-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 121819
Комментариев: 6815
Написано: 130313


29 июля родились...

Вторник, 29 Июля 2025 г. 03:26 + в цитатник
Aleksander_Przezdziecki (529x700, 198Kb)
1814
Александр Нарциз Пршездецкий (Пшездецкий) (польское имя — Aleksander Narcyz Przezdziecki)
польский историк, медиевист, писатель, издатель, член Польской геральдической комиссии (с 1847). Представитель графского рода Пржездзецких. Сын подольского губернского предводителя дворянства Константина Пршездецкого и Аделаиды Олизар, дочери подчашего Великого княжества Литовского, шамбелана польского королевского двора Филиппа Олизара и Людвики урожденной Немирович-Щит. В 1831 окончил Кременецкий лицей, в 1833—1834 — продолжил учёбу в Берлинском университете. С 1847 жил в Варшаве. В 1842 году основал в своем поместье в Чёрном Острове библиотеку рода Пржездзецких. Занимался историческими исследованиями. Совершил ряд поездок в поисках архивных документов, касающихся польского вопроса в Германию, Францию, Швейцарию и Италию. Издал много исторических актов и сочинений. В 1850 опубликовал труд «Wiadomość bibliograficzna o rękopisach zawierających w sobie rzeczy polski przejrzanych po niektórych bibliotekach i archiwach zagranicznych w latach 1846—1849». В 1852 издал книгу «Listy Annibala z Kapui arcybiskupa napolitańskiego nuncyusza w Polsce, o bezkrólewiu po Stefanie Batorym i pierwszych latach panowania Zygmunta III», касающуюся периода бескоролевья в Польше после смерти Стефана Батория и начале правления Сигизмунда III. За ней в 1854 году последовала книга о домашнем быте королевского двора при Ягелло и его супруге Ядвиге «Życie domowe Jadwigi i Jagiełły z rejestrów skarbowych z lat 1388—1414 — rejestry przychodów i wydatków królewskich». В 1850-х годах начал издавать труды летописца Яна Длугоша, автор «Истории Польши» в 12 томах. Несколько раз выезжал за границу в поисках рукописей и лучших копий его трудов.
Orda_Napoleon_Czarny_Ostrow (700x435, 379Kb)
Наполеон Орда. Дворцовый комплекс Пршездецких (1871—1873) в Чёрном Острове.
В 1863—1864 издал «Liber Beneficiorum», а в 1867—1870 — «Dzieje polskie w księgach dwunastu» («Истории Польши» в 12 томах), первое в Польше полное издание трудов Яна Длугоша. В 1862 подготовил и опубликовал «Kronikę Wincentego Kadłubka» («Хронику Викентия Кадлубка»). Умер в Кракове 26 декабря 1871 года. Избранные публикации: «Szwecyja, wspomnienia jesienne z r. 1833» (Варшава, 1836; Вильно, 1845); «Próby dramatyczne polskie» (Вильно, 1841); «Jadwiga» — историческая драма (там же, 1844); «Podole, Wolyń, Ukraina, obrazy miejsc i czasów» (Вильно, 1841); «Wiadomości biblijograficzne о rękopisach po biblijotekach i archiwach zagranicznych» (Варшава, 1850); «Paweł z Przemankowa» (Варшава, 1851); «O Polakach w Bolonii i Padwie» (там же, 1852); «Slady Bołesławów polskich po obcych krajach» (там же, 1853); «Zycie domowe Jadwigi i Jagiełły» (там же, 1854); «Jagełłonki» (Краков, 1870) и др.

 (553x699, 267Kb)
1817
Иван Константинович Айвазовский (армянское имя — Оганес (Ованес) Айвазян, Հովհաննես Կոնստանդինեսի Հայվազյան)
всемирно известный российский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат. Наиболее выдающийся художник-армянин XIX века. Брат армянского историка и священника Габриэла Айвазовского. Ованес (Иван Константинович) Айвазовский родился в семье купца Константина (Геворга) и Рипсиме Айвазовских. священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворга) Айвазовского и его жены Рипсиме родился «Ованес, сын Геворга Айвазяна». Предки Айвазовского были из галицийских армян, переселившихся в Галицию из турецкой Армении в XVIII в. Известно, что его родственники владели крупной земельной собственностью в районе Львова, однако никаких документов, бросающих более подробный свет на происхождение Айвазовского, не сохранилось. Его отец Константин (Геворг) и после переселения в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский» (фамилия — полонизированная форма армянской фамилии Айвазян). Сам Айвазовский в своей автобиографии говорит об отце, что тот ввиду ссоры со своими братьями в юности переселился из Галиции в Дунайские княжества (Молдавию, Валахию) где занялся торговлей, оттуда в Феодосию; знал несколько языков. После переселения в Феодосию Константин Григорьевич Айвазовский (1771—1841) женился на местной армянке Рипсиме (1784—1860), и от этого брака родились три дочери и два сына — Ованес (Иван) и Саргис (впоследствии, в монашестве — Габриэл). Первоначально торговые дела Айвазовского шли успешно, но во время эпидемии чумы 1812 года он разорился. Иван Айвазовский с детства обнаружил художественные и музыкальные способности; в частности, он самостоятельно научился играть на скрипке. Феодосийский архитектор Я.Х.Кох, первым обративший внимание на художественные способности мальчика, дал ему и первые уроки мастерства. Яков Христианович также всячески помогал юному Айвазовскому, периодически даря ему карандаши, бумагу, краски. Он также рекомендовал обратить внимание на юное дарование феодосийскому градоначальнику Казначееву. После окончания феодосийского уездного училища, он был при помощи Казначеева, который в то время уже был таврическим губернатором и признававшем талант будущего художника, зачислен в симферопольскую гимназию. Затем он был принят на казённый счёт в Академию художеств Санкт-Петербурга (последний приём учеников за казённый счёт) и зачислен в пейзажный класс профессора Максима Воробьёва. Айвазовский приехал в Санкт-Петербург 28 августа 1833 года. В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Санкт-Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль и был определён помощником к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру. Учась у Таннера, Айвазовский, несмотря на запрет последнего работать самостоятельно, продолжал писать пейзажи и выставил пять картин на осенней выставке Академии художеств 1836 года. Работы Айвазовского получили благожелательные отзывы критики, выставленные же работы Таннера, наоборот, критиковались за манерность. Таннер пожаловался на Айвазовского Николаю I, и по распоряжению царя все картины Айвазовского были сняты с выставки. Художник был прощён лишь через полгода и определён в класс батальной живописи к профессору Зауэрвейду для занятий морской военной живописью. Проучившись в классе Зауэрвейда всего несколько месяцев, в сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Это дало ему право на двухлетнюю поездку в Крым и в Европу как пенсионеру Академии. Весной 1838 года художник отправился в Крым, где провёл два лета. Он не только писал морские пейзажи, но и занимался батальной живописью и даже участвовал в военных действиях на побережье Черкессии, где, наблюдая с берега за высадкой десанта в долине реки Шахе, сделал наброски для картины «Десант отряда в долине Субаши» (так тогда черкесы называли это место), написанной позже по приглашению начальника кавказской прибрежной линии генерала Раевского. Картину приобрёл Николай I. В конце лета 1839 года вернулся в Санкт-Петербург, где 23 сентября получил аттестат об окончании Академии, свой первый чин и личное дворянство.
«23 сентября 1839 г.
Санкт-Петербургская императорская Академия художеств в силу своего устава, властью, от монарха ей данною, воспитанника своего Ивана Гайвазовского, обучавшегося в оной с 1833 года в живописании морских видов, окончившего курс своего учения, за его хорошие успехи и особливо признанное в нём добронравие, честное и похвальное поведение, возводя в звание художника, уравняемого по всемилостивейше данной Академии привилегии с 14-м классом и наградя его шпагою, удостаивает с потомками его в вечные роды пользоваться правами и преимуществами, той высочайшею привилегией таковым присвоенными. Дан сей аттестат в Санкт-Петербурге за подписанием Президента Академии и с приложением большой её печати».
В это же время сблизился с кругом Карла Брюллова и Михаила Глинки. В июле 1840 года Айвазовский и его товарищ по пейзажному классу Академии Василий Штернберг отправились в Рим. По дороге они останавливались в Венеции и Флоренции. В Венеции Иван Константинович познакомился с Гоголем, а также побывал на острове святого Лазаря, где встречался со своим братом Габриэлом. Художник долгое время работал в южной Италии, в частности, в Сорренто, и выработал манеру работы, которая заключалась в том, что он работал на открытом воздухе лишь короткие промежутки времени, а в мастерской восстанавливал пейзаж, оставляя широкий простор для импровизации. Картина «Хаос» была куплена папой Григорием XVI, который также наградил Айвазовского золотой медалью. В целом, творчеству Айвазовского в Италии сопутствовал успех, как критики (в частности, о его работах высоко отозвался Уильям Тёрнер), так и коммерческий. За свои картины он получил золотую медаль Парижской академии художеств. В начале 1842 года Айвазовский через Швейцарию и долину Рейна отправился в Голландию, оттуда отплыл в Англию, а позже посетил Париж, Португалию и Испанию. В Бискайском заливе корабль, на котором плыл художник, попал в бурю и едва не затонул, так что в парижских газетах появились сообщения о его гибели. Путешествие в целом продолжалось четыре года. Осенью 1844 года он вернулся в Россию. В 1844 году стал живописцем Главного морского штаба (без денежного пособия), а с 1847 — профессором Санкт-Петербургской Академии художеств; состоял также в европейских академиях: Рима, Парижа, Флоренции, Амстердама и Штутгарта. Иван Константинович Айвазовский писал в основном морские пейзажи; создал серии портретов крымских побережных городов. Его карьера была очень успешной. Он был награждён многими орденами и получил звание адмирала. В общей сложности художник написал больше 6 тысяч работ. С 1845 жил в Феодосии, где на заработанные деньги открыл школу искусств, ставшую впоследствии одним из художественных центров Новороссии, и галерею (1880), стал основоположником Киммерийской школы живописи, был инициатором строительства железной дороги «Феодосия — Джанкой», построенной в 1892 г. Активно занимался делами города, его благоустройством, способствовал процветанию. Интересовался археологией, занимался вопросами охраны памятников Крыма, принимал участие в исследовании более 80 курганов (часть найденных предметов хранится в кладовой Эрмитажа). На свои средства построил новое здание для Феодосийского музея древностей с мемориалом П.С.Котляревского; за заслуги перед археологией избран действительным членом Одесского общества истории и древностей. 12 апреля 1895 года великий маринист И.К.Айвазовского, возвращаясь из Нахичевани-на Дону, где встречался с Мкртичем (Хримьяном) (1820 - 1907) верховным патриархом и католикосом всех армян, заехал к своему старому знакомому Я.М.Серебрякову в Таганрог. Это был второй приезд Айвазовского в Таганрог - первый был в 1835 году, когда он посещал Дворец Александра I. Для Палестинского общества, которым руководил Ипполит Ильич Чайковский (брат великого композитора), Айвазовский подарил свою картину «Хождение по водам», которая была размещена в часовне. Великий художник умер в Феодосии 2 мая 1900 года. Перед самой смертью Айвазовский написал картину, которая называется «Морской залив», а в последний день жизни начал писать картину «Взрыв турецкого корабля», которая осталась незаконченной. Так описан последний день на сайте Феодосийской картинной галереи имени И.К.Айвазовского: Утром 2 мая 1900 года художник привычно устроился за мольбертом в своей феодосийской мастерской. На подрамнике небольшого размера был натянут чистый холст. Айвазовский решил осуществить свое давнее желание — еще раз показать один из эпизодов освободительной борьбы греческих повстанцев с турками. Для сюжета живописец избрал реальный факт — героический подвиг бесстрашного грека Константина Канариса, взорвавшего турецкий адмиральский корабль у острова Хиос. В течение дня художник почти закончил работу. Глубокой ночью, во время сна, внезапная смерть оборвала жизнь Айвазовского. Незаконченная картина «Взрыв корабля» так и осталась на мольберте в мастерской художника, дом которого в Феодосии превращен в музей. Искусство И.К.Айвазовского никого не оставляет равнодушным. Высокую оценку его творчеству давали многие его современники, а художник И.Н.Крамской писал: "...Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины во всяком случае и не только у нас, а в истории искусства вообще..." Айвазовский похоронен в Феодосии, в ограде средневековой армянской церкви Сурб Саркис (Святого Сергия). В 1903 году вдова художника установила мраморное надгробие в форме саркофага из цельного блока белого мрамора, автором которого является итальянский скульптор Л.Биоджоли. На древнеармянском языке написаны слова армянского историка Мовсеса Хоренаци: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память». В 1848 году Иван Константинович женился. Первая жена Айвазовского, Юлия Яковлевна Гревс, англичанка, дочь штабс-доктора, находившегося на русской службе. У них было четыре дочери: Елена, Мария, Александра и Жанна. Из-за нежелания Айвазовского жить в столице Юлия Яковлевна ушла от мужа спустя 12 лет. Однако брак был расторгнут лишь в 1877 году. Вторая жена — Анна Никитична Саркисова. Айвазовский увидел Анну Никитичну на похоронах её мужа, известного феодосийского купца, в 1882 году. Красота молодой вдовы поразила Ивана Константиновича. Спустя год они поженились. В галерее хранится портрет Анны Никитичны, написанный Айвазовским. Сам дом, впоследствии картинная галерея, был спроектирован лично Айвазовским в 1845 году, а в 1880 художник открыл собственный выставочный зал. Иван Константинович выставлял в нём свои картины, которые должны были покинуть Феодосию. Этот год официально считается годом создания галереи. По его завещанию картинная галерея перешла в дар Феодосии. В основанной им Феодосийской картинной галерее, ныне носящей его имя, полнее всего представлено творчество великого мастера. Архив документов Айвазовского хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства, Государственной публичной библиотеке имени М.Е.Салтыкова-Щедрина (Санкт-Петербург), Государственной Третьяковской галерее, Государственном центральном театральном музее имени А.А.Бахрушина. Константин Арцеулов, русский пилот и художник-иллюстратор — сын его дочери Жанны. Особой известностью пользовался Айвазовский не только в России, но и в Турции. Его знакомство с Османской империей началось в 1845 году. Средиземноморская географическая экспедиция под руководством Ф.П.Литке, в составе которой был Иван Константинович, отправилась к берегам Турции и Малой Азии. Тогда Стамбул покорил художника. После окончания экспедиции им было написано большое количество работ, в том числе и с видами столицы Османской империи. После окончания войны в 1856 году по пути из Франции, где на международной выставке выставлялись его работы, Айвазовский второй раз посетил Стамбул. Был тепло встречен местной армянской диаспорой, а также, по протекции придворного архитектора Саркиса Баляна, был принят султаном Абдул-Меджидом I. К тому времени в коллекции султана уже была одна картина Айвазовского. В знак преклонения перед его творчеством султан наградил Ивана Константиновича орденом «Нишан Али» IV степени. Третью поездку в Стамбул, по приглашению армянской диаспоры, И.К.Айвазовский совершает в 1874 году. На многих художников Стамбула, в то время, оказало влияние творчества Ивана Константиновича. Особенно это видно в маринистике М.Дживаняна. Братья Геворк и Ваген Абдуллахи, Мелькоп Телемакю, Ховсеп Саманджиян, Мкртыч Мелькисетикян позже вспоминали, что Айвазовский также оказал значительное влияние на их творчество. Одна из картин Айвазовсого была подарена Саркис-беем (Саркисом Баляном) султану Абдул-Азизу. Картина настолько понравилась султану, что он сразу заказал художнику 10 полотен с видами Стамбула и Босфора.
29.07.1817 (Родился Айвазовский) (700x286, 200Kb)
Во время работы над этим заказом Айвазовский постоянно бывал во дворце султана, подружился с ним, в результате им было написано не 10, а около 30 различных полотен. Перед отъездом Ивана Константиновича был устроен официальный прием к падишаху в честь награждения его орденом Османии II степени. Уже через год Айвазовский снова едет к султану и везёт ему в дар две картины: «Вид на Санкт-Петербург с моста Святой Троицы» и «Зима в Москве» (эти картины в настоящее время находятся в коллекции дворца-музея Долмабахче). Очередная война с Турцией закончилась в 1878 году. Сан-Стефанский мирный договор подписывался в зале, стены которого украшали картины русского художника. Это было символом будущих добрых отношений между Турцией и Россией. Картины И.К.Айвазовского, находившиеся в Турции, неоднократно выставлялись в различных выставках. В 1880 году в здании русского посольства проходила выставка картин художника. По её окончании султан Абдул-Хамид II вручил И.К.Айвазовскому алмазную медаль. В 1881 году владелец художественного магазина Ульман Громбач проводил выставку работ известных мастеров: Ван Дейка, Рембрандта, Брейгля, Айвазовского, Жерома. В 1882 году здесь же состоялась художественная выставка И.К.Айвазовского и турецкого художника Оскана Эфенди. Выставки имели огромный успех. В 1888 году в Стамбуле состоялась ещё одна выставка, организованная Левоном Мазировым (племянником И.К.Айвазовского), на которой были представлены 24 картины художника. Половина сборов от неё пошла на благотворительные цели. Как раз на эти годы приходится первый выпуск османской Академии художеств. В работах выпускников Академии прослеживается манера письма Айвазовского: «Гибель корабля „Эртугрул“ в Токийском заливе» художника Османа Нури Паши, картина «Корабль» Али Джемаля, некоторые марины диярбакырца Тахсина. В 1890 году была последняя поездка Ивана Константиновича в Стамбул. Он посетил армянскую патриархию и дворец Йылдыз, где оставил в дар свои картины. В этот приезд он был награждён султаном Абдул-Хамидом II орденом Меджидие I степени. В настоящее время несколько известных картин Айвазовского находятся в Турции. В Военном музее в Стамбуле находится картина 1893 г. «Корабль на Черном море», картина 1889 г. «Корабль и лодка» хранится в одной из частных коллекций. В резиденции президента Турции находится картина «Тонущий во время шторма корабль» (1899). В наше время не утихает интерес к работам художника. Его работы постоянно продаются на различных аукционах. Например в 2008 на аукционе «Сотбис» два полотна Айвазовского, «Раздача продовольствия» и «Корабль помощи», были проданы за $2,4 млн. Полотна посвящены помощи США России в 90-х годах XIX века и подарены автором музею Corcoran Gallery в Вашингтоне. Аукцион Christie’s в 2004 году продал «Исаакиевский собор в морозный день» за 1,125 млн фунтов стерлингов. На этом же аукционе в июне 2009 года продано две небольшие марины (за £32 тыс. и £49 тыс.) и два больших полотна (за £421 тысяч и £337 тысяч). Картина Айвазовского «Девятый вал» включена в книгу «100 великих картин». Награды и регалии: 1856 год - награждён орденом Почётного легиона (Франция); награждён османским орденом «Нишан-Али» IV степени; 1874 год - награждён орденом Османие II степени; 1880 год - вручена «Алмазная медаль» (Османская империя); 1890 год - награждён султаном Абдульхамидом II орденом Меджидие I степени. В 2007 году на аукционе «Кристис» картина «Корабль у скал Гибралтара» была продана за 2,708 миллиона фунтов стерлингов, что является рекордом для картин Айвазовского. В 1888 году И.К.Айвазовского посетил А.П.Чехов. 22 июля, Феодосия. Вчера я ездил в Шах- мамай, именье Айвазовского, за 25 верст от Феодосии. Именье роскошное, несколько сказочное; такие имения, вероятно, можно видеть в Персии. Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет из себя помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подает их по-генеральски. Недалек, но натура сложная и достойная внимания. В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шахами и эмирами. Писал вместе с Глинкой «Руслана и Людмилу». Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал. В своей жизни он не прочел ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: «Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?» Я у него пробыл целый день и обедал. Часто приезжая к своему брату Габриэлю на остров святого Лазаря, Айвазовский постоянно останавливался в комнате великого поэта Джорджа Байрона, который также приезжал сюда для изучения армянского языка. Известного английского мариниста У.Тёрнера, побывавшего в Риме в 1842 году, настолько потрясли картины И.Айвазовского («Штиль на море» и «Буря»), что он посвятил ему стихотворение:

Прости меня, великий художник, если я ошибся,
Приняв твою картину за действительность.
Но работа твоя очаровала меня,
И восторг овладел мною.
Искусство твоё высоко и монументально,
Потому что тебя вдохновляет гений.
(дословный перевод)

Отец Айвазовского, Геворг Айвазян, сменил имя сына Ованес Айвазян на Айвен Гайвазовский, когда семья переехала в Польшу. Когда сам Айвазовский приехал в Москву, он сменил себе имя на русский манер. Прижизненные публикации, посвящённые Айвазовскому, передают с его слов семейное предание о том, что среди его предков были турки. Согласно некоторым публикациям, покойный отец художника рассказывал ему, что прадед художника (согласно Блудовой — по женской линии) был сыном турецкого военачальника и будучи ребенком, при взятии Азова русскими войсками (1696 г.) был спасен от гибели неким армянином, который его крестил и усыновил (вариант — солдатом). После смерти художника (в 1901 году) его биограф Н.Н.Кузьмин в своей книге рассказал эту же историю, однако про отца художника, сославшись на неназванный документ в архиве Айвазовского.
АйвазовскийПамятник Кронштадте1 (525x700, 86Kb)
15 сентября 2007 года в Кронштадте был открыт первый в постреволюционной и постсоветсткой России памятник Айвазовскому. Бюст художника находится на Макаровской набережной у морской крепости, прикрывающей морские подходы к Санкт-Петербургу. Скульптор — заслуженный художник России, лауреат государственной премии Владимир Горевой. В торжественной церемонии открытия памятника приняли участие представители правительства Санкт-Петербурга, законодательного собрания северной столицы, администрации Кронштадта. Кроме этого, присутствовали представители Ленинградской военно-морской базы и праправнучка художника Ирина Касацкая.
памятник Айвазовскому  (700x596, 372Kb)
1 мая 2003 года в Ереване был установлен памятник Ивану Айвазовскому (Ованесу Айвазяну). Автор — Оган Петросян. Памятник находится в центре Еревана в одном из живописных скверов столицы возле Дома камерной музыки.]
Фонтан_АйвазовськогоФеодосия. (700x525, 179Kb)
Феодосия. Фонтан Айвазовского.
АйвазовськогоФеодосия. (463x700, 238Kb)
Феодосия — Айвазовскому.
В в его честь названы в 1946 г. залив и остров у острова Шикотан, Курилы, села Айвазовское в 1950 г на юге Калиниградской области, к северу от Железнодорожного, на востоке Крыма, севернее у Старого Крыма с 1945 .г, и было село в Чечне, юго-западнее Грозного, носило имя художника в 1944-1957 г.г. (Алхан-Юрт). Библиография: Aivazovsky. Leningrad, Aurora Art Publishers, 1989; Иван Константинович Айвазовский. Издательство «Искусство», Москва, 1965; Игорь Долгополов, Мастера и шедевры. Издательство «Изобразительное Искусство», Москва, 1987; Популярная Художественная Энциклопедия. Издательство «Советская Энциклопедия», Москва, 1986; Айвазовский. Документы и материалы. — Ереван, 1967; Барсамов Н.С. И.Айвазовский. 1817—1900. — Москва, 1962; Вагнер Л., Григорович Н. Айвазовский. — Москва, 1970; Un peintre russe sur la Riviera : Aivazovsky par Guillaume Aral et Alex Benvenuto, Lou Sourgentin N°192, Nice, juin 2010. …С тех пор я знаю, что стать Айвазовским не просто, что художник Главного морского штаба имел в кармане мундира секрет, при помощи которого умел делать на полотне воду мокрой…— Конецкий В.В. Солёный лёд. В шторм и штиль // Собрание сочинений в 7 томах (8 книгах). — Санкт-Петербург.: Международный фонд «300 лет Кронштадту — возрождение святынь», 2001—2003. — Том 2. — 471 страниц. Фильмография: 1983 год. «Айвазовский и Армения» (документальный фильм); В 2000 году Русский музей и студия «Квадрат фильм» создали фильм «Иван Айвазовский»; Также есть сюжет о художнике в проекте «Российская Империя».

Griesinger (552x700, 274Kb)
1817
Вильгельм Гризингер (немецкое имя — Wilhelm Griesinger)
немецкий психиатр и невропатолог, один из основоположников научной психиатрии. Родился в Штутгарте. Гризингер был сыном Готфрида Фердинанда Гризингера (Gottfried Ferdinand Griesinger) и его жены Каролины Луизы (Karoline Luise) .Гризингер занимался с репетиторами, до того как он поступил в гимназию, поэтому он был не простым учеником. В 1834 году он поступил на медицинский факультет Тюбингенского университета. Окончив медицинский факультет в 1838 году в Тюбингене, Вильгельм Гризингер учился потом в Париже у Ф. Мажанди, а с 1839 года работал в психиатрической больнице Фридрихсхафене. После чего в течение двух лет он был ассистентом у Э.А. фон Целлера, директора психиатрической больницы Виненталь, открытой в 1834 году в Вюртемберге. В 1847 году Гризингер стал профессором общей патологии и истории медицины в Киле, а с 1854 года — профессором объединенной кафедры по внутренним болезням и психиатрии, невропатологии в университетах Цюриха и Тюбингена, с 1864-го и до самой смерти возглавлял кафедру психиатрии в Университете Фридриха Вильгельма. Гризингер после двухлетней службы в заведении для умалишенных, в 1845 г., написал руководство по душевным болезням «Die Pathologie und Therapie der psychischen Krankheiten». Оно обратило на себя общее внимание врачебного мира и вскоре было переведено на несколько иностранных языков, в том числе и на русский. Гризингер внес в психиатрию рационально-психологическую точку зрения, и его учебник был настольной книгой психиатров в различных странах Европы в течение нескольких десятилетий. Кроме того, он опубликовал в специальных журналах различные мелкие статьи по невропатологии и психиатрии, а также большое сочинение об инфекционных болезнях. В течение двух лет (1849—1851 гг.) он состоял лейб-медиком египетского хедива и заведующим санитарной частью в Египте. С 1854 по 1865 г. Гризингер занимал кафедру внутренних болезней в Тюбингене и Цюрихе, а с 1865 г. сделался профессором психиатрии в Берлине. Хотя уже спустя три года, 26 октября 1868 года он умер в Берлине вследствие острого кишечного страдания, но и в течение столь короткого времени он чрезвычайно много сделал для развития преподавания нервных и душевных болезней в Германии.
Grab_Wilhelm_Griesinger (525x700, 542Kb)
Могила Вильгельма Гризингера
Деятельность В.Гризингера началась в период дискуссии между школами психиков и соматиков. Первые утверждали, что в этиологии психических болезней главными являются идеалистические причины, а именно — психологические, моральные и теологические нарушения, то есть психоз — это последствие страстей и пороков. Их оппоненты, соматики, утверждали, что причина психических болезней исключительно материалистическая.
Griesinger_8161 (700x553, 283Kb)
Одно из главных сочинений В.Гризингера — «Патология и терапия психических болезней» (немецкое название — «Die Pathologie und Therapie der psychischen Krankheiten»)
Однако среди этой прогрессивной ветви в 1830—1840 годах господствовала идея К.В.М.Якоби о том, что причиной психоза является болезнь всего организма, а роль мозга не была первостепенной. Вильгельм Гризингер в 1845 резко раскритиковал идеи Якоби, не отрицая достижений школы соматиков, но отдавая ключевую роль именно головному мозгу. Мировоззрение Гризингера в отношении к психиатрии и неврологии, изложенное в «Патологии и терапии психических болезней»: Основой психоза является патологоанатомический процесс. Субстрат этого патологоанатомического процесса — исключительно головной мозг: таким образом, Вильгельм Гризингер — представитель мозговой теории психозов и один из основателей неврологического течения психиатрии. Психические процессы построены по схеме рефлекса. Отдельные психотические картины — не особые болезни, а только симптомы процесса, протекающего в головном мозге, причём каждая из них — это стадия данного процесса (здесь В.Гризингер выступил как один из основателей клинической психиатрии).
Wilhelm_Griesinger_berlin (401x700, 512Kb)
Бюст Гризингера в Берлине
Гризингер был первым кто поставил вопрос об истории развития души и психической индивидуальности, выйдя за пределы биологического понятия развития организма. Гризингер считал, что важнейшими причинами «сумасшествия» являются психические причины. Он добился некоторого равновесия между патологоанатомическим и психопатологическим направлениями, и поэтому швейцарский психиатр-экзистенциалист Л.Бинсвангер называет Гризингера создателем основ современной психиатрии. Вильгельм Гризингер был сторонником слияния во едино невропатологии и психиатрии — мысль для того времени очень прогрессивная, так как неврология входила в состав внутренней медицины, а психиатрия изучалась только в псих-больницах. В 1845 году вышла работа Гризинегра «Патология и терапия психических болезней», составившая эпоху в психиатрии и переведенная почти на все европейские языки. Вильгельм Гризингер утверждал, что почти всем психозам предшествуют неспецифические эмоциональные расстройства в экспансивной или депрессивной форме. В работах Гризингера (1845) есть систематика и клиника психиатрических заболеваний, а также немало психопатологических наблюдений и общих положений, которые оказались плодотворными при дальнейшей разработке психопатологии шизофрении. К этому также относится описание так называемого основного настроения, реакция личности на происходящие в ней изменения и распад «я», трактовка синдрома деперсонализации, деление галлюцинаций на первичные и на проистекающие из аффекта, типология бредовых идей, описание явлений отчуждения собственной психической продукции или деятельности, описание «деланных» мыслей и «отнятие» мыслей. Гризингер, приводя пример сложной галлюцинации, возникшей у здорового человека, в которой все чувства действуют так согласованно, что появляется общее впечатление, будто это сама действительность, говорит, что данные, по которым мы безошибочно могли бы отличить действительность от воображаемого, крайне шатки. Профессор Гризингер утверждал, что галлюцинации являются «действием ощущения, а не представлением», и если эти обманы чувств «желают победить путём умозрения», то получают ответы вроде того, что получил французский врач Лере от одного больного: «Я слышу голоса, потому что — я их слышу. Как они возникают, я не знаю, но они для меня настолько же отчетливы, как и ваш голос. Если я должен верить в реальность ваших речей, то вы должны позволить мне верить в действительность тех речей, так как те и другие ощущаются одинаково». Гризингер выразил своё естественно-научное понимание психопатологических проблем тем, что он придал огромное значение одному понятию. Оно было созданно физиологией для обозначения основного факта животной жизни, это — рефлекс. В ближайшее время у него нашлись единомышленники. В 1845 г. в Англии выступил Лайкок, который в своем докладе британской Медицинской ассоциации предложил распространить учение о рефлексах на все функции головного мозга.
Stamp_of_Germany_(DDR)_1960_MiNr_799 (700x413, 319Kb)
Классификация Гризингера:
I. Состояние психической подавленности. Её подвиды:
Ипохондрия.
Простая меланхолия в узком смысле.
Меланхолия с оцепенением.
II. Состояние психического возбуждения — мания. Её подвиды:
Неистовство.
Помешательство с экспансивными аффектами и переоценкой собственной личности.
III. Состояние психической слабости. Её подвиды:
Частичное бредовое состояние.
Общая спутанность.
Идиотизм и кретинизм.
IV. Осложнение помешательства:
Общий паралич.
Эпилепсия.
Библиография: Ю.В.Каннабих. Глава двадцать вторая. Гризингер и его деятельность // История психиатрии. — Ленинград: Государственное медицинское издательство, 1928.

1818
Карл Фердинанд (немецкое имя — Karl Ferdinand von Österreich)
эрцгерцог Австрийский из тешинской ветви дома Габсбургов. Родился в Вене. Второй сын знаменитого полководца герцога Тешенского Карла Людвига Иоганна и Генриетты Нассау-Вейльбургской. Генерал кавалерии (7 ноября 1860). Начал военную карьеру в 57-м пехотном полку в Брно. Позже получил под командование бригаду в Италии, боролся против повстанцев в Праге в 1848 году. В 1859 году воевал в Моравии и Силезии и вернулся в Брно в 1860 году. Носил с 7 октября 1844 звание фельдмаршал-лейтенанта австрийской армии. 22 июня 1842 года был награждён орденом Святого Андрея Первозванного. 18 апреля 1854 года в Вене Карл Фердинанд женился на эрцгерцогине Елизавете Франциске, дочери эрцгерцога Иосифа и вдове эрцгерцога Фердинанда Австрийского-Эсте, герцога Модены. Когда Карл Фердинанд умер в Жидлоховице (Моравия; ныне Брно-пригород, Южноморавский край, Чехия) 20 ноября 1874 года, его детей в 1874 году усыновил его брат, фельдмаршал эрцгерцог Альбрехт. Дети: Франц Иосиф (1855); Фридрих (1856—1936), главнокомандующий австро-венгерской армией во время Первой мировой войны; Мария Кристина (1858—1929), супруга короля Испании Альфонса XII; Карл Стефан (1860—1933), гросс-адмирал; Евгений (1863—1954), великий магистр Тевтонского ордена;
Мария Элеонора (1864).

Theodor_Brorsen_1819_-_1895 (459x700, 170Kb)
1819
Теодор Йохан Кристиан Амбдерс Брорзен (немецкое имя — Theodor Johann Christian Ambders Brorsen)
датский астроном, известный тем, что открыл 5 комет, включая потерянную комету 5D/Брорзена и 23P/Брорзена-Меткофа. Теодор Йохан Кристиан Амбдерс Брорзен родился в городе Норборг на острове Альс (Южная Дания). Он был сыном капитана Кристиана Амбдерса Брорзена (1793—1840) и его жены Аннеты Маргариты Герхардины Шумахер (1788—1855). Три средних имени были даны Брорзену в честь деда по материнской линии, Норборгского адвоката Йохана Кристиана Амбдерса (1710—1795). После развода родителей в 1822 году, Брорзен жил со своей матерью. Её хорошее финансовое положение позволило ему посещать Моравскую школу в Кристианфельде (1826—1829), а затем (1830—1839) латинскую школу во Фленсбурге. По настоянию матери, Брорзен изучал право в Киле (1839), Берлине (1840), Хайдельберге (1841) и опять в Киле (1842) до тех пор, пока не решил следовать своим склонностям и не стал изучать астрономию в Киле с 1844 года. Брорзен работал в астрономической обсерватории Киля (1846) и Альтоны, Гамбург (1847). Он отказался от предложения работы в обсерватории Рундетарн в Копенгагене и поступил на работу в частную обсерваторию барона Джона Париша (1774—1858, англичанина, известного так же под именем Ферайхера фон Зенфтенберга) в городе Жамберк (современная Чехия). Когда освободился пост директора обсерватории в Альтоне в 1854 году, Брорзен предложил свою кандидатуру, но не был принят. После смерти барона Париша в 1858 году, его наследники демонтировали обсерваторию и продали инструменты, хотя Брорзену было предложено работать бесплатно. Тем не менее, Брорзен остался в Жамбеке еще на 12 лет и продолжал наблюдать при помощи своих личных инструментов. В 1870 году Брорзен вернулся в Норбург в Южной Дании, который после Датской войны 1864 года стал прусским. В 1874 он поселился по адресу Лёйтертофт 11, где жил до смерти. Во время жизни в Норбурге, Брорзен практически не занимался астрономией. В это время его главным интересом были метеорология, наблюдение Северных сияний и ботаника (особенно разведение орхидей). Брорзен был замкнутым человеком. Он не заботился о своей одежде, отращивал длинные волосы. Если обувь была тесной, он вырезал дыры в тесных местах обуви. Брорзен имел обыкновение ежедневно окунаться в озере Олендор не в зависимости от времени года. Был неженат. Он умерв Норборге 31 марта 1885 года.
Theodor_Brorsen.grave.Nordborg (461x700, 476Kb)
Похоронен на кладбище Норбурга.
Брорзен открыл 5 комет: 1846 III, 1846 VII, 1847 V, 1851 III и 1851 IV. Две из них периодические и названы его именем. Комета 1846 III названа кометой Брорзена, а комета 1847 V названа кометой Брорзена-Меткофа (так как Джоэль Гастингс Меткоф вновь открыл её в 1919 году). Комета 5D/Брорзена (с периодом обращения 5,46 лет) в последний раз наблюдалась в 1879 году. Она принадлежала к семейству комет Юпитера, для которых характерен недолгий срок жизни, поэтому вполне вероятно, что кометы Брорзена больше не существует. Комета 23P/Брорзена-Меткофа (с периодом обращения 70,52 лет) наблюдалась в 1847, 1919 и 1989 годах. Она принадлежит к семейству кометы Галлея и её возвращение ожидается в 2059 году. В 1850, Брорзен вновь после Уильяма Гершеля открыл эмиссионную туманность NGC 2024 в созвездии Ориона, известную также как туманность «Пламя». Возможно, Брорзен открыл свою шестую комету 16 марта 1854 года, но это открытие не подтверждено больше ни одним астрономом. В том же 1854 он опубликовал первое тщательное исследование так называемого противосияния, являющегося частью зодиакального света. Кроме того, Брорзен был первым, кто обнаружил, то зодиакальный свет может охватывать все небо, так как при хороших условиях наблюдений можно увидеть слабую перемычку света, соединяющую зодиакальный свет и противостояние. В 1856 Брорзен обнаружил шаровое звёздное скопление в созвездии Змеи, которое позднее было внесено в каталоги как NGC 6539. Также Брорзен исследовал покрытия и собственные движения звезд. В области теоретической астрономии его вклад заключается в вычислении перигелиев орбит комет и планет. За открытие каждой из трех первых комет Брорзен был удостоен золотой медали от короля Дании Кристиана VIII. В Норберге есть улица, названная в честь Брорзена (датское название — Th. Brorsens vej). В честь ученого назван астероид 3979, открытый 6 ноября 1983 года. Литература: Sven Houmøller, Otto Kryck: Familien Brorsen fra Nordborg. Copenhagen 1949, p. 25-28 (listing the previous literature); Hertha Raben Petersen: Theodor Brorsen. Astronom. Nordborg 1986. ISBN 87-88558-053

Clement_Vallandigham_-_Brady-Handy (448x700, 181Kb)
1820
Клемент Валландигэм (Clement Vallandigham (Clement Laird Vallandigham)
американский адвокат и политик, лидер фракции Copperhead Демократической партии США, выступающей против Гражданской войны в США. В течение двух сроков работал в Палате представителей США. Родился в городе Нью-Лисбон (ныне Лисбон), штат Огайо, США, в семье Клемента Валландигэма (Clement Vallandigham) и его жены — Ребекки Лэрд (англ. Rebecca Laird). Учился в колледже Washington & Jefferson College в городе Canonsburg, штат Пенсильвания, откуда за пререкания с директором был уволен в 1841 году. Диплома об образовании он никогда не получал. Получив поддержку от государственного и политического деятеля — Эдвина Стэнтона, а также являясь его коллегой по Демократической партии, Валландигэм начал свою адвокатскую практику практикой в Дейтоне. Но очень скоро Валландигэм заинтересовался политикой и 1845 году он впервые был избран в законодательное собрание штата Огайо от Демократической партии, одновременно (в 1847—1849 годах) работая редактором одной из местных газет — Dayton Empire. В 1856 году Клемент Валландигэм участвовал в выборах в Конгресс США, но проиграл. А в следующие выборы 1858 года он с небольшим перевесом голосов оказался в Палате представителей США. Времена Гражданской войны в США были трудными как для рядовых американцев, так и для политических деятелей. На выборах 1860 года он поддержал северного демократа Стивена Дугласа, но это стоило ему места в Палате — избиратели Дейтона, от которого он был избран, отозвали его. В следующий раз в Конгрессе США Валландигэм оказался в 1862 году, где выступал за сохранение Конституции и отмену рабства.
CLVallandigham-arrest (700x557, 376Kb)
Арест Клемента Валландигэма
После того, как командующий Огайским военным округом генерал Эмброуз Бернсайд подписал Приказ № 38 (General Order Number 38), которым на территории округа запрещались любые действия против правительства, Валландигэм выступил 1 мая 1863 года с оппозиционным заявлением, назвав Линкольна «королём» («King Lincoln»). 5 мая он был арестован, и 7 мая окружным военным судом приговорён к двум годам тюрьмы. Арест Валландигэма вызвал протесты. Вследствие этого президент Линкольн, понимая, что нахождение в тюрьме такого политика делает из него мученика за дело «мирных демократов», приказал освободить Валландигэма и выслать его на территорию, контролируемую южанами. Там его поместили под домашний арест, но он бежал и через Бермуды добрался до Канады. Находясь в Канаде, на президентских выборах 1864 года в США, он поддержал Джорджа Мак-Клеллана, который выступал за прекращение войны и переговоры с Конфедерацией, и даже поприсутствовал на съезде Демократической партии в Чикаго. Мак-Клеллан выборы проиграл Линкольну и Валландигэм стал отходить от политики. Вернувшись в Огайо, он проиграл в кампании за место в Сенате судье Аллену Турману (Allen G. Thurman) и в Палату представителей Роберту Шенку. После этого Валландигэм окончательно порвал с политикой и возобновил свою адвокатскую практику. Погиб в результате трагического случая 17 июня 1871 года городе Лебанон, штат Огайо, США, после того, как случайно выстрелил себе в живот из пистолета. Клемент Валландигэм защищал одного обвиняемого в деле об убийстве им человека в баре отеля Golden Lamb Inn. Валландигэм построил доказательство невиновности на том, что пострадавший сам нечаянно застрелился, доставая пистолет из кармана в неудобном положении. Адвокат захотел наглядно продемонстрировать это жюри в ходе следственного эксперимента в отеле Golden Lamb. Положив другой пистолет себе в карман (полагая, что он не заряжен), Валландигэм, вынимая его, нечаянно выстрелил себе в живот. Он был смертельно ранен и скончался на следующий день от перитонита, а его подзащитный — Томас Макгехэн (Thomas McGehan) — был оправдан и освобожден из-под стражи. Валландигэм был похоронен на кладбище Woodland Cemetery and Arboretum в Дейтоне. У него осталась жена — Луиза Анна (Louisa Anna (McMahon) Vallandigham) и сын Чарльз. Источник: Vallandigham, James L. A Life of Clement L. Vallandigham. Baltimore, MD: Turnbul Brothers, 1872.

Alfred von Potocki-Pilawa (491x700, 118Kb)
1822
Альфред фон Потоцкий-Пилава (немецкое имя — Alfred von Potocki-Pilawa)
австрийский государственный и политический деятель, канцлер Австрии (1870-1871). Умер 18 мая 1889 года.

Илья Никитич Чернопятов (459x700, 87Kb)
1822
Илья Никитич Чернопятов
русский зоотехник. Первоначальное образование получил в Горы-Горецкой земледельческой школе. В 1851 выдержал экзамен на звание агронома при Горы-Горецком земледельческом институте. С 1852 был преподавателем Лесного (позже Земледельческого) института в Санкт-Петербурге. В 1863 выдержал при Московском университете экзамен на магистра сельского хозяйства и лесоводства; с 1865—профессор Петровской земледельческой и лесной академии в Москве. Автор руководств по различным разделам сельского хозяйства (организация хозяйства и севообороты, орошение земельных угодий, сушка и хранение хлеба, торфяное хозяйство и др.). В работах, посвященных вопросам животноводства, выступал горячим сторонником улучшения местного скота путей правильного воспитания и рационального кормления животных. Соавтор первых двух томов труда "Настольная книга для русских сельских хозяев" (3 тома, 1875—1876), к-рый долгое время являлся ценным руководством для работников сельского хозяйства. Умер 13 мая 1879 года. Сочинения: Скотоводство в северных и средних губерниях России и меры к его улучшению, Москва, 1872; О шерсти овец в хозяйственном и фабричном отношении, Санкт-Петербург, 1863; Воспитание телят, "Русское сельское хозяйство", 1869, том 1, № 1; Руководство к торфяному хозяйству, Санкт-Петербург, 1857; Руководство к орошению разных земельных угодий, Санкт-Петербург, 1861; Исторический очерк развития тонкошерстного овцеводства в России..., Москва, 1873.

Eastman_Johnson_self-portrait,_1863 (554x700, 285Kb)
1824
Истмен (Истман) Джонсон (Eastman Johnson; полное имя — Jonathan Eastman Johnson)
американский художник, один из основателей Метрополитен-музея в Нью-Йорке, чьё имя начертано на входе в музей; в своё время его называли «американским Рембрандтом». Был восьмым и последним ребёнком в семье Филиппа Джонсона (англ. Philip Carrigan Johnson) и Мэри Чендлер (Mary Kimball Chandler). Его старший брат Филипп Philip Carrigan Johnson) — был коммодором ВМС Соединенных Штатов и отцом вице-адмирала Альфреда Джонсона. Некоторое время жил в городе Огаста в штате Мэн, государственным секретарём этого штата в течение двух лет был его отец. Карьера Истмана Джонсон как художника началась в 1840 году, когда он стал учеником литографа в Бостоне. После того, как политический покровитель его отца — губернатор штата Мэн Джон Фэрфилд (John Fairfield) вошел в Сенат США, старший Джонсон был назначен в конце 1840-х годов президентом США Джеймсом Полком в Бюро строительства, оборудования и ремонта Военно-морского ведомства. Семья переехала в Вашингтон и сначала жила в съемном жилье. В 1853 году они купили собственный дом в нескольких кварталах от Белого дома и офиса Военно-морского ведомства. Это был главный дом Истмена до его переезда в Нью-Йорк в конце 1850-х годов. В 1849 году Джонсон отправился за границу — в Дюссельдорф, Германия, для дальнейшего образования. Многие художники того времени знакомились и изучали здесь Дюссельдорфскую школу живописи. В январе 1851 года Джонсон был принят в студию Эмануэля Лойце — немца, который некоторое время жил в США. Затем Джонсон переехал в Гаагу, где он изучал работы голландских и Фламандских мастеров XVII века. Своё европейское турне он закончил в Париже, обучаясь у живописца Тома Кутюра, и в 1855 году вернулся в Соединенные Штаты из-за смерти матери. В 1856 году он посетил сестру Сару и её семью в городе Сьюпириор, штат Висконсин. Здесь Джонсон познакомился со Стивеном Бонга (Stephen Bonga), который был смешанной расы — афроамериканец индейского племени Оджибве, служивший ему гидом в путешествиях по живописным местам вокруг Сьюпириора. В 1859 году Истмен Джонсон приехал в Нью-Йорк и основал здесь свою студию. Закрепив свою репутацию художника, выставлялся в США, в том числе в Национальной академии дизайна. В этом же году был избран в Национальную академию дизайна в качестве ассоциированного члена и стал действительным академиком в 1860 году. Также был членом клуба Union League Club в Нью-Йорке, где до сих пор находится множество его картин. В 1869 году, в возрасте 55 лет, он в первый раз женился на Элизабет Бакли (Elizabeth Buckley). У них была одна дочь — Этель Истман Джонсон (Ethel Eastman Johnson), родившаяся в 1870 году. Умер в Нью-Йорке 5 апреля 1906 года.
00003289_122951774025 (525x700, 125Kb)
Похоронен на кладбище Грин-Вуд.

1828
Михаил Иванович Краснов
сын Ивана Ивановича Краснова-старшего. Окончил императорское училище правоведения, был видным юристом − мировым судьёй, состоятельным человеком: обладателем 2000 десятин земли в нынешней Донецкой области Украины. Имел репутацию либерала, любил и знал историю Дона и являлся действительным членом ОВДСК (Области Войска Донского Статистического Комитета) — своеобразной академии гуманитарных наук Дона. Жил или в имении близ Амвросиевки, или в Новочеркасске. В архивах есть упоминание о дочери Михаила Ивановича — Марии (упоминание датировано 08.12.1889). Умер 23 сентября 1908 года.

Энгельга́рдт (541x700, 278Kb)
1828
Василий Павлович Энгельгардт
русский астроном и общественный деятель, член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук (1890). Родился в Смоленске. Выходец из известного дворянского рода Энгельгардтов. В 1847 окончил Санкт-Петербургское училище правоведения, после чего служил в 1-м и 5-м департаментах Правительствующего сената. В 1853 вышел в отставку и посвятил себя занятиям астрономией. В 1875 поселился в Дрездене, где на собственные средства в 1879 построил Большую обсерваторию, в которой единолично, без помощников проработал до 1897. Основные работы Энгельгардта посвящены исследованиям комет, астероидов, туманностей и звездных скоплений. В 1879—1894 выполнил наблюдения 50 комет и 70 астероидов. C 1883 исследовал туманности и звездные скопления, составил каталог более чем 400 туманностей. Начиная с 1886, наблюдал 829 звезд каталога Брадлея в целях обнаружения у них звезд-спутников. В конце 90-х годов из-за ухудшения состояния здоровья Энгельгардт отошел от практических наблюдений и передал все оборудование Большой обсерватории в дар Казанскому университету, ректором которого был его друг Д.И.Дубяго. Новая обсерватория Казанского университета, оснащенная инструментами Энгельгардта, была открыта в 1901 и с 1903 по 1931 называлась Энгельгардтовской. До конца жизни Энгельгардт принимал активное участие в строительстве и организации работы новой обсерватории, а в своем завещаниии передал Казанскому университету все свое имущество и капитал на развитие обсерватории. В 1889 избран почётным доктором Казанского университета, в 1890 — членом-корреспондентом Российской академии наук. На протяжении многих лет Энгельгардт собирал материалы по отечественной истории и передавал свои коллекции России. Был близким другом М.И.Глинки. После кончины Глинки в Берлине в феврале 1857, Энгельгардт в мае того же года организовал перенесение его праха на родину, на Тихвинское кладбище. Кроме того, Энгельгардт передал свое собрание рукописей Глинки Публичной библиотеке в Санкт-Петербурге, положив этим основание архиву композитора, а также издал партитуры опер М.И.Глинки и других его симфонических произведений. Впоследствии, по просьбе В.В.Стасова Энгельгардт написал воспоминания о М.И.Глинке и А.С.Даргомыжском. В конце 1890-х, отойдя от астрономических исследований, Энгельгардт занимался сбором материалов о Швейцарском походе А.В.Суворова, которые передал Суворовскому музею в Санкт-Петербурге. Коллекции материалов были собраны Энгельгардтом к 100-летию Отечественной войны 1812 года. Большую ценность представляет также переписка Энгельгардта с известными деятелями культуры (с М.И.Глинкой, Ф.Листом, Г.Бюловым, знаменитым искусствоведом В.В.Стасовым, его бывшим товарищем по училищу правоведения). Умер в Дрездене 17 мая 1915 года. Имя Энгельгардта носит астрономическая обсерватория Казанского университета. В 1970 году решением XIV съезда Международного астрономического союза имя Энгельгардта было присвоено кратеру на Луне. Публикации: Observations astronomiques, faites par V. d' Engelhardt a son Observatoire a Dresde. // Dresde, 1886—1895. Литература: Воронцов-Вельяминов Б.А. Очерки истории астрономии в России. — Москва, Физматгиз, 1956; Колчинский И.Г., Корсунь А.А., Родригес М.Г. Астрономы: Биографический справочник. — 2-е издание, переработанное и дополненное. — Киев: Наукова думка, 1986. — 512 страниц.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку