-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109385
Комментариев: 6802
Написано: 117858


22 мая родились...

Среда, 22 Мая 2024 г. 04:28 + в цитатник
 (476x698, 64Kb)
1903
Бенцион Моисеевич Вул
ученый-физик, член-корреспондент Академии наук СССР. Родился в городе Белая Церковь, ныне Киевской области Украины, в рабочей семье. Еврей. Отец был кузнецом, колесником, имел небольшую мастерскую. В Белой Церкви окончил двухклассную еврейскую школу, затем учился в высшем начальном училище, Белоцероковской гимназии. В 1920 году гимназист Вул добровольцем ушел в Красную Армию. Воевал в Первой конной армии. В начале 1921 года, как не достигший 18-летнего возраста, был демобилизован. По возвращении в Белую Церковь был избран секретарем городской организации комсомола и на этой работе оставался несколько месяцев. В 1921 году Киевским губкомом комсомола был мобилизован в Киевский политехнический институт, где был зачислен на электротехнический факультет. Учебу совмещал с комсомольской работой, в 1922 году вступил в ВКП(б)/КПСС. Выполненная им дипломная работа представляла собой проект тепловой электростанции для будущего Днепрогэса. Еще во время работы над дипломом был зачислен в аспирантуру электротехнического факультета Киевского политехнического института. В январе 1928 году окончил институт и был оставлен аспирантом на кафедре электротехники. Аспирантуру закончил в конце 1929 году, защитив публично диссертацию. В начале 1930 года был рекомендован Киевским окружным партийным комитетом в аспиранты Академии наук СССР. В том же году переехал в город Ленинград (ныне – Санкт-Петербург). С 1932 году работал лаборатории диэлектриков в Физическом институте Академии наук СССР, под руководством академика А.Ф.Иоффе. Занимался проблемой электрической прочности твердых диэлектриков и газов. С 1934 года жил и работал в городе Москве, куда переехал институт. С этого же времени возглавлял лабораторию физики диэлектриков, организованную им по предложению директора института академика С.И. Вавилова. Этой лабораторией, впоследствии преобразованной в лабораторию физики полупроводников, он бессменно руководил более полувека. В 1935 году за совокупность работ по изучению электрического пробоя диэлектриков Вулу была присуждена ученая степень доктора физико-математических наук. В конце 1938 году закончил аспирантуру Академии наук и был оставлен в Академии ученым специалистом. В 1939 году был избран членом-корреспондентом Академии наук СССР. В годы Великой Отечественной войны работал в эвакуации в городе Казани. Основные работы того времени посвящены физике диэлектриков. Исследовал электрическую прочность диэлектриков, открыл новую форму пробоя (последовательного) диэлектрика, изучал электрические разряды в газах в однородных и неоднородных полях при различных давлениях. Исследовал твердые диэлектрики с высокой диэлектрической проницаемостью, явления в диэлектриках при сильном гамма-облучении, установив основные закономерности изменения электропроводности диэлектриков под действием гамма-излучения. Открыл и исследовал сегнетоэлектрические свойства титаната бария (1944), чем положил начало созданию нового класса диэлектриков. В 1948 году начал исследования по физике полупроводников. Активные исследования в этой области, развернутые в лаборатории Вула, привели к тому, что уже в 1952-1953 годах были созданы первые в СССР плоскостные диоды и транзисторы и первые в мире диффузионные транзисторы. Эти работы сыграли большую роль в становлении отечественной полупроводниковой электроники. Дальнейшие исследования в области фотоэлектрических явлений привели к созданию кремниевых фотоэлементов солнечных батарей. Создал диффузионный транзистор и предложил р-n-переходы в полупроводниках использовать в качестве нелинейных конденсаторов. В 1962 году совместно с другими осуществил первый в СССР полупроводниковый квантовый генератор. При непосредственном участии Вула в 1963 году созданы первые в СССР полупроводниковые лазеры. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1969 года «за большие заслуги в развитии советской науки» Вулу Бенциону Моисеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». С первых шагов полупроводниковой электроники стало ясно, что ее развитие тесно связано с поиском новых полупроводниковых материалов, совершенствованием экспериментальных измерительных методик и разработкой новых технологий получения этих материалов. В 1964-1971 гг. под руководством Б.М.Вула выполнен цикл исследований свойств теллурида кадмия - перспективного материала для изготовления детекторов и счетчиков радиоактивного излучения и фотопреобразователей. Еще одним объектом интенсивных исследований в лаборатории Вула стали узкощелевые полупроводники - селенид и теллурид свинца, и твердые растворы на их основе. Фундаментальное значение имеют выполненные Б.М.Вулом исследования электропроводности в компенсированных полупроводниках.
Бенцион Моисеевич Вул  (700x552, 55Kb)
Значительный вклад в развитие советской физики Б.М.Вул внес, будучи заместителем академика-секретаря и членом бюро Отделения общей физики и астрономии Академии Наук СССР, а также председателем Научного совета Академии Наук СССР по проблеме "Физика и химия полупроводников", координировавшего в то время исследования в этой области. Он много внимания уделял подготовке высококвалифицированных научных кадров. В течение ряда лет преподавал в Киевском политехническом институте, в Ленинградском политехническом институте, в Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского. Многие его аспиранты стали известными физиками, работающими ныне в различных научных центрах страны. Деятельность Б.М.Вула в международных научных организациях в качестве вице-президента Международного союза теоретической и прикладной физики и члена исполкома Европейского физического общества способствовала упрочению научных связей с учеными других стран. Много выступал в центральной печати и в журналах, пропагандируя достижения науки. Входил в состав редколлегий нескольких научных журналов, в течение многих лет был членом главной редакции Большой Советской Энциклопедии и главным редактором 5-томного Физического энциклопедического словаря, вышедшего в свет в 1960-1966 годах. Лауреат Сталинской премии (1946, за открытие и исследование сверхвысокой диэлектрической проницаемости титаната бария), Ленинской премии (1964, за фундаментальные исследования, приведшие к созданию полупроводникового квантового генератора). Жил в городе-герое Москве. До последнего дня своей жизни продолжал научную работу. Скончался 9 апреля 1985 года. Похоронен в городе Москве, на Новодевичьем кладбище (участок 10). Награждён пятью орденами Ленина (1945, 1953, 1963, 1969, …), орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды (февраль 1938), "Знак Почёта", медалями.

1903
Сергей Николаевич Еремин
российский трубач. Ученик М.Адамова и М.Табакова. 2-я премия на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Ленинграде (1935). В 1928-1947 гг. солист оркестра Большого театра, в 1928-1934 гг. – симфонического оркестра Московской филармонии. Профессор Московской консерватории.

1903
Симон Элленберг
преподаватель немецкого языка. Родился в Вене. С 1932 он жил в СССР (Украина, Средняя Азия, Сибирь, Дальний Восток). Перевёл на немецкий произведения А.Пушкина, Р.Бёрнса, Т.Шевченко, И.Крылова, С.Маршака, С.Михалкова. Умер в Благовещенске 14 декабря 1972 года.

Uno+Lamm_presentation_300 (567x700, 133Kb)
1904
Август Уно Ламм (шведское имя — August Uno Lamm)
шведский электротехник и изобретатель, которого иногда называют «отцом высоковольтной линии постоянного тока». Ламм родился в Гётеборге на западе Швеции. Степень магистра получил в Королевском Институте Технологии в Стокгольме в 1927 году. Вскоре после окончания срока службы в армии устроился в шведскую компанию ASEA. Проработав там в сначала в качестве стажёра, был назначен в 1929 году руководителем проекта по разработке высоковольтного ртутного вентиля. Вентили в то время давали лишь 2,5 кВ, в то время, как высоковольтные вентили могли бы найти применение в передаче огромного количества энергии на дальние расстояния. К 1943 году Ламм получил докторскую степень в Королевском Институте, совмещая учёбу с разработкой ртутного вентиля. Разработки оптимального вентиля, подходящего для передачи электроэнергии, продолжались уже в течение 20 лет, когда ASEA получила заказ на ВЛПТ для станции Готланд в 1950 году. Проект был реализован в 1955 году, став первой в мире коммерческой современной системой ВЛПТ. В 1955 году Ламм возглавил проект ASEA по разработке первых коммерческих ядерных реакторов в Швеции. В 1961 году Ламм ASEA поручила Ламму вести совместную работу с компанией «General Electric» над проектом «Pacific DC Intertie», целью которого было создание линии электропередачи от гидроэлектрогенераторов на побережье Тихого Океана к потребителям на Юге Калифорнии. К концу 1964 году Ламм переехал туда. За время своей деятельности Ламм получил 150 патентов и более 80 технических документов. Его статьи часто публиковались в газетах и журналах Швеции и зачастую содержали критику в адрес шведского правительства. Ламма описывали как последовательного антикоммуниста, восхищавшегося экономической моделью США. Во время Второй Мировой войны Ламм по поручению компании ASEA должен был поехать в Германию. Находясь там, он часто подвергался критике своими начальниками за отказ приветствовать немецких партнёров вскидыванием руки. В молодости Ламм учился играть на скрипке и не терял интереса к искусствам на протяжении всей жизни. Он был женат два раза и имел четырёх детей, один из которых (Мартин Ламм) стал впоследствии известным деятелем искусства в Швеции. Название докторской диссертации Ламма было на английском «The Transductor, DC Pre-Saturated Reactor» («Магнитный усилитель, предварительно насыщающийся реактор»). Описывая данное устройство на одной из своих лекций в США, Ламм упоминал тот же принцип, что можно применить к резисторам при создании транзистора. Именно так был назван полупроводниковый усилитель. За свою жизнь Ламм был удостоен многих наград, включая медаль Ламме в 1965 году. С 1967 по 1988 гг. он работал в институте IEEE в качестве директора по общим вопросам. В 1980 году IEEE учредил Приз Уно Ламма за достижения в области электротехники высокого напряжения. В 1981 г. Ламму была присуждена медаль Говарда Поттса. Умер в Бурлингейме (штат Калифорния, США) 1 июня 1989 года.

Neatbakov_HamitAhmrt (484x700, 45Kb)
1904
Хамит Ахметович Неатбаков (Неотбаков)
санитарный инструктор 520-го стрелкового полка 167-й стрелковой дивизии 38-й армии Воронежского фронта, старший сержант. Родился в деревне Карбаны ныне Ярковского района Тюменской области, в крестьянской семье. Татарин. Окончил начальную школу, работал в родном селе. В Красной Армии с 1942 года. В действующей армии с июля 1942 года. В одном из боёв за село Ефросимовка Курской области гитлеровцы подожгли дом, где размещался медико-санитарный батальон 167-й стрелковой дивизии, и где находились тяжелораненые. Х.А.Неатбаков бесстрашно бросился в горящее здание, вынес из него 65 раненых и вывез их в укрытие. Санинструктор 520-го стрелкового полка (167-я стрелковая дивизия, 38-я армия, Воронежский фронт) старший сержант Хамит Неатбаков под сильным огнём противника 3 – 4 октября 1943 года эвакуировал с правого берега Днепра восемьдесят шесть раненых, а всего за период с 1 агуста по 14 октября 1943 года вынес с поля боя 104 раненых с оружием. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 ноября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшему сержанту Неатбакову Хамиту Ахметовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 2261). Но не суждено было отважному санинструктору встретить долгожданный День Победы. Старшина медицинской службы Неатбаков Х.А. пал смертью храбрых в Карпатах 23 сентября 1944 года. Похоронен в польском населённом пункте Санок Краковского воеводства.
Награждён орденом Ленина, медалью.
NeatbakovHA_Mom (700x454, 44Kb)
В Тюмени его именем названа улица, на которой установлена аннотационная доска (улица Неатбакова, дом 18).

1904Nishanov_Sabirzhan (471x700, 169Kb)
1904
Сабирджан Нишанов
бригадир колхоза «Кызыл-Шарк» Карасуйского района Ошской области, Киргизская ССР. Родился в 1904 году в селе Кишлак Ошского уезда Ферганской области, ныне – Карасуйского района Ошской области Киргизии. Дунганин. С раннего возраста трудился в сельском хозяйстве, с 1935 года – в местном колхозе «Кызыл-Шарк» («Красный восток») Карасуйского района. С 1944 года Сабирджан Нишанов работал бригадиром хлопководческой бригады, которая из года в год повышала урожайность хлопка-сырца. По итогам работы в 1947 году он был награждён орденом Ленина. В 1950 году труженики его бригады получили урожай хлопка 45,1 центнера с гектара на площади 56 гектаров. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 марта 1951 года за получение высоких урожаев хлопка на поливных землях в 1950 году, Нишанову Сабирджану присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Этим же указом высокого звания были удостоены ещё шестеро хлопкоробов колхоза «Кызыл-Шарк» во главе с его председателем Хайтахуном Ташировым. В последующие годы хлопкоробы бригады С.Нишанова продолжали получать высокие урожаи «белого золота», и по итогам работы в 1956 году бригадир был награждён орденом Трудового Красного Знамени. С 1968 года – персональный пенсионер союзного значения. Скончался в 1969 году. Награждён 2 орденами Ленина (26 марта 1948; 20 марта 1951), орденом Трудового Красного Знамени (15 февраля 1957), медалями.

Актёр_Пётр_Соболевский (499x700, 54Kb)
1904
Пётр Станиславович Соболевский
советский актёр театра и кино. Заслуженный артист РСФСР (1964). Родился в Томске. Сын Станислава-Петра-Сигизмунда Константиновича Соболевского. В конце 1920-х годов поступил в художественный техникум, продолжил образование в легендарной мастерской Фабрики эксцентрического актёра, под руководством Григория Козинцева и Леонида Трауберга. В 1932 году окончил киноотделение Ленинградского института сценических искусств. Снимался в кино, выступал на сцене Государственного театра киноактёра. В 1945-1964 гг. работал в Театре-студии киноактера. Умер в Москве 26 июля 1977 года. В 1954 году Пётр Станиславович Соболевский и Манефа Владимировна Капустина поженились. 13 февраля 1955 года у них родился сын — Пётр Петрович Соболевский. Фильмография: 1926 — Братишка — шофёр; 1926 — Чёртово колесо — краснофлотец Иван Шорин; 1926 — Шинель — чиновник; 1927 — С. В. Д. (Союз Великого Дела) — Суханов; 1927 — Чужой пиджак — Галаев, ревизор из центра; 1929 — Новый Вавилон — солдат Жан; 1930 — Двадцать два несчастья — Дозоров; 1930 — Счастливый кент — Кент Поттер; 1931 — Одна — жених учительницы Кузьминой; 1931 — Снайпер — русский солдат; 1933 — Жить — краснофлотец; 1935 — Мяч и сердце — Саша Савченко; 1936 — Мы из Кронштадта — поручик фон Виттен; 1938 — Борьба продолжается — немецкий комсомолец Карл; 1939 — Минин и Пожарский — Аноха; 1939 — Моряки — акустик на вражеском эсминце; 1940 — Семнадцатилетние — командир; 1940 — Гибель «Орла» — Василий Иванович Пыльнов, водолаз «Камбалы»; 1941 — В тылу врага — белофинн; 1941 — Два друга — Степан Степаныч; 1942 — Секретарь райкома — эпизод; 1943 — Фронт — эпизод; 1944 — Небо Москвы — капитан Гончаров; 1945 — Золотая тропа — Фриц Эббинг; 1946 — Адмирал Нахимов — Острено; 1950 — В мирные дни — капитан 1-го ранга; 1952 — Максимка — штурман; 1953 — Адмирал Ушаков — английский посол; 1956 — Тайна двух океанов — капитан 2-го ранга, помощник командира подводной лодки «Пионер»; 1957 — Случай в пустыне — «Угрюмый»; 1958 — На дорогах войны — эпизод; 1959 — Фуркат — редактор Елецкий; 1960 — Первое свидание — капитан милиции; 1960 — Алёшкина любовь — Белогоров; 1960 — Ровесник века — эпизод; 1960 — Яша Топорков — инженер; 1961 — Дуэль — доктор Устимович; 1961 — Мишка, Серёга и я — учитель; 1961 — Суд сумасшедших — эпизод; 1963 — Оптимистическая трагедия — корабельный врач; 1963 — Короткое лето в горах — эпизод; 1964 — Казнены на рассвете — генерал Грессер; 1964 — Сказка о Мальчише-Кибальчише — эпизод; 1964 — Вызываем огонь на себя — эпизод; 1965 — Двадцать шесть бакинских комиссаров — «человек-скелет»; 1966 — Год как жизнь — рабочий Раутенбах; 1967 — Сильные духом — Гауптман; 1968 — День ангела — Сазонов; 1968 — Крах — эпизод; 1968 — Таинственный монах — полковник контрразведки; 1969 — Сокровища пылающих скал — эпизод; 1972 — Включите северное сияние — Пётр Савельевич, директор школы; 1973 — Надежда — эпизод; 1973 — Парашюты на деревьях — эпизод.

1904
Рикардо Толедо Эскаланте (испанское имя — Ricardo Toledo Escalante)
коста-риканский государственный деятель, министр иностранных дел Коста-Рики (1949—1950). Родился в городе Сан-Хосе, Коста-Рика. Был внуком бывшего главы МИД Хосе Насарио Толедо (1857—1859). Получил высшее юридическое образование. В 1940—1944 гг. — депутат Законодательного собрания, в 1949—1950 гг. — министр иностранных дел Коста-Рики, в апреле-ноябре 1953 г. — посол в Гватемале. Был членом Международной дипломатической академии в Женеве. Умер в родном городе 2 июля 1959 года.

1904
Генрих Хармьянц (немецкое имя — Heinrich Harmjanz)
немецкий языковед, этнограф, фольклорист и социолог, сотрудник Аненербе, штандартенфюрер СС. Родился в Нойруппине, Германская империя. В 1930 году вступил в НСДАП и СС. В 1935—1938 годах был приват-доцентом, затем ординарным профессором этнографии, фольклора и социологии, а также специалистом по проблемам фольксдойче в университете Кёнигсберга. В 1938 году перешёл во Франкфуртский университет. С апреля 1939 года возглавлял учебно-исследовательский отдел германских традиций и фольклористики Аненербе. В этой связи участвовал в выявлении и присвоении культурных ценностей в Польше. В 1937—1943 годах работал в отделе науки Имперского министерства науки, воспитания и народного образования. С 1942 года министериальдиректор, личный референт министра Бернгарда Руста. В 1944 году был уволен из СС и лишён всех должностей, когда выяснилось, что его докторская диссертация была плагиатом с работы одного еврейского учёного. После войны преподавал в Эльце и Биссендорфе. Умер в Бургведеле, ФРГ, 2 марта 1994 года. Сочинения: Volkskunde und Siedlungsgeschichte Altpreussens. Berlin : Junker u. Dünnhaupt, 1942; Frühaskanische Landnahme im brandenburgischen Havelland (gezeigt am Beispiel des Glin). Berlin : Ahnenerbe-Stiftung Verl., 1942; Közösségés kultura. Budapest : Magyar-német Társaság, 1942; Ostpreußische Bauern.Königsberg (Pr.): Reichsnährstand-Verlagsges., 1938; Volkskunde und Siedlungsgeschichte Altpreußens. Berlin : Junker & Dünnhaupt, 1936; Volk, Mensch und Ding. Königsberg : Ost-Europa-Verl., 1936; Die deutschen Feuersegen und ihre Varianten in Nord- und Osteuropa. Helsinki [Helsingfors] : Suomal. Tiedeakatemia, 1932; Atlas der deutschen Volkskunde. Leipzig : Hirze, [o.J.].

zavada-vilem-1 (467x700, 47Kb)
1905
Вилем Завада (чешское имя — Vilém Závada)
чешский поэт. Родился в деревне Грабова, близ Остравы. В 1930-е гг. был редактором литературных журналов "Ческе слово" ("České slovo"), "А-Зет" ("A-Zet") и др. Первые сборники стихов "Панихида" (1927) и "Сирена" (1932) пронизаны сознанием неблагополучия в социальном устройстве общества. Жизнь шахтерской Остравы отражена в сборнике "Дорога пешком" (1937). В сборнике "Крепостная башня" (1940), "Воскрешение из мертвых" (1945) выражены протест против фашистской оккупации и радость освобождения. Сборники "Город света" (1950), "Полевые цветы" (1955), "Одна жизнь" (1962) раскрывают духовное обновление человека при социализме, утверждают поэзию труда. Лирическому герою сборника "На пороге" (1970) свойственно ощущение полноты бытия вопреки надвигающейся старости. Умер в Праге 30 ноября 1982 года. Сочинения в русском переводе: Одна жизнь. Стихи и поэма. С предисловием Д.Самойлова, Москва, 1967. Литература: Будагова Л.Н., Завада, в книге: Очерки истории чешской литературы XIX-XX вв., Москва, 1963; Petrmichl J., . Závada. ásník českého charakteru, Praha, 1963.

1905
Пауль Оскар Кристеллер
американский философ, историк философии. Родился в Берлине. В США с 1939 г. С того же года преподаватель, с 1956 г. - профессор Колумбийского университета (Нью-Йорк). Его исследования посвящены преимущественно философии Ренессанса. Хотя и рассматривает Возрождение как новую эпоху, вместе с тем акцентирует внимание в своих работах на продолжении и переработке в этот период предшествующих традиций. Признавая воздействие итальянского гуманизма на все сферы культуры, в то же время (вопреки установившимся взглядам) утверждал, что философия эпохи Возрождения развивалась автономно от гуманизма, отчасти в столкновении с ним. Сочинения: The philosophy of М. Ficino, N. Y., 1943; The Classics and Renaissance thought, Camb. (Mass.), 1955; Studies in Renaissance thought and letters, Roma, 1956; Renaissance thought, v. 1—2, N. Y., 1961—1965.

 (510x699, 87Kb)
1905
Леонид Николаевич Мартынов
русский советский поэт, переводчик, мемуарист. Родился в Омске, в семье инженера-строителя железной дороги, детство провел в служебном вагоне отца на Великом Сибирском пути. Учебу в Омской классической гимназии прервали революционные события. В 1920 вошел в группу омских футуристов. С 1921 публиковался в местной прессе – заметки в газете «Рабочий путь» и стихи в журнале «Искусство», позднее в журналах «Сибирские огни», «Сибирь», газете «Омский водник». Пытался поступить во ВХУТЕМАС в Москве; вернулся домой из-за житейских неурядиц (голод, болезнь); занимался самообразованием. По журналистским поручениям и по собственной охоте меняя занятия (от сельского книгоноши до участника геолого-геодезических экспедиций), много ездил по Сибири, что впоследствии нашло отражение в его книге очерков Грубый корм, или Осеннее путешествие по Иртышу, 1930. В ранних стихах Мартынова, в поэмах Зверуха (1925), Золотая лихорадка (1926) романтическая дерзость, вызов судьбе, острое ощущение тектонических сдвигов истории противопоставлены, в духе «конкистадорской» (Н.С.Гумилев) и «контрабандистской» (Э.Г.Багрицкий) поэзии, уныло-прозаическому существованию нэпманского мещанства, отличаясь, однако, фундаментальной опорой на прошлое, чувством «праистории», державным восприятием величественного и древнего простора Сибирской равнины. Живой интерес к минувшим дням Сибири, к ее конкретным историко-бытовым реалиям диктует Мартынову поэмы Старый Омск, Адмиральский час (обе 1924), Сестра (1939). Позднее побывал в северорусских городах Архангельске, Вологде (куда после ареста в 1932 по обвинению в контрреволюционной пропаганде был отправлен в административную ссылку в 1933–1935), в Ярославле, что укрепило его интерес к истории, этнографии, к сложнейшему переплетению межнациональных влияний и культурных пластов. Одновременно тема социалистического строительства, основная для очерковой прозы Мартынова тех лет, отражена и в его тогдашних стихах. Историческому прошлому азиатской России (с неизменной проекцией в настоящее) Мартынов посвятил цикл поэм: Патрик (1935), Правдивая история об Увинкае (1935–1936), Рассказ о русском инженере (1936), Тобольский летописец, Искатель рая (обе 1937), Волшебные сады (1938), Исповедь Елтона, Сказка про атамана Василия Тюменца, Домотканая Венера (все 1939). К нему примыкают исторические баллады Бусы, Пленный швед, Ермак и др. Искусно выстроенная фабула, прекрасное знание фольклорно-этнографического и историко-бытового материала, масштабность исторического фона и глубина философского осмысления, обаяние героя, талантливого и бескорыстного мечтателя-одиночки, умелая стихотворная стилизация народного раешника заставили говорить о Мартынове как о своеобразном историке-бытописателе и поэте-мыслителе. Развитием историко-бытовой сибирской темы, «подкрепляющим» поэзию Мартынова, стала его художественно-очерковая проза (Крепость на Оми, 1939; Повесть о Тобольском воеводстве, 1945, один из эпизодов которой развернут в поэму Дукс Иван непотребный и многогрешный). Сказочно-фантастический мотив поисков страны счастья определил тональность поэтических сборников Лукоморье и Эрцинский лес (оба 1945), осужденных тогдашней критикой за отрыв от времени и аполитичность. В то же время В.В.Маяковский и А.А.Блок повлияли на раннюю урбанистическую и любовную лирику Мартынова, с годами набиравшую силу. В годы Великой Отечественной войны Мартынов вводит в свои стихи и очерки тему историко-культурной преемственности. Конец 1940-х годов в поэзии Мартынова – время полноты светлого ощущения бытия, динамизма и радостного восприятия мира, переживания внутренней свободы, открытости всему окружающему – событиям, природе, людям (стихотворения Мне кажется, что я воскрес..., Царь природы, Дедал, Люди, Европа, Свобода и др.). Аллегорическая насыщенность, философская многоплановость, изысканная ритмика, аллитерационное богатство сообщают особую прелесть лирике Мартынова, во многом предвосхитившей поэзию шестидесятников, особенно А.А.Вознесенского и А.А.Ахмадулиной (например: «Ночь была, мгла легла. / Но, как порох, / Вспыхнул вдруг алый свет в светофорах...», Муха, 1941; «Вода / Благоволила / Литься! // Она / блистала / Столь чиста, / Что – ни напиться, / Ни умыться // И это было неспроста», Вода, 1946; «Все-таки / Разрешилась, / Больше терпеть не могла, / Гнев положила на милость. / Слышите: / Градус тепла!», Градус тепла, 1954; «Пруд, / Как изумруд, / Только берег круг. // Грот, / Но в этот грот / Замурован вход. // Так / У каждых врат / Множество преград», Рай, 1957). Однако с 1960-х годов в поэзии Мартынова, наряду с усилением диалогического начала, разговорной интонации, введением научно-технической лексики, все чаще звучат газетно-публицистические, почти официозные ноты (Учитель; Революционные небеса; Октябрь, который «порвал немало уз, / И, грубо говоря, / Проветрил чертоги муз / Ветрами Октября»; Революция, стимулировавшая, по Мартынову, появление идей В.Татлина, М Шагала, С.Коненкова; Ленин и Вселенная, где говорится о том, что «мысли и чувства Владимира Ленина, / Те иль иные его размышления, / И для соседей по космосу ценны»). Необычайное жанровое разнообразие, экспериментальный характер поздней лирики Мартынова рождают как образцы плодотворного синтеза аналитико-журналистско-поэтического начал («Я провожал / Учительницу средней...», 1960), так и претенциозную бессмыслицу («Добрый мир, / Который я люблю, / Ты недавно вышел из окопов. / Я тебе чего-нибудь куплю / В магазине изотопов», Ленинский проспект, 1960), как остроумное формотворчество («В келье старец виден еле-еле. / «Отче, чем ты грезишь в недрах ночи?», Келья летописца, 1969), так и полуофициальной банальности («И ночь. И снова ветрено и сыро. / И вихри так сшибаются с листвой, / Как будто бы над самой головой / Плывет не лайнер в бездне буревой, / А мечется, как смуглый ангел мира, / Индира Ганди в шубке меховой», Газетная тема, 1971). Особый пласт поэзии Мартынова – произведения об искусстве и его творцах (сонет Поэзия, стихотворения Рифма, Крест Дидло, «баллады» о земляке поэта композиторе В.Шебалине, о художнике Н.К.Рерихе, об отечественных поэтах – Явление Тютчева; Вздохи Антиоха, посвященный А.Д.Кантемиру, и мн. др.), а также об эпохальных событиях и лицах мировой культуры (Овидий в Рим писал в тоске..., Чернильница Лютера, О, литература осьмнадцатого столетья..., Кто нынче читает Парни?...). Лучшие стихи Мартынова – раннего и в сборниках Первородство (1965; Государственная премия РСФСР, 1966), Гиперболы (1972; Государственная премия СССР, 1974, где в стихотворении Творчество выдвинут тезис «дерзости простоты», необходимой поэтическому искусству в период научно-технической революции, «когда создаются сложнейшие вещи – подобия солнцу, заменители лун»), Земная ноша (1976), Узел бурь (1979), Золотой запас (1981) – обогатили русскую поэзию 20 в. интеллектуальным разнообразием, тонкой словесной игрой, богатством интонационной палитры, необычной рифмовкой. Талантливым мемуаристом обнаружил себя Мартынов в сборнике автобиографических новелл Воздушные фрегаты (1974), в книге воспоминаний Знак бесконечности (1980). Широко известен Мартынов – переводчик поэзии с английского, французского, итальянского, польского (в том числе А.Мицкевича), чешского, венгерского (в том числе Д.Ийеша, Ш.Пётефи), литовского (в том числе Э.Межелайтиса) и других языков (сборник Поэты разных стран, 1964; книга стихов и поэм татарского поэта Такташа Хади, 1955, и др.). Умер в Москве 21 июня 1980 года. Сочинения: Стихотворения и поэмы, тома 1—2, Москва, 1965; Гиперболы, Москва, 1972. Литература: Тарасенков А., Поэмы Леонида Мартынова, в его книге: Статьи о литературе, том 1, Москва, 1958; Огнев В., Лирика Л.Мартынова, в его книге: Поэзия и современность, Москва, 1961; Урбан А., Грядущим днем, "Звезда", 1964, № 10; Дементьев В.В., Леонид Мартынов, Поэт и время, Москва, 1971.

Purik Nikolaiy (498x700, 220Kb)
1905
Николай Калистратович Пурик
председатель колхоза «Украинец» Емельяновского района Красноярского края. Родился в семье рабочего сахарного завода Киевской губернии (ныне Киевской области Украины). Украинец. После революции 1905 года семья Пурик в числе нескольких неблагонадёжных к царскому правительству семей была вынуждена выехать на вольное поселение в Сибирь и в 1908 году поселилась в деревне Булановка (деревня Булановка была основана переселенцами с Украины – харьковскими и смоленскими) Погорельской волости, ныне Емельяновский район Красноярского края. После создания в деревне в 1930 году колхоза «Украинец» все члены семьи Пуриков вступили в него сразу, сдав в него двух лошадей, двух коров и двух телят. Первый год Николай Калистратович работал рядовым колхозником, а в 1932 году возглавил полеводческую бригаду. В 1937 году он окончил трехмесячные курсы трактористов в Устюгской МТС и сел за управление первым в их колхозе трактором. Полеводческая бригада, возглавляемая Н.К.Пуриком, в 1938 году добилась права участвовать во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ) в Москве, и в этом же году его самого избрали председателем колхоза. К началу войны урожаи в колхозе постоянно росли, на трудодень приходилось по 8-10 килограммов хлеба в сравнении с 2 килограммами в первые годы коллективизации. С началом Великой Отечественной войны Н.К.Пурик был мобилизован на фронт и принимал участие в оборонительных боях на Карельском фронте в составе команды стрелков, охотившихся за финскими снайперами, а после - связистом в штабе. После тяжелого ранения, в результате которого была ампутирована правая рука, Николай Калистратович в 1942 году вернулся в родной колхоз и председательствовал в нем до 1949 года. Самым трудным для селян выдался 1943 засушливый год, но и тогда колхоз выполнил план хлебосдачи, хотя в семьях колхозников кормились лебедой и работали практически круглосуточно. Посевную и уборку урожая 1946 года проводили особо тщательно, с учётом роста числа трудоспособных колхозников за счёт демобилизованных из армии селян. В результате был получен рекордный урожай яровой пшеницы - 37 центнеров с гектара на площади 50 гектаров. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 марта 1947 года за получение высоких урожаев в 1946 году Пурик Николай Калистратович удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Н.К.Пурик стал первым Героем Социалистического Труда в Красноярском крае. По настоянию председателя в колхозе «Украинец» ввели севообороты и стали уделять больше внимания применению агротехники, расчищали поля и корчевали пни, чтобы пары были чистыми, вывозили больше перегноя для удобрения почвы.
Purik1 (700x504, 280Kb)
Н.К.Пурик на севе в Емельяновском районе. Фото С.Малобицкого. 16 мая 1947.
Purik2 (700x423, 272Kb)
Семья Н.К.Пурика в 1947 году.
Урожай 1947 года оказался ещё выше, и колхозники вновь были отмечены правительственными наградами, а председатель Н.К.Пурик – вторым орденом Ленина. В 1949 году он поступил в трехгодичную сельскохозяйственную школу учиться на агронома. В результате общесоюзной кампании по укрупнению колхозов в 1950 году в Емельяновском районе были объединены четыре колхоза, а Николай Калистратович был назначен на должность агронома.В 1960 году вышел на заслуженный отдых и в декабре с семьёй переехал жить в Красноярск, но и на пенсии продолжал председательствовать в группе народного контроля. Скончался 5 мая 1986 года.
Purik Nikolay pamitnik (402x700, 355Kb)
Похоронен в городе Красноярске на кладбище Бадалык. Награждён двумя орденами Ленина (19 марта 1947; 7 января 1948), медалями.

1905
Николай Андреевич Частий
украинский певец (бас), народный артист Украинской ССР (1941). Родился в городе Валки, ныне Харьковской области. В 1929 г. окончил Харьковский музыкально-драматический институт (ученик H.Л.Чемезова). В 1930-1935 гг. — солист Харьковского, в 1941-1944 гг. — Грузинского, в 1935-1941 и 1944-1958 гг. — Украинского театров оперы и балета. Среди лучших партий — Сусанин ("Иван Сусанин" Глинки), Цангала ("Даней" Палиашвили), Карась ("Запорожец за Дунаем" Гулак-Артемовского), Выборный ("Наталка Полтавка" Лысенко), Мефистофель ("Фауст" Гуно), Кецал ("Проданная невеста" Сметаны). Выступал как концертный певец. Сталинская премия (1950). Умер в Киеве 18 ноября 1962 года.

 (548x699, 59Kb)
1906
Сергей Фёдорович Ниловский
командир 402-го гаубичного артиллерийского полка 7-й армии Северо-Западного фронта, капитан. Родился в селе Новопанское ныне Михайловского района Рязанской области, в крестьянской семье. Русский. Окончил 7 классов. В Красной Армии с 1921 года. Член ВКП(б)/КПСС с 1938 года. В 1939 году окончил артиллерийские курсы усовершенствования командного состава. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов. Командир 402-го гаубичного артиллерийского полка (7-я армия, Северо-Западный фронт) капитан Сергей Ниловский отличился во время прорыва долговременной обороны противника у озера Суммаярви. Уничтожив четыре мощных дота и десятки огневых точек противника, полк Ниловского С.Ф. обеспечил прорыв советских частей к городу Виипури (Выборг Ленинградской области). За умелое командование полком, образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом отвагу и геройство, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года капитану Ниловскому Сергею Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 112). В годы Великой Отечественной войны отважный офицер командовал артиллерийскими частями и соединениями, гвардейскими миномётными частями фронта. С.Ф.Ниловский был также награждён орденом Ленина за бои под Оршей в 1941 году. После гибели капитана Флёрова И.А. именно Ниловскому было поручено командовать всеми установками "БМ-13" ("Катюша"), которые поступали в войска в 1941 году. Именно он разработал и применил тактику использования "Катюш" в битве за Москву (кроме него не было ни кого, кто умел бы использовать это новое в то время оружие). В 1941 году ему, тогда ещё подполковнику, И.В.Сталин лично присвоил воинское звание "генерал-майор артиллерии" (минуя звание "полковник"!). После войны С.Ф.Ниловский возглавлял Научно-исследовательский институт, который создал первые ракеты противовоздушной обороны (ПВО). В 1948 году он окончил Военную академию Генерального штаба. В 1951 году генерал Ниловский стоял у истоков создания ракетного полигона ПВО "Капустин Яр", где был первым комендантом. В 1950-1952 годах - начальник полигона войск ПВО (город Знаменск), затем - начальник факультета Военной академии имени Ф.Э.Дзержинского, с 1957-го до 1966 года - начальник 2-го Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны СССР в городе Калинин ( ныне - Тверь). С 1966 года генерал-лейтенант артиллерии Ниловский С.Ф. - в запасе. Скончался 22 августа 1973 года. Похоронен в городе-герое Москве на Головинском кладбище. Награждён 2-я орденами Ленина, 3-я орденами Красного Знамени, орденами Суворова I и II степеней, Кутузова I степени, Богдана Хмельницкого I степени, медалями. Имя Героя носила пионерская дружина школы № 4 города Коломна Московской области. На космодроме "Капустин Яр" ему установлен обелиск.

1906
Николай Иванович Рипинский
советский архитектор. Родился в Москве. После окончания Киевского архитектурно-строительного института он работал в различных проектных организациях Москвы. В 1949 году был сослан в Казахстан, где сумел обрести вторую родину. Он создал и возглавил в институте «Казгорстройпроект» свою архитектурную школу, воспитал множество учеников. Рипинский в составе авторского коллектива создал целый ряд уникальных работ, участвуя как в градостроительстве, так и в индивидуальном проектировании отдельных крупных объектов. Он участвовал в разработке генеральных планов Жамбыла, Шымкента, Жезказгана, Алматы и других городов, поселков для целинников, металлургов, газовиков и нефтяников, а также в разработке отдельных крупных объектов. Рипинский участвовал во Всесоюзном конкурсе на проект разработки Театра оперы и балета имени Абая, где получил вторую премию. В Алматы под его руководством были построены дворец Республики, гостиницы «Интурист», «Алматы», здание Казахского ТЮЗа, санаторий «Каменское плато», кинотеатры «Мир», «Спутник» и другие объекты, осуществлена застройка самого красивого в городе проспекта Достык. Заслуги зодчего отмечены правительственными наградами, на доме, где он жил в последние годы, установлена мемориальная доска. Скончался в 1969 году.

Аладова Елена Васильевна (476x700, 370Kb)
1907
Елена Васильевна Аладова (белорусское имя — Алена Васільеўна Аладава)
искусствовед, заслуженный деятель искусств Беларуси, директор Национального художественного музея Белорусской ССР в 1944—1977 годах. Родилась в Пружанах, в семье учителей. В 1916 году отец Елены Василий Пук был назначен инспектором Паричского уезда Бобруйского округа, где занимался педагогической деятельностью до 1927 года. В 1922 году Елена окончила паричскую школу второй ступени. В 1925 году мать Елены умирает. Отец женится вторично, и семья переезжает в Жлобин, где отец назначен на должность заместителя заведующего железнодорожной школой-девятилеткой. 27 августа 1930 года отца арестовывают и расстреливают в Орше по обвинению в контрреволюционной деятельности. Реабилитирован после ХХ съезда КПСС. В 1921 году Елена становится одной из первых студенток только что открытого Белгосуниверситета, выбрав по семейной традиции специальность педагога. С 1922 по 1928 год училась на естественно-историческом отделении педагогического факультета, одновременно подрабатывая в Белорусском государственном музее иллюстратором. Учителями Елены в университете были известные искусствоведы Сыркин М.Г. и Н.Н.Щекотихин. Елена посещает вечернюю рабочую изостудию при Доме Художника по улице Интернациональной в Минске, где в 1920-1930 годах преподавал известный тогда живописец Вячеслав Руцай. С этих посещений начались знакомства с художниками и серьёзное увлечение изобразительным искусством. Этому способствовала и аренда жилья у белорусского пейзажиста Владимира Кудревича. В 1925 году Елена впервые пробует себя в качестве экскурсовода и консультанта на Первой Всебелорусской художественной выставке. С этого же времени выходят её первые печатные публикации в белорусской прессе. Под псевдонимом «Аглядач» (Обозреватель) печатаются её первые обзоры в журнале «Прамень», («Луч»). В 1927 году Елена стала членом творческого объединения «Литературно-художественная коммуна», а затем и творческой группировки «Прамень» (1929—1932), с революционной платформой так называемых реформаторов искусства, которая была основана профсоюзом работников искусства, образования и печати, в которую входили Александр Ахола-Вало, Оскар Марикс и др. В этом кружке Елена и начала работать как искусствовед. В студенческие годы Елена знакомится и дружит с композитором Аладовым Н. И., который посвящает ей несколько романсов на стихи Янки Купалы, Александром Ахола-Вало, который вылепил её скульптурный портрет и художником Михаилом Филипповичем, подарившим ей несколько своих произведений. На Второй Всебелорусской художественной вытавке демонстрировалась его картина, принадлежавшая Елене. После окончания Белгосуниверситета, в 1928 году, Елена выходит замуж за композитора Аладова Н.И. (Официально брак был зарегистрирован только в 1943 году в Саратове). Сын Вальмен родился в 1930 году, сын Гельмир в 1933 году. В 1937 году Елена Аладова стала научным сотрудником группы по созданию первой в Беларуси Государственной картинной галереи, которая открылась в 1939 году. Директором был назначен художник-керамист Михолап Н.П. Галерея организовала две крупные художественные выставки, одна из которых — к Декаде белорусского искусства в Москве в 1940 году. За участие в проведении выставки «Ленин и Сталин — организаторы белорусской государственности», Елена была удостоена Почётной грамоты Верховного Совета Белорусской ССР. К этому времени Елена уже училась на заочном отделении искусствоведения Института философии, литературы и искусства имени Чернышевского в Москве. Диплом получить не успела из-за начала Великой Отечественной войны. В ноябре 1941 года Елена Аладова была эвакуирована в Саратов, куда сопровождала удавшиеся спасти произведения из витебских и минских галерей. Там она продолжала свою деятельность в Художественном музее имени А.Н.Радищева до 1 января 1944 года. С августа 1944 года возглавила в Минске Музей истории Великой Отечественной войны и Государственную картинную галерею. В 1945 году родился третий ребёнок — дочь Радослава. С конца 1940-х годов на протяжении 30 лет Елена Аладова собирала для Национального художественного музея Беларуси шедевры русской и белорусской живописи на просторах всего Советского Союза и сопредельных государств. Вела переписку со множеством знаменитых искусствоведов, коллекционеров, реставраторов и художников. В архиве сохранились письма Игоря Грабаря, Ольги Кончаловской, Веры Мухиной, Витольда Бялыницкого-Бирули, Александра Грубе, Михаила Керзина, Марии Максаковой, Ильи Зильберштейна, Надежды Ходасевич-Леже и др. С 1966 года Аладова — член правления Союза художников Белорусской ССР. Награждена званием заслуженного деятеля искусств Белорусской ССР, орденами «Дружба народов», «Знак почёта» (дважды), медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За трудовую доблесть», «30 лет победы в Великой Отечественной войне», «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», а также двумя Почётными грамотами Верховного Совета БССР, Почётными грамотами Верховных Советов Украины и Литвы, медалью «За заслуги перед польской культурой». Состояла на посту директора Национального художественного музея вплоть до 1977 года, после чего передала бразды правления своему преемнику Карачуну Юрию Александровичу и вышла на пенсию, во время которой работала консультантом музея, в должности которого и ушла из жизни 29 мая 1986 года.
Могила_композитора_Николая_Аладова (525x700, 475Kb)
Похоронена на Восточном кладбище Минска.
Награды и премии: Орден Дружбы народов; Орден «Знак Почёта» (дважды); Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»; Медаль «За трудовую доблесть»; Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»; Нагрудный знак «За заслуги перед польской культурой»; Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР (1966).С 1940 по 1978 годы опубликовала 14 работ по искусствоведению, в том числе 3 монографии.
IMG_1055 (700x525, 116Kb)
В целях увековечения памяти бывшего директора Государственного художественного музея Беларуси, заслуженного деятеля искусств Белорусской ССР Аладовой Елены Васильевны Совет Министров Республики Беларусь постановил установить в 1998 году мемориальную доску на здании Национального художественного музея Республики Беларусь по улице Ленина, дом 20 в Минске, где работала Е.В.Аладова Торжественный акт установки бронзовой доски с барельефным портретом Аладовой Е.В. на здание музея произошёл 26 июня 1998 года. Автор — скульптор Иван Миско.
Аладова_конверт (700x348, 226Kb)
К 100-летию со дня рождения Аладовой Е.В. выпущен памятный художественный почтовый конверт с изображением здания Национального художественного музея Беларуси
Аладова_марка (700x322, 233Kb)
и маркой с портретом Аладовой Е.В.,
22 мая 1907 года родилась — Елена Васильевна Аладоваpost-13108-130603749116 (700x351, 220Kb)
а также памятные серебряные монеты Нацбанка Республики Беларусь достоинством 1 рубль и 10 рублей с портретом Аладовой Е.В. Литература: под редакцией Бориса Крепака. «Елена Аладова. Музей - её судьба». — Минск: «Мастацкая лiтаратура», 2006. — 319 страниц — ISBN 985-02-0884-8.

KrjukovNikVas (487x699, 73 Kb)
1907
Николай Васильевич Крюков
командир эскадрильи 53-го дальнебомбардировочного авиационного полка 40-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии дальнебомбардировочной авиации (ДБА), капитан. Родился в деревне Крюково ныне Бабушкинского района Вологодской области, в крестьянской семье. Русский. Член ВКП(б) с 1937 года. Окончив 7 классов, работал в сельском хозяйстве. В Красной Армии с 1929 года. В 1933 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов. Был в правительственной командировке в Китае в 1937-1938 годах. Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Командир эскадрильи 53-го дальнебомбардировочного авиаполка (40-я авиадивизия, ДБА) капитан Крюков Н.В. к сентябрю 1941 года совершил многократные боевые вылеты на бомбардировку военно-промышленных объектов в глубоком тылу врага, в том числе, в составе особой группы майора Щелкунова В.И., участвовал в бомбардировке столицы гитлеровской Германии - города Берлина. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1941 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство капитану Крюкову Николаю Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 535). Майор Крюков Н.В. погиб 20 мая 1942 года. Похоронен в станице Дагестанская Майкопского района Краснодарского края. Награждён орденом Ленина, орденом "Знак Почёта".Имя Героя носила пионерская дружина 8-летней школы в станице Дагестанская.

 (700x613, 72Kb)
1907
Лоуренс Керр Оливье (Laurence Kerr Olivier, Baron Olivier)
английский актер и режиссер. В историю театра вошел блестящим исполнением и оригинальной интерпретацией шекспировских образов – Ричарда III, Гамлет, Отелло. Кроме ролей шекспировского репертуара, наиболее удачные работы актера – Эдип в Царе Эдипе Софокла и конферансье Арчи Райс в Комедианте Д.Осборна. Достижением и приметой игры Оливье было сочетание раскованности и эмоциональности американской театральной школы с безупречным владением телом и голосом, отличающим английскую театральную традицию. Обладая поистине безграничным воображением, актер находил нестандартные решения, например в сценах смерти: опасный прыжок Гамлета на Клавдия, предсмертные конвульсии Ричарда III. Столь же смело Оливье распоряжался голосом, например в конце речи короля в день святого Криспина (Генрих V). Родился в Доркинге (Англия). В 1924–1925 прошел курс актерского мастерства в оксфордской Школе дикции и драматического искусства. К тридцати годам он уже был ведущим исполнителем шекспировских ролей в театре «Олд Вик». Всемирную славу принесли Оливье фильмы Генрих V, Гамлет (премия «Оскар», 1948) и Ричард III, в которых он был одновременно режиссером и исполнителем главных ролей. Прибавило славы и участие в одной из лучших экранизаций Шекспира – фильме О.Уэллса Полуночные колокола (Chimes at Midnight, 1966; другое назв. Фальстаф; на материале пьес Генрих IV, Генрих V и Виндзорские проказницы). Столь же успешно Оливье выступал в пьесах Венера под наблюдением (Venus Observed), Пляска смерти (Dance of Death) и Долгое путешествие в ночь (Long Journey into Night). Среди фильмов, в которых он играл, – Грозовой перевал (Wuthering Heights), Ребекка (Rebecca), Спартак (Spartacus), Сыщик (Sleuth), Марафонец (Marathon Man) и Мальчики из Бразилии (The Boys from Brazil). В 1940 Оливье женился на актрисе Вивьен Ли. Они часто играли в одних спектаклях и снялись в фильме Леди Гамильтон. Вторым браком Оливье был женат на актрисе Джоан Плоурайт. В 1947 он был возведен в рыцарское достоинство. В 1962 стал директором Национального театра. В 1970 Оливье первым из актеров получил пожизненное пэрство, став бароном Оливье Брайтонским. В 1982 вышла в свет его автобиография Исповедь актера (Confessions of an Actor). Умер Оливье в своем доме в Стейнинге (Западный Суссекс) 11 июля 1989 года. Литература: Darlington W.A., Laurence Olivier, [L., 1968]

Georges Prosper Remi (700x518, 197Kb)
1907
Эрже (французское имя — Hergé; настоящее имя — Жорж Проспер Реми, Georges Prosper Remi)
бельгийский художник комиксов, снискавший всемирную известность своими альбомами о приключениях молодого журналиста Тинтина (французское имя — Tintin), которые до нашего времени расходятся миллионными тиражами во всём мире. Первооткрыватель техники «чистой линии», которая нашла дальнейшее применение у мастеров поп-арта. Псевдоним Эрже возник как перевёрнутый акроним «Р. Ж.» от «Реми Жорж». Он родился в городе Эттербеек, Брабант (ныне часть Брюссельского столичного региона). Отец — Алексис Реми, скромный служащий; мать, Элизабет Реми — домохозяйка. В 1920 году его отдали в католический коллеж Святого Бонифация. Пристрастие к рисованию побуждало его делать многочисленные зарисовки в школьных тетрадях, причем нередко картинки сопровождались «bulles» (филактерами), где размещались реплики персонажей (в начале ХХ века этот характерный в дальнейшем для языка комиксов приём ещё никем не использовался). В 2007 году самая первая выполненная им серия была обнаружена на стене коллежа, где учился Жорж. Он очень любил кинематограф, в особенности комедии с участием Чарли Чаплина и Бастера Китона; возможно, именно гэги из этих фильмов оказали влияние на его творчество. В детстве Жорж принимал участие в походах скаутов, и скаутские идеалы оказали в какой-то степени влияние на его дальнейшее развитие. С 1924 года Жорж стал подписывать свои рисунки, публиковавшиеся на страницах журнала «Бельгийский бойскаут», инициалами «R. G.». Здесь же была опубликована и его первая рисованная серия «Приключения Тотора». С 19 лет Эрже начинает рисовать для газеты «Vingtième Siècle» («Двадцатый век»), владельцем которой был националист и антикоммунист аббат Норбер Валле. Скоро Эрже поручают редактировать воскресное литературно-художественное приложение к газете, а в ноябре 1928 года — новое, адресованное детской аудитории приложение вечернего издания — «Le Petit Vingtième» («Двадцатый век для детей»). Наряду с уже упоминавшимися «Приключениями Тотора» с 10 января 1929 года здесь начинает печататься цикл комиксов о молодом репортере Тинтине, который и принес Эрже мировую славу. Есть определенное сходство между Эрже и его любимым героем. Между тем первое редакционное задание заставило Тинтина отправиться в Советскую Россию, где Эрже ни разу не бывал. Цикл «Тинтин в стране Советов» печатался на страницах журнала до 8 мая 1930 года; успех был безоговорочным, хотя в дальнейшем отношение автора к этой работе изменилось. После России Тинтин и его пёс Милу отправляются в Конго (в этом цикле ощущается влияние книги Андре Жида «Путешествие в Конго»), затем в Чикаго (цикл «Тинтин в Америке»). В 1932 году журнал начинает печатать приключения Тинтина в странах Востока: Порт-Саид, Суэц, Бомбей, Коломбо, Цейлон, Сингапур, Гонконг, Шанхай. Все они собраны в альбоме «Сигары фараона», опубликованном издательством «Кастерман», которое владеет эксклюзивными правами на сагу о Тинтине. Творчество Эрже не ограничивается «Тинтином». Из-под пера художника выходят всё новые персонажи: Квик и Флюпке; Пополь и Виржини (их имена звучат пародией на имена героев знаменитой повести Бернардена де Сен-Пьера); Джо, Зетт и Жоко. Однако именно благодаря Тинтину Эрже приобретает невероятную популярность у себя на родине, а затем и во всём мире. В 1934 году Эрже познакомился, а затем подружился с китайским студентом, прослушавшим курс в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе. Его звали Чан Чунжэнь. Создалась парадоксальная ситуация: получивший художественное образование Чан стал учиться работать в технике комикса у самоучки Эрже. Однако год спустя Чану приходится вернуться на родину; Эрже болезненно переживает разлуку (их новая встреча состоялась только в 1981 году). Под впечатлением дружбы с Чаном Эрже создает цикл «Приключения Тинтина на Дальнем Востоке», однако слишком длинное название пришлось заменить на более короткое: «Голубой лотос» («Le lotus bleu»). Во время оккупации Бельгии нацистами, в мае 1940 года «Vingtième Siècle» прекратил своё существование, но Эрже предложили работать в другом издании — «Le Soir» («Вечерняя газета»). С октября 1940 он руководил приложением для детей под названием «Le Soir-Jeunesse», выпустил несколько альбомов, включая окрашенную в апокалиптические тона и вызвавшую упреки в антисемитизме «Загадочную звезду». С 1943 года Эрже работал совместно с художником Эдгаром Жакобом. «Раскадровки получались у Эрже сами собой, он так мыслил! Но главным компонентом в творчестве для него все-таки был сюжет. Его истории — что-то невероятное: он никогда не пользовался сюжетным поворотом только для того, чтобы рассмешить, удивить или развлечь. Каждый элемент работал на развитие интриги. Мне Эрже больше напоминает не художника, рисующего раскадровки, а идеального сценариста. Однако сценариста с уникальным кинематографическим мышлением — карандаш в его руке был более действенным инструментом, чем у иного режиссера кинокамера! Поэтому первой моей мыслью после прочтения комиксов было восхищение: «Он не поставляет сырье для режиссеров, он сам — прирожденный режиссер». Мы с Питером [Джексоном] чувствовали себя карликами, забравшимися на плечи к гиганту». В сентябре 1944 года, после того как немецкие войска были вынуждены оставить Брюссель, Эрже арестовали за коллаборационизм. Ряд изданий печатает издевательские пародии на «Тинтина», где герой Эрже оказывается среди нацистов. Между тем во многих его работах, последовавших за «Тинтином в стране Советов», прослеживается критическое отношение к империализму, милитаризму и фашизму. Только в мае 1946 года все обвинения были сняты, и художник получил возможность устроиться на работу. 26 сентября 1946 года вышел в свет первый номер журнала «Тинтин» (Эрже стал его художественным директором); за несколько лет тираж журнала в Бельгии вырос до 60 000 экземпляров. Возобновляется работа над прерванным ранее циклом «Тинтин и храм Солнца». Однако, несмотря на громкий успех, в мае 1947 Эрже приходится расстаться с помогавшим ему Джекобсом; художник страдает от депрессии и всерьёз подумывает об эмиграции в Аргентину, но его планы рушатся. Эрже продолжает работу над Тинтином и в 1956 году выпускает альбом «Дело Турнесоля» («L’Affaire Tournesol»), который в профессиональном отношении иногда называют вершиной его творчества. В 1956 году Эрже знакомится с художницей Фанни Вламинк; пять месяцев спустя между ними возникает роман. (После его смерти Фанни организует фонд Эрже и получает авторские права на работы художника). В сентябре 1958 года начинает печататься цикл «Тинтин в Тибете», отчасти навеянный популярными в те годы рассказами о снежном человеке, но в это время у Эрже обостряется депрессия; выход в свет «самого интимного и волнующего из его альбомов» совпал с расставанием с первой женой, Жермен. В 1960-е годы серьёзную конкуренцию Эрже начинают составлять «Счастливчик Люк», «Астерикс», «Корто Мальтез» и другие европейские комиксы. Однако популярности Тинтина это не вредит: тираж альбомов Эрже, выпущенных издательством «Кастерман», превышает миллион экземпляров. Художник постоянно работает над усовершенствованием старых альбомов, однако не желает модернизировать «Тинтина в стране Советов», считая его ошибкой молодости. Эрже умер в городе Волюве-Сен-Ламбер от лейкемии 3 марта 1983 года, не успев окончить свой последний альбом. Бельгийцы в честь героя комикса возводят памятник в одном из парков Брюсселя, а на 75 день рождения Брюссельское астрономическое сообщество называет небольшую планету в его честь. На сегодняшний день Тинтин — один из самых популярных персонажей комиксов в мире. В Бельгии он стоит на первом месте самых популярных вымышленных персонажей, и с 2001 года Тинтин и его фокстерьер Милу — официальные символы города Брюсселя. В городе Лувен-ла-Нёв находится посвященный Эрже музей.
22 мая 1907 года родился Жорж Проспер РЕМИpost-154-130609045493 (700x393, 177Kb)
Фрески с изображением Тинтина и других персонажей комикса можно увидеть в одной из станций брюссельского метро. В 1960-е годы было снято два фильма о приключениях Тинтина: «Тайна золотого руна» («Lе mystère de la toison d’or») и «Голубые апельсины» («Les oranges bleues»), а также полнометражный мультфильм «Тинтин и храм Солнца» («Tintin et le temple du Soleil»), что повысило популярность персонажей у себя на родине. В 1972 году был снят ещё один полнометражный мультфильм, «Тинтин и акулье озеро» («Tintin et le lac au requin»). В 1991 году совместными усилиями Франции и Канады был выпущен телесериал, вмещающий в себя все приключения Тинтина, кроме двух альбомов — «Тинтин в стране Советов» и «Тинтин в Конго» («Tintin au Congo»). Были также осуществлены радиопостановки и мюзиклы по мотивам альбома «Тинтин в Тибете». Ещё в 1983 году Стивен Спилберг, который является страстным поклонником «Приключений Тинтина», вступил в длительные переговоры с Эрже по поводу экранизации одного из альбомов художника. Эрже, оценивший по достоинству как фильмы всемирно известного к тому времени режиссёра, так и его искреннюю увлечённость «Тинтином», по многим пунктам был готов пойти навстречу Спилбергу. Однако в конце концов «драконовские» условия Спилберга заставили художника отказаться от экранизации. После кончины Эрже Спилберг осуществил свою давнюю мечту и выпустил фильм «Приключения Тинтина: Тайна единорога», в котором использована технология захвата движения. Тинтин и Милу известны во всём мире и переведены на более чем 50 языков. Существует много версий о причине популярности персонажей, которая не спадает уже свыше 8 десятилетий. С одной стороны, почти все альбомы Эрже пронизаны добротой, уважением к чужой культуре, человечностью, и тонким юмором. С другой стороны, Эрже был хорошо осведомлён о политических, технических и культурных движениях своего времени и нередко прибегал к политическим аллюзиям — например, в альбоме «Скипетр короля Оттокара» («Le Sceptre d’Ottokar») внимательный читатель может увидеть критику насильственного присоединения Австрии к Германии в 1930-е годы. Персонажи Эрже «предвидели» такие научные открытия, как лёд на луне. В СССР комикс не печатался, так как Эрже считался приверженцем антисоветских, антикоммунистических, проколониальных политических взглядов, а также из-за своего коллаборационизма в годы Второй мировой войны (хотя он и не симпатизировал нацизму). Первый альбом Тинтина был переведён на русский язык лишь в 1993 году. «Эрже так же повлиял на моё творчество, как и Уолт Дисней. Для меня Эрже больше чем автор комиксов». - Энди Уорхол. В глазах современного человека ранние работы Эрже отличаются отсутствием политкорректности. В первом альбоме «Тинтин в стране Советов» юный репортёр отправляется в Советский Союз, причём советский быт 1920-х годов обрисован в самых мрачных красках. Некоторые читатели даже приписали этой антиутопии профашистские тенденции. Во втором альбоме «Тинтин в Конго» есть сцены, где демонстрируется жестокость по отношению к диким животным, а также пренебрежительное отношение к туземному населению Конго, которое в то время являлось колонией Бельгии. Во время Второй мировой войны, а также после того, как он подвергся жёсткой критике, Эрже пересмотрел свои взгляды, и с тех пор показанное в его работах мировоззрение отличается человечностью и уважением к чужим культурам. В ранних американских версиях комиксов и в мультфильмах «взрослые» элементы комиксов Эрже (например, Эрже и Милу, хлещущие виски прямо из бутылки) подвергались цензурированию.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку