
1874
Эрнст Кассирер (немецкое имя — Ernst Cassirer)
(продолжение)
С одной стороны, все более широкое использование абстрактных математических представлений в теории Эйнштейна полностью поддерживает атаку на аристотелевскую теорию понятия и философский эмпиризм. С другой стороны, использование Эйнштейном неевклидовой геометрии вовсе не является препятствием для обновленной формы неокантианства. По Кассиреру, больше нет необходимости в том, чтобы какая-либо конкретная математическая структура была фиксированной на все времена, а нужно чтобы последовательность таких структур в историческом развитии непрерывно сходилась. Теория Эйнштейна полностью удовлетворяет этому требованию, поскольку евклидова геометрия, фундаментальная для ньютоновской физики, является частным случаем общей теории геометрии (с переменной кривизной), используемой Эйнштейном. Мориц Шлик опубликовал рецензию на книгу Кассирера сразу после ее первого появления. Шлик пишет, что теория относительности Эйнштейна дает нам решительное опровержение кантианства во всех его формах. Освоение Кассирером общей теории относительности Эйнштейна стало переломным моментом в развитии его мысли. Оно не только дало ему возможность переосмыслить кантовскую теорию априорных условий объективного опыта (особенно в том, что касается пространства и времени) в терминах собственной версии генетической концепции знания, но и дало Кассиреру стимул к обобщению и распространению исходной концепции марбургской теории познания с математических знаний на всё знание в целом. Теперь современное математическое познание рассматривается как всего лишь одна из возможных «символических форм» среди других равноценных и законных форм. Действительно, Кассирер первым официально объявляет о проекте общей «философии символических форм», задуманном как философское приложение принципов общей теории относительности. Точно так же, как в соответствии с постулатом относительности, все возможные системы отсчета и системы координат дают одинаково хорошие репрезентации физической реальности, так и «символические формы», в своей совокупности, взаимосвязи и охвате, — эстетические, этические, религиозные, научные — в соответствии с постулатом относительности, рассматриваются Кассирером как состоящие в аналогичных отношениях. Поэтому неудивительно, что после того, как в 1919 году он занял должность профессора в Гамбурге, Кассирер посвятил остаток своей карьеры этой новой философии символических форм.
Философия символических форм
Главный философский труд Кассирера «Философия символических форм» (Philosophie der symbolischen Formen) был опубликован в период с 1923 по 1929 годы, но его концепция «символической формы» восходит к его теории научного познания, основы которой он разработал в книге 1910 года «Понятие субстанции и понятие функции» (Substanzbegriff und Funktionsbegriff). В этой книге Кассирер пишет, что современная ему математическое, физическое, химическое познание основано на «функциональной концепции» образования понятий. В отличие от аристотелевской теории формирования понятий, в которой общий субстанциальный элемент разыскивается путем анализа свойств класса частных вещей, функциональная концепция строится на формулировании руководящего принципа, с помощью которого можно упорядочить признаки и отношения в некоторый ряд. Этот принцип последовательного расположения группы признаков, в отличие от субстанции, не имеет реальности или значения вне зависимости от элементов, которые он упорядочивает, и эти элементы имеют значение только с точки зрения позиции, которую каждый из элементов занимает в ряду. Кассирер сформулировал эту неразрывную связь между универсальным и частным функционального понятия как F (a, b, c,…). Это предложило ему модель того, как разум оформляет опыт во всех сферах человеческой деятельности. Историческим источником этого понимания является идея Канта о «схематизме», концепции чувственно-интеллектуальной формы, которая предполагается всеми актами человеческого познания. По словам Канта, «мысли без содержания — пусты, созерцания без понятий — слепы». То, что Кант абстрактно определяет как один из принципов своей Критики чистого разума, Кассирер находит в символе (символическом понятии), ключевом феномене человеческого опыта. Критика разума становится критикой культуры. Каждая область человеческой культуры имеет свой собственный способ соединения чувственных деталей в символическом порядке. Каждая область культуры имеет свою собственную «внутреннюю форму» — свое собственное формирование объекта, свою собственную причинность, свое собственное восприятие пространства, времени и числа. Эти различные символические формы культуры отличаются друг от друга своей индивидуальной «тональностью», и человеческая культура в целом в идеале представляет собой гармонию этих форм. Символические формы часто представляют как список, совпадающий с названиями глав книги «Опыт о человеке» Кассирера (1944): миф и религия, язык, искусство, история и наука. Кассирер также предполагает возможность дополнительных символических форм, таких как экономика, мораль и технологии. В «Феноменологии знания», третьем томе «Философии символических форм», Кассирер представляет три символические формы, соответствующие фундаментальным функциям развития духа. Он поясняет, что использует термин «феноменология» не в смысле Гуссерля, а в смысле Гегеля, то есть как феноменологию развития, а не дескриптивную феноменологию. Все знания и культура берут начало в «функции выражения» (Ausdrucksfunktion). На уровне «выражения» (Ausdruck) объект «ощущается» в его непосредственности. Сознание на этом уровне принимает форму мифа. Символ и символизируемое занимают один и тот же уровень реальности. Танцовщица, надевшая маску бога, является богом. Мифический образ в своей ощущаемой непосредственности уступает место логическим силам, присущим языку; это «репрезентативная функция» (Darstellungsfunktion) сознания. Эта функция строит мир объектов здравого смысла, отношений типа «вещь-атрибут» и их классов. Символ и символизируемое теперь — это разные порядки реальности. Символы отсылают к вещам, которые не воспринимаются как символы. За этим следует чисто «сигнификационная функция» (Bedeutungsfunktion) научной и теоретической мысли. На этом уровне проявляется способность символа порождать «символические системы». Здесь символы одного порядка определенным образом могут относиться к символам других порядков. Самыми чистыми примерами этого являются математика и математическая логика. В четвертом томе «Философии символических форм», составленном из неизданных рукописей после его смерти, Кассирер рассматривал «метафизику символических форм». Он проводит мысль, что выразительная функция сознания является наиболее фундаментальным проявлением духа (Geist) и что дух является трансформацией жизни (Leben). Кассирер обсуждает ряд концепций жизни в современной философии и приходит к своей собственной доктрине «базисных феноменов» (Basisphänomene), главным из которых, как он утверждает, является жизнь. Жизнь — это непрерывный поток существования, который сначала формируется силой человеческого выражения, из которой, как описано выше, возникают все формы человеческой культуры.
Антропологические основания теории символических форм
В книге «Опыт о человеке» Кассирер формулирует антропологические основания теории символических форм, опираясь на идеи Я. фон Икскюля. Икскюль считает, что не существует общей, единой и объективной реальности, в которой обитают живые существа. У каждого вида есть свой собственный мир (умвельт), поскольку имеется свой собственный опыт. В мире мух, писал Икскюль, мы найдем только «мушиные вещи», а в мире морских ежей — только «ежиные». Живые существа в ходе эволюции видов, сами формируют тот «филогенетический» мир, на который они способны реагировать, сами выделяют те характеристики мира, которые имеют для них значение. Ключ к жизни животного нам могут дать, как полагает Икскюль, только факты сравнительной анатомии. Изучая анатомическую структуру животного вида, мы сможем найти данные для реконструкции его видового опыта. Тщательное изучение телесной структуры животного, числа, качества и распределения различных органов чувств, строения нервной системы дают нам образ не только внутреннего, но и внешнего мира организма. Каждый организм, даже низший, не только адаптирован (angepasst), но и приспособлен (eingepasst) к своему окружению. Сообразно с его анатомической структурой он обладает системой рецепторов (Merknetz) и системой эффекторов (Wirknetz). Без кооперирования и уравновешивания этих двух систем организм не может выжить. Система рецепторов, посредством которой биологические виды получают внешние стимулы, и система эффекторов, через которую они реагируют на эти стимулы, всегда тесно переплетаются. Они образуют звенья единой цепи, которую Икскюль называет функциональным кругом (Funktionskreis) животного, когда умвельт, рецепторы и эффекторы начинают взаимно обусловливать друг друга. Кассирер пытается применить объяснительную схему Икскюля для характеристики человеческого мира. Мир человека формируется по тем же самым биологическим правилам, которые управляют жизнью других организмов. Однако в человеческом мире мы находим и новые особенности, характерные исключительно для человека. Функциональный круг человека не только более широк, но и обладает новыми качествами. Человек приспособляется к окружению иначе. У человека кроме систем рецепторов и эффекторов, есть и третье звено, которое можно назвать символической системой. По сравнению с другими животными человек живет не просто в более широкой реальности — благодаря способности к символическом запечатлению (Symbolische Prägnanz) он живет еще и в символическом измерении реальности. Человек живет в творимом им самим символическом универсуме, на который он реагирует и который он способен изменить. Физический мир не исчезает, а как бы «растворяется» в символическом. Символические формы — язык, миф, искусство, религия и др. — части этого универсума, из которых сплетается сложная ткань человеческого опыта, жизни и мира. Отсюда Кассирер выводит видовую характеристику человека как animal symbolicum, то есть существа, которое способно реагировать на символы, которые само и создаёт.
«Великие мыслители, которые определяли человека как animal rationale, не были эмпириками, они и не пытались дать эмпирическую картину человеческой природы. Таким определением они скорее выражали основной моральный императив. Разум — очень неадекватный термин для всеохватывающего обозначения форм человеческой культурной жизни во всем ее богатстве и разнообразии. Но все эти формы суть символические формы. Вместо того чтобы определять человека как animal rationale, мы должны, следовательно, определить его как animal symbolicum. Именно так мы сможем обозначить его специфическое отличие, а тем самым и понять новый путь, открытый человеку — путь цивилизации.» — Кассирер, Эрнст. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры / перевод А.Н.Муравьева // Проблема человека в западной философии / Составление и послесловие П.С.Гуревича; Общая редакция Ю.Н.Попова. Москва : Прогресс, 1988. Cтраница 30
Учение о символических формах в классическом искусствознании
Книга Э. Кассирера «Философия символических форм» (Philosophie der symbolischen Formen) оказала огромное влияние на исследования по истории культуры марбургской школы и на формирование семиотического подхода в эстетике и искусствознании. Выдающийся германо-американский историк и теоретик искусства Эрвин Панофский под влиянием философии Э.Кассирера, с которым он был дружен, прочёл курс лекций в университете Гамбурга, посвящённый изучению «художественных форм в духе представлений об идее» и опубликовал текст лекций отдельной книгой в 1927 году под названием «Перспектива как символическая форма». В этих и последующих работах Панофский осуществил переход от «предметного» к «символическому» прочтению изображения, которое, в частности, согласуется со средневековой системой «интерпретаций». Критикуя геометрическую концепцию ренессансной перспективы, изложенную Ф.Брунеллески и Л.Б.Альберти, Панофский интерпретировал любую систему изображения в живописи как «символическую форму», отражающую представления конкретного исторического человека о пространстве и времени. В подобных представлениях «описательная геометрия», или «искусственная перспектива» (лат. perspectiva artificialis) эпохи Возрождения, — всего лишь один из частных моментов в истории «мышления формой». Почти одновременно с Панофским сходную концепцию выдвинул австрийский теоретик искусства А.Ригль. Подобные подходы, по признанию самого Панофского, сложились под непосредственным воздействием книги Кассирера «Понятие субстанции и понятие функции».
Миф и государство
У Кассирера нет политической философии в традиционном понимании. Но в его книгах можно найти критику современного государства и определенную трактовку соотношения философии и политики. В своей вступительной гётеборгской лекции в 1935 году Кассирер напомнил о кантовском различии между философией в школьном, схоластическом понимании и философией в её всемирно-гражданском значении (conceptus cosmicus). Кассирер сказал, что он, как и другие, повинен в первой, но сейчас причисляет себя ко второй. Он цитирует Швейцера, своего этического героя, который называет философию «сторожем», который спал в час опасности и не следил за нами во время подъема тоталитаризма. Кассирер считает, что философия не вызывает и не может быть причиной событий политической жизни, она не может разрешить их, но обязана действовать как наша совесть, судить о событиях, используя свою способность к размышлению. В «Мифе о государстве» (1946) и других работах позднего периода Кассирер критикует хайдеггеровскую концепцию «заброшенности» (Geworfenheit) человека в мире, которая ставит философию в положение, при котором она больше не может «выполнять свой долг». Эта критика восходит к давосскому спору Кассирера и Хайдеггера в 1929 году. Кассирер утверждает, что человек освобождается творя культуру, человек способен действовать в мире и формировать собственную жизнь; Хайдеггер считает, что свобода требует «прорыва» (Einbruch); свобода не является частью самого человеческого состояния, но является случайной (zufällig). Философия мифологии Кассирера является наиболее оригинальной частью его эпистемологии и феноменологии знания. Кассирер показывает, что миф — это не набор заблуждений или необузданных фантазий, а тотальный способ мышления и символизации, который существует с самого начала человеческой культуры и присутствует как начальная фаза в развитии любой последующей символической формы. В «Опыте о человеке» Кассирер утверждает, что его философия культуры является продолжением древнего идеала самопознания и что человеческая культура в целом представляет собой процесс «самоосвобождения» человечества. В «Мифе о государстве» Кассирер применяет свою философию культуры для понимания логики современных политических мифов. Современные политические мифы неестественны; они производятся и распространяются с помощью технологий массовой коммуникации. Такие мифы формируют жизнь государства и подменяют собой рациональные принципы государственного устройства. И дело не только в нацизме, а в современном государстве как таковом. Он утверждает, что миф невозможно опровергнуть, но философия может предупредить нас об этом и позволит нам его понять.
Рецепция философии Кассирера
Европа и США
Несмотря на то, что философские взгляды Кассирера вызывали интерес у его современников, отраженный в многочисленных откликах и рецензиях на его работы, влияние его учения на западную философию и науку было достаточно ограниченным. Отчасти это можно объяснить тем, что Кассирер воспринимался в философской среде как приверженец марбургского неокантианства, методологические установки которого к середине XX в. потеряли популярность и выглядели архаично на фоне нео- и постпозитивистских теорий научного знания и социальных теорий культуры; отчасти можно объяснить его вынужденной миграцией, приведшей к разрыву с немецкоязычным философским сообществом, отсутствием именитых последователей в Европе. Философия символических форм Кассирера, – произрастающая из «современного идеализма» Гумбольдта, Гегеля, Гете, глубоко укорененная в характерных для немецкого языка лексических пластах и способах выражаться, а потому плохо переводимая на английский, – была малопривлекательной для аналитических философов Англии и США. Хотя упоминание о «символических формах» часто встречается в философской литературе XX в., большинство ссылавшихся на Кассирера философов и ученых не принимали его принципиальной позиции идеализма и использовали содержание и результаты его исследований лишь в качестве иллюстративного материала для собственных построений. «Семиотический» подход Кассирера оказался более востребованным исследователями в области искусствоведения, культурологии, семиотики и антропологии (Э.Панофски, Э.Винд, К.Гирц и мн. др.). Из философов, которые восприняли и стали использовать идеи Кассирера, можно выделить американскую исследовательницу Сьюзен Лангер (1895–1985), применявшую концепцию символических форм к исследованию процессов сознания и эстетического опыта, и Нельсона Гудмена (1906–1998). Хотя научные статьи и монографии, посвященные анализу философского учения Кассирера, стали появляться почти сразу после его смерти (см., напр., The Philosophy of Ernst Cassirer, 1949), формирование устойчивого исследовательского интереса к философии Кассирера в Европе относится к 1990-м гг. В это время в Гамбургском университете начали работу над изданием полного собрания его сочинений в 26 томах. (Gesammelte Werke: Hamburger Ausgabe / Hrsg. B. Recki. Hamburg, 1998–2009. 26 Bde). С 1995 г. в Гамбурге под руководством Дж.М.Кройса (1943–2010) была начата работа по расшифровке и изданию неопубликованных рукописей Кассирера, в том числе избранной переписки. Философский факультет Гамбургского университета курирует издание серии «Кассиреровские исследования» (Cassirer-Forschungen. 1995-), в рамках которой издаются монографии и сборники статей современных специалистов по философии Кассирера. Значению и рецепции философии Кассирера посвящен специальный выпуск Журнала трансцендентальной философии (Journal of Transcendental Philosophy, Issue 1, 2021).
Россия
Первоначальное появление сочинений Кассирера в России было связано с популярностью неокантианства в русскоязычной философской среде начала XX в. В 1912 г. был издан перевод трактата «Понятие о субстанции и понятие о функции», выполненный философом-позитивистом П.С.Юшкевичем (1873–1945) и выдающимся переводчиком немецкой философии Б.Г.Столпнером (1871–1937); в 1922 г. в переводе И.С.Берловича и И.Я.Колубовского была опубликована работа «Теория относительности Эйнштейна». В качестве неокантианца Кассирера рассматривал русский философ и культуролог Б.А.Фохт (1875–1946), в 1906–1908 гг. посещавший в Марбургском университете лекции Когена и Наторпа. В 1924 г. на заседании одной из секций ГАХН Фохт выступил с двумя докладами о Кассирере; сохранился текст второго доклада: «Понятие символической формы и проблема значения в философии языка Э.Кассирера». Наиболее важным наблюдением Фохта является фиксация языкового характера всей символической философии Кассирера. Интерпретация мифа у Кассирера стала предметом критики русского философа С.Л.Франка (1877–1950), который опубликовал в журнале «Путь» небольшую рецензию на второй том «Философии символических форм». С позиций христианского богословия он пишет о внутренней несостоятельности трансцендентального метода изучения религии, предлагаемого Кассирером. Франк видит причины этой несостоятельности в общих философских недостатках кантианства: психологизации опыта и догматическом принятии установок позитивизма, не способного помыслить веру как равнозначную познанию духовную способность человека. На выход первых двух томов «Философии символических форм» откликнулся А.Ф.Лосев, познакомившийся с этими сочинениями летом 1926 г. Наибольший интерес у Лосева вызвала философия мифа Кассирера, которой он посвятил доклад, прочитанный 15 ноября 1926 г. на философском отделении ГАХН. Сохранившиеся тезисы доклада и вопросы для обсуждения демонстрируют, что Лосев первоначально положительно оценивал идеалистическую методологию Кассирера и признавал, что на пути категориального анализа мифического сознания Кассиреру удалось достичь значительных результатов. Вместе с тем Лосев считал, что некорректное понимание Кассирером теории мифа Шеллинга, помешало ему верно интерпретировать соотношение мифа и религии). К лету 1927 г. Лосевым была написана объемная статья «Теория мифического мышления у Э.Кассирера», которая впервые статья была издана лишь в 1993 г. По содержанию и оценкам статья полностью соответствует тезисам доклада Лосева. В ходе дальнейшей исследовательской работы Лосев скорректировал прежнюю положительную оценку учения Кассирера в книге «Диалектика мифа» (1930 ). Оценивая в целом философию мифа Кассирера, Лосев писал, что «Кассирер очень увлекся своей антитезой мифологии и науки и довел ее до полного абсурда», лишив миф всякой внутренней закономерности и истины. К рассмотрению учения Кассирера о мифе и символе Лосев обращался и в работе «Диалектика художественной формы»). В 1930-е гг., после утверждения марксизма-ленинизма в качестве единственно верного учения, философия Кассирера оценивались советскими философами как показательный пример «упадка идеализма». Кассирера упрекали в игнорировании «социальной обстановки» и «классовой борьбы», в том, что он «растворяет объективную историю в историческом сознании» Исключение составляли лишь немногие непризнанные в СССР ученые и деятели культуры. Следы влияния Кассирера можно найти в сочинениях философа и литературоведа М.М.Бахтина (1895–1975), развивавшего учение о «формах культуры»; положительный вклад Кассирера в теорию культуры отмечала исследовательница О.М.Фрейденберг (1890–1955) и поэт Б.Л.Пастернак (1890–1960), который, также как и Кассирер, учился у Когена в Марбурге. Важной вехой в рецепции взглядов Кассирера стали изданные в 1980-х гг. исследования К.А.Свасьяна (родился в 1948). В его работе «Проблема символа в современной философии» (1980), была предпринята попытка сравнительной интерпретации теорий символа в широком контексте новоевропейской философии, а также продемонстрирована связь символической философии Кассирера с учением о символе у Гёте. В книге «Философия символических форм Э.Кассирера» (1989), Свасьян предложил первое аналитическое изложение основного философского трактата Кассирера на русском языке. Пробуждение внимания к философской литературе, недоступной в советское время по идеологическим причинам, способствовало возникновению в России в 1990-2000 годы значительного интереса к философскому наследию Кассирера. На русский язык были переведены многие его труды, в том числе наиболее важные в философском отношении «Философия символических форм» и «Опыт о человеке». Взгляды Кассирера стали предметом разносторонних исследований, результаты которых отражены в монографиях, научных статьях и диссертациях.
Основные произведения Кассирера в хронологическом порядке
1902 — Leibniz’ System in seinen wissenschaftlichen Grundlagen. Marburg: Elwert.
1906 — Das Erkenntnisproblem in der Philosophie und Wissenschaft der neueren Zeit. Erster Band. Berlin: Bruno Cassirer.
1907a — Das Erkenntnisproblem in der Philosophie und Wissenschaft der neueren Zeit. Zweiter Band. Berlin: Bruno Cassirer.
1907b — «Kant und die moderne Mathematik.» Kant-Studien 12, 1-40.
1910 — Substanzbegriff und Funktionsbegriff: Untersuchungen über die Grundfragen der Erkenntniskritik. Berlin: Bruno Cassirer.
1921 — Zur Einsteinschen Relativitätstheorie. Erkenntnistheoretische Betrachtungen. Berlin: Bruno Cassirer.
1923 — Philosophie der symbolischen Formen. Erster Teil: Die Sprache. Berlin: Bruno Cassirer.
1925a — Philosophie der symbolischen Formen. Zweiter Teil: Das mythische Denken. Berlin: Bruno Cassirer.
1925b — Sprache und Mythos: Ein Beitrag zum Problem der Götternamen. Leipzig: Teubner.
1927a — Individuum und Kosmos in der Philosophie der Renaissance. Leipzig: Teubner.
1927b — Erkenntnistheorie nebst den Grenzfragen der Logik und Denkpsychologie // Jahrbücher der Philosophie 3, 31-92.
1929a — Die Idee der republikanischen Verfassung. Hamburg: Friedrichsen.
1929b — Philosophie der symbolischen Formen. Dritter Teil: Phänomenologie der Erkenntnis. Berlin: Bruno Cassirer.
1931 — Kant und das Problem der Metaphysik. Bemerkungen zu Martin Heideggers Kantinterpretation // Kant-Studien 36, 1-16.
1932 — Die Philosophie der Aufklärung. Tübinen: Morh.
1936 — Determinismus und Indeterminismus in der modernen Physik. Göteborg: Göteborgs Högskolas Årsskrift 42.
1939a — Axel Hägerström: Eine Studie zur Schwedischen Philosophie der Gegenwart. Göteborg: Göteborgs Högskolas Årsskrift 45.
1939b — Naturalistische und humanistische Begründung der Kulterphilosophie // Göteborg Kungl. Vetenskaps- och Vitterhets-Semhälles Handlingar. 5e Földjen, Ser. A, Band 7, Nr. 3.
1942 — Zur Logik der Kulturwissenschaften. Göteborg: Göteborgs Högskolas Årsskrift 47.
1944 — An Essay on Man. New Haven: Yale University Press.
1946 — The Myth of the State. New Haven: Yale University Press.
Книги: Кассирер, Э. Познание и действительность. — Санкт-Петербург, 1912; Кассирер, Э. Теория относительности Эйнштейна. — Петроград, 1922; E. Cassirer, hrsg. von . A. Schilpp, ., 1966 (библиография); Кассирер, Э. Рассуждение о человеке: Попытка создания философии человеческой культуры / Перевод на грузинский язык Л.Рамишвили. — Тбилиси: Ганатлеба, 1983; Свасьян, К.А. Философия символических форм Э. Кассирера: Критический анализ / Академия Наук Армянской ССР, Институт философии и права. — Ереван: Издательство Академии Наук Армянской ССР, 1989. 237 страниц; Кассирер, Э. Познание и действительность: Понятие о субстанции и понятие о функции / Перевод с немецкого Б.Столпнера, П.Юшкевича. — Санкт-Петербург: Алетейя, 1996; Кассирер, Э. Жизнь и учение Канта / Перевод с немецкого М.И.Левин; составитель: С.Я Левит. — Санкт-Петербург: Университетская книга, 1998. — ISBN 5-7914-0019-5; Кассирер, Э. Избранное. Опыт о человеке. — Москва: Гардарика, 1998; Кравченко, А.А. Логика гуманитарных наук Э.Кассирера. Кассирер и Гете. — Москва: Диалог-МГУ, 1999. 333 страницы. ISBN 5-89209-566-5; Кассирер, Э. Избранное: Индивид и космос / Перевод А.Н.Малинкина. — Москва— Санкт-Петербург: Университетская книга, 2000. ISBN 5-323-00017-1; Соболева, М.Е. Философия символических форм Э.Кассирера: Генезис. Основные понятия. Контекст. — Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского унивнерситета, 2001. 150 страниц. ISBN 5-288-02811-7; Кассирер, Э. Философия символических форм: В 3 томах. / Перевод с немецкого С.А.Ромашко. — Москва— Санкт-Петербург: Университетская книга, 2002. — ISBN 5-94483-003-4 (том 2), ISBN 5-94396-025-2 (том 3) — Том 1. Язык, Том 2. Мифологическое мышление; Кассирер, Э. Философия Просвещения / Перевод с немецкого В.Л.Махлина. — Москва: РОССПЭН, 2004. — 400 страниц — (Книга света). — ISBN 5-8243-0499-8; Вейнмейстер, А.В. Символическая интерпретация культуры в концепции Э.Кассирера и А.Ф.Лосева: диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. — Санкт-Петербург, 2006; Демидова, М.В. «Animal symbolicum» Э. Кассирера и научное знание XX века / Под редакцией В.А.Фриауфа. — Саратов: Издательство Саратовского университета, 2007. 106 страниц. ISBN 978-5-292-03683-8; Фридман, Майкл. Философия на перепутье : Карнап, Кассирер и Хайдеггер / перевод с английского В.В.Целищева. — Москва : Канон-Плюс, 2021. — 351 страница. ISBN 978-5-88373-659-8
Статьи: Свасьян, К.А. Философия культуры Э. Кассирера (Истоки, своеобразие, критика) // Вопросы философии. — 1984. — № 9. — Страницы 95–103; Янсон, Г.Б. Мифология и религия: проблема единства и преемственности структур в философии Э.Кассирера // Методологические проблемы критики современной буржуазной философии. – Рига, 1984. – Страницы 45–644; Свасьян, К.А. Проблема человека в философии Э. Кассирера // Буржуазная философская антропология XX века. – Москва, 1986. – Страницы 227–239; Свасьян, К.А. Проблема "репрезентации" и построение сознания в философии Э. Кассирера // Вопросы философии = Пилисопайутйан арцер. – Ереван, 1987. – № 5. – Страницы 264–271; Медведев, В.И. Философия языка Э. Кассирера // Философские науки. – Москва, 1988. – № 3. – Страницы 60–67; Кассирер, Э. Опыт о человеке / Перевод А.Муравьева // Проблема человека в западной философии. — Москва, 1988. — Страницы 3-30; Закариадзе, А. Этика Канта и символическая феноменология Э. Кассирера // Юбилейная сессия Философского семинара Тбилисского государственного университета, посвященная 200-летию "Критики практического разума" Канта, 18–19 марта 1988 г. – Тбилиси, 1988. – Страницы 34–40; Гуревич, П. С. Эрнст Кассирер: феноменология мифа // Философские науки. – Москва, 1991. – № 7. - Страницы 91–97; Голенков, С. И. Проблема сознания в философии символических форм Э.Кассирера // Философия культуры. – Самара, 1993. – Страницы 70–77; Лосев, А.Ф. Теория мифического мышления у Э.Кассирера // Символ = Simvol. – Paris, 1993. – № 30. – Страницы 311–336; Мондодоева, А.П. Эрнст Кассирер. Структура мифического мышления. Миф о государстве // Общество и современный социокультурный процесс. – Москва, 1993. – Страницы 331–348; Лезов, С.А. Эрнст Кассирер и философия мифа // Октябрь. – Москва, 1993. – № 7. – Страницы 164–167; Стец, Т.А. Э.Кассирер о символе и символических формах культуры // Философия и культура. – Москва, 1994. – Страницы 52–63; Фохт, Б.А. Понятие символической формы и проблема значения в философии языка Э. Кассирера // Вопросы философии. — 1998. — № 9. — Страницы 150—174; Кассирер, Э. Натуралистическое и гуманистическое обоснование философии культуры // Постижение культуры. Ежегодник, выпуск 7. — Москва, 1998; Кассирер, Э. Естественнонаучные понятия и понятия культуры / Предисл. к публикации И.Н.Зариповой // Вопросы философии. — 1995. — № 8. — Страницы 157—173; Кассирер, Э. Понятие символической формы в структуре о духе // Культурология XX век. — 1998. — № 11. — Страницы 37—66; Фохт, Б.А. Понятие символической формы и проблема значения в философии языка Э.Кассирера // Вопросы философии. — 1998. — № 9. — Страницы 150—174; Бронтвейн, К.М. Миф и его отношение к логике научного творчества в философии культуры Э.Кассирера // Вестник Российского университета дружбы народов. – 1998. – № 1. – Страницы 80–84; Кравченко, А.А. Логика гуманитарных наук Э.Кассирера. Кассирер и Гете. — Москва : Диалог-МГУ, 1999. — 333 страницы. ISBN 5-89209-566-5; Соболева, М.Е. Система и метод в философии символических форм Э. Кассирера // Вопросы философии. — 2000. — № 2. — Страницы. 87–100; Мних, Роман. Рецепция Кассирера в России в свете некоторых особенностей русской философии // Revue des études slaves. — 2002. — Выпуски 2-3. — Страницы 563-575. — doi:10.3406/slave.2002.6823; Безлепкин Н.И., Чупахина Н.А. А.Ф.Лосев и Э.Кассирер: лингвофилософские параллели // Вече. Альманах русской философии и культуры. Выпуск 16. — Санкт-Петербург, 2004. — Страницы 94–104. Шиян, А. Феноменология или неокантианство: философия сознания Э.Кассирера // Топос. — 2006. — № 1; А.Н.Малинкин. Кассирер // Новая философская энциклопедия : в 4 томах / председатель научно-редакционного совета В.С.Стёпин. — 2-е издание, исправленное и дополненное. — Москва : Мысль, 2010. — 2816 страниц; Торопыгина, М.Ю. Начало прекрасной дружбы - Аби Варбург и Эрнст Кассирер // Вопросы философии. — 2013. — №2. — Страницы 158—169; Соболева, М.Е. Новые споры о главном:Джон Мак-Доуэлл и Эрнст Кассирер о познании // Логос. — 2013. — № 2 (92). — Страницы 128-137. — ISSN 0869-5377; Смирнов Д.В. Кассирер // Православная энциклопедия. — Москва, 2013. — Том XXXI : «Каракалла — Катехизация». — Страницы 544-575. — 752 страницы. — 33 000 экземпляров — ISBN 978-5-89572-031-84; Микешина, Л.А. “Философия Просвещения” Э. Кассирера в свете культурно-исторической эпистемологии // Вопросы философии. — 2014. — № 12. — Страницы 14—23; Пархоменко Р.Н. Э.Кассирер о становлении идей права и государства в новоевропейской философии // Политика и общество. — 2015. — Выпуск 9. — Страницы 1267-1278. — doi:10.7256/1812-8696.2015.9.14708; Коркунова, О.В. Вклад Э.Кассирера в развитие философской антропологии // Вестник Гуманитарного университета. — 2017. — Выпуск 1 (16). — Страницы 105—109. — ISSN 2308-8117; Тетюев Л.И. Э. Кассирер и критическая этика Канта: вопрос об интерпретациях // RUDN Journal of Philosophy. — 2018. — Том 22, выпуск 1. — Страницы 65–75. — doi:10.22363/2313-2302-2018-22-1-65-75; Бенгтсон Э., Розенгрен М. Философско-антропологический подход в риторике. Случай Кассирера // Философия и культура. — 2019. — Выпуск 1. — Страницы 27—41. — ISSN 2454-0757. — doi:10.7256/2454-0757.2019.1.28512; Афанасов Н.Б. Эрнст Кассирер и Густав Шпет о культуре: перспективы для современной методологии социально-гуманитарного познания // Вопросы философии. — 2019. — Выпуск 1. — Страницы 47–50. — doi:10.31857/S004287440003619-5; Князева, Е.Н. Знаки животных и символы человека: взаимовлияние идей Я. фон Икскюля и Э. Кассирера // Человек. — 2019. — Том 30. — № 4. — Страницы 25—40. DOI: 10.31857/S023620070005902-9; Белоусова Е.В. Э.Кассирер и К. Г. Юнг о роли символов в культуре: сходство и различие философско-антропологического и психоаналитического подходов // Вестник Гуманитарного университета. — 2020. — Выпуск 4. — Страницы 49—54. — ISSN 2308-8117; Свасьян, К.А. Проблема человека в философии Э.Кассирера; Itzkoff, Seymour W. Ernst Cassirer: Scientific Knowledge and the Concept of Man. — University of Notre Dame Press, 1971. — 312 страниц. — ISBN 978-0-268-00447-7; Eggers, Walter; Mayer, Sigrid. Ernst Cassirer: An Annotated Bibliography. — New York: Garland Publishing, 1988. — XXIV+483 p. — (Garland bibliographies of modern critics and critical schools ; vol. 13). — ISBN 0824089928, 9780824089924; Leroux, Craig. Life and the Symbolic in the Philosophy of Ernst Cassirer. — Concordia University, 2010. — 70 страниц; Lofts, S. G. Ernst Cassirer: A "Repetition" of Modernity. — SUNY Press, 2000. — 286 с. — ISBN 978-0-7914-4495-5; Hamlin Cyrus, Krois John Michael. Symbolic Forms and Cultural Studies: Ernst Cassirer's Theory of Culture. — Yale University Press, 2004. — 318 с. — ISBN 978-0-300-10329-8; Hansson Jonas, Nordin Svante. Ernst Cassirer: The Swedish Years. — Peter Lang, 2006. — 268 с. — ISBN 978-3-03910-688-2; Barash, Jeffrey Andrew. The Symbolic Construction of Reality: The Legacy of Ernst Cassirer. — ReadHowYouWant, 2010. — 430 с. — ISBN 978-1-4596-0559-6.; Skidelsky, Edward. Ernst Cassirer: The Last Philosopher of Culture. — Princeton University Press, 2011. — 300 с. — ISBN 978-0-691-15235-6; Friedman, Michael. A Parting of the Ways: Carnap, Cassirer, and Heidegger. — Open Court, 2011. — 192 с. — ISBN 978-0-8126-9755-1; Hamburg, Carl. Symbol and Reality: Studies in the philosophy of Ernst Cassirer. — Springer, 2012. — 180 с. — ISBN 978-94-011-9461-7; Gordon, Peter. Continental Divide: Heidegger, Cassirer, Davos. — Harvard University Press, 2012. — 443 с. — ISBN 978-0-674-06417-1; Moss, Gregory S. Ernst Cassirer and the Autonomy of Language. — Lexington Books, 2014. — 275 с. — ISBN 978-0-7391-8623-7; Moynahan, Gregory B. Ernst Cassirer and the Critical Science of Germany, 1899–1919. — Anthem Press, 2014. — 278 с. — ISBN 978-1-78308-343-5; Friedman J. Tyler, Luft Sebastian. The Philosophy of Ernst Cassirer: A Novel Assessment. — Walter de Gruyter GmbH & Co KG, 2015. — 635 с. — ISBN 978-3-11-042183-5; Lassègue, Jean. Cassirer’s Transformation: From a Transcendental to a Semiotic Philosophy of Forms. — Springer International Publishing, 2020. — 190 с. — ISBN 978-3-030-42904-1; Truwant, Simon. Interpreting Cassirer: Critical Essays. — Cambridge University Press, 2021. — 263 с. — ISBN 978-1-108-49648-3; Verene, Donald Phillip. The Origins of the Philosophy of Symbolic Forms: Kant, Hegel, and Cassirer. — Northwestern University Press, 2011. — 166 с. — ISBN 978-0-8101-2778-4. Matherne, Samantha. Cassirer. — Routledge, 2021. — 307 с. — ISBN 978-1-351-04884-2.
1874
Хоакин Торрес Гарсия (испанское имя — Joaquín Torres-García)
уругвайский художник, живописец, скульптор, писатель, педагог и теоретик искусства. Хоакин Торрес Гарсия родился и провёл детство в Монтевидео, столице Уругвая, в небогатой семье испанских эмигрантов. Начальное образование получил дома, где ему преподавала мать, школу не посещал. В 1891 году его отец с женой и тремя детьми вернулся на родину, в Испанию. Семья поселилась в Барселоне, столице Каталонии. Хоакин учился в барселонской Школе изобразительных искусств. В Барселоне Торрес Гарсия жил с 1892 по 1914 год. В первое время после окончания учёбы работал художником-иллюстратором, как художественной литературы, так и различных католических журналов (например Revista Popular). В рисунках Х.Торреса-Гарсия того времени ощущается влияние Анри де Тулуз-Лотрека. В дальнейшем Торрес Гарсия считал себя представителем каталонской культуры. Торрес Гарсия работал в разных странах: во Франции, Италии, США. Ему удавалось соединять классику и авангард, традиции и современность, натурализм и абстракцию. Его ранний живописный стиль эволюционировал от неоклассицизма к неопластицизму, конструктивизму и абстрактному искусству. Тем не менее, Торрес Гарсия считается одним из главных представителей антимодернистского движения новесентизма, или «Каталонского обновления» (Catalonia noucentistа; игра слов: nou — девять, в значении: девятисотые годы, и nou — новый). В 1908 году в Барселоне Хоакин Торрес Гарсия женился на Манолите Пинье де Рубьес. В браке родились четверо детей. В 1910 году он выполнил заказ по оформлению уругвайского павильона для Всемирной выставки в Брюсселе. Торрес Гарсия сотрудничал с каталонским архитектором Антонио Гауди, проектировал витражи для храма Саграда-Фамилия в Барселоне (1903). Для алтаря готического собора в Пальма-де-Майорка он сделал небольшие витражи (1904—1905). В 1920 году уехал в Нью-Йорк. В 1924—1932 годах работал во Франции. До 1926 года жил в средиземноморском городке Вильфранш-сюр-Мер близ Ниццы, а затем уехал в Париж. Путешествовал по Италии.
Портрет Хоакина Торреса Гарсии кисти Рамона Касаса-и-Карбо, хранящийся в Национальном музее искусств Каталонии в Барселоне, Испания.
Торрес Гарсия и Пабло Пикассо были современниками, оба испанцы и реформаторы искусства. Оба подолгу работали в Париже. Пикассо говорил Гарсия: «Не езжай в Америку, потому что это будет все равно, что прыгнуть в пустоту». В своём живописном творчестве Торрес Гарсия, как и Пикассо, соединял кубизм, неопластицизм, дадаизм, сюрреализм и абстракцию. В Париже, совместно с художником Жаном Элионом, Торрес Гарсия занимал рабочее ателье, а в 1930 году при поддержке Мишеля Сёфора, создал группу «Круг и квадрат» (французское название — Cercle et Carré, 1929—1930). Дружба с голландским архитектором Тео Ван Дусбургом способствовала участию Хоакина Торрес Гарсия в организации выставки «Золотое сечение» (1912), объединений «Конкретное искусство» (Art Concret, 1930) и «Абстракция-Творчество» (Abstraction-Creation, 1931—1936). В поездках по разным странам он прочитал более пятисот лекций о современном искусстве, писал полемические статьи о классической и современной культуре. Торрес Гарсия считал себя продолжателем древних традиций средиземноморской культуры и, одновременно, художником авангарда. Он разработал уникальный стиль, впервые описанный как «Art Constructif». Испытывая со временем всё более серьёзные финансовые затруднения, Торрес Гарсия в 1932 году уехал из Парижа в Мадрид. В Мадриде он основал школу «Конструктивное искусство» (Arte Constructivo). В 1934 году художник возвратился на родину, в Уругвай. Основал Школу искусств в Монтевидео. В Южной Америке Торрес Гарсия стал лидером движения «Всеобщий конструктивизм» (Universalismo Constructivo). В Монтевидео он создал «Ассоциацию конструктивного искусства» (Asociación de Arte Constructivo, AAC), преподавал живопись, пропагандировал собственную теорию об особом пути латиноамериканского искусства. Он создавал школы-мастерские «Asociación de Arte Constructivo» (Ассоциация конструктивного искусства) и «Эль Тальер Торрес Гарсия» в Монтевидео.

В это же время Торрес Гарсия стал интересоваться первобытным, примитивным и доколумбовским искусством Америки. Крупные ретроспективные выставки произведений художника проходили в Париже (1927, 1928, 1929, 1955), Барселоне (1926), Амстердаме (1961), Нью-Йорке (1921, 1922, 1924, 1976, 2015, 2018), Мадриде (1933). В 1930 году Торрес Гарсия организовал крупную международную выставку абстрактного искусства в Париже. Деятельность Торреса Гарсия способствовала проникновению в уругвайское искусство европейских модернистских течений, в том числе кубизма и абстракционизма. В уругвайской столице ныне открыт Музей Торреса-Гарсия. В 1911 году Торрес Гарсия показал свою самую известную неоклассическую картину «Философия Десятой музы» на VI Международной выставке искусств в Барселоне. Ныне она экспонируется в Центре искусств королевы Софии в Мадриде. В 1912 году состоялась совместная выставка произведений Торреса-Гарсии и Пабло Пикассо. В мае 1913 года Торрес Гарсия опубликовал книгу (собрание очерков) «Заметки об искусстве». В том же году он приступил к созданию росписей атриума Дворца генералитета (Дома правительства) Барселоны. Торрес Гарсия автор книг «Открытие себя» (El Descubrimiento de sí mismo) и «Эволюционист» (Evolucionista, 1916). В 1935 году в Мадриде Торрес Гарсия завершил работу над рукописью «Конструктивное искусство» (Arte Constructivo), изданной под названием «Структура» (Estructura) и посвященной его другу Питу Мондриану. В 1937 году опубликовал автобиографический роман «История моей жизни». Торрес Гарсия скончался 8 августа 1949 года в родном городе, во время подготовки двух персональных выставок: одной в галерее Сидни Яниса в Нью-Йорке и другой в Панамериканском союзе в Вашингтоне. Манолита пережила мужа более, чем на 45 лет, и умерла в 1994 году в возрасте 111 лет.
Работы: Notes sobre art. Barcelona 1913; Diàlegs. Terrassa 1915; El descubrimiento de sí mismo. Girona 1917; Estructura. 1935; Historia de mi Vida. Montevideo 1939; Universalismo Constructivo: contribución a la unificación del arte y la cultura de América. 1943.
Роспись в барселонском Дворце правительства
Роспись в барселонском Дворце правительства
Литература: Schaefer, Claude. Joaquin Torres-Garcia. Buenos Aires, Editorial Poseidon, 1949; Surio, Dario. Torres-Garcia* Surio, Dario. Torres-Garcia. Rose Fried Gallery, New York, 1965. Rose Fried Gallery, New York, 1965Surio, Dario. Torres-Garcia. Rose Fried Gallery, New York, 1965; Robbins, Daniel. Joaquin Torres-Garcia 1874—1949. Providence, Museum of Art Rhode Island School of Design, 1970; Sureda Pons, Joan. Torres-Garcia, Pasion Clasica. Madrid, Ediciones Akal, 1998; Joaquín Torres-García. Staatliche Kunsthalle, Baden-Baden 1962 (Ausstellungskatalog); Emmanuel Guigon: Joaquín Torres-García. Un mondo contruit. Edition Hazan, Strtaßburg 2002, ISBN 2-901833-53-5 (Katalog zur gleichnam. Ausstellung); Mark Scheps u.a.: Lateinamerikanischen Kunst im 20. Jahrhundert. Prestel, München 1993, ISBN 3-7913-1241-3 (Kat. zur gleichnam. Ausstellung).; Dörte Zbikowski: Geheimnisvolle Zeichen. Fremde Schriften in der Malerei des 20. Jahrhunderts; Paul Gauguin, Wassily Kandinsky, Paul Klee, Willi Baumeister, Julius Bissier, Joaquín Torres-García, Adolph Gottlieb, Mark Tobey. Cuivillier Verlag, Göttingen 1996, ISBN 3-89588-637-8 (zugl. Dissertation, Universität Marburg 1995); Llorens, Tomas. J.Torres-Garcia. New York, Joaquin Torres-Garcia Archive, 2011; «Латинская Америка», том 2, издательство"Советская энциклопедия", Москва, 1982, страница 484

1875
Георгий Фёдорович Ланг (немецкое имя — Georg Heinrich Robert Lang)
советский врач-терапевт, академик Академии Медицинских Наук СССР (1945), ректор 1-го Ленинградского медицинского института, основатель и главный редактор журнала «Терапевтический архив». Автор более ста научных трудов и публикаций. Георгий Фёдорович Ланг родился в Санкт-Петербурге. Из-за сложного материального положения семьи с трудом окончил гимназию, но уже в 1894 году поступил в Императорскую военно-медицинскую академию, которую окончил в 1899 с похвальным листом и званием лекаря. В течение двух лет (1903—1904 гг.) работал в медицинских учреждениях Германии и Франции; после возвращения в Петербург был назначен ординатором военного госпиталя. С 1919 являлся профессором Петроградского института для усовершенствования врачей, с 1922 — заведующим клиникой и кафедрой факультетской терапии 1-го Ленинградского медицинского института, ректором которого был с 1928 до 1930 года. «Профессор мне показался важным и властным; одет он был безупречно (всегда белые рубашки со сверкающими чистотой манжетами и воротничками и хорошо выутюженный костюм; к тому же он облачался в белоснежный длинный халат). Его глаза сквозь очки светились умом, проницательный взгляд заставлял как-то сразу подтягиваться, делаться как можно больше на высоте своих возможностей, стараться не уронить себя случайной глупостью. Большая фигура Г.Ф.Ланга всегда выделялась на обходах среди толпы врачей — точно слона окружали какие-то другие более мелкие и незначительные звери (…) Г.Ф.Ланг отличался умением быстро улавливать самое главное, отличать нужное от ненужного; он обладал не только исключительной эрудицией, но и особым складом ума, позволявшим громадные литературные материалы быстро приводить в стройную и эффективную систему. Его критический ум не поддавался на моду, сенсацию, хотя каждую новую идею, новый метод он отмечал с интересом», — описывает его в 1920-е годы А.Л.Мясников.

Ординатор военного госпиталя
По свидетельству Мясникова, именно Ланг (а не репрессированный за это «врач-убийца» Д.Д.Плетнев) лечил Максима Горького в последние дни его болезни. «Именно Ланг был привлечен по указанию Сталина в Горки и десять дней подряд находился там неотлучно; под его личным наблюдением и проходило лечение М. Горького. К счастью, постановщикам трагедии тогда не нужен был Ланг, на него не распространялся ее сюжет, имя Ланга не фигурировало и на „процессе“, как будто его там и не было». C 1943 года являлся председателем Всесоюзного общества терапевтов. Был редактором журналов «Терапевтический архив», который основал в 1923 году совместно с М.П.Кончаловским, и «Клиническая медицина». За многолетнюю плодотворную деятельность в сфере медицины в 1951 году удостоен Сталинской премии (посмертно). Умер в родном городе от рака желудка 24 июля 1948 года. Похоронен на Серафимовском кладбище (28 участок).
Награды и премии: Орден Ленина — 1945; Орден Трудового Красного Знамени — 1940; Орден Отечественной войны I степени; Медаль «За оборону Ленинграда»; Сталинская премия — 1951.
Семья: 1-я жена — Софья Людвиговна Энтховен (1874—1946) — педагог, преподаватель французского и немецких языков; Ланг, Андрей Георгиевич; 1908—1977, Ленинград) — сын. Главный конструктор ПТО им. Кирова; кандидат технических наук, профессор кафедры «Подъемно-транспортные машины и механизмы» ЛИСИ (ныне СПБГАСУ); Ланг, Антон Георгиевич (Anton Lang; 1913, Петербург—1996, Оксфорд, штат Огайо, США) — сын. Американский естествоиспытатель, физиолог растений, биохимик, биолог, член Национальной академии наук США и Леопольдина (Германия); Ланг, Ирина Георгиевна (родилась в 1933, Ленинград) — дочь. Физик-теоретик, доктор физико-технических наук, сотрудница ФТИ имени Иоффе Российской Академии Наук, проживает в Санкт-Петербурге; Басманова, Наталия Георгиевна (1906—2000, Петербург) — дочь. Советский художник-иллюстратор, станковый и книжный график. Член союза художников СССР; Басманова, Марианна Павловна (родилась в 1938, Ленинград) — внучка. Российский художник, книжный график. Член Союза Художников России; 2-я жена — Мария Алексеевна, позже — заведующая кафедрой патологической анатомии в I ЛМИ. В браке детей не было.
Профессиональная деятельность
Наследие Г.Ф.Ланга и труды основанной им крупной школы терапевтов охватывают многочисленные разделы клиники внутренних болезней (пульмонология, гепатология, кардиология, которой посвящены его основные труды, и др.) Разработал общепринятую классификацию и номенклатуру заболеваний сердечно-сосудистой системы; ввёл понятие «обратимые расстройства биохимизма в мышце сердца» («дистрофия миокарда»); исследовал промежуточные формы между стенокардией и инфарктом миокарда; разработал лечение мерцательной аритмии хинидином. Г.Ф.Ланг является автором учения о гипертонической болезни как неврозе высших центров регуляции сосудистого тонуса и разработчиком системы профилактики при этом заболевании.
Труды
Г.Ф.Ланг является автором более ста научных трудов и публикаций, среди которых: Вопросы кардиологии, выпуск 1. — Москва-Ленинград, 1936; Учебник внутренних болезней. — Ленинград: Медгиз, 1938; Болезни системы кровообращения, 2 изд. — Москва—Ленинград, 1958; Гипертоническая болезнь. — Ленинград, 1950.
Память
В 1958 году Академия Наук СССР учредила премию имени Г.Ф.Ланга. Мемориальная доска с надписью «В этом здании с 1901 по 1919 год и с 1922 по 1948 год работал выдающийся советский клиницист, терапевт Георгий Федорович Ланг» (адрес — улица Льва Толстого, 4-6); 1966, гранит, архитектор — В.С.Васильковский. Российская научная ассоциация изучения артериальной гипертонии имени Г.Ф.Ланга и А.Л.Мясникова. Кафедра терапии факультетской с курсом эндокринологии, кардиологии и функциональной диагностики имени Г.Ф.Ланга с клиникой Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И.П.Павлова.
Литература: Беляева В.С. Ланг Георгий Федорович (к 135-летию со дня рождения) // Экспериментальная и клиническая гастроэнтерология. — 2010. — № 6. — Страницы 85—88; Бородулин В.И. Г.Ф Ланг. — Москва: Медицина, 1976; Мясников А.Л. Г.Ф.Ланг // Вестник Академии Медицинских Наук СССР. — 1948. — № 5.
1873
Калинник Несторович Рудич
член IV Государственной думы от Подольской губернии, священник. Из семьи православного священника. Имел 46 десятин церковной земли. В 1897 году окончил Подольскую духовную семинарию со званием студента. В том же году был рукоположен в священники, священствовал в селе Крыжополе Ямпольского уезда (1897—1906). С 1906 года был настоятелем Николаевской церкви в Старой Виннице.Затем состоял законоучителем одноклассного министерского училища, двухклассного железнодорожного училища на станции Вапнярка Юго-Западной железной дороги, позднее четырехклассного городского и частного семиклассного коммерческого училища Товарищества преподавателей. Был председателем Товарищества преподавателей. Кроме того, был председателем Винницкого отдела епархиального училищного совета, окружным миссионером и депутатом от духовного ведомства в Винницком уездном земском собрании. Стал учредителем и председателем Совета товарищества мелкого кредита. В 1912 году был избран членом Государственной думы от Подольской губернии. Входил во фракцию русских националистов и умеренно-правых (ФНУП), после её раскола в августе 1915 — в группу сторонников П.Н.Балашова. Состоял членом комиссий: о народном здравии, по рабочему вопросу, финансовой, по народному образованию и по городским делам. В Первую мировую войну был начальником и уполномоченным санитарного отряда имени ГД (1916). После Февральской революции выехал в Минск уполномоченным членом Государственной думы. Дальнейшая судьба неизвестна. Был женат, имел двоих детей.
Источники: 4-й созыв Государственной думы: Художественный фототип. альбом с портретами и биографиями. — Санкт-Петербург: издание Н.Н.Ольшанскаго, 1913; Государственная дума Российской империи: 1906—1917. — Москва: РОССПЭН, 2008.
1877
Эммануил Мартынович Бескин (писал также под псевдонимом К.Фамарин)
российский и советский театральный критик и историк театра, переводчик. Родился в Вильне, в семье купца второй гильдии Меера Израилевича (Мартына Яковлевича, 1851—1904), впоследствии таксатора, и Екатерины Самойловны Бескиных. По образованию — юрист. С начала 1900-х годов начал заниматься литературной деятельностью. Печатался в журналах «Рампа» (1908—1909), «Рампа и актёр» (1909), «Театр и искусство» (1909—1913, регулярно публиковал «Московские письма») и «Театральной газете» (1913—1918). Редактировал еженедельник «Театральная Москва» (1921—1922) и журнал «Рабис» (1927—1934). Перевёл несколько пьес. Написал несколько статей для Литературной энциклопедии (подписаны Эм. Бескин). Умер в Москве 20 января 1940 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Семья
Братья — Осип Мартынович Бескин (1892—1969), литературный и художественный критик, искусствовед, издательский работник; Михаил Мартынович Бескин, поэт-сатирик, драматург, журналист, фельетонист, редактор, присяжный поверенный (сотрудничал в газете «Свободное слово», журналах «Красный смех», «Будильник» и других). Его сестра Пелагея (1883—?), зубной врач, была с 1905 года замужем за математиком Израилем Яковлевичем Кабачником, который служил в чаеразвесочной фабрике Высоцкого; их сын — советский химик, академик Академии Наук СССР Мартин Израилевич Кабачник. У него были также сёстры Мина (Левина, 1879) и Елена (Соломонова, 1886), брат Абрам (провизор).
Сочинения: Крепостной театр. — Москва, 1927; История русского театра, часть 1. — Москва, 1928; А.И.Южин-Сумбатов. — Москва, 1928, 1936; Художественная политграмота. Пособие для художественных технических ВУЗов. — Москва, 19304 М.Н.Ермолова. — Москва, 1936.
Литература: Дмитриев Ю. А. Биография в «Энциклопедии циркового и эстрадного искусства»
1877
Арманду Умберту да Гама Ошоа (португальское имя — Armando Humberto da Gama Ochôa)
португальский военный и политик, один из руководителей военного переворота 1926 года и член Первого триумвирата Португалии в 1926 году. Арманду Умберту да Гама Ошоа родился в городе Браганса одноимённого округа северной провинции Траз-уж-Монтиш и Алту-Дору (ныне субрегион Алту-Траз-уж-Монтиш), в семье судьи Франсишку Антониу Ошоа (порт. Francisco António Ochôa, 4 марта 1839 — 22 декабря 1912) и Аделаиды Августы Коэлью де Абреу Менезеш Тейшейры де Соузы Гедеш да Гамы (португальское имя — Adelaide Augusta Coelho de Abreu de Meneses Teixeira de Sousa Guedes da Gama, 2 февраля 1854 −28 ноября 1888). Окончил Военно-морскую академию и с 1898 года служил офицером военно-морского флота Португалии. В 1901 году был произведён в алферсы (прапорщики). Состоял в рядах масонов (речь идёт о масонской организации из Лиссабона). После революции 1910 года поддерживал президентскую Партию юнионистов и республиканцев и в 1915 −1917 годах был депутатом Национального собрания от этой партии. Принял участие в колониальных кампаниях и в военных действиях Первой мировой войны. Арманду Умберту да Гама Ошоа смог заслужить некоторые награды. 11 марта 1919 года он был кавалером Военного ордена Сан-Бенту-де-Авис, а 8 марта 1929 года он был награжден Большим крестом Военного ордена Господа нашего Иисуса Христа. Алфреду Умберту Гама Ошоа стал одним из руководителей военного переворота 28 мая 1926 года, известного как Национальная революция. С первых дней выступления он вошёл в состав Революционной хунты Жозе Мендеша Кабесадаша в Лиссабоне. 1 июня после встречи руководителей движения в Коимбре Гама Ошоа вошёл в состав Первого триумвирата а также занял посты министра иностранных дел и министра народного образования. Однако нахождение Арманду Гамы Ошоа у вершин власти было недолгим. Уже через три дня на новой встрече в Сакавене по настоянию генерала Мануэла Гомеша да Кошты Гама Ошоа был выведен из состава триумвирата и заменён генералом Ошкаром Кармоной, за которым стояла 4-я дивизия португальской армии. В правление Второго триумвирата он недолго замещал Гомеша да Кошту на посту министра колоний, пока не был отправлен в отставку вместе с Кармоной и Антониу Клару после конфликта вокруг декрета о религии. Вскоре изгнанный из правительства Гама Ошоа был назначен послом во Францию и на родину больше не вернулся. После того, как Париж был оккупирован нацистской Германии он был переведен с французским правительством в Виши, где и умер 9 июня 1941 года.

Могила командующего Армандо да Гама Очоа, министра иностранных дел, а затем посла Португалии во Франции (1926-1941)
Награды: Рыцарь ордена Святого Беннета Ависского (11 марта 1919); Кавалер Большого креста ордена Христа (8 марта 1929).
Частная жизнь: В 1909 году Арманду Гама Ошоа женился на Марии душ Празереш де Карвалью Ребелу Тейшейре Сирне де Бетанкур (порт. Maria dos Prazeres de Carvalho Rebelo Teixeira Cyrne de Bettencourt; 1888—1961).

1877
Васил Петров Коларов
деятель болгарского и международного рабочего движения, политический и государственный деятель НРБ. Доктор экономических наук (1935), академик Болгарской Академии Наук (1946). Родился в семье ремесленника. С юношеских лет включился в социалистическое движение. В 1895-1897 учитель начальной школы в Никополе, откуда был уволен за пропаганду социалистических идей. В 1897 вступил в Болгарскую рабочую социально-демократическую партию (БРСДП). В 1897-1900 учился на юридическом факультете университета в Женеве, где был одним из организаторов интернационального марксистского кружка. В 1902-1904 секретарь социально-демократической организации в г. Шумен. В 1904-1919 руководитель организации БРСДП (тесных социалистов) в Пловдиве. С 1905 член ЦК БРСДП (тесных социалистов); в 1919-1923 секретарь ЦК Болгарской коммунистической партии (тесных социалистов) (БКП (т. с.)). Коларов - участник Штутгартского (1907) и Копенгагенского (1910) конгрессов 2-го Интернационала. В 1913-1923 депутат Народного собрания. В 1915 за антивоенную агитацию среди солдат Коларов был предан суду, которого избежал, перейдя на нелегальное положение. Участвовал в работе Циммервальдской конференции, на которой впервые встретился с В.И.Лениным. Коларов - делегат 3-7-го конгрессов Коминтерна. С 1921 - член ИККИ, с 1922 - член Президиума, в 1922-1924 - генеральный секретарь ИККИ. Вместе с Г.Димитровым руководил Сентябрьским антифашистским восстанием 1923, после подавления которого эмигрировал сначала в Югославию, затем в Вену, где образовал вместе с другими болгарскими эмигрантами Временное заграничное представительство БКП (т. с.); с октября 1923 - в СССР. В 1923-1944 член Заграничного бюро ЦК компартии Болгарии. В 1926-1929 главный редактор органа БКП журнала "Коммунистическо знаме". В 1928-1929 возглавлял Балканский секретариат ИККИ. Был директором Международного аграрного института (1931-1941) и главным редактором журнала "Аграрные проблемы" (1934-1935) в Москве. Принимал руководящее участие в работе Крестинтерна. В 1931-1935 заведовал отделом ИККИ по работе в деревне. Во время 2-й мировой войны 1939-1945 - один из руководителей борьбы болгарского народа против фашизма, за создание единого антифашистского фронта демократических сил Болгарии. В 1945-1946 Коларов - председатель 26-го Народного собрания, в 1946-1950 председатель Великого народного собрания. В 1946-1947 временный председатель республики, в 1947-1949 заместитель председателя Совета Министров и министр иностранных дел, в июле 1949-январе 1950 председатель Совета Министров НРБ. Коларов - видный теоретик БКП. Перу Коларова принадлежат теоретические исследования, среди которых важнейшее значение имеют работы, посвященные аграрным проблемам. Вместе с Г.Димитровым Коларов участвовал в разработке стратегии и тактики единого фронта, экономической политики партии, уделяя особенно большое внимание вопросу о путях укрепления союза рабочего класса и крестьянства. Скончался 23 января 1950 года. Первоначально погребён у мавзолея Георгия Димитрова, а в 1990 его останки перемещены на центральное кладбище Софии. В честь Коларова в 1923 году было переименовано село Спасское в Томской области. Так же в честь Коларова, была названа одна из интернациональных батарей, воевавших в годы Гражданской войны в Испании.
Сочинения: Избрани произведения, тома 1—3, София, 1954—1955.
Литература: Басил Коларов. Биобиблиография, София, 1947; Гусев Н., Василь Коларов, Москва, 1963; Васил Коларов. 95 годины от рождението му. Летопис и препоръчнтелна библиография (съст. Г.П.Едрева), София, 1972.