1894
Александр Николаевич Бахтин
российский и советский офицер-подводник, командир подводных лодок «Волк», «Пантера» и «Тур». Лейтенант флота (1917). Удостоен высшей награды РСФСР — ордена Красного Знамени за потопление британского эсминца «Виттория». Родился в селе Малые Бобрики, Орловский уезд, Орловская губерния, Российская империя (сейчас — Глазуновский район) Орловской губернии. По праву рождения являлся столбовым (потомственным) дворянином Калужской губернии. В 1904 году в возрасте 10 лет был отдан в Орловский кадетский корпус (основателем этого учебного заведения был прадед А.Н.Бахтина). В связи с переездом родителей в Санкт-Петербург с 1910 года продолжил обучение в Морском кадетском корпусе, который окончил в 1914 году. Высочайшим Приказом по Морскому Ведомству за № 182 (144) от 16 мая 1914 года произведен в корабельные гардемарины. В мае-июле 1914 года в составе экипажа линкора «Император Николай I» находился в дальнем походе, по возвращении из которого произведён в мичманы. Зачислен в 1-ю минную дивизию Балтийского флота, до сентября 1915 года служил вахтенным офицером на эсминце «Донской казак» типа «Украйна».
Куртка Бахтина А.Н. в экспозиции Музея истории подводных сил имени Маринеско
С июля 1915 года переведён в дивизию подводных лодок, служил вахтенным офицером на подводных лодках «Кайман» (сентябрь-декабрь 1917) и «Волк» (декабрь 1915 — декабрь 1916). За участие в знаменитом майском походе «Волка» Бахтин был награждён орденом Святой Анны IV степени степени с надписью «за храбрость». В 1916 году окончил краткий офицерский подводный класс и назначен старшим офицером подводной лодки «Волк». В июле 1917 года произведён в чин лейтенанта. В декабре 1917 года стал командиром подводной лодки «Волк». После Октябрьской революции молодой офицер сделал выбор в пользу Советской власти и продолжил службу в рядах рабоче-крестьянского Красного флота. В конце 1918 года назначен командиром подводной лодки «Пантера». 31 августа 1919 года подводная лодка «Пантера» под командованием А.Н.Бахтина потопила британский эскадренный миноносец «Виттория» в Копорской губе Финского залива. Это стало первым серьёзным успехом советского подводного флота, за этот подвиг был награждён орденом Боевого Красного Знамени (первым из подводников). В последующие годы активно трудился в области подводного флота, с мая 1921 года служил командиром дивизиона подводных лодок на Балтике и одновременно командир подводной лодки «Тур». С 1922 по 1925 годы — заведующий подводным классом Морской академии, одновременно преподавал на специальных курсах командного состава военно-морских сил РККА. В эти годы печатался в газетах и журналах, участвовал в возрождении Красного Флота. В ноябре 1922 года ему присвоено звание «Герой труда Балтийского флота». В 1926 году окончил Военно-Морскую академию.
Арест, ссылка и смерть
После окончания академии уволен в запас. В августе 1926 года был арестован. В апреле 1927 года осуждён по статье 58 сроком на 5 лет за «контрреволюционную деятельность» и лишён ордена Красного Знамени. Для отбытия наказания направлен в Соловецкий лагерь особого назначения на Соловецких островах. В декабре 1927 года его дело было пересмотрено и заключение в лагере заменено на ссылку в Тобольский уезд. Постановлением Коллегии ОГПУ от 30 апреля 1929 года был освобождён досрочно, но из ссылки в Ленинград он вернулся уже больным туберкулёзом. Работал капитаном малого плавания. Умер в городе Ленинград, РСФСР, СССР, 15 июня 1931 года.
Похоронен на Смоленском кладбище.
Посмертно реабилитирован 29 сентября 1956 года.
Награды: За боевые походы получил награды: Орден Святого Станислава III степени (23 ноября 1915); Орден Святой Анны III степени; Орден Святой Анны IV степени с надписью «за храбрость» (31 марта 1916); орден Боевого Красного Знамени (1918).
Память
К 100-летию подводного флота Правительство Санкт-Петербурга приняло решение об установке мемориальной доски на доме в Ленинграде по адресу 11-я линия Васильевского острова, 24, где с 1925 по 1931 год жил этот человек. 27 июля 2007 года на доме была установлена мемориальная доска (архитектор Г.С.Пейчев).

Мемориальная доска на 11 линии Васильевского острова.
20 октября 2007 года на Смоленском Православном кладбище состоялось открытие памятника Александру Николаевичу Бахтину на его могиле. Памятник создан в рамках Губернаторской Программы «100-летие Подводного флота России в СПб» по инициативе Санкт-Петербургского Клуба моряков-подводников и семьи А.Н.Бахтина. Автором памятника стал архитектор Геннадий Пейчев.
Семья
Дочь и сын А.Н.Бахтина умерли в 1942 году в блокадном Ленинграде, его жена Ольга Петровна скончалась в 1963 году, перед смертью добившись реабилитации своего мужа. Семья Бахтиных проживала в Санкт-Петербурге с 1919 года на Васильевском острове.
Литература: Бахтин А.Н. На «Пантере». // Из бездны вод. Летопись отечественного флота в мемуарах подводников [сборник, составитель Н.А.Черкашин]. — Москва: Современник, 1990; А.М.Пожарский. Подводное плавание в России 1834-1918 гг. Биографический справочник. — Санкт-Петербург : «БЛИЦ», 2011. — 1024 страницы. — 1000 экземпляров; Довженко В. Красный командир дворянин Бахтин. // Морской сборник. — 2009. — № 8. — Страницы 68—77; Денисенко А., Довженко В. Александр Бахтин — подводник, командир, учёный. // Морской сборник. — 2019. — № 9. — Страницы 40—43.

1894
Малон Блейн (Mahlon Blaine)
американский художник, автор книжных иллюстраций. Малон Керрадин Блейн (Mahlon Carradin Blaine); родился в округе Вашингтон, штат Орегон, США. Первое свидетельство о Малоне Блейне появляется в переписи населения в округе Линн (штат Орегон), за 1900 год, где он указан вместе с отцом, Уилсоном Блэном (без «e» в конце фамилии). В раннем детстве потерял левый глаз, рубя дрова; этот несчастный случай повлиял на его манеру рисунка. Был участником Первой мировой войны. Любил рассказывать о железной пластине на голове. После войны Блейн кочует вдоль всего Западного побережья, то сближаясь, то снова расходясь со своей супругой, звездой фильмов категории B Даскал Блейн (Duskal Blaine). Биографические сведения о его жизни остаются крайне смутными, поскольку Малон Блейн намеренно их затемнял: он часто примерял на себя образ героя Первой мировой войны (но слепота ставит под сомнение реальность его службы в армии), в каждом интервью он даёт всякий раз другую версию своей жизни. В 1927 году он напечатал на обложке «Further side of silence», Хью Чарльза Клиффорда: «Малон Блэйн проиллюстрировал эти малайские драмы волшебством своего собственного опыта. Квакер из Новой Англии, Малон Блейн ушёл в море в пятнадцать лет и плавал под мачтой одного из последних старинных парусных судов. Затем уже под паром он пересёк Тихоокеанское побережье, Атлантический Океан, Средиземноморье, Арктику, плавал по всем Семи морям Киплинга, повсюду, где купец может искать груз. Именно восточные порты, такие как Макао, Порт-Саид, Гонконг, Перл-Харбор, дали в его распоряжение целую галерею злых и порочных восточных лиц, а все музеи мира преподали ему уроки живописи. Он плыл вверх по Конго, чтобы приобрести коллекцию африканских масок, спасал соотечественников из тюрем в Индокитае, перевозил через реки Малайзии подозрительный груз и сменил немало малайских команд. Он полагает, что сэр Хью Клиффорд обладает поразительным знанием местной психологии и может подтвердить каждое его слово». В 1922 году он работал с художниками из Лос-Анджелеса, с которым он основал группу независимых художников Лос-Анджелеса в ответ на «консервативный дух и ретроградное жюри местных выставок». Группа провела свою первую выставку в феврале 1923 г., с целью продемонстрировать общественности новую форму искусства. Блейновское чувство гротеска чувствуется даже в названиях работ: «Не леди Годива» «(Not lady Godiva)» и «Банкир, подсчитывающий пенни» («Banker counting Pennies») являются выразительными примерами. Параллельно Блейн работал в голливудской киноиндустрии. Его рука особенно заметна в фильмах «Багдадский вор» (1924) и «Лицо со шрамом» (1932). Кроме того, Oregon Journal за 31 августа 1924 сообщает, что им разработаны декорации и костюмы для Голдвина, Лански, Фэрбенкса и других. Его карьера в Голливуде, к сожалению, недостаточно освещена. Тесно сотрудничал с Джеком Брюсселем, букинистом, который публиковал и продавал эротику поначалу в своем книжном магазине «Ортелиус» (на верхнем этаже которого располагалась студия художника), а затем и в других местах Четвёртой авеню, Блейн иллюстрировал классиков, например, Поля Верлена и маркиза де Сада, а также современных эротических авторов. Первая книга с иллюстрациями Блейна на эротическую тематику называлась «Пояс Верности» «(The Girdle of Chastity)», опубликована в Париже в 1923 году, когда Блейну было 29 лет. Занесённый в чёрные списки за свои порнографические рисунки, Блейн стал пользовался псевдонимом Г.Кристофер Хадсон. Дружил с молодым Джоном Стейнбеком, в начале 1920-х годов, сделал рисунок для обложки его первого романа «Золотая чаша». В конце 1930-х Блейн начал работу над одним из своих самых амбициозных проектов. По приглашению известного дизайнера интерьеров Пола Риттера Макалистера, Блейн создает серию из десяти настенных рисунков для спроектированного Макалистером выставочного зала в Нью-Йорке. В своем окончательном варианте росписи так и не был использованы. На них предполагалось изобразить великанш, совокупляющихся с небоскрёбами, и обнажённые фигуры на «гаджетах», продуманных до мельчайших деталей. С 1940 по 1941 год провел в психиатрической больнице Грейстоун Парк под присмотром доктора Арчи Кренделла. К этому времени относятся рисунки из «Маньяка. Достоверного исследования безумия глазами помешанного» («The Maniac. A Realist Study of Madness from the Maniac's Point of View»), высоко ценимые критикой. Приверженность к жуткому и причудливому, а также сексуальный аспект его творчества мешали успешной карьере, из-за чего до конца своей жизни Блейн был вынужден выполнять много разных заказов от журнала Arizona Highways Magazine до романов Эдгара Райса Берроуза для издательства «Canaveral Press». Малон Блейн умер в нищете и безвестности в январе 1969 года.
Награды и премии
В разное время заслуги художника были отмечены такими наградами, как премия Гролье (за иллюстрации к «Ватеку») и медаль Джона Ньюбери.
Иллюстрации к книгам: Girdle of Chastity, (1923); Limehouse nights: Tales of Chinatown(1926) Томас Бёрк; Tattooed man; a tale of strange adventures, befalling Tod Moran, mess boy of the tramp steamer "Araby, " upon his first voyage from San Francisco to Genoa, via the Panama canal, Ховард Пис (1926); «Саламбо» Гюстава Флобера, с предисловием Бена Рея Редмана (1927); Two Years Before the Mast, Ричард Генри Дана мл. (1927); Further side of silence, Хью Чарльза Клиффорда (1927); Sorcerer’s apprentice; «Ученик чародея» (роман) Ганса Гейнца Эверса, перевод с немецкого Людвига Льюисона (1927); The Last Devil; Сигне Токсвиг (1927); The Man Who Was Born Again; Пауля Буссона (1927); Cruise of the Cachalot; Фрэнка Томаса Буллена (1927); Authors and Other; Э.Пейджа Куппера (1927); John MacDonald Travels; Джона Макдональда (1927); Trinc; Фелпса Путнама (1927); «Тысяча и одна ночь» (1927); St. Nicholas: An Illustrated Magazine for Young Folks Vol LV Part I. С ноября 1927 по апрель 1928 выходил «A Winter Sojourn In Iceland» Джеймса Нормана Холла с иллюстрациями Блейна; «Живой Будда» Поля Морана (1928); The Odalisque; Вольтера (1928); Black majesty, the life of Christophe, King of Haiti, Джон Вандеркук (1928); «Ватек» Уильяма Бекфорда, с предисловием Бена Рея Редмана (1928); Tartan tales from Andrew Lang, под редакцией Берты Л. Гюнтерман (1928); Castles in Spain, and other enchantments; Испанские легенды и романсы, под редакцией Берты Л. Гюнтерман. (1928); The Golden Book Magazine; декабрь 1929 ~ январь, февраль, март, май, июнь, октябрь, ноябрь 1930 переводы Арцыбашева и поэмы лорда Дансени; «Золотая чаша» Джона Стейнбека (1929); Hashish and incense, Поля Верлена (1929); Толстой, Назарова (1929); The Woman from Yonder, C.Ф.Уайтмана (1929); Chief of the herd, Дхан Гопал Мукерджи (1929); The Little Spotted Seal, Дхан Гопал Мукерджи (1929); « Яма» Александра Куприна (1929); «Альрауне» Ганса Гейнца Эверса, перевод Гая Эндора (1929); Bushwhacking, and other Asiatic tales and memories Хью Чарльза Клиффорда (1929); The Book of Puka-puka, Роберта Дина Фрисби (1929); Square-rigged (роман), Джека Кальвина (1929); «Искушение святого Антония» Гюстава Флобера, перевод Лафкадио Хирна. (1930); The Grip of Desire, The Story of a Parish-Priest, Гектора Франса (1930); «Кандид» Вольтера (1930); Thirteen Men, Тиффани Тайер (1930); Fools' Parade, Джон Вандеркук (1930); Forty Stay In, Джон Вандеркук (1930); «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Лоренса Стерна (1930); «Жюстина, или Несчастная судьба добродетели» Маркиза де Сада (1931); «Жозефина Мутценбахер — История жизни венской проститутки, рассказанная ею самой» Феликса Зальтена (1931); «Мемуары сластолюбца», Джона Клеланда (1931); «Неведомому богу», Джона Стейнбека (1933); She: A Novel of Innocence Awakened, Роберта Коуста (1935); Here Comes Somebody, Бен Гура Лампмана (1935); Adventures of Sindbad the sailor, a wonder tale for all children (1936); The Restless Jungle, Эйкли(1936); «Камасутра» Medical Press of New York (1936); The Jinx Ship; the dark adventure that befell Tod Moran when he shipped as fireman aboard the tramp steamer «Congo», bound out of New York for Caribbean ports, Ховард Пис (1937); Padlocks and Girdles of Chastity, Альсида Бонню, 1937); «Мемуары Казановы» перевод Артура Мейчена; предисловие Артура Саймонса (1938); «Фанни Хилл. Мемуары женщины для утех» Джона Клеланда (1938); Satanism and Witchcraft: A Study in Meideval Superstition Жюля Мишле (1939); Hermaphrodite in Silks, Miss High Heels (1939); The Maniac. A Realist Study of Madness from the Maniac’s Point of View, (под псевдонимом Дж.Кристофер Хадсон) (1941); «Мой дядя Бенжамен» Клод Тилье (1941); 500 Years of Art in Illustration Говарда Саймона (1947); An Omnibus of Passionate Women by Boccaccio and Mendes (1949); The Gorgon (fanzine, v.2#4) (1949); «Предводитель волков» Александра Дюма (1950); Dunninger’s Magic Tricks, Джозефа Данинджера (1951); American Aphrodite Magazine, (1953), (1954) ~ № 9, 10, 13, 15, 16; Eastern Love Stories, Shakespeare House (1951); Venus in Chains, Under the Lash of Devil Law, Г.Ф.Джемисона (1953); Oriental Love in Action, Джованни Комиссо (1954); The Nude in the French Theatre, (1955); Woman and Her Slave, (1955); «Дафнис и Хлоя» (1955); Blind Lust, Мориса Готье (1957); «Великий воин Марса» Эдгара Райса Берроуза Canaveral Press (1962, переиздание 1974); «Люди с Луны» Берроуза, Canaveral Press (1962, reprinted 1975); «Люди-монстры» Берроуза, Canaveral Press (1962); «Земля, позабытая временем» Берроуза, Canaveral Press (1962); «Танар из Пеллюсидара» Берроуза, Canaveral Press (1962); «Приключения в недрах Земли» Берроуза, Canaveral Press (1962); «Пеллюсидар» Берроуза, Canaveral Press (1962); Golden age exercises, Френсис Кинг и Уильям Ф.Херциг (иллюстрации совместно с Роландом Дж.Берньером). (1968); The Memoirs of Cora Pearl: the Erotic Reminiscences of a Flamboyant 19th Century Courtesan, под редакцией Уильяма Блатчфорда.
Литература: «The Art of Mahlon Blaine: A Reminiscence by G. Legman»; with a Mahlon Blaine bibliography compiled by Ronald Trenary, Peregrine Books (1982) ISBN 911021173X; «Mahlon Blaine ~ One-Eyed Visionary» by Roland Trenary, CreateSpace Independent Publishing Platform (2013) ISBN 148120338X; «Mahlon Blaine The Illustrations for the Canaveral Press Books of Edgar Rice Burroughs» by Jerry L. Schneider, Pulpville Press (2013) ISBN 1936720272.
1894
Норман Керри (Norman Kerry)
американский киноактёр. Арнольд Кайзер (настоящее имя актёра) родился в городе Рочестер, штат Нью-Йорк, США, в семье эмигрантов из Германии. С началом Первой мировой войны он сменил своё явно немецкое имя на безликое англизированное Норман Керри. Начал работать с юных лет в семейном бизнесе по продаже кожаных изделий, но вскоре сменил поле деятельности, став театральным агентом. В 1916 году он познакомился с актёром Рудольфом Валентино, который помог сделать Керри первые шаги в кинематографе. В том же году Норман Керри снялся в трёх фильмах в эпизодических и второстепенных ролях, а уже в следующем году впервые получил главную роль — в ленте «Маленькая принцесса». К Керри быстро пришёл успех: высокого мускулистого молодого человека с чёрными зализанными назад волосами и тонкими нафабренными усиками режиссёры охотно приглашали в свои картины на роль лихого сорвиголовы или соблазнительного весёлого повесы. Керри много снимался в конце 1910-х годов, в 1920-х, но с приходом звукового кино его карьера резко пошла на спад: у актёра был плохой голос.
В фильме «Солдаты удачи» (1919) с Анной Нильссон.
Последний его «активный» год — 1931, после этого он появился на экране лишь дважды: в 1936 и 1941 годах. C началом Второй мировой войны 45-летний Норман Керри записался во Французский Иностранный легион, но вернулся в США через год, после капитуляции Франции. Норман Керри скончался в городе Лос-Анджелес, штат Калифорния, США, 12 января 1956 года, похоронен на Кладбище Святого креста в Калвер-Сити. В 1960 году Керри посмертно был удостоен звезды на Голливудской Аллее славы (6724, Голливудский бульвар) за вклад в киноиндустрию. Норман Керри был женат трижды. Его последняя жена — актриса Кэй Инглиш.
Избранная фильмография: В фильме «Солдаты удачи» (1919) с Анной Нильссон; За свою кинокарьеру длиной в 17 лет Керри снялся в 66 фильмах, подавляющее большинство из которых были немыми; 1917 — Маленькая принцесса / The Little Princess — Ричард Кру; 1917 — Маленькая американка / The Little American — раненый солдат (в титрах не указан); 1918 — Амарилли с аллеи Клозес-Лайн/ Amarilly of Clothes-Line Alley — Гордон Филлипс; 1920 — Площадка для игр страсти / Passion’s Playground — принц Ванно Делла Робиа; 1922 — Три живых привидения/ Three Live Ghosts — Билли Фостер; 1923 — Карусель / Merry-Go-Round — граф Франц Максимилиан фон Хохенег; 1923 — Горбун из Нотр-Дама / The Hunchback of Notre Dame — Феб де Шатопер, капитан королевских стрелков; 1924 — Надёжный как сталь / True as Steel — Гарри Бутелл; 1924 — Цитерия/ Cytherea — Пейтон Моррис; 1925 — Призрак Оперы / The Phantom of the Opera — виконт Рауль де Шаньи; 1926 — Мадемуазель модистка/ Madamoiselle Modiste — Этьен; 1926 — Барьер / The Barrier — Мод Баррелл; 1927 — Неизвестный / The Unknown — Малабар, цирковой силач; 1927 — Энни Лори / Annie Laurie — Иэн Макдональд; 1928 — Женщина из Москвы / The Woman from Moscow — Лорис Ипанов; 1931 — Квартира холостяка / Bachelor Apartment — Ли Грэм, театральный продюсер; 1941 — / Tanks a Million — майор.
1894
Артур Блисс Лейн (Arthur Bliss Lane)
американский дипломат (1917—1947), посол США в Польше (1945—1947). В 1917—1919 годах — секретарь посольства США в Риме, 1919 — секретарь американского представительства в Варшаве, руководимого Хью С. Гибсоном (Hugh Simons Gibson), 1920 — в Лондоне, где работал как секретарь поочерёдно под руководством послов: Д.У.Дэвиса (John William Davis), а в дальнейшем Д.Б.Харвея (George Harvey). Из Лондона должен был быть переведён в Буэнос Айрес, но состояние здоровья его супруги стало причиной того, что его перевели в Берн в Швейцарию, где А. Блисс Лейн работал вместе с Джозефом К.Греем (Joseph Clark Grew). Вместе с повышением по службе Грея на должность Государственного Секретаря в 1923 году, также и А.Блисс Лейн вернулся в Вашингтон. Как Самнер Уэллес (Benjamin Sumner Welles), с которым Блисс Лейн вёл оживлённую переписку, так и сам Франклин Делано Рузвельт называл молодого дипломата, каковым был тогда Блисс Лейн, попросту: «Артуром». Его дальнейший путь быстрого повышения по службе по ступенькам дипломатической карьеры включал представительства в Европе и в Южной Америке. В 1933 году А. Блисс Лейн был назначен американским послом в Никарагуа, где принял активное участие противодействуя замыслам свержения правительства Хуана Баутисты Сакасы. Три года спустя, в 1936 году, в том же самом ранге был представителем США в балтийских странах: Литве, Латвии и Эстонии. Год спустя он очутился уже в Югославии. В 1941 году под его опеку перешло представительство в Коста-Рике, а в 1942 году А. Блисс Лейн был назначен послом США в Колумбии.
Посол США в Польше
Был назначен Рузвельтом послом США при польском правительстве в Лондоне 21 сентября 1944 года, однако ввиду вступления Красной Армии на территорию Польши, так никогда в этом качестве в Лондон и не поехал, в соответствии с предписанием начальства ожидая в Вашингтоне дальнейшего развития ситуации. Посол без посольства старался получить как можно больше информации не только о Польше, но и о касающихся её американских планах. 7 июня 1944 года с американским президентом о польских делах беседовал Станислав Миколайчик. 20 ноября своих (буквально) 5 минут удостоился также и Блисс Лейн. Он так впоследствии вспоминал ход этих переговоров:
«Я сказал, что, по моему мнению, сейчас самым насущным было бы оказание нажима на советское правительство, с тем, чтобы поддержать независимость Польши, и добавил, что если мы не продемонстрируем нашу силу в минуту, когда имеем самые мощную армию, флот и военно-воздушные силы в мире, и как раз тогда когда президент получил очередной мандат от общества — не знаю, будем ли тогда когда-нибудь ещё сильнее. На что президент отозвался резко и с нотой сарказма — „Ты хочешь, чтобы я пошёл на войну с Россией?“ Я ответил, что не это имел в виду, а только то, чтобы мы должны занять жёсткую линию и не сходить с неё, и тогда, есть уверенность того, что мы достигнем наших целей. Я понял, что у президента было отличное от нашего видение свободной Польши. Президент сказал, что имеет полное доверие к словам Сталина и высказал уверенность, что тот от них не откажется».
13 февраля, то есть сразу после окончания Ялтинской конференции, госсекретарь Джозеф К. Грей сделал заявление, из которого следовало, что Артур Блисс Лейн останется в Вашингтоне, ожидая дальнейшего развития ситуации. 5 апреля 1945 Блисс Лейн направил Э.Стеттиниусу меморандум, где рекомендовал проинформировать американское общественное мнение об ухудшении американо-советских отношений, особенно в связи с Польшей. После смерти Рузвельта, его преемник подтвердил назначение Блисс Лейна на должность посла США в Польше. 4 июля Блисс Лейн, который настойчиво добивался встречи с новым госсекретарем — Джеймсом Ф. Бирнсом, был им принят. Блисс Лейн ушёл со встречи разочарованным, так как фактически не получил возможности обсудить «одну из наиболее щекотливых тем стоящих перед США» накануне Потсдамской конференции. Ещё более унизительной для Блисс Лейна получилась следующая встреча с Д.Бирнсом в Париже 6 июля 1945 года. Пойманный перед гостиницей послом, выведенный из терпения госсекретарь ответил ему, закрывая дверь автомобиля: «Слушай Артур, эти дела просто-напросто меня не интересуют. Я не хочу, чтобы ими забивали мне голову». В Варшаву американский дипломат прибыл лишь 1 августа 1945 года, по пути, по собственной инициативе, остановившись на ночь в Потсдаме, где продолжались заседания Большой тройки.
Блисс Лейн на руинах Варшавы
Артур Блисс Лейн находился в Польше с 1 августа 1945 года до 24 февраля 1947 года, в течение всего этого времени руководя делами посольства, размещённого в комнатах варшавской гостиницы «Полония». Из вопросов поднимаемых послом, которые составляли суть американо-польских двухсторонних отношений, самыми существенными были: парламентские выборы, которые в соответствии с решениями Ялты и Потсдама должны были быть «свободным и беспрепятственным» голосованием, проблема предоставления Временному Правительству Национального Единства кредитов в размере 90 миллионов долларов, компенсация за национализированное американское имущество, освобождение из тюрем лиц, заявивших о своём американском гражданстве, а также свобода освещения событий в Польше американскими журналистами. 19 января 1947 года, вместе с британским послом — Виктором Кавендиш-Бентинским (Victor Cavendish-Bentinck) — Блисс Лейн организовал 16 групп, наблюдавших за ходом голосования на территории Польши. В результате этой акции в Вашингтон и Лондон поступили обстоятельные доклады, в которых однозначно утверждалось, что выборы в Польше были нарушением решений Ялты и Потсдама, и которые были охарактеризованы как «насилие и обман».
В отставке (1947—1956)
По возвращении в США (он сам попросил об отставке) Блисс Лейн ушёл из дипломатической службы и занялся публицистикой, поднимая главным образом вопросы, касающиеся судьбы Польши. В 1947 году Блисс Лейн написал книгу, в которой обстоятельно описал то, что он расценивал как предательство Польши западными союзниками, отсюда и название книги: «Я видел преданную Польшу». Он считал ошибкой США и Британии неспособность сдержать своё обещание, данное Польше в том, что она после войны будет иметь свободные выборы. В 1949 году возглавил Американский комитет за расследование катынской бойни (The American Committee for Investigation of the Katyn Massacre). Принял активное участие в энергичной кампании по привлечению внимания американской общественности к катынской теме, выступая с речами и публикуя свои статьи. Как писал «Time» в ноябре 1951 года, отмечая его роль в создании комиссии Конгресса США по Катыни :
«Во время послевоенного периода советско-западной солидарности, русская версия была принята за истину. Трагедия катынского леса была почти забыта всеми — за исключением поляков. Но многие американские конгрессмены, побуждаемые своими избирателями польского происхождения и комитет, возглавляемый бывшим послом США в Польше, Артуром Блисс Лейном, упорно настаивали на новом расследовании Катыни. Этой осенью, комитет по процедурным вопросам создал специальную следственную комиссию во главе с демократом Раймондом Мадденом из Индианы, и убедил палату представителей разрешить выделить 20 000$ на расходы.» Помимо этого Артур Блисс Лейн был членом, а нередко почётным председателем таких организаций антикоммунистического характера как, например: Common Cause Inc.; National Commitee for a Free Europe; Paderewski Testimonial Fund; J. McGrew National Committee for Free Europe (с 1949 Committee to Stop World Communism); National Committee of Operation Democracy; Institute of Fiscal and Political Education; Tolstoy Foundation (с 1954); DACOR Diplomatic and Consular Officers Retired. Принимал также участие в работе Групп иностранных языков Республиканского национального комитета (Republican National Committee’s Foreign Language Groups). Был одним со спонсоров журнала «The Polish Review». В архиве дипломата находится большое число газетных статей свидетельствующих о его неуменьшающейся заинтересованности Польшей до самой смерти 12 августа 1956 года. Его архив был передан на хранение в Yale University's Sterling Memorial Library.
Библиография
Архив: Arthur Bliss Lane Papers, Sterling Memorial Library, Yale University, New Heaven CT.
Воспоминания: Arthur Bliss Lane, I Saw Poland Betrayed: An American Ambassador Reports to the American People. The Bobbs-Merrill Company, Indianapolis, 1948. ISBN 1-125-47550-1; A.Bliss Lane, Widziałem Polskę zdradzoną, Warszawa 1984.
Литература: V.Petrov, A Study in Diplomacy. The Story of Arthur Bliss Lane, Chicago 1971; John A. Sylvester, Arthur Bliss Lane. A Career Diplomat, Universtiy of Wisconsin 1967 ; John L.Armstrong, More than a Diplomatic Mission; The American Embassy and the Ambassador Arthur Bliss Lane in Polish Politics, July 1945-February 1947, University of Wisconsin-Madison 1990.
1894
Махмуд Теймур (арабское имя — محمود تيمور)
египетский писатель, драматург, литературовед. Действительный член Академии арабского языка в Каире. Один из создателей жанра египетской реалистической новеллы. Родился в городе Каир, Египет, в семье филолога Ахмеда Теймура. Учился в Высшей сельско-хозяйственной школе. Печатался с 1920. В 1925 году начал публиковать свои произведения. На раннее творчество оказали влияние И.С.Тургенев, А.П.Чехов и Г. де Мопассан. В рассказах 1920—1930-х гг. Теймур показал жизнь разных слоев египетского общества. С конца 1930-х годов стало проявляться влияние символизма: "Зов неведомого" (1939), "Сальва в порывах ветра" (1947). После Египетской революции (1952) стали преобладать реалистические тенденции. Автор социальных романов "Шамрух" (1958) и "Синие фонари" (1960, русский перевод — 1970), рассказов, пьес, работ по истории и теории литературы.
Махмуд Теймур. Фото из газеты «Al-Ahram»
После революционного переворота (1952) в творчестве Теймура преобладают реалистические тенденции. Автор социальных романов "Шамрух" (1958) и "Синие фонари" (1960, русский перевод, 1970), сборников рассказов и пьес, работ по истории и теории литературы. Проза Теймура отличается тонкостью психологических характеристик, гуманистической направленностью. Умер в городе Лозанна, Швейцария, 25 августа 1973 года.
Сочинения: Ма"буд мин тин, Каир, 1972; в русском переводе.— Шейх Джума. Москва, 1957.
Литература: Крачковский И.Ю.. Избранные сочинения, тома 1, 3, Москва—Ленинград, 1956; Борисов В.М.. Современная египетская проза, Москва, 1961; Современная арабская литература, Москва, 1960; ас-Сакафа. Каир, 1973, № 1, страницы 45—70: Brockelmann ., Geschichte der arabisschen Litteratur. Suppl.-Bd 3, Leiden, 1941, . 218-224, 255—256.

1894
Фёдор Иванович Толбухин
командующий войсками Южного, 4-го и 3-го Украинских фронтов, Маршал Советского Союза. Родился в деревне Андроники Ярославской губернии (ныне Толбухинского района Ярославской области), в крестьянской семье. Русский. Окончил школу в селе Давыдково (ныне Толбухино). По окончании школы переехал в Санкт-Петербург, и был определён родственниками в коммерческое училище. В 1914 году призван в Русскую императорскую армию. В 1915 году окончил школу прапорщиков в городе Ораниенбаум (ныне город Ломоносов административного подчинения Санкт-Петербурга). С 1915 года - участник первой мировой войны на Юго-Западном фронте, командир роты и батальона. Награждён боевыми орденами: Святой Анны и Святого.Станислава. В 1917 году - секретарь и председатель полкового солдатского комитета. Последнее воинское звание в Русской императорской армии - штабс-капитан. Когда началась Гражданская война, Ф.И.Толбухин в августе 1918 года добровольно вступил в Красную Армию. Сначала служил военным руководителем Сандыревского и Шаготского волостных военных комиссариатов в Ярославской губернии. Затем воевал на Западном фронте помощником начальника и начальником штаба 56-й Московской стрелковой дивизии, начальником оперативного управления штаба войск Карельского фронта. В 1919 году окончил школу штабной службы. В 1921 году участвовал в подавлении Кронштадского восстания. С августа 1921 года - начальник штаба войск Нижегородской губернии, с сентября 1921 - начальник штаба 56-й стрелковой дивизии. С декабря 1921 года - начальник оперативного управления штаба войск Карельского фронта, в этой должности участвовал в отражении белофинского вторжения в Карелию. С марта 1922 - вновь начальник штаба 56-й стрелковой дивизии. С января 1929 года - командир 167-го стрелкового полка. В 1927 и в 1930 годах окончил курсы усовершенствования высшего комсостава. С ноября 1930 года - начальник штаба 1-го стрелкового корпуса. В 1934 году окончил Военную академию РККА имени М.В.Фрунзе. С января 1935 года - начальник штаба 19-го стрелкового корпуса. С октября 1937 года командовал 72-й стрелковой дивизией. С июля 1938 года - начальник штаба Закавказского военного округа. Член ВКП(б) с 1938 года. Во время Великой Отечественной войны генерал-майор Ф.И. Толбухин начальник штаба Закавказского (23 августа 1941-30 декабря 1941), Кавказского (30 декабря 1941-28 января 1942) и Крымского (28 января 1942-10 марта 1942) фронтов, заместитель командующего войсками Сталинградского военного округа (май - июль 1942 года), командующий 57-й армией (27 июля 1942-15 февраля .1943) и 68-й армией (15 февраля 1943-13 марта 1943). С 13 марта 1943 года Ф.И. Толбухин командовал войсками Южного (с 20 октября 1943 года - 4-го Украинского фронта) и с 16 мая 1944 года - 3-го Украинского фронтов. О способностях Толбухина как выдающегося военачальника говорят операции, осуществлённые, полностью или частично, Южным, 3-м и 4-м Украинскими фронтами, которыми он командовал: Донбасская, Мелитопольская, Никопольско-Криворожская, Крымская, Ясско-Кишинёвская, Белградская, Будапештская, Балатонская, Венская. Толбухин показал себя как настоящий стратег. После Победы, несмотря на тяжелую болезнь, продолжал службу в Советской Армии. С 15 июня 1945 года - главнокомандующий Южной группой войск (Румыния и Болгария). С января 1947 года - командующий войсками Закавказского военного округа.

Умер 17 октября 1949 года в Москве. Его прах захоронен на Красной площади в Кремлёвской стене. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1965 года Маршалу Советского Союза Толбухину Фёдору Ивановичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Воинские звания: комбриг (28 ноября 1935), комдив (15 июля 1938), генерал-майор (4 июня 1940), генерал-лейтенант (19 января 1943), генерал-полковник (28 апреля 1943), генерал армии (21 сентября 1943), Маршал Советского Союза (12 сентября 1944). Награждён двумя орденами Ленина (19 марта 1944, 21 февраля 1945), высшим полководческим орденом "Победа" (26 апреля 1945 года), тремя орденами Красного Знамени (18 октября 1943, 3 ноября 1944), двумя орденами Суворова I степени (28 января 1943, 16 мая 1944), орденом Кутузова I степени (17 сентября 1943), орденом Красной Звезды (22 февраля 1938) и медалями. Народный Герой Югославии (31 мая 1945 год). Герой Народной Республики Болгарии (1979 год). Кавалер иностранных орденов и медалей: орден "За храбрость" (Народная Республика Болгария), Большой крест ордена Республики (Венгрия), орден "Венгерская свобода" (Венгрия), орден Почётного Легиона степени Великого офицера (Франция), медали. Почётный гражданин городов София (1946), Белград (1947), Добриц (Болгария, 1946), Враца (Болгария). В 1960 году в Москве на Самотечном бульваре Ф.И. Толбухину установлен памятник памятник работы скульптора Л.Е.Кербеля и архитектора Г.А.Захарова. Бюст-памятник, демонтированный болгарскими властями в Софии начале 1990-х годов, установлен в городе Тутаеве Ярославской области. Там же, за бюстом в Аллее героев установлен памятный знак с именем маршала. В 1995 году установлен бюст в Донецке. В Ярославле именем Маршала назван проспект и установлен памятник. На родине, в родной деревне Андроники и у здания школы в селе Тобухино установлены памятники-бюсты полководцу, открыт музей его имени. Город Добрич в Болгарии в 1949-1990 годах именовался Толбухин. В 2005 году стела с его барельефом открыта в Аллее полководцев у Музея боевой славы. В родной деревне Андроники у школы установлен памятник-бюст полководцу, открыт музей его имени.
Литература: Кузнецов П.Г., Маршал Толбухин (1894—1949), Москва, 1966.
Стела установлена в Ярославле в Аллее полководцев у здания Музея боевой славы.
Памятник установлен в Ярославле в сквере, на слиянии проспекта Толбухина с проспектом Ленина. Открыт в 1972 году. Скульптор Ю.Г.Орехов.
Памятник в Москве Установлен в Москве в сквере на Самотёчной улице. Открыт в 1960 году. Скульптор Л.Е.Кербель, архитектор Г.А.Захаров.
Памятный знак установлен на Аллее героев в городе Тутаев, на Юбилейной площади.
Бюст был установлен в Софии, столице Болгарии. В 1990-е годы демонтирован, перевезен на родину в Ярославскую область. Установлен в городе Тутаев, на Юбилейной площади, в 2001 году. За ним - Аллея Героев со памятными знаками землякам-Героям.
Бюст установлен в селе Толбухино Ярославского района, на территории школы.

Бюст установлен в 1995 году в городе Донецк на пересечении проспекта Ильича и улицы Марии Ульяновой. Скульптор - Балдин Юрий Иванович, архитектор - Лукин Артур Львович.
Бюст установлен в селе Андроники, на родине Героя.

Аннотационная доска в Минске
Аннотационная доска установлена в Севастополе (Автономная Республика Крым, Украина) в районе Инкерман, на доме № 2 по улице Толбухина.
Бюст в Москве в Зале полководцев в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе.
В его честь было названо село Толбухинское на юго-остоке Северо-Казахстанской области, осточнее у Кзылту, но с 2003 стало Тельжан.

1894
Михаил Ильич Усанович
советский физикохимик, академик Академии Наук Казахской ССР (1962). Родился в Житомире. Окончил Киевский университет (1917). В 1919-1920 гг. работал в руководимой В.И.Вернадским Химической лаборатории Академии Наук Украинской ССР в Киеве. В 1924-1929 гг. технический руководитель Химико-фармацевтического завода и сотрудник Киевского политехнического института. В 1930-1934 гг. профессор Томского университета, 1935-1944 гг. директор Института химии Среднеазиатского университета (Ташкент). С 1944 г. в Казахском университете в Алма-Ате. Основные исследования относятся к учению о растворах. Разработал (1932) количественныю теорию растворов, учитывающую химическое взаимодействие между компонентами и устанавливающую условия возникновения электрической проводимости в растворах. Показал (1934), что так называемая аномальная электрическая проводимость — не исключение, а правило. Сформулировал (1938) обобщенную теорию кислот и оснований. Установил (1970), что системы, в которых происходит химическое взаимодействие, подчиняются законам идеальных ррстворов лишь при условии выражения состава через равновесные концентрации. Вывел (1978) уравнения зависимости неколлигативных свойств ррстворов (плотность, вязкость) от их состава. Умер 15 июня 1981 года.
1895
Алоиз Адамчик (польское имя — Alojzy Adamczyk)
польский политический деятель, участник всех трёх Силезских восстаний, заключённый Бухенвальда и Маутхаузена. Потомок последнего польского короля Станислава Августа Понятовского. Родился в городе Водзислав-Слёнски, Австро-Венгрия, ныне Силезское воеводство, Польша. Изучив ремесло слесаря, он до Второй мировой войны работал на коксохимическом заводе в Радлине и Водзиславе-Слёнском. 8 сентябре 1939 года, в первые дни вторжения в Польшу, Алоиз Адамчик получил повестку в полицию, где он был арестован и заключен в тюрьму в подвале офиса в Радлине. Оттуда он был доставлен в Бухенвальд, а затем в Маутхаузен, где и погиб 10 января 1940 года. Алоиз Адамчик был награждён серебряным Крестом заслуг, крестом Силезского восстания и рыцарским крестом ордена Возрождения Польши.
Литература: Джордж Klistała, Мартиролог Рыбник, Водзислав-Слёнский, Жоры, Рацибуж в 1939—1945 гг. Биографический словарь. — Общество защиты Освенцима 2006. — ISBN 83-916718-2-8; Коллекции Дж.Delowicza
1895
Уоррен Гамильтон (У.Г.) Льюис (Warren Hamilton Lewis)
ирландский историк, офицер британской армии, более известен как старший брат писателя К.С.Льюиса. Родился в городе Белфаст, Великобритания. Уоррен Льюис был офицером снабжения Королевского корпуса обеспечения британской пехоты во время и после Первой мировой войны. После выхода на пенсию в 1932 году, жил со своим братом в Оксфорде, где был одним из членов-основателей неофициального литературного общества под названием «Инклинги». Он писал о французской истории, а также выполнял функции секретаря своего брата в последние годы его жизни. К.С.Льюис писал о своём старшем брате Уоррене («Уорни»): «Мой самый дорогой и близкий друг». Дружба всей их жизни возникла ещё в детстве, когда мальчики вместе играли в своём доме «Little Lea» на окраине Белфаста. Они вместе писали и иллюстрировали истории о своём выдуманном мире — «Боксене» (сочетание Индии и предыдущих версий, которые они называли «Страна животных»). В 1908 году их мать умерла от рака, и, так как их отец был всецело поглощён горем, Клайв («Джек») и Уоррен были единственной поддержкой и утешением друг для друга. Вскоре после смерти матери Джек был отправлен через Ирландский канал, чтобы присоединиться к Уоррену в английской школе-интернате под названием Виньярд в Уотфорде, Хартфордшир, к северо-западу от Лондона, где им пришлось терпеть сурового директора школы — Роберта Капрона. Уоррен был отправлен туда ещё своей матерью Флорой 10 мая 1905 года. В 1909 году Уоррена перевели в колледж Малверна в Вустершире, его брат присоединился к нему несколько лет спустя. Уоррен завершил своё образование в Малверне в 1913 году.
Военная служба
Он брал частные уроки у Уильяма Т.Киркпатрика в течение четырёх месяцев подготовки к вступительному экзамену в Королевский военный колледж в Сандхерсте, начиная с 10 сентября 1913 года. По результатам экзамена он оказался 21-м среди 201 кандидатов, выиграв «кадетскую стипендию», с которой он 4 февраля 1914 года поступил в колледж. Это снизило его плату за обучение. 29 сентября он был призван в Королевский корпус обеспечения, всего после девяти месяцев обучения. Это произошло из-за военных нужд того времени; нормальный курс обучения длился от восемнадцати месяцев до двух лет. Он покинул колледж 1 октября и был отправлен во Францию. После Первой мировой войны Уоррен служил в Бельгии (1919), Олдершоте (ноябрь 1919), Сьерра-Леоне (9 марта 1921 — март 1922), Колчестере (4 октября 1922 — декабрь 1925), Вулидже (январь 1925 — апрель 1927), и Китае (два раза: первый, начиная с 11 апреля 1927 года в Коулуне, Южный Китай, потом в Шанхае по апрель 1930 года; второй — с 9 октября 1931 года по 14 декабря 1932). Он ушёл в отставку 21 декабря 1932 г. в звании капитана после 18 лет службы. Он получил временное звание майора, когда был вновь призван на службу 4 сентября 1939 года. После Второй мировой войны он поселился вместе с братом в Килнсе — их доме в Хедингтоне, близ Оксфорда, где он жил до смерти К.С.Льюиса (1963 год). Умер в городе Оксфорд, Англия, Великобритания, 9 апреля 1973 года.
Уоррен Льюис был похоронен во дворе церкви Святой Троицы, Хедингтон, Оксфорд, в могиле своего брата.
Личная жизнь
Уоррен Льюис вернулся в христианство в начале мая 1931 года. Он часто участвовал в еженедельных совещаниях «Инклингов» и записывал свои комментарии о них в дневнике. На протяжении 1930-х годов Льюисы совершили восемь пешеходных экскурсий длиной в целых 50 миль (80 км), которые Уоррен вспоминал с нежностью годы спустя, говоря: «И они были адски весёлыми и интересными». Согласно письму К.С.Льюиса, которое он написал Артуру Гривзу, Уоррен Льюис был алкоголиком.
Сочинения
Вскоре после своей первой отставки в 1932 году Уоррен Льюис отредактировал семейные документы К.С.Льюиса. После окончательного выхода на пенсию он начал исследовать тему, которая интересовала его всю жизнь, — историю Франции XVII века. Он опубликовал семь книг о Франции времени правления Людовика XIV под именем У.Г.Льюис, включая «Великолепный век: Некоторые аспекты повседневной жизни во Франции в царствование Людовика XIV» и «Левантийский авантюрист: Путешествия и миссии шевалье д’Арвьё, 1653—1697». Отрывок из «Великолепного века» впервые появился в «Эссе, представленных Чарльзу Уильямсу», томе, изданном под редакцией его брата в качестве неофициального юбилейного сборника в пользу вдовы Уильямса. После того, как в 1963 году умер К.С.Льюис, Уоррен отредактировал первое опубликованное издание писем своего брата (1966), добавив свои воспоминания о нём в качестве предисловия. Поздние издания этих писем редактировались Уолтером Хупером. Перед смертью Уоррен Льюис отдал на сохранение многие семейные документы в коллекцию колледжа Уитона, в том числе сохранившиеся бумаги К.С.Льюиса, также и свои. В 1982 году отрывки из дневника Уоррена Льюиса были опубликованы под названием «Братья и друзья».

1895
Борис Александрович Матрунин
театральный художник и живописец. Заслуженный деятель искусств РСФСР (29 мая 1959). Родился в городе Тула, Российская империя. Окончил Училище живописи, ваяния и зодчества (Москва) по классу К.А.Коровина (1917), получил звание свободного художника. Обучался дополнительно в Высшем строительно-архитектурном институте (ВАСИ), который окончил в 1936 г. с присвоением квалификации инженера-архитектора гражданских сооружений. По окончании ин-та работал заместителем главного архитектора академика А.Щусева на постройке гостиницы «Москва». С 1918 г. работал художником в нескольких академических театрахМосквы, в том числе в Малаховском летнем театре «Маленькая студия» имени Ф.И.Шаляпина (1918-1919), во Второй студии Московского Художественного театра, во Втором МХАТе и театральной студии Р.Симонова (1919-1924), им были сделаны постановки в ГАБТе, Малом театре (Ленинград), ГАТОБ имени С.М.Кирова (Ленинград), Киевском ТОБ (все - 1930-е гг.), в Свердловском ТОБ (1935-1943). В этот период им было оформлено более 100 оперных и драматических спектаклей. Спектакль «Евгений Онегин» П.И.Чайковского в Оперной студии К.С.Станиславского в постановке К.С.Станиславского и в декорациях Б.Матрунина стал легендой советского музыкального театра. Он шел на сцене Московского академического музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко более 70 лет. В 1938-1946 гг. работал художником-постановщиком Ансамбля Народного танца СССР, побывал с гастролями в Финляндии, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Югославии. В 1947 г. был репрессирован МГБ по статье 58/10 и 58/1а, работал художником центральной культбригады КВО МВД № 231 (полностью реабилитирован). Матрунин художник высокой квалификации, работающий в традициях классического театра. Им оформлен целый ряд спектаклей в ведущих театрах Советского Союза в постановке крупнейших режиссеров, таких как: К.С.Станиславский, А.Д.Дикой, И.Я.Судаков, Р.Н.Симонов, В.С.Смышляев, А.М.Лобанов, Л.В.Баратов, И.А.Моисеев и др. В Пермском театре оперы и балета Б.А.Матрунин оформлял спектакли с 1944 по 1946 годы, а с марта 1955 года до последних дней жизни работал в должности главного художника, сотрудничал с режиссерами В.Лосским, Н.Домбровским, И.Келлером. Умер в городе Пермь, РСФСР, СССР, 12 октября 1959 года.
Театральные работы: «Евгений Онегин» (1922, Студия Большого театра); «Дети солнца» М.Горького (Театр-студия под руководством Симонова); «Евгений Онегин» (1940); «Броненосец «Потёмкин» Чишко (1938), оба - в Свердловском театре оперы и балета; «Князь Игорь» (1944); «Кармен» (1945); «Черт и Кача» Дворжака (1955); «Овод» Спадавеккиа (1957); «Руслан и Людмила» (1958); «Красный цветок» Глиэра (1959), все - в Пермском театре оперы и балета. А также оперы «Аида», «Севастопольцы», «Иван Сусанин», «Маскарад»; балеты - «Лебединое озеро», «Бэла», «Баядерка».
Призы и награды: Золотая медаль Всемирной Парижской выставки 1937 г. за макет к спектаклю «Бойцы» по пьесе Б.С.Ромашова, в постановке К.П.Хохлова и Л.М.Прозоровского (1936, Малый театр, Москва); Сталинская премия 1946 г. за спектакль «Севастопольцы» на музыку М.Коваля (Пермский театр оперы и балета). На Всесоюзном фестивале драматических и музыкальных театров, ансамблей и хоров, посвященном 40-летию Октябрьской революции, за творческие достижения в художественном оформлении спектаклей на сцене Пермского театра оперы и балета - «Овод» А.Спадавеккиа и «Маскарад» Д.Толстого (режиссер И.Келлер) был награжден Дипломом первой степени и званием Лауреата фестиваля (1957); Почетная грамота Министерства культуры РСФСР и ЦК профсоюза работников культуры (1957); Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»