
1815
Роберт Франц (немецкое имя — Robert Franz; имя при рождении - Роберт Кнаут )
немецкий композитор, дирижёр и органист. Роберт Кнаут родился в Галле. В 1835-1837 годах брал уроки композиции в Дессау под руководством Ф.Шнейдера. В 1837 году Франц вернулся в родной город и там начал изучать творчество Баха и Генделя. В 1841 году был органистом в Ульрихском соборе, в 1842-1867 годах — дирижёром Певческой академии, которая с 1907 года носит его имя. В 1843 году была издана первая тетрадь романсов Франца, оценённая Шуманом и Листом. С 1851 года был музик-директором института в Галле, в 1861 году получил в нём звание почётного доктора философии. В 1867 году оставил все посты из-за поразившей его глухоты. В том же году ему была назначена пенсия за большие заслуги в пропаганде произведений Баха. В 1872 году при содействии нескольких лиц, в том числе Листа и Иоахима, было организовано концертное турне в пользу Франца, все сборы с которого (30000 таллеров) были переданы Францу. Скончался в Галле 24 октября 1892 года. Биографию композитора написали Амброс, Лист, А.Саран, И.Шеффер, Дж.Шустер, В.Вальдман, В. Прохаска и др. Существенную часть сочинений Франца составляют песни (около 350) на слова Г.Гейне, Н.Ленау, Й.Эйхендорф, Э Мёрике, В. Остервальда. Франц — один из лучших мастеров немецкой лирической песни середины 19 века, его называли «Шубертом полифонии». Его песни роднят к вокальным сочинениям Шумана импровизационность, своеобразие гармонического языка, интимность. но, в отличие от песен Шумана, в песнях Франца ограничен чувственный диапазон. По словам самого композитора, его песни «…должны нести покой и умиротворение». Франц оказал влияние на песенное творчество Брамса и Вольфа. Лучшие песни — «Колыбельная», «Лотос», «О взгляни, я на лугу», им присущи изысканность и поэтичность. В творчестве Франц сочетал романтичесике традиции Шумана с музыкой Баха. Среди его других произведений — около 30 произведений для хора, в том числе Литургия для смешанного хора и Кyriе для 4-голосного хора a cappella и солистов, и «117-й псалм» («Хвалите господа, все народы») для хора a cappella. Обрабатывая и модернизируя партитуры Баха (в том числе — «Страсти по Матфею», «Магнификат») и Генделя (например, «Мессия»), Франц стремился сделать их более доступными для исполнения обычными вокально-инструментальными составами. Некоторые критики считали, что Франц искажает подлинник сочинений, перерабатывая их.
Литературные сочинения: «Mittheilungen über J. S. Bach’s „Magnificat“», (Лейпциг, 1863, 1889); «Offener Brief an Ed. Hanslick. Ueber Bearbeitungen älterer Tonwerke» (Лейпциг, 1871); «Gespräche aus zehn Jähren, hrsg. von W. Waldmann» (Лейпциг, 1895; «Drei Briefe an Dr. Erich Pneger von diesem hrsg., Sonderabdruck an der Festschrift zum 10-jährigen Bestehen der Literaturarchiv-Gesellschaft» (Берлин, 1901); «R. Franz und A. Freiherr Senfft von Pilsach» (1861—1888); «Gesammelte Schriften über die Wiederbelebung Bachscher und Händelscher Werke», hrsg. von R. Bethge (Лейпциг, 1910).
Литература: Главный редактор Ю.В.Келдыш Музыкальная энциклопедия. — Москва: Советская энциклопедия, 1976. — Том 5. — Страницы 927-928. — 1055 страниц; Главный редактор И.В.Голубовский Краткий биографический словарь композиторов. — 3-е дополненное. — Киев: Калининградская правда. — Страница 153.
1819
Анри Жозеф Арпиньи (французское имя — Henri Joseph Harpignies)
французский художник. Родился в городе Валансьен, департамент Нор, Франция. Смолоду по настоянию семьи занимался предпринимательством, но затем любовь к живописи взяла верх, и в 27-летнем возрасте Арпиньи поступил в парижскую студию Жана Алексиса Ашара. В конце 1840-х годах он впервые совершил поездку в Италию для работы, в 1850-е годы сблизился с Камилем Коро, вместе с которым отправился в Италию повторно. В 1861 году Арпиньи ожидал первый крупный успех на Парижском Салоне, участником которого он регулярно был и в дальнейшем. Умер в коммуне Сен-Приве (департамент Йонна, Франция) 28 августа 1916 года. Арпиньи считается одним из ведущих французских акварелистов своего времени. Основные его работы — пейзажная живопись, изображения детей, портреты. Галерея: Пейзаж с двумя фигурами (1870-1880), Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам; Луг в Бурбонэ, Утро (1876), Бруклинский музей, Нью-Йорк; Пейзаж (1891), Музей изящных искусств, Лилль; Ивы на берегах Лауры (1893), Бруклинский музей, Нью-Йорк; Устье (1895), Частная коллекция; Пейзаж, Музей Денена; Окрестности Ментона, Ле Рояль.

1819
Карлотта Гризи (итальянское имя — Carlotta Grisi; Каронн Адель Джузеппина Мария Гризи, Caronne Adele Giuseppina Maria Grisi)
прославленная итальянская балерина, первая исполнительница Жизели. Карлотта Гризи родилась в селении Висинада (Visinada) неподалёку от города Пореч (Италия). Принадлежала к известной артистической семье. Как это ни покажется странным, родители Карлотты никакого отношения к сценической стезе не имели. Её отец Винченцо Гризи прибыл из Кремоны и работал в отделе общественной инспекции, её мать Мария (девичья фамилия Бочетти/Boschetti) тоже не была ни актрисой, ни музыкантом. Тем не менее, вся семья была театральной, в первую очередь, «оперной»: Старшая сестра Карлотты — Эрнеста (Ernesta) (1816-1995), была певицей с отличным контральто, вышедшей замуж за известного литератора и критика Теофиля Готье. Кузины были известными певицами: Джудитта Гризи (Giuditta Grisi) (1805-1940) меццо-сопрано и Джулия Гризи (Giulia Grisi) (1811-1969) сопрано, а мужем Джулии стал известный певец-тенор Джованни Марио. Тётка Джузеппина Грассини также была певицей (ходили слухи, что у неё был роман с Наполеоном), а дядя был одним из преподавателей вокала Джулии. Карлотта пошла в семью — у неё тоже проявились вокальные способности (сопрано). Но это её тогда мало интересовало. С детства она мечтала о балете. В 7 лет она была зачислена в школу при Ла Скала в Милане, где училась у Гийе. А в 10 лет она уже танцевала в кордебалете на сцене прославленного Ла Скала, исполняя детские роли в балете «Ипермнестра», в котором играла Благочестие, и крестьянскую девочку в «Le Mine di Polonia» (Подземелье Польши). В 13 лет, в 1832 году, она официально дебютировала в миланском театре «Каноббиана» в балете «Семеро новобранцев» (балетмейстер Л.Астольфи). Когда ей было 14 лет, в 1834 году её сестра оперная певица Эрнеста гастролировала по Италии, и Карлотта отправилась в турне вместе с ней: старшая сестра пела, младшая исполняла балетные танцы. Эта поездка перевернула всю дальнейшую судьбу юной Карлотты. Они выступали в нескольких итальянских городах, в том числе и в Неаполе, где в это же время находился известный французский хореограф Жюль Перро (Jules Perrot), он увидел юную танцовщицу и заметил её дарование. Стать ученицей и партнершей самого Перро — это ли не предел желаний начинающей балерины. И это желание свершилось. Начались уроки. Но не только балетом занималась эта артистическая пара. По рассказам Карлотты, то было «занятное супружество: работали днем, работали ночью». Жюль Перро поставил для своей ученицы несколько хореографических номеров, и в 1836 году танцоры месье и мадам Перро отправились на выступления в Лондон (балет «Соловей», 1836), на следующий 1837 год, — в Париж. По всей видимости, они состояли в гражданском браке, а официальный церковный заключать не стали — во всяком случае документов о регистрации историки найти не смогли, хотя по сцене именовали себя в тот период под одной фамилией - мадам и месье Перро. В 1837 году на свет появилась их дочь Мари-Жюли (Marie-Julie). В том же году счастливый муж и отец уволился из Оперы Гарнье, чтобы целиком заниматься дальнейшей общей карьерой со своей любимой. Они совершили большие турне по странам Европы, побывав в Лондоне, Вене, Мюнхене и Милане, где Карлотта пела и танцевала. Однако её вокальные данные, заложенные от природы, не развивались, в отличие от танцевальных, поскольку рядом был муж-хореограф, следящий за развитием её балетной карьеры. Дебют Карлотты Гризи в Париже состоялся в 1840 году в Theatre de la Renaissance (Театр Возрождения), где она пела и танцевала в опере «Зингаро» (Le Zingaro). Стараниями Перро и не без участия семейства Гризи (её сестра Эрнеста к тому времени стала женой Теофиля Готье) она была принята в «Гранд Опера» в 1841 году, причем в соответствии с её условием Перро был также восстановлен в театре. В 1841 году она впервые вышла на сцену в Парижской Опере в балете «Фаворитка» Гаэтано Доницетти, хореографию которого поставил для неё Перро. 17 июля 1843 исполнила главную партию Пери—Лейла в балете «Пери» («La Peri») композитора Ф.Бургмюллер, сценарий Т.Готье и Ж.Коралли, парижская Опера, балетм. Коралли.

В 1840 году Адольф Адан, уже известный композитор, вернулся в Париж из Санкт-Петербурга, куда он поехал вслед за Марией Тальони. И, полный новых впечатлений и надежд на будущее, сочинял музыку к своему новому балету «Жизель», сценарий к которому написали французский поэт Теофиль Готье, муж старшей сестры Карлотты, Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж и Жан Коралли (настоящая фамилия Перрачини). Перро также был привлечен к работе над балетом. Главная роль изначально предполагалась для Карлотты Гризи. Хотя официальном балетмейстером считался Жан Коралли, но он ставил общие танцы, а основные хореографические партии Жизели поставил Перро, но его имя не было даже упомянуто на афише парижской премьеры балета. «Вся партия Жизели, весь рисунок главной роли в хореографическом отношении был разработан Перро». Премьера балета «Жизель» состоялась 28 июня 1841 в Королевской академии музыки в Париже. В главной роли, как и предполагалось, была Карлотта Гризи. Партию Графа Альберта исполнял Люсьен Петипа (Lucien Petipa; 1815—1898) — старший брат Мариуса Петипа, а партию Мирты — Адель Дюмилатр(Adele Dumilatre). Успех был всеобщий, превзошедший все ожидания. Тем не менее Жан Коралли необоснованно присвоил себе всю славу единственного хореографа балета, ему предназначались и восторг публики, и одобрение критиков, и прочие многочисленные знаки популярности. Критики объявили балет «Жизель» величайшим балетом своего времени, а исполнительницу главной партии немедленно возвели в статус звезды. Теофиль Готье описал танец Карлотты, как «искренний, естественный и искрящийся жизнерадостностью и весельем». Всё это не замедлило сказаться на бюджете взошедшей балетной звезды. Жалованье Карлотты Гризи немедленно возросло от 5 000 франков до 12 000 франков в 1842 г. и до 20 000 к 1844 г. с дополнительными гонорарами за сольные партии. Слава юной балерины была огромной. Она оказалась в центре французского общественного внимания. Как водится в таких случаях, на нее «пошла мода». Её портреты рисовали художники, её образ лепили скульпторы, на неё равнялись великосветские дамы, жены вельмож. Её запечатлевали танцующей в ролях Джон Брандард (John Brandard), Жозеф Бувьер (Joseph Bouvier). К этому же времени в семье Карлотты Гризи и Жюля Перро наметился кризис. Возможно, молодая балерина оказалась ещё юна для такой всеохватывающей славы, подавшись на её внешний блеск и не осознавая её жестокости и скоротечности. Слухи ходили разные: что 21-летняя балетная дива увлеклась другим хореографом — Коралли, что её сердце разбил партнер по сцене Люсьен Петипа, что это Теофиль Готье помог ей приобрести славу, и вот теперь балерина оплачивает своей благосклонностью…Жюль Перро вскоре после премьеры «Жизели» покинул Париж, уехав в Англию. Возможно, в этом сказалась двойная обида: и предательство любимой, и присвоение его работе чужого авторства. А в 1842 году французский балет привез в Лондон спектакль «Жизель», лондонская премьера состоялась на сцене Театра Её Величества (Her Majesty`s). Балет анонсировался как «трагическое, мелодраматическое, хореографическое, фантастическое предание суеверий» и носило название «Жизель, или Призрачные Ночные Танцовщицы» (Giselle or the Phantom Night Dancers). А на афише балета рядом с именем Карлотты Гризи стояло имя Жюля Перро и как хореографа, и как исполнителя — партнера Карлотты Гризи. Жюль Перро по-прежнему продолжал ставить для Карлотты Гризи все её балеты, неизменно превосходные по хореографии и также неизменно приносившие ей успех и приумножавшие её славу. Они опять выступали и гастролировали вместе — в Парижской Опере, в Лондонском театре Её Величества (Her Majesty`s). Карлотта Гризи в балете «Эсмеральда» балетмейстера Жюля Перро. Литография Жозефа Бувьера (Joseph Bouvier) (1844). В 1842 году в Париже она танцует в премьере балета «Пери» композитора Ф.Бургмюллера; в Лондоне Ж. Перро ставит для Гризи балет «Эсмеральда», премьера которого состоялась 9 марта 1844 года в лондонском Королевском театре, в главных партиях – они оба: Эсмеральда — Гризи, Пьер Гренгуар — Перро (остальные партии: Феб де Шатопер — Сен-Леон, Клод Фролло — Ж. Госслен, Квазимодо — Антуан Кулон – сын известного балетного педагога Ж.-Ф.Кулона). Затем следуют ее работы в балетах «Полька» (1844), «Суд Париса» (1846), которые Перро тоже ставил специально для нее. Она работала также в постановках других балетмейстеров. 11 августа 1845 выступила на сцене парижской Оперы в премьере балета «Своенравная жена» ("Le Diable a quatre") А.Адан, (сценарий А. де Лёвена (французское имя — Adolphe de Leuven), балетмейстер Ж.Мазилье) в партии жены корзинщика. В 1845 году Перро получил высочайший заказ поставить спектакль для посещения театра английской королевой Викторией — и 12 июля 1845 года состоялась премьера балета Перро «Pas de Quatre» (Танец четырех) на музыку Пуни с четырьмя известнейшими балеринами этого времени: Карлоттой Гризи, Марией Тальони, Люсиль Гран и Фанни Черрито, прошедшая в присутствии королевы Виктории. Этот балет вошел в историю не только как признанный хореографический шедевр, но и как успешная попытка объединить на одной сцене четырех выдающихся балерин, у которых были крайне осложненные взаимной конкуренцией отношения. Перед Перро стояла трудная задача — не только примирить в своей постановке четверых самых выдающихся примадонн балета, но и создать такую хореографию, которая выгодно подчеркнет особенности таланта каждой. Это удалось. Во время репетиций Перро справился даже с нелегкой проблемой очередности появления балерин на сцене — последний выход считался самым почетным. Балетмейстер внес мудрейшее предложение: танцевать согласно возрасту — самая младшая первой и самая старшая последней. Понятно, что неожиданно всем захотелось танцевать первой. В результате Гран вела, сопровождаемая Гризи, затем вступали Черрито и Тальони. Этот балет вошел в мировую классику и ещё не раз исполнялся на сцене следующими поколениями не менее прославленных примадонн. С не меньшим успехом Гризи танцевала и в постановка других балетмейстеров: в балете «Пахита» Ж. Мазилье в 1846 году она блистала с партнером Люсьеном Петипа, танцевала в балете «Метаморфозы» у П.Тальони (Сатанелла, 1849). Последнее появление Гризи в Париже произошло в 1849 в балете Перро «Lа Filleule de fées» (Крестница феи) на музыку Адана. До 1851 года Гризи танцевала в Лондоне. В это время Жюль Перро получил приглашение на работу в Россию, в Санкт-Петербург, на должность главного хореографа Императорского театра. Карлотта Гризи отправилась в Россию вместе с ним, получив должность балерины Императорских Театров, которую занимала с 1851 по 1853 год. Среди ее танцевальных работ в России: «Жизель» в Большом Каменном театре (но первой исполнительницей Жизели на русской сцене уже была Фанни Эльслер) и балеты, поставленные специально для нее Жюлем Перро: «Наяда и Рыбак» (1851), «Своенравная жена» ("Le Diable a quatre") А.Адана с добавлением музыки Ц.Пуни (14 ноября 1851, Большой Каменный театр, Санкт-Петербург; когда-то, в 1845 году, она исполняла ту же партию жены корзинщика в парижской Опере в постановке Ж. Мазилье), «Война женщин, или Амазонки XIX века» (1852), «Газельда, или Цыганы» (1853), «Катарина, дочь разбойника» Ц.Пуни (1853, главная партия Катарины); работы с другими балетмейстерами — в том числе Жозефом Мазилье (Joseph Mazilie), поставившим для неё два маленьких балета: «Красавица Ганга» (La Jolie Fille de Gand) и «Зелёный-зелёный» («Vert-Vert»); участвовала в возобновлениях балетов Шерля Дидло: «Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники» Ф.М.А.Венюа (1853, партия Муски), «Амур и Психея». В 1853 году Карлотта Гризи уехала в Варшаву, в Польшу, с крупнейшим польским магнатом князем Леоном Радзивиллом (Prince Leon Radziwill). Танцевальная карьера её закончилась в 34 года. В том же 1853 году у неё родилась дочь Леонтина (Léontine Grisi) от Леона Радзивилла, с которым они так и не поженились и очень скоро расстались. А Жюль Перро, ещё оставаясь в России, женился на купеческой дочери, ученице русского императорского театрального училища Капитолине Самовской, с которой покинул Россию в 1859 году, уступив место главного хореографа Артуру Сен-Леону, когда-то начинавшего свою карьеру под его руководством. Карлотта Гризи больше к сцене не возвращалась никогда. Критика и словари, хотя и называя её не только балериной, но и певицей, отмечают прежде всего её балетную деятельность: «Гризи обладала необычайно развитой техникой: превосходной элевацией и виртуозностью в исполнении сложных элементов, которыми изобиловали ее лучшие партии (Жизель, Эсмеральда, Пахита, Пери), четкостью фиксации. Критики и литераторы (Готье, Т. де Банвиль) отмечали ее драматический талант и неповторимую индивидуальность. Гризи была почти идеальной романтической танцовщицей, предвосхитившей вместе с тем многие достижения в области виртуозного женского танца итальянской школы 2-й половины XIX века». «Энциклопедия Кольера» говорила о ней: «Отличаясь необыкновенной красотой, она обладала в равной степени страстностью Фанни Эльслер и легкостью Тальони». Карлотта Гризи обосновалась в Швейцарии, в провинциальном местечке Сен-Жан близ Женевы, и последующие 46 лет провела тихо и уединенно. Её навещал Теофиль Готье, муж её сестры, навсегда сохранивший в своем сердце любовь к Карлотте, хотя и являясь ее зятем и отцом двух дочерей, племянниц Карлотты — Эстель и Джудит. Вся дальнейшая жизнь некогда блестящей красавицы, покорительницы мужских сердец, высочайшей звезды сцены прошла в беззвестности. Страшные еще 46 лет полного одиночества и забвения. Карлотта Гризи скончалась 20 мая 1899 года. Её кончина прошла почти незамеченной. Считается, что её личность и отношения с Наставником и Мэтром, ставшим её мужем и посвятившим жизнь её карьере, дважды преданным ею, легли в основу образа оперной дивы Кристины Дааэ из известного романа Гастона Леру «Призрак Оперы» (французское имя — Le Fantôme de l’opéra, 1910). Впрочем, также существует мнение, что образ героини романа собирательный и не несет в себе ничьих личностных черт, а все совпадения случайны. Но в истории мирового балета имя Карлотты Гризи навсегда сохранилось рядом с именем Жюля Перро. В настоящее время в Парижской Oпере среди памятников самым выдающимся балеринам есть и памятник Карлотте Гризи, помещенный рядом с бюстом Марии Тальони и Эммы Ливрай (1842—1863) (очень талантливой и многообещающей балерины, которая безвременно умерла после восьми месяцев страдания от ужасных ожогов, которые она получила, когда её пачка загорелась на сцене от свечи).
1823
Михаил Николаевич Лопатин
русский судебный деятель, публицист, сторонник реформ Александра II. Отец философа-спиритуалиста Л.М.Лопатина. Михаил Николаевич Лопатин происходил из старинного, но небогатого дворянского рода Тульской губернии. Древний представитель этого рода, Юрий Матвеевич, входил в число «избранной тысячи» дворян Ивана Грозного. Впоследствии Лопатины владели землями в Соловском уезде, в бассейне реки Соловы, и исполняли различные военные и гражданские службы. Жизнь Михаила Николаевича Лопатина была тесно связана с Москвой. Поступив на юридический факультет Московского университета, он в 1847 году окончил его со степенью кандидата и поступил на государственную службу; первым местом его службы была контора Государственного коммерческого банка. В 1850 году Лопатин перешёл на службу в Московский Сенат, где последовательно занимал разные канцелярские должности вплоть до должности обер-секретаря VII департамента. В 1866 году, во время судебной реформы Александра II, он был назначен товарищем председателя Московского окружного суда, в 1870 стал членом Московской судебной палаты, а в 1883 — председателем одного из департаментов Московской судебной палаты. После долгих лет службы Лопатин вышел в отставку в чине тайного советника и со знаками орденов Святого Станислава, Святой Анны I степени и Святого Владимира II степени. Наибольшую известность Лопатин приобрёл как судья. Будучи горячим сторонником судебной реформы Александра II, он активно проводил в жизнь принципы Судебных уставов 1864 года, включавших такие положения, как равенство всех перед законом, уважение к личности человека, состоящего под судом, судебная независимость, корпоративное устройство адвокатуры и участие в отправлении правосудия суда присяжных. Как судья, Лопатин отличался неизменной объективностью, спокойствием и вдумчивостью при рассмотрении дел. Он обнаруживал глубокое знание закона, добросовестно изучал всякое дело и не допускал постороннего влияния на суд. Букве закона он предпочитал его дух и нередко принимал решение, основываясь на его внутренней справедливости в ущерб формальному толкованию закона. Помимо судебной, Лопатин был известен и своей литературной деятельностью. Его статьи, под псевдонимом М.Юрьин, появлялись в периодических изданиях и выходили в виде отдельных брошюр. Часть из них была посвящена вопросам судебной реформы, часть — широкому кругу общественно-политических вопросов. В своих статьях Лопатин, в частности, высказывался за освобождение крестьян с землёй, ратовал за сохранение крестьянской общины и критиковал английский конституционализм. В целом его воззрения были близки идеям славянофилов.

Дом Лопатина в Москве. Фотография
Лопатин поддерживал дружеские связи со многими выдающимися людьми своего времени. Дом Лопатина на углу Хрущёвского и Гагаринского переулков был известен своими «средами» — частными собраниями, на которые собирались судебные деятели, представители научной, театральной и литературной общественности. Здесь бывали такие люди, как И.С.Аксаков, С.М.Соловьёв, Д.Ф.Самарин, Ф.И.Тютчев, А.Ф.Писемский, С.А.Юрьев, Л.И.Поливанов, Н.П.Гиляров-Платонов, Л.Н.Толстой, А.А.Фет, А.И.Кошелёв, В.И.Герье, а впоследствии также В.О.Ключевский, М.С.Корелин, Ф.Е.Корш, В.С.Соловьёв, Н.Я.Грот, братья Е.Н. и С.Н.Трубецкие и многие другие. На этих вечерах обсуждались научные, философские и общественно-политические вопросы, зачитывались литературные произведения и даже делались театральные постановки. Дом Лопатиных был одним из самых популярных в дореволюционной Москве. Михаил Николаевич Лопатин вышел в отставку за год с небольшим до смерти — в чине тайного советника. Умер в Москве после продолжительной болезни 19 декабря 1900 года. Похоронен с женой и сыновьями Николаем и Львом в Новодевичьем монастыре в Москве, у алтаря Смоленского собора.
Награды и премии: Орден Святого Станислава; Орден Святой Анны I степени; Орден Святого Владимира II степени. Женой Михаила Николаевича была Екатерина Львовна (урождённая Чебышёва; 1827—1910) — родная сестра известного математика П.Л.Чебышёва. Вырастили пятерых детей (шестой, Михаил, умер в детстве): Николай Михайлович Лопатин (1854—1897) — известный фольклорист, собиратель и издатель, вместе с В.П.Прокуниным, русских народных песен, автор сборников «Русские народные лирические песни» и «Полный народный песенник». У Николая был хороший голос, и его пение любил слушать Лев Толстой. Лев Михайлович Лопатин (1855—1920) — выдающийся русский философ-спиритуалист, создатель первой в России системы теоретической философии, профессор Московского университета, многолетний председатель Московского психологического общества, редактор журнала «Вопросы философии и психологии». Александр Михайлович Лопатин (1859—1934) — юрист, судебный деятель, действительный статский советник, автор детективных повестей, публиковавшийся под псевдонимом А.Алпатьин, член Общества русских драматических писателей, фотограф и художник. Владимир Михайлович Лопатин (1861—1935) — юрист, судебный деятель, действительный статский советник, впоследствии — выдающийся артист, игравший под псевдонимом В. Михайлов, снимавшийся в кино, актёр Московского художественного театра, затем МХАТа, заслуженный артист РСФСР, автор воспоминаний. Екатерина Михайловна Лопатина (1865—1935) — писательница, писавшая под псевдонимом К.Ельцова, автор романа «В чужом гнезде», рассказов и воспоминаний, член Никольской общины сестёр милосердия, после 1917 года в эмиграции, умерла в Париже. Сослуживец Лопатина, известный юрист Н.В.Давыдов писал: «Судью от человека не отделишь: такое положение верно на каждом поприще, но оно особенно рельефно чувствуется в судейской сфере. Истинный судья, уважающий своё звание, должен быть чист не только в отправлении своих служебных обязанностей, но и в частной жизни. Судебную деятельность нельзя приравнять к какой-либо другой; судье приходится разрешать споры гражданского и уголовного характера, от решения которых часто зависит честь и благосостояние стоящих пред судом, а потому судья должен внушать уважение и доверие не только своими юридическими познаниям, умом и опытом, но и духовной стороной, самой жизнью своей. Подобно тому, как в служителе алтаря верующий желает видеть нравственного человека, правдивого, а не притворяющегося благочестивым, так и в судье общество жаждет видеть мужа добра и чести. И такого судью общество имело в лице М<ихаила> Н<иколаевича>, жизнь которого, прошедшая на глазах москвичей, была чиста и светла, как кристалл.» — Н.В.Давыдов. Из прошлого.
Литература: Давыдов Н.В. Из прошлого. Часть 2. — Москва: Типография товарищества И.Д.Сытина, 1917; Лопатин В.В. Лопатин Н.В. Семья Лопатиных // Исследования по истории русской мысли. Ежегодник за 1997 г. — Санкт-Петербург, 1997. — Страницы 196—205; Трубецкой Е.Н. Москва в конце восьмидесятых годов и в начале девяностых годов. Лопатинский кружок // Лопатин Л. М. Аксиомы философии. Избранные статьи. — Москва, 1996. — Страницы 455—463.
1823
Барон Оскар фон Редвиц (немецкое имя — Oskar von Redwitz)
немецкий поэт. Родился в Лихтенау, Ансбах, Средняя Франкония, Бавария. Оскар фон Редвиц был родом из дворянской семьи Редвицев, его отец Людвиг фон Редвиц служил чиновником, мать Анна, урождённая Миллер, приходилась племянницей поэту Иоганну Мартину Миллеру. Отучившись в гимназиях Шпайера и Цвайбрюккена, фон Редвиц продолжил образование в университетах Мюнхена и Эрлангена и прошёл стажировку на баварской государственной службе. Затем изучал языки и литературу в Боннском университете и поступил на службу профессором эстетики и истории литературы в Венский университет. В 1852 году вернулся в своё поместье Шелленберг близ Вайлербаха в Пфальце, которое получил в качестве приданого, женившись на Матильде Хошер. В 1862 году переехал в Мюнхен, будучи избранным в Баварскую окружную палату. В 1872 году переехал на жительство в Мерано, где близко общался с писателем Федором фон Цобельтицем. Последние годы жизни провёл в неврологическом санатории близ Байрейта, где и умер. Сын Макс фон Редвиц (1858—1920) стал генералом кавалерии и гофмейстером при доме Виттельсбахов, дочь Мария фон Редвиц (1856—1933) — придворная дама герцогини Амалии Баварской, писательница. Дочь Анна фон Редвиц (1852—1924) вышла замуж за промышленника в сфере железных дорог Отто фон Кюльмана. Её сын, дипломат Рихард фон Кюльман в годы Первой мировой войны занимал пост министра иностранных дел Германии и возглавлял германскую делегацию на переговорах в Брест-Литовском.
Первый успех ждал поэта фон Редвица — романтический эпос «Амарант» (1849), за которым последовали трагедии «Зиглинда» (1854) и «Томас Мор» (1856), исторические драмы «Филиппина Вельзер» (1859) и «Цеховой мастер из Нюрнберга» (1860) В 1868 году фон Редвиц опубликовал роман «Герман Штарк, немецкая жизнь», а в 1871 году — «Песнь о новом германском рейхе», в которую вошло несколько сотен патриотических сонетов. Умер в Санкт-Гильденберге 6 июля 1891 года.
Сочинения: Amaranth (1849); Ein Märchen (1850); Gedichte (1852); Das Lied vom neuen deutschen Reich (1871); Ein deutsches Hausbuch (1883); Herman Stark, deutsches Leben (1868); Sieglinde (1853); Thomas Morus (1856); Philippine Welser (1859); Der Doge von Venedig (1863).
Литература: Rudolf Fendler: Oscar Freiherr von Redwitz und die Pfalz: zum 100. Todestag eines vergessenen Dichters. In: Pfälzer Heimat 42 (1991), S. 74-79; Walther Killy (Hrsg.): Literaturlexikon. Gütersloh 1991, Bd. IX, S. 330f; Rudolf Pfadenhauer: Oskar Freiherr von Redwitz. Edelmann und Dichter aus Schmölz In: Geschichte am Obermain/Colloquium Historicum Wirsbergense 22 (1999/2000), S. 159—165; Joachim Faller: Hirtenruf — Oskar von Redwitz und sein lyrischer Beitrag zum badischen Kirchenstreit. In: Freiburger Diözesan-Archiv 123 (2003), S. 99-107.

1824
Поль Пьер Брока (французское имя — Paul Pierre Broca)
французский хирург, этнограф, анатом и антрополог. Его работы относятся к области медицины и антропологии — серия статей по патологиям суставных хрящей, аневризмам и опухолям. Фактически Поль Брока является основоположником современной антропологии, так как разработал инструментарий этой науки (применяющийся и в настоящее время), основал Общество антропологии в Париже в 1859, основал журнал «Антропологическое обозрение» («Revue d'anthropologie») в 1872 и Высшую школу антропологии в 1876 году. Обнаружил центр речи в головном мозгу человека, названный его именем (центр Брока — область коры головного мозга располагающаяся в нижней задней части третьей лобной извилины левого полушария — у правшей). Родился в семье военного врача, в Сен-Фуали-Гранд департамент Жиронда (административный центр — город Бордо) на юго-западе Франции. С юных лет Поль был знаком с методиками исследований и отбора материалов. Тесное общение с врачами в дальнейшем определило его карьеру в медицинской сфере. В основе взглядов Брока основополагающей является теория Дарвина (теория естественного отбора). В 1844 году Поль Брока получил высшее медицинское образование и приступил к выполнению обязанностей прозектора (должность, аналогичная ассистенту, на кафедрах анатомии, зоологии, хирургии и др.), практикуя одновременно в нескольких госпиталях. С 1848 года Брока ведет активную научную деятельность, публикуя результаты своих исследований в медицинских журналах и обозрениях. В этом году основал «общество вольнодумцев» (freethinker — общество материалистов, разделяющих взгляды Чарльза Дарвина), за что был подвергнут преследованиям со стороны властей. В 1850 году Поль Брока проводит сравнительное исследование антропологических характеристик древних и современных скелетов, эксгумируя захоронения на старинном парижском кладбище, что привело к увлечению ученого физической антропологией и разработке методов изучения формы, структуры и внешних особенностей черепа (и мозга). В 1859 году Поль Брока основывает первое в Европе общество Антропологии в Париже, руководителем которого являлся до конца своих дней. В 1867 году Поль Брока стал профессором медицинского факультета в Парижском университете в Сорбонне. В 1872 году Полем Брока был основан журнал «Антропологическое обозрение» (Revue d’anthropologie). В 1876 году Поль Брока основывает в Париже Высшую Школу Антропологии. В том же году Поль Брока основывает антропологический музей (так же в Париже). В 1880 году (незадолго до своей смерти) Поль Брока был избран пожизненным членом французского Сената. Поль Брока скончался в Париже 9 июля 1880 года. Своё тело после смерти учёный завещал науке. Мозг Поля Брока является одним из экспонатов «Музея Человека» в Париже. «Его уникальный вклад в науку состоит в том, что именно он превратил антропологию в академическую дисциплину в её современном понимании. Заложив начала изучения морфологии человека по многим частным направлениям, П.Брока при этом создал единые универсальные методики антропологических исследований, которыми пользуются учёные всего мира до сих пор» (Перевод с французского А.Иванова). Сам Поль Брока считал себя достигшим вершин во всех отношениях, что отражается в речи в честь избрания его сенатором: «Я слишком счастлив! Самые смелые честолюбивые мечты, какие только может иметь человек науки, о чем только мог мечтать любой смертный, осуществлены; если бы я был так же суеверен, как древние, я считал бы свое настоящее избрание предвестником большой катастрофы, быть может, самой смерти». В честь Брока названы: Афазия моторная Брока (лат. Broca’s aphasia motoria) — нарушение устной речи при сохранности функций артикуляционного аппарата (обычно с таким нарушением человек может жевать, глотать, свистеть, петь — в том числе пропевать слова и кричать). Центр Брока (лат. Broca’s area) — ядро двигательного анализатора артикуляции речи; располагается в задних отделах нижней лобной извилины вблизи отделов двигательной области коры головного мозга (предцентральной извилины), которые являются анализаторами движений, производимых при сокращении мышц головы и шеи. Брока извилина — извилина лобная нижняя (лат. g. frontalis inferior) — извилина в нижней части верхнелатеральной и нижней поверхностей лобной доли, ограниченная нижней лобной и латеральной бороздами. Поль Брока фактически стал основателем этой науки, как отдельной научной дисциплины. Им были разработаны числовые индексы для расчёта соотношения размеров черепа и мозга (используемые и в настоящее время). Занятие черепной антропометрией потребовало создания специализированных инструментов — Брока стал изобретателем краниометров. Эти приборы и исследования древних перуанских, древних французских, древнегреческих и современных черепов человека позволили Полю Брока сделать выводы, остановившие споры со сторонниками теории унитаризма. В целом по результатам только исследований мозга Полем Брока было опубликовано 53 статьи. Следует отметить, что Поль Брока в современном представлении является убежденным расистом. Полем Брока выведен ряд основных анатомических соотношений, характеризующих расовые различия. Например, если сравнить расстояние от руки до предплечья у негров и европейцев, окажется, что руки у них неодинаковой длины: если взять цифру для европейцев за 100, у негров она будет равна 107, 84. Но главное, у негров гораздо больше, чем у европейцев, развита периферийная нервная система, а центральная, наоборот, меньше. Средняя емкость черепа в кубических дюймах равна 93,5 у европейцев и 82,25 у негров. Полем Брока построены шкалы для сравнительного определения цвета глаз, типа волос и оттенков кожи. Индексы, разработанные и введённые в применение Полем Брока, в настоящее время широко применяются в различных областях, например, классификация по типам телосложения (конституции) в зависимости от обхвата запястья ведущей руки. Как хирург Поль Брока смело применял такой метод обезболивания пациентов во время операций, как гипноз. В 1859 году в госпитале Неккера (Париж), Фоллен и Брока произвели под гипнозом весьма болезненную операцию (надрез абсцесса в прямой кишке). По его словам относительно гипноза: «Всякое безвредное средство, оказавшееся успешным хотя бы однажды, заслуживает изучения». Успехи в этой науке принесли Полю Брока всемирную известность и признание. В первую очередь это открытие центра речи, сделанное случайно по результатам патологоанатомического исследования всего двух больных. Первый больной, Леборн, до наблюдения у Брока в течение 21 года был лишён речи. Леборн мог произносить только два слова родного французского языка: «tan» (пора) и «Sacre nom d…» (чёрт возьми). Второй больной, Лелонг, до наблюдения у Брока в течение 9 лет не мог говорить — искажённо произносил 5 слов: «tois» — искаженное «trois» (три), «non» (нет), «oui» (да), «toujour» (всегда) и «Lelo» (Лелонг). Лечить больных не пытались, так как причины речевых нарушений были в то время не известны. После смерти и вскрытия было определено, что у обоих больных поражены (разными заболеваниями) одни и те же области левого полушария головного мозга, что и позволило Полю Брока, опираясь на данные предыдущих исследований, сделать выводы в отношении локализации речевого центра (в публикации 1865 года). Нужно отметить, что похожее заявление было сделано по единичному наблюдению афазии (потери речи) с заболеванием левой лобной доли головного мозга ещё в 1822 году Томасом Гуддом в английском издании «Френологические изыскания». По данным более 40 наблюдений в 1836 году врач Марк Дакс на заседании Медицинского общества в университете Монпелье констатировал, что полушария головного мозга отвечают за различные функции организма — афазия сопутствует параличам правых конечностей, а значит, вызывается поражением левого полушария головного мозга. Великий исследователь и практик Поль Брока в относительно раннем возрасте стал сторонником дарвинизма и открыто вставал на сторону полигенистов (человеческие расы, по этой теории, произошли от биологически разных видов обезьян). Это противоречит теории возникновения человека, признаваемой церковью. Причём с момента начала научной деятельности, в 1848 году, Поль Брока основывает в Париже общество «вольнодумцев» — симпатизирующих теории Чарльза Дарвина. Как следствие, давление на учёного со стороны церковных властей, было достаточно велико, вплоть до того, что все его учения и выводы были объявлены недействительными со стороны церкви. Основные опубликованные сочинения Брока: О принципе мозговых локализаций. Sur le principe des localisations cerebrales // Bulletin de la Societe d’Anthropologie. — 1861, tome II. — Р.190-204;.Потеря слова, хроническое размягчение и частичное разрушение передней левой доли. О месте языковой способности. Perte de la parole, ramollissement chronique et destruction partielle du lobe anterieur gauche. Sur le siege de la faculte du langage // Bulletin de la Societe d"Anthropologie. — 1861, tome II. — Р.235-238; Замечания о месте способности к членораздельной речи, за которыми следует наблюдение афемии. Remarques sur le siege de la faculte du langage articule, suivies d’une observation d’aphemie // Bulletin de la Societe Anatomique. — 1861, tome XXXVI. — Р.330-357; Локализации мозговых функций. Место способности к членораздельной речи. Localisations des fonctions cerebrales. Siege de la faculte du langage articule // Bulletin de la Societe d"Anthropologie. — 1863, tome IV. — Р.200-208; Общие инструкции для антропологических исследований и наблюдений, [перевод с французского], в сборнике: Известия Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, том 2, Москва, 1865; Instructions craniologiques et craniometriques de la Sosiete d’Anthropologie de Paris redigees. P., 1875.
Литература: Общие инструкции для антропологических исследований и наблюдений, [перевод с французского], в сборнике: Известия Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, том 2, Москва, 1865; Instructions craniologiques et craniometriques de la Sosiete d’Anthropologie de Paris redigees. P., 1875; Статьи по антропологии. Том III. Париж, 1877. Перевод с французского А.Иванова; Брока Поль. Общие инструкции для антропологических исследований и наблюдений. Москва, 1865 г. Перевод А.Богданова: Антропологические таблицы для краниологических и кефалометрических вычислений. Москва, 1879 г.; Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907; Большой толковый медицинский словарь в 2-х томах: Перевод с английского — Москва: Вече, 2001 г.

1824
Уильям Тэтам Уоффорд (William Tatum Wofford)
американский генерал, участник мексиканской войны и гражданской войны, где сражался в армии Конфедерации и известен своим участием в сражении при Фредериксберге. Уоффорд родился в округе Эйбершем, штат Джорджия, в семье Уильяма Уоффорда и Нэнси Тэтам. В 1844 году он окончил Франклин-Колледж (сейчас — часть Флоридского университета). В 1847 году он обрел первый военный опыт во время Мексиканской войны, где он служил капитаном волонтеров. 12 июля 1848 года он покинул военную службу и работал плантатором, служил в легислатуре, а потом стал юристом. В 1852 году был редактором газеты «Cassville Standard». Первоначально Уоффорд голосовал против сецессии своего штата (на Совета по Сецессии), но когда это произошло, он сразу вступил в армию Конфедерации. Он был назначен полковником джорджианского ополчения а в апреле 1861 года — капитаном 18-го джорджианского полка. 25 апреля он был повышен до полковника и служил в Северной Каролине и Вирджинии, пока не был присоединен к техасской бригаде Джона Худа. В составе бригады Худа он участвовал в сражении при Йорктауне, при Элтамс-Лендинг и при Севен-Пайнс. Позже он участвовал в Втором сражении при Бул-Ране, а затем стал командиром техасской бригады и принял участие в сражении при Энтитеме, где руководил бригадой в её знаменитой атаке на кукурузном поле. В ноябре 1862 года Уоффорд вместе со своим полком был включен в джорджианскую бригаду Томаса Кобба. В составе этой бригады он участвовал в сражении при Фредериксберге, где участвовал в знаменитом бою у каменной стены. Когда Кобб был смертельно ранен, Уоффорд принял командование бригадой и впоследствии, 17 января 1863 года, повышен до бригадного генерала. Теперь его бригада стала называться «Бригада Уоффорда». В неё входили 16-й, 18-й, 24-й джорджианские полки, «Легион Кобба» и «Легион Филлипса». Бригада приняла участие в сражении при Чанселорсвилле, а затем в Геттисбергской кампании. Во время этой кампании его бригада состояла из пяти полков и одного батальона: 16-й джорджианский, полковник Гуди Брайан; 18-й джорджианский, подполковник Солон Рафф; 24-й джорджианский, полковник Роберт Макмиллан; Легион Кобба, подполковник Лютер Гленн; Легион Филлипса, полковник Уильям Филлипс; 3-й джорджианский снайперский батальон, подполковник Натан Хэтчинс. На поле боя под Геттисбергом бригада прибыла утром 2 июля 1863 и ей было приказано атаковать позиции федерального III корпуса у Персикового сада. Бригада была построена позади бригады Барксдейла, при этом точное её построение неизвестно — рапорт Уоффорда утрачен, а его дивизионный командир Мак-Лоуз вообще не составил рапорта. Когда миссисипская бригада Барксдейда выбила федералов из Персикового сада и продолжила наступление в северном направлении, Уоффорд направил своих людей прямо по Уитфилдской дороге. Они атаковали и отбросили две бригады дивизии генерала Бэрнса, вышли во фланг федеральной дивизии Колдвелла и тем самым решили исход битвы за поле Уитфилд. Бригада продвинулась до ручья Плум-Ран, после чего Лонгстрит приказал им отойти назад из-за угрозы окружения. Несмотря на впечатляющие успехи, бригада потеряла всего 334 человека — гораздо меньше, чем остальные бригады на этом участке поля боя. Удивительно, но Лонгстрит не упомянул его в своем рапорте и не рекомендовал к повышению. На следующий день Уоффорд сообщил генералу Ли, что едва не прорвался к Кладбищенскому хребту. Ли спросил, сможет ли он повторить эту атаку еще раз. Уоффорд сказал, что не сможет. «Потому что, генерал, противник всю ночь укреплялся и усиливался. Тогда я преследовал разбитого противника, а сейчас ситуация совсем другая». Впоследствии он был отправлен в Джорджию вместе с корпусом Лонгстрита, но не успел принять участия в сражении при Чикамоге. Его местонахождение во время осады Ноксвилля неизвестно. Позже его вернули на восток и он сражался во время Оверлендской кампании, в сражениях в Глуши и при Спотсильвейни, причем был ранен в обоих. Незадолго до осады Петерсберга он покинул Северовирджинскую армию и принял командование военным округом в Джорджии, пока не сдался в плен в Кингстоне. 2 мая 1865 года его условно освободили в Ресаке. 24 июля Уоффорд был амнистирован правительством США. Фактически, солдаты, которыми он командовал, сдались федеральной армии последними в той войне. После войны Уоффорд работал фермером, юристом и политиком от демократической партии. В 1877 году как делегат Конституционного Конвента Джорджии он выступал против системы «convict leasing», боролся за интересы ветеранов Конфедерации и за образование для афро-американцев. Многие эти идеи потом стали платформой Партии Популистов. Он умер в Кэсс-Стейшен, Джорджия, 22 мая 1884 года и был похоронен там же на кладбище Кэссвиль-Семетери.
Литература: The Generals of Gettysburg: The Leaders of America’s Greatest Battle, Da Capo Press, Jun 18, 2003 ISBN 9780306812422