в 1952 году первый испытательный полет болгарского УТС «Лаз-7М». Самолет показывает удовлетворительные результаты. Следует программа из 102 полетов для проверки систем в различных режимах, фигурный пилотаж с одним и двумя пилотами, проверка надежности шасси. После выполнения этой программы совершаются полеты для снятия летных характеристик. А с середины июля 1952 г. опытная машина перебазируется во Второй легкой ночной бомбардировочной авиадивизии (ЛНБАд) в городе Стара Загора для проведения войсковых испытаний.
в 1952 году начата программа швартовых испытаний подводной лодки «С-99». В процессе испытаний парогазотурбинной установки выявлены конструктивные недостатки, имелись случаи локальных возгораний в турбинном отсеке. «С-99» — средняя подводная лодка, построенная в СССР в 1951—1958 годах по проекту 617, единственная советская субмарина, на которой классическая дизель-электрическая схема была дополнена ПГТУ (парогазотурбинной установкой) для подводного хода со скоростями от 10 до 20 узлов. 26 марта 1949 года зачислена в списки кораблей Военно-морского флота. 5 февраля 1951 года заложена на эллинге судостроительного завода № 196 в городе Ленинграде как опытовая средняя подводная лодка с парогазотурбинной установкой. 5 февраля 1952 года спущена на воду. В 1952- 1955 гг. выполнена программа швартовых и заводских ходовых испытаний в акватории Лиепайской Военно-морской базы и Южной Балтики. С 21 апреля 1955 года по 20 марта 1956 года выполнена программа государственных ходовых испытаний, в ходе которых на Таллинском полигоне была достигнута скорость полного подводного хода 20 узлов в течении 6-ти часов и кратковременно - 22 узла. 20 марта 1956 года вступила в строй. 30 августа 1956 года включена в состав отдельного дивизиона подводных лодок Ленинградской Военно-морской базы Краснознаменного Балтийского флота с базированием в городе Ломоносове. В мае 1958 года перешла в Кронштадт для подготовки к отработке учебно-курсовых задач и опытной эксплуатации. Летом 1958 года выполняла отработку учебно-курсовых задач в Финском заливе в районе острова Готланд. Осенью 1958 года для продолжения отработки учебно-курсовых задач в зимнее время перешла в город Лиепаю. 19 мая 1959 года при выполнении программы испытаний в подводном положении в момент запуска турбины на глубине 80 м в 5-м отсеке произошел взрыв, пл стала погружаться с дифферентом на корму. В этой обстановке командир, не дожидаясь докладов из отсеков, приказал продуть цистерны главного балласта. Лодка с глубины 120 м начала всплывать. В 5-м необитаемом отсеке продолжался пожар, газы проникали в смежные 4-й и 6-й отсеки. В 6-м отсеке оказались изолированы 3 человека. Подлодка всплыла в надводное положение, через некоторое время пожар самостоятельно прекратился вследствие поступления в отсек забортной воды. Осушить аварийный отсек не удалось. Лодка держалась на поверхности с сильным дифферентом на корму. Вскоре к аварийной лодке подошли подводная лодка, эсминец, спасательное судно и торпедный катер. Командир «С-99» от помощи отказался. Поскольку из-за разрушения масляной магистрали дизель запустить не удалось, подводная лодка дала ход под электромотором и спустя 12 часов отшвартовалась в гавани Лиепаи. С помощью подъемного крана корма подводной лодки была приподнята и из 6-го отсека извлечены находившиеся там подводники. Комиссия, расследовавшая происшествие, пришла к заключению, что причиной аварии и последовавшего за ней пожара, вероятнее всего, был взрыв в бортовом клапане трубопровода подачи переки водорода. Взрыв был такой силы, что был поврежден прочный корпус. С мая по июнь 1959 года выполнен аварийный ремонт на заводе «Тосмаре» в городе Лиепае, восстановлена герметичность прочного корпуса, после чего пл в надводном положении в перешла а в Кронштадт. Зимой 1959 года на опытном стенде на территории форта «Краснофлотский» проведены испытания для подтверждения возможности взрыва перекиси водорода при загрязнении трубопровода. 3 августа 1961 года выведена из боевого состава, переклассифицирована в опытовую подводную лодку и передана ЦНИИ-138 Военно-морского флота. 28 февраля 1964 года исключена из состава Военно-морского флота в связи со сдачей в отдел фондового имущества для демонтажа и реализации. 15 мая 1964 года расформирован экипаж и впоследствии на Ленинградской базе «Главвторчермета» на Турухтанных островах разделана на металл.
в 1952 году основана Международная федерация актеров (МФА)
в 1952 году летающая лодка «PBY» «Каталина» (Королевские ВВС Швеции), участвовавшая в поисках сбитого 13 июня шведского самолёта «C-47», сама была атакована советскими истребителями «МиГ-15» (пилоты — Семерников, Яценко-Косенко), получила повреждения и совершила вынужденное приводнение. Экипаж, включая 2 пострадавших, был подобран немецким торговым судном.
в 1953 году решением Томского облисполкома создано областное управление культуры.
в 1953 году в советском секторе Берлина начались демонстрации, переросшие на следующий день в восстание, главными организаторами и участниками которого стали рабочие. Основным поводом к нему стал призыв к увеличению производительности труда. Толпа громила полицейские участки, здания партийных и государственных органов и газетные киоски, продававшие коммунистическую прессу. Для подавления восставших были двинуты советские танки, но стрельбу первой открыла местная полиция.
в 1953 году впервые поднялся в воздух «Jet Provost» «T.Mk.1». Вначале 1950-х годов обучение пилотов Королевских ВВС все еще проводилось на самолетах «Provost» («Percival») с поршневыми двигателями. В этой далекой от идеальной ситуации компания Hunting предположила, что британские ВВС должны заинтересоваться реактивным учебно-тренировочным самолетом, и начала разработку машины «Р-84» «Jet Provost». Прототип, сохранивший крылья и хвост поршневого самолета «Р-56» «Provost», был оснащен новым фюзеляжем с турбореактивным двигателем и трехколесным шасси. «Jet Provost» «T.Mk.1» впервые поднялся в воздух. Он выпускался в трех основных модификациях. Последняя из них отличалась сплюснутой кабиной, удлиненным носом, где размещалось бортовое оборудование, и усиленными крыльями с увеличенными кессонными емкостями для горючего. Этот самолет был основным учебно-тренировочным самолетом ВВС Великобритании до 1989 года, когда ему на смену пришел «Shorts Tucano».
в 1954 году подкомитет министерства обороны Великобритании принял решение о производстве собственной водородной бомбы. Это решение было представлено кабинету министров в июле и сохранялось в тайне до февраля следующего года, когда было сделано официальное заявление.
в 1954 году совершил первый полет первый серийный французский гражданский самолет «Holste» «MH.152». Самолет «Holste» «MH.152» разрабатывался для французской армии как легкий самолет связи и наблюдения и представлял собой подкосный высокоплан с неубирающимся шасси с хвостовым колесом и хвостовым оперением, аналогичным хвостовому оперению машин «МН.52». Он вмещал пилота и четырех пассажиров. Восемь дней спустя последовал первый полет специально оборудованного военного самолета. Опытный образец, совершивший первый полет 12 июня 1951г., был оснащен двигателем «Salmson» «8AS» «Argus» мощностью 220 л.с., но маломощный аппарат «МН.152» интереса больше не вызывал. Компания разработала вариант со значительно увеличенной тяговооруженностью. Этот самолет получил название «МН.1521» «Broussard». Он был оснащен двигателем «Pratt & Whitney» «R-985-AN-1» «Wasp Junior», в два раза превосходившим по мощности «Salmson» «8AS» «Argus». Самолеты «М.Н.1521» были построены в значительных количествах и различных вариантах (санитарном, сельскохозяйственном, для аэрофотосъемки, легком транспортном) как для военной, так и для гражданской авиации.
в 1954 году первый полет самолета «XFV-1» «Salmon», управляемого тест-пилотом Herman "Fish". Под обозначением «XFV-1» «Salmon» («Vertical Riser») американская компания «Lockheed» построила и подняла в воздух первый из двух опытных образцов (138657/58) одноместного экспериментального самолета с вертикальным взлетом и посадкой (VTOL). Оснащенный турбовинтовым двигателем «Allison» «XT» «40-A-14» мощностью 5850 л.с., самолет «XFV-1» «Salmon» был одним из множества проектов самолетов с посадкой на хвост. Хвостовое оперение состояло из крестообразно расположенных поверхностей одинакового размаха, каждая их которых имела амортизационную стойку и свободноориентирующееся колесо. Наземные испытания были начаты в декабре 1953 года.Предполагалось, что самолет будет способен вертикально приземляться на хвостовое оперение и взлетать с него. Однако за все совершенные 32 полета вертикальный взлет таки и не был выполнен. Дальнейшее развитие самолета предполагалось в постройке самолета XFV-2 c новым двигателем. Однако двигатель «Allison» «T54-A-3» мощностью на валу 7100 л.с., планируемый для истребителя «XFV-2» «VTOL», не был построен, и программа была отменена.
в 1955 году лётчик-испытатель Г.А.Седов поднял в воздух самолет «Е-4», первый в СССР с треугольным крылом. «Е-4» стал прототипом всемирно известного истребителя «МиГ-21» - самого массового сверхзвукового самолета. «Е-4» («МиГ-21») - фронтовой истребитель с дельтовидным крылом и двигателем «РД-9И». Самолет построен для ускорения проведения летного испытания самолета «Е-5», имеющего тот же планер. За время заводских испытаний, которые закончились 20 сентября 1956 г. выполнено 109 полетов; С 1959 года в СССР построено 10158 «МиГ-21». Строился также в Чехословакии, Индии, и Китае (под обозначением «J-7»/«F-72). Кроме Советского Союза «МиГ-21» состоял на вооружении 40 стран.
в 1955 году папа римский Лев XII отлучает от церкви президента Аргентины Хуана Доминго Перона.
в 1955 году подводная лодка «HMS Sidon» («P259»», класса «Subtle») стояла у борта плавучей базы «Мейдстоун», готовясь провести испытания торпед на перекиси водорода. В 8,25 сильный взрыв встряхнул лодку. Из рубки выбросило огромное облако дыма, и сразу был отдан приказ покинуть корабль. В 8.45 лодка затонула носом вперед. В воду были сразу спущены водолазы, чтобы выяснить, остались ли живы 12 человек, находившиеся на борту, но на стук никто не ответил. 24 июня лодка была поднята. В 1957 г. её отбуксировали в Портленд, где она была использована в качестве судна-мишени и потоплена 14 июня.
в 1955 году крайний полет истребителя «Пого» («XFY-1» «Pogo»). К этому времени самолеты обычного взлета и посадки достигли скорости М=2, и "Пого" как истребитель безнадежно устарел. С другой стороны, большинство проблем, связанных с реактивными самолетами на борту авианосцев в море, также были решены. Кроме того, редуктор двигателя "погнал стружку", на ремонт требовались деньги, а новых правительственных инвестиций не ожидалось. По этим причинам проект закрыли.
в 1955 году катастрофа «L-049» под Асунсьоном (Парагвай). Погибли 16 человек.
в 1956 году завершена постройка опытного экземпляра истребителя-перехватчика «Ла-250А». «Ла-250» - дальний сверхзвуковой всепогодный истребитель-ракетоносец, один из первых в этом классе. Этот барражирующий перехватчик предназначался для перехвата самолетов или крылатых ракет из положения "дежурство в воздухе". 16 июля 1956 года состоялся первый полет самолета. На второй секунде после отрыва самолет накренило вправо на 4-5°, затем начались поперечные колебания, в основном с правым креном. При снижении самолет ударился правой ногой шасси о ВПП, затем выровнялся и, пролетев около 800 м, приземлился на край полосы. Последующее движение машины происходило по грунту на основных колесах шасси с выпущенным тормозным парашютом. За самолетом тянулась полоса дыма и пламени. Через 1100 м машина, пробив ограждение аэродрома, выкатилась на песчаный грунт, подломив шасси. Было построено пять самолетов «Ла-250А». В июле 1959 года все работы по этому самолету прекратили;
в 1956 году поднялся в воздух второй опытный образец перехватчика-штурмовика с коротким взлетом и посадкой «Р-16-02». Компания «FFA» («Flug- und Fahrzeugwerke») начала работу над конструкцией одноместного реактивного самолета с прямым крылом. Опытный самолет (под обозначением «FFA» «P-16-01»), оснащенный турбореактивным двигателем с осевым компрессором «Armstrong Siddeley» «Sapphire» тягой 3629 кгc , совершил свой первый полет 25 апреля 1955 года. Разбег самолета «Р-16» составлял 488 м, а пробег с тормозным парашютом - менее 305 м. Его замечательные летные характеристики связывались с очень прочным тонким крылом малого удлинения, имевшим предкрылки и закрылки; топливные баки, расположенные на концах крыла, не снимались, а для использования самолета с грунтового покрытия на все стойки шасси были установлены спаренные колеса. В марте 1956 года «P-16-01» проходил оценочные испытания в ВВС Швейцарии, но результаты оказались малообнадеживающими. А чуть позже, во время 22 испытательного полета, самолет «P-16-01» разбился в результате отказа двигателя, вызванного разрывом в топливной системе. 15 августа 1956 года во время 18-го полета «Р-16-02» первый раз превысил скорость звука на пикировании. Третий самолет «Р-16-03», оснащенный более мощным двигателем Sapphire Sa.7 тягой 4990 кгc, впервые взлетел 4 апреля 1957 года, В результате улучшения летных характеристик швейцарское правительство в марте 1958 года заказало 100 таких самолетов, известных под обозначением «P-16» «Mk III», но неделю спустя самолет «Р-16-03» тоже разбился. Серийный заказ был немедленно приостановлен и спустя два месяца отменен.
в 1957 году состоялся первый полет самолета «Ла-250». «Ла-250» - дальний сверхзвуковой всепогодный истребитель-ракетоносец, один из первых в этом классе. Этот барражирующий перехватчик предназначался для перехвата самолетов или крылатых ракет из положения "дежурство в воздухе". На второй секунде после отрыва самолет накренило вправо на 4-5°, затем начались поперечные колебания, в основном с правым креном. При снижении самолет ударился правой ногой шасси о ВПП, затем выровнялся и, пролетев около 800 м, приземлился на край полосы. Последующее движение машины происходило по грунту на основных колесах шасси с выпущенным тормозным парашютом. За самолетом тянулась полоса дыма и пламени. Через 1100 м машина, пробив ограждение аэродрома, выкатилась на песчаный грунт, подломив шасси. Было построено пять самолетов «Ла-250А». В июле 1959 года все работы по этому самолету прекратили;
в 1958 году после завершения закрытого судебного процесса в Венгрии казнен Имре Надь (венгерское имя — Nagy Imre; 7 июня 1896, Капошвар, Австро-Венгрия — 16 июня 1958, Будапешт, Венгрия), бывший премьер-министр этой страны.
в 1958 году начало Всемирного конгресса за разоружение и международное сотрудничество в Стокгольме.
в 1958 году Верховный суд США объявил незаконным отказ в выдачи американских паспортов лицам, подозреваемым в симпатиях к коммунистам.
в 1958 году США и Великобритания подписывают с Японией двустороннее Соглашение о сотрудничестве в области использования атомной энергии сроком на 10 лет.
в 1959 году в Москве открылась Выставка достижений народного хозяйства СССР - ВДНХ (ныне - Всероссийский выставочный центр, ВВЦ). 28 мая 1958 Совет Министров СССР принял постановление об объединении сельскохозяйственной, промышленной и строительной (на Фрунзенской набережной) выставок в Выставку достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ СССР). 16 июня 1959 г. выставка была открыта. 12 декабря того же года была переименована и станция метро, которая и поныне носит название ВДНХ.
18 апреля 1963 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о перестройке работы ВДНХ СССР. Теперь Выставка организовывалась по отраслевому принципу. Различные павильоны представляли различные области народного хозяйства СССР. Но это нанесло значительный вред архитектурной целостности архитектурного ансамбля ВСХВ. В 1967 году была проведена реконструкция выставки. ВДНХ было одним из любимых мест проведения досуга для москвичей. Выставка примыкала к ЦПКиО имени Дзержинского, а также к главному ботаническому саду имени Н.В.Цицина Российской Академии Наук.
Всё вместе составляло большой комплекс для отдыха. Хотя комплекс был и не лишён отдельных недостатков, например, очевидцы вспоминают, что во 2-й половине 1980-х в комплексе было довольно мало (относительно числа ежедневных посетителей) кафе, закусочных и прочих точек быстрого питания, ассортимент их был не богат, посетители вынуждены были стоять в очередях. 23 июня 1992 года указом Президента Российской Федерации и постановлением Правительства РФ ВДНХ СССР была переименована в Государственное акционерное общество «Всероссийский выставочный центр» (ГАО ВВЦ), но это название большей частью однобоко и не может объединять архитектуру и символичность ВСХВ. В середине и в конце 1990-х годов на ВВЦ многие павильоны были сданы в аренду под склады и магазины. Вместе с тем работал парк аттракционов, в павильоне «Центральный» для детей и молодёжи проводился показ различных физических опытов — ВВЦ по-прежнему был местом, куда приходили отдыхать.
в 1959 году была принята на вооружение РЛС дальнего обнаружения «П-14» «Лена».
в 1959 году самолеты ВВС США нарушали воздушное пространств СССР в районе Мурманска.
в 1959 году основывается Латиноамериканское информационное агентство Пренса Латина.
в 1959 году английский многоцелевой вертолет "Ротодайн" отправился в первый зарубежный тур, в ходе которого он демонстрировался на 23-м авиасалоне в Ле Бурже, где показали и модель его серийного варианта в цветах компании «NYA», предназначенного для перевозки 57/65 пассажиров. Именно эта американская компания, как наиболее опытный эксплуатант вертолетов, по достоинству оценила возможности "Ротодайна", который, по мнению ее экспертов, мог снизить стоимость пассажирских перевозок до 4-х центов за пассажиро-милю. В рассматриваемый же период этот показатель составлял у самой «NYA» 25 центов за пассажиро-милю, а после получения больших газотурбинных вертолетов мог бы быть снижен не более чем до 12-ти центов
в 1960 году президент США Эйзенхауэр отменяет поездку в Японию.
в 1960 году коммунисты советского отряда космонавтов единогласно приняли Ю.А.Гагарина в ряды КПСС.
в 1960 году экспериментальный полет самолета «Ан-10» на одном работающем двигателе, экипаж Ю.В.Курлина.
в 1961 году в 23:02 UTC с космодрома «Vandenberg», стартовый комплекс № 75-1-1, осуществлен пуск ракеты-носителя "Thor Agena-B", которая вывела на околоземную орбиту американский разведывательный спутник "Discoverer-25" (00108 / 1961 Хи 1). Космический аппарат фоторазведки типа "Corona", сер. № 9017 выведен на орбиту с параметрами: наклонение орбиты - 82,11 град.; период обращения - 90,87 мин.; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 222 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 409 км.
в 1961 году во время гастролей в Париже солист балетной труппы Кировского театра Рудольф Нуриев попросил политическое убежище. Перед этим Нуриева неожиданно вызвали в Москву, - якобы для того, чтобы танцевать в Кремле. Танцовщик заподозрил неладное. Его подруга миллионерша Клара Сент пришла провожать Нуриева в аэропорт. Она обняла его и прошептала на ухо: "Ты должен подойти к тем двум полицейским и сказать: я хочу остаться во Франции. Они тебя ждут". Сотрудники советского посольства начали оттеснять Нуриева, но он вырвался и совершил один из своих знаменитых прыжков. Танцовщик приземлился прямо в руки полицейских и закричал: "Я хочу быть свободным". Западные репортеры назвали это "прыжком к свободе". "Я принял решение потому, что у меня не было другого выбора, - заявил Нуриев. - И какие отрицательные последствия этого шага ни были бы, я не жалею об этом". Выбора у него действительно не было: КГБ уже давно подозревал его в гомосексуализме, а в Париже тому представились доказательства. На Родине великому танцовщику грозили семь лет строгого режима или сотрудничество с органами, а на Западе он стал звездой мирового балета.
в 1963 году в 9:29 UTC с космодрома «Байконур», стартовый комплекс № 1, осуществлен пуск ракеты-носителя "Восток 8К72К", которая вывела на околоземную орбиту советский космический корабль "Восток-6"(00595 / 1963 023А). Космический корабль пилотировала первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешкова (дублер: Ирина Пономарева). Космический корабль типа "Восток-3А", сер. № 8, выведен на орбиту с параметрами: наклонение орбиты - 64.95 град.; период обращения - 88.3 мин.; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 180.9 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 231.1 км. Групповой полет двух советских космических кораблей - "Восток-5" и "Восток-6". В процессе полета у космонавта возникли проблемы с самочувствием и ей не было разрешено проводить ручное управление полетом. Валентина Терешкова стала шестым по счету советским космонавтом. Одновременно на орбите находился космический корабль «Восток-5», пилотируемый космонавтом Валерием Быковским.
В день первого полёта в космос она сказала родным, что уезжает на соревнования парашютистов. О полёте они узнали из новостей по радио.
Полковник Николай Петрович Каманин, занимавшийся отбором и подготовкой космонавтов, вспоминал: «Все, кто видел Терешкову во время подготовки старта и вывода корабля на орбиту, кто слушал её доклады по радио, единодушно заявили, что она провела старт лучше Поповича и Николаева. Да, я очень рад, что не ошибся в выборе первой женщины-космонавта».
Терешкова довольно тяжело перенесла полет. Однако несмотря на тошноту и физический дискомфорт, она выдержала 48 оборотов вокруг Земли и провела почти трое суток в космосе, где вела бортовой журнал и делала фотографии горизонта, которые позже были использованы для обнаружения аэрозольных слоёв в атмосфере. После Терешковой вторая женщина полетела в космос лишь через 19 лет. Ею стала Светлана Савицкая.
в 1963 году Levi Eshkol заменяет Дэвида Бен-Гуриона на посту премьер-министра Израиля.
в 1963 году в 1:49 UTC с космодрома «Vandenberg», стартовый комплекс D, осуществлен пуск ракеты-носителя "Scout X-3", которая вывела на околоземную орбиту американский спутник "Transit 5A-3" (00594 / 1963 022А). Космический аппарат выведен на орбиту с параметрами: наклонение орбиты - 89.97 град.; период обращения - 99.67 мин.; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 724 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 757 км.
в 1963 году в США запущен навигационный спутник "Transit-7".
в 1963 году двух американских офицеров убивают в Сайгоне.
в 1963 году «The Rolling Stones» дают дневной концерт в клубе Кена Кольера “Studio 51” (Сохо, Лондон). В этот же день вечером группа выступает в клубе “Crawdaddy” при отеле “Station” (Ричмонд, Суррей) – этот концерт был последним выступлением группы в этом клубе, так как хозяева отеля решили закрыть клуб.
в 1964 году в Набережных Челнах была образована Дирекция строящейся Нижнекамской ГЭС. Нижнекамская гидроэлектростанция — ГЭС на реке Кама в Татарстане, рядом с городом Набережные Челны. Строительство электростанции началось в 1963 году. Первый агрегат был пущен в 1979 при отметке НПУ 62 м (проектная отметка НПУ 68 м). ГЭС является русловой электростанцией с совмещённым зданием ГЭС. Состав сооружений ГЭС: бетонная водосливная плотина; намывные русловая и пойменные плотины максимальной высотой 30 м и общей длиной 2976 м; здание ГЭС совмещённого типа; судоходные шлюзы. По плотине ГЭС проложены железнодорожный переход и автодорожный переход федеральной магистрали М7 «Волга». Проектная мощность ГЭС — 1248 МВт, среднегодовая выработка — 2,67 млрд кВт•ч. В здании ГЭС размещено 16 поворотно-лопастных гидроагрегатов проектной мощностью по 78 МВт, работающих при расчётном напоре 12,4 м. Нижнекамская ГЭС во многом унифицирована с Чебоксарской ГЭС. Подпорные сооружения ГЭС (длина напорного фронта 3,9 км) образуют Нижнекамское водохранилище. В настоящее время уровень водохранилища находится на отметке НПУ 63,3 м. При данном напоре мощность ГЭС составляет ок. 450 МВт, среднегодовая выработка электроэнергии — ок. 1,7—2 млрд кВт•ч. Ориентировочная стоимость завершения строительства гидроузла составляет 42 млрд руб. Подъём уровня Нижнекамского водохранилища активно лоббируется властями Татарстана, однако встречает сопротивление властей Удмуртии, Башкортостана и Пермского края. Нижнекамская ГЭС входит в состав ОАО «Генерирующая компания» холдинга ОАО «Татэнерго».
в 1964 году постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР Петрозаводскому государственному университету присвоено имя О.В.Куусинена
в 1964 году 3,000 политическим заключенным предоставляется амнистия.
в 1964 году землетрясение в Niigata, Япония.
в 1965 году по плотине Братской ГЭС прошли первые грузовой и пассажирский поезда. Братская гидроэлектростанция (имени 50-тилетия Великого Октября) — гидроэлектростанция на Ангаре в городе Братск Иркутской области. Одна из крупнейших и наиболее известных ГЭС России. Является второй, после Иркутской ГЭС, ступенью Ангарского каскада ГЭС. Строительство ГЭС официально началось в 1954, закончилось в 1967. Состав сооружений ГЭС: бетонная гравитационная плотина длиной 924 м и максимальной высотой 124,5 м, состоящая из станционной части длиной 515 м, водосливной части длиной 242 м и глухих частей общей длиной 167 м; приплотинное здание ГЭС длиной 516 м; береговые бетонные плотины общей длиной 506 м; земляные правобережная плотина длиной 2987 м и левобережная длиной 723 м. Высота верхнего бьефа над уровнем моря (НПУ) составляет 402 м. Напорные сооружения длиной 5 140 м образуют уникальное по размерам Братское водохранилище многолетнего регулирования. Из-за отсутствия сквозного судоходства по Ангаре, судопропускными сооружениями гидроузел не оборудован. По гребню плотины проходит магистральная ж.-д. Тайшет — Лена, а ниже — шоссейная дорога. Установленная мощность Братской ГЭС составляет 4 500 МВт. В здании ГЭС установлено 18 радиально-осевых гидроагрегатов мощностью по 250 МВт, работающих при расчетном напоре 106 м. Электростанция спроектирована институтом «Гидропроект». Проектом предусмотрено сооружение судоподъёмника для пропуска судов через гидроузел. Существует также возможность увеличения установленной мощности до 5 000 МВт (путем установки двух дополнительных гидроагрегатов), в рамках текущей программы технического переоснащения станции установленная мощность может быть увеличена до 4 590 МВт. Братская ГЭС контролируется ОАО «Иркутскэнерго», однако плотины ГЭС находятся в собственности ОАО «РусГидро». Братская ГЭС очень важна для всей энергозоны Сибири. ГЭС стала основой Братского территориально-производственного комплекса. Братская ГЭС является основным поставщиком электроэнергии для Братского алюминиевого завода (БрАЗ). Для передачи электроэнергии потребителям от подстанции ГЭС отходит 5 ЛЭП-500 кВ и 20 ЛЭП-220 кВ.
в 1965 году в Тбилиси состоялась премьера художественного фильма «Простите, вас ожидает смерть» (другое название: Солнце в тебе; оригинальное название: ბოდიში, თქვენ გელით სიკვდილი; премьера в Москве 27 июня 1966). Производство: Грузия-фильм, 1965. Режиссер: Караман (Гугули) Мгеладзе. Сценарист: Арли Такайшвили. Оператор: Гиви Рачвелишвили. Композитор: Ираклий Геджадзе. Художник: Гиви Гигаури. Актеры: Эроси Манджгаладзе, Сесилия Такаишвили, Дали Ратиани, Серго Орджоникидзе, Мавр Пясецкий, Ипполит Хвичия, Нодар Пиранишвили, Елена Кипшидзе, Гиви Тохадзе, Арчил Гомиашвили, Давид (Додо) Абашидзе, Реваз Хобуа.
Девушка нашла на улице записную книжку со списком фамилий людей, которых надо убить. И расписано, кого и как. Она начинает обзванивать этих людей. Оказывается, книжку потерял писатель, который обдумывал сюжет нового детектива.
в 1965 году (16-26 июня), США. Река Арканзас затапливает территорию, по которой протекает, в штатах Колорадо, Монтана, Канзасе, Вайоминге и Нью-Мексико тонут 23 человека. В середине июня 1965 река Арканзас вышла из берегов и натворила бед в городах штатов Колорадо, Монтана, Канзаса, Вайоминга и Нью-Мексико. Из всех штатов Колорадо пострадал больше всего. Из 26 погибших 14 погибли в Колорадо. Нанесенный штату материальный ущерб оценивался в 12 миллионов долларов. В северо-восточной части штата под водой скрылись целые деревни, среди них - Форт Морган, Стерлинг и Браш. В обычно спокойном городе Денвер воды разлились примерно на полтора километра, перекрыв движение и остановив работу торговых предприятий. И только в конце лета города и поселки сумеют вернуться к нормальной жизни. Чтобы восстановить разоренные наводнением сельскохозяйственные зоны штата, понадобилось еще больше времени.
в 1965 году в Советском Союзе запущена научно-исследовательский спутник "Протон-1", предназначенный для исследований в области ядерной и космической физики.
в 1965 году на авиабазе «Edwards» осуществлен сорок третий полет американского ракетного самолета "X-15", № 3. Самолет пилотировал летчик Джо Генри Энгл (Joe Henry Engle; 26 августа 1932, Чапмен, штат Канзас, США — 10 июля 2024, Хьюстон, Техас, США). В полете достигнута максимальная скорость 5477 километров в час при максимальной высоте подъема 74585 метров.
в 1965 году в США состоялась премьера художественного фильма «Воздушные приключения» (другое название: Эти великолепные мужчины на своих летательных аппаратах; оригинальное название: Those Magnificent Men in Their Flying Machines or How I Flew from London to Paris in 25 hours 11 min; премьера в Мексике 16 февраля 1967; премьера в ГДР 28 апреля 1967; премьера в Финляндии 23 мая 1980; премьера в Лондоне 3 июня 1965; премьера в Швеции 26 августа 1965; премьера в Бразилии 10 сентября 1965; премьера в ФРГ 14 сентября 1965; премьера в Дании 17 сентября 1965; премьера в Финляндии 24 сентября 1965; премьера в Японии 9 октября 1965; премьера в Сиднее 14 октября 1965 ). Производство: 20th Century Fox, 1965. Режиссер: Кен Аннакин. Сценаристы: Кен Аннакин, Джек Дэвис, Джек Дейвис. Оператор: Кристофер Чэллис. Композитор: Рон Гудвин. Художник: Томас Н.Морахэн. Продюсеры: Джек Дейвис, Стэн Маргулис. Актеры: Стюарт Уитмэн, Сара Майлз, Джеймс Фокс, Альберто Сорди, Роберт Морли, Герт Фрёбе, Жан-Пьер Кассель, Ирина Демик, Эрик Сайкс, Ред Скелтон, Терри-Томас, Бенни Хилл, Юдзирё Исихара, Флора Робсон, Карл Михель Фоглер, Сэм Уэнамейкер, Эрик Баркер, Морис Денем, Фред Эмни, Гордон Джексон, Дэви Кэй, Джон Ли Месурье, Джереми Ллойд, Зена Маршалл, Миллисент Мартин, Эрик Полманн, Марджори Родс, Норман Россингтон, Уильям Раштон, Грэм Старк, Джимми Томпсон, Майкл Трабшоу, Тони Хэнкок
Бойкое и удалое приключение, случившееся на заре развития авиации. Истинные мужчины-джентльмены, лишенные страха и предрассудков, решили принять участие в 25-часовой воздушной гонке из Лондона в Париж. Собралась пестрая компания: чопорный англичанин, розовощекий ковбой-американец, напыщенный воинственный немец, весельчак-француз, итальянец - папаша многодетного семейства. Аэропланы, построенные для съемок, были точной копией первых моделей "1910 Bristol Boxkite" и "1911 Roe IV Triplane" и стоили 5000 фунтов каждый. Номинация на "Оскар" (1965): Лучший сценарий (Джек Дэвис, Кен Аннакин). Премия "BAFTA" (1965): Лучшие британские костюмы (Осберт Ланкастер).
в 1965 году «The Rolling Stones» дают два концерта в “Usher Hall” (Эдинбург, Шотландия) в рамках мини-турне по Шотландии.
в 1966 году состоялся первый полет экспериментального самолета с укороченным взлетом и посадкой «МиГ-21ПД» («Е-7ПД, 23-31», тип 92) фирмы «МиГ» с дополнительными подъемными двигателями РД-36/35, пилот П.Остапенко.
в 1966 году начались госиспытания «Ан-24Т» и закончились 10 ноября 1966 года. Во время этой работы экипажи ГК НИИ ВВС, возглавляемые ведущими летчиками-испытателями А.С.Тимофеевым и И.Я.Марковым, выполнили 73 полета. В итоге военные пришли к выводу, что в целом «Ан-24Т» соответствует предъявленным требованиям "за исключением некоторых показателей, среди которых главным является дальность попета самолета (вместо предусмотренной перегоночной дальности 2900 км во время испытаний была достигнута дальность 2565 км)". Эти и другие незначительные замечания предстояло устранить уже в ходе серийного выпуска машины.
в 1966 году на территории СССР совершил посадку спускаемый аппарат советского разведывательного спутника "Космос-120" (02196 / 1966 050А).
в 1966 году катастрофический пожар на нефтеперерабатывающем комбинате ПО «Пермьнефтеоргсинтез» из-за халатности персонала, не обратившего внимания на неисправность. Борьба с огнём продолжалась 15 часов, 1 пожарный погиб.
в 1966 году в 14:00 UTC с космодрома «Cape Canaveral», стартовый комплекс № 41 одной ракетой-носителем "Titan-3C" на околоземную орбиту выведены спутники связи "IDCSP-1-1" и технологический спутник "GGTS-1". "GGTS" (02207 / 1966 053A); "OPS 9311" / "IDCSP-1" (02215 / 1966 053B); "OPS 9312" / "IDCSP-2" (02216 / 1966 053C); "OPS 9313" / "IDCSP-3" (02217 / 1966 053D); "OPS 9314" / "IDCSP-4" (02218 / 1966 053E); "OPS 9315" / "IDCSP-5" (02219 / 1966 053F); "OPS 9316" / "IDCSP-6" (02220 / 1966 053G); "OPS 9317" / "IDCSP-7" (02221 / 1966 053H).КА выведены на близкие орбиты с параметрами: наклонение орбиты - 0.104 град.; период обращения - 1334.2 мин.; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 33648 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 33889 км.
в 1966 году первый пуск «D-21» с полным запасом горючего. Двигатель «D-21» запускался на скорости М=1,24 еще в районе Альбукерке (Нью-Мехико). Его дополнительная тяга помогала быстрее разогнать связку до скорости разделения, но к моменту старта на «D-21» оставалось всего 25% топлива. Старт с 50 % горючего был осуществлен 27 апреля 1966 года, а первый пуск с полным запасом горючего - 16 июня 1966 года.
в 1967 году в 4:44 UTC с космодрома «Капустин Яр», стартовый комплекс № 86/1, осуществлен пуск ракеты-носителя "Космос 11К63", которая вывела на околоземную орбиту советский спутник для исследования коротковолнового излучения Солнца "Космос-166" (02848 / 1967 061А). Космический аппарат типа "ДС-У3-С", сер. № 1, выведен на орбиту с параметрами: наклонение орбиты - 48.4 град.; период обращения - 92.9 мин.; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 283 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 578 км.
в 1967 году в Монтерее (штат Калифорния) проходит знаменитый поп-фестиваль в присутствии 50 тысяч человек. Звездами фестиваля становятся Джими Хендрикс, Дженис Джоплин, Отис Реддинг, группы «The Who», «The Mamas and The Papas», «Buffalo Springfield», «The Grateful Dead», «The Byrds» и «Jefferson Airplane». Все артисты выступают бесплатно. Кульминацией фестиваля станет выступление Джими Хендрикса, который сжёт в финале свою гитару.
в 1967 году пять парашютистов-инструкторов ВВС Великобритании: майор авиации Дж.Тэтл, младший лейтенант А.К.Кидд и сержанты Л.Хикс, П.П.Кин и К.Дж.Тисдейл совершают затяжной прыжок над Боскомб Даун (графство Уилтшир) с высоты 11942 м. Это максимальная высота, с которой когда-либо прыгали парашютисты.
в 1967 году в 21:35 UTC с космодрома «Vandenberg», стартовый комплекс SLC1W, осуществлен пуск ракеты-носителя "Thor Agena-D", которая вывела на околоземную орбиту американский разведывательный спутник "OPS 3559" / "Corona-1042" (02850 / 1967 062A). Космический аппарат фоторазведки типа "KH-4A" выведен на орбиту с параметрами: наклонение орбиты - 80.02 град.; период обращения - 89.97 мин.; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 181 км; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 367 км. В качестве попутной ПН на близкую орбиту выведен малый американский спутник "OPS 1873" / "EHH B8" (02851 / 1967 062B).
в 1968 году (16-17 июня) в Тонкинском проливе (Вьетнам), крейсер США “Бостон” с двумя ядерными противовоздушными ракетами “Терье” случайно подвергается атаке истребителей США
в 1969 году с космодрома «Байконур» был осуществлен запуск ракеты-носителя "Протон-К"/SL-12 с первым космическим аппаратом новой серии "Е8-5" №402, предназначенным для доставки лунного грунта на Землю. Полет закончился аварией разгонного блока "Д" - 4-й ступени ракеты-носителя "Протон-К"/SL-12. Станция разработана и построена в НПО имени Лавочкина (город Химки) под руководством главного конструктора Бабакина.
в 1969 году катастрофа «Ми-1» Узбекского Управления Гражданской Авиации в районе Нукуса.
в 1969 году в состоялась премьера художественного фильма «Встречи на рассвете». Производство: Мосфильм, 1968. Режиссеры: Эдуард Гаврилов, Валерий Кремнев. Сценарист: Анатолий Кузнецов. Оператор: Сергей Зайцев. Композитор: Павел Аедоницкий. Художник: Виталий Гладников. Актеры: Тамара Дегтярёва, Юрий Назаров, Анатолий Кузнецов, Георгий Жжёнов, Евгений Шутов, Ольга Аросева, Владимир Андреев, Светлана Харитонова, Люсьена Овчинникова, Элла Некрасова, Тамара Совчи, Эмилия Сердюк, Клавдия Хабарова, А.Колесова, Валерий Васильев.
По повести Анатолия Кузнецова "У себя дома". Вернувшись в село, Галя Макарова (Тамара Дегтярёва) начинает работать на ферме. После увольнения нерадивой заведующей она вместе с другими доярками старается навести порядок. Скоро наметились успехи. Влюбившись в пастуха Костю, она узнает, что многие из ее новых подруг были его любовницами, и расстается с ним... Спокойный, неторопливый рассказ о девичьей судьбе. О первых трудовых шагах. Об испытаниях первой любви. Меткие зарисовки сельских будней. Живые образы большинства персонажей. И спор героини с товарками, спор о любви, о человеческом достоинстве, о месте в жизни. Пусть не все задалось в судьбе героини. Она только на пути к своему счастью. Но фильм напоен предчувствием доброго, светлого. Он поставлен с поэтическим чувством, с ощущением шири и раздолья русской природы, русской души. Хороша и прозрачна музыка. Эта скромная, внешне непритязательная картина привлекает молодостью, свежестью авторского взгляда на жизнь. Она вызывает симпатии.
в 1969 году состоялась премьера художественного фильма «В день свадьбы». Производство: Ленфильм, 1968. Режиссер: Вадим Михайлов. Сценарист: Виктор Розов. Операторы: Николай Покопцев, Владимир Пономарев. Композитор: Валерий Гаврилин. Художник: Алексей Рудяков. Актеры: Лариса Малеванная, Анатолий Спивак, Лев Круглый, Евгения Уралова, Михаил Ладыгин, Виктор Авдюшко, Наталья Крудова, Виолетта Жухимович, Любовь Малиновская, Людмила Старицына.
История, рассказанная балагуром-весельчаком Василием, трогательна и проникновенна как песня. Детдомовцы Заболотные — вечно трудяга Михаил и душа всех компаний Василий — живут в приволжском поселке. Разные по складу характера они тем не менее хорошо знают и понимают друг друга. Накануне свадьбы с Нюрой Михаил встретил свою первую любовь — Клаву, с которой они росли в детдоме. Но они прощаются, понимая, что свадьбу отложить уже нельзя. Однако в день свадьбы, после того, как молодые расписались в ЗАГСе, Нюра понимает, что не сможет жить с человеком, который любит другую, и отпускает любимого ... Первая роль в кино Ларисы Малеванной (Нюра Салова).
в 1969 году превосходящие нигерийские федеральные силы взяли город Авгу - главный аэропорт мятежной Биафры (юго-восток Нигерии). У повстанцев осталась только одна взлетно-посадочная полоса с твердым покрытием - участок федерального шоссе Ули - Ихиала («аэропорт Аннабель»), ставший главной целью для правит. войск. Гражданская война 1967-1970 гг.
в 1970 году вышло Постановление Совета Министров СССР №437-160, предусматривающее продолжение, ранее приостановленной, разработки пилотируемого космического корабля "ТКС" (17Ф72). Корабль создавался для снабжения военной орбитальной станции типа "Алмаз". Длина - 17.5м, максимальный диаметр - 4.2м, обитаемый объем - 45 куб.м, полная масса - 17.51т, максимальный полезный груз - 12.6т, максимальный экипаж - 3 человека, автономный полет - 7 дней, в составе станции до 200 дней, электроснабжение осуществляется СБ площадью 40 кв.м. мощностью 2.4 кВт. Корабль имел один стыковочный узел со стороны большого диаметра.
в 1970 году в Москве основан Центральный музей МВД СССР при Министерстве внутренних дел СССР (открыт для публики 4 ноября 1981 г.). Теперь – Центральный музей МВД России (Селезневская улица, дом 11).
в 1970 году в Тбилиси состоялась премьера телевизионного художественного фильма «Орэра, полный вперед!» (оригинальное название: ორერა, სრული სვლით!; премьера в Москве 30 июня 1970). Производство: Грузинская студия телевизионных фильмов, 1970. Режиссер: Заал Какабадзе. Сценаристы: Роберт Бардзимашвили, Автандил Геловани, Заал Какабадзе. Актеры: Роберт Бардзимашвили, Нани Брегвадзе, Вахтанг Кикабидзе.
Вокально-инструментальный ансамбль «Орэра» отправляется на гастроли в Австралию, но из-за поломки автобуса опаздывают на теплоход. Ребята устраиваются матросами на теплоход «Шота Руставели» и после весёлых приключении добираются до Сиднея.
в 1970 году состоялась премьера телевизионного художественного фильма «О друзьях-товарищах». Производство: Мосфильм, 1970. Режиссер: Владимир Назаров. Сценаристы: Владимир Кузнецов, Борис Медовой. Оператор: Тимофей Лебешев. Композитор: Карэн Хачатурян. Художники: Ирина Лукашевич, Иван Пластинкин. Актеры: Зинаида Славина, Валерий Золотухин, Иван Лапиков, Олег Ефремов, Михаил Кокшенов, Алексей Инжеватов, Пётр Глебов, Геннадий Юхтин, Нина Агапова, Майя Булгакова, Николай Дупак, Леонид Куравлёв, Улдис Лиелдидж, Дмитрий Масанов, Владимир Назаров, Николай Сергеев, Владимир Смирнов, Галина Федотова, Борис Юрченко.
Телефильм. В Москве 1919 года все еще существуют анархистские организации, действия которых имеют явный антисоветский характер. Чекистам предстоит разоблачить их деятельность. Дело поручается трем вновь призванным в ряды ВЧК комсомольцам-товарищам.