-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109179
Комментариев: 6801
Написано: 117651


21 мая родились...

Вторник, 21 Мая 2024 г. 03:30 + в цитатник
Rudolf_German_Lottse (505x700, 292Kb)
1817
Рудольф Герман Лотце (немецкое имя — Rudolf Hermann Lotze)
немецкий философ-спиритуалист, врач, психолог и естествоиспытатель. Рудольф Герман Лотце родился в Бауцене, в семье военного врача. Среднее образование получил в Циттау. В 1834 году поступил на медицинский факультет Лейпцигского университета, надеясь, подобно отцу, посвятить свою жизнь медицине. Во время обучения в университете Лотце заинтересовался философией, которую стал усердно изучать под руководством профессора Х.Г.Вейсе. По окончании университетского курса, в 1838 году, он получил степень доктора философии, а затем медицины, а с 1839 года, в звании приват-доцента, начал преподавать медицинские и философские науки в Лейпцигском университете. В 1842 году Лотце получил звание экстраординарного профессора, а в 1844 был приглашён на кафедру философии Гёттингенского университета, где сменил умершего в 1841 году И.Ф.Гербарта. В 1881 году философ начал преподавать в Берлинском университете, однако спустя всего 3 месяца, 1 июня того же года, скончался в Берлине от болезни сердца.
Göttingen-Grave.of.Hermann.Lotze (525x700, 573Kb)
Похоронен в Гёттингене.
Основные работы философа были написаны в Гейдельберге. Лотце неоднократно печатался во французском журнале «Философское обозрение» («Revue philosophique») под редакцией академика Теодюля Рибо. Творчество Лотце распадается на три этапа. На первом этапе его труды были посвящены, главным образом, медицине и естественным наукам. Основным произведением этого периода стала «Медицинская психология» («Medizinische Psychologie oder Physiologie der Seele», 1852), в которой он защищал механистическое объяснение жизненных процессов и критиковал витализм. Главным произведением второго этапа явилось трёхтомное сочинение «Микрокосм» («Mikrokosmus. Ideen zur Naturgeschichte und Geschichte der Menschheit», тома 1-3, 1856—1864), в котором философ стремился согласовать данные естественных наук со своим религиозно-идеалистическим мировоззрением. Итогом третьего, последнего этапа творчества Лотце стала двухтомная «Система философии» («System der Philosophie», 1874—1879), в которой он предпринял попытку привести в систему свои философские взгляды. Труд остался незаконченным из-за смерти философа. Лотце не создал своей философской школы, но имел множество учеников, а его взгляды оказали значительное влияние на развитие философии как в Германии, так и в других странах Европы и Северной Америки. По своим философским воззрениям Лотце принадлежал к сторонникам спиритуализма. На формирование его взглядов оказали влияние учения Г.В.Лейбница, И.Канта и Х.Г.Вейсе; некоторые источники отмечают также влияние Гегеля и Гербарта. Идеи Лотце рассыпаны по страницам его многочисленных произведений, что делает затруднительным их анализ. Систематическое изложение его взглядов дано в книге профессора Я.Ф.Озе «Персонализм и проективизм в метафизике Лотце». Главным объектом критики Лотце были механико-материалистическое и объективно-идеалистическое мировоззрения, ошибку которых он видел в гипостазировании абстрактных понятий. Так, материализм полагает сущность вещей в материи, которая не дана нам в опыте и является продуктом абстрагирующей деятельности нашего ума. В чувственном опыте мы находим только отдельные тела и не находим никакой сущности, которая бы лежала в их основе и связывала их между собой. Однако наш ум усматривает во внешних телах ряд общих свойств, таких как протяжённость, непроницаемость, инерция, и объединяет их в абстрактное понятие материальности. Те философские системы, которые гипостазируют это понятие, получают учение о материи, будто бы лежащей в качестве метафизического начала в основе всех вещей. Подобную же ошибку совершают сторонники объективного идеализма, которые, начиная от Платона и кончая Гегелем, приписывают реальное существование абстрактным идеям. Подлинная реальность, полагал Лотце, принадлежит нашему собственному «я», о существовании которого мы узнаём из непосредственного самочувствия. Наше знание о своём «я» не является продуктом теоретической деятельности, оно переживается непосредственно в каждом испытываемом нами состоянии. Самое ничтожное животное, чувствуя боль, чувствует её как своё состояние и тем самым отличает себя от всего остального мира. Всякое ощущение воспринимается нами как состояние нашего «я»; ощущений, не принадлежащих никакому субъекту, не существует в природе. Безнадёжны попытки построить душевный мир, словно из атомов, из отдельных, никем не испытываемых психических явлений. В этом ошибка эмпирической философии, стремящейся обойтись без понятия субъекта и тем самым противоречащей очевиднейшим фактам внутреннего опыта. Непосредственное самочувствие лежит в основе нашего самосознания и является источником таких философских категорий, как субстанция, единство, состояние, действие и страдание. Все эти понятия не могут быть извлечены из чувственного опыта, но берут своё начало в нашем внутреннем мире. Понятие субстанции обязано своим происхождением тому, что во внутреннем опыте мы переживаем своё «я» в качестве носителя своих состояний; отсюда возникает и самое представление о том, что значит быть таким носителем. Отличая от своего «я» свои состояния и в то же время сознавая, что эти состояния наши, мы получаем и представление о том, что значит быть чьим-либо состоянием. Далее, когда мы связываем в воспоминании прошлое и настоящее и в то же время сознаём, что и прошлое, и настоящее принадлежат одному и тому же «я», мы получаем представление о том, что значит быть единым существом в многообразии состояний; таково происхождении категории единства. Наконец, и понятия действия и страдания берут своё начало в нашем внутреннем опыте, а уже затем переносятся нами на чувственный мир. Внешний мир, полагал Лотце, должен быть понимаем по аналогии с нашим духом, как состоящий из множества одушевлённых субстанций. Перенося категорию субстанции на чувственный опыт, мы получаем формально-логическое понятие вещи, обладающей различными свойствами или предикатами. Однако внимательный анализ чувственных вещей не находит в них никаких субстанций; они полностью, без остатка, разлагаются на отдельные чувственные качества и не обнаруживают ни подлинного единства, ни подлинного тождества. Следовательно, достоверное представление о внешних вещах возможно только в том случае, если мы предположим, что они, подобно нашему духу, обладают внутренней сознательной жизнью. То, что совершенно лишено сознания, самости, деятельного отношения к себе и различения себя от всего другого, лишено и бытия, подобающего вещам. Таким образом, в мире нет ничего неодушевлённого: всё бытие слагается из живых, находящихся на разных ступенях сознательности духовных субстанций. Видимая природа есть лишь внешнее, механическое выражение и отображение царства духов. По мнению исследователей творчества Лотце, его спиритуализм не был последовательным и включал в себя множество элементов иных мировоззрений. Так, в своём учении о Боге он рассматривал сотворённые субстанции как части или даже «деятельности» единой божественной субстанции, что лишало их всякой самостоятельности и приближало его учение к пантеизму Спинозы. Последовательное развитие спиритуалистических идей Лотце было осуществлено в трудах его ученика, профессора Юрьевского университета Г.Тейхмюллера. Сочинения: Metaphysik. 1841; Leben und Lebenskraft. 1843; Medizinische Psychologie oder Philosophie der Seele, 1852; Geschichte der Asthetik in Deutschland, München, 1868; Logik. Leipzig, 1912; в русском переводе — Основания практической философии, Санкт-Петербург, 1882; Основания психологии, Санкт-Петербург, 1884; Mikrokosmus. Ideen zur Naturgeschichte und Geschichte der Menschheit, 3 Bde., 1856—1864 («Микрокосм». тома 1-3, 1870); Logik. 1874; Geschichte der Asthetik, 1868; System der Philosophie, 2 Bde., 1912. Сочинения в русском переводе: Микрокозм. Мысли о естественной истории человечества (1866). IA (UCal). Литература: Озе Я.Ф. Персонализм и проективизм в метафизике Лотце. — Юрьев, 1896. — 476 страниц; Соколов В. В. Религиозная вера и религиозная философия. Критический обзор религиозной философии Лотце // Христианское чтение. — 1904. — Том 217. Январь. — Страницы 122—143, Февраль. — Страницы 287—306; Райнов Т. И. Гносеология Лотце // Новые идеи в философии. — 1913. — № 7. — Страницы. 80—114; Миртов Д.П. Учение Лотце о духе человеческом и Духе Абсолютном. — Санкт-Петербург: Типография В.Д.Смирнова, 1914. — 518 страниц; Шилкарский В. С. Проблема сущего. — Юрьев: Типография К. Маттисена, 1917. — 342 страницы; Ambrosi L. E. Lotze e la sua filosofia. — Roma, 1912; Wentscher M. Lotze. — Hdlb., 1913; Thomas E. Lotze’s theory of realty. — L., 1921.

Stolypin_Dmitry_Arkadyevich (399x700, 150Kb)
1818
Дмитрий Аркадьевич Столыпин
русский писатель, мемуарист, композитор-любитель из рода Столыпиных. Родился в Санкт-Петербурге. Сын сенатора Аркадия Алексеевича Столыпина и Веры Николаевны Мордвиновой, дочери адмирала Н.С.Мордвинова. После ранней смерти родителей был под опекой своего дяди Афанасия Алексеевича Столыпина. По окончании Школы гвардейских подпрапорщиков в 1838 году, служил в лейб-гвардии Конном полку. Герой Севастопольской обороны, был награждён Золотым оружием «За храбрость». Товарищ М.Ю.Лермонтова и Л.Н.Толстого. По выходе в отставку долго жил за границей, где познакомился с учением Огюста Конта. Вернувшись в Россию, Столыпин занялся устройством быта крестьян в своих многочисленных имениях и изучением экономических вопросов. Корнем экономических настроений русского народа он считал общину с её круговой порукой; в противоположность общине он выдвигал хуторное хозяйство. В 1856 году, будучи адъютантом военного министра, совершил поездку по Херсонской губернии, а затем составил докладную записку о военных поселениях Новороссийского края, в которой рассматривал отрицательные стороны этой системы. Вместе с тем Столыпин касался и отдельных вопросов философии с точки зрения позитивизма. Свои статьи Дмитрий Аркадьевич выпускал отдельными небольшими брошюрами, нередко поражавшими читателя разнородностью своего содержания: рядом с каким-нибудь тезисом Конта обсуждается вопрос о пользовании землёй или разбирается какая-нибудь статья уголовного уложения. Философские рассуждения автора не отличались последовательностью и основательностью; ни одно из них не нашло себе места в распространённых органах печати. В Московском психологическом обществе Столыпиным была учреждена премия в 2000 рублей за сочинение, посвящённое контовскому положению о естественном совпадении первообразных законов неорганической природы с основными законами органической жизни. Умер в Москве 30 октября 1893 года. Могила в Новодевичьем монастыре уничтожена в 1930-е годы. Сочинения: «Арендные хутора» («Русский вестник», 1892); «Граф Н.С.Мордвинов в его сельскохозяйственной деятельности» (1874); «Земледельческие порядки до и после упразднения крепостного права» (1874); «Из личных воспоминаний о Крымской войне» (1874); «Об упразднении военных поселений» (1874); Положение 19-го февраля об освобождении крестьян. — Москва, 1890; Исторический прогресс о современном направлении в науках нравственных и политических. — Москва, 1890; Очерки философии и науки. Наш земледельческий кризис. — Москва, 1891; Общие мировые законы. Принципы 1789 года. Крестьянская личная собственность. — Москва, 1891; Об устройстве арендных хуторов на владельческих землях и крестьянском хозяйстве вообще: (из сельско-хозяйственной практики) — Москва, 1892; Об обращении выкупных крестьянских платежей в вечный оброк. — Москва, 1893; Наш крестьянский вопрос. Наука и метафизика. — Москва, 1893; О существовании научных естественных законов для общественных явлений. По вопросу нашего сельского быта. — Москва, 1893; К вопросу о крестьянском хозяйстве. Положение 19-го февраля об освобождении крестьян. — Москва, 1893; К вопросу философии права. Наш крестьянский вопрос, статья 165 о личном выкупе. Право на землю. — Москва, 1893; О несовместности общинной формы с нормальным сельским самоуправлением: земельная политика. — Москва, 1893; Несколько слов о политических и общественных формах. Наша община. Освобождение крестьян в царствование Императора Александра II. — Москва, 1893. Источники: Колубовский Я.Н. Столыпин, Дмитрий Аркадьевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907; Зарин.А. Столыпин, Дмитрий Аркадьевич // Русский биографический словарь : в 25 томах. — Санкт-Петербург—Москва, 1896—1918.

Гирс_Николай_Карлович,_1888 (539x700, 219Kb)
1820
Николай Карлович фон Гирс
русский дипломат, министр иностранных дел России в 1882 — 1895 годах; действительный тайный советник (28 апреля 1878), статс-секретарь (1879), почётный член Санкт-Петербургской Академии наук (1876). Его сын — дипломат М.Н.Гирс; младший брат — Фёдор Гирс; жена — Ольга Георгиевна Кантакузен, племянница министра иностранных дел и канцлера А.М.Горчакова. Родился близ местечка Радзивилова, в семье, происходившей (по отцу) из шведского дворянского рода, бывшего на русской службе с половины XVIII века (Николай Карлович принял российское подданство 12 февраля 1857 года). Выпускник Царскосельского лицея. В 1838 начал службу в азиатском департаменте МИДа. В 1841 году назначен младшим драгоманом при консульстве в Яссах. С 1848 состоял дипломатическим чиновником при командовавшем отрядом войск в Трансильвании генерале Лидерсе. В 1850 году исправлял должность первого секретаря миссии в Константинополе (столица Османской империи). В 1851 году назначен управляющим консульством в Молдавии, в 1853 году — директором канцелярии полномочного комиссара в княжествах Молдавии и Валахии. С 1856 — генеральный консул в Египте. С 1858 — генеральный консл в Валахии и Молдавии. Занимал посты чрезвычайного посланника в Тегеране (с 1863 г.), Берне (с 1867 г.) и Стокгольме (с 1872 г.). В 1875 году был назначен управляющим Азиатским департаментом и товарищем (т.е. заместителем) министра иностранных дел, Александра Горчакова. Через год после убийства Александра Второго, 9 апреля 1882 года (ещё при канцлере Горчакове) императором Александром III был назначен министром иностранных дел и членом Государственного совета по должности. Несмотря на постоянные интриги, направленные на его удаление с должности, возглавлял МИД до своей смерти в 1895 году.
Giers_LOC_01497u (420x700, 302Kb)
В его министерство, в 1887 году был заключён тайный договор перестраховки с Германией, а в 1891—1892 годах — полномасштабный франко-русский союз — невзирая на его личную приверженность линии сохранения союза императорской России с Германской империей. Скончался в Санкт-Петербурге, «после тяжёлой и продолжительной болезни» 26 января 1895 года. На панихиде, отслуженной в его квартире 27 января, присутствовали император Николай II и некоторые иные члены императорской фамилии. 30 января того же года его тело было перевезено из Санкт-Петербурга в Сергиеву пустынь; 31 января предано земле в фамильном склепе. На должности министра иностранных дел Николай Гирс выглядел несколько обособленно среди прочих правительственных чиновников Александра III. Он занимал умеренную, спокойную и либерально-западническую позицию, что постоянно вызывало недовольство как «слева», так и «справа». Однако именно взвешенность и осторожный подход, стремление прежде всего обеспечить России мир с помощью всех средств, доступных дипломатии, ценились Александром III в деятельности Гирса, но они же вызывали нападки на министра, доходившие до настоящей травли «инородца», особенно в московской консервативной прессе. С июля 1886 года во главе общественной кампании критики прогерманского курса российской дипломатии стали органы печати, возглавлявшиеся М.Н.Катковым, редактором влиятельной консервативной газеты «Московскія Вѣдомости». Катков, критикуя то, что он считал двурушничеством внешней политики германского канцлера Бисмарка, обвинял Гирса в чрезмерной уступчивости перед нажимом Германии и Австро-Венгрии, и говорил, что благодаря усилиям Гирса существует не русское Министерство иностранных дел, а «Министерство иностранных дел в России». После очевидной неудачи балканской политики страны в 1885—1886 годах, требования отставки Гирса и назначения «русского министра» (на эту роль тогда предполагался глава Азиатского департамента Иван Зиновьев) стали особенно настойчивыми. Однако если в наступлении на Министерство финансов консерваторам удалось добиться успеха (и под их давлением Николай Бунге был заменён их выдвиженцем Иваном Вышнеградским), то попытка повлиять на руководство внешней политикой в конце концов вызвала гнев Александра III. В марте 1887 года, выведенный из себя очередной статьёй «Московских ведомостей», царь распорядился сделать им официальное предостережение; но курс политики царя на сближения с Францией продолжился. Когда в том же марте 1887 года в Гатчине состоялась последняя встреча Александра III и Каткова, идеолог московских правых тем не менее по-прежнему не отступился от своих нападок и вполне в прежнем духе продолжил попытки повлиять на решение императора. Вот как описывал спустя шесть лет этот значительный разговор в то время Главный цензор России, Евгений Феоктистов, человек очень близкий к крайне правым консервативным кругам и вполне разделяющий большинство их взглядов: «Катков довольно горячо позволил себе заметить, что Гирс не может пользоваться доверием публики хотя бы уже потому, что носит нерусское имя. – Я знаю, – сказал государь, – что его считают иностранцем; это очень удручает его, и уже как усердно старается он выставить себя русским. При теперешних обстоятельствах он для меня как нельзя более пригоден. Если бы война когда-нибудь возгорелась, что я считаю великим бедствием, то это будет война продолжительная, беспощадная; было бы безумным отважиться на неё, не приготовившись как нужно; поневоле надо медлить, стараться выиграть время, не надо зарываться, а Гирс такой человек, что никогда не зарвётся; осторожность – драгоценное в нём качество». Именно благодаря личному отношению Александра III, а также его особенному упрямству в некоторых вопросах, Николай Гирс и занимал пост министра иностранных дел до самого момента своей смерти.
Girs_Nikolai_(1820-1895) (591x700, 141Kb)
Литература: «Правительственный Вѣстникъ». 29 июня 1895, № 13, страница. 2 (некролог). Награды: Орден Святого апостола Андрея Первозванного (13 января 1894); Орден Святого Владимира I степени (1888); Орден Святого Александра Невского (25 апреля 1875); Алмазные знаки к ордену Святого Александра Невского (27 мая 1883); Австро-Венгерский Королевский венгерский орден Святого Стефана, большой крест (1884); Датский Орден Слона; Прусский Орден Красного орла, большой крест; Французский Орден Почётного легиона, большой крест (7 августа 1883); Шведский Орден Серафимов (27 февраля 1892). Литература: Гирс Николай Карлович // Список гражданским чинам первых трех классов. Исправлен по 1-е октября 1894 года. — Санкт-Петербург: Типография Правительствующего сената, 1894. — Страницы 14—18; «Правительственный Вѣстникъ». 29 июня 1895, № 13, странийца 2 (некролог); Витте С.Ю. 1849—1894: Детство. Царствования Александра II и Александра III // Воспоминания. — Москва: Соцэкгиз, 1960. — Том 1. — Страницы 328, 329, 369, 374. — 75 000 экземпляров; Манфред А.З. Образование русско-французского союза. — Москва: Наука, 1975. — 375 страниц. — 5800 экземпляров; Шилов Д.Н. Государственные деятели Российской империи : Главы высш. и центр. учреждений, 1802—1917 : Биобиблиографический справочник — 2-е издание, исправленное и дополненное. — Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2002. — 936 страниц. — 500 экземпляров — ISBN 5-86007-144-2.

MichelLentzLuxembourg (547x700, 127Kb)
1820
Мишель Ленц (люксембургское имя — Michel Lentz; немецкое имя — Michel Lenz)
люксембургский поэт, автор слов к гимну Люксембурга «Ons Hémécht». Мишель Ленц родился в городе Люксембурге, в семье пекаря Жан-Пьера Ленца (немецкое имя — Jean-Pierre Lentz) и его жены Маргерит Спрессэ (немецкое имя — Marguerite Spresser). Закончив начальную школу, он продолжил образование в лицее, который окончил в 1840 году, получив аттестат зрелости. Через год обучения филологии в Брюссельском свободном университете он поступает на службу в государственный секретариат. 10 сентября 1851 года Мишель Ленц сочетался браком с Жанной Рейтер (немецкое имя — Jeanne Reuter). У них было три ребенка: Матильда, Элиза и Пьер Матис-Эдмонд. Всю жизнь до выхода на пенсию в 1892 году он проработал на государственной службе. К моменту смерти, 8 сентября 1893 года, он был уже почти полностью ослепшим. 10 сентября 1893 года состоялись официальные похороны Мишеля Ленца, на которых государственный министр Поль Эйшен лично прочёл надгробную речь. Из произведений Мишеля Ленца видно, что он был патриотом своей страны. Произведения: De Feierwon; D'Margréitchen; Hämmelsmarsch (перевод - "Овечий марш"); Heemwéi; Ons Heemecht (перевод -"Наше Отечество") - Гимн Люксембурга. Литература: Josy Birsens Du collège jésuite au collège municipal 1603 — 1815. — Люксембург: Ed. Saint Paul, 2003. — Страницы 277—278. — 287 страниц. — ISBN 2879634199, 9782879634197; Xavier Maugendre L'Europe des hymnes dans leur contexte historique et musical. — Editions Mardaga, 1996. — Страницы 66—68. — 456 страниц. — ISBN 2870096321, 9782870096321.

Сергий_(Ляпидевский) (493x700, 274Kb)
1820
Сергий (в миру Николай Яковлевич Ляпидевский, при рождении Каркадиновский)
епископ Русской православной церкви, митрополит Московский и Коломенский. Духовный писатель. Магистр богословия. Почетный член Императорского Православного Палестинского Общества. Родился в Туле, в семье протоиерея Иакова Каркадиновского. Окончил Тульскую духовную семинарию (1840) и Московскую духовную академию (1844). Перед окончанием курса, 6 июля 1844 года пострижен в монашество, 20 июля рукоположён во иеродиакона, а 18 августа того же года рукоположён во иеромонаха. Был определён бакалавром Московской духовной академии на кафедру нравственного и пастырского богословия. За диссертацию «О поминовении усопших» 6 ноября 1845 года утверждён в степени магистра богословия. С сентября 1847 года — помощник библиотекаря академии, с 5 мая 1848 года — инспектор студентов академии. С апреля 1849 года — соборный иеромонах московского Донского монастыря; 27 января 1850 года возведён в сан архимандрита. С 1 апреля 1851 года — экстраординарный профессор по православному и пастырскому богословию; 16 октября 1857 года был назначен на пост ректора Московской духовной академии. С 30 апреля 1858 года — настоятель Высокопетровского монастыря, а с 20 августа 1859 года — Заиконоспасского монастыря. Был хиротонисан во епископа Курского и Белгородского 13 января 1861 года. С 23 января 1880 года — архиепископ Казанский и Свияжский. Только в середине февраля он прибыл в Казань, а уже 14 мая отбыл в Санкт-Петербург, для присутствия в Синоде. Со 2 сентября 1882 года — архиепископ Кишинёвский и Хотинский. С 1883 года — почётный член Казанской духовной академии. С 1884 года — почётный член Московской духовной академии. 21 апреля 1889 года награждён бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. С 24 января 1891 года — архиепископ Херсонский и Одесский. 26 мая 1896 года награждён бриллиантовым крестом для ношения на митре. С 27 мая 1893 года — член священного Синода. С 21 августа 1893 года — митрополит Московский и Коломенский и священно-архимандрит Свято-Троицкой Лавры. Скончался в Санкт-Петербурге 23 февраля 1898 года. Отпевание совершено в Чудовом монастыре 26 февраля. Погребён в склепе Успенского собора Троице-Сергиевой лавры. Сочинения: О поминовении усопших, по учению святой православно-кафолической восточной церкви. — Москва: Типография А.Семена, 1844. — 78 страниц;. «О побуждениях к исполнению нравственного закона». «Прибавления к Творениям святых Отцов» 1851, часть X; «О клятве» «Прибавления к Творениям святых Отцов» 1853, часть XIV; «О любви к Богу, испытуемой скорбями». «Прибавления к Творениям святых Отцов» 1856, часть XV; «О произвольных обетах». «Прибавления к Творениям святых Отцов» 1856, часть XVII; «О таинстве Елеосвящения»; «О терпении и молитве»; Об исхождении святого духа (ответ князю-писателю). — Москва: Типография Готье, 1859. — 105 страниц;. «Ответ на письма князя-писателя относительно учения латинского о папе». «Прибавления к Творениям святых Отцов» 1859, часть XVIII; «Брак и безбрачие лиц духовных» «Прибавления к Творениям святых Отцов» 1860, часть XIX; Речь при наречении его во епископа. 1860; «Слова и речи епископа Курского». Москва; Слова и речи Сергия, архиепископа Херсонского и Одесского. Тома 1-2. — Одесса: Одесское Свято-Андреевское братство. (Том 1. — 395 стрраниц, Том 2. — 398 страниц); «Проповеди». (Душепоп. Чтение); «Лекции по Пастырскому богословию» «Богословский Вестник»; «Речь, произнесенная 5 сент. 1893 года при вступлении на Московскую паству» "Прибавление к «ЦВ» 1893, № 37, страница 1335; «Послания». (Меры, выработанные собором архипастырей Юго-Западного края по борьбе со штундой). Мемуары, часть I, страницы 11-12; «О приготовлении к пастырскому служению». «Богослов. Вестник» 1902, сентябрь, страница 1; «О призвании к пастырскому служению». «Богословский Вестник» 1901, июль- август, страница 518; «Достоинства священства» «Богословский Вестник» 1900, сентябрь, страница 45; «О трудностях пастырского служения»; «Богослов. Вестник» 1900, окт., страница. 221; «Слово в день Благовещения Пресвятыя Богородицы» «Православный Собеседник» 1880, май, страницы.3-5; «Слово в неделю Крестопоклонную». «Православный Собеседник.» 1881, март, страницы 243—246; «Слово в неделю Ваий». «Православный Собеседник.» 1881, март, страницы 247—249; «Слово в Великий Пяток» «Православный Собеседник.» 1881, апрель, страницы 479—481; «Слово в неделю 7-ю по Пасхе и в день Святой Марии Магдалины». «Православный Собеседник» 1881, май, страницы 72-76; «Письмо к профессору Субботину Н.И.». «Богословский Вестник» 1914, октябрь, ноябрь, страница 473; Собрание слов. Том 1, 2. Переводы: «Творения Ефрема Сирина»; «Творения Иоанна Лествичника»; «Творения блаженного Феодорита» и другие. Литература: Сергий, митрополит московский и коломенский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург., 1890—1907; Волков В.А., Куликова М.В., Логинов В.С. Московские профессора XVIII — начала XX веков. Гуманитарные и общественные науки. — Москва: Янус-К: Московские учебники и картолитография, 2006. — Страница 215. — 300 страниц — 2000 экз. — ISBN 5-8037-0164-5.

00Leydig (499x700, 176Kb)
1821
Франц фон Лейдиг (немецкое имя — Franz von Leydig)
германский зоолог и гистолог. Родился в , Ротенбурге-на-Таубере. Изучал медицину в Вюрцбурге, профессор последовательно в Мюнхене, Вюрцбурге, Тюбингене и Бонне. Разработал структурно-функциональную классификацию тканей (1857). Особенно важны работы Лейдига по сравнительной гистологии; кроме того он занимался изучением строения, развития и образа жизни представителей германской фауны. Основные труды по сравнительной гистологии органов и тканей позвоночных животных и человека, описал своеобразную ткань в мужской половой железе – «межуточное вещество Лейдига». Ряд работ по гистологии беспозвоночных. Кроме множества статей в специальных журналах, он напечатал «Histologie d. Menschen und d. Tiere» (Франкфурт, 1857); «Naturgeschichte d. Laphniden» (Тюбинген, 1860); «Bau des tierischen Körpers» (том 1, Тюбинген, 1864); «Die in Deutschland lebenden Arten der Saurier» (Тюбинген, 1872); «Die Anuren Batrachier der deutschen Fauna» (Бонн, 1877); «Untersuchungen z. Anatomie und Histologie d. Tiere» (Бонн, 1883) и «Zelle und Gewebe» (Бонн, 1885). Умер в родном городе 13 апреля 1908 года. В честь Лейдига названы гормонопродуцирующие клетки животных и ряд разных органов разных животных (список). Сочинения: Untersuchungen zur Anatomic und Histologie der Thiere, Bonn, 1883.

Кедров_Константин_Васильевич (533x700, 262Kb)
1828
Константин Васильевич Кедров
русский педагог-классик, директор Петербургского историко-филологического института. Сын гатчинского протоиерея Василия Петровича Кедрова (1789—1846). По окончании Главного педагогического института со званием старшего учителя и с обязанностью прослужить по министерству народного просвещения не менее 6 лет, он был определён в 1848 году старшим учителем греческого языка в Новгородскую гимназию. В 1851 году ему также было поручено преподавание истории в высших классах. В следующем году он был переведён в 3-ю Санкт-Петербургскую гимназию, где он преподавал греческий язык до 1868 года. В 1857 году одновременно стал преподавать русскую словесность и русскую историю в Мариинском институте, а с 1860 года русский язык в Императорском училище правоведения. В 1862 году назначен инспектором Мариинского института. В 1867 году назначен постоянно присутствующим членом учебного комитета при Синоде, с оставлением в занимаемых им должностях. В том же году назначен экстраординарным профессором историко-филологического института, а в 1872 году стал его директором. Начиная с 1887 года министерство народного просвещения направляло его для ревизии различных учебных заведении (в Казань, Кострому, Воронеж, Харьков). В 1891 году за особые труды в комиссии по пересмотру планов и программ в мужских гимназиях и прогимназиях ведомства министерства народного просвещения ему было объявлено Высочайшее благоволение. В 1894 году он был назначен членом совета министерства народного просвещения, с оставлением в занимаемых должностях. Скончался 14 мая 1903 года.
Кедров_захоронение_Новодевичий_некрополь (700x458, 400Kb)
Похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище (могила сохранилась; ошибочно указана дата смерти — 2 мая 1838).
Дети: Александра; Алексей (1859—1916) — выпускник (1884) Историко-филологического института был преподавателем и руководителем ряда учебных заведений Санкт-Петербурга (в их числе 2-я и 7-я мужские гимназии, Мариинская женская гимназия), был директором Ташкентского реального училища; Антонина (1864 — после 1940) — выпускница петербургских Высших педагогических курсов была замужем за генералом А.М.Бухтеевым (1862—1940); Модест (?—1901) — офицер крейсера «Владимир Мономах»; был женат на дочери адмирала В.П.Верховского, Ольге Владимировне; Василий (1872—1917) — капитан 1-го ранга, начальник 7-го дивизиона эскадренных миноносцев. Источники: Альманах современных русских государственных деятелей. — Санкт-Петербург: Типография Исидора Гольдберга, 1897. — Страницы 942—943. Литература: Зоргенфрей Г.Г. Памяти Константина Васильевича Кедрова. — Воронеж : типография В.И.Исаева, 1903. — 6 страниц (в РГБ)

Rudolf Koller (615x700, 359Kb)
1828
Рудольф Коллер (немецкое имя — Rudolf Koller)
швейцарский художник. Рудольф Коллер родился в Цюрихе, в семье трактирщика и мясника. В 1840—1843 годах учился в Кантональной индустриальной школе Цюриха. Первые уроки рисования получил у своего дяди, художника-пейзажиста. В 1843 Коллер бросает учёбу в Индустриальной школе и поступает учеником к преподавателю рисования Ж.Швейцеру, портретисту И.Р.Обристу и пейзажисту И.Я.Ульриху. Юноша мечтает, став художником, рисовать животных — в первую очередь лошадей. В 1845 году молодой художник получает заказ от короля Вюртемберга на серию полотен, изображающих коней из королевских конюшен, и охотничьих собак; в связи с этим Р.Коллер выезжает в Штутгарт.
Rudolf_Koller_-_Selbstbildnis_mit_16_Jahren,_an_der_Staffelei_(1844) (580x700, 363Kb)
Рудольф Коллер в возрасте 16 лет. Автопортрет
В 1846—1847 годах он обучается в дюссельдорфской Академии Искусств, где знакомится и дружит с Арнольдом Бёклином и Ансельмом Фейербахом. В 1847-48 Коллер совершает поездку в Бельгию (совместно с А.Бёклином) и во Францию; в Лувре он изучает нидерландскую живопись XVII столетия, знакомится с работами современных ему художников-анималистов (Роза Бонёр, Констан Труайон); становится поклонником барбизонской школы. В 1848 году Р. Коллер, ввиду материальных затруднений, возвращается в Цюрих. В 1849—1851 годах художник пишет преимущественно пейзажи в Бернском кантоне и в Баварии; с апреля 1851 он снова в Цюрихе, где среди друзей Коллера такие мастера, как Эрнст Штюкельберг и Роберт Цюнд. В этот период своего творчества Р.Коллер открывает собственную художественную мастерскую, где выполняет многочисленные заказы на полотна с изображениями животных. В 1852—1853 пишет пейзажи на озере Валензе. В мае 1856 года Р.Коллер вступает в брак с Бертой Шальтер. В 1855 он пишет замечательный портрет своей невесты (хранится в Кунстхаусе Цюриха. В 1862 году он покупает дом на берегу Цюрихского озера. Здесь он живёт вплоть до своей смерти и содержит в хозяйстве многих животных. В 1868—1869 Коллер выезжает на этюды в Италию. В 1898 году, к 70-летию Коллера, в Цюрихе открывается большая выставка художественного творчества мастера. В том же году ему присваивается звание почётного доктора искусств Цюрихского университета. В 1900 году Коллер последний раз едет в Италию и во Флоренции встречается с А.Бёклином. Умер в родном городе 5 января 1905 года. Похоронен в Цюрихе рядом с могилой своего друга, писателя Готфрида Келлера.
Галерея
Rudolf KollerСанкт-Готардская почта  (599x700, 502Kb)
«Санкт-Готардская почта» (1873)
Rudolf KollerКорова в огороде  (570x700, 446Kb)
«Корова в огороде» (1857)
Rudolf KollerНа водопое  (700x488, 333Kb)
«На водопое»

Adolphe Hirsch) (587x700, 221Kb)
1830
Адольф Хирш (немецкое имя — Adolphe Hirsch)
швейцарский астроном и геодезист. Адольф Хирш родился в Хальберштадте, Гарц, Саксония-Анхальт, Германия. Высшее образование получил учась в Гейдельбергском и Берлинском университетах. По окончании университетского курса Хирш работал на разных должностях сперва в Венской, а затем в Парижской астрономических обсерваториях. В 1859 году А.Хирш был назначен профессором астрономии Невшательской академии и директором местной обсерватории.
Adolphe_HirschNeuchâtel,_L'Observatoire,_Pierre_commémorative_Adolphe_Hirsch (525x700, 487Kb)
Памятный камень в Невшательской обсерватории
Хиршу принадлежит ряд существенных усовершенствований по хронометрии и астрономических инструментов; он принял также непосредственное участие в деле создания Международного института измерения весов и мер (ныне Международное бюро мер и весов). Адольф Хирш умер 16 апреля 1901 году. Литература: Meyer, Konvers.-Lex.; Когут, II.

Hudson_Taylor (463x700, 233Kb)
1832
Джеймс Хадсон Тейлор (James Hudson Taylor)
проповедник и миссионер. Джеймс Хадсон Тейлор родился в Барнсли, Йоркшир (Англия) в 1832 году. Его отец был фармацевтом и непрофессиональным проповедником в методистской церкви и увлёк сына идеей миссионерства. Не достигнув пятилетнего возраста, маленький Хадсон рассказывал гостям, что хочет когда-нибудь стать миссионером, а Китай был страной, которая притягивала его больше всего. В семнадцатилетнем возрасте Тейлор осознанно сосредоточил всё своё внимание на перспективах миссионерской работы в Китае. Для совершенствования миссионерских навыков, помимо духовных упражнений и евангелизции, в возрасте девятнадцати лет он начал изучать медицину, предполагая, что это поможет ему в общении с людьми. Рвение молодого Тейлора также выразилось в жёстком самоотречении в качестве дополнительной подготовки к миссионерской работе. Он питался очень скудно — фунт яблок и булка каждый день, его комната на чердаке была лишённой привычных удобств. Он даже не напоминал своему работодателю о долгах по зарплате. Он обосновывал такую линию поведения просто: «…когда я доберусь до Китая, я не буду ни от кого ничего требовать, буду полагаться только на Бога». Подобная практика пошатнула его здоровье, а контакт с мёртвым телом в анатомическом театре привёл к заражению «злокачественной лихорадкой», которая чуть была не привела его к смерти. Через некоторое время Тейлор познакомился с молодой учительницей музыки мисс Вон, и девушка стала объектом его привязанности. После первой встречи он писал своей сестре: «Я знаю, что люблю её. Уехать без неё означает сделать мир пустым». Но в планы мисс Вон не входил отъезд в Китай. Она была уверена, что Тейлор не бросит её из-за желания трудиться миссионером. Тейлор же полагал, что она изменит своё мнение и станет готова поехать на миссионерское поле. Дважды объявлялась помолвка, но затем она расторгалась. Возможность отъезда в Китай пришла неожиданно: в Китае началось восстание тайпинов, участники которого объявили себя приверженцами христианства. Поэтому в сентябре 1853 года, весьма поспешно, Тейлор, которому исполнилось двадцать один год, отплыл в землю своей мечты. Он прибыл в Шанхай весной 1854 года. Вскоре после приезда Тейлор попал в затруднительное финансовое положение. Обещанные подъёмные от миссионерского общества из Англии не приходили, а личные деньги кончались. Его мысли всё чаще возвращались домой. Чувство тоски по дому заполняли его письма. Попытки Тейлора овладеть китайским языком только увеличивали и без того частые приступы депрессии. Его первые месяцы в Шанхае были наполнены долгими часами изучения языка, и случались моменты, когда он боялся, что никогда не сможет выучить язык. Он писал своим знакомым: «Молитесь за меня, ибо я подавлен выше всякой меры, и если бы я не находил слово Божье всё более благословенным и не чувствовал Его присутствия рядом с собой, я не знаю, что я бы сделал». Со временем Тейлор начал длительные походы в глубь страны, посещая порой по шестьдесят поселений, неся Божье слово людям, которые никогда не встречались с миссионером. Чтобы не выделяться из толпы своим видом иностранца и обращать больше внимание людей на смысл его слов, а не внешность, Тейлор решает стать похожим на китайца. Он одевает широкие шаровары, тяжёлое шёлковое платье, и обувь на плоской подошве. Но также он делает свою причёску на китайский манер — лысая голова с чёрным хвостиком. Первая попытка Тейлора покрасить волосы окончилась неудачей. Нашатырный спирт обжёг кожу на голове и чуть не ослепил. Со второго раза у Тейлора получилась китайская причёска. Правда привыкать к этому было сложно, когда кожа была раздражена от бритвы. В китайских очках Тейлор слился с толпой, и его трудно было отличить в таком виде от китайца. Многие коллеги-миссионеры были неприятно поражены изменениями в его облике, и он стал объектом их насмешек. Тейлор не выжил бы в первые годы в Китае без частных пожертвований. Он разорвал все отношения с миссионерским обществом, будучи не доволен их отношением и слабой заботой о миссионерах. Он стал полностью независимым. Одиночество в первые месяцы пребывания в Китае привело его к новой попытке женится, но и она оказалась неудачной. Затем он встречается с Марией Дайер, женщиной, ставшей его первой женой. Но не только женой, но и помощницей в служении. 20 января 1858 года, после трудных преград для их брака со стороны людей Тейлор и Мария поженились. Примерно в 1860 году Тейлором была создана Внутрикитайская миссия (КВМ), которая имела межконфессиональный характер. В 1865 году КВМ официально зарегистрировали, и Тейлор отправился в Китай с женой, четырьмя детьми и пятнадцатью новыми добровольцами. Становление КВМ было болезненно из-за человеческих отношений внутри, и миссия была на грани распада. Возможно, смерть дочери Тейлора спасла миссию от полного исчезновения. Трагедия лидера способствовала объединению разобщённой команды. Но были и другие серьёзные проблемы у новой организации — многовековая враждебность китайцев к иностранцам. На миссионеров напали и совершили поджог дома, люди едва избежали смерти. После такого инцидента в Англии всю ответственность за происшедшее возложили на Тейлора и КВМ. Началась острая критика его деятельности. Отчаяние было так велико, что Тейлор утратил желание продолжать работать, поддавшись «ужасному искушению… даже покончить с жизнью». Финансовая поддержка из Англии прекратилась, а потенциальные добровольцы потеряли интерес к миссии. В феврале умер пятилетний сын Сэмми. Жарким летом следующего года, Мария, бывшая на последних месяцах беременности, серьёзно заболела. В начале июля она родила мальчика, который прожил менее двух недель. Через несколько дней после его смерти Мария тоже умерла в возрасте тридцати трёх лет. Через несколько месяцев после смерти жены он посетил Ханькоу, где встретился с Джени Фаулдинг, двадцатисемилетней одинокой миссионеркой. Вскоре они поженились. Несмотря на сложные обстоятельства, служение КВМ продолжалось. Тейлор составил план — охватить весь Китай проповедью через подготовку одной тысячи проповедников и отправкой их во все области этой страны. Это было нереально, и цель не была достигнута. Проблема стратегии Тейлора заключалась в том, что он не уделял внимания подготовке местных лидеров и основанию поместных церквей, всё было сосредоточено только на евангелизации. В июне 1900 года императорский декрет из Пекина провозгласил смерть всем иностранцам и искоренение христианства. Последовало крупнейшее в истории мира уничтожение миссионеров. Были зверски убиты сто тридцать пять миссионеров и пятьдесят три миссионерских ребёнка. В провинции Шаньси был убит девяносто один миссионер КВМ. Для Тейлора, который находился в этот момент в Швейцарии на лечении, это был тяжёлый удар. После смерти жены он вернулся в Китай, где и умер в городе Чанша3 июня 1905 года. В 1914 году КВМ стала самой крупной миссионерской организацией, достигнув пика своего роста в 1934 году, когда в ней работали 1368 служителей. После прихода к власти коммунистов КВМ, как и другие миссии, была изгнана из Китая.
Пророчество о России:
В России Хадсон Тейлор широко известен благодаря своему пророчеству. Впервые на русском языке оно было опубликовано И.С.Прохановым в 1906 году в одном из первых номеров журнала «Христианин»: «в России произойдёт революция, которая приведет к великому пробуждению на западе России; это пробуждение распространится по всей земле и тогда Господь придёт». Проханов истолковал начальную часть этого пророчества как сбывшуюся в событиях первой русской революции. Он верил, что в ближайшее время в России должно начаться великое пробуждение, которое преобразует страну и охватит весь мир. Особую роль в этом пробуждении, по его мнению, должны были сыграть евангельские христиане Петербурга. Мессианские чаяния Проханова способствовали его активной христианской деятельности. Пророчество Хадсона Тэйлора известно среди российских христиан (главным образом, пятидесятников и харизматов) и в настоящее время. Ему дают новые толкования, ожидая, когда оно сбудется целиком. Литература: «Духовный секрет Хадсона Тейлора», Говард и Мери Тейлор, Перевод с английского —. Москва : МРО БЦХВЕ «Слово жизни», 2006; Пузынин А. П. Традиция евангельских христиан. Изучение самоидентификации и богословия от момента её зарождения до наших дней. — Москва: Библейско-богословский институт Святого апостола Андрея, 2010. — 523 страницы — ISBN 978-5-89647-235-3.

Maslakovezna (542x700, 198Kb)
1833
Николай Алексеевич Маслаковец
оренбургский губернатор и наказной атаман Оренбургского казачьего войска. Родился в Черниговской губернии. Воспитание получил в Петровском Полтавском кадетском корпусе и Дворянском полку. 29 июня 1854 года произведён в прапорщики и выпущен в 4-ю артиллерийскую бригаду. 8 октября 1856 года произведён в подпоручики. В 1857 году поступил в Николаевскую академию Генерального штаба и 7 сентября 1858 года получил чин поручика; по окончании обучения в 1859 году вернулся в свою бригаду. 24 января 1861 года был произведён в штабс-капитаны с зачислением в Генеральный штаб и направлен на службу в Отдельный Оренбургский корпус. 3 декабря 1862 года получил назначение в Уральск в качестве чиновника особых поручений при наказном атамане Уральского казачьего войска В.Д.Дандевиле. 11 сентября 1863 года произведён в капитаны. 4 ноября 1864 года Маслаковец был переведён в распоряжение Комиссии по размежеванию земель в Донском войске. 22 августа 1866 года был назначен межевым ревизором в Донскую межевую комиссию, 11 сентября того же года получил чин подполковника и в 1868 году награждён орденом Святого Станислава II степени. 2 июня 1870 года произведён в полковники, в 1872 году награждён орденом Святого Владимира IV степени. С 19 апреля 1874 года занимал должность помощника председателя Областного правления Войска Донского и в следующем году получил орден Святого Владимира III степени; 10 марта 1878 года произведён в генерал-майоры и назначен помощником наказного атамана Донского казачьего войска (со старшинством от 10 марта 1881 года). В 1881 году награждён орденом Святого Станислава I степени; в 1883 году — Святой Анны I степени. 24 августа 1884 года Маслаковец был назначен на пост оренбургского губернатора и наказного атамана Оренбургского казачьего войска. В 1886 году награждён орденом Святого Владимира III степени, 8 января 1894 года произведён в генерал-лейтенанты. Со 2 фераля 1892 года находился в отставке. 30 мая 1894 года Маслаковец вернулся на службу и поступил в распоряжение военного министра с зачислением по Генеральному штабу, в 1896 году удостоен ордена Белого орла. С 28 июня 1898 года возглавлял Комиссию для исследования причин, подрывающих хозяйственный быт Донского казачьего войска. По результатам работы комиссии в 1899 году в Новочеркасске было напечатано несколько докладов Маслаковца о хозяйственной деятельности на Дону. Впоследствии совершал неоднократные командировки для инспекции различных казачьих войск России. Окончательно в отставку Маслаковец вышел 20 января 1906 года с производством в чин генерала от инфантерии. Скончался 20 февраля 1908 года. Был похоронен на Смоленском православном кладбище. Награды: Орден Святого Станислава II степени (1868); Орден Святого Владимира IV степени (1872); Орден Святого Владимира III степени (1875); Орден Святого Станислава I степени (1881); Орден Святой Анны I степени (1883); Орден Святого Владимира II степени (1886); Орден Белого орла (1896). Автор книг: Доклад о результатах командировки состоящего в распоряжении военного министра генерал-лейтенанта Маслаковца в 1903 году в Забайкальское казачье войско. — Санкт-Петербург, 1903; Краткий исторический очерк постепенного образования Оренбургского казачьего войска и развитие форм военного и гражданского устройства. — Санкт-Петербург, 1873; Объяснительная записка о применении к Области Войска Донского земской реформы на основаниях, соответствующих местным условиям края и бытовым особенностям главной (казачьей) массы ее населения. — Новочеркасск, 1880; О занятиях высочайше учрежденной 16-го июня 1898 года Комиссии в Области Войска Донского и о достигнутых ею результатах. — Санкт-Петербург, 1899; Физическое и статистическое описания кочевья донских калмыков. — Новочеркасск, 1872. Источники: Волков С.В. Генералитет Российской империи. Энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II. Том II. Л—Я. — Москва, 2009; Глиноецкий Н.П. Исторический очерк Николаевской академии Генерального штаба. — Санкт-Петербург, 1882; Некролог // «Нива». — № . — 1 марта 1908; Семенов В.Г., Семенова В.П. Губернаторы Оренбургского края. — Оренбург, 1999; Маслаковец Николай Алексеевич // Список генералам по старшинству. Составлен по 1 мая 1905 года. — Санкт-Петербург.: Военная типография, 1905. — Страница 181.

Пещуров (504x700, 214Kb)
1834
Алексей Алексеевич Пещуров
русский вице-адмирал из рода Пещуровых. В 1880—1882 годах временно управлял Морским министерством. В правление Александра III — главный командир Черноморского флота и николаевский губернатор. Именем А.А.Пещурова назван мыс в заливе Восток. Родился в селе Лосево, Калужская губерния, в семье предводителя дворянства Мосальского уезда, бывшего обер-прокурора Правительствующего сената А.П.Пещурова (1795—1833), который умер до рождения сына. Мать — Серафима (Вильгельмина) Васильевна Гардер (1792—1850). Его старший брат — востоковед Дмитрий Алексеевич Пещуров. 21 марта 1848 — Поступил в Морской кадетский корпус. 23 августа 1851 — окончил Морской кадетский корпус с производством в гардемарины. 1852—1854 — адъютант вице-адмирала Е.В.Путятина. На фрегате «Паллада» перешёл на Дальний Восток. 25 августа 1853 — мичман. Составил описание и план порта Нагасаки. Участвовал в гидрографических работах у восточного побережья Кореи и в заливе Посьета. 1854—1855 — Ходил в Японию на фрегате «Диана». Потерпел крушение в бухте Симода. Работал над составлением описания залива Де-Кастри и Сангарского пролива. Составил планы портов Хакодате, Осака, Симода, бухт Энора, Хеда, Арари, Таго. Участвовал в постройке шхуны «Хеда». 1855 — На шхуне «Хеда» сопровождал Путятина в Николаевск-на-Амуре и через Сибирь вернулся в Санкт-Петербург. 12 декабря 1855 — лейтенант. 11 января 1856 — 11 апреля 1856 — Адъютант начальника штаба военного генерал-губернатора Кронштадта. 5 августа 1856 — Командирован в Англию и назначен состоять при Путятине. 10 марта 1857 — Агент по заказам Морского министерства в Англии и Франции. 1860—1861 — Командир клипера «Гайдамак»: Перешёл из Англии на Дальний Восток. Участвовал в составлении описания залива Восток. Открыл бухту Гайдамак. 31 октября 1860 — капитан-лейтенант. 1863—1864 — На клипере «Гайдамак» в составе Тихоокеанской эскадры контр-адмирала А.А.Попова участвовал в экспедиции русского флота в Сан-Франциско. 13 января 1865 — капитан 2-го ранга. 2 августа 1865 — Прикомандирован к Кораблестроительному департаменту. 16 апреля 1866 — Командирован в Англию для ознакомления со снабжением броненосных судов. 27 мая 1867 — Командирован в США в качестве специального правительственного комиссара. 26 октября 1867 — Подписал протокол о передаче Америке владений Российско-американской компании на Аляске и Алеутских островах. 23 ноября 1868 — капитан 1-го ранга с назначением вице-директором Канцелярии Морского министерства. 12 апреля 1874 — контр-адмирал с назначением директором Канцелярии. 11 сентября 1878 — Зачислен в свиту императора. 26 января 1880 — Товарищ управляющего Морским министерством. 5 июля 1880 — Управляющий Морским министерством. 23 января 1882 — за отличную службу произведён в вице-адмиралы с назначением Главным командиром Черноморского флота и военным губернатором г. Николаева. 13 января 1886 — Главнокомандующий флота и портов Чёрного и Каспийского морей с сохранением должности военного губернатора г. Николаева. 15 августа 1890 — Член Государственного совета. Умер в Санкт-Петербурге 21 октября 1891 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Построены первые черноморские броненосцы: «Синоп»; «Екатерина II»; «Чесма». Построен ряд городских объектов: 1883 — часовня в память царя Александра II; 1883 — замощена Базарная площадь, построены новые лавки; 1885 — проект зернового элеватора в Коммерческом порту; 1886—1889 — Варваровская хлебная пристань с элеватором; 1890 — гранитная набережная в Коммерческом порту и Каботажная гавань; 1890 — здание Мариинской гимназии. Открыт ряд предприятий и учреждений: 1882 — «Северное телеграфное агентство»; 1882—1883 — несколько школ и училищ; 1884 — газета «Николаевский листок»; 1884 — кузница братьев Донских (впоследствии завод); 1889 — речной яхт-клуб; 1890 — внутригородская телефонная связь; 1890 — Николаевский артистический кружок; 1890 — новая городская больница. Награды: 9 сентября 1856: тёмно-бронзовая медаль в память войны 1853—1856 годов; 8 октября 1858: орден Святой Анны III степени; 13 января 1864: орден Святого Владимира IV степени; 3 апреля 1871: персидский орден Льва и Солнца II степени; 9 апреля 1871: орден Святой Анны II степени; 20 апреля 1873: орден Святого Владимира III степени; 16 апреля 1876: орден Святого Станислава I степени; 13 января 1880: орден Святой Анны I степени; 2 декабря 1880: греческий орден Спасителя I степени; 28 сентября 1881: душевное признание Его императорского величества; 27 мая 1883: орден Святого Владимира II степени; 3 ноября 1884, 18 мая 1886 и 22 мая 1886: Высочайшие благодарности; 22 мая 1886: орден Белого орла; 27 октября 1888: орден Святого Александра Невского; 5 ноября 1888: Высочайшая благодарность. Литература: Быков П. А.А.Пещуров (некролог) // Всемирная иллюстрация : журнал. — 1891. — Том 46, № 1190. — Страницы 328, 330.

ITAGAKI_Taisuke (536x700, 202Kb)
1837
Итагаки Тайсукэ (японское имя — 板垣 退助; имя при рождении – Иносукэ, (猪之助)
граф, японский политический, государственный и военный деятель. Получил военное образование и в войне 1868 года был главнокомандующим императорской армии. В 1874 году, вместе со своими политическими сторонниками, подал меморандум в Са-ин, то есть собрание нотаблей, в котором указывал на необходимость учреждения избранного народом парламента. Затем Итагаки Тайсуке основал Айкоку-ся (патриотическое общество), которое в 1881 получило наименование Дзию-то (либеральная партия) и включало в себя крайних радикалов Японии. В 1882 году на жизнь Итагаки было совершено покушение, но он скоро оправился от раны и уехал в Европу. Нападение не сломило его самурайский дух: в историю вошло его высказывание «Итагаки может умереть, но свобода никогда!» После возвращении в Японию он остался в стороне от политики. Несмотря на постоянную оппозицию, в 1885 году император дал ему графский титул за участие в войне 1868 года. Созданная им партия в 1890 году объединилась с другими либеральными группами в так называемую Риккэндзию-то, в программу которой входило: пересмотр договоров, отмена консульской юрисдикции и привилегий иностранцев, понижение поземельной аренды, ограничение издержек на управление и полная свобода печати и сходок. С 1900 отошёл от политической деятельности. Итагаки Тайсукэ родился в поселении Накадзима в княжестве Тоса, в семье самураев. Его отец Инуи Масанори был гвардейцем даймё и имел ежегодный доход в 220 коку. 1860 года, после смерти отца, Тайсукэ унаследовал гвардейский пост. В начале 1861 года Тайсукэ стал заведующим кладовых. В ноябре того же года, благодаря поддержке Ямаути Тоёсигэ, его назначили заместителем правителя Тоса в Эдо. В конце того же года молодой администратор занял должность тайного слуги властителя, а в 1862 году — должность его частного советника. В юности Тайсуке был сторонником радикальной идеи изгнания иностранцев из Японии, однако со временем изменил свою позицию на умеренную. Он находился в конфронтации с радикальной «Партией монархистов» под руководством Такэты Дзуйдзана. В 1865 году, вместе с Гото Сёдзиро, Тайсукэ исполнял обязанности старшего следователя на судебном процессе над этой партией. После суда её руководителей подвергли пыткам и казнили. В июне 1867 года, возвращаясь домой в Эдо через Киото, Тайсукэ познакомился с Сайго Такамори благодаря посредничеству Накаоки Синтаро. Он заключил тайный договор между княжествами Сацума и Тоса о свержении сёгуната Токугава. Вернувшись в Тосу, 30-летний политик начал подготовку к вооруженному выступлению.
Реставрация Мэйдзи
После провозглашения ликвидации сёгуната и реставрации Мэйдзи в январе 1868 года в Японии вспыхнула гражданская война, в которой Тайсукэ выступил на стороне нового императорского правительства. Он сформировал «молниеносный отряд» из тысячи самураев княжества Тоса и отправился в Киото для поддержки монархии. На своём пути «молниеносные» разбили силы сторонников восстановления сёгуната — войска княжеств Каваноэ, Маругамэ, Такамацу и многих других, и в начале февраля прибыли в японскую столицу. В Киото правительство назначило Тайсукэ главным генералом передового фронта в регионе Тосандо, поручив ему военные отряды, состоявшие из около 600 проправительственных княжеств. Именно в этот период генерал изменил своё родовое имя Инуи Иносукэ на Итагаки Тайсукэ. К декабрю 1868 года он покорил Огаки, провинцию Синано, княжества Кофу, Хатиодзи, Уцуномия и Айдзу. В 1869 году Тайсукэ принял участие в административной реформе, с целью ликвидацию автономии княжеств и централизации страны. В 1871 году за заслуги его назначили на должность императорского советника. В 1873 году, вместе с Сайго Такамори, Тайсукэ настаивал на необходимости завоевания Кореи. Однако его группа потерпела поражение во время правительственных дебатов, в связи с чем он сложил с себя полномочия советника и ушёл в отставку.
Taisuke_Itagaki_bronze_statue_1 (525x700, 533Kb)
Памятник в Гифу
Общественный деятель
С 1874 года Тайсукэ возглавил общественное «Движение за свободу и народные права», которое требовало демократизации страны. В январе того же года он вместе с Гото Сёдзиро основал Общественную партию патриотов и подал правительству петицию с требованием созыва всенародного парламента. В марте 1875 года Тайсукэ снова занял пост императорского советника, но из-за расхождения во взглядах с другими чиновниками вышел из состава правительства в октябре того же года. После этого он полностью посвятил себя участию в движении за свободу и народные права. В октябре 1881 года Тайсукэ стал одним из основателей и лидеров Либеральной партии Японии. В апреле 1882 года во время прогулки в Гифу на него было совершено покушение. Раненый Тайсукэ обратился к преступнику со словами, которые стали крылатым выражением в Японии: «Можешь убить меня, но свобода — бессмертна!». С ноября 1882 года по июнь 1883 года Тайсукэ путешествовал по странам Европы и США. По возвращении в Японию, он стал сторонником роспуска Либеральной партии и, после совещания с её руководством 1884 года, принял участие в её ликвидации. В мае 1887 года за заслуги перед троном Император предоставил Тайсукэ титул графа и приравнял к кадзоку. Тот трижды отказывался от титула, но в конце концов в июле согласился принять его при условии, что титул не будет передаваться его потомкам по наследству. С августа того же года Тайсукэ разработал и подал императору свои проекты об учреждении парламента, внедрении свободы слова и системы наращивания мощности военно-морского флота, пересмотре неравноправных договоров с иностранными государствами т. д. После этого он оставил Токио, переехав на родину в Коти.
SeriesB100Yen_Bank_of_Japan_note (700x360, 354Kb)
Портрет на купюре в 100 йен (1953)
В марте 1889 года, в общественном движении «Большое единство», возглавляемом Гото Сёдзиро, произошел раскол между сторонниками сотрудничества с правительством Курода Кийотаки и его непримиримыми оппонентами. По просьбе Гото, Тайсукэ прибыл в Токио и в мае 1890 года решил реорганизовать движение на базе Общественной партии патриотов. В сентябре того же года он объединил эту партию с остатками Либеральной партии и клубом «Большое единство», и образовал Конституционно-либеральную партию. Она выступала с острой критикой правительства, требовала установления системы выходных дней и сокращения расходов на правительственную администрацию. Однако в феврале 1891 года, на первом съезде партии, Тайсукэ узнал, что её делегаты от Тосы подкуплены правительством и, чувствуя свою ответственность за это, оставил свой партийный билет. Через месяц он вернулся к руководству Конституционно-либеральной партии и был избран её председателем. В 1895 году Тайсукэ начал переговоры с правительством Ито Хиробуми и в апреле 1896 года вошёл в его состав, заняв пост министра внутренних дел. Однако уже в сентябре того же года он оставил должность и сосредоточился на партийной деятельности. В июне 1898 года Тайсукэ повторно занял пост министра внутренних дел в правительстве Конституционной партии, но в октябре внезапно ушёл в отставку. Впоследствии он перестал заниматься политикой и занялся социальными проблемами. В 1904 году Тайсукэ организовал «Общество улучшения обычаев», которое издавало журнал «Дружба и любовь» (японское название — 友愛), а в 1907 году опубликовал свою работу «Титул на одно поколение» (японское название — 一代華族論), в котором призвал прекратить практику наследования титулов и должностей для сословия кадзоку. Итагаки Тайсукэ скончался в Токио 16 июля 1919 года.

 (462x699, 42Kb)
1838
Чарльз Мориан (Charles Maurian)
американский шахматист. Друг и партнер Пола Морфи. Мориан родился в городе Новый Орлеан, штат Луизиана, США. Он был французского происхождения. Его отец, Чарльз А. де Мориан, был судьей, а его мать до замужества звали Ластени Пейшо. Он был одноклассником Морфи в колледже Спринг Хилл в Мобиле, Алабама, и с тех пор они оставались близкими друзьями. Мауриан никогда не играл ни в каких публичных турнирах в своей дальнейшей шахматной карьере, но он выиграл первый приз в шахматном клубе Нового Орлеана в 1858 году. Морфи научил Мауриана играть в шахматы. Морфи изначально давал Мауриану фору в их играх, и он продолжал делать это даже после того, как Мауриан стал слишком сильным игроком, чтобы в этом была необходимость. Морфи и Мориан продолжали играть в шахматы даже после того, как Морфи фактически выбыл из игры.Мауриан редактировал шахматную колонку в газете Нового Орлеана "Дельта" с 1858 по 1860 год и много лет, начиная с 1883 года, был соредактором шахматной колонки в "New Orleans Times-Democrat". Когда Морфи умер в 1884 году, Мауриан был одним из несущих покров на его похоронах. Мориан переехал в Париж, Франция в 1890 году, где он продолжал жить до своей смерти 2 декабря 1912 года.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку