перенимает у ¬изантии двуглавого орла, который позднее становитс€ государственным гербом. ¬ 1485-1515 годах именно по византийским образцам приглашенные италь€нские архитекторы перестраивают ћосковский  ремль.

ћосква, ощущающа€ себ€ преемницей ÷арьграда, в стремлении объединить духовную и светскую власть в 1547 году венчает »вана √розного на царство. ѕо мнению историка ¬. ќ.  лючевского желание укреплени€ власти исходит от молодого правител€.

Ёто было не только торжеством самодержави€, но и, по словам митрополита ћакари€, укреплением православной веры. ќднако, по мнению исследователей, –усь не столько подражала ¬изантии, где было место ерес€м и смуте, сколько идеализировала создаваемую монархическую власть.

¬ ”ложенной грамоте ѕоместного собора скрепленной печатью  онстантинопольского патриарха есть следующие слова: «¬еликое –осийское царствие, “ретей –им, благочестием всех превзыде».

–усска€ иде€

ѕо мнению историка Ќ. —. „аева, концепци€ “ретьего –има «идеологически обосновывает и оправдывает действи€ правительства по созданию сильного централизованного государства; она была призвана сформировать идеологический облик ћосквы». “ак иде€, изначально имеюща€ духовный смысл постепенно стала приобретать политические очертани€.

Ќесомненно, этой идеей руководствовалс€ »ван III, стрем€щийс€ преодолеть раздробленность –уси, о ней помнил »ван √розный, расшир€вший границы ћосковского государства, она была частью русского сознани€ в период освободительных войн с “урцией и Ўвецией.

 онцепци€ “ретьего –има соприкоснувша€с€ с идеей «—в€той –уси» в российских реали€х оказалась поистине универсальной. ¬ ней, по словам писател€ јркади€ ћиллера, снимаетс€ вечна€ оппозици€ «вселенского и национального, духовного и политического, церковного и имперского». ¬прочем, многие событи€ российской истории показали неоднозначное отношение общества к такому синтезу духовной и светской власти.

¬ новых услови€х

ѕо мнению историка Ќины —иницыной XX век это врем€ по€влени€ геополитических мифов о –оссии как о “ретьем –име. —формировались они после революции 1917 года и окрепли в период ¬торой мировой войны. ¬ искаженном виде используемые ———– и «ападом новые идеологемы станов€тс€ инструментом холодной войны.

¬ –оссии, оказавшейс€ на историческом изломе, происходит переоценка наследи€ ‘илофе€. “ак, Ќиколай Ѕерд€ев в работе «»стоки русского коммунизма» (1938) идеи старца трактует как тоталитаристские. ј в 1946 году он пишет об опасной мысли богоизбранности русского народа, благодар€ чему «империалистический соблазн входит в мессианское сознание».

‘илософ ¬ладимир —оловьев, до последнего веривший в высокое призвание –оссии, в конце жизни мен€ет свои взгл€ды: «» “ретий –им лежит во прахе, а уж четвертому не быть», – горько иронизирует в стихах он над словами псковского инока.

–азличные оценки концепции «ћосква – “ретий –им» способствуют еще большей пол€ризации –оссии и «апада. Ѕританский историк јрнольд “ойнби, характеризу€ византийское наследство –усского государства, выдел€ет три ключевых момента – «тоталитаризм, цезарепапизм и ксенофобию». Ќо конфронтаци€ возникает не только из-за чуждости «ападу русской ментальности, но и в силу непри€ти€ русским обществом западных ценностей.

јрхимандрит  онстантин «айцев писал: ««ападное человечество не смогло вместить всей полноты ’ристовой истины, – и по пути отказа от этой полноты и повел его –им ¬етхий, плененный земным царством и все более отвращающийс€ от ÷арства Ќебесного». ќстаетс€ наде€тьс€, что в современной –оссии духовно-нравственна€ суть идеи “ретьего –има все еще не потер€ла своей актуальности.

–убрики:  известные личности
древн€€ русь
истори€ –оссии
интересные факты
лабиринты истории
ћетки:  

ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 3 пользовател€м

јлллок   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 12 —ент€бр€ 2016 г. 08:04 (ссылка)
ѕќћќ√» √ќ—ѕќƒ№ ѕравославной –ќ——»»!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
vdovuska2013   обратитьс€ по имени ѕонедельник, 12 —ент€бр€ 2016 г. 15:01 (ссылка)
√осподи —охрани –оссию и народ проживающий на нашей многострадальной земле!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку