1684
Рейхсграф Самуэль фон Шметтау (немецкое имя — Samuel von Schmettau)
прусский генерал-фельдмаршал, гроссмейстер артиллерии, географ и картограф, куратор Прусской королевской академии наук. Тесть князя Д.А.Голицына. Родился в Берлине, происходил из старинного венгерского дворянского рода, в начале X века переселившегося в графство Глац в Германии. В 1700 году Шметтау был опредён кадетом в датский кирасирский полк, шефом которого был его дядя, граф Вильгельм фон Шметтау. Выступив с этим полком в Нидерланды, он служил волонтером у инженера Кугорна, находился при осаде Бонна. В 1703 году фон Шметтау был поручиком Анспахского драгунского полка и за Гохштетское сражение произведён в капитаны. Затем, снова поступив волонтером в инженеры, участвовал в осадах Остенде, Мене, Уденарда, Рисселя и других крепостей. В чине майора и адъютанта наследного принца Гессенского, Шметтау познакомился с графом Шуленбургом и по его рекомендации был принят в штаб принца Евгения Савойского, с которым находился в битвах при Мальплаке и Денене, и в походе на Рейне. Когда Анспахский полк перешёл на саксонскую службу, Шметтау последовал за ним, не приняв предложения Карла XII определиться в шведскую армию с чином генерал-квартирмейстера. Шметтау был в походе с саксонцами к Штральзунду, а оттуда в Польшу, где за отличие, оказанное в сражении при Ковалево, произведён в полковники артиллерии. В 1717 году Шметтау отправился волонтером в Венгрию, был в сражении при Белграде и взятии этого города и на следующий год повёл туда саксонский вспомогательный корпус. Принц Евгений предложил Шметтау перейти в австрийскую службу, что он и сделал с позволения саксонского курфюрста и был в 1719 году произведён в генерал-майоры. Посланный с графом Мерси в Неаполь и Сицилию, он участвовал в неудачном для австрийцев сражении при Вилла-Франке, принудил Мессину сдаться, и по заключении мира, получил поручение составить карту и статистическо-топографическое описание Сицилии, что было им исполнено. Далее Шметтау находился сначала в Венгерском походе, потом в Верхней Италии, на Корсике и в Германии, и к 1735 году был назначен фельдцейхмейстером, а в 1741 году произведён в генерал-фельдмаршалы. Зависть и недоброжелательство гофкригсрата наскучили ему в Австрии и он, как прусский подданный, при начале Первой Силезской войны принял предложение Фридриха II вернуться в Пруссию, однако же с условием не служить против австрийцев. Фридрих назначил его посланником к дворам Людовика XV и императора Карла VII, от которого Шметтау получил графский титул. По окончании же войны, он был наименован президентом вновь преобразованной Берлинской академии наук. Здесь он потратил много времения на занятия географией. Им были составлены карты Сицилии, обоих герцогств Мекленбургских и военно-топографическая карта Богемии. Скончался в Берлине 18 августа 1751 года. Среди прочих наград он имел орден Чёрного орла. Его второй сын Фридрих Вильгельм Карл фон Шметтау был генералом прусской службы и, подобно отцу, с большим успехом занимался географией. Брат фельдмаршала, Карл Христофор фон Шметтау во время Семилетней войны был генерал-лейтенантом прусской армии и особенно отличился при защите Дрездена против австрийцев в 1759 году.
Литература: Шметтау, Самуил // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; Военный энциклопедический лексикон. 2-е издание. Том XIV. — Санкт-Петербург, 1858. — Страницы 305—307; Энциклопедия военных и морских наук / Составлена под главной редакцией генерал-лейтенанта Г.А.Леера, заслуженного профессора Николаевской академии Генерального штаба. — Санкт-Петербург: типография В.Безобразова и К°, 1897. — Том VIII. — Страница 3374; Bernhard von Poten. Schmettau, Samuel Graf von // Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Bd. 31. — Lpz.: Duncker & Humblot, 1890. — S. 644–647.
1693
Джон Гаррисон (Харрисон; John Harrison)
английский изобретатель, часовщик-самоучка. Изобрел морской хронометр, который позволил решить проблему точного определения долготы во время длительных морских путешествий. Проблема считалась столь трудноразрешимой и насущной, что Парламент Великобритании назначил награду за её решение в размере 20 000 фунтов стерлингов (что сопоставимо с 4,72 миллионами долларов). Джон Гаррисон родился в Фолби, рядом с городом Уэйкфилд в Западном Йоркшире. Он был старшим сыном в семье плотника и с ранних лет помогал отцу в работе. В 1700 году семья переехала Линкольншир. Гаррисон получил лишь ограниченное образование, однако с детства имел живой интерес к механике и часам. Свои первые часы, все детали которых были сделаны из дерева, он собрал когда ему было 20 лет. Трое из его ранних часов сохранились до наших дней. Долгое время он работал со своим младшим братом Джеймсом.
Их первым проектом были башенные часы, которые, в отличие от часов того времени, не требовали смазки. В 1725 году изобрёл компенсацию маятника (для устранения влияния температуры на продолжительность качания) стержнями. Директор Гринвичской обсерватории Галлей рекомендовал его Джорджу Грэму, который после многих опытов нашёл систему Гаррисона удобней собственной. Впоследствии Гаррисон достиг высокой степени совершенства в изготовлении хронометров, за что получил медаль Копли и премию в 20 000 фунтов стерлингов, которую Британское адмиралтейство назначило ещё в 1713 году за изобретение часов, позволявших определять положение корабля в море с точностью до 1°.
Восстановленные хронометры H1, H2, H3 и H4 можно увидеть в Национальном Морском Музее в Гринвиче. H1, H2 и H3 до сих пор ходят, H4 находится на консервации, поскольку в отличие от первых трех хронометров требует смазки для хода. Долгота определяет местоположение на Земле относительно нулевого меридиана. Долгота выражается в градусах, которые варьируются от 0° на главном меридиане до +180° на восток и −180° на запад. Было предложено множество решений для нахождения долготы по окончанию путешествия, чтобы определить местоположение на карте мира. Основные методы основывались на сравнении локального времени с временем в определенной точке, к примеру в Гринвиче или Париже. Многие из этих методов основывались на астрономических наблюдениях небесных тел, по которым можно было определить время.
Однако Гаррисон решил подойти к решению проблемы напрямую — созданием часов, по которым можно было бы точно определять время. Сложность в создании таких часов заключалась в поддержании точного времени в длительных морских путешествиях в разных условиях температуры, давления и влажности. Многие учёные, включая Ньютона и Гюйгенса, сомневались, что такие часы можно создать и делали большую ставку на астрономические наблюдения. Однако, имея такие часы, можно выставить их в полдень в Лондоне в начале путешествия и в дальнейшем определять насколько далеко от Лондона находится текущее место, вне зависимости от дальности путешествия. К примеру, если часы показывают, что в Лондоне полночь, а по местному времени полдень, значит текущее местоположение находится в противоположной точке Земли, на 180°. Это связано с тем, что Земля постоянно вращается и, таким образом, знание точного времени на момент замерения положения известного небесного тела, такого как Солнце, является необходимым для определения местоположения судна. Эта информация в дальнейшем используется для последующих посещений этих мест при путешествиях на длительные и средние расстояния. В таких путешествиях постепенно накапливающиеся ошибки в прошлых измерениях часто приводили к крушениям судов. Предотвращение подобных инцидентов было критично в эпоху, когда торговля и навигация была на подъёме по всему миру, вследствие развития технологий и геополитической обстановки. Умер Джон Гаррисон в Лондоне 24 марта 1776 года. В 2008 году в Кэмбридже Стивеном Хокингом были представлены часы, посвящённые памяти Джона Гаррисона.

Анкерный механизм спуска, изобретённый Гаррисоном.
В часах используется «кузнечиковый» спусковой механизм, выполненный в виде гигантского кузнечика и названный хронофагом. В 1995 году была издана книга Давы Собел «Долгота», в которой описывается история изобретения хронометра, впоследствии принесшего Джону Гаррисону награду. Хотя многие указали на излишнюю драматизацию истории, книга стала бестселлером среди научно-популярных книг. В 2000 году на основе книги был снят исторический фильм «Долгота».

1699
Пауль Готлиб Верльгоф (немецкое имя — Paul Gottlieb Werlhof)
немецкий врач и поэт. Родился в Хельмштедте. Верльгоф изучал медицину в Гельмштедтском университете под руководством Лоренца Гейстера и Б. Мейбома (нем. Brandanus Meibom) (1678—1740). Затем четыре года практиковал в Пейне, а в 1725 году переехал в Ганновер, где стал одним из самых видных врачей в Европе. В 1740 году Верльгоф был назначен лейб-медиком прусского короля (нем. Königlicher Leibarzt). Верльгоф оставался в Ганновере до самой смерти в 1767 году. В 1735 году Верльгоф описал тромбоцитопеническую пурпуру или болезнь Верльгофа (заболевание из группы геморрагических диатезов, обусловленное снижением количества тромбоцитов в крови и нарушением её свёртывания). Вергольф был также поэтом, другом анатома и поэта Альбрехта фон Галлера. Умер в Ганновере 26 июля 1767 года.

1712
Петр Григорьевич Чернышев
граф, действительный тайный советник, действительный камергер, сенатор. Старший сын денщика Петра I, впоследствии генерал-аншефа, сенатора Григория Петровича Чернышева. 7 декабря 1715 зачислен в лейб-гвардии Преображенский полк, в 1722 ему разрешено поступить на службу к герцогу Шлезвиг-Голштинскому Карлу-Фридриху; был сначала камер-пажом, затем - капитан-поручиком Голштинской службы. 29 мая 1727 вернулся в Россию, где был назначен, с чином поручика, адъютантом к своему отцу, генерал-кригс-комиссару и рижскому губернатору. 29 июня 1728 отправлен с русским послом на Суасонский конгресс. С этого времени посвятил себя дипломатической службе. После возвращения в Россию 22 марта 1730 пожалован в действительные камер-юнкеры. На протяжении всего царствования Анны Ивановны не нес никаких служебных обязанностей. Женитьба в 1738 на дочери графа А.И.Ушакова, начальника Тайной канцелярии, приблизила Чернышева ко двору. 30 марта 1739 будучи старшим камер-юнкером, был назначен первым камергером к принцессе Анне Леопольдовне Брауншвейг-Люнебургской. 14 февраля 1740 пожалован в действительные камергеры к высочайшему двору. В начале 1741 в правление Анны Леопольдовны назначен чрезвычайным посланником к датско-норвежскому двору. Вступившая на престол императрицы Елизавета Петровна утвердила его в новой должности. 19 декабря 1740 переведен полномочным министром в Мадрид, но не был утвержден в этой должности и 26 декабря назначен послом в Берлин. Чернышеву было поручено добиваться от короля прусского Фридриха II поддержки в избрании принца Гессен-Гамбургского герцогом Курляндским. Несмотря на то что это избрание не состоялось, Чернышев был награжден орденом Святого Александра Невского (18 декабря 1743). Первоначально пользовался полным доверием Фридриха I, но позже положение изменилось, и 23 декабря 1743 решено было отозвать Чернышева из Берлина (его сменил М.П.Бестужев-Рюмин). Однако оставался в столице прусского королевства ожидать дальнейших распоряжений императрицы. В июле 1744 Бестужев-Рюмин был переведен в Варшаву, а его обязанности посла в Берлине вновь были возложены (27 июля) на Чернышева. Только в мае 1746, после столкновения с прусским министром Подевильсом из-за саксонских дел, Чернышев был переведен послом в Лондон, где вскоре приобрел расположение короля Георга II. В 1746 принимал деятельное участие в Ахенском конгрессе. В 1750 стремился привлечь Великобританию к союзу с Россией и Австрией (декларация об этом союзе была подписана Георгом II 30 октября 1750). Кроме того Чернышев вел переговоры о сохранении в Швеции прежнего государственного строя, о выдаче Англией русскому правительству субсидии на содержание на Лифляндской границе наблюдательного корпуса против Фридриха II. 5 сентября 1754 Чернышев был пожалован в генерал-лейтенанты с оставлением в камергерском звании. В марте 1755 отозван в Россию. В июле 1760 Чернышев был назначен послом в Париж. В августе того же года произведен в действительные тайные советники, а в сентябре сделан сенатором и числился неприсутствующим до 1762. По вступлении на престол императора Петра III (25 декабря 1761) Чернышев был награжден орденом Святого Андрея Первозванного. Заключение Петром III мирного договора с Пруссией сильно осложнило положение Чернышева при французском дворе. После вступления на престол императрицы Екатерины II Чернышев был отозван в Россию (26 июля 1762). В Санкт-Петербурге Чернышев заседал в Сенате и при разделении Сената на департаменты с января 1764 присутствовал в 3-м департаменте. Чернышев продолжал пользоваться расположением императрицы, которая иногда навещала его. 6 сентября 1766 уволен от службы по состоянию здоровья. Умер в Санкт-Петербурге 17 августа 1773 года.

1718
Леопольд Август Абель (немецкое имя — Leopold August Abel)
немецкий скрипач, композитор и капельмейстер. Родился в Кётене. Сын Христиана Фердинанда Абеля, брат Карла Фридриха Абеля. Учился в Дрездене у Франца Бенды. С 1745 года играл на скрипке в придворном оркестре Брауншвейга, затем в 1758—1765 годах занимал пост капельмейстера в придворной капелле Зондерсхаузена.
Семья Абелей (около 1737 г.), крайний справа предположительно Леопольд Август Абель.
После 1766 года работал в Шведте и наконец с 1770 года был концертмейстером придворного оркестра князя Мекленбург-Шверинского в Шверине. Умер в Людвигслюсте 25 августа 1794 года. Оставил ряд скрипичных и оркестровых сочинений. Два сына Абеля также стали скрипачами.
Литература: Абель // Музыкальный словарь : в 3 томах : в 3 томах / Х. Риман; дополнено русским отделом при сотрудничестве П.Веймарна и других; перевод и все дополнения под редакцией Ю.Д.Энгеля. — перевод с 5-го немецкого издания — Москва—Лейпциг : издательство Б.П.Юргенсона, 1904; Fuller Maitland, J. A. Grove’s Dictionary of Music and Musicians. The Macmillan Company (1911), страницы 5-6.
1718
Жан-Бартелеми Лани (французское имя — Jean-Barthélemy Lany)
французский балетный артист и балетмейстер. Родился в Париже. Отец: балетный танцор Жан Лани. Сестра: танцовщица Луиз-Мадлен Лани (Louise-Madeleine Lany; 1733—1777). Дебютировал с большим успехом в Королевской академии музыки в 1740 году, а уже через три года была приглашен в Берлин в королевский дворец Фридриха II для постановки балетов танцовщице Барбарине, которая в то время проживала там и пользовалась большими привилегиями при королевском дворе. Там же в его постановках танцевал и молодой Ж.-Ж.Новерр, приглашенный в Германию после первого же удачного выступления в Фонтенбло. При германском дворе Лани проработал с 1843 по 1747 год и вернулся обратно в Париж (в это время он знакомится с прибывшей в Париж Терезой Вестрис, ставшей его любовницей). И в 1748 году был приглашен опять в Королевскую академию музыки, но уже в качестве директора-балетмейстера, и занимал эту должность до 1768 года (сайт LE BALLET D’ACTION дает дату 1766 г.). Ставил танцы и выступал в операх-балетах и лирических трагедиях в основном на музыку композитора Рамо. Лани создал новый, пастушеский, или «пейзанский», стиль танцевального исполнения. Помимо работы там Лани ставил балеты при французском дворе в Версале в течение 1762—1773, а затем в 1773 и 1775 гг. работал в Турине и Лондоне. Вернувшись в Париж, занялся педагогической деятельностью. Умер в Париже 29 марта 1786 года. Среди учеников: его сестра Луиза-Мадлена, Максимилиан Гардель и Жан Доберваль. Среди поставленных им балетов: 1742 — «Ипполит и Арисия» на музыку композитора Рамо; 1747 — «Исмена» на музыку Ф.Ребеля и Франкёра; 1748 — «Пигмалион» на музыку Рамо; 1749 — Platée на музыку Рамо; 1749 — «Зороастр» (Zoroastre) на музыку Рамо; 1757 — «Неожиданности любви» на музыку Рамо; 1760 — Les Paladins; 1769 — «Омфала» на музыку Кардонна. Был членом Королевской академии танца. Новерр, отмечая музыкальную отточенность танца Лани, как балетмейстеру давал ему характеристику весьма нелестную, он считал его посредственным хореографом, лишенным воображения, талантливые исключения составляли лишь те дивертисменты, которые он ставил сам для себя.
1727
Мари Доминик Жозеф Энграмель Энграмель (Marie Dominique Joseph Engramelle:)
французский мастер механических музыкальных инструментов. Родился в Недоншеле. Его La tonotechnie ou L′art de noter des cylindres (Париж, 1775), касаются использования номерованных диалов в 'шипованных цилиндрах механических инструментов, содержит много ценной информации о французском стиле позднего барокко исполнительскую практику, сведения о затенении и большой свободе в темпе и артикуляции. Умер в Париже 9 февраля 1805 года.

1729
Симон-Матюрен Лантара (французское имя — Simon Mathurin Lantara)
французский художник-пейзажист XVIII века. Родился в муниципалитет Онси-сюр-Эколь департамент Ессонн, Франция, в регионе Иль-де-Франс. Его отец был ткачом, а сам он начал жизнь работая пастушком, и провëл жизнь в бедности, отчасти оттого, что мало писал, отчасти от невоздержанности. С детства отличался любовью и талантом к рисованию. Рисовал, как самоучка, окружающую природу, вывески для торговых заведений, пока его работы однажды не увидел сын владельца местного замка М.Жиллет де Ламон , и не забрал его с собой в Версаль и не отдал его в обучение. Достигнув определенного мастерства, Лантара переехал в столицу, брал уроки живописи, а затем покинул студию учителя и занялся самостоятельным творчеством. Жил, не заботясь о будущем, пока доходы от продажи его картин не прекратились, как только богатые заказчики, привлекавшие Лантара в свои дома, не обнаружили, что прежней лëгкости и мастерства в работах художника уже нет. Умер в парижской больнице Шарите в 1778 году. Несмотря на быстрый успех и неупорядоченность в жизни, Лантара считается одним из лучших французских пейзажистов. Его манера напоминает картины Клода Лоррена. Он значительно преуспел в изображении воздушной перспективы, небо на его картинах в разное время суток отличается тонкими и изысканными тонами и легкостью. Тона его картин очень правдивы, и даже в рисунках его, сделанных в два тона, много воздушности.
Лантара изображал закаты и восходы солнца, лунное сияние, туманы, деревья и воду. Он верно понимал природу и с поэзией передавал впечатления от неё; в особенности хороши его лунные пейзажи. Фигуры в его картинах всегда написаны другими художниками. Изредка Лантара гравировал пейзажи крепкой водкой. Произведения его редко встречаются в общественных галереях и у частных лиц. Работы живописца теперь ценятся намного больше, чем в его времена. В Лувре имеет один его утренний пейзаж, подписанный и датированный 1761 годом. В 1809 году с большим успехом был поставлен водевиль под названием «Лантара, или художник в кабаке».

1732
Джан Франческо де Майо (Gian Francesco de Majo)
итальянский композитор.Родился в неаполе. После обучения у отца, Джузеппе де Майо, Дженнаро Манн дядей и двоюродного дедушки, Франческо Фео, начал свою карьеру в 13 лет как клавесинист придворного тевтра в Неаполе. С 1747 года внештатно помогал своему отцу в качестве главного органиста Королевской капеллы, позднее в 1750 вступил в должность. С 1749 он принимал активное участие в той же капелле в качестве композитора духовной музыки. 7 февраля 1759 в Парма была поставлена его первая опера Рицимиеро - король готов, которая имела грандиозный успех на карнавале в Риме в том же году. В начале 1760 заболел туберкулезом, который в течение десяти лет привёл его к смерти. Между 1761 и 1763 некоторые из его работ представлены в Ливорно, Венеции, Турине. В 1764 году он прибыл в Вену, чтобы написать оперу по случаю коронации императора Иосифа II, а позднее в том же году он прибыл в Мангейм. Выполнив свою работу в Мадриде, он вернулся в Италию в 1765 году и в Турине поставил оперу Монтесума. Он вернулся в Неаполь в следующем году, но очень мало оставался там. Совершил еще одну поездку по Италии и Европе, вновь в Мангейм и возвратился в Венецию и Рим. В августе 1767 он стал преемником своего отца Иосифа в должности придворного капельмейстером в Неаполе. Из-за финансовых проблем де-Майо пришлось отказаться от многих будущих поездок и постановок новых произведений. Чтобы отпраздновать день рождения королевы Марии Каролины ему было поручено написать Евмен, которая будет представлена 4 ноября 1770 в Сан-Карло, но из-за ухудшения его здоровья представление было отложен до января следующего года . Тем не менее, де-Майо не смог довести её до конца, он умер в Неаполе от туберкулеза 17 ноября 1770 года.

1739
Кристиан Фридрих Даниель Шубарт (немецкое имя — Christian Friedrich Daniel Schubart)
немецкий поэт, публицист, органист, композитор и журналист. Родился в Оберзонтайме. Сын деревенского кантора-органиста. Много странствовал, сменил ряд профессий. Его поэтическое творчество относят к направлению «Буря и натиск». Издавал газету «Немецкая хроника» (1774-1777), в которой Ш. с демократических позиций обличал феодальные порядки в пропагандировал идеалы Просвещения,. журналы «Отечественная хроника Шубарта», «Отечественная хроника», «Хроника». Сторонник Великой французской революции. За свою социально-политическую деятельность по приказу герцога Вюртембергского был заключён на десять лет в крепость Гогенасперг. Освобожденный по настоянию общественности, продолжал боевую публицистическую деятельность, издавая журналы «Отечественная хроника Шубарта» (1787), «Отечественная хроника» (1788-1789) и «Хроника» (1790-1791). Поэтическое творчество Шубарта развивалось в русле "Бури и натиска"; его зрелые стихи выделяются конкретной социально-критической направленностью и стоят у истоков немецкой политической лирики: "Гробница государей" (1780), "Нищий солдат" (1783), "Песня мыса Доброй Надежды" (1787) и др. Восторженно приветствовал Великую французскую революцию. Умер в Штутгарте 10 октября 1791 года.
Сочинения: Sämtliche Gedichte, Bd 1-2, Stuttg., 1785-1786; Werke, 3 Aufl., В.-Weimar, 1965; в русском переводе, в книге: Немецкие демократы XVIII в. Шубарт, Форстер, Зейме, Москва, 1956.
Литература: Неустроев В.П., Шубарт, в его книге: Немецкая литература эпохи Просвещения, Москва, 1959; Schairer Е., Chr. Fr. D. Schubart als politischer Journalist, Tübingen, 1914; Keppler U., Botschaff eines trunkenen Lebens, Stuttg., 1972.
1740
Джон Антес (John Antes)
американский композитор второго поколения немецкой семьи из Моравии. Родился в Верхнем Фредерик тауншипе, штат Пенсильвания. Он стал своего рода человеком Ренессанса сделал карьеру как скрипач, часовщик, изобретатель, миссионер, теоретик, бизнесмен и композитор. Он знал лично Гайдна. Он получил образование в местной Моравской школе мальчиков, где талант точного деревообработчика привел его на краткое время в ученики скрипичного мастера. Он сделал несколько инструментов, некоторые из которых существуют до сих пор. Путешествовал в Германии в 1765 году, работал в течение четырех лет в качестве часовщика. В 1769 г. он служил миссионером в Египте. Пытки со стороны мусульманских властей в Египте, плохое состояние здоровья заставило его в 1781 году вернуться в Европу, и он жил в Англии до конца жизни. Он написал значительное количество сочинений, в основном религиозные произведения для голоса. Умер в Бристоле, Англия 18 декабря 1811 года.
1751
Бенуа де Буань, граф де Буань (французское имя — Benoît de Boigne; при рождении — Леборнь, Leborgne)
савойский авантюрист, наживший своё состояние в Индии, и председатель генерального совета департамента Монблан при императоре Наполеоне I. Родился в Шамбери, Савойя, Сардинское королевство. Сын лавочников, он получил образование в разных европейских полках. Добился успеха в Индии, вступая в службу Махаджи Шинде, маратхского правителя государства Гвалиор. Умер в Шамбери 21 июня 1830 года.
1755
Руфус Кинг (Rufus King)
американский политик, адвокат и дипломат. Родился на территории современного штата Мэн, был старшим сын зажиточного фермера и торговца. Окончил Гарвардский университет. Изучал право и адвокатское дело в Массачусетсе. Известен как сильный оратор, один из первых борцов против рабства, избирался в конгресс штата Массачусетс и Континентальный конгресс. Был одним из самых молодых делегатов Филадельфийского конвента, одним из главных сторонников сильного федерального правительства. Его заметки о событиях на конвенте составляют ценный исторический материал. В 1788 году переехал в Нью-Йорк, где принимал активное участие в политической жизни, несколько раз избирался в Сенат. В 1821—1822 годах был председателем сенатского Комитета по международным отношениям. Был директором Первого банка Соединённых Штатов и послом в Великобритании. Дважды баллотировался на пост вице-президента, один раз на президента, но все три раза потерпел поражение. Умер в Нью-Йорке 29 апреля 1827 года.
1756
Франческа Лебрен (немецкое имя — Francesca Lebrun, собственное имя — Franziska Dorothea Danzi)
немецкая певица (сопрано), пианистка и композитор итальянского происхождения. Родилась в Мангейме. Дочь танцовщицы и известного в ту пору виолончелиста, знакомца Моцарта, старшая сестра композитора Франца Данци и музыканта Иоганна Баптиста Данци. Дебютировала как певица в 16 лет, в 1772 была принята в труппу Мангеймской оперы. В 1777 выступала в Великобритании. В 1778 вышла замуж за композитора и виртуоза-гобоиста Людвига Августа Лебрена, концертировала в Италии, Франции, Великобритании. На открытии театра Ла Скала 3 августа 1778 пела в специально написанной для этого случая опере Сальери «Признанная Европа», с огромным успехом выступала в Париже и в Лондоне, где её портрет написал Томас Гейнсборо и где в 1781 у неё родилась дочь. Мастерство Лебрен и её мужа были тогда же отмечены известным английским историком музыки и композитором Чарлзом Бёрни (отцом Фанни Бёрни). В 1785 в Вене Лебрен выступала на весеннем музыкальном празднике, организованном Моцартом. В 1790 её муж скоропостижно умер, она пережила его лишь на несколько месяцев. Умерла в Берлине 14 мая 1791 года. Дочь Франчески Лебрен София Дюлькен (1781—1863) была известной пианисткой, другая дочь Розина Лебрен (1783—1855) — оперной певицей и актрисой, музыкантами стали многие из её потомков.
Сочинения: Наиболее известны сегодня шесть сонат Франчески Лебрен для скрипки и фортепиано (или клавесина), сочиненные в годы пребывания в Англии.
1757
Джеймс Уилкинсон (James Wilkinson)
командующий генерал Армии США (Commanding General of the United States Army) в 1796—1798 и 1800—1812 годах. Первый губернатор территории Луизианы и Миссури (1805—1807). С 1787 года был платным агентом испанской короны. Супруга — Энн Биллд Уилкинсон. Умер в Мехико 28 декабря 1825 года. В честь Джеймса Уилкинсона названы округа в штатах Джорджия и Миссисипи.
1760
Пётр Алексеевич Плавильщиков
русский драматург и актёр. Родился ыв Москве. Учился в университетской гимназии, затем — на философском факультете Московского университета (1776—1779). В 1782 году издавал еженедельник «Утро». Актёр Петербургского придворного театра (1779—1793), а с 1787 года, после отставки И.А.Дмитревского — инспектор русской труппы в том же театре. В 1790-е годы Плавильщиков занимал ведущее место на петербургской сцене, работая актёром и режиссёром. В 1793 году он возвратился в Москву, выступал на сцене Петровского театра Майкла Медокса, учил декламации воспитанников Благородного пансиона при Московском университете, а также руководил домашними театрами князя П.М.Волконского, Н.П.Шереметева, А.Н.Дурасова и др. Член Общества любителей российской словесности при Московском университете (1811). Умер в Ханенево (Бежецкий уезд, Тверская губерния, Российская империя) 30 октября 1812 года. Его братья: Василий Алексеевич и Алексей Алексеевич. Трагедии: «Дружество» (Санкт-Петербург, 1783, 1787); «Тахмас-Кулыхан» (1785; ставилась в Петербурге в 1785, в Москве в 1800); «Рюрик» (Санкт-Петербург, 1816). Поставлена на сцене Придворного театра (Петербург) под названием «Всеслав» (вероятно, в 1791 году), в Москве в 1794 году; «Ермак, покоритель Сибири» (Москва, 1806). Драмы: «Барский проступок»; «Граф Вальтрон, или Воинская подчиненность» (Санкт-Петербург, 1816; перевод драмы Г. - Ф.Мёллера); «Ленса, или Дикие в Америке» с хорами и балетом (премьера в Москве в 1799 году). Комедии: «Бобыль», поставлена в 1790 году (издание. Санкт-Петербург, 1792; 2-е издание. Санкт-Петербург, 1815); «Мельник и сбитенщик — соперники» (представлена впервые в 1790; напеч. в Санкт-Петербург, 1793; 2-е издание Санкт-Петербург, 1815); «Сговор Кутейкина» (поставлена в 1789; напечатано в Санкт-Петербург, 1799; 2-е издание. Санкт-Петербург, 1821); «Сиделец» (Санкт-Петербург, 1807); «Чистосердечие», перевод-переделка пьесы А.Коцебу «Граф Вальтрон» (Санкт-Петербург, 1816); «Братья Своеладовы» (Санкт-Петербург, 1816); «Парик»; «Исправление». Оды и статьи: «Нечто о врожденном свойстве душ российских» (1792, Февраль, Апрель; журнал «Зритель»); «Театр» (Июнь; Август — Октябрь; там же); Оды на взятие Очакова (1788), на заключение мира со шведами (1790), на коронование Александра I (1801). Собрания сочинений: Сочинения, 4 части, Петербург, типография А.Плавильщикова, 1816; Плавильщиков П.А. Собрание драматических сочинений. Санкт-Петербург: Гиперион, 2002. — 640 страниц — (Российская драматическая библиотека, II. Составление, вступитительная статья, комментарии А.Ф.Некрыловой.) ISBN 5-89332-052-2.
Литература: Уманский А.М. Плавильщиков, Петр Алексеевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907; И. Давидович. Плавильщиков, Петр Алексеевич // Русский биографический словарь : в 25 томах / Под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А.А.Половцева. — Санкт-Петербург, 1905. — Том 14: Плавильщиков — Примо. — Страницы 2—6; Победоносцев П.В. Воспоминания о Петре Алексеевиче Плавильщикове // Новый пантеон отечественной и иностранной словесности. 1819. Часть 4; Макаров М.Н. Материалы для истории русского театра // Репертуар русского театра. 1841. Том 2; Сиротинин А.Н. Петр Алексеевич Плавильщиков, актёр и писатель прошлого века. (Очерк из истории русского театра) // «Исторический вестник», 1890. — Том 45. — № 8. — Страницы 415—446; Кулакова Л.И. Петр Алексеевич Плавильщиков. — Москва; Ленинград, 1952; Аксаков С.Т. Собрание сочинений — Москва, 1955. Том 2; Асеев Б.Н. Русский драматический театр XVII—XVIII вв. — Москва, 1958; Козьмин М.Б. Журнал «Утра» и его место в рус. журналистике XVIII в. // XVIII век. — 1959.
1762
Маркуш Португал (португальское имя — Marcos António da Fonseca Simão; известен как Marcos António Portugal; итальянское имя — Marco Portogallo)
португальский и бразильский композитор-классик и органист. Родился в Лисабоне. Учился пению, игре на органе, композиции с 1771 у Жоана де Соуза Карвалью в Патриаршей семинарии в Лисабоне. В 14 лет сочинил свою первую музыкальную пьесу Miserere. С 1785 — дирижёр лиссабонского Театру-ду-Салитри. В 1792 переехал для продолжения учёбы в Неаполь. Прожил в Италии до 1800, за это время сочинил свыше 20 опер сериа и буффа для театров Неаполя и других городов. Затем вернулся на родину, возглавил королевскую капеллу и оперный театр Сан-Карлуш. В 1807 португальский королевский двор, спасаясь от Наполеоновских войн, переехал в Рио-де-Жанейро; Португал вместе с братом присоединились к нему в 1811. В Рио-де-Жанейро Португал возглавил Королевскую капеллу, стал директором Королевского театра Святого Иоанна, учил музыке будущего императора Бразилии Педру I. Умер в Рио-де-Жанейро 7 февраля 1830 года. Автор 35 итальянских и португальских опер, многие из которых ставились крупнейшими театрами разных стран: одноактная комическая опера "Принц-трубочист" ("Il principe spazzacamino", 1793, Венеция) шла в Гатчине, близ Санкт-Петербурга, в 1797 под названием "Князь-трубочист"; комическая опера "Обольстительный философ" ("Il seducente filosofo", 1798) была выбрана Наполеоном для открытия сезона итальянской оперы в Париже в 1801. Среди португальских опер наибольший успех имела комическая опера "Любовь не покупается на золото" ("L'oro non compra amore", 1804, театр "Сан-Карлуш", Лисабон). В 2014 году в Португалии выпущена в обращение монета номиналом в 2,5 евро, посвящённая Маркушу Португалу. Мессы: Missa (1788); Missa Grande (Kyrie & Gloria, 1790?); Credo (Credo, Sanctus, Benedictus, Agnus Dei, 1795); Missa (1806); Missa breve (1806); Missa (Kyrie & Gloria, 1807; 2-я редакция 1814); Credo (1807, 2-я редакция 1808); Missa Festiva (Kyrie & Gloria, 1810); Credo (1810); Missa de Requiem (1816); Credo (1817); Missa festiva (1817); Missa Breve (1824).
Псалмы и другие литургические сочинения : Matinas da Conceição (1795); Te Deum (1795); Te Deum (1800); Vespro della Beata Virgine (без Magnificat, 1800/1803); Matinas da Conceição (1802); Te Deum (1802); Matinas de S. Francisco (1804); Vésperas alternadas (1804); Matinas de S. António (1807); Matinas de Sexta-feira Santa (1807, 2-я редакция 1813); Matinas de S. Pedro Regalado (1807); Matinas de defuntos (1812); Miserere para Quinta feira Santa (1807, 2-я редакция (1813); Te Deum (1807, 2-я редакция 1813); Matinas da Epifania (1807, 2-я редакция 1812); Matinas do Natal (1811); Vésperas de Natal (1812); Matinas de S. Sebastião (1814); Te Deum (1817). Сочинения для театра: Добрые друзья/ Os bons amigos (farsa o intermezzo, 1786, Lisboa); A casa de café (farsa o intermezzo, 1787, Lisboa); A castanheira ou a Brites Papagaia (intermezzo, 1788, Lisboa); Супружеская любовь/ O amor conjugal (dramma serio, 1789. Lisbona); amor artifice (farsa o intermezzo, по либретто Карло Гольдони L’amore artigiano, 1790, Lisboa); A noiva fingida (drama jocoso, по либретто Джузеппе Мария Деодатти Le trame deluse, 1790, Lisboa); amante militar (intermezzo, по Карло Гольдони, 1791, Lisboa); lunático iludido (O mondo da lua) (drama, по либретто Гольдони Il mondo della luna, 1791, Lisboa); La confusione della somiglianza o siano I due gobbi (dramma giocoso, по либретто Созмо Маццини, 1793, Florencia); Поэт в деревне/ Il poeta in campagna (dramma giocoso, по либретто Саверио Дзини, 1793, Parma); Цинна/ Il Cinna (dramma serio, libreto de Angelo Anelli, 1793, Florencia); Rinaldo d’Este (commedia per música, libreto de Giuseppe Maria Foppa, 1794, Venecia); Lo spazzacamino principe (commedia per música, libreto de Giuseppe Maria Foppa, 1794, Venecia); Демофонт/ Il Demofoonte (dramma per música, по либретто Пьетро Метастазио, 1794, Milán); La vedova raggiratrice o siano I due sciocchi delusi (dramma giocoso, 1794, Florencia); Lo stratagemma ossiano I due sordi (intermezzo, libreto de Giuseppe Maria Foppa, 1795, Florencia); L’avventuriere (farsa, libreto de Caterino Mazzolà, 1795, Florencia); L’inganno poco dura (commedia, libreto de Saverio Zini, 1796, Nápoles); Zulima (dramma per música, libreto de Francesco Gonella di Ferrari, 1796, Florencia); La donna di genio volubile (dramma giocoso, libreto de Giovanni Bertati, 1796, Venecia); Возвращение Ксеркса/ Il ritorno di Serse (dramma serio, libretto di Francesco Gonella di Ferrari, 1797, Florencia); Le Donne Cambiate (farsa, libreto de Giuseppe Maria Foppa, 1797, Venecia); Fernando nel Messico (dramma per música, libreto de Filippo Tarducci, 1798, Venecia); La maschera fortunata (farsa, libreto de Giuseppe Maria Foppa, 1798, Venezia); L’equivoco in equivoco (farsa, libreto de Giuseppe Maria Foppa, 1798, Verona); Горации и Куриации/ Gli Orazi e Curiazi (tragedia per música, libreto de Simeone Antonio Sografi, 1798, Ferrara); La madre virtuosa (operetta di sentimento, libreto de Giuseppe Maria Foppa, 1798, Venezia); Алкест/ Alceste (tragedia per música, libreto de Simeone Antonio Sografi, 1798, Venezia); Non irritar le donne ossia Il chiamantesi filosofo (farsa, libreto de Giuseppe Maria Foppa, 1798, Venezia); Безумный день, или Женитьба Фигаро/ La pazza giornata ovvero Il matrimonio di Figaro (dramma comico per música, libreto de Gaetano Rossi, 1799, Venezia); Idante ovvero I sacrifici d’Eccate (dramma per música, libreto de Giovanni Schmidt, 1800, Milán); Адраст, царь Египетский/ Adrasto re d’Egitto (dramma per música, libreto de Giovanni De Gamerra, 1800, Lisboa); Смерть Семирамиды/ La morte di Semiramide (dramma serio, libreto de Giuseppe Caravita, 1801, Lisboa); La Zaira (tragedia per música, libreto de Mattia Botturini, 1802, Lisboa); Il trionfo di Clelia (dramma serio, libreto de Simeone Antonio Sografi, 1802, Lisboa); Софонисба/ La Sofonisba (dramma serio, libreto de Del Mare, 1803, Lisboa); Дидона/ Didone (dramma serio, по либретто Пьетро Метастазио, 1803, Lisboa); Меропа/ La Merope (dramma serio, libreto de Mattia Botturini, 1804, Lisboa); L’oro non compra amore (dramma giocoso, libreto de Giuseppe Caravita, 1804, Lisboa); Il duca di Foix (dramma per música, libreto de Giuseppe Caravita, 1805, Lisboa); Ginevra di Scozia (dramma eroico per música, libreto de Gaetano Rossi, 1805, Lisboa); Смерть Митридата/ La morte di Mitridate (tragedia per música, libreto de Simeone Antonio Sografi, 1806, Lisboa); Артаксеркс/ Artaserse (dramma serio, по либретто Пьетро Метастазио, 1806, Lisboa); La Speranza o sia l`Augurio Felice (1808) — финал кантаты c 1809 до 1826 был гимном Португалии; A saloia namorada (farsa, libreto de Domingos Caldas Barbosa, 1812, Río de Janeiro); Augurio di felicità ossia Il trionfo d’amore (serenata, либретто Маркуша Португала и Пьетро Метастазио, 1817, Río de Janeiro).
Литература: Carvalhгis M., Marcos Portugal na sua musica dramбtica, Lisboa, 1910.

1763
Себальд Юстинус Брюгманс (нидерландское имя — Sebald Justinus Brugmans)
нидерландский ботаник и врач, ректор Лейденского университета; сын натуралиста Антониуса Брюгманса (нидерландское имя — Antonius Brugmans; 1732-1789). Себальд Юстинус Брюгманс родился в городе Франекере на севере Нидерландов, в семье Антония Бругманса, профессора философии в Университете Франекера, а затем в Гронингене, который и привил мальчику интерес к науке. Учился в Университете Гронингена и в 1785 году получил кафедру философии и физики во Франекере, где он положил основание кабинету сравнительной анатомии, сделавшемуся со временем одним из самых значительных в Европе. В 1795 году Брюгманс стал профессором химии в Лейденском университете. Король Людовик-Наполеон, во время своего управления Голландией, сделал его своим лейб-медиком и поручил ему преобразование госпиталей и медицинских учреждений. После соединения Голландии с Францией, Луи-Наполеон Бонапарт назначил его главным инспектором госпиталей и ректором Лейденского университета; в котором он привел в образцовый порядок естественно-исторические коллекции. Брюгманс принимал участие в «Pharmacopaea Batava» (с 1803) и написал в периодических изданиях множество статей по вопросам медицины и естественных наук. Себальд Юстинус Брюгманс умер в городе Лейдене 22 июня 1819 года.
В Лейдене Себальду Юстинусу Брюгмансу установлен бюст.
1765
Егор Иванович Лутохин
вице-адмирал, член Адмиралтейств-совета. Образование получил в Морском кадетском корпусе, откуда был выпущен 1 января 1785 года мичманом. Его братья Николай и Иван также получили образование в Морском кадетском корпусе. Во время русско-шведской войны 1788—1790 годов Лутохин, находясь на катере «Меркурий», захватил несколько купеческих судов, после этого в эскадре контр-адмирала Лежнева крейсировал в Каттегате и в виду наших судов захватил у норвежских берегов шведский катер «Снапоп» и фрегат «Венус», а затем принял участие в сражении со шведским флотом во время прорыва его к Выборгской губе. В 1792 году Лутохин поступил в Морской кадетский корпус капитан-поручиком и был произведён в капитан-лейтенанты. В 1793 году он, по Высочайшему повелению, был отправлен в Англию для совершения кампании на английском флоте и в следующем году был послан в плавание в Вест-Индию, где крейсировал у островов Ямайки и Сан-Доминго и находился в сражении против крепости на острове Сан-Доминго; в 1795 году на корабле «Медуза» он сражался с французами, засевшим в крепости Савоне. По окончании Вест-Индской кампании Лутохин был отправлен в Средиземное море и переведён на фрегат «Бланш» в эскадру коммодора Г.Нельсона, в составе которой в 1796 году крейсировал в Средиземном море для поиска неприятельских судов и находился в сражении с испанским фрегатом при Карфагене; в этом сражении он был ранен в левую руку. Из Средиземного моря Лутохин вместе с эскадрой двинулся в Атлантический океан, крейсировал до островов Тенерифе и Мадейра, посетил Лиссабон и оттуда направился в Англию. По возвращении в Россию в 1798 году Лутохин был произведён в капитаны 2-го ранга и послан в Архангельск в эскадру вице-адмирала Баратынского, где был назначен командиром на корабль «Святой Пётр». В 1801 году получил чин капитана 1-го ранга. 26 ноября 1802 года за проведение 18 морских кампаний был награждён орденом Святого Георгия IV степени (№ 1413 по кавалерскому списку Григоровича — Степанова). В 1805—1806 годах он находился в Ревеле в должности эскадр-майора и командовал 100-пушечными кораблями «Иоанн Креститель» и «Чесма». Произведённый в капитан-командоры и назначенный начальником флотских команд в Архангельске, Лутохин в 1807 году был отправлен туда на новостроящийся 74-пушечный корабль «Не тронь меня». В 1808 году он во главе двух отрядов судов защищал против шведов вход в устье Северной Двины; в 1809—1810 годах, начальствуя двумя кораблями и несколькими гребными судами, предназначенными для обороны на случай ожидаемого нападения англичан, стоял при укреплениях на Двине, а потом у поворотной вехи. В 1811 году он был назначен командиром 23-го флотского экипажа и произведён в контр-адмиралы. В 1812—1822 годах Лутохин занимал должность начальника флота в Архангельске; в 1823 году командовал 2-й бригадой Балтийской флотской дивизии в Кронштадте, в 1824 году был произведён в вице-адмиралы и назначен командиром 1-й бригады Балтийской флотской дивизии в Санкт-Петербурге. В 1826 году, командуя авангардом дивизии адмирала Р.В.Кроуна, находился в плавании в Балтийском море до банки Доггер, а в следующем году начальствовал судами авангарда генерал-адъютанта адмирала Д.Н.Сенявина, плавая до Портсмута, и в том же году был определён председателем во временную адмиралтейскую комиссию для окончания дел и счетов прежнего времени. Назначенный в 1836 году членом Адмиралтейств-совета, Лутохин скончался в Санкт-Петербурге 5 февраля 1840 года, похоронен на Смоленском православном кладбище.
Награды и премии: Орден Святого Георгия IV степени; Орден Святого Владимира II степени.
Источники: Русский биографический словарь: В 25 томах / под наблюдением А.А.Половцова. 1896—1918; Веселаго Ф.Ф. Очерк истории Моского кадетского корпуса с приложением списка воспитанников за 100 лет. Санкт-Петербург., 1852; Волков С.В. Генералитет Российской империи. Энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II. Том II. Л—Я. Москва, 2009; Степанов В.С., Григорович П.И. В память столетнего юбилея императорского Военного ордена Святого великомученика и Победоносца Георгия. (1769—1869). Санкт-Петербург, 1869.

1770
Пьер Франсуа Мари Баур-Лормиан (французское имя — Pierre-Marie-François Baour-Lormian, serait né Louis-Pierre Baour)
французский поэт. Стал известен удачными переводами баллад Оссиана «Poésies d’Ossian» (1801), которые ввели в моду увлечение шотландским бардом. Его трагедия «Omasis, ou Joseph en Egypte» (1807) имела посредственный успех; трагедия «Mahomet II» (1811) была освистана. Во французской академии (с 1815 г.) был ярым приверженцем классицизма, о чём свидетельствует, между прочим, его сатира «Le canon d’alarme», a также петиция, подписанная ещё шестью его единомышленниками, об изгнании романтизма из Théâtre-Français (1829). Кроме многочисленных баллад, эпопей, мелких стихотворений, написал роман: «Duranti, оu la ligue en province» (1828). Умер в Париже 18 декабря 1854 года.
Литература: Баур-Лормиан Луи // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных) — Санкт-Петербург, 1890—1907.
1773
Пьер Луи Ю-Дефорж (в некоторых источниках - Гус-Дефорж; французское имя — Pierre-Louis Hus-Desforges)
французский виолончелист, композитор и дирижёр. Внук скрипача Джованни Джорновики. Родился в Тулоне. По отцовской линии происходил из разветвлённой семьи театральных актёров и режиссёров. Пел в хоре мальчиков в кафдеральном соборе Ла-Рошели, любительским образом обучаясь игре на виолончели и трубе. В 1792 г. поступил трубачом в революционную армию, но вскоре потерял палец и был вынужден оставить военную службу. Поступил в Парижскую консерваторию в класс Жана-Батиста Жансона, учился также у Бенуа Бербигье. Работал как дирижёр и исполнитель в различных парижских оркестрах, в 1800—1812 гг. работал в Санкт-Петербурге, в 1819—1822 гг. возглавлял музыкальную школу в Меце. Последние годы жизни провёл вместе со своим наставником Бербигье в городке Понлевуа, где у него учился Леон Жаккар. Умер в Понлевуа 20 января 1838 года.

1773
Иван Петрович Поливанов
русский сенатор, тайный советник из рода Поливановых. В 1787 году вступил подпрапорщиком в Преображенский полк и в 1790 году (с 11-го марта по 3-е сентября) принимал участие в походе (в финляндской армии) и был в сражении против шведов 19-го апреля при Бардановском и Чертковском укреплении. Чин капитана получил 16-го апреля 1797 года и в том же году был отставлен, для определения к гражданским делам, с чином коллежского асессора. 24 марта 1801 года он принят был снова в Преображенский полк капитаном и был сделан инспекторским адъютантом к генерал-лейтенанту Талызину, а от последнего перешел на ту же должность к генералу от инфантерии Татищеву (1801 г., 21 мая). 9 сентября Поливанов вышел в отставку полковником с мундиром. Через 6 лет, (24 октября 1808 г.) он был определен непременным членом в Мастерскую Оружейную Палату в Москве, 12 февраля 1809 года был произведен в статские советники, в следующем 1810 году (12 февраля) получил бриллиантовый перстень, 16 августа — орден Владимира IV степени, 27-го марта 1812 года — чин действительного статского советника; 22-го августа того же года, во время прибытия французских войск к Москве, под надзором Поливанова были отправлены в Коломну, а оттуда водой до Нижнего, сокровища Мастерской Оружейной Палаты, которые и были привезены в полной сохранности обратно в Москву 16 июня 1813 года. Затем, 12-го мая 1816 года, Поливанову повелено было быть членом Строительной комиссии в Москве, а через 4 года (20 февраля 1820 года) он был уволен от службы с зачислением в почетные члены Оружейной Палаты. В таком положении он пробыл до 18 октября 1824 года, когда был назначен директором той же Строительной комиссии. 31 августа 1831 года Поливанов получил чин тайного советника и повеление присутствовать в Правительствующем Сенате, причем 16 сентября был назначен в I Отделение 6-го Департамента. Отсюда в 1832 году он был перемещен в 7-й Департамент, 8 ноября 1834 года, в «уважение ревностной его службы и стеснению при многочисленном семействе», ему пожаловано было 3000 десятин земли в вечное потомственное владение. В 1835 году Поливанов был назначен во временное общее собрание Правительствующего Сената в Санкт-Петербург, откуда 15 декабря 1844 года вновь вернулся к присутствию в I Отделение 6-го Департамента. С 1847 года Поливанов стал присутствовать в 8-м Департаменте, но 30 марта 1848 года умер в Москве; погребен он на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге. В III томе «Русской Старины» (страницы 786—789) были помещены рассказы Поливанова, сообщенные его племянником Василием Денисовичем Давыдовым, сыном известного партизана 1812 года. Поливанов был известен, как искусный токарь из слоновой кости, и изделия его экспонировали на первой мануфактурной выставке в Москве в 1829 году. Около Арбатских ворот, на Молчановке, имел собственный дом. Был женат на Екатерине Николаевне Чирковой (1794—1840), дочери генерал-майора Николая Александровича Чиркова и Елизаветы Петровны, урождённой Татищевой. Её сестра, Софья Николаевна, вышла замуж за Дениса Давыдова. У супругов родились дети: Николай (1814—1874) — полковник; соученик Лермонтова в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, адресат нескольких стихотворений поэта. Художник-любитель, автор рисунков и акварелей времён Кавказской войны, усадьбы Петрищево и пр. Женат на Людмиле Александровне Бычковой (умерла в 1887); Елизавета (1815-27 мая 1844); Софья (1818- после 1831); Александр (1820—1884) — генерал-майор, кавалер ордена Святого Георгия IV степени, богородский предводитель дворянства (1862—1869);Женат на Варваре Фёдоровне Топорниной (умерла в 1847); Варвара (1821-после 1844), супруга маркиза Франциска Кампанари; Владимир (1822—1840); Вера (около 1828 — ранее октября 1854).
Литература: Поливанов, Иван Петрович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — Санкт-Петербург—Москва, 1896—1918.
1774
Анна Сергеевна Голицына (урождённая Всеволожская)
писательница в духе пиетизма; владелица крымского имения Кореиз. Происходила из Санкт_Петербургской ветви рода Всеволожских: младшая дочь генерал-поручика Сергея Алексеевича Всеволожского (1751—1822) от брака с фрейлиной Екатериной Андреевной Зиновьевой (1751—1836), сестра Николая Сергеевича Всеволожского и Софьи Сергеевны Мещерской. Благодаря богатству отца была завидной невестой, хотя и отличалась эксцентричностью и экзальтированностью. В 1802 году вышла замуж за камергера, адъютанта великого князя Константина Павловича, князя Ивана Александровича Голицына (1783—1852). По свидетельству современницы, Марии Семёновны Бахметевой, жених был «ей ровесник, малый богатый и не дурак. Она кажется довольна своею участью» По преданию, почти сразу после венчания Анна Сергеевна вручила мужу портфель и сказала: «Вот половина моего приданого, а я княгиня Голицына, и теперь всё кончено между нами!». Во всяком случае, уже в июне 1803 года в светском обществе обсуждался факт их расставания. Князь Голицын отличался большой расточительностью и страстью к азартным играм. По воспоминаниям современников, в 1814 году в Париже он в один из дней выиграл в игорном доме миллион франков, но уже спустя несколько дней проигрался так, что ему не на что было выехать из Парижа. С этого времени он получил прозвище «парижский Ванька». Живя в Варшаве, где в ту пору было повальное увлечение азартными играми, Голицын проиграл огромные суммы, спустив всё своё состояние, и, выйдя в отставку, имел до 5 миллионов рублей долгов. Княгиня Голицына вела оригинальный и свободный образ жизни: ходила в чепце и мужском костюме, увлекалась мистицизмом. С ранних лет интересуясь религиозными вопросами, подружилась с баронессой Юлианой Крюденер, которая под влиянием трудов немецких философов и мистиков вступила на проповеднический путь, действуя по примеру католических миссионеров. В лице Анны Голицыной она нашла родственную душу. Сначала завязалась переписка, потом состоялось знакомство. В 1821 году баронесса приехала в Петербург, где вместе с дочерью жила на даче Голицыной. Когда первоначальное расположение к Крюденер склонного к мистицизму Александра I сменилось немилостью, после того как она имела неосторожность попытаться повлиять на императора, склонив к его к крестовому походу против турок для освобождения греков, в мае 1822 года баронессе было предписано покинуть Санкт-Петербург. Спустя некоторое время, в 1824 году, княгиня Голицына вместе с баронессой Крюденер, её дочерью Жюльеттой (Юлией) Беркгейм и графиней де Гаше (Жанной де ла Мотт) отправились в Крым, чтобы там основать колонию «трудолюбивых пиэтистов». Голицына приобрела обширное имение в Кореизе, чтобы разместить там колонию. Как отмечал С.Я.Штрайх, Голицына «снарядила огромную барку, и они прямо от Калинкина моста в Петербурге отплыли в Крым. Здесь Голицына начальствовала в своей колонии, носила мужской костюм и сама называла себя „старухой гор“. Имела большое влияние на все татарское население округи». Анна Сергеевна Голицына вела в Крыму весьма оригинальный образ жизни. Верхом на лошади, в длинном сюртуке, с плетью в руках, с помощью которой она самолично расправлялась не только с домашними, но и посторонними, деспотичная Голицына держала в трепете даже местные власти. В обществе её прозвали «La vieille du rocher» («Старуха со скалы»), сама она иногда подписывалась «La vieille des monts» («Старуха с гор»), что остряки быстро переделали в «La vieille demon» («Старый чёрт»). Для всех остались загадкой отношения между княгиней и баронессой Жюльеттой Беркгейм. Когда после свадьбы Жюльетты её муж на несколько месяцев вынужден был отъехать за границу, она попала в полную зависимость от княгини; жила в доме Голициной и виделась с мужем только при свидетелях; когда же он смертельно заболел, то Жюльетта поспешила к нему, но княгиня позволила ей попрощаться с мужем только в её присутствии, после чего немедленно увезла её и барон Франц Беркгейм умер одинокий, на руках камердинера. После смерти мужа она надела траур, распорядилась имуществом, после чего снова вернулась к Голицыной в Кореиз, несмотря на осуждение общества. В 1830-е годы по просьбе князя А.Н.Голицына старая княгиня курировала обустройство его имения Кастель, или Александрия. Анна Сергеевна Голицына скончалась в Симферополе 23 января 1838 года, и была похоронена в Вознесенской церкви в Кореизе, завещав всё своё имущество баронессе Беркгейм, которая продолжала жить в имении по заветам княгини Голицыной и своей материЮлианы Крюденер. Ещё до замужества Анна Сергеевна написала книгу, вышедшую в 1801 году, «Modele des enfants on Vie du petit comte Platon de Zouboff» («Примерный ребёнок, или Жизнь маленького графа Платона Зубова»), с матерью которого, графиней Натальей Александровной Зубовой, Анна Сергеевна была дружна. В том же году вышел и русский перевод этого сочинения. В 1824 году Голицына издала ещё одну книгу (в 2-х частях; St.-Petersbourg: de l’imprimerie de Charles Kray) «Concordance en forme de registre pour trouver facilement chaque passage du Nouveau Testament» («Согласование в форме реестра для облегчения нахождения любого места в Новом завете»).
Литература: Фадеева Т.М. Южный берег русской аристократии: из истории крымского Южнобережья 1820—1830 гг. в неопубликованных письмах княгини А.С.Голицыной Александру I, М.С.Воронцову и другим лицам. — Москва: «Прогресс-Традиция», 2016. — 412 страниц — ISBN 978-5-89826-441-3. — 2000 экземпляров; Русские портреты XVIII и XIX столетий. Издание Великого Князя Николая Михайловича. — Санкт-Петербург, 1906. — Том I. — Выпуск IV. — № 158.