
1893
Петр Григорьевич Сергиев
советский паразитолог и эпидемиолог, организатор здравоохранения, академик Академии Медицинских Наук СССР. Родился в селе Сретенское ныне Котельничского района Кировской области. Русский. Член РКП(б)/ВКП(б)/КПСС с 1919 года. В 1917 году окончил медицинский факультет Казанского университета и был направлен в армию полковым врачом. После демобилизации некоторое время работал инфекционистом. В 1919 году добровольно вступил в Красную Армию. В 1920 году возглавил санитарное управление Западно-Сибирского округа и в исключительно сложных условиях проводил борьбу с сыпным тифом. В 1921 году был послан врачом в Советское представительство в Афганистане. По совету Е.И.Марциновского он изучал паразитарные болезни и вредных членистоногих. В 1922-1927 годах он находился на партийной работе. С 1927 года работал в Тропическом институте (ныне – Институт медицинской паразитологии и тропической медицины имени Е.И.Марциновского) сначала врачом, с 1929 года – заместителем директора, а с 1934 года – директором (до 1970). Одновременно занимал должности наркома здравоохранения РСФСР (1937), начальника противоэпидемического управления Народного комиссариата здравоохранения РСФСР (1938); в годы Великой Отечественной войны был начальником отдела по борьбе с малярией Наркомата здравоохранения СССР. П.Г.Сергиев опубликовал свыше 200 научных работ, посвящённых главным образом проблемам малярии, изучением которой он занимался более 45 лет. При его содействии был построен завод «Акрихин», который уже в 1936 году стал выпускать препарат акрихин, а также синтезирован противомалярийный препарат хиноцид. Мировое признание получили работы П.Г.Сергиева (совместно с Н.А.Тибурской) по изучению малярийных паразитов различных штаммов. Советское правительство уделяло огромное внимание борьбе с малярией. 29 мая 1944 года Совет народных комиссаров СССР принял постановление № 629 «О мероприятиях по ликвидации малярии», выполнение которого привело к резкому снижению заболеваемостью малярией. П.Г.Сергиев является одним из авторов модели опылителя «Серна». Он содействовал внедрению авиахимического метода при обработке анофелогенных водоёмов. В 1952 году за разработку системы мероприятий и внедрение их в практику в масштабе страны П.Г.Сергиеву и группе учёных-маляриологов была присуждена Сталинская премия. К 1960 году в СССР малярия практически была ликвидирована. В 1944 году он был избран действительным членом Академии Медицинских Наук СССР. В 1957-1960 годах вице-президент Академии Медицинских Наук СССР. Исследования по эпидемиологии малярии, изучению штаммов возбудителей, по испытанию и оценке эффективности новых противомалярийных препаратов, классификации очагов малярии и другие были освещены в монографии П.Г.Сергиева и А.И.Якушевой «Малярия и борьба с ней в СССР» (1956). П.Г.Сергиев в 1930-е годы состоял членом Малярийной комиссии Лиги Наций (ныне – Организация Объединённых Наций), с конца 1950-х годов был экспертом Всемирной организации здравоохранения по малярии. Редактор журнала «Медицинская паразитология и паразитарные болезни» (с 1934). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 июля 1963 года за большие заслуги в развитии советской медицинской науки и здравоохранения и в связи с семидесятилетием со дня рождения профессору Сергиеву Петру Григорьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».Особое внимание уделял подготовке кадров паразитологов и энтомологов. Он читал лекции по борьбе с малярией в Центральном институте усовершенствования врачей, курс паразитологии студентам санитарного факультета 1-го Московского медицинского института. В Институте медицинской паразитологии и тропической медицины проводилась подготовка по тропической паразитологии советских врачей, выезжающих для работы за рубеж. В 1966 году ему была присуждена международная премия и медаль С.Дарлинга за заслуги в области маляриологии. Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался в Москве 12 июля 1973 года, через два дня после своего 80-летия. Похоронен в Москве. Награждён 3 орденами Ленина, 2 орденами Трудового Красного Знамени, медалями. Лауреат Сталинской премии (1946, 1952).
Сочинения: Малярия и борьба с ней в СССР, Москва, 1956 (совместно с А.И.Якушевой).
Литература: П.Г.Сергиев, "Медицинская паразитология и паразитарные болезни", 1973, №5.
1894
Бернхард Леттерхаус (Bernhard Letterhaus')
лидер католических профсоюзов, участник немецкого движения Сопротивления. Родился в городе Бармен, Рейнланд, Германская империя. Участник 1-й мировой войны. Получил тяжелое ранение на фронте, был награжден Железным крестом I степени. В период Веймарской республики Леттерхаус начал сотрудничать в профсоюзных католических организациях. В 1928 стал депутатом прусского ландтага, с трибуны которого подвергал суровой критике Гитлера и его движение. После прихода нацистов к власти, Леттерхаус вынужден был уйти в подполье, где проводил работу среди католиков, призывая к свержению нацистского режима. В случае отстранения Гитлера кандидатура Леттерхауса выдвигалась в состав переходного правительства. Он был арестован после провала Июльского заговора 1944 и по приговору Народного трибунала повешен в берлинской тюрьме Плетцензее 14 ноября 1944 года..

1894
Джимми Макхью (Jimmy McHugh; имя при рождении — Джеймс Фрэнсис Макхью, James Francis McHugh)
американский композитор. Один из самых плодовитых авторов песен 1920-1950-х годов, ему приписывают более 500 песен. Его песни записывали многие исполнители, в том числе Чет Бейкер, Джун Кристи, Бинг Кросби, Дианна Дурбин, Элла Фицджеральд, Джуди Гарленд, Аделаида Холл, Билли Холидей, Беверли Кенни, Билл Кенни, Братья Эверли, Пегги Ли, Кармен Миранда, Нина Симоне, Фрэнк Синатра и Дина Вашингтон.
Карьера
Макхью начал свою карьеру в своем родном городе Бостоне, Массачусетс, США, где опубликовал около дюжины песен в местных издательствах. Его первым успехом стала песня времен Первой мировой войны "Сохраняй свет любви гореть в окне, пока мальчики не вернутся домой маршем", и это также стало началом десятилетнего сотрудничества с автором текстов Джеком Кэддиганом. После работы на разных должностях, в том числе пианистом-репетитором в Бостонском оперном театре и пианистом-составителем песен для издательской компании Ирвинга Берлина. В 1921 году, в возрасте 26 лет, Макхью переехал в Нью-Йорк. В конце концов, найдя работу профессионального менеджера в музыкальном издательстве Jack Mills Inc., именно там Макхью опубликовал свой первый настоящий хит "Emaline" и ненадолго объединился с Ирвингом Миллсом в качестве Hotsy Totsy Boys, чтобы написать хитовую песню "Everything Is Hotsy Totsy Now". Это партнерство по написанию песен стало еще одним из многочисленных совместных проектов Макхью, среди которых Тед Келер ("I'm Shooting High"), Эл Дубин ("Южноамериканский путь") и Гарольд Адамсон ("Это самый необычный день").). Какими бы впечатляющими ни были эти мастера-лирики, возможно, лучшие симбиотические музыкальные отношения Макхью были со школьной учительницей и поэтессой Дороти Филдс. Поскольку он написал материал для многих ревю Harlem's Cotton Club, было бы неслучайно, что их первым совместным успехом стала партитура к полностью черному бродвейскому мюзиклу "Blackbirds 1928", с Аделаидой Холл и Биллом Боджанглзом Робинсоном в главных ролях, которая дала толчок карьере молодого дуэта с песнями "Я не могу дать тебе ничего, кроме любви", "Diga Diga Doo" и "Я должен это иметь". Мужчина".
(Слева направо): Джимми Макхью, Анна Мария Альбергетти, Барбара Раш и Луэлла Парсонс из "Современного экрана", 1960
Вскоре последовали другие хиты, написанные для сцены, в том числе "На солнечной стороне улицы" 1930-х годов для Международного ревю Лью Лесли, в котором также была любимая "Точь-в-точь как ты"; "Blue Again" для ревю Вандербильта; и в 1932 году "Не вини меня", который был показан в чикагском ревю Clowns In Clover. Некоторые авторы утверждают, что Фэтс Уоллер был композитором "On the Sunny Side of the Street", но продал права на песню. Макхью и Филдс написали заглавные песни для фильмов, включая "Cuban Love Song", "Ужин в восемь" и "Ура любви", а также "I Feel a Song Comin' On" и "Я в настроении для любви" из фильма 1935 года " Every Night at Eight". За плодотворные в творческом отношении годы после их первого сотрудничества в 1930 году Макхью и Филдс написали более 30 песен для the film world. Филдс и Макхью окончательно расстались в 1935 году. Самым давним партнером Макхью по написанию песен был Гарольд Адамсон. Адамсон предоставил тексты песен к композициям Макхью. Такие хиты, как "Comin' In on a Wing и a Prayer", нашли свое отражение в знакомых цитатах Бартлетта. Для фильма 1948 года "Свидание с Джуди" он сочинил "Это самый необычный день" для Джейн Пауэлл. Это стало фирменной мелодией молодого певца и актрисы. Макхью умер в Беверли-Хиллз, Калифорния, в возрасте 74 лет.
Награды и отличия
Джимми Макхью был включен в Зал славы авторов песен в 1970 году.
В СССР был почти не известен, несмотря на то что его песня гремела на всю страну и сейчас исполняется в России. Эта песня на-английском называется "Comin' In On A Wing And A Prayer". В русском переводе она известана как «Бомбардировщики». Именно её поют сотрудники МУРа когда едут на картошку в фильме «Место встречи изменять нельзя». Также она исполняется в фильме "Сочинение ко Дню Победы". В русском варианте аранжировка Аркадия Островского, текст С.Болотина, Т.Сикорской. Прослушать в исполнении Л.И.Утесова можно здесь -
http://patefon.knet.ru/music/patephon/bombers2.mp3
Работы
Бродвейский театр: 1928 – Черные дрозды 1928 года (слова Дороти Филдс); 1928 – Привет, папочка (слова Филдса); 1930 – Международное ревю (тексты Филдса); 1939 – Улицы Парижа (слова Эла Дубина); 1940 – Держись подальше от травы (тексты Дубина и Говарда Дитца); 1948 – As the Girls Go (слова Гарольда Адамсона и музыкальная книга Уильяма Руса). Попурри из его песен было включено в бродвейское шоу Sugar Babies 1979 года с Энн Миллер и Микки Руни в главных ролях. В альбом вошли песни "Я не могу дать тебе ничего, кроме любви", "I'm Shooting High", "Roll Your Blues Away" и "На солнечной стороне улицы".
Популярные песни: "Прекрасный способ провести вечер" – Джун Кристи (Макхью / Адамсон) (Capitol / EMI); "Снова синий" – Луи Армстронг (Макхью / Филдс) (Okeh / Sony BMG); "Прилетаю на крыльях и молюсь" – Бинг Кросби (Макхью / Адамсон) (Decca / UMG); "Кубинская песня о любви" – Эдмундо Рос (Макхью / Стотхарт / Филдс) (Лондон / WMG); "Diga Diga Doo" – Братья Миллс с Дюком Эллингтоном (Макхью / Филдс) (Брансуик / Sony BMG); "Играем по–новому низко" - Билл “Боджанглс” Робинсон (Макхью / Филдс) (Брансуик / Sony BMG); "Не вини меня" – Братья Эверли (Макхью / Филдс) (Warner Bros. / WMG); "Мечта, мечта, мечта" – Джони Джеймс (Макхью / Пэриш / Мелле / Моттье) (MGM / UMG); "Точно такой же, как ты" – Арета Франклин (Макхью / Филдс) (Колумбия / Sony BMG); "Goodbye Blues" - Братья Миллс (Макхью / Филдс) (Брансуик / Sony BMG); "Счастливые времена" – Хэл Кемп и его оркестр (Макхью / Филдс) (Брансуик / Sony BMG); "Я не могу поверить, что ты в меня влюблен" – Дин Мартин (Макхью / Гаскилл) (Capitol / EMI); "Я не могу дать тебе ничего, кроме любви" – Джуди Гарланд (Макхью / Филдс) (Capitol / EMI); "Прошлой ночью я не мог сомкнуть глаз" – Фрэнк Синатра (Макхью / Адамсон) (Колумбия / Sony BMG); "Я только что узнал о любви" – Дайна Вашингтон (Макхью / Адамсон) (Mercury / UMG); "Я люблю свистеть" – Фэтс Уоллер (Макхью / Адамсон) (RCA / Sony BMG); "Я в настроении для любви" – Фрэнсис Лэнгфорд (Макхью / Филдс) (Королевский зонофон); "Я должен заполучить этого мужчину" – Билли Холидей (Макхью / Филдс) (Брансуик / Sony BMG); "Я под кайфом" – Энн Ричардс (Макхью / Келер) (Capitol / EMI); "Это самый необычный день" – Энди Уильямс (Макхью / Адамсон) (Колумбия / Sony BMG)4 "Я скрестил пальцы" – Луи Армстронг (Макхью / Келер) (Decca / UMG); "Давай заблудимся" – Чет Бейкер (Макхью / Лессер) (Тихий океан); "Мой! Мой!" - Томми Дорси с "Крысоловами" (Макхью / Лессер) (RCA / Sony BMG); "На солнечной стороне улицы" – Фрэнк Синатра (Макхью / Филдс) (Capitol / EMI); "Повторяй это (снова и снова)" - Томми Дорси с Фрэнком Синатрой (Макхью / Лессер) (RCA / Sony BMG); "Южноамериканский путь" – Сестры Эндрюс (Макхью / Дубин) (Capitol / EMI); "Успокойся" - Фэтс Уоллер ; "Что–то витает в воздухе" - Рут Эттинг (Макхью / Адамсон) (Decca / UNI); "Слишком молод, чтобы быть постоянным" – Нэт Кинг Коул (Макхью / Адамсон) (Capitol / EMI); "Теплый и желающий" – Нат Кинг Коул (Макхью / Ливингстон / Эванс) (Capitol / EMI); "Когда моя сладкая идет по улице" – Пегги Ли (Макхью / Остин / Миллс) (Capitol / EMI); "Где ты?" – Джонни Мэтис (Макхью / Адамсон) (Колумбия / Sony BMG).
1894
Илья Фёдорович Решетов
сотрудник ЧК-ОГПУ-НКВД СССР, комиссар государственной безопасности 3-го ранга (1935). Начальник Управления НКВД Свердловской области, затем помощник начальника Транспортного (VI-го) отдела ГУГБ НКВД СССР. Родился в деревне Комарово, Никольский уезд, Вологодская губерния, Российская империя. Из рабочей семьи, чернорабочий, масленщик на прядильной фабрике в Костроме (1910—1913). Писец канцелярии Костромского уездного съезда с 1913 по апрель 1914. С 1912 в партии эсеров, находился в ссылке в Сибири, где познакомился с Л.Б.Каменевым и Я.С.Аграновым. С 1912 член различных социалистических партий, неоднократно арестовывался. Как член партии левых эсеров в Костроме входил в состав Костромского губкома и редколлегий партийных газет «Социалист-революционер» и «Пламя борьбы». Вышел из партии левых эсеров в сентябре 1918 и примкнул к группе «Воля труда», преобразованной затем в Партию революционного коммунизма. В 1920 Партия революционного коммунизма влилась в РКП(б). В 1916—1917 в русской императорской армии, рядовой военной части в Красноярске, затем прапорщик, командир роты, начальник учебной команды 88-го запасного полка. В 1917—1918 командир роты общественной безопасности Костромы. В 1918 член Исполкома Костромского совета, следователь, общественный защитник, обвинитель Костромского губернского Революционного Трибунала. В 1918—1919 учился на гуманитарном факультете Костромского университета.
РККА
Организовывал 1-ю Костромскую сотню РККА с марта по апрель 1918. С мая 1919 командир 2-го батальона 184-го Костромского полка 2-й армии на Восточном фронте, в боях был ранен в бедро и находился на лечении в Костроме. Секретарь Костромского комитета Партии революционного коммунизма. В 1919—1920 член Штаба партизанских отрядов при ЦК Партии революционного коммунизма.
ВЧК-ОГПУ-НКВД
В 1920—1921 начальник Секретно-оперативной части, заместитель председателя ЧК Трудовой Коммуны Немцев Поволжья, начальник Секретно-оперативной части, заместитель председателя Брянской губЧК. В 1921—1922 начальник Секретно-оперативной части, заместитель председателя Костромской губЧК — губотдела ГПУ. В 1922—1923 заместитель начальника, начальник 4-го специального отделения Секретного отдела ГПУ НКВД РСФСР. В 1922—1925 начальник 3-го отделения Секретного отдела ГПУ НКВД РСФСР — ОГПУ при СНК СССР, начальник Подотдела по интеллигенции Секретного отдела ГПУ НКВД РСФСР, помощник начальника Секретного отдела ГПУ НКВД РСФСР. В 1923—1924 начальник 5-го отделения Секретного отдела ОГПУ при СНК СССР. В 1924—1926 начальник 2-го отделения Секретного отдела ОГПУ при СНК СССР. В 1926—1928 начальник Секретно-оперативного управления Полномочного представительства ОГПУ по Дальнему Востоку — Дальне-Восточному краю. В 1927—1928 заместитель полномочного представителя ОГПУ при СНК СССР по Дальне-Восточному краю. В 1928—1929 начальник 5-го отделения Секретного отдела ОГПУ при СНК СССР, помощник начальника Секретного отдела ОГПУ при СНК СССР. В 1929—1933 полномочный представитель ОГПУ при СНК СССР по Нижегородскому — Горьковскому краю. В 1933—1934 полномочный представитель ОГПУ при СНК СССР по Уралу, полномочный представитель ОГПУ по Свердловской области. В 1934—1936 начальник Управления НКВД по Свердловской области. В 1936—1937 помощник начальника Транспортного — 6-го отдела ГУГБ НКВД СССР.
Репрессии
Российская империя
Уволен с фабрики за руководство тремя забастовками. В 1913 арестован в Костроме в связи с провалом подпольной эсеровской библиотеки. 9 апреля 1914 арестован в Костроме, сидел в тюрьме Костромы по июль 1914, после чего осуждён к административной высылке в Енисейскую губернию. Будучи в ссылке, арестовывался в 1915 и в мае 1916. С мая по август 1916 в Енисейской тюрьме.
Советский союз
Арестован 8 июня 1937. Приговорён ВКВС СССР 30 октября (по другим данным на день раньше) 1937 по обвинению в том что состоял членом контрреволюционной террористической организации правых к ВМН, расстрелян в городе Москва, РСФСР, СССР, в тот же день. Прах захоронен на Донском кладбище. Реабилитирован 10 августа 1957 этим же судебным органом, приговор отменён и дело прекращено за отсутствием состава преступления.
Место жительства
Перед арестом проживал в Москве.
Награды: Орден Красного Знамени от 20 декабря 1937; Почётный сотрудник госбезопасности — два знака.
Литература: Решетов И.Ф. // Петров Н.В., Скоркин К.В. Кто руководил НКВД, 1934—1941 : справочник / Под редакцией Н.Г.Охотина и А.Б.Рогинского. — Москва: Звенья, 1999. — 502 страницы. — 3000 экземпляров. — ISBN 5-7870-0032-3.

1894
Станислав Александрович Шульминский
слуга Божий, священник Римско-католической церкви, жертва репрессий в СССР. Станислав Александрович Шульминский родился в городе Одесса, Одесский уезд, Херсонская губерния, Российская империя, в семье Александра Павловича Шульминского и Хелены Выховской. Родители его были польскими дворянами: отец работал в сфере образования, мать занималась домом и детьми. В 1905 году семья переехала в родовое гнездо Шульминских в Каменце-Подольском. Станислав Шульминский воспитывался в духе католического благочестия. С детства он имел слабое здоровье. В подростковом возрасте пережил нервный срыв. Преодолеть кризис ему помог духовник, священник Владислав Дворжецкий, настоятель церкви Святейшей Троицы в Каменце-Подольском.
Годы учёбы
В 1915 году окончил среднюю восьмилетнюю сельскохозяйственную школу в Каменце-Подольском. В 1918 году поступил в Житомирскую семинарию. Во время обучения принимал участие в работе миссионерского и библеистского кружков. 15 марта 1919 года принял монашество. В мае того же года Житомирская римско-католическая семинария была закрыта. 1 октября 1919 года её немногочисленных семинаристов перевели в Тарнувскую семинарию, которую Станислав Шульминский закончил 29 июня 1923 года. Ещё во время обучения, в апреле 1922 года принял посвящение в остиарии и чтецы, а в июне в экзорцисты и аколиты. В 1923 году он был посвящён в субдиаконы и диаконы. После окончания семинарии, в Бучаче 8 июля 1923 года Станислав Шульминский был рукоположён в священники. В октябре 1923 года он был определён студентом на кафедру сравнительного богословия теологического факультета Люблинского университета. В это время особое внимание уделял исследованию проблем униатства, печатал в местной прессе статьи по вопросам унии. Неоднократно обращался к церковному руководству с просьбой направить его на миссию в СССР. Перестал просить об этом после того, как получил категорический отказ от Святого Престола. Нервное напряжение во время обучения в университете негативно сказалось на его слабом здоровье. 26 июня 1928 года, выдержав публичный экзамен, Станислав Шульминский получил степень лиценциата богословия.
Годы служения
С 1927 — профессор восточного богословия в Луцкой духовной семинарии. 15 августа 1928 вступил в новициат конгрегации отцов паллотинцев в Олтажеве, с 1930 был духовным отцом в паллотинской гимназии в Вадовицах, в 1932—1939 — профессором восточного богословия и духовником в высшей семинарии паллотинцев в Сухарах и в Олтажеве. В 1937 основал организацию «Апостолат Единства». В личных заметках писал:
«Надо идти по прежде начертанному пути. Священнику должен быть свойственен дух самозабвения и он должен каждодневно приносить себя в жертву, так же, как ежедневно приносит Жертву Наисвятейших Тела и Крови.»
Арест и заключение
В 1939 был направлен в новую миссию паллотинцев близ границы с СССР, но не доехал до места служения из-за начавшейся войны. В том же году был арестован советскими властями, находился в тюрьме в Барановичах. В 1940 приговорён к пяти годам лишения свободы как социально опасный элемент и отправлен в лагерь в Ухту, где занимался пастырской деятельностью: тайно служил Мессу, исповедовал, помогал другим заключённым, в том числе оказывая им медицинскую помощь. В 1941, после начала Великой Отечественной войны, был, как и другие поляки, амнистирован, открыто отслужил Мессу для освобождаемых польских граждан. Но сам при этом остался в лагере, возможно — добровольно, для пастырского служения. Скончался в лагере в городе Ухта, Коми АССР, РСФСР, СССР, от истощения и тяжёлых условий жизни в заключении, 27 ноября 1941 года.
Почитание
В 1981 в церкви духовной семинарии в Олтажеве (Польша) была установлена памятная доска «В честь достославного священника Станислава Шульминского, умершего в трудовом лагере (Ухта) 27.XI.1941 г. за дело воссоединения Православной Церкви с Католической Церковью». В 1992 был проведён «Год о. Станислава Шульминского». В 2003 начался официальный процесс беатификации (причисления к лику блаженных) священника Станислава Шульминского.
Литература: Романова А.В. Слуга Божий отец Станислав Шульминский, SAC (1894 — 1941). — Санкт-Петербург : Постулатура «Дела о беатификации или объявлении мучениками архиепископа Эдуарда Профиттлиха и 15 сподвижников», 2005. — 84 страницы; Стабиньская Я. «Агнец примирения». Жизнь и крест отца Станислава Шульминского. — Москва : Издательство Францисканцев, 2008. — 128 страниц. — ISBN 978-5-89208-075-0; Чаплицкий Б., Осипова И. Книга памяти: Мартиролог Католической церкви в СССР. — Москва : Серебряные нити, 2000. — Страницы 198–199. — 766 страниц. — ISBN 5-89163-048-6; Чаплицкий Б., Парфентьев П.. Зерно из этой земли... Мученики Католической Церкви в России XX века. — Санкт-Петербург : Фонд Святого Николая, 2002. — Страницы 20, 145–154, 179. — 186 страниц.
1895
Пауль Отто Фердинанд Бец (немецкое имя — Paul Otto Ferdinand Betz)
немецкий военачальник, генерал-майор вермахта, командующий 50-й пехотной дивизией во время Второй мировой войны. Родился в городе Гамбург, королевство Пруссия, Германская империя. Кавалер Рыцарского креста Железного креста, высшего ордена нацистской Германии. Погиб 9 мая 1944 года в городе Севастополь, Крымская АССР, РСФСР, СССР, во время наступления советских войск в ходе Крымской наступательной операции.
Награды: Железный крест II и I классов (1914); Нагрудный знак «За ранение» в чёрном (1914); Почётный крест ветерана войны; Медаль «В память 13 марта 1938 года»; Медаль «В память 1 октября 1938 года»; Железный крест II класса (22 октября 1939); Железный крест I класса (16 сентября 1941); Медаль «За зимнюю кампанию на Востоке 1941/1942»; Крест Военных заслуг 2-го класса с мечами; Рыцарский крест Ордена Короны Румынии с мечами; Немецкий крест в золоте (10 февраля 1944); Рыцарский крест Железного креста (16 июня 1944).
Литература: Walther-Peer Fellgiebel. Die Träger des Ritterkreuzes des Eisernen Kreuzes 1939—1945. — Friedburg: Podzun-Pallas, 1986. — 472 p. — ISBN 3-790-90284-5; Veit Scherzer. Ritterkreuzträger 1939—1945 Die Inhaber des Ritterkreuzes des Eisernen Kreuzes 1939 von Heer, Luftwaffe, Kriegsmarine, Waffen-SS; Volkssturm sowie mit Deutschland verbündeter Streitkräfte nach den Unterlagen des Bundesarchives. — 2. — Jena: Scherzers Miltaer-Verlag, 2007. — 864 p. — ISBN 978-3-938845-17-2.

1895
Дмитрий Николаевич Насонов
советский цитофизиолог. Член-корреспондент Академии Наук СССР (1943). Академик Академии Медицинских Наук СССР (1945). Лауреат Сталинской премии второй степени (1943). Д.Н.Насонов родился в городе Варшава, Царство Польское, Российская империя (ныне Польша). Сын Н.В.Насонова и Екатерины Александровны ур. Корниловой. Брат Н.Н.Насоновой-Сеземан-Клепининой, В.Н.Насонова и А.Н.Насонова. В 1914 году был санитаром-добровольцем на германском фронте. В 1919 году окончил с золотой медалью Петроградский университет. В 1928 году был послан по линии Рокфеллерской стипендии на стажировку в США, куда поехал с молодой женой Софьй Николаевной ур. Михайловой. С 1935 года профессор ЛГУ. В 1932 году возглавил лабораторию цитологии при ВИЭМ, а в 1935 году — лабораторию физиологии клетки при Физиологическом институте. Во время Великой Отечественной войны, в 1941 году добровольцем ушёл на фронт и был нач. медсанбата на Пулковских высотах, где был ранен и демобилизован. В 1943 году Насонов был избран членом-корреспондентом Академии Наук СССР и в этом же году стал лауреатом Государственной премии СССР за монографию «Реакция живого вещества на внешние воздействия», однако вместе с В.Я.Александровым передал совместно полученную ими Сталинскую премию в Фонд обороны:
Глубокоуважаемый Иосиф Виссарионович!
Мы очень просим Вас принять в фонд Красной Армии 50 000 рублей из суммы, полученной нами в качестве премии за наши работы в области биологии.
Лауреаты Сталинской премии Д.НАСОНОВ и В.АЛЕКСАНДРОВ
Примите мой привет и благодарность Красной Армии, Дмитрий Николаевич и Владимир Яковлевич, за Вашу заботу о вооружённых силах Советского Союза
И.СТАЛИН
Газета «Известия» 3 апреля 1943 года

В 1943—1944 годах Насонов был профессором кафедры гистологии МГУ имени М.В.Ломоносова и руководил лабораторией общей физиологии Института цитологии, гистологии и эмбриологии Академии Наук СССР. После снятия блокады Ленинграда возвращается в 1944 году в ЛГУ, где восстановил свою лабораторию. В 1945 году организовал кафедру общей и сравнительной физиологии и возглавил Отдел общей морфологии ВИЭМа. В этом же году избран действительным членом Академии медицинских наук. С 1948 по 1950 год был директором ВИЭМа. В 1951 году возглавил лабораторию общей и клеточной физиологии при Зоологическом институте. В 1948—1950 годах директор ВИЭМ. Был уволен как «вейсманист-морганист» в связи с тем, что подписал опубликованное 7 июля 1948 года в газете «Медицинский работник» письмо 13 ленинградских биологов с критикой учения Лепешинской. В 1955 году подписал «Письмо трёхсот». Основатель и с 1957 года директор Института цитологии Академии Медицинских Наук СССР. Умер Д.Н.Насонов в городе Ленинград, РСФСР, СССР, 21 декабря 1957 года. Похоронен на «Литераторских мостках» Волковского кладбища. Награды и премии: Сталинская премия II степени (22 марта 1943) — за научную работу: «Реакция живого вещества на внешние воздействия», опубликованную в 1941 году; Орден Трудового Красного Знамени (10 июня 1945); Медаль «За боевые заслуги» (5 июня 1942).
Научная деятельность
Предложил белковую теорию повреждения и возбуждения, понятие паранекроза. Развивая взгляды Н.Е.Введенского на природу возбуждения, доказал единство структурных и функциональных изменений при парабиозе. Изучая органоиды клетки, показал участие аппарата Гольджи в процессах секреции клетки. По-новому осветил такие проблемы общей физиологии, как клеточная проницаемость, природа биоэлектрических токов. На основе представления о градуальности возбуждения разработал теорию проведения нервного импульса без привлечения так называемого закона «всё или ничего». Является автором 117 научных работ.
Научные труды: Реакция живого вещества на внешние воздействия, Москва — Ленинград, 1940 (совместно с В.Я.Александровым); Местная реакция протоплазмы и распространяющееся возбуждение, 2-е издание, Москва — Ленинград, 1962; Некоторые вопросы морфологии и физиологии клетки. Избранные труды, Москва — Ленинград, 1963.
Литература: Жирмунский А.В., Михайлов В.П., Памяти Д.Н.Насонова, "Архив анатомии, гистологии и эмбриологии", 1958, том 35, выпуск 1; Насонов, Дмитрий Николаевич // Большая советская энциклопедия : [в 30 томах.] / главный редактор А.М.Прохоров. — 3-е издание. — Москва : Советская энциклопедия, 1969—1978; Трошин А.С., Трошина В.П. Дмитрий Николаевич Насонов. — Ленинград : Наука, 1984. — 101 страница. — 6200 экземпляров. — ISBN Научно-биографическая серия.

1895
Карл Орф (немецкое имя — Carl Orff; полное имя — Карл Генрих Мария Орф, Karl Heinrich Maria Orff)
немецкий композитор, педагог, драматург, реформатор системы детского музыкального воспитания (ФРГ), наиболее известен кантатой «Carmina Burana» (1937). Будучи крупным композитором XX века, он также внес большой вклад в развитие музыкального образования. Родился в Мюнхене и происходил из баварской семьи, которая принимала большое участие в делах немецкой армии. Полковой оркестр его отца, по всей видимости, часто играл произведения молодого Орфа. Отец Карла Орфа, офицер, играл на фортепиано и нескольких струнных инструментах. Его мать также была хорошей пианисткой. Именно она обнаружила у сына талант к музыке и занялась его обучением. Орф научился играть на пианино в 5 лет. В возрасте девяти лет он уже писал длинные и короткие музыкальные отрывки для своего собственного кукольного театра. В 1912—1914 годах Орф обучался в Мюнхенской музыкальной академии. В 1914 он продолжил обучение у Германа Зильчера. В 1916 он работал капельмейстером в Мюнхенском камерном театре. В 1917 во время Первой мировой войны он отправился на добровольную службу в армию в Первый Баварский Полевой Артиллерийский полк. В 1918 году его пригласили на должность капельмейстера в Национальный Театр в Мангейме под руководством Вильгельма Фуртвенглера, а затем он стал работать в Дворцовом Театре Великого Герцогства Дармштадта. В 1920 году Орф женился на Алисе Зольшер (Alice Solscher), через год родился его единственный ребёнок, дочь Годела, а в 1925 году он развёлся с Алисой. В 1923 году он познакомился с Доротеей Гюнтер и в 1924 совместно с ней создал школу гимнастики, музыки и танца («Гюнтершуле» ["Günther-Schule"]) в Мюнхене. С 1925 года и до конца своей жизни Орф являлся главой отделения в этой школе, где работал с начинающими музыкантами. Имея постоянный контакт с детьми, он разработал свою теорию музыкального образования. Несмотря на то, что связь Орфа (или её отсутствие) с нацистской партией не была установлена, его «Carmina Burana» была весьма популярна в нацистской Германии после её премьеры во Франкфурте в 1937 году, исполнялась множество раз (хотя нацистские критики называли её «дегенеративной» — «entartet» — намекая на связь с возникшей в то же время печально известной выставкой «Дегенеративное искусство»). Нужно отметить, что Орф был единственным из нескольких немецких композиторов во время нацистского режима, кто отреагировал на официальный призыв написать новую музыку для пьесы Шекспира «Сон в летнюю ночь», после того как музыка Феликса Мендельсона была запрещена — остальные отказались принимать в этом участие. Но опять же, Орф работал над музыкой для этой пьесы в 1917 и 1927 годах, задолго до пришествия нацистского правительства. Орф был близким другом Курта Хубера, одного из основателей движения сопротивления «Die Weiße Rose» («Белая роза»), приговоренного к смерти Народной судебной палатой и казнённым нацистами в 1943 году. После Второй мировой войны Орф заявил, что он был участником движения и был сам вовлечен в сопротивление, но нет никаких доказательств, кроме его собственных слов, и различные источники спорят насчет этого заявления. Мотив кажется ясен: заявление Орфа было принято американскими денацификационными властями, позволив ему продолжать заниматься композиторством. Умер в Мюнхене 29 марта 1982 года. Орф похоронен в церкви, построенной в стиле барокко, пивоваренного бенедиктского монастыря Андекского аббатства на юге Мюнхена.
Надпись на могиле Карла Орфа в Андексе
Творчество
Орф наиболее известен как автор «сценической кантаты»«Carmina Burana», что в переводе значит "Песни Бойерна". (1937). Это первая часть трилогии, которая также включает «Catulli Carmina» и «Trionfo di Afrodite». «Carmina Burana» отражает его интерес к средневековой немецкой поэзии. Все части трилогии вместе называются «Trionfi». Композитор охарактеризовал это произведение как праздник победы человеческого духа через равновесие плотского и вселенского. Музыка написана на стихи, написанными голиардами, из рукописи XIII в., найденной в 1803 году в баварском бенедиктинском монастыре Бойерн (Beuern, лат. Burana); этот сборник известен как «Carmina Burana» (см.), названный так по имени монастыря. Несмотря на элементы модерна в некоторых композиционных техниках, в этой трилогии Орф выразил дух средневекового периода с заразительным ритмом и простыми тональностями. Средневековые поэмы, написанные на немецком языке в его ранней форме и латыни, часто не вполне пристойны, но не опускаются до вульгарности. Успех «Carmina Burana» отодвинул на второй план все предыдущие работы Орфа, за исключением «Catulli Carmina» и «Entrata», которые были переписаны в приемлемом, с точки зрения Орфа, качестве. С исторической точки зрения «Carmina Burana», вероятно, самый известный пример музыки, сочинённой и впервые исполненной в нацистской Германии. В действительности «Carmina Burana» была настолько популярна, что Орф получил заказ во Франкфурте сочинить музыку для пьесы «Сон в летнюю ночь», которая должна была заменить запрещенную в Германии музыку Феликса Мендельсона. После войны Орф заявил, что не удовлетворен сочинением и переработал его в финальную версию, которая была впервые представлена в 1964. Орф сопротивлялся тому, чтобы какую-либо из его работ просто называли оперой в традиционном смысле слова. Свои работы «Der Mond» («Луна») (1939) и «Die Kluge» («Мудрая женщина») (1943), например, он относил к «Märchenoper» («сказочные оперы»). Особенность обоих произведений состоит в том, что в них повторяются одни и те же лишённые ритма звуки, не используются никакие музыкальные техники периода, когда они были созданы, то есть о них невозможно судить как об относящихся к какому-то конкретному времени. Мелодии, ритмы и вместе с ними текст этих произведений проявляются только в союзе слов и музыки. О своей опере «Антигона» (1949), Орф говорил, что это не опера, а «Vertonung», «переложение на музыку» древней трагедии. Текст оперы является превосходным переводом Фридриха Гёльдерлина на немецкий язык одноименной трагедии Софокла. Оркестровка в значительной степени основана на ударных. Она была даже окрещена минималистичой, что наиболее адекватно описывает мелодическую линию. Считается, что Орф, запечатлел в своей опере историю об Антигоне, так как она имеет заметное сходство с историей жизни Софи Шолль, героини «Белой розы».Премьера последней работы Орфа, «De Temporum Fine Comoedia» («Комедия на конец времен»), проходила на Зальцбургском музыкальном фестивале 20 августа 1973 и была исполненна Симфоническим оркестром Кёльнского радио и хором под управлением Герберта фон Караяна. В этой в высшей степени личной работе, Орф представил мистическую пьесу, в которой подвел итог своим взглядам на конец времён, воспетый на греческом, немецком и латинском языках. «Musica Poetica», которую Орф сочинил вместе с Гунильд Кетман, была использована как основная музыкальная тема к фильму Терренса Мэлика «Опустошённые земли» (1973). Позднее Ханс Циммер переработал эту музыку для фильма «Настоящая любовь» (1993). В педагогических кругах кругах он, вероятно, лучше всего известен своей работой «Шульверк» («Schulwerk», 1930-1935). Её простая музыкальная инструментовка позволяла даже необученным музыке детям, исполнять части произведения с относительной лёгкостью. Идеи Орфа совместно с Гунильд Кеетман были воплощены в новаторском подходе к музыкальному обучению детей, известному как «Орф-Шульверк». Термин «Schulwerk» — немецкое слово, означающее «школьная работа». Музыка является основой и соединяет вместе движение, пение, игру и импровизацию.
Память
В селе Варна работает школа, названная в честь Карла Орфа, в которой детей обучают музыке по его программам.
Литература: Леонтьева О. Карл Орф Москва: Музыка, 1964.-160 страниц, нотные иллюстрации; Alberto Fassone: «Carl Orff», Grove Music Online ed. L. Macy (Accessed 27 November 2004), (subscription access); Michael H. Kater, "Carl Orff im Dritten Reich, " Vierteljahrshefte für Zeitgeschichte 43, 1 (January 1995): 1-35; Michael H. Kater, «Composers of the Nazi Era: Eight Portraits». New York: Oxford University Press, 2000; Andreas Liess, Carl Orff, Idee und Werk, Atlantis Musikbuch-Verlag, Zürich 1955. Zweite überarbeitete Auflage, Atlantis Musikbuch-Verlag, Zürich 1977, ISBN 3-7611-0236-4; Taschenbuchausgabe Wilhelm Goldmann-Verlag, München 1980, ISBN 3-442-33038-6; Andreas Liess, Zwei Essays zu Carl Orff: De Temporum Fine Comoedia, Böhlau Verlag, Wien-Köln-Graz 1981.
1896
Борис Павлович Городецкий
советский историк литературы, пушкинист. Заместитель директора (1941—1942), старший научный сотрудник (1935—1972) Института русской литературы Академии Наук СССР, декан историко-филологического факультета (1942—1944), заведующий кафедрой истории русской литературы (1944) Молотовского университета. Родился в городе Кострома, Российская империя. С 1905 года по 1913 год учился в Кинешемском реальном училище. С 1913 по 1915 год — обучение в Технологическом институте в Санкт-Петербурге. В 1915 году поступил в Петроградский университет. В 1916—1921 годах — на военной службе. Студент факультета общественных наук Ленинградского государственного университета (1926—1930). В 1931 году принят в аспирантуру Института русской литературы. С момента возобновления деятельности Пушкинской комиссии (ноябрь 1931 года) — её член. В 1935 году защитил кандидатскую диссертацию — «„Борис Годунов“ А.С.Пушкина: История создания». С того же года — старший научный сотрудник Института русской литературы Академии Наук СССР (Пушкинского Дома); в период блокады Ленинграда (1941—1942) — заместитель директора института. Также занимал должность учёного секретаря ИРЛИ. В 1942—1944 годах жил в городе Молотов, где работал в Пермском университете. С 16 декабря 1942 по 11 августа 1944 являлся деканом историко-филологического факультета МолГУ, с конца 1943 — заведующий кафедрой истории русской литературы и языкознания. Уволен 17 августа 1944 года в связи с возвращением института в Ленинград. В 1944—1948 годах по совместительству был доцентом кафедры советской литературы ЛГПИ. После смерти Б.В.Томашевского возглавлял Сектор пушкиноведения, позднее — Сектор новой русской литературы Пушкинского Дома (1957—1972). С 1972 года на пенсии. Скончался в городе Ленинград, РСФСР, СССР 4 июня 1974 года. мНаграды: Орден «Знак Почёта»; Орден Красной Звезды; Медаль «За оборону Ленинграда»; Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
Научно-образовательная и административная деятельность
Находясь в годы Великой Отечественной войны в Перми, где работал деканом историко-филологического факультета и заведующим кафедрой русской литературы Пермского университета, Б.П.Городецкий оставил о себе яркие воспоминания как лектор:
Одна из его студенток тех лет Т.А.Рубинштейн вспоминает:
«До сих пор с благоговением помню нашего профессора Бориса Петровича Городецкого, известного в стране пушкиниста, лекции которого были не только чудом научного откровения, но и чудом лекторского искусства.»
Основные работы: Драматургия Пушкина. Москва-Ленинград : Издательство Академии Наук СССР, 1953. 359 страниц; «Путешествие из Москвы в Петербург» А.С.Пушкина // Пушкин: исследования и материалы. Москва-Ленинград, 1960. Том III. Страницы 218—267; Лирика Пушкина. Москва-Ленинград : Издательство Академии Наук СССР, 1962. 466 страниц; Пушкин: итоги и проблемы изучения. Коллективная монография / Под редакцией Б.П.Городецкого, Н.В.Измайлова, Б.С.Мейлаха. Москва-Ленинград: Наука, 1966. 663 страницы; Русские лирики: историко-литературные очерки. Ленинград: Наука, 1974. 158 страниц. мЛитература: Городецкий, Борис Павлович // Краткая литературная энциклопедия / Главный редактор А.А.Сурков. — Москва : Советская энциклопедия, 1962—1978; М.А. (Алексеев М.П.) Некролог: Б.П.Городецкий // Временник Пушкинской комиссии 1974. Ленинград: Наука, 1977. Страницы 156—157; Берков П.Н. Борис Городецкий (к семидесятилетию со дня рождения) // Русская литература. 1966. № 2. Страницы 268—273, портрет; Ошуркова Р.А. Городецкий Борис Павлович // Профессора Пермского государственного университета: (1916—2001) / Главный редактор В.В.Маланин. Пермь: Издательство Пермского университета, 2001. 419 страниц. Страницы 55-56.
1897
Манлио Джованни Брозио (итальянское имя — Manlio Giovanni Brosio)
итальянский государственный деятель, дипломат. Родился в городе Турин, Италия. С юных лет активно интересовался политикой. Во время Первой мировой войны добровольно вступил в армию. Служил в звании младшего лейтенанта в частях альпийских стрелков. Награждён Серебряной медалью. После войны вступил в движение «Либеральная революция» (итал. Rivoluzione Liberale). Во время фашистской диктатуры был адвокатом в Турине. После падения фашизма, во время немецкой оккупации становится членом Комитета Национального Освобождения в Риме. После освобождения Италии становится Генеральным секретарём Либеральной партии. Октябрь 1944 года — июнь 1945 года — Министр без портфеля в первом и втором Правительствах Бономи. Июнь 1945 года — ноябрь 1945 года — заместитель Председателя Совета Министров Италии в Правительстве Парри. Декабрь 1945 года — июль 1946 года — Военный министр в Правительстве Де Гаспери. 1947—1951 — посол Италии в СССР (Москва). 1951—1955 — посол Италии в Великобритании (Лондон). 1955—1960 — посол Италии в США (Вашингтон). 1960—1964 — посол Италии во Франции (Париж). 1964—1971 — Генеральный секретарь НАТО. 1972—1976 — Сенатор Италии от Либеральной партии и Председатель Группы Либеральной партии в Сенате. С января 1979 года — Председатель Атлантического комитета Италии. Умер в родном городе 14 марта 1980 года.
Награды: Кавалер Большого креста ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (1955); Президентская медаль Свободы (США, 1971).

1897
Джон Гилберт (John Gilbert; имя при рождении — Джон Сесил Прингл, John Cecil Pringle)
один из самых популярных американских актёров эпохи немого кино. В начале карьеры снимался под псевдонимом Джек Гилберт. Джон Гилберт родился в городе Логан, штат Юта, США, в семье театральных актёров. Дебютировал на киноэкране в 1915 году в возрасте восемнадцати лет — в историческом фильме о Гражданской войне между Севером и Югом под названием «Трус». Далее на протяжении пяти лет снимался на второстепенных и эпизодических ролях, успев появиться в сорока пяти фильмах. В 1921 году кинокомпания «Fox Film Corporation» заключила с Джоном контракт сроком на три года, после чего ему стали предлагать главные роли, в основном романтических героев.
Признание
Карьера Гилберта развивалась быстрыми темпами. В 1924 году он перешёл в MGM и стал одним из ведущих актёров киностудии. Наиболее успешными работами того периода для него стали фильмы «Его час» (1924, режиссёр Кинг Видор), «Тот, кто получает пощёчины» (1924) и «Весёлая вдова» (1925, режиссёр Эрих фон Штрогейм). Далее актёр вновь снялся у Видора в эпической военной мелодраме «Большой парад» — картина снискала большой успех у публики и заняла второе место среди немых фильмов по сборам в прокате. Эта работа стала переломной в карьере Гилберта, и в 1926 году он закрепил своё положение, снявшись вместе с Лиллиан Гиш в мелодраме «Богема». В том же году последовал фильм — мелодрама с любовным треугольником — «Плоть и дьявол», в котором с ним в паре впервые играла Грета Гарбо. На съёмках между актёрами вспыхнул роман, который едва не закончился браком. Впоследствии Гилберт и Гарбо снялись вместе ещё в двух картинах. На протяжении всего своего пребывания в MGM Гилберт неоднократно входил в конфликт с руководителями студии. Однажды дело дошло до рукоприкладства — в 1927 году, когда Гарбо бросила Гилберта прямо у алтаря, Луис Б. Майер отпустил на этот счёт грубое замечание, и актёр в ответ на это ударил магната. После этого инцидента карьера Гилберта пошла на спад, несмотря на поддержку Ирвина Талберга — друга актёра, занимавшего один из ключевых постов в MGM.
Закат карьеры
В 1929 году Гилберт дебютировал в звуковом кино, снявшись в знаменитом музыкальном фильме «Голливудское ревю 1929 года», где наряду с ним были задействованы такие голливудские звезды, как Норма Ширер, Бастер Китон, Бесси Лав и другие. Но, несмотря на успешное вступление в звуковую эпоху, карьера актёра продолжала неуклонно стремиться к закату, в основном из-за того, что ему поручали невыигрышные, а иногда и откровенно нелепые роли. Первая крупная неудача постигла его в 1929 году после фильма «Его великолепная ночь». Там были настолько слабые диалоги, а пылкость героя Гилберта настолько чрезмерна, что, по мнению публики, фильм больше смахивал на плохую комедию, нежели на трагическую мелодраму. Хотя последующие работы актёра были более ровными, Гилберт так и не смог до конца оправиться после такого унизительного провала. В 1932 году Гилберт снялся в картине «Вниз по лестнице» по собственному оригинальному сценарию. Фильм получил положительную оценку критиков, но не сумел вернуть былую популярность актёра. Далее он появился в мелодраме 1934 года «Королева Христина», где Грета Гарбо вновь составила с ним дуэт. Эта работа стала его последним значительным фильмом. К тому времени он начал много пить. Алкоголизм серьёзно подорвал его здоровье, и 9 января 1936 года Джон Гилберт скончался в городе Лос-Анджелес, штат Калифорния, США, приняв дозу снотворного и подавившись собственным языком во сне.
Личная жизнь
Джон Гилберт был четыре раза женат, но все его браки были недолговечными и через пару лет заканчивались разводом. В промежутках между ними Гилберт заводил романы с коллегами по цеху. Так известно, что он состоял в романтических отношениях с актрисами Барбарой ла Марр и Биби Даниелс. Кроме того, его возлюбленными были знаменитые Грета Гарбо — она собиралась за Гилберта замуж, но скандально бросила его прямо у алтаря — и Марлен Дитрих, которая была с актёром в последние два года его жизни. Все четыре супруги Гилберта тоже были актрисами: Оливия Бёрвелл (1917—1922); Леатрис Джой (1923—1924), 6 сентября 1924 года родила Гилберту дочь; Ина Клер (1929—1931); Вирджиния Брюс (1932—1934).
Избранная фильмография