-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 121700
Комментариев: 6815
Написано: 130194


10 октября родились

Четверг, 10 Октября 2024 г. 04:01 + в цитатник
Mykhailo_Drai-Khmara_in_1910 (488x700, 187Kb)
1889
Михаил Афанасьевич Драй-Хмара (украинское имя – Михайло Опанасович Драй-Хмара; настоящая фамилия - Драй)
украинский поэт-неоклассик, переводчик, литературовед, учёный-славяновед. Отец Михаила, Панас Драй, некоторое время был писарем. Мать Михаила, Ганна Драй, происходила из богатого казацкого рода Брагинцов. Когда будущему поэту не было и пяти лет, его мать умерла. По воспоминаниям Марии Колодуб (сестры Михаила), тогда в их селе была эпидемия тифа, поэтому многие болели. Хотя их мать имела много работы дома — большое хозяйство, четверо детей, она все же находила время, чтобы испечь пироги и разнести их бедным больным. Там заразилась и умерла. В биографическом очерке об отце Оксана Драй-Хмара, его дочь, пишет: «Еще с детства Мишка был невероятно искренний и доверчивый... Отец купил ему серую смушковую шапку. Пятилетний Михаил был очень горд носить ее. Он надел ее и пошел играть с сельскими мальчишками. Завистливые дети стали смеяться над ним, а потом уговорили его набрать в шапку воды. Он послушал их, но после этого шапка испортилась и была уже ни к чему.» Первоначальное образование получил в Золотоноше. В 1902 году поступил в Черкасскую гимназию. Окончив там IV класса, вне конкурса, как стипендиат, поступил в киевскую Коллегию Павла Галагана, где учился вместе с будущими академиком-лингвистом Б. Лариным, историком литературы, поэтом В. Отроковским, украинским поэтом П.Филиповичем. Здесь впервые начал заниматься литературным творчеством. Под влиянием учителя русской литературы Ильи Кожина написал свои первые стихи на русском языке, некоторые из них («Девушка в алой косынке») напечатал в журнале «Лукоморье», который издавался в коллегии. В 1910 году поступил на историко-филологический факультет Киевского Императорского университета Святого Владимира. Учился под руководством академика В.Н.Перетца. В 1913 году для изучения славянских языков и литератур был направлен университетом за границу для изучения фондов библиотек и архивов Львова, Загреба, Будапешта, Белграда и Бухареста. В 1914 женился на Нине Длугопольской. Венчание состоялось в праздник Петра и Павла в с. Тростянчик (ныне Винницкой области). Боярами на свадьбе были Владимир Отроковський и Павел Филипович, почетным гостем — автор известной обработки «Щедрика», композитор Николай Леонтович. Окончив учебу в 1915 году, остался при университете для подготовки к профессорскому званию. В связи с началом первой мировой войны в качестве профессорского стипендиата был направлен для работы в Петроградском университете. Тогда же изменил фамилию, добавив к основной слово «Хмара». В мае 1917 вернулся на Украину. Когда в 1918 в Каменце-Подольском открылся государственный украинский университет, 29-летний учёный принял приглашение его ректора И.Огиенко и с июля 1918 до 1923 занимал должность приват-доцента на кафедре славянской филологии. Преподавал курс славяноведения, церковнославянского языка, историю польского, сербского, чешского языков и литератур, ряд других. Работал над переводом «Божественной комедии» Данте. 20 марта 1923 года в Каменке на Подолье в Михаила и Нины Драй-Хмары родилась дочь Оксана. За словами писательницы Людмилы Старицкой-Черняховской, «такой нежности и внимания к ребенку, как в Драй-Хмары, она в жизни своей не видела». В 1923—1929 — Михаил профессор Киевского медицинского института. В это время поэт активно занимается спортом (волейбол, плавание, коньки, крикет, теннис). В 1928 году Драй-Хмара напечатал сонет «Лебеди» с посвящением своим товарищам, где употребил выражение «гроно п'ятірне» (гроздь пятерная), вероятно, имея в виду поэтов-неоклассиков — Максима Рыльского, Николая Зерова, Павла Филиповича, Освальда Бургардта (который печатался под псевдонимом Юрий Клен) и самого себя. «Сонет Драй-Хмары, — писал Иван Дзюба, — прозвучал как мужественный голос в защиту друзей — с верой в чистоту, правоту и бессмертие их эстетического идеала». В 1930—1933 годах работал в Научно-исследовательском институте языкознания при Академии Наук Украины. 21 марта 1933 года арестован по обвинению в участии в контрреволюционной организации в Каменец-Подольском университете, однако следствию не хватило доказательств — и 11 мая 1933 учёного выпустили, а 16 июля 1934 дело прекратили, и его освободили под подписку о невыезде. Но ни устроиться на работу, ни печататься профессор уже не мог. В июле 1934 года дело было восстановлено, и с этого времени Драй-Хмара находился под подпиской о невыезде. 6 сентября арестован вторично по стандартному обвинению в контрреволюционной деятельности. Его дело объединили с делом П.Филиповича, затем оно вошло в дело «Зерова и группы», но за неимением доказательств вновь было выделено в отдельное производство. Драй-Хмара был одним из немногих, кто на допросах не сломался, не наговорил ли ни на себя, ни на товарищей. 28 марта 1936 года обвинён в шпионаже в пользу иностранных государств, в подготовке и попытке совершения покушений на представителей советской власти и партии и в принадлежности к «тайной контрреволюционной организации, возглавляемой профессором Николаем Зеровым» и приговорён к 5 годам заключения в «исправтрудлагере». Наказание отбывал на Колыме. 27 мая 1938 ему добавляют ещё 10 лет заключения за участие в антисоветской организации и в антисоветской пропаганде уже в лагере. Умер в лагере 19 января 1939 года. Вот что о смерти поэта на Колыме поведал Михаил Добровольский, который до 1937 г. возглавлял комсомольскую организацию Удмуртской АССР: «Был у меня на Колыме друг незабываемый, еще и тезка – украинский поэт, профессор – знаток языков и литератур... Фамилию поэт имел какую-то странную из двух отдельных слов, одна половина вроде как немецкая, а вторая – украинская. Если же перевести по-русски, то будет "три тучки"... В один из солнечных апрельских дней 1939 г., когда было по-колымски относительно тепло, а наша бригада была на дороге, к нам приблизилось легковое авто – «эмка». Конвой выстроил шеренгой бригаду из сорока доходяг. С «эмки» вылезли трое из сусманского управления, придерживая при сторонам маузеры. Все, как всегда тогда, «под мухой»... Подошли. Конвой что-то им доложил... Один из трех медленно вытащил маузер с деревянной кобуры и, подойдя за несколько шагов до первого узника – трах, в пятого – трах... Мы с Драем стояли только в четвертом десятке рядом, а с другой стороны стоял киевский студент Володя, с чьим отцом Драй дружил когда-то в Каменке. Поэтому, когда начали ни за что расстреливать каждого пятого, Драй мгновенно подсчитал, что под пулю попадет именно студент Володя... Только палач приблизился к очередной пятерки, к Володе, как Драй резко оттолкнул студента и встал на его место со словами: «Не трогай, палач, молодую жизнь, бери мою»... С этими словами он плюнул пришедшему в лицо... Все произошло молниеносно... в тот же миг палач вплотную выпустил в грудь Драя остальные патроны... Драй еще успел прохрипеть «Гад!..» и, оттолкнувшись правой рукой от моего левого плеча, бездыханно упал навзничь с открытыми в небо глазами...» В июне 1937 года жену Драй-Хмары, Нину Петровну, с маленькой Оксаной выслали из Киева в Башкирию — в город Белебей. 25 октября 1939 года киевский ЗАГС сообщил жену Драй-Хмары о его смерти, которая произошла 19 января 1939 года Места и причины смерти в сообщении не указано. Умер, как указано в справке по реабилитации, «от ослабления сердечной деятельности». Акты о смерти и погребении Драй-Хмары, которые хранятся в личном деле заключённого в УВД Магаданского облисполкома, свидетельствуют, что официально Михаил Афанасьевич умер 19 января 1939 г. в 23.15 в помещении медпункта врачебного участка Устье Таёжная. Похоронен на правом берегу реки Паутовая, могила № 3 в 300 м от реки, а от лагерного пункта Горная Лаврюковая до 1 км. Жена Михаила, Нина Драй-Хмара, умерла в 1996 годе в США, успев отметить свой столетний юбилей. Дочь Михаила, Оксана Драй-Хмара (по мужу — Ашер), стала исследовательницей творчества своего отца. В 1967 годе в Париже она закончила аспирантуру Сорбонны со степенью доктора славянской литературы за труд о творчестве Михаила Драй-Хмары. При жизни поэта в 1926 вышла только одна книга стихотворений «Проростень». Две другие — «Солнечные марши» и «Железный горизонт» увидели свет лишь в 1969 году. Принадлежал к группе «неоклассиков», хотя в его творчестве ощутимо влияние символизма. В 1926 опубликовал монографию «Леся Украинка. Жизнь и творчество». Специализацией учёного было славяноведение. Был полиглотом — знал украинский, русский, белорусский, польский, кашубский, чешский, сербский, хорватский, болгарский, кроме того, владел рядом как древних — старославянским, древнегреческим, латынью, санскритом, — так и новейших европейских языков — румынским, французским, немецким, итальянским, финским, английским. Один из инициаторов издания литературного альманаха «Нова Білорусь» (1929). Сделал существенный вклад в развитие литературы своими переводами. Переводил поэзию Пушкина, Лермонтова, Фета, Верлена, Малларме, Метерлинка, Бодлера, М. Богдановича, Цвейга, и других. Много переводов Драй-Хмары было уничтожено во время его ареста и следствия. Типография Каменец-Подольского университета в 1920 издала его учебник «Славяноведение».
Mykhailo_Drai-Khmara (700x483, 239Kb)
Художественный маркированный конверт Украины, посвящённый М.А.Драй-Хмаре.
Именем М.А.Драй-Хмары названы улицы во Львове, Киеве, Ровно и Каменце-Подольском. В национальном университете биоресурсов и природопользования Украины существует кафедра украинского, английского и латинского языков имени М.А.Драй-Хмары. 6 ноября 2014 года в Киеве на фасаде дома по улице Садовой, 1/14, где более 10 лет жил и творил до ареста М.Драй-Хмара, была открыта мемориальная доска. Литература: Архив Драй-Хмари М. // Відділ рукописних фондів і текстології Інституту літератури ім. Т. Г. Шевченка НАН України. — Фонді. 198/27; Архив Драй-Хмари М. // Відділ рукописних фондів і текстології Інституту літератури ім. Т. Г. Шевченка НАН України. — Фонді. 198/29; Брега Г. С. Драй-Хмара Михайло Опанасович // Енциклопедія історії України / редкол.: В. А. Смолій та ін. ; Інститут історії України НАН України. — К. : Наукова думка, 2004. — Т. 2 : Г — Д. — 518 с. : іл. — ISBN 966-00-0405-2. — С. 460; В. Д. [Домонтович В.] Драй-Хмара Михайло // Енциклопедія українознавства : Словникова частина : [в 11 томах.] / Наукове товариство імені Шевченка ; гол. ред. проф., д-р Володимир Кубійович. — Париж ; Нью-Йорк : Молоде життя ; Львів ; Київ : Глобус, 1955—2003. — Перевидання в Україні. — Т. 2. — Львів, 1993. — С. 592; Іванисенко Віктор. Михайло Драй-Хмара // Письменники Радянської України. 20-30 роки: Нариси творчості. — К.: Радянський письменник, 1989. — С. 235—263; І. М. Дзюба. Драй-Хмара Михайло Опанасович // Енциклопедія сучасної України : у 30 т. / ред. кол. І. М. Дзюба [та ін.] ; НАН України, НТШ, Координаційне бюро енциклопедії сучасної України НАН України. — К., 2003­–2016. — ISBN 944-02-3354-X.

Giffard LeQuesne Martel (482x700, 357Kb)
1889
Жиффар ле Квесн Мартель (Giffard Le Quesne Martel)
английский генерал. Сын артиллерийского офицера Чарльза Филипа Мартеля (Charles Philip Martel, 1861—1945) и его жены Лилиан Мэри. В 1908 году поступил в королевскую военную академию в Вулвиче. Из-за предполагавшейся войны с Германией двухлетний срок обучения в академии был сокращен до одного года и в 1909 Мартель был выпущен в инженерные войска. Проходил обучение в школе военной инженерии в Четеме и в железнодорожных мастерских в Дарлингтоне. Осенью 1911 назначен в 9-ю роту королевских инженеров. Занимался боксом, в 1912 и 1912 был чемпионом по боксу не только армии, но и всех британских вооружённых сил. С начала первой мировой воевал во Франции. Был произведен в капитаны (1915). Летом 1916 он был отозван в Англию и ему было поручено построить полосу препятствий, представляющую собой копию участка фронта, для испытания и обучения экипажей разрабатываемых танков. В октябре 1916, вскоре после первого применения танков в битве на Сомме Мартель получил назначение в штабе зарождающихся танковых войск, где работал под началом Джона Фуллера. В мае 1917 Мартель был произведен в майоры. После окончания первой мировой Мартель вернулся к службе в инженерных войсках, не оставляя, однако, интереса к танкам. Разрабатывал первые танки-мостоукладчики. 29 июля 1922 женился на Мод Маккензи, которая родила ему двоих детей. В 1921—1922 проходил обучение в штабном колледже. В 1923—1926 — в военном министерстве. В 1925 построил прототип лёгкого одноместного танка для одного человека. В 1926 году Мартель был назначен командиром инженерной роты, которую он должен был полностью механизировать, в качестве эксперимента. В 1929 отправлен в Индию, где служил в Бенгальских сапёрах. В 1930—1934 годах — преподаватель в штабном колледже в Кветте. В октябре 1936 произведен в полковники. В 1936—1938 — в военном министерстве, младший директор по механизации. В 1936 присутствовал на больших учениях в Белорусском военном округе СССР. В феврале 1939 произведен в генерал-майоры. С января 1940 во Франции командовал 50-й моторизованной дивизией. В мае 1940 руководил английским контрударом под Аррасом. В декабре 1940 был назначен командующим Королевским бронетанковым корпусом. В 1943 — феврале 1944 — начальник британской военной миссии в Москве, сменив на этом посту адмирала Джеффри Майлса. В начале мая 1943 года передал срочное письмо представителю советского Нар­комата обороны, в котором сообщал оперативные дан­ные, полученные англичанами о подготовке немецким командованием наступления в районе Курской дуги. 12 апреля 1943 года был на приёме у Сталина. Вскоре после возвращения в Англию был ранен (потерял глаз) во время авианалёта. В 1945 баллотировался в парламент от консервативной партии, но проиграл выборы. Умер 3 сентября 1958 года. Награды: Военный крест (1915); DSO (1916); CB (1940); KBE (1943); KCB (1944). Сочинения: In the Wake of the Tank. 1931; Русский перевод: Первые 15 лет механизации британской армии. Перевод с английского. Под редакцией И.Р.Карачана. Москва, Государственное военное издательство, 1931. 167 страниц с иллюстрациями; Our Armoured Forces. 1945; The Russian outlook. 1947; G. Martel. An outspoken soldier: his views and memoirs. 1949.

1889
Арпад Санто (венгерское имя — Árpád,Szántó)
венгерский борец греко-римского стиля, призёр чемпионата Европы. Родился в Кездивашархее (современный Тыргу-Секуйеск в Румынии). В 1912 году стал серебряным призёром неофициального чемпионата Европы, но на Олимпийских играх в Стокгольме не завоевал наград. Дата смерти неизвестна.

Morley_Griswold (464x700, 173Kb)
1890
Морли Айзек Гризуолд (Morley Isaac Griswold)
американский политик, 16-й губернатор Невады. Морли Гризуолд родился в городе Элко, штат Невада, в 1890 году. В 1913 году он получил степень бакалавра, а в 1915 году степень магистра юриспруденции в Мичиганском университете. Во время Первой мировой войны Гризуолд служил в звании первого лейтенанта в армии США, а позже в составе Американского экспедиционного корпуса. После службы в армии Гризуолд занялся юридической практикой в своём родном городе Элко. В 1927—1934 годах он занимал должность вице-губернатора Невады. 21 марта 1934 года умер губернатор штата Фред Балзар, и Гризуолд стал исполняющим обязанности губернатора. Во время его пребывания в должности было обеспечено дополнительное финансирование для улучшения автомагистралей, а также приняты меры для оказания помощи во время экономической депрессии. После неудачной попытки переизбраться на второй срок, Гризуолд покинул свой пост 7 января 1935 года. В 1942 году он возглавил Республиканскую партию штата и несколько раз был делегатом национального съезда партии. Позже Гризуолд ушёл из политики и вернулся к юридической практике. Гризуолд был женат на Марианне Уильямсон. У них было двое детей. Морли Гризуолд умер в городе Рино, Невада, США, 3 октября 1951 года. Его тело было кремировано, а прах развеян из самолёта над северо-центральной Невадой. На кладбище Элко был сооружён кенотаф.

Max Ludwig Wolfram Laistner (561x700, 183Kb)
1890
Макс Людвиг Вольфрам Лайстнер (Max Ludwig Wolfram Laistner)
британо-американский историк, антиковед и медиевист. Доктор словесности (1944), профессор Корнелла. Наиболее известная работа — «Thought and Letters in Western Europe, A.D. 500—900» (1931).Родился в Лондоне. Окончил Кембридж (бакалавр искусств, 1912), там же в 1920 году получил степень магистра искусств. В 1913-1914 гг. учился в Британской школе в Афинах. Затем в 1914 году работал преподавателем классики в Бирмингемском ун-те. В 1915-1916 гг. преподавал в Королевском университете в Белфасте. В 1919-1921 годах преподавал в Манчестерском университете, в 1921-1925 гг. — в Лондонском ун-те. Затем в США: в 1925-1940 гг. профессор античной истории Корнелла, в 1940-1958 гг. именной профессор истории, преемник в этой должности Carl L. Becker. В 1945/1946 годах Sather-профессор в Калифорнийском университете в Беркли. С 1958 года в отставке. Членкор Американской академии медиевистики (1935). Научный интерес Лайстнера лежал в основном в области истории античности и раннего средневековья. Умер в Итаке (Томпкинс,штат Нью-Йорк, США) 10 декабря 1959 года. Труды: Greek Economics (J.M. Dent & Sons, 1923); Thought and Letters in Western. Europe, A.D. 500 to 900 (Ithaca, NY: Cornell University Press, 1931); A History of the Greek World, from 479 to 323 B.C. (1957).

SkaftimovAP (468x700, 139Kb)
1890
Александр Павлович Скафтымов
российский литературовед, фольклорист, этнограф, доктор филологических наук (1938), профессор (1923). Заслуженный деятель науки РСФСР (1947). Родился в семье священнослужителя (протоиерей Павел Ильич Скафтымов настоятель Рождество-Богородицкой церкви села Столыпино Вольского уезда Саратовской губернии). Первоначальное образование получил в семье. Затем учился в Саратовском духовном училище и Саратовской духовной семинарии (до IV класса). После IV класса семинарии поступил и в 1913 году окончил историко-филологический факультет Варшавского университета. С 1913 года преподавал в гимназиях, сначала в Астрахани, затем в Саратове. С 1918 года работал в Саратовском университете, с 1921 доцент, с 1923 профессор. В 1931 году был ликвидирован филологический факультет Саратовского университета (восстановлен в 1942). В этом промежутке Скафтымов работал заведующим кафедрой русской литературы Саратовского педагогического института, с 1931 по 1937 также декан факультета языка и литературы этого института. Умер в саратове 26 января 1968 года. Жена Ольга Александровна Скафтымова (Знаменская, 1884—1978), преподаватель французского языка. В 1935 году арестована по ложному обвинению, находилась в ссылке в Карлаге до 1939. Сын Павел (1920—1937), умер от туберкулёза. Дочь Людмила, профессор Санкт-Петербургской консерватории. Александр Павлович многие годы собирал личную библиотеку. После смерти учёного, по завещанию, вдова передала её в состав фонда Зональной научной библиотеки Саратовского университета. В настоящее время коллекции А.П.Скафтымова в составе фонда СЗНБ присвоен статус книжного памятника федерального значения. Библиотекой подготовлена интернет-страница А.П.Скафтымова с материалами, хранящимися в фонде. Труды: Поэтика и генезис былин : очерки / А.П.Скафтымов. Саратов ; Москва : Издательство В.З.Яксанова, 1924. 224 страницы. Библиографичкеский обзор: "Материалы и исследования по изучению былин с 1896 года по 1923 год; Поэтика и генезис былин / А.П.Скафтымов; вступительная статья В.К.Архангельской. 2-е издание. Саратов : Издательство Саратовского университета, 1994. 320 страниц : портреты. Материалы и исследования по изучению былин с 1896 г. по 1923 г.: библиографический обзор: страницы 192—286; Жизнь и деятельность Н.Г.Чернышевского / А.П.Скафтымов. Саратов : Саратовское областное государственное издательство, 1939. 100 страниц (2-е издание, 1947); Статьи о русской литературе / А.П.Скафтымов. Саратов : Книжное издательство, 1958. 392 страницы. Издания: Нравственные искания русских писателей : статьи и исследования о русских классиках / А.П.Скафтымов; вступительная статья: Е.И.Покусаева, А.А.Жук. Москва : Художественная литература, 1972. 544 страницы : портретами; Поэтика художественного произведения / составители: В.В.Прозоров, Ю.Н.Борисов; вступительная статья В.В.Прозорова. Москва: Высшая школа, 2007. 536 страниц : портрет (Классика литературной науки). ISBN 978-5-06-005319-7; Собрание сочинений : в 3 томах / А.П.Скафтымов; составители: Ю.Н.Борисов, А.В.Зюзин; вступительная статья Е.П.Никитиной; подготовка текста: В.В.Биткинова, А.В.Зюзин при участии Ю.Н.Борисова, Е.В.Кузьменковой, О.А.Фисенко; библиографический редактор А.В.Зюзин; примечания: В.К.Архангельской, Н.М.Беловой, Ю.Н.Борисова, Л.Г.Горбуновой, Н.Н.Мостовской, Н.В.Новиковой, Г.Ф.Самосюк; редколлегия: Ю.Н.Борисов (ответственный редактор), В.В.Прозоров, Л.А.Скафтымова. Самара : Издательство «Век # 21», 2008. Том 1. 444 страницы; Том 2. 512 страниц; Том 3. 544 страницы : фотографии (Российская филология XX века). ISBN 5-182-76542-8. Литература: Скафтымов, Александр Павлович — статья из Большой советской энциклопедии; Л.М.Долотова Скафтымов, Александр Павлович // Краткая литературная энциклопедия. — Москва: Советская энциклопедия, 1962—1978.

Georg_Scholz_Selbstporträt (700x537, 390Kb)
1890
Георг Шольц (немецкое имя — Georg Scholz)
немецкий художник. Георг Шольц родился в Вольфенбюттеле. Художественное образование получил в Академии художеств Карлсруэ, где его преподавателями были Ганс Тома и Вильгельм Трюбнер. По окончании академии продолжил обучение в Берлине у Ловиса Коринта. После службы в армии в Первую мировую войну с 1915 по 1918 год вернулся к живописи, обратившись к идеям кубизма и футуризма. В 1919 году Шольц вступил в Коммунистическую партию Германии, и его работы последующих ха этим лет становятся выражением резкой критики общественного и экономического порядка послевоенной Германии. Например, его картина 1920 года Industriebauern изображает уродливую семью, глава которой сжимает Библию, а из его головы появляются деньги; его жена качает на руках поросёнка; а рядом их сын с пустой головой мучает лягушку. Возможно, это произведение является наиболее известным у Шольца, оно типично для работ периода 1920-х годов и сочетает в себе очень контролируемый, точное исполнения, исполненное едкого сарказма. Шольц быстро стал одним из лидеров «Новой вещественности» — группы художников, практиковавших наиболее циничную форму реализма. Известными представителями этого течения были Макс Бекман, Георг Гросс и Отто Дикс, в своих работах Шольц некоторое время соперничали с ними по ярости посыла. Однако к 1925 году его подход к картинам стал мягче и в чём-то ближе к неоклассицизму, что видно в таких работах как «Автопортрет перед рекламной тумбой» (1926) и Sitzender Akt mit Gipsbüste (1927). В 1925 году он получил должность профессора Государственной академии искусств в Карлсруэ. Среди его учеников был Рудольф Дишингер. В 1926 году Шольц начал сотрудничать с сатирическим журналом «Симплициссимус», а в 1928 году посетил Париж , где особенно тепло отзывался о работах Пьера Боннара. После прихода в 1933 году к власти в Германии Гитлера и национал-социалистов Шольц быстро потерял работу преподавателя. Его творчество было объявлено дегенеративным искусством, в 1937 году его произведения были изъяты в рамках кампании по «очищению» немецкой культуру, а самому художнику в 1939 году было запрещено рисовать. В 1945 году французские оккупационные войска назначили Шольца мэром Вальдкирха, но 27 ноября того же года он умер. Галерея: Industriebauern (1920); Arbeit schändet (1920/1921); Kakteen und Semaphore (1923); Sitzender Akt mit Gipsbüste (1927). Литература: Michalski, Sergiusz (1994). New Objectivity. Cologne: Benedikt Taschen. ISBN 3-8228-9650-0; Schmied, Wieland (1978). Neue Sachlichkeit and German Realism of the Twenties. London: Arts Council of Great Britain. ISBN 0-7287-0184-7.

Bottolfsen (459x700, 183Kb)
1891
Клэренс Альфред Боттолфсен (Clarence Alfred Bottolfsen)
17 и 19-й губернатор Айдахо. Клэренс Альфред Боттолфсен родился в городе Сьюпириор, штат Висконсин, США. Среднее образование он получил в Северной Дакоте, куда семья переехала вскоре после его рождения. Обучение Боттолфсен продолжил в бизнес-колледже в Миннесоте. С 1905 года он начал работать журналистом — сначала в новостном издательстве Wells County News, а с 1910 года — в еженедельной газете Arco Advertiser в Айдахо, став в 1947 году её владельцем. В 1934-1938 годах Боттолфсен был редактором в газете «Daily Bulletin». В 1920 году Боттолфсен избрался в Палату представителей Айдахо. Впоследствии он переизбирался четыре раза. В 1938 году Боттолфсен победил на губернаторских выборах Айдахо от республиканской партии. Выборы 1940 года он проиграл, но вновь победил в 1942 году. Среди его достижений на посту губернатора: расчёт по выпущенным облигациям и сведение сбалансированного бюджет благодаря уплате издержек наличным расчётом; составление и предложение ко внесению в конституцию штата трёх поправок; вступление Айдахо совместно с ещё пятью штатами в союз развития Северо-запада. Боттолфсен занимал политические посты и после окончания губернаторского срока: в 1949 и 1957 годах — главный клерк Палаты представителей Айдахо; в 1949 году — один из руководителей временного комитета по реорганизации правительства штата; в 1953 году — заместитель парламентского пристава; в 1955—1956 годах — ответственный секретарём сенатора от Айдахо Хермана Уэлкера; в 1958 году — члена Сената Айдахо на протяжении двух сроков. Клэренс Боттолфсен был женат на Элизабет Ханне. Он скончался в городе Бойсе, штат Айдахо, США, 19 июля 1964 года. Литература: Nancy Capace. Encyclopedia of Idaho. — North American Book Dist LLC, 2001. — Страницы 130–131. — 415 страниц. — ISBN 0403096065.

 (552x699, 11Kb)
1891
Сирил Генри Стэнли Киппинг (Cyril Henry Stanley Kipping; псевдонимы – С.Стэнли, Чарльз Стэнли, C.Stanley; Charles Stanley)
английский шахматный композитор; международный мастер (1959) и международный арбитр (1957) по шахматной композиции. Родился в городе Лондон, Англия, Великобритания. Один из организаторов и президент Международного союза проблемистов (1939—1965). Редактор журналов «Chess Amateur» (1922—1929) и «Problemist» (1931—1964). Автор ряда книг по шахматной композиции. Директор школы в Уэнсбери, где впервые в Англии введено преподавание шахмат как учебной дисциплины. С 1907 составил около 6000 тысяч задач, преимущественно ортодоксальные двухходовки-таски (Таск — в шахматной композиции задача или этюд, в которых один и тот же определённый элемент повторяется так часто, насколько это возможно) на тему полусвязывания, трёхходовки стратегического направления, рекордные задачи. Умер в городе Уолсолл, Англия, Великобритания, 17 февраля 1964 года.
Задачи
Screenshot 2023-09-27 at 19-01-18 Киппинг Сирил Генри — Википедия (254x322, 22Kb)
1.Лa3!, подставляя белого короля под 8 шахов:
1…Кc5+ 2.Кe6
1…Кc7+ 2.Кр:d7
1…Кd4+ 2.Крf6
1…Кd8+ 2.Кр:d8
1…Кf4+ 2.Крd6
1…Кf8+ 2.Кр:f8
1…К:g5+ 2.Сe3
1…Кg7+ 2.Кр:f7

Книги: 300 chess problems, Stroud, 1916; The chess problem hobby, Stroud, 1923; The chessmen speak, Stroud; 1932; The chess problem science, Leeds, 1938. Литература: Шахматы : энциклопедический словарь / главный редактор А.Е.Карпов. — Москва: Советская энциклопедия, 1990. — Страница 159. — 621 страница. — 100 000 экземпляров. — ISBN 5-85270-005-3

 (531x699, 117Kb)
1892
Иосиф Назарович Белых
заместитель командира 2-й гвардейской ордена Ленина дважды Краснознамённой ордена Богдана Хмельницкого кавалерийской дивизии 1-го гвардейского Краснознамённого Житомирского имени Совнаркома Украинской ССР кавалерийского корпуса 1-го Украинского фронта, гвардии полковник. Родился в селе Комаров ныне Туринского района Волынской области Украины, в крестьянской семье. Украинец. Окончил сельскую школу. Работал в родном селе. В Красной Армии с 1918 года. Участник 1-й мировой и Гражданской войн. Член РКП(б)/ВКП(б)/КПСС с 1920 года. В 1926 году окончил Киевскую объединённую военную школу, а в 1933 году – курсы усовершенствования командного состава. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Заместитель командира 2-й гвардейской ордена Ленина дважды Краснознамённой ордена Богдана Хмельницкого кавалерийской дивизии (1-й гвардейский кавалерийский корпус, 1-й Украинский фронт) гвардии полковник Иосиф Белых с первым эшелоном дивизии 29 января 1945 года под огнём неприятеля форсировал реку Одер севернее польского города Ратибор (ныне - Рацибуж). После переправы, гвардии полковник Белых И.Н. грамотно и умело руководил захватом плацдарма на левом берегу Одера, чем способствовал переправе и дальнейшему наступлению частей 1-го гвардейского Краснознамённого Житомирского имени Совнаркома Украинской ССР кавалерийского корпуса. Затем отважный офицер-кавалерист участвовал в форсировании реки Шпре (Шпрее), и овладении германским городом Ортранд. К 22 апреля 1945 года 2-я гвардейская кавалерийская дивизия вышла с боями к реке Эльба в районе города Риза, разгромив при этом шесть вражеских батальонов и освободив два концентрационных лагеря с советскими военнопленными. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии полковнику Белых Иосифу Назаровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8761). После войны И.Н.Белых продолжал службу в армии. С 1959 года гвардии полковник Белых И.Н. – в отставке. Жил в районном центре Александровское Ставропольского края. Скончался 18 июля 1959 года. Похоронен в Краснодаре на Всесвятском кладбище. Награждён 3-я орденами Ленина, 3-я орденами Красного Знамени, орденами Суворова III степени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями.

Ivo_Andric (555x700, 257Kb)
1892
Иво Андрич (сербохорватское имя — Иво Андрић / Ivo Andrić, сербское имя — Иво Андрић)
югославский писатель и дипломат, родившийся на территории современной Боснии и Герцеговины. Единственный югославский писатель, удостоенный Нобелевской премии в области литературы (1961). Иво Андрич родился в городе Долац (ныне Травник), Кондоминиум Босния и Герцеговина, Австро-Венгрия, в семье канцелярского служащего Ивана Антуна Андрича и Катарины Андрич (в девичестве Пейич) на территории нынешней Боснии и Герцеговины и был крещен по римско-католическому обряду. Когда умер отец семейства, будущему писателю не исполнилось и трех лет. Печальное событие послужило причиной переезда матери с сыном к тётке Андрича, которая впоследствии стала ему второй матерью, в Вишеград. Там Андрич провел своё детство и закончил основную школу, а уже в 1902 году поступил в гимназию в Сараево, где учился до 1912.
Ivo_Andricдом (700x434, 309Kb)
Дом, в котором родился Иво Андрич
Будучи гимназистом, Андрич выступал за освобождение южнославянских народов от австро-венгерской власти и даже состоял в молодежном националистическом движении Млада Босна, деятельность которого в конце концов привела к началу Первой мировой войны. В 1912 г. поступил на философский факультет Королевского университета имени Франца Иосифа I в Загребе. После Сараевского убийства арестован как сторонник национально-революционного движения; в августе 1914 – марте 1915 гг. отбывал заключение в тюрьмах Сплита, Шибеника и Марибора, где у него обострилась болезнь лёгких, проявившаяся ещё до ареста. В 1915 г. переведён на поселение в боснийское село недалеко от Травника. После освобождения в 1917 г. был восстановлен в Королевском университете имени Франца Иосифа I в Загребе. В 1918 г. исполнял обязанности редактора в журнале югославянской ориентации «Књижевни jyг» («Литературный юг»), выступал сторонником объединения сербов, хорватов и словенцев. Свою докторскую диссертацию на тему «Развитие духовной жизни в Боснии под влиянием турецкого владычества» он защитил в университете Граца в 1924 году. В 1919 г. зачислен секретарём 3-го класса в штат Министерства по вопросам религии Королевства сербов, хорватов и словенцев, в 1920 г. переведён на дипломатическую службу и направлен в посольство в Ватикане, а в 1921 г. – в консульство в Бухаресте. В том же году вернулся в Белград.
Карьера
С конца 1922 г. служил в консульстве в Триесте, в начале 1923 г. назначен вице-консулом в Грац, а в конце года отпущен со службы из-за отсутствия диплома о высшем образовании. В 1924 г. защитил в Грацском университете имени Карла II и Франца I на немецком языке докторскую диссертацию «Развитие духовной жизни в Боснии в условиях турецкого владычества» («Die Entwicklung des geistigen Lebens in Bosnien unter der Einwirkung der tuükischen Herrschaft»). В сентябре того же года вернулся на работу в консульство в Грац, а затем в Белград в Министерство иностранных дел.Андрич сделал успешную карьеру в качестве дипломата. В 1920 году он работал в посольстве в Ватикане, а затем в консульствах в Бухаресте, Триесте и Граце. В 1927 году работал в консульствах в Марселе и Париже, а позднее в Мадриде. С 1930 по 1933 годы был секретарем постоянной делегации Королевства Югославии при Лиге Наций в Женеве, а затем в качестве чрезвычайного представителя Югославского правительства находился в Берлине. После начала Второй мировой войны из-за разногласий с руководством Андрич уходит в отставку и возвращается в Белград. Именно в это время он пишет произведения, которым суждено получить всемирную известность. В 1926 г. избран членом-корреспондентом Сербской королевской академии. В том же году назначен вице-консулом в Марсель, в 1927 г. переведён в Генеральное консульство в Париже, а в апреле 1928 г. – в Мадрид. С июня 1929 г. секретарь посольства в Брюсселе, с января 1930 г. – секретарь постоянного представительства Королевства Югославия при Лиге наций в Женеве. В 1933 г. продолжил работу в Министерстве иностранных дел в Белграде; отказался публиковаться в «Антологии новой хорватской лирики», объясняя своё решение приверженностью идеям югославянского единства. Помощник министра иностранных дел (1937), полномочный министр и чрезвычайный посланник Королевства Югославия в Берлине (1939). Осенью 1939 г. ходатайствовал об освобождении польских учёных и деятелей культуры из Кракова, арестованных немцами. 15 марта 1940 года вёл переговоры с советским представителем А.А.Шкварцевым, который сообщил Андричу об ухудшении отношений между СССР и фашистской Италией. В феврале и марте 1941 г. выступил против тайных переговоров с Германией, ведущихся за его спиной. Подал в отставку, которая не была принята. В апреле 1941 г. после объявления Германией войны Югославии Андрич вместе с подчинёнными был выслан в Белград. В ноябре того же года отправлен на пенсию, но отказался её получать, равно как и подписать «Обращение к сербскому народу», где осуждалась любая попытка сопротивления оккупантам. В 1942 г. не дал разрешения С.С.Стефановичу, председателю сообщества «Српска књижевна задруга» («Сербского литературного сообщества»), на публикацию своих произведений. С 1945 г. депутат парламента Боснии и Герцеговины. С 1946 г. заместитель председателя Общества культурного сотрудничества Югославии и Советского Союза, председатель Союза писателей Югославии. Посетил Москву, Ленинград и Сталинград; впечатления о поездках отразились в путевых заметках «На Невском проспекте» (1946) и «Впечатления из Сталинграда» (1947). Член Президиума парламента Боснии и Герцеговины (1947), депутат парламента Югославии (1950), председатель Союза писателей Сербии (1954). Первым подписал Новисадский договор 1954 г. о единстве сербскохорватского литературного языка. Член Союза коммунистов Югославии (1954). В 1958 г. вступил в брак с Милицей Бабич (1909–1968), костюмером Национального театра в Белграде. В 1954 году Андрич вступает в Коммунистическую партию Югославии и становится председателем Союза югославских писателей. Он был первым, кто в 1954 году подписал Новисадский договор о единстве сербскохорватского литературного языка. В 1961 году Андрич был удостоен Нобелевской премии в области литературы. Умер писатель в городе Белград, СФРЮ, ныне Сербия, 13 марта 1975 года.
Ivo_Andricгроб (700x525, 593Kb)
Могила Иво Андрича
Вопрос о национальной принадлежности
В молодости Андрич называл себя хорватом, католиком. В зрелые годы, как обычно считается, полагал себя сербом. Находят у него симпатии и к мусульманам-боснякам, отразившиеся, в частности, в историческом романе «Мост на Дрине». Природа этого синтетизма связана с убеждением писателя в единстве южных славян, государственной формой которого должна была быть Югославия, а способом художественного мышления — единая литература. Тем не менее, для мусульман-босняков он остаётся негативной фигурой; в 1992 г. босняк-националист разрушил его памятник.
Творчество и признание
Первая публикация – стихотворение в прозе «В сумраке» («У сумрак», 1911). В 1914 г. семь стихотворений были включены в антологию «Молодая поэзия Хорватии» («Hrvatska mlada lirika», 1914). Название первой книги стихотворений в прозе, написанной в заключении, «Ex Ponto[серб.]» (1918) отсылает к «Понтийским посланиям» Овидия («Epistolae ex Ponto») и свидетельствует о трагическом восприятии мира, на котором сказались как влияние экзистенциальной философии С. Кьеркегора, так и личные обстоятельства: тюремное заключение и болезнь. В этих произведениях Бог предстаёт искусителем, превращающим страдающую душу человека в пустыню, что уже не жаждет влаги, а лирический герой – мудрецом, постигающим смысл существования и выбирающим жизнь. Вторая книга стихотворений в прозе «Тревоги[макед.]» («Немири», 1920), чьё название отсылает к экзистенциальной тревоге Кьеркегора, частично написана в тюрьме и на поселении. Лирический герой переходит от осознания страданий как проявления божественной любви к социальной критике мироустройства, признаётся в поклонении природе и отрицает оправданность мучений человека. В ранних поэтических произведениях Андрича нашли отражение присущее экспрессионизму осознание кризиса цивилизации и поиск различных, часто противоположных, путей его преодоления. Сербский писатель С. Винавер, автор «Манифеста экспрессионистской школы» («Манифест експресионистичке школе», 1920), причислял Андрича наряду с М.Црнянским и М.Крлежей к наиболее выдающимся представителям этого направления. В 1922 г. в журнале «Мисао» («Мысль») опубликован поэтический цикл «О чем я мечтаю и что со мной происходит» («Шта сањам и што ми се догађа»). Впоследствии, в 1976 г., под тем же названием вышел сборник стихотворений, созданных в 1911–1973 гг. Написанные преимущественно свободным стихом или в прозе, они пронизаны трагическим мироощущением, осознанием смертности человека: «…вечен только / Наш сон о вечности» («Воскресение к жизни», «Uskrs»: Andrić I. Ex ponto, nemiri, lirika. Sarajevo [et al.], 1986. S. 181), сквозь которую изредка звучит робкая надежда на будущее: душа героя «тихим голосом просит немного места / В одном из бескрайних садов райских…» («Ни богов, ни молитв…», «Ни богова ни молитава…»: Andrić I. Ex ponto, nemiri, lirika. S. 255). В 1914 г. впервые обратился к малой прозе. В рассказах «Путь Алии Джерзелеза» («Пут Алиjе Ђерзелеза», 1920), «Рассказ о слоне визиря» («Прича о везировом слону», 1921), «В лагере» («За логоровања», 1922), «Мустафа Мадьяр» («Мустафа Мађар», 1923), «Сон бега Карчича» («Сан бега Карчиħа», 1925), «Наложница Мара» («Мара милосница», 1925), «Туловище» («Труп», 1937) показано историческое прошлое Боснии, на фоне которого раскрывается драматизм отношений между мужчиной и женщиной. Женщина у Андрича то предстаёт жертвой патриархального общества [рассказы «Любовь в провинциальном городке» («Љубав у касаби», 1923), «Пытка» («Злостављање», 1946, одноимённая экранизация режиссёра П.Зека, 1992)], то обретает демонические черты [рассказ «Времена Аники» («Аникина времена», 1931, экранизация В.Погачича, 1954)], то является в образе призрака, символизируя чистую духовность [рассказ «Елена, женщина, которой нет» («Jелена, жена коjе нема», 1962)]. Грустно-комический оттенок любовь приобретает в рассказах «Чоркан и швабочка» («Ћоркан и Швабица», 1921, экранизация У. Ковачевича, 1980) и «Женщина на камне» («Жена на камену», 1954, экранизация Н. Диздаревича, 1978): опустившийся мужчина мечтает о недостижимом идеале. Среди героев рассказов «В мусафирхане» («У мусафирхани», 1923), «Исповедь» («Исповест», 1928), «У котла» («Код казана»,1930), «Напасть» («Напаст», 1933), «Туловище» (1937) встречаются монахи-францисканцы, игравшие важную роль в духовной жизни Боснии под властью турок. Рассказы «Жажда» («Жеђ», 1934), «Ковёр» («Ћилим», 1948, экранизация А.Евджевича, 1980), «Стачка на ковровой фабрике» («Штраjк у ткаоници ħилима», 1950, экранизация У.Ковачевича, 1986), в «Рассказе о кмете Симане» («Прича о кмету Симану», 1948, экранизация С. Купусовича, 1978) и «Рассказ о соли» («Прича о соли», 1955) свидетельствуют о тяготах жизни и раскрывают социальные конфликты. Рассказы «Заяц» («Зеко», 1948), «Кафе «Титаник» («Бифе "Титаник"», 1950, экранизация Э.Кустурицы, 1979), «Разрушения» («Разарања», 1960) повествуют о судьбах людей на фоне событий 2-й мировой войны 1939–1945 гг. В рассказе «Письмо, датированное 1920 годом» («Писмо из 1920. године», 1946, экранизация С. Салетовича, 1995) Андрич размышляет о национальной и религиозной нетерпимости в Боснии. Автор письма и друг повествователя доктор Макс Левенфельд приходит к парадоксальному выводу о том, что жителями страны, несмотря на твёрдость веры, глубину чувств и стремление к справедливости, руководит ненависть, ведущая в конечном итоге к самоуничтожению. Левенфельд покидает Боснию и уезжает в благополучный Париж, а затем в Испанию времён Гражданской войны 1936–1939 годов, где и погибает. В книге рассказов «Дом на отшибе» («Куħа на осами», 1976) автор-повествователь вступает в общение с литературными героями своих произведений Бонваль-пашой, Али-пашой, Бароном. В рассказе «Землемер и Юлка» («Геометар и Jулка») он приводит драматическую любовную исповедь случайного собеседника в поезде, навестившего писателя в момент его размышлений, в рассказе «Яков, друг детства» («Jаков, друг из детињства») мысленно встречается с другом прежних дней, в рассказе «Рабыня» («Робиња») узнаёт о печальной судьбе девушки-самоубийцы, рассказанной ему морским прибоем. В масштабном историческом романе-хронике «Мост на Дрине» («На Дрини ħуприja», 1945; 40 прижизненных изданий, экранизация Ж. Ристича, 1973, русский перевод 1956) раскрыл историю знаменитого моста в боснийском Вишеграде, построенного Соколлу. Роман охватывает четыре столетия: с 1516 г., когда десятилетнего мальчика из села Соколовичи, будущего великого визиря Соколлу, уводят в янычары, до взрыва моста в 1914 г. Первая часть посвящена событиям до оккупации Боснии и Герцеговины в 1878 году и представлена как роман в новеллах. Вторая часть охватывает период 1878–1914 гг. и представляет в сюжетном плане единое целое. В своём творчестве И.Андрич воссоздаёт драматическую, а подчас и трагическую картину мира, моделью которого предстаёт Босния – своеобразный перекрёсток цивилизаций и конфессий. Гуманизм писателя проявлялся в поисках единства человечества, в преодолении противостояния Востока и Запада, а его созерцательная мудрость – в обращении к мифу и легенде. Художественный мир Андрича, опирающийся на фольклор и отсылающий к вневременным основам бытия, близок к магическому реализму. Действие многих произведений разворачивается в строго очерченном, исторически достоверном пространстве, под которым обнаруживается иной, «магический» слой, позволяющий увидеть события в новом освещении, а особое использование категории времени и субъектной организации повествования дают возможность читателю свободно перемещаться по разным эпохам. Утверждение Андричем мудрости как высшей ценности предполагает осознание важности молчания, повышает значимость слова. Андричу присуща глубокая психологическая достоверность и объективность повествования, за которой скрывается глубоко прочувствованное отношение писателя к сотворённому им миру. Нобелевская премия по литературе «за силу эпического дарования, позволившего во всей полноте раскрыть человеческие судьбы и проблемы, связанные с историей его страны» (1961).
Цитаты
Надо слушать легенды — следы вековых коллективных усилий — и с их помощью отгадывать, насколько возможно, смысл нашей судьбы.
Мы все мертвы, и лишь стоим в очереди на собственные похороны.
Память
Премия имени Иво Андрича (учреждена Правительством Сербии и мэрией города Вишеград в 2012 году), вручается писателям, пишущим на славянских языках. Будет вручаться с 2013 или 2014 года (дата вручения — день, в который Андрич получил Нобелевскую премию), вручаться будет лично президентом Сербии, денежный эквивалент 100 тысяч евро. В 2012 году в Боснии и Герцеговине произошла закладка мемориального района («города в городе») Андричграда на территории Вишеграда. Открытие района состоялось в 2014 году.
В филателии
Screenshot 2024-09-19 at 18-54-56 Андрич Иво — Википедия (700x324, 174Kb)
В бонистике
Screenshot 2024-09-19 at 18-55-09 Андрич Иво — Википедия (568x142, 70Kb)
Публикации на русском языке: Травницкая хроника. Мост на Дрине. — Москва : Художественная литература, 1974; …человеку и человечеству. — Москва : Радуга, 1983; Собрание сочинений в 3-х томах. — Москва : Художественная литература, 1984—1985. Литература: Лихачёва Л.П. Иво Андрич. — Биобиблиографический указатель. — Москва : Книга, 1974; Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия. — Москва : Прогресс, 1992; Ivo Andric (англ.) / Editor Horst Frenz. — Nobel Lectures, Literature 1901-1967. — Amsterdam: Elsevier Publishing Company, 1969. — (на сайте Нобелевской премии); Minde R. Ivo Andrić; Studien über seine Erzahlkunst. München, O. Sagner, 1962; Popović G., Lukic R.D. Ivo Andrić: bibliografija dela, prevoda i literature. Beograd: Srpska Akademija nauka i umetnosti, Biblioteka, 1974; Dimitrijevic K. Ivo Andric ́Gornji. Milanovac: Dečje novine, 1981; Hawkesworth C. Ivo Andric: bridge between East and West. London; Dover: Athlone Press, 1984; Juričić Z. The man and the artist : essays on Ivo Andrić. Lanham: University Press of America, 1986; Mukerji V.S. Ivo Andric: a critical biography. Jefferson: McFarland, 1990; Petković R. Ivo Andric 1892—1992. Belgrade: Ivo Andrić Foundation, 1991; Palavestra P. Ivo Andrić i njegovo vreme. Beograd : SANU, 1992; Vucinich W.S. Ivo Andric revisited: the bridge still stands. Berkeley: International and Area Studies, 1995; Savić Benghiat D., Skoric S., Đukić Perišić Z. Jewish portraits in the works of Ivo Andrić. Toronto: Serbian Literary Co., 2005; Müller M. Die Selbst- und Fremdwahrnehmung der bosnischen Völker in der historischen Prosa von Ivo Andric und Isak Samokovlija. Frankfurt/Main: Lang, 2006

Miklós Zsirai (518x700, 154Kb)
1892
Миклош Жираи (венгерское имя — Miklós Zsirai)
венгерский учёный-финно-угровед, известный своей работой «Finnugor rokonságunk»/«Наши финно-угорские родственники» (1937, переиздана в дополненном виде в 1994 году). Именем учёного названа улица в Будапеште. Родился в деревне Михальи, Капуварский яраш, Шопрон, Королевство Венгрия, Австро-Венгрия, ныне Венгрия.
«Наши финно-угорские родственники»
Данный труд относится к числу основополагающих работ по финно-угристике, состоит из 4 частей. В первой части под названием «A magyar nyelv hovatartozása»(«Генетическая принадлежность венгерского языка») освещаются вопросы языкового родства: даются звуковые соответствия в родственных языках, сведения из сравнительной морфологии финно-угорских языков, а также говорится об антропологических типах финно-угров. Вторая часть называется «A finnugor őskor»(«Прафинно-угорская эпоха»), здесь пишется о прародине финно-угров, о методе языковой палеонтологии, его особенностях и возможностях, о занятиях предков финно-угров, об особенностях одежды, семьи, о результатах археологических данных, контактах финно-угров, распаде языка-основы. В третьей части «A finnugor népek ismertetése»(«Общие представления о финно-угорских народах») приводятся сведения о численности финно-угров, месте их проживания, этимологии названий финно-угорских народов, а также говорится о материальной и духовной культуре финно-угорских народов. В четвёртой части «A finnugor nyelvhasonlítás története»(«История сравнительного изучения финно-угорских языков») речь идет об исследователях, которые занимались вопросами финно-угорского сравнительного языкознания: начиная с тех, кто в числе первых доказывал финно-угорское родство, и заканчивая современниками автора. Умер в городе Будапешт, ВНР, ныне Венгрия, 9 сентября 1955 года. Источники: Új magyar irodalmi lexikon III. (P–Zs). Főszerk. Péter László. Budapest: Akadémiai, 1994, ISBN 963-05-6807-1

orahovec_dimitr_petrov (485x700, 162Kb)
1892
Димитр Петров Ораховец
болгарский физиолог, член Болгарской Академии Наук (с 1946). Родился в селе Ловеч, Княжнество Болгария. Получил медицинское образование в Мюнхене (1918). Специализировался по физиологии в Кембридже (1927). В 1929-1958 гг. — заведующий кафедрой физиологии медицинского факультета Софийского университета (с 1940 г. — профессор, в 1932-1945 гг. — декан медицинского факультета, в 1945-1947 гг. — ректор), в 1951-1963 гг. — директор Института экспериментальной медицины (ныне Институт физиологии). В 1947-1948 гг. — секретарь Биологического отделения и в 1949-1953 гг. — главный ученый секретарь Болгарской Академии Наук. Основные научные работы посвящены проблемам физиологии кровообращения. Исследовал резервуарную функцию селезенки. Изучал роль сосудодвигательного центра продолговатого мозга в поддержании тонуса сосудов и регуляции давления крови. Выяснил влияние адреналина на кровеносные сосуды. Член Британского физиологического общества и Немецкого медицинского общества. Удостоен звания "Заслуженный врач НРБ" (1958). Димитровская премия НРБ (1950). Умер в городе София, НРБ, ныне Болгария, 28 ноября 1963 года.

1892
Димитр Петров Ораховец
болгарский физиолог, член Болгарской АН (1946-63). Родился Димитр Ораховец в селе Ловеч, Княжество Болгария, ныне Болгария. После окончания школы решил переехать в Германию (Мюнхен), где получил медицинское образование в 1918 году. В 1927 году переехал в Кембридж, где специализировался по физиологии. Вскоре после этого переезжает на родину в Болгарию и дальнейшая его научная деятельность будет связана с Софией. С 1929-по 1958 год занимает должность заведующего кафедры физиологии медицинского факультета Софийского университета, с 1932-по 1945 год занимает должность декана медицинского факультета, с 1940-по 1945 год занимает должность профессора, с 1945-по 1947 год занимает должность ректора. Одновременно с этим с 1951-по 1963 год занимает должность директора института экспериментальной медицины (ныне — институт физиологии). Умер в городе София, НРБ, ныне Болгария, 28 ноября 1963 года.
Научные работы: Основные научные работы посвящены проблемам физиологии кровообращения; Выяснил влияние адреналина на кровеносные сосуды; Исследовал резервуарную функцию селезёнки. Членство в обществах: Член Британского физиологического общества; Член Немецкого медицинского общества. Награды и премии: 1950 — Димитровская премия НРБ; 1958 — Удостоен почётного звания Заслуженный врач НРБ. Список использованной литературы: Кратка Българска Энциклопедия: В 5-и томах.— София: Издательство БАН, 1963—1969; Биологи. Биографический справочник.— Киев: Наук. думка.— 1984, 816 страниц. иллюстрации

Apel (492x700, 128Kb)
1893
Вилли Апель (в США принято Эйпл; немецкое имя — Willi Apel)
немецкий и американский музыковед, источниковед, лексикограф. Труды преимущественно на английском и немецком языках. Родился в городе Кониц, Западная Пруссия, Германская империя, ныне Хойнице, Хойницкий повят, Поморское воеводство, Польша. Защитил диссертацию «Accidentien und Tonalität in den Musikdenkmälern des 15. und 16. Jahrhunderts» («Знаки альтерации и тональность в памятниках музыки XV—XVI веков») в 1936 году в Берлине. В том же году эмигрировал в США, где преподавал музыкознание в 1938—1942 годах в Гарвардском университете, в 1950—1970 годы профессор в университете штата Индиана. Главная область научных интересов Апеля — музыка западноевропейского Средневековья и Возрождения. Надёжны его критические транскрипции памятников старинной музыки, выполненные по рукописям, прежде всего, «French secular music of the fourteenth century» (светская французская музыка периода Ars nova, вся, кроме Машо)[4], и «Keyboard music of the fourteenth and fifteenth centuries» (древнейшие памятники музыки для клавишных инструментов XIV—XV веков).
Apel_Notation (535x700, 472Kb)
Не утратила своей дидактической ценности «Историческая антология музыки» Апеля (в соавторстве с А.Т.Дейвисоном). Всемирную известность получили книги Апеля «Нотация многоголосной музыки 900—1600 годов» (содержит ясное систематическое описание типов и разновидностей европейской музыкальной нотации, а также дидактически ценные анализы нотных манускриптов, факсимильно воспроизведённых непосредственно в книге), «Григорианский хорал» (до появления монографии Дэвида Хайли была де-факто главным и самым надёжным справочником по теории и практике церковной монодии католиков), «История органной и клавирной музыки до 1700 года». В последние годы жизни обратился также к изучению музыки итальянского барокко, написал монографию «Итальянская скрипичная музыка XVII века». Умер в городе Блумингтон, штат Индиана, США, 14 марта 1988 года. Апель — автор терминологического «Гарвардского музыкального словаря» (1944; многие переиздания) и популярного «The Harvard Brief Dictionary of Music» (Нью-Йорк, 1960). Многочисленные музыковедческие статьи Апеля собраны в три тома его учениками. Сочинения: Collected articles and reviews. Vol. 1: Medieval Music (Stuttgart, 1986); vol. 2: Renaissance and baroque music (Stuttgart, 1989); vol. 3. Early European keyboard music (Stuttgart, 1989). Литература: Essays in Musicology: a Birthday Offering for Willi Apel, ed. by Hans Tischler. Bloomington, 1968 (сборник статей, приуроченных к дню рождения Апеля; содержит полную библиографию его работ по состоянию на 1968 год)

Ignatov_p_k (509x700, 112Kb)
1894
Пётр Карпович Игнатов
советский общественный деятель, прозаик, участник Октябрьской революции, Гражданской и Великой Отечественной войн, почётный гражданин Краснодара. Родился городе Александровск-Грушевский (ныне город Шахты Ростовской области), в шахтёрской семье. Оставшись сиротой, вынужден был бросить учёбу в школе морских мотористов и идти на заработки. Переехав в Санкт-Петербург, работал слесарем-механиком на заводе «Эриксон». Активный участник революционных событиях в Петрограде до 1917 года. Большевик-подпольщик. Подвергался арестам и ссылкам. Участник Гражданской войны. Занимался формированием красногвардейских отрядов, в рядах рабочей милиции боролся с бандитами. С декабря 1920 года член ВРК Усть-Медведицкого округа, исполняющий обязанности военного коменданта железнодорожного участка на территории округа. В 1923 году П.К.Игнатов переехал с семьей на Кубань, работал на различных участках хозяйственного строительства. Без отрыва от производства окончил Московский институт лесной промышленности (ныне Петровская сельскохозяйственная академия), затем был консультантом комбината «Главрасжирмасло» на Кубани. В 1940 году был назначен заместителем директора, а позже — директором Краснодарского химико-технологического института жировой промышленности (сейчас Кубанский государственный технологический университет). Участник Великой Отечественной войны. В 1942 году сформировал диверсионно-разведывательный партизанский отряд и командовал им (партизанский псевдоним — Батя). Отряд действовал в Сталинском районе в числе 36 других отрядов народных мстителей Кубани. В отряде Бати, в основном занимавшемся диверсиями, сражались его жена — Елена Ивановна и двое сыновей — Гений (Геннадий) и Евгений, погибшие в 1942 году при выполнении боевого задания по подрыву немецкого эшелона с живой силой противника. Оба посмертно получили звание Героев Советского Союза. Средний сын Валентин считался погибшим в июле 1942 года при обороне Крыма. К счастью, Валентин выжил, попал в госпиталь и далее воевал в десантной диверсионной группе ГРУ. Действиям его группы посвящена книга «Голубые солдаты». После войны Петр Игнатов избирался депутатом Верховного Совета СССР и Краснодарского краевого Совета народных депутатов. Умер в городе Краснодар, РСФСР, СССР, в сентябре 1984 года. После его смерти музей-квартира семьи Игнатовых стала филиалом Краснодарской краевой детской библиотеки.
Творчество
Пётр Игнатов — член Союза писателей СССР. Дебют в литературе состоялся после освобождения Кубани от немцев в 1943 году. Автор более полутора десятков книг, в том числе: «Братья-герои» (1944); «Записки партизана» (1944); «Жизнь простого человека» (1948); «Подполье Краснодара» (1947); «Наши сыновья» Горьковское книжное издательство (1955); «Голубые солдаты» (1976); «В предгорьях Кавказа». Произведения П.К.Игнатова переведены на 16 языков. Награды: 2 ордена Ленина; орден Октябрьской Революции (9 октября 1974); орден «Знак Почёта» (10 октября 1964); Медали; Почётный гражданин города Краснодара (1979). Литература: Игнатов П.К. Записки партизана. — Москва : Московский рабочий, 1973; Игнатов П.К. Наши сыновья. — Москва : Молодая гвардия, 1958. — 331 страница.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку