
1889
Антони Крупский польское имя — Antoni Krupski; немецкое имя — Krupski Anton)
швейцарский ветеринар, профессор Цюрихский университета, доктор медицинских наук. Родился в Шлайниконе в кантоне Цюрих Швейцарии. Воспитывался в патриотической католической семье, где его отцом был Станислав Крупський (1839 —1904), гражданин Российской империи, активист польской организации изгнанников из Российской империи и заключенных, которые поселились в 1871 г. в Швейцарии, после польского восстания в Российской империи. Происходили они из старинного шляхетского рода Крупских посёлка Гусаков на Украине. Станислава Крупского выслали в Сибирь в концентрационный лагерь, но он смог сбежать оттуда в 1867 г. и эмигрировать в Швейцарию. Где он работал врачом в кантоне Ури, и стал соучредителем польского национального музея в Рапперсвиле. В 1902 г. — его семье была предоставлена официальная натурализация для получения гражданства Швейцарии в Шлайниконе. Крупский Антони изучал ветеринарную медицину в Цюрихском университете, где он впервые получил диплом в области ветеринарной медицины (врач ветеринар), и в дальнейшем — учёную степень доктора медицинских наук. Среда провинциальной жизни его семьи в поселке Гусаков в Украине (тогдашней Российской империи) и воспоминания в семье повлияли на выбор его специальности. После окончания медицинского образования Крупский Антони работал врачом на железнодорожном транспорте, и был политическим журналистом связанным с польским национальным музеем в Раперсвиле, польской диаспоры. В 1917 г. — он защитил докторскую диссертацию. Некоторое время он работал городским ветеринаром в г. Цюрих, а потом посвятил себя научной работе на факультете ветеринарной медицины в Цюрихском университете, где со временем работал доцентом и профессором. Он руководил ветеринарной клиникой, и исследовал внутренние болезни животных. Его научные работы касались физиологии и патологии воспроизведения и болезней крупного рогатого скота. В 1940—1945 гг. окружал опекой интернированных в Швейцарию польских военных, а также он работал в сотрудничестве с центрами ветеринарии в Польши после Второй мировой войны. Хотя Крупський А. и стал гражданином Швейцарии, однако он оставался преданным Польше. Умер в Цюрихе 3 декабря 1948 года. Был одним из пионеров альпинизма. Его сын Владислав Крупский (немецкое имя — Ladislaus Krupski) известен под псевдонимом «Ганс» — певец популярных швейцарских песен и коллекционер народной швейцарской песни и исследователь фольклора. Потомки Крупского Антони живут сейчас в горорде Альтдорф, в горорде Цюрих, в горорде Давос и в горорде Пули (кантон Во).Тема его докторской диссертации «О влиянии токсичных комбинаций бактерий» (немецкое название — Über die Wirkung von Giftkombinationen auf Bakterien). Библиография научных трудов профессора Крупского Антони имеет десятки работ (в некоторых из них он был соавтором), большинство из которых опубликованы на страницах журнала «Швейцарский Архив ветеринарной медицины» (немецкое название — Schweizer Archiv für Tierheilkunde). Но были и его публикации кроме Швейцарии в Австрии: Vergleichende Versuche über die Wirkung einiger gebräuchlicher Desinfektionsmittel; Kritische Bemerkungen zur Frage der Vorkommens der Riderfinne; Beiträge zur Pathologie der Sexualorgane des Rindes; Beiträge zur Phisiologie und Pathologie des endokrinen Systems; Beiträge zur Physiologie und Pathologie der Nierenfunktionen beim Pferd; Über akzidentelle Thymusinvolution beim Kalbe; Blutuntersuchungen bei Haustieren; Erythrocytenmobilisation beim Pferd.
Литература: Konrad Millak, Słownik polskich lekarzy weterynaryjnych biograficzno-bibliograficzny 1394-1918, Państwowe Wydawnictwo Rolnicze i Leśne, Lublin-Warszawa 1960-1963, str. 113-114; str. 420-421 (Stanisław Krupski), tom XV, "Polski Słownik Biograficzny", Zakład Narodowy imienia Ossolińskich, Eligiusz Kozłowski, Wrocław-Warszawa-Kraków 1970 r.; H. Danioth, «Tsches K.», in Gotthard-Post, 1940, Nr. 8; M. Oechslin, «Anton K., 1889-1948», in Verh. SNG, 1948, 339-348; S. Krupski, Sechs Jahre in Sibirien verbannt (1861-1867), 1966.

1889
Виктор Иванович Мозалевский
русский писатель, поэт, переводчик. Потомок декабриста А.Е.Мозалевского, сын генерал-лейтенанта медицинской службы. Родился в городе Влоцлавек, Влоцлавский уезд, Варшавская губерния, Варшавское генерал-губернаторство, Российская империя (ныне Польша). Детство провёл в Измаиле, после распада семьи с матерью и двумя братьями переехал в Тифлис. Старший брат, Леонид, погиб на войне в 1914 году, средний брат, Иван, стал графиком, художественным критиком, в 1926 году уехал в Париж, там жил и творил под псевдонимом Жан Алле, его рукой выполнены иллюстрации к одной из книг В.И.Мозалевского «Фантастические рассказы» (1913). В 1907 году окончил Тифлисскую гимназию. Около 1908 года семья переехала в Киев. Учился на юридическом факультете Киевского университета. С предпоследнего курса в 1912 году перевёлся на юридический факультет Московского университета, который окончил в 1913 году. Был на фронте (1914—1918), участвовал в боевых операциях, награждён орденом Святого Станислава. После демобилизации в 1917 году вернулся в Москву, служил юрисконсультом в военно-строительном управлении РККА. Затем продолжал работать по специальности в различных учреждениях. С 1956 года на пенсии. Был женат на дочери директора мужской математической гимназии М.И.Мелик-Бегляровой. Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 26 ноября 1970 года. Похоронен на Армянском кладбище.
Литературная деятельность
На литературном поле заявил о себе в 1910-е гг. Первая книга «Фантастические рассказы» была издана в Москве в 1913 г.; вторая — «Обман» — в Берлине в 1923 г. Часть произведений рассеяна в периодических изданиях 1910—1920-х гг. Имеется отдельный фонд В. И. Мозалевского в РГАЛИ, где хранятся его неопубликованные художественные произведения и мемуары «Тропинки, пути, встречи» (недавно увидевшие свет в журнале «Литературный факт»). Писал в основном небольшие рассказы. Повествование в рассказах нередко разрывали стихи. На манере автора оставила характерный отпечаток его любовь к творчеству Гофмана, Бальзака, Флобера, Стендаля. Современные исследователи так описывают основу художественного метода Мозалевского: «реалии и лица описываются через художественные ассоциации <…>, сюжетные линии и связи играют ослабленную, подчиненную роль по отношению к самоценным историко-культурным ″натюрмортам″, отражающимся в прихотливо выстроенных рядах сугубо эстетических зеркал; люди и вещи уравниваются, вступают друг с другом в игровые отношения <…>». Критики сравнивали прозу Мозалевского с произведениями таких выдающихся писателей, как П.П.Муратов, С.А.Ауслендер, М.А.Кузмин, А.В.Чаянов. В связи с литературной обстановкой 1920-х годов о Мозалевском упоминает М.О.Чудакова в «Жизнеописании Михаила Булгакова». Представленный в 1927 году сборник прозы был отклонён Госиздатом. Во внутренней рецензии Валериан Правдухин отмечал, что это «или невнятная лирика … с большой долей лжеромантики, или газетная полуфантастика». После 1930-х гг. практически отошёл от писательства; занимался переводами новелл Ги де Мопассана.
Библиография: Фантастические рассказы. Москва : Издательство «Альциона», 1913. — 166 страниц; Обман. Берлин: Издательство Е.А.Гутнова в Берлине, 1923. — 156 страниц; Сверхженщина // Лукоморье. — 1915. — № 27; Исчезнувшая мечта. — Альциона. — Москва, 1914. — № 1; Вероника // Полон. Литературный сборник. — Петроград, 1916; Обретенный рай // Зеркало: Еженедельный художественно-литературный журнал (М.) — 1918. — № 2; Пантеистичная Полина // Эпоха. — Москва, 1918. — № 1; Двойная смерть // Феникс. — Москва, 1922. — № 1; Милая ёлка // Гермес. — 1923. — № 3; Происшествие (Московская сказка) // Гермес. — 1924. — № 4; Тропинки, пути, встречи // Литературный факт. — 2019. — № 2 (полный текст мемуаров).
Литература: А.Л.Соболев. Мемуары Виктора Мозалевского // Литературный факт. — 2019. — № 2 (12). — Страницы 99–144. — doi:10.22455/2541-8297-2019-12-99-144.
1889
Сёдзо Сакураи (японское имя — 樱井 省三)
генерал-лейтенант Императорской армии Японии в годы Второй мировой войны. Был уроженцем Нагои, хотя в официальных документах указывал Хаги префектуры Ямагути. В 1911 году он окончил Рикугун сикан гакко, а в 1919 году — Рикугун дайгакко; обучался на офицера пехоты, но стал специалистом по транспорту. Некоторое время был военным атташе во Франции, в начале 1930-х преподавал в Рикугун сикан гакко, в 1934—1936 годах был командиром 77-го полка. Впоследствии был приписан к штаб-квартире департамента морского транспорта, отвечал за всё, связанное с морскими портами. В 1938 году был произведён в генерал-майоры и стал инспектором портов центрального Китая. В 1938 году Сёдзо Сакураи некоторое время командовал пехотой 22-й дивизии, в 1939 году получил назначение в штаб-квартиру Центрально-Китайской экспедиционной армии, а затем стал начальником штаба 13-й армии. В 1940 году был произведён в генерал-лейтенанты. В 1941 году Сёдзо Сакураи стал командующим 33-й дивизии, входившей в состав 11-й армии, которая приняла участие во вторжении в Сиам и Бирму, и в итоге стала гарнизоном в Аракане. В 1943 году он вернулся в Японию и возглавил Департамент бронетанковых войск в Министерстве армии. В 1944 году вернулся в Бирму в качестве командующего 28-й армии. Его войска вторглись в Бенгалию, чтобы отвлечь британцев от обороны Импхала, но понесли тяжёлые потери и были отбиты. 20 июля 1945 года Сакураи отступил в Моулмейн, который удерживал до конца войны. Умер в Токио 7 июля 1985 года.

1889
Борис Алексеевич Фердинандов
русский советский актёр, режиссёр, художник. В 1909—1911 годах Борис Фердинандов занимался на актёрских курсах С.В.Халютиной. В 1911—1912 годах работал в Московском Художественном театре; в 1913—1914 был художником Театра музыкальной драмы в Петербурге. В 1917—1918, 1919—1921 и 1923—1925 годах служил в московском Камерном театре. Занимался оформительской деятельностью, в частности оформил постановки пьес «Король Арлекин» Р.Лотара и «Ящик с игрушками» К. Дебюсси (1917); «Адриенна Лекуврер» Скриба и Э.Легуве (1919). В 1921 году Борис Фердинандов создал в Москве Опытно-героический театр. После образования в сентябре 1922 года ГИТИСа мастерская, руководимая Фердинандом, влилась в него, а Опытно-героический театр, объединившись с Вольной мастерской Вс. Мейерхольда, образовал Театр ГИТИСа. Однако уже в конце того же года, в результате возникших разногласий, Мейерхольд со свими учениками покинул ГИТИС, Театр ГИТИСа остался за ним, и труппа Фердинандова вновь обрела самостоятельность. В 1923 году Опытно-героический театр прекратил своё существование; Фердинандов в дальнейшем ставил спектакли в театрах Калуги, Челябинска, Новокузнецка, Воронежа, Сыктывкара, Туркменском театре драмы (Ашхабад), Театре им. Камала (Казань) и других. Снимался в кино, занимался литературной деятельностью. Был сторонником теории метро-ритма как основы актёрской игры. Умер 16 марта 1959 года. Работы в театре: Арлекин — «Покрывало Пьеретты» Шницлера; Молодой сириец — «Саломея» О.Уайльда; Луп Лоен, Жак Тюри — «Обмен», «Благовещение» П.Клоделя; принц Бульонский — «Адриенна Лекуврер»; Джильо Фава — «Принцесса Брамбилла» Э.Т.Гофмана; Тибальд — «Ромео и Джульетта» У.Шекспира; Борис — «Гроза» А.Н.Островского и др. Фильмография: 1927 — Ваша знакомая (Журналистка) — Петровский; 1929 — Иуда — старец Иона; 1929 — Привидение, которое не возвращается — Хозе Реаль; 1930 — Жизнь в руках; 1931 — Человек без футляра.
Литература: Фердинандов Б. Театр сегодня // О театре. Тверь, 1922; Соболев Ю. Камерный театр // Рампа и жизнью. 1918. № 10; Марков П. Театральные опыты // Театральное обозрение. 1921. № 9; Марков П. Новейшие театральные течения. Москва, 1924; Бояджиев Г. Студийные театры // Очерки русского советского драматического театра. Том 1. Москва, 1954; Иванов В.В. Бунт маргинала. Аналитический театр Бориса Фердинандова // Мнемозина. Документы и факты из истории русского театра ХХ века / Редактор-составитель В.В.Иванов. Москва: ГИТИС, 1996. Страницы 211–241.
1889
Вера Фёдоровна Шмидт (урождённая - Яницкая)
русский и советский психоаналитик, педагог; секретарь Русского психоаналитического общества, автор брошюры «Психоаналитическое воспитание в Советской России» и ряда статей по психоаналитическому изучению детства. Родилась и выросла в Староконстантинове Волынской губернии, в семье врачей Фёдора Феодосьевича Яницкого (1852—1937) и Елизаветы Львовны Гросман (1853—1913). Мать — одна из первых женщин-врачей в России, дочь колежского асессора, врача Одесского уездного училища, позже ставшим статским советником, Льва Моисеевича Гросмана (1819—1896). Отец — военный врач-хирург, действительный тайный советник, генерал-полковник, в годы Гражданской войны — член Медицинского совета при Главном военно-санитарном управлении Украины и консультант Главного военно-санитарного управления Красной Армии. Много лет родители В.Ф.Шмидт работали земскими врачами в Полтавской губернии. В Одессе Вера Фёдоровна Шмидт окончила Мариинскую женскую гимназию с золотой медалью. В 1912 году В.Ф.Шмидт окончила исторический факультет Высших женских (Бестужевских) курсов. Участвовала в революционном движении: в 1905 году принимала участие в забастовке учащихся Одессы, посещала сходки, участвовала в уличных демонстрациях. В 1917 году уехала с мужем, О.Ю.Шмидтом, в Петроград. В 1917 году переехала в Москву. После революции В.Ф.Шмидт окончила курсы в Институте высшей нервной деятельности (1920-е гг.) и Университете марксизма-ленинизма (1936 г.). Умерла в Москве от базедовой болезни 17 июля 1937 года.
Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (1 участок 42 ряд), рядом со своими близкими.
В 1918-1920 гг. работала в дошкольном отделе Народного комиссариата просвещения. В 1921-1925 гг. работала в Детском доме-лаборатории "Международная солидарность" Государственного психоаналитического института, где велись систематические наблюдения за развитием детей младшего возраста. Исследовала особенности психоаналитического подхода к детям дошкольного возраста, выполнила ряд работ по детскому психоанализу. С 1923 г. - член Русского психоаналитического общества, в 1927-1930 гг. - учёный секретарь общества. С 1930 г. — в Экспериментально-дефектологическом институте. В.Ф.Шмидт занималась вопросами изучения и воспитания детей в норме и при отклонениях в развитии. Отмечала большую роль организованного воспитания детей, начиная с дошкольного возраста. Считала необходимым создать дошкольные учреждения для детей. Организация таких учреждений, по её мнению, приведёт к тому, что дети придут в школу с определённым запасом навыков, опыта, часто грамотными. В.Ф.Шмидт занималась научно-исследовательской работой. Ею изучено влияние пищевых рефлексов на величину безусловной слюноотделительной реакции. В своих работах, касающихся детей с отклонениями в развитии, она изучала вопрос о вредном влиянии на формирование психического развития ребёнка. Она показала, что не только разные дети по-разному реагируют на одни и те же обстоятельства, но что один и тот же ребёнок в различные периоды своей жизни может дать самые различные реакции. В.Ф.Шмидт показывает, как неблагоприятные условия формируют психопатоподобные черты в поведении ребёнка. Автор книг "Психоаналитическое воспитание в Советской России: Отчёт о Детском доме-лаборатории в Москве"; "Дети говорят"; "Детская сексуальность и педагогический подход к ней"; "Психоаналитическое воспитание в Советской России"; "Дневник матери". Её деятельность высоко оценивал Л.С.Выготский. Муж — математик, географ и полярник Отто Юльевич Шмидт. Наблюдения за их сыном Воликом (кандидат технических наук Владимир Оттович Шмидт, 1920—2008), легли в основу двух её статей и большой книги «Дневник матери» (1920—1923, опубликована 2009—2010). Тётя — известный переводчик Марина Львовна Лихтенштадт (урождённая Гроссман, 1857—1937), участник «Народой воли» и создатель «Группы помощи политическим заключённым Шлиссельбургской каторжной тюрьмы», жена литератора и судебного деятеля Иосифа Моисеевича Лихтенштадта (1842—1896, ей посвящена книга А.Я.Бруштейн «Цветы Шлиссельбурга»). Их сын (двоюродный брат В.Ф.Шмидт) — эсер-максималист Владимир Осипович Лихтенштадт (1882—1919, известен также как Фёдор Мазин), был приговорён к смертной казни через повешение (заменённой на вечную каторгу) за участие в покушении на П.А.Столыпина; переводчик главного труда Отто Вейнингера «Пол и характер» (1908). Другая тётя — Раиса Львовна Прибылева (урождённая Розалия Львовна Гроссман, 1858—1900), участница «Народной воли», осуждённая по делу «семнадцати народовольцев» (1883); жена литераторов-народовольцев Александра Васильевича Прибылёва (1857—1936) и Николая Сергеевича Тютчева (1856—1924).
Источники: В.Ф.Шмидт (Яницкая) (к 85-летию со дня рождения) // Дефектология. - 1975. - № 2. - Страница 95; Журнал «Развитие личности». От редакции — Вера Фёдоровна Шмидт — автор «Дневника матери» (биографическая справка).
Сочинения: Шмидт, В.Ф. Психоаналитические и педагогические труды. Том 1: Дневник матери: первый год жизни. - Ижевск: ERGO, 2009. ISBN 978-5-98904-050-6; Шмидт, В.Ф. Психоаналитические и педагогические труды. Том 2: Дневник матери: второй и третий годы жизни. - Ижевск: ERGO, 2010. ISBN 978-5-98904-061-2; Шмидт, В.Ф. Психоаналитические и педагогические труды. Том 3: Психоаналитическое воспитание. - Ижевск: ERGO, 2012. ISBN 978-5-98904-065-0; Vera Schmidt. Sämtliche Werke. Ahriman-Verlag GmbH, 2010. EAN: 978-3894848194.
1890
Владимир Яковлевич Качалов
советский военачальник, в начальный период Великой Отечественной войны командующий 28-й армией, генерал-лейтенант (1940). Родился в селе Городище, Царицынский уезд, Саратовская губерния, Российская империя (ныне — в Городищенском районе Волгоградской области). Отец его был крестьянином, но вскоре после рождения Владимира перебрался в Царицын, где стал работать сапожником. Окончил церковно-приходскую школу, городское училище, в 1910 году — Харьковское коммерческое училище. В Русской императорской армии с 1910 года. Служил вольноопределяющимся в пехотном полку. В 1912 году уволился в запас, работал счетоводом, готовился к поступлению в институт. С началом Первой мировой войны вновь мобилизован в армию в августе 1914 года. В 1914 году при Казанской школе прапорщиков сдал экзамены на чин прапорщика. Участник Первой мировой войны: с конца 1914 года — младший офицер 23-го Сибирского запасного полка, с 1915 года — командир роты 58-го Прагского пехотного полка, в котором воевал на Юго-Западном и Румынском фронтах. После Февральской революции был избран сначала заведующим полковым хозяйством, а затем и выборным командиром полка. После роспуска старой армии большевистским руководством в феврале 1918 года Качалов вернулся в Царицын. В русской армии дослужился до чина капитана (было присвоено в январе 1917 года).
Гражданская война
В Красной Армии с июля 1918 года. Активный участник Гражданской войны в России: младший помощник начальника штаба по административной части 2-й сводной казачьей дивизии 10-й армии, начальник штаба бригады 38-й стрелковой дивизии, начальник оперативного отдела штаба и с сентября — начальник штаба 1-й Донской отдельной кавалерийской бригады, с ноября — начальник штаба 1-й сводной кавалерийской дивизии, с сентября 1919 — начальник штаба Конно-сводного корпуса Б.М.Думенко, с апреля 1920 — начальник штаба 1-го кавалерийского корпуса, с июля 1920 — начальник полевого штаба 2-й Конной армии, с октября — начальник 2-й Ставропольской кавалерийской дивизии имени М.Ф.Блинова. Участвовал в боях против войск А.И.Деникина и П.Н.Врангеля. В боях гражданской войны был трижды ранен.

Комкор В.Я.Качалов
Межвоенный период
После войны дивизия до весны 1921 года находилась на Украине и воевала против отрядов Н.И.Махно, затем переброшена на Кубань и вошла в состав Северо-Кавказского военного округа. Там она вела активные боевые действия против бандитизма в районах Цимлянская, Чирская, а летом 1922 года — в районах Ставрополь, Пятигорск, Святой Крест (в августе 1922 года под Ставрополем получил четвёртое ранение). В 1922 года направлен на учёбу на Военно-академические курсы высшего комсостава РККА, окончил их в 1923 году. С июля 1923 года — командир 1-й отдельной Туркестанской кавалерийской бригады, с октября 1923 года — командир 11-й кавалерийской дивизии, в этих должностях воевал против басмачей на Туркестанском фронте (Восточная Бухара) и был в пятый раз ранен в бою в декабре 1923 года. С ноября 1924 года — инспектор кавалерии Западного военного округа, с ноября 1925 по март 1930 года — командир 10-й Майкопской кавалерийской дивизии. Во время командования дивизией окончил Стрелково-тактические курсы усовершенствования комсостава РККА «Выстрел» в 1928 году. В 1927 году вступил в ВКП(б). С марта 1930 года — командир 14-й кавалерийской дивизии имени А.Пархоменко, с января 1931 года — командир и военком 6-й Орловской стрелковой дивизии. Окончил Особый факультет Военной академии имени М.В.Фрунзе в 1935 году. Командир и военком 22-й стрелковой дивизии в Северо-Кавказском военном округе с мая 1936 года, командир 9-го стрелкового корпуса в том же округе с июня 1937 года, заместитель командующего Северо-Кавказского военного округа с декабря 1937 года, командующий Северо-Кавказским военным округом с апреля 1938 года. 7 октября 1938 года утверждён членом Военного совета при народном комиссаре обороны СССР. С июня 1940 года — командующий войсками Архангельского военного округа.
Великая Отечественная война
В начале Великой Отечественной войны на базе войск округа согласно директиве Ставки Главного командования № 0043 от 27 июня 1941 года была сформирована 28-я армия. Генерал-лейтенант Качалов этим же документом был назначен командующим этой армией. Во главе штаба армии он срочно прибыл на Западный фронт организовывать оборону силами прибывающих войск армии. 14 июля армия была переподчинена Фронту резервных армий. Участвовал в Смоленском сражении. Пытаясь переломить ход сражения, Ставка ВГК 20 июля 1941 года приказала командующему войсками Фронта резервных армий сформировать 5 оперативных групп для операции по одновременному удару по немецким войскам с целью окружения и разгрома в районе Смоленска передовых войск противника. В 20-х числах июля 1941 года Владимир Яковлевич возглавил оперативную группу в составе трёх дивизий (104 танковая дивизия 145 стрелковая дивизия и 149 стрелковая дивизия, артиллерийские части усиления, мотострелковый полк), которая получила задачу перейти в наступление из района Рославля 22 июля, наступать вдоль шоссе на Смоленск и, уничтожая противостоящие части противника, выйти в район Смоленска к 25 июля, где соединиться с оперативными группами генералов В.А.Хоменко и К.К.Рокоссовского. 23 июля оперативная группа (ОГ) Качалова начала контрудар из района Рославля (причем 104 тд находилась ещё на марше в исходный район и наступление началось без неё), нанесла большие потери немецкой 18-й танковой дивизии и отбросила противника за реку Стометь, создав тем самым угрозу с тыла передовым соединениям вермахта. Командующий 2-й танковой группой Хайнц Гудериан воспринял этот удар настолько серьёзно, что перенацелил на борьбу с оперативной группой Качалова весь 9-й армейский корпус, отложив выполнение возложенных на него ранее наступательных задач, а к 27 июля бросил в бой против войск Качалова уже 10 дивизий, включая две танковые и одну моторизованную (даже много лет спустя в своих мемуарах он назвал тогдашнюю обстановку под Рославлем словом «критическая» — впервые применив этот термин с 22 июня 1941 года). Пассивные действия советских войск на других участках позволили немцам не только снимать войска с не атакованных рубежей, но и действовать против открытых флангов оперативной группы Качалова, чтобы парировать её удар. Таким образом, наступая против превосходящих изначально её немецких войск (продвижение составило свыше 30 километров), оперативная группа генерал-лейтенанта В.Я.Качалова сумела оттянуть на себя и сковать большие силы противника, нанеся им немалые потери. В оперативном плане её действия помогли 20-й и 16-й армиям избежать окружения и отойти главными силами за Днепр, а также способствовали стабилизации положения в полосах 22-й армии и Центрального фронта. Подтянутыми на этот участок фронта крупными силами немцы фланговыми ударами 2—4 августа окружили группу Качалова. 4 августа 1941 года при прорыве из окружения Владимир Яковлевич Качалов погиб в бою, находясь в танке и пытаясь восстановить силами своих последних танков связь с отрезанными немцами полком. Немцы опознали его тело и забрали документы, генерал был первоначально захоронен местными жителями в братской могиле в деревне Старинка. После эксгумации был перезахоронен в посёлке Стодолище Починковского района Смоленской области. Командир немецкого 9-го армейского корпуса Г.Гейер вспоминал:
«На месте я смог убедиться своими глазами, насколько ожесточёнными были бои под Ермолино 4 и ночью на 5 августа. Здесь осталось множество сгоревших и брошенных танков. В одном из них мы нашли убитого русского командующего…»
Не имея точных сведений о судьбе генерала Качалова, на основе ложного доклада Л.З.Мехлиса И.В.Сталину Ставка Верховного Главного Командования в Приказе № 270 от 16 августа 1941 года обвинила его в дезертирстве и сдаче в плен.
«Командующий 28-й армией генерал-лейтенант Качалов, находясь вместе со штабом группы войск в окружении, проявил трусость и сдался в плен немецким фашистам. Штаб группы Качалова из окружения вышел, пробились из окружения части группы Качалова, а генерал-лейтенант Качалов предпочёл сдаться в плен, предпочёл дезертировать к врагу.» — Скрытая правда войны: 1941 год. — Москва, 1992. — Страница 255.
29 сентября 1941 года Военная коллегия Верховного Суда СССР, рассмотрев дело по обвинению Качалова по статье 58-1, пункт б УК РСФСР, заочно приговорила его к смертной казни. Были репрессированы члены его семьи — 20 августа 1941 года в эвакуации в Свердловске были арестованы его жена Елена Николаевна Ханчин-Качалова и его тёща, Елена Ивановна Ханчин. Постановлением Особого совещания при НКВД СССР от 27 августа 1941 года они были приговорены к восьми годам лишения свободы. Е.И.Ханчин умерла в 1944 году в лагере, Е.Н.Ханчин-Качалова отбыла срок полностью, с августа 1949 года жила в городе Малоярославце Калужской области. Она с 1950 года предпринимала большие усилия для восстановления честного имени В.Я.Качалова, обращаясь с заявлениями в Главную военную прокуратуру и к высшим руководителям государства вплоть до Г.М.Маленкова и И.В.Сталина. После многочисленных отказов ей удалось добиться проведения повторной проверки МГБ СССР обстоятельств гибели Качалова с выездом проверяющих на места боёв 1941 года. В 1951 году МГБ доложило в ЦК ВКП(б), что «заслуживающих доверия материалов, которые подтверждали бы, что Качалов совершил измену Родине, в МГБ СССР не имеется, а также нет определенных данных о его судьбе». В результате расследования 1952—1953 годов были установлены обстоятельства боя 4 августа 1941 года у деревни Старинки Стодолищинского района Смоленской области гибели генерала. Сначала нашли свидетелей его похорон, на которых немецкие офицеры сказали местным жителям, что в числе захороненных находится и убитый в бою русский генерал Качалов, и братскую могилу, в которой он был похоронен. 6 ноября 1952 года была произведена эксгумация и достоверно по множественным приметам установлена личность погибшего, которым оказался Качалов. Тем не менее до смерти И.В.Сталина результаты расследования ему не докладывались и оставались без движения. Более того, 6 августа 1952 года была повторно арестована Е.Н.Ханчин-Качалова по обвинению в «антисоветской агитации». Только 23 декабря 1953 года Военная коллегия Верховного Суда СССР отменила свой приговор 1941 года и реабилитировала В.Я.Качалова. Постановлением ЦК КПСС от 29 декабря 1953 года Качалов был посмертно восстановлен в партии. Приказом Министра обороны СССР от 13 февраля 1954 года изменена формулировка выбытия Качалова из РККА на «погибшего в бою во время Великой Отечественной войны».
Воинские звания в РККА: Комдив — 17 февраля 1936; Комкор — 22 февраля 1938; Командарм 2-го ранга — 8 февраля 1939; Генерал-лейтенант — 4 июня 1940.
Награды: Два ордена Красного знамени (1921, 22 февраля 1938); Орден Отечественной войны I степени (6 мая 1965, посмертно); Медаль «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии» (22 февраля 1938).
Отзывы
В своих воспоминаниях начальник политотдела 28-й армии В.П.Терешкин так отзывался о В.Я.Качалове:
«Он был спокойным, выдержанным, внимательным к своим подчинённым человеком. Я не помню ни одного случая ни в мирное время, ни во время войны, когда бы Качалов терял самообладание, допускал бы грубость по отношению к подчинённым. Он был строгим и требовательным, но всегда спокойно и убедительно разъяснял задачи, которые ставил подчинённым, и так же спокойно и убедительно отвечал на все вопросы, которые у подчинённых возникали в связи с полученными ими от Качалова приказами. Он никогда не проявлял поспешности. В боях он был примером личного мужества и презрения к опасностям.»
Память
Памятники и мемориалы
В посёлке Стодолище (Смоленская область) находится могила генерала и бюст над ней, является памятником истории регионального значения. Также в окрестностях посёлка установлен танк Т-34-85 в память командарма В.Я.Качалова и бойцов 28-й армии. В местной библиотеке выставляется посвящённая ему экспозиция. В XXI веке регулярно проводятся памятные мероприятия.
Киновоплощения
В шестисерийном художественном фильме «Война на западном направлении» (Киностудия имени А. Довженко, 1990) роль генерала Качалова исполнил Александр Мовчан.
Литература: Коллектив авторов. Великая Отечественная. Командармы. Военный биографический словарь / Под общей редакцией М.Г.Вожакина. — Москва; Жуковский: Кучково поле, 2005. — Страницы 89—90. — ISBN 5-86090-113-5; Тархова Н.С. (ответственный), Арцыбашев В.А., Войтиков С.С., Узенков Д.Г. Командный и начальствующий состав Красной Армии в 1940—1941 гг.: Структура и кадры центрального аппарата НКО СССР, военных округов и общевойсковых армий. Документы и материалы / Под редакцией В.Н.Кузеленкова. — Москва—Санкт-Петербург: Летний сад, 2005. — Страницы 151—152. — 1000 экземпляров. — ISBN 5-94381-137-0; Коллектив составителей и редакторов. Военный совет при народном комиссаре обороны СССР. 1938, 1940 гг.: Документы и материалы. — Москва : РОССПЭН, 2006. — 336 страниц. — 1000 экземпляров. — ISBN 5-8243-0694-X; Великая Отечественная война 1941-45 гг. Энциклопедия. — Москва, 1985; На земле Смоленской. — Москва : 1971; Еременко А.И. В начале войны. — Москва : АСТ: Хранитель, 2006 — (Неизвестные войны); ISBN 5-17-035493-2. — Страницы 321-323; Жуков Г.К. «Воспоминания и размышления» В 2 томах — Москва : Олма-Пресс, 2002; Лукин М.Ф. «Мы не сдаёмся, товарищ генерал!» // «Огонёк». — 1964. — № 47 — Страницы 26-30; № 52. — Страница 16; Соловьев Д.Ю. Все генералы Сталина. — М., 2019. — ISBN 9785532106444. — Страницы 39—40; Стародворцев П.С. Командарм: страницы жизни генерал-лейтенанта В. Я. Качалова. — Смоленск: Смоленская городская типография, 2011. — 127 страниц. ISBN 978-5-94223-678-6.
1890
Армас Тайпале (финское имя — Armas Taipale)
финский легкоатлет, олимпийский чемпион. Армас Тайпале родился в Хельсинки (Великое княжество Финляндское, Российская Империя). В 1912 году, на Олимпийских играх в Стокгольме, выступая за финскую команду завоевал золотые медали в обычном метании диска и в метании диска правой и левой руками (в зачёт шёл лучший результат). После обретения Финляндией независимости Армас Тайпале выступал уже за независимую Финляндию. В 1920 году на Олимпийских играх в Антверпене он завоевал серебряную медаль в метании диска, но в 1924 году на Олимпийских играх в Париже был уже лишь 12-м. Умер в Турку (Финляндия) 9 ноября 1976 года.
1891
Валентин Яковлевич Парнах
российский поэт и переводчик, музыкант, танцор, хореограф. Основатель парижской литературной группы «Палата поэтов», пионер советского джаза. Первое выступление его экспериментального джаз-банда 1 октября 1922 года принято считать днём рождения джаза в СССР. Валентин Парнах (настоящая фамилия Парно́х) родился в городе Таганрог, область Войска Донского, Российская империя, в зажиточной еврейской семье. Отец — Яков Соломонович Парнох (1857—1912) — был провизором, владельцем аптеки и довольно состоятельным человеком, являлся членом городской Думы и потомственным почётным гражданином. По семейному преданию, его предки в XV веке после изгнания евреев из Испании бежали на восток и в середине XIX века осели в городе на Азовском море. Дед, Залман Кусиелевич Парнох, был с 1865 года попечителем еврейского молитвенного дома в Таганроге.

Дом в Таганроге, где с 1902 года жила семья Парнох
Мать — Александра Абрамовна Парнох (урождённая Идельсон, 1857—1895) — выпускница организованных в Санкт-Петербурге женских врачебных курсов (1883), в 1883—1885 годах — ординатор Еврейской больницы в Ростове. В 1877 году состоялся четвёртый выпуск 19 женщин-врачей, среди которых была и Александра Идельсон, одна из первых женщин, получивших диплом врача в России. Как и муж, её двоюродный брат Р.Б.Идельсон был провизором и хозяином аптеки Идельсона в Таганроге. После смерти матери детей воспитывала мачеха — Александра Иосифовна Левенсон, которая в 1903 г. стала матерью четвёртого ребёнка в семье (дочери Алисы). Кроме единокровной сестры Алисы, у Валентина были две родные сестры: София и сестра-близнец Лизавета. Обе впоследствии стали поэтессами. В 9 лет Валентин написал своё первое стихотворение. Оно начиналось словами: «Мойсей, о, если б ты увидел / Позор народа своего …».
Валентин и Лиза на балконе дома в Таганроге, 1910 г.
Валентин Парнах с золотой медалью окончил таганрогскую мужскую гимназию. В гимназии, в отличие от своих товарищей, с удовольствием учил латынь и другие языки, французским владел с детства. В дальнейшем освоил языки немецкий, испанский и португальский.
Учёба в Университете
В 1910 г. был принят в Санкт-Петербургский университет на юридический факультет в числе 45 евреев, «положенных» на всю Россию согласно процентной норме. Учился сначала на юридическом факультете, затем на романском отделении историко-филологического факультета. Одновременно с учёбой успевал заниматься музыкой под руководством М.Ф.Гнесина и драматическим искусством в студии В.Э.Мейерхольда. По рекомендации А.Блока стихи Парнаха были опубликованы в журнале В. Мейерхольда «Любовь к трём апельсинам» (№ 3, 1914), позднее там же было напечатано его эссе о танцах.

Тео ван Дусбург. Фотопортрет Валентина Парнаха, исполняющего танец «Эпопея», 1925.
Путешествия
Не ранее 4 июня 1915 года через Стокгольм и Лондон выехал во Францию, где прожил около 6 лет. Путешествовал по Аравии и Палестине, Испании, Египту и Сицилии, искал и изучал следы древней и средневековой еврейской культуры, а в европейских библиотеках и архивах открыл пласт поэзии, созданной жертвами инквизиции, главным образом евреями, писавшими на испанском и португальском языках. В Париже был близок с И.Эренбургом, входил вместе с Довидом Кнутом (1900—1955), А. Гингером (1897—1965), Б. Поплавским (1903—1935) и другими в созданную им русскую литературную группу «Палата поэтов», печатал многочисленные статьи, переводы и эссе в периодических изданиях французского авангарда. 10 июня 1921 года В.Парнах выступил в парижской галерее «Монтень» с танцем «Чудесная домашняя птица» («Чудесная дичь»/«La Volaille miraculeuse») на вечере дадаистов в рамках Салона Дада, устроенного Франсисом Пикабиа и Тристаном Тцара. 21 октября того же года Парнах выступил в парижском кафе «Хамелеон» в программе вечера, организованного Сергеем Шаршуном. В ноябре 1921 года Валентин Парнах сыграл главную мимическую роль в синкретической драме-буфф «Театр ужасов», которую поставил в «Передвижном Театре на Столах» в Париже его старый знакомый по Ростову Павел Вейсбрём-Куклимати. Первые стихотворные книги Парнаха вышли в Париже, их иллюстрировали Наталия Гончарова и Михаил Ларионов, а одну из них предварял портрет автора работы Пабло Пикассо. В. Парнах переводил на русский язык произведения Ш.Бодлера, П.Верлена, А.Рембо, Ф.Пикабиа, Н.Гарнье, В.Ларбо, Ж.Сюпервьеля, Б.Сандрара, Ж.Кокто, Т.Тцара, Л.Арагона, С.Арно, Ж.Рибмон-Дессеня — с французского; П. де Кальдерона, Л. де Гонгоры, Ф.Г.Лорки, Р.Альберти — с испанского; Л. де Камоэнса — с португальского; И.В.Гёте, Н.Ленау, И.Р.Бехера, Р.Гюльзенбека, Х.Арпа, М.Эрнста — с немецкого; Я.Ивашкевича — с польского и др. Переводил на французский язык стихи А.С.Пушкина.
Пионер советского джаза
В июле 1921 года в модном парижском кафе «Трокадеро» Парнах впервые слышит джаз в исполнении «Джазовых королей Луиса Митчелла». Эта музыка его потрясла. Во второй половине августа 1922 года вернулся в Россию, привезя с собой комплект инструментов для джаз-банда. Объявление о его прибытии газета «Известия» в конце августа поместила на первой странице: «В Москву приехал Председатель Парижской палаты поэтов Валентин Парнах, который покажет свои работы в области новой музыки, поэзии и эксцентрического танца, демонстрировавшиеся с большим успехом в Берлине, Риме, Мадриде, Париже». Поначалу поселился в левом флигеле писательского общежития Дома Герцена на Тверском бульваре, у Осипа и Надежды Мандельштам, которые добились выделения ему там же отдельной комнаты. До 1924 года они были соседями: в комнаты семьи Мандельштам можно было попасть только через комнату Парнаха. Парнах первым в России написал по-русски слово «джаз» («По-немецки — яц, по-французски — жаз, по-английски — джаз» — написал Парнах в 1922 году в берлинском русскоязычном журнале «Вещь», который издал Илья Эренбург). Закупив за границей полную экипировку для джаз-банда — банджо, саксофон, целую ударную установку с ножной педалью, наборы сурдин, всевозможные диковинные шумовые инструменты — создаёт в Москве ансамбль, называемый «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха». Первый концерт состоялся в Москве 1 октября 1922 года в час дня на сцене Центрального техникума театрального искусства (позже — ГИТИС) в Малом Кисловском переулке. Билеты стоили от полутора до десяти миллионов рублей. На рояле в ансамбле Парнаха играл будущий знаменитый киносценарист Евгений Габрилович, на ударных — актёр Александр Костомолоцкий. Саксофонист — бывший полковой музыкантский воспитанник Мечислав Капрович, контрабасист — Сергей Тизенгайзен. Габрилович вспоминал, что оркестр изобиловал экзотическими ударными, а также включал редкий инструмент флексатон. Именно этот концерт послужил отправной точкой российского джаза, и спустя 60 лет советские музыканты стали отмечать 1 октября как День рождения российского джаза. В декабре 1922 года состоялся второй концерт, на этот раз в Доме печати (ныне — Дом журналиста). В апреле 1923 года оркестр дал концерт в Ассоциации художников, поэтов, актёров и музыкантов «Странствующий энтузиаст». «Джаз-банд» Парнаха впервые участвовал в государственных торжествах (карнавальный парад на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве (1923), «чего до сих пор не было на Западе», комментировала пресса это событие. Летом 1924 года «Джаз-банд» Парнаха играл для делегатов V конгресса Коминтерна. Наряду с боевиками «Japanese Sandman» Ричарда Уайтинга, «For Me And My Gal» Джорджа Мейера, «Chong» Харолда Уикса, популярной песенки «Sunflower» были исполнены ещё и фрагменты из музыки Дариюса Мийо к балету «Бык на крыше».
Театр и поэзия
Вернувшись в Россию, заведовал музыкальной и хореографической частью в театре В.Мейерхольда (спектакль «Даёшь Европу!»). По приглашению С.Эйзенштейна в том же году Парнах преподавал хореографию в драматической студии Первого рабочего театра Пролеткульта. «Эксцентрический оркестр под управлением Валентина Парнаха» в кинотеатре на Малой Дмитровке (ныне — здание Театра им. Ленинского Комсомола) исполнял и хиты того времени, и экспериментальные произведения модернизма (например, сюиту Д. Мийо из балета Жана Кокто «Бык на крыше»). Ансамбль Парнаха с успехом участвовал в мейерхольдовских постановках «Великодушный рогоносец» и «Д.Е.» («Даёшь Европу»), исполняя по ходу «популярные фокстротты и шимми». В спектакле «Человек-масса» Валентин Парнах поставил для молодого актёра Игоря Ильинского «Танец банкиров на бирже». В 1925 году в Москве за счёт автора был издан первый и единственный в советский период сборник стихов В. Парнаха «Вступление к танцам». По мнению историка Алексея Баташева, глагол заколебать введён в русский язык Валентином Парнахом:
Как стройно пальцами я щёлкаю,
Шёлк нот меня заколебал.
Я изогнусь иглою колкою,
Я сам — оркестр и дрожь цимбал.
стихотворение «Весёлый мим», 1915—1918
Однако заколебать у Парнаха означает всего лишь «начать колебаться», а в этом значении глагол известен в русском языке, по крайней мере, с начала XIX века. Этот глагол есть у Валерия Брюсова в стихотворении 1903 года «В зеркале»: «Страшное беспокойство заколебало мою сонную душу». С конца 1925 года по конец 1931 года Валентин Парнах жил во Франции. Уехав в Париж, он оставался сотрудником театра Мейерхольда, готовя для него культурную информацию. В июне 1931 года вернулся в СССР, так как во Франции, по его словам, «было трудно свести концы с концами». В 1934 году в СССР вышла в свет книга В.Парнаха «Испанские и португальские поэты — жертвы инквизиции». Женился на Екатерине Классон, дочери инженера-нефтяника, которая в 1930 году работала секретарём «Цеха живописцев» (до его закрытия). В 1936 году у них родился сын Александр.
Зрелые годы
В 1941 году он попал в эвакуацию в Чистополь, вместе с Мариной Цветаевой. Парнах волею случая становится свидетелем трагического для Марины эпизода: он и Цветаева одновременно пытаются устроиться работать за пропитание в литфондовской столовой, и Парнаха, в отличие от Цветаевой, берут — стоять на дверях. В 1949 году В. Парнаху удалось опубликовать книгу поэта эпохи Возрождения Агриппы д’Обинье. Стихи д’Обинье, обличающие забвение христианских заповедей, Парнах выдал за антирелигиозные и выпустил отрывки из его «Трагических поэм» вместе с прозой (мемуарами поэта). Борис Пастернак отозвался о переводах Парнаха как об «очень удачных», а часть их назвал «превосходными по силе, выразительности и точности». Умер В.Я.Парнах в городе Москва, РСФСР, СССР, 29 января 1951 года.. Прах захоронен в колумбарии на Новодевичьем кладбище (секция 100); позже в той же нише был захоронен прах его сестры-близнеца Елизаветы Яковлевны Тараховской. Проститься с Валентином Яковлевичем на похоронах посчитали своим долгом Фаина Раневская, Илья Эренбург, Михаил Гнесин, Леонид Утёсов, Дмитрий Шостакович и многие другие деятели культуры. Григорий Козинцев написал в некрологе «Смерть жирафовидного истукана»: «Поиски материалов исступленной поэзии XVI века и джаз. Соединение, возможное только для той эпохи. Луис де Гонгора и саксофон. Интеллигенция всегда куда-то ходит. В народ, в монастырь, в себя. Печорин и Парнах».
Культурное влияние
В 2006 году рок-группа «Сурганова и оркестр» включила в свой альбом «КругоСветка» песню «Дождь» на стихи Федерико Гарсиа Лорки в переводе В. Парнаха. В октябре 2012 года в Москве была проведена серия мероприятий, посвящённых 90-летию российского джаза и основателю первого отечественного джазового оркестра Валентину Парнаху. В рамках юбилейного вечера, состоявшегося в московской «Галерее на Чистых прудах», был продемонстрирован документальный фильм «Валентин Парнах: не здесь и не теперь» (режиссёр Михаил Басов), мультимедийный арт-проект «Полиэтиленовая пляска» (Ю.Фесенко, М.Басов). 7 октября фильм «Валентин Парнах: не здесь и не теперь» был продемонстрирован в клубе Алексея Козлова.
Память
На праздновании 60-летия советского джаза А.Н.Баташев, которые впервые в своей монографии «Советский джаз» (1972) упомянул и первый концерт 1 октября 1922 года и впервые назвал фамилию его организатора), собрал ансамбль, который сыграл одну из пьес Джазбанда Парнаха. 1 октября 2002 года в час пополудни, впервые через 80 лет, на сцене ГИТИСа Алексей Баташев вновь собрал возрожденный Джазбанд Валентина Парнаха в составе: Лев Лебедев (старинный саксофон, кларнет), Евгений Крючков (скрипка), Борис Рукинглуз (тромбон), Андрей Родионов (банджо), Борис Назаревский (контрабас и барабан), Борис Савельев (ударные и шумовые), Левон Оганезов (рояль). 3 октября 2002 года в том же составе этот ансамбль на сцене Зала имени Чайковского в рамках Фестиваля, организованного Баташевым, «Российскому джазу — 80» сыграл четыре пьесы из репертуара «Первого в Р.С.Ф.С.Р. эксцентрического оркестра джаз-банда Валентина Парнаха», стихи Парнаха читал Илья Рутберг. В 1990-е годы в Таганроге существовал Клуб любителей джаза им. Валентина Парнаха. В марте 2012 года городской Думой Таганрога было принято решение о создании муниципального Таганрогского джазового оркестра им. Валентина Парнаха. Первый концерт-презентация Таганрогского джазового оркестра им. Валентина Парнаха состоялся 19 апреля 2013 года в Городском доме культуры Таганрога. В программу первого концерта вошли популярные произведения Дюка Эллингтона, Каунта Бейси, Гордона Гудвина. 24 ноября 2012 года в Таганроге на фасаде родительского дома семейства Парнохов (улица Александровская, 62) при большом стечении публики была торжественно открыта мемориальная доска. Текст доски гласит: «В этом доме провели детские и юношеские годы представители талантливого семейства Парнох: София Парнок (1885—1933) поэт, переводчик, литературный критик; Валентин Парнах (1891—1951) поэт, переводчик, танцор, создатель первого отечественного джазового оркестра; Елизавета Тараховская (1891—1968) поэт, переводчик, автор детских стихов и сказок». В марте 2013 года в Таганрогской музыкальной школе имени П.И.Чайковского был проведён Городской фестиваль эстрадной и джазовой музыки имени В.Парнаха. 27 июля 2016 года в честь 125-летия Валентина Парнаха был проведён вечер в Таганрогском краеведческом музее. Присутствующим был продемонстрирован документальный фильм Михаила Басова «Валентин Парнах: не здесь и не теперь».
В августе 2020 года в Таганроге персональной выставкой художника Алексея Яковлева «Последняя ночь августа» была открыта частная художественная галерея «Переулок Парнаха». В мае 2022 года в Таганроге в рамках XV Чеховского книжного фестиваля была проведена презентация сборника произведений Валентина Парнаха и Елизаветы Тараховской «Зеркальная душа». Также в рамках этого фестиваля Таганрогский муниципальный джазовый оркестр дал концерт под названием «Парнах-джаз».
Семья
Парнох, Яков Соломонович (1853—1912) — отец, провизор, владелец аптеки, член городской Думы города Таганрог, потомственный почётный гражданин. Парнок, София Яковлевна (1885—1933) — сестра, русская поэтесса, переводчица. Тараховская, Елизавета Яковлевна (1891—1968) — сестра, русская поэтесса, переводчик. Классон, Екатерина Робертовна (1901—1980) — жена, художник, искусствовед, переводчик. Классон, Роберт Эдуардович (1868—1926) — тесть, российский и советский инженер-технолог и изобретатель, один из крупнейших российских энергетиков своего времени. Парнах, Александр Валентинович (1936) — сын, переводчик. Парнах, Тамара Ивановна (1938) — невестка, научный сотрудник ЦНИХБИ. Парнах, Максим Александрович (1957) — внук, художник, педагог. Аронович, Татьяна Адольфовна (урождённая Идельсон; 1902—?) — двоюродная сестра, живописец, член Союза художников СССР.
Дополнительные факты
Начав литературную деятельность, София и Валентин Парно́х решили модифицировать свою фамилию. София придала ей более «европейское» звучание, в то время как Валентин, интересовавшийся своими еврейскими корнями, изменил её в соответствии с сефардским произношением. Фигура Парнаха частично послужила прототипом Парно́ка (так Парнах подписывался под ранними публикациями) — героя повести Осипа Мандельштама «Египетская марка» (1928). Валентин Парнах снимался в эпизоде знаменитой музыкальной комедии Григория Александрова «Веселые ребята» (в титрах не указан). Этот факт удалось установить в 2011 году режиссёру Михаилу Басову в процессе работы над фильмом «Валентин Парнах: не здесь и не теперь».
Библиография
Книги: Le quai (Набережная) [ рисунка М.Ларионова]. — Париж: Бумага известковая, 1919. — 15 страниц; Самум [ рисунка Н.С.Гончаровой]. — Париж: Бумага известковая, 1919. — 45 страниц; Словодвиг (Mot dinamo). Стихи [ иллюстраций Н.С.Гончаровой; обложка и 7 иллюстраций М.Ф.Ларионова]. — Париж: La Cible, 1920; Карабкается акробат [Портрет авторской работы П.Пикассо, рисунки Л.Гудиашвили]. — Париж: Издательство «Франко-русская печать», 1922. — 64 страницы; Вступление к танцам. Избранные стихи [Портрет авторской работы П.Пикассо]. — Москва : Ржевская тип. УИКа, 1925. — 82 страницы; Антология авангардной эпохи. Россия. Треть XX века. Поэзия. — Нью-Йорк—Санкт-Петербург : Глагол, 1995. — 380 страниц; Парнах В. Жирафовидный истукан: 50 стихотворений, переводы, очерки, статьи, заметки. — Москва : Пятая страна, Гилея, 2000. — 222 с.траницы, 1 500 экземпляров. — ISBN 5-901250-01-X; Парнах В.Я. История танца (по изданию 1932 года, перевод с французского). — Москва : Собраніе, 2012. — 150 страниц. — ISBN 5-902797-03-9; Парнах В. Три книги. — Москва : Sam&Sam, 2012. — 276 страниц.
Публикации: Парнах В.Я. Стихотворения // Строфы века. Антология русской поэзии. / Под. редакцией Е.Евтушенко. — Москва: Полифакт, 1999. — 350 страниц. — ISBN 5-89356-006-X; Парнах В.Я. Стихотворения // От символистов до обэриутов. Поэзия русского модернизма. Антология. В 2 книгах. Книга 1. — Москва : Эллис Лак, 2001. — 704 страницы. — ISBN 5-88889-047-2; Парнах В.Я. Пансион Мобер. Воспоминания // Диаспора: Новые материалы. Том VII — Санкт-Петербург: Феникс—ATHENAEUM, 2005. — Страницы 7-91; Парнах В.Я. Стихотворения // Таганрог в литературе / Составитель И.М.Бондаренко. — Таганрог: Лукоморье, 2007. — Страницы 194—195. — ISBN 978-5-902450-11-5; Джаз-банд и самый левый театр. Письма В.Я.Парнаха Вс.Э.Мейерхольду (1922—1930). Публикация, вступительная статья и комментарии. О.Н.Купцовой // Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Выпуск 4 / Редактор-составитель В.В.Иванов. — Москва: Индрик, 2009. — Страницы 819—841; «Мои танцы — эксцентрического характера…» Три танца Валентина Парнаха в спектаклях Мейерхольда: «Жирафовидный истукан», «Этажи иероглифов» и «Эпопея». Публикация, вступительная статья и комментарии О.Н.Купцовой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Редактор-составитель В.В.Иванов. Выпуск 6. Москва: Индрик, 2014. Страницы 534—554.
Переводы: Испанские и португальские поэты, жертвы инквизиции. Стихотворения, сцены из комедий, хроники, описания аутодафэ, протоколы, обвинительные акты, приговоры / Собрал, перевёл, снабдил статьями, биографиями и примечаниями В.Парнах. — Москва—Ленинград: Academia, 1934. — 192 страницы; Агриппа д’Обинье. Трагические поэмы; Мемуары / Перевод В.Я.Парнаха; вступительная статья Р.М.Самарина. — Москва: Гослитиздат, 1949. — 152 страницы; Испанские и португальские поэты, жертвы инквизиции. Стихотворения, сцены из комедий, хроники, описания аутодафэ, протоколы, обвинительные акты, приговоры / Собрал, пер., снабдил статьями, биографиями и примеч. В. Парнах. — Санкт-Петербург : Гиперион, 2012. — 224 страницы. — ISBN 978-5-89332-184-5.
Фильмография: «Похождения Октябрины». Москва, 1924. Режиссёр Г.Козинцев, Л.Трауберг; «Весёлые ребята» (В титрах не указан). Мосфильм, 1934; «Валентин Парнах: не здесь и не теперь». Таганрог, 2011. Режиссёр Михаил Басов, композитор Роман Столяр.
Литература: Алексей Баташев. Советский джаз. — Москва: Музыка, 1972. — 175 страниц., иллюстрации; Алексей Баташев. Египетский поворот (о судьбе Валентина Парнаха): повесть // Театр. — 1991. — № 10; Мислер Н. Парнах Валентин Яковлевич // Энциклопедия русского авангарда / Авторы-составители В.И.Ракитин, А.Д.Сарабьянов; Научный редактор А.Д.Сарабьянов. — Москва: RA, Global Expert & Service Team, 2013. — Том II: Л—Я. — Страница 227. — ISBN 978-5-902801-11-5; Безносов Денис. Танцующие строки. Вневременная словомузыка Валентина Парнаха: [Рецензия на книгу: Валентин Парнах. Три книги (составление, вступление и примечания В.Перельмутера). — Москва : Sam&Sam, 2012. — 275 страниц. (Библиотека для избранных)] // НГ Ex libris. — 2013. — 6 июня; Джаз-банд и самый левый театр. Письма В.Я.Парнаха Вс.Э.Мейерхольду (1922—1930). Публикация, вступительная статья и комментарии О.Н.Купцовой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Редактор-составитель В.В.Иванов. Выпуск 4. Москва: Индрик, 2009. Страницы 819—843; «Мои танцы — эксцентрического характера…» Три танца Валентина Парнаха в спектаклях Мейерхольда: «Жирафовидный истукан», «Этажи иероглифов» и «Эпопея». Публикация, вступительная статья и комментарии О.Н.Купцовой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века / Редактор-составитель В.В.Иванов. Выпуск 6. Москва : Индрик, 2014. Страницы 534—554.