-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 122099
Комментариев: 6815
Написано: 130593


28 июня родились...

Суббота, 28 Июня 2025 г. 07:09 + в цитатник
Robert_Franz (509x700, 53Kb)
1815
Роберт Франц (немецкое имя — Robert Franz; имя при рождении - Роберт Кнаут )
немецкий композитор, дирижёр и органист. Роберт Кнаут родился в Галле. В 1835-1837 годах брал уроки композиции в Дессау под руководством Ф.Шнейдера. В 1837 году Франц вернулся в родной город и там начал изучать творчество Баха и Генделя. В 1841 году был органистом в Ульрихском соборе, в 1842-1867 годах — дирижёром Певческой академии, которая с 1907 года носит его имя. В 1843 году была издана первая тетрадь романсов Франца, оценённая Шуманом и Листом. С 1851 года был музик-директором института в Галле, в 1861 году получил в нём звание почётного доктора философии. В 1867 году оставил все посты из-за поразившей его глухоты. В том же году ему была назначена пенсия за большие заслуги в пропаганде произведений Баха. В 1872 году при содействии нескольких лиц, в том числе Листа и Иоахима, было организовано концертное турне в пользу Франца, все сборы с которого (30000 таллеров) были переданы Францу. Скончался в Галле 24 октября 1892 года. Биографию композитора написали Амброс, Лист, А.Саран, И.Шеффер, Дж.Шустер, В.Вальдман, В. Прохаска и др. Существенную часть сочинений Франца составляют песни (около 350) на слова Г.Гейне, Н.Ленау, Й.Эйхендорф, Э Мёрике, В. Остервальда. Франц — один из лучших мастеров немецкой лирической песни середины 19 века, его называли «Шубертом полифонии». Его песни роднят к вокальным сочинениям Шумана импровизационность, своеобразие гармонического языка, интимность. но, в отличие от песен Шумана, в песнях Франца ограничен чувственный диапазон. По словам самого композитора, его песни «…должны нести покой и умиротворение». Франц оказал влияние на песенное творчество Брамса и Вольфа. Лучшие песни — «Колыбельная», «Лотос», «О взгляни, я на лугу», им присущи изысканность и поэтичность. В творчестве Франц сочетал романтичесике традиции Шумана с музыкой Баха. Среди его других произведений — около 30 произведений для хора, в том числе Литургия для смешанного хора и Кyriе для 4-голосного хора a cappella и солистов, и «117-й псалм» («Хвалите господа, все народы») для хора a cappella. Обрабатывая и модернизируя партитуры Баха (в том числе — «Страсти по Матфею», «Магнификат») и Генделя (например, «Мессия»), Франц стремился сделать их более доступными для исполнения обычными вокально-инструментальными составами. Некоторые критики считали, что Франц искажает подлинник сочинений, перерабатывая их. Литературные сочинения: «Mittheilungen über J. S. Bach’s „Magnificat“», (Лейпциг, 1863, 1889); «Offener Brief an Ed. Hanslick. Ueber Bearbeitungen älterer Tonwerke» (Лейпциг, 1871); «Gespräche aus zehn Jähren, hrsg. von W. Waldmann» (Лейпциг, 1895; «Drei Briefe an Dr. Erich Pneger von diesem hrsg., Sonderabdruck an der Festschrift zum 10-jährigen Bestehen der Literaturarchiv-Gesellschaft» (Берлин, 1901); «R. Franz und A. Freiherr Senfft von Pilsach» (1861—1888); «Gesammelte Schriften über die Wiederbelebung Bachscher und Händelscher Werke», hrsg. von R. Bethge (Лейпциг, 1910). Литература: Главный редактор Ю.В.Келдыш Музыкальная энциклопедия. — Москва: Советская энциклопедия, 1976. — Том 5. — Страницы 927-928. — 1055 страниц; Главный редактор И.В.Голубовский Краткий биографический словарь композиторов. — 3-е дополненное. — Киев: Калининградская правда. — Страница 153.

Henri_Harpignies_(1819-1916),_Maler_(Zeno_Fotografie) (565x700, 170Kb)
1819
Анри Жозеф Арпиньи (французское имя — Henri Joseph Harpignies)
французский художник. Родился в городе Валансьен, департамент Нор, Франция. Смолоду по настоянию семьи занимался предпринимательством, но затем любовь к живописи взяла верх, и в 27-летнем возрасте Арпиньи поступил в парижскую студию Жана Алексиса Ашара. В конце 1840-х годах он впервые совершил поездку в Италию для работы, в 1850-е годы сблизился с Камилем Коро, вместе с которым отправился в Италию повторно. В 1861 году Арпиньи ожидал первый крупный успех на Парижском Салоне, участником которого он регулярно был и в дальнейшем. Умер в коммуне Сен-Приве (департамент Йонна, Франция) 28 августа 1916 года. Арпиньи считается одним из ведущих французских акварелистов своего времени. Основные его работы — пейзажная живопись, изображения детей, портреты. Галерея: Пейзаж с двумя фигурами (1870-1880), Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам; Луг в Бурбонэ, Утро (1876), Бруклинский музей, Нью-Йорк; Пейзаж (1891), Музей изящных искусств, Лилль; Ивы на берегах Лауры (1893), Бруклинский музей, Нью-Йорк; Устье (1895), Частная коллекция; Пейзаж, Музей Денена; Окрестности Ментона, Ле Рояль.

00Carlotta_Grisi_(NYPL_b12149203-5239634) (509x700, 67Kb)
1819
Карлотта Гризи (итальянское имя — Carlotta Grisi; Каронн Адель Джузеппина Мария Гризи, Caronne Adele Giuseppina Maria Grisi)
прославленная итальянская балерина, первая исполнительница Жизели. Карлотта Гризи родилась в селении Висинада (Visinada) неподалёку от города Пореч (Италия). Принадлежала к известной артистической семье. Как это ни покажется странным, родители Карлотты никакого отношения к сценической стезе не имели. Её отец Винченцо Гризи прибыл из Кремоны и работал в отделе общественной инспекции, её мать Мария (девичья фамилия Бочетти/Boschetti) тоже не была ни актрисой, ни музыкантом. Тем не менее, вся семья была театральной, в первую очередь, «оперной»: Старшая сестра Карлотты — Эрнеста (Ernesta) (1816-1995), была певицей с отличным контральто, вышедшей замуж за известного литератора и критика Теофиля Готье. Кузины были известными певицами: Джудитта Гризи (Giuditta Grisi) (1805-1940) меццо-сопрано и Джулия Гризи (Giulia Grisi) (1811-1969) сопрано, а мужем Джулии стал известный певец-тенор Джованни Марио. Тётка Джузеппина Грассини также была певицей (ходили слухи, что у неё был роман с Наполеоном), а дядя был одним из преподавателей вокала Джулии. Карлотта пошла в семью — у неё тоже проявились вокальные способности (сопрано). Но это её тогда мало интересовало. С детства она мечтала о балете. В 7 лет она была зачислена в школу при Ла Скала в Милане, где училась у Гийе. А в 10 лет она уже танцевала в кордебалете на сцене прославленного Ла Скала, исполняя детские роли в балете «Ипермнестра», в котором играла Благочестие, и крестьянскую девочку в «Le Mine di Polonia» (Подземелье Польши). В 13 лет, в 1832 году, она официально дебютировала в миланском театре «Каноббиана» в балете «Семеро новобранцев» (балетмейстер Л.Астольфи). Когда ей было 14 лет, в 1834 году её сестра оперная певица Эрнеста гастролировала по Италии, и Карлотта отправилась в турне вместе с ней: старшая сестра пела, младшая исполняла балетные танцы. Эта поездка перевернула всю дальнейшую судьбу юной Карлотты. Они выступали в нескольких итальянских городах, в том числе и в Неаполе, где в это же время находился известный французский хореограф Жюль Перро (Jules Perrot), он увидел юную танцовщицу и заметил её дарование. Стать ученицей и партнершей самого Перро — это ли не предел желаний начинающей балерины. И это желание свершилось. Начались уроки. Но не только балетом занималась эта артистическая пара. По рассказам Карлотты, то было «занятное супружество: работали днем, работали ночью». Жюль Перро поставил для своей ученицы несколько хореографических номеров, и в 1836 году танцоры месье и мадам Перро отправились на выступления в Лондон (балет «Соловей», 1836), на следующий 1837 год, — в Париж. По всей видимости, они состояли в гражданском браке, а официальный церковный заключать не стали — во всяком случае документов о регистрации историки найти не смогли, хотя по сцене именовали себя в тот период под одной фамилией - мадам и месье Перро. В 1837 году на свет появилась их дочь Мари-Жюли (Marie-Julie). В том же году счастливый муж и отец уволился из Оперы Гарнье, чтобы целиком заниматься дальнейшей общей карьерой со своей любимой. Они совершили большие турне по странам Европы, побывав в Лондоне, Вене, Мюнхене и Милане, где Карлотта пела и танцевала. Однако её вокальные данные, заложенные от природы, не развивались, в отличие от танцевальных, поскольку рядом был муж-хореограф, следящий за развитием её балетной карьеры. Дебют Карлотты Гризи в Париже состоялся в 1840 году в Theatre de la Renaissance (Театр Возрождения), где она пела и танцевала в опере «Зингаро» (Le Zingaro). Стараниями Перро и не без участия семейства Гризи (её сестра Эрнеста к тому времени стала женой Теофиля Готье) она была принята в «Гранд Опера» в 1841 году, причем в соответствии с её условием Перро был также восстановлен в театре. В 1841 году она впервые вышла на сцену в Парижской Опере в балете «Фаворитка» Гаэтано Доницетти, хореографию которого поставил для неё Перро. 17 июля 1843 исполнила главную партию Пери—Лейла в балете «Пери» («La Peri») композитора Ф.Бургмюллер, сценарий Т.Готье и Ж.Коралли, парижская Опера, балетм. Коралли.
GrisiCarlotta (540x700, 33Kb)
В 1840 году Адольф Адан, уже известный композитор, вернулся в Париж из Санкт-Петербурга, куда он поехал вслед за Марией Тальони. И, полный новых впечатлений и надежд на будущее, сочинял музыку к своему новому балету «Жизель», сценарий к которому написали французский поэт Теофиль Готье, муж старшей сестры Карлотты, Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж и Жан Коралли (настоящая фамилия Перрачини). Перро также был привлечен к работе над балетом. Главная роль изначально предполагалась для Карлотты Гризи. Хотя официальном балетмейстером считался Жан Коралли, но он ставил общие танцы, а основные хореографические партии Жизели поставил Перро, но его имя не было даже упомянуто на афише парижской премьеры балета. «Вся партия Жизели, весь рисунок главной роли в хореографическом отношении был разработан Перро». Премьера балета «Жизель» состоялась 28 июня 1841 в Королевской академии музыки в Париже. В главной роли, как и предполагалось, была Карлотта Гризи. Партию Графа Альберта исполнял Люсьен Петипа (Lucien Petipa; 1815—1898) — старший брат Мариуса Петипа, а партию Мирты — Адель Дюмилатр(Adele Dumilatre). Успех был всеобщий, превзошедший все ожидания. Тем не менее Жан Коралли необоснованно присвоил себе всю славу единственного хореографа балета, ему предназначались и восторг публики, и одобрение критиков, и прочие многочисленные знаки популярности. Критики объявили балет «Жизель» величайшим балетом своего времени, а исполнительницу главной партии немедленно возвели в статус звезды. Теофиль Готье описал танец Карлотты, как «искренний, естественный и искрящийся жизнерадостностью и весельем». Всё это не замедлило сказаться на бюджете взошедшей балетной звезды. Жалованье Карлотты Гризи немедленно возросло от 5 000 франков до 12 000 франков в 1842 г. и до 20 000 к 1844 г. с дополнительными гонорарами за сольные партии. Слава юной балерины была огромной. Она оказалась в центре французского общественного внимания. Как водится в таких случаях, на нее «пошла мода». Её портреты рисовали художники, её образ лепили скульпторы, на неё равнялись великосветские дамы, жены вельмож. Её запечатлевали танцующей в ролях Джон Брандард (John Brandard), Жозеф Бувьер (Joseph Bouvier). К этому же времени в семье Карлотты Гризи и Жюля Перро наметился кризис. Возможно, молодая балерина оказалась ещё юна для такой всеохватывающей славы, подавшись на её внешний блеск и не осознавая её жестокости и скоротечности. Слухи ходили разные: что 21-летняя балетная дива увлеклась другим хореографом — Коралли, что её сердце разбил партнер по сцене Люсьен Петипа, что это Теофиль Готье помог ей приобрести славу, и вот теперь балерина оплачивает своей благосклонностью…Жюль Перро вскоре после премьеры «Жизели» покинул Париж, уехав в Англию. Возможно, в этом сказалась двойная обида: и предательство любимой, и присвоение его работе чужого авторства. А в 1842 году французский балет привез в Лондон спектакль «Жизель», лондонская премьера состоялась на сцене Театра Её Величества (Her Majesty`s). Балет анонсировался как «трагическое, мелодраматическое, хореографическое, фантастическое предание суеверий» и носило название «Жизель, или Призрачные Ночные Танцовщицы» (Giselle or the Phantom Night Dancers). А на афише балета рядом с именем Карлотты Гризи стояло имя Жюля Перро и как хореографа, и как исполнителя — партнера Карлотты Гризи. Жюль Перро по-прежнему продолжал ставить для Карлотты Гризи все её балеты, неизменно превосходные по хореографии и также неизменно приносившие ей успех и приумножавшие её славу. Они опять выступали и гастролировали вместе — в Парижской Опере, в Лондонском театре Её Величества (Her Majesty`s). Карлотта Гризи в балете «Эсмеральда» балетмейстера Жюля Перро. Литография Жозефа Бувьера (Joseph Bouvier) (1844). В 1842 году в Париже она танцует в премьере балета «Пери» композитора Ф.Бургмюллера; в Лондоне Ж. Перро ставит для Гризи балет «Эсмеральда», премьера которого состоялась 9 марта 1844 года в лондонском Королевском театре, в главных партиях – они оба: Эсмеральда — Гризи, Пьер Гренгуар — Перро (остальные партии: Феб де Шатопер — Сен-Леон, Клод Фролло — Ж. Госслен, Квазимодо — Антуан Кулон – сын известного балетного педагога Ж.-Ф.Кулона). Затем следуют ее работы в балетах «Полька» (1844), «Суд Париса» (1846), которые Перро тоже ставил специально для нее. Она работала также в постановках других балетмейстеров. 11 августа 1845 выступила на сцене парижской Оперы в премьере балета «Своенравная жена» ("Le Diable a quatre") А.Адан, (сценарий А. де Лёвена (французское имя — Adolphe de Leuven), балетмейстер Ж.Мазилье) в партии жены корзинщика. В 1845 году Перро получил высочайший заказ поставить спектакль для посещения театра английской королевой Викторией — и 12 июля 1845 года состоялась премьера балета Перро «Pas de Quatre» (Танец четырех) на музыку Пуни с четырьмя известнейшими балеринами этого времени: Карлоттой Гризи, Марией Тальони, Люсиль Гран и Фанни Черрито, прошедшая в присутствии королевы Виктории. Этот балет вошел в историю не только как признанный хореографический шедевр, но и как успешная попытка объединить на одной сцене четырех выдающихся балерин, у которых были крайне осложненные взаимной конкуренцией отношения. Перед Перро стояла трудная задача — не только примирить в своей постановке четверых самых выдающихся примадонн балета, но и создать такую хореографию, которая выгодно подчеркнет особенности таланта каждой. Это удалось. Во время репетиций Перро справился даже с нелегкой проблемой очередности появления балерин на сцене — последний выход считался самым почетным. Балетмейстер внес мудрейшее предложение: танцевать согласно возрасту — самая младшая первой и самая старшая последней. Понятно, что неожиданно всем захотелось танцевать первой. В результате Гран вела, сопровождаемая Гризи, затем вступали Черрито и Тальони. Этот балет вошел в мировую классику и ещё не раз исполнялся на сцене следующими поколениями не менее прославленных примадонн. С не меньшим успехом Гризи танцевала и в постановка других балетмейстеров: в балете «Пахита» Ж. Мазилье в 1846 году она блистала с партнером Люсьеном Петипа, танцевала в балете «Метаморфозы» у П.Тальони (Сатанелла, 1849). Последнее появление Гризи в Париже произошло в 1849 в балете Перро «Lа Filleule de fées» (Крестница феи) на музыку Адана. До 1851 года Гризи танцевала в Лондоне. В это время Жюль Перро получил приглашение на работу в Россию, в Санкт-Петербург, на должность главного хореографа Императорского театра. Карлотта Гризи отправилась в Россию вместе с ним, получив должность балерины Императорских Театров, которую занимала с 1851 по 1853 год. Среди ее танцевальных работ в России: «Жизель» в Большом Каменном театре (но первой исполнительницей Жизели на русской сцене уже была Фанни Эльслер) и балеты, поставленные специально для нее Жюлем Перро: «Наяда и Рыбак» (1851), «Своенравная жена» ("Le Diable a quatre") А.Адана с добавлением музыки Ц.Пуни (14 ноября 1851, Большой Каменный театр, Санкт-Петербург; когда-то, в 1845 году, она исполняла ту же партию жены корзинщика в парижской Опере в постановке Ж. Мазилье), «Война женщин, или Амазонки XIX века» (1852), «Газельда, или Цыганы» (1853), «Катарина, дочь разбойника» Ц.Пуни (1853, главная партия Катарины); работы с другими балетмейстерами — в том числе Жозефом Мазилье (Joseph Mazilie), поставившим для неё два маленьких балета: «Красавица Ганга» (La Jolie Fille de Gand) и «Зелёный-зелёный» («Vert-Vert»); участвовала в возобновлениях балетов Шерля Дидло: «Венгерская хижина, или Знаменитые изгнанники» Ф.М.А.Венюа (1853, партия Муски), «Амур и Психея». В 1853 году Карлотта Гризи уехала в Варшаву, в Польшу, с крупнейшим польским магнатом князем Леоном Радзивиллом (Prince Leon Radziwill). Танцевальная карьера её закончилась в 34 года. В том же 1853 году у неё родилась дочь Леонтина (Léontine Grisi) от Леона Радзивилла, с которым они так и не поженились и очень скоро расстались. А Жюль Перро, ещё оставаясь в России, женился на купеческой дочери, ученице русского императорского театрального училища Капитолине Самовской, с которой покинул Россию в 1859 году, уступив место главного хореографа Артуру Сен-Леону, когда-то начинавшего свою карьеру под его руководством. Карлотта Гризи больше к сцене не возвращалась никогда. Критика и словари, хотя и называя её не только балериной, но и певицей, отмечают прежде всего её балетную деятельность: «Гризи обладала необычайно развитой техникой: превосходной элевацией и виртуозностью в исполнении сложных элементов, которыми изобиловали ее лучшие партии (Жизель, Эсмеральда, Пахита, Пери), четкостью фиксации. Критики и литераторы (Готье, Т. де Банвиль) отмечали ее драматический талант и неповторимую индивидуальность. Гризи была почти идеальной романтической танцовщицей, предвосхитившей вместе с тем многие достижения в области виртуозного женского танца итальянской школы 2-й половины XIX века». «Энциклопедия Кольера» говорила о ней: «Отличаясь необыкновенной красотой, она обладала в равной степени страстностью Фанни Эльслер и легкостью Тальони». Карлотта Гризи обосновалась в Швейцарии, в провинциальном местечке Сен-Жан близ Женевы, и последующие 46 лет провела тихо и уединенно. Её навещал Теофиль Готье, муж её сестры, навсегда сохранивший в своем сердце любовь к Карлотте, хотя и являясь ее зятем и отцом двух дочерей, племянниц Карлотты — Эстель и Джудит. Вся дальнейшая жизнь некогда блестящей красавицы, покорительницы мужских сердец, высочайшей звезды сцены прошла в беззвестности. Страшные еще 46 лет полного одиночества и забвения. Карлотта Гризи скончалась 20 мая 1899 года. Её кончина прошла почти незамеченной. Считается, что её личность и отношения с Наставником и Мэтром, ставшим её мужем и посвятившим жизнь её карьере, дважды преданным ею, легли в основу образа оперной дивы Кристины Дааэ из известного романа Гастона Леру «Призрак Оперы» (французское имя — Le Fantôme de l’opéra, 1910). Впрочем, также существует мнение, что образ героини романа собирательный и не несет в себе ничьих личностных черт, а все совпадения случайны. Но в истории мирового балета имя Карлотты Гризи навсегда сохранилось рядом с именем Жюля Перро. В настоящее время в Парижской Oпере среди памятников самым выдающимся балеринам есть и памятник Карлотте Гризи, помещенный рядом с бюстом Марии Тальони и Эммы Ливрай (1842—1863) (очень талантливой и многообещающей балерины, которая безвременно умерла после восьми месяцев страдания от ужасных ожогов, которые она получила, когда её пачка загорелась на сцене от свечи).

Lopatin_Mikhail (555x700, 98Kb)
1823
Михаил Николаевич Лопатин
русский судебный деятель, публицист, сторонник реформ Александра II. Отец философа-спиритуалиста Л.М.Лопатина. Михаил Николаевич Лопатин происходил из старинного, но небогатого дворянского рода Тульской губернии. Древний представитель этого рода, Юрий Матвеевич, входил в число «избранной тысячи» дворян Ивана Грозного. Впоследствии Лопатины владели землями в Соловском уезде, в бассейне реки Соловы, и исполняли различные военные и гражданские службы. Жизнь Михаила Николаевича Лопатина была тесно связана с Москвой. Поступив на юридический факультет Московского университета, он в 1847 году окончил его со степенью кандидата и поступил на государственную службу; первым местом его службы была контора Государственного коммерческого банка. В 1850 году Лопатин перешёл на службу в Московский Сенат, где последовательно занимал разные канцелярские должности вплоть до должности обер-секретаря VII департамента. В 1866 году, во время судебной реформы Александра II, он был назначен товарищем председателя Московского окружного суда, в 1870 стал членом Московской судебной палаты, а в 1883 — председателем одного из департаментов Московской судебной палаты. После долгих лет службы Лопатин вышел в отставку в чине тайного советника и со знаками орденов Святого Станислава, Святой Анны I степени и Святого Владимира II степени. Наибольшую известность Лопатин приобрёл как судья. Будучи горячим сторонником судебной реформы Александра II, он активно проводил в жизнь принципы Судебных уставов 1864 года, включавших такие положения, как равенство всех перед законом, уважение к личности человека, состоящего под судом, судебная независимость, корпоративное устройство адвокатуры и участие в отправлении правосудия суда присяжных. Как судья, Лопатин отличался неизменной объективностью, спокойствием и вдумчивостью при рассмотрении дел. Он обнаруживал глубокое знание закона, добросовестно изучал всякое дело и не допускал постороннего влияния на суд. Букве закона он предпочитал его дух и нередко принимал решение, основываясь на его внутренней справедливости в ущерб формальному толкованию закона. Помимо судебной, Лопатин был известен и своей литературной деятельностью. Его статьи, под псевдонимом М.Юрьин, появлялись в периодических изданиях и выходили в виде отдельных брошюр. Часть из них была посвящена вопросам судебной реформы, часть — широкому кругу общественно-политических вопросов. В своих статьях Лопатин, в частности, высказывался за освобождение крестьян с землёй, ратовал за сохранение крестьянской общины и критиковал английский конституционализм. В целом его воззрения были близки идеям славянофилов.
Dom_Lopatina (700x506, 197Kb)
Дом Лопатина в Москве. Фотография
Лопатин поддерживал дружеские связи со многими выдающимися людьми своего времени. Дом Лопатина на углу Хрущёвского и Гагаринского переулков был известен своими «средами» — частными собраниями, на которые собирались судебные деятели, представители научной, театральной и литературной общественности. Здесь бывали такие люди, как И.С.Аксаков, С.М.Соловьёв, Д.Ф.Самарин, Ф.И.Тютчев, А.Ф.Писемский, С.А.Юрьев, Л.И.Поливанов, Н.П.Гиляров-Платонов, Л.Н.Толстой, А.А.Фет, А.И.Кошелёв, В.И.Герье, а впоследствии также В.О.Ключевский, М.С.Корелин, Ф.Е.Корш, В.С.Соловьёв, Н.Я.Грот, братья Е.Н. и С.Н.Трубецкие и многие другие. На этих вечерах обсуждались научные, философские и общественно-политические вопросы, зачитывались литературные произведения и даже делались театральные постановки. Дом Лопатиных был одним из самых популярных в дореволюционной Москве. Михаил Николаевич Лопатин вышел в отставку за год с небольшим до смерти — в чине тайного советника. Умер в Москве после продолжительной болезни 19 декабря 1900 года. Похоронен с женой и сыновьями Николаем и Львом в Новодевичьем монастыре в Москве, у алтаря Смоленского собора. Награды и премии: Орден Святого Станислава; Орден Святой Анны I степени; Орден Святого Владимира II степени. Женой Михаила Николаевича была Екатерина Львовна (урождённая Чебышёва; 1827—1910) — родная сестра известного математика П.Л.Чебышёва. Вырастили пятерых детей (шестой, Михаил, умер в детстве): Николай Михайлович Лопатин (1854—1897) — известный фольклорист, собиратель и издатель, вместе с В.П.Прокуниным, русских народных песен, автор сборников «Русские народные лирические песни» и «Полный народный песенник». У Николая был хороший голос, и его пение любил слушать Лев Толстой. Лев Михайлович Лопатин (1855—1920) — выдающийся русский философ-спиритуалист, создатель первой в России системы теоретической философии, профессор Московского университета, многолетний председатель Московского психологического общества, редактор журнала «Вопросы философии и психологии». Александр Михайлович Лопатин (1859—1934) — юрист, судебный деятель, действительный статский советник, автор детективных повестей, публиковавшийся под псевдонимом А.Алпатьин, член Общества русских драматических писателей, фотограф и художник. Владимир Михайлович Лопатин (1861—1935) — юрист, судебный деятель, действительный статский советник, впоследствии — выдающийся артист, игравший под псевдонимом В. Михайлов, снимавшийся в кино, актёр Московского художественного театра, затем МХАТа, заслуженный артист РСФСР, автор воспоминаний. Екатерина Михайловна Лопатина (1865—1935) — писательница, писавшая под псевдонимом К.Ельцова, автор романа «В чужом гнезде», рассказов и воспоминаний, член Никольской общины сестёр милосердия, после 1917 года в эмиграции, умерла в Париже. Сослуживец Лопатина, известный юрист Н.В.Давыдов писал: «Судью от человека не отделишь: такое положение верно на каждом поприще, но оно особенно рельефно чувствуется в судейской сфере. Истинный судья, уважающий своё звание, должен быть чист не только в отправлении своих служебных обязанностей, но и в частной жизни. Судебную деятельность нельзя приравнять к какой-либо другой; судье приходится разрешать споры гражданского и уголовного характера, от решения которых часто зависит честь и благосостояние стоящих пред судом, а потому судья должен внушать уважение и доверие не только своими юридическими познаниям, умом и опытом, но и духовной стороной, самой жизнью своей. Подобно тому, как в служителе алтаря верующий желает видеть нравственного человека, правдивого, а не притворяющегося благочестивым, так и в судье общество жаждет видеть мужа добра и чести. И такого судью общество имело в лице М<ихаила> Н<иколаевича>, жизнь которого, прошедшая на глазах москвичей, была чиста и светла, как кристалл.» — Н.В.Давыдов. Из прошлого. Литература: Давыдов Н.В. Из прошлого. Часть 2. — Москва: Типография товарищества И.Д.Сытина, 1917; Лопатин В.В. Лопатин Н.В. Семья Лопатиных // Исследования по истории русской мысли. Ежегодник за 1997 г. — Санкт-Петербург, 1997. — Страницы 196—205; Трубецкой Е.Н. Москва в конце восьмидесятых годов и в начале девяностых годов. Лопатинский кружок // Лопатин Л. М. Аксиомы философии. Избранные статьи. — Москва, 1996. — Страницы 455—463.

Oskar_Freiherr_von_Redwitz_1851_Cowens_(radiert_von_Schultheiß) (570x700, 230Kb)
1823
Барон Оскар фон Редвиц (немецкое имя — Oskar von Redwitz)
немецкий поэт. Родился в Лихтенау, Ансбах, Средняя Франкония, Бавария. Оскар фон Редвиц был родом из дворянской семьи Редвицев, его отец Людвиг фон Редвиц служил чиновником, мать Анна, урождённая Миллер, приходилась племянницей поэту Иоганну Мартину Миллеру. Отучившись в гимназиях Шпайера и Цвайбрюккена, фон Редвиц продолжил образование в университетах Мюнхена и Эрлангена и прошёл стажировку на баварской государственной службе. Затем изучал языки и литературу в Боннском университете и поступил на службу профессором эстетики и истории литературы в Венский университет. В 1852 году вернулся в своё поместье Шелленберг близ Вайлербаха в Пфальце, которое получил в качестве приданого, женившись на Матильде Хошер. В 1862 году переехал в Мюнхен, будучи избранным в Баварскую окружную палату. В 1872 году переехал на жительство в Мерано, где близко общался с писателем Федором фон Цобельтицем. Последние годы жизни провёл в неврологическом санатории близ Байрейта, где и умер. Сын Макс фон Редвиц (1858—1920) стал генералом кавалерии и гофмейстером при доме Виттельсбахов, дочь Мария фон Редвиц (1856—1933) — придворная дама герцогини Амалии Баварской, писательница. Дочь Анна фон Редвиц (1852—1924) вышла замуж за промышленника в сфере железных дорог Отто фон Кюльмана. Её сын, дипломат Рихард фон Кюльман в годы Первой мировой войны занимал пост министра иностранных дел Германии и возглавлял германскую делегацию на переговорах в Брест-Литовском.
Oskar_von_Redwitz1 (582x700, 256Kb)
Первый успех ждал поэта фон Редвица — романтический эпос «Амарант» (1849), за которым последовали трагедии «Зиглинда» (1854) и «Томас Мор» (1856), исторические драмы «Филиппина Вельзер» (1859) и «Цеховой мастер из Нюрнберга» (1860) В 1868 году фон Редвиц опубликовал роман «Герман Штарк, немецкая жизнь», а в 1871 году — «Песнь о новом германском рейхе», в которую вошло несколько сотен патриотических сонетов. Умер в Санкт-Гильденберге 6 июля 1891 года. Сочинения: Amaranth (1849); Ein Märchen (1850); Gedichte (1852); Das Lied vom neuen deutschen Reich (1871); Ein deutsches Hausbuch (1883); Herman Stark, deutsches Leben (1868); Sieglinde (1853); Thomas Morus (1856); Philippine Welser (1859); Der Doge von Venedig (1863). Литература: Rudolf Fendler: Oscar Freiherr von Redwitz und die Pfalz: zum 100. Todestag eines vergessenen Dichters. In: Pfälzer Heimat 42 (1991), S. 74-79; Walther Killy (Hrsg.): Literaturlexikon. Gütersloh 1991, Bd. IX, S. 330f; Rudolf Pfadenhauer: Oskar Freiherr von Redwitz. Edelmann und Dichter aus Schmölz In: Geschichte am Obermain/Colloquium Historicum Wirsbergense 22 (1999/2000), S. 159—165; Joachim Faller: Hirtenruf — Oskar von Redwitz und sein lyrischer Beitrag zum badischen Kirchenstreit. In: Freiburger Diözesan-Archiv 123 (2003), S. 99-107.

 (541x699, 103Kb)
1824
Поль Пьер Брока (французское имя — Paul Pierre Broca)
французский хирург, этнограф, анатом и антрополог. Его работы относятся к области медицины и антропологии — серия статей по патологиям суставных хрящей, аневризмам и опухолям. Фактически Поль Брока является основоположником современной антропологии, так как разработал инструментарий этой науки (применяющийся и в настоящее время), основал Общество антропологии в Париже в 1859, основал журнал «Антропологическое обозрение» («Revue d'anthropologie») в 1872 и Высшую школу антропологии в 1876 году. Обнаружил центр речи в головном мозгу человека, названный его именем (центр Брока — область коры головного мозга располагающаяся в нижней задней части третьей лобной извилины левого полушария — у правшей). Родился в семье военного врача, в Сен-Фуали-Гранд департамент Жиронда (административный центр — город Бордо) на юго-западе Франции. С юных лет Поль был знаком с методиками исследований и отбора материалов. Тесное общение с врачами в дальнейшем определило его карьеру в медицинской сфере. В основе взглядов Брока основополагающей является теория Дарвина (теория естественного отбора). В 1844 году Поль Брока получил высшее медицинское образование и приступил к выполнению обязанностей прозектора (должность, аналогичная ассистенту, на кафедрах анатомии, зоологии, хирургии и др.), практикуя одновременно в нескольких госпиталях. С 1848 года Брока ведет активную научную деятельность, публикуя результаты своих исследований в медицинских журналах и обозрениях. В этом году основал «общество вольнодумцев» (freethinker — общество материалистов, разделяющих взгляды Чарльза Дарвина), за что был подвергнут преследованиям со стороны властей. В 1850 году Поль Брока проводит сравнительное исследование антропологических характеристик древних и современных скелетов, эксгумируя захоронения на старинном парижском кладбище, что привело к увлечению ученого физической антропологией и разработке методов изучения формы, структуры и внешних особенностей черепа (и мозга). В 1859 году Поль Брока основывает первое в Европе общество Антропологии в Париже, руководителем которого являлся до конца своих дней. В 1867 году Поль Брока стал профессором медицинского факультета в Парижском университете в Сорбонне. В 1872 году Полем Брока был основан журнал «Антропологическое обозрение» (Revue d’anthropologie). В 1876 году Поль Брока основывает в Париже Высшую Школу Антропологии. В том же году Поль Брока основывает антропологический музей (так же в Париже). В 1880 году (незадолго до своей смерти) Поль Брока был избран пожизненным членом французского Сената. Поль Брока скончался в Париже 9 июля 1880 года. Своё тело после смерти учёный завещал науке. Мозг Поля Брока является одним из экспонатов «Музея Человека» в Париже. «Его уникальный вклад в науку состоит в том, что именно он превратил антропологию в академическую дисциплину в её современном понимании. Заложив начала изучения морфологии человека по многим частным направлениям, П.Брока при этом создал единые универсальные методики антропологических исследований, которыми пользуются учёные всего мира до сих пор» (Перевод с французского А.Иванова). Сам Поль Брока считал себя достигшим вершин во всех отношениях, что отражается в речи в честь избрания его сенатором: «Я слишком счастлив! Самые смелые честолюбивые мечты, какие только может иметь человек науки, о чем только мог мечтать любой смертный, осуществлены; если бы я был так же суеверен, как древние, я считал бы свое настоящее избрание предвестником большой катастрофы, быть может, самой смерти». В честь Брока названы: Афазия моторная Брока (лат. Broca’s aphasia motoria) — нарушение устной речи при сохранности функций артикуляционного аппарата (обычно с таким нарушением человек может жевать, глотать, свистеть, петь — в том числе пропевать слова и кричать). Центр Брока (лат. Broca’s area) — ядро двигательного анализатора артикуляции речи; располагается в задних отделах нижней лобной извилины вблизи отделов двигательной области коры головного мозга (предцентральной извилины), которые являются анализаторами движений, производимых при сокращении мышц головы и шеи. Брока извилина — извилина лобная нижняя (лат. g. frontalis inferior) — извилина в нижней части верхнелатеральной и нижней поверхностей лобной доли, ограниченная нижней лобной и латеральной бороздами. Поль Брока фактически стал основателем этой науки, как отдельной научной дисциплины. Им были разработаны числовые индексы для расчёта соотношения размеров черепа и мозга (используемые и в настоящее время). Занятие черепной антропометрией потребовало создания специализированных инструментов — Брока стал изобретателем краниометров. Эти приборы и исследования древних перуанских, древних французских, древнегреческих и современных черепов человека позволили Полю Брока сделать выводы, остановившие споры со сторонниками теории унитаризма. В целом по результатам только исследований мозга Полем Брока было опубликовано 53 статьи. Следует отметить, что Поль Брока в современном представлении является убежденным расистом. Полем Брока выведен ряд основных анатомических соотношений, характеризующих расовые различия. Например, если сравнить расстояние от руки до предплечья у негров и европейцев, окажется, что руки у них неодинаковой длины: если взять цифру для европейцев за 100, у негров она будет равна 107, 84. Но главное, у негров гораздо больше, чем у европейцев, развита периферийная нервная система, а центральная, наоборот, меньше. Средняя емкость черепа в кубических дюймах равна 93,5 у европейцев и 82,25 у негров. Полем Брока построены шкалы для сравнительного определения цвета глаз, типа волос и оттенков кожи. Индексы, разработанные и введённые в применение Полем Брока, в настоящее время широко применяются в различных областях, например, классификация по типам телосложения (конституции) в зависимости от обхвата запястья ведущей руки. Как хирург Поль Брока смело применял такой метод обезболивания пациентов во время операций, как гипноз. В 1859 году в госпитале Неккера (Париж), Фоллен и Брока произвели под гипнозом весьма болезненную операцию (надрез абсцесса в прямой кишке). По его словам относительно гипноза: «Всякое безвредное средство, оказавшееся успешным хотя бы однажды, заслуживает изучения». Успехи в этой науке принесли Полю Брока всемирную известность и признание. В первую очередь это открытие центра речи, сделанное случайно по результатам патологоанатомического исследования всего двух больных. Первый больной, Леборн, до наблюдения у Брока в течение 21 года был лишён речи. Леборн мог произносить только два слова родного французского языка: «tan» (пора) и «Sacre nom d…» (чёрт возьми). Второй больной, Лелонг, до наблюдения у Брока в течение 9 лет не мог говорить — искажённо произносил 5 слов: «tois» — искаженное «trois» (три), «non» (нет), «oui» (да), «toujour» (всегда) и «Lelo» (Лелонг). Лечить больных не пытались, так как причины речевых нарушений были в то время не известны. После смерти и вскрытия было определено, что у обоих больных поражены (разными заболеваниями) одни и те же области левого полушария головного мозга, что и позволило Полю Брока, опираясь на данные предыдущих исследований, сделать выводы в отношении локализации речевого центра (в публикации 1865 года). Нужно отметить, что похожее заявление было сделано по единичному наблюдению афазии (потери речи) с заболеванием левой лобной доли головного мозга ещё в 1822 году Томасом Гуддом в английском издании «Френологические изыскания». По данным более 40 наблюдений в 1836 году врач Марк Дакс на заседании Медицинского общества в университете Монпелье констатировал, что полушария головного мозга отвечают за различные функции организма — афазия сопутствует параличам правых конечностей, а значит, вызывается поражением левого полушария головного мозга. Великий исследователь и практик Поль Брока в относительно раннем возрасте стал сторонником дарвинизма и открыто вставал на сторону полигенистов (человеческие расы, по этой теории, произошли от биологически разных видов обезьян). Это противоречит теории возникновения человека, признаваемой церковью. Причём с момента начала научной деятельности, в 1848 году, Поль Брока основывает в Париже общество «вольнодумцев» — симпатизирующих теории Чарльза Дарвина. Как следствие, давление на учёного со стороны церковных властей, было достаточно велико, вплоть до того, что все его учения и выводы были объявлены недействительными со стороны церкви. Основные опубликованные сочинения Брока: О принципе мозговых локализаций. Sur le principe des localisations cerebrales // Bulletin de la Societe d’Anthropologie. — 1861, tome II. — Р.190-204;.Потеря слова, хроническое размягчение и частичное разрушение передней левой доли. О месте языковой способности. Perte de la parole, ramollissement chronique et destruction partielle du lobe anterieur gauche. Sur le siege de la faculte du langage // Bulletin de la Societe d"Anthropologie. — 1861, tome II. — Р.235-238; Замечания о месте способности к членораздельной речи, за которыми следует наблюдение афемии. Remarques sur le siege de la faculte du langage articule, suivies d’une observation d’aphemie // Bulletin de la Societe Anatomique. — 1861, tome XXXVI. — Р.330-357; Локализации мозговых функций. Место способности к членораздельной речи. Localisations des fonctions cerebrales. Siege de la faculte du langage articule // Bulletin de la Societe d"Anthropologie. — 1863, tome IV. — Р.200-208; Общие инструкции для антропологических исследований и наблюдений, [перевод с французского], в сборнике: Известия Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, том 2, Москва, 1865; Instructions craniologiques et craniometriques de la Sosiete d’Anthropologie de Paris redigees. P., 1875. Литература: Общие инструкции для антропологических исследований и наблюдений, [перевод с французского], в сборнике: Известия Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, том 2, Москва, 1865; Instructions craniologiques et craniometriques de la Sosiete d’Anthropologie de Paris redigees. P., 1875; Статьи по антропологии. Том III. Париж, 1877. Перевод с французского А.Иванова; Брока Поль. Общие инструкции для антропологических исследований и наблюдений. Москва, 1865 г. Перевод А.Богданова: Антропологические таблицы для краниологических и кефалометрических вычислений. Москва, 1879 г.; Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907; Большой толковый медицинский словарь в 2-х томах: Перевод с английского — Москва: Вече, 2001 г.

William_T._Wofford (496x700, 119Kb)
1824
Уильям Тэтам Уоффорд (William Tatum Wofford)
американский генерал, участник мексиканской войны и гражданской войны, где сражался в армии Конфедерации и известен своим участием в сражении при Фредериксберге. Уоффорд родился в округе Эйбершем, штат Джорджия, в семье Уильяма Уоффорда и Нэнси Тэтам. В 1844 году он окончил Франклин-Колледж (сейчас — часть Флоридского университета). В 1847 году он обрел первый военный опыт во время Мексиканской войны, где он служил капитаном волонтеров. 12 июля 1848 года он покинул военную службу и работал плантатором, служил в легислатуре, а потом стал юристом. В 1852 году был редактором газеты «Cassville Standard». Первоначально Уоффорд голосовал против сецессии своего штата (на Совета по Сецессии), но когда это произошло, он сразу вступил в армию Конфедерации. Он был назначен полковником джорджианского ополчения а в апреле 1861 года — капитаном 18-го джорджианского полка. 25 апреля он был повышен до полковника и служил в Северной Каролине и Вирджинии, пока не был присоединен к техасской бригаде Джона Худа. В составе бригады Худа он участвовал в сражении при Йорктауне, при Элтамс-Лендинг и при Севен-Пайнс. Позже он участвовал в Втором сражении при Бул-Ране, а затем стал командиром техасской бригады и принял участие в сражении при Энтитеме, где руководил бригадой в её знаменитой атаке на кукурузном поле. В ноябре 1862 года Уоффорд вместе со своим полком был включен в джорджианскую бригаду Томаса Кобба. В составе этой бригады он участвовал в сражении при Фредериксберге, где участвовал в знаменитом бою у каменной стены. Когда Кобб был смертельно ранен, Уоффорд принял командование бригадой и впоследствии, 17 января 1863 года, повышен до бригадного генерала. Теперь его бригада стала называться «Бригада Уоффорда». В неё входили 16-й, 18-й, 24-й джорджианские полки, «Легион Кобба» и «Легион Филлипса». Бригада приняла участие в сражении при Чанселорсвилле, а затем в Геттисбергской кампании. Во время этой кампании его бригада состояла из пяти полков и одного батальона: 16-й джорджианский, полковник Гуди Брайан; 18-й джорджианский, подполковник Солон Рафф; 24-й джорджианский, полковник Роберт Макмиллан; Легион Кобба, подполковник Лютер Гленн; Легион Филлипса, полковник Уильям Филлипс; 3-й джорджианский снайперский батальон, подполковник Натан Хэтчинс. На поле боя под Геттисбергом бригада прибыла утром 2 июля 1863 и ей было приказано атаковать позиции федерального III корпуса у Персикового сада. Бригада была построена позади бригады Барксдейла, при этом точное её построение неизвестно — рапорт Уоффорда утрачен, а его дивизионный командир Мак-Лоуз вообще не составил рапорта. Когда миссисипская бригада Барксдейда выбила федералов из Персикового сада и продолжила наступление в северном направлении, Уоффорд направил своих людей прямо по Уитфилдской дороге. Они атаковали и отбросили две бригады дивизии генерала Бэрнса, вышли во фланг федеральной дивизии Колдвелла и тем самым решили исход битвы за поле Уитфилд. Бригада продвинулась до ручья Плум-Ран, после чего Лонгстрит приказал им отойти назад из-за угрозы окружения. Несмотря на впечатляющие успехи, бригада потеряла всего 334 человека — гораздо меньше, чем остальные бригады на этом участке поля боя. Удивительно, но Лонгстрит не упомянул его в своем рапорте и не рекомендовал к повышению. На следующий день Уоффорд сообщил генералу Ли, что едва не прорвался к Кладбищенскому хребту. Ли спросил, сможет ли он повторить эту атаку еще раз. Уоффорд сказал, что не сможет. «Потому что, генерал, противник всю ночь укреплялся и усиливался. Тогда я преследовал разбитого противника, а сейчас ситуация совсем другая». Впоследствии он был отправлен в Джорджию вместе с корпусом Лонгстрита, но не успел принять участия в сражении при Чикамоге. Его местонахождение во время осады Ноксвилля неизвестно. Позже его вернули на восток и он сражался во время Оверлендской кампании, в сражениях в Глуши и при Спотсильвейни, причем был ранен в обоих. Незадолго до осады Петерсберга он покинул Северовирджинскую армию и принял командование военным округом в Джорджии, пока не сдался в плен в Кингстоне. 2 мая 1865 года его условно освободили в Ресаке. 24 июля Уоффорд был амнистирован правительством США. Фактически, солдаты, которыми он командовал, сдались федеральной армии последними в той войне. После войны Уоффорд работал фермером, юристом и политиком от демократической партии. В 1877 году как делегат Конституционного Конвента Джорджии он выступал против системы «convict leasing», боролся за интересы ветеранов Конфедерации и за образование для афро-американцев. Многие эти идеи потом стали платформой Партии Популистов. Он умер в Кэсс-Стейшен, Джорджия, 22 мая 1884 года и был похоронен там же на кладбище Кэссвиль-Семетери. Литература: The Generals of Gettysburg: The Leaders of America’s Greatest Battle, Da Capo Press, Jun 18, 2003 ISBN 9780306812422

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку