1736
Фридерика Доротея София Бранденбург-Шведтская (немецкое имя — Friederike Dorothea Sophia von Brandenburg-Schwedt)
принцесса Бранденбург-Шведтская и в замужестве герцогиня Вюртемберга. Родилась в Шведте. Мать императрицы Марии Фёдоровны, супруги императора Павла I. Фридерика Доротея София родилась в семье маркграфа Фридриха Вильгельма Бранденбург-Шведтского (1700—1771) и его супруги Софии Доротеи Марии Прусской (1719—1765), младшей сестры короля Пруссии Фридриха Великого. 29 ноября 1753 года Фридерика Доротея София вышла замуж за герцога Фридриха Евгения Вюртембергского (1732—1797). Супруги сначала проживали в Трептове, а с 1769 года — в графстве Мёмпельгард на левом берегу Рейна. Фридерику описывают как умную и душевную женщину. Дети воспитывались в лютеранском вероисповедании, хотя герцог был католиком. Это условие было поставлено королём Фридрихом II и включено в брачный договор от 3 сентября 1753 года. Фридрих (1754—1816), герцог, затем курфюрст и впоследствии с 1805 года король Вюртемберга, женат на Августе Брауншвейг-Вольфенбюттельской, затем на Шарлотте Великобританской; Людвиг Фридрих (1756—1817), в первом браке с Марией Чарторыйской, во втором с Генриеттой Нассау-Вайльбургской. Их сын Александр основал линию герцогов Текских; Евгений Фридрих (1758—1822), женат на Луизе Саксен-Менингенской; София Доротея (1759—1828), в православии Мария Фёдоровна, супруга императора Павла I; Вильгельм Фридрих (1761—1830), вступил в морганатический брак с Вильгельминой Тундерфелтд-Родис, их сын Фридрих основал линию герцогов Урахских; Фердинанд (1763—1834), в первом браке с Альбертиной Шварцбург-Зондерсгаузенской, во втором с Паулиной Меттерних; Фридерика (1765—1785), супруга герцога Петра Ольденбургского; Елизавета (1767—1790), супруга будущего императора Франца II; Карл (1770—1791); Александр (1771—1833), в браке с Антонией Саксен-Кобург-Заальфельдской; Генрих (1772—1838), в браке с Каролиной Алексеи. Умерла в Штутгарте 9 марта 1798 года. Похоронена в Людвигсбургской резиденции.
Награды: орден Святой Екатерины I степени (12 июля 1776).
Литература: Carl Pfaff: Fürstenhaus und Land Württemberg nach den Hauptmomenten, von der ältesten bis auf die neueste Zeit, Schweizerbart, 1849, S. 149.
1739
Даниил (Данило) Афанасьевич Масальский
русский кораблестроитель конца XVIII — начала XIX века, корабельный мастер полковничьего ранга, построил более 30 кораблей различного ранга и класса для Российского императорского флота, первым в России применил металлическую обшивку для подводной части корпуса судна, действительный статский советник. Происходил из старинного княжеского рода Масальских. Его отец Владислав-Афанасий, потомок князя Владимира Юрьевича, переселился в начале XVIII века из Литовского княжества в Россию. Эта ветвь князей Мосальских княжеский титул утеряла. В 1862 году потомкам Д.А.Масальского было возвращено княжеское звание. В 1760 году Даниил поступил в Морской кадетский корпус. Участвовал в Семилетней войне, в 1761—1762 годах находился в двух военных компаниях по осаде Кольберга. В 1763 году по собственному желанию был переведён в корабельные ученики. В 1773 году был произведён в корабельные подмастерья с чином прапорщика. В 1775—1777 годах находился в Олонецкой губернии при заготовке корабельного леса для строительства прамов. В 1778 году пожалован в поручики. До 1779 года проходил службу мастером-корабельщиком в Кронштадтском порту. С 1779 по 1783 год был командирован в Англию для усовершенствования знаний по кораблестроению. После возвращения из командировки, был произведён в чин капитана и продолжил службу на корабельных верфях Кронштадта и Санкт-Петербурга. Впервые в российской практике успешно произвёл опыт по обшивке металлом подводной части корпуса судна. В 1785 году был произведён в корабельные мастера премьер-майорского ранга. 6 сентября 1785 года заложил в Санкт-Петербургском адмиралтействе 100 пушечный линейный корабль «Святой Равноапостольный князь Владимир», который спустил на воду 2 августа 1788 года. В 1786—1789 годах в том же адмиралтействе построил небольшие парусные одномачтовые военные катера 38-пушечные «Вестник», «Летучий», «Лебедь», «Баклан» и 20-пушечные «Кречет» и «Ястреб». С 1777 года Катасанов находился в Кронштадте, занимался починкой старых судов. 9 июля 1778 года заложил на верфи в Кронштадте, спроектированный вместе с А.С.Катасановым 66-пушечный линейный корабль «Победоносец». В декабре 1787 года по императорскому указу на Галерной верфи Д.А.Масальский приступил к постройке гребного, оснащённого «тяжеловесною артиллериею», специальной постройки, по опыту шведских кораблестроителей, судна — 30-пушечной шебеки «Летучая», проект которой составил еще 10 лет назад корабельный мастер А.С.Катасанов, после изучения секретов иностранного кораблестроения во время своей командировки в Швецию. Д.Масальским было построено всего восемь шебек специальной постройки и 18-пушечный бомбардирский корабль «Победитель» (спущен на воду спущен 20 мая 1788) на Галерной верфи. Также, в 1788 году разработал проект бронированных плавучих плотов, по которым уже после смерти Масальского, в конце 1854 года корабельный инженер А.Я.Гезехус сделал чертёж, а инженер-полковник С.И.Чернявский построил первый экземпляр подобного плота броненосного плота. В 1790 году за постройку на городской верфи казённых судов, в том числе 70 канонерских лодок, произведён в корабельные мастера полковничьего ранга. С 1790 по 1796 годы на верфях Кронштадта и Санкт-Петербурга построил четырнадцать 38-пушечных гребных фрегатов типа «Александр». На Кронштадтской верфи построил и 23 апреля 1790 года спустил на воду фрегаты: «Александр», «Александра», «Екатерина», «Елена» (совместно с корабельным мастером Ф.И.Кутыгиным), «Константин», «Мария», «Николай», «Павел». В Санкт-Петербургском адмиралтействе построил фрегаты: «Александр» (спущен 10 октября 1792), «Екатерина» (спущен 17 октября 1792), «Елизавета» и «Мария» (спущены 25 августа 1794), «Константин» и «Николай» (спущены 9 октября 1796), бомбардирский корабль «Гремящий». В 1792 году Д.А.Масальский совместно с судостроителем В.А.Сарычевым разрабатывали чертежи двух 8-пушечных бригов «Котка» и «Куцал Муллим», построенные в Санкт-Петербургском адмиралтействе в 1793—1794 годах. В 1792 году Д.А.Масальский за личные заслуги был пожалован в потомственное дворянство, в 1794 году награждён орденом Святого Владимира IV степени. 11 сентября 1795 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе заложил 74-пушечный корабль, однако который достроен не был и в 1798 разобран. 1 января 1796 года Д.А.Масальский был пожалован в полковники. 16 октября 1798 года уволен от службы с награждением ранга и с пенсионом. В 1798—1800 годах на Херсонской верфи по проекту А.С.Катасанова, чертежам Д.А.Масальского и В.А.Сарычева были построены 74-пушечные линейные корабли: «Тольская Богородица» (строитель И.И.Тарусов), «Мария Магдалина Вторая» (строитель В.И.Потапов), «Святая Параскева» (строитель М.И.Суровцов). 15 октября 1800 года стал членом Коммерц-коллегии. В 1811 году был произведён в ранг действительного статского советника. Масальский владел имением в селе Павловское Суздальского (с 1778 года — Ковровского) уезда. От брака с Марией Ефимовной Пожарской (1754—1827) имел 17 детей; их внуком являлся князь Николай Масальский. Даниил Афанасьевич Масальский умер 13 ноября 1832 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.
Литература: Широкорад А.Б. 200 лет парусного флота России. 1696—1891. — Москва: Вече, 2007. — Страницы 35, 153, 163, 186, 187, 236, 241; Веселаго Ф.Ф. Материалы для истории русского флота. — Санкт-Петербург: Типография Морского Министерства, 1888. — Том XII. — Страница 647.

1741
Максимильен Гардель (Gardel)
французский артист балета и балетмейстер. Родился в Мангейме, в семье танцовщика. В 1755 поступил в школу при театре "Парижская опера". Дебютировал в 1760 сольной чаконной в опере "Дарданус" Рамо и вскоре занял ведущее положение в труппе Королевской академии музыки. Преемник Ж.Новера. Танцовщик эпохи классицизма, Гардель отличался в героических партиях (Александр - "Апеллес и Кампаспа" Аспельмайра, и др.). Переходя от пантомимы к танцу, Гардель отказывался от выразительности и эмоциональности, преследуя лишь точность и изящество пластики. Гардель отменил маску и устарелую форму балетного костюма на французской сцене (партия Аполлона в опере "Кастор и Поллукс" Рамо, 1772). В 1773-1781 помощник балетмейстера парижской Оперы, в 1781-1787 главный балетмейстер. Балеты-пантомимы, созданные Гарделем, были аналогами репертуарных опер и драм и не отличались оригинальностью "Нинетта при дворе" Дуни (1778), "Мирза и Линдор" Госсека (1779), "Дезертир" Миллера (1784), "Первый мореплаватель" Гретри (1785) и др. Умер в Париже 11 марта 1787 года.
Литература: Худеков С.Н., История танцев, том 3, Петроград, 1915; Dictionnaire portatif, historique et litteraire des theatres..., P., 1763; Sain t-L e о n A. M., La stenochoregraphie ou Art d'ecrire... la danse. P., 1852. Ham. P.
1746
Венанцио Рауццини (итальянское имя — Venanzio Rauzzini)
итальянский композитор, пианист, педагог по вокалу и оперный певец–кастрат, импресарио; брат композитора Маттео Рауццини. Венанцио Рауццини родился в Камерино, герцогство Милан. В детстве был кастрирован и пел в хоре Сикстинской капеллы. Он был учеником Доменико Корри и Муцио Клементи; учился у Джузеппе Сантарелли в Риме и Николы Порпора в Неаполе. В 1765 году дебютировал на сцене Театро делла Валле в Риме в опере Никколо Пиччини «Фальшивый астролог», в женской роли. В 1766 году пел в театре Сан-Самуэле в Венеции. В 1766–1767 году был приглашён в Мюнхен, где пел в Баварской государственной опере. Ему пришлось покинуть двор в Мюнхене из-за многочисленных скандалов, связанных с замужними женщинами. Затем он пел при дворе в Вене, где в 1767 году познакомился с Вольфгангом Амадеем Моцартом, который предложил ему роль в своей опере «Луций Сулла». В начале 1770-х Венанцио Рауццини снова выступал в Венеции и Мюнхене. С 1774 по 1778 год пел в Лондоне, где завершил карьеру оперного певца и посвятил себя педагогической деятельности, преподавая вокал и игру на фортепиано. Среди известных его учеников были Стивен Сторас, Нэнси Сторас, Майкл Келли и Джон Брэм. В это же время сочинил несколько опер. В 1780 году переехал из Лондона в Бат, в графство Сомерсет, где в 1781 году стал директором нового Концертного зала Ассамблей. В 1794 году у него гостил Йозеф Гайдн. В качестве подарка хозяину гость составил канон «Турок был верный пес», приняв за основу слова Венанцио Рауццини, сказанные им в саду у памятника любимой собаке. Певец и композитор курировал и финансировал концертную жизнь в Бате с 1781 до 1810 год. Многие его ученики выступали в абонементных концертах, которые он ежегодно организовал. Опубликовал вокальные упражнения и трактат о преподавании вокала. Венанцио Рауццини умер 8 апреля 1810 года в Бате и похоронен в Батском аббатстве, где его учениками Анной Селиной Сторас и Джоном Брэмом был установлен ему памятник. Творческое наследие композитора включает 8 опер, несколько квартетов и сонат для скрипки и клавесина.

1747
Бартелеми Луи Жозеф Шерер (французское имя — Barthélemy Louis Joseph Schérer)
французский командир эпохи наполеоновских войн. Родом эльзасец, служил на австрийской и голландской военной службе; в 1791 году вернулся во Францию. В 1794 году командовал дивизией в самбрской и маасской армии, затем армиями: сначала альпийской, потом восточно-пиренейской. После заключения Базельского мира он был назначен главнокомандующим в Италии на место Келлермана, но вследствие своего бездействия скоро был заменен Бонапартом. В 1797—1799 годах был военным министром, затем послан был в Италию на место убитого Жубера. Потерпев несколько поражений от австрийцев под начальством Края (при Пастренге, Вероне и Маньяно, 1799), сдал главное командование генералу Моро. Умер в 1804 году. В свое оправдание напечатал: «Précis des opérations militaires de l’armée d’Italie depuis le 21 ventôse jusqu’au 7 floréal de l’an VII» (П., 1799).
1748
Жан Жак Базильян де Гассанди (французское имя — Jean Jacques Basilien Gassendi)
французский военный деятель, дивизионный генерал (с 20 сентября 1805 года), граф Империи (с 9 декабря 1809 года), участник революционных и наполеоновских войн. Жан Жак Базильян де Гассанди родился в городке Шантерсье, близ Диня, провинция Прованс. Его отец, Жан Гаспар Гассан, был представителем от духовенства в Генеральных штатах 1789 года и членом законодательного корпуса. Генерал также приходился племянником известному математику Пьеру Гассанди. Образование получил в Артиллерийской школе, затем в феврале 1767 года вступил аспирантом в Королевский артиллерийский корпус, 9 мая 1768 года – младший лейтенант, 3 июня 1779 года – капитан в артиллерийском полку Ла-Фер. Здесь под его началом проходил службу молодой лейтенант Бонапарт. 8 марта 1793 года произведён в командиры батальона, с июня 1793 года занимал должность заместителя начальника артиллерии Армии Восточных Пиренеев. При осаде Тулона, с 5 сентября 1793 года, возглавлял артиллерийские экипажи. После взятия города – начальник артиллерийского парка Итальянской армии (29 декабря 1793 года). 19 февраля 1794 года был отстранён от должности и арестован как аристократ, в 1795 году вышел на свободу и 3 марта 1796 года произведён в командиры бригады. 9 января 1798 года – командующий артиллерийского парка Английской армии. 17 марта 1799 года произведён в бригадные генералы. 8 марта 1800 года получил должность командующего артиллерийским парком Резервной армии в Дижоне, участвовал в переходе через Сен-Бернар и в сражении при Маренго. С августа 1801 года по 5 апреля 1813 года возглавлял 6-е подразделение Военного министерства, ответственное за артиллерию и инженерные войска. 21 февраля 1802 года – комендант артиллерийской школы в Оксонне, 25 августа 1803 года вышел в отставку. 14 марта 1805 года вернулся к активной службе, с назначением на должность генерального инспектора артиллерии и 20 сентября 1805 года произведён в дивизионные генералы. 18 февраля 1806 года вошёл в состав Государственного совета. 5 апреля 1813 года получил престижную должность Сенатора, 2 июня 1813 года окончательно вышел в отставку с военной службы. Этот опытный офицер отличался не только завидными организаторскими способностями, но был одновременно и крупным учёным. Его двухтомный труд «Справочник для офицеров французской артиллерии» стал настольной книгой для всех европейских артиллеристов. При Первой Реставрации присоединился к Бурбонам и 4 июня 1814 года награждён титулом пэра Франции, подтверждённым Наполеоном 2 июня 1815 года во время «Ста дней». После Второй Реставрации исключён из списка пэров и восстановлен только 22 ноября 1819 года. Умер в городе Нюи-Сен-Жорж, департамент Кот-д’Ор 14 декабря 1828 года. Воинские звания: Младший лейтенант (9 мая 1768 года); Капитан (3 июня 1779 года); Командир батальона (8 марта 1793 года); Командир бригады (3 марта 1796 года); Бригадный генерал (17 марта 1799 года, утверждён 14 сентября 1800 года); Дивизионный генерал (20 сентября 1805 года). Титулы: Граф Гассанди и Империи (французское название — comte Gassendi et de l'Empire; декрет от 19 марта 1808 года, патент подтверждён 9 декабря 1809 года).
Награды: Кавалер военного ордена Святого Людовика (4 мая 1791 года); Легионер ордена Почётного легиона (11 декабря 1803 года); Коммандан ордена Почётного легиона (14 июня 1804 года); Великий офицер ордена Почётного легиона (30 июня 1811 года); Большой крест ордена Воссоединения (3 апреля 1813 года); Командор военного ордена Святого Людовика (4 мая 1814 года).
Литература: «Jean Jacques Basilien Gassendi», dans Robert et Cougny, Dictionnaire des parlementaires français, 1889.

1760
Кнуд Люне Рабек (датское имя — Knud Lyne Rahnem)
датский писатель, критик. Профессор эстетики Копенгагенского университета. Родился в Копенгагене. В «Письмах старого актера» (1779) изложил теорию сентиментально-воспитательного театра. Участвовал в издании литературно-общественных журналов, антологии «Избранные песни датского Средневековья» (тома 1-5, 1812-1814) и др. Автор песен, новел и пьес. Совместно с Р.Нюрупом опубликовал сочинение «Опыт истории датского поэтического искусства» (тома 1-4, 1800-1808). Директор Копенгагенского театра (1809-1830). В книге «Воспоминания о моей жизни» (1824-1829) дана характеристика литературной и культурной жизни Дании конца XVIII в. Умер в Копенгагене 22 апреля 1830 года.
Литература: Kyrre Н., К.L.Rahbek, Kamma Rahbek og livet paa Bakkehuset, Kbh., 1929; Jensen A.E., Rahbek og de danske digtere, Kbh., 1960.

1768
Мари-Гийемин Бенуа (французское имя — Marie-Guillemine Benoist; имя при рождении - Мари-Гийемин де Ловиль-Леру, Marie-Guillemine de Laville-Leroux)
французская художница (неоклассическая, историческая и жанровая живопись). Она родилась в Париже, в семье государственного чиновника и политика, к концу своей жизни, он был назначен французским консулом в Роттердаме, где он и умер в 1798 году. Её профессиональная подготовка в качестве художника началась в 1781 году под руководством Элизабет Виже-Лебрен. В 1786 году она поступила на обучение в мастерскую Жака-Луи Давида вместе со своей сестрой Мари-Элизабет. Допуск стал возможен благодаря рекомендациям мадам Виже-Лебрен, а также политическим и административным связям семьи с правительством. В 1791 году она впервые экспонируется в «Парижском салоне», продемонстрировав свою вдохновленную мифами картину «Психея прощается с её семьей» (Psyché faisant ses adieux à sa famille). Ещё одна из её картин этого периода, «Невиновность между добродетелью и пороком» (L’Innocence entre la vertu et le vice), также мифологическая, однако, показывает и феминистские интересы автора, порок представлен мужчиной, хотя традиционно его представляли в образе женщины. В 1793 году Мари-Гийемин вышла замуж за адвоката Пьера-Венсана Бенуа. Её работы, отражающие влияние Жака-Луи Давида, стали склонятся в большей степени к исторической живописи. В то время этот жанр считался сугубо мужским, женщинам-художницам полагалось рисовать семейные портреты, натюрморты, животных, пейзажи, все то, что могло развлечь и доставить удовольствие зрителю. В 1800 году в «Парижском Салоне» она экспонирует «Портрет негритянки» (Portrait d’une négresse). За шесть лет до этого было отменено рабство, и этот образ, обыгрывающий аналогию женщин и рабов, стал символом свободы эмансипации женщин и расовых прав. Эта картина была приобретена Людовиком XVIII для Франции в 1818 году. Мари-Гийемин создала ряд портретов исторических лиц своего времени. Портрет Элизы Бонапарт, сестры императора Наполеона и княгини Лукки, кисти Мари-Гийемин Бенуа выполнен около 1805 года. Важный заказ — портрет Наполеона Бонапарта, премьера-консула Франции на тот период, — был ей поручен в 1803 году. Этот портрет должен был быть направлен в город Гент, который Австрия вновь уступила Франции по Люневильскому мирному договору в 1801 году. Другим знаком отличия для неё, как художника, стало награждение Золотой медалью «Парижского Салона» 1804 года, что дало и получение государственного пособия. В это время она открыла студию по художественному обучению женщин. Её карьера пострадала от политических событий, развернувшихся во Франции, так как её семья имела очень тесные связи с монархистами. Однако, в период возвращения монархии после 1814 года, который назвали Реставрацией Бурбонов, её муж, убежденный роялист, граф Бенуа был назначен в Государственный совет. Несмотря на то, что Мари-Гийемин находилась в это время на пике своей популярности, она была вынуждена отказаться от своей карьеры как художника, так и устроителя выставок, в связи с обязанностями перед семьей и решительным принуждением реакционного режима к консервативному образу жизни. Умерла в Париже 8 октября 1826 года. Творчество: Psyché faisant ses adieux a sa famille (1791) — «Психея прощается с её семьей»; L’Innocence entre la vertu et le vice — «Невиновность между добродетелью и пороком» (1791); Portrait d’une négresse (1800, Musée du Louvre) — «Портрет негритянки» (1800, Лувр); Portrait de Napoléon (1804, court of Ghent) — «Портрет Наполеона» (1804, Суд Гента); Portrait du Maréchal Brune (1805, détruit; une copie se trouve au Musée du Château de Versailles) — «Портрет маршала Брюне» (1805, разрушен, одна копия находится в Музее дю Шато де Версаль); Portrait de Pauline Borghèse (1807, Musée du Château de Versailles) — «Портрет Полины Боргезе» (1807, музей дю Шато де Версаль); Portrait de Marie-Élise, grande duchesse de Toscane (Pinacoteca Nazionale, Lucca) — «Портрет Марии-Элизы, великой княгини Тосканы» (Национальная пинакотека, Лукка); Portrait de l’impératrice Marie-Louise (Château de Fontainebleau) — «Портрет императрицы Марии-Луизы» (Шато де Фонтенбло); La lecture de la Bible, (1810, musée municipal, Louviers) — «Чтение Библии» (1810, Городской музей, Лувьер); La Consultation ou La Diseuse de bonne-aventure, Saintes Musée municipal. — «Консультация или удачная авантюра гадалки», (музей в Сейнте). Часть работ была утрачена.
1768
Людвиг-Вильгельм Теппер де Фергюсон (Louis-Guillaume Ferguson Tepper, Tepper von (de) Ferguson)
исполнитель и композитор, учитель музыки. Родился в Польше, но приобрел известность в России, куда приехал осенью 1797 года. Капельмейстер при русском дворе, учитель музыки великих княжон, сестер императора Александра Первого. В музыковедении и пушкинистике известен прежде всего как преподаватель пения в Императорском Царскосельском Лицее пушкинской поры и автор музыки к лицейской «Прощальной Песне» (1817). Фамилия Фергюсон указывает на шотландские корни семьи. В конце 17-го и первой половине 18-го века множество шотландцев-приверженцев Стюартов эмигрировали из Шотландии на континент, и в том числе, в Польшу. Два представителя клана Фергюсонов, дети Вальтера Фергюсона из Инверури на севере-востоке Шотландии, Виллиам и Джордж, приехали в Польшу в 1703 году. Виллиам породнился с семьей Тепперов в 1714 году, женившись на Катарине-Конкордии Теппер из Познани, старшей сестре Петра Теппера (Старшего), преуспевающего купца и банкира. По словам польского исследователя Войцеха Роговского, Петр Теппер хорошо знал, как разумно использовать богатство, чтобы укрепить свое положение и умножить состояние. Его компании снабжали польскую аристократию и богатое дворянство предметами роскоши, произведенными в Англии, Франции, Голландии и Германии./…/ Петр Теппер был одним из первых основателей современных универсальных магазинов в Варшаве. В его огромном, по тем временам, универсальном магазине на Медовой улице было можно купить почти все, от английских колясок, мебели до писчей бумаги, булавок или редких продуктов, например, английского пива. /…/ Не меньшее значение имело его вхождение в Варшавский «эстаблишмент», чему очень помогли его энергичные действия в Варшавской евангелической общине. Он был основателем церквей и во-многом оживлял религиозную и общественную жизнь города. Многочисленные контакты с королевскими дворами, не только Польским, тоже очень помогали. В его дворце русская миссия снимала этаж. Его дома использовались австрийским посольством в Варшаве. Виллиам Фергюсон и Катарина-Конкордия Теппер имели троих детей, один из которых, Петер Фергюсон (1732—1794), стал компаньоном Петра Теппера, своего дяди по матери, и в 1767 году был официально усыновлен им, при условии добавления имени Теппер к имени Фергюсон. В 1779 году была подтверждена его принадлежность к шотландскому дворянству, и он получил королевское разрешение на право добавить имя Теппер к своему имени Фергюсон. В ноябре 1790 года Фергюсоны Тепперы получили польское дворянство. Петер Фергюсон Теппер был рыцарем Мальтийского ордена. В 1763 году Петер Фергюсон Теппер женился Марии-Филиппине Валентин д’Отерив (1733—1792). У них было тринадцать детей, трое из которых умерли в младенчестве. Людвиг-Вильгельм Фергюсон Теппер родился в Варшаве. Он был шестым ребенком и третьим сыном в семье. Свои ранние годы и юность он провел в роскоши. Дворец Тепперов на Медовой улице в Варшаве запечатлен на картине Бернардо Беллотто (Каналетто) 1770 года из собрания Королевского замка в Варшаве. Гостем дома Фергюсонов Тепперов не раз был король Станислав-Август Понятовский. Новейшие польские исследования выявили участие Фергюсонов-Тепперов в шотландской политике: после смерти Шарлотты (1753—1789), дочери Чарльза Стюарта (1720—1788), («красавчика принца Чарли», последнего шотландского претендента на английский трон), они приняли под свое покровительство ее детей. Шотландские и польские источники называют имена братьев и сестер Льюиса-Виллиама и дают краткие биографические сведения о них: Хенрика (Генриетта)-Катарина (родилась в 1763) вышла замуж в 1780 году за Августа-Вильгельма Арндта (Арендта), бухгалтера в банке Тепперов; Шарлотта-Розина (1764—1784) была в первом браке замужем за бароном d’Axt, прусским министром в Варшаве. Ее вторым мужем был М.Милашевич, полковник в русской армии; Эльжбета (Элизабет)-Дорота (родилась в 1765) вышла замуж в 1783 году за делового партнера отца, Кароля Шульца, сыгравшего впоследствии роковую роль в разорении и банкротстве Тепперов; Пьер-Шарль (1766—1817) женился на Marie Henriette Bоuè, дочери влиятельного гамбургского банкира Pierre Boue (1738—1802). Известный французский ботаник и геолог Ami Boué (1794—1881) был племянником Марии-Генриетты; Филипп-Бернар (1767—1829). Был записан в Измайловский полк. В 1786 году посетил Шотландию и получил почетное гражданство города Эдинбурга. Умер в Варшаве и был похоронен на Евангелическом кладбище; Даниель-Фредерик (родился в 1772); Анна-Малгожата (родилась в 1775) вышла замуж в 1792 году за шляхтича Яна Володковича. Во втором браке — Анна Ворселл; Изабель-Тереза (родилась в 1778). Вышла замуж за управителя прусских земель графини Браницкой. Умерла в Италии; Отто-Вальтер (1779—1797). Людвиг-Вильгельм учился в 1781—1783 годах в Военной Академии герцога Карла-Евгения Вюртембергского в Штутгарте. Продолжил образование в Страсбургском университете (1783—1789), где в 1789 году представил диссертацию «Poloniam imperio Romano Germanico nunquam subjectam». Argentoratum, [1789]. В 1791 году исполнял обязанности секретаря первой польской дипломатической миссии в Испании. Зимой 1791—1792 года был секретарем польской миссии в Дрездене, имевшей своей целью предложение польской короны саксонскому курфюрсту в соответствии с положениями Конституции 3 мая 1791 года. Банковский кризис 1793 года стал причиной разорения и краха семьи. В июне 1793 года Теппер покинул Польшу. После нескольких месяцев, проведенных в Страсбурге, прибыл в Вену, где прожил больше двух лет. Предпринял несколько неудачных попыток зарабатывать средства к существованию, исполняя секретарские обязанности. Только потеряв всякую надежду, он обратился к карьере композитора (для которой, однако, ему не хватало образования и знаний) и учителя музыки. Первые музыкальные сочинения, напечатанные в Вене, он сам не считал удачей. Летом 1796 года переехал в Гамбург, где опубликовал кантату для хора на слова «Оды к радости» Ф.Шиллера. Осенью 1797 года прибыл в Санкт-Петербург. Теппер провел в Санкт-Петербурге 24 года и завоевал репутацию популярного и уважаемого педагога, композитора и исполнителя. Он давал уроки музыки — среди его учениц была Каролина Ивановна Цизмер, мать академика Я. К. Грота. В 1800 году стал придворным капельмейстером, сменив на этом посту Джузеппе Сарти. Написал маленькую оперу «Эйленшпигель» на либретто Августа Коцебу и оперу «Эрминия» на либретто шевалье де Гастона. Преподавал музыку великим княжнам Елене, Марии, Екатерине и Анне, а с 1804 года — великому князю Николаю. В 1811—1812 годах давал уроки музыки императрице Елизавете Алексеевне. С 1802 года — член Санкт-Петербургского Филармонического Общества. Принимал участие в первых исполнениях оратории Йозефа Гайдна «Сотворение мира» и в других концертах Филармонического Общества. В апреле 1812 года в Филармоническом Обществе была исполнена оратория самого Теппера «Te Deum». В 1809 году приобрел дом в Царском Селе (дом Теппера де Фергюсона, сохранился) и с 1816 года жил в Царском Селе постоянно. С 1816 года, по просьбе второго директора Императорского Царскосельского Лицея Е. А. Энгельгардта, бесплатно преподавал пение в Лицее, не состоя формально лицейским преподавателем. По воспоминаниям М.Корфа,«в его классе соединялись оба курса лицея, старший и младший, что иначе ни на лекциях, ни в рекреационное время никогда не бывало». Создал лицейский хор, о котором многие воспитанники оставили теплые воспоминания. Его дом был открыт для лицейских воспитанников, где «каждый вечер собирались по нескольку человек, пили чай, болтали, занимались музыкой и пением». На этих вечерах бывали Александр Пушкин, Михаил Яковлев, Модест Корф, Семен Есаков, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер. В августе 1817 года Теппер был зачислен на штатную должность учителя музыки в Лицейский Благородный пансион. Он писал музыку к лицейским спектаклям; к освящению Евангелической церкви в Царском Селе (1818). В музыкальных собраниях Санкт-Петербурга, Вены, Гамбурга, Веймара хранится несколько десятков его музыкальных произведений. Посвящения к некоторым из них подтверждают его позицию в Санкт-Петербургском светском обществе: великой княгине Марии Павловне; княгине Голицыной, урожденной Вяземской; княгине Куракиной, урожденной графине Головиной; графине Мнишек, урожденной графине Замойской. Обращает на себя внимание посвящение мадам Пестель, урожденной Крок, матери декабриста Павла Пестеля. Наиболее известным его произведением стала музыка к «Прощальной песне» воспитанников первого курса (1817) на слова Антона Дельвига. В 1802 году Теппер женился на Жанне-Генриетте Севериной, дочери Санкт-Петербургского финансиста, и через нее породнился с семьей придворного банкира Иосифа Вельо, дочь которого, Жозефина, воспитывалась в семье Теппера. В 1819 году Теппер отправился с семьей в заграничное путешествие, во время которого в Париже трагически погибла Жозефина Вельо (1820), а в Дрездене после тяжелой болезни умерла жена (1823). Теппер вернулся в Царское Село на короткое время, но в мае 1824 года навсегда покинул Россию. 5 августа 1824 года в Париже он женился на Марии-Катерине-Аделаиде Канель (Marie Catherine Adelaide Canel,1790-1834) и умер в Париже 12 сентября 1838 года.
Литература: Грот Я. Пушкин, его лицейские товарищи и наставники. Санкт-Петербург, 1887; Ступель А.М. Лицейский учитель музыки.// Пушкин: Исследования и материалы. Москва-Ленинград: Издательство Академии Наук СССР, 1960.Том 3; Руденские М.П. и С.Д. Наставникам… за благо воздадим. Лениздат, 1986; Яценко О.А. Учитель пения: Штрихи к биографии Людвига Вильгельма Теппера де Фергюсона. — Дома у Пушкина. Журнал «Арс» No1. Санкт-Петербург, 1994; Людвиг-Вильгельм Теппер де Фергюсон. Моя история./Составитель О.А.Яценко (Байрд)/. Санкт-Петербург. ООО "Дмитрий Буланин", 2013.
1771
Жан-Антуан-Мишель Агар (французское имя — Jean-Antoine-Michelle Agar)
граф Мосбургский (comte de Mosbourg) (1807 год), государственный деятель, доверенное лицо маршала Мюрата (Joachim Murat). Родился в Меркюэ (Mercues) департамент Лот (Lot), в семье советника префектуры, учился в Королевском колледже Каора (Cahors) вместе с будущими маршалами и генералами Империи Мюратом, Бессьером (Jean-Baptiste Bessieres), Галдемаром (Anne-Jean-Jacques-Louis Galdemar), Амбером (Jean-Jacques Ambert), Дюфуром (Francois-Marie Dufour), Рамелем (Jean-Pierre Ramel) и Сарразеном (Jean Sarrazin). Юность провёл в Сан-Доминго (Saint-Domingue), где стал свидетелем восстания рабов против французского колониального господства в Порт-о-Пренсе (Port-au-Prince), в 1794 году попал в плен к англичанам, где провёл около года. По возвращению во Францию изучал юридические науки в Университете Тулузы (Toulouse), затем имел адвокатскую практику в Каоре. Заслужил доверие генерала Мюрата (Joachim Murat) и по его протекции в 1799 году назначен профессором Художественной литературы в Центральной школе департамента Лот (Еcole Centrale du Lot). 1 фримера того же года послан по рекомендации Мюрата в качестве временного комиссара в оккупированную французскими войсками Тоскану (Toscana), ставшую в 1801 году Королевством Этрурия (Etrurie). Во время Консульства – председатель генерального совета департамента Лот, в 1804 году - депутат Законодательного собрания (Assemblee legislatif). Сопровождал маршала Мюрата во время кампании 1805 года, затем назначен министром финансов Великого Герцогства Берг (Berg). С 1806 года – глава правительства Клеве (Cleve) и Берга (Berg), с 8 июля 1808 года - президент Государственного совета. Занимался реформой судопроизводства в Дюссельдорфе (Dusseldorf), ликвидацией феодальных прав и эмансипацией евреев. В 1808 году сменён на посту Жаком Беньо (Jacques-Claude Beugnot) и последовал за Мюратом в Неаполь (Naples), где до 1815 года исполнял обязанности министра финансов Неаполитанского королевства. После расстрела Мюрата находился при экс-королеве Каролине (Caroline Bonaparte), занимался литературой, опубликовал несколько политических трактатов. Затем возвратился во Францию и проживал как частное лицо в Bouysses и Mercues, 11 мая 1816 года король Людовик XVIII-й подтвердил его графский титул. В 1827 году – кандидат от либеральной оппозиции департамента Лот, в 1830 году избран при поддержке короля Луи-Филиппа (Louis-Philippe) в Палату депутатов (Chambre des deputes), возобновлял мандат в 1831 и 1834 годах. 3 августа 1837 года – пэр Франции. Пытался безуспешно отсудить у Пруссии компенсацию за конфискованное у него в 1813 году графство Мосбург. Умер в Париже (Paris) 8 ноября 1844 года, похоронен в боковой часовне церкви Меркюэ. Автор биографию и несколько книг о Мюрате, на одной из племянниц которого был женат с 1807 года. Шевалье Почётного Легиона (1804 год), Коммандор Почётного Легиона (27 апреля 1840 года). Известный бюст Агара выполнен скульптором Эте (Antoine Etex) в 1846 году для зала Генерального совета (Conseil gеnеral).
1774
Френсис Баррет (Fransis Barrett)
английский мистик и оккультист. О биографии Френсиса Баррета известно мало. Согласно некотором источникам родился 18 декабря 1774 года, в Мэрилебоне (Лондон). С детства работал и учился в аптеке у хирурга (в те времена слово хирург означало медицинского работника низшей ступени в отличие от врача, фактически являясь синонимом слова аптекарь. Также по совместительству хирурги были цирюльниками.) Барретт претендовал на звание специалиста в области химии, метафизики и естественно-оккультной философии. Он был известен как невероятно эксцентричная персона, которая проводила уроки по магическим искусствам в собственной квартире и скрупулёзно переводила каббалистические и другие научные тексты на английский язык. Он с большим энтузиазмом возрождал интерес к оккультным наукам и опубликовал учебник магии под названием «Маг». «Маг» является компиляцией, почти полностью состоящей из отрывков трёх книг «Оккультной Философии» Корнелиуса Агриппы. Четвёртая книга «Оккультной Философии» приписывается Агриппе, в ней также содержится перевод 1655 года Роберта Тёрнера книги «Хептамерон» Пьетро д’Абано. Барретт сделал несколько преобразований и осовременил произношение и синтаксис этих отрывков. Помимо возможного влияния английского оккультного романиста Бувье-Литтона, книга попала и под влияние со стороны Элифаса Леви. Содержание «Мага» включается в себя сведения о естественной магии растений и камней, о магнетизме, о магических талисманах, алхимии, нумерологии, элементах и биографии прославленных адептов истории. «Маг» также послужил Барретту рекламным пособием. При помощи него Барретт находил людей, заинтересованных помочь ему в создании магического кружка. Реклама в «Маге» (часть 2, страница 140) отсылала к неивестной тогда школе, основанной Барреттом. Умер в Лондоне около 1830 года.
Литература: Alison Butler: Beyond Attribution: The Importance of Barrett’s Magus. In: Journal for the Academic Study of Magic. Band 1, 2003, S. 7-32; Timothy d’Arch Smith: The Books of the Beast: Essays on Aleister Crowley, Montague Summers, Francis Barrett and Others. Wellingborough 1987; Francis X. King: The flying sorcerer: being the magical and aeronautical adventures of Francis Barrett, author of The Magus. Oxford 1992, ISBN 978-1869928209.
Библиография: Маг / Френсис Баррет, Нижний Новгород, 2013. ISBN 978-5-904844-63-9.

1777
Хуан Мартин де Пуэйрредон и О’Доган (испанское имя — Juan Martín de Pueyrredón y O'Dogan)
аргентинский генерал и политический деятель XIX века. Пуэйрредон родился в Буэнос-Айресе, пятым из семи сыновей Хуана Мартина де Пуэйрредона и Марии Риты Доган. Его отец был французским купцом. Пуэйрредон получал образование в Королевском колледже до смерти отца в 1791 году. Затем семья переехала в Кадис (Испания), где молодой Хуан Мартин начал изучать торговое дело. Затем он занимался торговлей во Франции и Испании. Позже он вернулся в Буэнос-Айрес. В 1806 году в Буэнос-Айрес вошли войска Великобритании во время первого вторжения британцев в Рио-де-ла-Плату. Пуэйрредон был одним из тех креолов, кто считал, что британцы не помогут Соединённым провинциям в обретении независимости от Испании. Поэтому он переехал в Монтевидео, где познакомился с местным губернатором Паскуалем Руисом Уйдобро. Последний поручил ему организовать сопротивление, поэтому он вернулся в Буэнос-Айрес, где втайне начал готовить почву для освободительного движения. Однако британцы раскрыли подполье, и Пуэйрредон был вынужден бежать в Сакраменто, где присоединился к Сантьяго де Линьерсу, войска которого в конце концов победили британцев. В 1807 году он поехал в Испанию как представитель Буэнос-Айреса, но вернулся в 1809 году; тогда же он возглавил освободительное движение. После Майской революции 1810 года, которая установила первую правительственную хунту, Пуэйрредон был назначен на должность губернатора Кордовы. В 1812 году он возглавил силы освобождения и стал членом непродолжительного первого триумвирата. С 1812 до 1815 года он находился в ссылке в Сан-Луисе. В 1816 году Пуэйрредон был избран на должность верховного правителя Объединённых провинций Рио-де-ла-Платы. Он решительно поддерживал военную кампанию Хосе де Сан-Мартина в Чили. Пуэйрредон основал первый банк Аргентины и национальный монетный двор. Восстание 1819 года вынудило его уйти в отставку и отправиться в изгнание в Монтевидео. С этого времени он играл очень незначительную роль в политике. В 1829 году он выполнял функцию посредника между Хуаном Мануэлем де Росасом и Хуаном Лавалье. Умер Пуэйрредон на своём ранчо в пригороде Буэнос-Айреса 13 марта 1850 года. Пуэйрредон был женат на Марии Калиште Телеш-и-Кавидес. 24 января 1823 года в Буэнос-Айресе у них родился единственный сын, будущий известный художник и гражданский инженер Прилидиано Пуэйрредон. С 1835 до 1849 года Пуэйрредон и его семья проживали в Европе.
Библиография: Luna Félix. Grandes protagonistas de la historia argentina: Juan Martín de Pueyrredón. — Buenos Aires: Editorial Planeta, 1999. — ISBN 950-49-0469-6.
1778
Джозеф Гримальди (Joseph Grimaldi)
легендарный английский актёр, отец современной клоунады, один из самых известных клоунов Англии, считающийся первым клоуном с белым (европейским) лицом. Именно выступления Гримальди сделали Клоуна, как персонажа, центральной фигурой британских арлекинад. Гримальди родился в одном из лондонских районов, в семье итальянца, синьора Джузеппе (Джозефа) Гримальди, имевшего в лондонских театральных кругах прозвище Железноногий (iron legs), пантонимиста, циркового художника и балетмейстера театра «Друри-Лейн». Матерью маленького Джозефа была Ребекка Брукер, танцовщица кордебалета. Отец Гримальди умер в 1788 году, оставив семью в долгах, когда Джозефу было всего девять лет. В возрасте менее двух лет Джозеф впервые играет небольшую роль на сцене лондонского театра «Друри-Лейн», а в возрасте менее трёх лет он периодически начинает выступать на сцене театра «Садлерс Уэллс». Достигнув юношеского возраста, Гримальди влюбляется в дочь владельца театра «Садлерс Уэллс» и женится на ней. Через восемнадцать месяцев Мария Гримальди умирает во время родов. Гримальди находит утешение в работе, и, через некоторое время, женится ещё раз. Впоследствии его сын, Джозеф Сэмюэль Гримальди, присоединится к семейной театральной профессии, однако в возрасте тридцати лет сопьётся и умрёт. Гримальди считается непревзойденным в амплуа клоуна-мима, достигнув оглушительного успеха в постановке Королевского театра Ковент-Гарден «Сказки матушки Гусыни» и закрепив впоследствии свой успех в других постановках. В своём деле Джозеф Гримальди являлся безусловным новатором, поскольку его персонаж — клоун по имени Джой (Joey; игра слов от англ. joy — радость) был, для того времени, современным клоуном, амплуа которого, тем не менее, основывалось на традиционной роли простака и дурачка, шедшей ещё со времен комедии дель арте. Основываясь на этом новаторстве, персонаж Гримальди становится центральным персонажем арлекинад. Его комедийная грация была необычна, он хорошо придумывал визуальные трюки и буффонады, умело вызывая смех публики. Ко времени, когда становятся популярны мюзик-холлы, Гримальди вводит в театр женскую пантомиму, а также заводит традицию непосредственного участия присутствующей публики в представлении. Знаменитый в англоязычном мире «анекдот о грустном клоуне» (в котором доктор советовал клиенту различные способы выхода из тяжёлой депрессии, и в итоге порекомендовал сходить на представление одного клоуна, после чего клиент признался, что он и есть тот самый клоун) изначально рассказывали о самом Гримальди. Постепенно возраст даёт о себе знать, и, страдая от различных болезней, Гримальди уходит со сцены. В своей прощальной речи он говорил своим слушателям: «Я безжалостно износил себя, подстёгиваемый собственными амбициями, и расплатился за это преждевременным старением. Уже четыре года, как я совершил свой последний прыжок, стащил последнюю устрицу, сварил последнюю сосиску и теперь собираюсь уйти на покой». К 1828 году Гримальди полностью разоряется, и в театрах «Ковент Гарден» и «Садлер Уэллс» проходят благотворительные спектакли, ставящие своей целью собрать денег на проживание Гримальди. Фондом «Друри-Лейн» ему была назначена пенсия в 100 фунтов стерлингов в год. В последние годы жизни Джозеф Гримальди едва мог ходить, и много времени проводил в лондонской таверне под названием Cornwallis Tavern. Владелец таверны Джордж Кук по вечерам относил его домой. Гримальди, став калекой, играя на сцене, умер в ночь на 31 мая 1837 года. Газета London Illustrated News в некрологе на его смерть написала: «Гримальди мёртв, и не оставил себе равных. Мы боимся, что дух пантомимы утрачен» (Grimaldi is dead and hath left no peer. We fear with him the spirit of pantomime has disappeared). В своём завещании Джозеф Гримальди просил, чтобы после его смерти он был обезглавлен перед погребением, якобы из-за страха погребения заживо. Могила Джозефа Гримальди находится в парке Джозефа Гримальди (ранее во дворе часовни Сент-Джеймс), на Пентонвилл-роуд в Ислингтоне. На здании в Granville Road есть синяя табличка в память, что он когда-то жил неподалёку.
1779
Стефано Мориканд (французское имя — Stefano Moricand, или Moïse Étienne Moricand, или Marie-Etienne Moricand)
швейцарский и итальянский ботаник. Стефано Мориканд родился в Женеве. Он занимался исследованием флоры Америки и Италии. Во время своих путешествий Мориканд собирал минералы и составлял гербарий в Тоскане, Неаполе, Венеции. Вернувшись в Женеву в 1814 году, Стефано проводил политику обмена с различными коллекционерами и институтами для расширения коллекции Музея. Мориканд был членом-учредителем Общества натуралистов Женевы и Академического Музея, где он был членом Совета Администрации с 1818 года до своей смерти. Стефано Мориканд умер в Шуньи 26 июня 1854 года. Стефано Мориканд специализировался на семенных растениях.
Публикации: Flora veneta, Genf 1820; Plantes nouv. ou rares d’Amérique, ebd. 1836. Род растений Moricandia DC. был назван в его честь.
Литература: Moricandia DC; Debus, Allen G. (dir.) 1968. World Who’s Who in Science. A Biographical Dictionary of Notable Scientists from Antiquity to the Present. Marquis-Who’s Who (Chicago): xvi + 1855 pp; Cailliez, J.-Cl. 1995. Notice sur les collections malacologiques du Muséum d’histoire naturelle de Genève. Ed. del autor. 49 pp.
1787
Доминик Пьер де ля Флиз, или Демьян Петрович Флиз (французское имя — Dominique Pierre de la Flise)
этнограф, исследователь, художник, публицист, доктор медицины, хирург Императорской Московской медико-хирургической академии, член Императорского академического медицинского, Виленского и Киевского обществ, старший врач Киевских государственных имуществ. Надворный советник. Француз по происхождению, бо́льшую часть жизни проживший в Российской империи на Украине. Родился в Нанси, в семье врача. Образование получил во Франции в Королевском медицинском колледже. Врач-фармацевт. Вступил во французскую армию Наполеона. Был зачислен в медицинскую службу. Служил в чине капитана Второго гренадерского полка помощником главного хирурга французской армии и императорской гвардии Наполеона Доминика Ларрея. В ноябре 1812 года под Смоленском получил ранение и был взят в плен русской армией. После выздоровления не захотел возвращаться во Францию, хотя имел такую возможность. Сначала Доминик Пьер де ля Флиз проживал в России, затем переехал на Украину. Женился на Софье Маркевич, племяннице генерал-лейтенанта Василия Гудовича. Благодаря протекции генерала, в 1820-х годах получил должность врача государственных имуществ Киевской губернии. В Российской империи Флиз стал профессором Императорской Московской медико-хирургической академии, членом Императорского академического медицинского, а затем Виленского и Киевского обществ, членом комиссии при Императорском университете святого Владимира, старшим врачом управления Киевских государственных имуществ, получил титул надворного советника. В 1845 году по программе Русского географического общества начал исследование «медицинской географии» Киевской губернии с целью выяснения влияния окружающей среды на здоровье человека. Во время путешествий по селам и городкам Киевской собрал и обобщил большой фактический материал, на основании которого составил комплексную характеристику жизни украинского населения. Дал описание расселения украинцев методом историко-этнографического районирования. Именно ему Русский географический союз доверил работу «Этнографические описания крестьян Киевской губернии, а в особенности состоящих в Государственных имуществах, и разные местные исторические памятники, древности и рисунки». В 1860 году Доминик Пьер де ля Флиз создал русско-украинский словарь (малороссийско-русский словарь), преимущественно для собственного использования, в котором имеется 1152 различных определений явлений культуры и быта и касаются хозяйственной деятельности, семейного, общественного быта, орудий труда, транспортных средств, народных блюд, обрядности, верований, развлечений, игровой культуры. Д.Флиз — автором мемуаров о военной кампании 1812 года и описания восстания Черниговского полка. Им составлен перечень лиц (свыше 3000), с которыми автор встречался во Франции, на Балканах, в Италии, России, на Украине. Труд де ля Флиза составили девять рукописных альбомов по различным аспектам культуры и быта Украины, их хозяйственной деятельности, природы, топографии края. Наибольший из альбомов — медико-топографическое описание Киевской округи (1854), написанный на французском и русском языках, и дополненный несколькими сотнями цветных рисунков, сделанных самим автором. Из-за того, что Доминик Пьер де ля Флиз был медиком, его целью был сбор материалов по медицинской географии, то есть исследования влияния окружающей среды на здоровье человека. Описания касаются преимущественно двух регионов Украины Полесья и Приднепровья. В альбоме «Этнографическое описание крестьян Киевской губернии» автор зафиксировал много преданий, легенд, сведений о памятниках старины. Поместил много сведений о государственных владениях с приложением рисунков, выполненных им самим. На своих рисунках Доминик Пьер де ля Флиз также изображал многочисленные виды животного и растительного мира. Доминик Пьер де ля Флиз ушел в отставку в 1858 г. с титулом надворного советника. Умер в 1861 году в Нежине. Альбомы Доминика Пьера де ля Флиза были созданы по программам Комиссии для описания губерний Киевского учебного округа и Российского географического общества в течение 1848—1857 годов. Первый альбом — «Медико-топографическое описание государственных имуществ Киевского округа ...». — Киев, 1854. Хранится в ЦНБ (Киев). Второй альбом — текстовый без иллюстраций, идентичный первому. — Киев, 1857 г. сохраняется в ЦНБ (Киев). Третий альбом — «Этнографическое описание крестьян Киевской губернии …» — Киев, 1854. Принадлежал Церковно-археологическому музею при Киевской духовной академии, впоследствии архимандриту Евгений Волховитинову, а в 1920-х г. — Д.Ф.Красицкому. Сейчас хранится в ЦНБ (Киев). Четвертый альбом — эскизов поселений (без года и названия; по мнению специалистов, был подготовлен в 1851 г., Поскольку на одном рисунке стоит эта дата). Хранится в ЦНБ (Киев). Пятый альбом — «Костюмы крестьян … округов Киевского, Сквирского и Черкасского, нарисованные для составления медико-топографического описания ...» — 1851 г. Находится в ЦНБ (Киев). Шестой альбом — «Краткая этнография Киевской губернии …» — Сквира, 1854. Сейчас — в архиве Академии Наук России (Санкт-Петербург). Седьмой альбом — «Медико-топографическое описание … Киевского округа.» — 1848 г. Сейчас хранится в Черниговском областном историческом музее. Восьмой альбом — «Медико-топографическое описание … Сквирского уезда.» — Малая Чернявка, Сквирского уезда, 1849 г. Сейчас хранится в Черниговском областном историческом музее. Девятый альбом рисунков (археология, портреты), без даты. Хранится в Черниговском областном историческом музее.
Литература: Флиз де ла. Поход Наполеона в Россию в 1812 году. — Москва: ООО «Наследие», 2003 — 168 страниц. (Военно-исторические мемуары); Домінік П’єр де ля Фліз. Етнографічний опис селян Київської губернії.
1788
Андреас Иоганнес Гиппинг
финляндский священник и историк, автор трудов по истории Ингерманландии, член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук(1844). Андреас Иоганнес Гиппинг родился он 18 декабря 1788 года в приходе Перноо, в семье пастора. В 1800 году поступил в гимназию в городе Борго, откуда через четыре года перевелся в Королевскую академию Або. В 1807 году переехал в Санкт-Петербург, где до 1811 года служил музыкантом в дирекции императорских театров. Затем Гиппинг вернулся в Финляндию, принял там сан пастора. В 1820 году по рекомендации видного российского академика Ф.И.Круга начал работать в библиотеке графа Н.П.Румянцева с целью приведения в порядок этого богатейшего книжного собрания. В библиотеке Румянцева Гиппинг получил доступ к большому количеству источников по древней истории Ингерманландии и Финляндии, часть которых позднее была им опубликована. С 1847 года был настоятелем в церкви в Уусикиркко. В 1859 был назначен пробстом Выборгской епархии. Андреас Иоганнес Гиппинг умер в Уусикиркко (ныне посёлок Поляны, Выборгский район Ленинградской области) 8 ноября 1862 года. Похоронен там же. А.Гиппинг заинтересовался историей города Ниен и крепости, которые в XVII веке располагались на территории Ингерманландии и входили в состав Шведского королевства. Результатом его исследований стала книга «Нева и Ниеншанц до основания Санкт-Петербурга», в 1836 году опубликованная на шведском языке в Гельсингфорсе. Главным трудом его научно-исследовательской деятельности была подготовленная к печати на русском языке рукопись «Нева и Ниеншанц», за написание которой Гиппинг был награжден Демидовской премией. Эта работа стала первым трудом, целиком охватывающим всю историю Ингерманландии. Издана в 1909 году академиком А.С.Лаппо-Данилевским.
Литература: Гиппинг А.И. Нева и Ниеншанц. — Москва: Российский архив, 2003. — ISBN 5-86566-045-4; Чулков Н.П. Гиппинг, Андрей-Иоганн // Русский биографический словарь : в 25 томах. — Санкт-Петербург—Москва, 1896—1918.
1788
Камиль Плейель (Camille Pleyel)
австрийский пианист, владелец фирмы по производству роялей и фортепиано, основанной его отцом композитором Игнацем Плейелем. Умер 4 мая 1855 года.
1789
Константин д’Аспре (немецкое имя — Konstantin Ghilian Karl Freiherr d’Aspre von Hoobreuck)
австрийский фельдцейхмейстер, сын генерал-фельдмаршала Гообрейка, барона д’Аспре (Konstantin Ghilian Karl d’Aspré), которому в сражении при Ваграме пушечным ядром оторвало руку, вследствие чего он и умер во время переезда в Брюнн, 7 июля 1809 года. Константин д’Аспре родился в городе Брюсселе. Поступил в австрийскую армию и принимал участие в большей части военных походов против Франции. В 1825 году участвовал в кампании против Иохама Мюрата и открыл путь в Неаполь удачным нападением на лагерь в Миньяно. В Неаполе он усмирил восстание и, произведённый в полковники, в 1830 повел войска против инсуррекции к Романье. В 1833 году в чине генерала был послан в Богемию, в 1836 — в Тироль, в 1840 — в Италию, в звании фельдмаршал-лейтенанта и командира дивизии. В августе 1846 года Константин д’Аспре был назначен командиром 2-го армейского корпуса в Падуе. Во время восстания в Северной Италии в марте 1848 он пытался соединить войска свои с корпусом Радецкого и вступил 28 мая в Мантую. После штурма Виченцы 10 июня д’Аспре образовал из 2-го корпуса правое крыло сосредоточенной в ночь с 22 на 23 июня армии у Вероны и принимал участие в битвах этой армии у Соны, Соммакампаньи, Кустоццы и Вольты. По занятии Милана, вступив 13 августа в Брешию, был назначен 13 марта 1849 года фельдцейхмейстером. Отличился во втором походе против Сардинии штурмом Мортары (21 марта), а также в сражении при Новарре, в котором в течение пяти часов отбивался от превосходящих сил неприятеля. В реляции выдающегося австрийского полководца Йозефа Радецкого он был назван первым из первых. Позже он получил командование войсками в Парме, перешёл реку По с войсками, посланными в Тоскану, соединился 10 мая 1849 года с остальными австрийскими войсками при Ливорно, которое и было взято штурмом 18 мая. В октябре 1849 года Константин д’Аспре получил командование над 6-м армейским корпусом, при штабе которого в Падуе, он и скончался 24 мая 1850 года. Награждён орденом Святого Георгия IV степени (№ 7929; 16 сентября 1848). Также награждён другими наградами, среди которых Военный орден Марии Терезии.
1790
Жюль Жермен Клоке (французское имя — Jules Germain Cloquet)
французский врач. Младший брат Ипполита Клоке. Изучал естественные науки в Руане, с 1810 года в Париже. Сперва готовил анатомические препараты для студентов и работал прозектором, но уже в 1817 году защитил диссертацию по проблемам брюшной грыжи на основании более 300 проведенных операций. Параллельно вел офтальмологические исследования, в ходе которых впервые описал стекловидный канал. В 1831—1834 годах — профессор теоретической хирургии, а в 1834—1841 годах — оперативной хирургии. В 1821 году стал одним из первых членов французской Академии Медицины, а в 1855 году избран членом Академии наук. С 1851 года — лейб-хирург Наполеона III. Основной труд Клоке — пособие «Анатомия человека» (французское название — «Anatomie de l’homme», 1821—1831), фундаментальное издание с почти 1300 иллюстрациями, большинство из которых сделал сам Клоке. Клоке реформировал преподавание теоретической хирургии, построив его в значительной степени на демонстрации рисунков и препаратов. Множество научных работ Клоке посвящены самым разным вопросам, от паразитологии (французское название — «Anatomie des vers intestinaux...», 1818) до правил обработки скелета для дальнейшего использования в качестве учебного пособия (французское название — «De la squeléttopée», 1818). Клоке также изобрёл ряд хирургических инструментов. Именем Клоке называются (в латинской анатомической терминологии) бедренная грыжа, бедренная перегородка, стекловидный канал и др. Умер 23 февраля 1883 года.
1792
Василий Григорьевич Маслович
русский и украинский писатель, баснописец, журналист, основатель журнала «Харьковский Демокрит». Печатался под псевдонимом «Мслвчь». Родился в семье доктора Черниговского полка. Воспитывался в частном пансионе, Харьковской гимназии. После окончания в ней курса в 1811 году, поступил в Харьковский университет на словесное отделение философского факультета. В этом же году Маслович начал свою литературную деятельность издав собственное произведение «Дельф и Дельфира или увенчанная любовь», в 1812 г. печатался на страницах газеты «Харьковский еженедельник». В 1813 г. издал свой новый труд «Баснь на прибытие в мир Асмодея», а в 1814 году выпустил «Драматический кантат Харьковскому благотворительному обществу», и Басни в стихах. С 1812 года печатался в журнале «Харьковский еженедельник». В 1815 году выдержал экзамен на степень доктора изящных наук и после защиты диссертации «De natura pulhri et sublimic Charc» в 1816 году был утвержден в этой степени. В 1816 году В.Г.Маслович начал выпускать первый на Украине сатирический журнал «Харьковский Демокрит». В журнале печатались поэмы «Основание Харькова», «Пісня сімейству», «Від’їзд студента на учительство в Олешки», «Жартівлива пісня» и др. В 1817-1820 годах жил в Петербурге, служил в министерстве финансов с переименованием в коллежские асессоры, был главным комиссионером по доставлению из Казани в Петербург корабельных лесов. В 1821 году произведен в надворные советники, в 1826 году награждён орденом «Святой Анны» III степени. Службу пришлось оставить по причине тяжелой болезни, а затем он оставляет и активную литературоведческую деятельность. Скончался в 1841 году.
Награды и премии: Орден Святой Анны III степени.
Источники: Биографический словарь бывших питомцев Первой Харьковской гимназии за истекшее столетие с 1805 по 1905 год / Составитель Н.А.Чеканов. - Харьков: «Русская типо-литография»: 1905. - VIII, 441 страница; 26 см; В.Г.Маслович – первый владелец поместья Святополк-Мирских.