1896
Вальтер Асман (немецкое имя — Walter Aßmann)
немецкий военачальник, генерал-лейтенант вермахта, командующий 101-й егерской дивизией во время Второй мировой войны с 12 июля 1944 по 8 мая 1945 года. Родился в городе Мюльхаузен, провинция Саксония, королевство Пруссия, Германская империя Кавалер Рыцарского креста Железного креста, высшего ордена нацистской Германии. Пленён войсками США в 1945 году. Освобождён из плена в 1947 году. Умер в городе Оффенбах-ам-Майн, Гессен, ФРГ, 1 мая 1964 года.
Награды: Железный крест II класса (28 августа 1915) (Королевство Пруссия); Железный крест I класса (16 октября 1916); Нагрудный знак За ранение (1918) в чёрном; Медаль «За храбрость» (Великое герцогство Гессен); Ганзейский крест Гамбурга (28 мая 1918); Почётный крест Первой мировой войны 1914/1918 с мечами (9 марта 1935); Пряжка к Железному кресту II класса (29 июня 1940); Пряжка к Железному кресту I класса (15 июля 1941); Медаль «За зимнюю кампанию на Востоке 1941/1942»; Немецкий крест в золоте (25 апреля 1942); Рыцарский крест Железного креста (10 февраля 1945).
1896
Клебер Бальма (французское имя — Kléber Balmat)
французский двоеборец и прыгун на лыжах, участник зимних Олимпийских игр 1924 и 1928 годов. Родился в городе Шамони-Мон-Блан, департамент Вехняя Савойя, Франция. В 1924 году Клебер Бальма представлял Францию на первых в истории зимних Олимпийских играх во французском городе Шамони. Также, как и большинство других спортсменов, Бальма выступил сразу в нескольких видах спорта. В прыжках с трамплина французский спортсмен, набрав всего 15,500 балла занял 15-е место. Также француз выступил в лыжном двоеборье. Прыжковая часть для Клебера сложилась неудачно. По итогам двух прыжков французский спортсмен показал только 13-й результат, набрав 14,291 балла. В лыжных гонках Бальма сумел показать более высокий результат, заняв 9-е место, показав на 18-километровой дистанции время 1:33:49. Сумма в двоеборье рассчитывалась, как среднее значение, полученное по итогам прыжков и лыжной гонки. Заработав по итогам соревнований 12,333 балла, Бальма занял 10-е место. На зимних Олимпийских играх 1928 года в швейцарском Санкт-Морице Бальма вновь выступил в двух видах спорта. Соревнования для Бальма сложились неудачно. В прыжках с трамплина Клебер, показав результат 13,833, занял лишь 24-е место. В лыжном двоеборье французскому спортсмену также не удалось попасть в двадцатку сильнейших. По итогам прыжков с трамплина и 18-километровой гонки Бальма занял итоговое 28-е место. Умер в родном городе 2 июля 1961 года.
1896
Нина Павловна Саконская (настоящее имя — Антонина Павловна Соколовская; урождённая — Грушман)
русская советская писательница, поэтесса, автор книг для детей. Родилась в деревне Мысовая, близ города Красноярск, Российская империя, в многодетной семье. Отец — одесский журналист Павел Александрович Грушман (Грушников), впоследствии стал нефтепромышленником. Владея нефтедобывающей компанией в городе Баку на правах спонсора участвовал в строительстве Бакинской детской больницы . Мать — Александра Герасимовна Маклыгина. Юность провела в Баку. С приходом Советской власти семья лишилась состояния и крыши над головой. Родители умерли почти сразу после революции. Антонина, четыре её сестры и брат остались сиротами. Кухарка, работавшая в семье до революции приютила детей — все они встали на ноги, научились готовить и открыли в Баку маленькую столовую. Позже Антонина уехала учиться в Московскую консерваторию. Музыкантами стали также брат и сестры. В 1922—1929 преподавала музыку во 2-й Московской музыкальной школе. Псевдоним Нина Саконская взят был в память о рано умершей гимназической подруге. После рождения сына начала писать детские стихи. В 1941 в эвакуации в Елабуге, давала уроки музыки, общалась с Мариной Цветаевой. «В последний день Цветаева была у Саконской. Либединская вспоминает, что уютный уголок, который Саконская сумела создать в чужом доме в Елабуге, нравился Цветаевой. В закутке висело бакинское сюзане, которое та привезла с собой. Вышитое на сатине, тогда это модно было, надо было как-то стены прикрывать. Это сюзане было большое, как ковер. На Востоке всегда оставляют несделанный завиток, потому что кончается работа, кончается жизнь. Такой завиток есть на всех ручных коврах. Саконская рассказывала, что Цветаевой сюзане очень нравилось. Оно спускалось со стенки и накрывало пружинный матрац, а рядом стояла настольная лампа, которую Саконская тоже привезла с собой из Москвы. Цветаева любила садиться в свете лампы на фоне сюзане. Саконская так и запомнила её в предпоследний вечер. И ещё она сказала, что отговаривала её уезжать». Саконские, мать и сын — Александр (Леля) Соколовский, провожали гроб с телом Цветаевой на кладбище. После смерти Цветаевой сын Саконской пытался покончить с собой и был спасен матерью из петли.
«Она была то серьезная, а иногда и грустная, то озорная. Немножко взрослая, немножко ребёнок. Ласковая и добрая. Именно такими и бывают настоящие поэты» — В.Приходько.
Скончалась в городе Москва РСФСР, СССР, от болезни сердца, 7 июля 1951 года.
Похоронена на Введенском кладбище (5 участок).
Творчество
Раннее творчество Саконской почти неизвестно, хотя публиковалась она с 1912 года, входила в Бакинский Цех поэтов. Она — поэт-экспериментатор. Несколько примеров из её стихов приводит Алексей Крученых в работе «Сдвигология русского стиха: Трахтат обижальный и поучальный» (1923 год, статья «От импрессионизма к сдвиговому образу. Образы сердца, по стихам Н.Саконской»):
«Рыбка у зыбки таясь
Лакала из глаз ребёнка
Выпученные об’едки дифтерита
Прямо из карусельного кружева
Ночью выпал бордюрный мальчик
В червячью, мягкую ямку».
«Было нас двое: я и дремота, Время лениво щелкало орешки…»
«Грустно стало выцветшей бонне, что сердце её в нафталине…»
«В моем сердце тоненькие занозы перевязаны пунцовыми нитками…»
«На сердце забыла надеть наперсток, исколото глупое сердце в кровь…»
«Я сердце обую в разношенный лапоть и пущу путями далекими…»
«Я сердце бросила в надтреснутый стакан…»
«А в сердце у меня к рассвету вырос зверь, я бережно ему расчесывала шерстку…»
«Когда же ты, шатаясь, медленно ушел, я выплеснула сердце мертвое под стол и стало мне мучительно и мерзко»
Алексей Крученых замечал: «Ямка — могила, вякающая, неприятная, — звукообраз! Может быть дальнейший путь поэтессы — заумный язык, со всем его звуковым и образным богатством». В 1927 году опубликовала книгу для детей «Книжка эта про четыре цвета», которая много раз переиздавалась. По ней многие малыши учились разбираться в названиях и различать цвета. Были популярны и сборники лирических и юмористических стихов, а также песенок для маленьких детей: «Про палочку, про мячиньку, про всякую всячинку» (1928), «Сине море» (1940), «Ягодка по ягодке» (1949). Автор хрестоматийных строк: «Маша варежку надела: — Ой, куда я пальчик дела?»; «От чистого сердца Простыми словами Давайте, друзья, Потолкуем о маме»; «На санях хорошо, на коньках хорошо, И с горы хорошо прокатиться! Но сейчас веселей, в десять раз веселей Возле елки играть и кружиться!». «Песенка о метро» попала в антологию «Русская советская поэзия» 1948. Вера Инбер писала, что в этом стихотворении живёт «летучая, но устойчивая душа песни, отчасти напоминающая эфирные масла, без которых духи не духи… и песня не песня, а приросшие к бумаге стихи». Поэма «Светлое имя» (1949) описывает вдохновляющий пример подвига. В (1950) году вышла проникнутая романтическим настроением поэма «Плащ партизана» о французских борцах за мир. Стихи о войне «Память и верность» (1942) и «Судьба барабанщика» (1947); последнее навеяно образом А.Гайдара. Написала повесть «Поющее дерево» (1937) о юных музыкантах-скрипачах, которых любит и лелеет страна. «Добро пожаловать!» — повесть, написанная совместно с сыном Александром Александровичем Соколовским (1925—1979), опубликована в 1952, посмертно) о заботливом отношении к детям в СССР. Книги Н.П.Саконской со стихотворениями для детей переиздаются и в наши дни.
Сочинения: Саконская Н.П. Книжка эта про четыре цвета. — Москва, 1927; Саконская Н.П. Про палочку, про мячиньку, про всякую всячинку. — Москва, 1928; Саконская Н.П. Кто ловчее? (иллюстрации Е.Рачева) — Москва, 1930; Саконская Н.П. Витрины (иллюстрации М.Синяковой) — Москва, 1930; Саконская Н.П. Как ножницы путешествовали (иллюстрации Ермоленко Б.). — Москва, 1930; Саконская Н.П. Али и Аруська (илл. Зернова Е.). — Москва, 1931; Саконская Н.П. Поющее дерево — Москва, 1937; Саконская Н.П. Младший брат. — Москва, 1939; Саконская Н.П. Сине море (иллюстрации Брей А.). — Москва, 1940; Арнольд В. С., Зюзин Л. К., Саконская Н.П. В гостях у обезьян. — Москва, 1942; Саконская Н.П. Память и верность — Москва, 1942; Саконская Н.П. Катя у медвежат (иллюстрации В.С.Арнольд и Л.К.Зюзин). — Москва, 1943; Саконская Н.П. Судьба барабанщика — Москва, 1947; Саконская Н.П. Светлое имя (иллюстрации Афанасьева Е., Кузнецов И.). — Москва, 1949; Саконская Н.П. Ягодка по ягодке (иллюстрации Афанасьева Е.). — Москва, 1949; Саконская Н.П. Соколовский А.А. Плащ партизана — Москва, 1950; Саконская Н.П., Соколовский А.А. Добро пожаловать! — Москва, 1952; Саконская Н.П. Волчок. — Москва, 1962; Саконская Н.П. Звёздная дорожка (илл. Архангельская И.). — Москва, 1966; Саконская Н.П. Здравствуй, пальчик! Как живёшь? — Москва, 1972.
Литература: Паперная Э.С. Саконская // Краткая литературная энциклопедия. Том 6: Присказка — «Советская Россия». — Москва: Советская энциклопедия, 1971. — Страницы 608—609; Каменецкая С.Б. Саконская Нина Павловна // Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. — Москва: Флинта; Наука, 1997. — Страница 386. — ISBN 5-02-011304-2; Приходько В. Тайна застенчивого света // Приходько В. Поэт разговаривает с детьми. — Москва, 1980. — Страницы 60—88; Благинина Е. Одна из граней таланта // Детская литература. — 1971. — № 6. — Страницы 34—35; Соколовский А. В Колобовском переулке: рассказ о своем детстве. — Москва, 1981.
1896
Бронислав Туронок (белорусское имя — Браніслаў Туронак; польское имя — Bronisław Turonek)
публицист, культурный деятель белорусского национального меньшинства в межвоенной Польше. Бронислав Туронок родился в деревне Пестуны, Дисненский уезд, Виленская губерния, Российская империя; ныне Миорский район, Витебская область. Во время Первой мировой войны находился в эвакуации в Ярославле, где окончил гимназию. Учился на юридическом факультете Харьковского университета, в 1924 году окончил медицинский факультет Университета Стефана Батория в Вильно. Работал врачом в Вильно (1924—1928) и Дукштах (1928—1938); автор брошюры «Гігіена ўзгадавання дзіцяці» — Гигиена воспитания ребёнка (1928). В январе 1928 года женился на Марии Решать — сестре священника и профессора Язепа Решатя; отец историка Юрия Туронка. В 1919 году с помощью местной интеллигенции открыл в окрестностях Браслава 15 белорусскоязычных школ. Один из основателей и с 1920 года председатель Белорусского студенческого союза, ответственный редактор его органа — журнала «Наш шлях» (1922—1923). В 1923—1925 годах редактор газеты «Krynica», в которой публиковал статьи о политической, социальной и культурной жизни белорусов в Польше.В августе 1925 года был арестован, но освобождён через несколько недель под залог в 1000 злотых. Газета «Krynica» была закрыта польскими властями. Туронок решением суда был приговорён к тюремному заключению, наказание отбывал в Лукишской тюрьме в Вильно. После выхода из тюрьмы оставался под надзором полиции. Туронок был одним из основателей и активистом Белорусского крестьянского союза и Белорусского института хозяйства и культуры (с 1926). Возглавлял виленский филиал института до своего отъезда в 1928 году. Умер в городе Дукшты, Польская Республика, ныне Дукштас, Литва, 19 сентября 1938 года. Литература: Туронак Ю. Памяці Браніслава Туронка. — Варшава — Ню-Ёрк, 1990.
1886
Николай Николаевич Шпанов
советский писатель, автор политических и приключенческих романов, учебника для лётных училищ, монографии об авиационных моторах, сценарист. Шпанов создал первый в советской литературе образ сыщика — сквозного героя нескольких произведений — Нила Кручинина («Похождения Нила Кручинина»). Родился в городе Никольск-Уссурийский, Приморская область, Российская империя, в семье служащего Китайско-Восточной железной дороги Николая Алексеевича Шпанова (1871, Петербург — 1936, Ленинград). Мать, Анна Михайловна Соймонова, умерла в 1899 году. По происхождению — из потомственных дворян. С детства интересовался авиацией. После смерти матери жил у тётки в Харбине, учился там в коммерческом училище, жил затем с отцом во Владивостоке, позже в Сучане. Окончил гимназию во Владивостоке (1914). Окончил два курса кораблестроительного факультета Санкт-Петербургского политехнического института, но в связи с началом первой мировой войны, перевёлся в Николаевское инженерное училище (1915). В 1916 году окончил Высшую офицерскую воздухоплавательную школу в Гатчине, в том числе и обязательные Теоретические авиационные курсы при Петроградском политехническом институте; с октября 1916 года служил в 34-м корпусном воздушном отряде Западного фронта, в 1-м артиллерийском авиаотряде Юго-Западного фронта, принимал участие в боях в качестве лётчика-наблюдателя. В 1917 году был контужен, в марте 1918 года демобилизован. В мае 1918 года добровольно поступил на службу в Красный Воздушный Флот. Участник Гражданской войны: командир технического отряда 4-го Петроградского инженерного батальона (Луга), помощник комполка по инженерной части 11-й стрелковой дивизии, командир 5-го воздухоплавательного отряда на Восточном фронте (с октября 1918), начальник учебного отдела автопарка Восточного фронта (1920). С 1921 года начальник лётно-технической части Аэрофотограмметрического научно-опытного института (АФНОИ) под началом А. Н. Лапчинского. В 1922 году вслед за Лапчинским перешёл в Военно-научную редакцию Воздушного Флота. Был заместителем редактора ведомственных журналов «Самолёт» (1923—1925), «Техника воздушного флота» (1925—1939). Летом 1939 года командирован в район конфликта на Халхин-Голе. С сентября 1939 года на литературной работе, член СП СССР. С началом Великой Отечественной войны был призван, служил в газете «Сталинский сокол». Ответственный редактор журнала «Техника воздушного флота» (1942—1943). В 1943 году демобилизован. Печататься начал с 1926 года. В межвоенные годы активно участвовал в пропаганде авиации по линии Общества Друзей Воздушного Флота. Николай Николаевич Шпанов — автор более чем тридцати книг, из которых наиболее известны «Первый удар», «Поджигатели», «Заговорщики», «Война невидимок», «Ураган». В его произведениях очень аккуратно вскрыты инструменты спецслужб и мотивы капиталистических надгосударственных структур. Юлиан Семёнов (автор «Семнадцать мгновений весны») отзывался о нём, как о человеке в высшей степени посвящённом в закулисные игры надкапиталистической верхушки. Известен также как автор научно-популярных книг по истории техники, художественных биографий Джеймса Уатта, Дени Папена, Этьена Ленуара и др. Умер 2 октября 1961 года.
Творчество
Библиография Николая Шпанова: Наш полет в лесные дебри (1926); Во льды за «Италией» (1929) По автомобильной Трансевразии. На автомобиле по уссурийскому бездорожью (1930); Подвиг во льдах (1930); Лёд и фраки (1932); История одного великого неудачника (1936); Джеймс Уатт (1936); Первый удар (1939, ISBN 5-9533-1531-7); Повести и рассказы (1939); Тайна профессора Бураго (Война невидимок; 1943—1944); Поджигатели (1949); За жизнь! (1950); Заговорщики (1951); Домик у пролива — Старая тетрадь; Искатели истины (обе — 1955); Похождения Нила Кручинина (1956); Ученик чародея (1956, ISBN 978-5-9533-1992-8); Красный камень (1957); Повести об удачах великих неудачников (1959); Ураган (1961); Записка Анке: рассказ.
«Война невидимок»
Один из самых захватывающих романов советской эпохи. Николай Николаевич умело замаскировал в приключенческих событиях основную мысль: война всегда ведётся на уровне спецслужб и только тогда, когда они не могут одержать победу, происходят военные столкновения. Ян Флемминг тоже будучи не просто посвященным, но и участником особых спецподразделений несколько в другом виде реализовал эту идею в его Агенте 007. Книга, несмотря на многотысячные тиражи, является библиографической редкостью.
«Первый удар»
Наиболее известен из книг Шпанова роман «Первый удар. Повесть о будущей войне», изданный в 1939 году Военным издательством НКО СССР в учебной серии «Библиотека командира». Герои книги «явно воевали с фашистами, с немцами, а окончательной ссоры с ними не произошло». После подписания договора о ненападении между Германией и Советским Союзом книга «Первый удар» была изъята из продажи. В постсоветское время роман несколько раз переиздавался.
«Поджигатели»
В романе-дилогии изображены события с 1932 по март 1939 годов, осмысляется подготовка Второй Мировой войны, показывается деятельность немецкой, французской и английской разведок, закулисные переговоры американских и немецких крупных финансистов и промышленников, и впервые в советской литературе наряду с традиционно положительными образами Димитрова, Тельмана и прочих иностранных коммунистов, изображаются высшие руководители Третьего Рейха — Гитлер, Геринг, Геббельс, Гесс, Рем, а также высшие генералы вермахта Гаусс (вымышленный персонаж) и фон Шверер. Положительно дан образ Рузвельта в начале II тома. В романе события отражаются с позиций советской идеологии Сталинской эпохи и критики троцкизма, выдержанных в советском официальном тоне. Первоначально роман не был излишне политизирован и не содержал линии американского заговора против СССР, введённой по настоянию редакторов И.И.Ермашёва и Б.С.Евгеньева.
Издания: Наш полёт в лесные дебри. — Москва: Издательство Союза Авиахим СССР и Авиахима РСФСР, 1926. — 48 страниц; Ученик чародея: Роман. — Москва: Престиж-бук, 2012. — 496 страниц, иллюстрации (Серия «Ретро библиотека приключений и научной фантастики»).
Сценарии фильмов: 1937 — Глубокий рейд (совместно с П.П.Малаховым); 1941 — Морской ястреб (с соавторами); 1963 — Генерал и маргаритки (совместно с М.Э.Чиаурели, А.А.Филимоновым).
Литература: Валерий Вьюгин. Кто написал «Поджигателей» Н.Н.Шпанова? (Общие замечания по поводу частного случая) // Новое литературное обозрение. — 2020. — № 4.
1897
Бюльбюль (азербайджанское имя — Bülbül, имя при рождении — Муртуза Рза оглы Мамедов)
советский азербайджанский оперный певец (лирико-драматический тенор), музыковед-фольклорист, педагог. Народный артист СССР (1938). Лауреат Сталинской премии второй степени (1950). Кавалер двух орденов Ленина (1946, 1959). Один из основоположников азербайджанского национального музыкального театра. Родился в селе Ханбагы (ныне входит в состав города Ханкенди), Шушинский уезд, Елизаветпольская губерния, Российская империя, ныне Азербайджан, в семье кожевника Мешади Рзы и Гехар, дочери кочевника-курда из селения Пареулар. С раннего детства был известен необыкновенными музыкальными способностями, за что получил прозвище Бюльбюль (в переводе с азербайджанского — «соловей»). Впоследствии певец выбрал его в качестве сценического псевдонима. Детство и юношеские годы Бюль-Бюля прошли в Шуше. Впервые Бюль-Бюль выступил в Шуше ещё в 13 лет в сопровождении тариста Мешади Джамиля Амирова, исполнив мугам «Махур». В 1909 году переехал в Елизаветполь. На сцене с 1916 года. Творчеакий путь начал народным певцом - ханенде, исполнял азербайджанские мугамы и народные песни. В 1920-е годы был организатором музыкально-театрального дела Гянджи, был председателем Союза РАБИС Гянджи, делегатом первого Всеазербайджанского съезда работников искусств, а затем заместителем председателя Президиума Союза РАБИС. С 1920 года — солист Азербайджанского государственного театра (ныне Азербайджанский государственный академический театр оперы и балета имени М.Ф.Ахундова). Выступал как концертный певец. В 1921 году поступил, а в 1927 окончил Бакинскую консерваторию (класс Н.И.Сперанского). С 1927 по 1931 годы стажировался в миланском театре «Ла Скала» у Дж.Ансельми и Р.Грани. Бюльбюль — первый азербайджанец — лауреат Первого Всесоюзного конкурса пианистов, скрипачей, виолончелистов и вокалистов 1933 года в Москве. Бюльбюль — первый вокалист, который со специфического восточного пения перешел на европейскую школу пения и, синтезировав лучшие приемы азербайджанского национального пения с русской и европейской школой, создал в Азербайджане новую вокальную школу. В 1932—1961 годах преподавал в Азербайджанской государственной консерватории, с 1940 года — профессор. У него в классе учились Э.Ахундова, С.Неведов, К.Керимов, Ф.Мехтиев, Р.Мустафаев, М.Ахмедов и др. Бюльбюль — организатор и руководитель Республиканского научно-исследовательского кабинета музыки (1932—1944) (ныне Институт Архитектуры и Искусства Академии Наук Азербайджана). Проделал большую работу в течение более чем 25 лет в области сбора, записи, изучения и публикации народного музыкального творчества. Он инициатор и организатор: оперной студии, кабинета звукозаписи, нотного издательства, специального класса сольного пения, созыва первой музыкальной Олимпиады в Азербайджане для выявления ярких талантов, Всесоюзных вокальных конференций, съездов ашугов 1938, 1961 годах. Был членом правления общества «СССР—Италия» и за активное участие в развитии дружественных связей между этими странами был награжден «Гарибальдийской звездой». Бюльбюль был председателем жюри конкурса классического пения народов Востока на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве в 1957 году. Депутат Верховного Совета Азербайджанской ССР 1—3-го созывов. В 1961 году, за два месяца до кончины певца, состоялся его концерт в Шуше, в зале бывшего реального училища, на котором присутствовали тысячи зрителей из различных сёл Шушинского района. Это было последнее выступление певца в Шуше.
Умер в городе Баку, Азербайджанская ССР, СССР, 26 сентября 1961 года.
Похоронен на Аллее почётного захоронения в Баку.
Семья: Первая жена — Зейнаб-ханум, с которой прожил с 1917 по 7 февраля 1936 год (умерла), детей не имела; Вторая жена — Аделаида Мамедова (родился в 1922), директор Мемориального музея Бюльбюля в Баку (до февраля 2013 года); Сын — Чингиз (родился в 1938); Сын — Полад Бюльбюль-оглы (родился в 1945), азербайджанский эстрадный певец, композитор и актёр, народный артист Азербайджанской ССР (1982), Чрезвычайный и Полномочный Посол Азербайджанской Республики в Российской Федерации (с 2006); Внук — Теймур Полад-оглы Бюльбюль (родился в 1975) — музыкант, концертмейстер группы фаготов Государственного оркестра имени Чайковского, заслуженный артист Российской Федерации; Сын — Эмин Мамедов (1933—1999), филолог, специализировавшийся на немецком языке. Его мать — Гюляра Искендерова (1911—2010), певица (исполнительница роли Нигяр в опере Узеира Гаджибекова «Кёроглы» в 1936 году). Внучка-Белла Бюль Бюль.

Мемориальная доска на стене дома в Баку, в котором жил Бюльбюль в 1937—1961 гг.
Творчество
Возглавив ряд научных экспедиций, записал более 200-т обработок музыкального фольклора. Издал 3 сборника азербайджанских народных песен, а также в переводе на азербайджанский язык вокальные произведения русских и закавказских классиков (1938, 1956, 1958). Монографии Бюльбюля по сей день используются в качестве научного пособия по азербайджанской народной музыке. Он также являлся первым музыкантом, составившим учебные пособия для студентов, учащихся игре на азербайджанских народных инструментах: таре, кеманче и балабане.
Бюль-Бюль в роли Аскера («Аршин мал алан» У.Гаджибекова)
Партии: 1936 — «Кёроглы» У.Гаджибекова — Кёр-оглы (первый исполнитель); «Лейли и Меджнун» У.Гаджибекова — Ибн-Салам; «Асли и Керем» У.Гаджибекова — Керем; «Аршин мал алан» У.Гаджибекова — Аскер; «Ашуг-Гариб» З.Гаджибекова — Гариб; «Шахсенем» Р.М.Глиэра — Аншик-Гариб; «Наргиз» М.Магомаева — Альяр; «Хосров и Ширин» Ниязи — Хосров; «Низами» А. Бадалбейли — Низами; «Вэтэн» («Родина») К.Караева и Дж.Гаджиева — Аслан; «Ануш» А.Т.Тиграняна — Саро; «Риголетто» Дж.Верди — Герцог; «Тоска» Дж.Пуччини — Каварадосси; «Алеко» С.В.Рахманинова — Молодой цыган.
Романсы, народные песни: «Сенсиз» («Без тебя») У.Гаджибекова; «Севгили джанан» («Возлюбленная») У.Гаджибекова; «Моя страна» А.Зейналлы; «Süsən sünbül»; «Yaxan düymələ»; «Черные глаза»; «Çal-oyna»; «Segah təsnifləri»; «Xumar oldum».
Награды и звания: Заслуженный артист Азербайджанской ССР (1935); Народный артист СССР (1938); Сталинская премия второй степени (1950) - за исполнение азербайджанских народных песен; Два ордена Ленина (1946, 1956); Два ордена Трудового Красного Знамени (1936, 1958); Орден «Знак Почёта» (1938); Медаль «Гарибальди» (Италия); Медали; Почётный гражданин Сумгаита.

Бюст Бюль-Бюля, доставленный из города Шуша в Баку (1984, скульпторы — Ханлар Ахмедов и Намик Дадашов). Экспозиции под открытым небом Музея искусств Азербайджана
Память
На родине певца, в Шуше, был установлен бронзовый бюст Бюльбюля. После занятия Шуши армянами в мае 1992 года, бюст (наряду с бюстами Натаван и Узеира Гаджибекова) был демонтирован и вывезен в Грузию на металлолом, где был выкуплен азербайджанскими властями. В настоящий момент бюст находится в экспозиции под открытым небом Музея искусств в Баку. 14 января 2021 года бюст был снова установлен в Шуше.
Часть наград и медалей в мемориальном музее Бюль-Бюля
Имя Бюльбюля носят: специальная музыкальная школы имени Бюльбюля, улица в городе Баку, улица имени Бюльбюля в городе Шуше. Установлены бюсты Бюльбюля в городе Шуше, в специальной музыкальной школе, в фойе Азербайджанского государственного театра оперы и балета, мемориальные доски на классе профессора Бюль-Бюля в Азгосконсерватории, на доме, где находится музей в городе Баку. В 1976 году открыт Мемориальный дом-музей Бюльбюля в Баку и его филиал Дом-музей Бюльбюля на его родине Шуше. Каждые два года в Баку проводится Международный конкурс вокалистов имени Бюльбюля.
В 1998 году в связи со 100-летием Бюльбюля была выпущена почтовая марка Азербайджана,
а в 2008 году в связи с 110-летием — памятная монета.

В 2012 году в Баку, на пересечении улицы Бюльбюля и Низами, неподалеку от дома, где жил Бюльбюль, был установлен его памятник. Открытие памятника было приурочено к 115-летию певца. Автором бронзового памятника высотой 3 метра и изготовленного ещё в 2007 году является скульптор Акиф Аскеров.
Почтовая марка Азербайджана, 2014
Литература: Шушинский Ф. Народные певцы и музыканты Азербайджана. — Москва: Советский композитор, 1979. — 200 страниц.

1897
Хенрик Добжаньский (псевдоним «Хубаль») (в литературе также Генрик Добжаньский; польское имя — Henryk Dobrzański «Hubal»)
польский офицер, спортсмен. Герой Первой и Второй мировых войн. Один из первых, если не самый первый партизанский командир Второй мировой войны. Хенрик Добжаньский родился в городе Ясло, Австро-Венгрия, ныне Польш,а в польской шляхетской семье, прямой потомок (в 15-м колене) знаменитого рыцаря Завиши Чёрного. В Первую мировую войну добровольцем ушел в формировавшиеся в Австро-Венгрии Польские легионы, в составе 2-го уланского полка участвовал в боях под Стравчанами и под Рараньчей. После создания независимой Польши вступил в её армию. Командовал взводом кавалерии в боях против украинской армии за Львов. Во время советско-польской войны 1919—1921 гг. сражался против Красной армии. За отвагу награждён самым почётным польским военным орденом «Virtuti Militari» (серебряный крест). В мирное время не оставил военную службу. Как опытный наездник, был членом польской сборной по конному спорту, получил 22 золотых, 3 серебряных и 4 бронзовых медали. В 1925 году в Лондоне завовевал звание лучшего наездника, в 1928 был запасным на Олимпийских играх в Амстердаме. В 1927 году получил звание майора, летом 1939 назначен на должность заместителя командира 110-го резервного уланского полка.
Начало войны
В сентябре 1939 года после начала Второй мировой войны майор Добжаньский сражался с немецкими и советскими войсками — в частности, оборонял Гродно. После сдачи города 23 сентября защищавшие его польские войска ушли в нейтральную Литву и были интернированы, и только один 110-й уланский полк отказался выполнить такой приказ и двинулся на помощь осажденной Варшаве. По пути был окружен советскими войсками и прорвался ценой больших потерь. Подполковник Ежи Домбровский вскоре после этого распустил отряд, но около 180 бойцов во главе с Добжаньским продолжили путь. До Варшавы дойти не успели — столица капитулировала 27 сентября. Добжаньский и с ним около 50 человек двинулись на юг, чтобы пробраться во Францию. 1 октября они переправились через Вислу и в тот же день снова вступили в бой с немцами, после чего решили остаться в Свентокшиских горах и дожидаться наступления союзников (Добжаньский надеялся, что оно начнется весной 1940 года).
Памятный камень в честь майора Хубаля
5 октября польская армия была окончательно разбита, и Добжаньский стал в полном смысле слова партизаном. Он организовал «Особый отряд Войска польского» и принял над ним командование под псевдонимом «Хубаль», по прозвищу той части рода Добжаньских, к которой принадлежал Хенрик. В начале ноября отряд одержал первую победу над немцами под Цисовником. Местные жители помогали партизанам уходить из немецких ловушек, в ответ немцы развернули репрессии против гражданского населения. В связи с этим руководство подполья (генерал Грабица — Стефан Ровецкий) приказало Добжаньскому распустить отряд и перейти на конспиративное положение, но тот отказался, ответив:
«Do Pana Grabicy, żadnych Grabiców nie znam i znać nie chcę. Rozkazy takowe mam w dupie i na przyszłość przyjmować nie będę»
(Господину Грабице. Никаких Грабиц не знаю и знать не хочу. Такие приказы я имею в заднице, и больше их принимать не буду)
Впрочем, контакты с мирными жителями свёл к минимуму, чтобы не давать повода для репрессий.
Итоги борьбы. Гибель героя
Продолжая сражаться, Добжаньский наносил значительные потери немцам. В марте 1940 разбил пехотный батальон вермахта под Хуцисками, через несколько дней сильно потрепал другую немецкую часть под Шаласами. Чтобы уничтожить отряд «бешеного майора», немцы сформировали специальную анти-партизанскую группу из SS, пехотных и танковых частей. В операции против партизан, которых было не более 300, немцы задействовали аж 8000 солдат. Во время рейда на Хубаля немцы совершили многочисленные преступления против мирных жителей. В 31 деревне они убили в общей сложности 712 человек и сожгли 620 крестьянских хозяйств (четыре деревни были полностью разрушены). Эти события потрясли «Хубаля», который до сих пор еще не до конца осознавал реалии нацистской оккупации. 30 апреля 1940 года отряд Добжаньского был окружён (предполагают, что в результате предательства) и после тяжёлой битвы разбит, а Добжаньский погиб с оружием в руках у деревни Анелин под Опочно, Польша. Немцы нанесли порезы на тело «Хубаля» и выставили его на всеобщее обозрение, а затем доставили в Томашув-Мазовецкий, где они, вероятно, сожгли или похоронили в неизвестном месте. Существует гипотеза, что это был район военных казарм 372 подразделений вермахта в Томашуве-Мазовецком. Оставшиеся в живых бойцы отряда майора Хубаля сражались до 25 июня 1940 года. В этот день это подразделение было окончательно распущено недалеко от Влощовы.
Награды и премии: Кавалер Большого креста ордена Возрождения Польши — посмертно; Золотой крест ордена Virtuti Militari; Серебряный крест ордена Virtuti Militari; Четырёхкратный кавалер Креста Храбрых
Наши дни
В 1966 году Добжаньскому посмертно присвоено звание полковника с повторным награждением орденом «Virtuti Militari», на этот раз золотым крестом. О нём снят художественный фильм «Майор Хубаль» (1973) и написано несколько книг.
1897
Пятрас Кубертавичюс (литовское имя — Petras Kubertavičius)
литовский советский актёр и режиссёр. Народный артист Литовской ССР (1959). Один из основоположников литовского профессионального театра. Родился в деревне селе Вартай, Сувалкская губерния, Российская империя (ныне Мариямпольский уезд Литвы).
На сцене с 1916 года — играл в Петрограде в драматической студии Юозаса Вайчкуса, с которой в 1918 году переехал в Вильнюс. В 1920—1952 годах — актёр в Каунасском государственном драматическом театре. С 1924 года выступал как режиссёр. С 1936 года вёл педагогическую работу в театральных студиях. В 1952—1959 годах — актёр Каунасского театра юного зрителя. В 1959—1963 годах — снова в Каунасском государственном драматическом театре. Умер в городе Вильнюс, Литовская ССР, СССР, 14 февраля 1964 года. Похоронен на Пятрашюнском кладбище Каунаса. Награжден орденом "Знак Почета" и медалью. Жена — актриса Антанина Вайнюнайте.
Творчество
Сыграл десятки театральных ролей. Единственная роль в кино — в фильме «Когда сливаются реки» 1961 года. Режиссёр спектаклей: драма «Отец» Юозаса Грушаса (1944), драма «Поют петухи» Юозаса Балтушиса (1948 и 1958), трагедия «Блудный сын» Рудольфа Блаумана (1957).
«Актёр глубокого интеллекта, Кубертавичюс обладает большим сценическим темпераментом. Его сценические образы отличаются глубиной мысли, реалистичностью, выразительностью, динамикой. Играл преимущественно героические роли. Особым успехом пользовался в историческом репертуаре.» — Театральная энциклопедия

Мемориальная доска, Пятрас Кубяртавичюс, город Каунас, Литва
Память
В 1987 году на доме в Каунасе, в котором жил актёр и его жена, была установлена мемориальная доска. В 2007 году доска была заменена — из неё было убрано указание, что в доме «жили Народные артисты Литовской ССР» и указано просто: «жили известные актёры».
Источники: Пятрас Кубертавичюс // Театральная энциклопедия. Том 3 / Главный редактор П.А.Марков — Москва : Советская энциклопедия, 1964—1086 столбцов; Пятрас Кубертавичюс // Большая советская энциклопедия.
1897
Любовь Фёдоровна Разманова
звеньевая колхоза «Путь Ленина» Сухобузимского района Красноярского края. Родилась в селе Шила Сухобузимского района Красноярского края. С началом организации в селе колхоза «Путь Ленина» вступила в него и вскоре возглавила полеводческое звено по выращиванию зерновых. Даже когда в других звеньях собирали урожай не более 10 центнеров с гектара, звено Л.Ф.Размановой постоянно получало не менее 20 центнеров, а в 1947 году - 35 центнеров ржи и по 30 центнеров пшеницы и овса. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1948 года за получение высоких урожаев пшеницы, ржи и льна-долгунца в 1947 году звеньевая Разманова Любовь Фёдоровна, получившая урожай пшеницы 30,8 центнеров с гектара на площади 10,52 гектара, удостоена звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Трудилась в колхозе до ухода на пенсию в 1960 году. Проживала в родном селе Шила. Скончалась в 1979 году. Награждена орденом Ленина (10 апреля 1948) и медалями.
1897
Альберт Ренгер-Патч (немецкое имя — Albert Renger-Patzsch)
немецкий мастер художественной фотографии, представитель направления Новая вещественность, один из важнейших представителей Нового ви́дения в фотографии. Родился в городе Вюрцбург, Бавария, Германская империя. Уже в 14 лет, при помощи отца, овладел фотографическим искусством. После окончания школы он изучает химию в Дрездене, затем руководит художественным архивом в вестфальском городе Хагене (1922). В 1923 году переезжает в Берлин, где работает в различных художественных агентствах, в 1925 году живёт в Бад-Гарцбурге, где работает как профессиональный фотограф. В 1929 году получает в своё распоряжение художественное ателье при музее Фолькванг в Эссене, преподаёт искусство фотографии также в художественной школе при музее (до 1933 года). В этот период своего творчества занимается в основном фотографией промышленности, индустрии. В 1944 году, после того, как в результате бомбардировки его ателье было разрушено и большое число фотографий погибло, Ренгер-Патч переезжает в Мёнезее, где живёт до конца своих дней, занимаясь фотографией преимущественно природы. Художник был противником так называемой «искусственной фотографии», разработав свой собственный стиль фотографирования — прямой, чётко ориентированный на объект, дающий хорошую детализацию изображения. Вышедший в 1928 году его альбом фотографий «Мир прекрасен» (Die Welt ist schön), содержащий 100 фотоснимков людей, животных, растений, зданий, машин, производственных объектов явился основой, определившей развитие современного фотоискусства. Мастер был в 1960 году награждён премией Немецкого общества фотографии, в 1965 году получил государственную премию в области искусства земли Северный Рейн — Вестфалия. В 1993 году Альберту было воздано должное за этот аспект его поздних работ музеем Людвига в Кёльне по случаю выставки «Альберт Ренгер-Патч: поздняя индустриальная фотография».Умер в посёлке Вамел, близ Зоста, Северный Рейн-Вестфалия, ФРГ, 27 сентября 1966 года.
Литература: Kerstin Stremmel «Realismus», Köln 2004.

1897
Норберт Элиас (немецкое имя — Norbert Elias)
британский, изначально немецкий социолог еврейского происхождения. Особенно известен своей теорией цивилизации. Автор бестселлера «О процессе цивилизации» (Über den Prozess der Zivilisation). Родился в городе Бреслау, в прусской провинции Силезия, Германская империя (ныне Вроцлав, Польша), в семье Германа и Софии Элиас, единственным ребенком. Отец его был предпринимателем в текстильной промышленности. С раннего детства у мальчика была мечта стать ученым. Первые знания были получены юношей в классической гимназии родного города, куда поступил в 1903. После получения аттестата зрелости (абитурного свидетельства) в 1915 году записался добровольцем в германскую армию. Сначала был отправлен в качестве связиста на Восточный фронт, затем переведён на Западный. После нервного срыва в 1917 году признан непригодным к воинской службе и отправлен в Бреслау в качестве санитара. В тот же год поступил в университет Бреслау и начал изучать философию, психологию и медицину. По одному семестру в 1919 и 1920 годах отучился в университетах Гейдельберга (где посещал лекции Карла Ясперса и курс Генриха Риккерта) и Фрайбурга (где посещал курс Эдмунда Гуссерля). Он бросил занятия медициной в 1919, после сдачи переводного экзамена. Чтобы оплачивать своё обучение, после того как состояние его отца сократилось из-за гиперинфляции, в 1922 году устроился на работу главой отдела экспорта на местную фабрику скобяных изделий. В 1924 году защитил диссертацию, называвшуюся «Идея и индивид» («Idee und Individuum») под руководством Рихарда Хёнигсвальда, представителя неокантианства. Разочаровавшись в отсутствии социального аспекта в неокантианстве, что привело к разногласиям с научным руководителем, Элиас решил в будущем заняться социологией. Во время жизни в Бреслау вплоть до 1925 года Элиас был вовлечён в германское сионистское движение и выступал как один из ведущих интеллектуалов в германско-еврейском молодёжном движении «Блау-Вайс». В эти годы он знакомится с другими молодыми сионистами, такими как Эрих Фромм, Лео Штраусс, Лео Лёвенталь и Гершом Шолем. В 1925 году Элиас переезжает в Гейдельберг, где Альфред Вебер берёт его в качестве претендента на хабилитацию в проект по теме становления современной науки, названный «Значение флорентийского общества и культуры в становлении науки». В 1930 году Элиас, не имея перспектив, решает покинуть проект и устраивается ассистентом Карла Маннгейма в университет Франкфурта. Однако после прихода нацистов к власти в начале 1933 года социологический институт Маннгейма был вынужден закрыться. Уже готовая докторская диссертация, называвшаяся «Придворное общество» так никогда и не была формально защищена, и будет опубликована лишь в 1969 году. В 1933 году Элиас бежит от нацистов в Париж. Его престарелые родители остались в Бреслау; отец умрёт там в 1940 году, а мать была депортирована в Аушвиц, где, вероятно, погибла в 1941 году. В течение двух лет в Париже Элиас работал как независимый учёный, получив грант от амстердамского фонда Steunfonds Foundation. В 1935 году он переезжает в Великобританию, где работает над своей монографией «О процессе цивилизации» вплоть до 1939 года, теперь получая грант от Еврейского комитета по делам беженцев. В 1939 году Элиас перебирается в Лондон. Там он встретился со своим бывшим научным руководителем Маннгеймом в Лондонской школе экономики, где получает позицию старшего научного сотрудника. В 1940 году Лондонскую школу экономики эвакуируют в Кембридж, а когда вторжение германских войск в Великобританию кажется неминуемым, Элиаса интернируют на восемь месяцев в лагеря в Ливерпуле и на острове Мэн, поскольку он является выходцем из Германии, то есть потенциально неблагонадёжным. За время интернирования в концентрационном лагере Элиас организует лекции по политике и ставит написанную им самим пьесу «Баллада о бедном Якове» (опубликована в 1987 году). После того как его освободили из лагеря в 1941 году, он возвращается в Кембридж. До конца войны работает на британскую разведку, выискивая нацистов среди германских военнопленных (см. его эссе «Слом цивилизации»). Элиас ведёт вечерние занятия для ассоциации рабочего образования (для взрослых), а затем вечерние курсы по социологии, психологии, экономике и экономической истории в университете Лестера. Он также время от времени даёт лекции в разных ВУЗах. В сотрудничестве со своим другом по Франкфурту, психоаналитиком З. Г. Фуксом, разрабатывает теоретическую базу для Группового анализа, важной школы терапии, и является сооснователем Общества Группового анализа в 1952 году. Он сам также обучался и работал групповым терапевтом. В 1954 году в возрасте 57 лет он наконец получает свою первую постоянную академическую должность в университетском колледже Лестера, который вскоре стал университетом Лестера, в качестве преподавателя социологии. Вместе со своим другом Ильёй Нойштадтом он сделал большой вклад в развитие университетского факультета социологии, который стал одним из крупнейших и наиболее влиятельных факультетов в Великобритании. Однако учёный чувствовал, что его идеи не находят отклика. Положение усугубляло то, что за время его работы в Великобритании ни одна из его книг не была переведена на английский — не только из-за непонимания значения его идей, но и из-за общего упадка внимания социологов к истории. Он уволился в 1962 году, однако продолжил обучать аспирантов в Лестере до середины 1970-х гг. Среди ставших впоследствии известными социологов, обучавшихся и работавших в Лестере, были Джон Голдторп, Энтони Гидденс, Мартин Элброу, Шейла Аллен, Джо и Олив Бэнкс, Ричард Браун, Мэри Макинтош, Никос Музелис, Сэми Зубайда и Кит Хопкинс. Студентами факультета являлись Джон Элридж, Крис Роджек, Пол Хирст, Грэм Саламан и Брайан Уилсон. С 1962 по 1964 год Элиас работал профессором социологии в университете Ганы в Легоне, пригороде Аккры. В 1960-е годы его главные труды, написанные ещё в 1930-х гг., стали постепенно приобретать признание в Германии и Нидерландах. После возвращения в Европу в 1965 году он был приглашённым профессором в различных германских и голландских университетах, а с 1977 года обосновался в Амстердаме. В том же году он удостоился фестшрифта (соредакторы Hermann Korte, Peter Gleichmann и Йохан Гудсблом). Его репутация и популярность резко возросли после публикации в 1969 году монографии «О процессе цивилизации». С 1978 по 1984 год он работал в Центре междисциплинарных исследований в Билефельдском университете. Элиас стал первым одновременным лауреатом премии Теодора Адорно (1977) и Европейской премии Амальфи за социологию и социальные науки (1987). В 1983 году он стал инициатором создания фонда имени Норберта Элиаса. Этот фонд занимался проведением конференций, распространением идей своего создателя, а также ставил перед собою цель - давать возможность молодым учёным высказывать свои идеи и теории. Фонд стал наследником социолога, продолжая популяризировать его идеи после его смерти. Поскольку всю свою жизнь учёный посвятил науке, он так и не завёл семью. Помимо своей социологической работы Элиас занимался поэзией. Умер Элиас у себя дома в городе Амстердам, Нидерланды, 1 августа 1990 года.
Научный вклад
Социологическая концепция Элиаса строится на понятии фигураций, которое он же и ввел в научный оборот. Фигурации – это социальные процессы, в которых люди тесно взаимодействуют друг с другом (это явление социологи также называют «социальным общением», а экономисты – «институтами»). Фигурации постоянно изменяются и имеют свой неповторимый облик как на макроуровне (изменения «правил игры» в обществе), так и на микроуровне (изменения в поведении и психологии людей). Задача социологии, по мнению Элиаса, – изучить, как и по какой причине складывается та или иная фигурация. Ярким примером фигурационной социологии является его наиболее известная работа О процессе цивилизации. В ней рассматривается постепенное «развитие цивилизации» на средневековом Западе (Элиас полагал, что на этом материале можно понять универсальные закономерности развития любой цивилизации). На ранних стадиях развития, указывал Элиас, люди могли просуществовать, не будучи зависимы от других людей. Разделение труда и конкуренция постепенно привели к тому, что возникла и начала углубляться дифференциация, различие между людьми. Теперь, чтобы выжить, человек уже не мог полагаться только сам на себя, он стал зависим от окружающих его людей. Так происходило постепенное удлинение «цепочек взаимозависимости» или, иначе говоря, расширение круга общения и зависимости от других людей. Это, в свою очередь, повлекло за собой существенное изменение в социальном строе. При абсолютистских монархиях нового времени концентрация власти (монополии на применение насилия) в руках одного человека, короля, приводит к тому, что люди из его окружения вынуждены строже себя контролировать, следить за проявлением своих эмоций. С другой стороны, при королевском дворе продолжается удлинение «цепочки взаимозависимости», что тоже влияет на необходимость сдерживать свои чувства и повышает внимание к остальным людям. Если до формирования королевского двора люди были озабочены в основном тем, как избежать насилия и угрозы смерти, то теперь появляется возможность обратить внимание на опасности, которые раньше были менее значительными. Рассматривая конкретные примеры (поведение за столом, в спальне и т.д.), Элиас пришел к выводу об изменении «порога стыдливости». То, что было раньше вполне естественным и не осуждалось (например, прилюдное сморкание или ковыряние в носу), со временем стало причиной сильного чувства стыда. Причиной всех этих изменений было изменений социальных фигураций – увеличивающееся количество взаимосвязей между людьми приводило к наложению запретов на импульсивные проявления человеческой природы. Первоначально такого рода запреты появлялись в высших слоях общества. Дальнейшее изменение фигураций – более тесное взаимодействие между представителями разных слоев общества, их взаимопереплетение – стало причиной распространения запретов на все остальные слои населения. Таким образом, западная цивилизованность есть не что иное, как увеличение самоконтроля, самоограничений с одной стороны, и возрастание чувствительности к окружающей действительности, с другой. Как и М.Вебер, Элиас видел главную особенность Запада в культе самоконтроля, но находил его истоки не в протестантской этике буржуазии, а в придворном аристократизме. Этот процесс формирования культуры королевского двора Элиас называл «рывком» в процессе цивилизации. Развитие цивилизации, по Элиасу, представляет из себя набор такого рода «рывков», включая движение как вперед, так и назад, оно характеризуется несколькими стартами и даже остановками. Вся фигуративная теория Элиаса – попытка соединить воедино изучение как общества, так и составляющих его людей. Процесс цивилизации есть одновременное изменение психики людей, их ментальности и трансформация социального строя. Иначе говоря, изменения габитуса индивидов (их коллективной ментальности) и социальная эволюция – это единый взаимосвязанный процесс. Концепция Элиаса стала продолжением идей выдающихся немецких социологов начала 20 в. М.Вебера и В.Зомбарта. Она во многом перекликается с трудами французских историков школы «Анналов» и стала предвестием работ М.Фуко по истории сексуальности. Благодаря Элиасу началось изучение, во-первых, исторической роли аристократии, ранее считавшейся сугубо паразитной социальной силой, во-вторых, изменения простейших норм поведения, связанных с естественными жизненными процессами.
Критика научных идей
Уязвимыми для критики оказываются многие стороны теории Элиаса. Например, тезис о превращении внешнего принуждения в самопринуждение остаётся неясным моментом. Стивен Уайт критикует теорию Элиаса с исторической точки зрения. Ведь Элиас рассматривает процесс цивилизации на примере Франции, хотя многие формы этикета возникли именно в Италии, где не существовало абсолютной монархии, и уже оттуда экспортировались во Францию. Более того, Италия оставалась феодально раздробленной вплоть до конца 19 века. Схожим образом и в Японии, несмотря на разрушение абсолютной власти монарха, и отсутствие королевского двора, культура и этикет развивались и усложнялись на протяжении всей истории. В рамках психоаналитического подхода недостатком является то, что из трех психоаналитических инстанций («оно», «я» и «сверх-я»), он сохраняет «оно» и «сверх-я», но практически не говорит о «я», оказывающимся эпифеноменом социального взаимодействия. Швейцарский антрополог Х.-П.Дюрр опубликовал четыре тома под общим заглавием «Миф о процессе цивилизации», в которых указывал на ошибки теории Элиаса. С другой стороной теория Элиаса подверглась со стороны постколониальной теории, ведь концепция процесса цивилизации может создавать точку зрения «сверху вниз» на тех, кто не соответствует европейским стандартам этикета.
Мемориальная доска на доме во Вроцлаве, где в 1905—1920 жил Норберт Элиас
Библиография
Книги Норберта Элиаса: Норберт Элиас. Общество индивидов. Москва, 2001; Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. Tом 1. Изменения в поведении высшего слоя мирян в странах Запада / перевод с английского А.М.Руткевич. — Москва; Санкт-Петербург: Университетская книга, 2001. — 332 страницы. — ISBN 5-94483-011-5; Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. Tом 2. Изменения в обществе. Проект теории цивилизации / перевод с английского А.М.Руткевич. — Москва; Санкт-Петербург: Университетская книга, 2001. — 382 страницы. — ISBN 5-94483-008-5; Норберт Элиас. Придворное общество. Москва, 2002; Моцарт. К социологии одного гения = Mozart. Zur Soziologie eines Genies. / Перевод с немецкого. Левинсон Кирилл. — Новое литературное обозрение, 2022. — 184 с. ISBN 978-5-4448-1799-5.
Книги о Норберте Элиасе и его работах: Гергилов Р.Е. Норберт Элиас и «Школа Анналов». // Клио. 2004. N 1 (24); Гергилов Р.Е. Пространство европейской цивилизации. // Обсерватория культуры. 2007. N 4; Гергилов Р.Е. Теория цивилизации Н.Элиаса: Критика и перспективы. // Вопросы культурологии. 2007. N 5; Гергилов Р.Е. Проблема индивидуализации в социологии М. Вебера и Н. Элиаса. // Социологический журнал. 2007. N 3; Кром М.М. Историческая антропология. Санкт-Петербург: «Дмитрий Буланин», 2004. 168 страниц; Культурология: энциклопедия. / Составитель С.Я.Левый. Москва: РОССПЭН, 2007. Том 2; Ритцер Дж. Современные социологические теории, глава 10. Санкт-Петербург, 2002; Руткевич А.М. Историческая социология Норберта Элиаса // Норберт Э. О процессе цивилизации. Том 2. Москва; Санкт-Петербург, 2001. — 382 страницы; Руткевич A.M. Элиас // Новая философская энциклопедия : в 4 томах / председатель научно-редакционного совета В.С.Стёпин. — 2-е издание, исправленное и дополненное. — Москва : Мысль, 2010. — 2816 страниц.

1898
Семён Борисович Задионченко (настоящее имя — Шимон Борухович Зайончик; украинское имя — Семен Борисович Задіонченко (Шимон Борухович Зайончик)
советский партийный и государственный деятель, первый секретарь Днепропетровского, Сталинского, Башкирского и Кемеровского обкомов ВКП(б) (1938—46). Входил в состав особой тройки НКВД СССР, был активным участником сталинских репрессий. Родился в местечке Ржищев, Ржищевская волость, Киевский уезд, Киевская губерния, Российская империя, в семье рабочего. В 1914 г. окончил Кременчугское ремесленно-техническое училище. По национальности еврей. В 1916—1917 гг. — в русской армии; В 1917—1925 гг. — в Красной Гвардии, РККА. Участник Гражданской войны; В 1925—1931 гг. — инструктор Всесоюзного правления сельскохозяйственной кооперации, уполномоченный Всероссийского центрального животноводческого союза по Донбассу, Средней Азии и Казахстану, заведующий отделом Кубанского окружного «Животноводсоюза», директор совхоза «Скотовод» (Казахская АССР), заместитель начальника управления кадров Всесоюзного объединения «Скотовод»; В 1931—1934 гг. — заведующий организационным отделом, заместитель председателя Бауманского районного Совета г. Москвы; В 1934—1936 гг. — председатель Бауманского районного Совета; В 1936—1937 гг. — первый секретарь Бауманского районного комитета ВКП(б); В 1937—1938 гг. — заместитель председателя СНК РСФСР; В феврале-июне 1938 гг. — исполняющий оязанности первого секретаря Днепропетровского областного комитета КП(б) Украины, В 1938—1941 гг. — первый секретарь Днепропетровского областного комитета КП(б) Украины; В 1938 г. — входил в состав особой тройки НКВД по Днепропетровской области. Был активным участником в сталинских репрессий - подписывал протоколы тройки;

Состав тройки НКВД по Днепропетровской области в 1938 году
В 1938—1949 гг. — кандидат в члены Политбюро ЦК КП(б) Украины; В 1941 г. — член Военного Совета Южного фронта; В 1941 г. — первый секретарь Сталинского областного комитета КП(б) Украины; В 1941—1942 гг. — начальник политического управления Народного комиссариата земледелия СССР; В 1942—1943 гг. — первый секретарь Башкирского областного комитета ВКП(б); В 1943—1946 гг. — первый секретарь Кемеровского областного комитета ВКП(б),; В 1946—1948 гг. — инспектор ЦК ВКП(б); В 1948 г. — заведующий отделом тяжёлой промышленности ЦК ВКП(б); В 1948—1951 гг. — первый заместитель министра заготовок СССР; В 1951—1952 гг. — инспектор ЦК ВКП(б); В 1952—1953 гг. — заведующий подотделом Отдела партийных, профсоюзных и комсомольских органов ЦК ВКП(б) — КПСС; В 1953—1954 гг. — заведующий сектором территориальных парторганизаций Отдела партийных, профсоюзных и комсомольских органов ЦК КПСС; В 1954—1958 гг. — инспектор ЦК КПСС. С 1958 года на пенсии; в аппарате Совета Министров РСФСР. Член РКП(б) с 1919 года. Член ЦК ВКП(б) в 1939—1952 годах. Депутат Верховного Совета СССР 1—2-го созывов. Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 19 ноября 1972 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок 7) в Москве. Сын Владимир (родился в 1941) — доктор медицинских наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации.
Награды: трижды орден Ленина (в том числе 7 февраля 1939); Орден Красной Звезды; медали.
Литература: Коновалов А.Б. История Кемеровской области в биографиях партийных руководителей (1943-1991) / С.А.Мазаева. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. — Страницы 15-52. — 491 страница. — 700 экземпляров. — ISBN 5-202-00423-08; Центральный комитет КПСС, ВКП(б), РКП(б), РСДРП(б): Историко-биографический справочник / Составитель Ю.В.Горячев. — Москва: Парад, 2005.