-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 121947
Комментариев: 6815
Написано: 130441


23 июля родились...

Среда, 23 Июля 2025 г. 03:33 + в цитатник
Otto der Fröhlichev (459x700, 376Kb)
1301
Оттон Весёлый (немецкое имя — Otto der Fröhliche)
герцог Австрийский и Штирийский с 1 мая 1330 (совместно с братьями), а также герцог Каринтии (как Оттон IV) (c 1335 года) из династии Габсбургов. Оттон родился в Вене. Он был младшим сыном германского короля и австрийского герцога Альбрехта I и Елизаветы Горицкой, дочери Мейнхарда II, герцога Каринтии и графа Тироля. После смерти отца в 1308 году на престол Австрии взошли старшие братья Оттона — Фридрих I и Леопольд I. Когда Оттон достиг совершеннолетия он также выдвинул претензии на долю в австрийском наследстве. Подняв мятеж против Фридриха I в 1328 году, Оттон добился передачи ему Хайнбурга в Нижней Австрии и права участвовать в распределении доходов с владений Габсбургов. Со смертью Фридриха I в 1330 году Оттон был признан герцогом Австрии и Штирии, разделив престол со своим братом Альбрехтом II. В 1335 году скончался последний представитель Горицко-Тирольской династии мужского пола герцог Генрих VI. В соответствии с договором 1282 года Каринтия перешла во владение Габсбургов. Это подтвердил император Людвиг IV, пожаловав Оттону Каринтию и Южный Тироль в качестве имперских ленов 2 мая 1335 года. Хотя Тироль Оттону удержать не удалось (там укрепилась дочь Генриха VI Маргарита Маульташ), он короновался герцогом Каринтии в соответствии с древним словенским обрядом на Госпосветском поле. В дальнейшем Оттон больше внимания уделял именно Каринтии, оставив управление собственно австрийскими землями своему брату Альбрехту II. Оттон много занимался поощрением религиозной жизни. Он основал монастырь Нойберг в Штирии, построил церковь Святого Георга в Вене. В 1337 году Оттон заложил рыцарский орден Societas Templois для организации крестовых походов в языческие Пруссию и Литву. Своё прозвище «Весёлый» он получил из-за многочисленных праздников и увеселений, организуемых его двором. Герцог скончался в основанном им Нойберге 17 февраля 1339 года. Первая супруга - (1325) Елизавета Баварская (1306—1330), дочь Стефана I, герцога Нижней Баварии. Дети: Фридрих II (1327—1344) (не правил); Леопольд II (1328—1344) (не правил). Вторая супруга - (1335) Анна Люксембургская (1323—1338), дочь Яна Люксембургского, короля Чехии. Литература: Митрофанов, П. История Австрии с древнейших времён до 1792 г. — Москва, 2003; Пристер, Е. Краткая история Австрии. — Москва, 1952; Шимов, Я. Австро-Венгерская империя. — Москва, 2003.

Louis-I-Anjou (530x700, 622Kb)
1339
Людовик I Анжуйский (французское имя — Louis Ier duc d'Anjou)
второй сын короля Иоанна II Доброго и Бонны Люксембургской. Родился в Венсенском замке, Франция. Носил титулы графа Анжуйского в 1350—1360 годах, затем герцога Анжуйского с 1360 года, герцога Мэнского с 1356 года, сеньора де Гиз с 1360 года, графа Туреньского с 1370 года, титулярного короля Неаполитанского, графа Прованского и другие. Кроме того, как и все преемники Карла I Анжуйского Людовик I не признавал потери Иерусалимского королевства и носил титул короля Иерусалимского с 1382 года. Играл немаловажную роль в царствование Иоанна II Доброго, Карла V Мудрого и Карла VI Безумного. Бежав из английского плена в 1363 году, нарушил т. н. второй «Договор заложников», что вынудило его отца, Иоанна II, добровольно вернуться в Лондон. В царствование своего старшего брата Карла V был наместником Лангедока и командовал частями французской армии во время компаний по освобождению Великой Аквитании от англичан. По завещанию Карла V должен был стать одним из регентов при малолетнем Карле VI, но, нарушив завещание, провозгласил себя единоличным регентом и мошеннически присвоил себе значительную часть королевской казны. Под давлением младших братьев (Иоанна Беррийского и Филиппа II Смелого) был вынужден удовольствоваться лишь председательством в Совете. Был усыновлен неаполитанской королевой Джованной I и стал, тем самым, потенциальным наследником неаполитанской короны. Условием усыновления было оказание помощи Джованне I против папы Урбана VI, отлучившего королеву от Церкви, и его ставленника (и предыдущего усыновленного наследника Джованны) Карла Дураццо. Людовик, занятый поиском денег на неаполитанскую экспедицию, не успел прийти на помощь своей приемной матери: она была свергнута и задушена в 1382 году. Только после её гибели и воцарения в Неаполе Карла Дураццо под именем Карла III, Людовик смог в 1382 году набрать армию наемников и отправился отвоевывать Неаполь для себя. Война между наемными армиями претендентов не ознаменовалась крупными сражениями, но была войной на выживание. У Людовика к 1384 году закончились средства, его армия рассыпалась, а сам он умер в замке Бишелье (около Бари Италия) 20 сентября 1384 года, так и не став королём Неаполя. Единственным значимым приобретением Людовика стал в 1382 году Прованс, принадлежавший с 1250 года Анжу-Сицилийскому дому — царствовавшей в Неаполе королевской династии. Жена: (с 8 июля 1360 года) Мария де Шатильон (1345—1404), графиня де Гиз, дочь Карла де Блуа, герцога Бретани и Жанны де Дрё, герцогини Бретани. Имели 3-х детей: Мария Анжуйская (1370 — около 1383); Людовик II Анжуйский (1377—1417); Карл Анжуйский (около 1380—1404). Потомки Людовика I Людовик II, Людовик III, Рене Добрый, Карл Мэнский последовательно владели Провансом с 1384 по 1481 годы. Они же унаследовали от него претензии на корону Неаполя. После прекращения мужской линии потомков Людовика I в 1481 году Прованс и химерические претензии на неаполитанский престол перешли к Людовику XI.

 (657x699, 78Kb)
1353
Владимир Андреевич Храбрый
удельный князь Серпуховский и Боровский, русский полководец, младший сын князя Андрея Ивановича. Внук Ивана I Калиты. Родился на сороковой день после смерти своего отца. На четвертом году его жизни, умер старший брат Иоанн и Владимир стал единственным наследником отцовского удела, который в 1359 году был значительно увеличен по завещанию его дяди — великого князя Ивана Красного. В 1364 году, по смерти малолетнего московского князя Иоанна, десятилетний Владимир, следом за своим двоюродным братом великим князем Московским Дмитрием Донским, занимает положение второго лица московского княжеского дома. Детство и юность Владимира прошли в Москве, где он и великий князь Дмитрий находились под опекой московского святителя Алексия. На протяжении всей жизни князь Владимир оставался верным соратником и сподвижником своего брата — Дмитрия Донского. Выступал против правителей Твери (1375), Рязани (1385), Новгорода (1392), помогая укреплять Великое княжество Московское. Отстаивал независимость русских княжеств от Орды, участвовал в походах против ливонских рыцарей (1369) и литовских войск (1370, 1379). По некоторым сказаниям, в Куликовской битве (1380) вместе с воеводой Д.М.Боброком-Волынским командовал засадным полком, решившим исход боя в пользу русских, за что был прозван Храбрым. Эпитет «Храбрый», как и «Донской», имеется на его могиле в Архангельском соборе в Москве. В 1382 способствовал изгнанию с русских земель войск хана Тохтамыша (сражение у Волока-Ламского), готовил отпор полчищам Тимура (1398), руководил обороной Москвы во время набега хана Едигея (1408). Вошел в историю как один из выдающихся русских князей средневекового периода. В «Истории государства Российского» Николай Михайлович Карамзин характеризует Владимира так: «Сей знаменитый внук Калитин жил недолго и преставился с доброю славою князя мужественного, любившего пользу отечества более власти. Он первый отказался от древних прав семейственного старейшинства и был из князей российских первым дядею, служившим племяннику. Кратковременные ссоры его с Донским и Василием происходили не от желания присвоить себе великокняжеский сан, а только от смут боярских. Сия великодушная жертва возвысила в Владимире пред судилищем потомства достоинство героя, который счастливым ударом решил судьбу битвы Куликовской, а может быть России». Умер 12 августа 1410 года. Князь Владимир Храбрый похоронен в Архангельском соборе Кремля. Жена: Елена, дочь Ольгерда Гедиминовича, великого князя Литовского. Дети: Иван (1381—1422) — князь Серпуховский (1410—1422); Симеон (умер 1426) — князь Боровский (1410—1425), князьСерпуховский (1422—1426); Андрей (умер 1426) — князь Серпуховский, Радонежский, Боровский; Ярослав (1389—1426) — князь Серпуховский, Боровский и Малоярославский (1410—1426); Фёдор; Василий (1394—1427) — князь Серпуховский. В 1374 году вместе с преподобным Сергием Радонежским основал в Серпухове мужской Высоцкий монастырь. В Боровске Калужской области в память о князе Владимире Храбром устраиваются кулачные бои. Князь свободно владел татарским и литовским языками. Владимир Храбрый основал город Малоярославец. О храбрости проявленной Владимиром Андреевичем в бою лучше всего говорит текст из Задонщины: «И когда поехали оттуда, то наехали на убитых Ивана Родионовича Квашню да Андрея Серкизовича. Прослезился над ними князь Владимир Андреевич и поведал великому князю: — Гнались за мной четыре татарина с мечами, но божьей милостью Иван Родионович Квашня да Андрей Серкизович увидали нас, нагнали, схватились с этими безбожными и головы свои за меня положили. Спасли они меня.» Имя князя с 2005 носит площадь в Серпухове, ранее называвшаяся Советской. В городе Малоярославец Калужской области установлен памятник князю. На 22 сентября 2009 года намечено установить памятник князю Владимиру Андреевичу (работы скульптора Клыкова) на центральной площади Серпухова.

 (443x699, 150Kb)
1401
Франческо Сфорца (Francesco Sforza)
основатель миланской ветви династии Сфорца, кондотьер. Родился в Сан-Миньято. Брат Алессандро Сфорца, который участвовал в его походах. Франческо Сфорца родился в тосканском городе Сан-Миньято, будучи одним из семи незаконнорожденных сыновей кондотьера Муцио Сфорца и Лючии да Торсано. Детство провёл в Трикарико, что в современной провинции Базиликата, в маркизате, который в 1412 году неаполитанский король Владислав отдал ему во владение. В 1418 году он женился на Полиссене Руффо, дворянке из Калабрии. С 1419 года Францеско Сфорца воевал вместе с отцом, заслужив славу тем, что мог голыми руками сгибать металлические бруски. Позже он показал себя профессиональным тактиком и очень способным лидером на поле боя. После смерти отца в 1424 году он поочередно служил в неаполитанской армии, у римского папы Мартина V, у миланского герцога Филиппо Мария Висконти. После успехов военачальник впал в немилость и был сослан в замок Мортары, фактически стал узником, но вернул себе былое положение после удачного похода против Лукки. В 1431 году Франческо Сфорца оставил войско папского государства и повёл армию Милана против Венеции, в том же году он обручился с Бианкой Марией, дочерью миланского герцога. Однако Филиппо Мария никогда не доверял Сфорца, так как, разумеется, верность наёмников всегда зависила от платы: в 1433—1435 годах Сфорца сражался против Папского государства на стороне Миланского герцогства, но, завоевав Анкону в Марке, он перешёл в другой лагерь, получив титул викария города из рук папы римского Евгения IV. В 1436—1439 годах Сфорца воевал попеременно за Флоренцию и Венецию. В 1440 феодальные владения Сфорца в Неаполитанском королевстве были оккупированы королём Альфонсо I и тот был вынужден примириться с Филиппо Висконти, чтобы вернуть свои земли. 25 октября 1441 года в Кремоне он наконец женился на Бианке Марии. На следующий год, соединившись с Рене Анжуйским, претендентом на неаполитанский трон, он выступил в Южную Италию. Первоначальные неудачи не помешали Сфорца с помощью Сигисмондо Пандольфо Малатесты (который был женат на его дочери Полиссене) и венецианцев разбить неаполитанского полководца Никколо Пиккинино, вторгшегося во владения Сфорца в Романье и Марке, и вернулся в Милан. Затем Сфорца пришлось воевать сначала со своим собственным сыном Франческо, над которым он одержал победу в битве при Монтольмо в 1444, а затем против союза Висконти, Евгения IV и Сигисмондо Малатеста (якобы убившего Полиссену, дочь Сфорца). Из этого противостояния кондотьер снова вышел победителем, снова не без помощи венецианцев, и в обмен на расторжение союза с Венецией, Франческо Сфорца получил звание главнокомандующего (capitano generale) войсками Миланского герцогства. После смерти герцога Висконти в 1447 году, не оставившего мужских наследников, в Милане вспыхнул конфликт, целью одной из сторон которого было восстановление Амброзийской республики.
Francesco Sforzapost-13108-129956721571 (700x345, 327Kb)
Сфорца стал сеньором нескольких городов герцогства, включая Павию и Лоди, и перешёл к плану завоевания эфемерной республики в союзе с Вильгельмом VIII Монтфераттским и Венецией. По прошествии нескольких голодных лет в 1450 году в Милане вспыхнул бунт, и сенат города решил передать герцогство Сфорца. Впервые светское учреждение вручало столь высокий титул. В то время как итальянские государства постепенно признали в лице Франческо Сфорца законного герцога Миланского, формальное пожалование от императора Священной Римской Империи Сфорца так и не получил. Только в 1494 году император Максимилиан I ввёл во владение Миланским герцогством сына Франческо Лодовико. Во время умелого и сдержанного правления Сфорца Милан и герцогство были модернизированы, создана эффективная система сбора налогов, которая принесла правительству огромные доходы. Его двор стал одним из центров культуры Возрождения, и герцог был популярен среди миланцев. В Милане при нём был основан Большой Госпиталь (Ospedale Maggiore), реставрирован Палаццо делль Арренго (Palazzo dell'Arengo), и проведён канал (Naviglio d'Adda), соединяющий город с рекой Адда. В правление Францеско Сфорца в Милане, во главе Флоренции фактически стоял Козимо Медичи, и между двумя правителями завязалась дружба. В последствии эта дружба привела к миру в Лоди и созданию Итальянской Лиги, многополярного оборонного союза крупнейших итальянских государств, преуспевшего в стабилизации политической обстановки в Италии. После заключения мира Сфорца отказывался от части своих завоеваний в восточной Ломбардии в пользу своих кондотьеров Бартоломео Коллеони, Людовико Гонзаго и после 1451 года Роберто Сансеверино. Так как король Неаполя Альфонсо I тоже подписал соглашение о вступление в союз, Сфорца перестал поддерживать претендентов на Неаполитанский престол из Анжуйской ветви. Тогда же Сфорца поставил себе целью покорить одно из владений Анжуйской ветви — Геную, и ему это удалось: в 1461 в городе поднялось восстание, и дожем был избран Спинетта Кампофрегозо, бывший ставленником Сфорца.
Milano-castello_sforzesco (487x700, 395Kb)
Замок Франческо Сфорца в Милане.
Сфорца оккупировал Геную и Савону до 1464 года. Сфорца был одним из первых европейских правителей, чья внешняя политика основывалась на принципе баланса сил, и первым собственно итальянским правителем, проводящим наступательную политику, дабы противостоять государствам вне Апеннинского полуострова, представляющим угрозу, например, Франции. Во многом благодаря усилиям Франческо Сфорца иностранные государства потеряли своё влияние Италии до конца XV века. Сфорца страдал отёками и подагрой. В 1462 году распространился слух о том, что он мёртв, в результате чего в Милане начались беспорядки, хотя герцог умер только через четыре года в Милане 8 марта 1466 года. В 1418 году Муцио Аттендоло женил своего сына Франческо на Полиссене Руффо, графине Монтальто. Брак закончился трагически — немногим чем через год молодую женщину и её новорожденную дочку отравила тётка, захватившая её имущество. В 1441 году Франческо женился на Бьянке Марии Висконти (1425—1468), внебрачной дочери герцога миланского Филиппа Висконти. Бьянка родила ему семерых детей: Галеаццо Мария (1444—1476), герцог Миланский с 1466 по 1476; Ипполита Мария (1445—1488), замужем за королем Неаполя Альфонсо II; Филиппо Мария (1448—1492), граф Корсики и Павии; Сфорца Мария (1449—1479), герцог Бари; Лодовико (1452—1508), герцог Бари с 1479, затем герцог Миланский с 1494 по 1508; Асканио Мария (1455—1505), епископ, затем кардинал; Елизавета Мария (1456—1472), замужем за Гильельмо VIII Палеологом, маркграфом Монферратским; Оттавиано Мария (1458—1477), граф Лугано. Франческо также имел внебрачных детей, точное количество которых не известно, однако есть сведения о четырнадцати из них. Франческо Сфорца упомянут несколько раз в книге Никколо Макиавелли «Государь»; в этом произведении отмечается его способность управлять государством. Также Сфорца был покровителем искусств, при его дворе жил гуманист, писатель Франческо Филельфо. Литература: Коллинсон-Морлей Л. История династии Сфорца. Санкт-Петербург: Евразия, 2005. ISBN 5-8071-0167-7; Pierre Milza, Histoire de l'Italie, Éd. Fayard, Paris, 2005; Rendina, Claudio (1994). I capitani di ventura. Netwon Compton.

francesco_granacci (559x700, 217Kb)
1469
Франческо Граначчи (итальянское имя — Francesco Granacci)
итальянский художник. Родился во Флоренции, Италия. Франческо Граначчи учился в мастерской Доменико Гирландайо и помогал ему в написании его картин, используя вместо темперы масляные краски. По заказу Лоренцо Медичи Граначчи участвовал в росписи флорентийского Сан-Марко. Позднее он работал с Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэлем. В 1508 г. Граначчи переехал в Рим, где вместе с другими художниками помогал Микеланджело в росписи Сикстинской капеллы. На стиль Граначчи оказали влияние Филиппино Липпи и Фра Бартоломео. Умер в родном городе 30 ноября 1543 года. Граначчи упоминается в «Жизнеописаниях художников» Джорджо Вазари. Также упоминается в романе о Микеланджело Ирвинга Стоуна. "Муки и радости".

Alberto_III_Pio (595x700, 455Kb)
1475
Альберто III Пио (итальянское имя — Alberto III Pio)
князь Карпи, итальянский правитель эпохи Ренессанса. Увлекался идеями гуманизма и был близким другом пап из рода Медичи. Альберто родился в Карпи всего за 2 года до смерти своего отца. Он воспитывался своим дядей по отцовской линии Марко и дядей по материнской линии гуманистом Джованни Пико делла Мирандолой. Они руководили его образованием и наняли учителем Альда Мануция, основавшего впоследствии в Венеции знаменитый издательский дом Альда, который финансировал Альберто. Альберто учился сначала в Ферраре, где он посещал лекции Пьетро Помпонацци и сдружился с Пьетро Бембо и Лодовико Ариосто, а затем в Падуе. Большая часть его карьеры была посвящена дипломатической службе, сначала в качестве представителя Гонзага при французском дворе, а затем на службе короля Людовика XII. В 1508 году он был одним из участников переговоров Лиги Камбре, а в январе 1510 года стал послом Максимилиана I при папском дворе. Но в 1520 году, с восшествием на престол Карла V, допустил фатальную ошибку, перейдя на службу к королю Франции Франциску I. Альберто был близким другом папы Льва X и известен тем, что содействовал избранию Джулио Медичи на папский престол под именем Климента VII. Он помог заключить брачный договор между Климентом и Франциском I, который был опубликован 5 января 1525 года и предполагал заключение брака между Катериной Медичи, племянницей Климента, и вторым сыном Франциска Генрихом II. Этот дипломатический успех имел свои последствия. Мендоса, представитель Карла V в Риме, описывал Альберто так: «Карпи дьявол, он знает всё и во всё вовлечен; Императору нужно или победить его, или устранить». Последнее осуществилось в судьбе Альберто, поскольку, после того как союз папы с Франциском стал достоянием гласности, Карл, как говорят, был просто взбешён. Вскоре после этого, 24 февраля 1525 года, войска Карла разбили и захватили в плен Франциска в битве при Павии, а 8 дней спустя его же войска заняли Карпи и отстранили Альберто от власти. Альберто бежал в Рим и попытался потребовать возвращения своих земель, но безуспешно. В конце концов Карл передал их герцогу Альфонсо I из Феррары в 1530 году. Когда войска Карла грабили Рим в мае 1527 года, Альберто вместе с Климентом VII искал спасения в Замке Святого Ангела. Затем он бежал во Францию, где был тепло принят и где оставался вплоть до своей смерти в Париже в январе 1531 года. Альберто был защитником Церкви с самого начала дискуссий о её реформировании, развёрнутых на Пятом Латеранском Соборе в декабре 1513 года, задолго до публикации 95 тезисов Лютера в 1517 году. С 1525 года он был вовлечён в продолжительный диспут с Эразмом, который длился до конца его дней и завершился публикацией спустя два месяца после смерти его XXIII Libri.

Queen_Anne_of_Hungary_and_Bohemia (495x700, 451Kb)
1503
Анна Ягеллонка (известна также как Анна Богемская и Венгерская)
супруга Фердинанда I, короля Германии, позднее ставшего императором Священной Римской империи, королева Германии. Родилась в Буде, Венгрия. Она была старшим ребёнком и единственной дочерью Владислава II и его третьей жены Анны де Фуа, а также старшей сестрой Людовика II, короля Венгрии и Чехии, и его наследницей. После смерти отца Владислава II 13 марта 1516 дети были переданы на попечение Максимилиана I, императора Священной Римской Империи. Было решено, что Анна выйдет замуж за его внука, эрцгерцога Фердинанда Австрийского, сына правящей королевы Хуаны Кастильской и её покойного мужа и соправителя Филиппа I Красивого. Анна вышла замуж за Фердинанда 25 мая 1521 года в Линце, Австрия. В это время Фердинанд правил на потомственных землях Габсбургов от имени его старшего брата Карла V, императора Священной Римской Империи. Согласно условиям брака Фердинанд должен был передать престол брату Анны, если у него самого не будет наследников мужского пола. Её брат Людовик II был убит в Мохачской битве против Сулеймана I Великолепного 29 августа 1526 года. Троны Богемии и Венгрии оказались вакантными. Фердинанд заявил о своих правах на оба трона и был избран королём Богемии 24 октября 1526 года, сделав Анну королевой Богемии. Получить трон Венгрии было труднее. Сулейман аннексировал многие земли. Фердинанд был провозглашён королём Венгрии группой дворянства, но другая группа венгерской знати отказалась передать иностранному правителю трон и выбрала Яноша Запольяи как альтернативного короля. Конфликт между двумя конкурентами и их наследниками продолжался до 1571 года. В 1531 года старший брат Фердинанда Карл V признал его своим наследником на трон Священной Римской Империи, и Фердинанд был повышен до титула короля Германии. У Анны и Фердинанда было 15 детей, причём все родились в Богемии или Венгрии. Оба герцогства страдали на протяжении веков от преждевременных смертей наследников престола. Анна была королевой-консортом Богемии и одной из трёх живущих королев Венгрии вплоть до своей смерти в Праге 27 января 1547 года. В 1556 году Карл V отрёкся от престола, и Фердинанд стал императором Священной Римской Империи, спустя девять лет после смерти Анны. Дети: Елизавета Австрийская (9 июля 1526 - 15 июня 1545), в 1543 вышла замуж за Сигизмунда II Августа будущего короля Польши и Литвы; Максимилиан II (император Священной Римской империи) (31 июля 1527 - 12 октября 1576), женился на кузине Марии Испанской; Анна Австрийская (7 июля 1528 - 16 октября - 17 октября 1590), вышла замуж за Альбрехта V (герцога Баварии); Фердинанд II, эрцгерцог Австрийский (14 июня 1529 - 24 января 1595), женился на Филиппине Вельзер и затем на племяннице Анне Юлиане Гонзага; Мария Австрийская (15 мая 1531 - 11 декабря 1581), жена Вильгельма, герцога Юлих-Клеве-Берга; Магдалена Австрийская (14 августа 1532 - 10 сентября 1590), монахиня; Екатерина Австрийская (15 сентября 1533 - 28 февраля 1572), в 1553 вышла замуж за Сигизмунда II Августа, короля Польши и великого герцога Литвы; Элеонора Австрийская (2 ноября 1534 - 5 августа 1594), вышла замуж за Гульельмо I, герцога Мантуи; Маргарет Австрийская (16 февраля 1536 - 12 марта 1567), монахиня; Иоганн Австрийский (10 апреля 1538 - 20 марта 1539), умер в детстве; Барбара Австрийская (30 апреля 1539 - 19 сентября 1572), вышла замуж за Альфонсо II д'Эсте; Карл II (эрцгерцог Австрии) (3 июня 1540 - 10 июля 1590), отец Фердинанда II (императора Священной Римской империи); Урсула Австрийская (24 июля 1541 - 30 апреля 1543), умерла в детстве; Елена Австрийская (7 января 1543 - 5 марта 1574), монахиня; Иоанна Австрийская (24 января 1547 - 10 апреля 1578), вышла замуж за Франческо I (великого герцога Тосканы). Предок Карла II (короля Англии) и Людовика XIII (короля Франции).

Ioan._Goropii_Becani,_hactenus_in_lucum_non_edita-_nempe,_Hermathena,_Heiroglyphica,_Vertumnus,_Gallica,_Francica,_Hispanica_(1580)_(14560338170) (501x700, 417Kb)
1519
Йоханнес Горопиус Беканус (латинское имя — Johannes Goropius Becanus; имя при рождении Ян Герартсен ван Горп; нидерландское имя — Jan Gerartsen van Gorp)
нидерландский врач и гуманист, более всего известный своими лингвистическими работами. Родился в поместье Горп (ныне в черте города Хильваренбек) на границе современной Бельгии. Как было принято в среде учёных того времени, латинизировал имя. Изучал медицину в Лувенском университете, сделал карьеру медика, будучи приближен к родственницам императора Карла V в Брюсселе, его сын и наследник Филипп II предлагал Беканусу должность придворного врача, но он отказался. Совершил несколько путешествий в Италию, Францию и Англию. В 1554 году он переехал в Антверпен, став городским врачом. Большие доходы позволили ему отдаться давнему увлечению — изучению языков и древности. На этой почве сошёлся со знаменитым типографом Х.Плантеном, в чьём издательстве публиковал свои труды; он также принял участие в издании Biblia Polyglotta. Скончался в Маастрихте 28 июня 1572 года. Погребён в церкви миноритов. В русле теорий XVI века предположил, что брабантские диалекты были боговдохновенным изначальным языком, на котором говорили в Раю. Логика его рассуждений была такова: древнейший язык на Земле должен быть наиболее простым, и содержать короткие слова, поскольку в нём существует мотивированная связь между словами и предметами. Частотный анализ показал ему, что число коротких слов в брабантском языке выше, чем в латинском, греческом и иврите, которые также предлагались учёными того времени на роль первоязыка. С этих позиций Бекканус производил этимологии многих библейских реалий и латинской и греческой терминологии, а также древнеегипетских иероглифов. Эдемский сад, соответственно, он помещал в Брабанте. В 1569 году опубликовал свой главный труд — Origines Antwerpianae («Антверпенские древности»), в котором содержались разнообразные курьёзные сведения, описания городских достопримечательностей, и одновременно сведения по истории готского языка, в том числе описание «Серебряного кодекса» (он же впервые предложил это название). Его исторические взгляды таковы: предками антверпенцев были кимвры, происходящие по прямой линии от сыновей Иафета, соответственно, их не было у Вавилонской башни и они избежали смешения языков, сохранив язык Адама, что и можно доказать через этимологию. В 1580 году Плантен напечатал посмертное собрание его сочинений (6 книг в одном томе), вызвавшее одновременно насмешки и восхищение современников. Беканус является основоположником сравнительно-исторического языкознания и изучения готского языка, считается предтечей У. Джонса. Однако его ошибки и заблуждения привели к тому, что Лейбниц использовал термин goropiseren для обозначения абсурдной этимологии слов. Весьма скептически отнёсся к его трудам и Скалигер. Источники: Эко У. Поиски совершенного языка в европейской культуре / Перевод с итальянского А.Миролюбовой. — Санкт-Петербург: Александрия, 2007. — 423 страницы — («Становление Европы»). — ISBN 978-5-903445-05-9; Eerherstel voor Goropius Becanus door Nicoline van der Sijs; How come we can’t decipher the Indus script? (Straight Dope article containing reference to Goropius); Naborn, R. A., Etymologies in Joannes Goropius Becanus' Hermathena. Master’s Thesis, University of Kansas, 1989; Naborn, R. A., 'Becanus' Etymological Methods', in: Voortgang 15:79-86; Van Hal, T., «Moedertalen en taalmoeders». Het vroegmoderne taalvergelijkende onderzoek in de Lage Landen, Brussels, 2010, 77-140; Ans Schapendonk, 'De universele klankhelix van Goropius Becanus', in: Research Gate (28 октября 13); Ans Schapendonk, 'Becanus' universeller Lauthelix, kein Gottesteilchen, sondern der Antichrist'. Die Bibel, ein Chemiebuch verfasst von Frauen? Wie Hessische (Sprach)wissenschaftler Plagiat betreiben auf Kosten der Marburger Niederlandistik', Lahntal 2014 (ISBN 978-3-00-039031-9); Ans Schapendonk (2015), 'Mit Becanus' universeller Lauthelix direkt zum Himmel oder wie eine Niederländisch-Lektorin die Wissenschaft flachlegt'. "Hou je waffel, trut, shut up, bitch, Halt die Klappe, Nutte" > notch > noi(p)t > wapt > wafel > Wafer. Lahntal 2015. ISBN 978-3-00-048644-9. (s. Research Gate, Nr. 17); Ans Schapendonk (2016), "Wie Jacob Grimms falsche Lautlehre die Weltgeschichte verstuemmelte bzw. welches Geheimnis huetet die deutsche Justiz ueber Becanus` universelle Lauthelix und die Bäckerfrauen?". Tilburg, 2016. ISBN 978-3-00-051381-7. Verlag: Hendrik de Keijserstr. 81, 5041 JB Tilburg; Ans Schapendonk (2016), Wat voorspelt Becanus' universele klankhelix over het circuit Hieronymus Bosch alias ijzeren Bu(i)sma(n) alias 'Leonardo da Vinci' > 'Fibonacci', 'Diva' > 'Divine' > 'De Sfinx' alias de 'vonk' die 'funkt'> een unieke taal. ISBN 978-3-9818022-9-0; Ans Schapendonk (2016), Hoe de halve zool & de halve gare op de Bossche luchtbogen het dubbele DNA verklaren m.b.v. Becanus' klankhelix, het christelijke motief van de 'slang' alias DIALECT. ISBN 978-3-9818022-8-3; Melchior Adam. Vitae. — 1615–1620. — P. 190–192.

1640
Михаил Иванович Лыков
последний представитель княжеского рода Лыковых-Оболенских. Был воеводой и наместником в Смоленске, окольничим, боярином (1682), руководил арестом князей И.А. и А.И.Хованских, возглавлял Московский судный и Сыскной приказы. В последние годы жизни воеводствовал на Двине. Его фамилию Пушкин дает одному из персонажей романа «Арап Петра Великого». Умер 25 февраля 1701 года.

pope-clemens-xi-gianfrancesco-albani (525x700, 278Kb)
1649
Климент ХI (латинское имя — Clemens PP. XI; в миру - Джованни Франческо Альбани)
папа Римский (понтификат с 23 ноября 1700 по 19 марта 1721). Родился в Урбино. Получил основательное и всестороннее образование. В возрасте 28 лет принял священнический сан. В 1690 году Александр VIII вручил ему кардинальскую шапку. Пробыв кардиналом 10 лет 10 месяцев и 10 дней, был избран на конклаве папой римским, став на 52-м году жизни самым молодым папой римским ХVIII века. Папа Альбани строго придерживался принципов своего предшественника и не протежировал родственникам. Единственным исключением был Аннибале Альбани, назначенный кардиналом в 1711 году.
Clemens PP. XIpost-13108-131140335099 (700x348, 292Kb)
Его брат стал кардиналом только в правление Иннокентия XIII. Понтификат Климента XI, длившийся 21 год, был заполнен дипломатической деятельностью папских легатов и нунциев, которые принимали активное участие в многочисленных интригах тогдашних королевских дворов. Все историки разделяют ныне мнение, что эти интенсивные меры ватиканских дипломатов в небольшой степени способствовали повышению авторитета папства на международной арене.
Clemens PP. XIpost-13108-131140340384 (700x345, 354Kb)
Конечно, с влиянием папского государства считались, но было известно, что с помощью подкупа и нажима при папском дворе можно было достигнуть многого. В богословской области самым значительным шагом Климента XI была публикация 8 сентября 1713 года буллы «Unigenitus», направленной против янсенизма: 101 предложение из книги ведущего идеолога янсенизма, французского теолога Паскье Кенеля, были объявлены буллой еретическими.
ClemensXI (693x700, 468Kb)
Портрет Папы Климента XI (1649—1721) на старинной монете (1706 года).
Осуждение выдернутых из контекста предложений, истинный смысл которых был часто вследствие такого приема искажен, не с лучшей стороны характеризовало теологов Римской курии, тем более когда оказалось, что некоторые осужденные фразы были цитатами из трудов Августина, творца идеологии западного христианства. Опубликование буллы «Unigenitus» не успокоило догматические споры во Франции, но зато способствовало росту религиозного скептицизма и индифферентизма, которые характеризовали эпоху Просвещения. В 1708 году Папа установил праздник «Непорочного зачатия», отмечающийся 8 декабря. Умер 19 марта 1721 года. Литература: Климент, римские папы и антипапы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907.

Ioan_Mavrocordat (424x700, 222Kb)
1684
Иоанн Маврокордат (румынское имя — Ioan Mavrocordat)
господарь Молдавского княжества в 1711 году, господарь Валахии в 1716—1719 годах. Фанариот. Младший сын великого драгомана и турецкого дипломата князя Александра Маврокордата (1636—1709). Родился в Константинополе (Стамбуле). В 1710—1717 годах Иоанн Маврокордат занимал должность Великого драгомана Османской империи. Был временным правителем (каймакамом) Молдавского княжества с 26 сентября по 8 ноября 1711 года. Занимал должности Великого драгомана, господаря Валахии и Молдавии, младший брат Николая Маврокордата. Умер в Бухаресте 23 ноября 1719 года.

 (537x699, 356Kb)
1714
Михаил Илларионович Воронцов
русский государственный деятель и дипломат, которому обязан своим возвышением род Воронцовых. Один из ближайших приближённых Елизаветы Петровны и Петра III. В 1741 участник дворцового переворота и ареста правительницы Анны Леопольдовны. С 1744 вице-канцлер, в 1758—1765 канцлер Российской империи. Строитель и первый владелец Воронцовского дворца в Санкт-Петербурге и Воронцовой дачи на Петергофской дороге. Родился в Минске, в семье ростовского воеводы Иллариона Гавриловича Воронцова (1674—1750) и его супруги Анны Григорьевны, урожд. Масловой (ум. 1740). Родители — мелкие помещики, владевшие всего двумястами душами крестьян. Четырнадцати лет был определён камер-юнкером при дворе великой княжны Елизаветы Петровны и служил последней и пером своим, которым хорошо владел, и деньгами богатой своей свояченицы, жены его брата Романа. Вместе с Шуваловым стоял сзади саней, на которых цесаревна поехала в казармы Преображенского полка в ночь провозглашения её императрицей; он же вместе с Лестоком арестовал Анну Леопольдовну с её семейством. За это Елизавета пожаловала его действительным камергером, поручиком новоучреждённой лейб-компании и сделала владельцем богатых поместий. Ему был пожалован лейб-компанейский герб с девизом Semper immota fides («Верность никогда непоколебимая»). 3 января 1742 года Михаил Илларионович стал мужем Анны Карловны Скавронской, двоюродной сестры государыни, владелицы торгового села Кимры. Грамотой императора Карла VII, от 27 марта 1744 года, генерал-поручик, действительный камергер и лейб-компании поручик Михаил Илларионович Воронцов был возведён, с нисходящим его потомством, в графское Римской империи достоинство и вслед за тем назначен вице-канцлером. Поскольку у него не было мужского потомства, римский император Франц I, грамотой от 19 января 1760 года, разрешил распространить графское Римской империи достоинство на родных братьев — действительного камергера, генерал-поручика Романа и действительного камергера Ивана Илларионовичей Воронцовых, с нисходящим их потомством. При иностранных дворах Воронцов пользовался репутацией миролюбца, не желающего вмешивать Россию в европейские войны. В елизаветинском правительстве он сдерживал проавстрийскую направленность политики канцлера А.П.Бестужева-Рюмина, ибо в большей степени ориентировался на Францию. В 1746 году Воронцов оказался в немилости и не у дел: ему повредили сношения с Фридрихом II и дружба с опальным Лестоком. Обвинения были выдвинуты в то время, когда вице-канцлер «взял отпуск и стал разъезжать по Европе, удивляя Париж халатом на пуху из сибирских гусей, а папу Бенедикта XIV необыкновенной глупостью, проявленной им в разговоре о воссоединении церквей» (К.Валишевский). По возвращении в Петербург ему удалось оправдаться от навета и вернуть себе расположение императрицы. Также удалось отвести позднее обвинения австрийского лагеря в получении взяток от прусского короля. В качестве компенсации ему был дарован городок Мариенбург в Лифляндии. Когда в 1758 году канцлера Бестужева постигла опала, на его место был назначен Воронцов. Унаследовав от Бестужева-Рюмина так называемую «систему Петра» — союз с Австрией (против Турции), он при Елизавете Петровне деятельно продолжал войну с Пруссией, но при Петре III едва не вступил с ней в союз. Вяло пытался отговорить Петра от войны с датчанами за Голштинию. Воронцов был весьма привержен Петру, который заявлял о намерении взять в жёны его племянницу, Елизавету Романовну. Даже после переворота 29 июня 1762 года он старался отстоять его права. Находясь с императором в Ораниенбауме, он вызвался ехать в Петербург, чтобы «усовестить» Екатерину и попал под домашний арест за отказ присягнуть императрице. Он принёс присягу одним из последних, когда услышал о смерти Петра Фёдоровича. Тем не менее Екатерина II, видевшая в нём опытного и трудолюбивого дипломата, оставила его канцлером. Необходимость делить свои труды (по дипломатическим сношениям) с Н.И.Паниным, державшимся совершенно другой системы, вытекавшие отсюда недоразумения с ним и другими приближёнными императрицы, например с Григорием Орловым, и холодность самой императрицы вкупе с обострившимися недугами вынудили Воронцова в 1763 году уехать в длительный заграничный отпуск. Несмотря на щедрость императрицы Елизаветы, пожаловавшей ему деревни и заводы, он постоянно нуждался в деньгах, вечно просил субсидий или об уплате долгов и выпрашивал всё, что только было возможно. Чтобы покрыть издержки на строительство дворцов, он вступал в рискованные предприятия, в том числе связанные со спекуляцией хлебом и с иностранным капиталом. В конце концов свой недостроенный дворец на Садовой улице он продал в казну, а далёкий Мариенбург уступил лифляндскому помещику Фитингофу. По возвращении в Россию в 1765 году он пытался вернуться к делам, но был уволен от службы, после чего поселился в Москве, где и скончался 15 февраля 1767 года. Погребён рядом с родителями в монастыре на Воздвиженке, который был снесён в 1934 году. Единственная дочь Анна Михайловна пережила его ровно на два года. Поскольку она не жила со своим законным мужем А.С.Строгановым и детей не имела, наследство канцлера после судебных разбирательств было поделено между его братьями. Оценки личности Воронцова в исторической литературе весьма разноречивы. «Продажный, но в известном смысле всё-таки честный человек», — такую парадоксальную характеристику дал ему К.Валишевский. Малоспособным и малообразованным считал его Манштейн. Не жаловавшая Воронцова императрица Екатерина II высказывается безапелляционно: «Гипокрит, каких не бывало, вот кто продавался первому покупщику; не было [иностранного] двора, который бы не содержал его на жаловании». Нельзя отказать Воронцову в сдержанности и осторожности. Иностранные посланники тщетно ждали от него решительных ответов. Он обнадёживал всех, но скрывал истинные намерения. По мнению ряда иностранных наблюдателей, Воронцов был поставлен во главе ведомоства иностранных дел как ширма, прикрывающая братьев Шуваловых. Он был гораздо более образован и обходителен, чем Шуваловы, и потому идеален «для представительства и обмена любезностями с послами». Воронцов покровительствовал М.В.Ломоносову. На его средства был воздвигнут мраморный памятник на могиле учёного. В браке с графиней Анной Карловной Скавронской (1722—1775), двоюродной сестрой императрицы Елизаветы Петровны, имел четверых детей: Анна (13 апреля 1743 — 21 февраля 1769), замужем за графом А.С.Строгановым; Николай (23 февраля 1751 — 23 апреля 1751); Мария (14 января 1753 — 25 июля 1753); Елизавета (11 июля 1757 — 16 июня 1758). Ввиду отсутствия у канцера прямых наследников мужского пола продолжателями рода Воронцовых были его братья — Роман Илларионович (1717—1783) и Иван Илларионович (1719—1786). Киновоплощения: 2015 — Великая — Валерий Кухарешин. В его честь названо село в центре Воронежской области к юго-западу от Бутурлиновки. Упоминается в 1758 г, основано на земле, принадлежавшей Михаилу Илларионовичу Воронцову.

Michał_Kasakoŭski._Міхал_Касакоўскі_(XVIII) (549x700, 284Kb)
1733
Михаил Коссаковский (польское имя — Michał Kossakowski)
государственный деятель Великого княжества Литовского, писарь скарбовый литовский, подстолий ковенский, каштелян витебский (1781—1787), воевода витебский (1787—1794) и браславский (1794—1795). Родился в Кёнигсберге. Происходил из литовского шляхетского рода Коссаковских герба «Слеповрон». Старший из четырёх сыновей стольника жмудского и стражника ковенского Доминика Коссаковского (1711—1743) и Марианны Забелло. Младшие братья — каштелян инфлянтский Антоний, епископ инфлянтский Юзеф Казимир и последний гетман великий литовский Шимон Мартин Коссаковский. В 1764 году Михаил Коссаковский был избран послом от Ковенского повета на элекционный сейм, где поддержал избрание на польский королевский престол Станислава Августа Понятовского. В 1781 году получил должность каштеляна витебского. В 1787 году Михаил Коссаковский был назначен воеводой витебским. В 1788 году был избран послом на Четырёхлетний сейм. Противник польской конституции 3 мая 1791 года. Был включен в список польско-литовских послов и сенаторов, составленный в 1792 году российским послом Яковом Булгаковым, выступавших против реформирования устройства Речи Посполитой. В 1792 году воевода витебский Михаил Коссаковский был назначен советником генеральной конфедерации Великого княжества Литовского в составе Тарговицкой конфедерации. В 1794 году был назначен первым воеводой браславским. В том же 1794 году Михаил Коссаковский стал маршалком Трибунала Великого княжества Литовского, но из-за начала восстания под руководством Тадеуша Костюшко не вступил в эту должность. Михаил Коссаковский скончался 18 января 1798 года, был похоронен в родовом имении Коссаковских — Войткушках. Награды: Орден Белого орла; Орден Святого Станислава. Был женат на Барбаре Зиберг (умерла в 1811), от брака с которой имел сына — Юзефа Доминика (1771—1840), ловчего великого литовского и зятя Станислава Щенсного Потоцкого. Литература: Polski Słownik Biograficzny, tom XIV, 1968—1969 (artykuł Edmunda Rabowicza)

1735
Иоганнес Хербст (Herbst)
немецкий композитор. Родился в Кемптене. Умер в Сейлеме, ныне Уинстон -Сейлем, Северная Каролина 15 января 1812 года.

platon_levshin (525x700, 152Kb)
1737
Платон (в миру - Петр Егорович Левшин)
митрополит Московский (1787), основатель и глава учено-монашеской школы, прозванный Вольтером «русским Платоном». В 1758 окончил Славяно-греко-латинскую академию и принял монашество. Был законоучителем цесаревича Павла. С 1766 — архимандрит Троице-Сергиевой лавры. В 1770 — архиепископ Тверской, а в 1775 — Московский. В 1792, благословив открытие Оптиной Пустыни, отошел от епархиальных дел, целиком посвятив себя православной философии и духовному просвещению. В конце жизни удалился в Спасо-Вифанский монастырь, став одним из первых старцев России. Православно-философское творчество Платона можно условно разделить на 2 периода: первый — «метафизический» (1757—1775); второй — «апологетический» (1775—1806). Первый период определяется созданием оригинальной метафизики на основе анагогического метода. Уже в своём первом труде «Пространном катехизисе» (1757—1758; издан в 1781), Платон закладывает фундамент оригинальной философско-богословской мысли в России, сделав акцент на апофатико-катафатической постижимости Святой Троицы («самого Бога») для естественного («ветхого») разума. В последующих своих работах («Православное учение, или сокращённое христианское богословие» (1765); «Увещевания раскольникам» (1766) и в многочисленных проповедях) Платон развивает этот метафизический подход, применяя его к познанию тварного мира и человека. Здесь он активно использует святоотеческую концепцию синергизма, которая предполагает обязательное содействие человеческих сил действию Святого Духа, или благодати. Её всегда внезапное, независимое ни от каких земных обстоятельств, таинственное и по сути апофатико-катафатическое пребывание в данный момент времени раз и навсегда предопределяет предел и свободного существования, и свободного философствования человека (по Платону). Другое дело, что вдруг и действительно приходит благодать, и потомок Адама обретает однозначно-положительную бытийность. Только таинственное безмолвие, только невыразимый исихазм предлагает Платон для человека, приобрётшего положительное бытие. Таким образом, Платон нашёл эффективное средство противостояния заявившему о себе в полный голос как раз при Екатерине II отечественному секуляризму в его просветительской, точнее, масонской форме. Естественному «я», не желающему смиряться перед апофатико-катафическим пределом своей греховности, ничего не оставалось, по Платону, как открыто прибегать к какому-нибудь заведомо идолопоклонническому и рабскому единству в истинной, а у масонов — и спасительной форме. Платон не уставал подчёркивать рабскую и, как следствие, секулярную суть своих горделивых оппонентов, противопоставляя им синергическую свободу и таинственную для любых культурных форм благодать и самого Бога. Глава учёно-монашеской школы разработал концепцию подлинной и мнимой духовной власти: первая требует от человека внутренней (синергической) свободы для апофатико-катафического покаяния и соответствующей ему культуры слова-поступка-социума — вплоть до настоящего — исихастского — просвещения и обожения от самой благодати; вторая — мнимо-духовная власть стремится подменить собой действие благодати, обещая своему рабу и «истинное» «просвещение» (= «обожение»), и даже «истинное» «спасение», причём без «жестоких» и «варварских» усилий покаяния и в целом вне «потерявшей» свой авторитет церкви, настаивающей на их необходимости. Платон и его учёно-монашеская школа первыми в России осознали всю опасность и соблазны секулярных «просвещений» и «спасений», прикрывающих под человеколюбивыми и миролюбивыми «истинами» ни много ни мало как антихристианскую значимость, так что сам упор на ясность и доступность того или иного культурного феномена стал для православных творцов во главе с Платоном несомненным признаком подмены благодатного просвещения исключительно секулярным и антихристианским, что наглядно подтвердила вся история русской интеллигенции. Помимо разоблачения «свободолюбивого» начала своих секулярных оппонентов Платон создал анагогическую методику, которая адекватно и антиномично определяла естественное и покаянное состояние человека и раскрывала его подлинную оригинальность не в культуроносной — заведомо вторичной — форме, а в глубинах первородной, изначальной греховности, отягощённой личностным произволом. В результате секулярная претензия на культуроносную оригинальность приобрела наивный, если не смехотворный вид. Таким образом, анагогическая методика Платона обусловила рождение антисекулярного типа православной рациональности, включающего в себя антиномические формы мышления: понятия и соответствующие им суждения: с логической связкой «есть и не есть зараз» (позднее выделенной Н.А.Васильевым) — что как раз отвечало смиренному познанию естественного разума. В результате была разрушена и секулярная монополия на рациональность с якобы обязательным подчинением закону непротиворечия и, как следствие, использованием исключительно непротиворечивых форм мышления (в т. ч. — диалектического толка). Платон различал 3 уровня трансцендентного и персонифицированного Сущего: собственно Троицы, или «самого Бога» в Его «тайне»: Божественных свойств («околичностей») и «блаженного» со-бытия ангелов и человеческих душ (духов). Все 3 уровня находятся в антиномической сопричастности друг с другом, что позволяет, с его точки зрения, не подменять «живое» бытие Сущего рационалистическими определениями или мистическими образами, тем самым продолжая метафизическую традицию святых отцов, особенно Августина, Иоанна Златоуста и Псевдо-Дионисия Ареопагита. Существо метафизических взглядов Платона составляет свободно-необходимая, или синергическая взаимосвязь благодати («Христовой власти») и христианской личности («лица») как внутренней «действительности», или «действия» человеческой души (духа). Этот воцерковленно-религиозный динамизм («христианский путь») в чем-то предвосхитил концепцию «конкретного онтологизма» или «конкретного идеализма» как существенной черты русской философии. Будучи сторонником августинианского понимания «спасительной», т. е. сугубо персонифицированной, истины, Платон предвосхитил основные положения славянофильской трактовки «цельного знания», далекой от абсолютизации обезличенных выводов о Боге. Святоотеческий подход позволил русскому мыслителю последовательно сохранить «логизм» (Эрн) православной философии, вобравшей в себя как рационалистические («описательные»), так и интуитивные («воображаемые») приемы познания. Иначе говоря, Платон ввел в метафизику сильный элемент «художественного» мышления, оперируя синтетическими формами «образов-понятий», или «логосов», тем самым как бы предвосхищая приверженность многих русских мыслителей к несистематизированному философствованию, особенно в рамках литературы как искусства слова, или «логоса». Во второй период своей духовной биографии Платон прежде всего разрабатывал нравственный идеал «аристократа синтетического духа» с его «свободо-художественным» исканием персонифицированной истины. Отсюда проистекала веротерпимость Платона, «осторожно» принимающего любое творческое дерзновение на пути к Богу, но без окончательных и, как правило, «абсолютизированных формулировок, или «букв», — без ущерба «духу» православной философии. Вся просветительская деятельность митр. Платона была направлена на осуществление этого идеала, особенно в конфессиональной среде. Таким образом, начал реализовываться завет Петра I о воспитании просвещенных русских священнослужителей. При этом во главу угла ставился воцерковленный «духовный опыт» (Тареев) православных христиан. В какой-то степени Платону удалось решить свою главную задачу в области духовного просвещения. Он создал лучшие учебные заведения России в стенах Московской славяно-греко-латинской академии и Троицкой лаврской семинарии. Среди его сподвижников и учеников появились такие православные мыслители, как Феофилакт (Горский), Аполлос Байбаков, Мефодий Смирнов и др. Однако последующая идеологизация духовного просвещения, связанная с именем любимого ученика Платона, митр. Московского Филарета (Дроздова), приостановила процесс воспитания «аристократов синергического духа». Социальные взгляды Платона лежали в русле византийской теории симфонии, предполагающей гармоническое сочетание государства и Церкви в деле внешней заботы по спасению верноподданных. Митрополит признал метафизическую основу Российской империи в синергической действительности христианских лиц и целиком связывал ее утверждение с успехами духовного просвещения. Но поскольку уже с воцарением Александра I обозначилась тенденция к идеологизации последнего и, следовательно, подрыву метафизической основы Российской империи, постольку старец Платон склонился к исихастному уединению, что в какой-то степени повлияло и на последующее забвение его во многом оригинальных взглядов. Платон пророчески осознал, что без внешне безукоризненного и именно апостольского по духу поведения православных иереев значение церкви в жизни России начнёт уменьшаться и повсеместно возрастут секулярные упрёки по поводу её «сервилизма». А поскольку Платон саму основу исторической России видел в исповедании русских людей Православия, причём в его синергически свободной антиномичности — по примеру не только апостолов и святых отцов, но и современных иереев, постольку свою образовательную и воспитательную деятельность среди будущего клира он связывал с сохранением России. И это платоновское убеждение нагляднейшим образом подтвердилось в период Отечественной войны 1812, когда русский человек смог победить Наполеона именно благодаря своему Православию, которое сызмальства приучало его умирать в покаянном опыте и поэтому сделало бесстрашным перед лицом собственной смерти, перед лицом врага. Умер 6 декабря 1812 года.

1749
Диониз Кубик (словацкое имя — Dionýz Kubík)
словацкий поэт и собиратель народной словесности. Родился в городе Нитра, ныне Словакия. Учился в нескольких учебных заведениях Словакии (Брезно, Крупина, Приевидза, Нитра, Тренчин, Банска-Штьявница, Сабинов), а также в Венгерском городе Веспрем. Работал учителем средней школы в городе Банска-Штьявница, но из-за серьезных проблем со здоровьем (ревматизм и проблемы с сердцем) был вынужден уйти в монастырь города Приевидза, где и умер 17 сентября 1811 года. Собирал латинские и словацкие народные песни и стихи. Из трёх изданных им сборников песен сохранились только два (один словацкий и один латинский), причём словацкий сборник является наиболее полным сохранившимся сборником песен из составленных с конца 18 века. Содержит шутливые, иронические, сатирические, натуралистические песни, а также в меньшей степени песни на серьёзные темы и социальные песни. В латинском сборнике собраны, в частности, торжественные стихи, а также застольные, студенческие и разбойничьи песни. Оба труда хранятся в Литературном архиве Матицы словацкой в словацком городе Мартин. Произведения: 1791 — Slovenské piesne (Cantiones slavonicae), сборник словацких народных песен и стихов; 1795 — Knižočka piesní (Libellus cantionum), латинские песни и стихи.

Karl_Gottlob_Anton_(1751–1818) (460x700, 269Kb)
1751
Карл Готлиб фон Антон (немецкое имя — Karl Gottlob von Anton)
немецкий учёный-славист, историк, юрист и политик. Один из основателей и председатель Верхнелужицкого научного общества (1817—1818). Родился в городе Лаубан. Закончил в 1773 году Лейпцигский университет. В 1774 году после защиты диссертации получил научную степень магистра наук. С 1775 года работал адвокатом в течение 22 лет. В 1782 году после чего приобрёл поместье в деревне Обер-Нойдорф в окрестностях Гёрлица. С 1797 года был сенатором в Гёрлице. В 1802 году был посвящён в рыцари. Был активным членом масонской ложи «Zur» в Гёрлице. В 1779 году был одним из основателей Верхнелужицкого научного общества, которое сыграло значительную роль в изучении языка, истории и культуры серболужичан. В 1792 году предоставил свой дом на современной улице Langestraße 49 в Гёрлице для собраний общества. Позднее собрания общества собирались в доме № 30 на улице Neißstraße. Свою библиотеку, научные и этнографические коллекции завещал Верхнелужицкому научному обществу. В настоящее время его библиотека и собранные научные материалы хранятся в Верхнелужицкой научной библиотеке и Культурно-историческом музее Гёрлица. Скончался в Гёрлице 17 ноября 1818 года и был похоронен на кладбище святого Николая. Издавал многочисленные труды по истории, этнографии и лингвистике серболужичан. Написал объёмный двухтомный труд «Erste Linien eines Versuches über der alten Slawen Ursprung, Sitten, Gebräuche, Meinungen und Kenntnisse» (Первый опыт описания происхождения, обычаев, нравов, мнений и знаний древних славян), который стал основой германской славистики. Занимался вместе с Яном Бедрихом Фрицо составлением Нижнелужицкого словаря. Сотрудничал с Яном Горчанским в его деятельности по распространении образования среди серболужичан и сопротивлению германизации. Сочинения: Diplomatische Beyträge zu den Geschichten und den deutschen Rechten, Leipzig: Böhme, 1777; Versuch einer Geschichte des Tempelherrenordens, Leipzig: Böhme, 1779; Analogie der Sprachen. Leipzig 1780; Untersuchung über das Geheimnis und die Gebräuche der Tempelherren. Dessau 1782; An die Oekonomen, von einem Oekonomen. Leipzig 1786; Bemerkungen über des Herrn D. Rößigs Beantwortung der Kommentarien des Herrn Geheimenrath Schubarts von Kleefeld: vorzüglich Hutung, Trift, Kleebau und Frohnen betreffend, Leipzig: Böhme, 1786; Erweis daß das Lehnrecht welches Herr Stadtgerichts Direktor D. Zepernik aus einer Görlizischen Handschrift herausgegeben altes Sachsenrecht sei. Leipzig 1789; Erste Linien eines Versuches über der alten Slawen Ursprung, Sitten, Gebräuche, Meinungen und Kenntnisse. Leipzig 1783—1789. Том 1, Том 2; Über die Rechte der Herrschaften auf ihre Unterthanen und deren Besizungen.Leipzig 1791; Geschichte der teutschen Nazion. Leipzig: Göschen, 1793; Denkschrift auf Herrn Karl Andreas von Meyer zu Knonow. Verlesen in der Versammlung der Oberlausizischen Gesellschaft am 26. April 1797 Görlitz 1797; Über Sprache in Rüksicht auf Geschichte der Menschheit., Görlitz 1799; Geschichte der teutschen Landwirthschaft von den ältesten Zeiten bis zu Ende des fünfzehnten Jahrhunderts, 3 Theile, Görlitz: Christian Gotthelf Anton, 1799—1802 Том 1, Том 2, Том 3; Vorträge welche in Logenversammlungen mit Schwestern gehalten worden sind, Görlitz: Christian Gotthelf Anton, 1818. Литература: Гугнин А.А., Введение в историю серболужицкой словесности и литературы от истоков до наших дней, Российская академия наук, Институт славяноведения и балканистики, научный центр славяно-германских отношений, Москва, 1997, страницы 62 — 63, ISBN 5-7576-0063-2; Česko-lužicke styky v 1.polovině 19. století// Česko-lužický věstník, 2007, страница 54; Wilhelm Zeil, Jan Šołta: Anton, Karl Gottlob von. W: Jan Šołta, Pětr Kunze, Franc Šěn (wud.): Nowy biografiski słownik k stawiznam a kulturje Serbow. Ludowe nakładnistwo Domowina, Budyšin 1984, s. 33sl; Christian Knauthe: Historische Nachrichten von denen Bibliotheken in Görlitz. Görlitz 1737; Robert Joachim: Geschichte der Milich´schen Bibliothek und ihre Sammlungen. Görlitz 1876; Richard Jecht: 150 Jahre Oberlausitzische Gesellschaft der Wissenschaften: 1779—1929. Görlitz 1929; Ernst-Heinz Lemper: Adolph Traugott von Gersdorf (1744—1807): Naturforschung und soziale Reformen im Dienste der Humanität. Berlin 1974; Annerose Klammt: Oberlausitzische Bibliothek der Wissenschaften bei den Städtischen Kunstsammlungen. In: Handbuch der historischen Buchbestände in Deutschland. Hildesheim 1977, S. 284—289; Ernst-Heinz Lemper: Zur Geschichte und Bedeutung der Oberlausitzischen Gesellschaft der Wissenschaften zu Görlitz. In: Neues Archiv für Sächsische Geschichte. 64, 1994, S. 85-95; Martin Kügler, Cornelia Eisler: Johann Gottlieb Milich: Gelehrter und Sammler. Oettel, Görlitz/Zittau 2000, ISBN 978-3-932693-55-7; Emil Julius Hugo Steffenhagen: Anton, Karl Gottlob von. In: Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 1, Duncker & Humblot, Leipzig 1875, S. 497.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку