-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 58187
Комментариев: 6384
Написано: 66019


9 октября родились...

Четверг, 09 Октября 2008 г. 00:06 + в цитатник
1877
Яков Никитич Афанасьев
белорусский почвовед, академик АН Белорусской ССР (с 1931 г.). Окончил Петербургский университет (1901 г.). Преподавал на Голицынских высших женских сельскохозяйственных курсах в Москве. С 1921 г. - профессор и заведующий кафедрой почвоведения Белорусской сельскохозяйственной академии, с 1931 г. - директор Белорусского научно-исследовательского института агропочвоведения и агрохимии. Основные научные работы посвящены проблемам генезиса и классификации почв. Провёл крупномасштабные почвенные исследования территории Белоруссии (1824-1931) и ряда областей Украины и России. Руководил составлением первой почвенной карты Белоруссии и одной из первых почвенных карт мира. Предложил новую классификацию почв; дополнил (1924) учение В. В. Докучаева о горизонтальной и вертикальной зональности почв положением о микрозональности. Выделил и описал (1924) новый тип почв - палевые дерно-подзолистые. Дал ряд рекомендаций по разработке приёмов агротехники, всесторонне учитывающих почвенные условия.

1877
Константин Соломонович Сараджев (Сараджянц)
Дирижёр, педагог, народный артист Армянской ССР (1945), Герой Труда (1921). Близкий друг Н.Я. Мясковского. Pодился в Дербенте в семье врача. В 1898 году Константин Сараджев окончил Московскую консерваторию по классу скрипки профессора И.В. Гржимали. С 1900 был концертмейстером оркестра Частной русской оперы. Дирижерскому мастерству учился в Лейпциге в 1904—06 у А. Никиша. С 1908 вёл разностороннюю музыкально-просветительскую деятельность в Москве, выступал как солист и ансамблист. В 1908 и 1910—11 - дирижёр летних симфонических концертов в Сокольниках («на Сокольническом кругу»), охотно исполнял новинки русской и западноевропейской музыки. В 1909 Сараджев вместе с известным музыкальным деятелем В.В. Держановским организовал в Москве «Вечера современной музыки». В 1914—17 был мобилизован рядовым на Юго-Западный фронт, откуда после окончания Гражданской войны вернулся в Москву. В 1922 году Сараджев стал профессором Московской консерватории, где проработал до 1935 года. Константин Соломонович Сараждев руководил студенческими постановками опер; по его инициативе был открыт дирижёрский факультет (среди учеников - Л.М. Гинзбург, Б.Э. Хайкин). Одновременно преподавал в нескольких музыкальных техникумах. В 1922—23 Сараджев был активным участником кружка П.А. Ламма, кружка Держановских. Член Ассоциации современной музыки, дирижёр её симфонических концертов. В 1922—24 ректор Государственного института театрального искусства, в 1930-х гг. дирижировал концертами Всесоюзного радио (в концертном зале Центрального телеграфа). В 1924—35 возглавлял любительский симфонический оркестр преподавателей Высшего технического училища (с 1926 имени Сараджева). В 1920—30-х гг. жил в квартире, располагавшейся в здании Московской консерватории. В 1935 Сараджев переехал в Ереван, где и жил до своей смерти в 1954 году.

1877
Петр Саввич Уткин
русский художник


1879
Макс Феликс Теодор фон Лауэ
немецкий физик-теоретик. Родился в Пфаффендорфе. В юности заинтересовался физикой, посещал выставки и лекции в берлинском обществе популяризации науки – «Урании». В 1898, окончив гимназию, поступил в Страсбургский университет, затем учился в университетах Гёттингена, Мюнхена и Берлина. В 1903 защитил в Берлинском университете докторскую диссертацию, посвященную интерференции света в плоскопараллельной пластине; его научным руководителем был М.Планк. Два года Лауэ провел в Гёттингене, а в 1905–1909 работал ассистентом Планка в Институте теоретической физики в Берлине. Здесь он занимался полями излучения, применил понятие энтропии к распространению электромагнитного излучения. В 1911 перешел в Мюнхенский университет к А.Зоммерфельду. В 1911 опубликовал обстоятельную монографию, посвященную теории относительности А.Эйнштейна, которая в то время еще не была общепризнанной. В Мюнхене Лауэ сделал главное открытие своей жизни – он теоретически показал, что если рентгеновское излучение имеет электромагнитную природу, то его взаимодействие с кристаллами должно быть аналогично взаимодействию видимого света с дифракционной решеткой. Уже в апреле 1912 В.Фридриху и П.Книппингу удалось экспериментально получить дифракционную картину при прохождении пучка рентгеновского излучения через кристалл медного купороса – с тех пор такие дифракционные картины называются лауэграммами. В 1912 Лауэ перешел в Цюрихский университет, а еще через два года – во Франкфуртский университет. В 1914 ему была присуждена Нобелевская премия по физике «за открытие дифракции рентгеновских лучей на кристаллах». Физики сразу же оценили перспективность этого открытия, названного Эйнштейном «одним из самых красивых в физике» и позволявшего определять структуру кристалла, а при известной структуре – длину волны рентгеновского излучения. В том же году отец Лауэ получил потомственное дворянство, и недавний «приват-доцент» вдруг стал лауреатом Нобелевской премии профессором Максом фон Лауэ. Ряд работ Лауэ относится к оптике, кристаллофизике, сверхпроводимости, теории относительности, электромагнетизму, физике твердого тела. Он был активным популяризатором теории относительности, занимался историей физики. В годы Первой мировой войны Лауэ занимался усовершенствованием электронных ламп, применяемых в телефонии и телеграфии. В 1917 он был назначен заместителем директора Физического института кайзера Вильгельма в Берлине (директором в то время был Эйнштейн). В 1919 одновременно занял пост профессора физики Берлинского университете и оставался им до 1943. В 1930-х принимал участие в работах по исследованию поведения сверхпроводников в магнитном поле. В 1933 на съезде физиков в Вюрцбургском университете Лауэ выступил против смещения А.Эйнштейна с поста директора Института физики кайзера Вильгельма. Он сравнил гонения нацистов на Эйнштейна и на всю «еврейскую физику» с преследованиями церковью Галилея. Лауэ активно противодействовал тому, чтобы И.Штарк, нацист по убеждениям и «любимый физик» Гитлера, был принят в члены Прусской академии наук. Смещенный с ряда постов, Лауэ все же сохранил право преподавать и вести научно-исследовательские работы. Хотя он и не участвовал в ядерных исследованиях, в 1945–1946 он был интернирован союзниками. Уже в 1946 Лауэ одним из первых вернулся к научной работе и всемерно способствовал возрождению физики в Германии. В 1946 исполнял обязанности директора Института Макса Планка (бывшего Института кайзера Вильгельма), с 1951 возглавлял Институт физической химии и электрохимии в Берлине, в 1958 ушел в отставку. Лауэ был награжден медалью Макса Планка (1932), Большим крестом ордена «За заслуги» правительства ФРГ (1953). Был почетным доктором многих университетов мира, членом многих научных обществ, в том числе Американского, Германского и Французского физических обществ, и Венской академии наук. В 1930 был избран иностранным членом Академии наук СССР, а в 1948 – почетным президентом Международного союза кристаллографов. Скончался Лауэ в Берлине 23 апреля 1960 года.

1879
Леопольд Седар Сенгхор (другое написание фамилии - Сенгор)
сенегальский поэт, философ, общественный и политический деятель, первый президент страны, возглавлявший ее на протяжении 20 лет (1960-80). Окончил филологический факультет Сорбонны (1933). В 1935-58 (с перерывом в 1939-42) преподавал в учебных заведениях Франции. В 1939-40 служил во французской армии; в 1940-42 был в немецком плену, затем участвовал во французском Движении Сопротивления. В 1936-48 член Французской социалистической партии (СФИО). Основатель (1948) партии Демократический блок Сенегала (в 1959 преобразован в Прогрессивный союз Сенегала, ПСС). С 1959 генеральный секретарь ПСС. В 1945-60 занимал ряд министерских постов во Франции. С 4 апреля 1959 по 20 августа 1960 председатель Федеральной ассамблеи Федерации Мали. С сентября 1960 президент Республики Сенегал; в декабре 1962 - феврале 1970 одновременно глава правительства. Сенгхор - один из создателей концепции т. н. "негритюда", утверждающей исключительность исторических судеб Африки и психического склада "африканской личности". Участие Сенгхора в Движении Сопротивления нашло отражение в поэтическом цикле "Чёрные жертвы" (1948). Автор сборника стихов "Песни в сумраке" (1945) и "Песни для Наэтт" (1949), драматической поэмы "Чака" (1949) о героическом прошлом африканских народов и др. Сенгхор - почётный доктор наук Парижского, Страсбурского и других университетов; иностранный член французской Академии моральных и политических наук (1969), член Французской Академии (1983).
Скончался 20 декабря 2001 года.

1881
Виктор Клемперер (Victor Klemperer)
немецкий филолог, историк литературы, специалист по романской филологии. Родился в Ландсберге, городке на р.Варта (после 1945 отошел к Польше, ныне Гожув Велькопольский), в семье раввина. Родной брат Виктора Георг (1865–1946) – врач, приглашавшийся в 1923–1924 в СССР для лечения В.И.Ленина; двоюродный брат – дирижер Отто Клемперер (1885–1973). В 1890 семья переселилась в Берлин. В 1902–1905 Клемперер изучал философию, романскую филологию и германистику в университетах Мюнхена, Женевы, Парижа и Берлина. В 1912 принял христианство (протестантизм). В 1912–1913 защитил докторскую диссертацию в Мюнхенском университете, в 1914 – габилитационную диссертацию (дающую право на занятие профессорской должности), выполнив ее под руководством лингвиста и литературоведа Карла Фосслера (1872–1949). От Фосслера (автора исследования Культура Франции в зеркале развития языка, 1913) унаследовал внимание к языку как субъекту культуры. В 1914–1915 преподавал в Неапольском университете, написал большое исследование о Монтескьё. Во время Первой мировой войны ушел на фронт добровольцем. После службы в на передовой был назначен военным цензором в Управление по цензуре книжной продукции (в Ковно, затем в Лейпциге). После войны стал экстраординарным профессором в Мюнхенском университете (1919), а с 1920 – профессором кафедры романистики в дрезденском Высшем техническом училище (ныне Технический университет). Проработав там до 1935, был уволен в связи с еврейским происхождением. Клемперер не эмигрировал, как его родственники. Женатый на «арийке» (пианистке Еве Клемперер, урожденной Шлеммер, 1882–1951), он смог сохранить жизнь. В 1940 подвергся принудительному переселению из собственного дома в один из дрезденских т.н. еврейских домов. Клемпереру с женой удалось спастись из объятого пламенем Дрездена, разрушенного 13 февраля 1945 налетами авиации союзников. В послевоенной Германии Клемперера привлекли к работе в комиссии по денацификации. В ноябре 1945 он вернулся в дрезденское Высшее техническое училище. Вступил в Коммунистическую партию Германии. В 1946 возглавил Культурбунд, в 1947–1960 вел преподавательскую деятельность в университетах Грайфсвальда, Халле и Берлина. В 1950 был избран депутатом от Культурбунда в Народной палате ГДР. Ему была присуждена Национальная премия ГДР III класса (1952), на следующий год стал действительным членом берлинской Академии наук (1953). В 1954 вышел в свет первый том фундаментального исследования Клемперера История французской литературы 18 столетия (Geschichte der französischen Literatur des 18. Jahrhunderts, 1954). Второй том был опубликован в 1966, уже после смерти автора. Следует упомянуть и его Историю французской литературы 19 и 20 вв. (Geschichte der französischen Literatur im 19. und 20. Jahrhundert, 1956). Жизнь Клемперера до 1945 подробно описана в его дневниках и воспоминаниях, ныне доступных читателям: Curriculum vitae. Воспоминания 1881–1918 (Curriculum vitae. Erinnerungen 1881–1918, 1989); Собирать жизнь, не спрашивая для чего и почему. Дневники 1918–1932 (Leben sammeln, nicht fragen wozu und warum. Tagebücher 1918–1932, 1996); Свидетельствовать до конца (Ich will Zeugnis ablegen bis zum letzten. Tagebücher 1933–1945, 1995); А вокруг все так неустойчиво (Und so ist alles schwankend. Tagebücher Juni bis Dezember 1945, 1996). Среди его трудов – исследования по романской филологии, германистике, мировой литературе, по вопросам методологии, педагогики и культуры, проблемам высшей школы. Послевоенные статьи и выступления были посвящены возрождению культуры в Германии, современной языковой ситуации в Германии, чистоте немецкого языка, преодолению вражды между Германией и Францией и укреплению духовной связи этих стран (кстати, он участвовал в переговорах о мире между Францией и Германией в Саарбрюккене и Париже). В середине 1990-х годов в Германии разразился бум, связанный с изданием его дневников. Их печатали, читали по радио и в театре, сняли на их основе документальный фильм. 27 ноября 1995 в Мюнхенском университете состоялась церемония присуждения Клемпереру (посмертно) антифашистской Премии имени брата и сестры Шолль за дневники, которые представляют собой важный документ, показывающий страдания еврейского народа при нацистском режиме. Язык Третьего рейха. 25 июня 1946 в дрезденской газете «Tägliche Rundschau» появилась статья Клемперера Нацистский вариант немецкого языка (Das Nazi-Deutsch). Записная книжка филолога. В ней была изложена концепция книги, вышедшей через год, а материалом послужили дневники, которые ученый вел на протяжении всего периода господстванацистов. В книге LTI. Язык Третьего рейха (1947) Клемперер дает свое объяснение того малопонятного явления, когда огромные массы населения Германии (причем не только «простой» народ, но и интеллектуалы, аристократы) были в течение 12 лет охвачены своего рода безумием, последствия которого всем известны. Книга LTI показывает, что, перебирая слова, которыми мы пользуемся в повседневности, можно не только описать жизнь (благодаря реалиям, схваченным в лексике), но и проникнуть в секреты не видимых на поверхности механизмов, управляющих этой жизнью. Клемперер был убежден, что язык не просто орудие человеческого общения, не просто носитель информации, хранитель накопленного людского опыта и знаний (культуры), но властный распорядитель жизни. Лейтмотивом проходят по книге строки шиллеровского дистиха о языке, который «сочиняет и мыслит» за нас. В эпиграф вынесены слова Франца Розенцвейга о том, что язык – «больше, чем кровь». Когда рухнул нацистский режим, Клемперер с горечью обнаружил, что язык Третьего рейха не исчез, но сохранился в головах живущего поколения и передавался новым. Умер Виктор Клемперер в Дрездене 11 февраля 1960 года.

1881
Георгий Густавович Тельберг
исполняющий должность ординарного профессора по кафедре истории русского права. Работал в Томском университете с 1912 по 1917 г. Научная деятельность Тельберга была посвящена истории русского права. Тельберг совершил несколько поездок по Сибири с целью изучения волостных архивов. Ряд его работ посвящен юридическим актам царствования Александра I и Николая II. В ноябре 1918 г. был назначен на пост управляющего делами Совета Министров адмирала Н.В. Колчака, а в мае 1919 г. - министром юстиции. Умер 1 января 1954 года.

1883
Константин Владимирович Эггерт
российский актер и режиссер. Родился в Москве. Окончил юридический факультет Московского университета (1906), актерскую школу при МХТ (1910). С 1911 — актер МХТ, с 1917 — актер и режиссер Московского Камерного театра, в 1922—1938 — актер, сценарист и режиссер киностудии «Межрабпомфильм"-"Союздетфильм». Творческую деятельность начал в 1912 г., был актером и режиссером МХТ. Впоследствии работал в Камерном, Малом театрах (Москва). В 1924 г. впервые снялся в роли Тускуба владыки Марса («Аэлита», по А. Толстому) и с этого времени работал главным образом в кино. Играл роли: Эдуард Курт («Четыре и пять», 1924), хозяин шахматного магазина («Шахматная горячка», 1925), Борис («В город входить нельзя», 1929), полковник Б. («Горячая кровь», 1933) и др. Одновременно стал работать режиссером. Первая режиссерская работа – фильм «Медвежья свадьба» (1926). Затем поставил фильмы: «Чужая» (1927), «Ледяной дом» (1928), «Хромой барин» (1929), «Настенька Устинова» (1934), «Гобсек» (1937). Умер 24 октября 1955 года.

1887
Иван Иванович Зарубин
российский филолог, иранист. Профессор Ленинградского университета (до 1949). Исследователь таджикского и иранского языков горцев Памира. Автор работ: «Материалы и заметки по этнографии горных таджиков. Долина Бартанга» (1917), «Вершикское наречие канджутского языка» (1927); «Белуджские сказки» (ч. 1-2, 1932-1949).

1888
Николай Иванович Бухарин
Один из руководителей большевистской партии и первого рабочего государства. Вступил в партию в 1906 г. В первый раз был арестован в 1909 г.; последующие аресты повлекли за собою ссылку в Архангельскую губернию, откуда бежал в Германию в 1911 г, принимал участие в работе заграничных большевистских органов и сотрудничал в газетах, издававшихся в России. Во время войны арестовывался в различных странах (в Швеции, Англии, Австрии) за интернационалистическую деятельность. С конца 1916 года до Февральской революции жил в Нью Йорке, где активно работал на левом фланге Социалистической партии. На Шестом съезде в августе 1917 г. был избран в ЦК партии. В 1918- 1929 гг. - редактор "Правды". В 1919 г. вместе с Евгением Преображенским написал популярную, но довольно доктринерскую "Азбуку коммунизма", ставшую настольным учебником для молодых членов партии. При жизни Ленина Бухарин часто занимал ультра левые, ультиматистские и идеалистические позиции: во время Брест-Литовских переговоров выступил за революционную войну и организовал фракцию "левых" коммунистов; на Третьем Конгрессе Коминтерна защищал мнение, что поскольку капитализм себя исчерпал, победа может быть достигнута "через безостановочное революционное наступление". В своем "Завещании" Ленин отдал должное Бухарину: "Бухарин не только ценнейший и крупнейший теоретик партии, он также законно считается любимцем всей партии, но его теоретические воззрения очень с большим сомнением могут быть отнесены к вполне марксистским, ибо в нем есть нечто схоластическое...". После смерти Ленина Бухарин перешел резко направо. В это время он разработал теорию "социализма в одной стране" и теорию постепенного перерастания кулака в социализм, обратившись к зажиточным крестьянам с кличем: "Обогащайтесь!" В 1919-1929 гг. - член Исполкома Коминтерна. В 1929 г., Сталин повернул оружие против правой оппозиции; Бухарина сместили с Политбюро и из Исполкома Коминтерна. После нескольких покаяний и лет "работы в просвещении" в 1934 г. Бухарин был назначен редактором "Известий". В 1934-1937 гг. - редактор "Известий". В 1936 г. писал и редактировал Конституцию. В 1929-1932 гг. - член Президиума ВСНХ СССР, затем член коллегии Наркомтяжпрома. Член ЦК партии в 1917-1934 гг. (кандидат в 1934-1937 гг.). Член Политбюро ЦК в 1924-1929 гг.. (кандидат в 1919-1924 гг.). Член ВЦИК и ЦИК СССР. Был арестован в феврале 1937 г. и присужден к расстрелу в последнем из трех громких Московских Процессов в марте 1938 года, расстрелян 15 марта 1938 года. Посмертно реабилитирован в 1988 г.

1888
Александр Михайлович Пламадаяла
молдавский скульптор

1890
Янис Георгиевич Медыньш
латышский композитор и дирижёр. Брат Язепа и Екаба Мединьша. В 1909 окончил Рижский музыкальный институт по классам фортепиано, скрипки и виолончели. Был скрипачом, затем дирижёром оркестра Рижского латышского театра и Латышской оперы (до 1928), в 1928-44 главный дирижёр симфонического оркестра и музыкальный руководитель Латвийского радио. В 1921-44 преподавал в Латвийской консерватории (класс инструментовки), с 1929 профессор. В 1944-48 жил в Германии, с 1948- в Стокгольме, в 1965 - в Риге. Мединьш - один из основоположников латышской классической оперы (5 опер, в т. ч. дилогия "Огонь и ночь" по драме Я. Райниса, 1922; "Боги и люди", 1922; "Спридитис", по латышской народной сказке, 1927) и балета ("Победа любви", 1935; "Стальные крылья", 1936). Автор симфонических произведений.

1891
Сергей Сергеевич Юдин
советский хирург, главный хирург Московского НИИ Скорой помощи им. Склифосовского с 1928 года , специалист по брюшной, неотложной и военно-полевой хирургии, академик. Во время Второй Мировой войны - хирург-консультант при Главном хирурге Советской Армии. Автор трудов по ВПХ, неотложной хирургии. Спиномозговую анестезию он изучал в Германии в клиниках Бира и Зауэрбруха в начале 20-гг., описывая метод доктор Юдин делил возникающие при таком обезболивании проблемы на неприятности и осложнения. В 1930 г. предложил необычный способ переливания крови от донора - внезапно умершего человека. Эти исследования показали, что кровь обладает свойствами самозащиты от свертывания. Отрицательным последствием этого метода было накопление трупных ядов, от которых очень трудно избавиться. После войны вышли его труды по пищеварению: уникальные операции по имплантации искусственного пищевода и резекции желудка при язвенной болезни. Почётный доктор Сорбонны и других иностранных обществ. Посмертно награждён орденом Ленина. Он был награжден также двумя Госпремиями, причем одна из наград была присуждена Юдину в военном 1942 году, академиком он был избран в 1944. И Сергею Юдину же принадлежит идея восстановления Шереметевского дворца для создания в нем медицинского музея. Речь идет об архитектурном памятнике - работе Кваренги - Центральном здании Склифа, что смотрит на Садовое кольцо столицы. В 1948 репрессирован, 1952–1953 провел в ссылке в Бердске (Новосибирская обл.). Во время ссылки он работал и преподавал в Новосибирском медицинском институте, подготовил монографию по хирургии язвенной болезни желудка. Умер 12 июня 1954 года.

1892
Гюннар Бенедихтсон
исландский писатель. Был пастором; сложил с себя церковный сан и вступил в Коммунистическую партию Исландии. В 20-х гг. обратился к литературному творчеству. Автор реалистического романа из народной жизни «Анна Сигхватсдоуттир» (1928) и др. Его публицистические очерки вскрывают пороки общества (сборники: «Древо познания добра и зла», 1939, «Великое наступление», 1941, «Старый Адам в нас», 1944).

1893
Дмитрий Александрович Абашидзе
грузинский режиссер. Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1961). В кино с 1925 г. Один из основоположников грузинской научно-популярной кинематографии. В 1929 г. начал ставить научно-популярные фильмы. Поставил фильм о работе академика И. Бериташвили – «Роль и происхождение установки в индивидуальном поведении животных (1947); «Рассказ об одном опыте» (1959, совместно с Н. Жужунадзе) – об исследованиях в сухумском обезьяньем питомнике; «Я дежурный по станции» (1960, совместно с Н. Жужунадзе); «Возвращение в мир звуков» (1965, совместно с Н. Жужунадзе); «Добрая нить» (совместно с Н. Жужунадзе) и др.

1894
Мигель Каталан
испанский физик, член Испанской АН (1955). Окончил Мадридский университет (1917). В 1930-1933 гг. - профессор Национального института физики в Мадриде, в 1934-1957 гг. - Мадридского университета, одновременно в 1949-1957 гг. - заведующий отделом Института оптики в Мадриде. Научные работы посвящены спектроскопии. Выполнил обширные исследования атомных спектров различных элементов. На основе изучения спектров марганца и хрома впервые пришел к заключению о мультиплетной структуре спектров сложных атомов, ввел (1922) понятие спектрального мультиплета. Составил таблицы для расчетов спектральных серий в атомных спектрах.

1895
Иван Степанович Юмашев
российский адмирал (1943), Герой Советского Союза (1945). В Военно-морском флоте с 1912 г., матрос и унтер-офицер на Балтийском флоте. Участник Гражданской войны на кораблях Волжско-Каспийской флотилии. Окончил специальные курсы комсостава флота (1925), тактические курсы командиров кораблей при Военно-морской академии (1932). Командовал эсминцем, крейсером, дивизионом эсминцев, бригадой крейсеров. С сентября 1937 г. - начальник штаба, с января 1938 г. - командующий Черноморским флотом. С марта 1939 г. - командовал Тихоокеанским флотом, участвовавшим в разгроме войск императорской Японии в 1945 г. С января 1947 г. - заместитель министра Вооруженных Сил СССР, он же Главнокомандующий ВМС, с февраля 1950 г. - военно-морской министр СССР, с августа 1951 г. - начальник Военно-морской академии. С 1957 г. - в отставке.

1896
Любовь Митрофановна Шуляк
архитектор-реставратор, Почетный гражданин Великого Новгорода. Родилась в Петербурге, окончила Государственный архитектурный институт в Ленинграде. С 1920 по 1930 гг. в качестве научного сотрудника Государственной академии истории материальной культуры участвовала в экспедициях по обследованию памятников архитектуры. Любовь Митрофановна пережила блокаду Ленинграда, в 1942 году - репрессирована. В 1946 году она приехала в Новгород, где создала Новгородскую школу реставрации. Под ее непосредственным руководством восстановлены многие памятники новгородской архитектуры, пострадав-шие в годы войны: церкви Николы на Липне – XIII в., Федора Стратилата – XIV в., Спаса на Ильине – XIV в., Ивана Богослова на Витке – XIV в., Рождества на Красном поле – XIV в., и многие другие. Любовь Митрофановна принимала участие в исследовании Софийского собора, соборов Юрьева и Антониева монастырей. Ее общий стаж работы насчитывает 67 лет. Шуляк Л.М. награждена государственными наградами, в 1987 году за большой вклад в дело охраны и реставрации памятников культуры и искусства города, многолетнюю общественную деятельность ей присвоено звание “Почетный гражданин города Новгорода”. 10 лет назад, в 1996 году, Любови Михайловны не стало. Посмертно ей присвоена Государственная премия РФ в области литературы и искусства “За возрождение городского ансамбля Великого Новгорода как результат восстановления и реставрации памятников архитектуры XII – XVII веков города и его окрестностей”. Умерла в декабре 1996 года.

1898
Вячеслав Васильевич Гриднев
разведчик, генерал-майор. На военной службе с 1917 г. В органах ВЧК с 1921 г. С 1924 г. в пограничных частях Закавказского округа, принимал участие в ликвидации бандформирований. С августа 1939 г. в Главном управлении погранвойск НКВД. С началом Великой Отечественной войны работал в Особой группе при НКВД по формированию отрядов для деятельности в тылу германских войск. Являлся командиром Отдельной мотострелковой бригады особого назначения. С 1949 г. начальник отдела Комитета информации при Совете Министров СССР. В 1950—1960 гг. начальник Высшей разведывательной школы. Умер 5 января 1991 года.

1898
Николай Михайлович Зернов
богослов, философ русского зарубежья. Родился в Москве в семье врача. Окончил гимназию Поливанова с золотой медалью (1917). Поступил на медицинский факультет Московского университета. Эмигрировал вместе с семьей в 1921 г. в Константинополь, затем переехал в Белград. Окончил богословский факультет Белградского университета в 1925 г. Переехал в Париж. Активный член Русского студенческого христианского движения (РСХД). В 1923 г. принимал участие в работе первого организационного съезда РСХД в мест. Пшеров (Чехословакия). Секретарь РСХД (1925-1932). Первый редактор "Вестника РСХД" (1925-1929). Читал лекции по обличительному (сравнительному) богословию в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже. Женат на Милице Лавровой (1927). Осенью 1929 г. Н.М. Зернов уехал на всю зиму в Англию, затем в течение двух лет учился в Оксфорде, а в 1935 г. Зерновы окончательно переезжают в Великобританию. В 1928 г. Н.М. Зернов принял активное участие в основании Содружества святого Албания и преподобного Сергия и руководил им около 50 лет. Доктор философии Оксфордского университета (1932). Преподавал основы восточной православной культуры в Оксфордском университете (1947-1966). Также работал в Католикатном колледже в Южной Индии. Профессор богословия в американских университетах Дрю (Айова) и Дюка. В последние годы жизни руководил деятельностью дома свв. Григория Нисского и Макрины при Содружестве святого Албания и преподобного Сергия в Оксфорде. Скончался 25 августа 1980 года в Оксфорде. Книжное собрание Н. М. Зернова хранится в Отделе религиозной литературы и книг русского зарубежья Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы.

1898
Тауфик аль-Хаким
египетский прозаик, драматург, публицист, классик арабской литературы. Им создано более десятка романов и повестей, 60 пьес, самых разнообразных по творческому методу - реалистических, символических, философских. Первое его крупное произведение - роман «Возвращение духа» был написан в Париже в 1927 г., но опубликован в Каире только в 1933 г. Автор повести «Записки провинциального следователя» (1937), автобиографического произведения «Цвет жизни» (1943) и философской повести «Равновесие» (1955). Драматургия - от его пьес 1920-х гг., писавшихся для исполнения бродячими театральными труппами, до написанных в 60-е гг. в жанре, близком к «театру абсурда» притч «О взбирающейся на дерево» и «Еда для всех» - сыграла значительную роль в становлении профессионального театра в Египте. Является также автором сборника рассказов и драматических сценок «Лотерея». Произведения переведены на все европейские языки, на иврит, фарси, пушту и русский. Он был почетным членом Академии арабского языка (с 1954). В 1977 г. награжден премией «Лотос» Ассоциации писателей стран Азии и Африки.

1900
Гарри Бейтс (Энтони Гилмор)
американский писатель и редактор нескольких фантастических журналов, автор серии романов "Хок Карс" (с Д.Холлом под общим псевдонимом Энтони Гилмор).

1900
Евгения Эммануиловна Опалова (настоящая фамилия — Азарх-Опалова)
Актриса. Родилась в городе Белый (ныне — Тверь). Народная артистка Украинской ССР (1969). Окончила актерский факультет Ленинградского института сценических искусств (1921). В 1936-1977 актриса Киевского русского драматического театра имени Леси Украинки. Скончалась 11 декабря 1985 года.

1900
Alastair Sim
британский актер.

1900
Элмер Честер Сноуден
американский исполнитель на банджо, гитарист и руководитель оркестра. Одним из первых сделал банджо солирующим инструментом. Кроме того вошел в историю джаза как организатор состава, ставшего впоследствии оркестром Дюка Эллингтона. В детстве играл на губной гармонике и гитаре, выступал на улицах и в парикмахерских, с 15 лет сопровождал игрой на банджо демонстрацию немых кинофильмов. В 1918-1919 гг. входил в бэнд пианиста и композитора Юби Блэйка, а затем работал в Вашингтоне с Отто Хардником, Артуром Уэтсолом и Сонни Гриром. В 1919 г. играл в трио с Дюком Эллингтоном. В середине 20-х гг. состав его «Washingtonians», работавший в Нью-Йорке, стал ядром оркестра Эллингтона. По существу Эллингтон перехватил инициативу в музыкальном руководстве, а он позже отказался войти в его оркестр, но продолжал разыгрывать роль попечителя, утверждая, что старший Эллингтон просил его опекать сына. До 1933 г. руководил несколькими ансамблями и оркестрами в Нью-Йорке и Вашингтоне, сотрудничал с Каунтом Бэйси, Джимми Лансфордом, Фэтсом Уоллером, Бенни Картером, Чиком Уэббом и др., пока не вступил в конфликт с профсоюзом музыкантов. Некоторое время ему не разрешали работать в Нью-Йорке. В 1935-1939 гг. возглавлял развлекательные бэнды в Филадельфии и подрабатывал сторожем в городском парке. В 40-50-е гг. продолжал руководить бэндами, в 1963-1967 гг. преподавал в школе Беркли в Бостоне. Один из его интереснейших проектов - шоу с оркестром из 48 исполнителей на банджо.

1901
Михаил Ильич Казаков
генерал армии (1955 г.). Герой Советского Союза (1978 г.). В Красной Армии с 1920 г., участник Гражданской войны. С 1931 г. на штабной работе, затем командир полка. В 1938—1941 гг. начальник штаба военного округа. Во время Великой Отечественной войны начальник штаба 53-й Отдельной армии Брянского и Воронежского фронтов. С 1943 г. командующий 69-й армией, а затем 10-й гвардейской армией. После войны начальник штаба и командующий войсками ряда военных округов. С 1956 г. командующий Южной группой войск, а с 1960 г. войсками ЛВО. В 1965—1968 гг. начальник Штаба Объединенных вооруженных сил государств—участников Варшавского Договора. Умер 25.12.1979 г.

1902
Франческо Йовине
итальянский писатель и общественный деятель, антифашист. Участник многих дискуссий о месте культуры в политической жизни страны, которые велись в послевоенной Италии. Действие его романов и рассказов происходит обычно в области Молизе второй половины ХIХ - начала ХХ в. Важную роль играют в них элементы местного фольклора. Так синьора Ада из одноименного романа 1942 г. - персонаж молизанских преданий. Лучшая книга Йовине и одновременно одно из лучших произведений неореалистической литературы - роман "Земли Сакраменто" (1950, вышел посмертно) - об отчаянной борьбе крестьян с притесняющими их хозяевами и бесчинствующими фашистами.

1903
Карел Стеклы
чешский кинорежиссер. В 1928-38 актёр "Освобождённого театра" (Прага). С 1933 работает в кино как сценарист, с 1945 - как режиссёр. Наиболее значительный фильм - "Сирена" (1947, по М. Майеровой), посвященный героической борьбе шахтёров Кладно за свои права в конце 19 в. Среди других кинолент: "Тьма" (1950, по А. Ирасеку), "Анна-пролетарка" (1952, по И. Ольорахту), "Волынщик из Стракониц" (1955, по И. К. Тылу), "Бравый солдат Швейк" (1956-57, 2 серии, по Я. Гашеку), "В погоне за метеоритом" (1962, по Ж. Верну), "Свадьбы господина Вока" (1971), "Бегемот" (1973), "За рулём - враг" (1975). Государственная премия ЧССР (1953).

1904
Микола (Николай Платонович) Бажан
украинский советский поэт, общественный деятель, академик АН УССР (1951). Член КПСС с 1940. Родился в семье военнослужащего. Печататься начал в 1923. В книге стихов "Семнадцатый патруль" (1926) Бажан воспел героику Гражданской войны. В сборнике "Резная тень" (1927) в романтических тонах воссоздано прошлое Украины. В сборнике "Строения" (1929) зазвучала тема социалистического строительства; в поэме "Разговор сердец" осуждается духовная раздвоенность современного буржуазного интеллигента. В раннем творчестве Бажанa заметны влияния футуризма, затем экспрессионизма (поэмы "Гофманова ночь", 1929, "Гетто в Умани", 1930). С начала 30-х гг. Бажан утверждает социалистический гуманизм, идейность, партийную страстность искусства (поэмы "Смерть Гамлета", 1932, "Трилогия страстей", 1933). Освобождаясь от усложнённости поэтических образов, Бажан достиг в своих стихах и поэмах глубины мысли в сочетании с простотой и ясностью поэтической формы. Это особенно проявилось в поэме-трилогии "Бессмертие" (1937), где создан образ С. М. Кирова, и в поэме о борьбе донецких рабочих в годы Гражданской войны - "Отцы и сыновья" (1938). Дружбе народов посвящены циклы "Грузинские стихи", "Узбекистанские стихи", "Бориславские рассказы", вошедшие в книгу "Ямбы" (1940). В годы Великой Отечественной войны Бажан редактировал газету "За Радянську Украшу" для населения оккупированной территории Украины. Произведения военных лет: стихи "Клятва" (1941), поэма "Даниил Галицкий" (1942), книга "Сталинградская тетрадь" (1943) - отмечены Государственной премией СССР в 1946. Идеями борьбы за мир пронизана послевоенная книга стихов "Английские впечатления" (1949, Государственная премия СССР 1949). В сборнике "У Спасской башни" (1952) поэт сравнивает настоящее и прошлое Украины. Поэма "Полёт сквозь бурю" (1964) удостоена Шевченковской премии 1965. Книги стихов "Мицкевич в Одессе" (1957), "Итальянские впечатления" (1961), "Четыре рассказа о надежде" (1967) свидетельствуют о широте творческих интересов Бажанa, о многогранном раскрытии идеи интернационализма. Поэзии Бажанa присущи философские обобщения, политическая острота, непрерывные искания в области художественной формы. Бажан перевёл на украинский язык "Витязя в тигровой шкуре" Ш. Руставели (1937, премия им. Руставели), "Давитиани"Д. Гурамишвили (1950), произведения А. Навои, А. С. Пушкина, В. В. Маяковского, А. Мицкевича, современных русских, грузинских, польских поэтов. Бажан - главный редактор Украинской советской энциклопедии. Депутат Верховного Совета СССР 2-5-го созывов. Награжден 3 орденами Ленина, 2 другими орденами, а также медалями. Секретарь СП СССР с 1967. Умер в Киеве 23 ноября 1983 года.

1904
Максим Вагнер
немецкий режиссёр, театральный деятель. Сын Рихарда Вагнера. По окончании школы актёрского искусства при Государственном театре в Берлине (ученик Л. Йеснера) дебютировал на сцене "Шлоспарк театра", затем играл в различных театрах Берлина и Цюриха. В 1925 был организатором и режиссёром рабочего самодеятельного агитпропколлектива "Красный рупор". В 1933 эмигрировал в СССР; изучал систему Станиславского, работал режиссёром на радио. По возвращении в Германию в 1945 создал (совм. с О. Гайяром) первый в Германии театральный институт в Веймаре, в котором занятия велись по системе Станиславского. Из первого выпуска этого института в 1950 Вагнер организовал студию "Молодой ансамбль", получившую в 1952 название Театра им. Максима Горького (Берлин). Среди лучших режиссёрских работ Вагнера в этом театре: "За тех, кто в море" Лавренёва (1952), "Достигаев и другие" (1954), "Разбойники" (1955). Автор работы "От импровизации к игре" ("Vom Stegreif zum Stuck", Вагнер, 1949), посвящённой системе Станиславского и рассказывающей о творческом методе Вагнера. Удостоен Национальной премии ГДР (1955).

1904
Максим Валлентин
немецкий режиссёр и театральный деятель. Член КПГ (ныне СЕПГ) с 1926. Работает в ГДР. Окончил школу актёрского искусства при Государственном театре (Берлин). Был актёром. В 20-е гг. выступил как организатор и режиссёр самодеятельного рабочего агитпропколлектива "Красный рупор". В 1933 эмигрировал в СССР, был режиссёром радио, изучал систему К. С. Станиславского. В 1945 возвратился на родину, где участвовал в создании первого немецкого театрального института в Веймаре, преподавание в котором велось по системе Станиславского. На основе первого выпуска института Валлентин создал в 1950 студию "Молодой ансамбль", преобразованную в 1952 в Театр им. Максима Горького в Берлине. Среди Значительных режиссёрских работ Валлентина: "За тех, кто в море!" Лавренева (1952), "Достигаев и другие" Горького (1954), "Разбойники" Шиллера (1955). Национальная премия ГДР (1955, 1962).

1904
Казимеж Трухановский
польский писатель, автор фантастической трилогии "Тотенхорн" и др.

1905
Иван Иванович Артоболевский
советский учёный в области теории машин и механизмов, академик АН СССР (1946; член-корреспондент 1939), Герой Социалистического Труда (1969). В 1926 окончил Московскую с.-х. академию им. К. А. Тимирязева. С 1927 преподаёт в вузах Москвы; в 1932-49 профессор МГУ, с 1942 профессор Московского авиационного института. С 1937 работает в Институте машиноведения. Артоболевский разработал классификацию пространственных механизмов и дал методы их кинематического анализа; написал первую в СССР монографию по пространственным механизмам ("Теория пространственных механизмов", 1937). Создал методы кинематического анализа сложных многозвенных механизмов (1939). Работает над проблемами теоретических и экспериментальных методов изучения динамики рабочих машин. С 1947 заместитель председателя, с 1966 председатель Всесоюзного общества "Знание". Депутат Верховного Совета СССР 7-го созыва. В 1946 АН СССР присудила Артоболевскому премию им. П. Л. Чебышева, в 1959 Всемирный Совет Мира - серебряную медаль им. Жолио-Кюри, в 1966 Чехословацкая АН - серебряную медаль "За заслуги в развитии науки и общества", в 1967 Институт инженеров-механиков (Англия) - международную золотую медаль им. Дж. Уатта. Награжден 3 орденами Ленина, 2 другими орденами, а также медалями.

1905
Александр Семенович Займовский
советский металлург, член-корреспондент АН СССР. Автор трудов по металловедению и технологии металлов и сплавов с особыми физическими свойствами. Лауреат Ленинской премии (1962), Государственной премии СССР (1946, 1949, 1951, 1953)

1906
Янис Андреевич Иванов
российский композитор, народный артист СССР (1965). В 1931 г. окончил Латвийскую консерваторию (класс композиции Я. Витола, фортепиано - Н. Дауге, дирижирования - Г. Шнефогта). В 1931-1961 гг. работал на радио, с 1945 г. - художественный руководитель музыкального вещания Латвийской ССР. В 30-е гг. писал программные произведения, многие из которых о родине - сюита "Латгальские озёра" (1935), симфонические картины "Поднебесная гора" (1938), "Радуга" (1938) и др. Лучшие симфонические произведения - "Атлантида" (1941), "Латгальская симфония" (1949; Государственная премия СССР, 1950). Среди других сочинений 14 симфоний (1933-1971), симфоническая сюита (1935), симфоническая поэма (1957) и др.; концерты, квартеты, фортепианные пьесы и др. С 1944 г. - преподаватель Латвийской консерватории по классу композиции (с 1953 г. - профессор). Государственная премия Латвийской ССР (1959, 1970).

1906
Михаил Платонович Петров
российский географ и ботаник, академик АН ТССРО (с 1951). Окончил Ленинградский университет (1930). В 1928-1941 гг. работал во Всесоюзном научно-исследовательском институте растениеводства (в 1928-1934 гг. — директор Репетекской научно-исследовательской песчаной станции). В 1941-1944 гг. — директор Биологического института, в 1944-1946 гг. — в Президиуме Туркменского филиала АН СССР. В 1947-1951 гг. — профессор Ленинградского педагогического института, в 1951-1958 гг. — Туркменского, с 1958 г. — Ленинградского университетов. В 1951-1956 гг. — вице-президент АН ТССР. Научные работы посвящены изучению физико-географических условий пустынь и полупустынь. Исследовал аридные области Средней и Центральной Азии, а также Ирана. Разрабатывал вопросы генезиса пустынь, их географии, исследовал особенности растительного покрова. Изучал подвижные пески Средней Азии и Китая, предложил методику их облесения. Занимался также историей развития науки в ТССР. Написал работы «Агромелиорация песков в пустынях и полупустынях СССР» (1952), «Иран. Физико-географический очерк» (1955). Вице-президент Географического СССР (1955). Большая Золотая медаль Географического общества СССР (1969).

1906
Леопольд Седар Сенгор
сенегальский государственный и политический деятель, первый президент независимого Сенегала (1960-1980), поэт, член Французской академии, один из основателей движения франкофонии. Участник движения Сопротивления. Автор сборников лирических сти-хов «Песни в сумраке», «Эфиопские мотивы», «Ноктюрны», лирико-публицистического цикла «Черные жерт-вы». В мае 2005 г. ассоциацией «Новые Плеяды» во Франции учреждена Большая международная премия франкоязычной поэзии им. Леопольда Сенгора с целью «ежегодно отмечать выдающиеся заслуги в области культуры поэта, чьи произведения со всей полнотой демонстрируют богатство и огромные планетарные воз-можности французского языка». Дата внесена в Календарь памятных дат ЮНЕСКО 2006-2007 гг.

1906
Вольфганг Георг Штаудте
немецкий кинорежиссер. С 1926 г. актёр театра "Фольксбюне", работал в труппах М. Рейнхардта и Э. Пискатора. С 1931 г. в кино - актёр, затем режиссёр. В 1943 г. поставил кинокомедию "Акробат, пре-кра-а-сно!". В 1946 г. совместно с режиссёрами 3. Дуловым, К. Метцигом и Ф. Вольфом участвовал в создании (в Бабельсберге, близ Берлина) киностудии "ДЕФА". Поставил здесь фильмы - "Убийцы среди нас" (1946, в советском прокате "Они не скроются"), "Ротация" (1949, в советском прокате "Коричневая паутина"), "Верноподданный" (1951, по Г. Манну). С середины 50-х гг. работает на киностудиях ФРГ. Среди фильмов: "Розы для господина прокурора" (1959), "Ярмарка" (1960), "Мужская прогулка" (1964), "Комиссар" (1971) и др.

1907
Валентин Александрович Фабрикант
российский физик, действительный член АПН СССР (1968). Окончил Московский университет (1930). В 1930-1950 гг. работал во Всесоюзном электротехническом институте (с 1932 г. - заведующий лабораторий), в 1944-1977 гг. - заведующий кафедрой Московского энергетического института, с 1977 г. - профессор. Основные труды — по физике газового разряда, физической оптике, квантовой электронике, педагогике. В 1939 г. сформулировал принцип усиления электромагнитного излучения при прохождении им сред с инверсной заселенностью. Государственная премия СССР (1951).

1908
Филипп Николаевич Серков
украинский физиолог, академик АН УССР (с 1978). Окончил Смоленский медицинский институт (1931). Совершенствовался по физиологии в Казанском университете. В 1935-1941 работал в Киевском медицинском институте. В 1944-1953 - заведующий кафедрой нормальной физиологии Винницкого. В 1953-1966 - Одесского медицинских институтов, с 1966 - заместитель директора и заведующий отделом физиологии коры головного мозга Института физиологии АН УССР. Основные научные работы посвящены изучению деятельности мышечной и нервной систем. Выполнил ряд оригинальных исследований по физиологии отдельного мышечного волокна. Изучал электрическую активность головного мозга животных и человека в норме и патологии. Представил данные об участии структур мозгового ствола в формировании электрической активности коры головного мозга и в механизмах сна и бодрствования. Определил компенсаторные возможности головного мозга после полного удаления одного полушария. Исследовал возбуждение и торможение в нейронах высших отделов слуховой системы и определил их участие в процессах восприятия и анализа звуковых раздражений. Выяснил нейронные механизмы торможения в корковых и таламических нейронах. Разработал (1980) концепцию о механизмах регуляции проведения афферентных импульсов через таламус в кору головного мозга. Опубликовал ряд работ по истории развития физиологии на Украине. Председатель Научного совета по проблеме "Физиология человека и животных" АН УССР, член совета Всесоюзного физиологического общества им. И. П. Павлова и Международной организации по исследованию мозга (с 1963).

1908
Жак Тати (Татищев)
французский актер-комик, режиссер и писатель. Создал образ месье Кюлота, мягкую противоположность современным «людям-автоматам», в серии фильмов: «Каникулы месье Кюлота» (Monsieur Hulot's Holiday, 1953), «Мой дядя» (My Uncle, 1959) и «Плэйтайм» (Playtime, 1968).

1908
Йонас Изидоряус Швядас (Jonas Švedas)
литовский композитор, хоровой дирижёр и музыкальный педагог; народный артист СССР (1954). Родился в Либаве, ныне Лиепая. Учился в Илакской средней школе (1918—1924). В 1929 окончил Клайпедское музыкальное училище по классу тромбона, где также изучал композицию у Стасиса Шимкуса и Ю. Жилявичюса. Играл в оркестре каунасского театра (1930—1935). В 1940 основал при Государственной филармонии Государственный ансамбль песни и танца Литовской ССР, впоследствии носивший название «Летува», и руководил им до 1962. Был главным дирижёром республиканских праздников песни (до 1970). С 1935 вёл класс тромбона в Каунасской консерватории. С 1945 заведовал кафедрой народных инструментов в консерватории Литовской ССР (Вильнюс); с 1967 профессор консерватории. Записывал и обрабатывал образцы народного музыкального творчества. Многие его песни и произведения для народных инструментов, основанные на элементах национального фольклора, получили широкую известность. Автор песен и маршей «Песня о советском народе» ("Daina apie tarybų tautą", 1945), «Пионерский костёр» ("Pionierių laužas", 1955), «Председатель колхоза» ("Kolūkio pirmininkas", 1950), «Марш восстановителей Вильнюса» ("Vilniaus atstatytojų maršas", 1950). Автор музыки (совместно с Б. Дварионасом) Государственного гимна Литовской ССР (1950) на слова Антанаса Венцловы. Автор кантат в честь 10-летия Советской Литвы (1949), «Цвети, Советская Литва» (1960). Сталинская премия (1950); награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, советскими медалями. Умер в Вильнюсе 15 октября 1971 года.

1909
Георгий Борисович Бокий
российский кристаллограф и кристаллохимик, член-корреспондент АН СССР (1958). Сын Б.И. Бокия. Окончил Ленинградский горный институт в 1930. В 1930-58 работал в Институте общей и неорганической химии АН СССР. В 1939-63 преподавал в МГУ (с 1944 - профессор). С 1963 работает в Институте радиоэлектроники АН СССР. Основные труды по кристаллохимии комплексных соединений, кристаллохимии минералов и истории кристаллографии. Автор учебника “Практический курс рентгеноструктурного анализа” (1964), и монографии “Кристаллохимия” (1971).

1909
Иван Васильевич Панов
российский оператор. В 1935 г. окончил операторский факультет ГИКа. В кино с 1932 г., вначале ассистент оператора на студии «Мосфильм». В 1941-1945 гг. – фронтовой оператор. Участвовал в съемках фильмов: «К вопросу о перемирии с Финляндией» (1944), «Кенигсберг», «Знамя победы над Берлином водружено», «Парад Победы» (1945) и др. За съемки, вошедшие в фильм «Берлин» (1945), удостоен Государственной премии СССР (1946). В 1951 г. – главный оператор фильма «Советская Литва» (Государственная премия СССР, 1952). Совместно с другими операторами участвовал в съемках фильма «Падение Берлина» (1950), совместно с оператором А. Эгиной снимал фильм-спектакль «Егор Булычев и другие» (1953). В 1957-1959 гг. и с 1964 г. – оператор Центральной студии документальных фильмов. Автор и оператор (совместно с другими) фильма «Его звали Федор» (1963). Принимал участие в съемках фильма «День нашей жизни» (1960), снимал фильм «Они стали солдатами» (1967) и др.

1910
Иван Васильевич Новожилов
Лётчик-истребитель, Герой Советского Союза (1943), гвардии майор. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Воевал в составе 13 (111 гв.) иап, был пом. командира по воздушно-стрелковой службе. Совершил более 300 боевых вылетов, сбил лично 17 и в группе 7 самолётов противника.

1911
Роман Манн
польский художник. Окончил архитектурный факультет Львовского политехнического института (1937) и Высшие курсы по архитектуре интерьера в Вене. В 1948 г. начал работу в кино как художник (фильм «Последний этап»). Принимал участие в постановке фильмов: «Поколение» (1954), «Человек на рельсах» (1956), «Тень» (1956), «Ева хочет спать» (1957), «Пепел и алмаз» (1958), «Крестоносцы», «Мать Иоанна от ангелов» (оба в 1960). Художник фильмов: «Юность Шопена» (1952), «Целлюлоза», «Под фригийской звездой» (оба в 1954), «Дело пилота Мареша» (1955), «Настоящий конец большой войны» (1957), «Крест за доблесть» (1959), «Скандал из-за Баси», «Кафе «Минога» (оба в 1959), «Возвращение» (1960) и др.

1912
Виктор Иларионович Ивченко
известный украинский кинорежиссер(«ЧП», «Есть такой парень»), народный артист УССР, один из основателей кинофакультета Киевского государственного института театрального искусства имени И. К. Карпенка – Карого.

1913
Иван Павлович Алексеев
русский советский артист оперы (баритон), народный артист РСФСР.

1913
Лев Николаевич Овчинников
российский геолог, член-корреспондент АН СССР (1964). Окончил Уральский университет (1937). В 1945-1962 гг. — заведующий лабораторией минералогии и геохимии Горно-геологического института, а с 1962 г. — директор Института геологии Уральского научного центра АН СССР; с 1966 г. — директор Института минералогии, геохимии и кристаллографии редких элементов АН СССР и Министерства геологии СССР. Основные работы — по геологии Урала, теории рудообразования, геохимическим методам поисков скрытого оруденения, определению абсолютного возраста геологических формаций.

1914
Иван Петрович Витковский
Лётчик-истребитель, Герой Советского Союза (1945), гвардии подполковник. Участник Великой Отечественной войны с февраля 1943 г. 29 июля 1944 г. в воздушном бою таранил самолёт противника. Совершил 112 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 15 самолётов противника. После войны до 1950 г. служил в ВВС. Затем окончил Киевский университет и работал директором средней школы в Киеве.

1914
Ху Сы-Цзян
американский математик. Профессор Вайнского университета в Детройте (штат Мичиган). Основные труды относятся к одному из разделов топологии – теории гомотопий. На русский язык переведена его монография «Теория гомотопий».

1915
Ташмухамед Алиевич Сарымсаков
узбекский математик, академик (1943), вице-президент (1943-1946) и президент (1946-1952) АН Узбекской ССР, Герой Социалистического Труда (1990). Ученик В. И. Романовского. Окончил Среднеазиатский университет (1936), доктор физико-математических наук, профессор (1942). С 1936 г. работал в Среднеазиатском университете (в 1943-1945 и в 1952-1958 гг. – ректор), а также в АН Узбекской ССР (в 1946-1952 гг. – президент) а с 1959 г. – министр высшего и среднего специального образования Узбекской ССР. Основные труды по теории случайных процессов и функциональному анализу. Специалистам известна его монография "Основы теории процессов Маркова" (1954). Депутат ВС СССР в 1950-1954. Государственная премия СССР (1948).

1916
Койи Учизоно
японский физиолог и нейрогистолог, член Японской АН (с 1977 г.). Окончил Токийский университет (1941). Преподавал там же (до 1956 г.), профессор физиологии медицинской школы университета в Ниигата (1956-1962). Читал лекции в университете штата Юта в Солт-Лейк-Сити (1959-1961), в Гейдельбергском университете (1962). Профессор физиологии Токийского университета (1962-1977), директор Национального института физиологических наук в Оказаки (с 1977 г.). Основные работы посвящены электронной микроскопии нервной системы холодно- и теплокровных животных. Изучал взаимосвязь морфологических и электрофизиологических характеристик в деятельности нервной системы. Предложил использовать ряд структурных признаков для разделения синапсов центральной нервной системы на возбуждающие и тормозящие (1965). Подробно исследовал синаптическую организацию мозжечка и нейросекреторных клеток. Премия Японской АН (1977).

1918
Алла Генриховна Масевич
российский астроном. Окончила Московский пединститут им. К. Либкнехта. В 1946-1952 гг. работала в Государственном астрономическом институте им. П. К. Штернберга, с 1952 г. — заместитель председателя Астрономического совета АН СССР. С 1957 г. руководит оптическими наблюдениями искусственных спутников Земли в СССР. С 1972 г. — профессор кафедры космической геодезии Московского института геодезии и картографии. Основные научные работы относятся к теории внутреннего строения и эволюции звезд и к космической геодезии. В 1949-1950 гг. совместно с П. П. Пареного выполнила детальное исследование зависимостей масса — светимость и масса — радиус для каждой из последовательностей на диаграмме Герцшпрунга — Рессела; обнаруженные различия зависимостей были интерпретированы ею как свидетельство различий в структуре и происхождении звезд, образующих эти последовательности. Рассчитала большое число моделей звезд — красных гигантов, гигантов класса В, красных карликов, субкарликов. Совместно с В. Г. Фесенковым и Паренаго рассмотрела возможность эволюции звезд вдоль главной последовательности с потерей массы путем корпускулярного излучения. Рассмотрела различные эволюционные пути для моделей с полным перемешиванием и с потерей массы при различных значениях масс звезд и содержаниях тяжелых элементов, а также при разных законах непрозрачности. Исследовала эволюцию звездных скоплений, ассоциаций, эволюцию массивных звезд на поздних стадиях. Разрабатывала проблемы неустойчивости в звездах, влияния потери массы путем звездного ветра на эволюцию горячих звезд, занимается расчетами эволюции звезд на ранних стадиях. Принимала активное участие в работе международных научных организаций по исследованию космического пространства. С 1962 г. является председателем секции "Использование наблюдений искусственных спутников Земли для целей геофизики и геодезии" рабочей -группы "Космическая физика" программы "Интеркосмос", а также советско-французского и советско-финского сотрудничества по космической геодезии. С 1974 г. - председатель проблемной комиссии "Физика и эволюция звезд" многостороннего сотрудничества академий наук социалистических стран, а также советско-французского, советско-финского и советско-индийского сотрудничества по этой проблеме. В 1961-1973 гг. - председатель рабочей группы "Наблюдения искусственных спутников и телеметрия" Международного комитета по исследованию космического пространства (КОСПАР). Заместитель председателя Советского комитета защиты мира (с 1977). Заслуженный деятель науки СССР (1978). Член Международной академии астронавтики (1964), президент Комиссии № 35 "Внутреннее строение звезд" Международного астрономического союза (1967-1970). Государственная премия СССР (1975), премия им. А. Галабера Международной астронавтической федерации (1963).

1919
Ирмгард Зефрид (Зеефрид)
Австрийская певица (сопрано) родом из Германии

1919
Режё Шугар
Венгерский композитор

1920
Юзеф Латиф
американский тенор-саксофонист, флейтист и гобоист. Его считают первым музыкантом, расширившим горизонты джаза за счет привнесения в него элементов восточного и африканского фольклора. Учился в Детройтской высшей музыкальной школе, в 1946 г. приехал в Нью-Йорк, играл в оркестрах Лаки Миллиндера Хот Липс Пэйджа, Роя Элдриджа. В 1949 г. пришел в оркестр Диззи Гиллесои и под влиянием популярной в то время афро-кубинской музыки увлекся фольклором стран Карибского бассейна. В 1950 г. вернулся в Детройт, организовал оркестр, изучал 12-тоновою систему в Уэйском университете, а также освоил флейту и гобой. В 1961-1963 гг. играл в секстете братьев Эддерли, затем четыре года работал в бэнде Чарльза Мингуса. Успех принесла пластинка «Jazz Around The World» (1963), посвященная фольклор разных стран и континентов. В 1965-1969 гг. учился в Манхэттенской высшей музыкальной школе, позже стал ее педагогом. Участвовал во многих проектах - от бибопа до фри-джаза.

1920
Иван Иванович Новиков
Лётчик-истребитель, младший лейтенант. Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Воевал в составе 88 иап. 22 июля 1941 г. в воздушном бою у г. Смела таранил He-111. Повреждённый И-16 посадил на своём аэродроме. Не вернулся с боевого задания.

1921
Тадеуш Ружевич
польский писатель, драматург

1924
Роберт Эйткин Расуорт (Robert Aitken Rushworth)
один из пилотов ракетного самолета "Х-15".

1926
Даниэль Делорм
французская киноактриса.

1926
Евгений Александрович Евстигнеев
русский актер театра и кино. Лауреат Государственной премии СССР (1974), народный артист СССР (1983). Евгений Евстигнеев родился в Нижнем Новгороде. Окончил Горьковское театральное училище (1951). В 1951–1954 – актер Владимирского областного драматического театра. В 1956 окончил Школу-студию им. В.И.Немировича-Данченко при МХАТ и стал актером этого театра. В 1957-1970 – актер театра «Современник», с 1970 – актер МХАТ. Л.Иванова, закончившая Школу-студию МХАТ годом раньше, вспоминает: «Е.Евстигенеев очень любил проигрывание какой-то ситуации, находил неожиданные, уникальные приспособления, делал это виртуозно, любил играть. От него исходила колоссальная энергия, и поэтому он всегда заражал собой зал». Евгений Евстигнеев стоял у истоков театра «Современник». В складывающейся труппе «ефремовского МХАТа» Евстигнеев стал одной из ключевых фигур. Он был занят во всех важнейших постановках. Первой ролью Евстигнеева в театре стала роль Чернова в спектакле Вечно живые, которым открылся «Современник» в 1956. В «проходных» театральных ролях Е.Евстигенеев мог сыграть человеческую судьбу. Так, появляясь на сцене всего два раза в роли немолодого инженера в Пяти вечерах зрителям открывалась ничьим теплом не согретая жизнь, а за любезной и просящей улыбкой хозяина отеля в Пятой колонне угадывалась нищета, неустроенность, тревога «приличного», но уже разрушенного войной существования. В 1959 он сыграл Глухаря в спектакле О.Ефремова Два цвета. Театральный критик К.Рудницкий писал об образе, созданном актером: «…мягкая серая кепка над стальными непроницаемыми глазами, мятая папироса, небрежно подвернутые рукава пиджака, характерная медлительность жестов». А вот что говорил сам Е.Евстигенеев об этой роли: «В реальном человеке много парадоксального, и живую объемность создает светотень. Живой человек не может быть носителем ни абсолютного зла, ни абсолютного добра. Даже в таком отвратительном явлении, как Глухарь в спектакле Два цвета, мне надо было найти неожиданность, нечто светлое – ведь не родился же он убийцей. И я нашел. Вот в нем есть, например, любовь к музыке, и если бы ее развивать, может быть, для Глухаря открылись бы иные жизненные перспективы». Он любую роль делал своей. В 1960 Евстигнеев сыграл Голого короля в одноименном спектакле. Он играл короля-жениха, которому скучно, который развлекается, как умеет. Но Евгением Евстигнеевым был «снят» возраст со своего героя: его король молод и прост как ребенок. Но он – голый, всегда и везде, и поэтому все дурные черты характера на виду, ничем не прикрыты. Эта роль стала этапной. Критик Майя Туровская писала об этой работе: «Очень трудно играть ничто, от которого зависит все». Евстигнеев сыграл абсолютное, «незамутненное» никакими достоинствами ничтожество, каждый чих которого становится законом для окружающих. В спектакле Назначение (по А.Володину, 1963) Евстигнеев исполнил сразу две роли – близнецов Куропеева и Муравеева. Дистанция между двумя персонажами была обозначена только тем, что Куропеев – карьерист, уже достигший своей цели, спокойный, плавный; Муравеев – тот же карьерист, но он ещё суетится, хлопочет на подступах к должности. Один статика, другой динамика. И все-таки это одно лицо, один, хоть и двойной портрет. Е.Евстигенеев считал, что сниматься в кино актеру театра необходимо. Дынин, начальник пионерлагеря, вдохновенно глуп (Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен, реж. Э.Климов, 1964). Но его глупость деятельная, волевая. Она бьет ключом. В этом неиссякаемый источник комизма. В кинокартине Никогда перед Евстигнеевым стояла иная задача. Его герой, директор кораблестроительного завода, умный, но отнюдь не обаятельный, не желающий быть симпатичным. Евстигнеев наделил его барскими повадками и холодной уверенностью в своей правоте. В 1968 состоялась премьера спектакля На дне. Евстигнеев – Сатин. Сняв героический штамп, отказавшись подменять голос Сатина голосом Горького, он заставлял услышать драматизм особых – «крученых» – интонаций, в которых пьяная тоска, фиоритуры трактирного Цицерона и боль насмешливого ума были неотделимы друг от друга. Константин Райкин вспоминает об игре Евгения Евстигнеева: «Мне кажется, Сатин – высочайшая его работа. Она абсолютно опрокидывает стереотип некого назидательного пафоса и декламационности, сложившийся в связи с данным образом. Это было сыграно чрезвычайно живо, неожиданно, смешно, остро, горько, даже желчно, парадоксально, но в результате оставляло ощущение редкой значимости и мощи. Помню его монолог о гордом человеке. Тяжелые глаза навыкате. Скривившийся в едкой усмешке рот. Состояние человека, отяжелевшего от выпитого и при этом испытывающего некое странное вдохновение. Напряженный лоб, откинутое на нарах тело, приподнятое на широко отставленных назад руках, и отчаянно опрокинутая голова. Предельная выразительность каждой позы, почти монументальность». В том же 1968 вышел на экраны фильм Зигзаг удачи, где Е.Евстигенеев исполнил роль директора автобазы. За пошловатой, грубоватой манерой поведения проглядывает душевная, сердечная тоска. Нелепые смотрины вдруг становились началом пусть забавной, «комедийной», но любви, способной возвысить обоих – и жениха, и невесту. 1970 – год освоения Ефремовым чеховских пьес. В современниковской Чайке Е.Евстигенеев играл Дорна. Его Дорн никого не впускал в свой внутренний мир. Страсти вспыхивали и гасли, набухали и взрывались за его спиной. Он же пристально вглядывался в темноту, в неизвестность… Он нес в себе мучительное знание. Его эгоцентризм был единственно благотворен: он никого не лишал надежды, оставляя в неведении. В 1977, уже во МХАТе, Евстигнеев сыграл Чебутыкина в Трех сестрах, Серебрякова в Дяде Ване (1985), в Театре А.Чехова Фирса (Вишневый сад, 1990). Вместе с Е.Евстигнеевым в спектакле Дядя Ваня играли В.Невинный (Вафля), А.Вертинская (Елена Андреевна), А.Мягков (Войницкий). Серебряков-Евстигнеев не был злодеем, поедающим чужие жизни. Он был обыкновенной, напыщенной, лжезначительной серостью. Он благообразен и глуп. В нем та простота, которая хуже воровства. Не осознавая, что делает, он обобрал дядю Ваню и в прямом, и переносном смысле. Недаром в сцене скандала, предъявляя Серебрякову крупный счет, Войницкий делает это с канцелярскими счетами в руках. Фильм Бег по одноименной пьесе М.Булгакова снят в 1971 (реж. А.Алов, В.Наумов). В Корзухине-Е.Евстигнееве вальяжность, чуть гипертрофированная уверенность в себе. Но когда действие переносится в Париж, в его особняк, в нем пропадает эта невозмутимость. Перед нами человек нервный, азартный, теряющий разум и контроль над собой, обезумевший от жажды риска, игры и после проигрыша по-детски расплакавшийся. 1988. Начало перестройки. Снова Булгаков. На этот раз Собачье сердце. К комичности Швондера, изображенной Карцевым, Преображенский-Евстигнеев добавил трагичность русской интеллигенции, отказывающейся принимать советскую власть. В Семнадцати мгновениях весны Евгений Евстигнеев сыграл Плейшнера, человека внутренне, духовно очень сильного, но внешне по-детски беззащитного. Но его обаяние не было показным: в сложных, экстремальных ситуациях он мог, находил в себе силы принимать ответственные решения. Ермак, снимавшийся в течение 7 лет, и в котором Е.Евстигенеев должен был сыграть роль Ивана Грозного, стал последней работой актера. Евгений Евстигнеев умер 4 марта 1992 года в лондоновской клинике за несколько минут до операции на сердце. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Как-то Е.Евстигенеева спросили, каким он хочет видеть современного зрителя. Он ответил: «Талантливым. Умеющим свободно ассоциировать, не боящимся быть сентиментальным. <…> В общении со зрителем нужно четко знать свою цель – вести зрителя за собой». Он хотел видеть в зрительном зале себе подобных, считая, что талант – это чувство сопричастности тому, что происходит вокруг.



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку