-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 122130
Комментариев: 6815
Написано: 130624


9 июня родились...

Понедельник, 09 Июня 2025 г. 04:10 + в цитатник
Leslie_Banks_in_The_Most_Dangerous_Game (526x700, 193Kb)
1890
Лесли Бэнкс (Leslie Banks)
выдающийся английский актёр театра и кино. Лесли Бэнкс родился в пригороде Ливерпуля Вест-Дерби. Образование получил в Оксфорде. Артистическую карьеру начал в 1911 году в лондонском Водевиль-театре. Во время Первой мировой войны, в одном из сражений Бэнкс был серьезно ранен — одна сторона его лица была покрыта шрамами и частично парализована. Однако это обстоятельство не помешало талантливому актёру вернуться после войны в театр и продолжать играть на сцене, выступая в самых различных амплуа. Рассматривался среди претендентов на роль Дракулы. Со временем Бэнкс стал известен не только как актёр, но и как режиссёр-постановщик и театральный продюсер. В кинематограф Бэнкс пришел в 1932 году: его первым фильмом стал американский триллер «Самая Опасная Игра» (режиссёра Ирвинга Пичела), в котором он сыграл охотника на людей, зловещего графа Зароффа (любопытна неверная интонация с которой актер произносит фразы по-русски). В дальнейшем, вплоть до 1950 года, Бэнкс периодически появлялся на экране как в главных ролях, так и в ролях второго плана. В числе прочих, работал со знаменитыми британскими режиссёрами, c Альфредом Хичкоком — в фильмах «Человек, который слишком много знал» (1934), «Таверна «Ямайка»» (1939), c Майклом Пауэллом — «Под торговым флагом» (1935), «Ночная вечеринка» (1935), «Маленькая задняя комната» (1949), c Лоуренсом Оливье — «Генрих V» (1944) и Дэвидом Лином — «Мадлен» (1950). Лесли Бэнкс скончался в Лондоне от инсульта 21 апреля 1952 года. Фильмография: 1921 - «Опыт», оригинальное название — «Experience»; 1932 – «Самая опасная игра», оригинальное название — «The Most Dangerous Game», граф Зарофф; 1933 –«Странная улика», оригинальное название — «Strange Evidence», Френсис Релф; 1933 – «Я — Сюзанна», оригинальное название — «I Am Suzanne», Адольф «Барон» Херринг; 1934 -«The Fire Raisers», Джим Бронсон; 1934 – «Человек, который слишком много знал», оригинальное название — «The Man Who Knew Too Much», Боб Лоуренс; 1934 – «Под торговым флагом», оригинальное название — «Red Ensign», Дэвид Барр; 1935 – «Сэндерс с реки», оригинальное название — «Sanders of the River», комиссар Сандерс; 1935 – «Тоннель», оригинальное название — «The Tunnel», Фредерик «Робби» Роббинс; 1935 – «Ночная вечеринка», оригинальное название — «The Night of the Party», сэр Джон Холленд; 1936 – «Три Максима», оригинальное название — «Three Maxims», Мак; 1936 – «Долг чести», оригинальное название — «Debt of Honour», майор Джимми Стэнтон; 1937 - «Wings of the Morning», лорд Клонтарф; 1937 – «Пламя над Англией», оригинальное название — «Fire Over England», Роберт Дадли; 1937 - «Farewell Again», полковник Гарри Блэр; 1938 – «Сирано де Бержерак» (телефильм), оригинальное название — «Cyrano de Bergerac», Сирано де Бержерак; 1939 - (короткометражный), оригинальное название — «Guide Dogs for the Blind»; 1939 – «Таверна «Ямайка», оригинальное название — «Jamaica Inn», Джосс Мерлин; 1939 - «Sons of the Sea», капитан Хайд; 1939 -«The Arsenal Stadium Mystery», инспектор Энтони Слейд; 1940 - «Dead Man's Shoes», Роже де Ветёй; 1940 - «The Big Blockade», чиновник Тэйлор; 1940 – «21 день», оригинальное название «21 Days», Кит Дюрран; 1940 – «Дверь с семью замками», оригинальное название «The Door with Seven Locks», доктор Манетта; 1940 – «Медовый месяц водителя автобуса», оригинальное название «Busman's Honeymoon», инспектор Кирк; 1940 – «Нейтральный порт», оригинальное название «Neutral Port», Джордж Картер; 1941 – «Коттедж сдаётся в наём», оригинальное название «Cottage to Let», Джон Бэррингтон; 1942 – «Как прошёл день? », оригинальное название «Went the Day Well? », Оливер Уилсфорд; 1942 - «Ships with Wings», вице-адмирал Дэвид Уэзерби; 1944 – «Генрих V», оригинальное название «Henry V», расказчик; 1947 - «Mrs. Fitzherbert», Чарльз Джеймс Фокс; 1947 – «Дженни Вильерс» (телефильм по повести Дж.Б.Пристли), оригинальное название «Jenny Villiers», Мартин Чиверел; 1949 – «Маленькая задняя комната», оригинальное название «The Small Back Room», полковник А.К.Холленд; 1950 - «Your Witness», полковник Саммерфилд; 1950 – «Мадлен», оригинальное название «Madeleine», Джеймс Смит.

ЕвгенийЕней (591x700, 192Kb)
1890
Евгений Евгеньевич Еней
советский художник кино. Народный художник СССР (1969). Лауреат Сталинской премии второй степени (1948). Член РКП(б) с 1920 года. Родился в Радноте, ныне Ернут, Румыния. По национальности — венгр. Учился на архитектурном факультете Политехнического университета и в Будапештской академии художеств. Один из пионеров советского кинематографа. В кино работает с 1923. Много лет работал в творческом содружестве с Г.М.Козинцевым и Л.З.Траубергом. Был художником-постановщиком их первой полнометражной ленты «Чёртово колесо» (1926), на этом фильме сложился постоянный творческий коллектив «ФЭКСов» (членов киномастерской эксцентрической комедии), в который входил ещё и кинооператор А.Н.Москвин. В последующем принимал участие над созданием лент, ставших советской киноклассикой: «Юность Максима» (1935), «Возвращение Максима» (1937), «Дон Кихот» (1957), «Гамлет» (1964). Умер в Ленинграде 6 июня 1971 года. В 1980-е годы на киностудии была учреждена специальная премия для талантливых кинематографистов имени Евгения Енея, которой награждались художники-постановщики картин. Художник-постановщик: 1923 — За власть Советов!; 1924 — Красные партизаны; 1925 — Мишки против Юденича; Наполеон-газ; 1926 — Чёртово колесо; Шинель; Катька — бумажный ранет; Дети бури; Братишка; 1927 — Чужой пиджак; С. В. Д.; Дом в сугробах; Девушка с далёкой реки; 1929 — Новый Вавилон; Обломок империи; Чёрный парус;1930 — Двадцать два несчастья; 1931 — Одна; Снайпер; 1934 — Юность Максима; 1937 — Возвращение Максима; 1943 — Актриса; Юный Фриц; 1944 — Человек № 217; Черевички; 1945 — Простые люди; 1947 — Жизнь в цитадели; Пирогов; 1949 — Академик Иван Павлов; 1951 — Белинский; 1952 — Джамбул; 1955 — Овод; 1957 — Дон Сезар де Базан; 1958 — День первый; Коловращение жизни; Мистер Икс; Шофёр поневоле; 1959 — Горячая душа; Не имей 100 рублей…; Повесть о молодожёнах; 1960 — Осторожно, бабушка!; Хореографические миниатюры; 1961 — Барьер неизвестности; 1964 — Гамлет; 1965 — На одной планете; 1966 — Катерина Измайлова; 1970 — Король Лир; 1971 — Драма из старинной жизни. Художник-декоратор: 1957 — Дон Кихот. Награды и почётные звания: орден Ленина; орден Трудового Красного Знамени; медали; народный художник СССР (1969). Призы и премии: 1948 — Сталинская премия второй степени (1948) — за кинофильм «Пирогов» (1947); 1964 — Диплом Союза художников СССР на Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде за кинофильм «Гамлет». Библиография: Козинцев Г., Художник-кинематографист, «Искусство кино», 1961; Кузнецова В., Евгений Еней, Ленинград — Москва, 1966.

Serafino_Mazzolini (499x700, 422Kb)
1890
Серафино Маццолини (итальянское имя — Serafino Mazzolini)
итальянский государственный и политический деятель. Граф. Родился в городе Аркевиа, провинция Анкона, Королевство Италия. До Первой мировой войны работал журналистом, а затем и директором журнала «Л’Уньоне». После начала войны вступил в армию добровольцем. После Первой мировой войны с 1918 по 1920 год — президент секции ветеранов в Анконе, участвовал в «Марше на Рим» в результате которого была свергнута прежняя власть. В 1920-х вступил в фашистскую партию, где с августа 1924 по март 1925 года был членом Национального директората, одновременно с февраля по июнь 1925 года — вице-секретарь по пропаганде Национальной фашистской партии (НФП), также с августа 1924 по март 1926 года — член Большого фашистского совета. Депутатом парламента от НФП (1924—1929). Занимался редакторской деятельность с 1925 по 1927 год в издании «Корьере Адриатико». В 1928 году приглашён на службу в Министерство иностранных дел Италии. С 1928 по 1932 год — генеральный консул в Сан-Паулу (Бразилия). С 1932 по 1936 год — полномочный министр (посол) в Цетине (Черногория), с 1936 по 1938 год — в Иерусалиме, а с 1938 по 1940 год — в Каире. 28 апреля 1941 года назначен гражданским комиссаром оккупированной Черногории. С апреля по июль 1943 года — вновь в Министерстве иностранных дел, служил в должности генерального директора Управления кадров Министерства иностранных дел. После высадки союзников и создания Итальянской социальной республики с октября 1943 года — унтер-секретарь Министерства иностранных дел ИСР. В марте 1944 года фактически отошёл от дел из-за хронического туберкулёза и диабета. Умер в Сан-Феличе-дель-Бенако (Италия) 23 февраля 1945 года. Литература: Чиано Г. Дневник фашиста. 1939—1943. — Москва: Издательство «Плацъ», 2010. — (Серия «Первоисточники новейшей истории») — 676 страниц. — ISBN 978-5-903514-02-1; Залесский К.А. Кто был кто в Третьем рейхе. — Москва: АСТ, 2002. — 944 страницы. — 5000 экземпляров. — ISBN 5-271-05091-2.

Coleporter (527x700, 167Kb)
1891
Коул Альберт Портер (Cole Albert Porter)
американский композитор, один из немногих авторов «Tin Pan Alley», писавший наряду с музыкой и тексты к собственным песням. Портер прославился музыкальными комедиями: «Kiss Me, Kate» (1948) (по «Укрощению строптивой» Шекспира), «Fifty Million Frenchmen», «DuBarry Was a Lady» , «Anything Goe»s, а также песнями: «Night and day», «Anything goes», «I get a kick out of you», «I’ve got you under my skin», «Begin the beguine» (в русском переводе — «Начало танца») и др. Критики отмечали изощрённое поэтическое мастерство Портера (с оригинальными рифмами и двусмысленной игрой слов), а также необычную для жанра сложность его композиций. В числе фильмов, музыку к которым написал Портер, — «Born to Dance» (1936), «Rosalie» (1937), «You’ll Never Get Rich» (1941), «Stage Fright» (1950). Специалисты считают Коула Портера одним из выдающихся (наряду с Ирвингом Берлином) американских композиторов лёгкого жанра в американской истории. Коул Портер родился в городе Перу, штат Индиана, США, в обеспеченной семье. Его музыкальный талант проявился с ранних лет. В возрасте 6 лет он начал играть на скрипке, а в 8 — на фортепиано. Музыкальным образованием Коула занималась его мать Кейт Портер. С 1905 по 1909 год Коул Портер посещал академию города Вустер (Массачусетс). После успешного окончания среднего образования его дед подарил ему поездку по Европе. В 1909 году Коул Портер поступил в Йельский университет. Во время учёбы он участвовал в различных музыкальных клубах, написал около 300 песен. После окончания Йельского университета в 1913 году он поступил в Гарвардскую школу права. Вскоре он осознал, что не хочет становиться адвокатом, и перешёл на музыкальный факультет Гарвардского университета.
Cole Albert Porter (700x666, 93Kb)
В 1915 он выпустил свою песню «Эсмеральда», которая имела некоторый успех в бродвейском ревю Hands Up. Тем не менее, его первая бродвейская постановка 1916 года, комическая опера See America First, была неудачной. В 1917 году после вступления США в Первую мировую войну Портер добровольцем отправился во Францию, где участвовал в американской благотворительной организации. После окончания войны в 1918 году он остался Париже, где посещал частный музыкальный колледж «Схола канторум». В декабре 1919 года женился на состоятельной уроженке Луисвилла Линде Ли Томас, которая была старше его на 8 лет. В 1923 умер дедушка Портера и оставил ему значительное наследство. До 1928 года он жил в Европе, много путешествовал. В Париже он познакомился с певцом и музыкантом Лесли Хатчинсоном, с которым его связала дружба, переросшая в отношения. В 1928 году на Бродвее состоялась премьера его мюзикла Paris, который имел большой успех. За ним последовали и другие успешные постановки в США. С середины 1930-х он стал посвящать больше времени Голливуду, где активно развивалась киноиндустрия. В 1937 году во время езды верхом он получил серьёзную травму ног, последствия которой не давали ему покоя всю жизнь. Коул Портер скончался в городе Санта-Моника, штат Калифорния, США, от почечной недостаточности 15 октября 1964 года.
Музей Коула Портера
В доме где родился Коул Портер, одно время работала лаборатория по производству наркотика амфетамина. После полицейской операции дом перешёл в собственность города Перу, и его мэр выдвинул идею по созданию музея композитора. Когда дом перешел в собственность города, он находился не в лучшем состоянии. Но поклонники композитора смогли собрать необходимую денежную сумму, и выкупить помещение. Планируется восстановить дом, и открыть его для посетителей. В доме будут выставлены памятные предметы, связанные с именем Портера. Экспонаты для музея согласны предоставить родственники Портера, которые до сих пор живут в Перу. У поклонников Коула Портера даже будет возможность переночевать в комнате, где родился композитор. Основные произведения: (1916) See America First; (1919) Hitchy-Koo — «An Old Fashioned Garden»; (1928) Paris — «Let’s Do It, Let’s Fall in Love»; (1929) Wake Up and Dream — «What Is This Thing Called Love?»; (1929) Fifty Million Frenchmen — «You Do Something to Me»; (1930) The New Yorkers — «Love for Sale», «I Happen to Like New York»; (1932) Gay Divorce — «After You, Who?», «Night and Day»; (1933) Nymph Errant — «Experiment», «The Physician», «It’s Bad for Me»; (1934) Anything Goes — «All Through the Night», «Anything Goes», «Blow Gabriel, Blow»; (1934) Adios Argentina — «Don’t Fence Me In»; (1935) Jubilee — «Begin the Beguine», «Just One of Those Things»; (1936) Red, Hot and Blue — «It’s De-Lovely»; (1936) Born to Dance (фильм — «Down in the Depths (on the Ninetieth Floor)», «You’d Be So Easy to Love», «I’ve Got You Under My Skin»; (1937) Rosalie (фильм) — «In the Still of the Night»; (1937) You Never Know — «At Long Last Love», «From Alpha to Omega», «Let’s Misbehave»; (1938) Leave It to Me! — «From Now On», «My Heart Belongs to Daddy»; (1939) Broadway Melody Of 1940 — «Between You And Me», «I Concentrate on You», «Begin the Beguine»; (1939) Dubarry Was A Lady — «Do I Love You?», «Well, Did You Evah!»; (1940) Panama Hattie — «Let’s Be Buddies», «Make It Another Old-Fashioned, Please»; (1941) You’ll Never Get Rich (фильм) — «Dream Dancing», «So Near and Yet So Far»; (1941) Let's Face It! — «Everything I Love», «I Hate You, Darling»; (1942) Something for the Boys — «Could It Be You»; (1942) Something to Shout About — «You’d Be So Nice to Come Home To»; (1943) Mexican Hayride — «I Love You»; (1944) Seven Lively Arts — «Ev’ry Time We Say Goodbye»; (1946) Around the World — «Look What I Found»; (1947) The Pirate — «Be a Clown»; (1948) Kiss Me, Kate — «Another Op’nin', Another Show», «Brush Up Your Shakespeare», «I Hate Men», «So in Love», «Too Darn Hot»; (1950) Out of this World — «From This Moment On», «I Am Loved»; (1950) Stage Fright (фильм) — «The Laziest Gal In Town»; (1953) Can-Can — «I Am in Love», «I Love Paris», «C’est Magnifique»; (1954) Silk Stockings — «All of You», «Paris Loves Lovers»; (1955) High Society — «Mind if I Make Love to You?», «True Love», «Who Wants to Be a Millionaire?», «You’re Sensational»; (1956) Les Girls — «Ca, C’est L’amour», «You’re Just Too, Too»; (1958) Aladdin (телешоу) — «Opportunity Knocks But Once», «Come To The Supermarket (In Old Peking)». Литература: JX Bell, Биография Коула Портера; McBrien, William (1998). Cole Porter: A Biography. New York: Vintage Books. ISBN 0-679-72792-2; Ethan Mordden: Rock and Cole. The New Yorker, October 28, 1991, pp. 91-113; Powell, Don: Music Producer, Playwright; Rimler, Walter: A Cole Porter Discography, N. Charles Sylvan Company, 1995, ISBN 1-886385-25-4; Schwartz, Charles: Cole Porter: A Biography (Hardcover and a Da Capo Paperback), May 1, 1979, ISBN 0-306-80097-7.

1892
Эмери Клэренс Ленард (Emery Clarence Leonard)
американский ботаник-систематик, специалист по растениям семейства Акантовые. Эмери Клэресн Ленард родился в городе Шампейн, штат Иллинойс, США.. Учился в школе в городе Лоренсвилл, в 1911 году поступил в Виттенбергский колледж в Спрингфилде (Огайо). В 1915 году получил степень бакалавра, годом позже — степень магистра искусств в Колледже штата Огайо. С 1918 года работал в ботаническом отделении Национального музея при Смитсоновском институте в Вашингтоне. В 1918—1919 проходил военную службу, до 1924 года занимался сбором растений близ Вашингтона. В 1920, 1925—1926 и 1928—1929 путешествовал по Гаити. Ленард описал около 500 новых видов семейства Акантовые. Порядка 30 видов были названы его именем. Эмери Клэренс Ленард умер в 1968 году. Некоторые научные публикации: Leonard, E.C. The North American species of Scutellaria // Contributions from the United States National Herbarium. — 1927. — Том 22, № 10. — Страницы 703—748; Leonard, E.C. The Acanthaceae of Colombia. — Washington, 1951—1958. Роды растений, названные в честь Э.К.Ленарда: Leonardia Urb., 1922 [= Thouinia Poit., 1804, nom. cons.] Литература: Stafleu F.A., Cowan R.S. Taxonomic Literature : Ed. 2. — Utrecht, The Hague, 1979. — Vol. II: H—Le. — P. 845. — 991 p. — ISBN 90-313-0343-7. — doi:10.5962/bhl.title.48631.

polikarpov (649x700, 263Kb)
1892
Николай Николаевич Поликарпов
конструктор авиационной техники, начальник ОКБ-51. Родился в слободе Георгиевская ныне Ливенского района Орловской области, в семье сельского священника. Русский. Беспартийный. Учился в Ливенском духовном училище и в Орловской духовной семинарии, в 1911 году экстерном сдал экзамен за курс среднего учебного заведения в 1-й Орловской гимназии и приехал для дальнейшей учебы в столицу. Окончил Петроградский политехнический институт и курсы авиации и воздухоплавания при нём в 1916 году. С 1916 года работал инженером на Русско-Балтийском вагонном заводе в Петрограде, где под руководством И.И.Сикорского участвовал в постройке самолёта «Илья Муромец» и проектировании истребителей. С 1918 работал на заводе «Дукс» в Москве (будущий авиазавод №1, в настоящее время ракетно-космический центр ЦСКБ «Прогресс»), стал руководителем технического отдела. В январе 1925 года Н.Н.Поликарпов организовал на базе завода «Авиахим» опытного конструкторского отдела и стал его начальником. В феврале 1926 года был назначен начальником отдела сухопутного самолетостроения (ООС) ЦКБ «Авиатреста». В начале 1920-х годов Н.Н.Поликарпов приступил к конструированию советских самолетов и добился выдающихся успехов. Весной 1923 года совместно с И.М.Костиным и А.А.Поповым создал первый советский истребитель «И-1» («Ил-400»), ставший первым в мире истребителем - свободонесущим монопланом. В 1923 под руководством Н.Н.Поликарпова создан весьма удачный по меркам того времени самолет-разведчик «Р-1», ставший первым массовым серийным советским самолетом (произведено 1914 самолетов). В 1925 году создан пятиместный пассажирский самолет «ПМ-1». В 1926 году создан двухместный истребитель «2И-Н1». В 1927 создается истребитель «И-3». В 1928 году создан разведчик «Р-5», также принятый на вооружение (построено 4 548 машин только на Московском авиазаводе). Этот самолет получил широкую известность в связи со спасением экспедиции парохода «Челюскин» и успешным применением в условиях Арктики, при освоении Сибири и Дальнего Востока. «Р-5» применялся в боевых действиях в ходе вооруженного конфликта на КВЖД в 1929 году, в конфликтах 1930-х годов и даже в первый период Великой Отечественной войны. В 1928 году Н.Н.Поликарпов создает свой легендарный самолёт первоначального обучения «У-2», получивший всемирную известность и переименованный в честь создателя в «По-2» после смерти конструктора. «У-2» («По-2») строился до 1959 года. За это время выпущено более 40 тысяч машин, на них было подготовлено более 100 тысяч летчиков. Во время Великой Отечественной Войны «У-2» успешно применялись в качестве разведчиков и ночных бомбардировщиков. Однако затем судьба конструктора делает крутой поворот. 24 октября 1929 года Н.Н.Поликарпов арестован по стандартному обвинению - «участие в контрреволюционной вредительской организации». После короткого фарса, именуемого следствием, менее чем через месяц во внесудебном порядке постановлением ОГПУ СССР Н.Н.Поликарпов приговорён к высшей мере наказания. Более двух месяцев находился в ожидании расстрела. В декабре того же 1929 года без отмены или изменения приговора авиаконструктор направлен в «Особое конструкторское бюро» (ЦКБ-39 ОГПУ), организованное в Бутырской тюрьме, а затем переведенное на Московский авиазавод №39 имени В.Р.Менжинского. Здесь совместно с Д.Григоровичем в 1930 году он разработал истребитель «И-5», который находился на вооружении 9 лет. Коллегия ОГПУ своим постановлением от 18 марта 1931 года изменила приговор, заменив его на десять лет лагерей. После показа Сталину, Ворошилову, Орджоникидзе высшего пилотажа на самолете «И-5», пилотировавшегося летчиками Чкаловым и Анисимовым, коллегией ОГПУ вынесено новое постановление от 28 июня 1931 года - считать приговор в отношении Поликарпова условным. 7 июля 1931 года Президиум ЦИК СССР принял решение об амнистии группы лиц, в том числе Н.Н.Поликарпова. Реабилитация выдающегося конструктора произошла уже посмертно, через 12 лет после его смерти: 1 сентября 1956 года Военная коллегия Верховного Суда СССР отменила прежнее решение Коллегии ОГПУ и прекратила дело в отношении Н.Н.Поликарпова. Выйдя на свободу в мае 1931 года, Н.Н.Поликарпов был назначен заместителем начальника бригады в ЦКБ П.О.Сухого. С 1933 года он - начальник конструкторской бригады №2 Центрального конструкторского бюро на базе авиазавода №39, которое возглавлял С.В.Ильюшин. В 1930-х годах им были созданы истребители «И-15» (1933), «И-16» (1934), «И-153» «Чайка» (1938), составившие основу советской истребительной авиации в предвоенные годы (построено соответственно 674, 9450 и 3437 машин). В первые годы после своего создания каждый из этих истребителей был одной из лучших машин своего класса в мире. Это было успешно доказано «И-15» и «И-16» в боях в Испании и в Китае, «И-153» - на Халхин-Голе. 21 ноября 1935 года на «И-15» летчик В.К.Коккинаки установил мировой рекорд высоты - 14575 метров. Тогда же Н.Н.Поликарпов создает опытные пикирующие бомбардировщики «ВИТ-1», «ВИТ-2», одномоторный легкий бомбардировщик «Иванов», учебно-тренировочный истребитель «УТИ-4». В 1938 году после ареста А.Н.Туполева Н.Н.Поликарпов был назначен Главным конструктором авиазавода №156. К концу 1938 года был построен истребитель «И-180» - развитие «И-16» с двигателем «М-87». Но гибель на нем В.П.Чкалова в первом же испытательном полете вновь ввергло Поликарпова в опалу. Были арестованы его заместитель - ведущий конструктор Д.Томашевич, директор завода №156 Усачев и другие. Самого Н.Н.Поликарпова от ареста спасло только то, что он отказался подписать акт готовности самолета к первому полету. В мае 1939 года Н.Н.Поликарпов стал техническим директором и главным конструктором Государственного авиазавода №1. Параллельно со скоростным «И-180» Н.Н.Поликарпов продолжил работу и над серией маневренных бипланов – «И-190» (1939), И-195 (проект 1940). Но работа на новой должности оказалась недолгой. В том 1939 году Н.Н.Поликарпов выехал в командировку в Германию, а в его отсутствие в декабре этого года было произведено выделение из состава конструкторского бюро нового ОКБ, в которое переданы лучшие кадры и производственные площади Поликарпова. Но самое главное, от конструктора забрали его проекты. Фактически он оказался в опале. Н.Н.Поликарпов был назначен главным конструктором нового государственного завода №51 и начальником ОКБ-51. Ему пришлось с нуля создавать производственную базу и набирать работников конструкторского бюро.
Polikarpov_41 (493x700, 186Kb)
В 1938-1944 годах сконструировал ряд опытных военных самолётов: «ТИС», «ВИТ», «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ», «НБ» и ряд других. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1940 года за выдающиеся достижения в области создания новых типов вооружения, поднимающих оборонную мощь Советского Союза, Поликарпову Николаю Николаевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». 11 января 1941 года был поднят в небо истребитель «И-185». В 1942 году он прошел государственные испытания и войсковые испытания на Калининском фронте. По оценке НИИ ВВС, самолет превосходил все отечественные и немецкие серийные истребители. Но недоведенность двигателя «М-71» и катастрофа, в которой погиб летчик-испытатель В.А.Степанчонок, а также чрезмерная загруженность авиазаводов не позволили запустить самолет в серию. С 1940 года не прекращалась травля конструктора, его работы тормозились и оставались опытными разработками, руководству страны поступали предложения закрыть его конструкторское бюро. Только в 1942 году на одном из крупных совещаний руководителей авиационной промышленности Сталин взял Поликарпова под свою защиту. В 1943 году Н.Н.Поликарпов назначен профессором и заведующим кафедрой конструкций самолетов Московского авиационного института. Последней работой выдающегося конструктора был проект ракетного истребителя. Жил в Москве. Умер 30 июля 1944 года от рака желудка. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Всего Н.Н.Поликарповым было разработано свыше 80 самолётов различных типов. Одним из первых он расчленил проектирование самолётов на специализированные части. Под руководством Н.Н.Поликарпова работали А.И.Микоян, М.К.Янгель, А.В.Потопалов, В.К.Таиров, В.В.Никитин и другие специалисты, ставшие впоследствии видными конструкторами авиационной и ракетно-космической техники. Лауреат двух Сталинских премий (1941, 1943). Награждён двумя орденами Ленина (5 мая 1935, 28 октября 1940), орденом Красной Звезды (28 декабря 1936). Депутат Верховного Совета СССР 1 созыва (с 1937). Доктор технических наук (1940). Памятники Н.Н.Поликарпову установлены в Москве, Орле, Ливнах Орловской области. В селе Калинин Орловской области открыт музей Н.Н.Поликарпова. Его именем назван пик на Памире, площадь и улица в Орле, улицы в Москве и Ливнах, аллея в Санкт-Петербурге.
Polikarpov_N_N_pam (525x700, 447Kb)
Памятник установлен в сквере Поликарпова (на улице Московской) в Орле. Скульптор Г.И.Кипинов, архитектор Г.А.Захаров. Открыт 30 апреля 1958 года.
На родине конструктора в Орле установлен памятник, где Поликарпов сидит на табурете и держит в руке модель самолёта, под табуреткой лежат чертежи самолета. Памятник установлен в одноимённом сквере, располагающемся по соседству с Технологическим институтом Госуниверситета. Памятники Поликарпову установлены также в Москве и Ливнах Орловской области. В селе Калинино (бывшее Георгиевское) Орловской области создан мемориал и музей Поликарпова. Технологическому институту ГУ-УНПК (бывший машиностроительный техникум при политехническом институте) присвоено имя Поликарпова. Его именем назван пик на Памире, площадь и улица в Орле, улицы в Москве (Улица Поликарпова, с 1967 года) и Ливнах. Аллея в Санкт-Петербурге, в Приморском районе. В 1978 году издан художественный маркированный конверт, посвященный конструктору.
Polikarpov_memdoska_Moskva (537x700, 87Kb)
В Москве на доме №2/5 по улице Поликарпова установлена аннотационная доска.
Polikarpov_N_N_md (629x700, 224Kb)
В Москве на доме (Малый Патриарший переулок, 5), в котором в 1938-1944 годах жил Н.Н.Поликарпов, а также на зданиях Московского авиационного института и Политехнического университета в Санкт-Петербурге установлены мемориальные доски. 5 мая 2000 года на территории «ОКБ Сухого» был торжественно открыт мемориал, посвященный Николаю Николаевичу Поликарпову. На краю небольшого парка, рядом с историческим ангаром, установлен его бюст и стела с истребителем «И-153».
С самолёта «Р-1» выросла авиапромышленность СССР. Вплоть до 1930 года «Р-1» являлся самым массовым самолётом, выпускаемым в СССР. В 1928 под руководством Поликарпова был создан учебно-тренировочный самолет У-2, ставший впоследствии одним из самых массовых и долго эксплуатируемых самолетов мира. Руководил созданием истребителей Поликарпов «И-15» (1933), «И-16» (1933), «И-153» («Чайка», 1939), которые создали основу отечественной истребительной авиации в предвоенные годы. Под руководством Поликарпова в 1938—1944 сконструированы опытные военные самолёты «И-180», «И-185», «ИТП», «И-190», «ТИС» и другие. На самолётах Поликарпова совершён ряд дальних перелётов, установлен мировой рекорд высоты. Среди конструкторов и инженеров, работавших под его руководством — В.К.Таиров, Д.Л.Томашевич, А.И.Микоян, М.И.Гуревич, М.К.Янгель, А.В.Потопалов, Н.Г.Зырин, Н.З.Матюк, М.Р.Бисноват, В.П.Яценко.
PolikarpovR-1_ISKRA (700x391, 160Kb)
«Р-1»
PolikarpovPo-2 (700x525, 344Kb)
«По-2» («У-2»)
PolikarpovИ-15,_Москва_-_Жуковский_(Раменское)_RP10084 (700x466, 282Kb)
«И-15»
Polikarpov_i_16_1939 (700x438, 184Kb)
«И-16»
PolikarpovI-153 (700x555, 191Kb)
«И-153»
Polikarpov_I-185_(M-71) (700x394, 167Kb)
«И-185»
Литература: Иванов В.П. «Авиаконструктор Н.Н.Поликарпов». — Санкт-Петербург: Политехника, 1995. — 223 страницы. — ISBN 5-7325-0085-5; под общей редакцией А.П.Олейниковой. «Николай Николаевич Поликарпов» (книга-альбом к 110-й годовщине со дня рождения авиаконструктора). — Орел: Орловская государственная телерадиовещательная компания, 2002. — 291 страница. — ISBN 5-86615-018-2; Иванов В.П. «Самолеты Н.Н. Поликарпова». — Москва: «Русское авиационное общество» (РУСАВИА), 2004. — 432 страницы — 1500 экземпляров. — ISBN 5-900078-25-6; Иванов В.П. «Неизвестный Поликарпов». — Москва: В.П.Иванов 2009, «Яуза», «ЭКСМО», 2009. — 864 страницы. — (Война и мы. Авиаконструкторы). — 3000 экземпляров. — ISBN 978-5-699-34759-9; Маслов М.А. «Король истребителей». Боевые самолеты Поликарпова. — Москва: «Яуза», «ЭКСМО», 2009. — 592 страницы. — (Война и мы. Советская авиация). — 5000 экземпляров. — ISBN 978-5-699-30998-6; Коршунов А. Как работалось Н.Н.Поликарпову в советском авиапроме.//Легенды и мифы отечественной авиации/ Сборник статей. Редактор-составитель А.А.Дёмин. Выпуск 3. страницы 85-108. — Москва: Фонд содействия авиации "Русские Витязи", 2011. — 288 страниц. — 1200 экземпляров. — ISBN 9785-903389-45-2; Андреев Е., Н.Н.Поликарпов и его самолеты, "Вестник Воздушного флота", 1951, № 7.

1893
Эрлинг Кристенсен (Kristensen)
датский писатель. Родился в Хольте-Хеде, близ города Бреннерслев, в семье сельско-хозяйственного рабочего. Его первый роман "Опора" (1927) направлен против идеализации крестьянства. В этом и в следующих романах — "Город меж двумя башнями" (1928), "Король нищих" (1929, рус. пер. 1935), "Глина" (1930), "Жернов мелет" (1932) К. высмеивал нравы буржуазии датской провинции. В антифашистском романе "Человек среди себе подобных" (1936), содержащем пессимистические мотивы, К. выступил против войны, безработицы. К. — автор сборников новелл "Вокруг гнезда человеческого" (1947) и "Воспоминания охотника" (1949). Умер 25 июня 1961 года. Сочинения: ledtog med livet, (Kbh.),1953; Støtten, (Kbh.), 1963. Литература: Кристенсен С. М., Датская литература. 1918—1952, Москва, 1963.

Nedo_Nadi_1912 (525x700, 206Kb)
1894
Недо Нпди (итальянское имя — Nedo Nadi)
итальянский фехтовальщик, шестикратный олимпийский чемпион. Один из двух фехтовальщиков в истории наряду со своим младшим братом Альдо, выигравший на одной Олимпиаде золото во всех 3 видах оружия — шпаге, рапире и сабле, а также единственный фехтовальщик, выигравший 5 золотых медалей на одной Олимпиаде. Делит с другими выдающимися фехтовальщиками Эдоардо Манджаротти и Валентиной Веццали итальянский рекорд по количеству золотых олимпийских медалей. Родился в Ливорно, Тоскана, Королевство Италия. Старший сын известного итальянского мастера фехтования Джузеппе «Беппе» Нади, в школе которого вместе с младшим братом занимался рапирой и саблей. Поскольку отец не любил шпагу и запрещал детям фехтовать на них, Недо и Альдо обучались фехтованию на шпагах тайно от него. Между собой Недо и Альдо никогда не соревновались, за исключением единственного товарищеского боя, закончившегося вничью. Вскоре после победы в личном первенстве рапиристов на Олимпиаде 1912 года Недо уже сражался на фронтах Первой мировой войны и был награждён за храбрость. Фехтовальный турнир на Олимпиаде 1920 года в Антверпене стал подлинным триумфом 26-летнего знаменосца сборной Италии Недо Нади. Он выиграл золото в 5 из 6 видов программы, и лишь в личном первенстве шпажистов он остался без наград, так как не принял в нём участия. Лишь спустя 52 года на Олимпиаде 1972 года в Мюнхене американский пловец Марк Спитц сумел побить рекорд Недо Нади по количеству золотых медалей, завоёванных спортсменом на одних Играх — Спитц выиграл семь. Младший брат Недо Альдо Нади также входил на той Олимпиаде в состав всех трёх фехтовальных команд Италии (шпага, сабля и рапира) и выиграл 3 золотые медали, а также серебро в личном первенстве саблистов. 8 золотых медалей Недо и Альдо на одной Олимпиаде делает их самой успешной парой братьев в истории в рамках одной Олимпиады. В Олимпиаде 1920 года не принимали участие фехтовальщики из восточной Европы, в том числе сильнейшая сборная Венгрии, которая выиграла больше всего наград в фехтовании на предыдущей Олимпиаде 1912 года в Стокгольме. После Олимпиады в Антверпене Недо стал профессионалом и работал тренером в одном из клубов Буэнос-Айреса. В конце жизни, после возвращения в Италию, Недо был президентом Итальянской федерации фехтования. Умер в городе Рим, Королевство Италия, от инсульта 29 января 1940 года. Литература: Фехтование: Энциклопедия / Авторы-составители М.С.Ракита, В.Л.Штейнбах. — Москва: Человек, 2011. — ISBN 978-5-904885-46-5. — Страница 264.

1894
Василий Васильевич Шкваркин
русский советский драматург. Автор пьес «Чужой ребенок», «Вредный элемент», «Шулер», «Страшный суд», которые: широко ставились в отечественных театрах и за рубежом. Умер в 1967 году.

Вотчал (470x700, 81Kb)
1895
Борис Евгеньевич Вотчал
советский учёный-терапевт, основоположник клинической фармакологии в России, академик Академии Медицинских Наук СССР (1969). Родился в городе Киев, Российская империя, в семье преподавателей Киевского университета, сын академика Е.Ф Вотчала. Окончил медицинский факультет Киевского университета (1918). По его окончании служил в Красной Армии. В 1922—1924 гг. обучался в ординатуре на кафедре профессора Ф.Г.Яновского в Киеве. В 1924—1927 гг. работал в клиниках профессоров Л.Брауэра и Г.Шотмюллера в Германии. С 1930-х годов тесно связан с Центральным институтом усовершенствования врачей (ЦОЛИУВ, ныне Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования — РМАНПО). Прошёл там путь от ассистента кафедры терапии до заместителя начальника кафедры военно-полевой терапии (1945—1958) и одновременно с 1952 г. заведующего 2-й кафедрой терапии. В годы Великой Отечественной войны на фронте: сперва в качестве главного терапевта 59-й армии Волховского фронта, затем Волховского фронта, а потом стал главным терапевтом всей Советской Армии. Б.Е.Вотчал занимался, помимо научной, педагогической и практической врачебной деятельности в ЦОЛИУВ, ещё и работой в редакциях нескольких медицинских журналов, комиссии по клинико-диагностической аппаратуре Министерства Здравоохрпнения СССР, в Фармакологическом комитете Министерства Здравоохрпнения СССР, в бюро отделения клинической медицины Академии Медицинских Наук СССР, членом которой он был избран в 1969 г. (членкор с 1963). Под его руководством было подготовлено и защищено около 60 докторских и кандидатских диссертаций. В ЦОЛИУВ в конце 1950-х годов организовал первый в СССР курс повышения квалификации "Клиническая фармакология", пользующийся большой популярностью у врачей. Лекции Б.Е.Вотчлала "Введение в клиническую фармакологию" были записаны на виниловый диск фирмой "Мелодия", оцифрованы в 2016 году и доступны на страничке кафедры клинической фармакологии и терапии РМАНПО (https://rmapo.ru/newsall/novosti-sovet-molodezhi/6874-video.html). Трудами Б.Е.Вотчала, а также его учеников и последователей, была создана и получила дальнейшее развитие клиническая фармакология, — как самостоятельная научная дисциплина, тесно связанная с практической медициной. Б.Е.Вотчал отчётливо показал различие экспериментальной и клинической фармакологии: клиническая фармакология, основываясь на данных эксперимента, изучает действие тех или иных новых лекарственных средств на организм больного.
Вотчал0 (574x700, 184Kb)
«При этом должно учитываться не только основное терапевтическое действие лекарства, но и его побочные действия», — говорил Борис Евгеньевич, имея в виду индивидуальную чувствительность больных и ряд других определенных факторов, которые можно учесть только при клиническом наблюдении и индивидуальной оценке эффективности лечения. Индивидуальные различия в действии на организм человека лекарственных препаратов свидетельствуют о невозможности полностью предвидеть и исключить нежелательные эффекты новых лекарств. Б.Е.Вотчал определил конкретные задачи клинической фармакологии и разработал ряд оригинальных функционально-диагностических методик с использованием аппаратов собственной конструкции: первый отечественный плетизмограф, пневмотахограф. Изучал вопросы общей методологии клинического исследования действия лекарственных препаратов. Б.Е.Вотчал внедрил клиническую фармакологию во врачебную практику. Основные принципы клинической фармакологии на примере наиболее широко применяющихся в те годы лекарственных препаратов (сердечные гликозиды, антикоагулянты, антибактериальные препараты, снотворые и т.д.) были изложены в книге "Очерки по клинической фармакологии" (1962, 1965), которая остается Библией для клинических фармакологов и в настоящее время. Б.Е.Вотчал видел роль психотерапевтического фактора в лечении больных и полагал, что 60 % эффективности лекарственных препаратов обусловлены именно их психотерапевтическим воздействием. Пытаясь подойти объективно к решению вопроса об эффективности того или иного лекарственного препарата, учёный использовал плацебо. Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 19 сентября 1971 года.
Вотчалгроб (525x700, 470Kb)
Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы
Награды и звания: Заслуженный деятель науки РСФСР (1966); Орден Отечественной войны II степени — Орден Отечественной войны II степени; Орден Красной Звезды — Орден Красной Звезды; Орден «Знак Почёта» — Орден Знак Почёта; Многие медали, в частности серебряная медаль ВДНХ.
Труды и память
Автор более 250 печатных работ, был автором трудов по: клиническому изучению венозного тонуса. По этой теме написана его докторская диссертация (1941); клинической фармакологии; регионарному кровообращению; биомеханике дыхания и патологии органов дыхания; изучению заболеваний легких; значению нарушений бронхиальной проходимости в течении бронхитов и патогенезе эмфиземы лёгких; классификации пневмосклероза, эмфиземы легких и лёгочного сердца; патологии сердечно-сосудистой системы; книга «Очерки клинической фармакологии» (1965), 2 издание, Москва, 1965; Создатель «капель Вотчала» — микстуры для предупреждения и снятия приступов стенокардии, стетофонендоскопа оригинальной конструкции, пневмотахометра — прибора для измерения объемной скорости вдоха и выдоха. С 2015 года, каждый год в июне в Москве проводится ежегодная Московская городская конференция по клинической фармакологии и рациональной фармакотерапии "Вотчаловские чтения", организуемые при участии РМАНПО и Департамента здравоохранения г. Москвы. В июне 2020 года решением Ученого совета РМАНПО кафедре клинической фармакологии и терапии присвоено имя академика Б.Е.Вотчала.
Цитаты
«Трусливый врач — это самый страшный врач, потому что он найдёт тысячи возможностей ничего не делать для больного».
«Поменьше лекарств, только то, что необходимо больному».
«Каждый не показанный препарат, противопоказан».

Ormanov_Satay (523x700, 151Kb)
1895
Сатай Орманов
старший чабан колхоза «Коммунар» Сары-Суйского района Джамбулской области, Казахская ССР. Родился на территории Каракольской волости Чимкентского уезда Сыр-Дарьинской области Туркестанского края, ныне – Сарысуского района Жамбылской области Казахстана, в семье крестьянина. Казах. С 1910 года работал по найму – пас байский скот (батрачил). С началом коллективизации сельского хозяйства Сатай Орманов в 1927 году вступил в местную сельскохозяйственную артель, работал чабаном по выпасу овец, с 1935 года – старшим чабаном колхоза «Коммунар» Сары-Суйского района. С.Орманов строго соблюдал зоотехнико-ветеринарные правила по уходу за скотом, ответственно организовывал расплодную кампанию. Он рационально использовал пастбища: распределял на несколько загонов и скармливал по строгой очередности. Летом пас отару в горах, с наступлением осени – спускал в урочища, зимой дополнительно давал овцам концентрированные корма и сено, чтобы круглый год животные были обеспечены обильными кормами и хорошим водопоем. Со временем отара Орманова стала одной из передовых в колхозе, а затем и в Сары-Суйском районе. По итогам работы в 1947 году С. Орманов получил и вырастил по 138 ягнят от каждой сотни овцематок и был награждён орденом Ленина. В следующем 1948 году он получил 86,8 процента смушек первых сортов и 118 ягнят к отбивке, включая забитых на смушки, на каждые 100 каракульских маток, от имевшихся на начало года 522 маток. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1949 года за получение высокой продуктивности животноводства в 1948 году Орманову Сатаю присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В последующие годы продолжал демонстрировать высокие показатели в овцеводстве. Избирался депутатом Сарысуского районного и поселкового Советов депутатов трудящихся. Дата его кончины не установлена. Награждён 2 орденами Ленина (15 сентября 1948; 12 июля 1949), медалями.

 (510x698, 130Kb)
1895
Курт Цейтцлер или Зайцлер (немецкое имя — Kurt Zeitzler)
немецкий генерал-полковник, участник Второй мировой войны. В 1942—1944 годах — начальник штаба сухопутных войск (ОКХ). Родился в коммуне Хайдеблик, провинция Бранденбург, королевство Пруссия, Германская империя. Сын священника. С 1914 года служил в армии. Участник Первой мировой войны, во время которой командовал пехотным батальоном.
Вторая Мировая Война
Во время вторжения в Польшу в сентябре 1939 года Цейтцлер был начальником штаба генерала Вильгельма Листа, командующего XXII (моторизованным) корпусом в составе 14-й армии. В марте 1940 года он стал начальником штаба генерала фон Клейста, командующего танковой группой А, позднее переименованной в 1-ю танковую армию . Во время битвы за Францию Цейтцлер блестяще организовал и руководил танковым наступлением через Арденны. Он продолжал занимать этот пост во время вторжению в Югославию и битве за Грецию. 18 мая 1941 года был награжден Рыцарским крестом Железного креста. Наибольший успех пришел к Зайтлеру во время операции «Барбаросса» в 1941 году. В течение первых двух месяцев наступления 1-я танковая армия углубилась на восток затем двинулась на юг к Черному морю, отрезав советские войска в битве при Умани, затем на север, окружив советские войска вокруг Киева, затем снова на юг через Днепр отрезав советские войска у Азовского моря. Во время всей этой кампании Цейтцлер поддерживал бесперебойное движение 1-й танковой армии и обеспечивал доставку припасов. Высоко оценивая Цейтцлера, Клейст заметил: «Самой большой проблемой при таком рассредоточении армий было обеспечение снабжения». В январе 1942 года был назначен начальником штаба генерала Герда фон Рундштедта, (главнокомандующего войсками на Западе) и командующего группой армий D. Он сыграл важную роль в отражении рейд союзников на Дьепп 19 августа 1942 года.
Начальник штаба ОКХ
24 сентября 1942 года получил звание General der Infanterie и назначен начальником Генерального штаба ОКХ, заменив Франца Гальдера. Гитлер был впечатлен оптимистичными отчетами Цейтцлера. Альберт Шпеер вспоминал, что Гитлеру нужен был надежный помощник, который, по словам Гитлера, «не размышляет о моих приказах, а энергично следит за их выполнением».
После повышения Цейтцлера Гитлер сначала был впечатлен его работоспособностью и боевым духом. В ноябре 1942 года советские войска окружили 6-ю армию в Сталинграде. Цейтцлер рекомендовал 6-й армии немедленно прорваться и отойти от Сталинграда в излучину Дона, чтобы восстановить прорванный фронт. Вместо этого Гитлер пришел в ярость, отменил приказ Цейтцлера и лично приказал 6-й армии держаться в Сталинграде, где она и была уничтожена. Армейские коллеги призвали Цейтцлера самому отдать приказ о прорыве, но он отказался противоречить главнокомандующему. В знак солидарности с голодающими войсками в Сталинграде Цейтцлер уменьшил свой рацион до их уровня. Гитлер был проинформирован об этих действиях Мартином Борманом. После двух недель и потери веса примерно на 12 кг Гитлер приказал Цейтцлеру прекратить голодовку и вернуться к обычному рациону. В начале 1943 года Цейтцлер разработал первоначальные планы операции «Цитадель». Отношения Цейтцлера с Гитлером ухудшились в 1944 году. Гитлер обвинил его в поражении Германии в Крыму в апреле и мае. Это заставило Цейтцлера заявить о своем желании уйти в отставку. К середине года Цейтцлер потерял всякую веру в тактику Гитлера в результате ухудшения ситуации в Западной Европе после высадки союзников в Нормандии и отказа Гитлера позволить группе армий «Центр» отойти на более удобные позиции на Восточном фронте. 1 июля у Цейтцлера случился нервный срыв, и он без разрешения покинул резиденции Гитлера в Бергхофе сказавшись больным. Гитлер больше никогда с ним не разговаривал и в январе 1945 года уволил его из армии без права ношения формы.
Послевоенные годы
В конце войны Цейтцлер был захвачен британскими войсками. До конца февраля 1947 года находился в плену. Выступал в качестве свидетеля защиты во время Нюрнбергского процесса, работал с секцией военной истории Исторического отдела армии США. Умер в коммуне Ашау-им-Кимгау, Розенхайм, Верхняя Бавария, Бавария, ФРГ, 25 сентября 1963 года. Награды: Железный крест, I и II классов (1914) (Королевство Пруссия); Крест Фридриха (Герцогство Ангальт); Нагрудный знак «За ранение» чёрный (1918) (Германская империя); Орден «За военные заслуги» рыцарский крест с мечами (Болгария); Медаль «За выслугу лет в вермахте», с I по IV классы; Пряжка к Железному кресту II и I классов; Рыцарский крест железного креста (18 мая 1941); Орден Креста Свободы I класса со звездой и мечами (Финляндия). Литература: Советско-германский военный словарь; Gerd F. Heuer. Die Generalobersten des Heeres, Inhaber Höchster Kommandostellen 1933—1945. — 2. — Rastatt: Pabel-Moewig Verlag GmbH, 1997. — 224 p. — (Dokumentationen zur Geschichte der Kriege). — ISBN 3-811-81408-7.

Rajani-Palme-Dutt (461x700, 127Kb)
1896
Раджани Палм (Пальме) Датт (Rajani Palme Dutt)
британский коммунистический деятель индийско-шведского происхождения, историк и публицист. Член Коммунистической партии Великобритании (КПВ) с года её основания, был одним из ведущих её теоретиков, в 1961—1965 гг. вице-президент партии. Входил в Исполком партии в 1923—1965 гг. (в течение многих лет являлся самым молодым его членом), вице-председатель Исполкома в 1943—1961 гг.; был главой международного отдела партии. Избирался кандидатом в члены ИККИ (7-й конгресс, 1924). Родился в городе Кембридж, Англия, Великобритания, в семье врача-индийца Упендры Датта и шведки Анны Пальме. Двоюродный дядя Улофа Пальме. Учился с 1914 года в оксфордском Баллиол-колледже, где получил первоклассную степень по классике. По собственным воспоминаниям, начал обстоятельно изучать марксизм с 1915 года. Будучи против участия Британии в Первой мировой войне, с введением в 1916 году обязательной воинской службы был призван, отказался как пацифист и был приговорён к шести месяцам тюремного заключения. Вскоре после освобождения он был исключён из Оксфордского университета за организацию митинга в поддержку предстоящей русской революции (год спустя ему было разрешено сдать последний экзамен). Из-за своих «крайних взглядов» по окончании университета не мог получить работу. В 1919 году начал работать в Трудоисследовательском департаменте. В 1920 году присоединился к КПВ. В 1921 году основал журнал «Labour Monthly», который затем редактировал на протяжении 53 лет. В 1922—1925 гг. также редактор еженедельной газеты КПВ «The Workers' Weekly» (оставил эту должность из-за болезни). В 1923 году впервые посетил СССР. С мая 1924 года уехал в Брюссель, где прожил более 10 лет. С 1935 года в Лондоне. В 1936—1938 гг. редактор газеты «Дейли уоркер». В 1939—1941 годах генеральный секретарь Коммунистической партии Великобритании. Насчёт секретной речи Хрущёва на XX съезде призывал не преувеличивать её значение, касательно Сталина отмечая, что «и на Солнце бывают пятна». В 1962 году заявлял, что «XX и XXII съезды КПСС наглядно продемонстрировали способность социалистического общества признавать и исправлять свои ошибки». Не поддержал оппозицию КПВ к Варшавскому договору за вмешательство в Чехословакию в 1968 году. Почётный доктор исторических наук МГУ (1962). Был женат с 1922 года на эстонке Сальме, сестре Хеллы Вуолийоки. Автор многих работ по теоретическим, политическим, историческим и экономическим вопросам. Умер в городе Лондон, Англия, Великобритания, 20 декабря 1974 года. Книги: «Modern India» (1927); «Capitalism or Socialism in Britain?» (1931); «Life and Teachings of V. I. Lenin» (1934); «World Politics 1918—1936» (1936); «The Problem of India» (1943); «Britain’s Crisis of Empire» (1950); Новый английский реформизм : социализм и прожиточная заработная плата / Перевод с английского Еф.Берловича. — [Ленинград] : Прибой, 1928. — 163 страницы; Индия сегодня / Перевод с английского Р.Г.Солодкина. Общая редакция и вступительная статья К.А.Михеева [страницы V—XXVII]. — Москва : Государственное издательство иностранной литературы, 1948. — XXVII, 651 страница, 1 лист карт. : карты; Кризис Британской империи / Перевод с английского Н.Яковлевой и И.Тихомировой. Вступительная статья Я.Викторова [страницы 5-20]. — Москва : Издательство иностранной литературы, 1950. — 232 страницы; Кризис Британии и Британской империи. / Перевод с английского А.Д.Аникина и В.Л.Мартенса. — Издательство иностранной литературы, 1959. — 741 страница; Проблемы современной истории : Лекции, прочит. Р. Палм Даттом в МГУ имени Ломоносова в апреле-мае 1962 г. по случаю присвоения автору почетного звания доктора исторических наук : [Перевод с английского]. — Москва : Прогресс, 1965. — 159 страниц.

KeesPijl (457x700, 198Kb)
1897
Кес Пейл (нидерландское имя — Kees Pijl)
нидерландский футболист, нападающий. Родился в городе Остерхаут, провинция Северный Брабант, Нидерланды.
Клубная карьера
Корнелис Алиданис Пейл более известный как Кес Пейл в начале двадцатых годов являлся одним из лучших нападающих Нидерландов. Кес начал свою футбольную карьеру в 1916 году в молодёжном составе клуба «Фейеноорд». Спустя пять лет в возрасте 24 лет Пейл стал игроком основного состава «Фейеноорда», а спустя три года в 1924 году Пейл выиграл свой первый титул чемпиона Нидерландов. В 1928 году Пейл стал двукратным чемпионом Нидерландов, а спустя два года выиграл кубок Нидерландов. Более два десятилетия Пейл был одним из лучшим нападающим в чемпионате Нидерландов, с 1921 по 1939 год Кес провёл за «Фейеноорд» 203 матча и забил 179 мячей, этот результат является вторым в клубе, а первым рекордсменом «Фейеноорда» является Яп Барендрегт, который забил 196 мячей в 238 матчах.
Карьера в сборной
В национальной сборной Нидерландов Пейл дебютировал 23 марта 1924 года в матче против сборной Бельгии, в своём первом же матче Кес отметился забитым мячом, который помог его сборной сыграть с бельгийцами вничью 1:1. Спустя два месяца Пейл в составе олимпийской сборной Нидерландов принимал участие на Олимпийских играх в Париже. В первом матче турнира нидерландцы со счётом 6:0 обыграли сборную Румынии, а Кес отметился четырьмя забитыми мячами. Пейл не смог принять участие в следующем матче, однако принял участие уже в матче полуфинала олимпийских игр против сборной Уругвая. Пейл открыл счёт в матче на 32-й минуте матча, но во втором тайме уругвайцы благодаря голам Педро Сеа и Эктора Скароне смогли победить со счётом 2:1. В матче за третье место, в котором Нидерланды поиграли сборной Швеции со счётом 3:1, Пейл не принимал участие, он был запасным игроком. В списке бомбардиров турнира Кес занял четвёртое место вместе с игроком сборной Швейцарии Паоло Штурценеггером, который также забил на турнире пять мячей. Всего в составе сборной Кес провёл 8 матчей и забил 7 мячей. Свою последнюю игру за сборную Пейл провёл 2 мая 1926 года в матче против сборной Бельгии, завершившийся разгромом Нидерландов со счётом 5:1.
Тренерская карьера
После окончания игровой карьеры Кес в 1942 году возглавил свой бывший клуб «Фейеноорд», предыдущем главным тренером клуба был Кес ван Дейке, руководивший клуб с 1941 по 1942 год. Кес в течение четырёх лет был главным тренером «Фейеноорда», но за это время так и не смог выиграть ни одного турнира. В 1946 году Пейла сменил на тренерском мостике другой бывший нападающий «Фейеноорда» Адриан Конингс. Умер в городе Роттердам, Южная Голландия, Нидерланды, 3 сентября 1976 года.
Статистика
Матчи Пейла за сборную Нидерландов
Screenshot 2024-05-22 at 18-36-34 Пейл Кес — Википедия (580x234, 25Kb)
Итого: 8 матчей / 7 голов; 3 победы, 2 ничьи, 3 поражения.
Достижения
Чемпион Нидерландов: 1924, 1928
Обладатель кубка Нидерландов: 1930

Ганф (471x700, 91Kb)
1898
Юлий Абрамович Ганф
советский художник-график, карикатурист. Родился в городе Полтава, Российская империя, в еврейской семье. Учился на юридическом факультете Харьковского университета. В 1917—1919 гг. занимался живописью и скульптурой в студии Э.А.Штейнберга в Харькове. В эти годы выполнил сатирическое панно в артистическом кафе поэтов, которое привлекло внимание художников «Окон сатиры», убедивших Ганфа заняться карикатурой. С 1919 года работал в «Окнах сатиры УкРОСТА», газете «Коммунист», журнале «Червоний перець». В 1922—1923 гг. учился в Москве во ВХУТЕМАСе у И.И.Нивинского и Н.А.Шевердяева. В 1923—1924 гг. работал в журналах «Красный перец», «Заноза», «Крокодил», с 1927 года — в газете «Правда», где от условности изображения пришёл к реалистическому рисунку. В 1938 году для выставки «XX лет РККА» выполнил сатирическую картину «Наглядный урок истории» (холст, масло). Во время войны создал плакат «Вступайте в доноры» (1941, с Ф.Л.Мулляром), карикатуры «Скорый поезд Украина-Берлин» (1943), «Близится час» (1943), сотрудничал в журналах «Фронтовой юмор», «Фронтовая иллюстрация». После войны работал в газете «Правда», журнале «Крокодил». Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 21 мая 1973 года. Похоронен в Москве, урна с прахом художника находится в колумбарии Нового Донского кладбища. Награды и премии: Заслуженный деятель искусств РСФСР; Народный художник РСФСР (1964). Брат — Иосиф Абрамович Ганф (1899, Полтава) — советский график. В 1927-1933 годах рисовал политические карикатуры для журналов «Смехач», «Крокодил», газет «Правда», «Известия». Дочь — Наталья Юльевна Ганф (1926, Москва) — советская художница прикладного искусства.
Основные произведения
Станковые карикатуры «Коричневая чума», «Белорусские ночи» (бумага, акварель), «Кокаин» (1924 г.), «Прожектор» (1924 г.), «Хулиганы» (1924 г.), «Встреча 1 Мая» (1925 г.), «Силы небесные. Чемберлен» (1927 г.), «Наши за границей» (1928 г.), «В третьей империи» (1939 г.), «Тень Сталинграда лежит на их лицах» (1943 г.), серия «О товарище Невпопадове и надежной руке» (1953), «Над крышами Парижа» (1962 г.), иллюстрации к роману Ч.Диккенса «Жизнь и приключения Мартина Чезлвита» (перо, тушь) и др. Литература: «Юлий Ганф. Графика», Москва, Издательство «Галарт», 2006; «Ганф Ю. Карикатуры.» Серия: «Мастера советской карикатуры». — Москва: Крокодил, 1960; «Юлий Абрамович Ганф.» Автор текста Костин В.И. — Москва: Советский художник, 1955

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку