-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 122397
Комментариев: 6816
Написано: 130892


12 октября родились...

Суббота, 12 Октября 2024 г. 08:43 + в цитатник
Hildebrand-1 (491x700, 234Kb)
1889
Дитрих фон Гильдебранд (немецкое имя — Dietrich von Hildebrand)
католический философ-феноменолог, полемист, критик современной культуры. Родился во Флоренции, в семье известного немецкого скульптора Адольфа фон Гильдебранда, является внуком известного экономиста Бруно Гильдебранда. Был младшим ребенком в семье и имел пять старших сестер. Получив хорошее образование, он приступил к изучению философии в Мюнхенском, затем — в Геттингенгском университете. Среди его учителей были Макс Шелер, Адольф Райнах и Эдмунд Гуссерль. Под влиянием Шелера фон Гильдебранд и его жена Маргарита обратились в католичество (формально в 1914 г.). Обращение сопровождалось радикальным духовным переворотом и ознаменовало начало интенсивной религиозной жизни. После этого фон Гильдебранд стал автором таких работ, как «В защиту чистоты» (1927), «Брак» (1929), «Литургия и личность» (1933), «Преображение во Христе» (1940). В то же время в 1925—1926 гг. он занимался изданием многочисленных книг по христианскому искусству. Папа Пий XII называл фон Гильдебранда «Отцом Церкви XX столетия». Фон Гильдебранд был решительным противником национал-социализма. В 1933 г. он переселился в Вену, где издавал газету «Der Christliche Ständestaat» («Христианское корпоративное государство»), призванную противоборствовать возрастающей популярности нацистской идеологии. После присоединения Австрии к нацистской Германии в 1938 году, Дитрих и Маргарита фон Гильдебранд бежали из страны. В декабре 1940 г. они поселились в Нью-Йорке, где остались и после войны. В Нью-Йорке Гильдебранд получил место преподавателя философии в Фордхеймском университете, где он встретил свою будущую супругу, католического философа Алису фон Гильдебранд (Журден). В Америке он написал такие книги как «Этика» (1952), «Что такое философия?» (1960), «Природа любви» (1971), «Мораль» (1978) и «Эстетика» (1977, 1984). В них мыслитель разрабатывает теорию христианского персонализма. Умер в городе Нью-Рошелл (Уэстчестер, штат Нью-Йорк, США) 26 января 1977 года. Идеи Гильдебранда оказали большое влияние на многих отцов Второго Ватиканского Собора, в том числе на будущего Папу Иоанна Павла II. Гильдебранд соединял традиционную для средневекового и посттридентского католицизма схоластическую философию с феноменологическим методом. При этом он решительно выступал против гуссерлевского крайнего феноменализма (восходящего к Канту). Он недвусмысленно оговаривает, что существование внешнего мира несомненно, его познание основано на адекватности объектов и результатов познания, а акт познания не предусматривает создания, конструирования каких-то особых объектов, отличающихся от вещей познаваемого мира; речь может идти только о проникновении в познаваемую вещь (позиция, находящаяся в полном соответствии со схоластической гносеологией, напр., в томистском её варианте). В области онтологии оговаривал уникальный статус Церкви, которая не может быть редуцирована к какой-либо иной социальной реальности. Говоря о соотношении общества и личности безоговорочно выступает в пользу онтологического и этического примата последней. Феноменологический анализ духовной жизни включал и феноменологию святости. Одна из причин кризиса современности - оскудение святости, которая обладает реальной силой преобразования мира. Один из объектов критики Гильдебранда - философия П.Тейяра де Шардена, которую он оценивает не только как модернистскую в религиозно-догматическом плане, но и как беспомощную философски. "Еще одна серьёзная ошибка связана с его (Тейяра) концепцией человека, а именно с его неспособностью понять радикальное отличие духа от материи" ("Тейяр де Шарден: на пути к новой религии"). В целом позиция Гильдебранда может быть охарактеризована как последовательно консервативная. Послесоборную ситуацию в Католической церкви он оценивал со сдержанной критикой, не касаясь в критическом ключе вопросов, связанных с каноничностью деятельности Собора. Говоря о модернистском кризисе, Гильдебранд избегал оценок деятельности самого II Ватиканского собора как обновленческой, а говорил о катастрофичной по последствиям интерпретации его решений в модернистском духе, что и определило в целом постсоборный курс. Особенно критически выдержанной оказалась его книга "Опустошенный вертоград" ("Разоренный виноградник"), где, в частности, была дана резко негативная оценка литургической реформе (на самом II Ватиканском соборе конкретных постановлений об изменении Литургии было принято мало, поэтому резкая критика выглядит как не задевающая Собор непосредственно). Также он безоговорочно выступал в защиту целибата. Несмотря на некоторую непроясненность позиции Гильдебранда относительно деятельности Собора, его работы стали весьма популярными в консервативно-традиционалистских католических кругах. Наиболее значимые работы: «В защиту чистоты» (1927); «Брак» (1929); «Литургия и личность» (1933); «Преображение во Христе» (1940); «Этика» (1952); «Мораль» (1978); «Эстетика» (1977, 1984); «Что такое философия?» (1960); «Новая Вавилонская башня» («The New Tower of Babel», 1954); «Милосердное проклятие» («The Charitable Anathema», 1993); «Сущность любви» («DasWesenderLiebe», 1971)

Joseph_Laniel (477x700, 159Kb)
1889
Жозеф Ланьель (французское имя — Joseph Laniel)
французский государственный и политический деятель Четвёртой Республики консервативного толка. Родился в Вимутьер, департамент Орн. Премьер-министр Франции с 28 июня 1953 по 19 июня 1954 года. Соучредитель Республиканской Партии Свободы (PRL), затем Национального Центра независимых и крестьян (CNIP), его кабинет был свергнут после французского поражения при Дьенбьенфу в Индокитае в 1954. Его сменил на посту Пьер Мендес-Франс. Умер в Париже 8 апреля 1975 года. Награды: Офицер ордена Почётного легиона; Кавалер ордена Почётного легиона. Министерство Ланьеля, 28 июня 1953 — 19 июня 1954: Жозеф Ланьель — председатель Совета Министров; Анри Кей — вице-председатель Совета Министров; Поль Рейно — вице-председатель Совета Министров; Пьер-Анри Тетжен— вице-председатель Совета Министров; Жорж Бидо — министр иностранных дел; Рене Плевен — министр национальной обороны и вооруженных сил; Леон Мартино-Депла — министр внутренних дел; Эдгар Фор — министр финансов и экономических дел; Жан-Мари Лувель — министр торговли и промышленность; Поль Бэкон — министр труда и социального обеспечения; Поль Рибейр — министр юстиции; Андре Мари — министр национального образования; Андре Мюттер— министра по делам ветеранов и жертв войны; Луи Жакино — министр по делам заграничной Франции; Жак Шастеллэн — министр общественных работ, транспорта и туризма; Поль Косте-Флоре — министр здравоохранения и народонаселения; Морис Лемэр — министр восстановления и жилищного строительства; Пьер Ферри — министр почт; Эдмон Баррашен — министр конституционной реформы; Эдуар Корнильон-Молинье — государственный министр. Изменения: 3 июня 1954 — Эдуар Фредерик-Дюпон входит в правительство как министр отношений с государствами-партнерами.

dawson1 (700x488, 139Kb)
1889
Кристофер Генри Доусон (Christopher Henry Dawson)
крупнейший английский историк, философ и культуролог, чьи произведения в своё время по достоинству были оценены такими западными мыслителями, как А.Дж.Тойнби , Т.С.Элиот, Ж.Маритен, Э.Жильсон, О.Хаксли, К.С.Льюис, Дж.Р.Толкиен и др. Имя Доусона часто ставили в одном ряду с именами таких выдающихся исследователей культуры XX века, как О.Шпенглер, А.Дж.Тойнби и Ф.Нортроп. Кристофер Генри Доусон родился в Харлингтон Холле (Скайптон), Йоркшир, образование получил в Винчестере и в Тринити-колледже (Оксфорд). После окончания Оксфорда в 1911 г. он изучал экономику в Швеции в качестве частного ученика у выдающегося шведского экономиста, профессора Густава Касселя. В 1914 г. Доусон принимает католичество и в течение 12 лет читает лекции в колледже в Эксетере, где продолжает свою научную деятельность. В 1916 году он женился на католичке Валери Миллс (Valery Mills). В конце этого периода Доусон начинает писать свои первые книги. В 1930—1936 гг. он читает в том же колледже лекции по истории культуры и параллельно (1933—1934) — форвудовские лекции по философии религии в Ливерпульском университете. В 1947 и 1948 гг. он — джиффордский лектор в Эдинбургском университете (джиффордские лекции, как правило, посвящались естественной теологии), в 1943 г. становится членом Британской Академии. В 1958—1962 гг. в качестве избранного профессора римско-католических исследований читает лекции в Гарвардском университете. 25 мая 1970 года Кристофер Доусон скончался на восемьдесят первом году жизни. Уже в Оксфорде Доусон начал заниматься специальным исследованием отношений между религией, социологией и культурой, и в этой области находится дело всей его жизни. Он пришел тогда к осознанию глубокого, непроходимого разрыва между прошлым и настоящим, между средневековым миром, связанным воедино верой, и новым миром, испытавшим полный распад своих культурных и общественных связей и еще доныне мало сознающим их утрату. Есть немало социологов, широко охватывающих социальные связи, но нигде и никогда они не принимали во внимание социальные функции религиозной веры. Есть ученые, изучающие религии, но они ограничиваются психологической или этической стороной материала. В этой ситуации Доусон находит свою собственную и важную задачу, лежащую в пограничной зоне между социологией и философией религии. Все более настоятельно выдвигающийся вопрос о влиянии религиозности на всякое культурно-творческое общество вызывал в нем побуждение к созданию главного его труда и дал ему направление, суть которого состоит в уяснении истории, исследовании смысла современности; это один из важных путей к объяснению основ европейской культуры. Немецкий исследователь доусоновской философии Ф.К.Шлагбергер выделяет несколько основополагающих влияний, сформировавших творческую индивидуальность английского мыслителя. Во-первых, это аристотелевская «Политика», игравшая в оксфордском образовании очень большую роль (определенные отголоски этого влияния видны в доусоновской антропологии, в частности, в одной из первых работ — «Природа и судьба человека»). Затем на молодого Доусона повлиял его учитель сэр Эрнест Баркер, у которого он в 1911—1914 гг. изучал историю. Баркеру принадлежит множество книг по политической философии, из них наиболее известная и фундаментальная посвящена политическому миру идей Византийской империи. В 1912 г. Доусон знакомится с работами Эрнеста Трёльча и с тех пор, по его собственному признанию, почти всецело посвящает себя проблеме отношений между религией и культурой. Историзм Э.Трёльча и М.Вебера имел сильное воздействие на Доусона в продолжение всей его учебы в аспирантуре. В 1914 г. Доусон, выросший в англиканском окружении, переходит в римское католичество. Этот серьезный шаг явился результатом мучительных духовных поисков мыслителя, разочарованного состоянием современной культуры и не находившего удовлетворения в той чисто формальной религиозности, которую исповедовало английское общество. Именно в католицизме Доусон видел воплощение христианских идей в наибольшей чистоте и подлинности. С другой стороны, католицизм как нельзя лучше соответствовал традиционалистским симпатиям Доусона. В религиозной сфере наибольшее влияние на него оказал Блаженный Августин и вся традиция патристики, определив, таким образом, его поворот к средневековой истории. В первые годы после Мировой войны на социологические исследования Доусона сильно повлияли идеи французского католического социолога Фредерика Ле Пле (1806—1882), а также его английских продолжателей, группировавшихся вокруг журнала «Социологическое обозрение» (прежде всего, идеи П.Геддеса и В. Брэнфорда). Другим (правда, не столь прямым) было влияние немецких католических романтиков — Адама Мюллера (1770—1829) и его современного последователя Оттмара Шпанна (1878—1950) — у которых, по мнению Шлагбергера, Доусон ознакомился с «замечательной параллельностью идей». В этом ему также в известной степени помог до 1930-х гг. ни разу не упомянутый теоретик консерватизма Эдмунд Бёрк (1729—1797). Консервативным устремлениям Доусона были близки (еще в студенческие годы) и французские писатели-рационалисты конца XIX в. М.Баррес (1862—1923) и Ш. Моррас, но в особенности — Шарль Пеги (1873—1914), демократическо-католический рационалист, который соединил в грандиозном личном синтезе столь разнообразные духовные течения. Наконец, последнее серьезное влияние на Доусона (не только как на верующего католика, но и как на мыслителя) оказали традиции Оксфордского движения и прежде всего его основатель кардинал Дж.Г.Ньюмен (1801—1890), в разное время являвшийся авторитетом и образцом для многих видных деятелей английской культуры (в частности, О. Уайльд называл воззрения Ньюмена «великой школой мышления»). В различное время Доусон испытывал разнообразнейшие влияния, и с этим связана определенная трудность в однозначной характеристике его идей. Привыкшие к мышлению в «черно-белых» категориях критики и обозреватели доусоновских книг, чтобы идентифицировать идеи английского мыслителя, «использовали противоречащие ярлыки: капиталист, марксист, фашист, либерал, консерватор, реакционер. В действительности ярлык, наиболее подходящий Доусону, следовало бы начать с определения „римский католик“ и затем добавить такие эпитеты, как „августинианский“ и „социальный плюралист“», — замечает американский историк Мак-Интайр. В течение своей жизни Доусон написал свыше тридцати книг и около ста пятидесяти статей. Наиболее известные его произведения: «Век богов», «Прогресс и религия», «Становление Европы», «Религия и современное государство», «По ту сторону политики», «Средневековая религия», «Религия и культура», «Религия и возникновение западной культуры», «Постигая Европу», «Динамика всемирной истории», «Кризис западного образования», «Боги революции». Основным трудом жизни Доусона являлась задуманная им пятитомная история культуры, которая должна была носить заглавие «Жизнь цивилизаций», но которая никогда полностью не была завершена. Как считает К.Скотт, книга «Прогресс и религия» (1929) — наиболее яркое произведение — создавалась в качестве краткого изложения всего замысла. Первым томом был «Век богов» (1928), посвященный доистории (от Ледникового периода до конца II тысячелетия до н. э.), а «Становление Европы» (1932), посвященное раннему средневековью, замышлялось в качестве третьего. Второй том, написанный частично, но незавершенный, должен был называться «Возникновение мировых религий» и покрывать период с 1200 по 300 гг. до нашей эры. Четвертый том охватывал бы период позднего средневековья (очевидно, частью его является «Средневековая религия» (1934)). Последний том, посвященный периоду с эпохи Просвещения до современности, также остался незавершенным. Главы, относящиеся к Французской революции, появились в посмертной публикации — книге «Боги революции» (1974). Ф.К.Шлагбергер замечает, что в джиффордских лекциях 1947 и 1948/1949 гг., опубликованных под названиями «Религия и культура» и «Религия и возникновение западной культуры», а также в книгах «Постигая Европу», «Движение мировой революции» и «Кризис западного образования» дан материал для последней части задуманного труда. Таким образом, в произведениях Доусона содержится анализ практически всей истории Европы — от Ледникового периода до наших дней. Грандиозности замысла соответствуют ясность изложения и колоссальная эрудиция автора. Основная мысль, проходящая через весь замысел, — показать, что изменения в культуре сопровождались (и были обусловлены) изменениями в религиозных верованиях человека и в духовном отношении к жизни, что культура не может сохранять свою жизненность без религии (как это выясняется из изучения Доусоном всемирной истории) и что единственный выход из существующего духовного кризиса может заключаться лишь в обращении к этому вечному источнику культурного творчества.
“Я читал последнюю работу [ныне] живущего историка и мыслителя, чьи книги я всегда читаю с рвением и принимаю близко к сердцу”.
“Достоинства Кристофера Доусона стали известны читателям его книг, опубликованных при его жизни… Работа Доусона '''всегда была и оригинальной, и искренней. Его мысли и чувства – всегда его собственные. Они никогда не были получаемы из вторых рук, и это качество делает его трактовку достойной вознаграждения. Хотя часто отдельный предмет мог рассматриваться его предшественниками, трактовка Доусона бросает на него новый свет”. - А.Дж.Тойнби.
“Его последняя книга дала мне то, в чем я нуждался в течение сорока лет, будучи не в состоянии где-либо это найти: разумное и надежное объяснение истории средневековой философии. Я желал бы иметь такую книгу до того, как написал свою “Философию в средние века”. - Э.Жильсон.
“Кристофер Доусон, возможно, самый мыслящий, стимулирующий и внушительный историк католической религии, который в это столетие посвятил себя общей истории цивилизации. Он более приближен к земле и более убедителен, чем Шпенглер и Тойнби… Это книга (“Динамика всемирной истории” ), которую не может без вреда для себя игнорировать мыслящий историк, и она столь же современна, сколь и полезна для просвещения”. - Г.Э.Барнес.
“По масштабу и проницательности доусоновская концепция истории стоит в одном ряду с работами Шпенглера, Нортропа и Тойнби”. - Дж.Дж.Маллой.
“”Динамика всемирной истории”– блестящий синтез исторической мысли Кристофера Доусона. Это книга, которую следует читать и перечитывать не только студентам и профессорам истории, но и всем, кто хочет получить более глубокое понимание цивилизации, её динамики и смысла”. - М.Р.П.Мак-Гуир.
“Он близко знаком с антропологией, социологией, психологией и с остальными отраслями наук о поведении, но он делает своё дело так, чтобы сохранить достоинства историка перед лицом всех их. Он чувствует себя дома в средневековой интеллектуальной истории – месте, не часто сильном у современных искателей целостной модели прошлого”. К. Бринтон.
“…впечатляющее проявление социологической и антропологической эрудиции… Прискорбно, что он не лучше известен за пределами Англии, где его положение историка культуры серьезно не подвергается сомнению даже критиками, не симпатизирующими его точке зрения”. - Дж.Личтайм.
Основные работы: Досон (sic!) К. Христианский взгляд на историю // Философия истории: Антология: Пособие для студентов гуманит. вузов / Составление, редакцияи встуительная. статья Ю.А.Кимелева. – Москва: АО «Аспект Пресс», 1994. – Страницы 248-261; Доусон К.Г. Религия и культура / Перевод с английского, вступительная статья, комментарии К.Я.Кожурина. — Санкт-Петербург: Алетейя, 2000. — 281 страница. — (Миф, религия, культура); Доусон К.Г. Боги революции / Перевод с английского, вступительная статья, комментарии К.Я.Кожурина. — Санкт-Петербург: Алетейя, 2002. — 332 с. — (Миф, религия, культура); The Age of the Gods. A study in the origins of culture in prehistoric Europe and the ancient East. [With a bibliography]. - London: John Murray, 1928. - XX, 446 p., III pl; Progress and Religion. An historical enquiry. - London: Sheed & Ward, 1929. - XVII, 254 p; Christianity and Sex. - London: Faber & Faber, 1930. - 40 p. - [Criterion Miscellany. No. 13]; Christianity and the New Age. - London: Sheed & Ward, 1931. - 110 p. - [Essays in Order. No. 3]; The Making Europe. An introduction to the history of European unity. [With a bibliography, plates and folding maps]. - London: Sheed & Ward, 1932. - XXIV, 317 p; The Modern Dilemma: the problem of European unity. - London: Sheed & Ward, 1932. - 113 p. - [Essays in Order. No. 8]; Enquires into Religion and Culture. - London and New York: Sheed & Ward, 1933. - XI, 347 p; The Spirit of the Oxford Movement. - London: Sheed & Ward, 1933. - XV, 144 p; Mediaeval Religion - The Forwood Lectures, 1934 - and other essays. - London: Sheed & Ward, 1934. - VII, 195 p; Edward Gibbon... From Proceedings of the British Academy, etc. - London: Humphrey Milford, [1934]. - 24 p. - [British Academy. Annual Lecture on a Master Mind, Henriette Hertz Trust, 1934]; Religion and the Modern State... With a frontispiece by Eric Gill. - London: Sheed & Ward, 1935. - XXII, 154 p; Mediaeval Christianity. - London: Catholic Truth Society, 1935. - 32 p. - [Studies in Comparative Religion. No. 25]; Twelve Selections from Christopher Dawson. Sheed and Ward samplers. - New York: Sheed & Ward, 1936; Beyond Politics. - London: Sheed & Ward, 1939. - 136 p; The Sword of the Spirit. [Reprinted from “The Dublin Review”]. - London: Sands, [1942]. - 15 p. - [Sword of the Spirit Pamphlets]; Christian Freedom. - London: Sands, [1943]. - 12 p. - [Sword of the Spirit Pamphlets. No. 5]; The Judgement of the Nations. - London: Sheed & Ward, 1943. - V, 154 p; In the Power of the Spirit. - London: Sword of the Spirit, [1943]. - 12 p; The Renewal of Civilization. - London: National Peace Council, [1943]. - 11 p. - [Peace Aims Pamphlet. No. 20]; Europe – a Society of Peoples. – London: Catholic Truth Society, 1946. – 16 p; It shall not happen here. – London: Sword of the Spirit, [1947]. – 18 p; Religion and Culture. Gifford Lectures. Delivered in the University of Edinburgh in the year 1947. – London: Sheed & Ward, 1948. – V, 225 p; Religion and the Rise of Western Culture. Gifford Lectures. Delivered in the University of Edinburgh in the year 1948-1949. [With plates]. – London: Sheed & Ward, 1950. – XVI, 286 p; Understanding Europe. – London and New York: Sheed & Ward, 1952. – IX, 261 p; Medieval Essays. – London and New York: Sheed & Ward, 1953. – VII, 271 p; The Makers of Christendom. General editor: C. Dawson. – London and New York: Sheed & Ward, 1954; The Mongol Mission. Narratives and letters of the Franciscan missionaries in Mongolia and China in the thirteenth and fourteenth centuries. Translated by a nun of Stanbrook Abbey. Edited and with an introduction by C. Dawson. [With genealogical plates and a map]. – London and New York: Sheed & Ward, 1955. – XXXIX, 246 p. – [The Makers of Christendom]; The Dynamics of World History… [Selected writings]. Edited by John J. Mulloy. [With a portrait]. – London: Sheed & Ward, 1957. – XIV, 489 p; The Revolt of Asia. [Reprinted from “The Tablet”]. – London and New York: Sheed & Ward, 1957. – 48 p; The Movement of World Revolution. – London: Sheed & Ward, 1959. – 179 p; America and the Secularization of Modern Culture. The Smith Lecture sponsored by the Department of History of the University of St. Thomas. – Houston: University of St. Thomas, 1960. – 31 p; The Historic Reality of Christian Culture. A way to the renewal of human life. – New York: Harper & Bros., [1960]. – 124 p. – [Religious Perspectives. Vol. 1]; The Crisis of Western education… With specific programs for the study of Christian culture by John J. Mulloy. – London: Sheed & Ward, 1961. – VI, 246 p; The Dividing of Christendom. Foreword by Douglas Hotron. – New York: Sheed & Ward, [1965]. – X, 304 p. (English edition with an introduction by David Knowles. – London: Sidgwick & Jackson, 1971. – X, 286 p; Mission to Asia. (Medieval Academy reprints for Teaching Ser.) – Toronto: Harper & Row Publ., 1966; The Formation of Christendom. – New York: Sheed & Ward, [1967]. – X, 309 p; The Gods of Revolution. – London: Sidgwick & Jackson, 1972. – XVII, 173 p; Religion and World History: selection from the works of Christopher Dawson / edited by James Oliver and Christina Scott; foreword by R. C. Zaehner. 1st ed. – Garden City, New York: Image Books, 1975. – 351 p. – (An Image book original); Christianity in East and West. Ed. John Mulloy. – La Salle, Illinois: Sugden, 1981; Religion and Western. – New York, 1991; Democracy and Peace. Christopher Dawson and Malcolm Spencer. [Containing the complete text of an address by C.H. Dawson entitled “The Two Currents in the Modern Democratic Tradition”, delivered at the conference on “Democracy and Peace” held at Oxford in April. 1945. With a compilation by M. Spencer from material contributed by various other speakers at the conference]. – London: National Peace Council, [1945]. - 32 p. – [Peace Aims Pamphlet].

Luís Maria da Costa de Freitas Branco (476x700, 110Kb)
1890
Луиш Мария да Кошта ди Фрейташ Бранку (португальское имя — Luís Maria da Costa de Freitas Branco)
португальский композитор, педагог, историк музыки. Родился в Лиссабоне. Из старинной аристократической семьи, получил космополитическое воспитание. С детских лет учился игре на фортепиано и скрипке, рано начал сочинять. В 17 лет дебютировал как музыкальный критик. В 1909-1910 учился музыке в Берлине и Париже у Хумпердинка, Дезире Пака, познакомился с Дебюсси. С 1916 преподавал в Лиссабонской консерватории, в 1919-1924 был заместителем её директора, среди его учеников – Жоли Брага Сантуш. В 1930-х пришел в конфликт с властями и в 1939 после развязанной против него националистической кампании оставил пост. Продолжал изучать и публиковать старинную португальскую музыку (в частности, музыкальные сочинения короля Жуана IV), сочинять. Брат – дирижёр Педру ди Фрейташ Бранку. Представитель позднего романтизма, испытал влияние французских импрессионистов, Сезара Франка.
Luís-Freitas-Branco (534x700, 340Kb)
Автор сакральной музыки, не раз обращался к поэзии французских символистов. Умер в Лиссабоне 27 ноября 1955 года. Симфонии: Symphony No. 1 (1924); Symphony No. 2 (1926); Symphony No. 3 (1944); Symphony No. 4 (1952). Другие сочинения: A Morte de Manfredo/ Смерть Манфреда для струнного ансамбля, по Байрону (1906); Scherzo Fantastique (1907); Depois de uma leitura de Antero de Quental/ По прочтении Антеру ди Кентала, симфоническая поэма (1908); Depois de uma leitura de Júlio Diniz/ По прочтении Жулиу Диниша, симфоническая поэма (1908); Depois de uma leitura de Guerra Junqueiro/ По прочтении Герры Жункейру, симфоническая поэма (1909); Paraísos Artificiais/ Искусственный рай, симфоническая поэма по Де Квинси и Бодлеру (1910); Tentações de S. Frei Gil/ Искушения блаженного Жиля Сантаремского, оратория (1911); Vathek/ Ватек, симфоническая поэма по Бекфорду (1913); Violin Concerto (1916); Viriato, симфоническая поэма (1916); Canto do Mar/ Песнь моря для сопрано (или тенора) и оркестра (1918); Alentejo Suite No. 1/ Алентежанская сюита No. 1 (1919); Alentejo Suite No. 2 / Алентежанская сюита No. 2 (1927); Dez Madrigais Camonianos/ Десять мадригалов на стихи Камоэнса для смешанного хора а капелла (1930-1935-1943); Noemi/ Ноеминь, кантата для солистов, хора, оркестра и органа (1937-1939); Homenagem a Chopin/ В честь Шопена, пьеса в форме польки (1949); Solemnia Verba, симфоническая поэма (1951); Музыка Фрейташа Бранку звучит в фильмах Оливейры (Работы на реке Дору, 1931), Рауля Руиса (Лиссабонские тайны, 2010) и др. Литература: Delgado A., Telles A., Bettencourt Mendes N. Luís de Freitas Branco. Lisboa: Editorial Caminho, 2007.

Грипич (479x700, 202Kb)
1891
Алексей Львович Грипич
русский режиссер. Народный артист Азербайджанской ССР (1946). Родился в городе Орёл, Российская империя, в семье почтового чиновника, из дворян Полтавской губернии. Рано лишился родителей, в 1910 окончил Гатчинский сиротский институт и поступил на экономическое отделение Санкт-Петербургского Политехнического института. Под влиянием двоюродного брата поэта С.М.Городецкого развил в себе интерес к искусству и театру. В 1913 поступил в школу Общества поощрения художеств, занимался рисунком по классу художника А.И.Вахрамеева и в том же году поступил во вновь открытую студию В.Э.Мейерхольда. Первая мировая война 1914 прервала занятия в студии и школе. В 1918 Грипич вернулся в Петроград, работал в Наркомпросе, продолжал учебу на Курсах мастерства сценических постановок (КУРМАСЦЕП), где слушал лекции Мейерхольда. Был секретарем этих курсов. Работал в мастерской А.Я.Головина в качестве декоратора. В 1919–1921, находясь в рядах Красной армии, создал театральную студию, где и начал самостоятельную режиссерскую деятельность. В 1921 вместе с В.Н.Соловьевым и Б.В.Алперсом основал при Народном доме Государственный Лиговский драматический театр, переименованный в следующем году в Театр Новой драмы, а в 1923 влившийся в Театр Пролеткульта. Постановки этих лет: Фуэнте Овехуна Лопе де Вега, Забавы калифа А.И.Писарева (1921), Смерть Тарелкина А.В.Сухово-Кобылина (1922), Падение Елены Лей А.И.Пиотровского (1923), Наследство Гарланда В.Ф.Плетнева, Человек-масса Э.Толлера (1924). Одновременно преподавал на Курсах мастерства сценических постановок (биомеханика, макет), в Институте Ритма Совершенного движения (сценическое движение), в школе Театра Новой драмы и Театра Пролеткульта (биомеханика, работа актера). В 1924 был приглашен Мейерхольдом в московский Театр Революции, где осуществил следующие постановки: Кадриль с ангелами по А.Франсу (1924), Воздушный пирог (1925) и Конец Криворыльска Б.С.Ромашова (1926). На сцене Одесского русского драматического театра Грипичем были поставлены пьесы Закат И.Э.Бабеля, Бронепоезд 14-69 Вс.Иванова (обе 1927); в Большом драматическом театре в Ленинграде Джума Машид Г.С.Венецианова, Луна слева В.Н.Билль-Белоцерковского (обе 1928); на сцене Казанского Большого драматического театра Гроза А.Н.Островского, Плоды просвещения Л.Н.Толстого (обе 1928), Вишневый сад А.П.Чехова (1929); в Тифлисском рабочем театре Заговор чувств Ю.К.Олеши (1929), Голос недр Билль-Белоцерковского (1930). В 1930–1931 в Московском театре Ленсовета Грипич выпустил спектакли Прорыв (монтаж), Фронтовики Тригера, Чудак А.Н.Афиногенова, Межа Д.Щеглова. После постановки в Харьковском государственном театре революции Виндзорских кумушек У.Шекспира в 1934 организовал в Москве Театр-студию под своим руководством (впоследствии Московский драматический театр Московской области), где осуществил постановки спектаклей Семь баллов Я.Л.Горева, Я вас люблю И.Л.Прута (1935), Бронепоезд 14-69 Иванова, Гувернантка Ж.Деваля (1936), Борис Годунов А.С.Пушкина (1937), Земля Н.Е.Вирты (1938). Важное место в творческой жизни Грипича занимает Бакинский театр русской драмы, который он возглавил в 1940. Здесь были поставлены Живой труп Толстого, Кремлевские куранты Н.Ф.Погодина (1940), Любовь Яровая К.А.Тренева, Фронт А.Е.Корнейчука (1941), Двенадцатая ночь Шекспира, Ленушка Л.М.Леонова, Фельдмаршал Кутузов В.А.Соловьева (1942), Ханлар С.Вургуна, Ревизор Н.В.Гоголя (1944), Под каштанами Праги К.М.Симонова (1946). В Азербайджанском драматическом театре поставил трагедию Шекспира Король Лир (1941), в Вильнюсском русском драматическом театре – Русский вопрос Симонова (1947). Работая в провинции, осуществил ряд постановок: в Саратовском драматическом театре – Московский характер А.В.Софронова (1948), Великий демократ В.Смирнова-Ульяновского (1951), Интервенция Л.И.Славина (1958); в Воронежском драматическом театре – Ревизор Гоголя, Разлом Б.А.Лавренева, Девицы-красавицы А.Д.Симукова (1952), Горе от ума А.С.Грибоедова (1958); в Куйбышевском драматическом театре – Дело Артамоновых и Егор Булычев и другие М.Горького (1962). В спектакле Смерть Пазухина М.Е.Салтыкова-Щедрина (1954, Московский театр киноактера) были заняты С.Ф.Бондарчук (Прокофий Пазухин), С.А.Мартинсон (Живновский). В его спектаклях играли М.И.Жаров, М.Ф.Астангов, Д.Н.Орлов, М.И.Бабанова. Умер Грипич в городе Москва, РСФСР, СССР, 1 октября 1983 года. Урна с прахом захоронена в колумбарии Донского кладбища.

Fumimaro_Konoe (500x700, 198Kb)
1891
Князь Фумимаро Коноэ (японское имя — 近衞 文麿; после упрощения — 近衛 文麿)
японский политик, 34-й (4 июня 1937 — 5 января 1939), 38-й (22 июля 1940 — 18 июля 1941) и 39-й (18 июля 1941 — 18 октября 1941) премьер-министр Японии. Родился в городе Токио, Японская империя. Брат Хидэмаро Коноэ, дед Морихиро Хосокава. Член знатного рода Фудзивара, родственник императорской фамилии. Один из сторонников и инициаторов территориальной экспансии Японии в ходе Второй мировой войны, направленной, в частности, на захват Китая и индокитайских колоний европейских держав. Сторонник укрепления союза Японии с фашистской Италией и нацистской Германией, направленного на передел мира. Под его руководством Япония подписала усиленный вариант «Антикоминтерновского пакта» — «Пакт трёх держав» 27 сентября 1940 года. Крупный акционер дзайбацу «Сумитомо». В 1938 году Коноэ провёл закон о всеобщей национальной мобилизации, согласно которому парламент отказывался от права контроля над правительством, а кабинет министров должен был осуществлять власть посредством императорских указов. Этот закон активно поддерживался японскими монополиями — дзайбацу.
 (529x699, 91Kb)
В конце 1930-х годов он был сторонником роспуска политических партий и создания вместо них фашистской организации — «Ассоциации помощи трону», что и было осуществлено в 1940 году. В июне 1945 года японское правительство планировало отправить Коноэ в Москву для того, чтобы уговорить советское руководство выступить посредником между Японией и союзниками: таким образом японское правительство надеялось избежать безоговорочной капитуляции. СССР в соответствии с союзническими обязательствами от роли посредника отказался. После капитуляции Японии Фумимаро Коноэ был включён в список военных преступников, подлежащих суду Международного трибунала и должен был стать одним из главных обвиняемых на процессе. 6 декабря 1945 года японский парламент под давлением Макартура принял решение об аресте Коноэ. Но благодаря процедуре ареста японских военных преступников (им давалось 10—15 дней после приказа об аресте для добровольной явки в тюрьму) Фумимаро удалось избежать судебного преследования. В ночь на 16 декабря 1945 года, за несколько часов до истечения срока явки в тюрьму, Коноэ покончил с собой в родном городе, приняв яд. Награды: 28 декабря 1928 — Орден Восходящего солнца II класса; 29 апреля 1934 — Орден Священного сокровища I класса; 10 ноября 1915 — Памятная медаль «В честь восшествия на престол императора Тайсё»; 10 ноября 1928 — Медаль «В память восшествия на Престол Императора Сева»; 1 мая 1931 — Памятная медаль «В ознаменование восстановления имперской столицы»; 15 августа 1940 — медаль «В честь 2600 летия Японской империи»; 1 июля .1921 — Памятная медаль «В честь первой всеяпонской переписи населения» Маньчжоу-го; 1 марта 1934 — медаль «Основание государства» Маньчжоу-го; 21 сентября 1935 — медаль «Визит Императора в Японию» Маньчжоу-го; 28 сентября 1929 — Кавалер Большого креста ордена Короны Италии; 25 апреля 1938 — Орден Прославленного дракона с большой лентой; 6 декабря 1938 — Орден Заслуг германского орла. Литература: Смирнов Л.Н., Зайцев Е.Б. Суд в Токио. — Москва : Воениздат, 1984. — 575 страниц.

Межлаук (446x700, 420Kb)
1891
Иван Иванович Межлаук (латышское имя — Mežlauks Jānis)
советский партийный и государственный деятель, участник Октябрьской революции и Гражданской войны в России. И.И.Межлаук родился в городе Харьков, Харьковская губерния, Российская империя, в дворянской семье выходца из Лифляндии, преподавателя по профессии, брат Валерия Межлаука, Мартына Межлаука и Валентина Межлаука. В 1912 году окончил историко-филологический факультет Императорского харьковского университета, в 1916 — юридический факультет того же университета. В 1917 году стал членом революционных Советов в Харькове и Брянске. В 1918 вступает в РКП(б). В январе-марте находился на должности комиссара юстиции и председателя Ревтрибунала в Харькове. С апреля военный комиссар Казанской губернии, секретарь Казанского Совета, член Казанского губкома партии. В июле один из руководителей в подавлении восстания левых эсеров в Казани. В 1919 работал членом коллегии Наркомпрода. В 1919—1920 руководил снабжением РККА, член РВС 4-й армии, а затем и 7-й армии РККА. В 1920 году был военкомом и комендантом Черноморского укрепрайона. В 1921—1923 руководил Петровским металлургическим комбинатом в городе Енакиево, занимает пост председателя правления треста «Югосталь». в 1923—1924 был направлен в Среднюю Азию, руководил организацией хлопкового хозяйства, председатель «Туркхлопкома». С 19 ноября 1924 по 1925 годы — 1-й секретарь ЦК КП(б) Туркмении, член Среднеазиатского бюро ЦК ВКП(б). В 1926—1930 на работе при ЦК ВКП(б). В 1928—1929 секретарь Тамбовского окружкома партии. В 1931—1936 заместитель управляющего делами СНК СССР. В 1936—1937 председатель Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР. И.И.Межлаук неоднократно избирался членом ВЦИК, ЦИК СССР, членом Президиума Туркестанского ЦИК. С 1934 — член Комиссии советского контроля при СНК СССР. Арестован 3 декабря 1937 года. 25 апреля 1938 года Военной коллегией Верховного Суда СССР приговорён к высшей мере наказания. В этот же день расстрелян. Место захоронения — полигон НКВД «Коммунарка». Посмертно реабилитирован ВКВС СССР 4 апреля 1956 года. Семья: 1-й брак — Лидия Дмитриевна, урождённая Слугина (умерла в 1977). После развода вышла замуж за А.Х.Артузова: 2-й брак — Юлия Ивановна, урождённая Боброва (1913 – после 1956). В 1938–1945 годы она как член семьи изменника родины отбывала наказание в Карагандинском ИТЛ (АЛЖИР). Литература: «Из истории гражданской войны в СССР. Сборник документов и материалов», том 1, Москва 1960; Смыков Ю., Братья Межлауки, в сборнике: Борцы за счастье народное, Казань, 1967; Межлаук Иван Иванович // Центральный комитет КПСС, ВКП(б), РКП(б), РСДРП(б). Историко-биографический справочник / Автор-составитель Ю.В.Горячев. — Москва : Граница, 2015. — 1008 страниц. — Страница 652. ISBN 978-5-94961-778-0.

Edith_Stein (525x700, 186Kb)
1891
Эдит Штайн (немецкое имя — Edith Stein; известна также под монашеским именем Тереза Бенедикта Креста, Heilige Teresia Benedicta a Cruce или Heilige Teresia Benedicta vom Kreuz)
немецкий философ, католическая святая, монахиня-кармелитка, погибшая в концлагере Освенцим из-за своего еврейского происхождения. Беатифицирована Католической церковью 1 мая 1987 года, канонизирована 11 октября 1998 года папой Иоанном Павлом II. Эдит Штайн родилась в силезском городе Бреслау (ныне — польский Вроцлав). Она была самым младшим, одиннадцатым, ребёнком в еврейской семье. Отец Эдит — Зигфрид Штайн (1844—1893), уроженец Войска — умер, когда девочке было два года, её воспитанием занималась мать, Августа Курант (1849—1936), родом из Люблинеца — глубоко религиозная женщина. Уже в подростковом возрасте Эдит стала придерживаться атеистических взглядов. Эдит получила великолепное образование, она изучала немецкий язык, философию, психологию и историю в университетах Бреслау, Гёттингена и Фрайбурга (Фрайбург в Брайсгау).
Edith_Steinмарка (700x438, 277Kb)
Немецкая почтовая марка с портретом Эдит Штайн и Руперта Майера
После защиты кандидатской диссертации (1916) по теме «О проблеме эмпатии» она стала научным сотрудником у своего научного руководителя — выдающегося философа Эдмунда Гуссерля, основателя феноменологии. Оригинальное название диссертации Эдит Штайн — «Zum Problem der Einfühlung». «Einfühlung» дословно переводится на русский язык как «вчувствование», но в современных философских и психологических подходах это понятие включено в проблематику эмпатии, поэтому перевод диссертации на английский, выполненный её внучатой племянницей В. Штайн (Waltraut Stein) в 1962 году, называется «On the problem of Empathy». В данной работе Эдит Штайн мастерски воплотила принципы феноменологического исследования для описания эмпатии как переживания опыта «чужого сознания» — сознания другого человека. После двухлетнего пребывания на фронте, где она служила сестрой милосердия, Эдит вернулась к философским занятиям и именно тогда её начал интересовать феномен религии. Постепенно Эдит поняла, что её интерес к религии, главным образом, католичеству, выходит за рамки обычного любопытства. В 1922 году Эдит приняла решение креститься в католической церкви. Большую роль в её обращении сыграли книги святой Терезы Авильской, великой кармелитки, что потом скажется на её монашеском выборе. После своего обращения в католицизм Эдит работала преподавателем в доминиканской школе, изучала историю философской католической мысли, не оставляя и собственных занятий философией. Перевела на немецкий язык дневники и письма Джона Ньюмена и «Дискуссионные вопросы об истине» Фомы Аквинского. В 1929 году вышла её работа «Феноменология Гуссерля и философия Святого Фомы Аквинского». В 1932 году она получила право свободного преподавания в Мюнстере, в Высшем германском научно-педагогическом институте, однако проработала там лишь год, так как в 1933 году Гитлер запретил евреям занимать любые общественные должности.
Edith_Steinпамятник (525x700, 487Kb)
Памятник Эдит Штайн в Кёльне
В том же году Эдит Штайн приняла монашеские обеты и стала кармелиткой. При постриге она приняла имя Тереза Бенедикта Креста. Монастырское начальство не запрещало сестре Терезе продолжать свои занятия, и уже в монастыре она переработала свой основной труд «Конечное существо и вечное Существо». В 1938 году, ввиду начавшихся гонений на евреев в Германии, сестру Терезу перевели в Нидерланды, в монастырь города Эхт. В 1939 году Эдит заканчивает книгу о Святом Иоанне Креста под названием «Scientia Crucis» (Наука Креста). Это была её последняя книга. 20 июля 1942 года во всех церквях Голландии зачитали обращение конференции епископов Голландии, осуждающее расизм нацистов. В ответ на это 26 июля 1942 года рейхскомиссар Нидерландов Артур Зейсс-Инкварт приказал арестовать крещёных евреев, которых до этого времени нацисты не трогали. В августе 1942 года сестра Тереза была отправлена в Освенцим вместе с другими голландскими христианами еврейского происхождения и погибла в газовой камере. В 1987 году была беатифицирована, в 1998-м — канонизирована папой Иоанном Павлом II. Память святой совершается в Римско-католической церкви 9 августа. Семья: Двоюродный брат — математик Рихард Курант. Сочинения: Edith Stein: essential writings / John Sullivan, ed.. — New York: Orbis Books, 2002. — 158 p. — (Modern spiritual masters series). — ISBN 9781570754289. Публикации на русском языке: Эдит Штайн. Наука Креста = Kreuzeswissenschaft / Переводчик Наталья Бакша. — Москва : Институт философии, теологии и истории Святого Фомы, 2008. — 288 страниц. — (Bibliotheca Ignatiana). — 1000 экземпляров. — ISBN 978-5-94242-044-4; Эдит Штайн. К проблеме вчувствования (перевод с немецкого И.Казаковой и Т.Щитцовой) — Издательство «Логвінаў», 2018. — 260 страниц. — (Conditio Humana) — ISBN 9786098213508.
Образ и память
Биографический фильм об Эдит Штайн «Седьмая комната» сняла в 1995 году Марта Месарош, в главной роли — Майя Моргенштерн. Литература: Эдита Штайн // Католическая энциклопедия. — Москва : Издательство Францисканцев, 2013. — Том 5. — Страницы 403—405. — ISBN 978-5-89208-114-6; Herbstrith W. Edith Stein, a biography. San Francisco: Harper & Row, 1985; Feldhay Brenner R. Writing as resistance: four women confronting the Holocaust. Edith Stein, Simone Weil, Anne Frank, Etty Hillesum. University Park: Pennsylvania State UP, 1997; Courtine-Denamy S. Three women in dark times: Edith Stein, Hannah Arendt, Simone Weil, or Amor fati, amor mundi. Ithaca: Cornell UP, 2000; Oben F. M. The life and thought of St. Edith Stein. New York: Alba House, 2001; MacIntyre A. C. Edith Stein: a philosophical prologue, 1913—1922. Lanham: Rowman & Littlefield Publishers, 2006; Mosley J. Edith Stein: modern Saint and martyr. Mahwah: HiddenSpring, 2006; Berkman J. A. Contemplating Edith Stein. Notre Dame: University of Notre Dame Press, 2006; Maskulak M. Edith Stein and the body-soul-spirit at the center of holistic formation. New York: Peter Lang, 2007; Pulina G. L’angelo di Husserl. Introduzione a Edith Stein, Civitella in Val di Chiana: Zona, 2008; Антонио Сикари. Блаженная Эдит Штейн // Портреты святых = Ritratti di santi. — Милан: Нова ет ветера, 1989. — 224 страницы.

Барбьери (591x700, 255Kb)
1892
Антонио Мария Барбьери (испанское имя — Antonio María Barbieri)
первый уругвайский кардинал, капуцин. Родился в гороле Монтевидео, Уругвай. Титулярный архиепископ Макры и коадъютор, с правом наследования Монтевидео с 6 октября 1936 по 20 ноября 1940. Архиепископ Монтевидео с 20 ноября 1940 по 17 ноября 1976. Кардинал-священник с 15 декабря 1958, с титулом церкви Сан-Кризогоно с 18 декабря 1958. Участвовал в работе Второго Ватиканского собора. Умер в родном городе 6 июля 1979 года. Похоронен в Кафедральном соборе Монтевидео

1892
Василий Фёдорович Высоков
русский советский актёр и режиссёр. Народный артист Украинской ССР (1953). Окончил юридический факультет Харьковского университета (1915) и театральную школу в Харькове. Сценическую деятельность начал в 1912 в Харьковском русском театре под руководством Н.Н.Синельникова. Играл в театрах Москвы, Казани, Баку, Тбилиси, Сталинграда, Минска, в харьковском Краснозаводском театре, Одесском русском театре. С 1940-в Николаевском русском театре. Роли: Незнамов ("Без вины виноватые"), Протасов ("Живой труп"), Платон Кречет; Забелин ("Кремлёвские куранты"), Риварес ("Овод" по Войнич) и др. Режиссёрскую работу начал в 1918. Наиболее активно как режиссёр работал в Николаевском театре, где поставил спектакли: "Любовь Яровая" (1946); "За тех, кто в море" Лавренёва (1946), "Живой труп" (1940), "Овод" (1941) и др. С 1918 вёл педагогическую работу в драматических студиях Минска, Симферополя, Харькова, Николаева.

Korovin.E.A (508x700, 116Kb)
1892
Евгений Александрович Коровин
советский юрист, специалист в области международного права, заслуженный деятель науки РСФСР и Узбекской ССР. Родился в городе Москва, Российская империя. В 1915 окончил Юридический факультет Московского университета. В 1923 — профессор МГУ. В 1935 — член Американской академии политических наук. В 1938 — доктор юридических наук. Работал в Военно-юридической академии Советской Армии. В 1946 — член-корреспондент Академии Наук СССР. В 1957 — член Постоянной палаты Третейского суда в Гааге. В 1958 — на сессии Международного фонда Гуго Гроция в Мюнхене Коровин был награждён за большие заслуги в установлении права межзвездного пространства медалью имени Гроция. В 1959 — председатель Комиссии Академии Наук СССР по правовым вопросам межпланетного пространства. Умер в родном городе 23 ноября 1964 года.
Коровингроб (524x700, 142Kb)
Похоронен на Новодевичьем кладбище.
В течение почти 20 лет Е.А.Коровин вёл преподавательскую работу в Высшей дипломатической школе МИД СССР, читал лекции в Парижском университете и в Гаагской академии международного права. Заведующий кафедрой международного права юридического факультета МГУ.
Награды: Орден Ленина (27 марта 1954); Орден Трудового Красного Знамени (20 ноября 1945); Орден «Знак Почёта»; Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»; Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»; Медаль 30 лет Советской Армии и Флота; Медаль, В память 800-летия Москвы. Научные труды: «Международное право переходного времени», Москва, 1924; «Современное международное публичное право», Москва— Ленинград, 1926; «Советские договоры и международное право» (1917—1927 гг.) // Советское право. 1927. № 6; «Разоружение», Москва— Ленинград, 1930 (совместно с Егорьевым В.В.); «Католицизм как фактор современной мировой политики» (1931 г.); «Япония и международное право» (1936 г.); «Правовое положение военных атташе» (1940 г.); «Краткий курс международного права» часть II; «Право войны» (1944 г.); «История международного права», выпуск 1, Москва, 1946; «Абсолютный суверенитет или абсолютная неправда» // Новое время. 1947. № 41; «За советскую патриотическую науку права» // Советское государство и право. 1949. № 7; «Пролетарский интернационализм и международное право» (1957 г.); Основные проблемы современных международных отношений, Москва, 1959;. «15 лет ООН и проблема мирного сосуществования государств» (1961 г.); К 65-летнему юбилею издал 13 книг, 16 брошюр и свыше 200 статей, на 12 языках мира. Литература: Коровин Евгений Александрович // Большая советская энциклопедия : [в 30 томах] / главный редактор А.М.Прохоров. — 3-е издание — Москва : Советская энциклопедия, 1969—1978.

Кравчук (526x700, 304Kb)
1892
Михаил Филиппович Кравчук (украинское имя — Михайло Пилипович Кравчук)
украинский советский математик, академик Академии Наук Украинской ССР, профессор Киевского политехнического института, соавтор первого трехтомного словаря украинской математической терминологии. Первый, кто начал читать математические курсы на украинском языке. Родился в селе Чолница, Волынская губерния, Российская империя, ныне Волынская область, Украина, в семье землемера Луцко-Дубенского присутствия по чиновным делам, коллежского секретаря Филиппа Иосифовича Кравчука и его жены Адельфины Фридриховны. Отец был выпускником отделения лесоводства Петровской сельскохозяйственной академии, православного вероисповедания; мать, лютеранского вероисповедания и немецкого происхождения, владела рядом иностранных языков, играла на фортепиано. В 1901 году семья переехала в Луцк, где проживала в доме Фани Цукерман на Лагерной улице. В 1910 году окончил с золотой медалью гимназию в Луцке. В период учёбы принимал участие в революционном движении, был подвергнут наказаниям со стороны адмнинистрации гимназии. С 1910 по 1914 учился на математическом отделении физико-математического факультета Университета Святого Владимира (ныне Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, Киев), где стал учеником Д.А.Граве. В 1914 году получил назначение учителем математики в частную гимназию Луки Жука на Подоле в Киеве, где работал до 1920 года (с перерывом на зиму 1915—1916 года, которую провёл в Москве). С 1915 по 1918 год состоял профессорским стипендиатом (аспирантом) Киевского Университета. Тогда же, в 1914—1915 годах, в Москве, участвовал в семинарах. С 1918 года состоял приват-доцентом, а с 1920 года — исполняющим должность профессора Киевского университета. В 1917—1920 годах преподавал математику также в педагогическом и архитектурном институтах, сельскохозяйственной академии и электротехнической школе. В 1924 году защитил докторскую диссертацию «О квадратичных формах и линейных преобразованиях». С 1925 года — профессор математики в университете. В 1929 году в возрасте 37 лет избран в действительные члены Всеукраинской академии наук. Член различных математических обществ. Михаил Кравчук был не просто академическим учёным, это еще прирожденный педагог, который поддерживал и воспитывал молодых талантливых учёных. Архип Люлька, был обычным сельским парнем, которого великий учёный заметил, работая директором школы в селе Саварка (ныне Богуславский район, Киевская область, Украина) в 1920-1921 гг., приобщил к науке, развил его таланты. Дочь Люльки, Лариса Архиповна, писала:
«Имя Михаила Филипповича Кравчука я знала с самого раннего детства… Несомненно, Михаил Филиппович был не только великим Математиком, но и настоящим Учителем, владел божим даром – находить таланты и развивать их».
Молодой одесский рабочий Сергей Королёв своим обучением в Киевском политехническом институте обязан именно М.Кравчуку, чье вмешательство помогло преодолеть бюрократические преграды. Современные математики Ю.Рудавский (ректор Национального университета «Львовская политехника» с 1991 по 2007) и А.Прикарпатский по этому поводу отмечали:
«И кто знает, сумел ли стать Королёв первым конструктором космических кораблей, если бы не участие и научная школа академика Михаила Кравчука».
В 1936 году старший научный сострудник Института математики Академии Наук Украинской ССР С.Ф.Фещенко написал донос в НКВД УССР об антисоветских и националистических взглядах М.Ф.Кравчука. Осенью того же года кампания против М.Ф.Кравчука была развязана администрацией Киевского индустриального института, где он преподавал. В апреле 1937 года был арестован его бывший аспирант В.И.Можар. 14 сентября 1937 года в газете «Коммунист» была опубликована направленная против М.Ф.Кравчука статья «Академик Кравчук рекламирует врагов», подписанная его учителем, директором Института математики Академии Наук Украинской ССР Д.А.Граве и учёным секретарём института К.А.Бреусом. Уже на следующий день, 15 сентября, академик Кравчук был осуждён общим собранием Института математики Академии Наук Украинской ССР за «антисоветскую и буржуазно-националистическую деятельность» в стенах института. 17 сентября в газете «Коммунист» была опубликована другая статья «Обличье академика Кравчука» за подписями сотрудников института В. Чернявского и С. Фещенко, которые поставили под сомнение ценность научных трудов учёного. 10 декабря 1937 года состоялось заседание Президиума Академии Наук УССР, где он был осуждён и понижен в должности и зарплате до научного сотрудника Института математики Академии Наук Украинской ССР. 21 февраля 1938 года он был арестован и лишён звания действительного члена Академии Наук Украинской ССР. Со слов академика А.А.Дородницына: Был, например, крупный математик, академик Академии Наук Украинской ССР Михаил Кравчук. В 1939 году, после присоединения к СССР западных областей Украины, он пытался привлечь способную западноукраинскую молодежь к научным исследованиям. За это был обвинен в национализме и арестован. В 1953 году М. Кравчука освободили из концлагеря, но домой он не доехал — умер в пути. Так вот, в «либеральные» хрущевские времена удалось познакомиться с архивами НКВД и выяснить некоторые моменты, касающиеся судьбы Кравчука. Оказывается, после ареста НКВД направил запрос в институт математики Академии Наук Украинской ССР: повлияет ли арест Кравчука на развитие математики на Украине? Из института последовал ответ, что никакого значения для развития математики на Украине Кравчук не представляет. Ответ подписали три сотрудника математического института: Илья Яковлевич Штаерман, Феликс Рувимович Гантмахер и Марк Григорьевич Крейн. (Первого я лично не знал, так что не исключена ошибка в написании фамилии.) 23 сентября 1938 года Кравчук был приговорён к 20 годам тюремного заключения и 5 годам ссылки. В 1940 году М.Ф.Кравчук подал первое прошение на пересмотр дела, которое было переслано из Москвы в Киев для дополнительной проверки. В ответ на запрос в Институт математики Академии Наук Украинской ССР, сотрудники института С.Ф.Фещенко (заведующий отделом теории вероятностей и статистики) и К.А.Бреус (учёный секретарь) вновь подтвердили антисоветскую и националистическую деятельность учёного, в результате чего его прошение было отклонено. Скончался 9 марта 1942 года на Колыме. 15 сентября 1956 года посмертно реабилитирован, 20 марта 1992 года Общим собранием НАН Украины восстановлен в составе действительных членов Национальной академии наук Украины.
Кравчукпамятник (525x700, 524Kb)
Памятник М.Ф.Кравчуку в Киеве
Научная деятельность
Кравчук — автор около 180 научных работ, относящихся к таким областям математики, как алгебра, теория чисел, теория функций, матрицы перестановок, алгебраические, трансцендентные, многочлены, связанные с биномиальным распределением, математическая статистика, теория вероятностей и др. Преобладающее место в творчестве занимали исследования по теории дифференциальных и интегральных уравнений, в частности приближенные методы их решения. Способствовал активному применению вариационных методов в различных отраслях прикладных наук. Много внимания Кравчук уделял истории математики, популяризации науки, был одним из разработчиков украинской математической терминологии. Написал ряд учебников для высшей школы, учебных программ для высшей и средней школы. Был организатором первой на Украине математической олимпиады школьников (1935). Многочлены Кравчука, относящиеся к классическим ортогональным многочленам дискретного переменного и обобщающие многочлены Эрмита, широко используются в современной математике.
Семья
Жена — Эсфирь (Фира) Иосифовна Кравчук (урождённая Шварцман, 1894—1957), известен её портрет работы Натана Альтмана, с которым она была знакома с детских лет в Виннице. Не зная о смерти мужа, даже после войны продолжала ходатайствовать об его освобождении.
Дочь Наталья, сын Евгений.
Кравчуктабличка (700x463, 312Kb)
Памятная табличка на корпусе Национального авиационного университета
Память
В Национальном техническом университете Украины «КПИ» раз в два года проводятся Международные математические конференции имени академика Кравчука, с трудами которых можно познакомиться на сайте конференции по этой же ссылке. В 2003 году около главного корпуса университета поставлен памятник ученому, на доме, где он жил, установлена мемориальная доска. В Дарницком районе Киева именем Михаила Кравчука в 2009 году названа улица. В Луцке именем Михаила Кравчука названа улица. Эпоним Матрицы Кравчука. Эпоним Многочлены Кравчука.
Литература: Бородин А.И., Бугай А.С. Биографический словарь деятелей в области математики. К. Радянська школа, 1979.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку