
1891
Евгений Александрович Шолпо
советский изобретатель, музыкант и искусствовед. Родился в городе Санкт-Петербург, Российская империя. В 1917 году Шолпо написал фантастический рассказ «Враг музыки», в котором описал «механический оркестр» — машину, способную самостоятельно исполнять сложные музыкальные композиции. Тогда же он вместе с Арсением Авраамовым в Петрограде создал «Общество им. Леонардо да Винчи». Участники общества обсуждали проекты устройств, позволявших создавать и исполнять музыку без участия живых музыкантов. В 1920-х годах Шолпо, Авраамов, Цехановский и другие новаторы работали над концепцией «рисованного звука»: мелодии создавались посредством создания графики звуковых дорожек на киноплёнке. В 1931 году Шолпо сконструировал музыкальный инструмент, получивший название «вариофон». Вариофон представлял собой оптический синтезатор. Музыка записывалась на движущуюся 35-мм плёнку с помощью вырезанных зубчатых дисков разной формы, изменявших очертания звуковой дорожки (т.н. трансверсальный контур), и трансмиссии, позволявшей синхронизировать контур и подачу плёнки. При демонстрации киноплёнки начинала проигрываться музыка. Позднее Шолпо дорабатывал своё изобретение. Инструмент был уничтожен во время бомбардировки блокадного Ленинграда. С 1931 года Шолпо заведовал Лабораторией графического звука в Ленинграде (в 1948 году лаборатория была влита в НИИ звукозаписи). В 1941 году Шолпо стал доктором искусствоведения. Умер в родном городе 5 января 1951 года.
1893
Фрэнк Борзедж
американский режиссер. В 1912 г. начал работать в кино как актер студии режиссера и продюсера Т.Инса. С 1913 г. под его руководством поставлен ряд «вестернов» - приключенческих фильмов из жизни Дальнего Запада США. Лучшие фильмы немого периода: «Юмореска» (1920), «Секреты» (1924), «Седьмое небо» (1928, премия Американской академии киноискусства и наук за лучший фильм года). В период звукового кино ставил пацифистские драмы «Нет большей славы» (1934), музыкальные комедии и мелодрамы «Песня моего сердца» (1930), «Сестра его дворецкого» (1943), детективные фильмы «История делается ночью» (1937), комедии «Желание» (1936). Наиболее значительные фильмы режиссера: «Прощай, оружие» (1932, премия Американской академии киноискусства и наук), «Маленький человек, что же дальше?» (1935), «Ураган смерти» (1940). С конца 1950-х гг. работал на телевидении. Его последний фильм – «Атлантида» (1962, Франция).

1893
Жоржи ди Лима (португальское имя — Jorge de Lima)
бразильский поэт, прозаик, биограф, эссеист, переводчик и художник, а также врач и политик. Родился в городе Униан-дус-Палмарис, штат Алагоас, Бразилия. Первоначально писал свои поэтические произведения александрийским стихом и находился под влиянием стиля французских поэтов-парнасцев, но впоследствии, с середины 1920-х годов, обратился к модернистскому движению в латиноамериканской литературе. Родился на северо-востоке страны в семье богатого владельца плантации сахарного тростника. В девятилетнем возрасте вместе с семьёй переехал в Масейо, в возрасте 16 лет отправился в Салвадор, где поступил в университет изучать медицину. Получение медицинского образования он завершил в Рио-де-Жанейро в 1914 году, но к тому времени уже решил стать поэтом и тогда же опубликовал свой первый сборник стихов. В 1915 году ди Лима вернулся в Масейо, где открыл врачебную практику, с 1918 по 1922 год был членом законодательного собрания Алагоаса. В 1930 году переехал в Рио-де-Жанейро, где создал собственный клуб интеллектуалов. В этот период жизни опубликовал десять книг, в том числе пять поэтических сборников, в которых отразились мотивы народной афробразильской поэзии и северо-восточного регионализма. В 1935 году обратился в католицизм, что сильно повлияло на его творчество. С 1939 года начал заниматься живописью и участвовать в художественных выставках. С 1937 по 1945 годы его кандидатура шесть раз выставлялась на выборах в члены Бразильской академии словесности, но он так и не стал её членом. Наиболее известные его поэтические сборники: A Tú nica Inconsútil (1938), Poemas Negros (1947) и Invenção de Orfeu (1952), романы: Calunga (1935) и A Mulher Obscura (1939). Умер в городе Рио-де-Жанейро, Бразилия, 15 ноября 1953 года.
Сочинения: Obra completa, Rio de J., 1959.
Литература: Bandeira A. R., Jorge de Lima, Rio de J. — äo Jose, (1959); Cavalcanti ., Vida e obra de J. de Lima, Rio de J., 1969.

1893
Василий Павлович Мяч
участник Белого движения на Юге России, первопоходник, редактор-основатель журнала «Вестник первопоходника». Родился в Анапе, вырос в Екатеринодаре. Имел двоих братьев, Александра (1897—1975) и Сергея, также офицеров-первопоходников. Участник Первой мировой войны. В 1915 году был произведен в офицеры за боевое отличие. Несколько раз был ранен. В 1917 году — поручик 237-го пехотного Грайворонского полка. В ноябре 1917 года прибыл на Дон и вступил в Добровольческую армию. В отряде полковника А.П.Кутепова участвовал в первых боях с большевиками. При соединении Добровольческой армии с Кубанским отрядом В.Л.Покровского встретил своих братьев, служивших в этом отряде. В 1-м Кубанском походе командовал 3-м взводом 6-й роты Корниловского полка. Затем — в 1-м Кубанском конном дивизионе. Во 2-м Кубанском походе был командиром 4-й сотни 2-го Сводно-Казачьего полка (в чине сотника). В 1920 году состоял адъютантом генерала Покровского и в этой должности эвакуировался из Крыма. В эмиграции с генералом Покровским в Болгарии. После гибели последнего в 1922 году вынужден был переехать в Югославию, где имел торговое дело. В годы Второй мировой войны служил в Русском корпусе при штабе 1-го полка. После окончания Второй мировой войны переехал в США. Стал одним из организаторов Калифорнийского отдела Союза первопоходников в Лос-Анджелесе. Был секретарем правления Калифорнийского отдела, а затем его председателем (1963—1966). Принимал деятельное участие в издании ежемесячного журнала «Вестник первопоходника», был одним из основателей журнала и членом редакционной коллегии. В последние годы сам занимался сбором материалов и средств, перепиской с сотрудниками и рассылкой журнала. Скончался в городе Лос-Анджелес,штат Калифорния, США после продолжительной болезни 13 декабря 1966 года. Похоронен на русском инвалидном участке Голливудского кладбища. Был женат, имел сына, который был инженером и погиб в 1965 году.
Источники: Памяти Белого воина. // Вестник Первопоходника, № 65/66 Февраль—Март 1967 г; С.В.Волков, П.Н.Стрелянов (Калабухов) Чины Русского корпуса: Биографический справочник в фотографиях. — Москва, 2009;Александров Е.А. Русские в Северной Америке. — Хэмден (США) — Сан-Франциско (США) — Санкт-Петербург (Россия), 2005; Журнал «Вестник первопоходника» в Каталоге прессы Русского зарубежья // Приморский Государственный Музей имени В.К.Арсеньева; Волков С.В. База данных «Участники Белого движения в России»
1893
Рикард Ханнибал Вильгельм Нордстрём (датское имя — Rikard Hannibal Wilhelm Nordstrøm)
датский гимнаст. Родился в городе Копенгаген, Дания. Бронзовый призёр летних Олимпийских игр 1912 года в командном первенстве по произвольной системе. Умер в родном городе 7 февраля 1955 года.
1894
Фрэнк Борзейги (Frank Borzage)
американский кинорежиссёр и актёр, двукратный лауреат премии «Оскар» (1929, 1932). Родился в городе Солт-Лейк-Сити, штат Юта, США Отец будущего режиссёра, Луиджи Бордзага, родился в 1859 году в Ронцоне (тогда Австро-Венгрия, ныне Италия). Работая в Швейцарии каменщиком, он познакомился со своей будущей женой Марией Рюгг (1860—1947), работницей с шёлковой фабрики. В начале 1880-х Бордзага эмигрировал в Хэзлтон (Пенсильвания), где работал шахтёром. Вскоре он привёз в Хэзлтон свою невесту, и в 1883 году они поженились. В 1885 у них родился первенец, Генри. Затем семья переехала в Солт-Лейк-Сити, где оставалась до 1919 года. Всего у супругов было 14 детей, из которых выжило 8. Луиджи Бордзага погиб в автокатастрофе в 1934 г. В 1912 году Фрэнк Борзейги начал сниматься в Голливуде. Как режиссёр дебютировал в 1915 году. Пик его карьеры пришёлся на вторую половину 1920-х годов. Испытав влияние Ф.В.Мурнау, в то время работавшего на «20th Century Fox», он выработал собственный визуально-романтический стиль в серии чрезвычайно успешных фильмов с Джанет Гейнор и Чарльзом Фарреллом.

С Цуру Аоки в фильме «Гнев богов» (1914)
К ней относится фильм «Седьмое небо», за который Борзейги удостоился первого в истории «Оскара» за лучшую режиссуру. Повторно эту награду он получил в 1932 году за фильм «Плохая девчонка». В 1940-х высокая репутация Борзейги сошла на нет. Из поздних его работ признания критиков удостоился лишь фильм-нуар «Восход луны» (1948). После этого он практически перестал работать в кино. В 1955 и 1957 годах Борзаге был удостоен премии Джорджа Истмена, присужденной Джорджем Истманом Хаусом за выдающийся вклад в искусство кино. Умер в Голливуде, Лос-Анжелес, штат Калифорния, США,от рака, 19 июня 1962 года. Младший брат Фрэнка — Дэнни (Дэниэл) Борзейги (1896—1975), актёр, постоянно сотрудничавший с Джоном Фордом.
Избранная фильмография: 1927 — Седьмое небо / Seventh Heaven; 1928 — Уличный ангел / Street Angel; 1929 — Счастливая звезда / Lucky Star; 1931 — Плохая девчонка / Bad Girl; 1932 — Прощай, оружие! / A Farewell to Arms; 1933 — Секреты / Secrets; 1933 — Замок человека / Man’s Castle; 1936 — Желание / Desire; 1937 — Зелёный свет / Green Light; 1938 — Три товарища / Three Comrades; 1940 — Странный груз / Strange Cargo; 1943 — Сестра его дворецкого / His Butler’s Sister; 1948 — Восход луны / Moonrise.
1894
Рудольф Липман (немецкое имя — Rudolf Liepmann)
немецкий офицер и юрист, кавалерист Первой мировой войны, боец антикоммунистического фрайкора во время Ноябрьской революции. Активный участник убийства Карла Либкнехта. Служил в судебной системе Веймарской республики. В Третьем рейхе уволен как еврей. Эмигрировал в Китай, бесследно исчез в Шанхае.
На войне и во фрайкоре
Родился в городе Берлин, Германская империя, в семье Пауля Липмана, известного прусского юриста и национал-либерального политика еврейской национальности. В годы Первой мировой войны Рудольф Липман служил в гвардейской кавалерии, был награждён Железным крестом I и II классов. Во время Ноябрьской революции убеждённый антикоммунист Рудольф Липман вступил в «белый» фрайкор Вальдемара Пабста и стал его адъютантом. Участвовал в подавлении марксистского Восстания спартакистов.
Убийство Либкнехта
15 января 1919 года фрайкор Пабста захватил основателей Коммунистической партии Германии Карла Либкнехта и Розу Люксембург. После краткого допроса и совещания офицеров было принято решение о бессудном убийстве.
Роза Люксембург была избита рядовым Отто Рунге и застрелена лейтенантом Германом Сушоном. Расстрел Карла Либкнехта (также после избиения, произведённого Рунге) Пабст поручил капитану Хорсту фон Пфлюгк-Хартунгу, лейтенантам Ульриху фон Ритгену, Генриху Штиге, Курту Фогелю, Рудольфу Липману. Выстрелы в Либкнехта, оказавшиеся смертельными, произвёл Липман. Весной 1919 года власти Веймарской республики начали судебное преследование участников убийства Либкнехта и Люксембург (в итоге двухлетний реальный срок отбывал только Рунге). Рудольф Липман был оправдан.
Мятежник и юрист. Увольнение по национальности
В 1920 году Рудольф Липман участвовал в Капповском путче. Был ранен в столкновениях, с тех пор периодически вынужден был пользоваться костылём. Углублённо изучал юриспруденцию. В 1926 году Липман написал диссертацию, посвящённую роли полиции среди других силовых структур. Особое внимание он уделял правовым основаниям применения оружия. Получил степень доктора юридических наук. После прихода к власти нацистской партии в 1933 году Рудольф Липман устроился на судебную службу. Однако, в 1936, в соответствии с Нюрнбергскими законами, был уволен как еврей. Участие Липмана в антикоммунистическом фрайкоре, убийстве Либкнехта и правом мятеже Каппа не было принято во внимание (тогда как этнический немец Рунге получил в Третьем рейхе денежную премию).
Эмиграция и исчезновение
В 1939 году Рудольф Липман эмигрировал в Китай. На следующий год его след затерялся. Последняя весть о Липмане датирована 30 июля 1940 (город Шанхай, Режим Ван Цзинвэя). Этот день считается последним в его жизни. В библиотеке Гарвардского университета содержится подписанная Рудольфом Липманом конкурсная рукопись на тему «Моя жизнь в Германии до и после 30 января 1933 года». Есть основания предполагать, что рукопись отправлена неизвестными лицами уже после исчезновения Липмана.
1894
Бэзил Сидни (Basil Sydney)
английский и американский актёр театра и кино. Родился в деревне Сент-Осит, графство Эссекс, Англия, Великобритания. Уже в 15 лет Бэзил Сидни стал играть на сценах театров Англии. Известность пришла к нему после того как в 1915 году он вместе со своей будущей женой, бродвейской звездой Дорис Кин (1881–1945), сыграл в популярной лондонской театральной постановке «Романтика» Эдварда Шелдона, а затем снялся вместе с ней в одноимённом немом фильме 1920 года. После завершения своей военной службы в 1918 году он женился на Дорис Кин. Когда Кин поставила «Романтику» в Нью-Йорке в 1921 году, Сидни дебютировал в этой театральной постановке на подмостках Бродвея. После этого он жил в Нью-Йорке более десяти лет, играя классические роли в театральных пьесах, такие как Меркуцио в шекспировской пьесе «Ромео и Джульетта» (1922) и Ричард Даджен в «Ученике дьявола» (1923) Бернарда Шоу, Гамлета в «Гамлете» (1923), принца Хэла в «Генрихе IV, часть I» (1926), и Петруччо в «Укрощении строптивой» (1927). Бэзил Сидни снялся более чем в 50 фильмах, из которых самая заметная — роль Клавдия в фильме режиссёра Лоуренса Оливье 1948 года «Гамлет». Он снялся в таких классических фильмах, как «Остров сокровищ» (1950), «Айвенго» (1952) и «Вокруг света за восемьдесят дней» (1956) с Ритой Хейворт и Стюартом Грейнджером в главных ролях. Несмотря на съёмки в кино, главным в его карьере оставалось участие в театральных постановках различных театров Великобритании и США.
Личная жизнь
В 1925 году Сидни развёлся с Дорис Кин, с которой до этого прожил в браке семь лет. В 1929 году он женился на актрисе Мэри Эллис, и супруги переехали в Англию. В Британии Сидни сосредоточился больше на съёмках и своих ролях в кино, чем на игре в театре. Позднее он развелся с Мэри Эллис. В 1940-х годах Сидни женился на английской киноактрисе Джойс Ховард. В браке у Бэзила и Джойс родилось трое детей. Бэзил Сидни был заядлым курильщиком табака. Он умер в городе Лондон, Англия, Великобритания, 10 января 1968 года.
Фильмография
1895
Лев Устинович Быковский
украинский библиограф, книговед, библиотековед, геополитик, историк и мемуарист. Родился в селе Ольховец, Гусаковская волость, Звенигородский уезд, Киевская губерния, Российская империя (ныне Звенигородский район, Черкасская область, Украина), в семье лесничего. По отцу имел польские корни а по матери украинские. Получать образование начал в 1905 году с учёбы в коммерческой школе располагавшейся в Звегиродке. После её окончания в 1912 году продолжил обучение на металлургическом факультете Петербургского (Петроградского) политехнического и в лесном институте, с 1912 по 1915 год. принимал активное участие в жизни студенческой общины. Вследствие шедшей тогда первой мировой войны по отчислении из института был направлен десятником в военно дорожный отдел МВД в тыловых районах северного фронта. А с марта 1916 по ноябрь 1917 года был отправлен в действующую армию на российско-османский фронт техником-инженером. В этот период начал печатать первые статьи и сумел в турецком Трабзоне организовать украинскую общину.
В период Украинской Народной Республики
Вернувшись на Украину, работал секретарём в киевском издательстве «Друкар» (начало 1918) и сотрудником Всенародной библиотеки Украины в Киеве (с 1919). Находился под влиянием Ю.Меженка. В конце 1919 — начале 1920 года учился в Украинском государственном Каменец-Подольском университете, работал в университетской библиотеке. Зиму 1920/1921 провел в с. Лозоватка на Звенигородщине (ныне село Шполянского района Черкасской области), издавал «Летопись общественной библиотеки Лозоватского общества „Просвита“».
Первая эмиграция
Из сложной политической ситуации осенью 1921 года был вынужден уехать в эмиграцию в Польшу. Где так же как и на Украине продолжил редакционно издательское дело. А с 1921 по 1922 год обучался на философском факультете Варшавского университета. В 1923 году переехал в Подеброды, Чехословакия, где с 1923 по 1927 годы обучался на экономическо-кооперативном факультете Украинской хозяйственной академии. где был учеником книговеда Живного и под его руководством развивал теорию библиологии, выразившуюся в монограмме «Замітки про книгознавство та книговживання» (1923 год). Всего за период обучения два раза издавал сборники «украинского книговедения» в 1922 193 годах. (Переизданный в третий раз уже в варшаве в 1929 году). С 1927 года стал дипломированным инженером экономистом. В 1928 году вернулся в Варшаву где до 1944 года работал Варшавской городской публичной библиотеке. В период с 1938 по 1939 годы совместно с Юрием Липкой организовал Украинский Черноморский институт А позже организовал Океанический институт. С 1942 по 1944 годы был директором Варшавской городской публичной библиотеки. Параллель преподавал на Высших курсах библиотековедения. С января 1945 года был в немецких лагерях для перемещённых лиц. После освобождения занимался журналистикой на территории Германии а так же переиздавал свои работы прежних лет. Участвовал в развитии Украинской свободной академии наук в которой вскоре возглавил книговедческую комиссию.
Послевоенный период
С 1963 года вышло несколько документированных томов — «Книгарні-бібліотеки-Академія» (1971). В июне 1948 уехал в США, где сначала поселился в городе Нью-Йорк, а в 1954 — в городе Денвер (штат Колорадо), где 1954-1963 работал в местной публичной библиотеке. Активно сотрудничал с УВАН (избран её членом-корреспондентом) и Украинским историческим обществом. Умер в городе Денвер, штат Колорадо, США, 11 января 1992 года.
Сочинения: У службах українській книжці. Львів-Нью-Йорк, 1997.
Литература: С.І. Білокінь. БИКОВСЬКИЙ Лев Юстинович // Енциклопедія історії України : у 10 т. : [укр.] / редколлегия: В. А. Смолій (голова) та ін. ; Інститут історії України НАН України. — Киев : Наукова думка, 2003. — Том 1 : А — В. — 688 страниц. : іл. — ISBN 966-00-0734-5; Казакова Н. Л.Л.Биковський. Біобібліографічний нарис. Киев, 1996.

1895
Георгий Михайлович Зайцев
советский генерал-майор (1943), участник Первой мировой, Гражданской и Великой Отечественной войн. В 1943 году попал в немецкий плен, после войны вернулся в СССР и продолжил службу. Георгий Зайцев родился в городе Орша, Российская империя, в семье служащего. После окончания четырёхклассного училища он работал писарем в городской управе. В 1915 году Зайцев был призван на службу в царскую армию. Там он окончил школу прапорщиков, а затем в течение года занимал на фронте должность помощника командира роты. Получил тяжёлое ранение, долгое время лечился в госпитале в Орше. После выздоровления в течение полутора лет Зайцев работал налоговым инспектором. 2 октября 1918 года Зайцев добровольно вступил в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию. В 1919—1921 годах он принимал участие в Гражданской войне против белополяков и повстанцев-антоновцев на Тамбовщине, дослужился до должности командира стрелкового полка. После окончания Гражданской войны Зайцев в течение трёх лет служил командиром полка, а затем ещё три года — помощником начальника оперативного отдела штаба дивизии, впоследствии — корпуса. В 1929 году он окончил высшие командные курсы «Выстрел», а затем до 1937 года командовал стрелковым полком. 29 января 1936 года ему было присвоено звание полковника. В 1937—1939 годах Зайцев занимал должности заместителя командира дивизии и корпуса. В 1939—1941 годах Зайцев был слушателем Военной академии Генерального штаба, а по её окончании занял должность начальника оперативного отдела штаба 21-й армии. В этой должности в июне — декабре 1941 года Зайцев принимал участие в боевых действиях против немецких войск на Западном, Центральном и Юго-Западном фронтах. В декабре 1941 года он был назначен командиром 127-й стрелковой дивизии. Прокомандовав ей до августа 1942 года на Сталинградском фронте, Зайцев был переведён на должность командира 62-й стрелковой дивизии на Сталинградском, впоследствии на Донском и Воронежском фронтах. 19 января 1943 года ему было присвоено звание генерал-майора. В марте 1943 года дивизия Зайцева в ходе отражения контратаки немецких войск к югу от Харькова прикрывала отход 3-й танковой армии за реку Северский Донец. В одном из ночных боёв Зайцев на наблюдательном пункте был ранен в ногу с переломом кости. После отхода частей дивизии, 16 марта 1943 года помощник Зайцева спрятал его в стоге сена, а 17 марта перенёс его в один из домов близлежащей деревни Терновое, а сам пошёл искать оставшихся в окружении бойцов, чтобы те помогли им вернуться к своим. Пока он отсутствовал, деревню заняли немецкие подразделения, которые захватили Зайцева в плен. Первоначально он содержался в госпиталях в Запорожье и Владимире-Волынском, а затем был вывезен в Германию. С августа 1943 года Зайцев находился в крепости Вайсенбург. В начале мая 1945 года Зайцев был освобождён американскими войсками, после чего через советскую военную миссию по репатриации в Париже был переправлен в Москву. В конце декабря 1945 года после проверки в органах НКВД он был восстановлен в кадрах Советской армии. В январе 1947 года Зайцев окончил курсы командиров дивизий при Военной академии имени Фрунзе, а в марте того же года стал начальником военной кафедры Московского института кинематографии. 12 августа 1955 года Зайцев вышел в отставку по болезни. Умер в городе Москва, РСФСР, СССР, 13 января 1961 года.
Награды: Орден Ленина (1946); три Ордена Красного Знамени (1921, 1943, 1946, 1948); Орден Суворова II степени (1943); Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Литература: Свердлов Ф.Д. Советские генералы в плену. — Москва : Издательство фонда "Холокост", 1999. — Страница 246; Великая Отечественная. Комдивы : военный биографический словарь / [Д.А.Цапаев и другие ; под общей редакцией В.П.Горемыкина] ; Министерство обороны Российской Федерации, Главное управление кадров, Главное управление по работе с личным составом, Институт военной истории Военной академии Генерального штаба, Центральный архив. — Москва : Кучково поле, 2014. — Том III. Командиры стрелковых, горнострелковых дивизий, крымских, полярных, петрозаводских дивизий, дивизий ребольского направления, истребительных дивизий (Абакумов — Зюванов). — Страницы 1002—1004. — 1102 страницы. — 1000 экземпляров. — ISBN 978-5-9950-0382-3.
1895
Эдит Найо Марш (Edith Ngaio Marsh)
новозеландская детективная писательница, театральный деятель. Наравне с Агатой Кристи, Дороти Сэйерс, Глэдис Митчелл и Марджери Аллингем, считается одной из «королев британского детектива» и одним из самых ярких представителей Золотого века детективного жанра. Создательница Родерика Аллейна. Литературным агентом писательницы была Дороти Олдинг, которая также работала с Агатой Кристи и Джеромом Сэлинджером. С 2010 года ежегодно вручается литературная премия имени Найо Марш (Ngaio Marsh Awards). Фактически, Эдит Найо Марш родилась в городе Крайстчерч, остров Южный, Новая Зеландия, однако её отец отказывался регистрировать ребёнка до 1899 года. Именно 23 апреля 1899 года считается официальной датой рождения писательницы.

Найо Марш в 1905 году
Второе имя писательницы, «Найо», довольно популярно на её родине, и на языке маори означает «умненькая». Также этим именем названы вид насекомых и вид дерева, найденных в Новой Зеландии. Эдит Марш была единственным ребёнком в семье Роуз Элизабет (урожденная Сигер; умерла в 1932) и Генри Эдварда Марша (умер в 1948). Сестра матери писательницы, Рут, была женой известного геолога, лектора и куратора Роберта Спейта (Robert Speight) (1867—1949). Свое образование Марш получила в колледже Святой Маргариты в Крайстчерче, где она была одной из первых учениц только что открытого учебного заведения.
Найо Марш в школьной форме (около 1910—1914)
Так же она изучала живопись в школе искусств Кентерберийского колледжа (Новая Зеландия), прежде чем присоединилась к гастролирующей театральной труппе Алана Уилки (Allan Wilkie) (1878—1970) в 1916 году. После этого она начала гастролировать по Новой Зеландии, а с 1928 — и по Великобритании. Тема театра и живописи позже оставит яркий след в её литературном творчестве. С 1928 по 1932 годы она, вместе со своими знакомыми, основала небольшой бизнес по декору в Найтсбридже, Лондон, Англия. Эдит Марш была членом художественной ассоциации, группы, базирующейся в Крайстчерче, её родном городе. Она выставлялась с ними в 1927, 1928, 1935, 1938, 1940 и 1947 годах. Более всего Найо Марш прославили её 32 детективных романа, опубликованные между 1934 и 1982 годах. Считается одной из «Королев детектива», женщин-писательниц, доминирующих в криминальном жанре в его «золотой век» в 1920—1930 годы, промежутке между двумя Мировыми Войнами, так называемом «затянувшемся уик-эндом».

Кабинет Найо Марш в её доме-музее в Крайстчерче
Творчество
Главным героем всех её произведений является старший инспектор (позже — старший суперинтендант) Родерик Аллейн из Скотленд-Ярда. Её герой — аристократ по происхождению, что помогает ему свободно действовать как в низших, так и в высших слоях английского общества. Чаще всего, инспектор Аллейн театрально изобличает преступника — то устроит реконструкцию преступления с участием всех участников и нескольких наблюдающих (иногда в подобных постановках устраивает ловушку для разоблачения убийцы, как в романе «Убийца, ваш выход!»), то созовет множество людей (как в романе «На каждом шагу констебли») и расскажет им «историю одного убийства», попутно отвечая на вопросы «зрителей». В классическом британском детективе времен Марш было не принято сыщику иметь супруга — супруг считался «обузой» главному герою.
11 июля 1958 года, Найо Марш на репетиции «Гамлета», постановщиком которого она была
Тем не менее, в романе «Маэстро, вы — убийца» Найо Марш вводит персонажа Агату Трой, известную художницу, которая позже становится женой Аллейна. Подобно Пуаро у Кристи, Аллейн имеет своего «капитана Гастингса», также иногда появляющегося в романах Марш, особенно в ранних произведениях. Это журналист Найджел Батгейт, впервые появившийся в дебютной работе Марш — роман «Игра в убийство», где Аллейн расследует убийство кузена Найджела, Чарльза Рейкина. В этом же романе Найджел знакомится со своей будущей женой — Анджелой Норт, племянницей хозяина дома во Франтоке, где произошло убийство. Действие большинства её романов происходит в Англии, но в четырёх в Новой Зеландии, где Аллейн либо прикреплен к полиции Новой Зеландии («Смерть в овечьей шерсти» и «Заклятие древних маори»), либо находится там в отпуске («Убийство в стиле винтаж» и Photo Finish). Действие романа «Семейка Лампри» начинается в Новой Зеландии, но продолжается в Англии.

Файл с действующим завещанием Найо Марш от 1981 года
Признание и дальнейшая жизнь
Настоящей страстью Эдит Марш был театр. В 1942 году она осовременила «Гамлета» для Драматического общества Кентерберийского университетского колледжа (ныне — Драматическое общество Кентерберийского университета), первую из многих шекспировских постановок общества с её участием до 1969 года. В 1949 году её ученики, с поддержкой предпринимателя Дэна О`Коннора, гастролировали по Австралии с новыми версиями шести персонажей из Отелло и Пиранделло. В 1950-х она была связана с новозеландскими музыкантами, относительно недолговечной профессиональной гастрольной репертуарной кампанией. В 1972 году она была приглашена городским советом Крайстчерча, чтобы руководить подготовкой к постановке «Генриха V» Шекспира, постановка которого должна была быть первым представлением недавно построенного театра Джеймса Хэя в Крайстчерче.
Марш в 1940-е
Она жила, чтобы увидеть Новую Зеландию жизнеспособной профессиональной театральной индустрией при поддержке Совета по реалистическому искусству, с многими её протеже на переднем крае. Театр «Найо Марш» на 430 мест при Кентерберийском университете назван в честь писательницы, а её дом в Крайстчерче на кашемировых холмах стал её музеем. В 1965 году Марш опубликовала автобиографию «Black Beech and Honeydew», в которой много рассуждала о своей театральной деятельности, и лишь мельком упомянула о сочинении детективов. Британский писатель и издатель Маргарет Льюис издала биографию Найо Марш под названием «Ngaio Marsh, A Life» в 1991 году. Биография Найо Марш за авторством Джоанны Дрейтон под названием «Ngaio Marsh: Her Life in Crime» была опубликована в 2008 году. Свою жизнь Найо Марш никогда не выставляла напоказ, а к концу жизни и вовсе начала уничтожать многие свои бумаги, письма и рукописи, из-за чего жизнь Марш сама превратилась в загадку. Эдит Марш никогда не была замужем и не имела детей, наслаждаясь обществом своих подруг, включая Сильвию Фокс, но отрицала, что она — лесбиянка. Её биограф Джоанна Дрейтон писала, что Рой Воган после встречи с Найо Марш на борту лайнера P&O сказал: «Я думаю, Найо Марш хотела быть свободной птицей в мире, особенно в Новой Зеландии, которая имела определённые взгляды на устройство жизни». За несколько недель до смерти с Марш произошел конфуз: её ошибочно объявили мертвой. Дэвид Маккой (которого также преждевременно похоронили на просторах англоязычной Википедии в 2011 году), автор одного из некрологов писательницы, обратился к ней с извинениями, и Марш, по словам Маккоя, «была великодушна и снисходительна, сказав, что ей было приятно прочитать столь любезный некролог». Вскоре, 18 февраля 1982 года, Эдит Найо Марш действительно умерла в своем доме в родном городе и была похоронена на кладбище при церкви Святых Невинных. В настоящее время дом писательницы является её музеем.

Дом-музей Найо Марш
Награды и почетные звания: 1948 год — За заслуги перед театром Новой Зеландии; 1962 год — почетный доктор Кентерберийского университа; 1966 год — Дама-Командор Ордена Британской Империи за вклад в театральное искусство Новой Зеландии; 1978 год -премия Grand Master Award за пожизненный вклад в детективную беллетристику от the Mystery Writers of America; 2015 год — 23 апреля Марш удостоена Google Doodle; В 2019 году было объявлено, что Найо Марш является одним из претендентом на премию имени себя. В 2018 году издательство HarperCollins опубликовала роман ранее неизданный роман писательницы, дописанный Стеллой Даффи, — «Money in the Morgue». Именно этот роман номинирован в категории «Лучший роман». Однако «Money in the Morgue» проиграл роману Фионы Кидман «This mortal boy».
Библиография
Главным героем всех романов Найо Марш был Родерик Аллейн. Вся серия хронологична, и была написана и опубликована, скорее всего, в порядке придумывания сюжетов. Яркими романы Найо Марш сделало их не только красивый, изысканный стиль повествования, но и оригинальные способы убийства. Так, к примеру, одна жертва падает в кипящий гейзер («Заклятие древних Маори»), другую заживо закатывают в тюк с овечьей шерстью («Смерть в овечьей шерсти»), третья умирает от выстрела пистолета, спрятанного в пианино («Прелюдия к убийству») и почти никогда Марш никого не отравляла, что действовало врозь с Агатой Кристи, у которой отравление было излюбленным способом лишения жизни. Это связано с тем, что однажды мать повела маленькую Эдит на постановку «Ромео и Джульетты» Шекспира. Найо Марш была так впечатлена сценой отравления Джульетты, что до конца жизни боялась умереть от яда. С 1974 года Найо Марш являлась членом знаменитого Детективного Клуба. Вероятно, можно сказать, что она была последним писателем Золотого века детективного жанра, принятым в Детективный клуб (ей было 79 лет), так как другие писатели Золотого века либо уже состояли в членстве, либо так и не были приняты в Клуб.
Романы: «Игра в убийство» («A Man Lay Dead») (1934); «Убийца, ваш выход!» («Enter a Murderer») (1935); «Убийство в частной клинике» («The Nursing Home Murder») (1935); Также издавался в России под названием «Убийство в частной лечебнице»; «Смерть в экстазе» («Death in Ecstasy») (1936); (1936); «Убийство в стиле винтаж» («Vintage Murder») (1937); «Маэстро, вы — убийца!» («Artists in Crime») (1938); «Смерть в белом галстуке» («Death in a White Tie») (1938). Издан в России под названием «Кто подслушал слонёнка Госпела»; «Прелюдия к убийству»(«Overture to Death») (1939); Так же издавался в России под названиями «Увертюра к убийству» и «Увертюра к смерти»; «Выпить и умереть» («Death at the Bar») (1940); Так же издавался в России под названием «Смерть в баре»; «Семейка Лампри» («Surfeit of Lampreys») (1941). В США опубликована под названием «Смерть пэра» («Death of a Peer»); Так же издавался в России под названием «Объевшись миногами»; «Танцующий лакей» («Death and the Dancing Footman») (1942); Так же издан в России под названием «Смерть и танцующий лакей»; «Купаться запрещено!» («Colour Scheme») (1943). Так же издан в России под названием «Заклятье древних Маори»; «Смерть в овечьей шерсти» («Died in the Wool») (1945); «Money in the Morgue» (2018); «Занавес опускается» («Final Curtain») (1947), другой вариант перевода — «Последний занавес»; «Убийство вод аккомпанемент» («Swing, Brother, Swing») (1949). Издан в США под названием («A Wreath for Rivera»); «Премьера» («Opening Night») (1951). Издан в США под названием («Night at the Vulcan»); «Старые девы в опасности» («Spinsters in Jeopardy») (1954); «Форель и Фемида» («Scales of Justice») (1955). Издавался в России и под другим названием — «Весы Фемиды»; «Снести ему голову!» («Off With His Head») (1957). В США опубликована под названием «Смерть дурака» («Death of a Fool»); «Пение под покровом ночи» («Singing in the Shrouds») (1959); другой вариант перевода — «Ария с жемчугом»; «Смерть в день рождения» («False Scent») (1960). Так же издавался в России под названием «Мнимая беспечность»; «Рука в перчатке» («Hand in Glove») (1962); «Источник соблазнов» («Dead Water») (1964); «Смерть в театре „Дельфин“» («Death at the Dolphin») (1967); «Кругом одни констебли», другой вариант перевода — «На каждом шагу констебли» («Clutch of Constables») (1968); «Однажды в Риме» («When in Rome») (1970); «Обманчивый блеск мишуры» («Tied Up in Tinsel») (1972); «Чернее некуда» («Black As He's Painted») (1974); «Последний рубеж» («Last Ditch») (1977); «Роковая ошибка» («Grave Mistake») (1978); «Фотофиниш» («Photo Finish») (1980); «Свет гаснет» («Light Thickens») (1982). В 2018 году издательство «HarperCollins» опубликовало роман «Money in the Morgue», который Найо Марш начала писать в 1940-х годах, и действие которого происходит после действий романа «Смерть в овечьей шерсти», и до действий романа «Занавес опускается», но так и не закончила. Роман дописала Стелла Даффи (Stella Duffy).
Рассказы: «Смерть в эфире» («Death on the Air») (1936); «I Can Find My Way Out» (1946 — USA); «Chapter and Verse: The Little Copplestone Mystery» (1974 — USA); «Moonshine» (~1936; точная дата неизвестна); «The Hand in the Sand» (1953); «My Poor Boy» (1959); «The Cupid Mirror» (1972); «A Fool about Money» (1973—USA); «Evil Liver» (1975); «Morepork» (1979—USA); «Смерть в эфире и другие истории» («Death on the Air and Other Stories») (1995). Сборник рассказов, впервые опубликованный в 1995 году. Включает в себя 5 коротких рассказов из серии о Родерике Аллейне, три ранее не публиковавшихся и два автобиографических очерка.
1895
Арчибальд Эдуард Най (Archibald Edward Nye)
британский военный деятель, генерал-лейтенант (14 сентября 1944). Родился в городе Дублин, Ирландия, Великобритания. Участник Первой и Второй мировых войн. В 1941—1945 годах заместитель начальника имперского генерального штаба Британской армии. После Второй мировой войны в 1946—1948 годах губернатор Мадраса, после обретения Индией независимости по просьбе Неру был назначен верховным комиссаром Великобритании в Индии. В 1948—1952 годах верховный комиссар Великобритании в Индии. В 1952—1956 годах верховный комиссар Великобритании в Канаде. Умер в городе Лондон, Англия, Великобритания, 13 ноября 1967 года.
1895
Джимми Нун (Jimmie Noone)
американский джазовый кларнетист и дирижёр. Джимми Нун родился на ферме в статистически обособленной местности Кат Офф, близ Нового Орлеана, штат Луизиана, США. Первым инструментом Нуна стала гитара, в пятнадцать лет он начал играть на кларнете. Уже в 1913—1914 годах он играл в оркестре Фредди Кеппарда, заменяя Сиднея Беше, а после ухода Беше занял его место. В 1917 году Нун покинул Новый Орлеан и перебрался в Чикаго, где вместе с Креольским оркестром Кеппарда выступал до распада этого коллектива весной 1918 года. После возвращения на несколько месяцев в Новый Орлеан Нун навсегда покинул этот город осенью 1918 года вместе с Кингом Оливером. Вновь прибыв в Чикаго, музыканты попали в оркестр Билла Джонсона, где Нун работал до 1920 года. В течение следующих шести лет он сотрудничал с Доком Куком и его оркестром «Дримлэнд» (Dreamland). К этому же времени относятся первые записи Нуна. Осенью 1926 года в жизни музыканта начался наиболее успешный творческий период: в Чикаго ему удалось создать собственный оркестр «Эйпекс Клаб» (Jimmie Noone’s Apex Club Orchestra), названный в честь основной концертной площадки, на которой он выступал. В разное время членами этого коллектива были известные джазовые музыканты, в том числе пианист Эрл Хайнс. В 1928 году оркестр «Эйпекс Клаб» провёл серию записей, получивших большую известность. На протяжении 1930-х годов (кроме 1931 и 1935, когда он выступал с гастролями в Нью-Йорке) Нун жил в Чикаго, периодически играя с небольшими группами в различных клубах. В начале 1940-х годов, увлёкшись идеей возрождения старого новоорлеанского джаза, вместе с тромбонистами Кидом Ори и Джеком Тигарденом, а также ударником Затти Синглтоном начал выступать в Сан-Франциско и Лос-Анджелесе. Незадолго до своей смерти Нун участвовал в концерте всех звёзд в шоу Орсона Уэллса. Джимми Нун скоропостижно скончался от инфаркта в городе Лос-Анджелес, штат Калифорния, США, 19 апреля 1944 года. Узнав о его смерти, Орсон Уэллс позвонил Киду Ори и попросил его написать блюз в память о Джимми Нуне, который он мог бы включить в свою вечернюю радиопрограмму «The Orson Welles Almanac».
Наследие
Наряду с Сидни Беше и Джонни Доддсом Нун — один из ярких представителей классической новоорлеанской школы джазового исполнения на кларнете. На ранних этапах его творчество было под влиянием современных ему исполнителей, прежде всего Беше, затем Нун совершенствовал своё мастерство под руководством Франца Шёппа, кларнетиста академического направления, жившего в то время в Чикаго. Благодаря этим занятиям Нун улучшил качество звука и технику исполнения. Классическими считаются записи Нуна, сделанные с оркестром Оливера в 1923 году, в которых он ярко исполняет соло и создаёт особую интонацию «голубых» нот. Позднее исполнительский стиль Нуна претерпел изменения, заметные на записях с «Эйпекс Клаб» (1928): отдав ведущую роль в ансамбле саксофону, он исполнял сложные контрапунктические линии с использованием среднего и нижнего регистров кларнета. В 2013 году музыкальная композиция Нуна «Blues My Naughty Sweetie Gives To Me» вошла в саундтрек фильма «Жасмин» (режиссёр и сценарист Вуди Аллен). Его мелодия «Way Down Yonder In New Orleans» (1936) была использована во французском фильме 2014 года «Ни минуты покоя» как композиция вымышленного американского кларнетиста Нила Юара (Niel Youart) из его альбома «Me, Myself and I» 1958 года.
Литература: The Guinness Encyclopedia of Popular Music / Colin Larkin (ed.). — Guinness Publishing, 1992. — P. 1837—1838. — ISBN 0-85112-939-0.
1896
Мате Залка (венгерское имя — Zalka Máté; имя при рождении — Бела Франкль, Frankl Béla; в СССР — Матвей Михайлович Залка)
венгерский писатель и революционер, активный участник гражданской войны в России 1918—1921 и Гражданской войны в Испании 1936—1939 годов. Кавалер ордена Красного Знамени и республиканского ордена Освобождения Испании (посмертно).
Мате Залка родился в деревне Матольч, Австро-Венгрия (ныне: медье Сабольч-Сатмар-Берег, Венгрия), в еврейской семье (его отец был трактирщиком-корчмарём). Окончил начальную школу в городе Матесалька Окончив коммерческое училище в Сатмаре, с началом Первой мировой войны поступил на правах вольноопределяющегося в австро-венгерские вооружённые силы, в чине младшего офицера воевал на Итальянском фронте, затем переброшен на Восточный фронт. Ранен и пленён русскими войсками под Луцком в 1916 году. В плену находился в Хабаровске. Как и множество других австро-венгерских военнопленных (Бела Кун, Ярослав Гашек), воодушевлённый революцией (переворотом) 1917 года в России, проникся социалистическими идеями и присоединился к коммунистическому движению (в запрещённую Венгерскую коммунистическую партию вступил заочно в 1920 году). Сражался на Гражданской войне в России в Сибири, воевал в составе интернационального красного отряда, участвовал в крестьянских восстаниях в тылу Колчака, с 1919 года боец 18-тысячной Сибирской партизанской армии под командованием Александра Диомидовича Кравченко и Петра Ефимовича Щетинкина.

Могила Залки в Будапеште
После соединения партизан с основными силами Восточного фронта Красной Армии в 1920 году вступил в РККА и находился на командных должностях. В 1921—1923 годах в составе войск ВЧК принял участие в боях против отрядов Нестора Махно и в подавлении восстаний на Украине. В 1923 году уволен в запас. На протяжении 1923—1925 годов работал дипломатическим курьером, был на хозяйственной работе, директором Театра Революции в Москве. С 1925 года занимался профессиональным литературным трудом. Также был занят в аппарате ЦК ВКП(б) с начала 1928 года. С конца 1920-х годов сотрудничал в бюро Международного объединения революционных писателей (МОРП). Один из инициаторов создания Литературного объединения Красной Армии и Флота (ЛОКАФ). С 1936 года под именем «генерала Лукача» сражался в охваченной гражданской войной Испании, командовал 12-й Интернациональной бригадой, одним из самых эффективных формирований в конфликте. Штаб бригады Залка стал центром притяжения журналистов, писателей, кинематографистов, его навещали Михаил Кольцов, Илья Эренбург, Роман Кармен, Эрнест Хемингуэй. Его советником стал Павел Батов. На шоссе близ Уэски, которое простреливалось артиллерией франкистов, был убит осколком снаряда 11 июня 1937 года. Находившийся с ним полковник П.И.Батов был ранен. Был похоронен на юге Испании, но позже его останки были перезахоронены в Венгрии — на военном кладбище в Будапеште.
Женой Мате Залка была Вера Ивановна Залка, затем — медик и литератор Раиса Моисеевна Азарх.
Творчество
Творчество Мате Залки посвящено преимущественно военной тематике. Ещё во время службы в австро-венгерской армии написал антивоенную новеллу «Янош-солдат», за которую его командование хотело его разжаловать. Его первый опубликованный рассказ «Ходя», вышедший в свет в 1924 году, был посвящён Гражданской войне в России; эта же тема фигурирует в последующих сочинениях Мате Залки («Кавалерийский рейд» (1929 год); «Яблоки» (1934 год). Основным мотивом всего его творчества остаётся интернациональное братство. Бессмысленности и несправедливости империалистической Первой мировой войны посвящено самое известное произведение Залки — роман «Добердо» (1937 год), оконченный незадолго до гибели. Писал на венгерском и русском языках.
Награды: Орден Красного Знамени (20 февраля 1928); Орден Освобождения Испании (посмертно).

Мемориальная доска на здании в Чебоксарах, где в 1933 году выступал М. Залка
Память
В честь Мате Залки названы улицы в разных городах и странах. В России улица Мате Залки имеется в городах Красноярске, Хабаровске, Чебоксарах, Симферополе, на Украине — в Виноградове, улица Мате Залки в Киеве была переименована в улицу Александра Архипенко; в Казахстане имя Мате Залки носила улица в Алма-Ате, позже переименованная в улицу имени Отеген батыра. В Москве на доме № 10 по Новой Басманной улице, где Мате Залка проживал с 1921 по 1925 год, установлена мемориальная доска. Мемориальная доска также установлена в Чебоксарах на здании, где Залка в 1933 году выступал на съезде ударников-дорожников Чувашской АССР. Памяти Мате Залки посвящено стихотворение Константина Симонова «Генерал» (1937). «Генерал Лукач» (Мате Залка) неоднократно упоминается в романе Эрнеста Хемингуэя «По ком звонит колокол» (1940), а также в повести Алексея Эйснера «Двенадцатая Интернациональная» (1990). Изображён на венгерской почтовой марке 1961 года. До 1991 года имя Мате Залки носила районная библиотека № 174 г. Москвы (ныне Библиотека № 183 имени Данте Алигьери). Участию Мате Залки в Гражданской войне в Испании посвящён советско-венгерский фильм «Псевдоним: Лукач» (1976 г.). Роль Мате Залки в этом фильме сыграл венгерский актёр Андраш Козак. Имя «Мате Залка» носил танкер Латвийского морского пароходства. Савва Голованивский написал киносценарий «Мате Залка — человек с чистой совестью» (1958 год). Однако фильм по этому сценарию так и не был снят.
Оценки современников
«...без характерной улыбки, говорящей об умной доброте и острой проницательности, нельзя себе представить его вообще, - эта улыбка полностью не гасла даже тогда, когда Залка сердился, что впрочем,случалось редко. Улыбка была как бы составной частью его устойчивого душевного состояния: человек с такой улыбкой не способен впадать в сплин или апатию.» — Савва Голованивский //Мост к людям. — Москва : 1985. Страница 126
«Он не любил пустословия и дешевых острот, не любил и легкомысленных розыгрышей, модных в то время. <...> Всегда уравновешенный, хотя и общительный, сдержанный, хоть и веселый <...> имел громадный боевой опыт бойца-интернационалиста и обостренное чувство политического предвидения.» — Савва Голованивский //Мост к людям. — Москва : 1985. Страница 130
«Такова была постоянная последовательность его гражданских функций: сперва он жил и боролся,затем писал книгу. Но это была естественная последовательность, он никогда не уходил в жизнь, словно в творческую командировку; книга была лишь логическим завершением его человеческого призвания -- жить, чтобы бороться за свободу и счастье людей.» — Савва Голованивский //Мост к людям. — Москва : 1985. Страница 130
Библиография: Постовой Иванов. — Москва—Ленинград : ГИЗ, 1928. — 128 страниц; Ходя. — Москва—Ленинград : ЗИФ, 1928. — 238 страниц; Военная почта. — Москва : «Федерация», 1929. — 228 страниц. — 4000 экземпляров; Повесть о вечном мире. — Москва : «Московский рабочий», 1929. — 176 страниц; Песнь о солдатском отпуске. — Москва : Советский писатель, 1936 Роман «Добердо». — Гослитиздат, 1937. — 35 000 экземпляров.
Литература: Гражданская война в США — Йокота / [под общей редакцией Н.В.Огаркова]. — Москва : Военное издательство Министерства обороны СССР, 1979. — 678 страниц. — (Советская военная энциклопедия : в 8 томах ; 1976—1980, том 3); Залка Н. Человек из Матольча: повесть-хроника о жизни Матэ Залки / Н.М.Залка, М.П.Сапрыкин. — Москва : Советский писатель, 1987. — 413 страниц. — Библиография: страница 410 (11 названий); Савва Голованивский "Мост к людям" / Размышления, воспоминания, рассказы. — Москва : Советский писатель, 1985. —351 страница. — Библиография : страницы 126-133.