-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109208
Комментариев: 6801
Написано: 117680


21 мая родились...

Вторник, 21 Мая 2024 г. 03:31 + в цитатник
Knyaz_pavel_dolgorukov (448x700, 204Kb)
1866
Павел Дмитриевич Долгоруков
русский политический деятель, один из лидеров Конституционно-демократической партии (Партии народной свободы), член II Государственной думы. Выходец из рода Долгоруковых (Крымских), крупный землевладелец. Ни разу не состоял в браке. Детей не имел. Отец — князь Дмитрий Николаевич Долгоруков (1827—1910). Мать — графиня Наталья Владимировна Орлова-Давыдова (1833—1885). Брат-близнец — Пётр (1866—1951). Окончил частное реальное училище Фидлера и естественное отделение физико-математического факультета Московского университета (1890).
Карьера в Российской империи
В 1893—1903 — рузский (Московской губернии) уездный предводитель дворянства. Создавал просветительные учреждения в своём уезде и Москве, в 1902 был организатором учительского съезда в Москве. С 1899 года вместе с братом Петром участвовал в кружке либеральных земцев «Беседа». Один из основателей либерального «Союза Освобождения», председатель его съезда (1904). Во время русско-японской войны был уполномоченным дворянского отряда. Принимал участие в земских и земско-городских съездах 1904—1905. В 1905 за оппозиционную деятельность был лишён придворного звания. Один из основателей кадетской партии, председатель её Центрального комитета (1905—1907), затем товарищ председателя ЦК. Руководитель Толстовского общества, Общества мира. П.Н.Милюков называл Долгорукова «кристально чистым человеком» и вспоминал, что «более безобидного и незлобивого человека трудно встретить». В 1906 году баллотировался в I Государственную думу от Московской губернии, не был избран из-за противодействия блока октябристов и правых. Также баллотировался и прошёл по московскому списку к.д. партии, но уступил своё место учёному-экономисту М.Я.Герценштейну. В 1907 был избран членом II Государственной думы, в которой стал председателем кадетской фракции. В дальнейшем был лишён права заниматься политической деятельностью из-за привлечения к суду за раздачу во время голода и войны продовольственного капитала крестьянам своего уезда. Будучи с юношеских лет убеждённым пацифистом (он участвовал и даже председательствовал на мировом пацифистском конгрессе в Стокгольме в начале XX века), Павел Дмитриевич пропагандировал идеи пацифизма в России, для чего ещё с конца XIX века пытался организовать пацифистское общество в России, встречая, однако, сопротивление властей. В 1909 году князю удалось основать в Москве небольшое «Общество мира» (национальное отделение международного общества с тем же названием), однако с началом Великой войны общество было закрыто, а он, как председатель его, в воззвании по поводу закрытия, призвал всех к исполнению своих гражданских повинностей, поскольку война уже объявлена. Политические оппоненты из числа консерваторов обвиняли Долгорукова в претензиях на трон (утверждалось, что кадеты хотят сменить династию Романовых на более знатный род Долгоруковых); ходили слухи, что Павел Долгоруков может стать президентом республики в случае свержения монархии. Его также обвиняли в содействии в 1905 революционной пропаганде в Рузском уезде. В вину Павлу Дмитриевичу ставили его противодействие получению русским правительством займа от французских банков во время его поездки в Париж весной 1906 года. Хотя Долгоруков, как и другие кадеты, считал, что займы должны получаться только с согласия народного представительства, он, будучи государственником, был сторонником получения займа и категорически отрицал слухи о том что он совместно с В.А.Маклаковым действовал для срыва его реализации. Только лишь в конце 1930-х — начале 1840-х годов Петру Долгорукову удалось собрать подтверждения от участников той истории — В.А.Маклакова, П.Н.Милюкова и Коковцева — что слухи об участии Павла Дмитриевича в противодействии получению займа были всего лишь непреднамеренной ошибкой, произошедшей в силу того, что французы, чьи заявления породили эти обвинения, просто особо не разбирались в «этих русских».
dolgorukovLev_Tolstoy_at_the_opening_of_the_library_Savelyev_1910 (528x700, 289Kb)
Председатель московского Общества грамотности Павел Долгоруков открывает вместе с Львом Толстым народную библиотеку в Ясной Поляне, 31 января 1910.
Деятельность во время революции и гражданской войны
В 1917 году исполнял обязанности председателя кадетского ЦК в Москве. В мае 1917 поддержал уход П.Н.Милюкова из Временного правительства, в июле настаивал на том, чтобы министры-кадеты покинули правительство и выступал за установление диктатуры. Во время прихода к власти большевиков находился в Москве, все дни проводил в штабе Московского военного округа, участвуя в организации борьбы против установления советской власти. Был избран членом Учредительного собрания. В ноябре 1917 — феврале 1918 находился под арестом в Петропавловской крепости. После освобождения находился на нелегальном положении, был одним из основателей и товарищем (заместителем) председателя Всероссийского Национального центра — антибольшевистской организации российских либералов. Осенью 1918 г. переехал на юг России, работал «пером и словом» в Осведомительном агентстве (ОСВАГ), созданном с целью координации политико-идеологической деятельности правительства генерала А.И.Деникина, — писал статьи в газетах и организовывал многочисленные публичные собрания и выступал на них, агитируя за безоговорочную и надпартийную поддержку армии, ведущую бескомпромиссную битву с большевизмом. Одним из последних покинул белый Новороссийск, будучи создателем и организатором «общества формирования белых отрядов», призванных пополнять ряды Добровольческой армии. Находился в Крыму всё время, вплоть до эвакуации, продолжая агитацию всемерной и всепартийной поддержки сражающейся армии, для чего организовал «Объединение общественных и государственных деятелей» (ООиГД) и был его председателем.
Эмигрант
С 1920 года находился в эмиграции. Был первым общественным деятелем, посетившим в декабре 1920 года Галлиполийский лагерь и выразившим Русской армии всемерную поддержку, так необходимую в тот критический момент колеблющимся. В эмиграции жил в Константинополе, Белграде, Париже, Варшаве. Продолжал участвовать в деятельности кадетской партии. Был беден, но легко переносил нищету, тосковал по России. Осознавая, что налаженные и постоянные связи политической эмиграции со своими сторонниками в СССР отсутствуют и желая создать такие связи, а также желая показать молодому поколению эмигрантов пример «труда, подвига и жертвенности» и, наконец, своим появлением «там», желая «разбудить» находящихся под большевистским террором людей для работы по спасению родины, в 1924 году перешёл советско-польскую границу; был задержан, но не опознан и выслан в Польшу. Во второй раз перешёл через границу СССР и Румынии 7 июня 1926 года. Причём, на уговоры всех посвящённых в его планы лиц отказаться от этой трудной и опасной во всех отношениях затеи, он, уже старик, тучный и страдающий отдышкой, отвечал: «тот, кто посылает людей на смерть, должен и сам показать пример, когда его туда зовут идти, тем более, что я одинок, стар, надо показать пример молодым» — Князь Павел Дмитриевич Долгоруков (Биографический очерк, написанный его братом П.Д.Долгоруким). Дмитрий Павлович конспиративно пробыл в СССР около 40 дней (основное время в Харькове), много раз (согласно записке, которую сумел передать заграницу перед самым своим арестом) был, вопреки предпринятым мерам к изменению внешности, узнан бывшими знакомыми. Был поражён (в той же записке) «запуганностью» советских граждан — те же лица, которые в 1918 году самоотверженно помогали Павлу Дмитриевичу, в 1926 году проявляли крайнее малодушие — захлопывали перед ним двери, просили больше не приходить и т.п. Был арестован 13 июля 1926 года на пути из Харькова в Москву на какой-то железнодорожной станции, возвращён в Харьковскую тюрьму ОГПУУ (ОГПУ Украины), где просидел 11 месяцев в ожидании суда и приговора, причём считалось, что наказание не может быть строгим за незначительность совершённого преступления (переход советской границы) и учитывая возраст Павла Дмитриевича. Однако он был расстрелян по «постановлению ОГПУ» в числе 20-ти бывших представителей знати Российской империи, находившихся в руках большевиков, «в ответ» на убийство советского полпреда в Польше П.Л.Войкова. В постановлении давалась такая «мотивировка» расстрельного приговора Павла Дмитриевича: «Долгоруков, Павел, бывший князь и крупный помещик, член ЦК кадетской партии, который после разгроме белых эвакуировался с остатками врангелевской армии в Константинополь, где состоял членом врангелевской финансовой контрольной комиссии, затем переехал в Париж, где являлся заместителем председателя белогвардейского Национального комитета в Париже, принимая руководящее участие в зарубежных монархических организациях и их деятельности на территории СССР; в 1926 году нелегально пробрался через Румынию на территорию СССР с целью организации контрреволюционных, монархических и шпионских групп для подготовки иностранной интервенции» — Председатель ОГПУ Менжинский. Москва 9 июня 1927 года. Приговор приведён в исполнение. По свидетельствам не названых источников и по слухам, достигших эмигрантских кругов, Павел Дмитриевич перед смертью «держался мужественно и ободрял других» приговорённых к расстрелу, «кн. Долгоруков перед расстрелом потребовал чтобы ему дали умыться, и красноармейцы хотя и исполнили его просьбу, но смеялись над ним, не зная, очевидно, что таков старинный русский обычай: по возможности прийти в могилу чистым». Бессудное убийство невинных лиц, явившееся, по своей сути, продолжением большевистской политики «красного террора» вызвало многочисленные протесты по всему миру. Место расстрела и место захоронения неизвестны. Труды: Долгоруков П.Д. Великая разруха. Воспоминания основателя партии кадетов 1916—1926 / Л.И.Глебовская. — Москва: ЗАО «Центрполиграф», 2007. — 367 страниц. — 3000 экземпляров. — ISBN 978-5-9524-2794-5. Литература: Государственная дума Российской империи, 1906—1917 : Энциклопедия. Москва : Российская политическая энциклопедия, 2008. Страницы 169—170. ISBN 978-5-8243-1031-3; Вдовина Л.Н. Долгоруков Павел Дмитриевич // Императорский Московский университет: 1755—1917: энциклопедический словарь / составители А.Ю.Андреев, Д.А.Цыганков. — Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — Страница 219. — 894 страницы. — 2000 экземпляров. — ISBN 978-5-8243-1429-8; Долгоруков Павел Дмитриевич // Москва: Энциклопедия / главный редактор С.О.Шмидт; составители: М.И.Андреев, В.М.Карев. — Москва : Большая российская энциклопедия, 1997. — 976 страниц. — 100 000 экземпляров. — ISBN 5-85270-277-3; П.Д.Долгоруков // Политическая история России в партиях и лицах / составитель В.В.Шелохаев. — Москва: Терра, 1994. — Страницы 229—247. — 304 страницы — 1500 экземпляров. — ISBN 5-85255-622-X.

Antoni_Sujkowski (489x700, 110Kb)
1867
Антони Суйковский (польское имя — Antoni Sujkowski)
польский учёный-географ, государственный и политический деятель. Родился в Закрочиме, Царство Польское, ныне Новодвурский повят, Мазовецкое воеводство, Польша. Выпускник физико-математического факультета киевского университета. Во время первого польского восстания в Силезии в 1919 году, входил в состав комитета помощи восставшим в Верхней Силезии. В качестве эксперта по вопросам географии и этнографии участвовал в составе польской делегации в работе Парижской мирной конференции 1919 года. С июля 1926 по начало октября 1926 г. — был министром религиозных конфессий и общественного просвещения в правительстве Казимира Бартеля. В 1929—1931 — ректор Высшей школы экономики в Варшаве. Президент Польского географического общества (с 1932). Умер в Варшаве 12 декабря 1941 года. Похоронен на кладбище Старые Повонзки. Сын — Богуслав, писатель.
Научная деятельность
Специалист в области экономической географии. В 1918 году издал свой главный труд «География земель древней Польши» («Geografia ziem dawnej Polski»), с описанием всех земель Польши, входивших в её состав на протяжении многих веков. Избранные труды: Географический очерк земель Средней Европы (Rys geograficzny ziem Europy Środkowej, 1906); Независимая Польша (Polska niepodległa, 1926)

Anne_Bremer (550x700, 202Kb)
1868
Энни Бремер (Anne Milly Bremer)
американская художница, представительница постимпрессионизма, также писала стихи. Родилась в Сан-Франциско, штат Калифорния, США, в семье немецко-еврейских эмигрантов среднего класса — Джозефа и Минны Бремер. В 1880—1881 годах она путешествовала с родителями по Европе, они посетили в Дублине Альберта Бендера — кузена Энни, который жил с её дядей — Уильямом Бремером (William Bremer). Искусство изучала с Эмилем Карлсеном в школе San Francisco Art Students League и с Артуром Мэтьюсом в California School of Design и Mark Hopkins Institute of Art, получив соответствующий сертификат об образовании в 1898 году. К тому времени Бремер была членом сан-францисской организации женщин-художниц «Sketch Club» и была её президентом до землетрясения в Сан-Франциско в 1906 году. В 1916 году она была избрана секретарем ассоциации «San Francisco Art Association», где участвовала в создании Дворца изящных искусств в Сан-Франциско. Заболев в 1921 году лейкемией, Энни прекратила заниматься живописью и стала писать стихи. Умерла в родном городе 26 октября 1923 года. Похоронена в городе Колма (Colma), штат Калифорния, на кладбище Home of Peace Cemetery and Emanu-El Mausoleum. После её смерти Альберт Бендер создал премию для студентов-художников её имени, библиотеку Анны Бремер в San Francisco Art Institute, её скульптуру в колледже Mills College. Он также спонсировал ограниченное издание книги стихов: The Unspoken and Other Poems and Tributes to Anne Bremer (1927). Под её влиянием Бендер стал покровителем художников и создателем художественных музеев, в частности он был основателем Музей современного искусства Сан-Франциско.
Труды
Работы Энни Бремер находятся во многих музеях США, в частности, в Художественном музее Крокера, Оклендском музее Калифорнии, Художественном музее Сан-Диего.
Некоторые работы
Anne_Bremer01 (574x700, 587Kb)
Ravenlocks
Anne_Bremer02 (700x576, 325Kb)
The Highlands (ca. 1920)
Anne_Bremer03 (612x700, 374Kb)
Sentinels

churkin (692x700, 143Kb)
1869
Николай Николаевич Чуркин
советский композитор, фольклорист, народный артист Белорусской ССР (1949). Родился в селе Джалал-Оглы, ныне Степанаван, Армения. В 1892 окончил Тифлисское музыкальное училище по классу композиции у М.М.Ипполитова-Иванова. Работал музыкальным педагогом (1892‒ 1914) в Баку, Каунасе, Вильнюсе. С 1914 ‒ в Белоруссии, с 1935 ‒ в Минске. Собирал музыкальный фольклор, в том числе белорусский (свыше 3000 записей; многие включены в сборнике белорусских народных песен и танцев, изданном в 1910, 1949, 1959). Перу Чуркина принадлежат первые опыты создания белорусской советской оперы («Освобождение труда», 1922); он является основоположником национального жанрового симфонизма (симфониетта «Белорусские картинки», 1925). В числе сочинений Чуркина также детская радиоопера «Рукавичка» (1940), музыкальная комедия «Песня Березины» (1947), пьесы для симфонического и духового оркестра, для оркестра народных инструментов, камерно-инструментальные ансамбли (в том числе 11 квартетов), хоры и песни на слова советских поэтов и др. Автор первых белорусских советских опер. Награжден 3 орденами, а также медалями. Умер в Минскве 27 декабря 1964 года. Литература: Журавлёв Д.Н., Большая дорога. Народный артист Белорусской ССР Н.Чуркин, Минск, 1964.

1870
Аугуст Ундерборг (немецкое имя — August Underborg)
немецкий конькобежец. Участник чемпионатов мира (1891 год) и Европы (1891 и 1893 годов). Имел два третьих места в общем зачете на неофициальном чемпионате мира-1891 и чемпионате Европы-1893. Установил один мировой рекорд на дистанции 1000 метров и 12 национальных рекордов. Дата смерти неизвестна.
Рекорд мира
Underborg01 (700x110, 64Kb)
Личные рекорды
Underborg02 (700x332, 193Kb)
Достижения
Underborg03 (700x50, 38Kb)

Forbes (496x700, 192Kb)
1870
Вильям Кэмерон Форбс (William Cameron Forbes)
американский банкир, государственный деятель и дипломат. Родился в городе Милтон, округ Норфолк, штат Массачусетс, США, в семье Вильяма Хатауэя Форбса, президента «Bell Telephone Company» и Эдит Эмерсон, дочери поэта Ральфа Эмерсона. В 1892 году окончил Гарвардский университет. В 1904—1908 годах был комиссаром полиции Филиппин. В 1908—1909 годах — вице-губернатор Филиппин. В 1909—1916 годах — генерал-губернатор Филиппин. В 1930—1932 годах — посол США в Японии. На это время пришлась оккупация Японией Маньчжурии. Умер в городе Бостон, штат Массачусетс, США, 24 декабря 1959 года.

Ferdinand_Schmutzer (525x700, 253Kb)
1870
Фердинанд Шмутцер (немецкое имя — Ferdinand Schmutzer)
австрийский художник, гравёр и фотограф, преподавал в Академии художеств, в 1922—1924 гг. был её ректором. Родился в Вене, в потомственной художественной семье: отец и дед были живописцами, прадед Якоб Матеус Шмутцер (1733—1811) — известным гравером. С 1886 года учился в Венской академии художеств на отделении живописи у Леопольда Карла Мюллера и Йозефа Матиаса Тренквальда. По окончании академии был премирован поездкой в Нидерланды, под впечатлением от которой обратился к гравюре. С 1897 г. начал работать как гравер, преимущественно в портретном жанре. С 1901 г. участвовал в выставках Венского сецессиона. С 1908 г. преподавал в Академии художеств, в 1922—1924 гг. был её ректором. В поздние годы в значительной мере перешёл на фотографию. Среди тех, чьи портреты оставил Шмутцер, — Зигмунд Фрейд, Альберт Эйнштейн, Феликс Зальтен, Артур Шницлер, Пабло Казальс и другие заметные фигуры. Умер в родном городе 26 октября 1928 года. Похоронен на венском Дёблингском кладбище.

Vladimir_Cheremisov (620x700, 401Kb)
1871
Владимир Андреевич Черемисов
русский военачальник, генерал от инфантерии. Из дворян Бакинской губернии. В 1891 окончил военно-училищные курсы Московского пехотного юнкерского училища. Выпущен в 12-ю артиллерийскую бригаду. В 1899 окончил Николаевскую Академию Генерального штаба. 28 февраля 1900 — Старший адъютант 2-й казачьей сводной дивизии. 9 апреля 1901 — Старший адъютант штаба X армейского корпуса. 9 мая 1903 — Обер-офицер для особых поручений при штабе IX армейского корпуса. 15 ноября 1903 — Помощник старшего адъютанта штаба Киевского военного округа. 20 марта 1904 — Прикомандирован к Киевскому военному училищу для преподавания военных наук. 1 октября 1908 — Начальник штаба 7-й кавалерийской дивизии. 21 октября 1911 — Штатный преподаватель военных наук Николаевской военной академии. В августе 1914 — Командир Серпуховского 120-го пехотного полка 30-й пехотной дивизии. В августе-сентябре 1914 участвовал в боях в Восточной Пруссии В октябре 1914 участвовал в боях под Варшавой, за боевые отличия награжден орденом Святого Георгия IV степени и Георгиевским оружием. 21 апреля 1915 — Исполняющий должность генерал-квартирмейстера штаба 12-й армии. 19 февраля 1916 — Командир бригады 32-й пехотной дивизии. 25 июля 1916 — Генерал для поручений при командующем 7-й армией. 13 апреля 1917 — Начальник 159-й пехотной дивизии.25 апреля 1917 — Командующий XII армейским корпусом в составе 12-й и 19-й пехотных дивизий. В июне 1917 участвовал в Июньском наступлении в составе 8-й армии генерала Л.Г.Корнилова. XII Армейский Корпус наносил главный удар на Галич и Калуш, для чего был усилен до 6 дивизий (11-я, 19-я, 56-я, 117-я, 164-я пехотные и 1-я Заамурская пограничная пехотная дивизии). 8 июля — Корпус перешел в наступление, прорвал передовую, промежуточную и главную позиции противника на всем фронте 3-й австро-венгерской армии от Ямницы до Загрозди, разбил XXVI австро-венгерский корпус и занял долину Быстрицы. 9 июля — Корпус нанес поражение XIII австро-венгерскому корпусу. 10 июля — При поддержке XXXIII Армейского Корпуса занял Галич. 11 июля — При поддержке XXXIII Армейского Корпуса занял Калуш. 20 июля 1917 — принял от генерала Корнилова 8-ю армию. В июле 1917 оставил Галич и Калуш, передал левофланговые корпуса 1-й армии генерала Г.М.Ванновского. 23 июля 1917 — В результате наступления германской Южной армии оставил Станиславов и продолжил отход с Ломницы. 27 июля 1917 — Сдал Городенку. 28 июля 1917 — После упорных боев XII и III Кавказский Армейские Корпуса отошли на левый берег реки Збруч. 29 июля 1917 — XII и III Кавказский Армейские Корпуса сдержали наступление XXV и XXVII германских резервных корпусов. 31 июля 1917 — Приказом А.Ф.Керенского назначен главнокомандующим армиями Юго-Западного фронта, но не вступил в командование, поскольку назначению воспротивился Корнилов. 5 августа 1917 — Перешел в наступление, потеснив XXV и XXVII германские резервные корпуса у Скалы и Выгоды. 7 августа 1917 — Сдал фронт генералу П.С.Балуеву. 15 августа 1917 — Переведен в распоряжение Временного правительства. 11 августа 1917 — Генерал от инфантерии. Командующий 9-й армией (X, XVIII, XXVI, XXIX и XL армейские корпуса). 22 сентября 1917 — Главнокомандующий армиями Северного фронта. Тайно субсидировал большевистскую газету «Наш путь», открыто не подчинялся Керенскому, запретил отправку войск с фронта в Петроград для подавления октябрьского переворота. «Стало известно о движении генерала Краснова с 3 корпусом на Санкт-Петербург, за ним должны были двигаться еще войска. Но уже через день заговорили об «измене генерала Черемисова». В штабе главнокомандующего северным фронтом уже велась недостойная игра. Генерал Черемисов довольно прозрачно давал окружающим понять, что в ближайшие дни он готовится стать верховным главнокомандующим. Вызванные в Санкт-Петербург правительством эшелоны были задержаны генералом Черемисовым в пути; казаки Уссурийцы стали брататься с большевиками. Еще раз в верхах армии появилась растерянность, нерешительность, предательство и трусость» (Петр Врангель, «Записки»). «Вскоре по моему вызову явился сам главнокомандующий. Произошло весьма тяжелое объяснение. Генерал не скрывал, что в его намерения вовсе не входит в чем-нибудь связывать свое будущее с судьбой «обреченного» правительства. Кроме того, он пытался доказать, что в его распоряжении нет никаких войск, которые он бы мог выслать с фронта, и заявил, что не может ручаться за мою личную безопасность в Пскове. Тут же Черемисов сообщил, что он уже отменил свой приказ, ранее данный в соответствии с моим требованием из Санкт-Петербурга, о посылке войск, в том числе и 3-го конного корпуса. — «Вы видели генерала Краснова, он разделяет ваше мнение?» — спросил я. — «Генерал Краснов с минуты на минуту приедет ко мне из Острова». — «В таком случае, генерал, немедленно направьте его ко мне». — «Слушаюсь». Генерал ушел, сказав, что идет прямо в заседание военно-революционного комитета, там окончательно выяснит настроение местных войск и вернется ко мне доложить. Отвратительное впечатление осталось у меня от свидания с этим умным, способным, очень честолюбивым, но совершенно забывшем о своем долге человеком. Значительно позже я узнал, что, по выходе от меня, генерал не только пошел в заседание военно-революционного комитета. Он пытался еще по прямому проводу уговорить командующего Западным фронтом ген. Балуева не оказывать помощи правительству» (A.Ф.Керенский). «К октябрьскому выступлению большевиков Керенский почти не имел войск, верных Временному Правительству. Генерал Черемисов открыто перешел к большевикам» (С.П.Полонский, предисловие к книге П.Н Краснова «Тихие подвижники»). 14 ноября 1917 — Отстранен от командования и по приказу Н.В.Крыленко арестован. После освобождения выехал в Киев, а затем эмигрировал в Данию. С 1930-х годов жил во Франции. «Во время обеда прибыл вновь назначенный командующим армией, герой Галича, генерал Черемисов. Маленький, худенький, с бегающими черными глазками и приятным, несколько вкрадчивым голосом генерал Черемисов произвел на меня впечатление живого, неглупого человека» (Петр Врангель, «Записки»). Награды: Орден Святого Станислава III степени (1901); Орден Святого Станислава II степени (1906); Орден Святой Анны II степени с мечами (1911); Георгиевское оружие (31 марта 1915); Орден Святой Анны I степени с мечами (23 апреля 1917); Орден Святого Георгия IV степени (10 июля 1917). Сочинения: Основы современного военного искусства (Санкт-Петербург, 1909); Русско-японская война 1904—1905 гг. (Санкт-Петербург, 1909); Основы германской тактики (Санкт-Петербург, 1914); Прикладная тактика (Санкт-Петербург, 1913—1914). Литература: Залесский К.А. Кто был кто в Первой мировой войне. — Москва: АСТ, 2003. — 896 страниц. — 5000 экземпляров. — ISBN 5-271-06895-1.

Teffi (539x700, 200Kb)
1872
Тэффи (настоящее имя — Надежда Александровна Лохвицкая; в замужестве — Бучинская)
русская писательница и поэтесса, мемуаристка, переводчица, автор таких знаменитых рассказов, как «Демоническая женщина» и «Ке фер». После революции эмигрировала. Сестра поэтессы Мирры Лохвицкой и генерала Николая Лохвицкого, соратника адмирала Колчака. Надежда Александровна Лохвицкая родилась в Санкт-Петербурге, в семье адвоката Александра Владимировича Лохвицкого (1830—1884) и его жены Варвары Александровны (урождённой Гойер, французская фамилия — Hoer), обрусевшей француженки, женщины начитанной и увлекавшейся литературой. Училась в Литейной женской гимназии, которую окончила в 1890 году. В 1892 году, после рождения первой дочери, поселилась вместе со своим первым мужем Владиславом Бучинским в его имении под Могилёвом. В 1900 году, уже после рождения второй дочери Елены и сына Янека, разошлась с мужем и переехала в Санкт-Петербург, где начала литературную карьеру. В 1910 году в издательстве «Шиповник» вышла первая книга стихотворений «Семь огней» и сборник «Юмористические рассказы». Была известна сатирическими стихами и фельетонами, входила в состав постоянных сотрудников журнала «Сатирикон». Сатира Тэффи часто носила очень оригинальный характер: так, стихотворение «Из Мицкевича» 1905 года основано на параллели между широко известной балладой Адама Мицкевича «Воевода» и конкретным, произошедшим недавно злободневным событием. Рассказы Тэффи систематически печатали такие авторитетные парижские газеты и журналы как «Грядущая Россия», «Звено», «Русские записки», «Современные записки». Поклонником Тэффи был Николай II, именем Тэффи были названы конфеты. После закрытия в 1918 году газеты «Русское слово», где Тэффи работала, она отправилась в Киев и Одессу с литературными выступлениями. Эта поездка привела её в Новороссийск, откуда летом 1919 года она отправилась в Турцию. Осенью 1919 она была уже в Париже, а в феврале 1920 в парижском литературном журнале появились два её стихотворения, в апреле она организовала литературный салон. В 1922—1923 жила в Германии. С середины 1920-х годов жила в фактическом браке с Павлом Андреевичем Тикстоном (умер в 1935). Умерла в Париже 6 октября 1952 года, спустя два дня её отпели в Александро-Невском соборе в Париже и похоронили на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Её называли первой русской юмористкой начала XX века, «королевой русского юмора», однако она никогда не была сторонницей чистого юмора, всегда соединяла его с грустью и остроумными наблюдениями над окружающей жизнью. После эмиграции сатира и юмор постепенно перестают доминировать в её творчестве, наблюдения над жизнью приобретают философский характер.
Псевдоним
Впервые имя Тэффи (ещё без инициалов) появляется в 51-м номере журнала «Театр и искусство», в декабре 1901 года (это вторая публикация писательницы). Возможно, Тэффи взяла псевдоним потому, что задолго до начала её литературной деятельности известность получила её старшая сестра — поэтесса Мирра Лохвицкая, которую критики прозвали «русской Сафо». (К началу своей литературной карьеры Тэффи уже разошлась с первым мужем, по которому носила фамилию Бучинская.) По мнению исследователей творчества Тэффи Е.М.Трубиловой и Д.Д.Николаева, псевдоним для Надежды Александровны, которая любила мистификации и шутки, а также являлась автором литературных пародий, фельетонов, стал частью литературной игры, направленной на создание соответствующего образа автора. Версия происхождения псевдонима изложена самой писательницей в мемуарном очерке «Псевдоним» (1931). Она не хотела подписывать свои тексты мужским именем, как это часто делали современные ей писательницы: «Прятаться за мужской псевдоним не хотелось. Малодушно и трусливо. Лучше выбрать что-нибудь непонятное, ни то ни сё. Но — что? Eй нужно такое имя, которое принесло бы счастье. Лучше всего имя какого-нибудь дурака — дураки всегда счастливые». Ей «вспомнился <…> один дурак, действительно отменный и вдобавок такой, которому везло, значит, самой судьбой за идеального дурака признанный. Звали его Степан, а домашние называли его Стеффи. Отбросив из деликатности первую букву (чтобы дурак не зазнался)», писательница «решила подписать пьеску свою „Тэффи“». После успешной премьеры этой пьесы в интервью журналисту на вопрос о псевдониме Тэффи ответила, что «это… имя одного дур…, то есть такая фамилия». Журналист заметил, что ему «сказали, что это из Киплинга». Тэффи, вспомнившая такое имя у Киплинга, а также песню «Taffy was a walesman / Taffy was a thief…» из Трильби, согласилась с этой версией. Действительно, у Киплинга в рассказе «Как было написано первое письмо» из сборника «Просто сказки» (опубликован в 1902 году) присутствует героиня, маленькая девочка по имени (в русских переводах) Таффимай Металлумай, или Таффи (Taffy, Тэффи). В чрезвычайно популярном в своё время романе «Трильби» английского писателя Джорджа Дюморье есть персонаж по имени Тэффи (в русских переводах романа, вышедших в 1896—1897, Таффи). Г.Г.Ге в 1898 году написал драму «Трильби» по созданной в 1895 году сценарной версии романа. Эта пьеса шла в русских театрах (например, в Театре Корша в сентябре 1900 года). Упоминаемая песня (которая в действительности в романе отсутствует) — популярная английская детская песенка «Taffy was a Welshman, Taffy was a thief» (русское название — «Тэффи был валлиец, Тэффи был вор»; Тэффи — насмешливое прозвище валлийцев). Однако премьера пьесы «Женский вопрос», упоминаемой в рассказе, состоялась только в 1907 году, когда Тэффи уже активно публиковалась под этим псевдонимом в петербургских газетах. Биограф писательницы Элизабет Нитраур поэтому считала, что Тэффи в очередной раз слегка мистифицировала читателей и, вероятно, выбрала псевдоним именно у Киплинга. Первое известное появление псевдонима — стихотворный фельетон «Покаянный день», где высмеивались драматурги тех лет, «обрабатывавшие» для сцены известные литературные произведения, и цитата из песенки намекает на этих «театральных воров». Ещё один возможный источник — творчество английской писательницы Эдит Несбит, с которой Надежда Лохвицкая была знакома. В сказке «Освободители своей отчизны» героиней была девочка по имени Эффи.
Творчество
В России
С детства она увлекалась классической русской литературой. Её кумирами были А.С.Пушкин и Л.Н.Толстой, интересовалась современной литературой и живописью, дружила с художником Александром Бенуа. Также на Тэффи оказали огромное влияние Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский и её современники Ф.Сологуб и А.Аверченко. Писать Надежда Лохвицкая начала ещё в детстве, но литературный дебют состоялся почти в тридцатилетнем возрасте. Первая публикация Тэффи состоялась 2 сентября 1901 года в еженедельнике «Север» — это было стихотворение «Мне снился сон, безумный и прекрасный…». Сама Тэффи отзывалась о своём дебюте так: «Взяли моё стихотворение и отнесли его в иллюстрированный журнал, не говоря мне об этом ни слова. А потом принесли номер журнала, где стихотворение напечатано, что очень меня рассердило. Я тогда печататься не хотела, потому что одна из моих старших сестер, Мирра Лохвицкая, уже давно и с успехом печатала свои стихи. Мне казалось чем-то смешным, если все мы полезем в литературу. Между прочим, так оно и вышло… Итак — я была недовольна. Но когда мне прислали из редакции гонорар — это произвело на меня самое отрадное впечатление». В 1905 году её рассказы печатались в приложении к журналу «Нива». В годы Первой русской революции (1905—1907) Тэффи сочиняет острозлободневные стихи для сатирических журналов (пародии, фельетоны, эпиграммы). В это же время определяется основной жанр всего её творчества — юмористический рассказ. Сначала в газете «Речь», затем в «Биржевых новостях» в каждом воскресном выпуске печатаются литературные фельетоны Тэффи, вскоре принесшие ей всероссийскую любовь. В дореволюционные годы Тэффи пользовалась большой популярностью. Была постоянной сотрудницей в журналах «Сатирикон» (1908—1913) и «Новый Сатирикон» (1913—1918), которыми руководил её друг Аркадий Аверченко. В 1911 году приняла участие в коллективном романе «Три буквы» на страницах «Синего журнала». Поэтический сборник «Семь огней» был издан в 1910 году. Книга осталась почти незамеченной на фоне оглушительного успеха прозы Тэффи. Всего до эмиграции писательница опубликовала 16 сборников, а за всю жизнь — более 30. Кроме того, Тэффи написала и перевела несколько пьес. Её первая пьеса «Женский вопрос» была поставлена петербургским Малым театром. Следующим её шагом было создание в 1911 году двухтомника «Юмористические рассказы», где она критикует обывательские предрассудки, а также изображает жизнь петербургского «полусвета» и трудового народа, словом, мелочную повседневную «ерунду». Иногда в поле зрения автора попадают представители трудового народа, с которыми соприкасаются основные герои, это большей частью кухарки, горничные, маляры, представленные тупыми и бессмысленными существами. Повседневность и обыденность подмечены Тэффи зло и метко. Своему двухтомнику она предпослала эпиграф из «Этики» Бенедикта Спинозы, который точно определяет тональность многих её произведений: «Ибо смех есть радость, а посему сам по себе — благо».
Teffi01 (481x700, 245Kb)
Н.Тэффи в годы Первой мировой войны
В 1912 году писательница создаёт сборник «И стало так», где описывает не социальный тип мещанина, а показывает обыденность серых будней, в 1913 году — сборник «Карусель» (здесь центральный образ — простой человек, раздавленный жизнью) и «Восемь миниатюр», в 1914 году — «Дым без огня», в 1916 году — «Житьё-бытьё», «Неживой зверь» (где описывается ощущение трагичности и неблагополучия жизни; положительным идеалом для Тэффи здесь являются дети, природа, народ). События 1917 года находят отражение в очерках и рассказах «Петроградское житие», «Заведующие паникой» (1917), «Торговая Русь», «Рассудок на веревочке», «Уличная эстетика», «В рынке» (1918), фельетонах «Пёсье время», «Немножко о Ленине», «Мы верим», «Дождались», «Дезертиры» (1917), «Семечки» (1918). В конце 1918 года вместе с А. Аверченко Тэффи уехала в Киев, где должны были состояться их публичные выступления, и после полутора лет скитаний по российскому югу (Одесса, Новороссийск, Екатеринодар) добралась через Константинополь до Парижа. Судя по книге «Воспоминания», Тэффи не собиралась уезжать из России. Решение было принято, можно сказать, моментно: «Увиденная утром струйка крови у ворот комиссариата, медленно ползущая струйка поперек тротуара перерезывает дорогу жизни навсегда. Перешагнуть через неё нельзя. Идти дальше нельзя. Можно повернуться и бежать». Тэффи вспоминает, что её не оставляла надежда на скорое возвращение, хотя своё отношение к Октябрьской революции она определила давно: «Конечно, не смерти я боялась. Я боялась разъярённых харь с направленным прямо мне в лицо фонарем, тупой идиотской злобы. Холода, голода, тьмы, стука прикладов о паркет, криков, плача, выстрелов и чужой смерти. Я так устала от всего этого. Я больше этого не хотела. Я больше не могла».
В эмиграции
В Берлине и Париже продолжали выходить книги Тэффи, и исключительный успех сопутствовал ей до конца долгой жизни. В эмиграции у неё вышло больше десятка книг прозы и только два стихотворных сборника: «Шамрам» (Берлин, 1923) и «Passiflora» (Берлин, 1923). Подавленность, тоску и растерянность в этих сборниках символизируют разные образы — карлика, горбуна, плачущего лебедя, серебряного корабля смерти, тоскующего журавля. В эмиграции Тэффи писала рассказы, рисующие дореволюционную Россию, всё ту же обывательскую жизнь, которую она описывала в сборниках, изданных на родине. Меланхолический заголовок «Так жили» объединяет эти рассказы, отражающие крушение надежд эмиграции на возвращение прошлого, полную бесперспективность неприглядной жизни в чужой стране. В первом номере газеты «Последние новости» (27 апреля 1920 года) был напечатан рассказ Тэффи «Ке фер?» (фр. Que faire? — «Что делать?»), и фраза его героя, старого генерала, который, растерянно озираясь на парижской площади, бормочет: «Все это хорошо… но que faire? Фер-то ке?», стала своего рода паролем для оказавшихся в изгнании. Писательница публиковалась во многих видных периодических изданиях русской эмиграции («Общее дело», «Возрождение», «Руль», «Сегодня», «Звено», «Современные записки», «Жар-Птица»). Тэффи выпустила ряд книг рассказов — «Рысь» (1923), «Книга Июнь» (1931), «О нежности» (1938) — показавших новые грани её таланта, как и пьесы этого периода — «Момент судьбы» (1937), «Ничего подобного» (1939) — и единственный опыт романа — «Авантюрный роман» (1931). Жанровая принадлежность романа, обозначенная в названии, вызвала сомнения у первых рецензентов: было отмечено несоответствие «души» романа (Б. Зайцев) заглавию. Современные исследователи указывают на сходство с авантюрным, плутовским, куртуазным, детективным романом, а также романом-мифом. Но своей лучшей книгой она считала сборник рассказов «Ведьма» (1936). В произведениях Тэффи этого времени заметно усиливаются грустные, даже трагические мотивы. «Боялись смерти большевистской — и умерли смертью здесь. Думаем только о том, что теперь там. Интересуемся только тем, что приходит оттуда», — сказано в одной из её первых парижских миниатюр «Ностальгия» (1920). Вторая мировая война застала Тэффи в Париже, где она осталась из-за болезни. Она не сотрудничала ни в каких изданиях коллаборационистов, хотя голодала и бедствовала. Время от времени она соглашалась выступить с чтением своих произведений перед эмигрантской публикой, которой с каждым разом становилось всё меньше.
Teffiгроб (525x700, 305Kb)
Могила Тэффи на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа
В 1930-е годы Тэффи обращается к мемуарному жанру. Она создаёт автобиографические рассказы «Первое посещение редакции» (1929), «Псевдоним» (1931), «Как я стала писательницей» (1934), «45 лет» (1950), а также художественные очерки — литературные портреты известных людей, с которыми ей довелось встречаться. Среди них: Григорий Распутин; Владимир Ленин; Александр Керенский; Александра Коллонтай; Фёдор Сологуб; Константин Бальмонт; Илья Репин; Аркадий Аверченко; Зинаида Гиппиус; Дмитрий Мережковский; Леонид Андреев; Алексей Ремизов; Александр Куприн; Иван Бунин; Игорь Северянин; Мишши Сеспель; Всеволод Мейерхольд. Создавая образы известных людей, Тэффи выделяет какую-либо черту или качество, которые кажутся ей наиболее яркими, подчёркивающими индивидуальность человека. Своеобразие литературных портретов обусловлено авторской установкой «рассказать… просто как о живых людях, показать, какими я их видела, когда сплетались наши пути. Они все уже ушли, и ветер заметает снегом и пылью их земные следы. О творчестве каждого из них писали и будут писать ещё и ещё, но просто живыми людьми не многие их покажут. Я хочу рассказать о моих встречах с ними, об их характерах, причудах, дружбе и вражде». Современники восприняли книгу как «едва ли не лучшее из того, что нам до сих пор дала эта талантливая и умная писательница» (И.Голенищев-Кутузов), как «эпилог прошлой и невозвратной жизни» (М.Цетлин). Тэффи планировала писать о героях Л.Н.Толстого и М.Сервантеса, обойдённых вниманием критики, но этим замыслам не суждено было осуществиться. 30 сентября 1952 года в Париже Тэффи отпраздновала именины, а всего через неделю скончалась. Библиография: Издания, подготовленные Тэффи: 1910 — «Семь огней». — Санкт-Петербург: Шиповник; 1910 — «Юмористические рассказы». Книга 1. — Санкт-Петербург: Шиповник; 1911 — «Юмористические рассказы». Кн. 2 («Человекообразные»). — Санкт-Петербург : Шиповник; 1912 — «И стало так». — Санкт-Петербург: Новый сатирикон; 1913 — «Карусель». — Санкт-Петербург: Новый сатирикон; 1914 — «Дым без огня». — Санкт-Петербург: Новый сатирикон; [1914?]—1915 — «Восемь миниатюр». Том 1. — Пктраград : Новый сатирикон; [1914?]—1915 — «Миниатюры и монологи». Том 2. — Пктраград : Новый сатирикон; 1915 — «Ничего подобного» (сб. рассказов). Пктраград : Новый сатирикон; 1916 — «Неживой зверь». — Пктраград : Новый сатирикон; 1917 — «И стало так». 7-е изд. — Пктраград : Новый сатирикон; 1918 — «Вчера». — Пктраград : Новый сатирикон; 1918 — «Дым без огня». 9-е изд. — Пктраград : Новый сатирикон; 1918 — «Карусель». 4-е издание — Пктраград : Новый сатирикон; 1920 — «Так жили». — Париж; 1921 — «Чёрный ирис». — Стокгольм; 1921 — «Сокровища земли». — Берлин; 1921 — «Тихая заводь». — Париж; 1921 — «„Восток“ и другие рассказы» ---- Шанхай; 1923 — «Рысь». — Берлин; 1923 — «Passiflora». — Берлин; 1923 — «Шамран. Песни Востока». — Берлин; 1924 — «Вечерний день». — Прага; 1927 — «Городок». — Париж; 1930 — «Воспоминания». — Париж; 1931 — «Книга Июнь». — Париж; 1931 — «Авантюрный роман». — Париж; 1936 — «Ведьма». — Париж; 1938 — «О нежности». — Париж; 1939 — «Зигзаг». — Париж; 1946 — «Всё о любви». — Париж; 1952 — «Земная радуга». — Нью-Йорк; «Жизнь и воротник»; «Митенька»; «Вдохновенье»; «Свои и чужие»; «Ностальгия». Публикации в СССР: 1926 — «Взамен политики». Рассказы. — Москва—Ленинград : ЗиФ; 1927 — «Вчера». Юмористические рассказы. — Киев: Космос; 1927 — «Танго смерти». — Москва: ЗиФ; 1927 — «Сладкие воспоминания». — Москва—Ленинград : ЗиФ. Собрания сочинений: 1998—2005 — Собрание сочинений [в 7 томах]. Составление и подготовка текстов Д.Д.Николаева и Е.М.Трубиловой. — Москва: Лаком; 2008 — Собрание сочинений: В 5 томах. — Москва.: Книжный клуб ТЕРРА. Другое: Древняя история / Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». — 1909; Древняя история / Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». — Санкт-Петербург : издательство М.Г.Корнфельда, 1912; Тэффи. Моя летопись / составление, предисловие, примечания С.С.Никоненко. — Москва: ПРОЗАиК, 2016. — 655 страниц. ISBN 978-5-91631-249-2 : 2000 экземпляров; Тэффи. «Момент судьбы». Пьеса в 4-х действиях / публикация Keijser T., Salzmann V. // Russian Literature, Volume 117, October , Pages 11-64 — Amsterdam: Elsevier, 2020; Тэффи. «Ничего подобного». Комедия в 3-х актах, 4-х картинах / публикация Keijser T., Salzmann V. // Russian Literature, Volume 117, October , Pages 65-110 — Amsterdam: Elsevier, 2020.
Критика
К произведениям Тэффи в литературных кругах относились крайне положительно. Писатель и современник Тэффи Михаил Осоргин считал её «одним из самых умных и зрячих современных писателей». Хотя стихи Тэффи ругал Валерий Брюсов, считая их слишком «литературными», Николай Гумилёв отмечал по этому поводу: «Поэтесса говорит не о себе и не о том, что она любит, а о том, какой она могла бы быть, и о том, что она могла бы любить. Отсюда маска, которую она носит с торжественной грацией и, кажется, иронией». Кроме того, её творчество высоко ценили Александр Куприн, Дмитрий Мережковский и Фёдор Сологуб. Литературная энциклопедия 1929—1939 сообщает о поэтессе крайне размыто и негативно: «Культ любви, сладострастия, густой налет восточной экзотики и символики, воспевание различных экстатических состояний души — основное содержание поэзии Тэффи. Изредка и случайно звучали здесь мотивы борьбы с «самовластьем», но социальные идеалы Тэффи были крайне неопределенны. С начала 1910-х гг. Тэффи перешла к прозе, дав ряд сборников юмористических рассказов. В них Тэффи поверхностно критикует некоторые обывательские предрассудки и привычки, в сатирических сценках изображает жизнь петербургского «полусвета». Иногда в поле зрения автора попадают представители трудового народа, с которыми соприкасаются основные герои; это большей частью кухарки, горничные, маляры, представленные тупыми и бессмысленными существами. Кроме стихов и рассказов Тэффи написала и перевела ряд пьес. Первая пьеса «Женский вопрос» была поставлена петербургским Малым театром; несколько других шло в разное время в столичных и провинциальных театрах. В эмиграции Тэффи написаны рассказы, рисующие дореволюционную Россию, все ту же мещанскую жизнь. Меланхолический заголовок «Так жили» объединяет эти рассказы, отражающие крушение надежд белоэмиграции на возвращение прошлого, полную бесперспективность неприглядной эмигрантской жизни. Рассказывая о «сладких воспоминаниях» эмигрантщины, Тэффи приходит к ироническому изображению дореволюционной России, показывает тупость и никчемность обывательского существования. Эти произведения свидетельствуют о жестоком разочаровании писательницы-эмигрантки в людях, с которыми она связала свою судьбу.» — Литературная энциклопедия.
Экранизации
В СССР: Рассказ Тэффи «Маляр» был экранизирован дважды: Одноимённый сюжет по мотивам рассказа в киножурнале «Фитиль», (1967, выпуск № 63). Режиссёр Георгий Данелия, в ролях Ия Саввина (хозяйка квартиры) и Евгений Леонов (маляр); Новелла в рамках телеспектакля «По страницам «Сатирикона»» (1974); Режиссёр Евгений Ануфриев, в ролях Маргарита Струнова (хозяйка квартиры) и Алексей Кузнецов (маляр); Ещё два рассказа — «Счастливая любовь» и «Проворство рук» — были экранизированы во втором выпуске телеспектакля «Альманах сатиры и юмора» (1980). В России: В рамках проекта «Недлинные истории» на телеканале «Культура» (2002—2003) были экранизированы следующие рассказы Тэффи: «Маляр», режиссёр Дмитрий Васильев, в ролях Оксана Базилевич (хозяйка квартиры) и Вадим Гущин (маляр); «Блины», режиссёр Дмитрий Васильев, в ролях Оксана Базилевич (дама), Владимир Богданов (господин), Геннадий Алимпиев (Петр Николаевич, учитель математики), Игорь, Лифанов (господин), Александр Строев (иностранец), Надежда Рязанцева (иностранка); «Выбор креста», режиссёр Дмитрий Васильев, в ролях Олег Куликович (Шура Эрбель), Оксана Базилевич (жена Шуры Эрбеля), Анатолий Петров (Ермилов), Зоя Буряк (жена Ермилова); «Предсказатель прошлого»; «Выслужился»; «Прелестная женщина»; «Брошечка»; «Джентельмен»; «Ведьма».
Память
Библиотека «Тэффи» в Тихвине (Ленинградская область). Литература: Кранихфельд В.П. «Юмористические рассказы». [Рецензия] // «Современный мир». 1910. № 9; Брюсов В.Я. Женщины-поэты // Брюсов В.Я. Далекие и близкие, Москва, 1912; Унковский В. Сотрудник «Нового русского слова» у Тэффи: (От собственного парижского корреспондента «Нового русского слова») // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1932.— 23 апреля (№ 7027).— Страница 2; Седых А. Н. А. Тэффи готовит постановку своей пьесы «Момент судьбы»: (От парижского корреспондента «Нового русского слова») // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1937.— 9 апреля (№ 8832).— Страница 2; Унковский В. Визит к писательнице Тэффи: (От собственного парижского корреспондента «Нового русского слова») // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1937.— 10 ноября (№ 9047).— Страница 2: портрет; Унковский В. Дочь Тэффи рассказывает о Варшаве: (От собственного парижского корреспондента «Нового русского слова») // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1939.— 28 декабря (№ 9822).— Страница 4; Слоним М. Н.А.Тэффи // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1943.— 27 июня (№ 11083).— Страница 8; Александрова В. Н.А.Тэффи: (К 70-летию со дня рождения) // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1947.— 25 мая (№ 12812).— Страница 8; Седых А. Парижские встречи: (От корреспондента «Нового русского слова») // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1949.— 5 июля (№ 13584).— Страница 2; Седых А. Тэффи — писатель и человек // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1951.— 7 декабря (№ 14469).— Страницы 3, 4; Каллаш М. О людях и зверях. К 50-летию литературной деятельности Н.А.Тэффи // Русские новости.— Париж, 1952.—27 июня (№ 369).— Страница 4; Сазонова Ю. Земная радуга Н.А.Тэффи // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1952.— 29 июня (№ 14673).— Страница 8; Каллаш М. «Земная Радуга» // Русские новости.— Париж, 1952.—25 июля (№ 373).— Страница 4; Седых А. Скончалась Н.А.Тэффи // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1952.— 10 октября (№ 14776).— Страницы 1, 2; Н.Ш. В комнате Н.А.Тэффи // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1952.— 15 октября (№ 14781).— Страница 3; Адамович Г. Памяти Тэффи // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1952.— 17 октября (№ 14783).— Страница 3; Окс В. Тэффи и ее поэзия // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1952.— 19 октября (№ 14785).— Страница 8; Ставров П. О Н.А.Тэффи: (Вместо критического очерка) // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1952.— 26 октября (№ 14792).— Страница 8; Адамович Г. Герои нашего времени // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1952.— 9 ноября (№ 14806).— Страница 8; Верещагина М. Как жила Тэффи: (Письмо в редакцию) // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1952.— 16 ноября (№ 14813).— Страница 3; История русской литературы конца XIX — начала XX века. Библиографический указатель, под редакцией К.Д.Муратовой, Москва — Ленинград, 1963; Крымов Вл. Тэффи и другие ушедшие // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1965.— 28 февраля (№ 18983).— Страницы 5, 8; Куприн А. И. Бисерное колечко // Куприн А.И. О литературе. Минск, 1969; Одоевцева И. На берегах Сены: Тэффи // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1970.— 20 сентября (№ 22013).— Страница 2; Верещагина М. О якобы советском гражданстве Н.А.Тэффи // Русская мысль.— Париж, 1972.— 24 февраля (№ 2883).— Страница 8; Михайлов О.Н. Тэффи // Краткая литературная энциклопедия. Том 7: «Советская Украина» — Флиаки / Главный редактор А.А.Сурков. — Москва: Советская энциклопедия, 1972. — Столбцы 708—709; Шаховская З. Тэффи // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1975.— 31 августа (№ 23722).— Страница 5; Маринель-Аллан Е.О Н.А.Тэффи // Русская мысль.— Париж, 1975.— 18 сентября (№ 3069).— Страница 14; Кашина-Евреинова А. Тэффинька: (К 100-летию со дня рождения); Смирнова-Макшеева Т. Воспоминание о Н.А.Тэффи // Русская мысль.— Париж, 1975.— 13 ноября (№ 3077).— Страницы 8—9; Бахрах А. «Ауспиции тревожны» [О книге: Тэффи Н. А. Воспоминания.— Париж: Лев, 1980.— 265 страниц.] // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1980.— 13 апреля (№ 25169).— Страница 5; Нитрур Э. Вспоминая Тэффи. 105 лет со дня рождения // Русская мысль.— Париж, 1981.— 13 августа (№ 3373).— Страницы 12, 14; Бахрах А. Тэффин «Городок» [О книге: Тэффи Н.А. Городок / Предисловие Эдит Хейбер.— Нью-Йорк: Руссика, 1982.— XIV, 208 страниц] // Новое русское слово.— Нью-Йорк, 1982.— 5 сентября (№ 25919).— Страница 5; Алексеев А.Д. Литература русского зарубежья: Книги 1917—1940: Материалы к библиографии.— Санкт-Петербург: Наука, 1993.— Страницы 172—173. ISBN 5-02-028102-6; Спиридонова Л.А. Бессмертие смеха: Комическое в литературе русского зарубежья.— Москва: Наследие, 1999.— 334 страницы: иллюстрации, портрет. ISBN 5-201-13357-6; Творчество Н. А. Тэффи и русский литературный процесс первой половины XX века / Редколлегия: Михайлов О.Н., Николаев Д.Д., Трубилова Е.М. — Москва: Наследие, 1999. — 328 страниц — ISBN 5-201-13346-0; Тэффи // Телевизионная башня — Улан-Батор [Электронный ресурс]. — 2016. — Страница 608. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 томах] / главный редактор Ю.С.Осипов ; 2004—2017, том 32). — ISBN 978-5-85270-369-9; Полехина М.М., при участии Е.М.Трубиловой. Тэффи Надежда Александровна // Русские писатели, 1800—1917: Биографический словарь.— Москва; Санкт-Петербург, 2019.— Том 6: С-Ч.— Страницы 346—350: портрет. ISBN 978-5-4469-1616-0

1872
Николай Владиславович Шатковский
русский генерал, герой Первой мировой войны. Образование получил в Псковском кадетском корпусе, по окончании которого 13 сентября 1889 года поступил в 1-е военное Павловское училище. Выпущен 22 августа 1890 года подпоручиком в 145-й пехотный Новочеркасский полк. 22 августа 1894 года произведён в поручики. Прошёл курс наук в Николаевской академии Генерального штаба, которую окончил по 1-му разряду, однако по невыясненной причине не был зачислен в Генеральный штаб и вернулся в свой полк. 18 декабря 1899 года произведён в штабс-капитаны и 19 декабря 1901 года — в капитаны. Служил офицером воспитателем во 2-м кадетском корпусе. Произведённый 19 декабря 1904 года в подполковники Шатковский вскоре был назначен командиром батальона в 200-м пехотном резервном Ижорском полку. Произведённый 19 декабря 1910 года в полковники он был переведён в 52-й пехотный Виленский полк помощником командира полка. Шатковский принимал участие в Первой мировой войне, уже после начала которой он был назначен командиром 248-го пехотного Славяносербского полка. Высочайшим приказом от 7 апреля 1915 года он был награждён орденом Святого Георгия IV степени За то, что в бою 14 марта 1915 г., при крайне тяжёлых обстоятельствах под сильным ружейным, пулемётным и артиллерийским огнём с фронта и обоих флангов, искусно и решительно управляя полком, довёл его до позиции противника, выбил германцев из укреплённой рощи, чем обеспечил главную атаку, захватив 10 орудий, 10 зарядных ящиков, 2 пулемёта, 2 офицеров и 112 нижних чинов. 23 июля 1916 года Шатковский был произведён в генерал-майоры (со старшинством от 14 марта 1915 года) и назначен командиром бригады 9-й пехотной дивизии. 289 июня 1917 года назначен командующим той же дивизией. После Октябрьской революции Шатковский уехал на юг, служил в Добровольческой армии и Вооружённых силах Юга России. После поражения белых эмигрировал во Францию. Скончался 14 февраля 1944 года в Париже, похоронен на кладбище Сент-Женевьев де Буа. Награды: Среди прочих наград Шатковский имел ордена: Орден Святого Станислава III степени (19 декабря 1901 года); Орден Святого Станислава II степени (1907 год); Орден Святой Анны II степени (1910 год); Орден Святого Георгия IV степени (7 апреля 1915 года).Источники: Приказы Временного правительства Армии и Флоту о чинах военных. Приказ от 28 июня 1917. Государственная публичная историческая библиотека; Волков С.В. Генералитет Российской империи. Энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II. Том II. Л—Я. М., 2009. — Страница 726. — ISBN 978-5-9524-4167-5; Высочайшие приказы по военному ведомству. К № 1280 «Разведчика». — 1 июня 1915 г. — Страница 441; Ганин А.В. Корпус офицеров Генерального штаба в годы Гражданской войны 1917—1922 гг. Справочные материалы. — Москва, 2009. — Страница 377. — ISBN 978-5-85887-301-3; Список генералам по старшинству. Исправлен по 23 июля 1916 г. — Петроград, 1916. — Страница 150; Список полковникам по старшинству. Составлен по 14 марта 1914 г. — Санкт-Петербург, 1914. — Страница 746

Батильда_Шаум, (443x700, 274Kb)
1873
Батильда Мария Леопольдина Анна Августа Шаумбург-Липпская (немецкое имя — Bathildis Marie Leopoldine Anna Auguste zu Schaumburg-Lippe)
принцесса Шаумбург-Липпская, в браке княгиня Вальдек-Пирмонтская, супруга князя Фридриха Вальдек-Пирмонтского. Батильда родилась в Ратиборжице, Богемия (ныне Ческа-Скалице, Наход, Восточночешский край, Чехия), в семье принца Вильгельма Шаумбург-Липпского и его супруги Батильды Ангальт-Дессауской, став шестым ребёнком в семье. Старшей сестрой Батильды была Шарлотта, последняя королева Вюртемберга, а младшей — Аделаида, последняя герцогиня Саксен-Альтенбургская. Всего в семье было 8 детей. 9 августа 1895 года принцесса вышла замуж за троюродного брата, принца Фридриха Вальдек-Пирмонтского, сына князя Вальдек-Пирмонтского Георга Виктора и принцессы Елены Нассауской. Принц приходился родным братом Эмме, королеве Нидерландов. Таким образом, принцесса Батильда была тёткой королевы Вильгельмины Нидерландской. В семье родилось четверо детей: Йозиас, наследный принц Вальдек-Пирмонтский (1896—1967); Максимилиан Вильгельм Густав Герман (1898—1981); Елена Батильда Шарлотта Фридерика Мария (1899—1948), в браке наследная принцесса Ольденбургская; Георг Вильгельм Карл Виктор (1902—1971) Умерла Батильда в городе Арользен, Гессен, Германия, 6 апреля 1962 года. Титулы: 21 мая 1873 — 9 августа 1895: Её Светлость Принцесса Шаумбург-Липпская; 9 августа 1895 — 26 мая 1946: Её Светлость Принцесса Вальдек-Пирмонтская; 26 мая 1946 — 6 апреля 1962: Её Светлость Вдовствующая принцесса Вальдек-Пирмонтская.

HansBerger_Univ_Jena (700x525, 155Kb)
1873
Ганс Бергер (немецкое имя — Hans Berger)
выдающийся немецкий психиатр и нейрофизиолог, первооткрыватель метода клинической электроэнцефалографии. Родился в деревне Нойзес около города Кобург в Тюрингии (Германия). Открыл альфа-ритм человеческого мозга. Создатель электроэнцефалографического метода регистрации мозговой активности, ученик О.Бинсвангера. После обучения и прохождения годичной военной службы работал с 1901 в качестве приват-доцента в Йене, с 1905 он экстраординарный профессор, с 1919 по 1938 ординарный профессор и директор Психиатрической клиники Йенского университета, которая в настоящее время носит его имя. Занимался описанием хронической формы паранойи (1913). В 1924 ему удалось зафиксировать при помощи гальванометра на бумаге в виде кривой электрические сигналы от поверхности головы (а не непосредственно от самого мозга, как до него), генерируемые головным мозгом (сам факт генерации мозгом электрического тока открыл в 1875 английский врач Ричард Катон. Он был первым, кто записал электроэнцефалограмму человека. Бергер впервые доказал существование электрических потенциалов, генерируемых человеческим мозгом, при помощи изобретенного им самим электроэнцефалографа. Бергер отметил, что у человека в состоянии пассивного бодрствования с закрытыми глазами доминируют волны альфа диапазона, в то время как при открывании глаз и при предъявлении какого-либо задания (в том числе решения математической задачи) отмечается блокирование альфа ритма и доминирование волн бета диапазона. Публикация Ханса Бергера 1929 года "Электроэнцефалограмма человека" по сути явилась эпохальной, а сам автор заслужил титул "отца электроэнцефалографии" и навсегда вошел в историю медицины. В этой работе ученый заявил о возможности записи слабых электрических сигналов, генерируемых головным мозгом, не вскрывая черепной коробки и продемонстрировал их наглядные изображения на полосках бумаги. Таким образом, Ханс Бергер впервые в мире обосновал метод клинической электроэнцефалографии, а позже изобрел предшественник современных электроэнцефалографических аппаратов. С начала 1930-х годов, после того, как полученные Хансом Бергером сведения подтвердились ведущими мировыми специалистами, метод электроэнцефалографии стал широко применяться во многих клиниках для оценки мозговой деятельности в норме и патологии. Открытие Бергера совершило революцию в неврологии и нейрофизиологии; принцип метода не только не устаревает по прошествии восьми десятилетий, а продолжает активно развиваться. После длительного периода депрессии и страданий, вызванных тяжёлой кожной инфекцией, Г.Бергер повесился в Йене, в южном крыле клиники, 1 июня 1941 года.
BergerJena_Johannisfriedhof (466x700, 424Kb)
Похоронен на кладбище Йоханнисфридхоф в городе Йена
Альфа-волны мозговой активности, имеющие частоту 8-12 Гц, получили название волн Бергера. Его именем названа клиника психиатрии и неврологии Йенского университета.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку