-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108738
Комментариев: 6801
Написано: 117209


13 мая родились...

Понедельник, 13 Мая 2024 г. 03:35 + в цитатник
sarajishvili vano (502x700, 154Kb)
1879
Вано Сараджишвили (грузинское имя — ვანო სარაჯიშვილი; сценический псевдоним — Сараджев, Сараджини)
грузинский советский артист оперы (лирико-драматический тенор), концертный певец и артист кино, народный артист Грузинской ССР (1923). Родился в городе Сигнах Тифлисской губернии (ныне Сигнахи, Грузия), в семье педагога. С 1888 жил в Тифлисе, где до 1895 учился в гимназии. В 1897—1900 солист народного хора под управлением С.Кавсадзе, с 1898 одновременно обучался игре на виолончели в Тифлисском музыкальном училище. Выступал в концертах вместе с З.Палиашвили. С 1903 обучался пению в Санкт-Петербурге, сначала у И.П.Прянишникова, затем у А.Панаевой-Карцовой. В том же году впервые выступил в концерте, в котором исполнил грузинскую песню "Урмули" ("Аробная"); с тех пор часто принимал участие в грузинских вечерах-концертах. В 1906 дебютировал в партии Альфреда ("Травиата" Дж. Верди) на сцене Санкт-Петербургской Итальянской оперной антрепризы А.А.Церетели, где выступал с Я.Вайдой-Королевич, Т.Руффо и Л.Кавальери. Осенью того же года с большим успехом выступил в Тифлисе в операх "Евгений Онегин" П.Чайковского, "Травиата" Дж.Верди, "Фауст" и "Риголетто" Дж.Верди. В 1908 дебютировал в миланском театре "Ла Скала", затем выступал в Турине, Парме, Триесте, Париже, Ницце (здесь его слушал писатель А.Куприн), Брюсселе и в городах Германии (под псевдонимом Сараджини). Исполнял в концертах русские и грузинские народные песни. В Италии установились дружеские отношения с Т.Руффо (жил у него), Э.Джиральдони и Ф.И.Шаляпиным. С 1908 пел в Санкт-Петербургской Итальянской труппе (антреприза У.Гвиди; партнёры: О.Баронат и Э.Джиральдони). Позднее гастролировал в Тифлисе (1914), Саратове, Москве, Санкт-Петербурге (вместе с Дж.Ансельми), Киеве, Харькове, Кисловодске. В 1915—1916 пел в труппе И.Палиашвили, с к-рой гастролировал в Екатеринбурге, Перми, Хабаровске, Благовещенске, Чите, Якутске, Омске, Томске. В 1916—1917 солист Бакинской оперы, с 1918 — Тифлисского оперного театра. Обладал сильным, красивым "чарующего" тембра голосом (современники сравнивали его с голосом А.Мазини), актерским талантом, имел яркую сценическую внешность. В манере исполнения сочетались традиции русской вокальной школы, итальянского "бельканто" и характерные черты грузинского вокального искусства. Известный режиссёр Н.Н.Боголюбов писал: "Я прожил долгую жизнь, полную разнообразных событий, но впечатление от голоса, от фигуры, от игры, от выразительных глаз этого певца не исчезло до сих пор! Стройный, горячий, как молодой арабский конь, Сараджев вносил с собой на сцену темперамент своей солнечной родины; его голос, теплый и будто немного усталый, возбуждал у слушателя те ощущения, которые возникают при чтении знаменитого стихотворения французского поэта Поля Верлэна “Осенняя песнь”, где каждый звук, каждое слово равноценны музыке. В полную силу его талант раскрылся много позднее, когда он обессмертил себя исполнением партии Абессалома в опере “Абессалом и Этери” Палиашвили". Создатель национального стиля вокального исполнительства. Репертуар насчитывал свыше 35 партий. 1-й исполнитель партий в грузинских классических операх: Ясона ("Кристинэ" Р.Гогниашвили, 1918), Шота ("Сказание о Шота Руставели" Д.Аракишвили, 1919), Малхаза ("Даиси" З.Палиашвили, 1923; последняя роль певца).
sarajishvili vano.a.+ (537x700, 222Kb)
Лучшие партии: Ленский ("Евгений Онегин" П.Чайковского), Альфред ("Травиата" Дж.Верди), Герцог ("Риголетто" Дж.Верди), Хозе ("Кармен" Ж.Бизе), Рауль де Нанжи ("Гугеноты" Дж.Мейербера), Надир ("Искатели жемчуга" Ж. Бизе), Котэ ("Кето и Котэ" В.Долидзе), Абесалом ("Абесалом и Этери" З.Палиашвили, один из первых исполнителей; в этой роли его запечатлел скульптор Н.В.Долидзе. Этот скульптурный портрет хранится в ГЦММК). Другие партии: Владимир Игоревич ("Князь Игорь" А.Бородина), Князь Синодал ("Демон" А. Рубинштейна), Царь Берендей ("Снегурочка" Н.Римского-Корсакова), Индийский гость ("Садко" Н.Римского-Корсакова), Герман ("Пиковая дама" П.Чайковского); Фауст (одноимённая опера Ш.Гуно), Ромео ("Ромео и Джульетта" Ш.Гуно), Фра-Дьяволо ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине" Д.Обера), Джеральд ("Лакме" Л.Делиба), Вильгельм Мейстер ("Миньон" А.Тома), Кавалер де Грие ("Манон" Ж.Массне), Альмавива ("Севильский цирюльник" Дж.Россини), Радамес ("Аида" Дж.Верди), Каварадосси ("Тоска" Дж.Пуччини), Пинкертон ("Чио-Чио-сан"/"Мадам Баттерфляй" Дж.Пуччини), Вальтер Штольцинг ("Нюрнбергские мейстерзингеры" Р.Вагнера), Лоэнгрин (одноимённая опера Р.Вагнера). Партнёры: О.А.Бахуташвили-Шульгина, Н.Ван-Брандт, Э.Джиральдони, С.И.Инашвили, Л.Кавальери, В.Кржановский, Л.Липковская, Ф.Мухтарова, Ф.Н.Поляев, Е.М.Попова, Е.А.Спытко-Краковская. Пел под управлением Н.Г.Картвелишвили, И.Палиашвили, С.А.Столермана. В концертах исполнял первые грузинские романсы М.Баланчивадзе, Д.Аракишвили и грузинские народные песни. Талант певца высоко ценили Н.Н.Боголюбов, Л.В.Собинов, Ф.И.Шаляпин. Записывался на грампластинки ("Граммофон", 1912, 1915); архивные записи — "Мелодия", 1985. В 1923 Сараджишили снимался в роли Яго в немом кинофильме "Отец-убийца". Умер в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия) 11 ноября 1924 года. Имя певца присвоено Тбилисской консерватории (1947). Все архивные материалы певца — в Театральном музее Грузии (Тбилиси), фонд 1, дело 18, 4 папки, 1899—1959. Литература: Шавгулидзе Г.В. Дни и годы Тифлисского оперного театра. — Тбилиси, 1936. Страницы 36—37; Кутатели А. Абесалом и Этери: Новелла о певце Вано Сараджишвили. — Тбилиси, 1939; Бухникашвили Г. Вано Сараджишвили // Заря Востока (Тбилиси). 1939. 12 ноября; Хучуа П. Любимый народом певец // Там же. 1954. 11 ноября; Хучуа П. Тбилисский Государственный ордена Ленина театр оперы и балета имени З.П.Палиашвили: Краткий очерк. — Тбилиси, 1958. Страницы 92—93; Туския И. Великий певец: К 80-летию со дня рождения В.П.Сараджишвили // Заря Востока (Тбилиси). 1959. 30 апреля; Коридзе В. Выдающийся грузинский певец: К 80-летию со дня рождения Вано Сараджишвили // Батумский рабочий. 1959. 30 апреля; Мачавариани Е. Грузинский Орфей // Вечерний Тбилиси. 1960. 21 ноября; Грузии сыны: Сборник — Москва, 1961. Страницы 324—343; Кашмадзе Ш.Е. Вано Сараджишвили. — Тбилиси, 1963 (на грузинском языке); Цинцабадзе Ц. Соловей Грузии // Советская Аджария. 1964. 12 ноября; Боголюбов Н.Н. Шестьдесят лет в оперном театре: Воспоминания режиссёра. — Москва, 1967. Страница 115; Квалиашвили М.Г. По трудному пути. Воспоминания. — Тбилиси, 1969. Страницы 26, 59—65; 89, 103, 104, 109, 112—115; Иванишвили Д. Любовь, названная песней // Вечерний Тбилиси. 1970. 21 октября; Шенгелиа Л. Вано Сараджишвили. — Тбилиси, 1972 (на грузинском языке); Горгидзе М.Ф. Грузины в Санкт-Петербурге: Страницы летописи культурных связей. — Тбилиси, 1976. Страница 243.

Серада (523x700, 325Kb)
1879
Ян (Янка, Иван Никитович) Середа (белорусское имя — Ян (Янка, Іван Мікітавіч) Серада)
белорусский общественный и политический деятель, педагог, публицист. Родился в дероевне Задвея, Новогрудский уезд, Минская губерния (ныне Барановичский район, Брестская область). Окончил Варшавский ветеринарный институт (1903). В 1905—1906 годах служил в армии в Маньчжурии. Работал ветеринаром в Минской губернии (1907—1911), тогда же преподавал в Марьиногорском сельскохозяйственном училище. Был мобилизован во время Первой мировой войны.
СередаDziejačy_BNR._Дзеячы_БНР_(1918) (700x475, 358Kb)
Первое правительство БНР. Ян Середа сидит второй слева
Член Белорусской социалистической громады. Председатель президиума Всебелорусского съезда (1917), Рады БНР (1918). Как председатель Рады, 25 марта 1918 года подписывает декларацию о полной независимости Белорусской Народной Республики. У Середы трясутся руки: всем ясно, что совершается исторический, но для германских оккупационных властей неприемлемый шаг. Член ЦК Белорусского партии социалистов-федералистов (1918). Входил во Временный Белорусский национальный комитет, президиум Наивысшей рады БНР (1919—1920). Работал в Наркомате земледелия БССР. Научный сотрудник и заведующий библиотеки Инбелкульта, преподаватель МБПТ (1921—1925). Организатор и директор Минского ветеринарно-зоотехничного техникума (1923—1924). Доцент БСХА в Горы-Горках (июль 1925 — декабрь 1929). Научный сотрудник Белорусского НИИ сельского и лесного хозяйства (с 1927). Исследовал методы содержания и кормления сельскохозяйственных животных. Был арестован ГПУ БССР 4 июля 1930 в связи с делом «Союза освобождения Белоруссии». Постановлением Коллегии ОГПУ СССР от 10 апреля 1931 года сослан в Ярославль сроком на 5 лет. Повторный приговор вынесен 27 декабря 1941; получил 10 лет лишения свободы. Досрочно освобождён 19 ноября 1943 из Краслага (Красноярский край). Дальнейшая судьба неизвестна. По первому приговору реабилитирован 10 июля 1988, по второму — 16 января 1989.
Творчество
Публиковался с 1914 года (журнал «Соха»). Выступал в печати с научными, научно-популярными и публицистическими статьями на сельскохозяйственные темы. Произведения: Як трэба каваць коні. Мн., 1926; Ветэрынарыя і зоагігіена. Кн. 1-2. Мн., 1927—1928; Пабудова сіласаў у калгасах і саўгасах. Мн., 1930. Источники: Янис Шилиньш. Что и почему нужно знать о независимости Беларуси. Rus.lsm.lv (25 марта 2018); Возвращённые имена: Сотрудники АН Беларуси, пострадавшие в период сталин. репрессий / Составил и автор предисловия Н.В.Токарев; Под редакцией А.С.Махнача.—Мн.: Навука і тэхніка, 1992.—120 страниц. ISBN 5-343-01246-9; Маракоў Л. У. Рэпрэсаваныя літаратары, навукоўцы, работнікі асветы, грамадскія і культурныя дзеячы Беларусі, 1794—1991. Энц. даведнік. У 10 т. Т.2. —Мн:, 2003. ISBN 985-6374-04-9

Boris_Bakhmetev (462x700, 232Kb)
1880
Борис Александрович Бахметев
российский и американский (с 1934 года) учёный в области гидродинамики, политический и общественный деятель, профессор, инженер-меньшевик, товарищ министра торговли и промышленности, затем посол России в США. Родился в городе Тифлис, Кавказское наместничество, Российская империя (ныне Тбилиси, Грузия). Его старший брат — штаб-офицер для поручений при начальнике Главного управления военно-учебных заведений Николай Александрович Бахметев (1874—?). Младенцем был взят на воспитание инженером Александром Павловичем Бахметевым, который был крупным промышленным деятелем на Кавказе, инженером, профессором-гидравликом. Спустя 12 лет, 25 ноября 1892 года Тифлисский окружной суд удовлетворил ходатайство Александра Бахметьева об усыновлении своего воспитанника. В 1898 году Борис окончил Тифлисскую классическую гимназию с золотой медалью и поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения. В 1902 году окончил институт. Для подготовки к преподавательской деятельности в Петербургском политехническом институте был командирован на два года за границу — год в Европе и год в США с оплатой годовых стипендий 1 500 рублей и 2 450 рублей соответственно.). В 1903—1904 годах обучался в Цюрихском политехническом институте, изучал гидравлику. В 1904—1905 годах продолжил обучение и практику в США. Изучал методы инженерной работы в США, участвовал в строительстве канала Эри в штате Нью-Йорк. Незадолго до этого, в 1903 году законодательный орган штата Нью-Йорк санкционировал строительство канала для барж штата Нью-Йорк (Нью-Йорк-Стейт-Бардж-Канал) в качестве «улучшения каналов Эри, Освего, Шамплейн, а также каналов Каюга и Сенека». В 1905 году 25-летний Бахметев женился на Елене Михайловне Сперанской, слушательнице Санкт-Петербургского женского медицинского института. В сентябре 1905 года назначен старшим лаборантом по кафедре гидравлики Санкт-Петербургского политехнического института Императора Петра Великого. Увлекался марксизмом, в 1906 году был избран членом ЦК РСДРП от фракции меньшевиков. Бахметев организовал инженерную компанию, которая занималась разработкой технических проектов строительства различных объектов. Одним из заказов было проектирование каменной плотины на реке Сатке в Златоустовском округе Уфимскую губернию. В 1906—1908 годах проектировал комплекс гидроузла на реке Большая Сатка и первого в России завода по производству ферросплавов. В 1907 году избран преподавателем курса «Гидротехнические сооружения» на Электромеханическом отделении. С 1910 года — преподаватель курса гидравлики (общего и дополнительного) на Инженерно—строительном отделении института. В 1911 году защитил докторскую диссертацию в Институте инженеров путей сообщения.
Общественная деятельность
С начала Первой мировой войны Б.А.Бахметев стал заниматься общественно-политической деятельностью: в 1915 году он включился в работу Международного Красного Креста на территории Российской империи; он являлся членом Центрального военно-промышленного комитета и его Закупочной комиссии, которая занималась организацией поставок снаряжения для русской армии из США и Великобритании. В 1917 году Бахметев стал товарищем (заместителем) министра торговли и промышленности Временного правительства. Он явился инициатором создания в США Российского гуманитарного фонда («Бахметевский гуманитарный фонд»), который он возглавлял в течение многих лет. Документы разнообразного характера, в том числе и дипломатические, русской эмиграции, которые он собирал долгое время явились основой организованного им архива российский и восточноевропейской истории и культуры Колумбийского университета США, который позднее был назван его именем. Он также был директором организованного при его участии фонда помощи российским студентам.
Миссия Бахметева. Посол России в США
В апреле 1917 года Временное правительство поручило Бахметеву чрезвычайную дипломатическую миссию для ведения переговоров о получении займа у американского правительства для приобретения сельскохозяйственной техники и инвентаря. Руководителем миссии был назначен Бахметев; в качестве представителя Министерства земледелия в её состав был включен Н.А.Бородин. Миссия отбыла через Владивосток на Тихоокеанское побережье США, откуда специальным поездом переехала в Чикаго. Приезд российской делегации и пребывание в крупнейших городах Америки, включая Нью-Йорк, Вашингтон и Бостон, широко и очень благожелательно освещались в американской прессе. Новый посол ехал в США через Японию. Нам было интересно, что за дипломата посылает Временное правительство представлять себя за границу. Бахметев показал себя умным и блестящим человеком, но сильно отличался от наших представлений о русском дипломате. <…> Бахметева сопровождало около пятидесяти человек представителей различных министерств с женами, секретарями и даже друзьями секретарей. У всех было очень высокое жалование, невозможное в царской России. В июне 1917 года миссия была преобразована в посольство России в США, а Бахметев назначен послом Временного правительства в США. После Октябрьской революции в России Бахметев остался в США и, формально оставаясь послом (фактически Советское правительство в 1919—1921 годах в США представлял Людвиг Мартенс), он продолжил свою деятельность в Закупочной комиссии и в работе Русского информбюро в Нью-Йорке. Так как Конгресс критиковал правительство США за поддержку российских дипломатов, более не представлявших действительное правительство России, 30 июня 1922 года Бахметева американские власти перестали признавать послом России и он ушёл в отставку. Бахметев взял на себя заботы об эмигрантах, прибывших из России в США, в том числе он помогал в обустройстве в США таким выдающимся деятелям науки как В.Зворыкин, О.Струве, И.Сикорский, С.Тимошенко. Бахметев принимал активное участие в разработке проектов документов для Парижской мирной конференции 1919—1920 годов.
Предпринимательство и научная деятельность
После подписания в 1922 году Рапалльского договора Советской России с Германией Бахметев вернулся к научно-инженерной деятельности. В 1923 году им была открыта в Нью-Йорке консультационная фирма по вопросам проектирования гидравлических систем, а также он являлся одним из учредителей ряда других фирм научно-технического характера. Наиболее тесно Бахметев сотрудничал со спичечной фабрикой «Lion Match Co», в которой он являлся одним из основателей и председателем совета компании. Небольшая фирма вскоре смогла войти в список крупнейших спичечных фирм США, а доходы от этого позволили Бахметеву вернуться к научной деятельности. Из этих денег Бахметев много выделял на благотворительность, финансировал «Новый журнал» и русский детский дом.
В это же время он занимался научными исследованиями по гидродинамике — исследовал переменные потоки жидкости в лаборатории гидравлики Колумбийского университета Нью-Йорка. Он отказался от жалованья в обмен на возможность использования университетской лаборатории. В то время в США теория в области инженерного дела недооценивалась и Бахметев стал реформатором в этой сфере. С 1931 года он стал профессором кафедры гражданского строительства этого университета. Бахметев один из первых применил методы аэродинамики в гидродинамике, что открывало новые перспективы в развитии этой науки о течении жидкостей. В 1945 году Бахметев стал одним из учредителей Инженерного фонда, а также его председателем. Им были написаны получившие широкую известность такие научные работы по гидродинамике: «Переменные потоки жидкости» (1914), «Гидравлика открытых каналов» (1923), «Механика турбулентного движения» (1936) — в последней книге объединены его лекции, прочитанные инженерам в Принстоне. Ряд его книг был переведён на русский язык и издан в СССР и использовался в ВУЗах, однако при этом информации об авторе (кроме его имени) в них не было. В середине 1940-х годов Бахметев стал одним из членов — учредителей Американского национального фонда научных исследований, а также он входил в Национальный внешнеполитический совет, Ассоциацию прогресса науки, Академию наук историков Нью-Йорка и Коннектикута. Умео в городе Брукфилд, штат Коннектикут, США, 21 июля 1951 года.
Научные награды
За свою работу «Механика турбулентного движения» Бахметев был награждён Большой медалью общества дипломированных инженеров Франции. Он также являлся лауреатом премий Дж.Лори (1937) и Дж.Стивенса (1944), которые были ему присуждены за заслуги в развитии прикладной науки. В 1945 году он был избран почетным членом Американского общества гражданских инженеров, членом которого он являлся с 1917 года. Он также являлся членом Американского общества инженеров — механиков и Института аэрокосмических наук. Бахметев являлся любителем и коллекционером работ российских живописцев (в его коллекции находилась картина Зинаиды Серебряковой «Спящая девочка на красном одеяле»), а также коллекционировал русские иконы.
Память
Имя Бахметева носит основанные им Бахметевский гуманитарный фонд и Бахметевский архив российской и восточноевропейской истории и культуры Колумбийского университета.
Семья
Был женат на Елене Михайловне Сперанской. Вторым браком — на Mary Helander Cole, в 1938. Сочинения: О неравномерном движении жидкости в открытом русле / Профессор Б.А.Бахметов ; Предисловие: А.А.Сабанеев. — Ленинград : Кубуч, 1928. — XI, 275 страниц, III вкладной лист графиков; О равномерном движении жидкости в каналах и трубах / Профессор Б.А.Бахметев. — Ленинград : [Кубуч], 1929. — IV, 244 страницы, 1 вкладной лист графиков : чертежи, графики; Гидравлика: Общий курс / Профессор Б.А.Бахметев. — Ленинград : Кубуч, 1932 (типография «Печатня»). — XII, 260 страниц : чертежи; Механика турбулентного потока / профессор Б.А.Бахметев; Перевод с английского доцента А.И.Иванченко под редакцией профессора А.А.Сабанеева. — Ленинград ; Москва : Госстройиздат, 1939. — 90 страниц : чертежи и графики. Литература: Николай Андреевич Бородин, «Мартовская революция», 1930 год.

1880
Николай Иванович Игнатьев
русский морской офицер, капитан 1-го ранга, участник Цусимского сражения. Окончил Морской кадетский корпус в 1899 году, Артиллерийский офицерский класс. За отличие при подавлении восстания ихэтуаней в Китае награждён орденом Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость» (19 декабря 1901). Участник Цусимского сражения (артиллерийский офицер крейсера «Жемчуг»), удостоен ордена Святой Анны III степени с мечами и бантом (1 июля 1907). Штаб-офицер Морского Генерального штаба (1913—1915). C 20 мая 1914 года назначается начальником организационно-тактического отдела МГШ. 23 апреля 1916 года произведен в чин капитана первого ранга, а 14 июня 1917 года назначен начальником Главного управления кораблестроения. Служил в РККФ, в конце 1918 года был лектором Курсов командного состава флота, членом-консультантом Научно-артиллерийской комиссии (с 25 октября 1918). В 1931—1934 гг. находился в заключении. Арестован 25 ноября 1937, осуждён Военной коллегией Верховного суда СССР «за шпионаж», расстрелян 27 апреля 1938. Реабилитирован 11 января 1969. Литература: Близниченко С.С., Лазарев С.Е. Выдающийся флотский учёный Николай Иванович Игнатьев (1880—1938) // Новые исторические перспективы. Электронный научно-образовательный журнал. 2016. № 3 (4). Страницы 5-10; Лазарев С.Е. Игнатьев, Николай Иванович // Тульский биографический словарь: новая реальность / Главный редактор и составитель М.В. Майоров. Москва : «Минувшее», 2016. Страницы 212—215.

Туменас,_Антанас (501x700, 70Kb)
1880
Антанас Туменас (литовское имя — Antanas Tumėnas)
литовский государственный деятель и юрист, премьер-министр Литвы (1924—1925). Родился в деревне Курклечяй, Новоалександровский уезд, Ковенская губерния, Российская империя (ныне — Рокишкский район, Литва). Учился в Варшавском университете на архитектора, однако затем перешёл на юридический факультет Петербургского университета, который окончил в 1909 году. Затем поступил на службу помощником присяжного поверенного в Новоалександровске. В 1915 году эвакуирован в Воронеж, в 1917 году стал одним из основателей Литовской христианско-демократической партии, в 1918 году вернулся на родину. В 1920 году был избран депутатом Учредительного Сейма и возглавил комиссию по разработке конституции страны. С 1922 года — доцент университета Витовта Великого в Каунасе. С 10 мая по 10 июля 1923 года — председатель Сейма. В 1923—1925 годах занимал пост министра юстиции в трёх последовательных правительствах (Эрнестаса Галванаускаса, своём и Витаутаса Пятрулиса), с 18 июня 1924 года по 4 февраля 1925 года был одновременно премьер-министром Литвы. После военного переворота 1926 года перешёл в оппозицию режиму Сметоны. В 1941—1944 годах — профессор Вильнюсского университета. За участие в деятельности подпольного Верховного комитета освобождения Литвы в 1943 году был арестован немецкими оккупационными властями, позднее освобождён. Бежал с немцами, поселился в Австрии, где и умер в коммуне Бахманнинг, Вельс, Верхняя Австрия, Австрия, 8 февраля 1946 года.

Joseph_Forshaw_1 (520x700, 117Kb)
1880
Джозеф Форшоу (Joseph Forshaw)
американский легкоатлет, бронзовый призёр летних Олимпийских игр 1908 в марафоне.Родился в городе Сент-Луис, штат Миссури, США. На Играх 1908 г. в Лондоне Форшоу участвовал в марафоне и с результатом 2:57.10 занял третье место. Через четыре года, на Олимпиаде 1912 в Стокгольме Форшоу занял десятую позицию. Умер в родном городе 26 ноября 1964 года.

LimaBarreto (469x700, 175Kb)
1881
Афонсо Энрике Лима Баррето (португальско-бразильское имя — Afonso Henriques de Lima Barreto)
бразильский писатель и журналист. Лима Баррето родился в городе Рио-де-Жанейро, Бразилия, в бедной семье смешанной этнической принадлежности (был мулатом). Поскольку рабство в Бразилии было упразднено в 1888 году, Баррето получил доступ к высшему образованию. Однако из-за недостатка средств ему пришлось отказаться от обучения инженерному делу, и всецело посвятить себя журналистике. Его литературным произведениям были свойственны сарказм и ирония. Он активно критиковал образ жизни обывателей и буржуазии. В советское время считался «неутомимым борцом за независимость стран Латинской Америки, выдающимся бразильским демократом, мыслителем, народным писателем и публицистом». Дважды (в 1914 и 1918) его помещали в психиатрическую лечебницу. Умер в родном городе 1 ноября 1922 года. Самым знаменитым произведением Баррето стал роман «Жалкий конец Поликарпо Кваресма», который лёг в основу художественного фильма. Большинство иных его книг были опубликованы уже после его смерти. В России опубликовано несколько переводов его романов, в частности, роман «Записки архивариуса» опубликован в СССР в 1965 году, а рассказ «Человек, который знал яванский язык» был опубликован в журнале «Fenestro».
Библиография
Романы: «Печальный конец Поликарпо Кварезмы» (выходил выпусками в «Жорнал ди Комерсио» с 1911 г., отдельной книгой — в 1915 г.); «Приключения доктора Боголова»; «Нума и нимфа», 1915; «Новая Калифорния»; «Жизнь и смерть Гонзаги де Са» (1919); «Брузунданги», 1923; «Записки архивариуса Исаиаса Каминьи»; «Пустяки»; «Клара дос Анжос». Рассказы: «Дела в королевстве Жамбон». Статьи: «Ярмарки в Мафуасе»; «Городская жизнь»; «Маргиналия». Воспоминание и критика: «Интимный дневник»; «Кладбище живых» (воспоминания); «Впечатления от чтения» (критические эссе).

Durigó_Ilona_01 (490x700, 218Kb)
1881
Илона Дуриго (венгерское имя — Ilona Durigó)
венгерская певица (меццо-сопрано) и вокальный педагог. Родилась в Будапеште. Окончила Академию имени Листа по классу фортепиано Арпада Сенди (1902), в последние годы обучения брала также уроки вокала у Вилмоша Малецкого. Затем училась вокалу в Вене у Филиппа Форстена и наконец во Франкфурте-на-Майне у Юлиуса Штокхаузена. В 1906 г. совершила гастрольное турне по Европе (с аккомпаниатором Паулой Браун), однако затем вновь продолжила образование в Берлине (у Этельки Герстер). В 1912 г. дебютировала на оперной сцене Будапешта, затем пела во Франкфурте и Базеле. В России гастролировала в 1912 г. Преимущественную известность завоевала камерным репертуаром, а также участием в исполнении ораторий Г.Ф.Генделя. Пела песни Франца Шуберта и Густава Малера, была первой исполнительницей Пяти песен Белы Бартока на стихи Эндре Ади Op. 16 (21 апреля 1919 г., с композитором за фортепиано), считалась ведущей исполнительницей вокальных сочинений Отмара Шёка, в которого была влюблена. С 1921 г. преподавала в Цюрихской консерватории. В 1938 г. вернулась в Венгрию, где также занималась педагогической деятельностью. Была замужем за пианистом Османом Касичем (1876—1937), их сын — швейцарский композитор и дирижёр Тибор Касич. Умерла в Будапеште 25 декабря 1943 года.

LimaBarreto (473x700, 141Kb)
1881
Афонсу Энрикис ди Лима Баррету (португальское имя — Afonso Henriques de Lima Barreto)
бразильский писатель и журналист. Лима Баррето родился в Рио-де-Жанейро, в бедной семье смешанной этнической принадлежности (был мулатом). Поскольку рабство в Бразилии было упразднено в 1888 году, Баррето получил доступ к высшему образованию. Однако из-за недостатка средств ему пришлось отказаться от обучения инженерному делу, и всецело посвятить себя журналистике. Его литературным произведениям были свойственны сарказм и ирония. Он активно критиковал образ жизни обывателей и буржуазии. В советское время считался «неутомимым борцом за независимость стран Латинской Америки, выдающимся бразильским демократом, мыслителем, народным писателем и публицистом». Дважды (в 1914 и 1918) его помещали в психиатрическую лечебницу. Самым знаменитым произведением Баррето стал роман «Жалкий конец Поликарпо Кваресма», который лёг в основу художественного фильма. Большинство иных его книг были опубликованы уже после его смерти. Умер в Рио-де-Жанейро 1 ноября 1922 года.
LimabarretoбюстРио (525x700, 437Kb)
Бюст в Рио-де-Жанейро.
В России опубликовано несколько переводов его романов, в частности, роман «Записки архивариуса» опубликован в СССР в 1965 году, а рассказ «Человек, который знал яванский язык» был опубликован в журнале «Fenestro». Романы: «Печальный конец Поликарпо Кварезмы» (выходил выпусками в «Жорнал ди Комерсио» с 1911 г., отдельной книгой — в 1915 г.); «Приключения доктора Боголова»; «Нума и нимфа», 1915; «Новая Калифорния»; «Жизнь и смерть Гонзаги де Са» (1919); «Брузунданги», 1923; «Записки архивариуса Исаиаса Каминьи»; «Пустяки»; «Клара дос Анжос». Рассказы: «Дела в королестве Жамбон». Статьи: «Ярмарки в Мафуасе»; «Городская жизнь»; «Маргиналия». Воспоминание и критика: «Интимный дневник»; «Кладбище живых» (воспоминания); «Впечатления от чтения» (критические эссе). Литература: Тертерян И.А., Бразильский роман 20 в., Москва, 1965; Assis Barbosa . de, A vida de Lima Barreto, 2 ed., Rio de J., 1959.

Шелеби_Николай_Иванович (518x700, 281Kb)
1881
Николай Иванович Шелеби (настоящая фамилия - Полоруссов)
чувашский советский поэт, прозаик и переводчик, первый народный поэт Чувашской АССР (1936). Родился в деревне Новое Узеево Чистопольского уезда Казанской губернии, в семье бедного крестьянина. Работал на земле, затем стал учителем трудился в школе. Служил в армии. После свершения Октябрьской революции активно участвовал в общественной жизни села, уезда: Чистопольском уездном исполкоме, комитете бедноты, сельском Совете, культурно-просветительных учреждениях. Первое произведение — песня "Россия" (1905), в которой поэт обличает несправедливые общественные порядки царской России и призывает народ к борьбе с ними. В стихотворении "Змей" (1907) в аллегорической форме выражена вера в победу над силами зла. В 1912—1915 Шелеби создал сатирическое стихотворение "Васянка" и поэму "Черемшан и Кондурча". После Великой Октябрьской революции написаны стихи и песни "Ленин", "Чувашская женщина", "Колхоз „Чуваш”" и др. В 1931 поэт ослеп, но продолжал работать. Широко известны его стихи и поэмы, созданные в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 ("Я призываю", "Гроза", "Песня летчика-героя" и др.). Награжден орденом "Знак Почета". Умер в Чебоксарах 12 января 1945 года. Награды: Орден «Знак Почёта». Литературным делом занялся в 1905—1907 гг. Первое своё аллегорическое стихотворение «Çĕлен» (Змея) напечатал в 1907 году в газете «Хыпар» для отвода глаз цензора под наименованием «Тав» (Благодарю). В работе поэт клеймит царские порядки, призывает трудовой люд разрушить мир насилия. В 1912—1914 гг. сочиняет поэмы «Ваçанкка» (Васянка), «Çарăмçанпа Хăнтăрçа», стихотворение «Константинополь хулине туни çинчен чăваш ваттисем калани» (Сказание чувашских старцев о строительстве города Константинополя). С 1926 г. Н.Шелеби полностью отдаётся литературной работе: пишет сатирические стихотворения, цикл стихов на военные темы, произведения для детей, переводит сочинения татарских писателей на чувашский язык. Основные книги писателя: «Автономи юрри» (Песня автономии), «Ача-пăча сăввисем» (Стихи для детей), «Суйласа илнисем» (Избранные), «Сăвăсем, легендăсем» (Стихи, легенды), «Сăвăсемпе юрăсем» (Стихи и песни), «Çырнисен пуххи» (Сборник работ), «Чувашская песня», «Эссебе», «Пирĕн юрă» (Наша песня), «Кушакпа автан» (Кошка и петушок) и др. Литература: «Чăваш литературин антологийĕ», подготовили: Д.В.Гордеев, Ю.А.Силэм. — Чебоксары, 2003. — ISBN 5-7670-1279-2; Сироткин, М.Я., Николай Иванович Полоруссов (Шелеби) / М.Я.Сироткин. — Чебоксары : Чувашгосиздат, 1956. — 42 страницы; Артемьев, Ю.М. Иртет иккен ĕмĕр, пĕтет кунçул / Ю.М.Артемьев // Пурнăç чăнлăхĕпе сăнарсен илемĕшĕн / Ю. М.Артемьев. — Шупашкар, 1984. — Страницы 21—25; Артемьев, Ю.М. Н.И.Полоруссов (Шелепи) / Ю.М.Артемьев // XX ĕмĕр пуçламăшĕнчи чăваш литератури / Ю.М.Артемьев. — Шупашкар, 1992. — Страницы 11—19; Артемьев, Ю.М. Н.И.Полоруссов (Шелепи) / Ю.М.Артемьев // Емĕр пуçламăшĕ : 1900—1917 çулсенчи чăваш литература историйĕн очеркĕ / Ю.М.Артемьев. — Шупашкар, 1996. — Страницы 13—22, 289—290; Афанасьев, П.Шелепие : [сăвă] / П. Афанасьев // Пурăнатăп Атăл хĕрринче / П.Афанасьев. — Шупашкар, 1983. — Страницы 29—30; Давыдов-Анатри, В. Шелепие асăнса : [сăвă] / В. Давыдов-Анатри // Сăвăсем / В.Давыдов-Анатри. — Шупашкар, 1986. — Страница 87; Долгов, В. Пултарулăхăн сÿнми çулăмĕ / В. Долгов // Хыпар. — 1997. — 3 авăн; Долгов, В. Чăваш халăх юрăçи / В. Долгов // Чăваш литературин сăн-сăпачĕ / В.Долгов. — Шупашкар, 1963. — Страницы 125—133; Иванов, Н. Пысăк чыспа, пысăк хисеппе / Н.Иванов // Тăван Атăл. — 1991. — № 5. — Страницы 65—69; Канюков, В. Ãшран тухакан сăмахпа / В. Канюков // Писатель ăсталăхĕ / В. Канюков. — Шупашкар, 1986. — Страницы 28—31; Кузнецов, И. Чăваш халăх поэчĕн — Н.И.Полоруссов-Шелепин пархатарлă ĕçĕсем / И. Кузнецов // Саманапа литература / И.Кузнецов. — Шупашкар, 1977. — Страницы 131—138; Шавлы, С. Виçĕ улăп / С.Шавлы // Кунçул сунталĕ умĕнче / С.Шавлы. — Шупашкар, 1980. — Страницы 175—179; Николай Шелепи : хыпарçăсем // Хыпар. — 1996. — 6 нарăс; Семенова, О. «Шелепи — çÿллĕ шайри сăвăç…» / О.Семенова // Хыпар. — 2001. — 24 çу; Симаков, В. Н. И. Шелепи тата Ваструк Иллипе Александр Кузьмин / В.Симаков // Хыпар. — 2001. — 7 çурла; Тимофеев-Ыхра, А. Н. Шелепи çырнă ача-пăча хайлавĕсенчи чĕр-чун тĕнчи / А. Тимофеев-Ыхра // Тăван Атăл. — 2001. — № 4. — Страницы 67—68; Юшков, С. Николай Шелепие аса илни / С.Юшков // Хыпар. — 2001. — 7 çĕртме; Дедушкин, Н. Поэтическое творчество в годы войны / Н. Дедушкин // Чувашская литература периода Великой Отечественной войны / Н.Дедушкин. — Чебоксары, 1962. — Страницы 23—25; Долгов, В. Пламя таланта / В.Долгов // Совет. Чувашия. — 1991. — 15 мая; Кедрова, Н. «Песня горе заглушала мне» / Н. Кедрова // Грани. — 2001. — 7 июня. — Страница 4; Сироткин, М.Я. Николай Шелеби / М.Я.Сироткин // Ученые записки ЧГПИ. — Чебоксары, 1956. — Выпуск 3. — Страницы 25—58.

georges_braque (562x700, 73Kb)
1882
Жорж Брак (французское имя — Georges Braque)
французский художник, график, сценограф, скульптор и декоратор. Основатель кубизма (совместно с Пабло Пикассо).
Жорж Брак родился в Аржантёе, департамент Валь-д’Уаз. Происходил из семьи ремесленников. Вырос в Гавре и учился на маляра и декоратора, как его отец и дед. Тем не менее он также серьёзно изучал живопись по вечерам в Школе изящных искусств (у Шарля Луйе), примерно с 1897 по 1899 год. В Париже, куда Брак переехал в 1900 году, он выучился на декоратора и был награждён в 1902 году сертификатом. Позже он поступил в академию Эмбера в Париже и творил там до 1904 года. Именно здесь он встретил Мари Лорансен и Франсиса Пикабиа.
Фовизм
Ранние работы Брака были импрессионистскими, но после просмотра выставки работ фовистов в 1905 году он перенял их стиль. Фовисты были группой, которая включала, в частности, Анри Матисса и Андре Дерена. Они использовали яркие цвета и упрощённые формы, чтобы добиться максимально сильной эмоциональной реакции. Брак также тесно сотрудничал с художниками Раулем Дюфи и Отоном Фризом. В мае 1907 года он успешно выставляет работы в стиле фовизма в Салоне Независимых. В том же году стиль Брака постепенно начал эволюционировать под влиянием творчества Поля Сезанна. Ретроспективная выставка Сезанна, умершего в 1906 году, в Осеннем салоне значительно повлияла на направление авангарда в Париже.
Georges_Braque,_1908,May_1910 (497x700, 243Kb)
Жорж Брак, 1908
Кубизм
В 1907 году Брак также посетил мастерскую Пабло Пикассо. После встречи с ним он резко изменил художественную манеру, стремясь к лаконизму живописных средств и геометризации предметов. В 1909—1912 гг. Брак работал вместе с Пикассо над теоретическим обоснованием кубизма и стал одним из основателей этого течения. В то время Пикассо находился под влиянием Гогена, Сезанна, масок африканских племён и иберийской скульптуры, а Брак в основном был заинтересован в развитии идеи Сезанна — множества перспективных точек зрения. Картины Брака в 1908—1913 годах начали отражать его новый интерес к геометрии и перспективе. Он интенсивно изучает эффекты света и перспективы. В картине «Дома в Эстаке» (французское название — Maisons à l'Estaque, 1908) Брак сводит архитектурную структуру в геометрическую форму, приближенную к кубу. Но он вынес затенения так, чтобы она выглядела плоской и трёхмерной. Таким образом, Брак обратил внимание на саму природу зрительных иллюзий и художественные представления.
13 мая 1882 года родился — Жорж Бракpost-13108-130526230836 (700x246, 146Kb)
Послевоенное творчество
Брак участвовал в Первой мировой войне, в 1915 году был тяжело ранен и смог вернуться к живописи только в 1917 году. В это время в его творчестве почти исключительно преобладали натюрморты. Художник оформил по заказу С.П.Дягилева декорации и костюмы для балета «Зефир и Флора» в постановке Л.Ф.Мясина на музыку В.А.Дукельского для труппы Русский балет Дягилева (1925). В дальнейшем искал большей просветлённости и гармоничности изображения, его известной декоративности. Создал несколько живописных серий («Купальщицы» и др.). В 1934 г. вышла первая монография о художнике — книга Карла Эйнштейна. Брак тяжело пережил Вторую мировую войну, в 1945 г. долго болел. В 1949—1956 гг. создал цикл из восьми больших полотен «Мастерские», ставший вершиной его творчества. В 1950-х гг. исполнил ряд декоративных работ: занимался церковными витражами, оформил потолок в этрусском зале Лувра. Сквозной мотив позднего творчества Брака — летящая птица. Брак создал много рисунков, гравюр и скульптурных произведений, но главное место в его творчестве занимала живопись. Умер Брак в Париже 31 августа 1963 года.
Georges_Braque,гроб (700x525, 453Kb)
Похоронен на Морском кладбище в коммуне Варенжевиль-сюр-Мер, департаменте Мёрт и Мозель, Франция.
Похищенные картины
20 мая 2010 года Музей современного искусства Парижа сообщил о краже пяти картин из своей коллекции. Похищены были полотна «Оливы близ Эстака» (L’Olivier Près de l’Estaque) Жоржа Брака, «Голубь с зелёным горошком» (Le pigeon aux petits pois) Пабло Пикассо, «Пастораль» (La Pastorale) Анри Матисса, «Женщина с веером» (La Femme à l’Eventail) Амедео Модильяни и «Натюрморт с подсвечниками» (Nature Morte aux Chandeliers) Фернана Леже. Стоимость украденных картин составила 100 миллионов евро. Вор проник в помещение музея через окно и вынул холсты из рам, что зафиксировали камеры видеонаблюдения[8]. Похищение стало одной из крупнейших краж произведений искусства за последние десятилетия, и, по мнению экспертов, было совершено по заказу, так как продать настолько известные полотна на аукционе невозможно. Избранные работы: «Морской пейзаж. Эстак», 1906, Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид; «Скрипка и кувшин», 1909—1910, Художественный музей, Базель; «Женщина с мандолиной», 1910, Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид; «Женщина с мандолиной», 1910, Новая пинакотека, Мюнхен. Литература: Брак, Жорж / Крючкова В.А. // Большой Кавказ — Великий канал. — Москва : Большая российская энциклопедия, 2006. — Страница 152. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 томах] / главный редактор Ю.С.Осипов ; 2004—2017, том 4). — ISBN 5-85270-333-8; Einstein C. Georges Braque. Paris: Éditions des Chroniques du jour; New York City: E. Weyhe, 1934; Hofmann W. Georges Braque: his graphic work. New York: H.N. Abrams, 1961; Cogniat R. Georges Braque. New York: H.N. Abrams, 1980; Georges Braque, the Late Paintings, 1940—1963. Washington: Phillips Collection, 1982; Zurcher B. Georges Braque, life and work. New York: Rizzoli, 1988; Clement R.T. Georges Braque: a bio-bibliography.Westport: Greenwood Press, 1994; Danchev A. Georges Braque: a life. New York: Arcade Pub., 2005; Georges Braque et le paysage. Marseille: Musée Cantini; Paris: Hazan, 2006.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку