Как интересно все таки заниматься преподавательской деятельностью. Когда я была студенткой, мне казалось, что можно быть насколько угодно загадочной, и что у меня происходит в голове (душе, сердце), не говоря уже о том, насколько я готова к семинару, преподавателям все равно никак не угадать. Как только я начала сама преподавать, поняла, насколько это было ошибочное мнение)) По большому счету, всякие поверхностные и даже не очень комплексы, hang-ups & issues видно как на ладони (не говоря уже о степени подготовки!).
Один студент однажды пришел ко мне через 3 часа после лекции извиниться, что покинул аудиторию на 10 минут до конца лекции. Сказал, что у него было собеседование в юридической фирме. Спасибо, что сообщил, - ответила я. Он добавил, что на следующей неделе не сможет посетить лекцию. Я ответила, что это не проблема, поскольку посещение лекций не является обязательным. Тогда он сообщил, что не сможет посетить, поскольку поедет в Голландию, и добавил "чтобы получить приз". Оказывается, это он получает второе высшее образование, и за предыдущую его дипломную работу ему присудили приз в Голландии. Вместо того, чтобы высказать свое восхищение, я не нашла ничего лучшего как спросить, в какой сфере было его первое образование.. На следующий день на семинаре я попросила студентов разбиться на маленькие группы, чтобы обсудить задание. Этот студент сидел недалеко от меня, слышу он говорит своей соседке (вместо того, чтобы обсуждать задание): "Я на следующей неделе уезжаю". "Куда?"- вяло спрашивает соседка. "В Голландию", - отвечает он. "Круто", - отвечает соседка. "На пять дней", - продолжает студент. Молчание со стороны соседки. "Чтобы получить приз," - многозначительно добавил студент. Я тогда почувствовала себя еще более виноватой, что сразу не восхитилась его призом))
Другой студент, из Польши, написал мне письмо о том, что хотел бы со мной поговорить о его перспективах трудоустройства по специальности в Великобритании. Мол, переживает, какие у него шансы, учитывая что он поляк. Я ответила, что, поскольку он учится на первом курсе, ему еще рановато об этом переживать, но в принципе, я с удовольствием с ним встречусь, чтобы поговорить об этом. Когда он пришел, оказалось, что его цель - не столько получить от меня совет по поводу трудоустройства, сколько рассказать мне, какой он молодец. Что в его группе учатся еще две девушки из Польши, и что они день и ночь учатся, и то еле-еле разбираются в английской системе права, зато он успевает лучше, чем большинство английских студентов, и усилий прикладывает меньше. И вообще комсомолец и активист.
Еще у меня есть коллега, лет 40, которая любит рассказывать о том, как в начале ее карьеры она очень старалась быть строгой и профессиональной, но студенты все равно не воспринимали ее всерьез. Отпускали всевозможные шуточки и посылали цветы и поздравления с днем Св. Валентина. Часто подчеркивает, насколько важно дать студентам понять, что нельзя переступать за профессиональную грань. Для меня же совершенно очевидно, что она сама активно поощряет такое отношение, несмотря на все ее попытки быть профессиональной и строгой.
Так вот я и думаю. Насколько люди не задумываются о том, насколько их всевозможные issues, о которых они может быть и сами-то не очень в курсе, могут быть видны окружающим. И еще меня волнует, насколько видны со стороны мои собственные проблемы?)