1949
Питер Акройд (Peter Ackroyd)
английский поэт, прозаик, критик. Родился в Лондоне. Мать – мелкая служащая (по словам Акройда, нечто вроде «работника отдела кадров»). Отца, оставившего семью, когда ребенок был еще очень мал, он не помнит. Выиграв стипендию на обучение в Клэр-Колледже (Кембридж), окончил это учебное заведение в 1971 со степенью «магистр искусств». С 1971 по 1973, как Меллоновский стипендиат, учился в Йельском университете. На этот период приходится знакомство и активное общение с поэтами нью-йоркской школы Д.Эшбери и К.Кохом. Тогда же формируются литературные взгляды Акройда. Немалую роль при этом сыграл Д.Эшбери (за девять лет, проведенных во Франции, он превосходно освоил новейшую французскую эстетику и литературоведение и активно делился своими познаниями). Первым крупным литературным выступлением Акройда стал сборник стихов Лондонский скряга (London Lickpenny, 1973), опубликованный вскоре после возвращения на родину (зарождение интереса к поэзии, а также интенсивные поэтические занятия относятся еще ко времени обучения в Кембридже). В книге легко различимо влияние поэзии Т.С.Элиота, а также настоятельное желание следовать постмодернистским тенденциям. Результат налицо: Питер Портер, рецензент газеты «Обсервер», признался, что не понял большинство напечатанных в книге стихов. Однако Акройд не собирался отказываться от избранной поэтики. Впоследствии он выпустил еще два поэтических сборника – Сельская жизнь (Country Life, 1978) и Развлечения Перли и другие стихи (The Diversions of Purley and Other Poems, 1987), но, став романистом, больше к стихам не возвращался. Тем не менее, он утверждал, что все лучшее из его поэзии унаследовано его прозой. Недружелюбно была встречена и книга Заметки о новой культуре. Эссе о модернизме (Notes for a New Culture: An Essay on Modernism, нап. – 1973, опубл. – 1976), где сформулированы теоретические взгляды Акройда. В этой работе, написанной незадолго до окончания учебы в Йельском университете, прослеживается влияние французской интеллектуальной мысли. По мнению автора, истинный модернизм берет начало в творчестве С.Малларме и Ф.Ницше, во всей полноте представлен в произведениях Д.Джойса и воспринят современниками Акройда: если в литературе это все тот же Д.Эшбери, то в литературоведении – Ж.Деррида и Ж.Лакан. Посланная автором на отзыв, книга подверглась сокрушительному разносу. В рецензии, опубликованной лондонской газетой «Санди таймс», профессор К.Рикс, специалист по английской литературе, перечислив многочисленные фактические и даже орфографические ошибки, допущенные Акройдом, расценил его работу как «труд юного аспиранта». Возможно, жесткий тон рецензента вызван не в последнюю очередь тем, что Акройд был не просто рядовым автором, а ведущим сотрудником журнала «Спектейтор», где с 1973 по 1977 работал сначала литературным редактором (1973–1977), позднее редактором-координатором (1978–1982) и кинообозревателем. Вышедшие почти одновременно исследования Ряженые. Трансвестизм и сексуальность одежды противоположного пола. История одержимости (Dressing Up: Transvestism and Drag, the History of an Obsession, 1979) и Эзра Паунд и его мир (Ezra Pound and His World, 1980) показали, что, хотя Акройда по-прежнему интересуют эстетические поиски художественного авангарда, круг его интересов модернизмом не замыкается. Последовавший затем роман Великий лондонский пожар (The Great Fire of London, 1982) – первый прозаический опыт – во многом предвосхищает дальнейшие поиски Акройда-романиста. Перед читателями своеобразные вариации на тему романа Ч.Диккенса Крошка Доррит, где классические персонажи ввергнуты в современные обстоятельства. Попытка одного из героев романа – кинорежиссера – воссоздать диккенсовский Лондон обречена на неудачу. Связи прошлого и настоящего отнюдь не прямолинейны. Так, героиня-телефонистка считает себя медиумом, с чьей помощью воплощается главный персонаж диккенсовского романа. Развязка трагична: возмущенная присутствием на съемочной площадке актрисы, изображающую Крошку Доррит, она поджигает декорации, гибнет и режиссер фильма. Романист блистательно воспроизводит стиль и все приметы художественного мира Ч.Диккенса. Роман Завещание Оскара Уайльда (The Last Testament of Oscar Wilde, 1983), отмеченный Премией Сомерсета Моэма (1984), написан от лица главного героя. Избранная форма личного дневника, который якобы вел Уайльд незадолго до смерти, с августа по ноябрь 1900, также дает возможность автору продемонстрировать незаурядные способности имитатора. По мнению критиков, афоризмы, созданные Акройдом и приписанные Уайльду, выдерживают сравнение с оригиналом. Во время работы над биографией Т.С.Элиота перед Акройдом стоял ряд серьезных ограничений (в силу юридических и этических причин ему было запрещено приводить какие бы то ни было цитаты из писем Т.С.Элиота, цитировать неопубликованные стихи, а фрагменты из стихов опубликованных свести до предписанного законом минимума). Несмотря на эти сложности, биография любимого поэта была написана. Публика и критики высоко оценили книгу Т.С.Элиот (T. S. Eliot, 1984), о чем свидетельствуют Премия Хайнеманна и Премия Уитбреда в номинации «биография» (обе – 1984). Впоследствии Акройд утверждал, что ограничения заставили его стать более изобретательным и отказаться от прямолинейности изложения. Роман Хоуксмур (Hawksmoor, 1985) – премия Уитбреда в номинации «роман» и премия «Гардиан» в номинации «художественная литература» (обе – 1985) – отчасти был вариацией на тему стихов И.Синклера, писавшего о мистической силе, которую рождают шесть церквей, построенные архитектором Н.Хоуксмуром во времена королевы Анны. Однако сюжет романа отнюдь не мистичен. Прошлое и настоящее опять вступают в сложные взаимодействия, просвечивают друг сквозь друга. Недаром Акройд как-то заметил: «Я не верю, что прошлое непременно находится в прошлом. Оно вечно, оно – всегда вокруг нас». Архитектор Николас Дайер (для обрисовки персонажа использованы черты реального Н.Хоуксмура) живет в Лондоне 18 в., он строит церкви и, движимый верой в то, что именно Зло является силой, которая управляет миром (он – манихей), в основания своих строений кладет обязательную жертву – невинного ребенка. Детектив Николас Хоуксмур (тезка знаменитого архитектора 18 в.) живет в Лондоне 20 в. и занимается тем, что расследует серию убийств, которые происходят возле церквей, построенных Дайером (кто-то убивает мальчиков и бродяг). Николас Дайер противостоит Кристоферу Рену, воплощению эмпирики и рационализма, идеалов эпохи Просвещения (стоит добавить, что такой человек реально существовал – это архитектор, отстроивший Лондон после сокрушительного пожара 1666). Если Дайер и Рен – антиподы, то Рен и Хоуксмур, хотя живут в разное время и заняты разным делом, в определенном смысле – двойники. Потому-то Хоуксмур и не способен понять, что скрывается за расследуемыми им убийствами. Неудача приводит его на грань безумия, но это сумеречное состояние вдруг позволяет детективу проникнуть в помыслы Дайера. Линии повествования то идут параллельно, то переплетаются, как сложно переплетаются разведенные во времени судьбы персонажей (важную роль тут играет сцена, когда оба героя – Дайер и Хоусмур – представляют себя детьми под сводами церкви: церковь эта, в отличие от шести других, упоминаемых в романе, в действительности не существовала, а создана воображением романиста). Несмотря на то, что в романе поставлены серьезные этические вопросы, автора, по его словам, интересует не их решение. Он рассматривает роман Хоуксмур, написанный в подражание прозе 18 в., как своеобразное «лингвистическое упражнение». Еще сложнее построен роман Чаттертон (Chatterton, 1987), который критики единодушно считают лучшим романом Акройда – он был включен в шорт-лист премии Букера за 1988 в номинации «художественная литература». Фигура Т.Чаттертона по-своему знаковая для английской культуры. Юный поэт, живший в 18 в., был создателем одной из самых известных подделок в истории литературы: тонко стилизовав стихи, он выдавал их за произведения Т.Роули, монаха, якобы жившего в 15 в.. Стилизация была столь виртуозной, что мысль об истинном авторе долго никому не приходила в голову – стихи считались подлинными. Юный поэт, однако, не обрел ни славы, ни благосостояния – он умер в возрасте восемнадцати лет, отравившись мышьяком. До сей поры не выяснено, было ли это самоубийством или несчастным случаем. Но не это интересует Акройда. Ему важно другое – механизмы, лежащие в основе подделки и плагиата. И если одна линия многопланового романа посвящена самому Т.Чаттертону и языку 18 в., столь любимому романистом, то другая – это история создания портрета давно скончавшегося стихотворца, над которым работает художник Х.Уоллис. Его цель – написать портрет, который стал бы единственным «подлинным» портретом юного гения, при этом для портрета мертвого Т.Чаттертона позирует здравствующий прозаик Д.Мередит (таким образом, эта подделка становится подделкой «во второй степени»). Третья линия, сугубо современная, где тиражируются подделки «в энной степени»: один из героев подделывает писания самого Т.Чаттертона, который счастливо дожил до седин – смерть была мнимой – и даже сочинил некоторые стихи, приписываемые У.Блейку, героиня-писательница занимается плагиатом, «обирая» неизвестного автора викторианской эпохи, и т.д. Характерен не только интерес Акройда к теме авторства, первичности и вторичности текста, заимствованию, присвоению, стилизации (сам круг вопросов типичен для литературы постмодернизма), но и аллюзии и автоцитаты, которых немало в романе. Книга, обнаруженная в библиотеке одним из «современных» персонажей, называется Завещание (отсылка к роману Завещание Оскара Уайльда), другая книга озаглавлена Пожар сцены (напоминание о романе Великий лондонский пожар, но не прямолинейное). Для Акройда, как для всякого постмодерниста, не существуют такие понятия, как «фантазия» и «реальность», для него существуют только тексты, а также их иерархия. Романы Первый свет (First Light, 1989), где смешаны различные жанры от пасторали до научной фантастики и готики, интересен более всего тем, что это – единственный роман Акройда, как-либо не связанный с Лондоном (действие остальных разворачивается на фоне великого города или в его пределах). Биография Диккенс (Dickens, 1990) написана с полным убеждением, что ее герой был «столь крупной фигурой и столь аморфной фигурой, что способен принять любую форму по вашему желанию». Своеобразие подхода Акройда к биографическом материалу в том, что он принципиально не собирается и здесь отделять правду от вымысла. Исследование жизни какого-либо человека непременно наталкивается на непреодолимое препятствие – никто не знает, что он думал и чувствовал на самом деле, попытка же реконструкции, по сути, и есть попытка концептуального прочтения и толкования, следовательно, метод создания биографии ничем не отличается от метода создания романа. Поэтому Акройд пишет пять интерлюдий, в которых ведет воображаемые беседы с Диккенсом, а Диккенс беседует с литературными кумирами самого Акройда – О.Уайльдом, Т.С.Элиотом, Т.Чаттертоном и некоторыми из своих литературных героев, причем отдельная интерлюдия посвящена сну о Диккенсе, приснившемуся Акройду. Последовавший затем роман Английская музыка (English Music, 1992), своеобразная выдуманная и беллетризованная автобиография самого романиста не стал крупным событием. По хорошо отлаженной схеме выстроен роман Дом доктора Ди (The House of Doctor Dee, 1993). В доме, расположенном в Кларкенуэлле (восточная часть старого Лондона), живут прославленный алхимик елизаветинской эпохи Джон Ди и современный ученый Мэтью Палмер, которых разделяет время и объединяет место. Повествование ведется то от лица одного, то от лица другого персонажа. Не нов и прием, а также прототекст, использованные в романе Дэн Лено и Лаймхаусский Голем (Dan Leno and the Limehouse Golem, 1994), названный в русском переводе Процесс Элизабет Кри. Череда загадочных убийств, потрясших лондонское предместье, и легенда о Големе (в любом варианте, от книги Г.Майринка до немецких экспрессионистских фильмов) – это завязка и исходный материал романа. Впрочем, автор с большой живостью рисует портреты и характеры персонажей – это и актер мюзик-холла Дэн Ленно, и Джордж Гиссинг, и Карл Маркс. Биография Блейк (Blake, 1995) интересна тем, что автор желает избежать привычных крайностей в обрисовке избранного героя, а потому великий английский поэт у него и не сумасшедший, и не визионер. Зато роман Мильтон в Америке (Milton in America, 1997) чистая «фантазия на тему». Спасаясь от гонений, классик английской литературы уплывает в Новую Англию, где становится во главе созданной им пуританской общины. После долгого перерыва некогда избалованный литературными наградами Акройд вновь получает премию, на сей раз это Премия памяти Джеймса Тейта Блэка в номинации «биография» (1998) за книгу Жизнь Томаса Мора (The Life of Thomas More, 1998). Логично, что за жизнеописанием автора Утопии последовала антиутопия – роман Рукописи Платона (The Plato Papers, 1999), действие которого разворачивается в далеком будущем. Тезка древнегреческого философа выступает в роли лектора, который рассказывает обитателям руин некогда существовавшего города Лондона о том, как жили когда-то люди, забавно толкуя некоторые реалии нашей повседневной жизни, которых давным-давно не существует. Лондон – не столько реальный, сколько воображаемый, созданный стараниями писателей 19 и 20 вв. город – является, по всей вероятности, не только центральной, но и единственной темой в творчестве Акройда. Он говорит об этом городе с неизменной теплотой и нежностью: «Лондон всегда давал простор для моего воображения». И потому несомненной удачей стала своеобразная летопись Лондон: Биография (London: The Biography) (2000), за которую Акройд отмечен Ежегодной премией Саут Бэнк Шоу в области литературы (2001). В определенном смысле развитием той же темы, лишь на более обширном материале, является работа Альбион. Источники английского воображения (Albion: The Origins of the English Imagination, 2002), где изложена история английской культуры, начиная с англосаксонского периода и заканчивая современностью. Уже само название книги Кларкенуэллские рассказы (The Clerkenwell Tales, 2003) отсылает к Кентерберийским рассказам Д.Чосера. Время действия – 1399. По словам Акройда, он взял у Чосера персонажей и поставил в иные обстоятельства. Автор также подчеркивает подлинность языка, на котором ведется повествование: готовясь к работе, он проштудировал многочисленные средневековые сочинения, будь то трактаты по медицине или по географии. Такой метод типичен для Акройда, он очень старательно подходит к сбору материала и признается, что истинное удовольствие для него – накапливать факты и затем их классифицировать. Писатель приступил к биографии У.Шекспира, а также работает над серией биографий под общим названием Краткие жизнеописания. Кроме того, Акройд начал серию научно-популярных книг для детей Путешествия во времени. В свет вышли книги Начало (The Beginning) и Побег с Земли (Escape From Earth, обе – 2003), в 2004 – Древний Египет. Некоторые книги Акройда созданы во время работы над телевизионными сериалами. Так трехсерийный телевизионный фильм, сделанный Би-би-си, появился на экранах одновременно с выходом в свет книги Диккенс. Публичная жизнь и тайные страсти (Dickens: Public Life and Private Passion, 2002), а телесериал о Лондоне, созданный той же компанией, – одновременно с выходом книги Иллюстрированный Лондон (Illustrated London, 2003). Первая пьесы Акройда Тайна Чарльза Диккенса была поставлена в 2000 и затем экранизирована. Среди других работ стоит назвать Введение в Диккенса (Introduction to Dickens, 1991) и сборник Статьи, обзоры, эссе, рассказы, лекции (The Collection: Journalism, Reviews, Essays, Short Stories, Lectures, 2001), куда вошли материалы о театре, кино и литературе, написанные как для «Спектейтора», так и для газеты «Таймс», где Акройд с 1986 является главным книжным обозревателем. Регулярно он выступает в качестве обозревателя и на радио. Акройд – член Королевского общества литературы (1984), последняя по времени из его наград – премия СВЕ (2003). Акройд чрезвычайно популярный и очень высоко оплачиваемый автор (только за книги про Диккенса и Блейка в начале 1990-х он получил аванс в 650 тыс. фунтов стерлингов). Бытие языка и языковая игра является самым важным для Акройда. Именно на этом основании критики относят его творчество к постмодернизму (слово, ни разу не употреблявшее Акройдом по отношению к себе). Сочинения: Завещание Оскара Уайльда. Москва, 2000;Чаттертон. Москва, 2000; Процесс Элизабет Кри. СПб, 2000; Дом доктора Ди. Москва, 2000; Мильтон в Америке. Санкт-Петербург, 2002; Повесть о Платоне. Москва, 2002; Биография Лондона. Фрагменты книги. – «Иностранная литература», 2002, № 10.
1949
Сергей Константинович Ковякин
русский прозаик, автор повестей "Дьявольская субмарина", "Выйди в звездную ночь", "Мастер".
1950
Эдди Кларк
Гитарист (экс-«Motorhead»).
1950
Юрий Владимирович Павлов
режиссер игрового кино. Родился в Ленинграде. Окончил ЛГИТМиК. С 1984 работал на к/ст "Ленфильм", с 1989 - главный редактор "Творческой мастерской первого и экспериментального фильма". Автор более 70-ти статей по проблемам кинематографа в различных специальных и общих изданиях в России и за рубежом. Режиссерский дебют в игровом кино - "Сотворение Адама".
1952
Владимир Михайлович Невзоров
Заслуженный мастер спорта (1975) по дзюдо. Олимпийский чемпион (1976) в весовой категории 70 кг. Чемпион мира (1975), Европы (1975, 1977), СССР (1975 - 1976).
1958
Андрей Леонидович Платов
Режиссёр. Родился в Москве. Работает над фильмом "Человек который спас город" Студия "Артель" По заказу ОРТ.
1952
Эмомали Шарипович Рахмонов (Рахмонов Имомали)
таджикский государственный и политический деятель. Родился в поселковом центре Дангаринского района Кулябской области. Трудовую деятельность начал в 1971 электриком на маслозаводе. В 1971–1974 служил в рядах Советской армии. В 1977-1982 гг. заочно учился на экономическом факультете Таджикского государственного университета. В 1988 стал директором совхоза в родном Дангаринском районе. В 1990 г. был избран народным депутатом Верховного совета Таджикской ССР, а в 1992 г. – председателем исполкома Кулябского областного Совета народных депутатов. В ноябре 1992 г. встал во главе республики – был избран председателем Верховного Совета Таджикистана. В ноябре 1994 г. был избран президентом Таджикистана. Его приход в политику был связан с периодом гражданской войны и последовавшим восстановлением мира в республике: в июне 1997 г. были подписаны Московские мирные соглашения между официальным Душанбе и таджикской оппозицией. В 1998 г. возглавил Народно-демократическую партию Таджикистана. В ноябре 1999 г. был избран на пост президента Таджикистана на семилетний срок (в соответствии с изменениями, внесенными в конституцию страны по итогам референдума, прошедшего в сентябре того же года). В июне 2003 г. прошел очередной референдум по внесению изменений в конституцию Таджикистана, по итогам которого он получил возможность еще дважды участвовать в президентских выборах и – теоретически – остаться во главе государства до 2020 г. Правительство Эмомали Рахмонова (президент по конституции является главой исполнительной власти) проводит разностороннюю внешнюю политику. Главное в ней тесные контакты с Россией и другими странами СНГ, прежде всего с соседями по Центрально-азиатскому региону. В 2002 Э.Рахмонов побывал с официальным визитом в США и странах Европы. Женат, имеет 9 детей.
1952
Наталья Зиновьевна Федотова
второй режиссер.
1953
Геннадий Борисович Кузьминов (Г.Борисов)
русский журналист, ведущий рубрики "Клуб любителей фантастики" в "Книжном обозрении" в 1980-90-х годах, составитель сборника "Пятьдесят первый дракон".
1953
Рассел Маел
вокал (Sparks).
1953
Александр Николаевич Панченко
международный шахматный гроссмейстер, заслуженный тренер РСФСР (1988) и чемпион России (1978), инженер-экономист. Родился в Челябинске. Воспитанник шахматной секции Челябинского Дворца пионеров и школьников им. Н. К. Крупской. Работал в ПО «Полёт». Шестикратный победитель чемпионата СССР среди производственных коллективов. Руководитель Всеросссийской шахматной школы своего имени. В 1989 переехал в Казань, занимается тренерской работой. До 1992 года руководил всероссийской шахматной школой, носящей его имя. Автор известных во всем мире книг о миттельшпиле и эндшпиле.
1954
Боб Гелдоф
ирландский рок-музыкант новой волны, лидер группы The Boomtown Rats (1975-86). В середине 80-х организовал благотворительную акцию «Бэнд Эйд», которая собрала около 60 млн. фунтов стерлингов в помощь голодающим, в первую очередь для Эфиопии. Совместно с музыкантом Миджем Юром Гелдоф собрал в 1984 многих рок-знаменитостей для записи песни Гелдофа «Знают ли они, что такое Рождество?» (Do They Know It's Christmas?), отдав все доходы от проданных 7 млн. копий на благотворительные цели. После этого последовали два благотворительных концерта с участием знаменитостей под названием «Лайв Эйд», проходивших одновременно в Лондоне и в Филадельфии, которые транслировались на весь мир.
1954
Дункан Реджер
канадский актер (“Зорро”, “Последний самурай”, “Малыш Билли”).
1954
Олег Павлович Тепцов
Режиссер, сценарист. Дебютировал в 1984. Первый успех принесла дипломная работа — «Господин оформитель» (1988). Поставил игровой фильм «Посвященный» (1989), а также документальные фильмы «Красная армия» (1991) и «Похороны Ленина» (1993).
1955
Михаил Яковлевич Игнатов
Актёр. Родился в Киеве. Окончил Киевский государственный институт театрального искусства им.И.Карпенко-Карого (1978). Работал в Театре-студии киноактера Киевской киностудии им.А.П.Довженко. В кино с 1979 года. Живет в США.
1955
Откам Агасаф оглы Искендеров
Актёр. Родился в Азербайджане в городе Нефтечала. В 1979 году окончил ВГИК, мастерская Евгения Матвеева. Снимался в фильмах на "Азербайджан фильм". В июле 2005 года ему присвоено почетное звание "Заслуженный артист республики". В настоящее время ведет преподавательскую деятельность в театральном ВУЗе в городе Баку.
1955
Рассел Маел
вокалист американской группы Sparks.
1955
Анхела Молина
испанская актриса кино, театра и телевидения.
1957
Ли Томпсон
саксофонист английской группы Madness.
1958
Владимир Бадоевич Гасоян
штурман Герой Советского Союза. Штурман Ту-134 Тбилисского авиапредприятия, Герой Советского Союза (1984). В 1984 г. участвовал в задержании особо опасных преступников, пытавшихся угнать самолёт.
1958
Брент Уорд Джетт (Brent Ward Jett, Jr.)
американский астронавт. В 1981 г. окончил Военно-морскую академию США (степень бакалавра наук по аэрокосмической технике), в 1989 г. — аспирантуру ВМС США. В 1992 г. был отобран кандидатом в астронавты НАСА. Свой первый космический полет совершил в качестве пилота «Индевора» в январе 1996 г. (по программе работ со спутниками SFU и ОАSТ-Flуеr), второй полет — в январе 1997 г. на борту «Атлантиса» по программе стыковки шаттла со станцией «Мир». В третий раз побывал в космосе в декабре 2000 г. в качестве командира «Индевора».
1958
Андре Кёйперс (Andre Kuipers)
голландский инженер-астронавт. Окончил лицей в Амстердаме в 1977 г. Получил степень доктора медицинских наук в университет Амстердама в 1987 г. В течение его медицинского обучения работал в Вестибулярном отделе Академического Медицинского Центра в Амстердаме, Нидерланды, где участвовал в исследовании системы равновесия. В 1989 и 1990 гг. работал для отдела Исследований и Развития голландского Аэрокосмического Медицинского Центра в Соистерберге. Участвовал в исследование синдромов космической адаптации, контактных линз для пилотов, вестибулярного аппарата, давлении крови и мозгового потока крови. Кроме того, он проводил медкомиссии пилотов и медицинский контроль человеческой центрифуги, обучал и читал лекции для пилотов. Количество полетов: 1 (2004). Общее время полета: 10,87 дня. Космический аппарат: «Союз ТМА-4».
1958
Аркадий Константинович Коваль
Актер Малого драматического театра (С.-Петербург).
1960
Дэниел Болдуин
второй по возрасту из семьи американских братьев-киноактеров.
1960
Эрнесто Лагуардиа
актер ("Алондра", "Моя Дорогая Исабель" (Хуан-Даниэль)).
1960
Роберт Павлицкий
польский художник-мультипликатор, автор иллюстраций в журнале "Фантастика".
1960
Вячеслав Юрьевич Шмыров
Киновед. Родился в Челябинске. В 1978 – 82 гг. учился на филологическом факультете и факультете журналистики Уральского государственного университета. В 1987 г. окончил киноведческий факультет ВГИКа (мастерская Е. Суркова, Л. Маматовой). С 1987 г. работает во ВНИИКе (ныне — НИИК).
1961
Елена Ахаминова
Заслуженный мастер спорта по волейболу. Олимпийская чемпионка (1980).
1961
Ирина Юрьевна Метлицкая
русская актриса театра и кино. Родилась в Северодвинске. Школьницей снялась в эпизодической роли в фильме Расписание на послезавтра (1978, реж. И.Добролюбов). Окончила физико-математическую спецшколу. Училась в Минском университете. В 1984 окончила Театральное училище им. Б.В.Щукина (курс А.Г.Бурова), работала в театре «Современник». Играла Людмилу в Мелком бесе, Кароллу в Крутом маршруте, Клару в Звездах на утреннем небе и др. Вышла замуж за актера того же театра С.Газарова. В «Современнике» играла до 1991, одновременно снимаясь в кино, где поначалу исполняла второстепенные роли. Первой заметной киноролью Метлицкой стала учительница в Куколке (1988, реж. И.Фридберг), где актриса, в частности, произносила очень длинный и психологически напряженный монолог на сверхкрупном плане. Как театральная актриса стала знаменитой после выхода спектакля М.Баттерфляй в Театре Романа Виктюка, где Метлицкая работала в 1991–1993 и где также играла заглавную роль в Лолите (по роману В.Набокова). Если театр все с большим упорством навязывал актрисе амплуа прекрасной и коварной соблазнительницы, то экран 1990-х годов открыл Метлицкую как идеал женственности. При этом в ее киногероинях – Ольга из Палача (1990, реж. В.Сергеев), Марго из Макарова (1993, реж. В.Хотиненко), Анна из Романа А'ла руссо (1994, реж. А.Бренч), Верховской из Черной вуали (1995, реж. А.Прошкин) и др. кроме красоты и интеллигентной женственности присутствовал трагизм, не всегда обусловленный сюжетом. Ее пробы на роль Анны Карениной в неосуществленном проекте С.Соловьева обещали интересное и современное прочтение классического образа. С 1993 Метлицкая играла в Театре Луны (в частности, Феодору в спектакле Византия). Была вице-президентом консорциума «Европа – Америка 500». Умерла Метлицкая в Москве 5 июня 1997 года. Похоронена в Москве на Троекуровское кладбище.
1962
Майкл Марио Андретти
американский автогонщик.
1962
Олег Гордеев
музыкант, участник группы «Ариэль».
1962
Майкл Конли
американский легкоатлет, олимпийский чемпион 1992 года в тройрном прыжке.
1963
Эвелина Викторовна Пазыч
монтажер.
1964
Вадим Станиславович Любшин
Актер. Сын народного актера Станислава Любшина. Окончил Школу-студию МХАТ (курс Олега Ефремова). До 1995 — актер МХАТ.
1965
Марио Лемье
звезда канадского хоккея, двукратный обладатель Кубка Стэнли, олимпийский чемпион 2002 года.
1965
Патрик Руа
канадский спортсмен (хоккей с шайбой, вратарь). В 1981-1985 гг. — в юниорских клубах «Сент-Фуа Говернорс», «Гранби Бизонс». С 1985 в НХЛ (Национальной хоккейной лиге): «Монреаль Канадиенс » (1985-1995), «Колорадо Эвеланш » (1995-2002). Всего в регулярных сезонах НХЛ провел 841 матч, 2155 пропущенных голов, в играх Кубка Стенли — 196 матчей, 475 пропущенных голов. Обладатель призов «Конн Смайт Трофи» (1986, 1993), «Везина Трофи» (1989, 1990, 1992). В 1988, 1991 входил во второй состав «Олл Старз» НХЛ, в 1989, 1990, 1992 в первый состав. Обладатель Кубка Стенли (1986, 1993, 1996, 2001). Участник олимпийского турнира (сборная Канады, 1988, Калгари), провел 6 матчей, 9 пропущенных голов.
1967
Гай Пирс
австралийский киноактер («Машина времени»).
1969
Дмитрий Анатольевич Быковский-Ромашов
Актер БДТ. Окончил Воронежский театральный институт. Солист группы «Пятилетка», поет традиционно блатную музыку в стиле русского шансона.
1969
Ольга Борисовна Столповская
Актриса
1970
Жози Биссет
актриса ("Мелроуз Плейс" (Джейн)).
1971
Александр Безручкин
заслуженный мастер спорта по греко-римской борьбе. Победитель Кубков мира (1993, 1997), чемпион мира (2001), чемпион Европы (2001), чемпион России.
1972
Денис Александрович Бауэр
Актёр. В 1999 году окончил Новоалтайское художественное училище. В 2005 году окончил ВГИК, (мастерская В.И.Юшин, В.А.Голубев).
1972
Варвара Зеленская
Заслуженный мастер спорта (горнолыжный спорт). Неоднократный призер Кубков Европы и мира, победитель по скоростному спуску в общем зачете и призер в классе слалом-супергигант Кубка Европы (2000), победитель финальных соревнований в скоростном спуске Кубка мира (1996), чемпионка России (2000)
1975
Илаха Кадымова
азербайджанский шахматный гроссмейстер, участница нескольких Всемирных Олимпиад.
1975
Кейт (Кейт Элизабет) Уинслет
английская актриса кино и телевидения. Актерскую карьеру начала в британских телевизионных сериалах. Первый успех пришел в 1995 г. после съемок в кинофильме режиссера Ан Ли "Чувство и чувствительность". Статус звезды к актрисе пришел после роли Роуз в голливудском блокбастере режиссера Д. Камерона "Титаник" (1997). Эта роль принесла ей премию "Оскар" за лучшую женскую роль. Стала самой молодой актрисой дважды номинированной на "Оскар".
1976
Рамзан Ахматович Кадыров
президент Чеченской Республики, советник полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе по вопросам взаимодействия с силовыми структурами федерального округа (с октября 2004 г.), Герой России (2004). Руководитель чеченского отделения «Единой России» (с декабря 2005 г.). Почетный член Российской академии естественных наук (2006).
1976
Антон Борисович Кукушкин
Актёр. Родился в Москве. С 1996 г. играл в студенческом театре МГУ. В 1998 г. поступил в Театральное училище имени Б. Щукина (курс М. Пантелеевой), которое закончил в 2002. В том же году стал лауреатом Всероссийского конкурса чтецов имени Я. Смоленского. С 2001 г. работает в Театре сатиры.
1977
Мария Михайловна Янко
Актриса МХАТ им.Горького. Играет в антрепризе (Театральное агентство "ЛеКур"), спектакль «С ума сойти!» по пьесе Жана Кокто.
1979
Диана Игоревна Дезмари (настоящее имя – Диана Песочинская)
Актриса. Родилась в Ленинграде. В середине 90-х эмигрировала в Канаду. Проживая в Торонто, закончила школу-студию киноактера EVN Studios (преподаватель Earl Nanhu). Снималась в кино и на ТВ в Канаде под псевдонимом Deanna Dezmari. В начале 2008 года продолжила актерскую карьеру в России с первой русскоязычной ролью в телефильме «Три желания» из цикла «Гаишники».
1979
Виктория Андреевна Малиночка
Актриса. Окончила Школу-студию МХАТ, курс Тарханова.
1982
Дмитрий Владимирович Протопопов
Актер. Родился в Намцах, потом переехал в село Хамагатта этого же улуса. В школьные годы занимался танцами, окончил хореографическую школу. Танцевал в ансамбле "Радуга" под руководством не менее хореографа Любови Андросовой. Окончив школу, подал документы в Санкт-Петербургский университет низкотемпературных пищевых технологий. Вступительные экзамены оказались не столь сложными, как опасался, зато город на Неве в первый же год показал свой характер - начались проблемы с акклиматизацией, поэтому учебу пришлось прервать.
1983
Марина Евгеньевна Дровосекова
Актриса. Родилась в поселке Ликино-Дулёво Московской области. Занимается танцами с пяти лет.Танцевала в ансамбле народного танца «Прялица». В 1998 - 2000 годах работала диктором информационных программ на районном телевидении в г.Орехово-Зуево. В 2005 году окончила Школу-Студию МХ(А)Т (мастерская Народного Артиста РФ К.
1984
Елена Сергеевна Великанова
Актриса. Окончила ВТУ им. М. С. Щепкина, работает в театре "Эрмитаж".
1985
Игорь Аурелович Куликовский
Актер театра «Чеховская студия» под руководством В. Г. Байчера. Окончил Славянский Институт при Школе студии МХАТ.