-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 121848
Комментариев: 6815
Написано: 130342


4 июля родились...

Пятница, 04 Июля 2025 г. 03:49 + в цитатник
V_Zotov (535x700, 188Kb)
1821
Владимир Рафаилович Зотов
русский писатель, критик, журналист. Родился в Санкт-Петербурге. Сын Рафаила Михайловича Зотова. Воспитанник Царскосельского лицея. На службе пробыл до 1861, после чего посвятил себя исключительно литературе, работая в качестве поэта, драматурга, романиста, критика, историка, фельетониста и редактора разных изданий. Ещё будучи в лицее, помещал мелкие стихотворения в «Маяке» и «Северной Пчеле» и напечатал отдельным изданием поэму в стихах «Две колонны» (Александровская и Вандомская, Санкт-Петербург, 1841). В 1842 была поставлена на императорской сцене его первая драма в стихах «Святослав». Всего Зотов написал в стихах и прозе 41 театральную пьесу, из которых 27 были сыграны на русской сцене, среди них оригинальные драмы: «Новгородцы» (1844), «Жизнь Мольера» (1843), «Дочь Карла Смелого» (1843), «Сын степей» (1844), «Расин» (1851), «Шкипер» (Санкт-Петербург, 1844), «Чума в Милане» (1844). Вместе с графом Соллогубом Зотов написал либретто для рубинштейновской «Куликовской битвы». В 1856 был премирован драматический пролог его «30-е августа 1856», на столетний юбилей русского театра. Зотов написал также много романов и повестей, разбросанных в «Репертуаре» (1842 и 1843), «Литературной Газете» (1848 и 1849), «Отечественных записках»: «Вольтижёрка» (1849), «Старый дом» (1850 и 1851), «Докторша» (1865) и др. В 1843 Зотов редактировал «Театральную Летопись», в 1847 — «Литературную Газету», с 1850 по 1856 принимал деятельное участие в издании «Пантеона», работая в то же время в «Отечественных записках» и «Санкт-Петербургских Ведомостях», редакции Краевского, где помещал статьи по истории литературы и журналистики (1855—1857). В «Сыне Отечества» Старчевского Зотов поместил много критических и политических статей и «Заграничные письма» (1857). Позже он редактировал «Иллюстрацию», «Иллюстрированный Семейный Листок», «Иллюстрированную Газету», «Иллюстрированную Неделю», «Иллюстрированный Вестник», а также «Северное Сияние», в котором почти один составлял статьи по истории русской литературе и прочим отделам. С 1873 Зотов был секретарем редакции «Голоса».Позже Зотов — постоянный сотрудник «Исторического вестника» и «Наблюдателя». Энциклопедически образованный, Зотов деятельно участвовал в лексикографических изданиях, был в 1861—1864 помощником редактора «Энциклопедического Словаря», почти единолично составил III том «Настольного Словаря» Толя, в «Словаре» Березина поместил много статей и написал всю букву «Л» подряд, до слова Литва. Полезным трудом является его «История всемирной литературы» (1876—1882), составленная по важнейшим историко-литературным пособиям. Воспоминания Зотова помещены в «Историческом вестнике» (1890, № 1-6): « Санкт-Петербург в сороковых годах». Очерк пятидесятилетия литературной деятельности Зотова там же, № 11, С.Шубинского. Умер 18 февраля 1896 года. Сочинения: Калиостро, его жизнь и пребывание в России // Русская старина, 1875. – Том 12. – № 1. – Страницы 50-83; Либеральный цензор и профессор-пессимист. (Биографический очерк) // Исторический вестник, 1893. – Том 54. - № 10. – Страницы 194-210; Мемуары исчезнувшего // Исторический вестник, 1892. – Том 48. - № 4. – Страницы 245-262; Надежда Дмитриевна Хвощинская. (Из воспоминаний старого журналиста) // Исторический вестник, 1889. - Том 38. - № 10. - Страницы 93-108; Нестор русской журналистики // Исторический вестник, 1889. - Том 38. - № 11. - Страницы 356-374; Общественная жизнь в Англии в конце прошлого века // Исторический вестник, 1886. – Том 23. – № 2. – – Страницы 432-465., Том 24. – № 4. – Страницы 193-221; Общественная жизнь в Англии в первое десятилетия XIX века // Исторический вестник, 1889. – Том 35. – № 3. – Страницы 723-747., Том 36. – № 4. – Страницы 190-210; № 5. - Страницы 399-418; Санкт-Петербург в сороковых годах. (Выдержки из автобиографических заметок) // Исторический вестник, 1890. – Том 39. - № 1. – – Страницы 29-53., № 2. – Страницы 324-343., № 3. – Страницы 553-572., Том 40. - № 4. – Страницы 93-115., № 5. – – Страницы 290-319., № 6. – Страницы 535-559; Преступления печати // Исторический вестник, 1893. – Том 51. - № 3. – Страницы 829-835; Сказания иноземцев о России XVIII столетия. Кавалер д Эон и его пребывание в Санкт-Петербурге // Русская старина, 1874. – Том 10. – № 8. – – Страницы 743-771; Том 11. – № 12. – Страницы 740-745.

Eugène_Guillaume_dans_son_atelier (420x700, 232Kb)
1822
Эжен Гильом (французское имя — Jean Guillaume; полное имя – Жан Баптист Клод Эжен Гильом, Jean Baptiste Claude Eugène Guillaume)
один из лучших скульпторов Франции XIX века. Эжен Гильом родился в городе Монбаре, дпартамент Кот-д’Ор, Франция. Начальное художественное образование получил в Дижоне. Учился после того в Парижском училище изящных искусств и у Прадье и, получив за свой первый самостоятельный труд, за статую: «Тезей находит отцовский меч», большую, так называемую римскую премию (1845), Эжен Гильом был отправлен, в качестве пенсионера французского правительства, в Италию, где довершил развитие своего таланта.
Père-Lachaise_-_Division_9_-_Saint_Victor_01 (598x700, 540Kb)
Бюст Сен-Виктора на могиле писателя
Произведения Гильома отличаются умом и вкусом сочинения, изяществом форм и мастерской, свободной техникой. Главные среди них: статуя «Анакреон» (1852); четыре барельефа в церкви святой Клотильды, в Париже, изображающие сцены из жизни этой святой и святой Валерии, кариатиды и фронтонная группа павильона Тюрго, в Луврском дворце (1857); семь бюстов Наполеона I, представляющих его в разном возрасте (1867); группа «Музыка», украшающая собой фасад оперного театра в Париже; статуи «Источник поэзии» и «Орфей»; фигура святого Людовика в парижском здании суда; памятник Фил. Жирару, в Авиньоне; статуя Кольбера, в Реймсе, и многие другие. В числе его известных учеников Альфред Ленуар. Эжен Гильом умер в Риме 1 марта 1905 года. Литература: Сомов А.И. Гильом, Эжен // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907.

1822
Сергей Иванович Грибков
русский живописец, иконописец. Из семьи мелкого торговца. Живописью стал заниматься поздно. С 1844 года учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у М.И.Скотти и А.Н.Мокрицкого. В 1851 году за картину «Испанка, молящаяся в церкви» получил похвальную грамоту Совета МХО и в 1852 году от Академии художеств звание неклассного художника исторической живописи. За картину «Ссора Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем» ― по повести Н.В.Гоголя ― первое место на конкурсе Московского общества любителей художеств (1864). Участник различных московских выставок, Всероссийской выставки 1882 года. В 1880—1890-е годы преподавал в собственной художественной студии. В 1890 году ездил в Данию, где в соборе города Лаасби написал образ Христа. В последние годы картин не писал, писал иконы, расписывал в Москве церкви Параскевы Пятницы и Михаила Архангела в Овчинниках, Святого Николая на Маросейке и кафедральный собор в Курске. Умер Сергей Иванович в Москве в бедности 16 декабря 1893 года. В.А.Гиляровский пишет, что хоронили его на собранные деньги, поскольку «в доме не оказалось ни гроша». Картины находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, в Рязани, Краснодаре, Баку, Касимове и других музеях.
Gribkov_Talents (700x539, 69Kb)
Таланты и поклонники (1892)
С.И.Грибков работал в различных жанрах. Кроме исторических картин («Ксения Годунова», «Киевлянин переплывает Днепр под стрелами печенегов» и др.) писал жанровые, собственно, и принесшие ему известность: «Кутёж приказчиков», «Обед Хлестакова», «Проводы рекрута», «Прачка», «Крестьянин стрижёт овцу», «Кот и повар», «Праздничный день чиновника» и др. Удавались Грибкову и портреты, особенно женские («Девушка у колодца», «Благословение невесты», «Женщина у фонтана» и др.). Грибков расписал стены Екатерининской больницы в Москве, Вознесенский собор в родном Касимове. Сводный каталог произведений: Крестьянин, стригущий овцу, 1852, 100 × 128 см; масло, холст, Москва, Государственная Третьяковская галерея; «Молодая монахиня во время молитвы» («Молящаяся монахиня»), 1852, ? × ? см; масло, холст, Санкт-Петербург, Государственный Русский музей; «Кот и повар» (из басни Ивана Андреевича Крылова), 1854, 65,2 × 53,2 см, масло, холст, Частное собрание; «Девушка у колодца», 1855, 89 × 70,5 см, масло, холст, Москва, Государственная Третьяковская галерея; «Ссора Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем», 1864, 32,5 × 41,5 см; масло, холст, Санкт-Петербург, Государственный Русский музей, картина написана по мотивам повести "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" (1834) великого классика русской литературы Николая Васильевича Гоголя (1809-1852); «В церкви», 1860-е, ? × ? см, масло, холст, местонахождение не установлено; «Перед свадьбой», около 1872, ? × ? см, масло, холст, Тамбов, Тамбовская областная картинная галерея; «Водовоз», 1873, 49 × 62,5 см, масло, холст, Сумы, Сумской областной художественный музей имени Н.Х.Онацкого; «У дверей приюта», 1874, 125 × 87 см, масло, холст, Иркутск, Иркутский областной художественный музей; «Портрет Николая Григорьевича Рубинштейна», 1870-е, 70 × 50 см, масло, холст, Москва, Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И.Глинки, на картине изображён Николай Григорьевич Рубинштейн (1835-1881), российский пианист-виртуоз, дирижёр, основатель и первый директор Московской консерватории; «Ксения Годунова», 1876, 98 × 80 см, масло, холст, Тверь, Тверская областная картинная галерея; «Дворецкий», 1879, ? × ? см, масло, холст, Чебоксары, Чувашский государственный художественный музей; «В лавке», 1882, 62,2 × 48 см, масло, холст, Ростов-на-Дону, Ростовский областной музей изобразительных искусств; «Боярышня у водоёма», 1884, 106 × 82 см, масло, холст, Саранск, Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д.Эрьзи; «У зеркала» («Девушка с ожерельем»), 1884, ? × ? см, масло, холст, местонахождение не установлено; «Благословение на свадьбу», 1886, 78 × 89 см, масло, холст, Государственный художественный музей Алтайского края; «У колыбели», 1889, 115 × 87,8 см, масло, холст, Елец, Елецкий городской краеведческий музей; «Таланты и поклонники», 1892, 69 × 91 см, масло, холст, Частное собрание, картина написана по мотивам пьесы "Таланты и поклонники" (1881) великого русского драматурга Александра Николаевича Островского (1823-1886); «Прятки», 1893, холст, масло, 138 × 113 см, масло, холст, Вологда, Вологодская областная картинная галерея; Дама с маской», 2-ая половина XIX века, но до 1893, 58 × 49 см, масло, холст, Киров, Вятский художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых; «Во дворе», 2-ая половина XIX века, но до 1893, 66 × 48 см. масло, холст, Рязань, Рязанский государственный областной художественный музей имени И.П.Пожалостина. Литература: Абаренкова Е. Подвижники искусства. ― Москва, 1994

Julian_Dunajewski (511x700, 240Kb)
1822
Юлиан фон Дунаевский (немецкое имя — Julian Ritter von Dunajewski)
австро-венгерский государственный деятель, министр финансов Цислейтании в 1880 — 1891. Родился в городе Ной-Зандец (ныне Новы-Сонч, Польша), Австрийская империя. Брат католического кардинала Альбина Дунаевского, князя-епископа Краковского. Изучал правоведение в Вене, Лемберге и Кракове. С 1855 — профессор Юридической академии в Пресбурге, с 1860 профессор экономики в Львове, с 1861 профессор общественно-политических наук в Кракове. В 1873—1891 член Палаты депутатов Рейхсрата, руководитель Польского клуба. В 1880—1891 министр финансов в кабинете Эдуарда Тааффе, сторонник федерализации Цислейтании и противник немецких националистов. Проводил политику сбалансированного бюджета, создавал новые косвенные налоги, занимался вопросами регулирования поземельного налога. Выступал против административного расширения Вены. В 1887 вел переговоры об изменении условий компромисса с Венгрией. Вышел в отставку в 1891. После отставки был членом Палаты господ (Heerenhaus) Рейхсрата. Умер в родном городе 27 декабря 1907 года.
GróbJulianaDunajewskiego-CmentarzRakowicki-POL,_Kraków (700x525, 472Kb)
Похоронен на Раковицком кладбище в Кракове.
Литература: Josef Schenk: Dr. Julian Ritter von Dunajewski: Ein österreichischer Finanzminister 1821-1907. Wien: Österreichischer Bundesverlag 1934; Michal Bobrzynski: Julian Dunajewski. Charakterystyka historyczna. Krakau: Czas 1908.

pacheco-leyes (546x700, 385Kb)
1823
Хосе Грегорио Пачеко Леес (испанское имя — Jose Gregorio Pacheco Leyes)
боливийский государственный и политический деятель, президент Боливии (4 сентября 1884 до 15 августа 1888). Пачеко родился в городе Потоси (Боливия), в бедной семье, однако разбогател, вложив средства в заброшенное месторождение серебра, который он возродил. В середине XIX века Пачеко получил известность как успешный, прогрессивный и прагматичный серебряный магнат. Грегорио Пачеко выиграл выборы 1884, борьба во время которых разворачивалась между тремя кандидатами: либералом Элиодоро Камачо, консерватором Анисето Арсе и, собственно, Пачеко. Консерватор по характеру, он однако не сразу присоединился к партии Арсе, и спорил с ним и с либералами за власть в стране. Арсе, правда, изначально был не в восторге от того, что Пачеко ворвался в большую политику, однако мало кто в стране мог спорить с ним по состоянию или управленческими способностями. Вскоре оба консерватора заключили соглашение, в соответствии с которой Пачеко обязался поддержать Арсе, который в правительстве занимал пост вице-президента, во время выборов 1888. Это соглашение обеспечила Консервативной партии пребывания у власти до 1899 года. Пачеко на посту главы государства сталкивался с многочисленными либеральными мятежами и попытками переворота. Однако поддержку ему оказывали военные. Опасаясь давления через членов семьи, он отправил семью в Европу на время своего правления. Он настаивал, чтобы его дети изучали английский, считая его международным языком бизнеса. Как и было согласовано, он поддержал Арсе на выборах 1888 года, которые тот выиграл. После этого Грегорио Пачеко отправился в своё имение Нукчу, где и умер 20 августа 1899 года.

Garkovenkope (534x700, 221Kb)
1825
Павел Евстафьевич Гарковенко
генерал-лейтенант русской армии, участник Кавказской и Русско-турецкой (1877—1878) войн. По окончании образования в Павловском кадетском корпусе был 22 августа 1844 года произведён в прапорщики в 16-ю артиллерийскую бригаду. Переведённый затем в чине поручика в 19-ю артиллерийскую бригаду на Кавказ, в 1850—1855 гг. Павел Евстафьевич Гарковенко участвовал во многих делах с горцами и за отличия был награждён чином штабс-капитана и орденом Святого Станислава III степени с мечами и бантом (1857 год). В турецкой кампании 1877—1878 гг. Гарковенко был уже в чине полковника и командовал 2-й батареей Кавказской гренадерской артиллерийской бригады, и, находясь с ней в составе действующих против турок войск Кавказского корпуса, участвовал в штурме Ардагана и в бою при Зивине. 12 августа 1877 года Гарковенко был награждён орденом Святого Георгия IV степени «За отличия против Турок, при взятии передовых укреплений и крепости города Ардагана, 16 и 17 Мая 1877 года.» В октябре 1877 года П.Е.Гарковенко был назначен исполняющим дела командира 40-й артиллерийской бригады, во главе которой участвовал в сражениях на Аладжинских высотах и при Деве-Бойну 23 октября. За боевые отличия на Кавказском театре Гарковенко был награждён командованием золотой саблей с надписью «За храбрость», орденом Святого Владимира III степени с мечами и чином генерал-майора (25 июля 1879 г.); в 1879 году Гарковенко был утвержден в должности командира 40-й артиллерийской бригады и зачислен в списки 2-й батареи Кавказской гренадерской артиллерийской бригады. В 1886 году Гарковенко был назначен начальником артиллерии Туркестанского военного округа, а в 1889 г. был произведён в генерал-лейтенанты. Павел Евстафьевич Гарковенко умер в 1893 году. Дочь Павла Евстафьевича, Мария, была замужем за генералом Василием Тимофеевичем Чернявским, начальником Михайловской артиллерийской академии. Награды: орден Святого Станислава III степени с мечами и бантом (1857); орден Святого Владимира IV степени с бантом «25 лет» (1870); орден Святого Георгия IV степени (1877); Золотая сабля с надписью «За храбрость» (1878); орден Святого Владимира III степени с мечами (1878); орден Святого Станислава I степени (1882); орден Святой Анны I степени (1885); знак отличия «За безупречную службу» «XL» (1885); орден Святого Владимира II степени (1888). Библиография: Война России с Турцией 1877—1878 года. — Москва: Типография К.Индриха, Сретенка и д. Карлони, 1879. — 970 страниц. — ISBN 978-5-458-06353-1. Источники: Гарковенко, Павел Евстафьевич // Военная энциклопедия : [в 18 томах] / под редакцией В.Ф.Новицкого [и другие]. — Санкт-Петербург ; [Москва] : Типография товарищества И.Д.Сытина, 1911—1915; Список генералам по старшинству. — Исправлено по 1 января 1886 года. — Санкт-Петербург: Военная типография, 1886. — Страница 628; Список генералам по старшинству. — Исправлено по 1 января 1893 года. — Санкт-Петербург: Военная типография, 1893. — Страница 325.

AnnaDeLagrange (528x700, 267Kb)
1825
Анна Каролина Лагранж (французское имя — Anna Caroline de Lagrange)
французская певица (колоратурное сопрано) и вокальный педагог. Родилась в Париже. Училась в Париже, затем в Италии у Марко Бордоньи и Франческо Ламперти (по другим сведениям — у Плачидо Манданичи). Дебютировала в 16-летнем возрасте в опере Фридриха фон Флотова «Герцогиня де Гиз». Выступала на всех больших сценах Италии, в 1845 г. дебютировала в Ла Скала, в 1850 г. в Вене исполнила партию Фидес в австрийской премьере «Пророка» Мейербера, в 1853—1854 гг. гастролировала в Санкт-Петербурге, исполняя преимущественно итальянские партии (Беллини, Россини, Доницетти), в 1855—1856 гг. выступала в США (в том числе исполнив главную партию в опере Луиджи Ардити «Шпионка» и партию Виолетты в американской премьере «Травиаты» Верди), в 1859 г. дала 13 спектаклей в Монтевидео. Специально для Лагранж Франц Эркель дописал в 1850 году к опере «Ласло Хуньяди» дополнительную арию Эржебет, получившую название «арии Лагранж». В 1848 г. в Париже вышла замуж за русского офицера Григория Станковича, близкого к кругу петрашевцев (сохранилось воспоминание о том, как на венецианских гастролях Лагранж Станкович во время овации в честь певицы бросил на сцену «букет с кокардой свободы»). Их дочь Текла де Станкович (1849—1930) вышла замуж за Александру Гику, внука господаря Молдавии Григория IV Гики; правнук Лагранж — выдающийся румынский математик Александру Гика. Умерла в родном городе 23 апреля 1905 года. Литература: Henri-Émile Chevalier: Biographie de Mme Anna de La Grange, Montreal, Kanada, 1856 (archive.org, französisch); Ludwig Eisenberg: Anna de La Grange. In: Großes biographisches Lexikon der deutschen Bühne im XIX. Jahrhundert. Paul List, Leipzig 1903, S. 564 (daten.digitale-sammlungen.de); Wilhelm Kosch (Hrsg.): Deutsches Theaterlexikon. Band II: Hurka – Pallenberg. De Gruyter, Berlin [u. a.] 1960, ISBN 978-3-907820-28-5, S. 1147; Karl J. Kutsch, Leo Riemens: Großes Sängerlexikon. Vierte, erweiterte Auflage. München 2003, ISBN 3-598-11419-2, Band 2: Castori–Frampoli, S. 1063/1064

00stephen-foster (509x700, 28Kb)
1826
Стивен Коллинс Фостер (Stephen Collins Foster)
американский композитор, поэт и певец. Писал лирические и романтические песни на свои тексты. Его мелодии использовали многие композиторы XX века. Фостер написал более 200 песен, наиболее известные — «О, Сюзанна!», «Мой старый дом Кентукки», «Джини со светло-каштановыми волосами». Многие его произведения остаются популярными более 150 лет. Фостер родился в городке Лоренсвилл (штат Пенсильвания), близ Питтсбурга. Он был девятым ребёнком в семье ирландцев, и поэтому его воспитанию не уделялось должного внимания. Ещё в детстве Стивен слушал музыку чернокожих рабов и бродячих артистов, которые исполняли афро-американские песни. Впоследствии это оказало огромное влияние на его творчество (песни «О, Сюзанна», «Скачки в Кэмптоне», «Сыграем на банджо», «Старики у себя дома»). Стивен самостоятельно научился играть на нескольких музыкальных инструментах. Взял несколько уроков теории музыки в Питтсбурге у Г.Клебера. Родители тщетно пытались дать Стивену образование и устроить на работу.
4 июля 1826,Стивен Фостер (700x359, 199Kb)
В 1840-х Фостер связался с театром менестрелей, где зародились такие песни, как «О, Сюзанна» (1848) и «Кэмптонские скачки» (1850), сочетавшие в себе эфиопские традиции. Долгие годы Фостер жил в нищете, потому что не умел рационально распоряжаться и без того скудными доходами. 13 января 1864 года, находясь в гостинице в Нью-Йорке, болея лихорадкой, Фостер получил смертельную травму — ночью упал с кровати и ударился головой.
Stephen Collins Fostergrave (700x498, 392Kb)
Фостер скончался в возрасте 37 лет и был похоронен на кладбище Аллегейни в Питтсбурге.
Одно из его самых любимых произведений, «Beautiful Dreamer», было опубликовано вскоре после его смерти.
Творчество
Стивен Фостер первым в США начал серьёзно писать популярную музыку. Написал более 200 песен. Его песни настолько популярны, что считаются народными. Фостер удачно отразил в своём творчестве специфику коллективного общения. В своих песнях он сочетал афро-американскую музыку и сентиментальные романсы и баллады. Некоторые его песни были распространены среди «белых» семей (в том числе «Джинни», 1854; «Милая Эни», 1856), а другие, в том числе негритянские религиозные песнопения, — среди негритянских общин («Старики у себя дома», 1851; «Старый чёрный Джо», 1860). Известнейшая песня Фостера — «О, Сюзанна» (1848). Песня «Мой старый дом Кентукки» стала гимном штата Кентукки. Произведения Фостера часто использовались как фольклорный материал в сочинениях многих композиторов, в том числе Ч.Айвз, А.Копленд, Ф.Пуленк, М.Гулд, М.Кастельнуово-Тедеско, Р.Воан-Уильямс. Многие песни Стивена Фостера переводились на другие языки. Среди его менее известных произведений — гимны для воскресных школ, песни о войне за независимость. Американская группа «Squirrel Nut Zippers», исполняющая музыку в стилях джаз и свинг, посвятила Стивену Фостеру песню «Ghost of Stephen Foster» с альбома «Perennial Favorites», выпущенного 4 августа 1998 года. На эту песню был снят видеоклип, отсылающий к смерти Стивена Фостера в гостинице.
Stephen Collins FosterKentucky_quarter,_reverse_side (700x699, 389Kb)
Двадцатипятицентовка штата Кентукки. На ней изображён дом, в котором Фостер написал гимн штата «Мой старый дом Кентукки».
Литература: Главный редактор Ю.В.Келдыш. Музыкальная энциклопедия. — Москва: Советская энциклопедия, 1976. — Том 5. — Страница 917. — 1055 страниц; Конен В. Рождение джаза. — Москва: Советский композитор, 1990. — Страница 101. — 320 страниц; Foster М., Biography, songs and musical compositions of Stephen Foster, Pittsburgh, 2 ed., 1896; M illigan H. V., S. С. Foster, N. Y., 1920; Howard J. Т., Stephen Foster: America's troubadour, 4 ed., N, Y., 1953; Austin W. W., Susanna, Jeanie and the Old folks at home. The songs of S. C. Foster from his time to ours, N. Y., 1975.

Wilhelm_Wandschneider_-_Büste_Prof._Wilhelm_Ahlwardt (542x700, 190Kb)
1828
Вильгельм Теодор Альвардт (немецкое имя —. Wilhelm Theodor Ahlwardt)
немецкий учёный-ориенталист, переводчик, член-корреспондент Петербургской Академии наук, сын Христиана Вильгельма Альвардта. Вильгельм Теодор Альвардт родился в городе Грейфсвальде. Изучал в 1846—1850 годах в Грейфсвальде и Геттингене восточные языки, особенно семитические, и посвятил себя потом изучению арабских рукописей герцогской библиотеки в Готе, а в 1854—56 гг. работал в Сорбонне в Императорской библиотеке в столице Франции городе Париже. В качестве помощника библиотекаря грейфсвальдской библиотеки он начал в университете Грайфсвальда читать лекции с 1857 года, и затем в 1861 году назначен был ординарным профессором восточных языков и вторым библиотекарем; но от последней должности он отказался в 1865 году. Его сочинения касаются арабской филологии и истории литературы, в особенности же он отличился как основательный и тонкий знаток древнеарабской поэзии. Вильгельм Теодор Альвардт скончался в родном городе 2 ноября 1909 года. Сочинения и переводы: «Ueber Poesie und Poetik der Araber» (Гота, 1856); «Кассида» Халиф-ель-Ахмарса (Грейфсвальд, 1859); «Elfachri, Geschichte des islamischen Reiche vom Anfang bis zum Ende des Kalifats» (Гота, 1860); «Диван» Абу-Новы (Том I, Грейфсвальд, 1861); «The divans of the six ancient Arabic poets» (Лондон, 1870); «Bemerkungen über die Echtheit der alten arabischen Gedichte» (Грейфс., 1872); «Verzeichniss arabischer Handschriften der Königlichen Bibliothek zu Berlin aus den Gebieten der Poesie, schönen Litteratur, Litteraturgeschichte und Biographik» (Грейфс., 1871). Источники: Альвардт, Феодор Вильгельм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907.

James_Johnston_Pettigrew (556x700, 234Kb)
1828
Джеймс Джонстон Петтигрю (James Johnston Pettigrew)
американский публицист, юрист, лингвист, дипломат и генерал армии Конфедерации в годы Американской гражданской войны. Он возглавлял атаку Пикетта и был убит через несколько дней после сражения при Геттисберге, при отступлении армии Конфедерации в Виргинию. Родился в округе Тирелл, штат Северная Каролина, США. Джеймс Джонстон Петтигрю был сыном Эбенезера и Энн-Шеппард Петтигрю, он родился в округе Тирелл (штат Северная Каролина). Его отец был из богатой семьи, ведущей своё происхождение от французских гугенотов. Его мать была двоюродной сестрой матери будущего федерального генерала Джона Гиббона, так что Петтигрю и Гиббон были троюродными братьями. В 15 лет Джеймс поступил в Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл. Он интересовался математикой и классическими языками, состоял в Филантропическом обществе. Также он был первым в боксе и фехтовании. Он произвёл хорошее впечатление на президента Джеймса Полка, который зачислил его в военно-морскую обсерваторию. Позже он изучал право в Балтиморе и совершил небольшое путешествие в Германию, где изучал гражданское право. Он семь лет путешествовал по Европе, выучил французский, немецкий, итальянский и испанский языки, а также мог читать на греческом, иврите и арабском. Он составил описание своей поездки: «Notes on Spain and the Spaniards». Некоторое время провел на дипломатической службе. В 1856 году он вернулся в США и был избран в легислатуру штата Южная Каролина. Несмотря на способности к иностранным языкам и гражданским наукам, Петтигрю стал изучать военное дело, в котором видел возможность служить своей стране и своему штату. В декабре 1860 года он служил помощником губернатора Южной Каролины, а в апреле 1861 участвовал в переговорах между губернатором, военным департаментом и командованием форта Самтер в Чарльзтонской гавани.
Гражданская война
Когда началась война, в Южной Каролине начал формироваться «Легион Хэмптона», и Петтигрю вступил в него добровольцем. Однако он очень скоро он стал полковником и назначен командиром 1-го южнокаролинского полка. Позже он вернулся в Северную Каролину и принял командование над 12-м северокаролинским пехотным полком (позже переименован в 22-й). Президент Дэвис и генерал Джонстон предлагали ему занять более высокий пост, но он отказался, сославшись на отсутствие военного опыта. Тем не менее, скоро возникла острая потребность в квалифицированных офицерах, и Петтигрю был направлен в Виргинию, где 26 февраля 1862 года получил звание бригадного генерала. Его бригада состояла из трёх полков и одного батальона: арканзасский батальон; 35-й джорджианский пехотный полк; 22-й северокаролинский пехотный полк; 47-й вирджинский пехотный полк. Однажды, когда юный родственник попросил «безопасного места» в штабе Петтигрю, тот ответил: «Я вас уверяю, самое небезопасное место в бригаде как раз возле меня. Лучше всего вам перестать думать о таком безопасном месте. Опасный путь есть без сомнения путь к славе».
Кампания на полуострове
Летом 1862, во время Кампании на Полуострове, бригада Петтигрю входила в состав дивизии густавуса Смита и участвовала в сражении при Севен-Пайнс, где Петтигрю был серьёзно ранен. Пуля Минье повредила ему горло и плечо. Он был близок к смерти и, когда он уже лежал раненый, получил ещё одно ранение пулей в руку и штыком в ногу. Считая свои раны смертельными, Петтигрю не разрешил офицерам отправить себя в тыл. Он остался умирать на поле боя, однако выжил и попал в плен. Через два месяца он вернулся в результате обмена военнопленными и, восстанавливая силы, командовал бригадой из дивизии Дэниэля Хилла под Ричмондом. Зимой принял командование бригадой в Северной Каролине и южной Виргинии. Он вернулся в свою бригаду в июне 1863 года, как раз к началу Геттисбергской кампании.
Геттисбергская кампания
Во время геттисбергской кампании бригада Петтигрю состояла из 4-х северокаролинских полков: 11-й северокаролинский, полковник Колетт Ливенторп; 26-й северокаролинский, полковник Генри Бургвейн; 47-й северокаролинский, полковник Джордж Фэриболт;
52-й северокаролинский, полковник Джеймс Маршалл. Военный департамент присоединил бригаду Петтигрю к Северовирджинской армии генерала Ли, и Петтигрю отправился во Фредериксберг в конце мая. Его бригада была самой сильной в дивизии Генри Хета (из корпуса Э. Хилла). В новой форме, полностью укомплектованные нарезными винтовками, его полки выделялись за все время маршей через Мэриленд и Пенсильванию. Некоторые полковые офицеры происходили из семей северокаролинских аристократов-плантаторов, как например полковник Коллетт Левенторп или 21-летний Гарри Бургвейн, возглавлявший 26-й северокаролинский полк, самый крупный полк в бою под Геттисбергом. Эта бригада почти год не участвовала в боевых действиях и насчитывала 2500 солдат и офицеров.
Бригада Петтигрю столкнулась с федеральной «Железной» бригадой 1 июля 1863 возле Хербст-Вудс, западнее Геттисберга. В этом бою серьёзно пострадали все полки бригады, потеряв около 40 % своего состава. Ранен был полковник Ливенторп, убит Генри Бургвейн.
Однако бригаде удалось отбросить федеральные войска от хребта Макферсона. Когда в полдень был ранен генерал Хет, командование дивизией принял Петтигрю. Он постарался реорганизовать потрепанную дивизию за второй день сражения, пока она стояла на позициях перед Семинарским хребтом.
James Johnston PettigrewPickett's-Charge-rus (548x700, 304Kb)
Дивизия Петтигрю во время Атаки Пикетта
Атака Пикетта
3 июля генерал Ли выбрал дивизию Петтигрю для наступления на левом фланге в атаке, известной сейчас как атака Пикетта. Эту атаку иногда ещё называют «атакой Пикетта — Петтигрю — Тримбла». Это было ошибкой генерала Ли — он не посоветовался с Петтигрю и не знал о тяжелом состоянии его дивизии. Как только началось наступление, дивизия попала под убийственный обстрел. Под Петтигрю была убита лошадь и он продолжил атаку пешком. Когда дивизия приблизилась на 100 метров к каменной стене (за которой стояли части Джона Гиббона, родственника Петтигрю), генерал получил несколько ранений шрапнелью. Несмотря на боль, Петтигрю остался со своими солдатами, пока не стало понятно, что атака не удалась. Придерживая окровавленную руку, он вернулся на исходные позиции и встретил генерала Ли. Он хотел что-то сказать, но Ли заговорил первым: «Генерал, я сожалею, что вы ранены, отправляйтесь в тыл». Отдав честь, Петтигрю молча пошёл в тыл.
Гибель
Петтигрю продолжал замещать Хета на должности командира дивизии во время отступления армии к реке Потомак. Во время переправы армии через Потомак возле Фоллинг-Уотерс, бригада Петтигрю осуществляла прикрытие. Когда 14 июля приблизились федеральные силы, бригада Петтигрю была последней частью на северном берегу реки. Стоя в первой линии, Петтигрю руководил стрельбой, и в это время он был застрелен федеральным кавалеристом из Мичиганской бригады. Он был ранен в живот, его немедленно переправили через Потомак в тыл. Умер возле городка Банкер-Хилл (штат Западная Виргиния) 17 июля 1863 года. Его бригада, потеряв около 56 % своего состава, фактически перестала существовать как боевая единица. В кино: В 1993 году в фильме «Геттисберг» в роли генерала Петтигрю снялся австралийский актёр Джордж Лэзенби, более известный как исполнитель роли Джеймса Бонда. Литература: Busey, John W., and David G. Martin. Regimental Strengths and Losses at Gettysburg. 4th ed. Hightstown, NJ: Longstreet House, 2005. ISBN 0-944413-67-6; Eicher, John H., and David J. Eicher. Civil War High Commands. Stanford, CA: Stanford University Press, 2001. ISBN 0-8047-3641-3; Gottfried, Bradley M. Brigades of Gettysburg. New York: Da Capo Press, 2002. ISBN 0-306-81175-8; Gragg, Rod. Covered With Glory: The 26th North Carolina Infantry at Gettysburg. New York: HarperCollins, 2000. ISBN 978-0-06-017445-3; Hess, Earl J. Lee's Tar Heels: The Pettigrew-Kirkland-MacRae Brigade. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 2002. ISBN 0-8078-2687-1; Tagg, Larry. The Generals of Gettysburg. Campbell, CA: Savas Publishing, 1998. ISBN 1-882810-30-9; Wilson, Clyde N. Carolina Cavalier: The Life and Mind of James Johnston Pettigrew. Athens: University of Georgia Press, 1990. ISBN 978-0-8203-1201-9.

Boguslaw_Chotek_von_Chotkow_by_Karl_Mediz. (539x700, 267Kb)
1829
Богуслав Хотек фон Хотков (немецкое имя — Boguslaw Chotek von Chotkow)
австрийский дипломат. Родился в Праге. Был в 1869—1871 гг. австрийским посланником в Петербурге, в 1871 г., при Гогенварте, наместником Богемии, с 1872 г. посланником в различных второстепенных государствах. Является персонажем рассказа «Убийство князя Людвига фон Аренсберга, военного австрийского агента» (из книги Сорок лет среди грабителей и убийц) и написанного по его мотивам детективного романа Леонида Юзефовича «Костюм Арлекина», а также телесериала «Сыщик Путилин». Умер в Гёрлице 11 октября 1896 года. Имел сына и семерых дочерей, одна из которых — графиня София-Мария-Йозефина-Альбина Хотек фон Хотков унд Вогнин (1868—1914), с 1907 г. носившая титул светлейшей герцогини Гогенберг — морганатическая жена австрийского эрцгерцога Франца-Фердинанда, убитая вместе с ним в Сараево накануне Первой мировой войны.

Karl_Oskar_Arnoldson (619x700, 102Kb)
1830
Карл Оскар Арнольдсон (шведское имя — Karl Oskar Arnoldson)
шведский артист оперы (лирический тенор). Отец Сигрид Арнолъдсон. Пению учился в Стокгольме у Ю.Гюнтера. Впервые выступил на сцене в 1855 в Малом оперном театре (Стокгольм), с 1858 пел в Королевской опере (в Стокгольме). В 1870 гастролировал в Придворной опере в Берлине. Арнольдсон обладал высокой вокальной техникой и подвижным голосом ("колоратурный тенор"). Умер 8 июля 1881 года. Партии: Горный король ("В плену у горного короля" Хальстрёма), Рольф ("Викерцы" Аава), Тамино ("Волшебная флейта"), Рауль ("Гугеноты"), Фауст и др.

Бретшнейдер_(1) (486x700, 124Kb)
1833
Эмилий Васильевич Бретшнейдер
русский синолог, ботаник и географ. Родился в Риге. В 1858 году окончил медицинский факультет Дерптского университета. В 1862—1864 работал врачом в Тегеране при русском посольстве, а в 1866—1884 в Пекине, где изучил китайский язык и историю средневекового Китая. Исследовал китайскую литературу по флоре и фармакогнозии Китая, обзор которой был издан в трёх частях в 1882—1895 годах («Botanicon Sinicum», содержит описание 358 лекарственных растительных средств). В 1883 году избран в почётные члены Петербургского ботанического сада. Изучал историю ботанических исследований европейцев в Китае, систематизированные данные о которой изложил в капитальном труде «History of European Botanical Discoveries in China» (1898), в котором описаны 647 исследователей (их биографии, маршруты, работы). В 1899 году награждён наградой Императорского Русского географического общества золотой медалью имени Петра Петровича Семёнова. Ввёл в сельскохозяйственную культуру Европы китайский артишок (Stachys affinis). Умер в Санкт-Петербурге 12 мая 1901 года.
БретшнейдерТитульный лист  (412x700, 244Kb)
Титульный лист книги «Mediaeval researches from Eastern Asiatic Sources»
Избранные труды
On the knowledge possessed by the ancient Chinese of the Arabs and Arabian colonies, and other western countries, mentioned in Chinese books. — London, 1871. — 27 p; Notes on Chinese mediaeval Travellers to the West. — Shanghai, 1875. — 130 p; Notices of the Mediaeval Geography and History of Central and Western Asia. — London, 1876. — 233 p; Early European researches into the flora of China // Journal of the North China Branch of the Royal Asiatic Society. — 1880. — Vol. 15. — P. 1—192; Botanicon Sinicum: Notes on Chinese Botany from Native and Western Sources. I. Notes on Chinese Botany from Native and Western Sources // Journal of the North China Branch of the Royal Asiatic Society. — 1882. — Vol. 16. — P. 18—230; Mediaeval researches from Eastern Asiatic Sources: Fragments towards the knowledge of the geography and history of Central and Western Asia from the 13th to the 17th century. — London, 1888. — Vol. 1 & 2; Botanicon Sinicum: Notes on Chinese Botany from Native and Western Sources. II. The Botany of the Chinese Classics: With Annotations, Appendix and Index // Journal of the North China Branch of the Royal Asiatic Society. — 1892. — Vol. 25. — P. 1—468; Botanicon Sinicum: Notes on Chinese Botany from Native and Western Sources. III. Botanical investigations into the materia medica of the ancient Chinese // Journal of the North China Branch of the Royal Asiatic Society. — 1895. — Vol. 29. — P. 1—623; History of European Botanical Discoveries in China. — London, 1898. — Vol. 1 & 2. — 1167 + XV p; Map of China and the surrounding regions / Engraved and printed by A. Iliin. — 2nd edition. — Saint Petersburg, 1900.
Растения, названные в честь Э.В.Бретшнейдера
В честь Э.В.Бретшнейдера назван род растений Бретшнейдера (Bretschneidera Hemsl., 1901) семейства Аканиевые, а также целый ряд видов растений: Begonia bretschneideriana Hemsl., 1900 [syn. Begonia leprosa Hance, 1883]; Berberis bretschneideri Rehder, 1907 [syn. Berberis amurensis Rupr., 1857]; Carum bretschneideri H.Wolff, 1927 — Тмин Бретшнейдера; Cornus bretschneideri L.Henry, 1899 — Кизил Бретшнейдера; Crataegus bretschneideri C.K.Schneid., 1906 [syn. Crataegus pinnatifida Bunge, 1835]; Hydrangea bretschneideri Dippel, 1894 — Гортензия Бретшнейдера; Pyrus bretschneideri Rehder, 1915 — Груша Бретшнейдера; Scabiosa bretschneideri Batalin, 1895 [syn. Pterocephalus bretschneideri (Batalin) Diels, 1901 — Птероцефалус Бретшнейдера]; Syringa bretschneideri Lemoine ex Wittm., 1895 [syn. Syringa villosa Vahl, 1804]; Zanthoxylum bretschneideri Maxim., 1883 [syn. Tetradium daniellii (Benn.) T.G.Hartley, 1981].
Бретшнейдер01 (700x525, 455Kb)
Бретшнейдера китайская (Bretschneidera sinensis)
Бретшнейдер02 (700x525, 316Kb)
Гортензия Бретшнейдера (Hydrangea bretschneideri)
Бретшнейдер03 (700x525, 593Kb)
Груша Бретшнейдера (Pyrus bretschneideri)
Литература: Липшиц С.Ю. Бретшнейдер, Эмилий Васильевич // Русские ботаники. Биографо-библиографический словарь / Ответственный редактор В.Н.Сукачёв. — Москва : Издательство МОИП, 1947. — Том I. А — Б. — Страницы 272—273. — 335 страниц — 10 000 экземпляров.

1834
Карл Генрих Дёринг (немецкое имя — Carl Heinrich Döring)
немецкий музыкальный педагог, хормейстер и композитор. Родился в Дрездене. В 1852—1855 гг. учился в Лейпцигской консерватории, после чего вернулся в свой родной город и с 1858 г. преподавал в Дрезденской консерватории; среди его учеников, в частности, Анастасий Дрешер. Опубликовал значительное количество этюдов и упражнений для фортепиано. Кроме того, руководил мужским хором, для которого написал около 200 песен a cappella. Другие сочинения Дёринга — вокальные (в том числе на стихи Генриха Гейне), камерная музыка. Выступал также как музыкальный критик, написал предисловия к массовым изданиям произведений Карла Марии Вебера и Муцио Клементи, биографический очерк о Бетховене и т. п. Умер в родном городе 26 марта 1916 года.

Moriz_Benedikt (542x700, 196Kb)
1835
Мориц Бенедикт (немецкое имя — Moriz Benedikt)
австро-венгерский врач, невролог, военный врач, преподаватель и научный писатель. Мориц Бенедикт родился в Айзенштадте, Шопрон, Австрия. Был преподавателем и профессором неврологии в Венском университете: с 1861 года состоял там доцентом по электротерапии, в 1868 году был назначен профессором электротерапии и нервных болезней. Как военный врач служил в австрийской армии во время Второй итальянской войны за независимость (1859) и Австро-прусской войны. Работы Бенедикта в период 1861—1875 годов были посвящены электротерапии и нервной патологии; наиболее крупные из них: «Elektrotherapie» (1868) и «Nervenpathologie und Elektrotherapie» (1874—1875). С 1873 по 1899 год напечатал ряд анатомических исследований по нормальной и патологической анатомии, особенно нервной системы. Написал также несколько работ по нервной физиологии, патологии и другим областям; другой род его работ был посвящён биомеханике, физиологии и патологии кровообращения, а также различным вопросам офтальмологии (1864—1897). Его именем назван синдром Бенедикта (Benedikt-Syndrom) — заболевание, вызываемое поражением красного ядра и пирамидной системы. Известен также своими исследованиями в области криминальной антропологии и, в частности, подвергается критике за свою теорию о якобы имеющем место существовании «нормальных» и «преступных» мозгов. В 1906 году опубликовал автобиографию. Умер в Вене 14 апреля 1920 года. Источники: Бенедикт, Мориц // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907.

Władysław_Tarnowski (582x700, 173Kb)
1836
Владислав Тарновский (польское имя — Władysław Tarnowski)
польский пианист, композитор, поэт и переводчик. Двоюродный брат литературоведа Станислава Тарновского. Владислав родился в имении Врублевице близ села Рыхтичи, ныне Дрогобычский район Львовский области, в семье Валерьяна Спицимира и Эрнестины Тарновских. Имел брата Станислава и сестру Марию. Воспитывался под присмотром гувернёра, в 1840 году остался без матери. Был очень способен к музыке. Местный органист научил мальчика читать ноты, и тот упражнялся дома на фортепиано. По семейным преданиям, Владислава ещё маленьким ребёнком показали Шопену, но документально это не подтверждено. В свои четырнадцать лет Владислав Тарновский уже сочинял музыку, писал стихи. Тяга к искусству усилилась от того, что Тарновские дружили с семьей Гротгеров, а сам Владислав был приятелем Артура Гротгера. С 1845 или 1846 учился в Лембергском иезуитском конвикте (школе-интернате) при костёле святого Николая, а потом — в Краковской гимназии. Поступил на юридический и философский факультеты Ягеллонского университета, который окончил в 1857 году, впоследствии, вопреки отцовской воле, учился в Парижской консерватории, у Даниэля Обера. Там дружил с музыкантом и музыковедом Альбертом Совинским и с историком и этнографом Франциском Духинским. В 1861 отец умер, и в день похорон сгорело поместье в Вороблевичах. Владислав как старший сын унаследовал хозяйствование имением и понемногу восстанавливал утраченное. Собирал произведения искусства и открыл музей в своей усадьбе. Построил в селе школу, нанял учителя и покупал для учащихся книги и тетради. По свидетельствам вороблевичских старожилов, его племянник, сын брата Станислава, на свои средства восстановил в селе церковь, сооружённую его предками в XVIII веке и разрушенную во время Первой мировой войны, а после установления советской власти был сослан в Сибирь в 1939 или 1940 году. Владислав Тарновский на некоторое время прервал обучение, чтобы принять участие в Польском восстании 1863 года. Работал во лембергской организации, которая помогала повстанцам, был секретным связным между Галицией и Национальным правительством в Варшаве. Также воевал в составе зуавов-смертников. Там же и написал военную песню «Jak to na wojence ładnie, я ułan z konia spadnie», доныне популярную, хотя и переработанную. После подавления восстания Владислав Тарновский продолжил обучение музыке в Лейпцигской консерватории у Игнаца Мошелеса (фортепиано) и Э.Ф.Э.Рихтера (композиция), в 1863—1865 гг. анонимно опубликовал в Лейпциге три выпуска поэтических сочинений под общим названием «Стихи студента» (польск. Poezye Studenta). Наконец отправился в Рим совершенствовать своё мастерство под руководством Ференца Листа. Тот ценил своего ученика, сравнивал его с Антоном Рубинштейном и Гансом фон Бюловом и сам исполнял произведения Тарновского. Тарновский концертировал во Вроцлаве (в 1860 и 1875 исполнял также свои произведения), Вене и Риме, Венеции и Флоренции (1872), Париже (1873) и Лемберге (1875), гастролировал по Греции, Сирии и Египте. Некоторое время жил в Индии и Японии, заинтересовавшись восточными культурами. В то же время публиковал в польской прессе стихи под псевдонимом «Эрнест Булава» (польское название — Ernest Buława). Отдельными изданиями вышли в мир, в частности, его напечатанные в Лемберг мистерия по библейским мотивам «Исаак» (1871) и две драмы — «Карлински» (польское название — Karlińscy, 1874) и «Иоанна Грэй» (польское название — Joanna Grey, 1874).
Władysław_Tarnowski_by_Maurycy_Gottlieb (554x700, 207Kb)
Владислав Тарновский. Портрет работы Мауриция Готтлиба, 1877 год
Свободно владея английским, немецким, французским и итальянским языками, он перевёл на польский ряд произведений Уильяма Шекспира, Перси Биши Шелли, Вашингтона Ирвинга, Генриха Гейне, Максимилиана Берна, Пьера Корнеля. В активе также драматическая мистерия «Майя» Анджело де Губернатиса, с которым Тарновского сблизило увлечение Востоком, и польский перевод профессионального исследования Франца Бренделя «Очерк истории музыки». Тарновский был также меценатом (поддерживал, в частности, Анджея Грабовского). Среди композиций Тарновского — опера «Ахмед, или Пилигрим любви» (польск. Achmed, czyli Pielgrzym miłości, 1875, на собственное либретто по мотивам «Альгамбры» Вашингтона Ирвинга), струнный квартет ре мажор, Фантазия для скрипки и фортепиано, фортепианные и вокальные сочинения. Владислав Тарновский умер от инфаркта, путешествуя из Японии в США на корабле «Пацифик» («Pacific»). Смерть наступила уже на подходе к Сан-Франциско 19 апреля 1878 года. Похоронен в Вороблевичах.
Władysław_Tarnowskiараб (497x700, 441Kb)
Владислав Тарновский в арабском головном уборе (гравюра 1878 г. с рисунка Францишека Тегаццо)
Музыкальные композиции
Камерные: Quatour Ré-majeur pour Deur Violons, Viola et Violoncelle (Струнный квартет ре мажор) (1874?); Fantasia quasi una sonata (для скрипки и фортепиано); Souvenir d’un ange (для скрипки и фортепиано) (Вена, около 1876, издательство Кратохвилла/Kratochwill).
Фортепианные: 3 Mazurkas (Вена, около 1870, издательство A. Безендорфера/A. Bösendorfer); 2 пьесы: Chant sans paroles, Valse-poeme (обе — Лейпциг, около 1870, издательство Х.Э.Канта/Ch. Е. Kahnt); Impromptu «L’adieu de l’artiste» (Вена, около 1870, издательство Гутманна/J. Gutmann); Souvenir de la Canée (концертная фантазия для фортепиано); Sonata à son ami Zawadzki (Вена, около 1875, издательство Кратохвилла); Grande polonaise quasi rapsodie symphonique (Вена, около 1875, издательство Гутманна); Extases au Bosphor, fantasie rapsodie sur les melodies orientales op. 10 (Лейпциг, около 1875, издательство Р.Форберга/ R. Forberg); Полонез для Теофила Ленартовича (1872); Траурный марш из симфонического произведения, посвященный памяти Августа Беловского (1876); Обработка этюда оп. 25, № 7 Фредерика Шопена для виолончели и фортепиано (Лейпциг, 1874, издательство B&H); Аве Мария (в: "Album Muzeum Narodowego w Rapperswyllu", 1876, стр. 577-578.).
Władysław_TarnowskiКарлински (700x551, 285Kb)
Издание трагедии «Карлински». Лемберг, издательство Губриновича и Шмидта, 1874 год
Ноктюрны и романсы: Nocturne dédié à sa soeur Marie (Вена, издание не датировано); Nuit sombre; Nuit Claire. Песни: Соло: Marsz ułański — или Pieśń żołnierza и Marsz żołnierzy Langiewicza, который начинается словами: «A kto chce rozkoszy użyć»; сегодня более известен со слов «Jak to na wojence ładnie» (первые публикации: Kieszonkowy słowniczek polski z melodiami, Познань, 1889, издательство Лайтгебера/J. Leitgeber и Piosenka wojenna, Лемберг, 1908, издательство Б. Полонецкого/B. Połoniecki, соответственно). С фортепианным аккомпанементом: Cypryssen 5 characterische Gesänge (Вена, 1870, издательство A. Безендорфера), пятая песня: Ich sank verweint in sanften Schlummer; Neig, o Schöne Knospe (Вена, около 1870, издательство Гутманна); Kennst du die Rosen (Вена, около 1870, издательство Гутманна); Du buch mit Siegen Siegeln и Ob. Du Nun ruhst… (Вена, около 1870, издательство Кратохвилла); Still klingt das Glöcklein durch Felder (Вена, около 1875, издательство Гутманна); Klänge Und Schmerzen (Лейпциг, около 1870, издательство Х.Э.Канта); Nächtliche Regung (Лейпциг, близько 1870, издательство Х.Э.Канта); Mein Kahn; Strofa dello Strozzi e la risposttadi Michalangelo (издательство Цариша/Carisch). Сценические произведения: Achmed oder Pilger Liebe (на собственное либретто. Опубликована партия фортепиано, Лейпциг, около 1875, издательство Г.Форберга); Karlińscy (музыка к собственному драматическому произведению, Лемберг, 1874, издательство Губриновича и Шмидта); Joanna Grey (музыка к собственному драматическому произведению, Вена, 1875, издательство Кратохвилла).
Władysław_TarnowskiИоанна Грэй (700x509, 301Kb)
Издание трагедии «Иоанна Грэй». Лемберг, издательство Губриновича и Шмидта, 1874 год
Литературные произведения
Поэтические сборники: Poezye studenta (тома 1-4, с 1863-1865 гг): Poezye Studenta — том 1. (Лейпциг, 1863, издательство Ф.А.Брокгауза/F.A.Brockhaus); Poezye Studenta — том 3. (Лейпциг, 1865, издательство Ф.А.Брокгауза); Poezye Studenta — том 4. (Лейпциг, 1865, издательство Ф.А.Брокгауза); Krople czary (Лейпциг 1865, видавництво Павла Роде/Paweł Rhode); Sonety tatrzańskie (1865); Szkice helweckie i Talia (Лейпциг, 1868, издательство Павла Роде); Piołuny (Дрезден, 1869, типография Ю. И. Крашевского); Nowe Poezye (1872, издательство Зайферта и Чайковского/Seyfert i Czajkowski); Kochankowie ojczyzny (поэма, 1872); Obrazy z kraju (1877). Стихи: Na śmierć Żołnierza Polskiego Marcina T. (приблизительно 1862, книжное издание 1865); Do Władysława Zwierkowskiego i Filipa Kahanego (после 1863); Bądźmy gotowi (1865); Na śmierć Juliusza T. (1865); Do S… T… (опубликовано 1865); Krzyk sarmatki (1867); Modlitwa niemego; Na dymissyę Belkredego (1867); Prywata a doktrynerka (1868); Kolibry (1868); Pamięci Sierakowskiego (1868); Pamięci Jurgensa (1868); Pamięci Mieczysława Romanowskiego (1868 или ранее); Pamięci Traugutta (1868 или ранее); Modlitwa niemego (1868); Kwestya szkółek (1868); Z płomieni (1869); Tryumfator (программа к симфонии) (1869); Pamięci J. K. Turskiego (1870); Praxytel i Fryne (1871); Neapol (1875); Pomnik Bielowskiego (1876)); Naśladowanie z arabskiego (1876); Tęcze wspomnień (1876); Odwiedziny u Kanarisa (1876); Wspomnienie Skinderowi Paszy (1876); Nad brzegami Barada (1877); Tęsknota ducha (1878). Песни: Podzwonne (1857); Jak to na wojence ładnie; Na bagnety (1863); Pieśń druga z Lutni (1863); Piołunowy hymn (1865); Oda na cześć Żuawów nieśmiertelnych (1865); Hymn wiosenny (1866); Córeczka grabarza (1869); Madonno moja (1875). Драмы: Izaak. (Лемберг, 1871); В серии Ernesta Buławy Utwory Dramatyczne: Toм I — Karlinscy. Лемберг, издательство Губриновича и Шмидта, 1874; Toм II — Joanna Grey. Лемберг, издательство Губриновича и Шмидта, 1874 (с этим драматическим произведением связана увертюра Владислава Тарновского, но её приобщили позже); Toм III — Ostatnie sądy kapturowe и Finita la comedia (упомянуты в томе II; опубликованы, вероятно, также в издательстве Губриновича и Шмидта). Achmed, pielgrzym miłości (либретто на немецком языке Achmed oder die Pilger der Liebe). Проза: Talia (1868); Przechadzki po Europie (1871). Переводы: Джеймс Макферсон. Pieśni Osjana, а также по мотивам: Z dziejów «Ossjana» w Polsce (англ.) (посмертное издание), издательство Михала Арцта/M. Arct, Варшава, 1927; Уильям Шекспир. Hamlet (англ.) (последние издания: Hamlet, królewicz duński — под редакцией Гжегожа Синка/Grzegorz Sinko), Zakład Narodowy im Ossolińskich, Warszawa, 1953; Hamlet — под редакцией С. Гельштинского/St. Helsztyński), Zakład Narodowy im Ossolińskich, Wrocław, Kraków, 1971); Франц Брендель. Zarys historii muzyki/Grundzüge der Geschichte der Musik (5 томів, Лейпциг, 1866); Франц Брендель. Liszt jako symfonik, skreślił dr. Brendel, z dodaniem artykułu krytyczno-muzykalnego Ludwika Leona Gozlana spolszczył W. T. (Лемберг, 1870); Людвиг Фоглар. Męczennicy fantazji. Рассказы, в журнале Świt, 1872, № 6-14; Cyd, по испанскому романсеро, с перевода Гердера. Cyd pod Ferdynandem Wielkim, часть 1, Świt, 1872, № 17-26; Анджело де Губернатис. Maja, mysteryum dramatyczne, z szeregu dramatów indyjskich wyjęte (итал.) Ruch Literacki, 2, 1875; а также Лемберг, 1876, издательство Губриновича и Шмидта); Гектор Берлиоз. Nowela przeszłości. 1555. Pierwsza opera Ruch Literacki, 2, 1876 (первое произведение из цикла Les Soirées de l’orchestre, том из первой половины 1876 года, страницы 81-84); Гектор Берлиоз. Grand traité d’instrumentation et d’orchestration modernes под переводным названием — O instrumentacji; Эжен Эменис (французское имя — Eugène Yemeniz). Bohaterowie Grecji Ruch Literacki, в томе второй половины 1876 года, страницы 57-58, 72-73, 90-91, 105—108, 119—120, 135—136, 153—154, 169—170, 184—185, 200—201, 216—217, 233, 246—247, 264—266, 280—281, 295—296); Генрих Гейне. Sobowtór, (1866); Джордж Гордон Байрон. Piosnka portugalska (1869); Перси Биши Шелли. Hymn do nocy, (1869); Максимилиан Берн. Pięć tekstów do muzyki: Dwie dusze (1872); Trzech muzykantów (1872); Kwiat tajemniczy (1872); Młodzian Jeziora(1869, вид. 1872); Zwiędły liść (1872), Стихи и тексты музыкальных произведений Владислава Тарновского, его статьи, рецензии на литературные и музыкальные произведения публиковались в различных изданиях, таких как Ruch literacki, Tygodnik ilustrowany, Gazeta Narodowa, Dziennik Literacki, Dziennik Poznański, Gazeta Polska (Чикаго), Mrówka, Świt, Tydzień Polityczny, Naukowy, Literacki i Artystyczny (выходил в Дрездене под редакцией Ю. И. Крашевского) и Kłosy. Библиография: Encyklopedia muzyczna, PWM 2009; Encyklopedia muzyki PWN 2001; Encyklopedia literatury PWN 2007; Wielka Encyklopedia Polski, tom 2, Wydawnictwo Ryszard Kluszczyński, 2004; Sir George Grove (red. Stanley Sadie) «The New Grove Dictionary of Music and Musicians» (II wydanie), Tom 25 (Taiwan to Twelwe Apostles), 2001, страницы 103—104; С частью наследия можно ознакомиться в электронной библиотеке Варшавского университета; Генеалогия Тарновских; Ewa Róża Janion «Legends of Suli in Poland: some remarks on Władysław Tarnowski», с. 46-49 в докторской диссертации: Ewa Róża Janion «Imaging Suli : Interactions between Philhellenic Ideas and Greek Identity Discourse», Peter Lang GmbH, Франкфурт, 2015; Pieśni niemieckie Władysława Tarnowskiego, M.T. 2017.

Ilija_Colak_Antic_1876_Mukarovsky (608x700, 243Kb)
1836
Илья Константинович Чолак-Антич (сербское имя — Илија Константинов Чолак-Антић)
Полковник Илья К.Чолак-Антич - участник сербско-турецкой войны, дослужившийся до звания полковника. Родился в Чачке. В двенадцать лет он потерял обоих родителей. Он посещал начальную школу в Ужице. После окончания средней школы в Крагуеваце, поступил в 1851-м в Военную академию (артиллерийское училище). После окончания военной академии, как едет на стажировку в Льеж, Бельгия, где он оставался до 1858. В 1859 был профессором военной академии. В период с 1859 по 1872 работал в целях повышения уровня знания артелерии и тактики. Год провел в военном министерстве. Затем он был командующим народной армии (Чачанской, Рудничкской и Ужичской). В сербско-турецкой войне 1876 года был командиром Чачанской бригады первого класса. На короткий период, в течение 1876, был назначен командующим Ибарской армией, заменив раненого генерала Заха. Отличился заслугами в звание полковника (1876). После завершения сербско-турецкой войны, был несколько раз за рубежом (Вена, Париж) по контрактам и на приобретение военной техники. В 1884-1885 был военным посланником в Вене. В нескольких случаях он был председателем военной комиссии по делам, связанным с оружием. Он был награждён за военные заслуги таковским крестом и орденом князя Данилы Черногорского, которым его наделил князь Никола Черногорский. Илья Чолак-Антич умер в Белграде 12 октября 1894 года. Семья: Полковник Илья Чолак-Антич, сын Косты Чолак-Антича, внук герцога Крушевацкого Анте Чолака, а также сын дочери старовалашского князя Максима Рашковича и капитана Йован Митровича Демира Йованки. Илья был женат на Елене Матич, дочери Димитрия Матича министра юстиции и учителя средней школы. Также у Ильи был брат Лазар, также участник сербско-турецкой войны (подполковник). С Еленой имел несколько детей: Бошко Чолак-Антич; Воин Чолак-Антич; Йованка (после свадьбы Вукичевич).

 (519x699, 36Kb)
1837
Софус Садс Йергенсен (иначе – Йоргенсен; датское имя — Sophus Mads Jörgensen)
датский химик-неорганик, один из основоположников химии комплексных соединений. Родился в Слагельсе (Зеландия). Окончил Копенгагенский университет (1863), в котором и работал до 1908 г. (с 1887 профессор). Основные работы посвящены химии комплексных соединений кобальта, хрома, родия и платины. Йергенсен усовершенствовал предложенную К.В.Бломстрандом цепную теорию строения комплексных соединений, которая предполагала возможность образования в аммиакатах и кристаллогидратах цепей типа (–NH3–NH3–) или (–ОH2–ОH2–) соответственно. Теория позволила объяснить строение некоторых важнейших комплексных соединений, что было бы невозможно на базе предшествующих теоретических представлений. В 1870-х годах установил строение солей трёхвалентного кобальта состава CoCl3•6NH3 и CoCl3•6NR3. Теория Бломстранда-Йергенсена предшествовала появлению в 1893 координационной теории А.Вернера. Активно внедрял в экспериментальную химию криоскопический и кондуктометрический методы, которые использовал для определения молекулярных масс и строения аммиакатов. Член Датского королевского общества наук (с 1874). Автор учебника "Основы химии" (1902), переведённого на многие европейские языки. Йёргенсен создал датскую школу химиков, представителями которой были С.П.Сёренсен и Н.Я.Бьеррум. Умер 1 апреля 1914 года.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку