-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109466
Комментариев: 6802
Написано: 117939


25 мая родились...

Суббота, 25 Мая 2024 г. 06:38 + в цитатник
AnnaHessen0 (511x700, 155Kb)
1843
Мария Анна Вильгельмина Елизавета Матильда Гессенская и Прирейнская (немецкое имя — Maria Anna Wilhelmine Elisabeth Mathilde von Hessen und bei Rhein)
принцесса Гессенская и Прирейнская, в замужестве великая герцогиня Мекленбург-Шверинская. Родилась в Дармштадте. Анна — единственная дочь принца Карла Гессенского и Прирейнского и его супруги Елизаветы Прусской, дочери принца Вильгельма Прусского. Сестра великого герцога Гессенского Людвига IV. 12 мая 1864 года в Дармштадте Анна вышла замуж за великого герцога Мекленбург-Шверинского Фридриха Франца II, став его второй супругой и мачехой четырём детям от первого брака. Первая супруга Фридриха Франца Августа умерла от туберкулёза в 1862 году. Великий герцог познакомился с гессенской принцессой на княжеском съезде во Франкфурте. Своей набожностью и стеснительностью она напомнила ему его первую супругу. Анна умерла в Шверине 16 апреля 1865 года спустя год после заключения брака в 22 года от родильной горячки после рождения своего единственного ребёнка. Великая герцогиня похоронена в Шверинском соборе. Потомки: Анна Елизавета Августа Александрина (1865—1882). Литература: Ludwig von Hirschfeld. Friedrich Franz II., Grossherzog von Mecklenburg-Schwerin, und seine Vorgänger. — Duncker & Humblot, 1891.

Луи Фридрихович Гомилиус  (657x700, 211Kb)
1845
Луи Фёдорович (Людвиг Фридрихович) Гомилиус (немецкое имя — Friedrich Constantin Homilius)
русский органист, пианист, виолончелист, хоровой дирижёр, композитор, педагог и музыкально-общественный деятель немецкого происхождения.. Родился в Санкт-Петербурге. Сын известного валторниста, профессора Санкт-Петербургской консерватории Фридриха Христиановича Гомилиуса (1813-1902), немца по происхождению, который постоянно жил в России с 1838 года; последний и дал мальчику первые уроки музыки. Первоначальное образование Гомилиус-младший получил в реформатском училище, а затем учился в Санкт-Петербургской консерватории под руководством Антона Г.Рубинштейна (класс фортепиано, 1865) и Карла Ю.Давыдова (класс виолончели, 1868). Одновременно учился игре на органе у Генриха.Штиля. С 1870 года Гомилиус состоял органистом при лютеранской церкви Святых Петра и Павла в Санкт-Петербурге. Дирижируя с 1871 года в Петропавловском хоровом обществе, Л.Ф.Гомилиус давал ежегодные концерты, в которых исполнялись лучшие духовные произведения как средневековых, так и композиторов-современников. Выдающийся музыкант, Гомилиус выступал с концертами в Санкт-Петербурге в шведской церкви (с 1878), Малом зале консерватории (с 1895), а также в Москве. В 1884 участвовал в приёмке нового органа и первом концерте в Домском соборе (Рига). В репертуар Гомилиуса входили произведения И.С.Баха, Г.Ф.Генделя, Ф.Мендельсона, Ф.Листа, А.Гильмана. В 1874-1908 руководил органным классом Санкт-Петербургской консерватории (с 1877 профессор). Среди учеников: А.А.Юрьян, А.Я.Калнинь, Артур Капп, И.Каппель, Пеэтер Сюда, Рудольф Тобиас, К.А.Корбут, С.М.Жилинская, П.В.Моссип, Мийна Хярма, Г.Р.Цезарь. Основатель (в 1871) и дирижёр Петропавловского общества любителей хорового пения. С 1896 директор Санкт-Петербургского филармонического общества. Автор фортепианных пьес, хоров и песен. Он сочинил несколько хоровых композиций, романсов и небольших пьес для фортепьяно. Составитель сборника упражнений и песен для школьного обучения (1901), а также педальных упражнений для органа. После 1875 выступал как рецензент в музыкальной прессе. Луи Фёдорович Гомилиус умер в родном городе 27 декабря 1908 года. Его брат Константин Фёдорович (1840—1918) также был органистом при реформаторской церкви российской столицы. Сочинения: Pedal-Ьbungen, Lpz.-St. Petersburg- Moskau-L., (s. d.). Литература: Гомилиус Л.Ф., "Исторический вестник", 1909, февраль, Ne 2, страницы 855-856 (некролог).

eugene-grasset-photos-679x1024 (464x700, 195Kb)
1845
Эжен Самюэль Грассе (французское имя — Eugène Grasset)
французский и швейцарский художник, скульптор, график и иллюстратор, один из зачинателей модерна. Э.Грассе родился в Лозанне, в семье столяра. Он изучал рисунок у Франсуа-Луи Давида Босьона. В период с 1861 по 1863 год изучал архитектуру в Высшей технической школе Цюриха. Затем работал в архитектурном бюро в Лозанне, совершил учебную поездку в Египет и этот опыт в дальнейшем отразился на его работах. Он стал поклонником японского искусства, что также повлияло на некоторые его проекты. С 1869 по 1870 год Грассе работал художником и скульптором в Лозанне. С 1871 года Э.Грассе жил в Париже. Начиная с этого времени он работал практически во всех областях прикладного искусства — как художник и иллюстратор; он также создал эскизы образцов для производителей мебели и гобеленов, использовал мозаику, украшал скульптурой и рельефами фасады зданий, разрабатывал новые типы ювелирных украшений, плакатов и афиш, почтовых марок и так далее. Его изящные декоративные предметы были изготовлены из слоновой кости, золота и других драгоценных материалов в уникальных комбинациях. В графических произведениях Грассе чувствуется влияние творчества Гюстава Доре. С 1890 по 1903 года Э. Грассе — профессор в художественной школе Герен и в 1905—1917 годах он — профессор в школе Эстьенн. Среди учеников Грассе следует отметить Аугусто Джакометти и Отто Эрнста. В 1891 году мастер получает французское гражданство. В 1895 году Э.Грассе стал кавалером Ордена Почётного легиона, а в 1911 — его офицером. Умер в Со (Франция) 23 октября 1917 года. Галерея: Encre L Marquet, 1892; Бюст полковника Шарля Вильона Лозанна; E.Grasset Enchantement. Mélodie; Выставка произведений Э.Грассе в Салоне де Сен 1898; Три женщины и три волка (1900); Плакат Э.Грассе Романтическая литература; Афиша театра Одеон; Декабрь.

Larosh_GA (434x700, 305Kb)
1845
Герман Августович Ларош (Laroche)
русский музыкальный критик. Родился в Санкт-Петербурге (мать – преподавательница французского языка). В юности жил в Москве, где брал уроки игры на фортепиано у А.И.Дюбюка; учился в Санкт-Петербургской консерватории (в том числе у А.Г.Рубинштейна по композиции и инструментовке) и окончил ее в 1866 вместе с П.И.Чайковским, с которым его впоследствии связывали дружеские отношения. В 1867–1870 и в 1883–1886 преподавал в Московской, в 1870-е годы – в Санкт-Петербургской консерватории, хотя не слишком ревностно относился к педагогической деятельности. Ларош выступал во множестве московских и Санкт-Петербургских изданий как специального, так и общего характера (кроме материалов о музыке, публиковал также статьи на литературные темы, иногда под псевдонимом Л.Нелюбов). Тематический спектр выступлений Лароша очень широк: он писал о многих западных и практически о всех русских композиторах, о большинстве заметных оперных и симфонических премьер, по вопросам музыкального образования. Пропагандировал в России творчество старинных европейских композиторов доклассической эпохи. Статьи Лароша отличаются блестящим литературным стилем, точностью формулировок и нередко язвительностью. Ларош выступал против преобладания романтического принципа «программности», предпочитая «чистую» музыку (в этом смысле его кумиром был Моцарт). Ларош считал, что русская музыка, «перескочившая» в своем развитии этап полифонии «строгого стиля» (Палестрина, «нидерландская школа» и т.д.), должна непременно восполнить это упущение (подобная идея особенно увлекала С.И.Танеева, отдавшего много лет изучению строгого контрапункта, но оказала определенное воздействие и на ряд других авторов). Он уделял внимание развитию духовных жанров на русской почве. Любимым современным композитором Лароша был Чайковский, что не исключало и достаточно резких высказываний по поводу тех или иных его сочинений. Статьи Лароша о Глинке – лучшее, что написано в 19 в. о музыке этого композитора. К современным ему авторам Санкт-Петербургской школы Ларош относился противоречиво: «Могучей кучки» как эстетической платформы совершенно не принимал; с большим пиететом, хотя и нередко критически, относился к творчеству Римского-Корсакова; с нескрываемым раздражением писал о Мусоргском и его «направлении». Умер в Санкт-Петербурге 18 октября 1904 года. Сочинения: Музыкально-критические статьи, Санкт-Петербург, 1894; Собрание музыкально-критических статей, тома 1-2, Москва, 1913-1924; Избранные статьи о Глинке, Москва, 1953. Литература: Чайковский М.И., Г.А.Ларош, в книге: Ларош Г.А., Собрание музыкально-критических статей, том 1, Москва, 1913; Кашкин Н.Д., Воспоминания о Г.А.Лароше, там же: Кремлев Ю.А., Русская мысль о музыке, тома 2-3, Ленинград, 1958-1960. Источники: Ларош, Герман Августович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907.

Helena_1872 (493x700, 201Kb)
1846
Елена Великобританская (Helena of the United Kingdom; также Елена Саксен-Кобург-Готская, Helena of Saxe-Coburg and Gotha)
третья дочь британской королевы Виктории и её супруга Альберта Саксен-Кобург-Готского; в замужестве — принцесса Шлезвиг-Гольштейнская.Родилась в Букингемском дворце в Лондоне. Елена была воспитана частными наставниками, выбранными её отцом и его близким другом и советником бароном Стокмаром. Своё детство она провела с родителями, путешествуя по многочисленным королевским резиденциям Великобритании. Тёплая семейная атмосфера королевского двора исчезла в 1861 году со смертью её отца принца Альберта, когда королева Виктория начала период интенсивного траура. В начале 1860-х годов у принцессы завязались романтические отношения с Карлом Руландом, немецким библиотекарем принца Альберта. После того, как королева узнала об этих отношениях, в 1863 году она отказала Руланду в месте, и Руланд вернулся на родину в Германию. Три года спустя Елена вышла замуж за обедневшего немецкого принца Кристиана Шлезвиг-Гольштейнского. Пара осталась жить в Великобритании, и Елена вместе со своей младшей сестрой Беатрисой стала неофициальным секретарём королевы. Однако после смерти матери в 1901 году Елена мало виделась с братьями и сёстрами. Елена была наиболее активным членом королевской семьи, исполняя обширные королевские обязательства. Она была активным патроном благотворительных учреждений и одним из членов-учредителей награды «Королевского Красного креста», основала Королевскую школу рукоделия, а также была президентом Королевской ассоциации британских медсестёр. Елена стала первым членом королевской семьи, отпраздновавшим золотую свадьбу, однако, её муж умер всего год спустя. Елена пережила его на шесть лет и умерла в июне 1923 года в возрасте 77 лет.
HelenaЕлена с братом Альфредом (469x700, 350Kb)
Елена с братом Альфредом, который считал её своей любимой сестрой. Франц Ксавер Винтерхальтер, 1849 год
Елена родилась в Букингемском дворце в Лондоне, в семье британской королевы Виктории и её супруга принца Альберта; Елена стала третьей дочерью и пятым ребёнком из девяти детей королевской четы. Девочка родилась на следующий день после двадцатисемилетия королевы. Принц Альберт сообщил своему брату Эрнсту II, герцогу Саксен-Кобург-Готскому, что Елена «пришла в этот мир совсем синей, но сейчас она в порядке»; он добавил, что королева «мучилась дольше и сильнее, чем в прошлые разы, и ей придётся оставаться в покое, чтобы восстановиться». Девочка была крещена под руководством архиепископа Кентерберийского Уильяма Хоули в частной часовне Букингемского дворца 25 июля 1846 года; восприемниками при крещении стали великий герцог Мекленбург-Стрелицкий (супруг Августы Каролины Кембриджской — внучки короля Георга III), герцогиня Орлеанская (которую на церемонии представляла мать королевы вдовствующая герцогиня Кентская) и герцогиня Кембриджская. Девочку назвали «Еленой» в честь крёстной герцогини Орлеанской, «Августой» в честь герцогини Кембриджской и «Викторией» в честь вдовствующей герцогини Кентской. В семье принцесса была известна под уменьшительно-ласкательным прозвищем «Ленхен», образованным от другого прозвища принцессы — немецкого «Хеленхен». Елена была живым, прямым ребёнком; так, она могла отреагировать на поддразнивания брата, ударив его в нос. У неё проявилась склонность к рисованию, и леди Огаста Стэнли, фрейлина королевы Виктории, положительно отзывалась о картинах трёхлетней Елены. Как и её сёстры, девочка превосходно играла на фортепиано с раннего детства; кроме того, она интересовалась наукой и технологиями — эти же увлечения разделял её отец принц Альберт. Также её любимыми детскими занятиями были верховая езда и катание на лодке. Как и её сёстры, Елена получала образование по программе, разработанной для неё отцом и его близким другом бароном Стокмаром: девочка обучалась практическим навыкам, таким как поддержание домашнего хозяйства и приготовление пищи, а также языкам. Виктория и Альберт выступали за монархию, основанную на семейных ценностях, поэтому у Елены и её братьев и сестёр повседневный гардероб состоял из одежды для среднего класса, а спали дети в скудно обставленных, мало отапливаемых спальнях. Несмотря на схожее образование и воспитание, со временем таланты принцессы стали затмеваться её более артистичными сёстрами.
HelenaЕлена в декабре 1856 года (537x700, 246Kb)
Елена в декабре 1856 года
Атмосфера семейного счастья, в которой воспитывалась Елена, исчезла в 1861 году. 16 марта в Фрогмор-хаус умерла мать королевы — Виктория, вдовствующая герцогиня Кентская. Королева была сломлена горем, однако в декабре семью ожидал новый удар: 14 декабря в Виндзорском замке умер принц Альберт. Двор погрузился в траур, а вся королевская семья по приказу Виктории отбыла в резиденцию Осборн-хаус. Елена также была глубоко опечалена смертью отца; в январе она писала одному из друзей: «то, что мы потеряли ничто и никогда не сможет заменить, и наше горе — самое-самое горькое… я обожала папу, я любил его больше всего на земле, его слово было самым священным законом, и он был мне помощником и советником… часы рядом с ним были самыми счастливыми в моей жизни, и теперь это всё закончилось». После смерти мужа королева на долгое время удалилась от общественной жизни. Её неофициальным секретарём и представителем на публичных мероприятиях в течение следующих шести месяцев стала её вторая дочь Алиса (самая старшая дочь, Виктория, уже была замужем и проживала в Германии). Однако Алиса сама нуждалась в помощи; Елена, следующая по старшинству дочь королевы, должна была стать помощницей Алисы, но Виктория посчитала её ненадёжной, поскольку принцесса не способна была надолго удержаться от слёз. В конце концов, помощницей Алисы в государственных делах стала её сестра Луиза. Алиса вышла замуж за гессенского принца в 1862 году, после чего Елена взяла на себя роль «костыля при стареющей матери». В этой роли она выполняла мелкие поручения, такие как написание писем королевы, помогала матери с политической корреспонденцией и просто составляла ей компанию.
HelenaЕлена приблизительно в 1860 году (527x700, 258Kb)
Елена приблизительно в 1860 году
Споры о браке
В начале 1860 годов Елена начала флиртовать с бывшим библиотекарем своего отца Карлом Руландом, который был назначен к королевскому двору по рекомендации барона Стокмара в 1859 году. Ему доверяли настолько, чтобы позволить учить немецкому брата Елены — молодого принца Уэльского; королева описывала Руланда как человека «полезного и способного». Однако когда в 1863 году королева обнаружила, что Елена испытывает романтические чувства к королевскому слуге, он потерял расположение Виктории и был немедленно выслан обратно в Германию. Случившееся с Руландом заставило королеву задуматься о поисках жениха для дочери. Поскольку Елена была средним ребёнком, вероятность заключения брака с представителем одного из крупных европейских домов была очень мала. Внешний вид девушки также вызывал беспокойство: один из биографов принцессы описывал её в возрасте пятнадцати лет как особу толстую, неряшливую, имевшую двойной подбородок. Кроме того, Виктория настаивала на том, что после свадьбы Елена должна будет остаться рядом с королевой, с чем должен был смириться будущий супруг. В конце концов, выбор королевы пал на принца Кристиана Шлезвиг-Гольштейнского, который был старше Елены на пятнадцать лет и приходился принцессе троюродных братом (их общим предком был Фредерик, принц Уэльский); однако этот брак был политически невыгодным и вызвал серьёзные споры в королевской семье. Шлезвиг и Гольштейн в те времена были двумя территориями, за которые боролись Пруссия и Дания во время Датско-прусской и Австро-прусско-датской войн. В ходе второй войны Пруссия и Австрия разбили Данию, а герцогства по решению Австрии были переданы Августенбургскому дому — семье принца Кристиана. Однако после Австро-прусской войны, в ходе которой Пруссия оккупировала герцогства, они стали прусскими, при этом на титул герцога Шлезвиг-Гольштейнского по-прежнему претендовали Августенбурги.
HelenaЕлена и Кристиан вскоре (451x700, 278Kb)
Елена и Кристиан вскоре после обручения
В то же время Дания также считала оба герцогства своими, временно утраченными территориями. Вероятность брака Елены с Шлезвиг-Гольштейнским принцем привела в ужас дочь датского короля Кристиана IX Александру, которая была замужем за братом Елены принцем Уэльским и, узнав о предстоящей помолвке, воскликнула: «Герцогства принадлежат Папа́». Александра нашла поддержку у мужа, его брата Альфреда и их сестры Алисы, которая открыто обвинила мать в том, что она готова пожертвовать счастьем дочери ради собственного удобства. Алиса также утверждала, что этот брак приведёт к снижению и без того малой популярности её сестры Виктории при прусском дворе. Однако сама принцесса Виктория горячо поддерживала этот союз, поскольку долгие годы дружила с членами семьи Кристиана. Благодаря этой дружбе в феврале 1881 года сын принцессы Виктории, будущий император Вильгельм II, женился на племяннице Кристиана Шлезвиг-Гольштейнского Августе Виктории. Несмотря на политические противоречия и разницу в возрасте, Елена была счастлива с Кристианом и полна решимости выйти за него замуж. Как младший сын неправящего герцога Кристиан не имел никаких серьёзных обязательств и мог навсегда остаться в Великобритании, что соответствовало основному требованию королевы. Получив согласие принца на переезд, Виктория объявила о предстоящем браке. Отношения между Еленой и принцессой Уэльской оставались напряжёнными, поскольку Александра была не готова принять Кристиана, также приходившегося ей троюродным братом (их общим предком был король Дании Фредерик V), ни в качестве кузена, ни в качестве зятя. Этот брак рассорил Александру не только с Еленой: королева не смогла простить принцессе обвинения в собственничестве; она писала об Уэльсах: «Берти — самый ласковый и добрый, но это не означает, что Аликс [семейное прозвище Александры] должна быть такой же. Пройдёт много времени, если такой момент вообще наступит, прежде, чем она сможет вернуть моё доверие к ней».
HelenaЕлена в свадебном платье (458x700, 185Kb)
Елена в свадебном платье
Жизнь в браке
О помолвке было объявлено 5 декабря 1865 года и, несмотря на первоначальный отказ принца Уэльского присутствовать на свадьбе (после вмешательства сестры Алисы он передумал), свадьба оказалась весьма радостным событием. По распоряжению королевы церемония была проведена в частной часовне Виндзорского замка, хотя традиционно для этих целей использовалась более грандиозная капелла Святого Георгия; более того, королева на время торжества облегчила своё траурное одеяние, надев к чёрному платью белую траурную шляпку, с которой на спину королевы спускались длинные кружевные ленты. Участники церемонии вступили в часовню под звуки триумфального марша Бетховена, создавая великолепное зрелище, омрачённое только исчезновением принца Георга, герцога Кембриджского, которого внезапно настиг приступ подагры. Кристиан ждал у алтаря в сопровождении Эдварда Саксен-Веймар-Эйзенахского и Фридриха Шлезвиг-Гольштейнского; Елена шла к алтарю в сопровождении матери, принца Уэльского и восьми подружек невесты — незамужних дочерей герцогов, маркизов и графов. Одета принцесса была в платье из роскошного белого атласа с большими воланами из хонитонского кружева, украшенного розами, плющом и миртом; на голове у неё красовался венок из цветов апельсина и мирта с фатой, пошитой также из хонитонского кружева. Из украшений на Елене были ожерелье, серьги и брошь с опалами и бриллиантами, подаренные королевой. Кристиан выглядел гораздо старше, чем он был на самом деле, и один из гостей заметил, что Елена будто выходит замуж за дядю в возрасте. На самом деле, когда он впервые был вызван в Великобританию, Кристиан предполагал, что овдовевшая королева рассматривает его в качестве своего нового мужа, а не жениха одной из её дочерей. Первую брачную ночь молодожёны провели в Осборн-хаусе, затем они отправились в медовый месяц, во время которого посетили Париж, Интерлакен и Геную. Елена и Кристиан были преданы друг другу и предпочитали вести тихую семейную жизнь. Основной резиденцией пары стал особняк Камберленд-лодж в Большом Виндзорском парке — традиционная резиденция рейнджера парка; почётную должность рейнджера королева даровала Кристиану. Во время пребывания в Лондоне пара останавливалась в собственных покоях Букингемского дворца. У Елены и Кристиана родилось шестеро детей, однако последний ребёнок родился мёртвым, а младший сын умер через восемь дней после рождения. Принцесса Луиза, сестра Елены, поручила французскому скульптору Жюлю Далу создать мемориал на могиле младших детей Елены. По личной просьбе королевы парламент предоставил Кристиану выплаты в размере шести тысяч фунтов в год. Кроме того, было выплачено приданое Елены в размере тридцати тысяч фунтов, а королева выделила паре ещё сто тысяч, которые выплачивались примерно по четыре тысячи фунтов в год. Также вместе с должностью рейнджера Виндзорского парка Кристиан получил почётную должность верховного распорядителя Виндзора, а также должность королевского комиссара во время Всемирной выставки 1851 года. Тем не менее, он часто посылал вместо себя на заседания доверенного человека, предпочитая проводить время со своей собакой Корри, кормить многочисленных голубей или отправляться на охоту. Елена, как и обещала, жила рядом с королевой, и вместе с сестрой Беатрисой исполняла обязанности личного секретаря матери. Беатриса, к которой Виктория была более благосклонна, выполняла более важные обязанности, а Елена брала на себя более мелкие вопросы, которые не успевала решать сестра. В более поздние годы Елене помогала её незамужняя дочь Елена Виктория, которой королева диктовала свой дневник в последние месяцы жизни. Здоровье Елены не было идеальным, и со временем она пристрастилась к опиуму и лаудануму. Однако королева не верила, что Елена была очень больна, и обвиняла её в ипохондрии, поощряемой снисходительным мужем. Королева Виктория писала старшей дочери, что Елена была склонна «баловать себя (и Кристиан тоже) и уступать во всем, что главнейшая цель её докторов и медсестёр взбудоражить её и заставить меньше думать о себе и ограничениях». Однако не все проблемы со здоровьем Елены были вызваны ипохондрией; так в 1869 году ей пришлось отменить поездку в Балморал, когда ей стало плохо на вокзале. В 1870 году она страдала от сильного ревматизма и проблем с суставами. В июле 1871 года она страдала от застоя в лёгких, и болезнь оказалась настолько серьёзной, что общество потребовало объяснений, и двор вынужден был выпустить циркуляр, в котором объявил, что болезнь принцессы вызвана «большими волнениями за членов королевской семьи». В 1873 году она отправилась на французский курорт для восстановления после болезни, а в 1880 году — в Германию, чтобы встретиться с окулистом.
HelenaЕлена примерно в 1910 году (557x700, 254Kb)
Елена примерно в 1910 году
Последние годы
В октябре 1900 года во время Англо-бурской войны от малярии умер любимый сын Елены Кристиан Виктор, а в январе следующего года — королева Виктория. Новым королём стал брат Елены Эдуард VII, который не был близок ни с одной из доживших до этого момента сестёр, кроме Луизы. Племянник Елены принц Александр Маунтбэттен писал, что королева Александра завидовала королевской семье и не желала приглашать сестёр мужа в Сандрингемский дворец; кроме того, Александра так до конца и не свыклась с браком Елены и Кристиана из-за споров, возникших ещё в 1860-х годах. При новом короле Елена мало виделась с братьями и сёстрами; она продолжала быть опорой для монархии и занималась благотворительностью. Елена и Кристиан вели тихую жизнь, но всё-таки получили несколько королевских назначений. В 1906 году пара представляла британского короля на серебряной годовщине свадьбы кайзера Вильгельма II (племянника Елены) и Августы Виктории (племянницы Кристиана). В период правления брата Елена посетила могилу сына Кристиана Виктора в Претории, колония Трансвааль в Южной Африке. В Претории принцессу встретил премьер-министр Луис Бота, однако Ян Смэтс отказался встретиться с ней, поскольку с одной стороны ему было обидно, что его страна проиграла войну, а с другой — что его сын умер в Британском концлагере. Король Эдуард умер в 1910 году, а четыре года спустя разразилась Первая мировая война. Во время войны Елена посвятила всё своё время сестринскому делу, а её дочь Мария Луиза записала в своих мемуарах, что её матери и тёткам поступали многочисленные запросы о том, есть ли какие-то новости об их близких. Было решено, что письма следует направлять племяннице Елены — шведской кронпринцессе Маргарите Коннаутской, поскольку Швеция была нейтральной страной. Во время войны в 1916 году Елена и Кристиан отметили золотой юбилей свадьбы, и, несмотря на то, что Великобритания и Германия находились по разные стороны баррикад, кайзер направил поздравительную телеграмму тётке и её супругу через шведскую кронпринцессу. Король Георг V и королева Мария присутствовали при получении телеграммы, и король сказал Марии Луизе, что её бывший муж Ариберт Ангальтский оказал ей услугу, когда развёлся с ней. Когда Мария Луиза сказала, что она бы сбежала в Великобританию, если бы всё ещё была замужем, король ответил «с огоньком в глазах», что он должен был бы интернировать её обратно.
HelenaМогила Елены (700x233, 162Kb)
Могила Елены на территории Фрогмора на Шлезвиг-Гольштейнском участке. Могила принцессы вторая слева
В 1917 году в ответ на волну антинемецких настроений в стране Георг V изменил фамилию династии с Саксен-Кобург-Готской на Виндзорскую (по названию основной резиденции династии). Он также распорядился отказаться всем членам королевской семьи от немецких титулов и именований; так Кристиан, Елена и их дочери стали просто принцем и принцессой Кристианом, принцессой Еленой Викторией и Марией Луизой без территориального обозначения. Единственный сын Елены, Альберт, воевал на стороне Пруссии, хотя ясно дал понять, что не будет воевать против страны своей матери. В том же году, 8 октября, в Шомберг-хаус умер принц Кристиан. Последние годы Елены прошли в спорах с королевскими комиссарами, которые пытались выселить её из Шомберга и Камберленд-лодж из-за больших трат на их содержание; Елена одержала победу, поскольку оба этих особняка были переданы ей в пожизненное пользование ещё королевой Викторией. Елена умерла в резиденции Шомберг-хаус 9 июня 1923 года. Её похороны описывали как «великолепно исполненную сцену», которую возглавил король Георг V. Первоначально тело Елены было погребено в капелле Святого Георгия Виндзорского замка, а затем, 23 октября 1928 года, перезахоронено в королевской усыпальнице Фрогморского комплекса.
HelenaФлоренс Найтингейл (444x700, 186Kb)
Флоренс Найтингейл, которая выступала против регистрации медсестёр, поддерживаемой Еленой
Сестринское дело
В 1880-х годах Елена заинтересовалась деятельностью медицинских сестёр. В 1887 году была создана «Ассоциация британских медицинских сестёр» (АБМС), которую возглавила Елена. Благодаря принцессе в 1891 году организация получил приставку «королевская», в 1892 году — Королевскую хартию. Елена была активной сторонницей регистрации медсестёр, против которой выступала Флоренс Найтингейл и ведущие общественные деятели. В выступлении в 1893 году Елена сказала, что АБМС работает в направлении «повышения уровня образования и статуса преданных и самоотверженных женщин, которые посвятили свою жизнь уходу за больными, страдающими и умирающими». В той же речи принцесса предупредила об оппозиции и неправильной информации, с которыми столкнулась Ассоциация. Хотя АБМС выступала в пользу регистрации медицинских сестёр в качестве средства укрепления и обеспечения их профессионального статуса, во время кооперации с Тайным советом ассоциация, в конечном итоге, согласилась на составление простого списка, а не официального реестра. После смерти королевы Виктории в 1901 году новая королева Александра настояла на смещении Елены с поста директора другой организации — «Армейской сестринской службы». Это дало толчок дальнейшему витку противостояния принцессы и королевы, что заставило короля Эдуарда VII стать посредником между женой и сестрой. Придворная дама леди Робертс писала другу: «вопросы [возникавшие между Еленой и Александрой] были иногда очень трудными и не всегда приятными». По своему статусу Елена оказалась ниже королевы и вынуждена была согласиться на отставку с поста в пользу Александры, однако ей удалось сохранить пост председателя Армейского сестринского резерва. Во всех своих подшефных организациях Елена осуществляла автократическое, но в то же время эффективное управление; если кто-то не соглашался с ней, принцесса просто говорила «это мое желание, и этого достаточно». АБМС постепенно пришла в упадок после принятия Акта о регистрации медсестёр в 1919 году (после шести неудачных попыток между 1904 и 1918 годами британский парламент принял законопроект, позволяющий формальную регистрацию медсестёр). В результате принятия этого акта был создан «Королевский сестринский колледж» (КСК), а АБМС потеряла свой авторитет. Елена поддержала предлагаемое объединение Ассоциации и Колледжа, однако переговоры зашли в тупик и АБМС отказалась от дальнейшего сотрудничества. Тем не менее, Елена оставалась активной в других сестринских организациях, а также была президентом организаций ордена Святого Иоанна на острове Уайт, в Виндзоре и Great Western Railway. В этой должности она лично подписывала многотысячные свидетельства о квалификации по сестринскому делу.
Рукоделие
Елена также была активна в продвижении рукоделия и стала первым президентом вновь созданной «Школы рукодельного искусства» в 1872 году; в 1876 году школа приобрела префикс «королевская», сменив название на «Королевская школа рукоделия». По словам Елены, задачами школы были: «во-первых, возродить прекрасное искусство, которое было почти утрачено; а во-вторых, посредством этого возрождения создать рабочие места для дам, которые остались без средств к существованию». Как и в других её организациях, Елена активно работала, чтобы поддерживать школу на должном уровне. Она лично писала в Королевскую комиссию просьбы о выделении средств; так, в 1895 году Елена добилась получения средств в размере тридцати тысяч фунтов для строительства здания школы в Южном Кенсингтоне. Её королевский статус помогал в делах благотворительности; также она устраивала по четвергам послеобеденные чаепития в школе для социально активных дам, которые желали быть увиденными в обществе члена королевской семьи. Во время Рождественского базара Елена становилась главным продавцом, и к ней выстраивались огромные очереди.
Помощь беднякам
Елена стремилась помочь детям и безработным и начала давать бесплатные обеды для них в Виндзорской ратуше. Она председательствовала на двух благотворительных обедах в феврале и марте 1886 года и организовала раздачу более 3000 бесплатных ужинов во время суровой зимы того года. Со временем, благодаря её деятельности, Елена стала популярна среди простых людей, а виндзорские бедняки буквально поклонялись ей.
Литературная деятельность
Среди других увлечений Елены была писательская деятельность, в частности она любила делать переводы. В 1867 году, когда вышла в свет первая биография её отца принца Альберта, автор биографии сэр Чарльз Грей отметил, что письма принца были переведены с немецкого на английский принцессой Еленой «с удивительной точностью». За переводом писем отца последовали и другие работы: в 1887 году принцесса опубликовала перевод «Мемуаров Вильгельмины, маркграфини Байрейтской»; в «Saturday Review» отметили, что Елена перевела книгу на английский, сохранив живой язык, тон словарного перевода и дух высокой точности. Последняя работа Елены датирована 1882 годом: это был перевод немецкого буклета под названием «Первая помощь пострадавшим», первоначально опубликованный зятем Кристиана; перевод Елены переиздавался несколько раз вплоть до 1906 года. В 1883 году в Дармштадте были опубликованы письма сестры Елены Алисы: составителем книги выступил местный священник Карл Зелл, который получил избранные письма в своё распоряжение от королевы Виктории. Когда книга вышла в свет, Елена написала Зеллу и попросила разрешения издать английский вариант книги; разрешение составителя было получено, однако сделано это было без ведома издателя — доктора Бергштрессера. В декабре 1883 года Елена написала сэру Теодору Мартину, привилегированному королевскому биографу, сообщив ему, что Бергштрессер претендует на авторские права на письма Алисы и на этом основании требует остановить публикацию английского издания. Мартин выступил в качестве посредника между Еленой и Бергштрессером, который утверждал, что получил много предложений от английских издателей, и выберет того, кто предложит больший гонорар. Мартину удалось уговорить Бергштрессера отменить требование остановить публикацию и изменить требования по поводу авторских прав в обмен на большую сумму денег. Однако королева и Елена отказались, утверждая, что авторские права принадлежат королеве, и вести переговоры двор будет только с составителем книги. Обе царственные дамы посчитали претензии издателя «необоснованными, если не сказать неуместными» и отказались общаться с ним напрямую. В конце концов, Бергштрессер приехал в Великобританию в январе 1884 года и согласился принять сто фунтов за первые три тысячи экземпляров, а также сорок фунтов за каждую последующую тысячу проданных копий. Мартин выбрал издательство Джона Мюррея, который после дальнейших переговоров с немецким издателем напечатал первые экземпляры в середине 1884 года. Первое издание распродали почти сразу, но для второго издания Мюррей заменил биографические очерк Зелла 53-х страничными мемуарами принцессы Елены. Таким образом удалось избежать проблем с Зеллом, а имя Елены, популярной в народе, привлекло большее число читателей.
Внешность и характер
На протяжении почти всей жизни внешне Елену описывали как пухлую и потрёпанную женщину, при этом у неё был спокойный деловой характер и авторитарный дух. Однажды во время национальной забастовки в доках архиепископ Кентерберийский сочинил молитву, надеясь на быстрое окончание забастовки. Елена прибыла в церковь, пробежала глазами свой служебный лист и голосом, который её дочь описывала как «проникновенный королевский шепот, который разносился дальше, чем [голос] усиленный любым мегафоном», отметила: «эта молитва не остановит никакую забастовку». Внешности и личность принцессы подвергалась критике в письмах и дневниках её матери, и биографы Елены последовали примеру королевы; однако дочь Елены Мария Луиза описывала её как женщину «очень красивую, с волнистыми каштановыми волосами, с красивым маленьким прямым носом и прекрасными янтарными глазами… Она была очень талантлива: превосходно играла на фортепиано и имела дар к рисованию и акварели… Её выдающимся дарованием была преданность друзьям… Она была очень умна, замечательно возглавляла дела…» Музыка была одним из пристрастий Елены; в молодости она играла с Чарльзом Халле, а её близкими друзьями были Йенни Линд и Клара Батт. Её решимость выполнять широкий круг общественных обязанностей помогла ей стать популярной. Она дважды представляла свою мать в гостиных, где гости были проинструктированы представить себя Елене, как если бы они были представлены самой королеве. Елена была близка с братом Альфредом, который считал её своей любимой сестрой. Хотя современники описывали принцессу как ярую приверженку своей матери, она, к примеру, активно выступала за права женщин, чем гнушалась королева. Тем не менее, Елена и её сестра Беатриса были ближе к королеве, нежели другие дети Виктории, а Елена оставалась близка с матерью вплоть до её смерти. Имя Елены стало последним словом, записанным в дневник королевы Виктории. Титулы: 25 мая 1846 — 5 июля 1866: Её Королевское высочество принцесса Елена Августа Виктория Великобританская; 5 июля 1866 — 17 июля 1917: Её Королевское высочество принцесса Кристиан Шлезвиг-Гольштейнская; 17 июля 1917 — 9 июня 1923: Её Королевское высочество принцесса Кристиан. Награды: 1 января 1878 года Елена вместе с другими членами семьи стала кавалером Ордена Индийской короны; 29 апреля 1883 года Елена стала членом Королевского Красного креста; 23 марта 1896 года принцесса стала Дамой Справедливости Ордена Святого Иоанна; февраля 1904 Елена стала членом второго класса Королевского семейного ордена короля Эдуарда VII; 3 июня 1911 принцесса стала членом второго класса Королевского семейного ордена короля Георга V; 3 июня 1918 года Елена стала Дамой Большого креста Ордена Британской империи.
HelenaCoat_of_Arms_ (700x503, 356Kb)
Герб
В 1858 году Елене, её старшей сестре Алисе и её младшим сёстрам было дано право пользования британским королевским гербом с добавлением герба Саксонии (щит, девятикратно пересечённый на золото и чернь, поверх всего перевязь в виде рутовой короны), представлявшего отца принцессы — принца Альберта. Щит обременён серебряным титлом с тремя зубцами, что символизировало то, что она является дочерью монарха; на среднем зубце титла — червлёный прямой крест, на крайних зубцах — червлёная роза с серебряной сердцевиной и зелёными листьями для отличия её от других членов королевской семьи. Щитодержатели обременены титлом (турнирным воротничком), как в щите: на зелёном основании золотой, вооружённый червленью и коронованный золотой короной леопард [восстающий лев настороже] и серебряный, вооружённый золотом единорог, увенчанный наподобие ошейника золотой короной, с прикреплённой к ней цепью. Дамский (ромбовидный) щит, увенчанный короной, соответствующей достоинству детей монарха, обременён серебряным титлом с тремя зубцами. Щит четверочастный: в первой и четвёртой частях — в червлёном поле три золотых вооружённых лазурью леопарда [идущих льва настороже], один над другим [символ Англии]; во второй части — в золотом поле червлёный, вооружённый лазурью лев, окружённый двойной процветшей и противопроцветшей внутренней каймой [символ Шотландии]; в третьей части — в лазоревом поле золотая с серебряными струнами арфа [символ Ирландии]). В 1917 году указом короля Георга V Елена среди прочих была лишена прав на собственный герб. Потомство: В браке с Кристианом Елена родила шестерых детей, четверо из которых дожили до зрелого возраста. У пары была только одна незаконнорождённая бездетная внучка, со смертью которой в 1953 году пресеклась линия потомков королевы Виктории, шедшая от Елены. Кристиан Виктор Альберт Людвиг Эрнст Антон (14 апреля 1867 — 29 октября 1900) — был любимым сыном Елены. Женат не был, детей не имел. Умер от малярии во время Англо-бурской войны; Альберт Иоганн Карл Фридрих Альфред Георг (26 февраля 1869 — 27 апреля 1931) — титулярный герцог Шлезвиг-Гольштейнский. Женат не был, однако имел незаконнорождённую дочь Валерию Марию; Виктория Луиза София Августа Амелия Елена (Елена Виктория) (3 мая 1870 — 13 марта 1948) — замужем не была, детей не имела. Одним из последних публичный появлений принцессы состоялось во время торжеств по случаю бракосочетания принцессы Елизаветы (будущей королевы Елизаветы II) и принца Филиппа; Франциска Йозефа Луиза Августа Мария Кристина Елена (Мария Луиза) (12 августа 1872 — 8 декабря 1956) — была замужем за Арибертом Ангальтским, четвёртым сыном герцога Ангальтского Фридриха I и Антуанетты Саксен-Альтенбургской. Бездетный брак был расторгнут в 1900 году; Фридрих Кристиан Август Леопольд Эдуард Харальд (12—20 мая 1876); Мёртворождённый сын (7 мая 1877). Литература: Battiscombe, Georgina. Queen Alexandra. — London: Constable & Company Ltd, 1969; Bennett, Daphne. Queen Victoria's children. — London: V. Gollancz, 1980. — 143 p. — ISBN 0-575-02690-1; Benson, Edward Frederic. Daughters of Queen Victoria. — Cassell, 1939. — 295 p; Boutell, Charles. A Manual of Heraldry: Historical and Popular (1863). — Kessinger Publishing, 2010. — P. 245—246. — 556 p. — ISBN 1165299313, 9781165299317; Chomet, Seweryn. Helena: Princess Reclaimed : the Life and Times of Queen Victoria's Third Daughter. — New York: Begell House, 1999. — 166 p. — ISBN 1567001459, 9781567001457; Dennison, Matthew. The Last Princess: The Devoted Life of Queen Victoria's Youngest Daughter. — Weidenfeld & Nicolson, 2007. — 302 p. — ISBN 0297847945, 9780297847946; Eilers, Marlene A. Queen Victoria's Descendants. — Genealogical Publishing Company, 1987. — ISBN 9163059649, 9789163059643; Hubbard, Kate. Serving Victoria: Life in the Royal Household. — Chatto & Windus, 2012. — 417 p. — ISBN 0701183683, 9780701183684; Longford, Elizabeth. Victoria R.I.. — Weidenfeld & Nicolson, 1964. — 635 p. — ISBN 0297170015, 9780297170013; Marie Luise von Schleswig-Holstein. My Memories of Six Reigns. — Middlesex: Penguin, 1960. — 248 p; Neubecker, Ottfried. Heraldry: Sources, Symbols and Meaning. — Little, Brown, 1997. — 288 p. — ISBN 0316641413, 9780316641418; Packard, Jerrold M. Victoria's Daughters. — St. Martin's Press, 1999. — 384 p. — ISBN 0312244967, 9780312244965; H. E. and C. H. Sweeter. Round Table. — 1866. — Т. 3; Van der Kiste, John. Queen Victoria's Children. — Gloucestershire: Sutton Publishing Limited, 2003. — 229 p. — ISBN 075093476X, 9780750934763; Van der Kiste, John. Princess Helena // . — Oxford Dictionary of National Biography. — Oxford University Press, 2004; Wake, Jehanne. Princess Louise: Queen Victoria's unconventional daughter. — Collins, 1988. — 478 p. — ISBN 0002170760, 9780002170765; Weiberg, Thomas. …wie immer Deine Dona: Verlobung und Hochzeit des letzten deutschen Kaiserpaares. — Isensee, 2007. — 244 p. — ISBN 3899954068, 9783899954067.

GJ_Jacquet (504x700, 219Kb)
1846
Гюстав Жан Жаке (французское имя — Gustave Jean Jacquet)
французский живописец, ученик Бугеро. Родился в Париже. Впервые выставлялся на парижском салоне 1866 с аллегорическими картинами «Застенчивость» и «Печаль»; но вскоре после этого перешёл к портретам и жанрам, которые составили ему репутацию одного из лучших мастеров.
GJ_JacquetA_Rare_Beauty (579x700, 352Kb)
«Редкая красота»
Жизненность, выразительность, свежий и тонко разработанный колорит составляют главные качества его произведений, среди которых следует отметить: «Немецкие ландскнехты, солдаты и наемники в XVI столетии» (1868), «Молодая девушка со шпагой», «Большой праздник в Турене около 1565», «Таинственная мастерская» (1874), «Мечтательность» (1876), «Жанна д’Арк молится за Францию» (1878), «Первый приход» (1879) и некоторые другие. Умер в родном городе 12 июля 1909 года. Источники: Жаке // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907.

Naim_Frashëri (526x700, 298Kb)
1846
Наим Фрашери (албанское имя — Naim Frashëri)
албанский поэт и прозаик. Выдающийся деятель Албанского национального Возрождения. Признан национальным поэтом Албании. Наим Фрашери родился в деревне Фрашери, округ Пермети, Османская империя, теперь Албания. Уже в детстве слагал стихи. В 1865 году вместе с семьей переехал в Янину, где поступил в греческую гимназию, преподавание в которой основывалось на идеях французского Просвещения, и где научился писать стихи по-персидски (впервые они были опубликованы в 1885 году в Стамбуле в сборнике «Грезы»). Кроме того в гимназии поэт изучал ещё и греческий, французский и итальянский языки. По возвращении на Родину вместе с братом Абдюлем Фрашери он участвовал в борьбе Призренской лиги, национальной албанской организации, первоначально созданной при поддержке турецкого правительства, но после вступившей с ним в вооруженный конфликт. Борьба организации окончилась арестом её зачинщиков. В 1882 году Наим Фрашери покинул страну и отправился в Турцию, где получил должность члена цензурной комиссии при министерстве образования Османской империи. При этом он не переставал принимать активное участие в жизни албанского народа, способствовал изданию многих албанских книг, но свои собственные публикации подписывал не полным именем, а используя лишь инициалы. Умер в городе Кадыкёй (Османская империя, теперь Турция) 20 октября 1900 года.
Naim_FrashëriПамятник Наиму Фрашери в Тиране (700x564, 595Kb)
Памятник Наиму Фрашери в Тиране
Наим Фрашери является автором патриотической поэмы на греческом языке — «Истинное желание албанцев», участвовал в создании национальных школ в Албании, ему принадлежат первые албанские азбуки, книги для чтения и учебники. Перевел Илиаду Гомера, также переводил басни Лафонтена, писал статьи по дидактике и исламской практике. Самые известные поэмы Наима Фрашери («История Скандербега» и «Кербела») были изданы в 1898 году. На русском языке произведения поэта печатались в переводах Эмилии Александровой, Давида Самойлова и Татьяны Скориковой.
Naim_Frashëri_2002_stamp_of_Albania (700x540, 309Kb)
Н.Фрашери на марке Албании 2002 г.
Основы творчества
В общей сложности Наим Фрашери написал двадцать две крупные работы на турецком, греческом, персидском и албанском языках. На его ранние патриотические стихи заметное влияние оказала персидская литература, а также французская. Однако весь его творческий путь был пронизан идеями суфийского пантеизма, утверждавшего божественную суть во всем, что существует в мире, ярким подтверждением тому могут служить его стихотворения «Свирель» и «Светильник», в которых автор наделяет описываемые предметы некоей божественной сущностью.
Naim_Frashëriбанкноте в 200 лек (700x350, 252Kb)
Изображение Наима Фрашери на банкноте в 200 лек
Интересные факты: Наим Фрашери является дядей Али Сами Ена, основателя известного стамбульского футбольного клуба «Галатасарай»; В Албании существует специальный орден за заслуги, который носит имя поэта; Наим Фрашери был изображен на лицевой стороне выпускавшейся в 1992—1996 гг. купюры достоинством в пятьсот лек и на банкноте в двести лек, выпускавшейся в 1996 — 2007 годах; Племянник Наима Фрашери Мидхат Фрашери — лидер албанских националистов, основатель Балли Комбетар; Дочь Наима Фрашери была женой Шахина Колёни, албанского политика и журналиста. Произведения: Kavaidi farisiye bertarzinevin (Грамматика персидского языка), Стамбул, 1871; Ihtiraat ve kessfiyat (Изобретения и открытия), Стамбул, 1881; Fusulierbea (Времена года), Стамбул, 1884; Tahayülat (Грёзы), Стамбул, 1884; Bagëti e Bujqësija (Стада и зерновые), Бухарест, 1886; E këndimit çunavet (Список чтения для мальчиков), Бухарест, 1886; Istori e përgjithshmepërmësonjëtorettëpara (Общая история для первого курса), Бухарест, 1886; Vjershapërmësonjëtorettëpara (Поэзия для первого курса), Бухарест, 1886; Dituritëpërmësonjëtorettëpara (Общие знания первого курса), Бухарест, 1886; alithispothoston Skypetaron (Истинное желание албанцев), Бухарест, 1886; Luletë e Verësë (Цветы лета), Бухарест, 1890; Mësime (Занятия), Бухарест, 1894; Parajsadhefjalafluturake (Рай и летающий мир), Бухарест, 1894; Gjithësia (Вселенная), Бухарест, 1895; Fletore e bektashinjët (Записибекташи), Бухарест, 1895; eros (Любовь), Стамбул, 1895; Iliadh' e Omirit (Иллиада Гомера), Бухарест, 1896; Istori e Skënderbeut (ИсторияСкандербега), Бухарест, 1898; Qerbelaja (Кербела), Бухарест, 1898; Istori e Shqipërisë (История Албании), София, 1899; Shqipëria (Албания), София, 1902. Литература: Европейская поэзия девятнадцатого века; Библиотека Всемирной Литературы, серия вторая, том 85 — Москва: Художественная литература, 1977. — Страница 928.

1847
Модест Андлауэр (французское имя —. Modeste Andlauer)
святой Римско-Католической Церкви, член монашеского ордена иезуитов, миссионер, мученик. Родился в городе Рошейм, департамент Нижний Рейн, Франция. Начальное образование Модест Андлауэр получил в начальной семинарии, после окончания которой 8 октября 1872 года вступил в новициат монашеского ордена иезуитов. 22 сентября 1877 года был рукоположён в священника. В 1881 году Модест Андлауэр был послан на католическую миссию в Китай, где после изучения китайского языка стал заниматься миссионерской деятельностью. Во время Ихэтуаньского восстания в Китае преследовались христиане. 19 июня 1900 года Модест Андлауэр был убит повстанцами в провинции Хэбэй за приверженность к христианству вместе с Ремигием Изоре.
Прославление
Модест Андлауэр был беатифицирован 17 апреля 1955 года Римским Папой Пием XII и канонизирован 1 октября 2000 года Римским Папой Иоанном Павлом II вместе с группой 120 китайских мучеников. День памяти в Католической Церкви — 9 июля. Литература: George G. Christian OP, Augustine Zhao Rong and Companions, Martyrs of China, 2005, страница 62.

Anton_bartsal (496x700, 143Kb)
1847
Антон Иванович Барцал
концертный певец, режиссёр и вокальный педагог. Родился в городе Чешске-Будеёвице, Южная Богемия, ныне Чехия. По национальности чех. В 1865 поступил в Венскую придворную оперную школу, одновременно посещал музыкально-декламационные классы профессора Ферхтгот-Товочовского при Венской консерватории. Впервые выступил 4 июля 1867 в публичном концерте Большого обществ. певческого общества в Вене. В том же году дебютировал в партии Аламира ("Велизарий" Г.Доницетти) на сцене пражского Временного театра, где выступал до 1870 в операх французских, итальянских композиторов и чешского композитора Б.Сметаны. В 1870 по приглашению хорового дирижёра Ю.Голицына гастролировал в России с его хором. С этого же года жил в России. Дебютировал в партии Мазаниелло ("Фенелла, или Немая из Портичи" Д.Обера) на сцене Киевской оперы (1870, антреприза Ф.Г.Бергера), где выступал до 1874, также в сезоне 1875/1876 и на гастролях в 1879. В летние сезоны 1873 и 1874, а также в сезоне 1877/78 пел в Одесской опере. В октябре 1874 дебютировал в опере "Фауст" Ш.Гуно на сцене Санкт-Петербургского Мариинского театра, в 1877—1878 солист этого же театра, в 1878—1903 — московского Большого театра (с 1882 одновременно главный режиссёр). В 1881 гастролировал в Веймаре, где пел в опере "Жидовка" Ж.Ф.Галеви. В 1903 получил звание "заслуженный артист императорских театров". Обладал сильным голосом приятного "матового" тембра, по своей окраске принадлежащим к баритональным тенорам. Исполнение отличалось безупречной вокальной техникой (умело пользовался фальцетом), выразительной мимикой и вдохновенной игрой. Особенно ярко проявил себя в характерных партиях. К числу недостатков современники относили акцент, мешавший создавать русские образы, и мелодраматизм исполнения. 1-й исполнитель партий: Витека ("Далибор" Б.Сметаны; 1868, Прага, под управлением автора), Князя Юрия ("Княгиня Островская" Г.Вяземского, 1882), Кантора синагоги ("Уриель Акоста" В.Серовой, 1885), Пустынника ("Сон на Волге" А.С.Аренского, 1890); в московском Большом театре — Синодала ("Демон" А.Рубинштейна, 1879), Радамеса ("Аида" Дж. Верди, 1879), Герцога ("Риголетто" Дж.Верди, на русском языке, 1879), Тангейзера (одноимённая опера Р.Вагнера, 1881), Князя Василия Шуйского ("Борис Годунов" М.Мусоргского, 2-я редакция, 1888), Дефоржа ("Дубровский" Э.Направника, 1895); на русской сцене — Вальтера фон дер Фогельвейде ("Тангейзер" Р.Вагнера, 1874), Ричарда ("Бал-маскарад" Дж.Верди, 1880), Миме ("Зигфрид" Р.Вагнера, 1894). Лучшие партии: Финн ("Руслан и Людмила" М.Глинки), Князь ("Русалка" А.Даргомыжского), Фауст (одноимённая опера Ш.Гуно), Арнольд ("Вильгельм Телль" Дж.Россини), Элеазар ("Жидовка" Ж.Ф.Галеви). Другие партии: Богдан Собинин ("Жизнь за царя" М.Глинки), Баян ("Руслан и Людмила" М.Глинки), Андрей Морозов ("Опричник" П.Чайковского), Трике ("Евгений Онегин" П.Чайковского), Царь Берендей ("Снегурочка" Н.Римского-Корсакова), Ахиор ("Юдифь" А.Серова); Граф Альмавива ("Севильский цирюльник" Дж.Россини), Дон Оттавио ("Дон Жуан" В.А.Моцарта, 1882), Макс ("Вольный стрелок" К.М.Вебера), Рауль де Нанжи ("Гугеноты" Дж.Мейербера, 1879), Роберт ("Роберт-Дьявол" Дж.Мейербера, 1880), Васко да Гама ("Африканка" Дж.Мейербера), Фра-Дьяволо ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине" Д.Обера), Фентон ("Виндзорские кумушки" О. Николаи), Альфред ("Травиата" Дж. Верди), Манрико ("Трубадур" Дж.Верди). В 1875 в Санкт-Петербурге исполнял две сцены и дуэты из оперы "Рождественская ночь" Н.Лысенко. Партнёры: А.М.Абрамов, П.Б.Борисов, И.Ф.Бутенко, Е.Верни, М.Винчи, С.Г.Власов, В.Н.Гнучева, Л.Д.Донской, М.В.Зотова, Н.П.Зыкова, Б.Б.Корсов, А.П.Крутикова, Е.А.Лавровская, И.В.Матчинский, Ю.Я.Махина, Н.В.Салина, А.В.Святловская, Л.В.Собинов, С.Е.Трезвинский, В.С.Тютюнник, Л.Б.Финокки, П.П.Фигуров, О.Р.Фюрер, П.А.Хохлов, Ю.И.Шакулло, Л.Чаров, Ф.И.Шаляпин, М.А.Эйхенвальд. Пел под управлением У.И.Авранека, И.К.Альтани, А.С.Аренского, Э.М.Бевиньяни, Э.Н.Мертена, Э.Ф.Направника, Б.Сметаны. Вёл также концертную деятельность. Ежегодно исполнял сольные партии в ораториях И.Баха, Г.Генделя, Ф.Мендельсона-Бартольди, В.А.Моцарта (Реквием, под управлением М.Балакирева, в ансамбле с А.Крутиковой, В.И.Рааб, И.И.Палечеком), Дж.Верди (Реквием, 26 февраля 1898, Москва, в ансамбле с Е.Лавровской, И.Ф.Бутенко, М.Дворец, под управлением М.М.Ипполитова-Иванова), Л.Бетховена (9-я симфония, 7 апреля 1901 на торжественном открытии Большого зала Московской консерватории в ансамбле с М.Будкевич, Е.Збруевой, В.Петровым, под управлением В.Сафонова). Выступал с концертами в Москве, Санкт-Петербурге (в том числе в Павловске). В его камерном репертуаре были романсы М.Глинки, М.Мусоргского, П.Чайковского, Р.Шумана, Л.Бетховена, а также русские, сербские, чешские народные песни. Будучи в Киеве, пел в концертах Русского Музыкального Общества и авторских концертах Н.Лысенко. В 1871 в славянских концертах на сцене киевского Дворянского собрания с большим мастерством исполнял чешские народные песни в национальном костюме. В 1878 гастролировал с концертами в Рыбинске, Костроме, Вологде, Казани, Самаре. Поставил на сцене моск. Большого театра 48 опер. Однако, отличаясь традиционностью художественного мышления, Барцал в качестве главного режиссёра Большого театра (1882—1903) не проявил себя как яркая творческая индивидуальность. 1-й постановщик опер: "Мазепа" П.Чайковского (1884), "Уриель Акоста" В.Серовой (1885), "Тарас Бульба" В.Кашперова (1887), "Черевички" П.Чайковского (1887), "Мария Бургундская" П.И.Бларамберга (1888), "Ролла" А.Симона (1892), "Пир Валтасара" А.Корещенко (1892), "Алеко" С.В.Рахманинова (1893), "Песнь торжествующей любви" А.Симона (1897); в московском Большом театре — "Африканка" Дж.Мейербера (1883), "Маккавеи" А.Рубинштейна (1883), "Нижегородцы" Э.Направника (1884), "Корделия" Н.Соловьёва (1886), "Тамара" Б.Фитингофа-Шеля (1887), "Мефистофель" А.Бойто (1887), "Гарольд" Э.Направника (1888), "Борис Годунов" М.Мусоргского, 2-я редакция, 1888), "Лоэнгрин" Р.Вагнера (1889), "Волшебная флейта" В.А.Моцарта (1889), "Чародейка" П.Чайковского (1890), "Отелло" Дж.Верди (1891), "Пиковая дама" П.Чайковского (1891), "Лакме" Л.Делиба (1892), "Паяцы" Р.Леонкавалло (1893), "Снегурочка" Н.Римского-Корсакова (1893), "Иоланта" П.Чайковского (1893), "Ромео и Джульетта" Ш.Гуно (1896), "Князь Игорь" А.Бородина (1898), "Ночь перед Рождеством" Н.Римского-Корсакова (1898), "Кармен" Ж.Бизе (1898); в России — "Паяцы" Р.Леонкавалло (1893), "Зигфрид" Р.Вагнера (на русском языке, 1894), "Медичи" Р.Леонкавалло (1894), "Генрих VIII" К.Сен-Санса (1897), "Троянцы в Карфагене" Г.Берлиоза (1899), "Летучий голландец" Р.Вагнера (1902). Среди других постановок — "Дон Жуан" В.А.Моцарта (1882), "Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине" Д.Обера (1882), "Руслан и Людмила" М.Глинки (1882), "Евгений Онегин" П.Чайковского (1883 и 1889), "Севильский цирюльник" Дж.Россини (1883), "Вильгельм Телль" Дж. Россини (1883), "Аскольдова могила" А.Верстовского (1883), "Вражья сила" А.Серова (1884), "Жидовка" Ж.Ф.Галеви (1885), "Вольный стрелок" К.М.Вебера (1886), "Роберт-Дьявол" Дж.Мейербера (1887), "Рогнеда" А.Серова (1887 и 1897), "Фенелла, или Немая из Портичи" Д.Обера (1887), "Лючия ди Ламмермур" Г.Доницетти (1890), "Иоанн Лейденский"/"Пророк" Дж.Мейербера (1890 и 1901), "Бал-маскарад" Дж.Верди (1891), "Жизнь за царя" М.Глинки (1892), "Гугеноты" Дж.Мейербера (1895), "Тангейзер" Р.Вагнера (1898), "Галька" С.Монюшко (1898). В 1875—1876 преподавал в Киевском музыкальном училище, в 1898—1916 и в 1919—1921 профессор Московской консерватории (сольное пение и руководитель оперного класса) и Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. Среди его учеников — А.Альтшулер, Н.Белевич (в 1898—1902), М.Виноградская, Р.Владимирова, А.Дракули, О.Дрезден, С.Зимин, П.Иконников, С.Лысенкова, М.Малинин, С.Морозовская, М.Невмержицкая, В.Петров, А.Я.Порубиновский, П.Румянцев, М.Сташинская, В.Томский, Т.Чаплинская, С.Энгель-Крон. В 1921 уехал в Германию для лечения, там и умер в 1927 году. Имеются портреты певца: в партии Миме художника К.Первухина (хранится в ЦГАЛИ) и в партии Рауля де Нанжи ("Гугеноты" Дж. Мейербера) художника Нехутного (1880, хранится в ГЦТМ). Архивные материалы певца хранятся в РГБ, фонд 178, в составе Музейного собрания № № 9505, 9660, 58 единиц хранения, 1878—1921; ГЦТМ, фонд 22, 29 единиц хранения, 1886—1901. Некоторые афиши спектаклей с участием певца — в РО ГБЛ (фонд 590), а также его письма — в РО ГБЛ (фонд 218); Архивные материалы Барцала в Государственном театральном музее имени А.Бахрушина (фонд № 22). Сочинения: Воспоминания (рукопись). — ЦГАЛИ, фонд 2579, опись 1, единиц хранения 350. Литература: Новый певец в Павловском вокзале. // Иллюстрированная газета. 1870. 9 июля; Концерт [А.И.Барцала] // Киевлянин. 1872. 11 марта. [А.С.]; Кашкин Н. Антон Иванович Барцал // Московские ведомости. 1901. 30 января; Чествование Л.И. Барцала // Новости дня. 1901. 31 января; Антон Иванович Барцал // ЕИТ. 1902—1903. Приложение 3. Страницы 13—15; Барцал А.И // Театр и искусство. 1903. № 50. Страница 955; Кашкин Н. А.И.Барцал: По поводу сорокалетия артист. деятельности // Русское слово. 1908. 10 апрель; А.И.Барцал // Новости сезона. 1913. 2 февраля; А.И.Барцал // ТеаТруды 1913. № 1229. Страница 11; Юбилей А.И.Барцала // Вестник театра. 1920. № 53. Страница 8; Вальц К.Ф. Шестьдесят пять лет в театре. — Ленинград, 1928. Страницы 159—161; А.Н.Островский и русские композиторы: Письма. — Москва; Ленинград, 1937. Страницы 243, 244; Салина И. В. Жизнь и сцена: Воспоминания. — Ленинград.; Москва, 1941. Страницы 104—105; Василий Родионович Петров: Сборник статей и материалов. — Москва, 1953. Страницы 11—13; Михайлова Т. Виховання співаків у Київській консерваторії. — Київ, 1970. Страницы 14—15; К.А.Коровин вспоминает. — Москва, 1971. Страница 851; Гозенпуд А.А. Русский оперный театр XIX века. 1873—1889. — Ленинград, 1973. Страницы 12, 32, 182; Гозенпуд А.А. Русский оперный театр на рубеже XIX—ХХ веков и Ф.И.Шаляпин. 1890—1904. — Ленинград, 1974. Страницы 16, 77; Ларош Г.А. Избранные статьи. — Ленинград, 1976. Выпуск 3. Страница 267; Кузьмін М.І. Забуті сторінки музичного життя Києва. — Київ, 1972.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку