-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 121977
Комментариев: 6815
Написано: 130471


1 июля родились...

Вторник, 01 Июля 2025 г. 03:57 + в цитатник
William_Wyler (538x700, 159Kb)
1902
Уильям Уайлер (William Wyler)
(окончание)
Редактор отдела искусства «Лос-Анджелес таймс» Чарльз Чемплин отмечал, что Уайлер «был кропотливым перфекционистом, который иногда вызывал раздражение у актёров и съёмочной группы, но который делал столько дублей, сколько ему необходимо, чтобы получить именно те — свет, тень, движение, композицию и голос — которые он хотел». Как далее отмечал Биллитер, в итоге «такие фильмы, как „Наследница“ и „Лисички“, стали наивысшей формой художественного выражения в Голливуде на его пике. А фильм „Лучшие годы нашей жизни“, его самый тёплый и почти наверняка самый глубоко прочувствованный фильм, стоит на одном уровне с „Гражданином Кейном“ и, наверное, двумя или тремя другими лучшими американскими фильмами всех времён». Американский режиссёр Билли Уайлдер также отмечал перфекционизм коллеги и друга, добивавшегося высоких результатов «методом проб и ошибок». Именно этим Уайлдер объяснял большое количество дублей. Такой метод работы вносил напряжение в отношения с актёрами, но он себя оправдывал, так как актёры знали, что это Уайлер, что он «очень странный и что когда он берётся за картину, у него выходит великолепно. У него не было оригинальных идей, но те, что были, он воплощал идеально».
William_Wyler13 (550x700, 168Kb)
Грегори Пек назвал Уайлера «самым совершенным» режиссёром американского кино
Несомненным положительным качеством и весомым вкладом в кино признаётся его работа с актёрами, умение распознать и развить их природные дарования, что позволило «открыть» многих ставших впоследствии известными исполнителей. Несмотря на то, что некоторые актёры, столкнувшись с режиссёрским стилем Уайлера, покидали проект раздражёнными и не хотели с ним работать в дальнейшем, другие звёзды сохранили самые лучшие впечатления от работы с ним. Так, Грегори Пек назвал Уайлера «лучшим из многих прекрасных режиссёров, с которыми я когда-либо работал», а Бетт Дейвис после смерти Уайлера сказала: «Киноиндустрия только что потеряла незаменимого режиссёра и незаменимого человека. Я буду скорбеть о нём всю мою жизнь». Однажды она назвала Уайлера «самым совершенным кинорежиссёром» в американском кино. В свою очередь, Лоренс Оливье говорил, что Уайлер практически «убивал меня жестокостью своей критики. Но он выбил из меня весь мой снобизм по отношению к кино… Уайлер научил меня многому в кино». Другие авторы также подчёркивали, что режиссёр оказал благотворное влияние на формирование Оливье как киноактёра, который до «Грозового перевала» относился к кинематографу настороженно и «предвзято», так как не считал его полноценным искусством. В 1969 году, вспоминая работу с Уайлером, великий английский актёр и режиссёр выразил свою творческую эволюцию следующим образом: «Я понял, что экран может поставить себе на службу всё самое передовое. Это было для меня новое средство сообщения, новый язык. Именно от Уайлера я воспринял простую мысль: если делать правильно, можно сделать всё, что угодно. Если бы не эта его позиция, вряд ли я снял бы „Генриха V“ пять лет спустя». Валентина Колодяжная отмечала, что на съёмках «Грозового перевала» режиссёр помог формированию Оливье как актёра, для которого «были подвластны романтическая страстность и философская мысль». По её мнению, Хитклиф «явился подступом к созданным Лоренсом Оливье в дальнейшем кинообразам Генриха V, Гамлета и Ричарда III». С глубокой благодарностью вспоминала Хепбёрн вклад режиссёра в её актёрской карьере. «Мне очень повезло, что на меня обратил внимание Уильям Уайлер — после работы с ним я снималась в прекрасных фильмах, которые выбирала по собственному желанию. Я была бы сумасшедшей, если бы не сделала этого». Орсон Уэллс назвал коллегу «хорошим режиссёром» и «выдающимся продюсером» — последнюю должность он охарактеризовал как «руководителя режиссёра». Именно в этом качестве, по мысли Уэллса, Уайлер так силён, что вызвано особенностями поведения на съёмочной площадке, где он проводит много времени у камеры, при этом снимая множество дублей и не давая никаких указаний актёрам. «Он ждёт, как продюсер ждёт у себя в кабинете. Просматривает двадцать безупречных кадров, выискивая тот, где что-то произошло и обычно умеет выбрать лучший». По словам Лилиан Хеллман, Уайлер был «замечателен как своим упрямством на съёмочной площадке, так и своей необыкновенной заботой и щедростью» по отношению к близким ему людям. Наконец, как сказал многолетний партнёр Уайлера продюсер Сэмюэл Голдвин, смерть Уайлера стала «огромной утратой для всех нас, кто знал и любил его. К счастью, непреходящее качество его работ сохранится для многих поколений, которые смогут оценить его подлинное понимание человеческого сердца».
Современная критика оценивает его творчество довольно сурово, отмечая отсутствие у него индивидуального киноязыка, что в первую очередь касается операторских и монтажных решений. Филип Кемп в своём справочнике «501 кинорежиссёр» писал, что прежде Уайлера «называли одним из лучших режиссёров, его почитали за использование глубокого фокуса и длинных, непрерывных дублей. Сегодня его репутация упала, он — кинематографист, низложенный нынешними вкусами критиков, осуждённый за те самые качества, за которые когда-то был восхваляем. Его сдержанность стала рассматриваться как обезличенность, хороший вкус — как самодовольство, серьёзность — как напыщенность, техническое мастерство и чёткость — как пресность… Независимо от жанра и масштаба, во всех своих фильмах Уайлер выступал безупречным ремесленником».
William_Wyler14 (499x700, 146Kb)
Бетт Дейвис в фильме «Иезавель» (1938)
Номинации и награды
Уайлер удостоен рекордных двенадцати номинаций на премию «Оскар» как лучший режиссёр. В этом качестве он получил «Оскар» трижды — за фильмы «Миссис Минивер» (1942), «Лучшие годы нашей жизни» (1946) и «Бен-Гур» (1959). Также три «Оскара» в данной категории получил Фрэнк Капра, и лишь у Джона Форда их четыре.
Уайлер является единственным режиссёром в истории Академии кинематографических искусств и наук, который поставил три фильма, победивших в категории «Лучший фильм». В общей сложности он создал тринадцать картин, номинированных на «Оскар» в этой категории, — больше, чем какой-либо другой режиссёр. За игру в фильмах Уайлера больше всего актёров было удостоено номинаций на «Оскар» — тридцать пять. Среди этих номинантов тринадцать актёров (Уолтер Бреннан дважды) получили «Оскар» — это также рекорд. За главные роли в фильмах Уайлера «Оскары» получили актёры Бетт Дейвис, Грир Гарсон, Фредрик Марч, Оливия де Хэвилленд, Одри Хэпберн, Чарльтон Хестон и Барбра Стрейзанд, а за роли второго плана «Оскары» получили Уолтер Бреннан (дважды), Фэй Бейнтер, Тереза Райт, Гарольд Расселл, Берл Айвз и Хью Гриффит. Как отмечал Маслин, Бетт Дейвис сыграла свои лучшие роли в трёх его фильмах «Иезавель», «Письмо» и «Лисички», получив за это «Оскар» и ещё две номинации на него. В общей сложности фильмы Уайлера удостоились 127 номинаций на «Оскар» в различных категориях, получив 38 наград.
Список важнейших премий и номинаций
Screenshot 2025-06-02 at 05-30-21 Уайлер Уильям — Википедия (577x700, 237Kb)
За свой вклад в развитие киноиндустрии 8 февраля 1960 года Уайлер был удостоен Звезды на Голливудской «Аллее славы».
Фильмография
Screenshot 2025-06-02 at 05-31-28 Уайлер Уильям — Википедия (700x665, 275Kb)
UMS — 24-минутные фильмы из цикла «Мустанг»
UBSS — 60-минутные фильмы из цикла «Синяя полоса»
Screenshot 2025-06-02 at 05-32-32 Уайлер Уильям — Википедия (700x698, 173Kb)
Screenshot 2025-06-02 at 05-32-55 Уайлер Уильям — Википедия (651x700, 210Kb)
Screenshot 2025-06-02 at 05-33-29 Уайлер Уильям — Википедия (635x700, 205Kb)
Screenshot 2025-06-02 at 05-33-48 Уайлер Уильям — Википедия (700x675, 207Kb)
Screenshot 2025-06-02 at 05-34-17 Уайлер Уильям — Википедия (610x700, 176Kb)
Screenshot 2025-06-02 at 05-34-32 Уайлер Уильям — Википедия (700x533, 173Kb)
Литература Базен, Андре. Уильям Уайлер, янсенист мизансцены // Что такое кино? [: сборник статей ]. — Москва : Искусство, 1972. — Страницы 97—122. — 382 страницы; Дунаевский, Алексей. Кино на пьедестале. «Оскар» и другие премии Америки / Ответственный редактор Т. Г.Трубникова. — Винница: ГЛОБУС-ПРЕСС, 2006. — 864 страницы. — («Студия 1+1»). — ISBN 966-8300-00-9; Карцева Е.Н. Лучшие годы его жизни // Советский экран. — 1969. — № 23. — Страницы 13, 15; Колодяжная В.С. Уильям Уайлер. — Москва : Искусство, 1975. — 143 страницы. — (Мастера зарубежного киноискусства); Коттрелл, Джон. Лоренс Оливье / Перевод с английского А.Д.Ципенюк. — Москва : Радуга, 1985. — 415 страниц; Кузнецов, Данила. Язык кино. Как понимать кино и получать удовольствие от просмотра. — Москва : Эксмо, 2019. — 112 страниц. — (Синхронизация. Включайтесь в культуру). — ISBN 978-5-04-094371-5; Ногейра, Рюи. Разговоры с Мельвиллем / Перевод с французского С.Козина. — Москва: Роузбад Интерэктив, 2014. — 256 страниц. — ISBN 978-5-905712-06-7; Садуль, Жорж. История киноискусства. От его зарождения до наших дней / Перевод с французского М.К.Левиной. Редакция, предисловие и примечания Г. А. Авенариуса. — Москва : Иностранная литература, 1957. — 464 страницы; Спото, Дональд. Одри Хепбёрн = Enchantment: The Life of Audrey Hepburn / Перевод с английского Т.Новиковой. — Москва : Эксмо, 2009. — 464 страницы. — (Женщина-Богиня). — ISBN 978-5-699-21237-8; Тёплиц, Ежи. История киноискусства. — Москва : Прогресс, 1974. — Том 4 (1939—1945). — 317 страниц; Кроу, Кэмерон. Знакомьтесь — Билли Уайлдер = Conversations with Wilder / Перевод с английского А.Зайцев. — Москва : Rosebud Publishing, 2016. — 400 страниц. — ISBN 978-5-905712-13-5; Уэллс об Уэллсе / Предисловие К.Разлогова. Составление, комментарий, перевод Н.Цыркун. — Москва: Радуга, 1990. — 448 страниц; Царапкина, Т. Уильям Уайлер // Кино США: режиссёрская энциклопедия. — Москва: ВГИК, 2015. — Страницы 273—275. — 356 страниц. — ISBN 978-5-87149-171-3; Эйзенштейн С.М. Избранные произведения в шести томах / Главный редактор С.И.Юткевич. — Москва : Искусство, 1964. — Том 3. — 672 страницы; Miller, Gabriel. William Wyler: The Life and Films of Hollywood's Most Celebrated Director — University Press of Kentucky, 2013. — ISBN 0813142105, 9780813142104; Sinyard, Neil. A wonderful heart: The films of William Wyler — Jefferson, North Carolina: McFarland & Company, Inc., 2013. — 248 p. — ISBN 978-0-7864-3573-9.

Улицкая (488x700, 251Kb)
1902
Ольга Петровна Улицкая
молдавский советский режиссёр кино и дубляжа, сценарист. Заслуженный работник культуры Молдавской ССР (1969). Родилась в городе Одесса, Херсонская империя, Российская империя (ныне Украина), в семье портного, запасного закройщика старшего разряда 22-го драгунского Астраханского генерал-фельдмаршала Великого князя Николая Николаевича полка Петра Улицкого (1866—1942), впоследствии хозяина ателье по пошиву одежды. Окончила Одесский кинотехникум (1929) и Институт народного образования. Дебютировала помощницей режиссёра и второстепенной ролью в картине «Мельница на опушке» (1927). Работала ассистентом режиссёра Александра Осиповича Гавронского (за которого вышла замуж) на картинах «Хромоножка» («Забыть нельзя», «Илька-хромоножка»; 1930, Белгоскино), «Настоящая жизнь» («Поступок комсомолки Веры», «Личная жизнь»; 1930, Белгоскино) и на первой звуковой ленте Киевской киностудии — «Любовь» (1933, Украинфильм). После ареста и высылки мужа в 1934 году последовала за ним в ссылку; в связи с его повторным арестом вернулась в 1937 году в Москву. Работала на киностудии в Алма-Ате. Автор сценария мультипликационных фильмов «Дед Иван» («Как дед Иван смерть прогнал», 1939) и «Лиса, заяц и петух» (1942). С 1948 года — режиссёр Молдавского отдела кинохроники Черноморской кинофабрики в Одессе, с 1952 года — режиссёр Кишинёвской киностудии хроникально-документальных фильмов. Была дружна с поэтессой Еленой Благининой. С 1957 года и до конца жизни работала на киностудии «Молдова-филм». Была режиссёром дубляжа около семидесяти полнометражных художественных картин, занималась кинохроникой. В 1958 году совместно с режиссёрами Михаилом Каликом и Борисом Рыцаревым поставила на киностудии «Молдова-филм» первую художественную картину — фильм-балладу на историческую тему «Атаман Кодр». В 1962 году — короткометражную ленту по собственному сценарию «Горькое лекарство». После этого занималась документальным и научно-популярным кино. Умерла в городе Кишинёв, Молдавская ССР, СССР (ныне Молдова), 23 декабря 1978 года.
Награды: Медаль «За трудовую доблесть» — 1960.
Фильмография
Актёрские работы: 1927 — «Мельница на опушке» — молодая крестьянка. Режиссёрские работы: 1930 — «Настоящая жизнь» (ассистент режиссёра); 1930 — «Хромоножка» (ассистент режиссёра); 1933 — «Любовь» (ассистент режиссёра); 1958 — «Атаман Кодр» (совместно с Михаилом Каликом и Борисом Рыцаревым); 1962 — «Горькое лекарство» (короткометражка). Режиссёр дубляжа: 1938 — «В старом Чикаго» / In Old Chicago (дубляж 1943 года). Сценарные работы: 1939 — «Дед Иван» (мультфильм); 1942 — «Лиса, заяц и петух» (мультфильм); 1962 — «Горькое лекарство» (короткометражка). Документальное кино: 1950 — «Равная среди равных» (Одесская киностудия); 1955 — «Памятник боевой славы»; 1957 — «Наша Молдова»; 1963 — «Рядом с нами»; 1964 — «Сорок шагов в будущее»; 1965 — «Топ-топ»; 1966 — «Найти виновного»; 1967 — «Молчаливые камни»; 1969 — «Здравствуй, малыш!»; 1969 — «Не только оружием»; 1970 — «Наш отец болен»; 1970 — «Иона Якир»; 1971 — «Быть женщиной»; 1971 — «Помните нас, ребята»; 1972 — «Партийный курьер»; 1973 — «В поисках потерянного времени»; 1974 — «Нас жизнь зовёт»; 1974 — «С праздником тебя, Молдова!»; 1975 — «Вам, женщины!»; 1975 — «Ты в сердце моём, комсомол!»; 1976 — «Интернационалисты»; 1977 — «Рабочая гарантия»; 1978 — «Во имя человека». Награды и звания: Медаль «За трудовую доблесть» (8 июня 1960 года) — за выдающиеся заслуги в развитии молдавского искусства и литературы и в связи с декадой молдавского искусства и литературы в городе Москва; Заслуженный работник культуры Молдавской ССР (1969).

johnson_2 (646x700, 335Kb)
1903
Эми Джонсон (Amy Johnson)
знаменитая женщина-пилот Великобритании, дама-командор ордена Британской империи (CBE — от Commander of the British Empire), первая в мире женщина, совершившая одиночный перелёт из Англии в Австралию. Участница первого в мире однодневного перелёта из Лондона до Москвы и авиагонки на приз МакРобертсона. Была замужем за шотландским лётчиком Джеймсом Алланом Моллисоном (родился в 1905 — умер в 1959). Эми Джонсон родилась в доме 154 на улице Святого Георгия (St. George's Road) Кингстон-апон-Халла (Восточный Йоркшир), в семье крупного рыботорговца Джона Уильяма Джонсона (John William Johnson). Дед Эми по отцовской линии, Андерс Йоргенсен (Anders Jorgensen), перебрался в Англию с датского острова Фюн, а сам Джон Уильям, перед тем как переехать в Халл и жениться, некоторое время жил в Британской Колумбии. По материнской линии родственники Эми являлись одной из семей-основателей, её прадед — Уильям Ходж (William Hodge), был мэром Халла в 1860 году. Эми была самой старшей из четырёх дочерей в семье (cамая младшая, Бэтти (Betty), родилась, когда Эми исполнилось 16). После окончания школы в 1922 году (в период с 1915 по 1922 годы Джонсон училась в окружной средней школе — Boulevard Municipal Secondary School), Эми поступила в университет Шеффилда (University of Sheffield). Во время учёбы она познакомилась с бизнесменом из Швейцарии, Гансом Арреггером (Hans Arregger). Он был старше её на 9 лет (во время знакомства Джонсон было 19 лет), Эми мечтала, что они поженятся. Их отношения продержались 6 лет, а потом Ганс женился на другой женщине. В период с 1922 по 1928 годы Эми написала Гансу 286 писем, которые он бережно сохранил, и, в дальнейшем, эти письма были переданы музею Халла. В 1925 году, после окончания университета со степенью бакалавра по экономике, Эми вернулась в Халл, где окончила курсы секретарей и устроилась на работу, с которой уволилась из-за нервного срыва через три месяца. Именно в этот период своей жизни Эми впервые поднялась в небо, пока только в качестве пассажира. Компания «Surrey Flying Services» устраивала аттракцион, в котором каждого желающего (всего за 5 шиллингов) поднимали в увеселительный полёт над округой. Затем Джонсон устроилась в рекламное агентство. Работа в этой сфере услуг стала одной из основных причин переезда Эми в Лондон, где по сравнению с Халлом было не в пример больше возможностей для успешной карьеры. В 1927 году Эми Джонсон переехала в столицу, где устроилась на должность секретаря в адвокатской конторе Уильяма Крокера (William Charles Crocker). В сентябре 1928 года Эми возвращается к своему увлечению авиацией и начинает посещать занятия в Лондонском авиаклубе (London Aeroplane Club). 7 июля 1929 года Эми получает лицензию частного пилота (Private Pilot's license, категория «A»), после чего оставляет свою основную работу, чтобы пройти обучение на механика и получить квалификацию инженера. 10 декабря 1929 года Эми Джонсон получает лицензию механика (Ground Engineer's license — Engines, категория «C»), подтверждённую Министерством авиации, тем самым став первой (и некоторое время единственной) женщиной в мире, обладающей такой квалификацией. Мировое признание Эми Джонсон получила в 1930 году, став первой женщиной (и девятым по счёту пилотом), совершившей одиночный перелёт из Великобритании в Австралию. Полёт начался 5 мая 1930 года из Кройдона (Южный Лондон). Для этого путешествия Джонсон, имевшая на тот момент всего 75 часов налёта (а самый длинный перелёт был всего 237 километров), выбрала лёгкий двухместный биплан «De Havilland DH.60G Gipsy Moth» (производство серии ведётся с 1920-х годов). Купленный на средства отца, поддерживавшего начинания Эми, и при поддержке Чарльза Уэйкфилда (Charles Wakefield), основателя компании Wakefield Oil Company (впоследствии переименованной в Castrol), подержанный биплан от компании de Havilland Эми назвала «Джейсон» (Jason G-AAAH). Топливный бак Gipsy Moth вмещал 364 литра горючего, что позволяло находиться в воздухе (беспосадочный полёт) около 30 часов. Джонсон планировала преодолевать в день порядка 1 300 километров, достичь пункта назначения за двенадцать лётных дней и тем самым побить рекорд скорости, установленный в 1929 году австралийским пилотом Чарльзом Смитом (Charles Kingsford Smith). Пролетев Европу и достигнув Халеба (Сирия), 8 мая Джонсон взяла курс на Багдад. На подлёте биплан Эми попал в песчаную бурю, основную часть которой Джонсон была вынуждена переждать на земле. И хотя при заходе на посадку в Багдаде у «Джейсона» была повреждена одна из стоек шасси, Эми смогла продолжить полёт уже на следующий день (несколько английских механиков, находившихся на тот момент в городе, смогли починить самолёт за ночь). Далее, с остановкой в Бендер-Аббасе (Иран), Джонсон взяла курс на Карачи (Пакистан). Вторая незапланированная посадка была произведена в Индии, самолёт был снова повреждён, правда в меньшей степени, чем в прошлый раз. Двигаясь в неблагоприятных погодных условиях при непрерывных осадках, Джонсон прошла Илахабад и Калькутту, и вышла на Рангун. 13 мая в Рангуне Эми пришлось садиться на очень маленький аэродром, в результате чего самолёт выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы и, попав в канаву, встал на нос. Были повреждены винт (без возможности восстановления), крыло и шасси. Благодаря наличию запасного пропеллера и помощи студентов из местного колледжа ремонт был произведён в кратчайшие сроки. Из Рангуна Эми Джонсон направилась в Бангкок, на перелёте к которому пришлось преодолеть горную гряду на высоте около 2 800 метров. 17 мая вылетев из Бангкока, Эми взяла курс на Сингапур, где впервые за весь перелёт «Джейсон» был осмотрен инженерами на предмет неисправностей. После замены крыла (была обнаружена трещина в главном лонжероне), Джонсон 17 мая вылетела в Сурабая (Индонезия). На пути к острову Ява Джонсон произвела третью незапланированную посадку; вследствие этого и плохих погодных условий до Сурабая Эми добралась только 20 мая. Два дня производилась починка мотора, потом путешествие продолжилось по направлению к Тимору. 24 мая Эми Джонсон совершила триумфальную посадку в Дарвине (Австралия). И хотя на этапе пути от Лондона до Калькутты, который Джонсон преодолела за 7 дней, рекорд Смита был побит, в дальнейшем из-за плохой погоды и поломок самолёта преимущество во времени было потеряно. За это достижение Эми была удостоена звания командора Отличнейшего ордена Британской империи и лицензии гражданского пилота Австралии за номером 1 (первая выданная в 1921 году лицензия Австралии имела сразу номер 2, а № 1 была сохранена для особого случая, который и представился спустя почти десять лет). Так же Эми получила золотые медали от «Сообщества инженеров» (Society of Engineers) и «Королевского аэроклуба» (the Royal Aero Club). «Джейсон», на котором Эми совершила свой триумфальный перелёт, был переправлен в Англию, где в качестве экспоната 21 января 1931 года был передан Музею науки в Лондоне. 1 января 1931 года Эми Джонсон предпринимает попытку одиночного перелёта из Лондона до Бэйпина (китайское название — 北平, пиньинь Beiping, буквально «Северное спокойствие», самоназвание Пекина с 1928 по 1949 годы). Четырёхдневный полёт планировалось совершить через территорию СССР, с посадками и остановками в Москве, Самаре, Омске, Иркутске и Чите. Для этого Джонсон снова выбрала лёгкий биплан «DH.60G Gipsy Moth», названный уже «Джейсон III» (Jason III G-ABDV), однако из-за неблагоприятных погодных условий полёт был вынужденно завершён в Польше, в 88,5 километрах к северу от Варшавы. В июле того же года Эми на пару с пилотом Джеком Хамфрисом (Jack Humphreys) совершили рекордный перелёт из Англии в Японию через Москву. В качестве самолёта был выбран лёгкий многоцелевой «De Havilland DH.80 Puss Moth», в конструкции которого впервые был использован фюзеляж сваренный из стальных труб с полотняной обшивкой. Так же «Джейсон II» (Jason II G-AAZV) имел модифицированный двигатель мощностью 120 л. с. (у «DH.60G Gipsy Moth» — 100 л. с.). Эми и Джэк стали первыми в мире, кто совершил перелёт от Лондона до Москвы всего за один день: 2 832 километра они преодолели за 21 час. Продолжив полёт через Сибирь до Токио, они установили второй рекорд — рекорд времени для перелёта из Англии до Японии: 8 дней 22 часа 7 минут (предыдущий рекорд — 15 дней). 29 июля 1932 года в церки Святого Георгия в Лондоне (St George's in Hanover Square) Эми Джонсон вышла замуж за шотландского лётчика Джеймса Моллисона (более известного как Джим Моллисон, Jim Mollison). Супружеская пара из двух известных лётчиков стала объектом пристального внимания как прессы, так и общественности. С Джимом Эми познакомилась в Австралии после своего знаменитого перелёта, во время 6-недельного тура по стране. Ей приходилось делать множество остановок, что изрядно её измотало, и времени на отдых не было. После того, как из-за усталости она совершила аварийную посадку в аэропорту Брисбен, оставшуюся часть тура Джонсон провела в качестве пассажира, а «Джейсон» пилотировали другие пилоты. Одним из них был Джим Моллисон. В 1932 года Эми Моллисон установила новый рекорд для одиночного перелёта из Англии в Кейптаун. Прошлый рекорд перелёта из Лондона до Мыса Доброй Надежды принадлежал Джиму Моллисону, Эми улучшила результат на 10,5 часов, преодолев 20 213 километров на «Дезерт Клауд» G-ACAB (Desert Cloud, букв. — пустынная туча, облако). За это достижение Эми получила престижный приз Сигрэйва (Segrave Trophy), которым Королевский автомобильный клуб (Royal Automobile Club) с 1930 года отмечал тех, кто продемонстрировал выдающиеся возможности транспорта на суше, воде или в воздухе. До Эми такого приза были удостоены всего двое: Чарльз Смит и Берт Хинклер (Bert Hinkler). В 1933 году супруги Моллисон планировали установить рекорд на маршруте Англия — США. Специально оборудованный для этой цели двухмоторный самолёт «De Havilland DH.89 Dragon Rapide», получивший название «Сифарер» G-ACCV (Seafarer, букв. — мореплаватель), имел увеличенные топливные баки, чтобы горючего хватило на безостановочный перелёт от залива Кармартен в Уэльсе до Нью-Йорка. Супруги Моллисон стартовали 22 июля 1933 года, но из-за неполадок с мотором были вынуждены совершить аварийную посадку в Бриджпорте (штат Коннектикут, всего в 90 километрах от цели. Из-за жёсткой посадки оба пилота получили травмы. Несмотря на недолёт в их честь был устроен парад на Бродвее. Супруги получили премию «Freedom of the City» от муниципалитета Нью-Йорка и были удостоены встречи с 32-м президентом США Франклином Рузвельтом. Не последнее место среди многообразия различных спортивных соревнований 30-х годов занимает гонка коммерческих самолётов за приз МакРобертсона. Приуроченная к столетию столицы штата Виктория, города Мельбурн, гонка прошла в период с октября по ноябрь 1934 года. Участники должны были преодолеть расстояние в 18 200 километров между аэродромами в графстве Саффолк в Англии и Флемингтон у Мельбурна. С целью повышения безопасности всех участников гонки, на трассе, пролегавшей через Багдад, Аллахабад, Сингапур и Дарвин, были устроены пять обязательных пунктов посадки и 22 заправочные станции. В Англии на момент оглашения условий гонки не было ни одного пригодного для такого сложного путешествия самолёта. Воспользовавшись ситуацией, авиастроительная фирма «de Havilland» объявила, что тому, кто обратится к ней с заказом самолёта для гонки, фирма предоставит специальную машину стоимостью до 5 000 фунтов стерлингов. De Havilland гарантировала, что самолёт будет соответствовать всем условиям соревнований и преодолеет трассу со средней скоростью не менее 322 км/ч. В результате такой рекламы было получено три заказа, один из которых сделали супруги Моллисон. Строившиеся в атмосфере повышенной секретности самолёты получили название «DH-88» «Comet». «DH.88» четы Моллисон (получивший регистрационное обозначение G-ACSP) был назван «Блэк Меджик» (Black Magic, буквально — чёрная магия). Самолёт был полностью выкрашен в чёрный цвет, а полосы и надписи имел золотые.
Amy_Johnson_1930-1931 (431x700, 246Kb)
20 октября 1934 года, под стартовым номером 63, Эми и Джим стартовали в гонке. «Блэк Меджик» совершил беспосадочный перелёт до Багдада. Однако вскоре они были вынуждены досрочно завершить гонку в Аллахабаде (Индия) — из-за некачественного топлива остановились оба двигателя. Остальные двое участников, заказавших «DH.882, финишировали в гонке на первом и четвёртом местах соответственно. Несмотря на участие и подготовку к различным мероприятиям и соревнованиям, Эми Джонсон успела поработать и коммерческим пилотом. В 1934 году в течение нескольких недель Эми работала пилотом на ежедневном рейсе Лондон—Париж авиакомпании «Hillman Airways», а затем, уже в 1939 году, пилотировала транспортные самолёты через Солент. В мае 1936 года Эми совершила свой последний рекордный одиночный полёт по маршруту из Грейвсенда (графство Кент Юго-Восточной Англии) до Кейптауна и обратно. Для этой цели лётчица выбрала моноплан компании Percival Aircraft (с 1957 года — Hunting Aircraft) «Percival Gull Six» типа D.3 (или «Percival Gull Vega» типа K.1). В любом случае, самолёт получил название «Гуль» G-ADZO (Gull, буквально — чайка). От предыдущих моделей, на которых летала Эми, «Гуль» был оснащен двигателем de Havilland «Gipsy Six» мощностью 200 лошадиных сил. По возвращении Эми присутствовала на открытии (собственно, торжественно перерезала ленточку) усадьбы Северби-холла (Sewerby Hall), где спустя 20 лет откроют её музей. Брак Эми и Джима привлекал повышенное внимание общественности, в прессе их даже окрестели летающими влюблёнными (the flying sweethearts). Но учитывая их взаимную тягу к достижению рекордов, как общих, так и персональных, супругам была свойственна конкуренция друг с другом (что послужило одной из причин, привёдших к разводу. Считается, что Джим Моллисон, помимо того, что пил (об этом писали не только в британской прессе, например, в нью-йоркском журнале «Тайм» за 1936 год была опубликована весьма «горячая» новость о задержании нетрезвого капитана Джеймса А.Моллисона) и поддерживал внебрачные отношения с другими женщинами, так же завидовал успехам и достижениям жены. 23 марта 1937 года, вернув себе девичью фамилию, Эми начала бракоразводный процесс. К тому же, когда летом этого же года пропала без вести пилот Амелия Эрхарт, с которой Джонсон познакомилась в 1931 году, Эми очень серьёзно отнеслась к предположениям о трагической гибели этой американской лётчицы. Всё это, вместе с разрывом отношенией с Джимом, привело к тому, что Эми около двух лет не поднималась в небо. Окончательно развелась Джонсон только 24 августа 1938 года. В этот период времени Джонсон написала вторую автобиографию. Первая, сборник эссе под редакцией Марго Асквит (Margot Asquith) повествует о ранних годах жизни Эми, до её увлечения авиацией. В 1940 году, с началом Второй мировой войны, Эми Джонсон вступила в новообразовавшуюся организацию гражданских лётчиков ATA (от Air Transport Auxiliary), в чьи задачи входили транспортные перевозки и доставка (перегонка) самолётов Королевских ВВС Великобритании к местам назначения. В ATA Джонсон дослужилась до звания второго пилота (First officer) и входила в состав 5 (женской) секции гражданских пилотов-перегонщиков (No.5 Ferry Pilots Pool Women's Section). 5 января 1941 года Эми Джонсон получила приказ Министерства ВВС (Air Ministry) совершить перегон самолёта «Airspeed Oxford» из Блэкпула в Кидлингтон (недалеко от Оксфорда), и на аналогичной машине вернуться обратно. В результате испортившихся погодных условий, транспортировку из Кидлингтона предполагалось отменить, а пилота Джонсон отправить обратно на поезде. Однако Эми решила довести начатое дело до конца. Согласно записям как с британской, так и с немецкой стороны, никаких боёв на этом участке в тот день не было. Однако в период между 15:00 и 15:37 моряки c парохода «HMS Haslemere», пересекавшего пролив, наблюдали недалеко от Оксфорда падающего в воду парашютиста. Наблюдатели были уверены, что на парашютисте не было обязательного для пилотов спасательного жилета (в этом случае воздух, захваченный крылом парашюта, может удерживать человека на плаву не более 10 минут). Причина того, почему «Airspeed Oxford» «Mk II» «Джонсон» упал в эстуарий Темзы, достоверно не установлена. Считается, что Эми сбилась с курса, но почему она не снизила высоту, чтобы свериться по наземным ориентирам, не понятно. Вследcтвие этой ошибки самолёт отклонился от курса на 100 миль, и у него закончилось горючее (при хороших погодных условиях горючего достаточно для 4 часов 15 минут беспосадочного полёта). Самолёт мог из-за низкой облачности столкнуться с одним из аэростатов противовоздушной обороны. Свидетели с подходящего к месту падения «HMS Haslemere» видели, как парашютист скрылся под водой. Лейтенант Вальтер Флетчер (Walter Fletcher) самоотверженно нырнул в воду, чтобы спасти пилота. Бросившиеся на помощь моряки смогли спасти только Флетчера, который через пару дней умер в больнице Ширнесс (Sheerness) от переохлаждения. Затем спасатели на месте аварии извлекли из-под обломков кусок жёлтой парашютной материи с нанесёнными на неё чёрными цифрами 35, которые были идентифицированы как часть личного номера Эми Джонсон — V3540. Эми Джонсон стала первым пилотом ATA, погибшим во время выполнения задания. Существует мнение, что помимо Джонсон и Флетчера в воде был кто-то третий. Отчасти это мнение сложилось из-за того, что моряки спасательного парохода якобы видели в воде ещё одно тело. Возможно, что Джонсон отправилась в обратный путь потому, что поступил другой приказ, и на борту самолёта мог находиться пассажир. Но из-за того, что тела так и не были обнаружены, узнать, так ли это на самом деле, невозможно. Причины полёта и аварии до сих пор засекречены. В 1958 году отец Эми, Джон Уильям Джонсон, передал большинство наград и сувениров дочери Северби-холлу (Sewerby Hall), где через год была открыта музей-экспозиция Эми Джонсон. В 1974 году в память об Эми Джонсон был установлен памятник на главной улице Кингстон-апон-Халла, выполненный скульптором Гарри Иббетсоном (Harry Ibbetson). Эми изображена в лётном снаряжении, а на мемориальный доске перечислены основные её достижения. Торжественное открытие памятника 18 июня 1974 года произвела американская лётчица Шейла Скотт (Sheila Scott), на церемонии присутствовала сестра Эми — Молли. В честь Эми Джонсон названы одна из центральных авеню в Дарвине (Австралия) и Бридлингтоне (Bridlington), в Восточном райдинге Йоркшира. Именем Эми Джонсон названы школа для девочек в Кингстон-апон-Халле, корпус кафедры Автоматического управления и Системотехники (Automatic Control and Systems Engineering) в университете Шеффилда, закусочная-бар в аэропорту Донкастера. В честь Эми Джонсон назван авиалайнер «Макдоннел Дуглас» «МД-11», принадлежащий авиакомпании «KLM2 («Голландские королевские авиалинии»).

1903
Карло Феррари
итальянский ученый в области механики, член Национальной академии деи Линчеи и Туринской Академии Наук. Окончил Туринский политехнический институт (1926). Преподаватель Римского университета (1929-1933), профессор Туринского политехнического института (1933-1956). Директор Туринского центра динамики жидкости. Основные исследования относятся к гидро- и аэродинамике. Изучал сверхзвуковую аэронавтику, трение в сверхзвуковом потоке, турбулентные потери, теорию ударных волн в сверхзвуковом потоке, теорию профилей крыльев самолета. Решил ряд проблем гидродинамики, в основном относящихся к теории турбулентного движения жидкости.

Баженов (532x700, 250Kb)
1904
Павел Дмитриевич Баженов
советский художник, мастер палехской миниатюры, театральный художник. Павел Баженов родился в деревне Подолино Вязниковского уезда Владимирской губернии, в семье иконописца. В 1915—1917 годах учился в учебно-иконописной мастерской Комитета попечительства в Палехе у И.М.Баканова и Е.И.Стягова. После окончания учёбы с 1917 до 1926 года занимался сельским хозяйством. В 1926 году был принят в Артель древней живописи учеником И.И.Голикова. В 1928 году Баженов стал членом артели. С 1929 года участвовал в художественных выставках. Член Союза художников СССР с 1934 года. После начала Великой Отечественной войны отправился на фронт. Погиб 13 октября 1941 года при бомбардировке железнодорожного эшелона на станции Лом под Рыбинском, не доехав до фронта. В том же эшелоне погибли другие палехские художники В.В.Жегалов и В.М.Салабанов. Баженов был похоронен в братской могиле в посёлке Лом Рыбинского района.
Творчество
В творчестве Баженова присутствуют как советские патриотические мотивы («На страже границ СССР», 1933, 1935; «Чапаев», 1937), так и мотивы русского фольклора и образы богатырей («Илья Муромец», 1932; «Алеша Попович», 1939, и другие). Его произведения выделяются острым, динамичным и выразительным рисунком («Алеко», 1931, «Салтычиха», 1932). Баженов участвовал в оформлении спектаклей Ленинградского кукольного театра («Руслан и Людмила», «Сказка о попе и работнике его Балде», 1937), Московского камерного театра («Богатыри», 1938) и спектаклей Большого театра (1940). Принимал участие в создании цветного кукольного мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке» (1935—1936). Баженов также иллюстрировал книги, расписывал фарфор, рисовал карикатуры. Работы Баженова хранятся в Государственном музее Палехского искусства, Государственном Русском музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Музее народного искусства НИИ художественной промышленности, Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике, Ивановском областном художественном музее, Нижегородском государственном художественном музее, Государственном музее истории религии, Музее-квартире А.С.Пушкина (Мойка, 12), Музее-даче А.С.Пушкина (город Пушкин), Государственном музее А.М.Горького, Театральном музее имени А.А.Бахрушина.
Память
В Палехе на стене дома 9 по Октябрьской улице установлена мемориальная доска с текстом: «На этом месте стоял дом, в котором жил и работал художник лаковой миниатюры Баженов Павел Дмитриевич, погибший в боях за Родину в октябре 1941 года (1904—1941 г. г.)».
Галерея
Баженов01 (700x510, 452Kb)
Илья Муромец и Калин царь. Шкатулка, 1940
Баженов02 (536x700, 419Kb)
На страже границ СССР. Пластина, 1934
Баженов03 (700x564, 524Kb)
Три девицы под окном. Шкатулка, 1931
Баженов04 (700x523, 376Kb)
Василиса Прекрасная. Шкатулка, 1941
Баженов05 (700x511, 569Kb)
Дюк Степанович. Шкатулка, 1934
Баженов06 (700x382, 300Kb)
Журавль и цапля. Шкатулка, 1941
Литература: Бакушинский А.В. Искусство Палеха. Москва, 1934; Гущина Н.Б. Художественная культура Ивановской области, Иваново, 2007.

Kotov (509x700, 107Kb)
1904
Пётр Яковлевич Котов
старший зоотехник откормочного совхоза «Хуторок» Министерства мясной и молочной промышленности СССР, Ново-Кубанский район Краснодарского края. Родился в селе Тишанка Бобровского уезда Воронежской губернии, ныне – Таловского района Воронежской области. Русский. После окончания Великой Отечественной войны в конце 1940-х годов Пётр Яковлевич работал старшим зоотехником откормочного совхоза «Хуторок» (центральная усадьба – посёлок Хуторок) Новокубанского района Краснодарского края, который занимался промышленным откормом бычков крупного рогатого скота. В 1948 году животноводы совхоза «Хуторок» получили от 643 голов нагульного скота по 1040 граммов суточного привеса в среднем на голову. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 октября 1949 года за получение высокой продуктивности животноводства в 1948 году Котову Петру Яковлевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Этим же указом высокого звания были удостоены ещё трое животноводов совхоза «Хуторок» во главе с его директором С.Л.Приболовцом. Сведений о дальнейшей судьбе П.Я.Котова нет. Награждён орденом Ленина (5 октября 1949), медалями.

bercovici (568x700, 229Kb)
1904
Мойше Беркович-Эрко (румынское имя — Moïse Bercovici-Erco)
румынский и французский художник и график еврейского происхождения. Родился в городе Яссы, Румыния. Талант Мойше Берковича в области живописи был открыт профессором ясской Школы изящных искусств Октавом Банчилой. Беркович обучался в этой школе совместно с Николае Тоницей и Корнелиу Бабой. В 1931 году Беркович-Эрко для продолжения своего образования уезжает в Париж. Здесь он создаёт художественную мастерскую по адресу улица Деламбр (Rue Delambre 69). Беркович выставляет свои произведения в салоне Независимых, в Осеннем салоне, в салоне Тюильри — вместе с такими мастерами, как Жак Липшиц, Алексеем Явленским, Василием Кандинским и Марком Шагалом. Картины М.Берковича-Эрко пользовались успехом и имели широкий спрос. Рисовал он преимущественно виды Парижа, а также портреты; мастер имел также учеников. Художник со своей супругой, Марией Палушкевич, жил на Монмартре, рядом с Г.Аполлинером, Р.Делоне и Ф.Леже. У него на квартире часто собирались коллеги-живописцы. Большинство произведений М.Берковича-Эрко сохраняется в семейном владении. 24 сентября 1942 года художник как еврей был в Париже арестован гестапо и отправлен в транзитный лагерь в Дранси. 28 сентября последовала его депортация в концлагерь Блеххаммер в Освенциме. 5 апреля 1944 года во время марша колонны заключённых, направленных в концлагерь Гросс-Розен раздетыми по снегу и замёрзшей грязи, обессиленного и не смогшего дальше идти Берковича немецкие охранники расстреляли на обочине дороги. Литература: Bercovici-Erco, Moïse. В: Allgemeines Künstlerlexikon. Band 9. Saur, München 1994, S. 254; Adrian M. Darmont: Autour de l’art juif: encyclopédie des peintres, photographes et sculpteurs. Carnot, 2003, S. 41.

Henryk Hlebowicz (424x700, 156Kb)
1904
Генрик Глебович (польское имя — Henryk Hlebowicz)
блаженный Римско-Католической Церкви, священник, мученик. Входит в число 108 блаженных польских мучеников, беатифицированных римским папой Иоанном Павлом II во время его посещения Варшавы 13 июня 1999 года. Родился в городе Гродно (ныне Республика Беларусь). Начальную школу закончил в Оренбурге, куда был сослан его отец. В августе 1921 года его семья вернулась в Гродно. В сентябре 1921 года поступил в Духовную семинарию в Вильне, которую закончил в 1924 году, после чего поступил в Люблинский Католический Университет. Будучи на третьем курсе обучения, в 1927 году принял рукоположение в священника. В 1928 году получил научную степень доктора теологии, на следующий год, в 1928 году — доктора философии. С 1930 по 1936 года преподавал в Университете и Духовной семинарии в Вильно. В это же время занимался пастырской работой со студентами, был редактором католического ежемесячника «Pax» («Мир»). Одновременно служил настоятелем нескольких католических приходов, расположенных возле Минска. С момента оккупации Минска, сотрудничал с немецкими войсками. Вскоре вступил в конфронтацию с немцами за что в конечном итоге был арестован гестапо. 9 ноября 1941 года с ведома немецкой администрации был расстрелян в лесу возле города Борисов белорусскими коллаборационистами.
Прославление
13 июня 1999 года был беатифицирован римским папой Иоанном Павлом II вместе с другими польскими мучениками Второй мировой войны. Однако в белорусской историографии не поддерживается мученический образ Г. Глебовича и иных представителей духовенства, первоначально поддерживавших Третий Рейх. День памяти — 12 июня.

1904Kotov_Petr_Yikovlevich (509x700, 133Kb)
1904
Пётр Яковлевич Котов
старший зоотехник откормочного совхоза «Хуторок» Министерства мясной и молочной промышленности СССР, Ново-Кубанский район Краснодарского края. Родился в селе Тишанка Бобровского уезда Воронежской губернии, ныне – Таловского района Воронежской области. Русский. После окончания Великой Отечественной войны в конце 1940-х годов работал старшим зоотехником откормочного совхоза «Хуторок» (центральная усадьба – посёлок Хуторок) Новокубанского района Краснодарского края, который занимался промышленным откормом бычков крупного рогатого скота. В 1948 году животноводы совхоза «Хуторок» получили от 643 голов нагульного скота по 1040 граммов суточного привеса в среднем на голову. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 октября 1949 года за получение высокой продуктивности животноводства в 1948 году Котову Петру Яковлевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Этим же указом высокого звания были удостоены ещё трое животноводов совхоза «Хуторок» во главе с его директором С.Л.Приболовцом. С 1968 года – персональный пенсионер союзного значения. Жил в городе Новокубанске. Умер 31 мая 1986 года. Награждён орденом Ленина (5 октября 1949), медалями.

Уннам_Константин_Алексеевич_(1904)_-_visz (485x700, 215Kb)
1904
Константин Алексеевич Уннам
советский футболист, полузащитник. Родился в Новой Деревне, Санкт-Петербург, Российская империя. Эстонец Член ВКП(б) с 1930. Сын столяра, в 1915 году окончил Второе петроградское смешанное с 6 классами начальное городское училище. С ноября 1920 по сентябрь 1924 проживал на острове Эзель (Сааремаа), Эстония. В мае 1925 за нелегальный переход границы около Пскова 23 сентября 1924 был осуждён на 2 месяца лишения свободы. С 1925 года — игрок футбольной команды завода «Красная заря». До марта 1935 — председатель межсоюзного бюро физкультуры Леноблпрофсовета С, до июля 1937 — директор Управления санаториями и курортами Леноблпрофсовета. В чемпионате СССР провёл одну игру — 16 июня 1936 года против «Динамо» Москва (1:5). 5 июля 1937 года был арестован по обвинению в принадлежности к антисоветской организации правых в Ленинграде (статья 58, пункты 8-11 УК РСФСР). 29 ноября 1937 на закрытом судебном заседании выездной сессии военной коллегии Верховного суда СССР виновным себя не признал и был приговорён к высшей мере наказания с конфискацией имущества, в тот же день был расстрелян. Жена Зоя Григорьевна Бочкова, как член семьи изменника Родины, была осуждена на 8 лет лагерей. В июле 1957 года определением Военной коллегии Верховного суда СССР приговор был отменён за отсутствием состава преступления, Уннам был реабилитирован.

1905
Кудзаг Габрелович Дзесов
осетинский советский писатель. Родился в селе Едиса, ныне Джавского района Юго-Осетинской АО, в крестьянской семье. Печататься начал в 1925. Окончил Московский институт журналистики в 1927. В 1934 делегат 1-го съезда писателей СССР. Опубликовал сборники рассказов ("За хлебом", 1959; "Сильные матери", 1962), повесть "Беспокойство" (1964), книги для детей ("Пристав", 1932; "Чудесная кукла", 1963; повесть "Хозяйка птичьего царства", 1967). Автор пьес: "Артистка поневоле", "Застенчивая невеста" (1957) и др. В произведениях Д. созданы яркие образы тружеников полей и интеллигенции, многообразно показаны народная жизнь и народный характер. Сочинения: Хорхœссæг. Радзырдтæ, Сталинир, 1959; Алагираг сатана, Орджоникидзе, 1967; Фыййауы сагæс, Орджоникидзе, 1970. Литература: Джусойты Н., Кудзаг Дзесов, в книге: Очерки истории осетинской советской литературы, Орджоникидзе, 1967.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку