1897
Пол Гэллико (Paul Gallico)
американский писатель. Родился в городе Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США, в семье композитора и пианиста итальянского происхождения Паоло Галлико и его жены, за два года до того перебравшихся в США из Австро-Венгрии. В 1921 году окончил Колумбийский университет. Начал работать в нью-йоркской газете «Daily News» на должности кинообозревателя, но не преуспел на этом поприще и был переведён в спортивный отдел. Для написания статьи о знаменитом боксере-профессионале Джеке Демпси журналист напросился на поединок с ним, чтобы понять, каково это — быть сбитым с ног чемпионом в тяжёлом весе. Гэллико продержался две минуты, по впечатлениям от поединка написал блестящую статью и прославился на всю Америку. В 1923 году он стал редактором отдела спорта и одним из лучших спортивных журналистов США. С детства мечтой Гэллико было стать писателем, поэтому помимо статей о спорте он предлагал журналам «Vanity Fair» и «Saturday Evening Post» рассказы, а в 1936 году переехал в Европу и посвятил себя писательству. В начале 1940-х годов он стал знаменит, выпустив трогательную и увлекательную книгу «Снежный гусь». С тех пор все его книги — бестселлеры. Самые известные из них — «Дженни» (1950), «Ослиное чудо» (1952), «Любовь к семи куклам» (1954), «Томасина» (1957), «Цветы для миссис Харрис» и «Миссис Харрис едет в Нью-Йорк» (1960). Он написал книгу о Святом Патрике — покровителе Ирландии. Сам Пол Гэллико был добрым покровителем животных: в доме у него жили большой дог и двадцать три кошки. Умер в коммуне Антиб, департамент Приморские Альпы, Франция 15 июля 1976 года.
Экранизации и адаптации
По книге «Любовь к семи куклам» поставлен фильм «Лили». Повесть «Томасина» экранизировали на киностудии Walt Disney Pictures под названием «Три жизни Томасины», продюсером выступил Уолт Дисней. В этом игровом фильме, поставленном режиссёром Доном Чеффи, в заглавной роли снималась настоящая кошка. В 1991 году режиссёр Леонид Нечаев по мотивам повести «Томасина» снял на студии имени М.Горького фильм «Безумная Лори». Экранизированы также «взрослые» книги Гэллико — «Приключение „Посейдона“» (дважды — в 1972 году («Приключение „Посейдона“», режиссёр Рональд Ним) и в 2006 («Посейдон», режиссёр Вольфганг Петерсен)) и её продолжение — «После приключений „Посейдона“» (фильм с тем же названием поставлен в 1979 году режиссёром Ирвином Алленом). Телеканал «Hallmark» также осуществил свою экранизацию «Приключения „Посейдона“», несколько видоизменив сюжет; режиссёром этой постановки стал Джон Патч. Антикоммунистический шпионский роман «Назначение: Париж» был экранизирован в США в 1952 году. Телевизионный фильм Патрика Гарленда «Снежный гусь» (1971) завоевал Золотой глобус, был номинирован на премии BAFTA и Эмми. По мотивам «Снежного гуся» английская прогрессив-рок-группа Camel записала один из своих самых удачных альбомов — «The Snow Goose» (1974). Группа даже обращалась к Гэллико с просьбой написать тексты песен для альбома, но писатель, для которого название Camel ассоциировалось прежде всего с торговой маркой сигарет, отказался; более того, он даже подал на группу в суд с требованием запретить использование названия книги в качестве названия альбома. Этого ему, однако, добиться не удалось. Результатом судебного разбирательства стала надпись на обложке диска: «music inspired by» (музыка, вдохновлённая книгой). В 1991 году режиссёр Кевин Джеймс Добсон снял телевизионный вестерн «Чудо в девственной глуши» с Крисом Кристофферсоном в главной роли по мотивам одноимённого рассказа писателя (1975).
Произведения Гэллико на русском языке
«Томасина», «Дженни» и «Цветы для миссис Харрис» переведены на русский язык Натальей Трауберг, «Беззвучное мяу» (The Silent Miau: A Manual for Kittens, Strays and Homeless Cats, NY, 1964) — Александром Агапьевым, повесть «Посейдон» (The Poseidon Adventure) перевели на русский язык Александр Пахотин и Андрей Шаров. Рассказ «Белая гусыня» (The Snow Goose) переводился на русский язык неоднократно, впервые также Александром Пахотиным. Повесть «Снежинка» (Snowflake) издавалась в переводах О. Дормана (2017) и Ю.Полещук (2020). В периодической печати появлялись также рассказы «Колдовская кукла» и «Страшный секрет мсье Бонваля», переведенные Екатериной Доброхотовой-Майковой; повесть «Цветы для миссис Харрис» — в журнале «Смена», перевод Павла Вязникова; рассказ «Римский парень» (Roman Kid, The Saturday Evening Post, Indy, 1938) — в журнале «Наука и жизнь» № 12 за 1983, переводчик Р. Костанян.

1897
Галимджан Нигмати (татарское имя — Нигъмәти Галимҗан; настоящее имя — Галимджан Амиржанович Нигматуллин, Нигъмәти (Нигъмәтуллин) Галимҗан Әмирҗан улы)
татарский советский литературовед, публицист, литературный критик, редактор, общественный деятель и педагог. Член КПСС с 1919 года. Внёс значительный вклад в развитие татарской литературной критики, научной мысли, духовной жизни татар, исследователь, серьёзно повлиявший на развитие литературного процесса в Татарстане. Родился в ауле Уйдрак-баш, Сафаровская волость, Уфимского уезда Уфимская губерния, Российская империя (ныне Удрякбаш Благоварского района Башкортостана), в семье безземельного крестьянина. В 1899 году, когда ему исполнилось два года, вместе с семьёй переехал в Уфу. Несмотря на многочисленные жизненные трудности, отец Аримджан старался дать сыну образование. Директор мужского медресе «Усмания», в котором Галимджан получал начальное образование, принял отца Галимджана на работу простым рабочим при медресе, дворником, истопником, что дало возможность не платить за учёбу. Позже отец перевёл Галимджана в медресе «Галия», одно из передовых медресе Уфы, в котором уже нужно было платить за обучение, 60 рублей в год. Директор медресе Зия Камали нашёл Галимджану работу, которая заключалась в том, что после занятий ему нужно было ходить по домам и платно обучать детей богачей. В 17—18-летнем возрасте уже сам начал преподавать литературу шакирдам. В медресе «Галия» учащимся предоставлялась определённая свобода, не запрещалось посещать театры, синематограф, концерты, играть на музыкальных инструментах, шакирды ставили спектакли, устраивали литературные вечера, диспуты. В медресе на татарском языке была поставлена пьеса И. С. Тургенева «Безденежье», которую Галимджан выбрал из сборника переведённых на татарский язык пьес. Позже стал организатором юбилейного вечера, посвящённого Тургеневу, о чём много писали в уфимских газетах. В развитии литературных задатков Галимджана большую роль сыграл писатель, учёный и педагог Галимджан Ибрагимов, преподававший в медресе «Галия» с осени 1915 года до Февральской революции 1917 года; вёл курс татарской литературы, на развитие у учеников самостоятельности суждения обращал особое внимание. Во время обучения в этом медресе начал писать стихи и пьесы, выпускал рукописный журнал «Ай» (с татарского — «Луна»), затем другой рукописный литературно-общественный журнал — «Парлак» («Расцвет»), в котором публиковались Хасан Туфан, Шайхзада Бабич, Сайфи Кудаш, Ченэкэй и Шамун Фидаи. Об общественной деятельности Галимджана в период с Февральской революции 1917 года до освобождения Уфы советскими войсками в декабре 1918 года практически ничего неизвестно; в это время находился в Уфе, даже после занятия города войсками КомУЧа не покинул его со сторонниками советской власти; 31 декабря 1918 года советские войска вновь заняли Уфу. Начиная с декабря 1918 года был литературным сотрудником редакции газеты «Кызыл яу» («Красное войско»; создана 6 декабря 1918 года), печатного органа политотдела 5-й армии Восточного фронта РККА. Член КПСС с 1919 года. 13 марта 1919 года части Западной армии Колчака взяли Уфу; с редакцией газеты Галимджан уехал в Белебей, где вступил в РКП(б). 7 апреля белыми был взят Белебей, 17 мая — вновь красными; Галимджан вместе с редакцией едет в сторону отступающей армии Колчака. С сентября 1921 года редакция переехала в Новониколаевск, а Галимжан весной 1921 года поехал в Москву и поступил учиться на курсы Коммунистического университета трудящихся Востока (КУТВ), где учился до 1922 года; вместе с ним учились Сафа Бурган, Ярлы Карим, Махмуд Максуд, Фатых Сайфи, Наки Исанбет, Латып Гумеров, Исхак Еникеев и другие. Вместе с Х.Ишбулатовым и М.Максудом активно участвовал в литературном кружке, печатался литературный журнал на гектографе, с которым сотрудничал поэт Хади Такташ. В сентябре 1922 года поступил на учёбу в Государственный институт журналистики, где учился вместе со своими будущими коллегами по работе в казанских газетах и журналах Губайдуллой Кушаевым, Шакиром Рамзи и другими. В 1923 году был создан политотдел национальной печати при отделе печати ЦК РКП(б), в котором, начиная с 15 октября того же года, начал работать инструктором по татаро-башкирской печати, по 1926 год; был ответственен за газеты Туркменистана, Кыргызстана, Татарии, Башкирии, Крыма и татаро-башкирские издания РСФСР, выходившими за пределами этих республик. В 1925 году была опубликована его книга «На арене литературы». В ноябре 1926 года был направлен в Казань, где стал главным редактором центральной республиканской газеты «Кызыл Татарстан», органом обкома ВКП(б), и ответственным редактором журнала «Яналиф» (1930—1932); работал главным редактором Татарского государственного книжного издательства (1928—1930). Под руководством ответственного секретаря ВКП(б) М.Хатаевича, Галимджан на посту редактора «Кызыл Татарстана» вёл борьбу с «уклонами» среди татарских коммунистов. В мае 1928 года вошёл в бюро Общества писателей Татарстана, за создание которого активно выступал; вместе с ним в бюро входили Ф.Сайфи, Г.Тулумбай, А.Кутуй и К.Тинчурин. Приложил много усилий для изучения и сохранения истории татарской литературы, был одним из инициаторов выпуска сборника произведений Дэрдменда (Закира Рамеева), стал автором вступительной статьи о нём. В 1929 году начал преподавать татарскую литературу XX века (до 1917 года) в Восточном педагогическом институте; в 1934 году получил звание профессора. В 1929 году опубликовал книгу «Наша литература в годы революции»; в 1931 году опубликован труд «Литература и жизнь». С 1934 года — член правления Союза писателей Татарии. Делегат 1-го съезда советских писателей (1934). В 1937 году был репрессирован по обвинению в расхваливании идеологически порочных и клеветнических произведений Ш.Усманова, протаскивании в печать контрреволюционных рассказов Сайфи. В том же году был арестован; расстрелян в Коми АССР, РСФСР, СССР, 4 ноября 1938 года. Реабилитирован посмертно; восстановлен в Союзе писателей в 1958 году.
Научная и творческая деятельность
Проделал значительную работу по изучению творчества дореволюционных татарских писателей (Ибрагимов, Тукаев, М.Гафури, Дордманд и др.); издал ряд работ исследовательского характера по методологии "литературы и искусства, писал статьи о творчестве ряда советских и пролетарских писателей (К.Наджми, Г.Тулумбай, Туфан и др.). Нигмати — знаток не только татарской литературы, но и русской (современной и классической) и западной (классической) литературы, автор ряда ценных статей о Толстом, Горьком, Чехове и др. Характерная черта его работ — стремление к равностороннему изучению и вскрытию специфики художественной литературы и искусства. Автор трудов по истории и теоретическим проблемам татарской литературы: «В мире литературы» (1925), «Наша литература в годы революции» (1929), «Литература и жизнь» (1931), учебников и др.
Библиография: Әдәбият мәйданында. Москва, 1925; Революция елларындагы әдәбиятыбыз. Москва, 1929; Әдәбият һәм тормыш (Әдәбият фәне мәсьәләләре, тәнкыйть). Казан, 1931; Сайланма әсәрләр. Казан, 1958; Политический словарь. Москва, 1925 (составитель, совместно с М.Мухамедовым и С.Шарафутдиновым:); В литературном мире. Москва, 1925.
Литература: Ярмакеев И.Э. Галимджан Нигмати – жизнь, отданная науке // Филология и культура : журнал. — 2012. — № 2 (28). — Страницы 314–317. — ISSN 2074-0239; Хабутдинов А. Ю. Штрихи к биографии литературоведа Галимджана Нигмати // Филология и культура. — 2017. — Выпуск 3 (49). — Страницы 264–271. — ISSN 2074-0239; Большая советская энциклопедия. — Москва : Советская энциклопедия. 1969—1978.
1898
Никанор Дмитриевич Захватаев
советский военачальник, генерал-полковник (1945), Герой Советского Союза (28 апреля 1945 года). Родился в деревне Гари, Малмыжский уезд, Вятская губерния, Российская империя (ныне — Малмыжского района Кировской области), в крестьянской семье. В Русской императорской армии с 1916 года, поручик. Окончил школу прапорщиков (1916 год). Участвовал в Первой мировой войне, на Юго-Западном и Румынском фронтах: командир полуроты, роты, начальник пулемётной команды полка. В Красной Армии с 1918 года. В 1920 году окончил Нижегородскую артиллерийскую школу. В годы Гражданской войны Н.Д.Захватаев с июня 1920 года в частях 13-й армии сражался на Юго-Западном фронте, затем в должности адъютанта артиллерийского дивизиона и начальника команды управления дивизиона принимал участие в ликвидации вооружённых формирований на Украине. В межвоенный период Н.Д.Захватаев — помощник уездного военкома, начальник отделения вневойсковой подготовки, начальник штаба полка. В 1930 году окончил Стрелково-тактические курсы усовершенствования комсостава РККА «Выстрел» имени Коминтерна. С 1931 года — исполнитель особых поручений Управления боевой подготовки. В 1935 году окончил Военную академию имени М.В.Фрунзе. С 1935 года — инспектор группы контроля при НКО СССР, с 1936 года — командир полка. В 1939 году окончил Академию Генштаба. С сентября 1939 года — старший преподаватель Академии Генштаба. С начала Великой Отечественной войны Н.Д.Захватаев — заместитель начальника оперативного отдела штаба Юго-Западного фронта. 9 ноября 1941 года Н.Д.Захватаеву присвоено звание «генерал-майор». С 20 ноября 1941 года — начальник штаба 19-й армии резерва Ставки ВГК (23 ноября преобразована в 1-ю ударную армию). С 29 ноября в составе Западного фронта армия участвовала в Московской битве. 2 февраля 1942 года армия была включена в состав Северо-Западного фронта, участвовала в первой Демянской наступательной операции. С 23 мая по 26 сентября 1942 года Н.Д.Захватаев — командир 1-м гвардейского стрелкового корпуса, а с 12 декабря 1942 года — 12-м гвардейским стрелковым корпусом в составе Северо-Западного фронта (с декабря 1943 года в составе 2-го Прибалтийского фронта). В 1943 году командует 12-м гвардейским стрелковым корпусом в ходе второй Демянской и Старорусской наступательных операций. 28 апреля 1943 года Н.Д.Захватаеву присвоено звание «генерал-лейтенант». С 23 мая 1944 года по 10 января 1945 года — командующий 1-й ударной армией, которая в составе 3-го Прибалтийского фронта участвовала в Псковско-Островской наступательной операции и в освобождении города Остров. Н.Д.Захватаев умело командовал войсками армии в ходе Тартуской и Рижской наступательных операциях, в ходе которых было нанесено поражение главным силам группы армий «Север».
Командующий 4-й гвардейской армией генерал-лейтенант Н.Д.Захватаев с американским генералом Джорджем Паттоном после награждения орденом «Легион почёта»
С 1 марта 1945 года — командующий 4-й гвардейской армией 3-го Украинского фронта, войска которой в ходе Венской стратегической наступательной операции овладели городом Секешфехервар, участвовали в освобождении города Вена. 28 апреля 1945 года за умелое управление войсками армии в этих боях и проявленные при этом мужество и героизм Н. Д. Захватаеву было присвоено звание «Герой Советского Союза». Завершил войну во главе армии участием в Грацско-Амштеттенской наступательной операции. С июня 1945 года — командующий 35-й армией Приморской группы войск (с августа 1945 года — 1-й Дальневосточный фронт). Н.Д.Захватаев умело руководил войсками в ходе Харбино-Гиринской наступательной операции и при овладении мощным узлом обороны японских войск в районе города Хутоу. 8 сентября 1945 года Н.Д.Захватаеву было присвоено звание «генерал-полковник». За время войны Захватаев был 13 раз упомянут в благодарственных в приказах Верховного Главнокомандующего. После войны Н.Д.Захватаев с декабря 1945 по февраль 1947 года командовал 5-й армией, с 1947 года — начальник штаба Приморского военного округа, с 1950 года — начальник штаба Белорусского военного округа, с декабря 1951 года — командующий войсками Донского военного округа, с октября 1953 года — первый заместитель командующего войсками Белорусского военного округа, с апреля 1955 года — заместитель начальника Генштаба ВС СССР, с июня 1957 года — главный военный советник при Венгерской народной армии. С 24 июня 1960 года в отставке. Скончался в городе Москва, РСФСР, СССР, 15 февраля 1963 года.

Похоронен на Новодевичьем кладбище города.
Награды
Награды СССР: медаль «Золотая Звезда» (28 апреля 1945 № 3487); два ордена Ленина (21 февраля 1945, 28 апреля 1945); четыре ордена Красного Знамени (6 ноября 1941, 21 мая 1942, 3 ноября 1944, 20 июня 1949); орден Суворова I степени (8 сентября 1945); орден Кутузова I (23 августа 1944) и II степеней (4 июня 1944).
Награды Российской империи: орден Святого Владимира IV степени; орден Святой Анны IV степени; орден Святого Станислава III степени; Георгиевский крест IV степени.
Иностранные ордена: орден «Легион почёта» (США) (май 1945); знак отличия командора Ордена Почётного легиона (Франция); большая лента специального класса ордена Облаков и Знамени№ 138(Китай); орден Венгерской свободы II степени — серебро(ВНР); орден Заслуг Венгерской Народной Республики II класса(ВНР).
Память
Имя Героя на мемориальной доске в парке Дворца пионеров города Киров
Имя Героя увековечено на мемориальной доске в честь Героев Советского Союза — уроженцев Кировской области в парке Дворца пионеров города Кирова. Имя Героя высечено золотыми буквами в зале Славы Центрального музея Великой Отечественной войны в Парке Победы города Москвы. На могиле героя установлен надгробный памятник. Имя Н.Д.Захватаева носят улицы в городах Киров и Клин.
Литература: Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Председатель редакционной коллегии И. Н.Шкадов. — Москва : Воениздат, 1987. — Том 1 /Абаев — Любичев/. — 911 страниц. — 100 000 экземпляров. — ISBN отсутствует, Регистрационный № в РКП 87-95382; Коллектив авторов. Великая Отечественная. Командармы. Военный биографический словарь / Под общей редакцией М.Г.Вожакина. — Москва; Жуковский: Кучково поле, 2005. — Страницы 82—83. — ISBN 5-86090-113-5.
1898
Гюнтер Кортен (немецкое имя — Günther Korten)
один из высших командиров люфтваффе, начальник Генерального штаба люфтваффе (1943—1944), генерал-полковник авиации (22 июля 1944 посмертно). Гюнтер Кортен родился в городе Кёльн, Рейнланд, Королевство Пруссия, Германская империя, в семье архитектора Хуго Кортена (1855—1931) и его супруги Марии (1866—1942). 2 сентября 1914 года добровольцем вступил в армию и был зачислен в 34-й полевой артиллерийский полк (2-й Лотарингский). 1 декабря 1914 года был назначен фенрихом и 3 декабря переведён в 8-й саперный батальон. 18 октября 1915 был произведён в лейтенанты. 28 октября 1916 в батальоне связи 15-й пехотной дивизии. С 26 января по 31 мая 1919 командовал сапёрной ротой Добровольческого корпуса. 1 июня 1919 был назначен командиром роты батальона «Рейнланд» в составе рейхсвера. 9 сентября 1919 командир 10-го сапёрного батальона, с 1 января 1921 командир 6-го сапёрного батальона. С 1 мая 1924 года адъютант и офицер снабжения 6-го сапёрного батальона. 31 июля 1925 был произведён в обер-лейтенанты. 1 ноября 1927 был прикомандирован к 6-му артиллерийскому полку. С ноября 1928 по октябрь 1929 года проходил подготовку на секретных лётных курсах в Липецком авиацентре. 1 ноября 1929 в составе штаба 1-й дивизии был прикомандирован к Берлинской службе аэрофотосъемки (немецкое название — Bildstelle Berlin), которая занималась подготовкой войсковой разведки. С 1 октября 1933 офицер для особых поручений при главнокомандующем Сухопутными войсками. 1 апреля 1934 года перешёл в люфтваффе и находился на штабной должности. С 1 октября 1934 офицер Генерального штаба при статс-секретаре Имперского министерства авиации Эрхарде Мильхе. С октября 1935 по сентябрь 1936 года проходил курс обучения штабного офицера при Военной академии. 1 октября 1936 был назначен командиром 122-й разведывательной группы и комендантом авиабазы в Пренцлау. В августе 1937 года был переведён в Имперское министерство авиации. 1 октября 1937 назначен начальником 4-го отдела Управления личного состава ОКЛ. С 13 марта 1938 года начальник оперативного отдела (Ia) в штабе командующего люфтваффе в Австрии, а 1 апреля назначен начальником штаба. С февраля 1939 начальник штаба командования люфтваффе «Остмарк». 18 марта 1939 начальник штаба 4-го воздушного флота, участвовал в Польской кампании. 19 декабря 1939 начальник штаба 2-го авиакорпуса. 21 февраля 1940 переведён в штаб 3-го воздушного флота, а 11 июня назначен начальником штаба. Участвовал во Французской кампании и Битве за Англию. 15 января 1941 года был снова назначен начальником штаба 4-го воздушного флота, участвует в Балканской кампании и вторжении в СССР. 24 августа 1942 принял командование 1-м авиакорпусом, одновременно с 26 августа возглавлял оперативную авиагруппу «Дон», действовавшую в районе Сталинграда и поддерживавшую группу армий «Дон». С апреля 1943 1-й авиакорпус, возглавляемый Кортеном, вёл активные боевые действия в Крыму. С 12 июня 1943 командующий 1-м воздушным флотом, действовавшим на советско-германском фронте. После самоубийства Ганса Ешоннека 19 августа 1943 был срочно вызван в Берлин и 25 августа назначен начальником Генштаба люфтваффе (официально утвержден 3 сентября 1943). В сентябре 1943 года учредил специальную инспекцию штурмовой авиации (немецкое название — Inspektion der Schlachtflieger), которой были подчинены все группы пикирующих бомбардировщиков, группы непосредственной поддержки войск, группы скоростных бомбардировщиков, а также все подразделения «истребителей танков» (нем. Panzerjägerverbände). После поражения под Курском, победы союзников на Сицилии и в Южной Италии, и участившимися налётами на Германию тяжёлых бомбардировщиков принял решение о необходимости защищать Третий рейх от вторжения и перебросить авиачасти с Востока и из области Средиземноморья в Германию. 20 июля 1944 года присутствовал на совещании в Ставке Гитлера в Растенбурге, Восточная Пруссия, когда полковник Штауффенберг поставил под стол портфель с бомбой. Во время взрыва получил тяжёлые ранения, от которых через два дня скончался в госпитале. Похоронная церемония проходила 3 августа 1944 года в Танненбергском мемориале.
Награды: Железный крест (1914) II и I классов; Знак за ранение (1918) (чёрный); Почётный крест ветерана войны; Медаль «За выслугу лет в Вермахте» IV, III, II и I классов; Медаль «В память 13 марта 1938 года»; Медаль «В память 1 октября 1938 года»; Пряжка к Железному кресту (1939) II и I классов; Знак «Лётчик-наблюдатель» в золоте с бриллиантами (1940); Рыцарский крест Железного креста (3 мая 1941); Немецкий крест в золоте (29 декабря 1942); Нагрудный знак «За ранение 20 июля 1944 года» (золотой); Планка люфтваффе «Бомбардировщик» (в золоте); Крымский щит; Манжетная лента «Крит»; Упоминался в «Вермахтберихт» (12 августа 1943); Румынский Орден Михая Храброго III класса (29 июля 1942 № 2177); Финский Орден Креста Свободы 1-го класса со звездой и мечами (7 января 1944).
Литература: Залесский К.А. Люфтваффе. Военно-воздушные силы Третьего рейха. — Москва : Эксмо, 2005. — 736 страниц. — 5000 экземпляров. — ISBN 5-699-13768-8.

1898
Анна Алексеевна Орочко
русская драматическая актриса, режиссер и педагог. Народная артистка РСФСР (1947), лауреат Сталинской премии (1950). Родилась в селе Шуша Минусинского уезда Енисейской губернии, в семье политических ссыльных. Дочери «государственного преступника и ссыльного поселенца» пришлось много скитаться по Сибири, ее не принимали ни в одну «казенную» (государственную) гимназию, поэтому учиться приходилось в частных. Окончила Орочко гимназию в Туле с золотой медалью. С 1916 по 1919 училась на Высших женских сельскохозяйственных курсах в Москве (не окончила). Будучи слушательницей курсов, одновременно поступила в Студенческую драматическую студию под руководством Е.Б.Вахтангова (1916). Совмещать занятия на курсах и в студии было трудно, и Орочко выбрала театральную студию, которую окончила в 1920 (с 1920 – 3-я Студия МХАТ, с 1924 – Государственная академическая студия имени Евг.Вахтангова, с 1926 – Театр имени Евг.Вахтангова). Ученицей Орочко репетировала роли Франсуазы в «Гавани» Г.Мопассана, Ребекки в «Росмерсхольме» Х.Ибсена (Вахтангов предполагал, что Орочко сыграет эту роль в спектакле 1-й Студии после О.Книппер), Электры в «Электре» Софокла. Навсегда запомнились Орочко слова Вахтангова о том, что ее амплуа – трагические образы. В плане вахтанговской постановки «Гамлета» ей была отведена режиссером роль Горацио с тем, чтобы впоследствии (после овладения техникой исполнения мужской роли) она играла Гамлета, дублируя Ю.А.Завадского.
Адельма в «Принцессе Турандот» 1922 г.
Первой значительной актерской работой Орочко стала Адельма в легендарной вахтанговской «Принцессе Турандот» К.Гоцци (1922), которую она играла гордой, страстной, полной силы и сжигающего ее внутреннего огня, «клокотавшего в броне сдержанности» (Ю.Смирнов-Несвицкий). За Адельмой последовали Сурмилова в водевиле Д.Ленского «Лев Гурыч Синичкин» (постановка Р.Симонова, 1924), Марион де Лорм в одноименной пьесе В.Гюго (постановка Симонова, 1926), Алла Вадимовна в «Зойкиной квартире2 М.А.Булгакова (режиссер А.Попов, 1926), Леди Мильфорд в «Коварстве и любви» Фр.Шиллера (постановка П.Антокольского, О.Басова, Б.Захавы, 1930), Гертруда в шекспировском «Гамлете» (постановка Н.Акимова, 1932), Кручинина в «Без вины виноватых» (постановка И.Рапопорта, 1937) и сумасшедшая барыня в «Грозе» (постановка Захавы, 1944) А.Н.Островского, Электра в «Электре» Софокла (постановка Е.Гардт, 1946). За роль Ганны Лихта в «Заговоре обреченных» Н.Вирты (постановка Р.Симонова, 1949) Орочко была присуждена Сталинская премия. Занимая положение одной из ведущих актрис труппы, Орочко тем не менее играла мало: роли, соответствовавшие ее трагическому амплуа, выпадали не часто. В качестве режиссера принимала участие в постановке спектакля «Темп» (сорежиссеры Басов, К.Миронов, Б.Щукин, 1930). В годы войны Орочко возглавляла фронтовой филиал Театра имени Евг.Вахтангова, где выпустила спектакли «Бессмертный» А.Арбузова и А.Гладкова (1942) и «Наш корреспондент» М.Меттера и Л.Левина (совместно с А.Габовичем и А.Ремизовой, 1942). Педагогическую работу Орочко начала рано – в 1922 в школе Вахтангова. Преподавала и поставила ряд спектаклей в Московском Молодом театре, Современном театре, Студии Завадского и др. Была художественным руководителем Колхозного театра Кировского района (выпустила пять спектаклей). В театральном училище имени Б.В.Щукина была одним из ведущих профессоров (звание профессора было присвоено ей в 1959). В течение нескольких лет возглавляла здесь кафедру актерского мастерства. Под ее руководством закончила училище Молдавская национальная студия (1960). Именно Орочко набрала и обучала курс, на котором в 1963 Ю.П.Любимовым был поставлен студенческий спектакль «Добрый человек из Сезуана» Б.Брехта, положивший начало Театру на Таганке. С необычайной силой сыграла Орочко роль демонической героини финского народного эпоса Калевала в фильме «Сампо» (режиссёр А.Птушко, 1959). Умерла Орочко в городе Москва, РСФСР, СССР, 26 декабря 1965 года.
Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище, участок № 2 (автор надгробия Н.Г.Зеленская).
Почётные звания и награды: Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946); Народный артист РСФСР (1949); Орден Красной Звезды (26 февраля 1945); Медали.
Творчество
Роли в театре: 1922 — «Принцесса Турандот» Карло Гоцци; постановка Е.Б.Вахтангова — Адельма; 1924 — «Лев Гурыч Синичкин» Д.Т.Ленского; постановка Р.Н.Симонова — Сурмилова; 1926 — «Марион Делорм» В.Гюго; постановка Р.Н.Симонова — Марион Делорм; 1926 — «Зойкина квартира» М.А.Булгакова; постановка А.Д.Попова — Алла Вадимовна; 1930 — «Коварство и любовь» Ф.Шиллера; постановка П.Г.Антокольского, О.Н.Басова, Б.Е.Захавы — Леди Мильфорд; 1932, 1958 — «Гамлет» У.Шекспира; постановка Н.П.Акимова — Гертруда; 1937 — «Без вины виноватые» А.Н.Островского; постановка И.М.Рапопорта — Кручинина; 1941 — «Перед заходом солнца» Г.Гауптмана; постановка А.И.Ремизовой — фрау Петерс; 1944 — «Гроза» А.Н.Островского; постановка Б.Е.Захавы — Сумасшедшая барыня; 1946 — «Электра» Софокла; постановка Е.Б.Гардт — Электра; 1949 — «Заговор обречённых» Н.Е.Вирты; постановка Р.Н.Симонова — Ганна Лихта.
Режиссёрская работа: 1930 — спектакль «Темп» Н.Ф.Погодина (сорежиссёры О.Н.Басов, К.Я.Миронов, Б.В.Щукин).
Фильмография: 1918 — Хлеб; 1958 — Сампо — Лоухи; 1961 — Алые паруса — соседка Лонгрена.

1898
Александр Григорьевич Тышлер
советский живописец, график и театральный художник, скульптор. Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1943). Родился в городе Мелитополь, Таврическая губерния, Российская империя, в семье потомственного еврейского ремесленника (Тышлер на идише значит «столяр»). В 1912—1917 годах учился в Киевском художественном училище, в 1917—1918 годах — в студии Александры Экстер. В 1919 году добровольцем вступил в РККА; служа при управлении Южного фронта, делал плакаты для окон РОСТА, иллюстрировал первые буквари на идише, калмыцком, мордовском, татарском языках. В 1921 году, после демобилизации из армии, поступил во ВХУТЕМАС, учился в мастерской Владимира Фаворского. До 1924 года увлекался беспредметной живописью; в 1925 году вступил в Общество станковистов. В 1927 году дебютировал как театральный художник, оформив ряд спектаклей в Белорусском еврейском театре в Минске. Среди спектаклей, оформленных А. Тышлером, числится драматический памфлет в 11 картинах Самуила Годинера «Джим Куперкоп». Премьера состоялась 15 февраля 1930. В 1930-х годах работал в Москве, сотрудничал со многими столичными и ленинградскими театрами; с 1935 года оформлял спектакли Московского еврейского театра. В «Лирическом цикле» 1928 г. и других полотнах того времени создавал, по словам Эфроса, непроницаемые для рационального истолкования «композиции из плетёных корзин, женских тел и звериных голов». В первые годы театральным работам Тышлера были присущи черты экспрессионизма, вообще характерные для его творчества этого периода: подчёркнутая причудливость, нередко произвольность сценических образов, — в дальнейшем стиль художника менялся. С середины 30-х годов, начиная с «Короля Лира» в ГОСЕТе и «Ричарда III» в Ленинградском БДТ (оба — 1935 год), центральное место в театральном творчестве Тышлера занял Шекспир. Многие его работы внесли вклад в мировую «шекспириану»; Тышлер создавал сценические образы, пронизанные экспрессией и напряжённой эмоциональностью, легко трансформирующиеся конструкции, основанные на принципе устройства народного площадного театра. В 1940 году осуществил постановку оперы «Семён Котко» С.С.Прокофьева. В военные годы эвакуировался с театром в Ташкент, где ему не раз позировала Анна Ахматова. В эвакуации в Ташкенте в период с 1941 по 1943 год был художником постановщиком спектаклей: «Хамза». К.Яшен, А.Умари. Госет. Постановщик Э.Лойтер. В 1943 году Александр Тышлер получил звание «Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР» за работу над оформлением спектаклей в Узбекском театре драмы им. Хамзы. Спектакль «Муканна». Х.Алимджан. Государственный узбекский театр драмы имени Хамзы. Ташкент. Постановщики М.Уйгур, С.Михоэлс.Принимал участие в постановке светового решения на спектакле "Улугбек", помогая художнику-постановщику спектакля Усто Мумину. В послевоенные годы эти черты зрелого Тышлера по-разному трансформировались в постановках советской и современной зарубежной драматургии, в том числе в спектаклях «Мистерия-Буфф» В.В.Маяковского в «Театре сатиры» (1957), «Оптимистическая трагедия» Вс.В.Вишневского в Московском театре драмы и комедии (1956), «Святая Жанна» Б.Шоу в «Ленкоме» (1958), оперы «Не только любовь» Р.К.Щедрина в ГАБТ (1962).

Как художник так и не примкнул к господствующему направлению социалистического реализма, по этой причине до 1960-х гг. его живописные работы практически не экспонировались. По возвращении в Москву жил с женой (с 1924 года) Анастасией Степановной (урождённая Гроздова) в квартире на Мясницкой, а с 1950-х — на Верхней Масловке. Вторая жена — искусствовед Флора Сыркина (4 августа 1920 — 19 августа 2000), дочь академика Якова Сыркина; дочь Белла (родилась в 1934). Шурин — востоковед, византинист, индолог, филолог-санскритолог, переводчик Александр Сыркин. Внебрачный сын от актрисы Татьяны Александровны Аристарховой — Александр (23 июня 1931 — 1 января 2007). В 1950-е годы увлёкся созданием сказочных скульптурных образов из веток, найденных в лесу. В последние годы жизни создавал повторения своих ранних абстрактных работ. Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 23 июня 1980 года и был похоронен на Кунцевском кладбище.
Признание
Сталинская премия второй степени (1946) — за оформление спектакля «Фрейлехс» З.Шнеера; Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1943); Орден «Знак Почёта» (31 марта 1939) — за выдающиеся заслуги в развитии советского театрального искусства
Персональные выставки: 2017 — «Александр Тышлер. Игра и лицедейство». Воронежский областной художественный музей имени И.Н.Крамского, Воронеж, затем ГМИИ имени Пушкина, Москва; 1998 — «Александр Тышлер и мир его фантазии». Музей личных коллекций на Волхонке, Москва; 1988 — «Александр Тышлер. Ретроспективная выставка». Кузнецкий мост, 11, Москва; 1981 — «Александр Тышлер. 1898—1980». Дворец искусств имени К.С.Станиславского, Ленинград; 1978 — «Александр Тышлер». Выставочный зал Московского отделения Союза РСФСР, Москва; 1974 — «Александр Тышлер». Выставочный зал Московского отделения Союза РСФСР, Москва; 1969 — «Александр Тышлер». Выставочный зал Московского отделения Союза РСФСР, Москва; 1966 — «Александр Тышлер». ГМИИ имени Пушкина, Москва; 1964 — «К 400-летию со дня рождения В.Шекспира. А.Г.Тышлер. Выставка эскизов к шекспировским спектаклям». Центральный Дом литераторов, Москва; 1956 — Ленинградский Дом работников искусств имени К.С.Станиславского, Ленинград; 1943 — Выставочные залы Ташкентского отделения Союза художников Узбекской ССР, Ташкент.
Литература: Авдеенко С.И. Александр Тышлер и Мелитополь. — Мелитополь: МГТ, 2012. — 86 страниц. — ISBN 978-966-197-155-3; Авдеенко С.И. Александр Тышлер и Украина. — Мелитополь: МГТ, 2014. — 65 страниц. — ISBN 978-966-197-328-1; Авдеенко С.И. Память. Рассказы о знаменитых мелитопольцах. — Мелитополь: «Мелитополь», 2014. — Страницы 249—282. — 288 страниц. — ISBN 978-966-197-292-5; Анисимов Г. Великий художник. Об Александре Тышлере (из «Незаконченные биографии. Рассказы о художниках». М.: Советский художник, 1988; повторная публикация : Лехаим. — 2000. — № 11); Ахмадулина Б. Памяти Александра Григорьевича Тышлера // Арион. — 1996. — № 4; Козинцев Г. Театральные работы А.Г.Тышлера // Нева. — 1956. — № 7; Александр Тышлер: Выставка произведений: Живопись, скульптура, графика, театральные эскизы: Каталог выставки / Составитель Ф.Сыркина. Москва, 1966; Александр Тышлер: Живопись, графика, скульптура: Каталог выставки / Составитель Ф.Сыркина. (Первая публикация очерка А.Тышлера «Моя краткая биография»). Москва, 1978; Александр Тышлер: Живопись, графика, скульптура, театр: Каталог выставки к 85-летию со дня рождения / Составитель Ф.Сыркина; вступительная статья Д.В.Сарабьянова. Москва, 1983; Александр Тышлер. Живопись, графика, скульптура из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина [каталог. авторы-составители : А.Чудецкая, О.Антонов, К.Безменова]. — Москва : Кучково поле, 2017. — ISBN 978-5-9950-0825-5; Александр Тышлер и мир его фантазий. — Москва : Галарт, 1998. — 96 страниц. — ISBN 5-269-000950-1; Кумок В.Н, Воловник С.В. Евреи Мелитополя. — Том. 1. — Мелитополь: ООО «Издательский дом МГТ», 2012. — Страницы 668—670; Кумок В.Н, Карабач И.К. Семья Тышлер. Судьбы на фоне эпохи //Мелитопольский краеведческий журнал, 2018, № 12, страниц. 76-81; Орлова М. Театральность как способ выживания и робкого протеста // Коммерсантъ. — 1998. — 3 апреля; Лебедева В. Театральность Александра Тышлера (Русское искусство. — 2006. — № 1); Светляков К.А. Александр Тышлер. — Москва : Арт-Родник, 2007. — 96 страниц. — ISBN 978-5-9794-0006-8; Сыркина Ф.Я. Александр Григорьевич Тышлер (М.: Советский художник, 1966); Сыркина Ф.Я. Без котурнов. Ахматова и Тышлер (Литературная учёба. — 1989. — № 3. — Страницы 153—157); Таврог М. Беседы с художником Александром Тышлером (Лехаим. — 2002. — № 9); Тышлер Б. Мой отец ― великий Тышлер. К 120-летию со дня рождения Александра Тышлера (Семь искусств. — 2018. — № 6); Чайковская В. Тышлер: Непослушный взрослый (ЖЗЛ. Малая серия. Москва : Молодая гвардия, 2010); Шак В. 100 женщин великого мистификатора из Мелитополя (Книга-галерея, 2018)
1899
Герман Гери (немецкое имя — Hermann Gehri)
швейцарский борец-вольник чемпион Олимпийских игр, чемпион Европы. На Летних Олимпийских играх 1924 года в Париже боролся в весовой категории до 72 килограммов (полусредний вес). Турнир в вольной борьбе проводился по системе с выбыванием из борьбы за чемпионский титул после поражения, с дальнейшими схватками за второе и третье места. Схватка продолжалась 20 минут и если победитель не выявлялся в это время, назначался дополнительный 6-минутный раунд борьбы в партере. В категории боролись 13 спортсменов.
В 1930 году стал чемпионом Европы. Умер 25 ноября 1979 года
1899
Ерванд Семёнович Кочар (армянское имя — Երվանդ Սիմոնի Քոչար; настоящая фамилия – Кочарян, Քոչարյան)
художник, мастер скульптуры, живописи и графики, представитель символизма и авангарда. Родился в городе Тифлис, Российская империя (ныне Тбилиси, Грузия), в семье чиновника. По национальности армянин. Увлекся рисованием в годы учебы в Нерсесяновской семинарии. Занимался в Школе живописи и скульптуры (1915–1918) под руководством Е.Татевосяна. В 1918 добрался до Москвы, где поступил в Свободные художественные мастерские (будущий Вхутемас), где учился у П.П.Кончаловского. Вернулся в Тифлис (1919), затем уехал в Константинополь (1921), жил в Венеции (1922–1923), где преподавал рисование в школе при армянском монастыре Святого Лазаря. С 1923 жил в Париже. В 1936 переехал в Ереван. Уже в ранних произведениях, а также в работах парижского периода проявились его символистские пристрастия – в укрупненно-монументальных, приглушенно-таинственных по тону фигурных композициях и натюмортах, выражающих «вечные темы» человеческого бытия (De profundis, 1919; Семья – поколения, 1925; обе работы – в Картинной галерее Армении, Ереван; Девушка с яблоком, 1926, частное собрание, Ереван). По возвращении на историческую родину создал свой главный графический шедевр, цикл иллюстраций к героическому эпосу Давид Сасунский (1939, Картинная галерея Армении; последнее издание – 1982), с монохромными гуашами, имитирующими древние, изъеденные временем рельефы ассиро-вавилонского типа. Создал немало мемориальных скульптурных портретов официального типа (композитор Т.Чухаджян, гипс, 1946, Театр музыкальной комедии, Ереван; и др.). С годами все более активно выступал как ваятель-монументалист (Орел Звартноца – символический указатель на пути к древнему храму, бронза, 1955).
Лучшими его произведениями в этой области являются монументы Давид Сасунский (1959)
и Вардан Мамиконян (предводитель армян в битве с персами на Аварайском поле, 5 в.; 1964; оба – медь, чеканка, установлены в Ереване). В период «оттепели-застоя» решительно вернулся к авангардным поискам своей юности, развивая их в еще более нетрадиционном и дерзко-экспериментальном ключе. Сочетая черты футуризма и сюрреализма, создавал динамически-«барочные» живописные и графические композиции (Ужасы войны, 1962), а также особого рода «пространственную живопись», трехмерную, но в то же время насыщенную яркими цветовыми акцентами (Девушка на балконе, 1960). Умер в городе Ереван, Армянская ССР, СССР (ныне Армения), 21 августа 1979 года. Похоронен на Ереванском городском кладбище Тохмах.
Награды и звания: Народный художник Армянской ССР (1965); Народный художник СССР (1976); Государственная премия Армянской ССР (1967); Орден Трудового Красного Знамени (1971).

Мемориальная доска в Ереване, улица Дереника Демирчяна
Память
Именем Ерванда Кочара в Ереване названа улица. В 1984 году в Ереване открылся Дом-музей Ерванда Кочара (проспект Маштоца, 39/12), который представляет весь творческий путь художника. Только в музее Е.Кочара и в Центре Помпиду можно увидеть работы из серии «Пространственная живопись».
1899
Борис Львович Поляк
советский офтальмолог, доктор медицинских наук (1940), профессор. Генерал-майор медицинской службы. Один из основоположников военно-полевой офтальмологии в СССР. Родился в городе Добрянка Пермская губерния Российская империя, в семье ремесленника. Окончил Военно-медицинскую академию (1922). С 1934 — преподаватель, затем старший преподаватель, в 1942—1967 — руководитель кафедры офтальмологии ВМА. В период Великой Отечественной войны был фронтовым офтальмологом на Северном, Прибалтийском и Ленинградском фронтах. В период с 1951 по 1967 был председателем офтальмологической подсекции ученого медицинского совета при начальнике Главного военно-медицинского управления, главным офтальмологом МО СССР, в 1942—1944 — председатель Самаркандского офтальмологического общества, с 1932 — член правления Всесоюзного общества глазных врачей, в 1964—1968 — председатель правления Ленинградского офтальмологического общества. В 1957—1971 — член редакционного совета журнала «Вестник офтальмологии». Умер в городе Ленинград, РСФСР, СССР, в 1971 году. Похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.
Награды и премии: Орден Ленина; Два ордена Красного Знамени; Два ордена Красной Звезды; Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Научные труды
Автор более 200 научных работ, в том числе: «Таблицы и оптотипы для исследования симуляции пониженного зрения» (1943); «Контрольные таблицы для исследования остроты зрения» (1954); «Войсковой набор очковых стекол» (1941); «Основы военно-полевой офтальмологии»; «Военно-полевая офтальмология» (1953); «Указаниях по военно-полевой офтальмологии» (1959).
1899
Юлиан Иванович Ревай (украинское имя — Юліан Іванович Ревай)
политический и общественный деятель Закарпатья, педагог, редактор. Премьер-министр Карпатской Украины. Родился в селе Мирча, Унг, Королевство Венгрия, Австро-Венгрия (ныне Украина), в семье сельского учителя. Получив в родном селе начальное образование, продолжил учёбу в школе при «Певческо-учительской семинарии» в г. Унгвар (Ужгород), в 1913 году стал учеником семинарии. Единственной опорой «русского духа» в семинарии был Августин Волошин, который в те годы преподавал семинаристам математику и педагогику. Окончив семинарию в 1917 году, Юлиан Ревай получает право обучать детей в начальных школах, но был мобилизован в австро-венгерскую армию. Участвует в первой мировой войне. Некоторое время после окончания войны Ю.И. Ревай работал учителем в народных школах Мармароша.
Педагогическая деятельность
В 1923 году возглавил в школьной управе тогдашней Подкарпатской Руси отдел школьных зданий. В 1925 г. Ю.Ревай закончил специальные университетские педагогические курсы и получил диплом профессионального учителя гражданских школ. Тогда же стал референтом народных школ, а затем — секретарем экзаменационной комиссии для учителей. Работал в этой должности до 1935 года. Одновременно с 1925 по 1935 г. Ю.Ревай — редактор чехословацкого правительственного ежемесячного издания — журнала «Учитель» и секретарь «Педагогического общества». Вместе с другими активистами общества А.Волошиным, А.Маркушем, П.Яцко, В.Желтваем и другими готовил выпуски журнала «Подкарпатская Русь» (1923—1936), который был своеобразным учебным пособием для учителей начальных школ, прежде всего по краеведению. Для детей общество выпускало журнал «Наш родные край» (1923—1938), а также 45 школьных учебников. Ряд учебников подготовил Юлиан Ревай в соавторстве с А.Маркушем. Благодаря совместной работе двух педагогов в государственном издательстве Праги в свет в начале 1930-х гг вышли: «Буквар: читайте і пишіть», «Перша читанка, для 1 шкільного року», «Друга читанка, для 2 поступного рочника», «Отчина: читанка для 3-4 школьного року», «Живе слово: читанка для 5-6 школьного року», «Світло: читанка для 7-8 школьного року». Учебники были написаны местным диалектным вариантом украинского языка. Как педагог, Ю. Ревай придерживался мнения, что использование в обучении местного диалекта является первым шагом к введению в тогдашних школах Закарпатья литературного украинского языка. Ещё в 1928 году вышел его «Венгро-русинский словарь» (соавторы Е. Бокшай, М. Бращайко), где после венгерских слов следовали сперва слова на русинском языке, а уже потом — слова на украинском.
Политическая деятельность
После выборов 1935 г. Ю.И.Ревай как один из лидеров карпаторусинской фракции социал-демократической партии Чехословакии, становится послом (депутатом) парламента страны (1935—1939). Среди его депутатских инициатив немало касающихся государственной политики в области образования и школ. В 1935—1936 г. издавал и был ответственным секретарем общественно-хозяйственного и литературно-критического ежемесячника «К победе». В 1936 году была опубликована его статья «Вокруг автономии Подкарпатской Руси». Ю.Ревай видел будущее родного края как украинской автономии в составе ЧСР. Один из организаторов «Украинского Национального объединения» (УНО). В качестве посла (депутата) и первого заместителя председателя Центральной Украинской Рады (Совета) был членом автономного карпато-русского правительства в октябре 1938 г. Активный участник делегации на переговорах с Прагой о предоставлении Подкарпатской Русиавтономного статуса, соавтор «Конституционного Закона об автономии Карпатской Украины», который впоследствии был принят парламентом и сенатом Чехословацкой республики. С 11 октября 1938 г. по 6 марта 1939 года Юлиан Ревай занимал должность министра правительства автономной Карпа́тской Украи́ны (Министерства торговли, транспорта и труда). 14 марта 1939 г. Августин Волошин провозгласил Карпатскую Украину независимым государством. 15 марта Сойм торжественно утвердил этот акт. Юлиан Ревай был назначен министром иностранных дел и премьер-министром правительства. Пресса того времени характеризовала Ю. Ревая, как популярного среди народа, молодого, энергичного, находчивого министра, называла его «мотором политической и хозяйственной жизни автономии», «твёрдой рукой». После оккупации Закарпатья Венгрией эмигрировал. Проживал на территории Словакии, Германии. В 1945 году в Праге был арестован советскими органами, однако ему удалось сбежать в американскую зону оккупации Германии, где Ю.И.Ревай стал активным членом главной управы Центрального представительства украинской эмиграции в Германии. В 1948 году эмигрировал в США, где трудился на посту председателя Карпатского исследовательского центра, был директором Украинского Института Америки в Нью-Йорке, главой объединения «Самопоміч», директором канцелярии УККА (1949—1957). Умер в городе Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США, 30 апреля 1979 года.
Литература: Енциклопедія українознавства. У 10-х т. Том 7. / Гол. ред. Володимир Кубійович. — Париж; Нью-Йорк: Молоде Життя, 1954—1989; Абліцов В. Галактика «Україна». Українська діаспора: видатні постаті. — Киев: КИТ, 2007. — 436 страниц. — ISBN 978-966-8550-56-0
1900
Аделина Адалис (также Адалис-Ефрон, урождённая Аделина Алексеевна Висковатова, с пяти лет — Аделина Ефимовна Ефрон [Эфрон])
русская поэтесса, писательница и переводчица. Родилась в городе Санкт-Петербург, Российская империя. Отец, сосланный после событий 1905 года, умер от воспаления лёгких, вскоре скончалась мать-балерина. Аделина была удочерена семьёй материи получила фамилию Ефрон и отчество Ефимовна. Начала писать стихи в 1913 году, печаталась с 1918 года; подготовленный к 1925 году сборник стихотворений «Первое предупреждение» издан не был. Её ранняя поэзия выдержана в «неоклассическом» духе с сильным влиянием акмеизма. В 1920 году познакомилась с Валерием Брюсовым, стала его ученицей и была с ним близка; к ней обращён целый ряд брюсовских стихов 1920 года, в том числе последний сонет в стихотворном «дон-жуанском списке» «Роковой ряд». Кончину возлюбленного в 1924 году Адалис переживала очень тяжело, употребляла наркотики; в одном из писем к своей подруге Марии Шкапской признавалась: «Не пишу потому, что не о чем хорошем писать: очень скучно без Валерия Яковлевича». Описание внешности, характера и манеры поведения Адалис оставила Марина Цветаева, бывшая с ней в приятельских отношениях в начале 1920-х:
«А я Адалис. Вы обо мне не слыхали?» — «Нет». — «Вся Москва знает». — «Я всей Москвы не знаю». — «Адалис, с которой — которая… Мне посвящены все последние стихи Валерия Яковлевича. Вы ведь очень его не любите?» — «Как он меня». — «Он вас не выносит». — «Это мне нравится». — «И мне. Я вам бесконечно благодарна за то, что вы ему никогда не нравились». — «Никогда». <…> «Я пришла спросить вас, будете ли вы читать на вечере поэтесс». — «Нет». — «Я так и знала и сразу сказала В.Я. Ну, а со мной одной будете?» — «С вами одной, да». — «Почему? Вы ведь моих стихов не знаете». — «Вы умны и остры и не можете писать плохих стихов. Ещё меньше — читать». — Марина Цветаева, «Герой труда» (Записи о Валерии Брюсове), 1925
Цветаева замечала, что у Адалис было светлое лицо, чудесный лоб и глаза, весь верх — светлый, состоящий из света. И стихи хорошие, совсем не брюсовские, скорее мандельштамовские, явно-петербургские. Осип Мандельштам ещё в 1922 году положительно отозвался о стихах Адалис, «чей голос подчас достигает мужской силы и правды» (статья «Литературная Москва»), а в 1935 году дал подробный и положительный анализ её поэтической работы в рецензии на сборник «Власть»(напечатана в воронежском журнале «Подъем», № 6, сентябрь); в поздних стихах Мандельштама используются некоторые мотивы её творчества. В начале 1920-х входила в одесский «Коллектив поэтов». После смерти Брюсова уехала корреспондентом в Среднюю Азию, где пробыла до 1931 года; из среднеазиатских очерков составилась книга «Песчаный поход» (1929). Собранный в Туркестане материал лёг также в основу «романа приключений» с элементами научной фантастики «Абджед Хевез Хютти» (1926, совместно с мужем, И. В. Сергеевым), в котором описана вымышленная потерянная древняя цивилизация, находящаяся в труднодоступных горах Памира. Первый поэтический сборник «Власть» вышел в 1934 году. Переводила поэтов Средней Азии и Закавказья — классиков Насира Хосрова, Джами, Наапета Кучака, Физули и многих современных авторов, в том числе Самеда Вургуна, Джамбула и Мирзо Турсун-заде. Отрывки стихотворения из романа Рабиндраната Тагора «Последняя поэма» в переводе Адалис были положены на музыку Алексеем Рыбниковым, позднее использованы в фильме «Вам и не снилось…» и стали широко известной песней. Увлекалась точными науками — физикой, биологией, а также космогонией, историей, археологией, кибернетикой. Умерла в городе Москва, РСФСР, СССР, 13 августа 1969 года. Похоронена на Химкинском кладбище. В 2002 году после большого перерыва вышел сборник Адалис «Бессонница» — избранные стихи и переводы 1920—1969 годов; в сборник включены также посвящённые ей тексты Брюсова и Мандельштама.
Награды: Орден «Знак Почёта» (31 января 1939); Медаль «За трудовую доблесть» (23 октября 1954).
Семья
Муж — писатель Иван Владимирович Сергеев (1903—1964). Сын — Владимир Иванович Сергеев (1928—2001), поэт-песенник. Дочь — Юлия Ивановна Сергеева (1930—2018), режиссёр, драматург. Внучка — Екатерина Васильевна Московская (род. 1950), художница, автор книги воспоминаний "Повесть о жизни с Алешей Паустовским".
Библиография
Поэзия: Власть: Стихи / Художник Э.Визин. — Москва: Советский писатель, 1934. — 68 страниц, 5 200 экземпляров; Кирову: Лирическая поэма / Обложка Б.Бажанова. — Москва : ГИХЛ, 1935. — 58 страниц, 15 000 экземпляров; Братство: Стихи 1936 г. / Художник Г.Рифтин. — Москва: Гослитиздат, 1937. — 48 страниц, 5 000 экземпляров; Богатыри народа: Стихи. — Москва: Советский писатель, 1943. — 36 страниц; Стихи и поэмы / Художник И.Николаевцев. — [Москва]: Советский писатель, 1948. — 124 страницы, 7 000 экземпляров; Восточный океан: Стихи / Художник Н.Полянский. — Москва:Советский писатель, 1949. — 92 страницы, 10 000 экземпляров; Новый век: Стихотворения и поэмы. — Москва : Советский писатель, 1960. — 103 страницы, 4 000 экземпляров; Города: Стихи [и поэма «Баллады о городе Омске»]. — Москва:Советский писатель, 1962. — 139 страниц, 20 000 экземпляров; До начала: Новые стихи. — Москва:Советский писатель, 1966. — 79 страниц, 20 000 экземпляров; Январь — сентябрь: Стихи и поэма / Художник В. Медведев. — Москва:Советский писатель, 1970. — 104 страницы, 20 000 экземпляров; Бессонница: Избранные стихи / Составление Ю.Сергеевой и М.Синельникова; Предисловие М.Синельникова. — Санкт-Петербург: Лимбус Пресс, 2002. — 228 страниц, 1 000 экземпляров; Первое предупреждение: Стихотворения / Составление, подготовка текста, послесловие и примечания М.Воронкова. — Москва: Водолей, 2020. — 248 страниц. (Серебряный Век. Паралипоменон). Содержание: Стихотворения 1918—1925; Письма; Материалы к биографии.
Переводы: Алазан В. Век против века: Поэма / Перевод с армянского Адалис и Панченко. — Москва : Советская литература, 1934. 54, страницы; Переводы: [Стихи]. — Москва : Гослитиздат, 1936. — 53, страницы, 5 000 экземпляров; Турсунзаде, Мирза. Индийская баллада: [Сборник стихов] / Перевод А.Адалис; Послесловие М.Явич. — [Сталинабад]: Государственное издательство Таджикской ССР, [7]. — 40 страниц, 7 000 экземпляров; Турсунзаде, Мирза. Индийская баллада: [Стихи] / Вольный перевод с таджикского А.Адалис. — Москва : Правда, 1948. — 24 страницы, 150 000 экземпляров; Камоль Худжанди. Избранная лирика / [Перевод с таджикского А.Е.Адалис; Составление, примечания и редакция И.С.Брагинского]. — Сталинабад: Государственное издательство Таджикской ССР, 1949. — 72 страницы, 6 000 экземпляров; Сайидо Насафи. Избранное / [Перевод с таджикского А.Адалис; Редактор-составитель и вступительная статья А.Мирзоева]. — Сталинабад: Государственное издательство Таджикской ССР, 1949. — 100 страниц, 6 000 экземпляров; Сайидо Насафи. Избранное / [Перевод А.Адалис; Составление и вступительная статья А.Мирзоева]. — Сталинабад: Государственное издательство Таджикской ССР, 1954. — 99 страниц, 5 000 экземпляров; Миршакар М. Ленин на Памире: Поэма / [Перевод с таджикского А.Адалис и В.Сергеева; Художник В.Фомин]. — Душанбе: Ирфан, 1970. — 48 страниц; Поэты Востока: Избранный перевод. / [Предисловие Л.Озерова]. — Москва: Наука, 1979. — 333 страницы, 10 000 экземпляров.
Проза6 …Абджед хевез хютти… Роман приключений. — Москва-Ленинград : Молодая гвардия, 1927. — 224 страницы, 4 000 экземплярпов (в соавторствес И.Сергеевым); Песчаный поход: Очерки. — Москва : Федерация, 1929. — 133 страницы, 4 000 экземпляров; Вступление к эпохе. [Повесть о начале счастья]. — Москва : Советская литература, 1934. — 164 страницы, 5 000 экземпляров; Азери. [Повесть]. Для среднего возраста / Рисунки Е.Авалиани. — Москва-Ленинград : Детиздат, 1940. — 128 страниц, 15 000 экземпляров; Любите поэзию. — Москва : Знание, 1961. — 112 страниц., 100 000 экземпляров.
Об Аделине Адалис: Мандельштам О.Э. Собрание сочинений в двух томах / Составление и подготовка текста С.Аверинцева, П.Нерлера. — Москва: Художественная литература, 1990. — Том 2. — 464 страницы; Адалис, Аделина Ефимовна // Энциклопедия фантастики: Кто есть кто / Под редакцией Вл.Гакова. — Минск: ИКО «Галаксиас», 1995. — 694 с. — ISBN 985-6269-01-6; Адалис // Большая советская энциклопедия : в 66 томах. (65 томов и 1 дополнительный) / главный редактор О.Ю.Шмидт. — Москва : Советская энциклопедия, 1926—1947.