-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 121848
Комментариев: 6815
Написано: 130342


12 июля родились...

Суббота, 12 Июля 2025 г. 07:05 + в цитатник
LUDWIG-RUBINER (658x700, 308Kb)
1881
Людвиг Рубинер (немецкое имя — Ludwig Rubiner; псевдоним; настоящее имя — Эрнст Людвиг Громбек, Ernst Ludwig Grombeck)
немецкий поэт, литературный критик и эссеист; представитель экспрессионизма. К его важнейшим произведениям относятся манифест «Der Dichter greift in die Politik» (1912) и драма «Die Gewaltlosen» (1919). Его книга «Kriminal-Sonette» (1913) позволяет отнести Рубинера к предшественникам дадаизма. Родился в городе Берлин, Германская империя, в еврейской семье, переехавшей из Галиции в Берлин. В 1902 году Рубинер окончил протестантскую гимназию и поступил на медицинский факультет Берлинского университета. Вскоре он перевелся на философский факультет, где до 1906 года изучал музыку, историю искусств, философию и литературу. В университетские годы он был членом «Берлинского вольного студенчества», где делал доклады о Толстом, Стриндберге и Ведекинде, а также участвовал в театральных постановках. Благодаря университетским связям он стал вхож в среду берлинских авангардистов, где примкнул к радикалам. В то время, как большинство превозносило Ницше, Рубинер выступил против его «цветистой сентиментальности», объявив книгу Макса Штирнера «Единственный и его собственность» (1845) «важнейшим манифестом века». Рубинер познакомился с многими писателями — среди которых были такие виднейшие представители экспрессионизма, как Эрих Мюзам, Пауль Шеербарт, Рене Шиккеле, Фердинанд Хардекопф, Вильгельм Херцог и Герварт Вальден. Дружба с Вальденом помогла ему начать свою журналистскую деятельность. Первое стихотворение Рубинера «Zu den Höhen» вышло в 1904 году в анархистском журнале «Der Kampf». В 1906 году он начал печататься как критик и до 1911 года публиковал в журналах «Die Gegenwart», «Morgen», «Der Demokrat», «Das Theater», «Der Sturm» и «Pan» краткие заметки на литературные темы, эссе о писателях, композиторах и художниках, рецензии на литературные и музыкальные произведения, а также обзоры художественных выставок. Рубинер рецензировал сочинения таких немецких писателей, как Эльза Ласкер-Шюлер, Макс Брод, Эрнст Бласс, Артур Холичер, Петер Хилле и Генрих Манн. Также он интересовался иноязычной литературой, особенно французской и русской, поскольку владел обоими этими языками. В статьях, посвященных музыке, он писал о Дебюсси, Пфицнере, Шёнберге, Рихарде Штраусе, Ферруччо Бузони и Джакомо Пуччини. В области живописи внимание Рубинера привлекли берлинский «Новый сецессион», Матисс и Анри Руссо. В 1906 году Рубинер написал либретто оперы Вальдена «Ночной сторож», к которой попытался привлечь внимание Малера. В 1907 году вышло его эссе о Жорисе-Карле Гюисмансе. В 1908—1909 годах Рубинер путешествовал по Европе: полгода прожил в Италии (во Флоренции и Пизе), оттуда отправился в Веймар, а затем посетил Россию, Австрию и Швейцарию. В 1908 году Рубинер познакомился с 29-летней уроженкой Мариамполя Фридой Ицхоки, которая стала помогать ему в переводческой деятельности, а в 1911 году вышла за него замуж. В 1909 году Рубинер написал эссе о Фёдоре Сологубе, у которого перевел несколько стихотворений. Кроме того, перевел один из рассказов Поля Верлена и написал эссе о бельгийском писателе Фернане Кроммелинке. С русского языка Рубинером были переведены роман Михаила Кузмина «Подвиги Великого Александра» и «Вечера на хуторе близ Диканьки» Николая Гоголя. Переводы Рубинера печатались в журналах «Zwei Herrscher», «Die Phantasie», «Die Gegenwart», «Die Schaubühne», «Das Theater» и «Der Demokrat». В 1910 году под псевдонимом «Эрнст Людвиг Громбек» Рубинер опубликовал детектив «Индийский опал» (Die indischen Opale). В конце того же года совместно с Вальденом написал для справочника Шлезингера по оперным произведениям статью о «Мадам Баттерфляй» Пуччини.
rubiner (519x700, 350Kb)
Портрет Рубинера. 1912 г. (масло 39х29 см). Художник Патрик Коритон (французское имя — Patrick Coriton; 1884 – 1966)
В 1911—1918 годах работал в журнале Франца Пфемферта «Die Aktion». В ноябре 1912 года переехал в Париж, где жил в маленькой гостинице вместе с писателем и критиком Карлом Эйнштейном, сотрудником журналов «Der Demokrat» и «Die Aktion». Вскоре Рубинер написал политико-литературный манифест «Поэт врывается в политику» (Der Dichter greift in die Politik), в том же году появившийся в «Aktion». В Париже Рубинер выступил посредником между немецкой и французской литературами, регулярно публикуя в журналах «Die Schaubühne», «März» и «Die Aktion» статьи об актуальных французских литературных событиях. В колонии художников «Fleury», основанной голландским художником Кеесом ван Донгеном, Рубинер познакомился с Марком Шагалом. Шагал выставил свои картины на Первом немецком осеннем салоне (организованном Вальденом и проходившем с 20 сентября по 1 декабря 1913 года), и это стало поводом к установлению дружеских отношений между ним и Рубинером. В 1913 году Рубинер опубликовал «Криминальные сонеты» (Kriminal-Sonette), написанные им совместно с состоятельным американским коммерсантом Ливингстоном Хэном и сотрудником журнала «Die Aktion» Фридрихом Айзенлором. С 1914 года, ненадолго вернувшись в Берлин, Рубинер начал многолетнее сотрудничество с журналом «Die Weißen Blätter». В том же году он написал сценарий для немого фильма «Der Aufstand», который вошел в редактируемый Куртом Пинтусом сборник «Das Kinobuch». После начала Первой мировой войны Рубинер, будучи радикальным пацифистом, вместе с женой уехал в Цюрих. Здесь он писал для газеты «Neue Zürcher Zeitung», а также стал душой сплоченной группы интеллектуалов. В 1916 году он опубликовал в журнале «Die Weißen Blätter» сборник стихов «Небесный свет» (Das himmlische Licht), который в том же году вышел отдельным изданием. Тогда же он опубликовал манифест «Преобразование мира» (Die Änderung der Welt) в журнале «Das Ziel». 1917 год стал очень плодотворным для Рубинера. Он возглавил журнал «Zeit-Echo» (всего вышло четыре номера), где опубликовал переписку Толстого под названием «Revolutionstage in Russland» («Революционные дни в России»). Туда вошли письма, которые Толстой писал своим ближайшим друзьям в последний период его жизни на тему событий русской революции 1905—1907 годов. В «Aktion» Рубинер опубликовал программное произведение «Борьба с ангелом» (Der Kampf mit dem Engel), в редактируемом Пфемфертом сборнике «Das Aktionsbuch» — пять стихотворений «Призывы к друзьям» (Zurufe an die Freunde), и, наконец, выпустил антологию ранее опубликованных эссе «Человек в центре» (Der Mensch in der Mitte). В 1918 году перевел вместе с женой дневники Толстого и опубликовал в журнале «Das Forum» манифест «Обновление» (Die Erneuerung). 24 декабря того же года получил в Цюрихе австрийский паспорт и через несколько дней был выслан из Швейцарии за поддержку Октябрьской революции. Через Мюнхен Рубинер вернулся в Берлин, где поселился в бывшей квартире Бузони. В 1919 году начал работать редактором в потсдамском издательстве «Verlag Gustav Kiepenheue»r. Он выпустил второе издание сборника «Человек в центре», затем две антологии «Товарищи человечества. Стихи к мировой революции» (Kameraden der Menschheit. Dichtungen zur Weltrevolution) и «Сообщество. Свидетельства духовного всемирного перелома» (Die Gemeinschaft. Dokumente der geistigen Weltwende), а также драму «Без насилия» (Die Gewaltlosen), написанную им в Швейцарии в 1917—1918 годах. В том же году Рубинер также опубликовал эссе «Место актера в культуре» (Die kulturelle Stellung des Schauspielers) в журнале «Freie Deutsche Bühne». Весной Рубинером вместе с Артуром Холичером, Рудольфом Леонгардом, Францем Юнгом и Альфонсом Гольдшмидтом был основан в Берлине Союз пролетарской культуры. Он строился по советскому образцу, однако к Коммунистической партии не примкнул. Союз поддерживал борьбу революционных масс за освобождение от буржуазной экономической и образовательной монополии. В том же году Рубинер участвовал в создании берлинского «Пролетарского театра» — передвижного театра для рабочих, чьи выступления проходили, в частности, на фабриках. Его деятельность завершилась 14 декабря 1919 года премьерой драмы Герберта Кранца «Свобода» (Freiheit). В 1920 году из-за разногласий участников Союз пролетарской культуры распался, так и не осуществив задуманную постановку «Без насилия». В последний период своей жизни Рубинер работал вместе с женой над переводами Вольтера. Годом ранее он опубликовал в «Die Weißen Blätter» эссе «Вольтер-поэт» (Der Dichter Voltaire), которое использовал как предисловие к сборнику. Рубинер умер после шестинедельной болезни легких в берлинской частной клинике в ночь с 27 на 28 февраля 1920 года. Несколькими днями ранее общество «Молодая Германия» присудило ему почетное звание в знак признания его литературной деятельности. 3 марта он был похоронен в Вайсензе. С прощальными речами выступили Франц Пфемферт и Феликс Холлендер. В том же году вышла переведенная Рубинером автобиография Эжена Франсуа Видока, к которой Рубинер также написал предисловие. На русском языке были опубликованы в переводе Марии Карп четыре стихотворения Рубинера: «Рождение», «Город», «Танцовщик Нижинский» и «Пришествие». Литература: Lexikon deutsch-jüdischer Autoren. — Bd. 18. — Berlin: de Gruyter, 2010. — S. 413—420; Weidermann, Volker. Das Buch der verbrannten Bücher. — Köln: Verlag Kiepenheuer & Witsch, 2008. — S. 91-93. — ISBN 978-3-462-03962-7.

1882
Александр Степанович Арбо (Остроухов)
актёр, режиссёр. Родился в городе Тростянец, Сумской области. Был актёром народного театра в Екатеринославе, актёром в частных театрах и труппах М.Садовского, Д.Гайдамаки, А.Суслова, А.Суходольского, В.Комиссаржевской, Н.Синельникова. С 1910 года начинает работать в кино, используя комбинированные съемки как способ художественной выразительности. В 1917 году монтирует хронику и фрагменты игровых картин, создаёт "киноязыковые" фильмы: "Разговор локомотива с вагонами", "Разговор с планетой Марс" и др. С 1910 года — режиссёр и актёр кино. В 1940 актер Харьковского ТЮЗа. Ушел из жизни 10 декабря 1962 года. Роли в кино: 1927 Кира-Киралина :: начальник охранки; 1926 Борьба гигантов :: Кергельс; 1926 Алим :: исправник; 1918 Надоедливый вояжер :: Цапкин; 1918 Красивая женщина :: Плюмажев; 1913-1914 Под звон цепей; 1911 Дачный мужчина, или трагик поневоле :: Толкачев; 1911 Вот так поцелуй :: Бабочкин; 1910 Денщик подвёл или Хохол напутал :: денщик Иван. Режиссер: 1918 Надоедливый вояжер; 1918 Красивая женщина; 1913-1914 Под звон цепей; 1911 Дачный мужчина, или трагик поневоле; 1911 Вот так поцелуй; 1910 Денщик подвёл или Хохол напутал. Сценарист: 1911 Дачный мужчина, или трагик поневоле; 1911 Вот так поцелуй; 1910 Денщик подвёл или Хохол напутал.

CharlesVoisin (500x700, 230Kb)
1882
Шарль Вуазен (французское имя — Charles Voisin)
французский авиатор, младший брат авиатора и авиаконструктора Габриеля Вуазена. Шарль Вуазен — шестой по счёту человек и первый француз, летавший на аппарате тяжелее воздуха. Шарль родился в городе Лион, Франция, через два года после старшего брата. Вскоре после его рождения отец бросил семью, и мать с детьми переехала к своему отцу, державшему фабрику в Нойвиле. Именно дед стал главным воспитателем братьев. После его смерти Габриель и Шарль получили хорошее инженерное образование в Париже, а в 1900 году Габриель, познакомившийся с Клементом Адером, всерьёз занялся постройкой планёров. За этим последовал долгий (1903—1906) период неудачных опытов в сотрудничестве с Луи Блерио. В 1906 году Шарль и Габриель Вуазены основали собственную фирму «Братья Вуазен» (Voisin frères, позже Aéroplanes Voisin). 28 февраля 1907 года братья приступили к опытным пробежкам на новой машине — биплане с толкающим винтом и коробчатым хвостом, предназначавшемся для Леона Делагранжа. 16 марта 1907 года Шарль первым из братьев совершил опытный короткий полёт. 30 марта 1907 года на той же машине Шарль совершил два полёта на 20 и 60 минут, а после четвёртого полёта, 8 апреля, передал её заказчику. В 1909 году Вуазен познакомился с «баронессой» де Ларош, которая, поднявшись в воздух на самолёте Вуазена, стала первой в мире женщиной-авиатрисой. 26 сентября 1912 года Шарль Вуазен погиб в автокатастрофе близ Бельвиля в департаменте Роны; находившаяся в машине Раймонда де Ларош разбилась, но выжила и смогла вновь летать.

Juan Gualberto Guevara (512x700, 162Kb)
1882
Хуан Гуальберто Гевара (испанское имя — Juan Gualberto Guevara)
первый перуанский кардинал. Родился в посёлке Вилья-де-Витор, Перу. Епископ Трухильо с 15 декабря 1940 по 23 мая 1943. Архиепископ Трухильо с 23 мая 1943 по 16 декабря 1945. Военный викарий Перу с 13 января 1945 по 27 ноября 1954. Архиепископ Лимы и примас Перу с 16 декабря 1945 по 27 ноября 1954. Кардинал-священник с 18 февраля 1946, с титулом церкви Сан-Эузебио с 28 февраля 1946. Умер в городе Лима, Перу, 27 ноября 1954 года. Награды: Большой крест ордена Южного Креста; Большой крест ордена Изабеллы Католической; Большой крест ордена Солнца Перу; Большой крест Национального ордена Кондора Анд.

Traian_Lalescu (521x700, 246Kb)
1882
Траян Лалеску (румынское имя — Traian Lalescu)
румынский математик, педагог, профессор, доктор наук. Член Румынской академии. Вместе с Георге Цицейка и Д.Помпеем является основоположником румынской математической школы. Родиляя в городе Бухарест, Румыния. Обучался в Ясском университете, завершил учёбу в 1903 году в Бухарестском университете. Продолжил учёбу в Парижском университете (1905—1908), где в 1908 получил научную степень доктора философии по математике. Ученик Эмиля Пикара. В 1911 году опубликовал «Sur les équations de Volterra» («Введение в теорию интегральных уравнений»), первую в истории книгу на тему интегральных уравнений. Вернувшись на родину, был профессором в университете Бухареста, в Политехническом университете Тимишоара (в 1920 году был первым ректором университета) и Политехнического университета Бухареста.
Умер в родном городе 15 июня 1929 года.
Traian_Lalescu_bust (583x700, 372Kb)
Бюст Траяна Лалеску в Тимишоаре
Научная деятельность
Основное направление исследований — теория интегральных уравнений. Создал первый в математической литературе трактат по теории интегральных уравнений (1911). Работы Траяна Лалеску относятся также к теории функциональных уравнений, тригонометрическим рядам, математической физике, геометрии, алгебре, механике и истории математики. Опубликовал несколько дидактических работ и учебников.

Péter_Tóth_1908_Olympics (366x700, 121Kb)
1882
Петер Тот (венгерское имя — Tóth Péter)
австро-венгерский и венгерский спортсмен, олимпийский чемпион по фехтованию 1908 и 1912 годов. Родился в городе Будапешт, Австро-Венгрия. В 1906 году выиграл бронзовую медаль в индивидуальном первенстве в фехтовании на саблях на внеочередных Олимпийских играх 1906 года, в 1908 и 1912 годах завоевал командные золотые медали олимпийских игр, выступая под флагом венгерской сборной. Участвовал в Олимпийских играх 1928 года, но медалей не завоевал. В 1913 году был одним из основателей Международной федерации фехтования. В 1907—1934 годах 11 раз становился чемпионом Венгрии по фехтованию на рапирах и 5 раз — по фехтованию на саблях. Занимался теорией и историей фехтования, работал над книгой, но не успел её закончить из-за гибели в автокатастрофе в родном городе 28 февраля 1967. Литература: Фехтование: Энциклопедия / Авторы-составители М.С.Ракита, В.Л.Штейнбах. — Москва: Человек, 2011. — ISBN 978-5-904885-46-5. — Страница 512.

Linda Arvidson (536x700, 39Kb)
1884
Линда Арвидсон (Linda Arvidson)
американская актриса немого кино. Родилась в городе Сан-Франциско, штат Калифорния, США. Линда Арвидсон была первой женой режиссёра Дэвида Гриффита (14 мая 1906 — 2 марта 1936). Она играла главные роли во многих его ранних фильмах. В титрах к некоторым из них она упоминается как Линда Гриффит. Отношения между супругами фактически прекратились в 1912 году, но развод был оформлен только в 1936 году, когда Гриффит хотел вступить в повторный брак.Умерла в городе Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США, 26 июля 1949 года. Фильмография: 1908 — Краснокожий и дитя — женщина; 1908 — Приключения Долли — мать Долли; 1908 — Отказавшийся у алтаря; 1908 — Много лет спустя; 1908 — Укрощение строптивой — Бьянка; 1909 — Спекуляция пшеницей — жена фермера; 1910 — Неизменчивое море — жена; 1911 — Оправданное доверие.

1884Voevodin_Petr_Ivanovich (449x700, 98Kb)
1884
Петр Иванович Воеводин
советский партийный и государственный деятель, участник революционного движения. Родился в городе Сумы, ныне Сумской области Украины, в семье рабочего. После 2 лет обучения в земской школе работал по найму у харьковских помещиков. С 13 лет – на Русско-Бельгийском заводе в Екатеринославе (ныне – Днепропетровск, Украина), в 1898 вступил в социал-демократический рабочий кружок. В 1899 году вступил в РСДРП/РКП(б)/ВКП(б)/КПСС. Вёл партийную работу в Екатеринославе, Саратове, Самаре, Чите, Томске, Омске, Златоусте и других городах. Неоднократно арестовывался: в мае 1901 – в Екатеринославе, в мае 1902 – в Саратове. После освобождения в 1904 работал в социал-демократической организации, входил в партийный комитет Самары. В начале 1905 года Восточным бюро ЦК направлен в Читу, где стал членом местного социал-демократического комитета. Участвовал в организации всеобщей железнодорожной забастовки в Омске. В августе 1905 был арестован и вскоре выслан в Уфу. С октября 1905 — член Самарского комитета РСДРП, агитатор и пропагандист, руководитель боевой дружины. Командирован из Самары для работы на Урал (в Екатеринбург), принял участие в проведении железнодорожной забастовки и организации златоустовской группы РСДРП, в декабре 1905 арестован (под именем Михаила Васильевича Романенко) по делу о златоустовских «беспорядках», впоследствии осужден. После освобождения в 1910 году уехал в Москву. Участвовал в восстановлении партийной, организации в Самаре. В начале 1912 ввиду слежки бежал из Самары, вскоре был задержан в Москве по самарскому делу, нелегально выехал за границу. В 1912-1913 годах находился в эмиграции в США, работал литейщиком, участвовал в деятельности русской группы американской социальной партии, сотрудничал с газетой русской социал-демократии «Новый мир». В 1913 нелегально вернулся в Россию. Работал в Баку (ныне – Азербайджан), был арестован и сослан в Нарымский край. В 1917 году Западно-Сибирским съездом советов избран председателем Краевого продовольственно-экономического совета Западной Сибири и Урала. В начале 1918 года возглавил областной Совет народного хозяйства Западной Сибири в Омске. В 1919-1920 годах – на военно-политической работе. В 1919 году — уполномоченный ЦК РКП(б) и политический комиссар агитпоезда «Октябрьская Революция» на Западном и Южном фронтах. В 1920 году – главный комиссар Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. С 1921 года – заведующий фотокинематографическим отделом Наркомата просвещения. С 1922 по 1939 год – на литературно-издательской и библиотечной работе, редактор научно-популярного журнала «Электрификация» и научного журнала «Электричество». В 1931 году – заведующий издательством «Амторга», редактор журнала «Американская техника и промышленность» (город Нью-Йорк, США). С 1940 года – персональный пенсионер. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 января 1964 года Воеводину Петру Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Делегат XXII съезда КПСС (1961). Член ВЦИК V и VI созывов (1918-1919 годы). Жил в Москве. Умер 25 ноября 1964 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Награжден 2 орденами Ленина (28 июля 1954, 2 января 1964), медалями. Именем Петра Воеводина названа улица в Кировском районе Самары. Библиография: Волховстрой // Искусство и промышленность: журнал. — 1924. — Январь (№ 1). — Страницы 85—91; Спутник электрификатора. Справочная книжка для организаторов-электрификаторов, электромонтеров, электрокооператоров и культпросветительных работников. — Москва: Государственное техническое издательство, 1926. — 219 страниц; Пять лет нашей электрификации и индустриализация сельского хозяйства. — Москва: ЦУП и Главэлектро ВСНХ, 1926. — 68 страниц.

Зачатейский0 (454x700, 156Kb)
1884
Илья Александрович Зачатейский
святой Русской православной церкви, причислен к лику святых как священномученик для общецерковного почитания постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2001 года. Родился в селе Чаплыгино, Бронницкий уезд, Московская губерния, Российская империя, в семье священника Александра Николаевича Зачатейского, служившего в Богородице-Рождественском храме села Чаплыгино, а затем — в храме села Черкизово. Все три его сына были священниками: Николай (родился в 1876) был настоятелем Никольской церкви в Старках (рядом с Черкизово), потом Покровской в Никулино; Григорий (родился в 1878) — был священником той же Никольской церкви. Из шести дочерей: Прасковья стала женой священника Павла Некрасова; Евгения, воспитанница Московского епархиального женского училища, преподавала в Черкизово в школе. В 1899 году окончил Коломенское духовное училище. В 1905 году окончил Московскую духовную семинарию. С 1912 года до ареста 25 ноября 1937 года служил священником в Покровском храме села Купелицы Верейского района Московской области.
Зачатейский (700x385, 99Kb)
Арест и мученическая кончина
Первый раз он был арестован 7 января 1930 года по обвинению в том, что не донёс властям о контрреволюционных высказываниях диакона; был приговорён к 6 месяцам тюрьмы. Второй арест последовал 25 ноября 1937 года. Он был заключён в Можайскую тюрьму. Его обвиняли в активном участии в Верейском восстании против большевиков в 1918 году. Он отвечал, что активного участия не принимал, но дал восставшим ключи от церкви, и они звонили в колокола, призывая население к восстанию. Также его обвиняли в том, что при снятии колоколов в 1935 году он призывал верующих к сопротивлению, говоря: «Советская власть грабит и разоряет храмы Божии, снимут колокола, а потом и храмы позакрывают, и будете вы как нехристи ходить, погрязая в грехах». 29 ноября 1937 года «Тройка» УНКВД по Московской области приговорила отца Илию к расстрелу по статье 58-10 УК РСФСР за «контрреволюционную деятельность и антисоветскую агитацию». 9 декабря 1937 года был расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.
Канонизация
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви 26 декабря 2001 года для общецерковного почитания. День памяти: 26 ноября/9 декабря, в Соборе новомученик и исповедников Российских и в Соборе Бутовских новомучеников. Литература: Игум. Дамаскин (Орловский). Илия // Православная энциклопедия. — Москва, 2009. — Том. XXII : «Икона — Иннокентий». — Страница 271. — 752 страницы — 39 000 экземпляров — ISBN 978-5-89572-040-0; Священномученик Илия (Зачатейский). / Жития новомучеников и исповедников Российских XX века Московской епархии. Дополнительный том I. — Тверь: Булат, 2005. — Страницы 275—279.

00Amedeo-Modigliani (530x700, 200Kb)
1884
Амедео Модильяни (итальянское имя — Amedeo Modigliani; полное имя — Амедео Клементе Модильяни, Amedeo Clemente Modigliani)
выдающийся итальянский живописец и скульптор, один из самых известных художников начала XX века, представитель экспрессионизма. Амедео (Иедидия) Модильяни родился в семье евреев-сефардов Фламинио Модильяни и Евгении Гарсен, в Ливорно, Тоскана, Королевство Италия. Он был самым младшим (четвёртым) из детей. Его старший брат, Джузеппе Эмануэле Модильяни (1872—1947, семейное имя Мено), — впоследствии известный итальянский политик-антифашист. Прадед его матери, Соломон Гарсен, и его жена Реджина Спиноза поселились в Ливорно ещё в XVIII веке (однако их сын Джузеппе в 1835 году переехал в Марсель); семья отца перебралась в Ливорно из Рима в середине XIX века (сам отец родился в Риме в 1840 году).
Modigliani_Birthplace_Livorno (535x700, 386Kb)
Дом в Ливорно, в котором родился Модильяни
Фламинио Модильяни (сын Эмануэле Модильяни и Олимпии Делла Рокка) был горным инженером, руководил угольными шахтами в Сардинии и управлял почти тридцатью акрами лесных угодий, которыми владела его семья. Ко времени появления на свет Амедео (семейное имя Дедо) дела семьи (торговля дровами и углём) пришли в упадок; матери, в 1855 году родившейся и выросшей в Марселе, приходилось зарабатывать на жизнь преподаванием французского языка и переводами, в том числе произведений Габриеле д’Аннунцио. В 1886 году в доме Модильяни поселился его дед — обедневший и перебравшийся к дочери из Марселя Исаако Гарсен, который до своей смерти в 1894 году серьёзно занимался воспитанием внуков. В доме также жила его тётя Габриэла Гарсен (впоследствии покончившая жизнь самоубийством) и таким образом Амедео с детства был погружён во французскую речь, что позже облегчило ему интеграцию в Париже. Считается, что именно романтическая натура матери оказала огромное влияние на мировоззрение юного Модильяни. Её дневник, который она начала вести вскоре после рождения Амедео, является одним из немногих документальных источников о жизни художника. В возрасте 11 лет Модильяни заболел плевритом, в 1898 году — тифом, который был в то время неизлечимым заболеванием. Это стало поворотной точкой в его жизни. По рассказам его матери, лёжа в лихорадочном бреду, Модильяни бредил шедеврами итальянских мастеров, а также распознал своё предназначение в качестве художника. После выздоровления родители позволили Амедео бросить школу, чтобы тот мог начать брать уроки рисования и живописи в ливорнской Академии искусств.
Учёба в Италии
В 1898 году Модильяни начал посещать в Ливорно частную художественную студию Гульельмо Микели. В свои 14 лет он был младшим из учеников в своём классе. Помимо уроков в студии с сильной ориентацией на импрессионизм, в ателье Джино Ромити Модильяни учился изображать обнажённую натуру. К 1900 году здоровье юного Модильяни ухудшилось, вдобавок он заболел туберкулёзом и вынужден был вместе со своей матерью провести зиму 1900—1901 годов в Неаполе, Риме и на Капри. Из своего путешествия Модильяни написал пять писем своему другу Оскару Гилья, из которых можно узнать об отношении Модильяни к Риму. Весной 1901 года Модильяни последовал за Оскаром Гилья во Флоренцию — они дружили несмотря на девятилетнюю разницу в возрасте. После проведённой в Риме зимы весной 1902 года Модильяни поступил в Свободную школу живописи обнаженной натуры (Scuola libera di Nudo) во Флоренции, где обучался мастерству у Джованни Фаттори. Именно в тот период он начал посещать флорентийские музеи и церкви, изучать восхищавшее его искусство Возрождения. Через год, в 1903, Модильяни вновь последовал за другом Оскаром, в этот раз в Венецию, где остался до переезда в Париж. В марте он поступил в венецианский Институт изящных искусств (Istituto di Belle Arti di Venezia), продолжая при этом изучение работ старых мастеров. На Венецианских биеннале 1903 и 1905 годов Модильяни познакомился с работами французских импрессионистов — скульптурами Родена и примерами символизма. Считается, что именно в Венеции он пристрастился к гашишу и начал принимать участие в спиритических сеансах.
00Amedeo-Modigliani01 (452x700, 237Kb)
Париж
В начале 1906 года, с небольшой суммой денег, которую смогла собрать для него мать, Модильяни переехал в Париж, о котором мечтал уже несколько лет, так как надеялся найти понимание и стимул к творчеству в среде парижских художников. В начале XX века Париж являлся центром мирового искусства, молодые неизвестные художники быстро становились знаменитыми, открывались всё более авангардные направления живописи. Первые месяцы Модильяни проводил в парижских музеях и церквях, знакомился с живописью и скульптурой в залах Лувра, а также с представителями современного искусства. Поначалу Модильяни жил в комфортабельном отеле на правом берегу, так как считал его соответствующим своему социальному положению, однако вскоре снял небольшую студию на Монмартре и начал посещать занятия в Академии Коларосси. В то же время Модильяни познакомился с Морисом Утрилло, с которым они остались друзьями на всю жизнь. Тогда же Модильяни ближе сошёлся с поэтом Максом Жакобом, которого затем неоднократно рисовал, и Пабло Пикассо, проживавшим поблизости от него в Бато-Лавуар. Несмотря на своё неважное здоровье, Модильяни принимал активное участие в шумной жизни Монмартра. Одним из первых его парижских друзей стал немецкий художник Людвиг Майднер, который его назвал «последним представителем богемы»:
«Наш Модильяни, или Моди, как его называют, был типичным и вместе с тем очень талантливым представителем богемного Монмартра; скорее даже он был последним истинным представителем богемы».
Modigliani_Еврейка», 1908  (582x700, 399Kb)
«Еврейка», 1908 год
Во время проживания в Париже Модильяни испытывал большие финансовые трудности: хотя его мать регулярно посылала ему деньги, их не хватало для выживания в Париже. Художнику приходилось часто менять квартиры. Иногда он даже оставлял свои произведения в квартирах, когда был вынужден уходить из очередного пристанища, так как не мог оплатить квартиру. Весной 1907 года Модильяни поселился в особняке, который сдавал молодым художникам доктор Поль Александр. Молодой врач стал первым покровителем Модильяни, их дружба продлилась семь лет. Александр покупал рисунки и картины Модильяни (в его коллекции оказались 25 живописных и 450 графических работ), а также организовывал для него заказы на портреты. В 1907 году несколько работ Модильяни были выставлены в Осеннем салоне, в последующем году по настоянию Поля Александра он выставил пять своих работ в Салоне Независимых, среди них портрет «Еврейка». Работы Модильяни остались без внимания публики, поскольку не относились к модному тогда направлению кубизм, который возник в 1907 году и чьими основоположниками являются Пабло Пикассо и Жорж Брак. Весной 1909 года через Александра Модильяни получает первый заказ и пишет портрет «Амазонка».
Modigliani_1912 год (301x700, 111Kb)
1912 год
Скульптура
В апреле 1909 года Модильяни переехал в ателье на Монпарнасе. Через своего покровителя он познакомился с румынским скульптором Константином Брынкуши, который впоследствии оказал на Амедео огромное влияние. Некоторое время Модильяни отдавал предпочтение занятиям скульптурой перед рисованием. Говорили даже, что для своих скульптур Модильяни крал каменные блоки и деревянные шпалы со строительных площадок возводимого в то время метро. Сам художник никогда не озадачивался отрицанием слухов и измышлений на свой счёт. Существуют несколько версий, почему Модильяни сменил сферу деятельности. По одной из них, художник давно мечтал заняться скульптурой, но не имел технических возможностей, которые стали ему доступны лишь после переезда в новое ателье. По другой, Модильяни захотел испробовать свои силы в скульптуре из-за неудачи его картин на выставках.
12 июля 1884 года родился - Модильяни, Амедео (700x350, 186Kb)
Весной 1910 года Модильяни познакомился с молодой русской поэтессой Анной Ахматовой (Анна была на пять лет моложе Амедео). Их страстное романтическое увлечение друг другом продлилось до августа 1911 года, когда они расстались, чтобы никогда больше не увидеться. В 1911 Модильяни выставил каменные скульптуры голов («столпы нежности») в ателье португальского художника Амадео де Соуза-Кордосу. Тогда у него возникла идея создания «храма Красоты», для которого он разработал мотив кариатид. В 1912 году Модильяни выставил в Осеннем салоне семь скульптурных голов, некоторые из них были даже куплены. Там же он познакомился со скульпторами Джейкобом Эпстайном и Жаком Липшицем. Весну 1913 года Модильяни провёл в Ливорно, где поселился неподалёку от карьера. Из его писем Полю Александру следует, что в Ливорно он работал с мрамором и отправлял готовые скульптуры в Париж, однако ни одна мраморная скульптура не сохранилась. В том же году Модильяни возвратился к живописи. Одной из причин могло стать плохое здоровье — диагностированный в детские годы туберкулёз.
Modigliani_Модильяни, Пикассо (700x553, 278Kb)
Модильяни, Пикассо и Андре Сальмон у входа в «Ротонду». 1916 год
Возвращение к живописи и Первая мировая война
В 1914 году разразилась Первая мировая война. Модильяни, вопреки его желанию, не взяли на военную службу ввиду плохого здоровья, поэтому он провёл военные годы вместе с небольшой группой художников, оставшихся в Париже. Пикассо, Хуан Грис, Хаим Сутин и Моисей Кислинг были в те годы завсегдатаями кафе «Ротонда» на Монпарнасе. Призванный в армию Поль Александр расторгнул контракт с художником, и новым покровителем Модильяни становится владелец художественной галереи и коллекционер Поль Гийом, который выставлял работы художника в своей галерее. В июне 1914 года Модильяни познакомился с талантливой и эксцентричной англичанкой Беатрис Гастингс, которая уже успела попробовать себя на поприще цирковой артистки, журналиста, поэтессы, путешественника и искусствоведа. Беатрис стала спутницей Амедео, его музой и излюбленной моделью — он посвятил ей 14 портретов. Связь с Беатрис продлилась более двух лет. Поэтесса работала в Париже обозревателем английской газеты «The New Age» и описывала общественную жизнь города. Помимо прочего она написала в газете об употреблении Модильяни и его друзьями Морисом Утрилло и Хаимом Сутиным алкоголя и гашиша. Тема употребления наркотиков художниками была подхвачена прессой.
ModiglianКогда кончится война (700x561, 336Kb)
«Когда кончится война?» Рисунок Маревны, 1916, Париж. Слева направо — Ривера, Модильяни, Эренбург
В 1915 году Модильяни переехал вместе с Беатрис на улицу Норвейн на Монмартре, где он написал портреты своих друзей Пикассо, Сутина, Жака Липшица и прочих знаменитостей того времени. Именно портреты сделали Модильяни одной из центральных фигур парижской богемы.
Через Моисея Кислинга Амедео Модильяни познакомился с польским поэтом Леопольдом Зборовским, который вместе с женой Анной (Ханкой) взял художника под покровительство. «Збо» поселил подопечного в своей квартире, давал ему деньги на карманные расходы и оплачивал расходные материалы. По заказу Зборовского в период 1916—1917 годов были написаны около 30 полотен в жанре ню. 3 декабря 1917 года была открыта выставка работ Модильяни в галерее Берты Вейль. Галерея располагалась напротив полицейского участка, и стражи закона, возмущенные видом выставленных ню Модильяни, заставили последнего закрыть экспозицию всего через несколько часов после открытия.
Modigliani_Последняя работа   (435x700, 317Kb)
Последняя работа Модильяни: Портрет Мариоса Варвоглиса.
Южная Франция — Париж
В апреле 1917 года 32-летний Модильяни встретил 19-летнюю Жанну Эбютерн, студентку Академии Коларосси. Жанна стала основной моделью художника — Модильяни изобразил её на полотнах не менее 25 раз. Через некоторое время молодые люди начали жить совместно, а в 1918 году вместе с супругами Зборовскими и Хаимом Сутиным покинули Париж из-за угрозы вторжения немецких войск, отправившись на юг Франции. В этот период Модильяни вернулся к жанру портрета, готовые полотна он отправлял на продажу в Париж.
ПортретфотографияЖанны Эбютерн  (700x557, 276Kb)
Портрет (1919) и фотография Жанны Эбютерн
О жизни Модильяни в этот период известно немногое: вначале компания жила в Кань-сюр-Мер, затем переехала в Ниццу. 29 ноября 1918 года на свет появилась дочь Модильяни и Эбютерн, которую — в честь матери — назвали Жанной. Благодаря Зборовскому, работы Модильяни были выставлены в Лондоне и получили восхищённые отклики.

«Монпарнас, 19» (французское название — Montparnasse 19 или «Любовники Монпарнаса», Les Amants de Montparnasse) — художественный чёрно-белый фильм, биографическая драма, рассказывающая историю последних месяцев жизни одного из самых известных художников начала XX века Амедео Модильяни. Фильм снимался в августе — октябре 1957 года, премьера состоялась 4 апреля 1958 года.
В мае 1919 года художник вернулся в Париж, где принял участие в Осеннем салоне. Узнав о повторной беременности Жанны, пара решила обручиться, однако свадьба так и не состоялась из-за заболевания Модильяни туберкулёзом в конце 1919 года. Модильяни скончался 24 января 1920 года от туберкулёзного менингита в одной из парижских клиник. Днём позже, 25 января, покончила жизнь самоубийством Жанна Эбютерн, находившаяся на 9-м месяце беременности. Амедео был похоронен в скромной могиле без памятника на еврейском участке кладбища Пер-Лашез; в 1930 году, через 10 лет после гибели Жанны, её останки были захоронены в соседней могиле. Их ребёнка удочерила сестра Модильяни.
Творчество
Modigliani_-_Le_Grand_Nu (700x435, 328Kb)
Модильяни. Лё гран ню. 1919. Музей современного искусства, Нью-Йорк
Направление, в котором работал Модильяни, традиционно относят к экспрессионизму. Однако, в этом вопросе не всё так однозначно. Не зря Амедео называют художником парижской школы — за время проживания в Париже он испытал влияние различных мэтров изобразительного искусства: Тулуз-Лотрека, Сезанна, Пикассо, Ренуара. В его творчестве присутствуют отголоски примитивизма и абстракции. Скульптурные студии Модильяни явно показывают влияние модной в то время африканской пластики на его творчество. Собственно экспрессионизм в творчестве Модильяни проявляется в выразительной чувственности его картин, в большой их эмоциональности.
Ню
Амедео Модильяни по праву считается певцом красоты обнажённого женского тела. Он одним из первых начал изображать ню более реалистично в эмоциональном плане. Именно это обстоятельство в своё время привело к молниеносному закрытию его первой персональной выставки в Париже. Обнажённая натура в творчестве Модильяни — это не абстрактные, рафинированные образы, а реальные портретные изображения. Техника и тёплая световая гамма в картинах Модильяни «оживляет» его полотна. Картины Амедео, выполненные в жанре ню, считаются жемчужиной его творческого наследия.
Modigliani01  (563x700, 510Kb)
Невеста и жених, около 1915—1916
Modigliani02  (452x700, 362Kb)
Сидящая обнажённая, 1916
Modigliani03  (349x700, 267Kb)
Алиса, 1918
Modigliani04  (498x700, 318Kb)
Портрет Марии Васильевой, 1918
Наследие Модильяни составляют картины и эскизы. С 1909 по 1914 годы занимался в основном скульптурой. Как на полотнах, так и в скульптуре, основным мотивом Модильяни являлся человек. Сохранилось несколько пейзажей; натюрморты и картины жанрового характера не интересовали художника. Часто Модильяни обращался к произведениям мастеров Ренессанса, а также к популярному в то время африканскому искусству. Творчество Модильяни нельзя отнести ни к одному из художественных направлений того времени. Исследователи рассматривают творчество Модильяни отдельно от основных течений того времени. При жизни работы Модильяни не имели успеха и стали популярными лишь после смерти художника: на двух аукционах «Сотбис» в 2010 году две картины Модильяни были проданы за 60,6 и 68,9 млн долларов США, а в 2015 году «Лежащая обнажённая» была продана на аукционе «Кристис» за 170,4 млн долларов США. В мае 2018 года картина художника «Лежащая обнажённая (на левом боку)» была продана на аукционе «Сотбис» в Нью-Йорке за рекордную (для «Сотбис») цену 157,2 миллиона долларов. Прежний владелец картины приобрёл её на аукционе «Кристис» в 2003 году за 26,9 миллиона долларов.
Фильмография
В 1957 году француз Жак Беккер снял фильм «Монпарнас, 19» («Любовники Монпарнаса») с Жераром Филипом в главной роли. В 2004 году британец Мик Дэвис снял фильм «Модильяни», главную роль сыграл Энди Гарсиа. В 2023 году Джонни Депп начал работу над фильмом «Моди». Литература: Виленкин В.В., Амедео Модильяни, Москва, 1970; (Valsecchi М.), Amedeo Modigliani, Mil., 1955; Pierre Sichel, “Modigliani: A biography of Amedeo Modigliani”, E.P. Dutton & Co., Inc. New York, 1967; Ambrogio Ceroni, Leone Piccioni, I dipinti di Modigliani, Milan 1970; Паризо К. Модильяни. — Москва: Текст, 2008; Виленкин В.Я. Амедео Модильяни. — Москва, 1989; Эпштейн, Алек Д. Забытые герои Монпарнаса. Художественный мир русско/еврейского Парижа, его спасители и хранители. — Москва: Новое литературное обозрение, 2017; Коррадо, Ауджиас. Модильяни / Перевод с итальянского Т.Соколовой. — Москва: Молодая гвардия, 2007. — 255 страниц; Мишин В. Встреча с Модильяни // Третьяковская галерея : журнал. — 2007. — № 2 (15).

Butterworth_2 (462x700, 124Kb)
1885
Джордж Баттеруорт (полное имя — Джордж Сейнтон Кэй Баттеруорт, George Sainton Kaye Butterworth)
английский композитор. Родился в Лондоне. Учился в Итоне и Оксфорде. Вместе с Воан-Уильямсом собирал и обрабатывал народные песни. Среди произведений — популярная оркестровая рапсодия «Шропширский парень» (A Shropshire Lad, 1912), основанная на песнях Баттеруорта на слова А.Э.Хаусмана (Housman) из сборника под тем же названием (1911—1912). После начала первой мировой войны вместе с друзьями добровольно вступил в армию. Храбро воевал, имел воинские награды за храбрость. Погиб в боях около Позьер (Франция) от пули снайпера в ночь на 5 августа 1916 года. Похоронен на поле боя, могила утеряна после сильных артиллерийских обстрелов. Когда командующий его бригады, бригадный генерал Пэйдж Крофт, написал семье Баттерворта, чтобы сообщить им о его смерти, выяснилось, что семья не знала, что он был ранее награжден Военным крестом. И аналогично, генерал был удивлен, когда узнал, что Баттерворт был самым многообещающим молодым английским композитором своего поколения. Генерал Пэйдж Крофт писал, что Баттерворт был «Блестящий музыкант в мирное время и одинаково блестящий солдат в сражениях».

Боголепов Дмитрий Петрович (583x700, 469Kb)
1885
Дмитрий Петрович Боголепов
русский и советский экономист и политический деятель. Родился в Москве, в семье потомственного почетного гражданина, учителя и инспектора училищ Тверской губернии Петра Андреевича Боголепова (сына сельского священника). Окончив в 1904 г. с золотой медалью 7-ю Московскую гимназию, поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт. Проучившись там год, перешел на юридический факультет Московского университета, который закончил с дипломом I степени в 1909 г., и был оставлен на кафедре финансового права для приготовления к профессорскому званию. В 1913 г. сдал магистерский экзамен по финансовому праву и политической экономии и был утвержден в должности приват-доцента. Работу на юридическом факультете Московского университета совмещал с чтением курса лекций «Банковское дело» в Московском частном юридическом институте.
В партии большевиков
В 1907 г. вступил в РСДРП. В 1914—1915 гг. работал в социал-демократической фракции IV Государственной думы, затем сотрудничал в социал-демократических периодических изданиях. В 1917 году работал в «Социал-Демократе», «Правде» и др. большевистских газетах. Лично познакомился с В.И.Лениным во время проведения знаменитой Апрельской конференции в 1917 г., где Боголепов участвовал в работе комиссии по выработке тезисов. После Октябрьской революции включился в активную работу в советских финансовых органах. Так, 17 ноября 1917 г. постановлением Совнаркома он был назначен помощником наркома финансов и директором департамента Государственного казначейства. Участвовал в работе Конституционной комиссии, выработавшей в июле 1918 г. первую Советскую Конституцию. В 1918 году входил в группу левых коммунистов. В 1919—1920 гг. был командирован сначала в наркомат финансов Украины, а затем в Туркестанскую республику для организации там банковско-финансовой структуры.
Ректор МГУ
В 1920 г., когда Советское правительство всерьез занялось реформированием системы высшего образования с целью поставить ее под контроль государства, Дмитрий Петрович принял в этом активное участие. План университетской реформы Наркомпроса заключался в замене традиционной системы управления университетами через Советы университетов и избиравшихся ими ректоров на новые коллегиальные органы, ведающие как учено-учебной, так и хозяйственно-административной жизнью Временные президиумы университетов.
Боголепов (571x700, 307Kb)
Дмитрий Петрович Боголепов (1885–1941) — председатель Временного президиума Московского университета (1920–1921).
Председателем Временного президиума (или ректором) в Московском университете был назначен Боголепов. Действия нового главы университета опирались на директивы В.И.Ленина, данные ему при личной беседе в конце 1920 г., сформулированные в воспоминаниях самого Дмитрия Петровича в трех пунктах: 1) наука только для бедных; 2) уничтожение «свободы преподавания», преподавательская работа «по нашим указаниям»; 3) улучшение материального положения работников МГУ. Планы Наркомпроса по большинству позиций вызвали сопротивление основной массы профессоров и преподавателей университета. Для проведения в жизнь новых принципов Временный президиум оказался для его председателя органом чересчур консервативным, и он вскоре сформировал на его базе так называемый Малый президиум, сосредоточивший в своих руках основные полномочия. В своей борьбе с факультетскими собраниями Боголепов использовал им же созданную учебно-ученую комиссию во главе с профессором А.К.Тимирязевым (сыном знаменитого естествоиспытателя). Административно-хозяйственную комиссию возглавил профессор К.П.Яковлев. В краткий период своего ректорства, Дмитрий Петрович и Временный президиум, на который он опирался, успели провести в жизнь следующие начинания: осенью 1920 г. была открыта первая партийная школа в Московском университете, положившая начало организованной системе партийного просвещения; в ноябре того же года было утверждено Положение о премировании ученых и организована Комиссия по улучшению быта и условий жизни ученых, профессоров и преподавателей; в самом начале 1921 г. на основании декрета Совнаркома «О плане организации факультетов общественных наук» получил новое развитие ФОН МГУ, где появилось 7 отделений: общественно-педагогическое, правовое, экономическое, внешних сношений, статистическое, литературно-художественное, этнолого-лингвистическое. Была оказана интернациональная помощь в организации Туркестанского университета. По декрету Совнаркома РСФСР от 10 марта 1921 г. при Наркомпросе учреждался Плавучий морской институт «для всестороннего и планомерного исследования северных морей», в работе которого активно участвовали ученые-зоологи Московского университета. Однако методы излишнего администрирования не только вызывали сопротивление старой профессуры, но и создали Боголепову репутацию разрушителя науки, что вскоре привело к его отставке с поста ректора.
Научная работа после ректорства
В последующее время до 1931 г. он работал профессором МГУ, затем перешел в Институт советского права, где оставался до 1933 г. В дальнейшем совмещал научную работу в Институте национальностей при ЦИК СССР и в Научно-исследовательском финансовом институте при Наркомфине с педагогической работой в Институте народного хозяйства имени Г.В.Плеханова. Был членом экспертной комиссии ВАК. Также был первым ректором МФЭИ Умер в Москве 8 мая 1941 года.
Боголеповгроб (525x700, 378Kb)
Похоронен на Новодевичьем кладбище.

1885
Нильс Кнудсен Петерсен (датское имя — Niels Knudsen Petersen)
датский гимнаст, бронзовый призёр летних Олимпийских игр 1912 года в командном первенстве по произвольной системе. Родился в городе Копенгаген, Дания. Участник неофициальных летних Олимпийских игр 1906, серебряный призёр Игр 1906 года в командном первенстве по гимнастике. Участвовал также в командном первенстве на Олимпиаде 1908 года (4-е место). Участвовал также в абсолютном первенстве на Играх 1912 года, где занял 34-е место. Умер в деревне Селлерод, Рудерсдаль, Ховедстаден, Дания, 29 апреля 1961 года.

punisa-raic (603x700, 273Kb)
1886
Пуниша Рачич (сербское имя — Пуниша Рачић)
черногорский политик, серб по национальности, депутат югославского парламента от Народной радикальной партии. От его рук погибли известные хорватские политики, представители Хорватской крестьянской партии, противники объединения с сербами в единое государство — Павле Радич, Джуро Басаричек, смертельно ранен Степан Радич, ранены Иван Пернар и Иван Гранджа. Родился в населённом пункте Слатина во владениях Османской империи (ныне — в черногорской общине Андриевица). В 1903 году переехал в Белград. По некоторым данным, ещё примерно в 1903—1904 годах вступил в общество «Чёрная рука», безуспешно привлекался черногорской юстицией к уголовной ответственности по обвинению в заговоре против династии, был заочно приговорен в Черногории к смертной казни. В 1911 году призван на срочную службу в армию Королевства Сербия. Участник Балканских войн. По окончании Первой Балканской войны участвовал в «умиротворении» Вардарской Македонии и Косово, вошедших в состав Королевства Сербия. В то время ходили слухи о том, что он неоднократно допускал превышение своих полномочий. Участник Первой мировой войны, во время австро-венгерской оккупации Черногории участник антиавстрийской партизанской борьбы. После Первой мировой войны, вступил в Народно-Радикальную партию (Сербскую).
Пуниша Рачич, 1926 (493x700, 524Kb)
Пуниша Рачич, 1926.
В сентябре 1927 г. избран в югославский парламент от радикалов. 19 июня 1928 хорватский парламентарий, лидер Крестьянской партии Степан Радич выступил с нападками на сторонников правительства за то, что те отсутствовали во время дебатов и возвращались только во время голосования, обозвав их «скотами». Рачич и другой радикал Тома Попович отреагировали на это с гневом, накинувшись на него с кулаками; когда их оттеснили, Рачич кричал, что Радич ещё получит своё. На парламентском заседании на следующий день 20 июня хорват Любомир Маштович произнёс речь с протестом против угроз смертью, которые выкрикивали Тома Попович и Рачич в адрес Радича, и заметил, что председатель парламента Нинко Перич никак не отреагировал на эти угрозы. Следующим выступил Тома Попович, но не отказался от своих прежних слов, а напротив, заявил: «если ваш лидер, Степан Радич, который позорит хорватский народ, продолжит свои оскорбления и дальше, я гарантирую, что его голова упадёт здесь». Когда Тома Попович закончил свою речь, вызвавшую возмущение оппозиции, Нинко Перич объявил 5-минутный перерыв и вышел из зала в министерскую комнату, а вслед за ним вышел Рачич. Когда Нинко Перич вновь открыл заседание, он дал слово Рачичу. Речь Рачича вызвала бурную реакцию оппозиционной коалиции крестьянской партии и демократов, однако Радич хранил молчание на протяжении всего заседания. Наконец Рачич заявил: «Я тоже проливал кровь за мою страну!». Когда он вернулся на свою скамью, Иван Пернар громко ответил: «Скажи нам, сколько ты пролил, мы заплатим тебе золотом!». В этот момент Рачич встал с места, подошёл к трибуне и вынул револьвер. «Всякий, кто встанет между мной и Пернаром, умрёт!», выкрикнул он. Перич объявил заседание закрытым и быстро ушёл. После этого Рачич застрелил Пернара, затем выстрелил в Степана Радича. Первая пуля попала в руку Гранды, который пытался закрыть Радича, но вторая попала Радичу в живот. Оба упали. Затем Рачич прицелился в Светозара Прибичевича, но тот пригнулся, и вместо него Рачич попал в Джуро Басаричека, который бежал вперёд. Павле Радич тоже выбежал вперёд с криками: «Боже, что ты делаешь!» Когда Павле повернулся к Степану Радичу, Рачич крикнул «Именно тебя я и искал» и выстрелил ему в бок, после чего сделал ещё два выстрела и ушёл, предполагая, что Пернар и Радич мертвы. Именно данное политическое убийство, с его последствиями, способствовало введению в Югославии монархической диктатуры в январе 1929 года. Через короткое время Рачич сам сдался полиции и был арестован. Суд неоднократно откладывался, и начался лишь после того, как 8 января 1929 г. король Александр I Карагеоргиевич распустил парламент и объявил свою диктатуру. К тому времени оппозиционные депутаты, включая двух выживших после бойни в парламенте, решили бойкотировать суд. Рачич был признан виновным, но приговорён к двадцатилетнему домашнему аресту в Пожареваце, который он отбывал в весьма комфортных условиях. Он был окончательно освобожден 27 марта 1941 года. Тома Попович и ещё один его предполагаемый сообщник были полностью оправданы. В течение почти всей Второй мировой войны Рачич вёл спокойную частную жизнь. Был арестован югославскими партизанами 1 октября 1944 г., осуждён, по некоторым данным, военным судом и приговорён к смертной казни. Формально его дело было нарушением юридических норм, поскольку его во второй раз судили за совершение одного и того же деяния. (Уверенности в соблюдении каких-либо процессуальных норм в деле Рачича быть не может, документы суда отсутствуют, как и точное указание места и времени казни.) Приговор привели в исполнение в ночь на 15 октября 1944 года. Литература: Zvonimir Kulundžić: Atentat na Stjepana Radića (The Assassination of Stjepan Radić).

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку