-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 122312
Комментариев: 6816
Написано: 130807


3 июня родились...

Вторник, 03 Июня 2025 г. 06:41 + в цитатник
Robert_Tannahill (588x700, 260Kb)
1774
Роберт Таннахил (Robert Tannahill)
шотландский поэт. Жил и работал одновременно с Робертом Бёрнсом. Родился в городе Пейсли в графстве Ренфрюшир, четвёртым из семи детей в семье. В детстве имел довольно хрупкое телосложение и прихрамывал на правую ногу. В двенадцать лет, закончив начальное образование, пошёл в ученики к своему отцу-ткачу, и уже в ранней молодости, во время обучения, начал демонстрировать выдающиеся поэтические способности. После некоторого времени работы в Болтоне (Ланкашир) в 1800 году он вернулся домой, чтобы помогать семье, оказавшейся в трудном положении после смерти отца Роберта. В эти годы его поэтический талант развивается и появляются первые публикации в таких изданиях как «The Scots Magazine». В 1807 году издал 175-страничный сборник своих произведений, разошедшийся тиражом в 900 экземпляров за несколько недель. Последовавшая критика вынудила его начать переработку некоторых ранних произведений этого сборника и искать возможность опубликовать его заново. После отказа в публикации издателями из Эдинбурга Таннахилл совершил самоубийство, утопившись в канале 17 мая 1810 года. Могила Таннахилла находится в Пейсли на кладбище Кастлхэд. В честь Роберта Таннахилла назван один из старейших коллективов, исполняющих традиционную шотландскую музыку — «Tannahill weavers». В 2006 году студия «Brechin All Records» выпустила альбом «The Complete Songs of Robert Tannahill Volume 1». Второй альбом 2 был выпущен в 2010 г., двести лет спустя после гибели поэта. Наиболее широко известным наследием Таннахилла является песня «The Braes of Balquhidder» — основа баллады «Wild Mountain Thyme» с припевом «Will Ye Go Lassie, Go.», ставшим популярной темой для аранжировок традиционных исполнителей. Литература: Robert Tannahill. Poems and Songs, Chiefly in the Scottish Dialect. — Cowie; Robert Tannahill (1874), The poems and songs of Robert Tannahill, with life, and notes by David Semple, Paisley: A. Gardner; Douglas, George Brisbane. James Hogg. — Oliphant, Anderson & Ferrier. — P. 22 et seq; The Harp of Renfrewshire / Motherwell, William. — The Harp of Renfrewshire. — A. Gardner. — P. 37 et seq; http://stran-nik.livejournal.com/397788.html - Перевод стихотворения Роберта Таннахилла Сергеем Шоргиным.

 (600x630, 176Kb)
1777
Шарль-Бернар Дезорм (французское имя — Charles-Bernard Desormes)
французский физик, химик и заводчик; оставил много работ по технической химии, гальванизму и аэродинамике. Вместе со своим тестем Николя Клеманом первым описал явление катализа. Родился в Дижоне. Окончил парижскую Политехническую школу. Работал вместе с Н.Клеманом там же, ассистентом Л.Б.Гитона де Морво (до 1804 г.); в 1804 году стал владельцем фабрики химических продуктов в Фербери. Работал над неорганическими реакциями; изучал процесс получения серной кислоты камерным способом, сжигая серу вместе с селитрой. Основные научные работы посвящены неорганическим реакциям. Совместно с Клеманом изучал процесс получения серной кислоты камерным способом, сжигая серу в присутствии селитры. В 1906 г. они опубликовали результаты своих работ. Впервые установили роль окислов азота, как агентов, способных окисляться кислородом воздуха и передавать затем кислород сернистому газу. Занимался также разработкой аппаратуры для физических и химических исследований, создал ряд методов определения физических констант. Совместно с Клеманом предложил (1819) метод определения отношения удельных теплоемкостей газа при постоянном давлении и постоянном объеме (метод Клемана-Дезорма; французское название — Expérience de Clément-Desormes). Умер в Фербери 30 августа 1862 года. Источник: Волков В.А., Вонский Е.В., Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира. — Москва: Высшая школа, 1991.

Pierre_Amédée_Jaubert (544x700, 159Kb)
1779
Пьер Амедей Эмилиан Проб Жобер (французское имя — Pierre Amédée Emilien Probe Jaubert)
французский ориенталист, переводчик и путешественник, ученик Сильвестра де Саси. Родился в Экс-ан-Провансе, Королевство Франция. Владел арабском, персидским и турецким языками. Принимал участие в египетской экспедиции 1798, был драгоманом и дипломатическим агентом в Турции и Персии, занимал кафедру персидского, турецкого и арабского языков в College de France, во время Июльской монархии был пэром Франции. Опубликовал: «Voyage en Arménie et en Perse» (1821, повторное издание в 1860), «Eléments de la grammaire turque» (2 изд. 1834); перевод географии Ал-Идриси (1836—1840); редактировал «Dictionnaire français-berbère» (1844). Умер в Париже 28 января 1847 года. Литература: Зайцев И.В. Рукописи и шпионаж. Французский востоковед Амеде Жобер в России // Восточный архив. № 2, 2015. — Страницы 12-13.

Friedrich_Christian_Rosenthal (588x700, 131Kb)
1779
Фридрих Кристиан Розенталь (немецкое имя — Friedrich-Christian Rosenthal)
немецкий анатом. Родился в Грайфсвальде. В университете Грейфсвальда изучал медицину (1797—1801); затем продолжал занятия в Йене и защитил (1802) докторскую диссертацию на тему De organo olfactus quorundam animalium. Вернулся в Грейфсвальд и занял место приват-доцента при университете, представив вторую часть своей диссертации (1807). Потом занял место профессора анатомии в Берлине. В 1815 г. — профессор при анатомическом музее. В 1819 г. приглашен ординарным профессором по анатомии и физиологии и директором зооотмического музея в Грайфсвальдском университете. Занимался главным образом анатомией рыб и морских млекопитающих. Умер в Грайфсвальде 5 декабря 1829 года. Главнейшие работы Розенталя: Ichthyotomische Tafeln (Берлин, 1812—1825, 6-й выпуск), Ein Beitrag z. Encephalotomie (Веймар, 1815), Ueber d. Sinnesorgane d. Seehunde («Verh. Leop.-Carol. Ak. Nat.», XII), Abh. auf d. Gebiete d. Anat., Phys. u. Path. (Берлин, 1824), Beitrag z. Anat. d. Quallen («Tiedem. Zeitschr. Phys.», I), Naturh. Bemerk. d. Wale (Грейфсвальд, 1827), De Balaenopteris ventre sulcato distinctis (Progr. Jubil. Blumenbachs, Грейфсвальд, 1828) и многие другие, обнародованные преимущественно в Horn’s и Reil’s Archiv’ax и Verh. Leop.-Carol. Ak. Naturf.. Сочинения: De organo olfactus quorundam animalium. Dissertation, 1802; Disquisitio anatomica de organo olfactus quorundam animalium. Habilitationsschrift, 1807; Ueber den Bau der Spindel im menschlichen Ohr. 1823; De intimis cerebri venis. 1824.

1780
Иван Александрович Пельт
лектор французского языка и словесности в Московском университете. Происходил из дворянской французской семьи, родился в Меце. В 1803 году в чине инженер-поручика прибыл в Россию. С 1810 года начал педагогическую деятельность в разных московских учебных заведениях: в Коммерческом училище (с 1810 года), в Екатерининском институте (с 1811 года), в Университетском благородном пансионе (с 1814 года), в Университете (с 1816 по 1829 годы) и в кадетском корпусе (с 1826 года). Студентам Пельт преподавал синтаксис и объяснял теоретические правила словесности; он отличался хорошим произношением французских стихов. Скончался в Москве 15 июля 1829 года, похоронен на Введенском кладбище. Литература: «Биографический словарь профессоров Московского университета». Mосква, 1855 г., часть II, страница 208; «Московские Ведомости» 1829 г., № 26.

 (597x699, 147Kb)
1780
Уильям Хоун (William Hone)
журналист, издатель. Борец за свободу прессы. Умер 6 ноября 1842 года.

1784
Уильям Яррел (William Yarrell)
английский натуралист. Уильям Яррел — страстный охотник и рыболов, он с увлечением отдался изучению жизни птиц и рыб.
В 1825 он получил звание члена Линнеевского общества, а впоследствии был избран вице-президентом этого общества, и с этого времени он опубликовал большое число весьма ценных работ. Ему принадлежат два увлекательно написанных Сочинения: История британских рыб (The History of British Fishes, 2 тома, 1836), с великолепными гравюрами на дереве, и История британских птиц (The History of British Birds, 2 тома, 1839—1843, 520 гравюр). Эти 2 сочинения, переизданные много раз, пользовались громадной популярностью в Англии конца XIX - начала XX веков. Умер 1 сентября 1856 года. Литература: Яррель, Вильям // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907.

1786
Константин Тизенгауз
внучатый племянник Антония Тизенгауза. Отец служил полковником ВКЛ. С 18 лет учился в Виленском университете. В начале XIX века Константину по наследству перешел город Поставы. Константин Тизенгауз посвятил свою жизнь исключительно науке и искусству. В политических взглядах боролся за восстановления суверенитета Речи Посполитой. Даже во время наполеоновских войн был на стороне Наполеона (с целью освобождения родного края от власти Российской империи), где служил в чине полковника. Руководил 19-м линейным пехотным полком ВКЛ. После поражения Наполеона в 1814 году, Константин Тизенгауз окончательно обосновался в Поставах. Единственная серьезная постройка, которую он закончил в Поставах - это недостроенный Антонием дворец. Не добившись своих политических целей, Константин полностью ушел в науку и искусство. Его самыми большими увлечениями стали орнитология и живопись. В Поставах он изучал жизнь самых разных птиц, писал научные книги о них и занялся созданием орнитологической коллекции. Созданная им коллекция насчитывала более 3000 экспонатов птиц. Граф сам создавал во дворце чучела птиц. Кроме экспонатов птиц, Константин собрал большую научную библиотеку по орнитологии. Константин занимался не только орнитологией, а собирал так же самые разнообразные памятники письменности, являлся членом многих академий. Вторым увлечением Константина стал живопись. Его учителем был художник Ян Рустем. Граф стал собирать коллекцию картин знаменитых художников. За свою жизнь он собрал в поставском дворце (сейчас дворец Тизенгауза) более 600 экспонатов. Среди его картин были оригиналы таких всемирно известных мастеров как Леонардо да Винчи, Якоб Тинторетто, Питер Рубенс, Альбрехт Дюрер, Питер Бройгель, Харменс ван Райн Рембрандт. Большинство картин были приобретены во время путешествий по Европе. Так же в его коллекцию входили картины белорусских художников (Я.Рустема, Ф.Смуглевича, Я.Дамеля, Ш.Чеховича). Город Поставы, которые в конце XVIII века, Благодаря Антонию Тизенгаузу стали внешне выглядеть по-европейски, в начале XIX века, благодаря Константину Тизенгаузу, приобрели европейское научно-художественное содержание. Умер 1 января 1853 года. Литература: Константин Тизенгауз на сайте «Наши Поставы», 23 февраля 2014; Зямчонак, Юзаф. Арніталагічныя калекцыі Канстанціна Тызенгаўза / Юзаф Зямчонак // Птушкі і Мы. —- 2011. —- №18. —- страницы 18—19.

Fanny_Bias (508x700, 198Kb)
1789
Фанни Биас (французское имя — Fanny (Anne-Françoise) Bias)
артистка балета, солистка Парижской Оперы с 1807 по 1825 год. Наряду с Эмилией Биготтини — ведущая танцовщица периода Реставрации. Одна из первых балерин, освоившая танец на пуантах. Родилась в Париже. Училась танцу у Луи Милона в школе Парижской Оперы. Ещё до выпуска, в 1806 году, главный балетмейстер театра Пьер Гардель отметил её как "хорошо сложенную молодую особу, с ладной фигурой, приятным личиком и полезным талантом. Дебютировала в Опере в 1807 году, где вскоре стала второй солисткой (1808), затем первой солисткой (grand sujet, 1813), и, наконец, ведущей балериной (premier sujet, 1818). Относясь к деми-характерным танцовщицам, хорошо владела отчётливой техникой танца и долго числилась среди виртуозок первого ряда. За свою особенную гибкость была прозвана «бескостной», её беглый и лёгкий танец сравнивали с полётом пчелы. В 1818 году поэт Томас Мур посвятил балерине строчки в поэме «Семейство Фадж в Париже»:
Что за прелесть балет! о эльфы из сказки!
Летите ж к Титании выведать, есть ли в свите у ней
Хоть одна быстроногая нимфа, что сравнилась бы в танце
С божеством — Биготтини или с нежной Фанни Биас!
Фанни Биас во Флоре — что за милашка!
Можно поклясться,
Когда лёгкие ножки её мелькают вокруг,
Что шаги её светят, что дом её — воздух
И она только par complaisance коснулась земли.
— Перевод В.М.Красовской.
Фанни Биас была одной из первых балерин, кто украсил свой танец отдельными позами на пальцах. В 1819 году она вместе с Жозефом Мазилье гастролировала в Лионе, где их танец ребёнком видел Жюль Перро. В 1821 году выступала в Лондоне на сцене Королевского театра, где также танцевала на пуантах: на литографии Ж.-Ф.Вальдека (1821) Биас изображена в уверенной позе на пальцах в V позиции. Умерла в родном городе 6 сентября 1825 года. Чаще всего выступала в дивертисментах, позволявших продемонстрировать её блестящую танцевальную технику: ? — Флора, «Психея» Пьера Гарделя (Психея — Эмилия Биготтини); 19 июня 1820 — pas de trois бродячих комедиантов (с Антуаном Полем и Лиз Нобле), премьера балета Луи Милона «Клари, или Обещание женитьбы»; 18 октября 1820 — Элиза, премьера балета Жан-Пьера Омера «Пажи герцога Вандомского», музыка Адальберта Гировеца. В честь балерины назван сорт розы, выведенный французским ботаником и селекционером Ж.-П.Вибером в 1819 году.

1791
Юбер Феликс Суайе-Вийеме ́ (французское имя — Hubert Félix Soyer-Willemet)
французский ботаник и врач. Юбер Феликс родился в городе Нанси, в семье Жана-Батиста Суайе и Анны-Марии Вийеме, дочери ботанка Пьера-Реми Вийеме. В 1811 году окончил Парижскую школу фармации и стал хозяином аптеки своего деда в Нанси. В 1824 году Суайе-Вийеме стал главным библиотекарем Библиотеки Нанси и хранителем архива Королевского общества наук и свободных искусств. В 1847 году Суайе-Вийеме стал кавалером Ордена Почётного легиона. Юбер Феликс Суайе-Вийеме скончался в городе Нанси 18 января 1867 года. Гербарий Ю. Ф. Суайе-Вийеме хранится в Ботаническом саду Нанси (NCY). Письма Жану Батисту Мужо хранятся в библиотеке Парижского музея естественной истории. Некоторые научные работы: Soyer-Willemet, H.F. (1825). Mémoire sur le nectaire. 56 p; Soyer-Willemet, H.F. (1828). Observations sur quelques plantes de France. 195 p; Soyer-Willemet, H.F. (1851). Monographie des Silene de l’Algérie. 51 p; Роды растений, названные в честь Ю. Ф. Суайе-Вийеме; Soyeria Monnier, 1829 [syn. Crepis [Vaill.] L., 1753]; Willemetia Brongn., 1826, nom. illeg. [syn. Noltea Rchb., 1828, nom. nov.]. Литература: Stafleu, F.A.; Cowan, R.S. Taxonomic Literature. — Ed. 2. — Utrecht, Antwerpen, The Hague, Boston, 1985. — Vol. V: Sal—Ste. — P. 765—766. — 1066 p. — ISBN 90-313-0631-2.

 (493x699, 98Kb)
1793
Антоний (Антон) Мальчевский (польское имя — Antoni Malczewski)
польский поэт, представитель «украинской школы» польского романтизма. Родился в Княгинине на Волыни, по другим сведениям, в Варшаве. Правнук Вильгельмины Марии — незаконнорождённой дочери саксонского курфюрста Иоганна Георга IV. Недолго учился в Кременецком лицее. В 1811—1815 годах служил в армии Варшавского герцогства. Был ранен на дуэли (1811). Участвовал в обороне Модлина (1813). После капитуляции крепости недолгое время был в русском плену. В 1815 году вышел в отставку. В своих путешествиях (Швейцария, Италия, Франция, Англия; 1816—1821) познакомился с Байроном, который, по преданию, беседам с Мальчевским обязан сюжетом своего «Мазепы». В 1818 году предпринял восхождение на вершину Эгюий-дю-Миди у западного подножья Монблана и стал восьмым туристом, покорившим Монблан, и первым среди поляков. Вернувшись из-за границы, Мальчевский поселился на Волыни. Несчастная любовь к жене другого заставила его переселиться в Варшаву, где он вскоре умер 2 мая 1826 года, удручённый нуждой и неуспехом своего единственного законченного произведения — романтической поэмы «Мария».
Maria_A_Malczewskiego (525x700, 248Kb)
«Мария». Иллюстрация Андриолли
Автор первой польской романтической поэмы «Мария» („Maria. Powieść ukraińska“; 1825). Действие отнесено к XVII веку; в поэме изображены сцены жизни польской шляхты на Украине, лирические картины украинской природы, яркие характеры. В основе сюжета лежит действительная трагическая судьба Гертруды Коморовской, которая была похищена по приказу магната Потоцкого, не желавшего, чтобы она стала женой его сына. Опираясь на образцы поэм Байрона и Вальтера Скотта, Мальчевский претворил фабулу в пессимистичное повествование о бессилии человека перед непознаваемым злом мира. Местный колорит и особенности поэтического языка позволяли причислять Мальчевского, вместе с Северином Гощиньским и Юзефом Богданом Залеским, к «украинской школе». «Мария» пользовалась огромной популярностью. Она, наряду с поэмами Адама Мицкевича, положила начало жанру романтической эпической поэмы в польской литературе. Лучшие польские издания «Марии» — А.Белевского (Львов, 1843) и Жупанского (Познань, 1865), варшавское 1876 года с иллюстрациями М.Э.Андриоли. Поэма переведена на английский, белорусский (отрывки в переводе Александра Ельского), итальянский, латышский, немецкий, русский (отрывки в переводе И.И.Козлова), украинский, французский, чешский, эсперанто языки. Сочинения: Maria, Warsz., 1956. Литература: Mazanowski М., Żywot i utwory A. Malczewskiego, Lw., 1890; Dernałowicz M., Antoni Malczewski, (Warsz., 1967) (библиография, страницы 209-213).

 (504x698, 139Kb)
1796
Михаил Александрович Дмитриев
русский поэт, критик, переводчик, мемуарист; племянник И.И.Дмитриева. Родился в селе Богородское Сызранского уезда Симбирской губернии. Рано осиротел, воспитывался родственниками в Симбирске и Москве. Учился в Московском университетском Благородном пансионе (1811—1812), затем в Московском университете (1813—1817). С 1811 был зачислен в Московский архив Коллегии иностранных дел. С 1812 был знаком с Н.М.Карамзиным. Живя в 1815—1820 в доме И.И.Дмитриева, познакомился с В.А.Жуковским, П.А.Вяземским, Д.В.Давыдовым, А.Ф.Воейковым, В.Л.Пушкиным, В.В.Измайловым, Д.В.Дашковым. Организовал в подражание литературному обществу «Арзамас» литературное «Общество громкого смеха» (1816—1820), в котором участвовал среди прочих С.Е.Раич. С середины 1820-х годов сблизился с кругом С.Т.Аксакова, М.Н.Загоскина, А.И.Писарева, Ф.Ф.Кокошкина. В 1825 прекратил службу в Московском архиве Коллегии иностранных делу. Был чиновником особых поручений при московском генерал-губернаторе, затем судьёй Московского надворного суда, занимал другие должности. Камергер (1831), действительный тайный советник (1839). Дебютировал в печати переводом с французского языка жизнеописания «Младший Плиний» в сборнике «В удовольствие и пользу» (часть 2, 1811). Состоял членом-сотрудником (с 1816), действительным членом (с 1820) Общества любителей российской словесности. В 1824 избран членом Вольного общества любителей российской словесности. Стихи и статьи публиковал в «Трудах Общества любителей российской словесности», в журналах «Вестник Европы» и «Сын отечества», участвовал в альманахе А.А.Бестужева и К.Ф.Рылеева «Полярная звезда» (на 1824 год). Переводил стихотворения Ф.Шиллера, Ж.Делиля, басни Ж.П.Флориана. Известность принесли литературно-критические выступления против понимания Вяземским романтизма и народности (1824), затем против высокой оценки Н.А.Полевым комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (1825), критический разбор 4-й и 5-й глав романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» (1828). С конца 1820-х годов элегии, оды, басни, псалмы, эпиграммы, также рецензии и статьи на религиозно-философские темы печатал в журналах «Московский вестник», «Атеней», позднее с начала 1840-х — в журнале «Москвитянин». Был литературным противником В.Г.Белинского и объектом критики Н.А.Добролюбова. В 1830 выпустил первый сборник «Стихотворения» (Москва), в который помимо элегий, басен, переложений псалмов вошли переводы Шиллера, Гёте, Маттиссона. Умер в Москве 17 сентября 1866 года. Автор пародийных перепевов баллад Жуковского «Двенадцать сонных статей» (сатира на Каченовского и Сенковскиого), «Новая Светлана» (сатира на Полевого), «Петербуржская Людмила» (сатира на Краевского и Белинского). Творческими удачами Дмитриева-переводчика считаются переводы Горация «Наука поэзии, или Послание к Пизонам» (1853) и «Сатиры Квинта Горация Флакка» (1858). Мемуарная книга «Мелочи из запаса моей памяти» (отдельное издание 1854) даёт ценную картину московского литературного быта первой трети XIX века. Литература: Русские писатели. 1800 — 1917. Биографический словарь. Том 2: Г — К. Москва: Большая российская энциклопедия, 1992. Страницы 125—127.

 (511x698, 76Kb)
1801
Франтишек Шкроуп (чешское имя — František Škroup)
чешский композитор и дирижёр, автор музыки национального гимна Чехии. Ф.Шкроуп родился в Осице, близ Пардубице, в семье церковного кантора Доминика Шкроупа пятым ребёнком. Отец и начал обучать сына музыке. В возрасте восьми лет мальчик впервые выступает перед публикой (игра на флейте). Гимназию закончил в Градец Кралове, затем, с 1819 года, изучал право в Праге. Обучение молодой Шкроуп смог оплачивать за счёт даваемых им частных уроков музыки и побочной работы в городском театре. В театре же он знакомится с композитором Яном Алоисом Йеленом. В 1823 году Ф. Шкроуп участвует в создании первого чешского Оперного общества, поставившего в Праге первую оперу на чешском языке. 23 декабря 1823 года в городском театре состоялась премьера оперы «Швейцарская семья» австрийского композитора Йозефа Вейгля, которую поэт Симеон Карел Махачек перевёл на чешский язык. Опера была исполнена актёрами-любителями. Она подвигла Ф.Шкроупа на создание первой чешской оперы «Dráteník». Премьера оперы «Dráteník» прошла 2 февраля 1826 года и имела большой успех. Это дало Ф.Шкроупу творческий импульс, и он пишет музыку к историческим операм «Oldřich a Božena» и «Libušin sňatek». Впрочем, эти произведения были приняты публикой более прохладно. В 1827 году Ф.Шкроуп становится вторым капельмейстером пражского Городского театра, в 1837 году — его музыкальным руководителем, и занимает этот пост в течение 20 лет. Особо следует отметить написанную Шкроупом музыку к комедии Йозефа Каэтана Тыла «Fidlovačka aneb žádný hněv a žádná rvačka». Во время её премьеры 21 декабря 1834 года впервые прозвучала песня слепого нищего Мареша «Где дом мой (Kde domov můj)», ставшая национальным чешским гимном. Ф.Шкроуп был великолепным дирижёром. Он ставит на сцене разнообразные классические оперы и пишет музыку для театральных постановок и водевилей. С 1836 по 1845 год он был также регентом хора в пражской синагоге. В 1857 году Шкроуп уходит из руководства театром на пенсию. В 1860 году композитор переезжает в Роттердам, где занимает пост капельмейстера в местной Немецкой опере. Ф.Шкроуп выступал на сцене также как певец (тенор и баритон). Так, он исполнял главную партию в своей первой опере «Dráteník». Его заслугой является постановка в пражском театре опер Рихарда Вагнера. Большинство написанных им музыкальных произведений — оперы на чешском или немецком языках. В 1837—1839 годах Ф.Шкроуп редактировал журнал «Věnec ze zpěvů vlastenských uvitý a obětovaný dívkám vlastenským (Венок патриотических песен, собранный и посвящённый девушкам-патриоткам)». Умер в Роттердаме (Нидерланды) 7 февраля 1862 года. Музыкальные Сочинения: Dráteník, (1825), либретто — Йозеф Красослав Хмеленский; Oldřich a Božena, (1828), либретто — Йозеф Красослав Хмеленский. Немецкий вариант — Uldarich und Božena, (1833); Der Prinz und die Schlange, (1829). Чешский вариант — Princ a had neb Amor mezi Amazonkami, (1835); Die Drachenhöhle, премьера в 1832 году; Fidlovačka aneb žádný hněv a žádná rvačka; Libušin sňatek, либретто Хмеленского, (1835), полностью переработана в вновь поставлена в 1850 году; Pouť k chrámu umění, премьера в 1846; Columbus, либретто Хмеленского, (1855), премьера на чешском языке Франтишека Пуймана (1945) в пражском Национальном театре и на Чешском радио; Die Geisterbraut; Drahomíra; Der Meergeuse. Литература: Josef Plavec: František Škroup, Prag 1941; Jiří Kocourek: František Škroup: Přemožitelé času Prag 1989.

Richard_Corden,_M.P_-_NARA_-_528678 (617x700, 190Kb)
1804
Ричард Кобден (Richard Cobden)
английский политический деятель, лидер фритрейдеров. Фабрикант, член палаты общин в 1841—1857 и 1859—1865. Был одним из руководителей основанной в 1838 Лиги против хлебных законов. Добивался отмены привилегий земельной аристократии, пропагандировал систему неограниченной конкуренции, свободу торговли. Выступал против фабричного законодательства и профсоюзов как «недопустимой монополии». С позиций пацифизма ратовал за сокращение вооружений, международный арбитраж, резко критиковал внешнюю политику Пальмерстона. В 1848—1853 принимал участие в организации серии всеобщих конгрессов мира в Брюсселе, Париже, Франкфурте, Лондоне, Манчестере, Эдинбурге. Родился четвертым из одиннадцати детей в семье бедного фермера. После недолгого обучения в школе с 14 лет начал работать на торговом складе у своего дяди в Лондоне, проявляя большой интерес к самообучению, не поощрявшийся дядей. После банкротства торгового дома родственника перешёл в другой лондонский торговый дом. В 1828 г. Кобден с несколькими компаньонами, располагая минимальным капиталом, открыли собственное дело — комиссионную торговлю ситцами. Через три года они создали ситценабивную фабрику. Спустя восемь лет 1000 фунтов стерлингов первоначальных инвестиций превратилась в 80 000, и теперь Кобден мог позволить себе путешествовать по миру, о чем всегда мечтал. В 1833—1837 гг. он посетил Францию, Италию, Португалию, Испанию, Швейцарию, Америку, Египет, Грецию и Россию. В 1835 г. вышла его книга «Англия, Ирландия и Америка», в которой он предупреждал, что в скором будущем Британии станет трудно соперничать с растущей экономической мощью Северо-Американских Соединённых Штатов. Он также резко критиковал британское правление в Ирландии, отстаивая политику свободной торговли, низких налогов, снижения военных расходов и улучшения британской системы образования. В октябре 1837 г. в Лондоне была основана Ассоциация против хлебных законов, а в следующем году Кобден вместе с Арчибальдом Прентисом открыли ее филиал в Манчестере. Деятельность ассоциации не имела особого успеха, и в марте 1839 г. при активном участии Кобдена была основана национальная Лига против хлебных законов со штаб-квартирой в Манчестере. В 1841 г. Кобден избирается членом парламента от Стокпорта. Экономическая депрессия 1840—1842 гг. привела к резкому росту популярности лиги, так что Кобден и Брайт двое ее наиболее ярких ораторов — выступали на митингах при огромном стечении народа. К 1845 г. лига являлась наиболее организованной политической группой в Англии, располагающей самым большим бюджетом. В конце концов картофельный голод в Ирландии заставил консервативное правительство во главе с Робертом Пилем поддержать отмену хлебных законов. После отставки Пиля новый премьер-министр лорд Рассел предложил Кобдену пост в правительстве, но тот отказался. Выступления против участия Англии в Крымской войне стоили ему места в парламенте, куда он не был переизбран на общих выборах 1857 г. Однако спустя два года он стал депутатом от Рочдейла. Кобден верил, что международная торговля — лучшая профилактика против войн, и по поручению британского министра финансов Уильяма Гладстона полтора года вел переговоры во Франции, добившись заключения в 1860 г. торгового договора между двумя странами. Умер Кобден в Лондоне 2 апреля 1865 года.
CobdenMonument1 (524x700, 139Kb)
Памятник Ричарду Кобдену. Основные речи и выступления опубликованы в книге: Бастиа Фредерик Кобден и Лига. Движение за свободу торговли в Англии / Перевод с французского Ю.А.Школенко. — Челябинск: Социум, 2003. — 732 страницы. — ISBN 5-901901-10-Х. Первая парламентская речь Кобдена (25 августа 1841 года), Кобден перед своими избирателями (26 июня 1861 года) и речь Кобдена о государственных заводах и мастерских (22 июля 1864 года) опубликованы в книге из серии «Библиотека ГВЛ»: Ричард Кобден / Серия: Библиотека ГВЛ: Биографии. — Челябинск: Социум, 2006. — Страницы ??-??. — ISBN: 5-901901-52-5. Литература: Дерюжинский В.Ф. Кобден, Ричард // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907.

Jacques-Joseph Moreau (615x700, 159Kb)
1804
Жак Жозеф Моро де Тур (французское имя — Jacques-Joseph Moreau de Tours)
французский психиатр, один из основателей клинической психофармакологии. Родился в коммуне Монтрезор, департамент Эндр и Луара, Франции. Учился в Туре у Пьера Фиделя Бретонно (впоследствии женившегося на племяннице Моро Софии, которая работала у него секретаршей, что вызвало скандал, поскольку разница в возрасте между супругами составляла 60 лет). В 1826 г. отправился для продолжения образования в Париж к Жану Эскиролю. В 1830 г. защитил диссертацию, после чего отправился сопровождать одного из пациентов своего наставника в путешествии с психотерапевтическими целями по Италии и Швейцарии. В 1836 г. по предложению того же пациента предпринял вместе с ним второе путешествие, охватившее Египет, Палестину, Сирию и Малую Азию. В 1843 г. был одним из основателей журнала «fr:Annales médico-psychologiques», продолжающего выходить по сей день. С 1861 г. и до конца своих дней работал в знаменитой парижской психиатрической лечебнице Сальпетриер. Автор гипотезы о биохимической природе психических расстройств и оригинальной методики изучения психических болезней с помощью «искусственного безумия». «Чтобы понять обычную депрессию, — утверждал Моро, — необходимо пережить депрессию; чтобы постичь бред сумасшедшего, нужно начать бредить самому, но не теряя осознания своего безумия, не теряя способности оценивать психические изменения, происходящие в мозгу». Для «погружений в безумие» Моро использовал гашиш. Он начал испытывать этот препарат на себе с 1840 г. и опытным путём рассчитал дозировку, необходимую для создания «состояния сновидения», которое, как он считал, наиболее приближено к настоящему безумию. С 1844 г. он давал гашиш добровольцам, среди которых преобладали писатели, художники и прочие представители парижской богемы («Клуб Ассасинов»). Итоги исследования были описаны в нескольких работах, наиболее известной из которых является «Гашиш и душевные болезни» (французское название — «Du Hachich et de l’Aliénation Mentale», 1845). Гипотезы и методики Моро де Тура произвели большое впечатление на современников, однако не приобрели популярности в медицинских кругах. Их научное применение стало возможным лишь начиная с 1960-х годов, с изобретением синтетических психотропных препаратов и современных методов биохимического анализа. Умер 26 июня 1884 года. Библиография: Les facultés morales considérées sous le point de vue médical, 1836; Recherches sur les aliénés en Orient, 1843; Jacques-Joseph Moreau (de Tours), Du Hachisch et de l’aliénation Mentale, Éditions Fortin, Masson et Cie, Paris, 1845, ISBN 3-262-00171-6; La psychologie morbide dans ses rapports avec la philosophie de l’histoire, 1859; Traité pratique de la folie névropathique, 1869.

Elisa_Baciocchi_by_Stapleaux (698x700, 417Kb)
1806
Элиза Наполеона Бачиокки (итальянское имя — Elisa Napoleona Camerata-Passionei di Mazzoleni; в замужестве — графиня Камарата, также известна, как Мадам Наполеон)
аристократка из рода Бонапартов, племянница Наполеона Первого, дочь его сестры Элизы и её мужа, генерала Феликса Бачиокки. Родилась в Капаннори, Княжество Лукка и Пьомбино, которое Наполеон вручил своей сестре Элизе и её мужу. Её мать покровительствовала искусствам, поэтому в детстве Элизу Наполеону, названную в честь матери и дяди, не раз изображали художники и скульпторы. Из четырёх её братьев трое умерли в младенчестве, а четвёртый в 19 лет погиб в результате падения с лошади. 17 ноября 1824 года во Флоренции она вышла замуж за итальянского аристократа, графа Филиппа Камерата-Пассионеи ди Маззолени (Filippo Camerata-Passionei di Mazzoleni; 1805—1882), и с этого времени была известна, как графиня Камерата. В браке был один сын, Шарль-Феликс-Жан-Батист, но вскоре после его рождения пара по сути разошлась. С мужем жила в Анконе, позже переехала в Триест. Графиня известна своим приездом в Вену, и попыткой установить связь с жившим на положении привилегированного заключённого сыном императора Наполеона, Наполеоном Вторым (в Австрии его называли герцог Рейхштадтский). В ноябре 1830 года в Вену прибыла графиня Камарата. Этой молодой женщине, дочери Элизы, в то время было 24 года. Она мало отличалась от матери, только вела себя ещё более необузданно. (…) Она напоминала Наполеона, и дошла до того, что убрала последнюю букву из своего имени (Наполеона), одевалась, как мужчина (…). Ей нравилось фехтование. Она была мужеподобной, властной и бесцеремонной. Она намеревалась похитить герцога, и увезти его во Францию. Его третье письмо дошло до него, второе пропало, а первое перехватили и передали австрийской тайной полиции. Три недели спустя полиция попросила её уехать. Она отправилась в Прагу, и пропала из вида до Второй империи. — Дэвид Стэктон «Бонапарты. От императора до наших дней.» Москва, «Захаров», 2012. Страница 259. Эдмон Ростан рассказал об этом эпизоде в пьесе Орлёнок (пьеса). Также этому сюжету посвящено стихотворение Марины Цветаевой "Камерата" (Стих в викитеке). После воцарения своего племянника, Наполеона III, в 1851 году графиня переехала во Францию. До падения империи из казны она получала большое содержании, что позволяло ей жить очень богато. Её сын, граф Шарль Камерата (20 сентября 1826—4 марта 1853) занимал ряд высоких государственных должностей и играл на бирже. В 1853 году из-за невозможности оплатить свои долги он покончил жизнь самоубийством. Подавленная этим, графиня уехала в Бретань, где владела поместьем в Колпо и домом в Ренне (Отель де Шатожирон. Там она занималась сельским хозяйством и благотворительностью. Умерла в Колпо (Бретань, Вторая Французская империя) после долгой болезни 3 февраля 1869 года, завещав свое имущество принцу империи. Литература: Дэвид Стэктон «Бонапарты. От императора до наших дней.» Москва, «Захаров», 2012; Jean-Etienne Picaut. Madame Napoléon, Princesse Baciocchi, tome 1 : Les tribulations de l’Aiglonne, tome 2 : La providence de la Bretagne, 2007; Antonietta Angelica Zucconi. Napoleona : l’avventurosa storia di una nipote dell’Imperatore', Rome, 2008; Anna Biancoli. Napoleona Baciocchi, Trieste, Edizioni «Italo Svevo», 1980.

Batthyány_Kázmér_Barabás_Miklós (518x700, 364Kb)
1807
Казимир Батьяни (венгерское имя — Batthyány Kázmér Antal Ferenc)
граф, венгерский аристократ, министр иностранных дел во время венгерской революции 1848—1849 гг. Родился в Пресбурге, Австрийская империя, ныне Братислава, Словакия. По завершении образования посетил большинство европейских государств и, вернувшись из путешествия, присоединился к либеральной партии. Не жалея средств, он поддерживал все национальные предприятия и особенно содействовал печатанию за границей сочинений, посвященных защите либеральных политических учений, а также издал несколько собственных речей (Лейпциг, 1847). Назначенный летом 1848 года обер-гешпаном и правительственным комиcсаром Баранийского комитата, он занял венгерскими войсками крепость Эсег, обеспечил судоходство по Дунаю и Драве и одержал 13 ноября при Сарваше и 19 декабря при Чепине значительные победы. Когда в феврале 1849 года Эсег принужден был сдаться австрийцам, Батьяни спасся в Дебрецене и был назначен венгерским правительством гражданским и военным губернатором Малой Кумании, Сегедина, Терезиополя и Зомбора. На этом посту он позже принимал участие в походе Перцеля в Бачку. После провозглашения 14 апреля 1849 года независимости Венгрии, занял пост министра иностранных дел, при отступлении Кошута последовал за ним в Сегедин и Арад и после катастрофы при Вилагоше 14 августа 1849 г. бежал в Виддин. Оттуда он с Кошутом и другими предводителями восстания был переведен в Шумлу, затем Куятию, которую оставил вместе со всеми в сентябре 1851 года. Переселившись из Турции в Париж, он умер там от холеры 13 июля 1854 года. Литература: Батьяни, Казимир // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907.

1807
Георг фон Фрауэнфельд (немецкое имя — Georg Ritter von Frauenfeld)
австрийский зоолог и ботаник. Исследователь, описавший ряд зоологических таксонов. Названия этих таксонов (для указания авторства) сопровождают обозначением «Frauenfeld». Родился в Вене. Георгу фон Фрауэнфельду принадлежит заслуга составления собрания моллюсков в австрийском Императорском придворном кабинете (ныне — Венский музей естествознания). В 1851 году он основывает «Зоологическо-ботаническое общество Австрии» (Zoologisch-Botanische Gesellschaft). В 1857—1859 годах учёный принимает участие в австрийской кругосветной экспедиции Новара, во время которой он проводил научные исследования в различных удалённых частях планеты и привёз в Вену бесценные биологические коллекции. Умер в родном городе 8 октября 1873 года. Награды: 1860: Орден Леопольда III класса и посвящение в рыцари; 1868: Вице-президент и редактор издания «Общества по распространению нстественнонаучных знаний» (Vereines zur Verbreitung naturwissenschaftlicher Kenntnisse), Вена. Сочинения (избранное): Über eine neue Fliegengattung: Raymondia, aus der Familie der Coriaceen, nebst Beschreibung zweier Arten derselben, Sammelwerk-Sitzungsber. Akad. Wiss. Wien, Band 18 (1855); Die Algen der dalmatinischen Küste, mit 26 großformatigen Farbtafeln, Wien (1855); Reise von Shanghai bis Sidney auf der k. k. Fregatte Novara, Sammelwerk-Verhandlungen des Zoologisch-Botanischen Vereins in Wien, Wien, Band IX (1859); Notizen, gesammelt während meines Aufenthaltes auf Neuholland, Neuseeland und Taiti, bei der Fahrt Sr. Majestät Fregatte Novara in jenen Gewässern (Vorgetragen in der Sitzung vom 13. Oktober 1859), Sammelwerk-Sitzungsberichte der Mathematisch-Naturwissenschaftlichen Classe der Kaiserlichen Akademie der Wissenschaften, Band 138, Wien (1860); Zoologische Miscellen. XI.Sammelwerk-Verhandlungen der Zoologisch-Botanischen Gesellschaft in Wien, Band 17 (1867); Über Scenopinus und Platypeza, Sammelwerk-Verhandlungen des Zoologisch-Botanischen Vereins in Wien, Band 14 (1864); Eier in einem Australischen Farne, Sammelwerk-Verhandlungen des Zoologisch-Botanischen Vereins in Wien, Band 14 (1864); Литература: Фрауэнфельд, Георг фон — статья в Österreichisches Biographisches Lexikon (1815—1950).

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку