О Самоубийствах... |
В данной книге автор пытается установить влияние общества на феномен самоубийства. Но прежде, чем начать это исследование необходимо выяснить, что же он понимает под самоубийст-вом. Среди различных видов смерти существуют и такие, в которых жертва сама решает совер-шить акт смерти. Поэтому автор предполагает, что самоубийство - это всякий смертный случай, являющийся непосредственным или посредственным результатом положительного или отрица-тельного акта, совершенного самой жертвой. Но здесь надо различать, что самоубийство, совер-шенное человеком в бессознательном состоянии, не тоже самое, что самоубийство человека, осоз-нанно идущего на этот шаг. Также исключаются самоубийства животных, потому как уровень развития животных значительно ниже, чем уровень развития человека. И они не могут убивать себя настолько осознанно, насколько это может человек. Поэтому автор уточняет свое определение: "самоубийством называется каждый смертный случай, который непосредственно или опосредованно является результатом положительного или отрицательного поступка, совершенного самим пострадавшим, если этот последний знал об ожидавших его результатах". Как социолога Дюркгейма интересуют самоубийства не отдельных индивидов, а самоубийства в обществе в целом. Изучая эту статистику, он делает выводы относительно факторов, влияющих на самоубийства. Поэтому вводится такая величина, как общий процент смертности-самоубийства, присущий определенному обществу. Эту величину целесообразно вычисляеть по отношению к 1 000 000 или к 100 000 жителей, т.к. она постоянна для долгого периода времени и изменяется гораздо меньше, чем главные демографические явления.
Автор рассматривает разные группы факторов, способных повлиять на феномен самоубийства. Прежде всего, ведется изучение внесоциальных факторов. Существует два рода внесоциальных причин, которым можно приписать влияние на количество самоубийств: индивидуальные стремления достаточной общности и состояние окружающей физической среды. Дюркгейм изучает различные теории о влиянии этих факторов и с какими-то соглашается, а с какими-то нет. Одна из теорий говорит о том, что самоубийства являются следствием сумасшествия. Существует два подхода к обоснованию этой теории: с одной стороны, самоубийство - это болезнь, представляемая особый вид сумасшествия, с другой стороны, самоубийство можно рассматривать, как явление, сопутствующее сумасшествию и встречающееся исключительно в связи с ним. Необходимо рассмотреть каждую из этих точек зрения.
Автор пытается установить, есть ли самоубийство - мономания? Мономания - это частичное сумасшествие. Следовательно, мономан - это душевнобольной, сознание которого абсолютно ясно, кроме одной какой-нибудь идеи. Если существует помешательство-самоубийство, как утверждает автор, то оно не может быть ничем иным, как мономанией. Но на момент написания книги понятие мономании уже отрицалось наукой. С одной стороны, мономана можно просто считать человеком с навязчивой идеей, способным здраво рассуждать, а с другой - если есть какое-то отклонение в психическом развитии, то оно затрагивает все стоны жизни и мировоззрений человека, а не какие-то конкретные. Следовательно, если не существует мономании вообще, то не существует и мономании самоубийства, и поэтому самоубийство не может быть определенным видом сумасшествия.
Следующий вопрос, интересующий автора, можно ли рассматривать сумасшествие, как спе-цифическое проявление сумасшествия? Для этого вводится классификация самоубийств, совер-шенных сумасшедшими:
1. Маниакальное самоубийство. Этот вид самоубийства присущ людям, страдающим галлюцинациями или бредовыми идеями. Мотивы и формы развития этого вида самоубийства отражают общий характер той болезни, от которой они проистекают, т. е. той или иной мании. Отличительной чертой этого душевного заболевания является чрезвычайная общая подвижность.
2. Самоубийство меланхоликов. Этот вид самоубийства встречается у людей, находя-щихся в состоянии высшего упадка духа, глубочайшей скорби; в таком состоянии человек не мо-жет вполне здраво определить свои отношения к окружающим его лицам и предметам. Ввиду того что состояние скорби не прекращается, у больного начинает просыпаться неотступная мысль о самоубийстве. Определяющие ее общие мотивы остаются неизвестными. Часто на фоне общего отчаяния появляются галлюцинации и бредовые идеи, непосредственно влекущие больного к са-моубийству, но в них нет подвижности, как у типа маньяков.
3. Самоубийство одержимых навязчивыми идеями. В этом состоянии самоубийство не обусловливается никакими мотивами, ни реальными, ни воображаемыми, а только навязчивой мыслью о смерти, которая без всякой видимой причины всесильно владеет умом больного. Если попытка самоубийства оканчивается неудачей, то этого оказывается достаточно для того, чтобы у больного прошло само желание лишить себя жизни.
4. Автоматическое или импульсивное самоубийство. Этот вид самоубийства так же мало мотивирован, как и предыдущий; ни в действительности, ни в воображении больного для него нет никакого основания. Разница между ним этими видами заключается в том, что вместо того, чтобы быть результатом навязчивой идеи, которая долгое время преследует больного и постепенно овладевает его волей, этот вид самоубийства проистекает от внезапного и непобедимого импульса.
Но надо отметить, что среди случаев самоубийств есть много случаев самоубийства без су-масшествия. Такие самоубийства обдуманны, представления, из которых слагается мышление та-ких людей, не являются галлюцинациями в чистом виде. Следовательно, самоубийство не прояв-ление сумасшествия.
Но влияет ли на самоубийство неврастения? Неврастения - род зачаточного сумасшествия и поэтому в некоторых случаях может иметь с ним общие последствия. Но так ли это? Для опреде-ления связи неврастении и сумасшествия автор использует прием: изучение процента самоубийств среди сумасшедших. Изучая данную статистику, Дюркгейм приходит к заключению, что неврастения не оказывает влияние на самоубийство.
Также автор рассматривает вопрос о влиянии алкоголизма на процент самоубийств. Но после изучения статистических данных, связанных с географическим положением, склонности народов к алкоголизму, с помешательствами на его почве и т.п., приходит к выводу, что алкоголизм не влияет на процент самоубийств.
Существует ли связь между самоубийством и расовой принадлежностью или наследственно-стью? Автор производит ряд изысканий, чтобы ответить на этот вопрос.
Раса - это группа индивидов, характеризующихся своим сходством, причем это сходство на-следственно. Но это понятие нельзя смешивать с понятием нации, что часто делают.
Дюркгейм касается только Европы. Поэтому он подразумевает под расами основные евро-пейские типы, наиболее общие признаки, которых ему известны и между которыми распределя-ются разные народности. Различается четыре расы: германский тип, кельто-романский тип, сла-вянский и урало-алтайский типы. Т.к. последний тип мало выражен в Европе, то предметом исследования являются только первые три типа. Если рассматривать склонность к самоубийство для этих трех оставшихся типов, то вначале стоят народы германской расы, потом кельто-романской, а затем славяне. Изучая статистику, Дюркгейм приходит к выводам, что распределение самоубийств среди этих рас мало зависит от самой расы. Например, наклонности к самоубийству среди славян и кельто-романских народов различны, но все равно достаточно малы, а высокая склонность к самоубийству у немцев пропадает, когда они покидают Германию. Поэтому, делает вывод автор, корректнее считать распределение самоубийств среди представителей различных рас обусловленным не расовыми признаками, а обществом, в котором они проживают. Но чтобы окончательно понять, влияет ли раса на феномен самоубийства, следует определить, какое влияние на него оказывает наследственность.
Существует ряд примеров, доказывающий, что самоубийство может передаваться по наслед-ству. Но так ли это на самом деле? По анализу статистических данных Дюркгейм приходит к мысли, что наследственно скорее умственное расстройство, частым симптомом которого является самоубийство. Часто случается, что в семьях, где наблюдаются повторные случаи самоубийства, они почти вызываются один другим; они не только случаются в одном и том же возрасте, но про-исходят совершенно одинаковым образом, совершаются одним и тем же орудием убийства. Обычно самоубийства прекращаются, когда исчезает материальный предмет, вызывающий эту идеею. Следовательно, склонность к самоубийству в таких случаях связана с манией или подра-жанием, чем с наследственностью. И тогда становится понятно, что расовая принадлежность и наследственность не влияют на процент самоубийства.
Теперь следует поговорить о влиянии космических факторов на самоубийство. Среди факто-ров этого рода влияние на число самоубийств приписывается только климату и температуре.
На основе статистических данных автор делает заключение, что самоубийства не связаны с климатом, где проживает индивид. Относительно влияния температуры на процент самоубийств, можно прийти к выводам, что существуют сезонные колебания процентов самоубийств, но эти колебания не зависят от изменения температур в процессе года. Однако, стоит отметить, что существует зависимость между долготой дня и самоубийствами. Когда дни быстро увеличиваются, то значительно увеличивается число самоубийств (от января до апреля); когда замедляется увеличение дня, то же происходит и с количеством самоубийств (от апреля до июня). Такое же соответствие наблюдается в период уменьшения. Даже различные месяцы, у которых длина дня почти одинакова (июль и май, август и апрель), имеют одинаковое число самоубийств. По статистике большинство самоубийств совершается днем, поэтому становится понятным, почему с увеличением дня увеличивается количество самоубийств. Но с чем это связано, задается вопросом автор? Существует два момента, когда самоубийство достигает своего зенита: это те часы, в течение которых совершается наибольшее количество дел,- утро и время после полудня. Между этими двумя периодами существует время отдыха, когда общая деятельность приостанавливается, а с нею приостанавливается и совершение самоубийств. Также существует статистика, что количество самоубийств уменьшается к концу недели, начиная с пятницы. Это объясняется тем, что к концу недели социальная жизнь замедляется, люди перестают заниматься общественными делами, прекращают свою работу. Также стоит отметить, что наибольшее число самоубийств падает на теплое время года потому, что летом общественная жизнь усиливается. Особенно это заметно в деревне, но в городе тоже наблюдается такая тенденция. Следовательно, сезонные колебания самоубийств связаны с социальными причинами, а не космическими.
Еще одним фактором психологического характера является подражание. Это явление возни-кает между индивидами, не связанными социальными узами. Если бы возможно было доказать, что подражание может служить определяющей причиной того или иного процента самоубийств, то тем самым пришлось бы признать, что число самоубийств зависит от индивидуальных причин. Так ли это? Для того, чтобы лучше понять, что означает термин "инстинкт подражания", необхо-димо понять, что конкретно под ним подразумевается. По словам Дюркгейма, существует три зна-чения этого термина:
1. Внутри одной и той же социальной группы, все элементы которой подчинены действию одной и той же причины или ряда сходных причин, наблюдается нивелировка сознания, в силу чего все думают и чувствуют в унисон. Очень часто подражанием называют ту совокупность действий, из которой вытекает эта согласованность. При таком понимании слово "подражание" обозначает способность состояний сознания, одновременно переживаемых некоторым числом разных индивидов, действовать друг на друга и комбинироваться между собой таким образом, что в результате получается известное новое состояние. Именно при таких обстоятельствах лучше всего можно видеть, как люди, собравшись вместе, преображаются под взаимным влиянием друг на друга.
2. То же самое название дается заложенной в человеке потребности приводить себя в состояние гармонии с окружающим его обществом и с этою целью усваивать тот образ мыслей и действий, который в этом обществе является общепризнанным. Под влиянием этой потребности люди следуют модам и обычаям. А так как обычные юридические и моральные нормы представ-ляют собой не что иное, как определенные и укоренившиеся обычаи, то мы чаще всего подчиня-емся влиянию именно этой силы в своих моральных поступках.
3. Наконец, может случиться, что мы воспроизводим поступок, совершившийся у нас на глазах или дошедший до нашего сведения, только потому, что он случился в нашем присутст-вии или доведен до нашего сведения. Сам по себе поступок этот не обладает никакими внутрен-ними достоинствами, ради которых стоило бы повторять его. Мы копируем его не потому, что считаем его полезным, не для того, чтобы последовать избранному нами образцу, но просто увле-каемся самим процессом копирования.
Проанализировав механизмы, приводящие нас к тому или иному значению, автор приходит к выводу, что под подражанием подразумевается акт, которому непосредственно предшествует представление сходного акта, ранее совершенного другим человеком, причем между представле-нием и выполнением не происходит никакой - сознательной или бессознательной - умственной работы, относящейся к внутренним свойствам воспроизводимого действия. Мысль о самоубийстве обладает заразительностью. Но речь не может идти о подражании в случае, когда свершаются самоубийства "одержимых". В этом случае самоубийство есть результат коллективного решения, а не простого влияния заразительной силы. Здесь идея не рождается в отдельности у каждого субъекта, чтобы затем охватить сознание других людей, а вырабатывается всей группой в совокупности, причем эта группа, попав в безвыходное положение, коллективно решает умереть. Т.к. в явлении подражания есть нечто заразительное, то его можно отождествлять с явлением заражения. Но не следует приравнивать факты заражения и эпидемии. Эпидемия - это социальное явление, а заражение состоит из часто повторяемых индивидуальных фактов. Для того, чтобы установить связь между самоубийствами и заражением, Дюркгейм исследовал статистические данные о том, как распределены самоубийства на географической карте. На основании этого исследования он пытается понять, существует ли какая-то связь между заражением и самоубийствами. Если считать, что явление заражения связано с самоубийством, то около крупных городов должно наблюдаться больше всего случаев самоубийства, а чем дальше от городов, тем меньше должен быть распространен этот феномен. Но на деле оказывается, совсем не так. Также не выявлено влияние прессы на процент самоубийств. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что заражение не является причиной самоубийства, а следовательно не является такой причиной и подражание. Однако надо отметить, что если рассматривать малые социальные группы, например, небольшие деревни или дома умалишенных, то среди таких групп можно наблюдать явление подражания.
В силу того, что Дюркгейм не смог установить связь между внесоциальными факторами и самоубийствами, он переходит к рассмотрению социальных факторов. Для изучения социальных факторов необходимо классифицировать самоубийства, совершаемые в сознательном состоянии, по морфологическим признакам. Осуществить такую классификацию на основании имеющейся статистики весьма сложно, поэтому автор исходит из предположения, что одно и то же стечение обстоятельств не может вызывать разные последствия. Поэтому при таком получается возможным классифицировать самоубийства по причинам, которыми они были вызваны.
Изучение социальных факторов самоубийства Дюркгейм начинает с рассмотрения вероисповедания. Если рассмотреть распределение самоубийств на карте Европы, то можно сделать вывод о том, что в католических странах число совершенных самоубийств гораздо меньше, чем в протестантских. Однако, наклонность к самоубийствам у евреев гораздо ниже, чем у католиков и протестантов. Чем объяснить такую закономерность? Если сравнивать католицизм и протестантизм, то в каждой из этих религий существует запрет на самоубийства. Тем не менее, в протестантизме подразумевается большая степень свободы исследований. Протестант может по-разному толковать священный текст, у него больше возможности рассуждать относительно прочитанного, чем у католика. Следовательно, в религиях, где позволяется более вольно трактовать священные тексты, меньше сплоченность. Поэтому отсутствие сильной склонность к самоубийству у евреев объясняется тем, что это очень сплоченный народ, активно отстаивающий свои права. Если теперь еще сравнить склонность к образованию, то получается, что образование наиболее распространено среди протестантов, чем среди католиков. Определяется ли связь между религией и самоубийством тогда только сплоченностью? Человек стремится к знанию и лишает себя жизни потому, что религиозная община, к которой он принадлежит, утратила для него свою сплоченность. Но он не убивает себя потому, что получает образование. Также нельзя сказать, что другое отношение к религии формируется у человека под влиянием знаний. Когда человек утрачивает веру, он начинает искать себя в знаниях, размышлять и как следствие приходит к самоубийству.
Таким образом, если религия предохраняет от самоубийства, когда она создает общество, то вполне вероятно, что другие общественные союзы вызывают те же результаты. Дюркгейм предла-гает рассмотреть брачный союз и выявить закономерности, присущие этому союзу. Он вводит по-нятие коэффициента предохранения, показывающего степень несклонности к самоубийству вдо-вых и находящихся в браке, а также вдовых и находящихся в браке по отношению к не вступав-шим в брак. Эта характеристика определяется, как число, указывающее во сколько раз в одной группе лишают себя жизни меньше, чем в другой в одном и том же возрасте. Например, когда го-ворится, что коэффициент предохранения женатых 25 лет по отношению к холостым равняется 3, то это означает, что если наклонность к самоубийству женатых в этот момент их жизни принята за единицу, то наклонность холостяков в тот же период обозначается цифрой 3. Если коэффициент предохранения опускается ниже 1, то он превращается в коэффициент усиления наклонности к самоубийству. На основании сравнения коэффициента предохранения различных групп людей, Дюркгейм формирует несколько законов:
1. Слишком ранний брак увеличивает наклонность к самоубийству, в особенности у мужчин.
2. Начиная с 20 лет люди, состоящие в браке, по отношению к холостым и незамужним обладают коэффициентом предохранения, превышающим единицу.
3. Коэффициент предохранения супругов по отношению к холостым и незамужним изменяется в зависимости от пола. Пол, которому наиболее благоприятствует брачное состояние, изменяется в зависимости от страны и величина отклонения между процентом самоубийств у обоих полов изменяется в зависимости от того, какой именно пол оказывается наиболее благоприятствуемым.
4. Вдовство уменьшает коэффициент предохранения супругов обоего пола, но обыкновенно не уничтожает его совершенно. Так же, как и у супругов, коэффициент предохранения вдовцов по отношению к безбрачным изменяется в зависимости от пола. Можно сказать, что наиболее благоприятствуемый пол у вдовых изменяется в зависимости от страны и что величина отклонения между процентом самоубийств у обоих полов изменяется в зависимости от того, какой пол оказывается наиболее благоприятствуемым.
Следует также упомянуть, что иммунитет к самоубийствам проявляется у вдов и вдовцов, а не только у людей, состоящих в браке. В той среде, где мужчина выигрывает от семейной жизни больше, чем женщина, он страдает сильнее, если остается один, но в то же время он в состоянии лучше переносить жизненные испытания, потому что благотворное влияние брака сделало его более способным противостоять порывам отчаяния. Также влияние на процент самоубийств оказывает размер семей. Если в семье много детей, живущих вместе с родителями, то такие семьи предохранены от самоубийства в силу своей сплоченности. Если же в семье мало детей или дети уезжают учиться далеко от дома, то в такой семье склонность к самоубийству гораздо больше. Таким образом, объединив все выше описанные влияния социальных факторов на феномен самоубийства, Дюркгейм приходит к следующим закономерностям:
1. Число самоубийств изменяется обратно пропорционально степени интеграции рели-гиозного общества.
2. Число самоубийств изменяется обратно пропорционально степени интеграции се-мейного общества.
3. Число самоубийств изменяется обратно пропорционально степени интеграции политического общества.
На основании этих закономерностей автор выделяет особый тип самоубийства - эгоистиче-ское самоубийство. Эгоизм является в таких самоубийствах не вспомогательным фактором, а про-изводящей причиной. Если разрываются узы, соединяющие человека с жизнью, то это происходит потому, что ослабевает связь его с обществом. Что же касается фактов частной жизни, то в действительности они могут быть признаны только случайными. Если индивид так легко склоняется под ударами жизненных обстоятельств, то это происходит потому, что состояние того общества, к которому он принадлежит, сделало из него добычу, уже совершенно готовую для самоубийства.
Еще одним выделяемым видом самоубийства является альтруистическое самоубийство. Сло-во "альтруизм" выражает состояние, когда "я" не принадлежит самому человеку, когда оно сме-шивается с чем-то другим, чем оно само, и когда центр его деятельности находится вне его суще-ства, но внутри той группы, к которой данный индивид относится. Поэтому то самоубийство, ко-торое вызывается чрезмерным альтруизмом, автор называет альтруистическим. Такое самоубий-ство распространено в некоторых обществах. Если человек живет до старости и умирает своей смертью, то это считается недостойным (датские воины, готы, фракийцы, Фиджи, новая Зелан-дия). У первобытных обществ такая же участь была у вдов, любимых рабов, слуг, лошадей, вои-нов. Существует две разновидности альтруистического самоубийства: обязательное и факульта-тивное. Под обязательным типом альтруистического самоубийства подразумевается самоубийст-во, при котором человек не может поступить иначе, чем убить себя, т.к. тогда он будет презирать-ся в обществе. Факультативный тип альтруистического самоубийства предписывает человеку со-вершить самоубийство, но делает это менее активно, чем при обязательном самоубийстве. В ре-альной жизни эти две разновидности альтруистического самоубийства настолько тесно перепле-тены, что сложно отделить их друг от друга. Также необходимо выделить чисто альтруистическое самоубийство. Оно характеризуется тем, что человек приносят себя в жертву.
Альтруистическое самоубийство в полной мере можно наблюдать в армии. По анализу статисти-ческих данных автор приходит к выводу, что самоубийство среди военнослужащих гораздо более распространено, чем у людей того же возраста, не состоящих на военной службе. Проанализиро-вав некоторые факты, автор делает ряд заключений:
1. С течением военной службы должно уменьшаться количество самоубийств, т.к. про-ходит период пертурбации. Человек привыкает к такому образу жизни и это сказывается на числе самоубийств. В действительности, это мало влияет на их численность, особенно, во Франции. Но количество самоубийств уменьшается к моменту конца службы.
2. Количество самоубийств среди офицеров и унтер-офицеров должно быть меньше, чем у простых солдат в силу более сложной жизни последних, но это не так.
3. Отвращение к военной службе должно ощущаться в меньшей степени у тех, кто вы-бирает ее по призванию. Вольноопределяющиеся и сверхсрочные должны были бы проявлять меньшую наклонность к самоубийству; между тем в действительности именно в этой среде на-блюдается исключительно сильная к нему наклонность.
Таким образом, из всего выше сказанного вытекает, что в армии формируется специфическая среда, склоняющая индивида к альтруистическому самоубийству. Причем эта склонность воспитывается в процессе службы человека. Его учат низко оценивать свою жизнь и расставаться с ней с особой легкостью.
Еще один рассматриваемый тип самоубийства - аномичное самоубийство. Автор установил закономерность, что под влиянием экономических и промышленных кризисов количество само-убийств возрастает. Также возрастает количество самоубийств при проведении Всемирных выставок. Необходимо отметить, что кризисы с положительной динамикой также сказываются на числе самоубийств. Чем это обусловлено? Если промышленный и финансовый кризисы имеют усиливающее влияние на число самоубийств, то это происходит не потому, что они несут с собой бедность и разорение,- ведь кризисы расцвета дают те же результаты,- но просто потому, что они - кризисы, т. е. потрясения коллективного строя. Но потрясение коллективного строя идет от потрясения индивидуального. Человеческие желания безграничны. Человек начинает стремится к большему, преодолевая преграды на своем пути. Но может случиться так, что преграда окажется для него непреодолимой. Его моральное уравновешенное состояние будет подорвано и это приведет к самоубийству. С другой стороны, аппетиты человека могут начать превышать его возможности и тогда человек впадает в состояние дезорганизации с обществом. Упадническое настроение приводит в итоге к самоубийству данного индивида. Дезорганизация человека в обществе - это есть аномия. Также следует сказать, что существует социальная среда, где аномия является постоянно наблюдаемым явлением. Это коммерческий и промышленный мир. Но аномия здесь также связана с причинами, описанными выше. Когда человек имеет не очень большой доход, то его аппетиты не такие большие. Поэтому если случается какой-нибудь экономический катаклизм, он спокойно его переживает без всяких проблем. Его ожидания не столь сильно отстают от того, что получается. Если же человек богат, он владеет большим предприятием или его доходы растут с каждым днем, то и запросы у него становятся больше. Следовательно, он очень много теряет в результате какого-либо кризиса. Поэтому его склонность к самоубийству значительно выше. Аномия является в современных обществах регулярным и специфическим фактором самоубийств; это одно из тех веяний, которыми определяется ежегодная сумма самоубийств. Можно сказать, что в данном случае речь идет о новом типе самоубийства, отличного от всех. Разница заключается в том, что данный тип зависит от характера связи между индивидами и обществом, но не от того способа, каким эта связь регламентируется. Эгоистическое самоубийство проистекает оттого, что люди не видят смысла в жизни, альтруистическое - вызывается тем, что индивид видит смысл жизни вне ее самой; третий, только что установленный нами вид, определяется беспорядочной, неурегулированной человеческой деятельностью и сопутствующими ей страданиями. Принимая во внимание его происхождение этот тип самоубийств носит название аномичного.
Еще одним проявлением аномии является брачная аномия. Автор считает, что развод как ни-что другое оказывает влияние на самоубийства. Причем причину самоубийств после разводов следует искать не после него, а еще во время брака. Дюркгейм определяет брак, как рег-ламентацию отношений между полами, охватывающую не только сферу физиологических инстинктов, но и сферу всевозможных чувств, привитых цивилизацией на почве материальных интересов. Далее автор доказывает, что брак должен влиять больше на мужчину, чем на женщину, т.к. в браке мужчина обретает спокойствие по сравнению со своей жизнью до брака. Таким образом, можно считать неоспоримым нижеследующий закон: брак тем более благоприятствует женщине в смысле защиты ее от самоубийства, чем более распространен в данном обществе институт развода, и обратно. Также Дюркгейм приводит два следствия из этого закона:
1. Истинную причину самоубийства следует искать в положении брачного, а не се-мейного союза. Как родители супруги могут иметь общие цели, но как сожители они могут иметь самые различные и даже противоположные интересы. Вполне возможно, что в известных общест-вах эта сторона брака благоприятствует одному супругу и в то же самое время вредит другому.
2. Необходимо отвергнуть гипотезу, согласно которой неудовлетворительное состоя-ние брака, с его двойным последствием в виде повышения числа самоубийств и разводов, ис-черпывается частыми домашними ссорами. Подобная причина точно так же, как и упадок семей-ных связей, не может иметь своим результатом увеличения иммунитета жены.
Таким образом, автор подводит к мысли, что от брака в любом случае выигрывает мужчина, т.к. приносит себя в жертву, а женщина выигрывает от развода, т.к. никаких жертв не приносила до этого и после развода возвращается в первоначальное состояние.
Дюркгейм считает, что описанные типы самоубийства могут иметь разные формы своего проявления. Так, например, эгоистическое самоубийство может проявляться в состоянии томи-тельной меланхолии, вследствие чего человек погружается в себя и заканчивает свою жизнь само-убийством. Или, например, эгоистическое самоубийство может проявляться в беззаботном отно-шении к себе, но исход будет столь же трагичным. В проявлении альтруистического самоубийства появляется подъем энергии. Человек действует отвержено. Принуждение в данном случае никак себя не проявляет. При аномичном самоубийстве человек убивает себя в следствии того, что опора уходит из под его ног. Часто такое самоубийство бывает совершено после убийства. Можно таким путем разделить самоубийства и самоубийц на определенное количество видов; они должны совпадать в их существенных чертах с типами, установленными выше, согласно природе тех социальных причин, от которых они зависят; они являются продолжением этих социальных фактов во внутреннем мире индивида.
После изучения внесоциальных и социальных факторов, влияющих на самоубийство, Э.Дюркгейм приходит к мысли, что главным образом общество влияет на самоубийство. Любые идеи, принятые в этом обществе, окажут свое влияние на поведение в нем индивида. Но если по-пытаться понять механизм, по которому происходит это влияние, то получается установить, что социальный процент самоубийств напрямую зависит от соответствующих коллективных наклон-ностей общества. Причем этот процент постоянен в течение относительно длительного времени. Это связано с тем, что общество мало изменяется за время исследований, которые охватывает ав-тор. Также автор рассматривает концепцию ученого Кетле, пытающегося объяснить постоянство и определенность этого процента путем введения понятия среднего человека, заключающегося в том, что такой человек усреднен по всем параметрам. Но эта теория признается не состоятельной, т.к. даже при выходе за предел среднего человека статистика остается правильной. Таким образом, Дюркгейм считает, что любые мысли индивида обусловлены коллективной силой, которая представляет собой реальность внешнюю по отношению к индивиду и высшую, чем индивид. Коллективная сила склоняет человека к самоубийству, но она не всегда способна его склонить. Определяющую роль в этом также играет и сознание индивида, которое в силу своего состояния может пропустить или не пропустить идеи о самоубийстве.
Теперь следует коснуться отношения в обществе к феномену самоубийства. Если оставить в стороне различие в деталях репрессивных мер, принимавшихся разными народами, то можно уви-деть, что регламентация самоубийства прошла через две главные фазы. В первой - личности за-прещено кончать с собой самовольно, но государство может выдать на это свое разрешение. Дея-ние становится безнравственным лишь в том случае, когда его совершают отдельные лица на свой страх, без участия органов коллективной жизни. Во втором периоде - осуждение носит абсолютный характер и не допускает никаких исключений. Возможность распоряжения человеческой жизнью, за исключением смерти как возмездия за преступление, отнимается даже не только у заинтересованного субъекта, а даже у общества. Самоубийство - явление безнравственное, т.к. также ущемляет права общества, как и убийство. Самоубийство влияет на законы принятые в обществе исключительно также плохо, как и другие безнравственные явления.
Следует отметить, что существует несколько теорий относительно зависимости самоубийств и безнравственных поступков. Одна из них говорит о том, что самоубийства зависят от других преступлений против собственности. Но сравнивая распределение кривой самоубийств и распро-странению преступлений против собственности за годы изучения, становится понятна несостоя-тельность этой теории. Другая теория говорит о том, что существует антагонизм между самоубий-ством и убийством. В результате изучения различных статистических данных этот антагонизм проявляется еще больше. Также в завершении описания данного влияния следует отметить, что в настоящее время некоторый параллелизм между развитием убийства и развитием самоубийства встречается преимущественно в крупных центрах и в странах, отличающихся высоким уровнем развития цивилизации. Там аномия принимает острый характер. Та же причина мешает умень-шиться числу убийств с той же быстротой, с какой нарастает число самоубийств.
В завершении своей книги Э. Дюркгейм предлагает путь, по которому должно развиваться общество, чтобы в нем уменьшилось количество самоубийств. В обществе должны быть сильны оптимистические настроения, но они не должны быть всеобъемлющими. Также автор говорит, что состояние коллективной печали тоже должно присутствовать в обществе. Но печаль не должна быть всеобъемлющей, т.к. меланхолия только тогда бывает опасна для человека, когда она становится постоянным состоянием его души и склоняет индивида к самоубийству. Автор утверждает, что для уменьшения числа самоубийств необходимо, чтобы в обществе были группы, способные создавать такие различные настроения в обществе. Однако, это не означало бы, что в самих таких группах не было бы самоубийств, но в самом обществе их было бы меньше. Некоторые исследователи считают, что следует восстановить наказание за самоубийство и покушение на самоубийство. Но Дюркгейм склоняется к тому, что если это возможно, то достаточно лишить самоубийцу почестей правильного погребения, а покушавшихся на самоубийство - некоторых гражданских, политических и семейных прав. Еще одним способом защиты общества от самоубийств является восстановление общности между социальными группами, чтобы более крепко удерживать индивида от самоубийства. Но на момент написания данной книги религия и семья не могли быть таким инструментом, т.к. эти социальные институты перестали играть ту роль, которую играли раньше. В итоге, автор приходит к тому, что единственное средство контролировать самоубийства - это создание профессиональных групп или корпораций. С их помощью можно контролировать многие слои общества и предупреждать акты самоубийства. Именно за ними Дюркгейм видит будущее. Но, по его утверждению, нельзя уменьшить количество самоубийств среди мужчин при этом не увеличив их у женщин. Этот вывод он делает из того, что женщина значительно меньше участвовала на момент изысканий в социальной жизни. Но такое положение вещей не должно длится вечно, утверждает он. Поэтому в будущем в профессиональных группах он видит как мужчин, так и женщин. Именно за профессиональными группами Дюркгейм видит будущее.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Ответ на комментарий Coolgirlole4ka
Ответ на комментарий Yummy_Martini
Ответ на комментарий shooting_life
Ответ на комментарий Yummy_Martini
Ответ на комментарий AnGeLo4eK_90
Ответ на комментарий Bon_Bombastic
Ответ на комментарий Hevioso_in_Love
Ответ на комментарий Coolgirlole4ka
Ответ на комментарий Coolgirlole4ka
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |