-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 122160
Комментариев: 6815
Написано: 130654


5 апреля родились...

Суббота, 05 Апреля 2008 г. 01:01 + в цитатник
1869
Сергей Алексеевич Чаплыгин
Российский, советский ученый в области механики, один из основоположников аэродинамики. Родился в г. Раненбурге Рязанской губернии (ныне г. Чаплыгин Липецкой области). Cтарший сын в семье. Отец, Алексей Тимофеевич Чаплыгин, служивший приказчиком, умер от холеры, когда Сергею было 2 года. Мать, Анна Петровна, вместе с детьми переехала в Воронеж и вторично вышла замуж. Несмотря на материальные затруднения мать и отчим постарались дать ему образование. После домашней подготовки он поступил в Воронежскую гимназию (1877). Быстро проявились его способности к обучению, особенно к точным предметам, отличная память. Впоследствии он с признательностью вспоминал своего преподавателя математики Пляписа (чеха по национальности), привившего ему любовь к математике. С 12 лет Чаплыгин стал подрабатывать частными уроками, что позволяло продолжать учебу. Окончив в 1886 гимназию, в том же году поступил на математическое отделение физико-математического факультета Московского императорского университета (ныне Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова). В то время в университете преподавала плеяда профессоров – крупных ученых математиков и механиков, физиков (В.Я.Цингер, А.Г.Столетов), начинал свою научную и педагогическую карьеру Н.Е.Жуковский. Вероятно, живое, увлекательное преподавание Н.Е.Жуковского склонило интересы Чаплыгина в сторону механики. По окончании университета в 1890 был оставлен при университете (по ходатайству Н.Е.Жуковского) для подготовки к профессорскому званию по кафедре теоретической механики. Первые его работы относятся к изучению движения твердых тел в жидкости. Тема исследования была выбрана под влиянием учителя – Жуковского. В работах О некоторых случаях движения твердого тела в жидкости (первая печатная работа, 1894), О некоторых случаях движения твердого тела в жидкости (1897) Чаплыгин дал геометрическую интерпретацию законов движения твердых тел в жидкости, найденных в аналитической форме исследований ряда ученых (Г.Кирхгоффа и других), и привел механическуюй модель, описывающую движение твердого тела в жидкости. Здесь сказалось влияние Жуковского, для которого всегда характерным являлось создание ярких геометрических представлений в области механики. Первая работа (1894) получила премию имени профессора Н.Д.Брашмана (присуждаемую Московским университетом за лучшее сочинение по математике), а вторая была представлена им как магистерская диссертация, защищена в 1898. Одновременно с изучением движения твердого тела в жидкости он занимался динамикой твердого тела, стесненного связями. В статьях О некотором возможном обобщении теоремы площадей с применением к задаче о катании шаров и О движении твердого тела вращения на горизонтальной плоскости Чаплыгин впервые дал общие уравнения такого рода движений (опубликовано в 1897). За них и ранее упомянутую статью 1897 Российская Академия наук присудила Чаплыгину золотую медаль (1897). В конце 19 в. продолжалось интенсивное изучение движения тяжелого твердого тела с одной неподвижной точкой. Интерес к таким движениям был, в значительной мере, вызван открытием русским математиком С.В.Ковалевской нового случая интегрируемости уравнений движения такого тела (1889). Чаплыгин нашел ряд новых случаев движения твердого тела с неподвижной точкой, для которых могут быть указаны общие интегралы, и дал приложения этих результатов к конкретным задачам: статьи Линейные частные интегралы задачи о движении твердого тела, подпертого в одной точке (1898), Новый случай вращения тяжелого твердого тела, подпертого в одной точке (1901), Новое частное решение задачи о вращении твердого тела, подпертого в одной точке (1903). Как и Жуковский, Чаплыгин начал (в 1893) свою педагогическую деятельность с преподавания физики (в женском Екатерининском институте), затем преподавал математику и механику в различных учебных заведениях Москвы. С 1894 – приват-доцент Московского университета, с 1901 – профессор Технического училища (ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана), с 1903 – профессор Московского университета. В 1905 проявился организаторский талант С.А.Чаплыгина. Он был избран директором Высших Женских Курсов, созданных в 1900 группой профессоров и давших женщинам доступ к высшему образованию (в то время по уставу женщины не допускались к поступлению в университеты). Чаплыгин добился расширения курсов и строительства новых зданий Курсов на Девичьем поле в Москве, были открыты два новых факультета – медицинский и химико-фармацевтический. Чаплыгин заведовал курсами до 1918 (когда Курсы были слиты с Московским университетом). Под его руководством Высшие Женские Курсы выросли в крупное высшее учебное заведение, в состав которого входили факультеты по всем основным отраслям знания, оборудованные большим числом хороших лабораторий, к преподаванию были привлечены крупнейшие научные силы. Курсы подготовили тысячи педагогов, врачей, специалистов по химии, геологии, биологии, истории. Работа директором Курсов создала ему высокий авторитет и в 1917 он был выдвинут на пост городской головы Москвы, но не был утвержден правительством. На рубеже 19 и 20 вв. в московской школе механиков, наиболее яркими представителями которой являлись Жуковский и Чаплыгин, начали заниматься задачами, связанными с техникой, и прежде всего, с теорией полета. Чаплыгин провел ряд исследований по теории струи в несжимаемой жидкости. Теория струй в то время представлялась средством изучения сопротивления движущихся тел и ряда вопросов гидравлики. В 1902 Чаплыгин представил в Московский университет докторскую диссертацию О газовых струях. Введя новые независимые переменные на плоскости годографа (плоскости координат, использующей в качестве базисных осей составляющие скорости газа) он приводит сложные нелинейные уравнения газовой динамики к системе линейных уравнений. Решение этих уравнений для дозвуковых течений газа может быть получено в виде рядов с коэффициентами, которые в случае струйных течений определяются по известному решению задачи для несжимаемой жидкости. Этот метод Чаплыгин применил к решению частных задач. Особый интерес представил развитый в той же работе приближенный метод решения задач об адиабатических (без подвода энергии) течениях газа – задача о течении сжимаемого газа была сведена к задаче о течении несжимаемой жидкости, и, далее, использовались хорошо развитые методы теории функций комплексного переменного для исследования течений несжимаемой жидкости. Показательна судьба работы О газовых струях. В 1903 он защитил ее как докторскую диссертацию, однако в то время она осталась почти незамеченной. Ни он сам, ни кто-либо другой не продолжили развитие ее идеи и не придали работе должного значения. В то время полеты со скоростями, приближающимися к скорости звука, были неосуществимы и соответствующие исследования не были актуальны. Еще долго аэродинамика могла удовлетворяться изучением движений газа со сравнительно малыми скоростями, когда сжимаемость воздуха пренебрежимо мала. Только через тридцать лет после появления работы О газовых струях, в 1930-х авиация начала подходить к скоростям полета, близким к звуковым, и изучение газовых потоков с большими скоростями стало актуально, тогда и было раскрыто все значение этой работы. Работа Чаплыгина оказалась в центре многочисленных исследований аэродинамиков и явилась основой для решения задач о дозвуковых течениях. Развитие созданных в ней методов привело к решению основных вопросов, связанных с работой крыла при больших дозвуковых скоростях, и других вопросов современной аэродинамики. В этой работе в полной мере проявилось умение Чаплыгина найти в каждой задаче новый путь ее решения, наиболее полно соответствующий существу задачи, ее механическому и геометрическому содержанию. В 1910 появилась первая его работа по теории крыла О давлении плоскопараллельного потока воздуха на преграждающие тела и с тех пор вопросы аэродинамики становятся центром его научной деятельности. Вместе с Жуковским он явился создателем теории крыла. В 1906 Жуковский сформулировал теорему о подъемной силе при обтекании тела., однако в то время еще было неясно, как приложить эту теорему к вычислению подъемной силы крыла. Более того, после теоремы Жуковского еще продолжались поиски объяснения этой силы с разных позиций. В частности, сам Жуковский считал, что подъемная сила связана с влиянием трения. Правильное с физической точки зрения, это объяснение не давало путей для определения величины подъемной силы. В конце 1909 на заседании секции воздухоплавания Чаплыгин (после доклада Жуковского) предложил путь преодоления трудностей при определении подъемной силы, основанный на известном экспериментальном факте: при плавном обтекании крыла потоком воздуха острая задняя кромка является точкой схода потока с верхней и нижней поверхностей крыла. В феврале 1910 Чаплыгин выступил с докладом на эту тему заседании Московского математического общества. Это было тем существенным дополнением к теореме Жуковского, которое утвердило ее как основной принцип, объясняющий подъемную силу крылового профиля. Указанный Чаплыгиным принцип известен сейчас как «основная гипотеза Жуковского». В 1910 почти одновременно появились статьи. Чаплыгина О давлении плоскопараллельного потока на преграждающие тела и Жуковского О контурах поддерживающих поверхностей аэропланов, в которых впервые были даны способы количественного определения подъемной силы крыловых профилей. Работы Чаплыгина и Жуковского окончательно утвердили принципы аэродинамики и легли в основу ее дальнейшего развития. Чаплыгин приложил выдвинутый им принцип схода струй с острой кромки крыла к определению течения около ряда конкретных профилей и определил подъемную силу этих профилей. Стали общеизвестными формулы определения подъемной силы и момента по характеристической функции течения и впервые даны способы построения течения около крыловых профилей с острой задней и округленной передней кромками. В частности, С.А.Чаплыгин знаменитые профили типа инверсии параболы, которые другим путем были найдены Жуковским и часто называются «профилями Жуковского». Вскоре после первой фундаментальной работы по теории крыла Чаплыгин выступил на заседании научно-технического комитета Московского общества воздухоплавания с докладом Результаты теоретических исследований о движении аэропланов, в котором в ясной и общедоступной форме изложил путь, приведший к созданию теории крыла, очертив идеи этой новой теории и полученные им результаты. В научном методе Чаплыгин очень отличался от своего учителя Жуковского (ценившего наглядность получаемых результатов), его исследования носили чисто аналитический характер, читать его работы было не просто. Жуковский любил участвовать в экспериментах, Чаплыгин же, много лет проработав в Центральном аэро-гидродинамическом институте (ЦАГИ), руководя работой огромных лабораторий, сам к эксперименту отношения не имел. В 1911 Чаплыгин покинул Московский университет вместе с большой группой профессоров в знак протеста против действий министра просвещения Кассо. Опять в университет он вернулся только в 1917. В 1924 вновь оставил университет, отдав себя целиком научной деятельности и работе по руководству ЦАГИ. Он не был блестящим лектором, читать лекции не любил и прекратил их чтение безо всякого сожаления. Все же им подготовлены учебные курсы Механика системы и Пропедевтический курс механики. С 1918 Чаплыгин принимал участие в работе Комиссии особых артиллерийских опытов при Главном артиллерийском управлении и Научно-экспериментального института путей сообщения, а в конце 1918 был привлечен Жуковским к работе созданного в это время Центрального аэро-гидродинамического института. Работы Жуковского О присоединенных вихрях и О контурах поддерживающих поверхностей аэропланов и Чаплыгина О давлении плоскопараллельного потока на преграждающие тела и К общей теории крыла моноплана содержали все основные сведения о работе профиля крыла в несжимаемом газе. Эти работы долгие годы были в центре аэродинамики. Все исследования по теории крыла и винта так или иначе были связаны с ними. Позднее, когда авиация начала подходить к звуковым скоростям, на развитие теоретической аэродинамики решающее влияние оказала статья Чаплыгина О газовых струях. Занимался Чаплыгин и задачами о снежных заносах, расчетом движения снарядов в канале орудия, расчетом движения поездов и многими другими. После смерти Жуковского в 1921 он возглавил ЦАГИ, в этом же году стал председателем коллегии ЦАГИ, позже (с 1928 по 1931) – начальником ЦАГИ. Под его руководством ЦАГИ вырос в крупнейший институт, где наряду с развитием авиационной науки и строительством первых самолетов были созданы крупные научные центры в области моторостроения, промышленной аэродинамики, гидротехники. Деятельность Чаплыгина отличалась разнообразием: от руководящей работы по созданию советской авиации до участия в работе по таким сооружениям, как Днепрострой. В 1931 Чаплыгин по состоянию здоровья оставил пост начальника ЦАГИ, однако, являясь начальником общетеоретической группы и в дальнейшем руководителем одной из крупнейших лабораторий ЦАГИ, продолжал возглавлять научную жизнь института. В 1926 избран членом-корреспондентом Академии наук СССР, в 1929 – ее действительным членом. В Академии наук С.А.Чаплыгин занимался и административной работой, с 1933 – председатель группы техники, с 1937 – председатель комиссии по гидромеханике, затем и комиссии по аэродинамике, Был членом Моссовета, с 1920 занимал руководящие посты в комиссии по улучшению быта ученых (ЦЕКУБУ), работал в Московском доме ученых, руководил Управлением домами ученых. Среди наград: орден Трудового Красного Знамени (РСФСР, 1928, СССР, 1931), орден Ленина (1933), звание Героя Социалистического Труда (1941). Умер 8 октября 1942 г. в Новосибирске от кровоизлияния в мозг.

1870
Кларенс Мак-Кланг
американский зоолог и цитогенетик. Окончил Канзасский университет (1892). В 1901-1912 гг. работал там же (с 1906 г. – профессор), в 1912-1940 гг. – профессор Пенсильванского университета (с 1940 г. – почетный профессор). Основные направления научных работ – изучение хромосомных механизмов определения пола у животных. Изучая особенности формирования гамет у насекомых, первым указал (1902) на возможность участия Х-хромосом в определении пола, высказал в связи с этим идею о сингамном механизме определения пола. Крупнейший специалист по микроскопической технике и методам окраски биологических препаратов. Редактор международных журналов по зоологии, цитологии и морфологии.

1872
Давид Пинский
еврейский писатель, публицист, президент Еврейского Культурного общества ("Великий филантроп", "Литература и жизнь").

1874
Евгений Борисович Вильбушевич
российский пианист и композитор. Автор мелодекламаций, исполнявшихся им совместно с драматическим артистом Н. Ходотовым.

1875
Мистингет (настоящее имя – Жанн Буржуа)
Родилась в Ангхиан-ль-Бен (Иль-де-Франс). С раннего детства мечтала стать звездой. И она ею стала! «Королева парижского Мюзик-холла» была одной из самых высокооплачиваемых актрис своего времени, блистала в самых известных парижских кабаре, ее знаменитые ноги были застрахованы на полмиллиона франков! Благодаря Мистингет Европа заболела «тангоманией», именно она ввела в программу выступлений номер с появлением звезды на вершине установленной на сцене лестницы. Карьера Мистингет началась в 1890 году в «Казино де Пари», затем она получила ангажемент в «Мулен Руж», где танцевала с Максом Дирли; позже танцевала в «Фоли-Бержер» с Морисом Шевалье. Каждый сезон актриса представляла на суд публики новую программу, поражая поклонников великолепием сценических костюмов, которые были чрезвычайно громоздкими и весили порой до 25 килограммов. Нужно было обладать хорошей физической формой, чтобы их носить, не говоря о том, чтобы в них танцевать. Премьера «знаковой» песни Мистингет "Mon Homme", написанной после расставания с Морисом Шевалье, состоялась в 1920 году. В период с 1925 по 1929 гг. Мистингет занимала пост арт-директора кабаре «Мулен Руж». Она снялась в более чем десятке фильмов, в основном в эпоху «великого немого», в том числе в американской версии «Отверженных» по роману Гюго, снятой в 1912 году Джеймсом Блэктоном. В 1951 году Мистингет покинула сцену, написав три года спустя мемуары "Toute ma vie". Скончалась актриса в январе 1956 года. Творческое наследие певицы постоянно переиздается, как во Франции, так и в Великобритании, в конце 90-х вышло несколько сборников: «Mistinguett Anthologie» (1995), «Les Etoiles de la chanson» (1996), «Mistinguett – The Empress of the Music Hall» (1997, записи с 1922 по 1942 гг.), «Le Meilleur de Mistinguett».

1876
Борис Митрофанович Городецкий
русский и советский историк и библиограф, кубановед и кавказовед

1876
Константин Александрович Иностранцев
российский историк-востоковед. В 1899 г. окончил факультет восточных языков Петербургского университета. В 1908 г. защитил диссертацию на степень доктора истории Востока. Преподавал в Петербургском университете (1899 г. - середина 30-х гг. XX в.). Специалист по истории сасанидского Ирана, истории материальной культуры стран Востока. Исследовал проблему происхождения гуннов, отдельные этапы древней истории народов Средней Азии, вопросы арабо-иранских связей.

1876
Франтишек Лекса
чешский египтолог, основоположник египтологии в Чехословакии. Член АН Чехословакии (1952), первый директор Института египтологии при Карловом университете в Праге (1958-1960). Основные труды посвящены египетской религии, магии и языкознанию. Занимался также переводами древнеегипетской литературы.

1876
Ян Славичек
чешский художник

1877
Жорж Фабер
швейцарский математик. Основные труды относятся к теории функций комплексного переменного (Фабера многочлены, коэффициенты). Им сделан обзор работ Л. Эйлера по теории рядов (1935).

1881
Людвиг Бинсвангер
Швейцарский психиатр и философ. Родился в Кройцлингене. Получил медицинское образование в Лозанне, Гейдельберге, Цюрихе. В 1906 начал работать в клинике Бургхельцли под руководством Э.Блейлера и К.Г.Юнга. В 1907 примкнул к психоаналитическому движению, одним из первых стал применять психоанализ в клинической психиатрии. С 1911 по 1956 руководил клиникой Бельвю в Кройцлингене. В 1956 был награжден высшей для психиатров наградой – медалью Крепелина. Несмотря на теоретические расхождения с ортодоксальным психоанализом, был близким другом З.Фрейда и автором известных о нем воспоминаний (Erinnerungen an Sigmund Freud, Bern, 1955). Близким другом Бинсвангера был русский философ С.Франк, оказавший известное влияние на персоналистскую концепцию Бинсвангера в 40-е годы. Философские воззрения Бинсвангера сформировались под влиянием неокантианства и феноменологии. Первая получившая широкую известность книга Бинсвангера Введение в общую психологию (1922) была попыткой решения основных теоретических проблем психологии в духе феноменологии Гуссерля. После выхода в свет Бытия и времени М.Хайдеггера Бинсвангер, опираясь на экзистенциальную аналитику (Daseinsanalytik) последнего, создал собственное философско-антропологическое и психиатрическое учение, названное «экзистенциальным анализом» (Daseinsanalyse). Бинсвангер внес изменения в психоаналитическую метапсихологию и в практику психотерапии, отвергнув биологизм и детерминизм в трактовке бессознательных процессов. Человеческое существование понимается Бинсвангером как единство трех временных модусов – прошлого, настоящего и будущего. Неврозы и психозы являются осмысленными способами трансцендирования, конституирования мира и самой экзистенции. Симптомы различных психических расстройств возникают в связи с ограниченностью горизонта видения: один временной модус становится доминирующим, что препятствует подлинному существованию человека и может вести к психическому заболеванию. Традиционные методы клинической психиатрии не подвергаются радикальному пересмотру, но они не достаточны, поскольку задачей психиатра является не столько каузальное объяснение болезни, сколько понимание другого человека. Клиническая психиатрия и психоанализ дают нам поверхностное описание симптомов и синдромов, игнорируя индивидуальное «бытие-в-мире». Психопатология имеет своим истоком особенности строения «жизненного мира» пациента. Этот «жизненный мир» конституируется актами сознания и у психотика он является не менее осмысленным, чем у терапевта. Нет реальности для всех одинаковой и «нормальной», которую можно считать чем-то само собой разумеющимся и противопоставлять «безумию». Отклонение от того, что считается «нормой», означает создание новой «нормы». Для всех «миров», конституируемых маниакальным сознанием, свойственна своя особая «норма». Неврозы и психозы суть модификации фундаментальных структур бытия-в-мире, способов трансцендирования. Описываемые психоанализом невротические симптомы обусловлены не травмами, детскими фиксациями и идентификациями, но специфической «конфигурацией» экзистенции, господством одного из модусов временного трансцендирования. В результате сужения горизонта видения происходят нарушения в «смысловой матрице», другие модусы перестают рассматриваться как возможности существования. Бинсвангер сохраняет основные элементы психоаналитической терапии, но пересматривает главные понятия психоанализа, в первую очередь понятие бессознательного психического. В феноменологической психиатрии Бинсвангера бессознательное представляет собой результат узости горизонта экзистенции, бегства от собственных творческих возможностей в невроз. Пересматривается и фрейдовское толкование сновидений. Интерпретации подлежит не гипотетическое «скрытое», но именно «явное» содержание сновидения – за ним не скрывается некое вытесненное в бессознательное содержание. Сновидения не обязательно являются исполнениями желаний, в них имеется столько же типов активности, как и в бодрствовании. В 1930–1940-е Бинсвангер развивает собственную философскую антропологию, которая все больше расходится с Daseinsanalytik Хайдеггера. В работе Основные формы и познание человеческого существования (Grundformen und Erkenntnis des menschlichen Daseins, Zurich, 1942) Бинсвангер с персоналистских позиций подвергает критике Хайдеггера: помимо мира «заботы», «заброшенности», характеризуемого Бинсвангером как мир взаимного опредмечивания (das Nehmen-bei-Etwas – «принятия-за-нечто»), инструментальной полезности, имеется модус «бытия-друг-с-другом», в котором Я и Ты нераздельны и неслиянны. В этом модусе «Мы» (die Wirheit) или «любви» иначе структурированы пространство и время. В 1950–1960-е Бинсвангер пишет ряд монографий, в которых с позиций феноменологической психиатрии осуществляется описание различных психических заболеваний (Drei Formen missgluckten Daseins, Tubingen, 1956; Schizofrenie, Pfullingen, 1957; Wahn, Pfullingen, 1965 и др.). Работы Бинсвангера оказали значительное влияние на экзистенциальную феноменологию и «экзистенциальный психоанализ» в различных позднейших версиях. Вместе с тем, его трактовка Хайдеггера в духе философской антропологии вызвала негативную реакцию самого Хайдеггера и резкую критику со стороны М.Босса и других сторонников «онтологической» интерпретации Daseinsanalytik. Умер 5 февраля 1966 г. в Амриссвиле.

1881
Василий Платов
российский шахматный этюдист, врач-эпидемиолог по профессии, один из основоположников современного художественного этюда.

1883
Андреа Делла Корте
итальянский музыковед. Главные труды – по истории итальянского музыкального театра (книги об опере, о Паизиелло, Пиччинни, Беллини, Альфано, Перголези, Сальери, Верди, Галуппи), также о Моцарте, Глюке, Гете, Тосканини.

1886
Константин Васильевич Кузнецов
художника-иллюстратора

1886
Жак Хандшин
швейцарский музыковед. Преподавал игру на органе в Петербургской консерватории (1908-1920, с 1915 г. профессор). В первые годы революции работал в музыкальном отделе Наркомпроса. В мае 1920 г. уехал в Швейцарию. С 1921 г. профессор Базельского университета. Автор многих статей по истории средневековой музыки.

1887
Валентин Иванович Иванов (Борцов; Вальгор; Гулливер; Валентин Горянский)
русский поэт, драматург, сатирик, автор сборников сказок "Необыкновенные приключения Боба", "Приключения под абрикосом", "Волшебные башмачки", "Перепутанные души", рассказов "Кот Фру-Фру и прекрасная лунатичка", "Цыплята мадам Лили", "Искусственная лошадь".

1887
Петр Федорович Папкович
русский кораблестроитель, инженер-контр-адмирал (1940), член-корреспондент АН СССР. Окончил Петербургский политехнический институт (1911), принимал участие в проектировании и постройке военных кораблей. С 1934 – профессор Военно-морской академии. Разработанные им экспериментальные методы изучения прочности корабля широко применяются при проектировании.

1888
Варвара Александровна Бриллиант-Лерман
российский физиолог растений. По окончании Высших женских Бестужевских курсов (1912) изучала совместно с С. П. Костычевым дыхание растений и брожение. С 1920 г. работала в Главном ботаническом саду, где возглавляла (1945- 1954) отдел экологии и физиологии растений. Основные труды по изучению фотосинтеза; открыла явление стимулирования его при небольшом обезвоживании растений («феномен Бриллиант»); отметила выделение растениями кислорода в темноте.

1890
Александр Александрович.Любищев
российский энтомолог, математик и философ. Окончил Петербургский университет (1911). Работал в Таврическом университете в Симферополе (1918-1921), Пермском университете (1921-1927), Куйбышевском сельскохозяйственном институте (1927-1936), Всесоюзном научно-исследовательском институте (1936), Институте зоологии АН Украинской ССР и Украинском научно-исследовательском институте плодоводства и Киргизском сельскохозяйственном институтах (1941-1950), Ульяновском педагогическом институте (1950-1955). Основные научные исследования посвящены сельскохозяйственной энтомологии и систематике жесткокрылых, разработке эффективных мер борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений и внедрению методов их количественного учета. Специалист в области применения математических методов в биологии. Автор ряда работ по теоретической систематике организмов и общим проблемам эволюционного учения. Сторонник номогенеза. Признавал множество факторов эволюции и направленность этого процесса, подчиняющегося определенным законам. Герой повести Д. А. Гранина «Эта странная жизнь».

1892
Сергей Яковлевич Алымов
русский поэт-песенник. Родился в селе Славгород Харьковской губернии. В 1911 г. за участие в революционной деятельности сослан в Сибирь. В первые послереволюционные годы активно участвовал в литературной жизни Владивостока и Харбина, примкнув к дальневосточной футуристической группе «Творчество». Книга умеренно футуристических стихов «Киоск нежности» вышла в 1920 г. Во второй половине 1920-х гг. переселился в Москву, писал преимущественно тексты для советских песен; наиболее известные из них — «Вася-Василёк», «Хороши в саду цветочки», «Краснофлотский марш». Алымову принадлежит также литературная обработка песни «По долинам и по взгорьям». Участник Великой Отечественной войны, в том числе обороны Севастополя. Умер в Москве 29 апреля 1948 г.

1892
Валентин Михайлович Юстицкий
художник

1893
Пал Сабо
венгерский писатель. С 1945 г. – депутат парламента. В первом романе «Люди» (1930) заметно влияние Ж. Морица. В романах «Попы, воскресенья» (1933), «Озимь» (1940), «Свадьба, крестины, люлька» (1942-1943) изображена крестьянская жизнь. Автор романа «Новая земля» (1953, русский перевод 1955) и повести «Там за Тисой, за Дунаем» (1960), автобиографического четырехтомного романа «Беспокойная жизнь» (1954-1958), прозаических сборников «Таков весь мир» (1958), «Под синим небом» (1963). Премия им. А. Йожефа (1950) и премии им. Л. Кошута (1951, 1954).

1893
Тихон Николаевич Годнев
белорусский физиолог растений, академик АН Белорусской ССР (1940; член-корреспондент 1935). Окончил Московский университет в 1916 г., работал там же до 1919 г. Доцент Астраханского университета (1919-1923) и Ивановского политехнического института (1923-1927). Профессор Белорусского университета с 1927. В АН Белорусской ССР с 1935 г. Создатель советской школы исследователей биосинтеза хлорофилла. Основные работы по биохимии хлорофилла, теории его образования и состояния в растении. Автор принятых идей о формировании хлорофилла через монопиррол и лейкосоединения порфиринов, о едином процессе синтеза хлорофилла и гема из углеводов, об относительном постоянстве содержания хлорофилла в единице объёма хлоропластов. Доказал единство протохлорофиллида (предшественника хлорофилла) в растительном мире и впервые осуществил темновое превращение последнего в хлорофилл у покрытосеменных. Его работы по исследованию состояния фотосинтетических пигментов в онтогенезе в зависимости от световых и температурных условий - предпосылка для направленного вмешательства в процесс фотосинтеза.

1893
Адольф Иосифович Рабинович
российский физикохимик, член-корреспондент АН СССР (1933). Окончил Новороссийский университет в Одессе (1915). С 1923 г. работал в Химическом (позже Физико-химическом) институте им. Л. Я. Карпова; с 1930 г. — одновременно профессор МГУ. Основные труды посвящены проблемам коллоидной химии и фотохимии; в частности, он установил связь между адсорбцией ионов и стабильностью коллоидных систем; предложил адсорбционную теорию фотографического проявления, выяснил влияние адсорбции на спектры поглощения и сенсибилизирующее действие красителей.

1893
Клас Тунберг
финский конькобежец, пятикратный олимпийский чемпион. Кроме пяти золотых, завоевал одну серебряную и одну бронзовую олимпийскую медаль, пять раз становился чемпионом мира, трижды - чемпионом Европы.

1894
Лоренц Белл
американский авиаконструктор, создавший первый в мире сверхзвуковой самолет.

1894
Борис Васильевич Щукин
русский советский актёр, народный артист СССР (1936). Pодился в в Кашире. В 1920 поступил в драматических студию под руководством Е. Б. Вахтангова, впоследствии в труппе Театра имени Вахтангова. На творчество актёра большое влияние оказала эстетика его учителя с её яркой театральностью, иронией, близостью народной буффонаде, гротеску. Щукин — один из крупнейших представителей советской реалистической школы, художник, блестяще соединявший в своём искусстве комедийное и драматического начала. Скончался 7 октября 1939 года.

1895
Властимил Рада
чешский живописец и график, народный художник ЧССР. Учился в АХ в Праге (1912-1920) у Я. Прейслера, М. Швабинского и Я. Штурсы; преподавал там же. В многочисленных, исполненных в реалистичной манере пейзажах, посвященных родной природе, добивался впечатления суровой монументальности образа ("Зима в горах", 1937; "3има в Дейвице", 1952; оба — в Национальной галерее, Прага). Автор детализированных, полных юмора или эпического звучания иллюстраций к произведениям А. Ирасека, Я. Неруды, Н. В. Гоголя и других классиков чешской и русской литературы. Государственная премия ЧССР (1949, 1954).

1896
Юлюс Яносис
литовский поэт, основоположник литовской пролетарской поэзии. Программное стихотворение «Поэт» (1915), стихи о борьбе пролетариата «Кузнец», «Армия труда», «Мозолистым рукам», «Рабочему». Сборник «Стихи» (издано Воронеж, 1918).

1899
Альфред Блалок
американский хирург. Разработал, совместно с кардиологом Хелен Тауссиг (Helen B. Taussig), хирургическое лечение тетрады Фалло (врожденный порок развития сердца).

1899
Лидия Ивановна Ржецкая
народная артистка СССР, с 1920 - в Минске.

1900
Софья Зиновьевна Магарилл
российская актриса. Заслуженная артистка РСФСР (1935). Училась в Театральной студии А. Морозова, в мастерской ФЭКС под руководством Г. Козинцева и Л. Трауберга. В 1925 г. окончила Ленинградский институт сценического искусства. В 1933-1936 гг. прошла курс актёрской школы при "Ленфильме" под руководством Бориса Зона. Работала в Ленинградском Новом театре. Наиболее значительные работы: Вишневская («С. В. Д.», 1927), Татьяна Луговая («Враги», 1938, по М. Горькому), баронесса Штраль («Маскарад», 1941).

1900
Спенсер Трейси (Спенсер Треси)
американский актер. Во время Первой мировой войны служил на флоте. В тридцать лет снялся в комедии Джона Форда «Вверх по реке» (1930). Далее были «Легкие миллионы» (1931), «20 тысяч лет в Синг-Синге» (1932), «Отбросы общества» (1936), лента Фрица Ланга «Ярость» (1936). Был первым и в течение более пятидесяти лет единственным в Голливуде, кто удостаивался «Оскара» два года подряд – сначала получил приз за роль португальского моряка в «Отважных капитанах» (1937, по Р. Киплингу), а потом была отмечена работа в ленте «Городе мальчиков» (1938). Еще семь раз являлся соискателем на оскаровских церемониях. С Кэтрин Хепберн снялся в лирических комедиях – «Женщина года» (1942), «Ребро Адама» (1949), «Пэт и Майк» (1952). Последний раз они снялись вместе непосредственно перед смертью актера в фильме «Угадай, кто приедет к обеду» (1967). В 1960-е гг. также были фильмы «Пожнешь бурю» (1960), «Нюрнбергский процесс» (1961), «Это безумный, безумный, безумный, безумный мир» (1963). Спустя 20 лет Хепберн посвятила ему документальную ленту «Наследие Спенсера Треси: дань уважения от Кетрин Хепберн».

1901
Елена Дмитриевна Ахвледиани
грузинский живописец, народный художник Грузии. Вошла в историю грузинского искусства как мастер жанрового и лирического пейзажа. Работала с режиссером К. Марджанишвили, в дальнейшем оформила около 80 спектаклей в театрах разных городов. Лауреат Государственной премии им. Шота Руставели.

1901
Курт Буа
немецкий актер.

1901
Борис Семенович Борилин
доктор экономических наук.

1901
Мелвин Дуглас
американский актер.

1901
Ли Сан Хва
корейский писатель

1903
Лазарь Иванович Бодик
украинский режиссер. Творческую деятельность начал в 1924 г. на Одесской кинофабрике как ассистент режиссера А. Довженко (с перерывами до 1940). Поставил художественные фильмы: «Год рождения 1917-й» (1930), «Пионерия» (1932), «Настоящий товарищ» (1936, совместно с А. Окунчиковым). С 1946 г. – режиссер Киевской студии научно-популярных фильмов. Ставил учебные, технико-пропагандистские фильмы. Автор многих статей о совместной работе с А. Довженко.

1905
Вальдек Роше
деятель французского и международного коммунистического и рабочего движения.

1905
Иван Андреевич Флеров
командир первой в Красной Армии батареи реактивной артиллерии «катюша» в годы Великой Отечественной войны, Герой России (1995). 14 июля 1941 г. батарея произвела первый залп по фашистским войскам под Оршей.

1906
Игорь Евгеньевич Губин
сейсмолог, член-корреспондент РАН.

1906
Фернандо Джермани
Итальянский органист

1906
Анатолий Иванович Шиян
украинский писатель. Окончил Киевский лесотехнический институт (1929). Во время Великой Отечественной войны был в партизанском соединении генерала A. H. Сабурова. Автор повести «Баланда» (1930), романа «Магистраль» (1934), книги очерков «Партизанский край» (1946), сборников пьес, повестей и рассказов. Наиболее значительное его произведение – роман «Гроза» (1936; по его мотивам снят фильм «Гроза над полями», 1959).

1907
Санья Тхаммасак
премьер-министр Таиланда (1973-1975)

1908
Бетт Дэвис (настоящее имя – Рут Элизабет Дэвис)
американская актриса, одна из крупнейших звезд мирового кинематографа, прославилась исполнением ролей сильных, волевых женщин. Ее уникальный стиль игры характеризуется отрывистой речью, выразительным взглядом, «языком тела» и живой мимикой. Родилась в Лоуэлле (шт. Массачусетс). Актерскую карьеру начала в летнем театре с постоянной труппой; дебют на Бродвее состоялся в 1929 в пьесе Разбитая посуда (Broken dishes). Не отвечая традиционному типу примадонн экрана, Дэвис все же отправилась в 1930 в Голливуд, где актёр Дж. Арлисс избрал ее в качестве партнерши в фильме Человек, который играл бога (The Man Who Played God, 1932). В 1934 была выдвинута на премию «Оскар» за роль зловредной официантки в экранизации романа У.С.Моэма Бремя страстей человеческих (Of Human Bondage), но получила почетную награду в следующем году – за исполнение роли угасшей бродвейской звезды, страдающей алкоголизмом (Опасная – Dangerous). Недовольная ролями, которые предлагала ей студия «Уорнер Бразерс», Дэвис в 1936 расторгла контракт и уехала в Англию. Начиная с 1938 Дэвис блистала в длинном списке успешных фильмов, удостоившись неофициального титула «Первой Леди кинематографа». За Иезавелью (Jezebel, 1938; премия «Оскар») последовали Мрачная победа (Dark Victory, 1939), Старая дева (The Old Maid, 1939), Частная жизнь Елизаветы и Эссекса (The Private Lives of Elizabeth and Essex, 1939), Письмо (The Letter, 1940), Великая ложь (The Great Lie, 1941), Лисички (The Little Foxes, 1941) и неувядаемый фаворит Вперед, путешественник (Now Voyager, 1942). В 1950 Дэвис сыграла стареющую актрису Марго Чаннинг в фильме Все о Еве (All about Eve). Среди ее последующих работ были роли в психологическом триллере Что случилось с бэби Джейн? (What ever Happened to Baby Jane?, 1962), телефильме Странники (Strangers, 1981; премия «Эмми») и фильме Августовские киты (The Whales of August, 1987). Кроме двух «Оскаров», Дэвис была удостоена множества других престижных наград, в т.ч. премии Американского киноинститута «За выдающееся достижение в киноискусстве» (1977). Свою жизнь и творческий путь она описала в книгах Одинокая жизнь (The Lonely Life, 1962) и О том и о сем (This 'n That, 1987). Умерла Дэвис в Нейи-на-Сене (Франция) 6 октября 1989 г.

1908
Герберт фон Караян
всемирно известный австрийский дирижер, один из выдающихся дирижеров XX века. Основу его репертуара составляли сочинения немецких романтиков, особенно Бетховена и Вагнера, и Караян славился скрупулезно точными, безукоризненными интерпретациями их произведений. Караян родился в Зальцбурге, в семье музыкантов. Он учился в зальцбургской консерватории при «Моцартеуме» и в Венской музыкальной академии, где занимался дирижированием у Ф.Шалька. Дебютировал как дирижер с оркестром академии в 1928. В 1938 стал дирижером Берлинской государственной оперы. В 1948 Караян дирижировал на Зальцбургском фестивале и после этого вскоре получил престижные приглашения. Стал художественным руководителем Венского симфонического оркестра в 1948, сменил В.Фуртвенглера на посту руководителя Берлинского филармонического оркестра (1954–1989). Одновременно исполнял обязанности художественного руководителя Венской государственной оперы и Зальцбургского фестиваля. Позже организовал в Зальцбурге собственный пасхальный фестиваль. Караяновская постановка Кольца нибелунга Вагнера, осуществленная сначала в Зальцбурге, затем была перенесена на сцену «Метрополитен-опера» (1967). Умер Караян в Анифе (Австрия) 16 июля 1989 г.

1908
Хельмут Кох
немецкий дирижер. Ученик Г. Шерхена. Генеральный директор музыки (Берлин), профессор. Главный дирижер Берлинского камерного оркестра, руководитель основанной в 1963 г. Певческой академии, председатель Хоровой комиссии ГДР. Автор обработок народных песен. В 1965 г. гастролировал в СССР. Премии ГДР: Национальная премия (1949, 1959), Государственная премия за народное художественное творчество (1957).

1908
Курт Нойманн
американский режиссер, сценарист и продюсер (родом из Германии).

1909
Альберт Р.Брокколи
англо-американский продюсер.

1909
Янник Бьеррум
датский химик, член Датского королевского общества наук (с 1948). Родился в Копенгагене. Окончил Копенгагенский университет (1932). С 1936 работает там же (с 1948 - профессор). Научные работы посвящены координационной химии, в частности изучению (с 1940) механизма образования комплексов в растворах. Разработал методы исследования и рассчитал константы устойчивости (1941-1954).

1909
Джакомо Джентильомо
итальянский режиссер.

1909
Асаф Зейнал оглы Зейналлы
азербайджанский композитор. Преподавал в консерватории в Баку. Один из первых авторов азербайджанских романсов («Вопрос», «Чадра», «Пограничник» и др.). Среди других сочинений: пьесы для оркестра, фортепьяно, скрипки, 2 виолончелей и др.; вокальные дуэты; обработка народных песен; театральная музыка.

1909
Михаил Сергеевич Рязанский
советский конструктор радиотехнических средств ракетно-космических систем управления, член-корреспондент АН СССР, Герой Социалистического Труда. Главный конструктор систем управления МБР и космических ракет, доктор технических наук. Соратник С.П. Королева; один из шести членов первого Совета главных конструкторов. Возглавлял НИИ-885 (позже НИИ космического приборостроения). Под его руководством были разработаны системы радиоуправления ряда ракет-носителей космических кораблей «Восток», «Восход», «Союз», межпланетных станций «Луна», «Венера», «Марс». Лауреат Ленинской премии (1957), Государственной премии СССР (1943). Умер в 1987 году.

1909
Эрнст Энгельберг
немецкий историк, член АН ГДР (1961). В 1934 г. за участие в антифашистском движении арестован и приговорён к полутора годам тюрьмы. С 1935 г. в эмиграции. После окончания второй мировой войны вернулся на родину. В 1949-1960 гг. профессор Института германской истории при Лейпцигском университете, в 1951-1960 гг. - директор института, в 1960-1970 гг. - директор Института истории АН ГДР. В 1959-1965 гг. - президент Национального комитета историков ГДР. Основные труды по истории Германии нового времени (особенно второй половины XX в.), истории немецкого рабочего движения, теории и методологии исторической науки.

1910
Геннадий Николаевич Новожилов
казахский оператор и режиссер. Заслуженный деятель искусств Казахской ССР (1959). В 1932 г. окончил операторский факультет ВГИКа. С 1938 г. – оператор и режиссер Алма-Атинской студии кинохроники и студии «Казахфильм». Один из старейших документалистов Казахстана. Выступал как автор сюжетов и режиссер в киножурналах «Ленинградский союзкиножурнал», «Советский Казахстан», «Новости дня». Снимал документальные фильмы: «ГЭС на Иртыше» (1945) и др. Оператор и режиссер документальных фильмов: 1945 г. – «Сокровища Казахстана», 1956 г. – «Эксибастуз», 1960 г. – «На крыльях песни»; научно-популярных: «Кукуруза в Казахстане», 1957 г. – «Пробуждение земли», 1958 г. – «Камни говорят»; режиссер научно-популярных фильмов: 1966 г. – «Голубой Алтай» и др. Автор сценариев (совместно с А. Ананьевым) и режиссер фильмов: «Аральское море» (1963), «Спасибо тебе, река» (1963), «Культура риса в Казахстане» (1964).

1911
Юрий Владимирович Ракитин
российский физиолог растений, член-корреспондент АН СССР (1962). Окончил Горьковский сельскохозяйственный институт (1932). Доктор биологических наук (1941), профессор (1946). С 1935 г. работал в Институте физиологии растений АН СССР, с 1944 г. — заведующий лабораторией. Выдвинул концепцию активирующего (стимулирующего), тормозящего (ингибирующего) и летального (гербицидного) действия на растения различных химических и физических факторов; разрабатывает принципы и приёмы их использования для управления жизнедеятельностью растений. Главный редактор журнала "Агрохимия" (с 1964 г.).

1911
Хильберто Виейра Уайт
деятель Коммунистической партии Колумбии (КПК). Родился в семье инженера. По профессии журналист. В 1930 участвовал в создании КПК. В 1937-47 депутат парламента от компартии Колумбии и муниципальный советник в г. Боготе. В 1939-47 председатель КПК. В 1947-58 генеральный секретарь КПК, в декабре 1958-январе 1966 политический секретарь ЦК КПК, с января 1966 генеральный секретарь ЦК компартии. За революционную деятельность неоднократно подвергался арестам, отбывал тюремное заключение. Автор многочисленных статей, в которых с марксистских позиций освещает вопросы революционного национально-освободительного движения.

1913
Павао Марковац
хорватский музыковед и критик.

1914
Феличе Плачидо Борель
итальянский футболист, нападающий «Ювентуса», чемпион мира 1934 года. Второй снайпер в истории «Старой синьоры» (137 голов) и рекордсмен клуба по количеству голов за один сезон (32 в первенстве 1933/34). Но если вы попробуете проверить эти сведения, то окажется, что каждый источник приводит свои данные.

1914
Артем Арамович Геодекян
российский геолог, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1979). Основные труды по нефтяной геологии и геохимии.

1914
Николай Иванович Шатаев
Лётчик-бомбардировщик, Герой Советского Союза, гвардии подполковник. Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Был заместителем командира 3 гв.бап. Совершил 225 боевых вылетов на бомбардировку объектов в глубоком тылу противника и 192 на бомбардировку переднего края. После войны продолжал служить в ВВС. С 1960 г. работал в Аэрофлоте.

1915
Василий Васильевич Васильев
Лётчик-бомбардировщик, Герой Советского Союза (1944, посмертно), капитан. Участник боёв на Халхин-Голе и советско-финляндской войны. Участник Великой Отечественной войны с февраля 1942 г. Был командиром эскадрильи 42 апдд. Совершил 201 боевой вылет. Не вернулся с боевого задания.

1916
Грегори Пек (настоящее имя - Грегори Элдред Пек)
американский киноактер. Элдред Грегори Пек родился в калифорнийском городке Ла-Джолла. После окончания школы в Сан-Диего поступил в медицинский колледж Калифорнийского университета в Беркли. В 1939 году Грегори покинул колледж и отправился в Нью-Йорк, где получил стипендию в престижной драматической школе при театре «Neighborhood Playhouse». Будучи освобожден от армейской службы из-за поврежденного позвоночника, на сцене он дебютировал в 1942 году, в пьесе «Утренняя звезда», и Голливуд, испытывавший потребность в актерах-героях, обратил свое внимание на Пека. Вскоре многообещающий молодой актёр заключил контракты сразу с четырьмя ведущими студиями. Первым фильмом с участием Грегори Пека стала картина «Дни славы», вышедшая в 1944 году, а звездой его сделала лента «Ключи от царства» (1944), где он сыграл роль католического миссионера в Китае. Эта роль, принесшая ему первую номинацию на «Оскар», оказалась характерной для творчества Пека - в дальнейшем он не раз с успехом воплощал на экране образы честных, мужественных, бескомпромиссных и в то же время обаятельных героев. В числе режиссеров, у которых снимался Грегори Пек, - Альфред Хичкок («Завороженный»), Кинг Видор («Дуэль на солнце»), Элиа Казан («Джентльменское соглашение»), Стэнли Крамер («На последнем берегу»). актёр успешно играл в фильмах различных жанров, в психологических и военных драмах, в вестернах, в триллерах, в исторических эпопеях. Одной из лучших работ Грегори Пека стала роль Аттикуса Финча в фильме «Убить пересмешника» (1962), за которую актёр был удостоен «Оскара». Советский зритель узнал Грегори Пека по таким фильмам, как романтическая комедия Уильяма Уайлера «Римские каникулы», вестерн «Золото Маккены», комедия «Банковский билет в миллион фунтов стерлингов. В начале 1970-х годов Пек впервые выступил в качестве продюсера (фильм «Процесс Кэтонсвильской девятки»). Хотя позже карьера актера и начала клониться к закату, он исполнил одну из главных ролей - Роберта Торна - в классическом фильме ужасов «Предзнаменование» («Omen»), а в телесериале «Синее и серое» сыграл Авраама Линкольна. Грегори Пек известен и как активный общественный деятель. Он один из основателей Американского института кино, много лет занимал пост президента Академии киноискусства. Умер популярнейший актёр американского кино 11 июня 2003 года.

1916
Григорий Николаевич Севостьянов
российский историк, главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, председатель Научного совета РАН по истории социальных реформ, движений и революций, академик РАН, главный редактор журнала "Новая и новейшая история". Автор трудов по новой и новейшей истории США, внешней политике и дипломатии, международным отношениям и историографии США. Лауреат Государственной премии СССР (1974)

1917
Роберт Блох (Э.К.Джарвис; Уилсон Кейн; Джим Кьелгаард; Шерри Малоун; Тарлтон Фиск; Уилл Фоук; Натан Хиндин; Джон Шелдон; Коллир Янг)
американский писатель, автор трилогии "Психоз", романов "Странные тысячелетия", "Ночь Потрошителя", "Наследие Джекила" (с А.Нортон), сборников "Открывающий путь", "Поцелуй моря", "Атомы и зло".

1917
Лудольф Мюллер
немецкий славист, теолог, историк церкви, переводчик, автор трудов по русской истории, литературе и культуре, исследователь творчества Вл.С.Соловьева. Родился в селе Шёнзее (по-польски – Ковалево, Западная Пруссия) в семье пастора немецкой евангелической общины в Шёнзее. По Версальскому договору село отошло к Польше; в 1921 семья переехала в Центральную Германию. В 1927–1935 учился в католической классической гимназии в городке Хайлигенштадт близ Гёттингена. В школьные годы увлекся русской литературой (Достоевский, Толстой), сильное впечатление произвели на него страницы из Заката Европы О.Шпенглера, посвященные России и русской культуре. 1 ноября 1935 поступил в Лейпцигский университет (изучал теологию и философию), затем проучился год в Высшей теологической школе в Бетеле (близ Билефельда), летний семестр 1937 провел в Ростокском университете. Во время учебы изучал библейскую филологию, проявил интерес к текстологии, литературному анализу и источниковедению. В ноябре 1937 приехал в Венгрию по обмену, где в городке Шарошпатак изучал венгерский язык в Реформатской высшей теологической школе. Спустя год возобновил занятия в Германии – в университете Галле, где познакомился с известным славистом Дмитрием Чижевским (1894–1977). Под его руководством Мюллер изучал словацкий язык, собираясь заняться религиозной и церковной историей бывшей Австро-Венгерской империи. В 1939 сдал государственный экзамен на теологическом факультете университета в Галле, закончив университетское образование. 30 августа 1939 был призван в армию: радистом участвовал в боевых действиях во Франции 1940, с 21 июня 1941 по апрель 1944 находился на Восточном фронте в России (группа войск «Центр»), в 1945 попал в плен в Италии (будучи офицером-связистом танковой части), а 13 сентября 1945 был освобожден из американского лагеря для военнопленных. После войны поступил в Гёттингенский университет на отделение славистики. Изучал русский язык, русскую литературу, начал переводить на немецкий язык русскую поэзию. В 1946 приступил к исследованию творчества Вл.Соловьева и в марте 1947 защитил в Марбургском университете докторскую диссертацию по философии на тему Эсхатологическая концепция истории у Владимира Соловьева. После защиты был ассистентом Дм.Чижевского в Марбургском университете (до 1949), помогая ему в работе над Историей древнерусской литературы XI–XIII вв. (Киевская Русь). В этот период у Мюллера возник интерес к киевскому периоду древнерусской литературы. Знакомство с видными марбургскими учеными – Фридрихом Хайлером (1892–1967), профессором сравнительной истории религий и религиозной философии, и Эрнстом Бенцем (1907–1978), профессором истории церкви и истории христианских конфессий, – побудило Мюллера заняться изучением русского православия. Результаты этих исследований были изложены им в габилитационной (дающей право занимать профессорскую должность) диссертации по специальности «Церковная история и конфессиология» на евангелическом теологическом факультете Марбургского университета – Критика протестантизма в русской теологии и философии (1949), в ней собраны и проанализированы высказывания русских критиков протестантизма, от Максима Грека и Ивана Грозного до русских православных богословов 20 в.: Василия Зеньковского (1881–1962), Георгия Флоровского (1893–1979), Льва Зандера (1893–1964). В Марбургском университете Мюллер проработал четыре года в качестве приват-доцента по курсу церковной истории, читал лекции и вел семинарские занятия по истории древней церкви, истории Византийской и Русской православной церквей, истории православной мысли в Византии и России. Одновременно исполнял обязанности профессора славистики (лекции и семинары по древнерусской литературе и русской литературе 18 и 19 вв.), поскольку Дм.Чижевский в 1949 уехал в США. Большой успех имел прочитанный Мюллером открытый цикл лекций о Достоевском. В 1953–1961 Мюллер возглавлял кафедру славянской филологии в Кильском университете. Летом 1960 впервые после войны побывал в СССР. С 1961 – профессор славянской филологии в Тюбингенском университете. В 1982 Мюллер вышел в академическую отставку. Живет в Тюбингене. Важное место в жизни Мюллера занимает изучение творчества Вл.Соловьева. В упомянутой диссертации (1947) ученый сделал вывод, что на протяжении всей жизни Соловьева его основные философско-богословские воззрения не претерпели существенных изменений, однако «эсхатология совершенствования», характерная для раннего периода творчества мыслителя, уступила место «эсхатологии выбора», т.е. убеждению в том, что переход мировой истории к Царству Божью осуществляется не в процессе постепенного совершенствования, а в результате размежевания, все более четкого выбора, который делают все люди: в пользу Бога или против Него, в пользу добра или против него, в пользу задуманного Богом смысла мира или против него. После войны философ Владимир Шилкарский (1889–1960) приступил к подготовке восьмитомного собрания сочинений Вл.Соловьева в немецком переводе для издательства «Эрих Вевель» во Фрайбурге и привлек к работе Мюллера, который занимался переводами работ философа, их комментированием, а также сверкой переводов Шилкарского. При жизни Шилкарского под его редакцией вышли три тома. После его смерти (1960) Мюллер довел совместный труд до конца (в сотрудничестве с немецким славистом Вильгельмом Леттенбауэром, 1907–1984), в 1980 девятитомное (один том дополнительный) издание было завершено. Среди других направлений научной деятельности Мюллера следует отметить исследование творчества митрополита Илариона и перевод его произведений, изучение проблем истории Русской православной церкви, перевод и комментирование произведений древнерусской литературы (в первую очередь Повести временных лет и Слова о полку Игореве), анализ религиозно-философских аспектов творчества Достоевского, Л.Н.Толстого, Чехова, М.А.Булгакова, Б.Пастернака и других русских писателей. В переводах Мюллера немецкий читатель знакомится с русской поэзией, всего им переведено ок. 700 стихотворений, в том числе весь корпус стихотворений Тютчева и Вл.Соловьева, Реквием А.Ахматовой, цикл Стихотворения Юрия Живаго из романа Пастернака Доктор Живаго, стихи поэта Льва Друскина (1921–1990). К важнейшим трудам Мюллера можно отнести (помимо названных): К проблеме иерархического статуса и юридической зависимости русской церкви до 1039 г. (1959), Достоевский: его жизнь – его творчество – его завещание (1982), Герои и святые раннего русского Средневековья (1984), Крещение Руси (Die Taufe Rußlands, 1987), Слово о полку Игореве (Das Igorlied, 1989), «Троица» Андрея Рублева (1990) и др. Под редакцией Л.Мюллера c 1981 выходит серия «Источники и исследования по истории русской духовной жизни» (Quellen und Studien zur russischen Geistesgeschichte); с 1973 Мюллер – член редколлегии международного журнала «Russia Mediaevalis», издающегося в Мюнхене.

1917
Ричард Ярдумян
Американский композитор армянского происхождения

1919
Зиновий Самойлович Паперный
российский литературовед, критик, доктор филологических наук (1964). Основная сфера интересов: русская литература ХIХ-ХХ вв. Книги: «О мастерстве Маяковского» (1953), «Самое трудное» (1963), «А. П. Чехов» (1964), «Записные книжки Чехова» (1976), «Единое слово» (1983), «Стрелка искусства» (1986) и др.

1919
Лестер Джеймс Перьес
ланкийский режиссер.

1920
Лидия Петровна Жуковская
российский языковед, доктор филологических наук (1970). Окончила Московский государственный педагогический институт (1941). С 1947 г. работала в Институте русского языка РАН, с 1988 г. – в Отделе рукописей РГБ. Автор свыше 260 работ по истории слав. письма, истории славянской и древнерусской рукописной книги, истории русского языка, монографии «Развитие славяно-русской палеографии (в дореволюционной России и СССР)» (1963). Участвовала в создании «Сводного каталога славяно-русских рукописных книг XI-XIX вв., хранящихся в СССР». Под ее редакцией и при ее участии изданы памятники русской книжной культуры – «Мстиславово Евангелие», «Изборник Святослава» и др. В ее трактате «Текстология и язык древнейших слав памятников» (1976) дана типология апракосного Евангелия. Государственная премия РСФСР (1988).

1920
Пётр Андреевич Кондратьев
Заслуженный штурман-испытатель СССР (1966), полковник. В 1940-1942 гг. был инструктором в Мелитопольском ВАУШ. В 1942-1946 гг. служил в 9 зап. В ноябре 1943-марте 1944 проходил боевую стажировку в должности штурмана звена 96 гв.бап, совершил 11 боевых вылетов. В ВВС служил до 1952 г. В 1952-1976 гг. на испытательной работе в ЛИИ. Испытывал самолтёы Ан-8, Ан-10, Ан-12, Ту-16, Ту-124, Як-25РМ, двигатель ВК-7, системы "Свод" и "Эмблема". В 1976-1991 гг. работал на различных должностях в ЛИИ.

1920
Лев Григорьевич Любецкий
Актёр. Начал актерскую деятельность в Центральном театре Советской Армии. Ведущий актёр Московского театра им. М. Ермоловой. За эти годы им сыграно более 100 ролей. Народный и заслуженный артист России.
Ушел из жизни 21 июня 2000 года.

1920
Евгений Павлович Романов
Лётчик-разведчик, Герой Советского Союза (1945), гвардии полковник. Участник Великой Отечественной войны с марта 1943 г. Воевал в составе 47 гв.рап. Совершил 88 боевых вылетов на разведку. После войны до 1957 г. служил в ВВС. Его имя носит самолёт Су-24МР 47 гв.рап.

1920
Артур Хейли
писатель («Аэропорт», «Отель»). Автор 11 романов родился в Англии, во 2-ю мировую войну служил в королевских ВВС, в 1947 году иммигрировал в Канаду, получил там гражданство, но наряду с канадским сохранил и британский паспорт.

1921
Борис Владимирович Эрин
русский театральный режиссер. В 1944 проступил в Театральное училище им. М.С.Щепкина при Малом театре. Кроме актерского образования, имеет и режиссерское (ГИТИС им. А.В.Луначарского, курс Н.М.Горчакова). С начала 1950-х годов ставит спектакли во многих театрах страны. В 1960-е годы – главный режиссер Киевского театра драмы им. Леси Украинки, затем руководил Минским драматическим театром им. Янки Купала, витебским драмтеатром им. Якуба Коласа. Режиссерское внимание Эрина в первую очередь было направлено на произведения русской классики. В театре им. Я.Купала он ставил На дне М.Горького, в витебском им. Я.Коласа – Ревизора Н.В.Гоголя, Власть тьмы Л.Н.Толстого, в ЦТСА – Бесприданницу А.Н.Островского, Якова Богомолова Горького. Нередко режиссер продолжал разрабатывать одну и ту же пьесу, не раз возвращаясь к ней. Так было с Ревизором, которого он ставил сначала в Брянске, потом в Витебске, с Метелью Л.М.Леонова, поставленной в театре им. Я.Купала и в Ленинградском драматическом театре им. В.Ф.Комиссаржевской. Творческий метод Эрина отличает приверженность к русской психологической школе, пристальное внимание к артисту, подробная разработка партитуры каждой роли. В 1971 поставил в ЦТСА спектакль по повести Б.Л.Васильева А зори здесь тихие... Критика сравнивала его со спектаклем Ю.П.Любимова в Театре на Таганке, отмечая, что постановка Эрина акцентирует внимание на чувствах и переживаниях героев, на подробной психологической игре артистов. В том же ключе им была поставлена в 1990 на сцене театра им. Я.Купала Поминальная молитва Шолом-Алейхема. Не соревнуясь с коллегами, дерзко пробовавшими новые средства выразительности, Эрин пытался открыть новые возможности традиционного театра, последовательно «прививая» русскую психологическую актерскую школу и к пьесам Н.Хикмета (Всеми забытый в театре им. Я.Купала), и к инсценировке прозы И.Мележа (Люди на болоте, там же). Скончался 22 февраля 2008 года.

1922
Василий Федорович Борисов
выдающийся стрелок из боевой крупнокалиберной и произвольной малокалиберной винтовок, заслуженный мастер спорта. В 1956 году стал олимпийским чемпионом в упражнении 3x40 выстрелов из произвольной винтовки, завоевал серебро в стрельбе из малокалиберной винтовки лежа на 50 м, а в 1960 году стал бронзовым призером Олимпиады в Риме в произвольном стандарте.

1922
Владимир Владимирович Глебов
российский скульптор, профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, народный художник Российской Федерации

1922
Гарри Фридман
Канадский композитор родом из Польши

1923
Майкл В.Гаццо
американский актер, сценарист, драматург и театральный режиссер.

1923
Анатолий Семёнович Липко
Лётчик-испытатель 1-го класса, старший лейтенант запаса (1965). Родился в городе Сергиев Посад Московской области. Юность провёл в городе Дмитров Московской области. В армии с 1941. Участник Великой Отечественной войны: в октябре 1941-августе 1942 – красноармеец 25-й парашютно-десантной бригады (Центральный фронт); в августе 1942 – красноармеец 126-го гвардейского стрелкового полка (Сталинградский фронт). 27.08.1942 был тяжело ранен в правую ногу и до ноября 1942 находился на излечении в госпитале. С ноября 1942 – курсант Ленинградского артиллерийского технического училища зенитной артиллерии, которое находилось в эвакуации в г.Томске. В апреле-мае 1944 – в резерве Северного фронта ПВО. В мае-июне 1944 – начальник артиллерийского снабжения 306-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона Западного фронта ПВО. В мае 1944-июне 1946 – техник по приборам в этом же дивизионе. С 1946 – в запасе. С 1946 – студент Московского авиационного института. В 1950-1952 летал на самолётах в аэроклубе МАИ. В 1952 окончил МАИ, работал инженером в ОКБ В.М.Мясищева. Продолжал летать на самолётах в Центральном аэроклубе (г.Москва). В 1955, исправив в документах год рождения с 1923 на 1928, поступил в Школу лётчиков-испытателей (лётчиков старше 30 лет в ШЛИ не брали). В 1957 окончил Школу лётчиков-испытателей. С апреля 1957 по август 1960 – лётчик-испытатель ОКБ В.М.Мясищева. Участвовал в испытаниях 3М, М-4 и их модификаций. В качестве второго пилота поднял в небо (27.10.1959) и провёл испытания М-50А. В 1959 установил 9 мировых авиационных рекордов (из них 2 – в качестве второго пилота) : в сентябре 1959 – 2 рекорда грузоподъёмности на 3М, в октябре 1959 – 7 рекордов скорости на М-4. В 1960-1961 – лётчик-испытатель филиала №1 ОКБ-52 В.Н.Челомея. С 1961 по апрель 1964 – лётчик-испытатель ОКБ А.Н.Туполева. В качестве второго пилота поднял в небо (23.01.1962) и провёл испытания Ту-126. Участвовал в испытаниях Ту-22. С апреля 1964 – лётчик-испытатель ОКБ С.В.Ильюшина. Участвовал в испытаниях Ил-62. Катастрофа произошла в ходе выполнения программы заводских летных испытаний. В этот день экипаж А.С.Липко должен был выполнить на первой опытной машине ( №06156) 127-й полет с максимальной взлетной массой. Самолет отделился от земли на большом угле атаки и с недостаточной скоростью (как предполагалось впоследствии, из-за помпажа и потери тяги одним из двигателей), задел опору ограждения аэродрома и упал. В катастрофе погиб весь экипаж испытателей (9 человек) и ведущий инженер П.В.Казаков. Погиб 25 февраля 1965 года при выполнении испытательного полёта на Ил-62. Жил в Москве, в последние годы жизни – в городе Жуковский Московской области. Похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище. Награждён орденом «Знак Почёта», медалью.

1923
Виктор Федорович Листопадов
Актёр.

1923
Тимур Михайлович Фрунзе
лейтенант, летчик-истребитель 161-го авиационного истребительного полка. Сын советского полководца и революционера Михаила Васильевича Фрунзе. Русский. С отличием окончил Качинское военное авиационное училище. С конца декабря 1941 года до дня гибели сражался на Северо-Западном фронте. За 10 дней пребывания в авиационном полку Тимур Михайлович Фрунзе совершил 9 успешных вылетов и, участвуя в трех воздушных боях, лично сбил два и со своим ведомым один самолет противника. 19 января 1942 года лейтенант Фрунзе в паре с командиром звена и ведущим пары лейтенантом Шутовым патрулировал в районе Старой Руссы, прикрывая наземные войска от ударов противника с воздуха. Вскоре в воздухе появились 30 вражеских бомбардировщиков в сопровождении 8 истребителей. Советские летчики приняли решение атаковать фашистские самолеты. Первая атака была успешной. Был сбит корректировщик "Хеншель" Hs.126. Затем, в завязавшемся бою с "мессершмиттами", наши летчики сбили еще один самолет, но и самолет Шутова был подбит. Тимур продолжал бой один. Вскоре у Фрунзе кончились боеприпасы, и осмелевшие фашисты с короткой дистанции расстреляли отважного летчика. Cамолет Т.М.Фрунзе упал в 500 метрах от деревни Отвидно Старорусского района. Звание Героя Советского Союза Тимуру Михайловичу Фрунзе присвоено посмертно 16 марта 1942 г. Первоначально лётчика похоронили на месте боёв. В 50-х годах Тимур Фрунзе был перезахоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Имя героя навечно зачислено в список 1-й эскадрильи 161-го авиационного истребительного полка. Именем Тимура Фрунзе названа улицы в Москве, Старой Руссе и Великом Новгороде.

1923
Нгуен Ван Тхиеу
вьетнамский государственный деятель, глава правительства Вьетнама (1965-1975 г.).

1924
Борис Федорович Домашников
российский живописец, народный художник СССР, заслуженный деятель искусств Башкирской АССР, член-корреспондент PAX (г. Уфа). Лауреат премии Башкирской АССР им. Салавата Юлаева.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку