
1880
Сергей Сергеевич Четвериков
(продолжение)
Он наметил также ряд научных работ на основании изучения своих сборов. В 1950-х годах вышли из печати две статьи Сергея Сергеевича, посвящённые бабочкам. Это — второе издание его статьи «Бабочки», помещённой в Большой советской энциклопедии, и статья в «Энтомологическом обозрении», в которой описан новый вид совки из южного Приуралья. Однако эту увлекательную для Сергея Сергеевича работу ему через год-два пришлось сначала ограничить, а затем и оставить: зрение прогрессивно ухудшалось. Вскоре к этому присоединилось и ослабление слуха. Во второй половине 1950-х годов к Четвериковым всё чаще стали поступать известия о начавшемся крушении лысенковщины и возрождении биологической науки. В начале 1957 года Всесоюзное энтомологическое общество избрало его своим почётным членом. В 1958 году Сергей Сергеевич начал писать воспоминания, они доведены до студенческих лет, отдельная глава посвящена описанию знаменитого генетического семинара "СООР". В середине июня 1959 года днём разразилась гроза. Сергей Сергеевич спал. Во сне произошло кровоизлияние в мозг, он проснулся, но не мог ничего сказать. Правая половина тела была парализована. Борьба за жизнь длилась более двух недель. Однако последовал второй инсульт, и 2 июля 1959 года С.С.Четвериков ушёл из жизни. Сергей Сергеевич был похоронен в Горьком. За научные исследования по шелкопряду в 1944 году Четвериков был награждён орденом «Знак Почета», а позднее он получил медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». В 1945 году он был утвержден в ученой степени доктора биологических наук без защиты диссертации. В конце зимы 1958 года С.С.Четвериков получил письмо из Германии, в котором он извещался о том, что Академия естественных наук «Леопольдина» приглашает его на торжественное заседание, посвященное 100-летию издания Дарвином исторического труда «Происхождение видов». Но Сергей Сергеевич был уже настолько слаб, что воспользоваться предложением не мог. В апреле состоялся юбилейный конгресс, на котором 18 биологов мира были награждены почетной медалью «Планкетта Дарвина» за развитие и укрепление эволюционного учения и генетики. В числе награжденных был и Сергей Сергеевич. За несколько дней до кончины Сергея Сергеевича на его имя было получено письмо из ГДР, в котором извещалось о его награждении «Планкеттой». Получение её является предметом гордости советской биологии. В 1969 году могила С.С.Четверикова была перенесена из заброшенного угла кладбища на центральную аллею и на ней установили памятник с бронзовым барельефом, сделанным скульптором Людмилой Кулаковой. С 1969 года в университете проводятся Четвериковские чтения, в музее истории университета существует мемориальный уголок С.С.Четверикова, а на здании биологического факультета установлена памятная мемориальная доска, выполненная Л.Кулаковой. В 1977 году 3-й Заярский проезд в Советском районе, тогда ещё города Горького, был переименован в улицу Четверикова.
Научные труды: Волны жизни: (Из лепидоптерологических наблюдений за лето 1903 г.) // Дневник Зоологического отделения императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. 1905. Том 3, № 6. Страницы 106—111; Beitrӓge zur Anatomie der Wasserassel (Asellus aquaticus L.) // Bull. Soc. Imp. Natur. Moscou. 1910. T. 24, N 4. P. 377—509. [Магистерская диссертация С.С.Четверикова]; Основной фактор эволюции насекомых // Известия Московского энтомологического общества. 1915. Том 1. Страницы 14—24; Краткое наставление к собиранию насекомых. Москва: Госиздат, 1919; Теоретическая предпосылка генотипического анализа видов в роде Drosophila // Труды 2-го съезда зоологов, анатомов и гистологов СССР в Москве 4—10 мая 1925 г. Москва: Главнаука, 1927. Страницы 163—164; Бабочки // БСЭ. Москва, 1926. Том 4. Страницы 264—275; Биометрия // БСЭ. Москва, 1926. Том 6. Страницы 338—344; Экспериментальное решение одной эволюционной проблемы // Труды 3-го Всероссийского съезда зоологов, анатомов и гистологов в Ленинграде 14—20 декабря 1927 г. Ленинград, 1928. Страницы 52-54; Цитология наследственности за последние десять лет: (В помощь учителю средней Школы). Горький, 1926; Проблемы общей биологии и генетики: (Воспоминания, статьи, лекции) / Ответственный редактор З.С.Никоро. — Новосибирск: Наука, 1983; О некоторых моментах эволюционного учения с точки зрения современной генетики, "Бюллетень Моск. общества испытателей природы. Отдел биологический", 1965, том 70, № 4; О некоторых моментах эволюционного процесса с точки зрения современной генетики // Классики советской генетики. — Ленинград, 1968. On certain aspects of the evolutionary process from the standpoint of modern genetics // Proceedings of the American Philosophical Society. — 1961. — Vol. 105. — № 2; Фауна и биология чешуекрылых. Новосибирск: Наука, 1984; Бабочки Горьковской области. Нижний Новгород, 1993. 128 страниц.
Литература: Астауров Б.Л., Жизнь С.С. Четверикова, "Природа", 1974, № 2; Рокицкий П.Ф., С.С.Четвериков и развитие эволюционной генетики, в книге: Из истории биологии, выпуск 5, Москва, 1975; Бабков В.В. Московская школа эволюционной генетики. — Москва: Наука, 1985. — 214 страницы; Сергей Сергеевич Четвериков: Библиографический указатель / Составитель Н.М.Артёмов. — Горький, 1987; Артёмов Н.М., Калинина Т.Е. Сергей Сергеевич Четвериков. 1880—1959. — Москва: Наука, 1994; Сергей Сергеевич Четвериков: Документы к биографии. Неизданные работы. Переписка и воспоминания / Составитель Т.Е.Калинина; ответственный редактор И.А.Захаров. — Москва: Наука, 2002; Adams М.В., The founding of population genetics: Contribution of the Chetverikow School. 1924—1934, "Journal of the History of Biology", 1968, v. 1, № 1; Dobzhansky ., Sergei Sergeevich Tshetverikow, 1880—1959, "Genetics", 1967, v. 55, № 1; Adams M. Sergei Chetverikov, the Kol’tsov Institute, and the evolutionary synthesis. — In: Mayr & Provine. The Evolutionary Synthesis. — 1998.
1881
Бернард фон Газа (немецкое имя — Bernhard von Gaza)
немецкий гребец, бронзовый призёр летних Олимпийских игр 1908. Умер в городе Узедом, Передняя Померания-Грайфсвальд, Мекленбург — Передняя Померания, Германия. На Играх 1908 в Лондоне Газа участвовал в соревновании одиночек. Он выиграл две гонки, но проиграл в полуфинале британцу Гарри Блэкстаффу и занял третье место, получив бронзовую медаль. Во время Первой мировой войны фон Газа служил обер-лейтенантом в 185-м пехотном полку. В начале 1915 года получил ранение от гранаты. В 1916 году был награждён Железным крестом. 23 сентября 1917 года участвовал в защите немецких позиций при нападении английских войск. Во время сражения попал в плен. Считается, что фон Газа умер а Лангемарк-Пулкапелле, Западная Фландрия, 25 сентября 1917, находясь в плену у англичан, и был похоронен на военном кладбище Dozingheim в Виетерене, Бельгия.

1881
Юлиуш Зелиньский (польское имя — Juliusz Zieliński)
польский педагог, активист довоенного Союза поляков в Германии, директор польской школы в Злотуве (Крайна). Родился в селе Коморск, ныне Свецкий повят, Польша. Сын польских крестьян Якова Зелиньского и Вероники (до замужества — Ошвалдовская). Аттестат зрелости получил в 1901 году в немецком педагогическом колледже в Тухоле. С учебного года 1901/1902 начал работу в системе образования: сначала в школе в Козлове (гмина Ласин), потом — в Буке Поморском (гмина Яблоново-Поморске), куда был переведён в 1905 году после второго сданного учительского экзамена. С 1912 года работал в Бялохове, где в ноябре этого же года женился на Марии Доманской, которая была дочерью Франциска Доманского и сестрой священника Болеслава Доманского, бывшего одним из наиболее активных деятелей Союза поляков в Германии и настоятелем прихода в Закшеве. В этом же году принял он руководство школой в Бялохове после своего тестя, который ушёл на пенсию. Во время Первой мировой войны Юлиуш Зелиньский считался подданным Пруссии. Был призван 12 января 1915 года. Из-за близорукости и порока серда был признан негодным к строевой службе. После соответствующего обучения в июле направлен на восточный фронт в звании унтер-офицера, где служил санитаром. В начале августа был ранен в битве при Нареве. После излечения был направлен во Францию на позиции возле рек Сомма и Уаза, где находился до января 1916 года. После нескольких госпитализаций из-за сердечной недостаточности 17 августа 1916 года был уволен из армии. Вернулся к семье в Бялохово и продолжил работу в школе.
Юлиуш Зелиньский с Марией Доманской, 1912
В 1919—1920 годах после обретения Польшей независимости Зелиньский активно участвовал в воссоздании польских государственных структур в Поморье. был комендантом Гражданской охраны. За свою деятельность был награждён в 1927 году Почётным знаком Фронта Поморья. 14 января 1920 года староста Грудзёндза назначил его чрезвычайным войтом области Дусочин, а днём позднее был также назначен чрезвычайным чиновником ЗАГСа в области Бялохово. В этом же году переехал из Бялохово в Шембручек, где был руководителем школы. 14 августа 1920 года окружной комендант Национальной стражи в Грудзёндзе назначил его областным комендантом 18-го отряда Национальной стражи. В то время эта должность давала право производить действия, характерные для полиции. 20 сентября 1921 года налоговая служба Поморья назначила его заместителем члена количественной комиссии для сельского района Грудзёндза. Также был членом объединения ветеранов «Союза восставших и военных».
в окружении учеников
В 1929 году Юлиуш Зелиньский был освобождён от работы в Польше и направлен на работу в системе польского образования заграницей. 1 июля он был принят на работу в новую школу в Злотуве, которая имела статус частной школы национального меньшинства и ключала 2 класса. В начале учебного года 1929/1930 Зелиньский принял на себя руководство школой.

с женой и учениками на экскурсии в Величку
Юлиуш Зелиньский участвовал в общественной жизни польского национального меньшинства в Поморье. Был знаком со священником Болеславом Доманским, который был неформальным лидером поляков в нацистской Германии. Вместе со священником Болеславом Доманским и учителем по фамилии Каня Юлиуш Зелиньский руководил работой молодёжной организации в Закшеве.
Юлиуш Зелиньский был председателем злотувского конференционного региона, организовывал там лекции и беседы, предназначенные не только для учителей, но и для широких кругов польского национального меньшинства злотувской земли, Пятого района Союза поляков в Германии. В одной из характеристик школьных властей так описывалась его деятельность:
«...мог [...] найти множество дорог и способов последовательного воплощения в жизнь духовных и культурных ценностей собственного Народа, приучая вверенную ему молодёжь к смелому и активному провозглашению польских убеждений»
(фрагмент характеристики авторства Юзефа Мозолевского, с 1930 школьного инспектора Союза Польских Школьных Обществ в Берлине и учителя в Злотуве, от 15 июля 1938)
Извещение о смерти и запись в книге регистрации концлагеря Дахау
Начало Второй мировой войны застало Юлиуша Зелиньского с семьёй в Грудзёндзе. В июле 1939 года он окончил свою работу в Злотуве и с августа находился на отдыхе в Грудзёндзе. В новом учебном году 1939/40 он должен был приступить к работе в этом же городе в начальной школе № 13. Юлиуш Зелиньский вместе с семьёй эвакуировался на восток. Это спасло его от расправы с учителями в рамках «Intelligenzaktion». После капитуляции Варшавы вместе с семьёй вернулся в Грудзёндз и там в начале октября 1939 года был арестован немецкой нацистской организацией «Selbstschutz» вместе с большой группой местной интеллигенции. Юлиуш Зелиньский содержался в здании интерната «Общества помощи детям и польской молодёжи пограничных земель», который стал распределительной тюрьмой. Через некоторое время был выпущен. Был снова арестован в марте 1940 года. Несколько дней находился в тюрьме в Грудзёндзе, после чего в составе большой группы арестантов был вывезен в неизвестном направлении. Через несколько недель появилась информация, что он пребывает в концлагере Заксенхаузен. В сентябре 1940 года был переведён в концентрационный лагерь Дахау, где ему был присвоен номер заключённого 17519. Умер в концлагере 9 января 1944 года согласно официальному заключению по причине асцита (Bauchwassersucht)
Семья
У Юлиуша Зелиньского было четверо детей: Эдмунд (1916—1918) умер во младенчестве; Ирена (1914—1994, в замужестве — Шостек) была матерью священника Анджея Шостека и хранителем университетской библиотеки во Вроцлаве. Скончалась в 1991 году; Эдвард (1918—1963) во время войны попал в плен. После войны остался жить за границей. Скончался в 1963 году; Генрих (1920—1981) также попал в плен, после войны был профессором Вроцлавского университета и отцом профессора Кшиштофа Зелиньского. Скончался в 1981 году.

Памятная доска, установленная в 2014 г., в 85-ую годовщину создания польской школы в Злотуве.
Литература: Leon Kowalski, Czas próby. Wspomnienia nauczyciela z ziemi złotowskiej (1930—1939), Познанское Издательство, 1965; Ziemia Złotowska, сборник под ред. Войчеха Вжешинского, Гданьск 1969, страница 123; Maria Zientara-Malewska, Złotowszczyzna, Лодзкое Издательство, 1971 (страницы 64-70); Maria Zientara-Malewska, Wspomnienia nauczycielki spod znaku rodła, Педагогическое и Школьное Издательства, Варшава 1985 (с. 114—115); Janusz Justyna, Pamiętajcie o dyrektorze (статья из серии «История Злотувской Земли»), «Локальные Новости», № 17/658, 27 апреля 2011, страница 16; Zofia Jelonkowa, Po wizycie prof. Teresy Szostek (Uniwersytet Wrocławski) w Złotowie], сайт Музея Злотувской Земли, 2011 г.; Juliusz Zieliński bohater nieco zapomniany, zlotow.naszemiasto.pl, 4 августа 2011; Złotów nasz i wasz, ч. 2, издательство Библиотеки Музея Злотувской Земли под ред. Софии Елонковой, Злотув 2012, ISBN 978-83-935282-0-2
1882
Георги Атанасов
болгарский композитор, дирижер. Один из основоположников болгарской национальной оперы. Родился в городеПловдив, в бедной семье, рано осиротел. Начал получать формальное музыкальное образование в Бухаресте в возрасте 14 лет — уже имея небольшой опыт игры на фортепиано, изучал теорию музыки, фортепиано и тромбон. С 1901 по 1903 год он изучал композицию и контрапункт в консерватории Россини в итальянском городе Пезаро под руководством Пьетро Масканьи. После получения диплома с титулом «Маэстро» он вернулся в Болгарию, где вскоре после этого стал хорошо известен как руководитель военных оркестров. Он возглавлял Болгарский национальный театр оперы и балета с 1922 по 1923 год. Атанасов был первым болгарским композитором, писавшим оперы на постоянной основе (первую оперу написал в 1911 году), его стиль находился под сильным влиянием итальянской оперы, был мелодичным и имел влияние болгарского фольклора. Он чередовал контрастные музыкальные номера для достижения драматического эффекта в своих произведениях. Среди сочинений — опера «Борислав» (1911), «Алцек» (1930), детские оперы, оперетты и др. Среди опер Атанасова наиболее известной является «Гергана», первая болгарская опера, в которой один центральный персонаж находится в центре сюжета. Среди других его работ — комические оперетты и более серьёзные работы. Умер в коммуне Гардоне-Ривьера, Брешиа, Ломбардия, Королевство Италия от тяжёлой формы диабета 17 ноября 1931 года.
1882
Янис Курелис (латышское имя — Jānis Kurelis)
офицер Российской Императорской армии и генерал Латвийской армии. Получил известность как командир «группы генерала Курелиса» в конце Второй мировой войны. Янис Курелис, сын сельского батрака, родился в Эргемсой волости, Российская империя, ныне Валкский край, Латвия, в многодетной семье. Детство провёл на Псковщине.
В Русской Императорской армии
В 1899 году закончил Псковское реальное училище, добровольцем вступил в 183-й пехотный Пултусский полк. В 1901 году окончил Одесское военное училище. В 1905 г. участвовал в русско-японской войне. В 1910 г. получил чин капитана и был переведён в Главное управление Генерального штаба. В 1915 г. во время Первой мировой войны командовал батальоном в боях против Германии. В 1917 г. командовал 5-м Земгальским латышским стрелковым полком, был повышен до полковника. Когда полк перешёл на сторону большевиков, Курелис был инициатором формирования белых латышских частей (Имантского полка) в Сибири.
Имантский полк
Через Владивосток он прибыл в Шанхай, где вместе со старшими лейтенантами К.Упелниексом, Я.Озолсом и Р.Валдманисом добился согласия Франции на организацию латышских воинских подразделений. 20 октября 1918 года назначен командиром Имантского полка. В 1919 году решением Дальневосточного национального совета направлен в Латвию, где 23 ноября 1919 года назначен начальником отдела штаба главнокомандующего Латвийской армии. С 1 октября 1921 года — помощник начальника Технического управления. С 1 февраля 1922 года по 24 мая 1924 года — командир Технической дивизии. В 1925 году ему присвоен чин генерала. Курелису подчинялись латвийские танкисты, лётчики, связь и береговая артиллерия. В отставку он вышел в мае 1940 года, поэтому и избежал высылки.
Сотрудничество с нацистами
В 1941—1943 годах руководил охранным предприятием союза военных инвалидов в Риге. Один из подписантов Меморандума Центрального Совета Латвии от 17 марта 1944 года. Потом вступил в 5-й Рижский полк айзсаргов, где организовал так называемую группу генерала Курелиса. Ему удалось заинтересовать немцев собственным проектом — созданием «партизанской армии», которая при вступлении красных на территорию Латвии устроит им «ад в тылу». Заодно ей присваивалась функция борьбы с дезертирами (однако вместо того, чтобы сдавать их немцам, «курелиеши» ставили их на довольствие, пополняя свои ряды). Курелис имел тайную мысль — повторить сценарий 1918—1919 года, использовав немецкую военную силу, а затем выйти из подчинения немцев. Тайный план разработал начальник штаба группы, капитан Кристапс Упелниекс, который надеялся, что им при помощи США и Англии удастся сохранить ЛР. «Между генералами Курелисом и Бангерскисом была идеологическая и политическая трещина», — оценивает двоих старых военачальников Латвии, оставшихся на её территории к 1944 году, историк Антонийс Зунда. Если Курелис, как и возглавлявшийся Константином Чаксте Латвийский центральный совет, был против и СССР, и Германии, то Бангерскис мечтал о том, что в награду за «геройскую борьбу легионеров и Латвии найдётся место в Новой Европе». Однако всё пошло не так. Дневник адъютанта штаба Курелиса Яна Грегора показывает, как меняется его отношение к немцам по мере отступления на запад. 2-3 октября началась обязательная эвакуация жителей Риги на Запад. На сборы людям дают 3 часа. Эвакуируют всех от 14 до 55 лет — значит, из 200-тысячного населения Риги к отправке в Германию назначено 120—150 тысяч человек, записывает Грегорс. 7 октября 1944 года: «Теперь и немцы, как и большевики, устроили нам ловлю рабов. Но чтобы ни случилось, народ не может оставить свою землю, и преступно думают те „латыши“, которые эвакуацию всего народа считают избавлением от смерти и Сибири, потому что Германия-де ближе Сибири. Генерал Бангерскис считает, что все латыши должны уйти в Германию, пусть даже они вернутся через 30-40 лет. Он с ума сошёл!» 1 ноября генерала Курелиса вызвали к обергруппенфюреру Еккельну, главе СС Остланда. В штабе Курелиса набросали меморандум: «Просим германское правительство, чтобы было официально декларировано признание и готовность фактически предоставить независимость Латвии». Курелис на встрече обещал Еккельну сформировать из беженцев в Курляндии 50-тысячную армию и развернуть партизанскую войну в тылу красных. Даже упомянул, что призыв в легион незаконен с точки зрения Гаагской конвенции.
Однако Еккельн вызвал Курелиса, чтобы выяснить, не принимает ли он дезертиров из 19-й дивизии легиона СС. Курелис не признался, хотя дезертиров у него было много. Немцы об этом знали, как и о планах выйти из-под их подчинения.
Ликвидация группы Курелиса
7 ноября Ян Грегор делает запись в дневнике: «Серьезные люди предупреждают, что нас окружат и расформируют. Если не сказать хуже…»
14 ноября группу Курелиса (неполный полк) окружили. Около 8 часов утра на базе появились немецкие парламентеры, лёгкий самолёт «Fieseler» сбросил какой-то пакет, и латышам объявили, что они сопротивление бесполезно. Капитан Упелниекс хотел организовать оборону, но Курелис решил сдаваться. Хотя немцы обещали просто «перенять» латышское соединение под свой контроль, весь его личный состав и командир, генерал Курелис, были отправлены в концлагерь Штуттгоф (2713 военнопленных). 8 офицеров его штаба, в том числе Упелниекса и Грегора, отдали под трибунал, подчинённый Бангерскому. Суд состоялся в Лиепае. Среди судей были латыши: штандартенфюрер Палкавниекс, оберштурмбанфюрер Гайлитис. Всех восьмерых офицеров штаба Курелиса приговорили к расстрелу.
В концлагере
В Штуттгофе Курелис попал в «привилегированный» барак, где сидели также лидер социал-демократов Бруно Калниньш, руководитель Латвийского центрального совета Константин Чаксте и посол Лудвигс Сея. 62-летний генерал смог пережить зимнюю ликвидацию лагеря, когда пленных гнали десятки километров по снегу, пристреливая отстающих. Более того: из Данцига он на буере через Балтийское море бежал в Швецию. В 1948 году генерал вернулся из Швеции в Германию к семье. Они поселились неподалёку от Киля, где в небольшом городке находилась сельскохозяйственная школа, созданная латышами. Супруга Курелиса Элза устроилась там работать врачом. Это была школа. Там обучали садоводству, обработке земли, животноводству. Отец учил будущих сельчан ездить на тракторе. Он как сын сельского батрака вырос в крестьянском хозяйстве вместе с семерыми братьями, умел делать всю сельскую работу и не забыл её за годы армейской службы. В США в 1950-е годы требовались врачи, и Элзе Курелис предложили на выбор несколько штатов, она выбрала Техас. Семья прибыла в Нью-Орлеан 1 мая 1951 года. Устроиться в Техасе им помогла лютеранская программа помощи (Lutheran Relief program, сейчас Lutheran World Relief). В Техасе Элзе зачли полученное в Латвии образование и практику и дали практику окружного врача (county doctor) в маленьком городке Голдсуэйте, между Остином и Далласом, округ Миллз. Янис Курелис был старшим рабочим в сельском хозяйстве. В начале 1950-х годов СССР потребовал от США выдать Яниса Курелиса как военного преступника. А потом семья получала письма из Советской Латвии с приглашением вернуться. Эти письма приходили и при жизни генерала, и после его смерти. Были люди, которые поверили этим письмам и вернулись на родину. В 1953 году семья переехала в Чикаго, где Элза Курелис работала в норвежско-американской больнице (Norwegian American Hospital). В этом году генерал Курелис тяжело заболел. Умер он 5 декабря 1954 года. Похороны были скромными, урна с прахом генерала похоронена в Чикаго, на Кладбище акаций (Irving Park Acacia Cemetery).
Семья
Курелис женился поздно, в 54 года, на 36-летней Элзе Розенвалд. Его старший сын Янис Улдис родился в 1938 году, дочь Инесе в 1940 году. Его супруга Элза Курелис-Розенвалд была врачом. Семью генерала в 1944 году сначала отправили в Кенигсберг, затем в Германию, где она находилась в английской зоне, в лагере для перемещенных лиц в Регенсдорфе, земля Шлезвиг-Гольштейн. Затем их перевезли в Любек. Янис Улдис в Германии недолго учился в латышской школе, а потом ему пришлось сдавать экзамен, чтобы перевестись в немецкую военную школу для мальчиков. В Техасе детям пришлось учить английский язык, и для Яниса Улдиса школьные годы затянулись — в одном и том же классе средней школы Паркера в негритянском районе Чикаго ему приходилось оставаться на второй год. Он так и не получил высшего образования и всю жизнь проработал водителем грузовика. Детей у него не было. Когда Янис Улдис был призван в армию США, он высказал своему начальству боязнь провокаций со стороны СССР против семьи Курелиса. Ему посоветовали сменить имя и фамилию. Так он стал Марком Валиантом. Инесе Курелис жила в Чикаго, работала в «Braniff Airlines». Элза Курелис скончалась в 1971 году.
Награды
За заслуги в Русско-Японской войне 1904—1905 годов награждён Орденом Святого Станислава III степени и Орденом Святой Анны IV степени. За участие в Первой мировой войне — орденами Святого Станислава и Святой Анны II степени, орденом Святого Владимира IV степени и солдатским Георгиевским крестом за храбрость. За проявленный героизм в боях у Малой Юглы в 1920 году награждён военным орденом Лачплесиса III степени. Награждён орденом Трёх звезд II и III степеней, орденом Виестура I степени, крестом за заслуги в обороне и серебряной медалью Латвийского оборонного общества. Награждён также Военным крестом Чехословакии и юбилейной медалью в честь 10-летия провозглашения независимости Латвии.
Память
В день смерти Яниса Курелиса в Англии в газете «Laiks» (8 декабря 1954 года) «курелиеши» поместили соболезнование: «Ja dzimtenei ziedot dzīvību spēj dēli, tad mazāk upuru nedrīkst būt žēli» («Если сыновья способны пожертвовать жизнью ради родины, значит и меньших жертв для неё жалеть нельзя»). Отношение к деятельности генерала остаётся противоречивым. Старые легионеры не говорят о нём ничего хорошего, «Daugavas Vanagi» молчат. Бывший солдат батальона Рубениса Артур Пормалс полагает, что «было бы хорошо перевезти урну с прахом Курелиса на Братское кладбище».
Литература: Крысин М.Ю., Литвинов М.Ю. Крах группы Курелиса. Подготовка немецко-фашистскими оккупантами антисоветского сопротивления в Латвии. // Военно-исторический журнал. — 2016. — № 6. — Страницы28—33; A. Švābe, Latvju Enciklopēdija, II sējums, Stokholma, 1952—1953; Л. Силиньш. «Латыши в Штутгофском концентрационном лагере», 2003; H. Biezais, Kureliešii: Nacionālās pretestības liecinieki. Itaka: Mežābele, 1991.
1882
Алмурат Лепесов
старший чабан колхоза «20 лет Казахстана» Аральского района Кзыл-Ординской области, Казахская ССР. Родился в ауле Камбаш Казалинского уезда Сыр-Дарьинской области Туркестанского края, ныне – Аральского района Кызылординской области Казахстана. Казах. С детского возраста работал по найму – пас байский скот (батрачил). В 1918 году отправился в город Аральск, работал грузчиком на железной дороге, там же самостоятельно обучился грамоте. С началом коллективизации сельского хозяйства в начале 1930-х годов Алмурат Лепесов вернулся в родное село и вступил в местную сельскохозяйственную артель, работал в полеводческой бригаде. Позже он перешёл работать табунщиком по выпасу лошадей, всемерно заботился об увеличении их поголовья. В годы Великой Отечественной войны колхозом «Акбай» Аральского района в Красную Армию были поставлены сотни строевых коней, выращенных А.Лепесовым. В 1944 году он перешёл работать чабаном по выпасу овец и вскоре стал лучшим чабаном колхоза, позже переименованного в «20 лет Казахстана». В отаре Алмурата Лепесова были самые высокие показатели по выходу молодняка и настригу шерсти. По итогам работы в 1947 году он вырастил от 433 курдючных овцематок 575 ягнят при среднем весе ягнят к отбивке 43 килограмма. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1948 года за получение высокой продуктивности животноводства в 1947 году Лепесову Алмурату присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В последующие годы А.Лепесов продолжал демонстрировать высокие показатели в овцеводстве. После реорганизации в 1957 году колхоза в овцеводческий совхоз «Каракумский» он работал старшим чабаном до выхода на пенсию в 1959 году. Жил в Аральском районе. Скончался в 1966 году. Награждён орденом Ленина (23 июля 1948), медалями.

1882
Ян Станислав Янковский (польское имя — Jan Stanisław Jankowski; псевдонимы: Doktor, Jan, Klonowski, Sobolewski, Soból)
польский политический деятель, видный представитель польского Сопротивления во время Второй мировой войны. В 1946 году был арестован НКВД и осужден к 8 годам заключения; накануне освобождения погиб при невыясненных обстоятельствах (Перейти к разделу «#Арест, процесс и смерть»). Родился в шляхетной семье, в деревне Большой Крассув (польское название — Krassów Wielki) в 60 км от Варшавы. Учился в австро-венгерской Галиции, по образованию — инженер-агроном. С молодых лет в политике, в 1906 — один из основателей социалистического Национального союза рабочих; с 1912 года член Временной комиссии объединенных партий сторонников независимости (TKSSN) — объединения всех польских партий, поддерживавших Австро-Венгрию как единственную державу, способную объединить и освободить разделенные польские земли. С 1915 года в Польских легионах. После восстановления независимости Польши в 1920 году — сооснователь Национальной рабочей партии (возглавлял её до 1923 года, зам. председателя до 1933 года). Министр труда и социальной политики Польши в 1921—1926 гг., член Сейма в 1928—1935 гг.
Во время оккупации
После поражения Польши в начале Второй мировой войны Янковский остался в стране и участвовал в воссоздании своей партии в условиях подполья. С 1941 директор по вопросам труда и социальной защиты при находившемся в стране представителе польского правительства в изгнании. Когда в феврале 1943 представитель правительства Ян Пекалкевич был арестован гестапо, занял его место и в 1944 получил формальный статус вице-премьер-министра Польши. 31 июля 1944 одобрил решение о начале Варшавского восстания. Во время боев в Варшаве находился вблизи штаба Армии крайовой, однако потерял связь с большинством ячеек в других частях Польши. После сдачи Варшавы немцам покинул город вместе с гражданскими лицами и укрылся в сельской местности, где продолжал исполнять свои обязанности. Янковский возглавил новую подпольную офицерскую военно-политическую организацию «Niepodległość-NIE», официально созданную польским эмиграционным правительством 14 ноября 1944 года. В задачи новой структуры входило ведение разведки и пропаганды в тылу Красной армии, диверсионная деятельность и ликвидация политических противников. Однако развернуть деятельность новой организации сколько-нибудь широко не удалось. Руководящие кадры АК-NIE находились в глубоком кризисе. В результате активной чекистской деятельности «Неподлеглость» полностью прекратила своё существование уже весной 1945 года, когда почти все активные члены её руководства были арестованы. В мартe 1945 года руководящие кадры антикоммунистического подполья в тылу действующей Красной Армии находящийся в Польше на нелегальном положении - представители эмигрантского польского правительства, большинство делегатов Совета Национального единства (временного подпольного парламента) и руководители АК-NIE были приглашены «генералом советских войск Ивановым» (генералом НКГБ И.А.Серовым) на конференцию по поводу возможного вхождения руководителей aнтикоммунистическогo подполья в новoe правительствo. Однако они заявили о желании получить 80 % мест в новом кабинете (нe признaвали Временного правительствa Польской Республики) и требовали рейсa в Лондон. Несмотря на гарантии безопасности, 27 марта представители антикоммунистического подполья были арестованы в Прушкуве и доставлены в Москву.
Арест, процесс и смерть
Во время следствия вёл себя мужественно. На первом допросе протестовал против своего ареста и заявил: «Мы не желаем, чтобы Польша была 17-й республикой СССР, мы хотим свободы и будем за неё бороться». Позднее, на вопрос о лицах, занимавших руководящие посты в структуре подпольного совета министров в Польше, ответил, что отказывается их назвать, так как связан присягой польскому лондонскому правительству. Лишь 8 мая на очередном допросе признал свою ответственность, за то, что не выполнил приказ командования Красной армии о сдаче радиостанции, с помощью которой осуществлялась связь с Лондоном и политическую ответственность за действия Армии Крайовой. 18-21 июня 1945 состоялся так называемый «Процесс шестнадцати», на котором Янковскому и другим подсудимым были предъявлены обвинения. Из обвинительного заключения по обвинению Окулицкого Л.Б., Янковского Я.И., Бень А.В., Ясюковича С.И. и других в количестве 16 человек в преступлениях, предусмотренных статьями 58-6, 58-8, 58-9, 58-11 Уголовного Кодекса РСФСР. «'Следствие считает установленным, что:
1) обвиняемые по настоящему делу Окулицкий Л.Б., Янковский Я.С, Бень А. В. и Ясюкович С. И. после освобождения территории западных областей Украины и Белоруссии, а также Литвы и Польши, являлись организаторами и руководителями польских нелегальных организаций на этой территории, проводивших активную подрывную работу в тылу Красной Армии;
2) обвиняемый Окулицкий при участии обвиняемых Янковского, Бень и Ясюковича, действуя по указаниям польского эмигрантского „правительства“, ложно заявив Советскому военному командованию о роспуске „Армии Крайовой“, в действительности сохранили её штабы, офицерские кадры и на этой базе создали новую законспирированную военно-политическую организацию под наименованием „НЕ“ — „Неподлеглость“ („Независимость“), в целях продолжения подрывной работы в тылу Красной Армии и подготовки военного выступления в блоке с Германией против СССР;
3) руководили подрывной деятельностью созданных ими подпольных организаций, направляли её на совершение террористических актов против бойцов и офицеров Красной Армии, диверсий на коммуникациях Красной Армии, неся таким образом всю моральную и политическую ответственность за диверсии и за террористические акты, совершенные в тылу Красной Армии;
4) вопреки приказу Советского военного командования об обязательной сдаче приемо-передаточных радиостанций, оружия и боеприпасов, скрыли их и использовали для подрывной работы против Действующей Красной Армии;
5) обвиняемый Окулицкий занимался ведением разведывательно-шпионской работы в тылах Красной Армии;
6) что обвиняемые Пайдак А.Ю., Пужак К.В., Звежинский А.К., Багинский К.С, Мерзва С.Ф., Стыпулковский З.Ф., Чарновский Е.С, Хацинский И.А., Урбанский Ф.А., Михаловский С.Ф., Кобылянский К.С. и Стемлер-Домбский И.Г. принимали участие в подрывной деятельности польского подполья на территории Польши в тылу Действующей Красной Армии, были осведомлены о невыполнении руководителями подполья приказов Советского военного командования о сдаче приемо-передаточных радиостанций, оружия и боеприпасов и использовали их в преступных целях. Обвиняемые Окулицкий, Янковский, Ясюкович, Бень, Пайдак, Звежинский, Чарновский, Кобылянский, Мерзва, Урбанский, Михаловский и Стемлер-Домбский признали себя виновными в предъявленном обвинении полностью и уличаются имеющимися в деле документами, вещественными доказательствами и показаниями свидетелей». Он был приговорен к 8 годам заключения.

Мемориал на Князь-Владимирской кладбище
За две недели до истечения срока заключения, 13 марта 1953 года, Станислав Янковский скончался во Владимирском централе и был, вероятно, похоронен на ближайшем Князь-Владимирском кладбище вместе с эстонским генералом Йоханом Лайдонером, который находился в советском заключении с 1941 и умер в тот же день, что и Янковский. Точные обстоятельства смерти и место захоронения Янковского до сих пор засекречены, некоторые авторы предполагают, что он мог быть убит. В память о Янковском на Князь-Владимирском кладбище установлена мемориальная доска.
Награды: Орден Virtuti Militari V степени (1944, за участие в Варшавском восстании); Орден Белого орла (посмертно, 1995).
Библиография: Из Варшавы. Москва, товарищу Берия… Документы НКВД СССР о польском подполье. 1944—1945. — Москва; Новосибирск, 2001.

1883
Виктор Бенджамин Нойберг (Victor Benjamin Neuburg)
английский поэт и писатель, литературный критик, телемит и оккультист. В течение многих лет близкий друг известного британского оккультиста и мага Алистера Кроули. Нойберг был «первооткрывателем» таких знаменитых поэтов, как Дилан Томас и Памела Х. Джонсон. Виктор Нойберг родился в лондонском районе Ислингтон, в зажиточной еврейской семье выходцев из Чехии. В 1906—1909 годах он учился в Тринити-колледже Кембриджского университета.
Знакомство с оккультизмом
В 1909 году в Кембридже Виктор познакомился с Алистером Кроули и подпал под полное влияние последнего. Первоначально ортодоксальный иудей и затем — агностик, Нойберг вступил в изобретённый Кроули «магический орден» АА (Astrum Argentum (Серебряная звезда), в котором тот сам себя и назначил магистром. Склонный к гомосексуализму Нойберг влюбился в «магистра», и тот увёз студента в июне 1909 года, после окончания занятий в университете, из Кембриджа в свой дом в Шотландии для «посвящения в таинства». Первый день его в Шотландии прошёл следующим образом: здесь Нойберга переодели в церемониальные одеяния, вооружили длинным мечом, которым он должен был начертать заклинания. Не сумев этого сделать, Нойберг уселся на пол в позе йога и вслух читал буддийские мантры, пока на него не снизошло «озарение». После чего его позвали на ланч. В. Нойберг вёл во время пребывания в Шотландии подробный дневник, и потому несложно проследить все стадии его посвящения в мир магии. Главной задачей, которую ставил перед ним Кроули на этой стадии, было обладание методом астральной проекции, состоявшего в умении сознания отрешиться от своего физического тела и, таким образом, получить возможность к исследованию астрального мира. В связи с длительным недостатком свежего воздуха и полноценного питания во время этого «обучения» у Нойбурга всё чаще наступали «озарения». Вот что он сообщает по поводу одного из этих сеансов в своём дневнике: «Сразу после 11 часов я исполнил „Изгоняющий Ритуал“, затем „Предварительный Ритуал“, воскурил ладан, продекламировал Ом мани Падме Хум, и поднялся в проекции. Я, разумеется, продвинулся довольно далеко. Рано я встретил моего Ангела. Обогнул его. Затем проследовал через множество проекций; в конце концов я был задержан своей Матерью, огромной коричневой женщиной, моим Отцом, маленьким зелёным мужчиной, сладострастной девушкой и гермафродитом. Они пытались один за другим задержать меня. Я миновал их всех. Наконец я достиг некоего гроба, на котором значилась надпись RESURGAM (ВОССИЯЮ). В Десятой Сфере меня насильственно притянуло к нему, но мне удалось убежать в водовороте света, в который я был полностью затянут. На дикой скорости я опустился обратно, достиг моего тела около 11:25. Затем я медитировал и читал Телему…» В последующих своих астральных путешествиях Нойберг сражался с Красным и с Чёрным Гигантами, которых победил «формулой Гарпократа»; становился зелёным треугольником в фиолетовой короне; кометой, «вспыхнувшей в волосах Господа» и т. д. Кроули, склонный к садистским проявлениям, неоднократно физически наказывал своего ученика «за пребывание среди злых каббалистических сил» — порол его можжевеловыми розгами и крапивой, а также всячески издевался над еврейским происхождением Нойберга. Эта «инициация» длилась в течение 10 дней, и всё это время «ученик» должен был спать в холодной, сырой комнате, голый, на сделанной из колючего дрока кровати. По замечанию биографа В.Нойберга, Джин Фуллер, именно это пребывание у Кроули послужило причиной туберкулёза, от которого впоследствии Нойберг скончался. Осенью 1909 года Нойберг и Кроули отправляются в Северную Африку, в Алжир, и оттуда перебираются на юг, в пустыню, где заклинают «демона Хоронзона», которому приносят в жертву голубей и занимаются сексуальной магией. 31 декабря 1909 года оба мага отплывают из Алжира в Англию. По возвращении на родину в 1910 году Нойберг, совместно с Кроули, выпускает 3-й номер телемического журнала «Равнодействие», участвует в многочисленных оккультных сеансах. На этих сеансах-собраниях, организованных «мастером Кроули», обильно употреблялись наркотики, а Нойберг, облачённый в белую хламиду, обычно исполнял дикий дервишский танец или служил «оракулом», сообщавшим «тайны демонов». Все эти представления, дававшиеся за немалую плату (до 5 гиней) публично, вызвали скандал, вылившийся в проходивший в апреле 1911 года судебный процесс. В 1912 году молодой поэт влюбился в студентку Джоан Хейес, которая ради него оставила своего мужа. В августе того же года Джоан застрелилась при загадочных обстоятельствах. Нойберг впоследствии обвинил в её смерти Кроули, ревновавшего Виктора и наложившего якобы проклятие на девушку. В 1913—1914 годах Кроули и Нойберг вновь проводят серию сексуально-магических, гомосексуальных операций, целью которых было «вызов богов Юпитера и Меркурия», а также снабжение этими богами обоих магов деньгами. Одно из этих действ началось 31 декабря 1913 года, в 23:30, в Париже : «Нойберг танцевал Изгоняющий Ритуал Пентаграммы, затем они вызывали Тота-Гермеса, греко-египетский эквивалент Удачи». Кроули бичевал Нойберга по ягодицам, вырезал крест у него над сердцем и стянул цепью лоб. «Призывание» было закончено в полночь и завершилось актом содомии, в котором Кроули играл пассивную роль и во время которого «партнёры» читали сочинённые Кроули стихи. Последней ритуал этой серии состоялся 12 февраля 1914 года. Так как их целью было «доставить Нойбергу дар Юпитера», то есть деньги — «магия», по всей видимости, увенчалась успехом, так как Виктор пользовался постоянной благосклонностью своей богатой тёти Тай, не оставлявшей любимого племянника без средств.
После разрыва с Кроули
После своего возвращения в Лондон Нойберг более не занимался «магией» с Кроули. Его ортодоксальная еврейская семья была в отчаянии в связи с этой неестественной связью, а также из-за той их огромной денежной суммы, что оказалась в руках у Кроули благодаря Виктору. Укрепившись в намерении покинуть своего «гуру», Нойберг в сентябре-октябре 1914 явился к Кроули и объявил ему об этом, а также о выходе из Серебряной звезды, после чего Кроули проклял Нойберга. Последний, имевший с Кроули наиболее сильную и длительную оккультно-сексуальную связь-зависимость из всех последователей «мастера», вскоре после этого разрыва заболел психически и долго лечился «от нервного расстройства» у доктора Э.Т.Дженсена, также бывшего «кроулианца». Доктор, один из первых последователей Фрейда в Англии, лечил своего пациента психоанализом и достиг успеха. В 1915 году В. Нойберг был призван на воинскую службу и отправлен в сентябре этого года во Францию, в тыловые части. В 1919 году поэт демобилизуется и с осени того же года селится в имении своей тёти в деревне Стейнинг, в Суссексе. В Стейнинге Нойберг открывает небольшое издательство Vine Press, выпускающее преимущественно его же стихи. В ноябре 1921 он вступает в брак со своей ещё довоенной любовью Кэтлин Годдард. В 1924 году у них рождается сын, а через 3 месяца после этого Кэтлин уходит от Ноймана у любовнику. По воспоминаниям современников, в Стейнинге Нойберг выглядел как мертвец. Отказавшись от магии, он пребывал в уверенности, что занимается теперь делами, совершенно для него не предназначенными. Литературная деятельность Нойберга также находилась впоследствии в тени недоброй славы Кроули. Принятые в 1926 году в издательстве «Argosy» его стихотворения так никогда и не были напечатаны, поскольку директор оказался в курсе предосудительного знакомства поэта со скандальным магом. Впрочем, в том же году в «Bookmans Journal» выходит в свет его баллада «Зелёная леди», оказавшаяся большим литературным успехом. В годы своего пребывания в Стейнинге В. Нойберг неоднократно бывал в соседней земледельческой колонии социалистов-утопистов, анархистов и проч., возглавляемой Верой Прэгнелл, ставшей его близким другом. В Стейнинге поэта посещали некоторые друзья и любители его поэзии, среди которых следует отметить Гертруду Стайн, композитора и оккультиста Филипа Хезелтайна, лорда Альфреда Дугласа и др.
Редакторская деятельность
В 1930 году В. Нойберг встречает в «Убежище» женщину, в которую страстно влюбляется, и уходит от своей жены, с которой его более ничего не связывает. В 1934 эта пара селится в северном Лондоне, и Нойберг становится участником ряда общественных новаторских проектов. Так, он был одним из основателей и первым секретарём «Ассоциации научного излечения преступников» (позднее — Институт для изучения и излечения преступности среди несовершеннолетних). В 1933 году он назначается редактором отдела поэзии журнала «Sunday Referee». На этом посту он сыграл определённую положительную роль в развитии британской поэзии, «открыв» такие таланты, Дилан Томас и Памела Х.Джонсон. Так, первое напечатанное стихотворение Дилана Томаса опубликовал Нойберг на страницах «Sunday Referee» 3 сентября 1933 года. Следующие его стихи были изданы там же 7 января 1934 года. Кроме стихотворений Д.Томаса и Памелы Джонсон, В.Нойберг впервые публикует произведения Эварта Милна, Френсиса Берри, Рутвена Тодда, Дэвида Гаскойна, Джулиана Симонса и др. В.Нойберг скончался в городе Лондон, Великобритания, от туберкулёза 31 мая 1940 года.
Сочинения
Среди сочинений поэта следует назвать следующие сборники: The Green Garland (1908); The Triumph of Pan (1910); Lillygay, an Anthology of Anonymous Poems (1920); Swift Wings, Songs in Sussex (1921); Songs of the Groves (1921); Larkspur, a Lyric Garland (1922).

1883
Михаил Владимирович Скарятин (французское имя — Michel Vladimirovitch Skariatine)
полковник русской императорской армии из рода Скарятиных. Известен главным образом как исследователь Каббалы, оккультист и египтолог, двадцать лет проживший в Египте. В брошюре «Жертва», опубликованной в 1925 г. под псевдонимом Эне́ль, представлял расстрел царской семьи как ритуальное убийство, совершённое якобы семитами с целью «разрушения всемирно установленного порядка и порабощения озверевшего человечества». Происходил из дворян Орловской губернии. Сын генерал-лейтенанта, егермейстера Владимира Владимировича Скарятина и княжны Марии Михайловны Лобановой-Ростовской (племянница министра иностранных дел А.Б.Лобанова-Ростовского). Имел трёх сестёр. По окончании курса на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета 4 декабря 1905 года поступил вольноопределяющимся в лейб-гвардии Кавалергардский полк. Произведен в корнеты (28 сентября 1906 года). Дослужился до полковника Кавалергардского полка. Во время Первой мировой войны был откомандирован по состоянию здоровья в часть, оставшуюся в Петрограде. После революции 1917 года эмигрировал во Францию, жил на Лазурном Берегу, принимал участие в работе группы эзотериков полковника Шардона. В 1931 году переехал в Египет, а оттуда в 1953 году — в Швейцарию. Будучи знатоком древних восточных языков, значительную часть своей жизни посвятил расшифровке папирусов, чьё содержание имело отношение к магии. В своих исследованиях находился под влиянием Антуана Фабра д’Оливе и занимался поиском Традиции в египетской культуре. Во время жизни в Египте, вероятно, познакомился с Рене Геноном, который написал несколько рецензий на работы Скарятина. Помимо гуманитарной сферы Скарятин затем углубился в паранауки, связанные с энергетикой (в том числе радионику, радиэстезию и биоэлектрику), сотрудничая на этой почве с инженером и изобретателем Георгием Лаховским, геофизиком Ги Тье, парапсихологами Андре де Белизалем и Леоном Шомери. Работая с ними, Скарятин, разработал, на основе «полувекового изучения древних культур» и отдельно взятого древнеегипетского амулета, универсальный маятник для радиэстезии, который описал в своей книге «Первый шаг в терапевтической радиэстезии» (1949). К этой же теме Скарятин вернулся в следующей книге, посвященной лечению рака на расстоянии путём излучений (1951). До конца жизни оставался православным, был старостой русской церкви в Каире, директором Русского отдела Министерства внутренних дел Египта. Вел затворнический образ жизни. Скончался в деревне Глион (Швейцария) 6 ноября 1963 года. Похоронен там же. Сведения о биографии и настоящее имя Энеля, якобы «открытые» Олегом Платоновым и Сергеем Фоминым, были известны западной историографии ещё в 1960-е гг. Там же, в особенности во франкоязычных изданиях, содержится и информация о Скарятине. Жена — Леонтина Цезаревна, дочь — Наталия Михайловна (26 августа 1916—?)
Профессиональные навыки
Занимаясь египтологией, свою специализацию и знание древнеегипетского языка Скарятин получил из неочевидных источников. Ни один из крупных ученых-египтологов того периода, в том числе европейских, не являлся его преподавателем в годы учёбы в Санкт-Петербургском университете, тем более что Скарятин получил образование на юридическом, а не Восточном факультете университета.
Указание некоторых источников на то, что он сумел приобрести необходимые, весьма сложные профессиональные навыки во время пребывания в Египте в начале XX века и дома самоучкой освоить древнееврейский язык, представляются тем более сомнительными, равно как и скачок от кадрового офицера гвардейской кавалерии к ученому-египтологу и семитологу. Упоминающаяся там же «неоспоримый научный авторитет» Скарятина, который «подтверждало и международное научное сообщество», неясно коррелирует с тем, что сочинения Скарятина носят откровенный мистико-эзотерический характер и очевидно не соответствуют этосу написания научных работ. Отсылка на компетентность Скарятина в этой связи идет к его научным публикациям в сборниках Французского института археологии Востока, однако поиск в каталогах выдает только одну работу — «Загадку жизни и смерти» — в 1935 году. Любопытно, что эта публикация (а именно её переиздание отдельным томом в 1966 году) упоминается тогда же в «Годичной библиографии по египтологии» (№ 66193) со следующей рецензией:
«Автор, настоящее имя которого Михаил Скарятин, излагает в данной работе египетские концепции смерти в соответствии с принципами теософии. Он обнаруживает чудесное знание конструкции пирамид, предполагает, что египтяне верили в Воскресение, и переводит тексты согласно своим собственными идеям. В книге содержится скорее Символ веры, чем наука.»
Это, тем не менее, не мешает российскому историку Петру Мультатули называть Скарятина «крупнейшим специалистом по тайнописи и магическим алфавитам», книги которого «до сих пор пользуются большим авторитетом у специалистов в этой области». Ссылки на работы Скарятина отсутствуют в серьезной научной литературе, зато о нём охотно пишут оккультные авторы: так, о его исследованиях в области «древней мудрости» упоминает сотрудник американской разведки, автор оккультных бестселлеров Питер Томпкинс в своей книге «Магия обелисков» (1981). Примечательно, что скептически к навыкам и знаниям Скарятина относился даже переводчик его работы «Жертва» на русский язык некий Б.Верный. В качестве признания научной общественности подается и выход трудов Скарятина в «специализированных издательствах в Лондоне». Однако лондонское издательство «Райдер и Компания», где в 1936 году вышла книга Скарятина «Послание сфинкса», до этого публиковало работы по теософии (к примеру, «Это теософия?» Эрнеста Вуда) и выпускало известный британский журнал оккультной направленности «Оккультное обозрение» (The Occult Review). Издательство «Омниум Литерэр», в котором в 1959 году появилась работа Скарятина «Гномология», впоследствии выпустило, наряду с другими такой же направленности, книги «Атлантические корни древнего Египта» Марсели Вайсен-Шумлянской (Origines atlantiques des anciens Égyptiens, 1965) и «Книгу паранормального» Джимми Гюйё (Le livre du paranormal, 1973). В каталоге издательства Скарятин при этом назван «египтологом, каббалистом и радиэстезистом».
Брошюра «Жертва»
Что касается брошюры «Жертва», то неудивительно, что и к вопросу исследования убийства царской семьи Скарятин подошел с позиций оккультизма. Как отмечает специалист по еврейскому мистицизму К.Ю.Бурмистров (Институт философии Российской Академии Наук), автор привлек «весь арсенал оккультных наук», в том числе «и арканологию Таро, и псевдоегипетскую магию, и лингвистическую каббалистику французского оккультиста Фабра де Оливе», создав, таким образом, «изощренный оккультный этюд». В 1931 году брошюру Скарятина переработал и издал в Германии на немецком языке под названием «Загадочные знаки в помещении цареубийства» известный антисемитский журналист Григорий Шварц-Бостунич. В подготовке этого издания участвовал и Б.Верный. Материалы Скарятина в переводе Бостунича использовал Гельмут Шрамм для подготовки обобщающей работы «Ритуальное убийство у евреев» (1943).
Работа в государственных структурах Египта
Ещё одним непонятным сюжетом биографии Скарятина является работа в МВД Египта в ранге директора некоего «русского отдела». Известно, что дипломатические отношения между Россией (в то время ещё СССР) и Египтом были установлены в августе 1943 года, и отдел, если он существовал в действительности, мог быть уже только советским. Однако до 1953 года (время отъезда Скарятина в Швейцарию) СССР был периферийным партнером Каира и в МВД едва ли создавался специальный отдел. Возможно, Скарятин некоторое время был консультантом египетского министерства по вопросам взаимодействия с русской диаспорой, и эта должность затем была превратно истолкована.
Труды: Жертва. Нови Сад: типография Заря, 1925 (перевод с французского издания — Paris, 1925); Essai d’astrologie cabbalistique. Toulon: Imprimerie Mouton F. Cabasson, 1929.; Post Mortem. Cabasson, 1929; La Langue sacrée. Paris: Fua-Lamessine, 1934; Le Mystère de la vie et de la mort: d’après l’enseignement des temples de l’ancienne Egypte // Institut français d’archéologie orientale. Vol. 1, 1-re et 2-е part. Le Caire, 1935; A Message from the Sphinx. London: Rider & Co., 1936; Premier pas en radiesthésie thérapeutique. Le Caire: Editions al-Maaref, 1949; Radiations des formes et cancer. Le Caire: Editions al-Maaref, 1951; Traitement à distance par radiations. Dangles, 1959; Gnomologie. Paris: Ed. des Champs-Elysées «Omnium littéraire», 1959; La Trilogie de la Rota (в 3-х томах: D’astrologie et de Cabbale, Rota ou la Roue Celeste, Manuel de Cabbale practique). Lyon: Paul Derain, 1961; Les origines de la Genèse et l’enseignement des temples de l’ancienne Égypte. Paris: G.P. Maisonneuve & Larose, [63].; L’Enfant du Nil. Ed. Maisonneuve, 1966; Approche Thérapeutique. Paris, 2001. Ed. Arka. (Premiers pas en Radiesthésie Thérapeutique, + Radiations des Formes et Cancer, +Traitement a Distance par Radiation); Le Monde astral et l’Occultisme. Ed. Ibacom, 2016, 230 pgs; Science Egyptienne et Médecine de l’Astral. Ed. Ibacom, 2016, 200pgs; Radiesthésie thérapeutique. Ed. Ibacom, 2016, 200 pgs.