-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 122221
Комментариев: 6815
Написано: 130715


25 августа родились...

Понедельник, 25 Августа 2025 г. 03:55 + в цитатник
Matveev (465x700, 309Kb)
1878
Александр Терентьевич Матвеев
(продолжение)
Но А.Матвеев не ставит свой во многом эмпирический принцип выше, а лишь отмечает его отличие и даже указывает на определённое превосходство французских мастеров в смысле обладания «платформой»: «За ними стояла вся непрерывная французская традиция, а я всю жизнь искал с фонарём…», и прибавляет — «А у нас раньше — просто равнодушие, а теперь — равнодушные быки, тупо-злобное отношение». Как бы то ни было, исследователи совершенно справедливо, имея возможность сопоставить его работы разного времени, указывают на косвенность такой аналогии сопровождавшей А.Т.Матвеева до начала 1930-х годов, когда ещё выражалось мнение о том, что «тенденции, несомые искусством Майоля, представлены в дореволюционной России тонким и содержательным искусством Матвеева», при сопоставлении формальных свойств его отдельных фигур с объёмными характеристиками статуй выдающегося французского ваятеля. «Идеализирующие качества» античной скульпторы, давшей «нормативный канон прекрасного человека» — «отправной пункт» многих направлений мировой скульптурной традиции, которая даёт примеры восточного проявления её в тысячах произведений эллинизма Индии и Ближнего Востока, Магриба, — практически во всём культурном косме Азии, не угасавшей и находившей преломление в национальных пластических школах от Византии, через средневековые «сублимации» и Возрождение, до неоклассицизма и синтеза цитирующего поставангарда. А.И.Бассехес, ученик и первый вдумчивый исследователь творчества А.Т.Матвеева, говорит: «Греки одухотворяли мрамор, перенося на него пропорциональные отношения роста и развития, наблюденные в природе, олицетворяя в кариатидах борение опор и нагрузок», когда, как и во многих других «критических точках их встречи», скульптура и архитектура, становясь единым опыом «пластических метаморфоз составляют душу и тело, число и меру чудесного языка, который без слов повествует в веках о полноте чувства античного человека». К мотиву «кариатиды» А.Т.Матвеев часто обращаетсяя в своём творчестве, эта конструктивная форма декоративно-монументального синтеза постоянно присутствует в его камерных работах резного времени, в разных материалах, в скульптуре малых форм. Кариатидой предстала одна из наиболее удачных фарфоровых фигурок скульптора — совершенно не архитектурного «назначения». Здесь сказался даже «прошедший по касательной» кубизм, проявившийся в опыте сочетания наивных проафриканских тенденций с античным строем. Скульптор воспринял эти веяния только с конструктивно раскрепощающей его стороны, А.Т.Матвеев строит этюды архитектурно, «подчиняя их живой ритмике человеческого тела, без оглядки на каноны академизма»; его произведения на фоне полированных статуй и «салонной изнеженности форм» своими пренебрежением к «отделке» предстают «мужественной решимостью мастера говорить с современниками только на языке подлинно пластических обобщений жизни». «Матвеев — враг канонов, пригодных на все случаи жизни. Возвышенные глазом и осязаемые рукой пропорции его произведений неповторимы, ибо зарождаются они в ходе ваяния с натуры, подсказываются сочувствием к человеку, сознанием содержательности его внутреннего мира.» Однако творчество А.Т.Матвеева также опирается на опыт. Реминисценции у скульптора не выглядят воспроизведением или реконструкцией, имитацией великих образцов. Не обращаясь к указанию и детальному сопоставлению всех этих матвеевских прочтений, — они лежат на поверхности, но живут самостоятельной жизнью, подчинённой той самой логике построения, — можно видеть эту творческую преемственность не в форме, а в совершенствовании принципа. Но и в поиске оригинальной системы построения в пределах собственного понимания этой скульптурной архитектоники, много раз автор идёт от традиции: Микеланджело, античность, русская деревянная скульптура, «Иоанн Креститель» Огюста Родена, фигура крестьянина группы «Октябрь» — снова Микеланджело Буонарроти — «Моисей», и как воспоминание о пророке саратовской Архиерейской дачи — творения, вышедшего из под топора безвестного русского плотника… «Простодушие никому неведомого архиерейского плотника запало ему в душу, осталось навсегда в памяти как пример правдивого народного подхода к задаче ваяния» А.Т.Матвеев строит, он обуславливает соприкосновение и взаимодействие форм логикой их внутренней связи — «это архитектура». И образ здесь также предопределяет это строение, художник не видит потребности движения к крайней условности или чувственной декоративности, по мере достижения искомой выразительности его произведения обретают и равновесную завершённость, достаточность (как сам автор говорил своим ученикам: «скульптура должна быть такой, когда невозможно ничего ни прибавить, ни отнять»). Художник, наряду со сложными, многофазовыми приёмами работы с камнем, когда отвергается сам метод механического перенесения «по точкам», использует простоту технологических средств при работе в дереве, простой путь подчинения достоинств материала скульптурным задачам; но в этих произведениях он также не изменяет основным своим принципам: он выстраивает скульптуру подобно тому, как органично построена естественная природная форма, будь она растительного происхождения, или строение музыкального произведения, также «вырастающего» в соответствии со своими закономерностями следования той же единой гармонии. «Музыкальность» скульптуры А.Т.Матвеева, ритмические её свойства лишний раз подтверждают эту основополагающую взаимосвязь. Точное понимание соответствия и возможностей материала решаемым пластическим задачам — важную составляющую концепции мастера, он согласует с требованиями композиционных, пропорциональных особенностей строения скульптуры. Этот фундаментальный принцип имеет методические «примечания» для каждого конкретного технологического случая, но общие, обусловленные свойствами: камень «подсказывает» один подход. глина, говорит А.Т.Матвеев. «в противовес камню, обладает свойством наращиваться, свойством, с которым нужно всегда считаться в скульптуре», скульптор рекомендует — «строить форму изнутри, постепенно выводя её как бы куполом». А.И.Бассехес отмечает, что «за этим советом стоит опыт всех ранних произведений художника, его больших этюдов 1906—1912 годов». Когда речь идёт о работе с деревом, важно понимание исходных свойств его, заложенных в уникальной концентрической структуре материала, в строении, в исходной цилиндрической заданной форме, обусловленной этими внутренними, латентными особенностями строения, «чтение» их, использование — задача мастера. Работая в дереве, А.Матвеев следует «строительному подходу», но в «готовом цилиндре, природой созданном синтетическом объёме» художник старается сохранить целостность первозданных пластических форм заготовки, используя, подчиняя одновременно текстурные эффекты, рождающиеся под инструментом резчика, в согласовании с его целями. .. Идя по стопам старых мастеров деревянной скульптуры, он обрабатывает цилиндрический кусок дерева, исходно соответствующий объёмным особенностям портрета, стоящей фигуры, тонко приспосабливая к желаемому настроению образа. Три деревянных портрета, выполненных А.Т.Матвеевым «для своего собственного удовольствия» в 1912 году в Крыму, после окончания работ над ансамблем Кучук-Коя, показательны и в отношении к материалу, и в первостепенном по важности смысле творческой его направленности, когда мастер уходит от стереотипного решения цикла. При общности произведений этой небольшой сюиты, скульптор, при определённом сходстве используемых технических приёмов, решает в этих портретах три разных задачи, и добивается этого разными средствами: лиричный, душевный «Каменотёс», родственный по всему строю русской деревянной скульптуре, лапидарный, наполненный внутренней динамикой «Садовник», приводящий на память римский портрет, и «Мальчик» — образ юности, лаконично выраженные напряжение и хрупкость, стилистически самостоятельное матвеевское обобщение.
Matveev05 (605x700, 217Kb)
Открытие памятника К.Марксу (работы А.Матвеева) перед Смольным. 7 ноября 1918 года.
После 1917-го
1917 — Профессор Центрального училища технического рисования в Петрограде. Включён в Комиссию по охране дворцов (по предложению наркома просвещения А.В.Луначарского — вместе с А.Е.Каревым, С.В.Чехониным и Н.И.Альтманом); избран от скульпторов уполномоченным во Временный комитет для создания Союза деятелей искусств. Работает над портретом В.К.Станюковича. 1918 — избран профессором скульптурного факультета Государственных свободных художественно-учебных мастерских (бывшая Академия художеств); избран в Совет Центрального училища технического рисования. Состоит в Художественной коллегии при отделе изобразительных искусств Наркомпроса, принимает участие в осуществлении Плана монументальной пропаганды — создал памятник Карлу Марксу, который был торжественно открыт перед зданием Смольного в первую годовщину октябрьской революции. Участвует в выставке «Мира искусства» в Петрограде. 1919 — принимает активное участие в работе Соединённой комиссии по приобретению произведений современных художников Государственного музейного фонда при отделе ИЗО Наркомпроса; работает над барельефным портретом Фридриха Энгельса; портрет К.Маркса экспонируется на выставке художественного фарфора в Петрограде.
Matveev06 (643x700, 256Kb)
Александр Матвеев. 1920-е
1922 — начал большую работу по укреплению советской художественной школы; составил записки «Об организации скульптурного факультета Академии художеств». Произведения А.Т.Матвеева представлены на выставке общества «Мир искусства» в Петрограде и на первой художественной выставке в Берлине. 1923 — много работает над известной серией обнажённой женской модели, произведения эти, выполненные в фарфоре, большими тиражами выпускались в 1920-е — 1930-е годы на Ломоносовском фарфоровом заводе, получили большое распространение и пользовались популярностью. 1924 — принимает участие в конкурсе на право создания памятника В.И.Ленину па площади перед Финляндским вокзалом; скульптура А.Т.Матвеева экспонируется на выставке «Мира искусств» в Петрограде, на XIV Международной выставке искусств в Венеции, где художник был награждён почётным дипломом, и на выставке русского искусства в Нью-Йорке. 1925 — член-учредитель московского общества художникоа «4 искусства», основанного по инициативе голуборозовцев и мирискуссников; произведения А.Т.Матвеева экспонируются на выставке этого объединения и на выставке «Мастера голубой розы» в Москве, — на Международной выставке художественно-декоративных искусств в Париже. На парижской выставке фарфоровые фигурки А.Т.Матвеева «Флора», «Купальщица», «Девушка, держащая чашечку» и «Надевающая туфлю» — награждены золотой медалью. 1926 — вступил во вновь созданное «Общество русских скульпторов» (ОРС; 2 января утверждён устав). работает над образом В.И.Ленина (фигура). Произведения А.Т.Матвеева представлены на Всесоюзной выставке советского фарфора и на выставке общества «4 искусства» в Москве. Удостоен медали Международной выставки декоративного искусства в Париже. 1927 — выполнил скульптурную группу Октябрь (по заказу Совнаркома) — демонстрировалась на Выставке художественных произведений, посвящённой 10-летию Октябрьской революции (Русский музей, Санкт-Петербург; гипс — 1927, бронзовый отлив — 1958; в 1967 году группа установлена у концертного зала «Октябрьский»). Участвует в лениградской выставке русского фарфора. 1928 — награждён второй премией Совнаркома за скульптурную группу «Октябрь»; в Коктебеле создал скульптурный портрет М.А.Волошина. Работы А.Т.Матвеева экспонируются на выставках общества «4 искусства» и на отчётной выставке (1927—1929) Государственной комиссии по приобретению произведений изобразительных искусств в Ленинграде. 1929 — произведения скульптора экспонируются на выставке общества «4 искусства» в Москве. 1930 — участвует в конкурсе памятника Т.Г.Шевченко для Харькова; участвует в Первой общегородской выставке изобразительных искусств в Ленинграде и в выставке Государственной комиссии по приобретению произведений изобразительного искусства (1928—1929) в Москве. 1931 — присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР (в связи с 25-летием художественной деятельности); принимает участие в конкурсе проектов памятника павшим бойцам Особой краснознамённой Дальневосточной армии в Даурии (ОКДВА). 1932 — выполнил портретный бюст и фигуру В.И.Ленина; принял участие в конкурсе проектов скульптурного завершения маяка-памятника В.И.Ленину в Ленинградском морском торговом порту (работа проектом продолжалась до 1934 года). Работы А.Т.Матвеева были представлены в экспозиции «Художники РСФСР за 15 лет» в Ленинграде. Вступил в Союз советских художников — избран председателем скульптурной секции Ленинградского Союза художников СССР; назначен директором Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры (исполнял обязанности директора до 1934 года), одновременно — заведующий кафедрой скульптуры. 1932—1934 — участник выставки «Художники РСФСР за 15 лет» в Москве; ведёт большую организаторскую работу в Академии художеств и педагогическую — как заведующий кафедрой скульптуры. 1932—1934 — работает над автопортретом. 1937 — участвует в выставках: «Искусство и техника в современной жизни» в Париже, «Русский художественный фарфор» и «Произведения ленинградских художников к 20-летию революции» в Ленинграде, — в выставках произведений ленинградских художников в Алма-Ате и Сталинабаде (ныне Душанбе); работает над женской фигурой («Кариатидда»). 1938 — начал работать над образом А.С.Пушкина; представил на конкурс проекты памятников А.М.Горькому в Москве и городе Горьком. 1939 — участвует в конкурсе проектов памятника А.С.Пушкину в Ленинграде — выставка состоялась в Ленинграде и Москве. Присвоено учёное звание доктора искусствоведения и профессора по кафедре скульптуры. Депутат Ленинградского городского Совета от 41 округа Василеостровского района (1939—1946). 1939—1940 — закончил работу над автопортретом; скульптура А.Т.Матвеева экспонируется на выстаке Московского Союза художников. 1940 — вступил в ВКП(б). 1941 — с профессорами и студентами Академии художеств эвакуируется в Москву, а затем в Самарканд; до отъезда в Среднюю Азию принял участие в выставке лучших произведений советских художников. 1942 — в Самарканде работает над проектом памятника Алишеру Навои. 1942—1944 — преподаёт студентам скульптурных отделений московского и ленинградского институтов. 1944 — живёт в Загорске, где до переезда в Ленинград размещался по пути из Самарканда институт; А.Т.Матвеев не поехал в Ленинград, а остался в Москве, совмещая преподавание в московском и ленинградском институтах. В связи с 25-летием педагогической деятельности награждён орденом Трудового Красного Знамени. Участвует в конкурсе на право создания памятника М.Н.Ермоловой. 1945 — участвует в конкурсе проектов памятника А.П.Чехову — создал портрет писателя и модель монумента. 1946 — награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Участвует в разработке проектов памятника Ю.М.Лермонтову — вылепил портрет и создал два варианта макета памятника. Участвует во Всесоюзной выставке в Москве. 1948 — подвергнут жёсткой и несправедливой критике со стороны лидеров «соцкультпропа», как не соответствующий в своих педагогических методах «воспитанию художников общества, строящего социализм»; в числе оказавшихся под ударом были П.В.Кузнецов, В.А.Фаворский и многие другие представители творческой среды. Инициаторы очередной репрессивной идеологической компании, в данном случае — в первую очередь Е.В.Вучетич и З.И.Азгур, освобождали советскую культуру от «чуждых элементов», а по существу — изолировали наиболее сильных конкурентов вместе с их школой от больших и хорошо оплачиваемых заказов — тот, кто развязал эту травлю, хорошо знал, что приближается пора больших памятников и раздел выгодных проектов; скульптор вынужден был оставить преподавательскую деятельность. 1948—1960 — продолжал работу над образами А.С.Пушкина и В.И.Ленина; эти темы скульптор развивал до последнего года жизни. 1955—1956 — работы А.Т.Матвеева экспонировались на XXVIII Международной выставке искусств в Венеции; —несколько произведений представлено на выставке скульптурного портрета в Московском отделении Союза художников. 1957 — на Первом Всероссийском съезде советских художников избран в правление Союза художников; произведения А.Т.Матвеева экспонируются на выставке, посвящённой съезду, и на выставках к 40-летию революции в Москве и Ленинграде. 1958—1959 — в Москвке и в Ленинграде прошли персональные выставки скульптора А.Т.Матвеева, посвящённые его 80-летию; его работы экспонировались также на выставке произведений искусства социалистических стран в Москве. 1960 — делегат I съезда Союза художников РСФСР в Москве. 1960 — 22 октября Александр Терентьевич умер.
Matveevгроб (525x700, 606Kb)
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Школа
А.Т.Матвеев оказал глубокое влияние на развитие русской и советской скульптуры и творчеством, и своей преподавательской деятельностью. Если учесть, что начало тому было положено ещё до окончания скульптором Боголюбовского училища (занятия лепкой со слепыми детьми), то для Александра Матвеева педагогический опыт измеряется полувековым сроком, а официальный — тридцатью годами. Но несмотря на то, что эта практика была безосновательно и бесцеремонно прервана именно в то время, когда в ней, как в носительнице лучших творческих традиций, испытывала особую потребность высшая школа, связь поколений не замерла полностью — уже воспринявшие и хорошо осознавшие её, этой традиции принципы, ученики мастера развивали их и со своими подопечными и в собственном творческом поиске, обращаясь к учителю за советом в минуты исканий и сомнений. Искусствовед Е.Б.Мурина указывает на то, что А.Т.Матвеев не оставил никаких теоретических трудов, которые могли бы явиться ключом к его творчеству. Сами его произведения — это всё, чем исчерпывается возможность получить представление о его взглядах, о тех же частных профессиональных соображениях скульптора на этот счёт. Сохранившиеся в записках и воспоминаниях учеников разговоры с ним, его высказывания — всё это имеет отношение только к задачам преподавания, к мировоззрению его как педагога. Школа Александра Матвеева, когда подразумевается не только непосредственное творческое взаимодействие учителя и ученика — продолжительное и глубокое, но и развитие воспринявшим черты мировоззрения наставника, опять же — не только технологические или формальные его стороны, — это педагогическая система, основанная на опыте и мастерстве, идущих — от античности (вместе с образцами пространственных искусств А.Т.Матвеевым изучалась и та часть её философского наследия, которая имеет непосредственное отношение к творчеству и педагогическим методам — эвристике и майэвтике), — от норм, воспринятых им в заподноевропейской и русской пластической и учебной традиции, наконец — от Н.Ф.Жилле до П.П.Чистякова. В начале сороковых годов А.Т.Матвеевым была составлена «Программа скульптуры», котоорая только уточняла давно сложившийся метод преподавания. Работа с натуры — основная и чрезвычайно важная часть этой системы. Шаг за шагом, от преодоления пассивного копирования к процессу осмысленного видения натуры, от построения фигур во фронтальном положении, в ротации, с разным числом точек опоры, — к поиску композиционного равновесия и соответствия её задачам выразительности, интонациям и так далее — скульптуры как интеграции всех этих факторов, использованных осознанно художником. Александр Матвеев говорит: «Я учу, что работать надо не рукой и не глазом, а головой. Не изменять надо натуру, а осмысливать.» К школе Александра Терентьевича Матвеева принадлежат скульпторы: А.В.Андреева-Петошина, М.К.Аникушин, М.Ф.Бабурин, Р.Г.Бадова, А.И.Бассехес, Е.Ф.Белашова, Л.Л.Берлин, И.Ф.Блюмель, В.Ф.Богатырёв, В.Я.Боголюбов, Н.В.Богушевская, А.Д.Бржезицкая, М.А.Вайнман, Б.Я.Воробьёв, М.Р.Габе, Е.А.Гендельман, Э.Ш.Герценштейн, К.П.Дёмина, К.Ф.Зале, Л.К.Ивановский, А.М.Игнатьев, В.В.Исаева, Б.Е.Каплянский, Р.С.Кириллова, И..А.Классеп, И.И.Козловский, Н.А.Кольцов, Е.П.Крупина, Т.С.Кучкина, Г.-Н.А.Лавинский, Г.П.Левицкая, М.Т.Литовченко, А.Л.Малахин, Л.Р.Малько, Ж.Я.Меллуп, Л.А.Месс, С.М.Миренская, Н.С.Могилевский, Н.Б.Никогосян, В.П.Николаев, И.Н.Никонова, С.Л.Островская, С.Ф.Пилипейко, Ю.П.Поммер, А.И.Посядо, Г.Б.Пьянкова-Рахманина, С.Л.Рабинович, В.Л.Рыбалко, К.С.Рыжов, Н.Л.Рябинин, П.В.Сабсай, Н.Н.Савватеев, В.А.Синайский, В.Г.Стамов, Г.С.Столбова, А.А.Стрекавин, И.И.Суворов, М.М.Суцкевер, А.П.Тимченко, А.П.Файдыш-Крандиевский, А.Н.Филиппова-Рукавишникова, М.М.Харламова, Н.И.Хлестова, Л.М.Холина, Л.Я.Хортик, А.Н.Чернецкий, Б.Р.Шалютин, В.Б.Шелов-Коведяев, Г.А.Шульц, Л.Ю.Эйдлин, В.В.Эллонен, О.Г.Эльдаров, Г.Д.Ястребницкий, Г.Н.Ясько и другие.
«Трудовая книжка»
Центральное училище технического рисования в Петрограде (1917), Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские — Всероссийская Академия Художеств (с 1918) — ВХУТЕМАС — ВХУТЕИН — Институт пролетарских изобразительных искусств — Ленинградский институт живописи скульптуры и архитектуры (директор — 1932—1934) — Московский государственный академический художественный институт имени В.И.Сурикова — 1918—1948; Петроград, Ленинград, Самарканд (1942—1944); Ленинград—Москва (1944—1948). Доктор искусствоведения (1939).
Matveevмд (470x700, 230Kb)
Мемориальная доска на доме № 29 набережной Лейтенанта Шмидта в Санкт-Петербурге
Память
На доме по адресу набережная Лейтенанта Шмидта, 29 в 1989 году была установлена мемориальная доска (скульптор А. М. Игнатьев, архитектор В.А.Петров).
В начале 1960-х годов ученики А.Т.Матвеева выполнили мраморные копии фигур ансамбля в Кучук-Кое — «Задумчивость», «Спящие мальчики», «Нимфея» и «Юноша». Изваяния были восстановлены скульпторами А.М.Игнатьевым, В.Г.Стамовым и А.П.Тимченко, и заняли места утраченных оригиналов в 1967 году. В 1980 году к 100-летию мастера был открыт небольшой мемориальный музей-мастерская А.Т.Матвеева в Москве. В экспозиции представлено несколько подлинников и гипсовые отливы произведений скульптора. Отливы, включённые в коллекцию музея сделаны под руководством учеников А.Т.Матвеева и при непосредственном участии их, составивших Комиссию по его наследию — Ю.Поммера, Г.А.Шульца, Р.Бадовой и В.Шелова. По требованию Комиссии в музей были возвращены, ранее взятые Русским музеем из мастерской скульптора для перевода в бронзу гипсы портретов М.Лермонтова и В.Станюковича. Награды и признание: Орден Трудового Красного Знамени (1944); Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг» (1946); Звание Заслуженный деятель искусств РСФСР (1931); Серебряная медаль МУЖВЗ (1901); Малая серебряная медаль — Международная строительно-художественная выставка в Санкт-Петербурге (1908); Почётный диплом — XIV Международная выставка искусств в Венеции (1924); Золотая медаль — Международной выставке художественно-декоративных искусств в Париже (1925); Медаль Международной выставки декоративного искусства в Париже (1926); Вторая премия Совнаркома (1928). Основные произведения, по годам: 1899 год: Портрет М. А.Крестовской. Маска. Гипс. 1900 год: Портрет В.Э.Борисова-Мусатова. Полуфигура. Гипс (переведено в бронзу в 1959 году). 61 Х 45 Х 66. Государственная Третьяковская галерея. Москва. 1901 год: Бюст Н.Н.Львова. Гипс; Ф.И.Шаляпин. Гипс; П.Трубецкой. Гипс; Четыре рельефа для выставки «Современное искусство». Гипс; Портрет С. И. Мамонтова. Гипс; Крестьянка спящая. Майолика. 12 Х 17 Х 5; Мемориальная музей-усадьба «Абрамцево»; Мальчик. Майолика глазурованная. 19,5 Х 15,5 Х 19,5. 1902 год: Успокоение. Камень-алебастр. 30 Х 39 Х 30. Государственная Третьяковская галерея. Москва. 1903 год: Портрет мальчика. Керамика. 33 Х 13 Х 10,5. 1905 год: Задумчивость. Мрамор. 1906 год: Опыт керамики. Майолика глазурованная. 18 Х 9 Х 8; Фрагмент. Мрамор. 29 Х 12 Х 8; Композиция. Мрамор. 29 Х 12 Х 8; Пробуждающийся. Декоративная фигура для водоёма. Гипс. 170 Х 55 Х 50. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург; Сон. Голова-маска. Майолика. 21 Х 22 Х 13,2. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург. 1907 год: Спящие мальчики. Часть декоративного горельефа для водоёма. Гипс. 126 Х 190 Х 44. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.1909 год: Сидящий мальчик. Декоративная фигура для круглого водоёма. Гипс. 116 Х 46 Х 65. Государственный Русский музей. 1910 год: Этюд к надгробию В.Э.Борисова-Мусатова. Гипс. 143 Х 50 Х 38. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург; Надгробие В. Э. Борисова-Мусатова в Тарусе. Гранит; 143 Х 54 Х 55, постамент: 145 Х 54 Х 55, плинт: 54 Х 54 Х 60; Бюст А.А.Боброва. Бронза. Постамент: крымский базальт. Детский туберкулёзный санаторий. Алупка. 1911 год: Юноша. Мрамор. 138 Х 49 Х 37. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург; Купальщица. Гипс (переведено в бронзу в 1959 году). 121 Х 51 Х 62. Государственная Третьяковская галерея. Москва. 1912 год: Каменотёс. Дерево. 47 Х 29 Х 27Государственный Русский музей. Санкт-Петербург; А.И.Герцен. Бюст. Бронза. 28,6 Х 20 Х 24. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург; Надевающая чулок. Гипс. 90 Х 46 Х 68. Государсственный Русский музей. Санкт-Петербург; Голова мальчика. Дерево. 44 Х 35 Х 23. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург; Садовник. Голова. Дерево. 41,5 Х 19 Х 14,5. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург; Женская фигура. Этюд. Бронза. 27,5 Х 15,5 Х 15,5. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург; Маленький носильщик. Этюд. Бронза. 37 Х 16 Х 15. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург; Портрет В.С.Сергеева. Бюст. Гипс. 51 Х 55 Х 25; Поэт. Барельеф. Инкерманский камень. Кучук-Кой в Крыму; Кариатиды, поддерживающие мостик. Цемент. Кучук-Кой в Крыму. 1913 год: Женская фигура для надгробия. Этюд. Гипс. 32,5 Х 10 Х 7,5. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург; Этюд обнажённой фигуры к надгробию. Бронза. 31,5 Х 9 Х 7. Государственная закупочная комиссия Министерства культуры СССР (информация 1960 года); Укладывающая волосы. Этюд. Гипс. 25,5 Х 13 Х 11; Женская фигура. Гипс. 31 Х 13,5 Х 5,8; Этюд драпировки к надгробию. Гипс. 32 Х 13 Х 9. 1915 год: Декоративная фигура для фронтона. Гипс. 19,5 Х 32 Х 14. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург. 1916 год: Женская фигура. Мрамор. 30 Х 13 Х 14; Девушка с полотенцем. Дерево. 36,5 Х 9 Х 14. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург; Сидящая женская фигура. Набросок. Гипс. 25,5 Х 15 Х 15. 1917 год: Портрет В. К. Станюковича. Бронза. 25,5 Х 17 Х 15. 1918 год: Памятник Марксу у Смольного. Гипс; Бюст. Карла Маркса. Гипс. 1919—1920 годы: Портрет Максимилиана Волошина. Бронза.. 26 Х 14 Х 12. 1922 год: Надевающая чулок. Дерево. 101 Х 40 Х 57. Государственная Третьяковская галерея. 1923 год: Виолончелист. Бронза. 27 Х 20 Х 17; Ленин. Гипс. 33,5 Х 9,5 Х 8,5; Фигура. Фарфор, надглазурная роспись. 19 Х 6 Х 5; Фигура. Фарфор, надглазурная роспись. 22 Х 7,4 Х 4,5; Кариатида. Бронза. 24 Х 7 Х 16; Кариатида. Фарфор, надглазурная роспись. 24 Х 7 Х 10; Девушка с чашей. Фарфор, надглазурная роспись. 20 Х 6 Х 6; Купальщица. Фарфор, надглазурная роспись. 18,5 Х 12,5 Х 7,6; Купальщица. Бронза. 18 Х 12 Х 7. 1924 год: Заноза. Бронза. 18 Х 13 Х 5,5; Заноза. Фарфор, надглазурная роспись. 18 Х 13 Х 5,5. 1925 год: Флора. Фарфор, надглазурная роспись.. 21,2 Х 8,4 Х 6,3. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург; Флора. Чугун и малахит. 25 Х 9 Х 5; Огородница. Фарфор (белый). 25,2 Х 9,5 Х 7,5. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург; Гончар. Фарфор (белый). 25,5 Х 9,2 Х 9. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург. 1927 год: Октябрь. Композиция. Гипс (переведено в бронзу в 1958 году). 230 Х 183 Х 114. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург. В 1967 году бронзовый отлив установлен перед концертным залом «Октябрьский» в Санкт-Петербурге; Крестьянин. Этюд к композиции «Октябрь». Бронза. 27 Х 14 Х 24. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург; Красноармеец. Этюд к композиции «Октябрь». Бронза. 24 Х 16 Х 16. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург. 1930 год: Старик. Этюд. Бронза. 37 Х 12,5 Х 12. 1931 год: Проект памятника в Даурии. Гипс. 28,5 Х 31 Х 12. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург. 1932 год: Девушка, выжимающая волосы. Бронза. 28 Х 13 Х 12. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург. 1933 год: Бюст Ленина (к проекту памятника-маяка для Ленинградского порта). 1937 год: Девушка (Кариатида). Бронза. 168 Х 47 Х 42.Государственный Русский музей. Санкт-Петербург; Девушка (Кариатида). Бронза. 168 Х 47 Х 42. Государственная Третьяковская галерея. Москва. 1938 год: Проект памятника А. М. Горькому для Ленинграда. Гипс. 50 Х 17 Х 10, постамент: 40 Х 18 Х 18. Музей А.М.Горького. Москва; Этюд обнажённой фигуры к памятнику А. М. Горькому. Гипс. 33 Х 13 Х 7; Пушкин. Эскиз статуи. Гипс; Слепой. Бронза. 31 Х 10 Х 9. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург; Китаец. Бронза. 17 Х 15 Х 13. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург. 1939 год: Автопортрет. Бронза. 44 Х 25 Х 30. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург. 1940 год: Пушкин. Статуя. Гипс. 1942 год: Старик. Этюд к памятнику Алишеру Навои. Бронза. 44 Х 11 Х 9. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург. 1944 год: Проект надгробия М.Н.Ермоловой. Гипс. 34 Х 10 Х 7, постамент: 39,5 Х 21 Х 26; Портрет М.Н.Ермоловой. Голова к проекту надгробия. Гипс. 44,5 Х 25 Х 17. Одесская государственная картинная галерея. 1945 год: Проект памятника А.П.Чехову. Гипс. 48 Х 28 Х 31.Тульский областной художественный музей. Портрет А.П.Чехова. Голова к проекту памятника. Гипс. 44 Х 21 Х 28.Тульский областной художественный музей. 1949 год: М.Ю.Лермонтов. Голова к проекту памятника. Бронза. 32 Х 16,5 Х 21,5, основание: гранит, 6,5 Х 14 Х 13. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург; М.Ю.Лермонтов. Проект памятника. Гипс. Якутский республиканский музей изобразительных искусств. Выставки: 1900 — XXIII выставка работ учеников МУЖВЗ, Москва; 1901 — XXIV выставка работ учеников МУЖВЗ, Москва; выставка «Мир искусства», Москва; 1903 — V художественная выставка «Мир искусства», Санкт-Петербург; "Современное искусство", Санкт-Петербург; 1905 — XII выставка МТХ, Москва; 1906 — Выставка акварели, пастели, темперв, рисунков, Москва (вне каталога); 1907 — «Голубая роза», Москва; посмертная выставка В.Э.Борисова-Мусатова в Третьяковской галерее, Москва; 1908 — Салон Золотого Руна, «Венок», «Золотое Руно», все — Москва; Международная строитеельно-художественная выставка, Санкт-Петербург; 1909 — VII Salone d’Automne, Париж; Салон «Золотого Руна», Москва; выставка картин «Золотое Руно», Москва, Санкт-Петербург; IV выставка картин журнала «В мир искусств», Киев, Одесса, Харьков; 1910 — VII выставка СРХ, Санкт-Петербург; 1911 — «Мир искусства», Москва; «Бубновый валет», Санкт-Петербург; 1912 — IX выставка СРХ, Санкт-Петербург; «Бубновый валет», Москва; «Мир искусства», Москва; «Ослиный хвост», Москва; 1913 — «Мир искусства», Москва, Санкт-Петербург. 1915 — «Мир искусства», Москва, Петроград. 1915—1916 — Художественная индустрия, Москва — галерея Лемерсье. 1918 — «Мир искусства», Петроград. 1922 — «Мир искусства», Петроград; 1924 — Выставка русского искусства, Нью-Йорк; выставка художников «Мира искусства», Ленинград; XIV Международная выставка искусства, Венеция; 1925 — Международная выставка художественно-декоративных искусств. Париж; «4 искусства», обе — Москва. Москва; «Мастера „Голубой розы“»; 1926 — Всесоюзная выставка советского фарфора, «4 искусства», обе — Москва; 1927 — Выставка рксского фарфора, Ленинград; 1928 — 10 лет Октября, Москва; Выставка приобретений ГКПИИ (1927—1928), Москва; «4 искусства», Ленинград; 1929 — «4 искусства», Москва; 1930 — Выставка приобретений ГКПИИ (1928—1929), Москва; I общегородская выставка, Ленинград; 1932 — «Художники РСФСР за 15 лет», Ленинград; 1933 — «Художники РСФСР за XV лет» (1917—1932). Скульптура, Москва; 1934 — выставка работ представленных на конкурс проекта памятнка-маяка В.И.Ленину в Ленинградском морском порту, Ленинград; 1937 — «Русский художественный фарфор», Ленинград; Международная выставка «Искусство и техника в современной жизни», Париж; «20 лет Октября» — выставка ленинградских художников, Ленинград; 1938 — Выставка ленинградских художников, Алма-Ата, Сталинабад (Душанбе); выставка проектов памятника А.М.Горькому, Москва, Горький; 1939 — выставка проектов памятника А.С.Пушкину в Ленинграде, Москва; 1941 — Выставка произведений лучших советских художников, Москва; 1946 — Всесоюзная выставка (живопись, скульптура, графика), Москва; 1954 — Выставка художественного фарфора завода М.В.Ломоносова (Русский музей), Ленинград — каталог издан в 1961 году; 1956 — XXVIII Международная художественная выставка. Венеция; 1957 — Вытсавка к Первому всесоюзному съезду художников, Москва; Всесоюзная выставка к 40-летию Октября, Москва. 1958—1959 — Выставка художников соцстран, Москва; Персональная выставка А.Т.Матвеева к 80-летию скульптора, Москва, Ленинград; 1962—1963 — 30 лет МОСХа, Москва; 1968 — Выставка новых поступлений Государственного Русского Музея (каталог не издан); Выставка новых поступлений Государственной Третьяковской Галереи (1963—1968), Москва; 1974 — Выставка творческих союзов Ленинграда к 50-летию присвоения имени В.И.Ленина городу, Ленинград; выставка из фондов Государственного Русского Музея в Звёздном городке; 1975 — Советская женщина — активный строитель коммунизма (из фондов Государственного Русского Музея), выставка посвящена Международному году женцины; 2001, с 7 июня по 7 августа — Русская скульптура в дереве. XX век; 2005, с 9 июня по 3 октября — Матвеев и его школа. Скульптура и рисунки; 23 октября 2008 — середина января 2009 — Неоклассицизм в России. Литература: Бассехес А.И. Александр Терентьевич Матвеев. — Москва: Советский художник, 1960; Мурина Елена. Александр Терентьевич Матвеев. — Москва: Искусство, 1964. — 180 страниц — 2000 экземпляров; Мурина Елена. Александр Матвеев. — Москва: Советский художник, 1979. — 384 страницы — 20 000 экземпляров; Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Том 3. Скульптура второй половины XX века. «Красная площадь». — Москва: 1998. — ISBN 5-900743-39-X; Государственный Русский музей представляет: Александр Матвеев и его школа. Альманах. Выпуск 84. — Санкт-Петербург: Palace Editions, 2005. — ISBN 5-93332-167-2; Государственный Русский музей представляет: Русская скульптура в дереве. XX век. Альманах. Выпуск 8. — Санкт-Петербург: Palace Editions, 2001. — ISBN 5-93332-054-4, ISBN 3-935298-07-2.

John_Randolph_Bray,_1915 (520x700, 262Kb)
1879
Джон Рэндолф Брэй (John Randolph Bray)
американский мультипликатор. Родился в городе Детройт, штат Мичиган, США. В 1920 году выпустил второй в истории цветной мультфильм — The Debut of Thomas Cat. Первым цветным мультфильмом был «Маленький Нимо» (Little Nemo, 1911) Уинзора Мак-Кея. Когда Мак-Кей работал над мультфильмом «Динозавр Герти», Брэй пришёл к нему под видом журналиста, пишущего об анимации. Мак-Кей охотно продемонстрировал все детали процесса гостю. Впоследствии Брэй запатентовал многие идеи Мак-Кея и даже пытался вчинить иск настоящему автору. Но суд вынес решение в пользу Мак-Кея, и Брэй несколько лет выплачивал Мак-Кею авторское вознаграждение.
John_Randolph_Bray01 (700x512, 360Kb)
«Полковник Хиза-лгун и бандиты»
Созданная Брэем компания «Bray Productions», в период с 1913 по 1937 годы выпустила более 500 фильмов, в основном мультипликационных и короткометражных документальных. Мультфильм «Полковник Хиза-лгун в Африке» (1913) стал началом целой серии мультфильмов с одним главным персонажем — Полковник Хиза-лгун (Colonel Heeza Liar), его литературным прототипом был барон Мюнхгаузен. В 1916 году на студии Брэя работал карикатурист и художник-мультипликатор Пол Терри.
Подразделение развлекательных фильмов компании Bray Pictures Corporation было закрыто в 1928 году. До конца 1930-х годов в производстве оставались документальные фильмы. Подразделение рекламных и образовательных фильмов, Brayco, начавшее работу в 1920-х, просуществовало до 1963 года. Bray Studios продолжала работу и в 1970-е годы, когда в 1978 году Джон Рэндолф Брэй скончался в городе Бриджпорт, штат Коннектикут, США, 10 октября 1978 года.

РодзянкоАП (445x700, 286Kb)
1879
Александр Павлович Родзянко
генерал-лейтенант (1919), один из руководителей Белого движения на Северо-Западе России. С 19 июня и по 2 октября 1919 года Родзянко — командующий Северным корпусом, позднее переформированным в Северо-Западную армию. Из дворянской семьи. Отец — Павел Владимирович, крупный землевладелец. Мать — Мария Павловна, урождённая княжна Голицына. Дяди — председатель Государственной думы III и IV созывов М.В.Родзянко и князь П.П.Голицын. Брат — Павел Павлович, полковник Кавалергардского полка. Окончил Пажеский корпус (1899), Офицерскую кавалерийскую школу (1907), кавалерийскую школу в Сомюре (Франция, 1908).
Кавалерийский офицер
С 1899 года — служил в Кавалергардском полку, корнет, с 1903 года — поручик, с 1907 — штаб-ротмистр, с 1911 — ротмистр, с 1912 — полковник. В 1908—1909 годах временно командовал эскадроном Его Величества. С 1909 года — начальник полковой учебной команды, 1909—1911 годах — командующий 2-м эскадроном, в 1911 году произведён в ротмистры с утверждением в должности командира 2-го эскадрона. Командовал эскадроном один год. С 1912 года — помощник командира полка по хозяйственной части. Одновременно с военной службой много времени уделял конному спорту. В 1902 году участвовал в международных конных соревнованиях в Турине, был награждён кавалерским крестом итальянского ордена Короны. В 1907 году окончил Офицерскую кавалерийскую школу в Петербурге, где в то время преподавал мэтр мировой выездки Джеймс Филлис. В 1908 году окончил кавалерийскую школу в Сомюре (Франция). В 1911 году был участником крупных соревнований по конкуру в Лондоне, в 1912 году — в составе российской команды выступал на Олимпийских играх в Стокгольме.
Родзянко01 (468x700, 189Kb)
А.П.Родзянко на Олимпийских играх 1912 года.
В начале Первой мировой войны отправился на фронт, недолго служил во 2-м Кубанском, 1-м Линейном казачьем полках, в течение недели временно командовал 16-м Донским казачьим генерала Грекова полком. С 25 ноября 1914 года служил в 8-й армии. С 30 июля 1915 года — штаб-офицер Кавалергардского полка. С мая 1916 года — командир полка Офицерской кавалерийской школы, элитной воинской части, сформированной на основе постоянного состава школы. С апреля 1917 года — командующий 1-й бригады 17-й кавалерийской дивизии. В июне — июле 1917 был начальником гарнизона Риги. С октября 1917 года временно командовал 17-й кавалерийской дивизией. После её расформирования в 1918 году остался в Пскове, был интернирован наступающими немецкими войсками и отправлен в Германию.
Деятель Белого движения
С августа 1918 года жил в Риге. В ноябре 1918 года при поддержке немецких властей начал формирование антибольшевистских стрелковых батальонов. Вопрос о его производстве в генерал-майоры недостаточно выяснен — известно, что в ноябре 1918 года командование Псковского Добровольческого корпуса признало А.П.Родзянко в этом чине. После отступления немецкой армии из Пскова установил связи с представителями Антанты, которые, однако, отказались в то время поддерживать белое движение, представленное офицерами, сотрудничавшими с их противниками в период Первой мировой войны. В январе 1919 года прибыл в Ревель, где в феврале того же года стал командиром сформированной им бригады в Добровольческом корпусе, переименованном к тому времени из «Псковского» в «Северный». В конце февраля 1919 года во главе бригады отбил наступление группы красных войск из Пскова в направлении Эстонии, что было высоко оценёно главнокомандующим эстонской армией генералом Йоханом Лайдонером. В апреле 1919 при поддержке части офицеров и эстонского командования принял фактическое командование над Северным корпусом, возглавив начавшееся в мае его наступление на Гдов и Ямбург. Наступлению сопутствовал успех, причём часть красных войск перешла на сторону белых, которым удалось выйти на подступы к форту Красная Горка и Ораниенбауму. 1 июня официально вступил в командование Северным корпусом. Малочисленность белых войск, отсутствие их связи с антибольшевистским подпольем в Петрограде (об антисоветском восстании на форте Красная Горка Родзянко узнал только на третий день), разногласия с эстонцами привели к прекращению наступления. В ходе боёв Родзянко проявил себя энергичным командиром, недооценивавшим, однако, важность штабной работы и заполнившим свой штаб недостаточно компетентными кадрами.
Родзянко02 (458x700, 350Kb)
Приказ А.Родзянко по Северо-Западной армии от 24 сентября 1919 года о борьбе с незаконными реквизициями у гражданского населения. На приказе рукой Родзянко зачеркнуто решение о смертной казни за такие реквизиции - заменено на предание военно-полевому суду
19 июня Северный корпус вышел из подчинения эстонскому командованию, тогда же корпус был развёрнут в Северную (с 1 июля — Северо-Западную) армию, командование которой сохранил Родзянко. С августа 1919 года он конфликтовал с генералом Н. Н. Юденичем, который стал главнокомандующим фронтом и обладал более значительным авторитетом и влиянием, чем Родзянко. Настаивал на наступлении из Пскова на Новгород с последующим окружением Петрограда, тогда как Юденич был сторонником скорейшего взятия Петрограда с помощью удара на нарвском направлении. 2 октября Юденич для реализации своего плана лично вступил в командование Северо-Западной армией и назначил Родзянко своим помощником с производством в генерал-лейтенанты.
Участник наступления на Петроград
Во время наступления на Петроград в октябре 1919 года Родзянко находился в первых рядах наступавшей 3-й дивизии. Участвовал в занятии Гатчины и Царского Села, настаивал на максимально высоких темпах наступления. Один из его подчинённых (капитан А.С.Гершельман) вспоминал:
«В длиннополой кавалерийской шинели, в сапогах «танках» (солдаты так называли тяжеловесные английские сапоги), Родзянко, не обращая внимание на стрельбу, пёр вперёд, пока не натыкался на нашу разведку, и тогда начинал ругаться, что медленно идут.»
А.И.Куприн также свидетельствовал о личном мужестве Родзянко:
«Генералы Родзянко и Пален, оба высоченные гиганты, в светлых шинелях офицерского сукна, с оружием, которое в их руках казалось игрушечным, ходили в атаку впереди цепей, посылая большевикам оглушительные угрозы.»
После поражения белых и отступления армии из-под Петрограда был командирован генералом Юденичем в Англию с целью добиться финансовой и материальной помощи для восстановления боеспособности Северо-Западной армии. Однако не получил ни командировочного удостоверения, ни дополнительных указаний, что сделало его миссию невозможной.
Эмигрант
В начале 1920 года выехал в Стокгольм, а оттуда в Германию, где работал над мемуарами, в которых подверг резкой критике деятельность генерала Юденича и защищал правильность собственных решений и инициатив. В 1921 году опубликовал эти воспоминания в Берлине. Позже эмигрировал в США, где был председателем полкового объединения кавалергардов в США и председателем отдела Союза пажей. Скончался в городе Нью-Йорк,штат Нью-Йорк, США, 6 мая 1970 года. Похоронен на русском кладбище Новодивеевского монастыря в Нануете, Нью-Йорк. Награды: Орден Святого Станислава III степени (1908); Орден Святой Анны III степени (1911); Орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом (Высочайший приказ 14 декабря 1915); Орден Святой Анны IV степени (Высочайший приказ 8 мая 1915); Орден Святой Анны II степени с мечами (1917); Более 7 медалей. Труды: Воспоминания о Северо-Западной армии. Берлин 1921; 2-е издание — Москва, 2000. Библиография: Рутыч Н. Белый фронт генерала Юденича. Москва, 2002. Страницы 327—344; Белая борьба на северо-западе России. Москва, 2003.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку