-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 122160
Комментариев: 6815
Написано: 130654


25 мая родились...

Воскресенье, 25 Мая 2025 г. 06:38 + в цитатник
Jean-Richard-Bloch (502x700, 196Kb)
1884
Жан-Ришар Блок (французское имя — Jean-Richard Bloch)
французский писатель, драматург, общественный и театральный деятель, антифашист. Жан-Ришар Блок родился в Париже, в обеспеченной семье. Его отец, Ришар Блок, выпускник Высшей политехнической школы и участник франко-прусской войны 1870 года, работал железнодорожным инженером на линии Париж — Орлеан, а впоследствии стал директором управления железнодорожной компании. Мать происходила из Лотарингии, из семьи горного инженера. У Жана-Ришара было двое братьев — старший Марсель и младший Пьер, которые, как и отец, получили техническое образование. Впрочем, Пьер со временем стал писателем (под псевдонимом Пьер Абраам, Pierre Abraham), как и Жан-Ришар, который с детства увлекался литературой и музыкой. Ещё в детстве он начал писать стихи и рассказы, вместе со своим ровесником Марселем Коэном редактировал газету, выпускавшуюся в лицее Кондорсе. В 18-летнем возрасте Жан-Ришар Блок отправился на военную службу, по окончании которой поступил в Сорбонну. Поскольку экзамены на филологический факультет были провалены, он стал изучать историю и географию и получил диплом преподавателя. В университете Блок серьёзно увлекся социалистическими идеями, примкнув к группе студентов, близкой к Объединенной социалистической партии. За два года до окончания обучения он познакомился с Маргерит Эрзог, сестрой будущего писателя Андре Моруа. Она стала женой Блока, в последующие годы у них родилось пятеро детей — четыре дочери и сын. В 1907 году Блок с женой переехал в Лон-ле-Сонье в департаменте Юра, где молодой учитель получил работу в лицее. Вскоре они перебрались в Пуатье, где обосновались на многие годы. В 1910 году Блок основал в Пуатье журнал «Эффор» (позднее «Эффор либр»), с которым сотрудничали Ромен Роллан, Роже Мартен дю Гар, Шарль Вильдрак, Жюль Ромен, Жорж Дюамель. В том же 1910 году Блок стал делегатом на съезд Объединенной социалистической партии, где познакомился с Жаном Жоресом. Одновременно он писал большое количество рассказов, новелл, эссе; в 1912 году вышел его первый сборник рассказов «Леви». В 1911 году Блок начал работу над большим романом «…и Компания», завершенным перед самым началом первой мировой войны. Уже 4 августа 1914 года Блок вступает добровольцем в ряды французской армии. Как и другие социалисты, поддержавшие свои правительства, в то время он разделял патриотические представления о справедливости войны. Уже в сентябре 1914 года Блок получил первое пулевое ранение; спустя год, в чине младшего лейтенанта, он был ранен осколком снаряда в голову; наконец, летом 1916 года под Верденом он получает тяжелую контузию. Окончание войны он встретил в миланском госпитале, где проходил лечение от гриппа-испанки. Военный опыт лишил Блока иллюзий, он принял решение всеми силами бороться за мир и социальную справедливость, о чём заявил в программной статье «Молитва писателя» в начале 1919 года. Он поддержал решение большинства участников Турского съезда СФИО в декабре 1920 года присоединиться к Коминтерну, положив, таким образом, начало Французской компартии. В то же время он выступал против слепого коллективизма в условиях диктатуры пролетариата, за сохранение свободы и прав личности. В 1921 году, чтобы поправить подорванное войной здоровье, Блок по совету друзей совершил путешествие на грузовом пароходе «Пантуар». Путевые очерки, которые он отправлял с каждой стоянки, публиковались в газете «Юманите», а позже вышли отдельным сборником «На грузовом пароходе» (1924). В 1920-е годы Блок переехал в Париж, где начал работать в издательстве «Ридер». Первое время он состоял в группе деятелей культуры Clarté, основанной Анри Барбюсом, однако в 1923 году он вышел из неё и вместе с Роменом Ролланом основал журнал «Эроп» (Europe), быстро завоевавший популярность. В 1925 году был опубликован новый роман Блока «Курдская ночь», испытавший влияние сюрреализма. В 1932 году вышел его последний роман «Сибилла». Первые творческие опыты Блока в области драматургии относятся ещё ко времени до первой мировой войны: в 1911 году в театре «Одеон» была поставлена его пьеса «Беспокойная». В 1919—20 годах он создал драму «Последний император», поставленную в 1926 году Жемье и вошедшую в репертуар Народного национального театра в Трокадеро. В последующие годы Блок написал несколько либретто для балетов и ряд лирических музыкальных драм. В 1937 году Блок создал экспериментальный спектакль «Рождение города», поставленный в помещении Зимнего велодрома в рамках Всемирной выставки. Эта пьеса, задуманная в духе «народного театра», представляет собой скорее сценарий с указаниями для актеров и работников сцены и отражает мировые события того времени (экономический кризис, безработица, угроза войны). Декорации были созданы Фернаном Леже, музыка написана Дариусом Мийо и Артюром Онеггером. В военные годы Блок написал ещё несколько пьес, в том числе «Обыск в Париже» (1941) и «Тулон» (1943, посвящена затоплению французского флота его моряками). Заслугой Жана-Ришара Блока перед театром является в первую очередь создание нового типа реалистической драмы, построенной на документальной основе, получившей развитие во второй половине XX столетия. В 1930-е годы, с обострением политической ситуации в Европе, публицистика заняла главное место в творчестве Блока. В августе—декабре 1934 года писатель в первый раз посетил СССР, где участвовал в работе Первого Всесоюзного съезда советских писателей, познакомился с Максимом Горьким и другими деятелями советской культуры. Это путешествие оказало большое влияние на взгляды Блока, который посвятил ряд публикаций своим впечатлениям от знакомства с Советским Союзом. После возвращения во Францию он активно участвовал в общественной жизни страны: стал одним из основателей Комитета бдительности интеллигентов-антифашистов, секретарем Ассоциации революционных писателей и артистов, одним из организаторов международных конгрессов писателей в защиту культуры. С началом Гражданской войны в Испании, летом 1936 года, Блок отправился в эту страну, чтобы своими глазами увидеть события, которые, по его мнению, имели решающее значение для судеб Франции и Европы. Его репортажи и очерки, написанные по горячим следам, составили книгу «Испания, Испания!». В этот трудный период писатель принял решение вступить в ряды Французской коммунистической партии. В марте 1937 года Блок вместе с Луи Арагоном начал выпускать ежедневную вечернюю коммунистическую газету «Се суар», писал статьи для «Юманите», активно участвовал в деятельности французского Народного фронта. После начала второй мировой войны компартия была запрещена, газета «Юманите» закрыта, был устроен процесс над депутатами-коммунистами. В 1940 году Блок вместе с физиком Полем Ланжевеном и деятелем рабочего движения Марселем Кашеном выступил в качестве свидетеля защиты. При приближении немецких войск Блок покинул Париж и пешком добрался до Пуатье, однако осенью вернулся в столицу, где участвовал в подпольной печати. Поскольку находиться на нелегальном положении становилось все опаснее, писатель принял решение вместе с женой покинуть родину и весной 1941 года прибыл в Москву. После нападения Германии на СССР он выступал по радио с еженедельными публицистическими комментариями, которые впоследствии составили сборник «От Франции преданной к Франции, взявшейся за оружие» (1949). За эту книгу в 1950 году писатель был посмертно награждён Золотой медалью Мира. В декабре 1944 года Блок с женой вернулись в Париж (через Баку, Тегеран, Дамаск, Триполи и Алжир). Здесь они узнали, что их дочь Франс Серазен (France Bloch-Sérazin), как участница Движения сопротивления, была обезглавлена в Гамбурге; был казнен и её муж Фредо Серазен. 86-летняя мать Блока погибла в Освенциме, его сыну Мишелю удалось спастись благодаря партизанам. В Париже Блок вновь возглавил редакцию газеты «Се суар», стал одним из основателей общества «Франция — СССР», начал подготовку к изданию своих новых книг. В декабре 1946 года он был избран советником республики (Conseil de la République), что примерно соответствует современному сенатору. Его литературная и общественная деятельность была прервана внезапной смертью в Париже 15 марта 1947 года. Писатель был похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже. Произведения: Lévy (сборник рассказов), 1912; ... et Cie (роман), 1918; Sur un cargo (книга путевых очерков), 1924; La Nuit kurde (роман), 1925; Le Dernier Empereur (пьеса), 1926; Les Chasses de Renaut (сборник рассказов), 1927; Destin du théâtre (сборник публицистики), 1930; Destin du siècle (сб. публицистики), 1931; Sybilla, 1932; Offrande à la politique (сборник публицистики), 1933; Naissance d’une culture (сб. публицистики), 1936; Espagne! Espagne! (сборник очерков), 1936; Toulon et autres pièces (пьесы), 1948; De la France trahie à la France en armes (выступления по московскому радио в 1941—1944 годах), 1949. Переводы на русский язык: Тулон. Избранная публицистика. — Москва: ГИХЛ, 1949; ...и Компания. — Москва: Художественная литература, 1957; Ответственность таланта: Художественная публицистика. — Москва: Прогресс, 1984; Избранное. — Москва: Художественная литература, 1987. Литература: История зарубежного театра. — Часть 3. — Москва: «Просвещение», 1986; В.Н.Седых. Публицистика, написанная кровью сердца // Ж.Р.Блок. Ответственность таланта: Художественная публицистика. — Москва: Прогресс, 1984. — Страницы 5—26.

Walter-Duranty (472x700, 178Kb)
1884
Уолтер Дюранти (иногда — Вальтер; Walter Duranty)
американский журналист британского происхождения. С 1922 по 1936 годы — руководитель московского бюро «The New York Times». Родился в городе Ливерпуль, Англия, Великобритания. После окончания колледжа Дюранти отправился в Париж. Во время Первой мировой войны он избежал службы в армии, так как работал репортёром. В 1919 году он был первым журналистом, который дал репортаж о Парижской мирной конференции. Затем он отправился в Ригу освещать события в недавно получивших независимость государствах Прибалтики. В 1921 году Дюранти отправился в РСФСР. Постоянный корреспондент газеты «Нью-Йорк таймс» в Москве в 1919, 1921—1934 гг. В 1939—1941 год гг. — корреспондент в Японии и СССР от Североамериканского газетного альянса в Европе (North American Newspaper Alliance in Europe). Лауреат Пулитцеровской премии 1932 года за написанную в 1931 году серию очерков о первой сталинской пятилетке и индустриализации в СССР. Освещал московские процессы, оправдывая их необходимость и законность. В одной из своих книг описал проводы Льва Троцкого с московского вокзала в г. Алма-Ата, свидетелем которых он якобы был, не зная, что Троцкий был выслан в другой день и что Дюранти был свидетелем инсценировки с участием двойника. Находился в приятельских отношениях с Армандом Хаммером во время пребывания последнего в России в начале 1920-х годов. Являлся фактическим соавтором «автобиографии» Хаммера. В годы пребывания в СССР интервьюировал многих советских руководителей, в том числе дважды — И.В.Сталина. Л.М.Каганович считал Дюранти «самым умным из всех инкоров». В своей последней книге, «Сталин и компания», Дюранти снимает с советского вождя вину за совершавшиеся преступления, приписав их его кремлёвскому окружению — членам Политбюро.
Карьера в Москве, 1922—1934
Дюранти переехал в Советский Союз в 1921 году. Во время отпуска во Франции в 1924 году левая нога Дюранти была повреждена в результате железнодорожной аварии. После операции хирург обнаружил гангрену, и нога была ампутирована. После выздоровления Дюранти возобновил свою работу в качестве журналиста в Советском Союзе. В годы НЭПа статьи Дюранти из Москвы не привлекли широкого внимания. Его статьи приобрели известность лишь в годы первой пятилетки. В 1929 году Дюранти взял эксклюзивное интервью у Сталина, что значительно повысило его репутацию журналиста. Дюранти работал в Москве двенадцать лет, вплоть до возвращения в США в 1934 году. По контракту с «The New York Times» он был обязан проводить несколько месяцев в году в Москве. В это время Дюранти писал о показательных процессах в 1936—1938 годах.
Взгляды на Советский Союз с 1931 года и далее
В серии статей 1931 года, за которые он получил Пулитцеровскую премию 1932 года за корреспонденцию, Дюранти утверждал, что русские являются «азиатами» в культурном отношении: они ценят общественные усилия и приветствуют авторитарное правление. Индивидуальность и частное предпринимательство, по мнению Дюранти, чужды для русского народа, так же как тирания и коммунизм неприемлемы для западного мира. Неудачные попытки со времен Петра Великого применить западные идеалы в России были формой европейского колониализма, писал он, которая была окончательно сметена революцией 1917 года. Владимир Ленин и его новая экономическая политика были неудачами, запятнанными западной мыслью. Дюранти утверждал, что идеология Советского Союза в 1931 году сильно отличалась от образа, созданного идеями Карла Маркса. Дюранти писал: «Было бы правильнее называть принцип, существовавший в период сталинского правления, „сталинизмом“», который Дюранти рассматривал как комбинацию марксизма и ленинизма. Репортажи Дюранти неоднократно подвергались острой критике за апологетику сталинской политики и за то, что он представлял советскую пропаганду как сведения, заслуживающие доверия. Дюранти представлял Сталина как национального, «подлинно русского» диктатора, которого можно сравнить с Иваном Грозным, Такие же взгляды в то время имели место среди некоторых русских эмигрантов, таких как сменовеховцы, евразийцы и младороссы. Сталин оценил позицию Дюранти, заявив, что тот пытался «рассказать правду о нашей стране».
Сообщения о голоде 1932—1933 гг.
В «Нью-Йорк таймс» 31 марта 1933 года Уолтер Дюранти осудил сообщения о голоде в СССР. В частности, он выступил против Гарета Джонса, британского журналиста, который был свидетелем голода на Украине и выпустил широко опубликованный пресс-релиз о бедственном положении крестьян. В статье, озаглавленной «Русские недоедают, но не голодают», Дюранти описал ситуацию следующим образом:
« На фоне дипломатического конфликта между Великобританией и Советским Союзом из-за ареста британских инженеров в британской газете появляется большая пугающая история о голоде в Советском Союзе (в которой пишется): «тысячи людей уже мертвы, а миллионам угрожает смерть от голода».
23 августа 1933 года в другой статье «New York Times» Дюранти писал:
«Любое сообщение о голоде в России сегодня является преувеличением или злонамеренной пропагандой. Однако нехватка продовольствия в зернопроизводящих областях — на Украине, Северном Кавказе и в Поволжье, — действительно вызвала повышенную смертность.»
Салли Дж.Тейлор, автор критической биографии Дюранти «Апологет Сталина», утверждает, что его репортажи из СССР были ключевым фактором в решении президента США Франклина Рузвельта 1933 года об официальном признании Советского Союза.
В 1934 году Дюранти покинул Москву и посетил Белый дом в компании советских официальных лиц, в том числе Литвинова. Он продолжал работать в качестве специального корреспондента «The New York Times» до 1940 года. После 1940 года написал несколько книг о Советском Союзе. Его имя фигурировало в «списке Оруэлла», то есть тех, кого Оруэлл считал неподходящими в качестве возможных авторов для Департамента информационных исследований Министерства иностранных дел Великобритании из-за возможности того, что они слишком сочувствуют коммунизму или являются платными агентами СССР. Умер в городе Орландо, штат Флорида, США, 3 октября 1957 года. Награды и премии: Пулитцеровская премия за корреспонденцию премия О.Генри (1928).
Память
В 2003 году поднимался вопрос о том, чтобы посмертно аннулировать награждение Дюранти Пулитцеровской премией, поскольку его репортажи некритично воспроизводили сталинскую пропаганду, а кроме того он упорно и неоднократно отрицал голод на Украине 1932—1933 годов. При этом «Нью-Йорк Таймс» дистанцировалась от работ Дюранти. Пулитцеровский комитет в конечном счёте отклонил это требование, мотивировав это тем, что, хотя работа Дюранти «далека от нынешних стандартов зарубежной журналистики», однако не существует «ясных и убедительных доказательств преднамеренного обмана».
В искусств
В 2019 году вышел фильм-драма польского режиссёра Агнешки Холланд «Гарет Джонс», в котором показаны сложные взаимоотношения и разногласия между Гаретом Джонсом (Джеймс Нортон) и Уолтером Дюранти (Питер Сарсгаард). Библиография: Moscow Trials (1929); The Curious Lottery and Other Tales of Russian Justice (1929); Duranty Reports Russia (1931); I Write as I Please (1935); One Life, One Kopeck (1937); The Gold Train (1938); The Kremlin and the People (1941); USSR: The Story of Soviet Russia (1944), Search for a Key (1943); Stalin and Co.: The Politburo — The Men Who Run Russia (1949). Литература: Taylor S. Stalin's apologist : Walter Duranty The New York time's man in Moscow. New York; Oxford, 1990; Тихий К.Т. Уолтер Дюранти о Советском Союзе: мифы и реальность // Новая и новейшая история. 2008. №5. Страницы 203-214; Бреннан Е.А. Тринадцать статей американского журналиста У. Дюранти о России: портрет с искажением // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2012. №3-4 (55-56). Страницы 15-18.

Gösta_Lilliehöök (308x700, 102Kb)
1884
Густав Малькольм «Йёста» Лиллиехёк (шведское имя — Gustaf Malcolm "Gösta" Lilliehöök)
шведский пятиборец. Родился в городе Стокгольм, Швеция . Первый олимпийский чемпион в этом виде спорта, победитель игр 1912 года в Стокгольме. Умер в районе Дандерюд, коиммуна Дандерюд, лен Стокгольм, Швеция, 18 ноября 1974 года.

Siegfried_Handloser (450x700, 245Kb)
1885
Зигфрид Хандлозер (немецкое имя — Siegfried Handloser)
руководитель санитарной службы вермахта. Один из подсудимых на Нюрнбергском процессе над врачами. Нацистский военный преступник. Родился в городе Констанц, Великое герцогство Баден, Германская империя, в семье музыканта. В 1903 году поступает в военную академию имени кайзера Вильгельма в Берлине в которой в 1910 году получает медицинское образование. С 17 мая 1910 года врач-ассистент военно-санитарной части. В 1911 году защищает диссертацию «Специфическое лечение брюшного тифа». Работал в клинике Гиссена. Участвовал в Первой мировой войне. Командовал санитарными подразделениями. За свои заслуги был награждён Железным крестом 2-го и 1-го класса, рыцарским крестом 2-го класса ордена Церингенского льва с мечами и другими орденами. С 1 мая 1932 года служил дивизионным врачом пехотной дивизии в Штутгарте, Дрездене и Вене, с 26 августа 1938 года главный военный врач армии. Доктор медицины, с октября 1939 года почётный профессор военной медицины Венского университета. Участник Польской и Французской кампаний. С 6 ноября 1940 года заместитель начальника военно-санитарной инспекции вермахта. С 1 января 1941 года генерал-полковник медицинской службы (генерал-оберштабарцт). С 31 января 1941 года главный санитарный инспектор вермахта, с 1 марта 1941 также главный врач вермахта, а с 28 июля 1942 года ещё и начальник санитарной службы вермахта. С 18 февраля 1942 председатель Научного совета военно-медицинской службы. В 1943 году избран почётным профессором военной медицины Берлинского университета. 24 сентября 1943 года награждён Рыцарским крестом за военные заслуги с мечами. Отличился созданием и организацией борделей для немецких солдат и офицеров на оккупированных территориях. 1 сентября 1944 года освобождён от должности главного санитарного инспектора и военного врача, но остался во главе санитарной службы вермахта. Имел право издавать приказы, обязательные для исполнения всеми медицинскими службами армии, люфтваффе и флота. Хандлозер несёт ответственность за проведение экспериментов над узниками концлагерей, в том числе за опыты по переохлаждению, заражению сыпным тифом и др.
28 мая 1945 года арестован британскими властями во Фленсбурге.
Нюрнбергский процесс над врачами
За соучастие в военных преступлениях и преступлениях против человечности приговорён к пожизненному заключению. 31 января 1951 года наказание было заменено лишением свободы сроком на 20 лет. Досрочно освобождён в декабре 1953 года в связи с резким ухудшением состояния здоровья. Умер в городе Мюнхен, Бавария, ФРГ, от рака, 3 июля 1954 года. Награды: Железный крест (1914) II и I классов (Королевство Пруссия); Княжеский орден Дома Гогенцоллернов почётный крест III класса с мечами (Королевство Пруссия); Орден Церингенского льва рыцарский крест II класса (Великое герцогство Баден); Ганзейский крест Гамбурга; Крест Фридриха I класса (Герцогство Ангальт); Императорский австрийский орден Франца Иосифа рыцарский крест (Австро-Венгрия); Знак отличия «За заслуги перед Красным крестом» почётный крест II класса (Австро-Венгрия); Почётный крест Первой мировой войны 1914/1918 с мечами (1934); Медаль «В память 1 октября 1938 года»; Пряжка к Железному кресту II и I классов; Рыцарский крест Креста Военных заслуг с мечами (21 сентября 1943). Литература: Wolfgang U. Eckart: Generaloberstabsarzt Prof. Dr. med. Siegfried Handloser; in: Gerd R. Ueberschär (Hrsg.): Hitlers militärische Elite. Vom Kriegsbeginn bis zum Weltkriegsende Bd. 2, Primus Verlag, Darmstadt 1998, ISBN 3-89678-089-1, Wissenschaftliche Buchgesellschaft ISBN 3-534-12678-5, Seite 88-92; Insa Meinen: Wehrmacht und Prostitution während des Zweiten Weltkriegs im besetzten Frankreich Temmen, Bremen 2002 ISBN 3-86108-789-8 (Вермахт и проституция во время Второй мировой войны в оккупированной Франции); Залесский К. А. «Вермахт. Сухопутные силы и Верховное командование», Москва, «Яуза», 2005.

Yuh_Woon-Hyung (460x700, 205Kb)
1886
Ё Унхён (корейское имя — 여운형)
известный участник движения за независимость Кореи от Японии левого толка. Одна из немногих фигур современной истории, одинаково уважаемых как в Южной, так и в Северной Корее. Ё Унхён родился в городе Янпхён, в семье местного феодала (янбана). В 1907 году он начал изучать Библию и обратился в христианство. В 1910 году порвал с феодальными традициями, освободив принадлежавших его семье слуг. В 1911 году был уволен из школы в Канныне и поступил в семинарию в Хэйдзё (Пхеньяне), где проучился 2 года. В 1914 году уехал в Нанкин (Китай) изучать английскую литературу. В 1917 году встречался с Сунь Ятсеном и тайно посетил Корею. В 1918 году основал Молодёжную партию новой Кореи. В 1919 году группа корейских интеллигентов в Шанхае создала организацию «Временное правительство Кореи» и объявила себя легитимным правительством Кореи в изгнании. Одним из них был Ё Унхён, ставший «заместителем министра иностранных дел». Ранее он был в числе политических и религиозных деятелей, подписавших декларацию независимости Кореи, оглашённую 1 марта 1919 года. В ноябре этого же года он даже посетил метрополию выступил с речью о праве корейцев на жизнь. В 1920 году он вступил в Корейскую коммунистическую партию, а в 1922 году принял участие в работе I конгресса трудящихся Дальнего Востока, организованного Коминтерном, и беседовал с В.И.Лениным о перспективах антиимпериалистического движения в Азии. 1924 году Ё вступил в Гоминьдан, а также во входящую в него в этот период Коммунистическую партию Китая. В 1929 году Ё стал тренером футбольной команды Фуданьского университета и сопровождал её на тренировочных играх в Юго-Восточной Азии, попутно выступая с антиколониальными речами — на Филиппинах, в Сингапуре и других местах. Наконец, по этой причине он был арестован британской полицией после возвращения в Шанхай, передан японцам и приговорён к трём годам заключения. После своего освобождения в 1932 году Ё Унхён начал активную деятельность, направленную на получение Кореей независимости. Так, в 1935 году он открыл в Асане мемориал легендарного корейского адмирала Ли Сунсина, отразившего японское вторжение в XVI веке. Параллельно с 1934 года Ё Унхён возглавлял Корейский спортивный совет. Когда на Олимпиаде в Берлине 1936 года корейский марафонец Сон Гиджон (выступавший под японским именем Сон Китэй) завоевал золотую медаль, возглавляемая Ё Унхёном с 1933 года газета Чосон чунан ильбо разместила фотографию чемпиона без флага Японской империи на форме. За это Ё был уволен, а на выпуск «Чосон чунан ильбо» был наложен мораторий, который не был отменён до конца японского правления. Во время Второй мировой войны в 1942—1943 годах Ё Унхён находился в японской тюрьме, обвинённый в нарушении закона «Об охране общественного порядка». 10 августа 1944 года он выступил инициатором создания «Братства за восстановление Кореи». К этому моменту он стал достаточно известной фигурой, и в 1945 году последний генерал-губернатор Кореи Абэ Нобуюки поручил генеральному инспектору Эндо Рюсаку вести переговоры с Ё относительно независимости Кореи. Ё Унхён провозгласил в Корее Корейскую народную республику и дал японцам гарантии безопасности. Однако это государство не было признано ни США, ни СССР, поделившими Корейский полуостров между собой. Май 1946 года, Ё Ун Хён (справа) на советско-американском совещании. В центре стоит генерал Терентий Штыков. В последние два года своей жизни Ё пытался, без особого успеха, объединить южнокорейских левых. Убит в Сеуле молодым членом правой националистической группы Хан Джигыном 19 июля 1947 года.

Lempicki (700x698, 152Kb)
1886
Станислав Лемпицкий (польское имя — Stanisław Łempicki)
польский ученый, писатель, профессор, член-корреспондент Польской академии знаний, представитель львовско-варшавской философской научной школы. Родился в Каменка Струмилова (ныне Каменка-Бугская, Львовской области Украина) После окончания классической гимназии, в 1904—1909 г. изучал во Львовском университете им. Яна-Казимира историю, классическую философию и полонистику, затем там же в 1910—1911 г. — правоведение. В 1910—1921 — преподаватель в гимназиях Львова, Городенке и Борислава. В 1913 г. защитил докторскую диссертацию. В 1924 г. стал экстраординарным профессором, руководителем кафедры истории образования и обучения Ягеллонского университета. В 1933 г — ординарный профессор. Работал деканом гуманитарного факультета Ягеллонского университета. С.Лемпицкий с 1925 г. работал директором польского школьного музея во Львове, руководителем литературного издательства Оссолинеума, в 1933—1939 г. — редактором «Энциклопедии образования», с 1928 г. избирался действительным членом научного общества во Львове и с 1929 г. членом-корреспондентом Польской академии знаний. После присоединения Львова к СССР преподавал старопольскую литературу во Львовском университете. Во время немецкой оккупации был библиотекарем в львовском Оссолинеуме, принимал участие в работе тайного университета. После войны — преподаватель университета во Львова, а после вынужденного отъезда из Львова в Краков в 1945 году — преподаватель, а затем — заведующий кафедрой истории литературы Ягеллонского университета. Умер в Кракове 2 декабря 1947 года и был похоронен на Сальваторском кладбище. Кроме истории образования, С.Лемпицкий работал над вопросами истории культуры Польши. Им опубликован ряд трудов, в том числе: Mecenat kulturalny w Polsce; Problemy i postulaty; Biskupi polskiego renesansu jako opiekunowie kultury; Szymon Szymonowicz i jego czasy;Medyceusz polski XVI wieku; Renesans i humanizm w Polsce. Историк литературы С.Лемпицкий изучал творчество Яна Кохановского, И.Красицкого, A.Мицкевича. Награды: Командорский Крест Ордена Возрождения Польши (1937)

Murray, Philip (556x700, 154Kb)
1886
Филип Мэррей (Philip Murray)
американский профсоюзный деятель и видная фигура в рабочем движении шотландского происхождения, первый президент Объединённого профсоюза рабочих сталелитейной промышленности Америки. С 1936 года стал активным членом Конгресса производственных профсоюзов США; в 1940 году был избран его президентом и занимал этот пост до своей смерти. Родился в Блантайре (Шотландия), в бедной семье шахтёра и ткачихи, работал на угольной шахте с 10 лет. В 1902 году эмигрировал в США, где также работал на шахте в юго-западной Пенсильвании. Участвовать в рабочем движении начал с 1904 года. В 1905 году, не имея формального образования, за полгода закончил заочные курсы по математике; в 1911 году получил американское гражданство. В 1912 году Мюррей стал членом международного совета Союза американских шахтёров, с 1920 по 1942 год был его вице-президентом. Был сторонником и последователем Джона Л.Льюиса, другого крупного американского деятеля рабочего движения; в 1936 году по его просьбе создал профсоюз сталелитейщиков и был во главе него до 1942 года, став затем президентом USWA (Объединённые сталелитейщики Америки), сменившей старую организацию. За два года до этого, 22 ноября 1940 года, он заменил Льюиса на посту президента Конгресса производственных профсоюзов США. Филип Мюррей известен своей активной поддержкой правительства США во время как Первой, так и Второй мировых войн: в частности, во время Первой мировой войны был назначен Вудро Вильсоном руководителем пенсильванского отделения Национальной организации военного труда, а во время Второй мировой войны участвовал в организационной деятельности по расширению производства и выступал за отмену расовой дискриминации на военных заводах. После окончания войны его отношения с правительством ухудшились, он активно выступал против проводимой Трумэном политики национализации сталелитейной промышленности и возглавлял несколько крупных забастовок. Также известен тем, что отказался подписывать «антикоммунистическую присягу», хотя в 1949—1950 годах лично изгнал из профсоюза ряд коммунистов. Умер в Сан-Франциско от сердечного приступа 9 ноября 1952 года. Библиография: Angelo, Pat. Philip Murray, Union Man. A Life Story. — Philadelphia, Pa.: Xlibris Corporation, 2003. — ISBN 1-4010-9327-2; Bernstein, Barton J. The Truman Administration and the Steel Strike of 1946. // Journal of American History. — 52:4 (March 1966); Brody, David. Steelworkers in America: The Nonunion Era. — N. Y.: Harper Torchbooks, 1969; Chamberlain, John. Philip Murray. // Life. — P. 78—90; Clark, Paul F.; Gottlieb, Peter; and Kennedy, Donald (eds.) Forging a Union of Steel: Philip Murray, SWOC, and the United Steelworkers. — Ithaca, N.Y.: ILR Press, 1987. — ISBN 0-87546-134-4; Fink, Gary M. (ed.) Biographical Dictionary of American Labor. — Westport, Ct.: Greenwood Press, 1984. — ISBN 0-313-22865-5; Herling, John. Right to Challenge: People and Power in the Steelworkers Union. — N. Y.: Harper & Row, 1972. — ISBN 0-06-011834-2; Madison, Charles A. American Labor Leaders: Personalities and Forces in the Labor Movement. — N. Y.: Harper, 1950; Marcus, Maeva. Truman and the Steel Seizure Case: The Limits of Presidential Power. — N. Y.: Columbia University Press, 1977. — ISBN 0-231-04126-8. Tate, Juanita Diffay. Philip Murray as a Labor Leader. / PhD dissertation. — New York University, 1962; Watkinson, James D. An Exercise in Futility: The Guffey Coal Act of 1935. / Pennsylvania History. #54 (April 1987); Zieger, Robert H. The CIO, 1935—1955. — Chapel Hill, NC: University of North Carolina Press, 1995. — ISBN 0-8078-2182-9.

Варнава_(Беляев) (557x700, 399Kb)
1887
Варнава (в миру - Николай Никанорович Беляев)
епископ Русской православной церкви, аскетический писатель, юродивый. Родился в селе Раменское Бронницкий уезд, Московская губерния, в семье слесаря ткацкой фабрики и дочери диакона. Родители, с религиозным благоговением относясь к знаниям, сделали все, чтобы сын мог получить серьёзное светское образование. Николай Беляев, внук крепостного, поступил после сельского училища в гимназию и окончил её с золотой медалью. Учился в школе с. Раменское, затем в Третьей московской гимназии, окончил её в 1908 году с золотой медалью. Окончил Московскую духовную академию (1911—1915 годы). 24 июня 1911 года принял монашество в Зосимовой пустыни. Постриг совершил ректор Московской духовной академии епископ Феодор (Поздеевский). Летом 1911 года — рукоположен во иеродиакона, а в 1913 году — во иеромонаха. Летом 1914 года совершил путешествие на Святую землю и Афон. В 1915 году получил степень кандидата богословия, дипломная работа: «Святой Варсонофий Великий. Его жизнь и учение». Назначен преподавателем гомилетики в Нижегородскую духовную семинарию (1915—1918 годы). Возведён в сан архимандрита. Был настоятелем Старо-Голутвинского монастыря Московской епархии. Указом Священного синода от 13 февраля 1920 года архимандриту Варнаве было определено быть епископом Васильсурским викарием Нижегородской епархии. 29 февраля 1920 года состоялась его епископская хиротония. В начале августа 1920 года назначен старшим викарием епархии и переведён в Печерский Вознесенский монастырь. Летом 1922 года вместе с правящим архиереем Нижегородской епархии архиепископом Евдокимом (Мещерским) подписал резолюцию о признании обновленческого Высшего церковного управления. Однако вскоре раскаялся и, объясняя свой поступок малодушием, поехал принести покаяние архиепископу Феодору (Поздеевскому), проживавшему в московском Даниловом монастыре, но не был им принят. В сентябре 1922 года посещает старцев Зосимовой пустыни. Иеросхимонах Алексий (Соловьёв) наложил на него епитимию за переход в обновленчество и благословил Варнаву на подвиг юродства. В 1928 году переезжает в Кзыл-Орду, создаёт там тайный монастырь, начинает писать аскетические сочинения. Там в 1928 году заканчивает своё главное сочинение — «Основы искусства святости (Опыт изложения православной аскетики)». В нём епископ Варнава попытался осмыслить знания, полученные в Духовной академии и от самостоятельного чтения аскетической литературы. В своей работе он цитирует святоотеческие сочинения, а собственные рассуждения и комментарии Варнавы касаются в основном явлений светской культуры. Осенью 1931 года переезжает в Москву. 16 марта 1933 года арестован ОГПУ за создание тайного монастыря и «антисоветскую пропаганду» среди молодёжи, содержался в Бутырской тюрьме. 10 мая того же года осуждён особым совещанием при Коллегии ОГПУ по статьям 58.10, 58.11 Уголовного кодекса РСФСР и заключён в исправительно-трудовой лагерь сроком на 3 года. Наказание отбывал в Ойротской автономной области в селе Топучая. В лагере отказался от работ, был переведён на штрафной паёк. Ни с кем не разговаривал, целыми днями ходил вдоль стен лагеря. Из-за юродства был признан лагерными врачами сумасшедшим и переведён в Мариинские лагеря. Освобождён в 1936 году. После освобождения жил в Томске, а в 1948 году переехал в Киев, где получил прописку за взятку. В Киеве Варнава вел тихую, внешне ничем не примечательную жизнь. Для соседей епископ был просто «дядей Колей». Богослужений не совершал за исключением великого освящения воды на Богоявление. В Киеве ходил молиться у местных святынь, присутствовал на богослужениях, не открывая своего сана и не участвуя в таинствах. С октября 1950 года он начинает вести записные книжки. До последних лет жизни продолжал работать над новыми произведениями. Скончался в Киеве 6 мая 1963 года. Похоронен на Байковом кладбище Киева, отпевание совершил священник Алексей Глаголев. Сочинения: Святой Варсонофий Великий. Его жизнь и учение (1915 год). Дипломная работа; Основы искусства святости: Опыт изложения православной аскетики (четырёхтомник, 1928 год); Однажды ночью… Повесть о святом Григории, епископе Акрагантийском; Преподобная Синклитикия Александрийская. Её жизнь и поучения, или Малая аскетика; Тернистым путём к небу: Жизнеописание старца Гавриила Седмиезерской Пустыни; По Волге… к Царству Небесному; Голубой корабль; Сборник статей «Изумруд»; О промысле Божием; День святой жизни; Из виденного и слышанного; Проповеди (напр.: О том, как проводить время поста); «Дядя Коля» против… (1950—1960. Записные книжки епископа Варнавы (Беляева)), издание 2010 года; Тайна блудницы (роман); Невеста (неоконченный роман). Литература: Варламов А. Да ведают потомки православных // Татьянин день; Игум. Дамаскин (Орловский) Варнава (Беляев) // Православная энциклопедия. Том VI. — Москва: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2003. — Страницы649-650. — 752 страницы — 39 000 экземпляров — ISBN 5-89572-010-2; Проценко П.Г. Биография епископа Варнавы (Беляева). «В Небесный Иерусалим. История одного побега». — Нижний Новгород: Братство во имя святого князя Александра Невского, 1999; Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. — Тверь, 1992. — Том 1. — Страницы 47-85.

Padre_PioFrancesco Forgione (483x700, 260Kb)
1887
Пио из Пьетрельчины (широко известный как Па́дре Пи́о; итальянское имя — Pio da Pietrelcina; в миру - Франческо Форджоне, Francesco Forgione)
священник и монах итальянского происхождения из ордена капуцинов, прославлен как католический святой. Знаменит стигматами и совершением чудес. Канонизирован 16 июня 2002 года папой Иоанном Павлом II. Франческо Форджоне родился в Пьетрельчине (Кампания) в 1887 году. Он был четвёртым ребёнком в семье из восьми. Семья была небогатой, но отличалась благочестием и набожностью. Франческо с детства отличался слабым здоровьем. Он мечтал о том, чтобы стать священником и с детства служил алтарником в приходской церкви. Его отец вынужден был эмигрировать в 1898 году в США, чтобы помогать семье, в том числе и чтобы платить за обучение Франческо. В 1903 году Франческо вступил в новициат францисканцев-капуцинов, годом позже он принял временные обеты в этом ордене. Он взял себе монашеское имя Пио в честь святого папы Пия V, святого покровителя Пьетрельчины. В 1907 году брат Пио принёс вечные монашеские обеты, а в 1910 году он был рукоположен во священники. Слабое здоровье не позволяет брату Пио исполнять своё служение в монастыре, его постоянно отправляют домой на лечение. Вплоть до 1916 года он, не снимая францисканского хабита, жил в Пьетрельчине, возвращаясь в монастырь лишь периодически. После начала первой мировой войны он периодически призывался в армию, однако всякий раз отправлялся в отпуск по болезни.
25 мая 1887 года родился — Падре Пиоpost-13108-13382980181 (700x348, 296Kb)
В 1916 году он впервые попал в небольшой монастырь в Апулии, в деревне Сан-Джованни-Ротондо, затерянной на склонах Монте-Гаргано. В этом монастыре, за исключением нескольких кратких отлучек в армию в первые годы, он проживёт более 50 лет. В 1918 году у падре Пио на руках и теле образовались стигматы — раны в местах расположения ран распятого Христа. Стигматы не исчезали у него до самой смерти. Раны, в особенности на руках, сильно кровоточили, что причиняло падре Пио сильные страдания — он носил специальные повязки. Стигматы неоднократно осматривались независимыми врачами, которые не пришли к определённому выводу относительно природы этих ран. Святой Престол поначалу отнёсся к стигматам отца Пио с большим недоверием, монах был на протяжении почти десяти лет с 1923 по 1933 год фактически полностью изолирован от внешнего мира в своей келье, однако, в конце концов, Ватикан признал их сверхъестественное происхождение.
25 мая 1887 года родился Франческо ФОРДЖИОНЕpost-154-130630309753 (700x381, 293Kb)
Папа Пий XI сказал по этому поводу: «Я не был плохо расположен к падре Пио, я был плохо проинформирован». Стигматы падре Пио и слухи о совершаемых им чудесах вызвали громадный рост популярности монастыря Сан-Джованни-Ротондо и массовые паломничества. Очередь на исповедь к падре Пио составляла несколько дней. В 1940 году падре Пио и несколько его духовных детей обнародовали проект создания в Сан-Джованни-Ротондо больницы для нуждающихся. Больница была открыта в 1956 году и названа «Дом облегчения страданий» (Casa Sollievo della Sofferenza). Сам падре Пио называл создание этой больницы самым большим делом своей жизни. Падре Пио умер в Сан-Джованни-Ротондо 22 сентября 1968 года.
Sanpioriesumato-2 (700x525, 414Kb)
Тело святого Пио из Пьетрельчины.
После смерти стигматы на его теле исчезли. Папа Павел VI в 1971 году писал об отце Пио: «Смотрите, какой он был окружен славой! Сколько приверженцев он нашёл по всему свету. Почему же? Может, он был философом или ученым? Вовсе нет. Просто он смиренно служил мессу и с утра до вечера исповедовал. Как ещё можно определить, кем он был? Господь Иисус отметил его Своими стигматами.» Падре Пио приписывается совершение множества чудесных деяний и обладание сверхъестественными способностями. В их числе: Стигматы на руках, ногах и в боку на местах ран распятого Христа. Некоторые авторы утверждают, что кровь, вытекавшая из стигмат имела приятный цветочный запах; Билокация. Одновременное нахождение в двух местах и способность мгновенно переноситься с места на место; Предсказания будущего; Способность на исповеди «видеть» всю жизнь исповедующегося, мгновенное определение степени его искренности; Чудесные исцеления. Наиболее известен случай Джеммы ди Джорджи, девочки, о которой утверждается, что она родилась без зрачков и тем не менее обрела способность видеть после визита к падре Пио; Мистические деяния. Пио из Пьетрельчины также приписываются мистические сражения с сатаной, которые имели место по ночам в его монашеской келье. В 1982 году Святой Престол начал беатификационный процесс по прославлению Пио из Пьетрельчины. Процесс был очень длительным и тщательным, разбиралось большое количество противоречивого материала. Лишь в 1990 году отец Пио был объявлен Слугой Божьим, хотя чаще всего этот титул кандидат получает сразу же после начала беатификационного процесса. В 1997 году отец Пио был объявлен «досточтимым», в 1999 году папа Иоанн Павел II беатифицировал его. После дальнейшего исследования жизни монаха, а также исследования чудес, совершённых, предположительно по его заступничеству, падре Пио был канонизирован 16 июня 2002 года. В 2008 году мощи Святого Пио были эксгумированы и выставлены для почитания паломниками. C марта 2013 года тело отца Пио постоянно выставлено в итальянском городе Сан-Джованни-Ротондо. На протяжении жизни падре Пио подвергался критике, в том числе и со стороны высокопоставленных католических деятелей. Агостино Джемелли, врач-францисканец, один из основателей Католического университета Святого Сердца и чьё имя носит Клиника Джемелли, называл его «невежественный, искалечивший себя психопат, эксплуатирующий народную доверчивость». На этом и подобных отзывах базировался запрет Ватикана на совершение месс и принятие исповедей отцом Пио в период 1923—1933 годов. Итальянский историк Серджио Луццато утверждал в своей книге, что падре Пио для создания стигматов пользовался фенолом и приводил показания аптекарши, у которой якобы он его купил. Это свидетельство исследовалось Ватиканом в ходе процесса по беатификации, однако, не было признано заслуживающим доверия. Критике подвергалась также коммерциализация монастыря Сан-Джованни-Ротондо, связанная с культом святого. В частности, епископ города Комо заявил: «Иисус изгнал торгующих из храма, но сейчас я вижу их возвратившимися».

1887Rubshov Aleksandr (505x700, 211Kb)
1887
Александр Ильич Рубцов
звеньевой колхоза «Колос» Богдановичского района Свердловской области. Родился в деревне Орлова ныне Барабинского сельсовета Богдановичского района Свердловской области, в крестьянской семье. Русский. В 11-летнем возрасте, оставшись без отца, начал трудовую деятельность, чтобы материально помочь матери прокормить многодетную семью. С 1908 по 1912 год проходил воинскую службу в царской армии, а в 1914 году вновь был призван в армию и участвовал в 1-й Мировой войне. Только в 1919 году Александр Ильич смог вернуться в родные края и заняться сельским хозяйством. В 1930 году А.И.Рубцов один из первых вступил во вновь образованную сельхозартель «Красный партизан», позже ставшую колхозом «Колос» и, как потомственному хлеборобу, ему поручили заведовать семенным участком. Благодаря его многолетнему опыту и исключительному трудолюбию колхоз постоянно получал высокий урожай зерновых и по результатам работы в первом послевоенном году звеном А.И.Рубцова был получен урожай пшеницы 32 центнера с гектара на площади 14 гектаров. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 марта 1947 года за получение высоких урожаев в 1946 году Рубцову Александру Ильичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Руководимое им звено по выращиванию пшеницы четыре года подряд в 4-й пятилетке занимало первое место по области. В ходе кампании по укрупнению хозяйств, в 1950 году колхоз «Колос» был реорганизован в колхоз имени С.М.Кирова, а в 1960 году – в «Красное знамя», в которых Александр Ильич продолжал заведовать семенным участком. Избирался депутатом Свердловского областного Совета депутатов трудящихся (1947-1957). Скончался 17 января 1972 года. Награждён орденом Ленина (19 марта 1947), медалями.

 (505x698, 88Kb)
1888
Анатолий Николаевич Александров
советский композитор, дирижёр, пианист, музыкальный педагог, публицист. (1941). Народный артист СССР (1971). Лауреат Сталинской премии второй степени (1951). Анатолий Александров родился в Москве, в музыкальной семье. Мать дала ему первые уроки игры на фортепиано. В годы детства семья часто переезжала. В 1906 году окончил Томскую мужскую гимназию с золотой медалью. С 1906 года семья снова стала жить в Москве. После встречи с С.И.Танеевым стал заниматься сначала с его учеником Н.С.Жиляевым, а потом с самим С.И.Танеевым (1907—1910). В 1906—1909 годах учился на историко-философском факультете в Московском университете. В 1910 году поступил в Московскую консерваторию, где изучал фортепиано под руководством К.Н.Игумнова (до 1915 года) и композицию под руководством С.Н.Василенко. В 1916 году закончил консерваторию с Малой золотой медалью. Принимал участие в Первой мировой войне, позже в годы Гражданской войне служил в Красной армии в частях особого назначения пианистом. В последующие годы, вплоть до 1974, выступал на концертах как пианист с исполнением своих произведений. В 1918—1919 годах работал в Наркомпросе РСФСР, в 1919—1920 — дирижёр Камерного театра, в 1922—1923 — дирижёр и редактор Радиовещания в Москве. С 1923 по 1965 год преподавал в Московской консерватории (в 1926 — профессор). Среди его учеников Н.Халмамедов, Н.Аносов, В.Бунин, М.Иорданский, Р.Леденёв, М.Меерович, К.Молчанов, М.Музафаров, Г.Мушель, И.Неймарк, Ю.Слонов, Е.Тиличеева, Н.Чемберджи. Завершил ряд незаконченных произведений С.И.Танеева и А.К.Глазунова, участвовал в редактировании Полного собрания сочинений П.И.Чайковского. Автор статей, воспоминаний о С.И.Танееве, С.В.Рахманинове. Член Союза композиторов СССР. В течение ряда лет был председателем секции детской музыки Союза. Жил в Москве на Воздвиженке, затем на 3-й Миусской улице (ныне улица Чаянова), 10. Анатолий Николаевич Александров умер в Москве 16 апреля 1982 года. Похоронен на Введенском кладбище. Мать — Анна Яковлевна Александрова-Левенсон, пианистка, ученица П.И.Чайковского. Отец — Николай Александрович Александров (1858—1936), российский фармацевт, магистр фармации (1891). Награды и звания: Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946); Народный артист РСФСР (1964); Народный артист СССР (1971); Сталинская премия второй степени (1951) — за вокальную сюиту «Верность» (1950) на слова С.Л.Северцева, цикл романсов на стихи А.С.Пушкина и фортепианные пьесы для детей; Орден Трудового Красного Знамени (1943); Орден Ленина (1953); Орден Дружбы народов (1978); Медали. Оперы: «Два мира» (по А.Н.Майкову, 1916); «Сорок первый» по Б.А.Лавренёва (1935, не окончена); «Бэла» (по М.Лермонтову, 1-я редакция 1941, 2-я редакция 1945, постановка в 1946, филиал Большого театра, Москва); «Дикая Бара» (1957, Ансамбль советской оперы ВТО, Москва); «Левша» (1975); «Тень Филлиды» (не закончена). Для оркестра: Симфония C-dur (1965); Романтическая сюита (с хором, 1-я редакция 1920, 2-я редакция 1932); Классическая сюита (1926, 2-я редакция 1930); Увертюра на две русские народные темы (1948); Забавная сюита (1938, 2-я редакция 1956); 2 сюиты из оперы «Бэла» (1949, 1971); Театрально-танцевальная сюита (1951); «Память сердца», симфоническая повесть об одной трагической любви (по музыке к фильму «Северная повесть», 1962); Русские народные мелодии (1971). Камерно-инструментальные ансамбли: Струные квартеты (G-dur (1914), cis-moll (1942), A-dur (1942), C-dur (1953)); Патетическое анданте для виолончели и фортепиано (1915, 2-я ред. 1921); Горские мотивы для скрипки и фортепиано (1942); Дифирамб для контрабаса и фортепиано (1959). Для фортепиано и оркестра: Концерт-поэма (1972). Для фортепиано в 2 руки: 14 сонат: fis-moll (1914, соната-сказка), d-moll (1918), fis-moll (1920), C-dur (1922, 2-я ред. 1954), gis-moll (1923, 2-я ред. 1938), G-dur (1925), D-dur (1932), B-dur (1944), c-moll (1945), F-dur (1951), C-dur (1955, соната-фантазия), h-moll (1962), fis-moll (соната-сказка, 1964), Е-dur (1971); 6 прелюдий (1907—1910); 3 фуги (1971); «Былая одержимость» (1911—1917); «Поэма f-moll» (1915); 4 прелюдии (1913-1916); «Видения» (5 пьес, 1919—1923); 3 пьесы (1925); 3 этюда (1925); 4 повествования (1939); Баллада (1939, новая ред. 1957); 4 пьесы (1951); Сюита-фантазия на мотивы из оперы «Бэла» (1954); «Отзвуки театра» (1945); «Маленькая сюита» (1952); «Романтические эпизоды» (10 пьес, 1962); Элегия и Вальс (1964); «Страницы из дневника» (1967). Камерные вокальные произведения: «Из Александрийских песен» (слова М. Кузмина, 1915, 1922, 1924, 1925, 1927—1929); «Сердце собачье» (9 песен, слова Н.Габричевской, 1931); «Отблески времени» (слова В.А.Соловьёва, Хафиза в переводе А.А.Фета, Е.А.Баратынского, Т.Броука в переводе Д.С.Усова, А.С.Пушкина, 1912, 1920, 1921, 1924, 1925—1929); Три стихотворения Хафиза (перевод А.Фета, 1912); Четыре стихотворения К.Д.Бальмонта и И.Северянина (1913—1914); Два стихотворения Р. де Гурмона (1915—1916); Два стихотворения А.С.Пушкина (1918); Три стихотворения В.Александрова (1915—1919); Три стихотворения Е.А.Баратынского (1919); «Осень», три стихотворения В. Пяста (1923—1924); Четыре песни на стихи С.А.Есенина и В.Ходасевича (1924); «Золотые ветви» (6 песен, слова А.П.Глобы, 1928-1929); «Слова несказанные» (4 романса, слова А.А.Блока, С.А.Есенина, Ф.И.Тютчева, Э.Верхарна, 1926); «Рассказ об утиле» (слова А. д'Актиля, 1930); «Слепой» (слова В. Ходасевича, 1930); Романсы на стихи А.С.Пушкина (1936, 1949); «Освеженный сад» (5 стихотворений, слова Н.А.Некрасова, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, Ф.Петрарки, 1944); Два стихотворения Г.Р.Державина (1935—1944); Двенадцать стихотворений советских поэтов (слова С.П.Щипачёва, Н.С.Берендгофа, В.К.Звягинцевой, С.Я.Маршака, А.Лахути в переводе Пеньковского, A.C.Исаакяна, А.Ф.Ерикеева в переводе В.К.Звягинцевой и Земной, 1947); «За родину» (слова М.Л.Матусовского, М.В.Исаковского, Н.С.Тихонова, 1947); Шесть романсов на стихи Е.А.Баратынского (1949); Три стихотворения Н.М.Бараташвили (перевод Б.Л.Пастернака, 1949); Сюита «Три кубка» (слова Н.С.Тихонова, 1942); Сюита «Человек в пути» (сюита, слова М.Алигер, 1944); Сюита «Верность» (слова С.Л.Северцева, 1950); 13 романсов (сл. разных поэтов, 1953—1965, 1967); «Холодное солнце зимы» (5 романсов, слова А.А.Баратынского, А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, 1953); Две песни (слова С.Фейнберга, 1942); «Колыбельная Сереже» (слова С.Л.Прокофьевой, 1956); 5 хоров a cappella на слова Ф.И.Тютчева (1971). Хоры: «Готовы всегда» (слова Д.Алтаузена, 1930); «Яблочко» (слова С.П.Щипачева, 1932); «Разведчик Чирков» (слова Т.С.Сикорской, 1932); «Песня о комиссаре Фурманов»е (слова А.Ойслендера, 1932); «Мы славим Россию» (слова А.Лучина, 1934). Другие произведения: детские песни для голоса или хора с фортепиано (свыше 150), в том числе циклы «Стройка», «Дуда», «Летние заботы»; школьные и пионерские песни для хора. обработки песен разных народов для голоса и фортепиано: Двенадцать песен народностей Запада (1931), Три песни народов Северного Кавказа (1941), Американские народные песни (10 американских и английских песен, 1944), Восемь чешских и словацких песен (1947), Три французские народные песни (1952), Шесть французских народных песен (1960), Греческие народные мелодии (1958), датские, норвежские, корейские мелодии; обработки для фортепиано: Башкирские мелодии (12 пьес, 1950). музыка к драматическим спектаклям: «Ариана и Синяя борода» М.Метерлинка (1919, Государственный показательный театр, Москва), «Адриана Лекуврёр» Э.Скриба и Э.Легуве (1919, Камерный театр, Москва), «Ромео и Джульетта» У.Шекспира(1921, там же), «Заговор Фиеско в Генуе» Ф.Шиллера (1925, Малый театр, Москва), «Собор Парижской богоматери», инсценировка H.A.Крашенинникова по В. Гюго (1926, там же, Москва), «Дон Карлос» Ф. Шиллера (1933, там же, Москва). Мультфильмы: 1934 — Царь Дурандай; 1938 — Красная Шапочка; 1939 — Ивашко и Баба-Яга; 1952 — Сармико; 1953 — Сестрица Алёнушка и братец Иванушка; 1955 — Остров ошибок; 1965 — Левша; 1965 — Как один мужик двух генералов прокормил; 1966 — Поди туда, не знаю куда; 1969 — Девочка и слон. Игровые фильмы: 1936 — Тринадцать; 1937 — Ленин в Октябре; 1960 — Северная повесть. В Москве, на доме, где жил композитор по 3-й Миусской улице (ныне улица Чаянова), 10, установлена мемориальная доска. Литература: Капков С.В. Энциклопедия отечественной мультипликации. — Москва: Алгоритм, 2006. — Страница 56. — 816 страниц — 3000 экземпляров — ISBN 5-9265-0319-4.

Paul_Andries_van_der_Bijl (627x700, 60Kb)
1888
Паул Андрис ван дер Бейл (нидерландское имя — Paul Andries van der Bijl)
южноафриканский миколог и фитопатолог. Паул Андрис ван дер Бейл родился в городе Стелленбос. В 1906 году поступил в Колледж Виктории (ныне часть Университета Стелленбоса). В 1908 году окончил Колледж со степенью бакалавра. В 1913 году Паул стал магистром наук по ботанике в Университете мыса Доброй Надежды, в 1915 году получил степень доктора наук за работу A study on the dry rot disease of maize caused by Diplodia zeae. Некоторое время Паул Андрис преподавал в Бетлехеме, затем вступил в Отделение по фитопатологии в Претории. В 1921 году он стал профессором фитопатологии Университета Стелленбоса. В 1928 году ван дер Бейл был назначен директором Стенненбосского и Элзенбургского сельскохозяйственного колледжа. Паул ван дер Бейл скончался в Стелленбосе 25 июля 1939 года. Ван дер Бейл собрал один из самых богатых гербариев лишайников Южной Африки. После его смерти этот гербарий был объединён с Национальной коллекцией грибов в Претории (PREM). Грибы, названные в честь П.А. ван дер Бейла: Byliana Dippen., 1930 [syn. Palawaniella Doidge, 1921]; Vanderbylia D.A.Reid, 1973 [syn. Perenniporia Murrill, 1942]; Acarospora bylii H.Magn., 1933; Aecidium bylianum Syd., 1924; Asterina vanderbijlii Werderm., 1923; Bacidia vanderbylii Zahlbr., 1932; Cercospora byliana Syd. & P.Syd., 1924 [syn. Pseudocercospora byliana (Syd. & P.Syd.) J.M.Yen, 1980]; Chiodecton vanderbylii Zahlbr; Graphis bylii Vain., 1926; Heterochaete byliana P.H.B.Talbot, 1958; Lecanora bylii Zahlbr., 1932; Mycosphaerella byliana Syd., 1924; Parmelia bylii Gyeln., 1938; Parmelia vanderbylii Zahlbr., 1932; Physalospora bylii du Plessis, 1933; Puccinia byliana Dippen., 1931; Septoria byliana Syd., 1924;Tylophoron bylii G.Merr. ex Van der Byl, 1931; Uromyces bylianus Doidge, 1927.

1888
Александр Яковлевич Быховский
живописец, график, художник театра и кино, педагог. Родился в Могилёве, в еврейской семье. С 1901 года учился живописи у иконописца Горбунова. После участия в революционном движении, поездки в Туркестан и странствий в Поволжье — учился в Школе Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге (1910—1912, не закончил) под руководством Н.К.Рериха. С 1913 года участвовал в выставках. В 1919 году заведовал плакатной мастерской в Гомеле, преподавал в Изостудии имени М.А.Врубеля. С 1922 года — в Москве. В 1923 году имел персональную выставку в студии Габима, где представил графические работы 1910—1920 годов. Участвовал в выставках «Объединённого искусства» (ОБИС), «Общества художников московской школы» (1925), «Всемирная графика» (Лейпциг, 1927). В 1920 годах создал цикл «Политический плакат», в который вошли лучшие плакаты первых революционных лет («Красный набат», «Траурное знамя» и другие). В 1926 году был оформителем киносценария И.Э.Бабеля «Блуждающие звезды» и сборника к 10-летию ГОСЕТа «Революционный театр». В 1929—1931 годах Быховский преподавал на театральном отделении курсов прикладного искусства имени Н.К.Крупской. В 1936 году выпустил афиши, эскизы декораций и костюмов для спектакля А.Вевёрки «Степь горит» в театре «Красный факел» (Мариуполь). В 1938 году работал как монументалист над проектом павильона «Иркутск» для ВСХВ. В 1942—1945 годах оформлял спектакли в Омском кукольном театре. С конца 1940 годов работал как скульптор. В 1951 году Быховский вступил в МОССХ. В 1970-е годы работал над композицией «Вестники славы» (коллаж). Умер в Москве 19 июня 1978 года. Психолог и искусствовед Л.С.Выготский посвятил Быховскому книгу «А.Быховский. Графика» (1926). Наследие Быховского хранится в Отделе личных коллекций ГМИИ имени А.С.Пушкина, где в 2005 году прошла персональная выставка работ художника. Произведения А.Я.Быховского находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее и ГМИИ имени А.С.Пушкина. Источник: Ментюкова (Иванова) O.K. Философия творчества художника и поэта А.Я.Быховского (1888–1978) // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сборник научных статей. Выпуск 5. / Под редакцией С.В.Мальцевой, Е.Ю.Станюкович-Денисовой, А.В.Захаровой. – Санкт-Петербург: НП-Принт, 2015. Страницы 733–744. – ISSN 2312-2129

00Jean André Wahl (509x700, 60Kb)
1888
Жан Валь (французское имя — Jean André Wahl)
французский философ-экзистенциалист. Родился в Марселе. Окончил Эколь Нормаль. Начинал как ученик Анри Бергсона, изучал и пропагандировал философию У.Джеймса, Дж.Сантаяны. В конце 1920-х годов, до А.Кожева, предложил своё прочтение Гегеля. Развивал идеи Кьеркегора. Участвовал в работе Коллежа социологии, публиковался в журнале Ж.Батая Ацефал. Оказал влияние на Э.Левинаса, Ж.-П.Сартра, Ж.Делёза. Дружил с Пьером Жаном Жувом, Вл.Янкелевичем. С началом войны интернирован как еврей в концлагере Дранси, откуда бежал. В 1942—1945 жил в США. При поддержке Фонда Рокфеллера основал в Нью-Йорке Свободную школу высших исследований, позднее работал в колледж Маунт-Холиок, был близок к У.Стивенсу, М.Мур. Вернувшись на родину, в 1946 основал альтернативный Сорбонне Коллеж философии. С 1950 руководил влиятельным журналом Обозрение метафизики и морали. Умер в Париже 19 июня 1974 года. Труды: Les Philosophies pluralistes d’Angleterre et d’Amérique, 1920 (переиздание, 2005); Du rôle de l’idée d’instant dans la philosophie de Descartes, 1920 (переиздание, 1994); Несчастное сознание в философии Гегеля/ Le Malheur de la conscience dans la philosophie de Hegel, 1929 (русский перевод, 2006); Étude sur le Parménide de Platon, Paris, Rieder, 1930; Vers le concret, Vrin, 1932 (переизд. 2004); Кьеркегоровские этюды/ Études kierkegaardiennes, 1938 (переиздание, 1998); Les Problèmes platoniciens, Paris, CDU, 3 fasc., 1938—1939; Existence humaine et transcendance, Neufchâtel, La Baconnière, 1944; Tableau de la philosophie française, Gallimard, 1946; Введение в философию Хайдеггера/ Introduction à la pensée de Heidegger, cours en Sorbonne, 1946 (переиздание, 1998); Краткая история экзистенциализма/ Petite histoire de l’existentialisme, Paris, L’Arche, 1947; Poésie, pensée, perception, Paris, Calman-Levy, 1948; Jules Lequier, La Baconnière, 1948; La Pensée de l’existence, 1952; Traité de Métaphysique, 1953; La structure du monde réel d’après N. Hartmann, Paris: Centre de documentation universitaire, 1953. (Cours de la Sorbonne enseigné en 1952); La théorie des catégories fondamentales dans Nicolai Hartmann, Paris: Centre de documentation universitaire, 1954. (Cours de la Sorbonne enseigné en 1953); Философия существования/ La Philosophie de l’existence, 1954; Les aspects qualitatifs du réel. I. Introduction, la philosophie de l’existence; II. Début d’une étude sur Husserl; III. La philosophie de la nature de N. Hartmann, Paris: Centre de documentation universitaire 1955. (Cours de la Sorbonne enseigné en 1954); К завершению онтологии/ Vers la fin de l’ontologie, 1956; L’Expérience métaphysique, 1964; Cours sur l’athéisme éclairé de Dom Deschamps, 1967; Esquisse pour une histoire de " l’existentialisme ", L’arche, 2002. Литература: Emmanuel Lévinas, Xavier Tilliette et Paul Ricœur. Jean Wahl et Gabriel Marcel. Beauchesne, 1976.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку