Термин «Киберпонедельник» (Cyber Monday) придумали в Штатах. Там так называют первый понедельник после уже знакомой широкой общественности Чёрной пятницы. А Чёрная пятница традиционно открывает в США сезон рождественских и новогодних распродаж. Идея Чёрной пятницы проста – оффлайновые магазины, которые присоединились к акции, в этот день делают потрясающие скидки на некоторые (или все) товары, что ведёт к значительному увеличению числа покупателей. Проведённые в 2004 году исследования выявили, что в понедельник, следующий после пятницы распродаж, многие (особенно в среде так называемых «белых воротничков») продолжают совершать онлайн-покупки со своих служебных компьютеров. И на следующий год онлайн-ритейлерами был проведён первый официальный Киберпонедельник.
Эту идею подхватили и в других странах. В России первый Киберпонедельник анонсировал в конце 2012 года на мероприятии Online Retail Russia руководитель популярного онлайн-магазина Wikimart Максим Фалдин. При этом идею поддержала такая серьёзная организация, как АКИТ (Ассоциация компаний интернет-торговли). Отметим, что в этом и во всех последующих акциях принимали участие не только интернет-магазины, работающие в России, имеющие представительства здесь, но также компании из Белоруссии и Казахстана. И, соответственно, пользователи всех трёх стран Таможенного Союза могли воспользоваться преимуществами онлайн-распродаж.
Итак, впервые в России Киберпондельник прошёл в последний понедельник января 2013 года (он выпал на 28 число). Его результаты оказались весьма удовлетворительными. Так Wikimart, онлайн-магазин, ставший флагманом первого российского Киберпонедельника, в этот день (точнее говоря, в эти сутки, так как на выгодный шопинг у потребителей было 24 часа, с 00:00:01 до 23:59:59) получил от пользователей около 6 тысяч заказов. А стоимость заказанных товаров составила 2 миллиона рублей. И как рассказали в Wikimart, это было вдвое больше, чем в дни новогодних продаж. Другой популярный в сети магазин «М.Видео» (который, впрочем, имеет и разветвлённую сеть оффлайн-точек) обработал в Cyber Monday 2013 года около 4 тысяч заказов. Стоит в качестве примера упомянуть и великолепные результаты компании «Белый ветер цифровой». Их оборот превысил средние значения в 4 раза.
Заметим также, что свои мини-распродажи 28 января 2013 года провели и некоторые мелкие интернет-магазины, не имеющие отношения к АКИТ.
После первого последовал и второй Киберпонедельник, и третий… С каждым разом увеличивалось количество магазинов-участников, которые делали действительно выгодные скидки. Сейчас речь идёт уже о сотнях онлайн-магазинов. Интересно, что, начиная с 2015 года, в России Cyber Monday проводятся по три раза в год. Но основным всё равно считается распродажа в январе. В прошлом году акция получила государственную поддержку — официальным её партнёром стал Роспотребнадзор. Такая поддержка сохранится и в начале 2017 года. А это значит, что на продажу будут выставлены только качественные товары, одобренные контролирующими органами.
Разумеется, не случайно российский Киберпонедельник проводится именно в конце января. Это время идеально для того, чтобы включить жителей нашей страны (а также белорусов и казахов) в распродажи после достаточно длительных новогодних праздников. И очевидно, что наш Cyber Monday ориентирован не только на офисных работников, как американский, а вообще на всех интернет-пользователей, которые способны и желают делать онлайн-покупки.
Список магазинов участников
Ближайший Киберпонедельник (об этом уже объявлено) состоится 30 января 2017 года. В нём будут участвовать солидные онлайн-магазины, фактически не нуждающиеся в представлении:
-
Wikimart;
-
М.Видео;
-
Ситилинк;
-
Техносила;
-
Юлмарт;
-
Эльдорадо;
-
Сотмаркет и т. д.
Все эти магазины своей надёжной работой уже заслужили доверие огромного числа покупателей.
Кроме того, в грядущей распродаже поучаствуют популярные китайские онлайн-ритейлеры aliexpress.com и jd.ru.
Данные китайские порталы славятся большим ассортиментом представленных товаров, очень демократичными ценами, надёжным сервисом. А в Киберпонедельник цены на многие товары из каталогов этих сайтов станут ещё выгоднее. Тем, кто уже делал покупки в этих интернет-магазинах, наверняка будет интересно и выгодно поучаствовать в предстоящей онлайн распродаже. Тем более уже анонсируется, что скидки на некоторые товары могут достигать 90 процентов.
Обман или нет?
Пока в нашей стране есть ещё люди, которые с недоверием относятся к такому новому явлению, как Киберпонедельники, да и в целом к онлайн-торговле, которые считают, что здесь обязательно наткнёшься на обман. Кое-кто, допустим, высказывает мнение, что перед проведением российских распродаж многие магазины цены взвинчивают, а потом, когда акция начинается, соответственно, снижают до прежнего уровня. То есть никаких реальных скидок на самом деле нет, есть только так называемые фальш-скидки. Однако все эти представления не соответствуют реальности. Онлайн-магазинам, как крупным, так и мелким, выгодно делать большие скидки, если при этом они привлекут значительное количество новых покупателей. Опыт прошлых Киберпонедельников недвусмысленно говорит о том, что таким способом и без всякого жульничества можно неплохо заработать.
К тому же ход с резким подниманием и последующим снижением цены сильно ударит по репутации компании. Люди просто перестанут доверять такому онлйан-магазину и в долгосрочной перспективе это приведёт к падению продаж и прибылей. Вряд ли кто-то из крупных и солидных игроков на рынке электронной коммерции захочет рисковать таким образом.
На самом деле Cyber Monday даёт ещё больший комфорт пользователям, чем пресловутая Чёрная пятница. Покупка онлайн полностью исключает очереди. Другая хорошая новость состоит в том, что можно заранее отложить товар в корзину (даже если денег на карте в данный момент нет) и таким образом опередить других покупателей. При этом в последние годы электронная коммерция переживает рост и сейчас в любом крупном онлайн-магазине можно оплатить покупку множеством удобных способов. И оплату можно произвести практически из любого места при помощи смартфона или компьютера. К тому же доставку некоторые компании осуществляют бесплатно. Все эти преимущества позволяют предполагать, что за интернет-торговлей будущее, и Киберпонедельники станут обычным делом в РФ и других странах на долгие годы.
Какие группы товаров можно купить со скидкой в Киберпонедельник? Перечислим только некоторые из них.
• Товары для авто.
• Обувь, одежда и сопутствующие аксессуары.
• Товары для детей разных возрастов.
• Электроника и бытовая техника.
• Ювелирные украшения.
• Спортивные товары и товары для отдыха.
• Товары для красоты и здоровья.
Разумеется, данный список далеко не окончателен. Многие сайты-участники могут предложить весьма редкие и необычные товары, которые не отнесёшь ни к одной из групп, названных выше.
Как показывает практика, покупателей больше всего привлекают товары бытовой техники и бытовой электроники, а также гаджеты. И традиционно (и в Америке, и в России) большинство покупателей являются мужчинами, а представительницы слабого пола менее активны, хотя на них приходится львиная часть продаж одежды и обуви.
Как подготовиться к распродаже
Безусловно, Киберпонедельник 2017 года потребует определённой подготовки не только от онлайн-ритейлеров, но и от потенциальных покупателей. Делать покупки будет легче, если заранее определиться, что именно нужно приобрести. Интернет даёт возможность присмотреть хороший товар задолго до начала распродажи.
И сами покупки, кстати, следует сделать как можно раньше, в первые несколько часов Киберпонедельника. Именно в это время распродаются лучшие по сочетанию предоставленной скидки и качеству товары.
В конечном счёте Киберпонедельник выгоден обеим сторонам — и продавцам, и потребителям. Первые получают возможность увеличить свои прибыли, вторые смогут приобрести необходимые товары, которые, возможно, казались недоступными, по действительно бросовым ценам. Плюс ко всему — это то, что стимулирует и развивает электронную коммерцию, увеличивает её долю в экономике.
Такие акции, как Cyber Monday, открывают для всё большего количества людей мир онлайн-торговли. Здесь можно привести интересный пример: доля товаров, купленных в сети за день, от общего объёма товаров, благодаря первой распродаже (в 2013 году) в России, выросла до рекордных тогда 10 процентов. В 2017 году эта цифра, конечно, может стать ещё больше.
Присоединяйтесь к грядущему Киберпонедельнику! Это уникальный шанс для выгодного интернет-шопинга!