-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108738
Комментариев: 6801
Написано: 117209


13 мая родились...

Понедельник, 13 Мая 2024 г. 03:32 + в цитатник
 (532x699, 59Kb)
1792
Пий IX (Pius IX; в миру - Джованни Мария, граф Мастаи-Ферретти, Mastai-Ferretti)
папа Римский в 1846—1878 гг. Родился в Сенигальи, близ Анконы. В 1818 г. Пий VII посвятил его в сан священника. В 1827 г. он был назначен епископом Сполето. В период революции 1831 г. сбежал в Швейцарию. В 1832 г. был назначен епископом Имоли. В то время Мастаи-Ферретти был известен своими либеральными взглядами. Несмотря на это, Григорий XVI назначил его кардиналом. Через месяц после своего избрания папой Пий IX объявил амнистию для всех политических заключенных в папском государстве. А было их более 10 тысяч. Обрадованный народ выпряг лошадей из кареты папы и, осыпая его цветами, ввез во дворец на Квиринале. Ожидали, что папа станет глашатаем объединения Италии. С энтузиазмом писали о нем Мадзини, Джоберти и другие итальянские патриоты.
13 мая 1792 года родился — Пий IXpost-13108-130526178329 (700x347, 331Kb)
Вскоре, однако, они убедились, насколько безосновательными были их надежды. Папская политика оказалась в тупике: поддержка революционных сил означала бы отход от основных принципов католического легитимизма и сближение с осуждавшимся папством до сих пор либерализмом. Признание претензий Австрии на итальянские земли ставило папу в положение предателя собственного народа. Пий IX не обладал дипломатическими способностями, а его статс-секретарь кардинал Джакомо Антонелли, который не являлся духовным лицом, был убежденным консерватором. В 1848 г., когда решались судьбы Италии в борьбе с Австрией, вспыхнуло восстание в самом Риме. Пий IX не решился вступить в борьбу с Австрией и спасся бегством в Гаету (около Неаполя). Вернулся он оттуда, когда австрийские и французские войска уже полностью контролировали ситуацию в Италии. Но возвращение это было унизительным. Итальянский народ отвернулся от папы. С того времени Пий IX со всей энергией приступил к борьбе с любыми проявлениями либерализма, а тем более социально религиозных доктрин, которые он считал «силами ада». Он опубликовал тогда серию эн-циклик, осуждающих подрывные лозунги социалистов, коммунистов и других «заговорщи-ков», угрожающих, по его мнению, свободе церкви. Синтез осуждений Пия IX содержится в энциклике «Quanta cura» — ив приложенном к ней «Силлабусе», или «Перечне главнейших заблуждений нашего времени» (1864 г.). 8 декабря 1854 г. Пий IX провозгласил догмат о непорочном зачатии девы Марии. Кардинал Антонелли проводил оживленную дипломатическую работу, результатом которой была серия конкордатов, заключенных с Коста-Рикой, Гватема-лой, Гаити, Гондурасом, Никарагуа, Сальвадором, Венесуэлой и Эквадором.
13 мая 1792 года родился — Пий IXpost-13108-130526178731 (700x341, 278Kb)
Католическая церковь укрепляла свои позиции в Латинской Америке. Последним важным актом, венчающим этот самый длинный в истории папства понтификат, был созыв Вселенского собора в Ватикане. На открытии его присутствовали 224 итальянских епископа, 81 французский, 43 австрийских, 40 испанских и 5 польских. С обоих американских континентов прибыли 70 духовных особ. Собор явился торжественной манифестацией католицизма, но его заседания проходили бурно, поскольку речь шла о принятии догмата о личной непогрешимости папы в делах веры и морали, а также об определении примата папы. В связи с обострившейся международной обстановкой и угрозой возникновения военных конфликтов проведение соборных совещаний было ускорено. 18 июля 1870 г. была почти единогласно принята 1-я догматическая конституция «Pastor aeternus» («О церкви Христовой»). Она определила принципы примата папы и границы личной непогрешимости римского епископа. Епископы, несогласные с этим догматом, покинули Рим раньше, чтобы не принимать участия в голосовании. Когда пьемонтские войска вошли в город, папа закрылся в ватиканских дворцах и провозгласил себя узником, а затем осудил «святотатственное нарушение границ папского государства». Во Франции потерпел поражение Наполеон III, и это в свою очередь ускорило дело объединения германских государств. 18 января 1871 г. Вильгельм I был провозглашен в Версале императором Германии.
13 мая 1792 года родился — Пий IXpost-13108-130526193305 (700x367, 275Kb)
Фактически же власть находилась в руках его канцлера Отто фон Бисмарка (1815—1898), который стремился к полному подчинению всех германских церквей (в том числе и католической) государственным распоряжениям. Проводившаяся Бисмарком борьба за «германскую культуру» (Kulturkampf) обострила отношения между Германией и папством. На польских землях, захваченных прусскими завоевателями, Kulturkampf особенно болезненно ударила по католическому духовенству, которое было оплотом польских национальных традиций. Острие Kulturkampf было несколько притуплено лишь в период понтификата Льва XIII. Пий IX был любителем музыки и поддерживал творчество Листа, Россини и Гуно. Скончался в Риме 7 февраля 1878 года. Понтификат Пия IX — самый продолжительный в истории Римско-католической церкви, после апостола Петра. Он продолжался 31 год, 7 месяцев и 22 дня. Пий IX погребён в римской базилике Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура. В 2000 году Папа Римский Иоанн Павел II причислил Пия IX к лику блаженных.

1793
Густав Фёдорович Пилар фон Пильхау (немецкое имя — Gustav Friedrich Pilar von Pilchau)
генерал-лейтенант, директор Департамента военных поселений. Происходил из баронского рода Эстляндской губернии (генерал Густав Фёдорович утверждён в баронском достоинстве определением Правительствующего Сената от 10 декабря 1855 года). В военную службу вступил 26 февраля 1812 года прапорщиком в 34-й егерский полк, в рядах которого принимал участие в отражении нашествия Наполеона в Россию. Отличился в арьергардных боях при Смоленске и Витебске, за что был награждён орденом святой Анны IV степени. За Бородинское сражение Пилар фон Пильхау получил орден святого Владимира IV степени с бантом. В одном из сражений после перехода русской армии в контрнаступление он был ранен «пулею в брюхо, штыком в правую ногу». По окончании Наполеоновских войн Пилар фон Пильхау перешёл в кавалерию, с 1817 года служил в лейб-гвардии Уланском Её Величества, Нежинском конно-егерском и Новгородском кирасирском полках. С 1827 года командовал Стародубовским кирасирским полком. В 1831 году Пилар фон Пильхау принимал участие в подавлении восстания в Польше и за боевые отличия был награждён орденом Святого Владимира III степени и польским знаком отличия за военное достоинство (Virtuti Militari) III степени. 23 сентября 1831 года он был награждён орденом святого Георгия IV степени (№ 4544 по кавалерскому списку Григоровича — Степанова) «За отличие, мужество и храбрость под городом Нуром.» Вслед за тем, 22 апреля 1832 года, он был произведён в генерал-майоры и назначен начальником 1-го, 2-го, 3-го и 4-го кавалерийских округов Украинских военных поселений. 18 декабря 1844 года произведён в генерал-лейтенанты. В начале 1850-х годов назначен директором Департамента военных поселений. В 1856 году вышел в отставку и поселился в своём имении Старая Водолага Валковского уезда Харьковской губернии. Там он и скончался 9 июля 1862 года. У Густава Фёдоровича от брака с Варварой Ивановной Дуниной (1799—1890), дочерью генерала И.П.Дунина, было два сына. Николай был генерал-лейтенантом, Фёдор отставным майором и за отличие при штурме Карса в 1855 году был награждён орденом святого Георгия IV степени. Брат Карл также был генерал-лейтенантом, командовал 1-й уланской дивизией. Награды: Орден Святой Анны III (с 1815 — IV) степени (1812 год); Орден Святого Владимира IV степени c бантом (1812 год); Орден Святого Владимира III степени (1831 год); Польский знак отличия "За военное достоинство" III степени (1831 год); Орден Святого Георгия IV степени (1831 год); Орден Святого Станислава I степени (1837 год); Орден Святой Анны I степени (1839 год; императорская корона к этому ордену пожалована в 1845 году); Орден Святого Владимира II степени (1851 год); Орден Белого орла (1855 год). Источники: Волков С.В. Генералитет Российской империи. Энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II. Том II. Л—Я. Москва, 2009. — Страница 305; Список генералам по старшинству. Исправлено по 20 июня. Санкт-Петербург, 1840. — Страница 249; Список генералам по старшинству. Исправлено по 17 февраля. Санкт-Петербург, 1856. — Страница 91; Степанов В.С., Григорович П.И. В память столетнего юбилея императорского Военного ордена Святого великомученика и Победоносца Георгия. (1769—1869). Санкт-Петербург, 1869.

Léopold_Robert (615x700, 188Kb)
1794
Луи-Леопольд Робер (французское имя — Louis Léopold Robert)
швейцарский художник. Луи-Леопольд Робер родился в Ла-Шо-де-Фоне. Изучал художественное мастерство в Париже у гравёра Эдуарда Жирарде, тоже швейцарца, и у живописца Жака-Луи Давида. При их поддержке он в 1818 году приезжает в Рим, где увлекается жанровой живописью. Основу его картин составляли сделанные художником зарисовки из повседневной жизни простых итальянцев. Особым интересом пользовались его полотна, посвящённые жизни разбойников. В 1822 году Л.Робер длительное время живёт в Неаполе и здесь начинает работу над одним из наиболее значительных своих произведений — картиной «Импровизатор». После длительных эскизных и подготовительных работ, это полотно было закончено в 1823 году. В 1831 Л.Робер проживает несколько месяцев в Париже, и с 1832 постоянно живёт в Венеции. Согласно свидетельствам его знакомых, в этот период художник страдал от приступов депрессии и меланхолии. 20 марта 1835 года он совершает самоубийство на почве несчастной любви к принцессе Шарлотте Бонапарт, бывшей ранее его ученицей. В честь художника его именем названа одна из главных улиц его родного города Ла-Шо-де-Фон — авеню Леопольда Робера. И в наши дни жанровые полотна из итальянской жизни Л.Робера пользуются большим успехом, несмотря на некоторую идеализацию будней, присущую его работам. Полотна Л.Робера можно увидеть в крупнейших музеях Парижа (Лувр), Берлина (Национальная галерея), Рима и др. Галерея: Портрет девушки из Ретуны; Возвращение с праздника мадонны Акрской (1827);Молодой монах на прогулке встречает римскую крестьянку; Прибытие жнецов в Понтийские болота. Литература: Робер, Луи-Леополь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907.

 (575x699, 16Kb)
1795
Павел Йозеф (или Йосеф, что соответствует чешскому) Шафарик (словацкое имя — Pavol Jozef Šafárik; чешское имя — Pavel Josef Šafařík; сам Шафарик писал Šafárik)
словацкий и чешский славист, поэт, деятель национального возрождения. Хранитель (1841) и директор (1848) библиотеки Пражского университета. Родился в cеле Кобельярово, комитат Гемер, Австрийская империя (ныне район Рожнява, Словакия). Отец — (Павел Шафарик) был евангелическим пастором и школьным учителем. В 1810—1814 годах учился в протестантском лицее в г. Кежмарок. В этот период он прочитал статью И. Юнгмана о чешском языке, которая произвела на него большое впечатление. В 1814—1816 годах в Вене (журнал «Prvotiny pěkných umění») и в Левоче (отдельная книжечка) публиковались стихи Шафарика. В 1815—1817 годах учился в Йенском университете. Покинув университет, Шафарик один месяц провел в Праге (познакомившись там с Йосефом Добровским, Йосефом Юнгманом и Вацлавом Ганкой). В 1817—1819 годах работал частным учителем в Пресбурге (Братислава). Там он регулярно общался с Ф.Палацким. В 1918 году вышла книга «Počátkowé Českého básnjctwj obwzlásstě prozodye» («Начала чешского стихосложения, особенно просодии»). Книга (выполненная в форме переписки) была написана Шафариком совместно с Ф.Палацким и опубликана анонимно. Там рекомендовалось использовать для чешского стихосложения тонический, а не метрический принцип. В 1819—1833 годах был учителем и директором в сербской православной гимназии в городе Нови-Сад (тогда — город на юге Венгерского королевства). В 1823 году в Пеште издано собрание словацких народных песен: «Písně světské lidu slovenského v Uhřích». Публикаторы указаны следующим образом: Sebrané a vydané od P.J.Šafaříka, J.Blahoslava a jiných (за «иными» скрывался Ян Коллар — участие протестантского священника в публикации фольклорных текстов для того времени показалось слишком вызывающим, чтобы объявить о нём открыто). В 1826 в Буде (немецкое название — Ofen; в ряде источников в качестве места издания ошибочно указан Пешт) опубликована его первая серьёзная научная работа, «Geschichte der slawischen Sprache und Literatur nach allen Mundarten».В 1833 в Пеште издана его работа «Serbische Lesekörner oder historisch-kritische Beleuchtung der serbischen Mundart» (И.В.Ягич пишет, что Шафарик собирался осуществить большую публикацию старых сербских грамот с комментарием, но опубликовал только филологические комментарии, которые и составили «Serbische Lesekörner»).В 1833 году Шафарик переезжает в Прагу. В 1834—1835 годах — редактор журнала «Světozor», в 1836—1847 — книжный цензор. Одной из основных работ, над которой он работал в Праге, были «Славянские древности» («Slovanské starožitnosti», в 1837 году вышел первый, историко-географический том). Результаты этнографических работ Шафарика отражены в книге «Slowanský národopis» (Прага, 1842).
13 мая 1795 года родился — Павел Шафарик post-13108-130526200703 (700x691, 447Kb)
Кроме того, Шафарик занимался исследованием глаголического письма. К сожалению, его вклад в изучение чешских древностей оказался довольно неоднозначным, так как он считал фальсификации Вацлава Ганки подлинными. В 1840 году совместно с Ф.Палацким он публикует «Die ältesten Denkmäler der böhmischen Sprache» (книга в основном посвящена фальсифицированным текстам — их публикации и анализу), в 1847 — «Elemente der altböhmischen Grammatik» (качественный лингвистический анализ был основан на тех же фальсификатах и поэтому сейчас не может использоваться). Некоторые работы Шафарика были изданы только после смерти исследователя его зятем Йосефом Иречком. Оказал влияние на развитие славяноведения в других странах, в том числе в России. Его советами пользовались, в частности, И.И.Срезневский и О.М.Бодянский. Умер в Праге 26 июня 1861 года. Список произведений: Geschichte der slawischen Sprache und Literatur nach allen Mundarten. Ofen, 1826; Geschichte der slawischen Sprache und Literatur nach allen Mundarten. Prag, 1869 (2-ое издание); Über die Abkunft der Slawen nach Lorenz Surowiecki. Ofen, 1828; Die ältesten denkmäler der böhmischen sprache. Prag, 1840; Elemente der altböhmischen Grammatik. Prag, 1847; Elemente der altböhmischen Grammatik. Prag, 1867 (второе издание); Славянское народописание = Slowanský národopis / Перевод О.М.Бодянского. — Москва: Университетская типография., 1843. — 197 страниц; Über den Ursprung und die Heimath des Glagolitismus. Prag, 1858; Об имени и положении города Винеты, иначе Юмина, Юлина, Иомсбурга = Namen und Lage der Stadt Wineta, auch Jumin, Julin, Jomsburg / Перевод О.М.Бодянского. — Москва: Общество истории и древностей российских, 1847. — 26 страниц; Славянские древности: В 2 томах = Slovanské starožitnosti / Перевод О.М.Бодянского. — 2-е издание. — Москва: Университетская типография, 1847; Часть историческая. Том I. Книга I-я. — 464 страницы; Часть историческая. Том I. Книга II-я. — 448 страниц; Часть историческая. Том II. Книга I-я. — 462 страницы; Часть историческая. Том II. Книга II-я. — 369 страниц; Paul Jos. Šafařik’s Geschichte der illirischen und kroatischen Literatur. Prag, 1865 (издал И.Иречек); Acta archivi Veneti spectantia ad historiam Serborum et reliquorum Slavorum meridionaliom. Collegit et transcripsit Joannes Schafárik. Библиография: Мыльников А.С. Павел Шафарик. Выдающийся учёный-славист. — Москва: Издательство Академии Наук СССР, 1963. — 110 страниц; Рак В.Д. Шафарик К (Šafařík) Павел Йосеф (1795–1861) / Пушкинская энциклопедия. Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Росийской Академии Наук. Проверено 6 апреля 2012; Шафарик // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907.

Vadkovsky5 (525x700, 365Kb)
1800
Фёдор Фёдорович Вадковский
поэт, музыкант, прапорщик Нежинского конно-егерского полка (1825); декабрист. Осуждён по 1-му разряду. Родился в селе Пятницкое, Орловская губерния. Средний сын сенатора и камергера двора, Фёдора Фёдоровича Вадковского (1756—1806) и Екатерины Ивановны Вадковской, урождённой графини Чернышёвой. Родился в с. Пятницком (Извалы) близ Ельца Орловской губернии. Младший брат Ивана Федоровича Вадковского (1790—1849) и старший брат Александра Федоровича Вадковского (1802—1845), также осужденного по делу декабристов. Начальное образование получил в Московском университетском пансионе и в Главном немецком училище Святого Петра (1815—1818). С 6 февраля 1818 года подпрапорщик лейб-гвардии Семёновского полка. В Кавалергардский полк переведён 2 мая 1820 года юнкером, 8 сентября 1820 года эстандарт-юнкер, корнет с 13 января 1822 года. 1 июля 1824 года переведён в Нежинский конно-егерский полк прапорщиком за сатирические стихи. Член Северного общества с 1823 года. В управе Южного общества с 1824 года. В начале декабря 1825 года находился в Курске, где и был арестован 23 декабря по доносу Шервуда. Шервуд познакомился с Вадковским, от которого узнал о тайном обществе, в декабре 1824 года. Вадковский содержался сначала в Шлиссельбурге, потом в Петропавловской крепости. Осуждён по I разряду на смертную казнь, по конфирмации 22 июня 1826 г. на вечную каторгу, 3 сентября 1826 г. срок сокращён до 20 лет. С 8 августа 1826 года содержался в Кексгольмской крепости, с 6 мая следующего года — в Шлиссельбурге. В Сибирь был отправлен 29 ноября 1827 года, прибыл в Читинский острог 17 января 1828 года, в Петровский Завод — в сентябре 1830 года. Один из организаторов Малой артели. В Петровском заводе читал курс лекций по астрономии. 20 ноября 1832 года срок был сокращён до 15, а 26 декабря 1835 года до 13 лет. В своем стихотворении «Желание», написанном после 1836 года, Вадковский провозгласил программу декабристов: 1. Уничтожение самовластия. 2. Освобождение крестьян. 3. Преобразования в войсках. 4. Равенство перед законом. 5. Уничтожение телесных наказаний. 6. Гласность судопроизводства. 7. Свобода книгопечатания. 8. Признание народной власти. 9. Палата представительств. 10. Общественная рать. 11. Первоначальное обучение. 12. Уничтожение сословий. Назначен на поселение в селе Манзурка Иркутской губернии. 22 июля 1839 года. Однако по состоянию здоровья отпущен на Туркинские минеральные воды. С сентября 1839 года в Иркутске, с 17 сентября 1840 года на поселении в селе Оёк. Занимался торговлей хлебом и глиной. Оставил записки, опубликованные в сборнике «Воспоминания и рассказы деятелей тайных обществ 1820-х годов» (1931—1933). Автор очерка «Белая Церковь» (история восстания Черниговского полка по рассказам его участников). Умер в селе Оёк 20 января 1844 года. Его душеприказчиками были Е.И.Трубецкая и А.Н.Сутгоф. Могила Ф.Ф.Вадковского не сохранилась. Документы: Материалы следственного дела Ф.Ф.Вадковского. Восстание декабристов. Документы. Том XI, Страницы 189-236. Литература: В.Дорофеев, «Елецкие декабристы», газета «Красное знамя», 2 декабря 1982 года; В.Дорофеев, «Бунтарский род», газета «Орловская правда», 14 декабря 1982 года; В.Дорофеев, «Умышлял на цареубийство», еженедельник «Литературная Россия», 5 сентября 1986 года; Владлен Дорофеев, книга «Лекарство от одиночества», повесть «Бунтарский род», Москва, 2005 г., ISBN 5-7949-0136-5.

EdwardNewman (486x700, 227Kb)
1801
Эдуард Ньюман (Edward Newman)
английский энтомолог, ботаник и писатель. Ньюман родился в Хэмпстеде, в семье квакеров. Оба родителя были страстными естествоиспытателями и вдохновляли также своего сына к дальнейшим исследованиям. В возрасте 16 лет он окончил школу и работал вместе с отцом в Гилфорде. В 1826 году он отправился в Deptford на предприятие по производству канатов. Здесь он встретил многих ведущих энтомологов того времени и стал соучредителем Энтомологического клуба. В 1832 году он был избран редактором клубного журнала «The Entomological Magazine», а уже в следующем году стал членом Линнеевского общества в Лондоне и соучредителем Королевского энтомологического общества Лондона. В 1840 году он женился и опубликовал первое издание «A History of British Ferns and Allied Plants». Он был партнёром в лондонской типографии Luxford & Co., а также печатником и издателем научно-популярных, а также естественнонаучных книг. Позже он стал также естественнонаучным редактором «The Field», редактором «The Zoologist» и «The Entomologist». Ньюман выдвинул теорию, что бабочки белянка рапсовая (Pontia daplidice), бражник олеандровый (Daphnis nerii) и голубянка длиннохвостая (Lampides boeticus) могут перелетать через Ла-Манш от европейского материка до Британских островов. Однако, за эту теории о феномене миграции чешуекрылых он был высмеян своими коллегами. Умер в Лондоне 12 июня 1876 года. Труды: Attempted division of British Insects into natural orders (1834); A History of British Ferns and allied Plants (1840); Proposed division of Neuroptera in two classes (1853); Birds-nesting (1861); New Edition of Montagu's Ornithological Dictionary (1866); Illustrated Natural History of British Moths (1869); Illustrated Natural History of British Butterflies (1871). Литература: Michael A. Salmon: The Aurelian Legacy ISBN 0-946589-40-2; Mullens and Swann: A Bibliography of British Ornithology (1917).

Fohr_Daniel_August_Lucas_1828 (588x700, 253Kb)
1801
Даниель Фор (немецкое имя — Daniel Fohr)
немецкий художник-пейзажист. Родился в Гейдельберге. Д.Фор был младшим братом художника-пейзажиста Карла Филиппа Фора. Ещё будучи гимназистом в Баден-Бадене, молодой Даниель сопровождает художника Карла Ротмана и его коллег в путешествиях по Рейну и Мозелю. После получения среднего образования изучает филологию, однако курс не закончил, так как решил посвятить себя живописи. Не позднее 1825 года Д.Фор становится учеником Петера Корнелиуса в Мюнхене. С 1829 года он — уже профессиональный художник, живущий и работающий в Мюнхене. В 1839 году Д.Фор становится придворным художником в Бадене и возвращается на родину (с перерывом в 1846—1850, года он находился в Мюнхене), живёт в Карлсруэ, а с 1850 года — при баденском дворе в Баден-Бадене. Д.Фор был страстным коллекционером, оставившим после себя большое собрание живописи и графики романтического направления, включавшее в себя в том числе и произведения его брата Карла Филиппа Фора. Раннее творчество художника находилось под влиянием его более известного брата, Карла Филиппа, а также его друга Августа Лукаса и отличалось свежестью красок и реалистичностью изображения. В Мюнхене стиль живописи Д. Фора соответствует нормам местной школы пейзажа. Поздние его работы написаны в позднеромантическом стиле. Умер в Баден-Бадене 25 июня 1862 года. Литература: Jens Christian Jensen. Aquarelle und Zeichnungen der deutschen Romantik. — Köln: DuMont Buchverlag, 1992. — S. 162. — ISBN 3-7701-0976-7.
Fohr_Daniel_Heidelberg_1829 (700x536, 554Kb)
Вид на Гейдельберг со стороны Хаарласса (1829)

Kornilov_PP (521x700, 179Kb)
1804
Пётр Петрович Корнилов
генерал-лейтенант русской императорской армии, московский комендант (1863—1869). Брат И.П.Корнилова и Ф.П.Корнилова. Сын героя Отечественной войны 1812 года генерал-лейтенанта Петра Яковлевича Корнилова от брака с Марией Фёдоровной урождённой Аристовой. Его братья: Павел, Иван (действительный тайный советник, член совета Министерства народного просвещения, историк), Аркадий (подполковник, погиб на Кавказе), Фёдор (действительный тайный советник), Евгений. Образование получил в Пажеском корпусе, из которого был выпущен 29 апреля 1823 года прапорщиком в лейб-гвардии 1-ю артиллерийскую бригаду. В 1830 году, в чине поручика, был командирован на Кавказ для участия в военных действиях и находился в экспедиции против абадзехов и шапсугов; в 1831 году за отличие награждён орденом Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость». По возвращении с Кавказа Корнилов снова вступил в ряды гвардейской артиллерии. В 1834 году он был назначен командиром батарейной № 1 роты 3-й гвардейской гренадерской артиллерийской бригады; в 1835 году произведён в полковники, в 1837 году перемещён командиром лейб-гвардии батарейной № 5 батареи, а в 1844 году назначен командующим 3-й гвардейской и гренадерской артиллерийской бригадой; 7 июля 1845 года был произведён в генерал-майоры, с утверждением в должности, а в 1848 году награждён орденом Святого Владимира III степени. В 1849 году был назначен командиром лейб-гвардии 1-й артиллерийской бригады, входившей в состав 1-й гвардейской пехотной дивизии и временно исправлял должность начальника Гвардейской артиллерийской дивизии; за отличное исполнение обеих должностей он 18 декабря того же года был награждён орденом Святого Станислава I степени. Несколько раннее, в том же 1849 году, вслед за возвращением гвардии из Венгерского похода, Корнилов был назначен начальником 6-й артиллерийской дивизии, с зачислением по гвардейской артиллерии. И наконец 8 декабря за беспорочную выслугу 25 лет в офицерских чинах он в получил орден Святого Георгия IV степени (№ 8163 по кавалерскому списку Григоровича — Степанова). В 1851 году Корнилову был пожалован орден Святой Анны I степени. В 1854 году Корнилов назначен начальником Гренадерской артиллерийской дивизии, с которой и находился в составе войск действовавших в Крыму; 11 сентября 1855 года он был произведён в генерал-лейтенанты; в 1856 году пожалован императорской короной к ордену Святой Анны I степени, а в 1857 году орденом Святого Владимира II степени. В 1863 году Корнилов был назначен московским комендантом и 28 марта 1869 года внезапно скончался. Похоронен в родовом имении, селе Введенском в Костромском уезде.
Kornilova (512x700, 230Kb)
Е.Н.Корнилова, жена
Награды: Орден Святой Анны IV степени (1831); Орден Святого Владимира III степени (1848); Орден Святого Георгия IV степени (1849); Орден Святого Станислава I степени (1849); Орден Святой Анны I степени (1851); Орден Святого Владимира II степени (1857).
Семья
Корнилов был женат на Екатерине Никтополионовне Клементьевой (1820—1897), дочери витебского и костромского вице-губернатора Никтополиона Михайловича Клементьева (1793—1871) от первого его брака с Надеждой Александровной Кожиной (1796—1838). В браке у них было одиннадцать детей: Мария (1839—?), Надежда (1841—?), Николай (1844—1859), Александра (1846—?), Пётр (1849—?), Аркадий (1850—?), София (1852—?), Вера (1855—?), Елена (1857) и близнецы Владимир (1859—?) и Екатерина (1859—1870). Литература: Волков С.В. Генералитет Российской империи. Энциклопедический словарь генералов и адмиралов от Петра I до Николая II. Том II. — Москва, 2009; Корнилов, Петр Петрович // Ежегодник русской армии на 1870 год. Часть II. — Санкт-Петербург, 1870. — Страница 72; Степанов В.С., Григорович П.И. В память столетнего юбилея императорского Военного ордена Святого великомученика и Победоносца Георгия. (1769—1869). — Санкт-Петербург, 1869; Фрейман О.Р. Пажи за 183 года (1711—1984). Биографии бывших пажей с портретами. — Фридрихсгамн, 1894. — Страница 239.

Daniele Manin (575x700, 127Kb)
1804
Даниэле Манин (итальянское имя — Daniele Manin)
итальянский адвокат, политический и военный деятель, глава Рисорджименто на территории Венеции. По мнению многих итальянских историков герой объединения Италии. Родился в Венеции. Третий сын в семье адвоката Петра и Анны Марии Беллотто. Его дед, Сэмуел Медина, имел еврейское происхождение, но в 1759 году перешёл в христианство и взял себе фамилию своего покровителя, Людовико Манина. Изучал право в Падуе, в 1821 году, в 17-летнем возрасте, получил степень по праву и начал адвокатскую практику в родном городе, Венеции, также занимаясь судебно-медицинской деятельностью. Человек большой учености и глубокий правовед, с раннего возраста проник глубокой ненавистью к Австрии. В 1824 году он женился на Терезе Периссинотти (1795—-1849), которая принадлежала к аристократической венецианской семье с большими землевладениями в Венеции, Местре, а также в районе Тревизо. Кроме того, в 1824 году он сделал перевод на Пандектах от Юстиниана и в 1847 году большого трактата о законе венецианском, который также был переведен на французский язык. Первоначально не проявлял интереса к политике и не состоял в обществе карбонариев или какой-либо иной революционной группе, однако вскоре после дела двух венецианских националистов, братьев Аттилио (1811—-1844) и Эмилио Бандьера (1819—-1844), в 1847 году, резко изменил свои взгляды и вместе с Никколо Томмазео возглавил венецианских патриотов, выступавших против господства над Венецией Австрийской империи. В конце 1847 года он представил в Конгрегацию, полностью зависимый от австрийцев орган власти в Венеции, петицию о предоставлении городу самоуправления, в результате чего был 18 января 1848 года арестован и вместе с Томмазео заключён в австрийскую тюрьму за свою патриотическую деятельность, что привело, однако, к росту национального движения в городе и требованиям освободить заключённых. В марте 1848 года, когда во всей Италии начались восстания, горожане вынудили австрийского губернатора 17 марта освободить узников.
Monumento_a_Daniele_Manin_(1875)_-_06_-_Foto_Giovanni_Dall'Orto,_6-Aug-2007 (465x700, 258Kb)
Памятник Манину в Венеции.
После освобождения Манин был после окончательного изгнания австрийцев 27 марта избран президентом провозглашённой Республики Сан-Марко (Венецианская республика). Манин стал проводить либеральную политику, уравнял в правах евреев (будучи сам наполовину евреем), ввёл избирательное право для всего взрослого населения, выступал за единство Италии, но не хотел аннексии Пьемонта Италией, надеясь на французскую помощь; тем не менее 7 августа, уступив требованию большинства, он передал власть над страной пьемонтцам и неохотно согласился с планом объединения Венеции и Пьемонт-Сардинии в рамках будущего объединения всей Италии. Однако когда после поражения под Кустоцой сардинский король Карл Альберт 11 августа заключил с Австрией перемирие (известно как «Перемирие Саласко»), согласно которому оставлял Ломбардию и Венецию в пользу австрийцев, взбешённые венецианцы хотели расправиться с пьемонтскими комиссарами, Манин с большим трудом спас их жизни. Выступивший перед возмущенными массами Манин старался успокоить их, заявив, что через два дня будет образовано республиканское правительство и что в течение 48 часов он «сам будет править». Комиссары вынуждены были сложить с себя полномочия и уехать из Венеции. После этого 11 августа была созвана Ассамблея, а для управления республикой был создан триумвират, возглавленный Манином. С конца 1848 года Манин руководил обороной Венеции от австрийцев, вновь занявших окрестности, показав себя умелым руководителем и благодаря преданности горожан выдержав долгую осаду. В марте 1849 года он был вновь избран президентом Венецианской республики, а после поражения сардинской армией под Новарой народное собрание проголосовало за продолжение сопротивления любыми способами, предоставив Манину диктаторские полномочия. В это время главным соратником Манина был неаполитанский генерал Гульельмо Пепе, решивший ослушаться приказа своего короля и защищать Венецию. Однако в мае венецианцы потеряли контроль над фортом Маргера, что вскоре позволило австрийцам начать бомбардировки самой Венеции; одна из бомб 19 июня угодила в пороховой склад, что вызвало сильный пожар. К бомбёжкам добавился голод и начавшаяся эпидемия холеры. Жена — Тереза Периссинотти (1795 — Марсель, 1849). Дети: Дочь (18?? — Париж, 1854); Сын — Джорджио Манин (1831 —- 1884), участник "Экспедиции тысячи" Гарибальди. 24 августа 1849 года, когда положение города стало совсем безнадёжным, Манин согласился на почётную капитуляцию, согласно которой должен был сдать город австрийцам, взамен позволявшим ему, Пепе и ещё нескольким лидерам Республики отправиться в изгнание и не быть пленёнными. Спустя три дня он на борту французского корабля навсегда покинул Венецию. Его жена умерла в Марселе. Он добрался до Парижа сломленным болезнью и почти нищим, потратив всё свое состояние в Венеции. Остаток жизни он провёл в Париже, зарабатывая на жизнь преподаванием, и вскоре изменил свои взгляды с республиканских на монархические, будучи уверенным, что Италия сможет объединиться только под скипетром Савойской династии, под эгидой короля Виктора Эммануила, и стремясь найти во Франции поддержку для итальянского движения за объединение. В 1857 году вместе с Джорджио Паллавичино и Джузеппе Ла Фарина основал и возглавил Итальянское национальное общество с целью пропаганды идеи единства при монархии Пьемонта. Последние годы его жизни были омрачены проблемами со здоровьем и бедностью, а также тяжёлой болезнью его дочери, умершей в 1854 году. Умер в Париже 22 сентября 1857 года. В 1868 году, спустя два года после оставления австрийцами Венеции и одиннадцать лет после его смерти, останки Манина были перезахоронены в его родном городе с государственными почестями в Базилике Сан Марко. Манин стал первым человеком, похороненным там за последние триста лет. Его сын Джорджио (1831 —- 1884) также являлся патриотом: один из «Экспедиции тысячи» Гарибальди, раненого в Калатафими.

 (536x699, 137Kb)
1804
Алексей Степанович Хомяков
русский философ, поэт, драматург, публицист. Родился в Москве, в старинной дворянской семье. В 1822–1825 и в 1826–1829 находился на военной службе, участвовал в 1828 в войне с турками и был награжден орденом за храбрость. Оставив службу, занялся делами своего имения. Круг духовных интересов и деятельности Хомякова был исключительно широк: религиозный философ и богослов, историк, экономист, разрабатывавший проекты освобождения крестьян, автор ряда технических изобретений, полиглот-лингвист, поэт и драматург, врач, живописец. Зимой 1838/1839 он познакомил друзей со своей работой «О старом и новом». Эта статья-речь вместе с последовавшим на нее откликом И.В.Киреевского ознаменовала возникновение славянофильства как оригинального течения русской общественной мысли. В ней была очерчена постоянная тема славянофильских дискуссий: «Что лучше, старая или новая Россия? Много ли поступило чуждых стихий в ее теперешнюю организацию?... Много ли она утратила своих коренных начал и таковы ли были эти начала, чтобы нам о них сожалеть и стараться их воскресить?» Взгляды Хомякова тесно связаны с его богословскими идеями и в первую очередь с экклезиологией (учением о Церкви). Под Церковью славянофил понимал прежде всего духовную связь, рожденную даром благодати и «соборно» объединяющую множество верующих «в любви и истине». В истории подлинный идеал церковной жизни сохраняет, по убеждению Хомякова, только православие, гармонически сочетая единство и свободу и тем самым реализуя центральную идею Церкви – идею соборности. Напротив, в католицизме и протестантизме принцип соборности исторически нарушен. В первом случае – во имя единства, во втором – во имя свободы. Но и в католицизме, и в протестантизме, как доказывал Хомяков, измена соборному началу привела только к торжеству рационализма, враждебного «духу Церкви». Религиозная онтология Хомякова последовательно теоцентрична, ее основу составляет идея «волящего разума» как первоначала всего сущего: «и мир явлений возникает из свободной воли». Собственно, его онтология – это в первую очередь опыт философского воспроизведения интеллектуальной традиции патристики,. Существенное значение имеет утверждаемая им неразрывная связь воли и разума (как божественного, так и человеческого), что принципиально отличает позицию Хомякова от различных вариантов волюнтаризма (А.Шопенгауэр, Э.Гартман и др.). Отвергая рационализм, Хомяков обосновывал необходимость цельного знания («живознания»), источником которого выступает соборность – «совокупность мышлений, связанных любовью». Религиозно-нравственное начало, таким образом, играет определяющую роль и в познавательной деятельности, оказываясь как предпосылкой, так и конечной целью познавательного процесса. Как утверждал Хомяков, все этапы и формы познания, т.е. «вся лестница получает свою характеристику от высшей степени – веры». Славянофильская историософия представлена в основном в Семирамиде Хомякова. В этой не завершенной работе (опубликована уже после смерти автора) была сделана попытка целостного изложения всемирной истории, определения ее смысла. Критически оценивая итоги истолкования исторического развития в немецком рационализме (прежде всего у Гегеля), Хомяков в то же время полагал бессмысленным возвращение к традиционной нефилософской историографии. Альтернативой гегелевской модели исторического развития и разнообразным вариантам европоцентристских историографических схем в Семирамиде становится образ исторической жизни, принципиально лишенной постоянного культурного, географического и этнического центра. Связь же поддерживается в «истории» Хомякова взаимодействием двух полярных духовных начал: «иранского» и «кушитского», действующих отчасти в реальных, отчасти в символических культурно-этнических ареалах.
E._M._Chomjakova (528x700, 243Kb)
Е.М.Хомякова
Придавая древнему миру мифологические очертания, Хомяков в определенной мере сближается с Шеллингом. Н.А.Бердяев справедливо отметил в свое время: «мифология и есть древняя история... история религии и... есть содержание первобытной истории, эту мысль Хомяков разделяет с Шеллингом». Самые различные этносы становятся участниками всемирной истории, развивая свои культуры под знаком либо «иранства» как символа свободы духа, либо «кушитства», которое символизирует «преобладание вещественной необходимости, т.е. не отрицание духа, но отрицание его свободы в проявлении». Фактически, по Хомякову, это два основных типа человеческого мировосприятия, два возможных варианта метафизической позиции. Существенно то, что деление на «иранство» и «кушитство» в Семирамиде не абсолютно, а относительно. Христианство же в историософии Хомякова – не столько высший тип «иранского» сознания, сколько уже его преодоление. Неоднократно в книге признается и культурно-историческое значение достижений народов, представляющих «кушитский» тип. Идея абсолютизации каких-либо национально-религиозных форм исторической жизни отвергается в Семирамиде: « История уже не знает чистых племен. История не знает также чистых религий». Сталкивая в своей историософии «свободу духа» (иранство) и «вещественный», фетишистский взгляд, названный «кушизмом», Хомяков продолжал ключевой для славянофилов спор с рационализмом, лишившим, по их мнению, западный мир внутреннего духовно-нравственного содержания и утвердивший на его месте «внешне-юридический» формализм общественной и религиозной жизни. Критикуя Запад, Хомяков не был склонен к идеализации ни прошлого России (в отличие от Аксакова), ни ее настоящего. В русской истории он выделял периоды относительного «духовного благоденствия» (царствования Федора Иоанновича, Алексея Михайловича, Елизаветы Петровны). В эти периоды не было «великих напряжений, громких деяний, блеска и шума в мире» и создались условия для органического, естественного развития «духа жизни народа». Будущее России, о котором мечтал Хомяков, должно было стать преодолением «разрывов» русской истории. Он надеялся на «воскресение Древней Руси», хранившей по его убеждению, религиозный идеал соборности, но воскресение – «в просвещенных и стройных размерах», на основе нового исторического опыта государственного и культурного строительства последних столетий. Умер Хомяков в селе Ивановское (ныне Данковского района Липецкой области) 5 октября 1860 года.
khomyakovмогила (317x700, 393Kb)
Могила Хомякова на Новодевьичем кладбище в Москве
В селе Богучарово под Тулой, в бывшем имении Хомяковых, с 1997 г. проходят Хомяковские чтения. Библиография: Полное собраніе сочиненій. Томъ I—VIII. Москва, 1900—1914; Сочинения в 2-х томах («Из истории отечественной философской мысли»). Москва, 1994; Lea B.Virághalmy: A homjakovi ekkléziológia szókincsének szemantikai elemzése. Будапешт, 2002; Antonella Cavazza: A.S.Chomjakov. Opinione di un russo sugli stranieri. Bologna, 1997; Albert Gratieux: A.S. Khomiakov et le Mouvement Slavophile (In: Unam Sanctam 5-6). Paris, 1939; Georgio Paša: Homjakovi doctrina de Ecclesia. Excerpta ex dissertatione ad lauream in facultate Theologica Pontificiae Universitatis Gregorianae. Zagrebiae, 1943. 38 p; Peter Plank: Parapolimena zur Ekklesiologie A. S. Chomjakovs // Ostkirchliche Studien. Würzburg, 1980. pp.3–29; John S. Romanides: Orthodox Ecclesiology According to Alexis Khomiakov // The Greek Orthodox Theological Review 1956/II.1. pp. 57–73; Bernhard Schultze S.J.: Chomjakows Lehre über die Eucharistie // Orientalia Christiana Periodica. Vol. XIV. N0 I—II. Roma, 1948. pp. 138–161; Ernst Christoph Suttner: Offenbarung, Gnade und Kirche bei A.S.Chomjakov. // Das östliche Christentum. Neue Folge 20. Würzburg, 1967. 200 p; Jurij Samarin: Préface aux oeuvres théologiques de A.S.Khomiakov. // Unam Sanctam 7. Paris, 1939. 95 p; Marcin Ks. Wojciechowski: Nieomylosc Kosciola Chrystusowego wedlug A. Chomiakowa i jego zwolenników. Lublin, 1938. 187 p; Бердяев Н. «А.С.Хомяков как философ». 1904; Бердяев Н. «Алексей Степанович Хомяков». 1912; Бердяев Н. «Хомяков и священник Флоренский». 1917; Зеньковский В. «Начало „славянофильства“. А.С.Хомяков». 1948; Святополк-Мирский Д.П. «Славянофилы (Хомяков. Киреевский)». 1926; Кошелев В.А. «Пушкин и Хомяков». 1987; Муравьев Вл. «А.С.Хомяков». 1988; Протодиакон Владимир Цуриков. «А.С.Хомяков: Поэт, Философ, Теолог». Джорданвилль, 2004; Сухов А. Д. Хомяков, философ славянофильства / Институт философии Российской Академии Наук. — Москва: Институт философии Российской Академии Наук, 1993. — 88 страниц. — 250 экземпляров. — ISBN 5-201-01838-6 (обложка).

1805
Ларс Фредерик Сванберг (шведское имя — Lars Fredrik Svanberg)
шведский химик и минералог, профессор и ректор (1862-1863) Уппсальского университета. Родился в Стокгольме. Сын математика и астронома Онса Сванберга (1771—1851). Умер в Уппсале 16 июля 1878 года. В честь Сванберга назван минерал — сванбергит.

Karl_von_Varnbüler (514x700, 321Kb)
1809
Фридрих Карл Готлиб фрейхер Варнбюлер фон унд цу Хемминген (немецкое имя — Friedrich Karl Gottlob Freiherr Varnbüler von und zu Hemmingen)
вюртембергский государственный деятель. Родился в Хеммингене. Сын бывшего вюртембергского министра финансов Карла Эбергарда Варнбюлера (1776—1832). Образование получил в Тюбингене и Берлине; занимался сельским хозяйством и фабричным делом. В 1845 году вступил членом в вюртембергскую палату господ и занял там влиятельное положение, в особенности в вопросах народного и государственного хозяйства. Он способствовал изданию закона 1862 года о свободе ремесел. В реакционный период, наступивший после 1848 года, Варнбюлер заявил себя решительным сторонником сословных интересов дворянства и строго консервативной политики. В 1864 году он был назначен министром двора и иностранных дел; одновременно с тем ему было поручено заведование путями сообщения, и его деятельное содействие развитию железнодорожного дела сохраняло за ним большинство в палате депутатов. В общегерманской политике Варнбюлер явился решительным противником Пруссии и горячим поборником самостоятельности средних и малых германских государств. В 1866 году он произнес против Пруссии известную речь на тему: «Vae victis». Вынужденный заключить с Пруссией оборонительный и наступательный союз, он остался партикуляристом и в таможенном парламенте (1867). Выйдя в отставку в 1870 году, Варнбюлер был избран в рейхстаг, где заседал до 1881 года и был председателем тарифной комиссии (1878—1879), преобразовавшей таможенное законодательство в духе покровительственной системы. Варнбюлер умер в Берлине 26 марта 1889 года, оставив 2 печатных труда: «Ueber d. Bedürfniss einer Gewerbegesetzgebung in Württemberg» (1846) и «Ueber d. Frage eines deutschen Heimatsrechts» (1864). Внебрачный сын — писатель Густав Майринк.

GiustiBezzuoli (578x700, 112Kb)
1809
Джузеппе Джусти (итальянское имя — Giuseppe Giusti)
тосканский поэт-сатирик. Родился в Монсуммано. Приобрёл известность стихами и песнями (авторское определение жанра — «шутки», итал. scherzi), опиравшимися как на итальянские сатирические традиции, так и на творчество Беранже. Сторонник объединения Италии; критиковал амбиции итальянских «тиранов малого формата» и австрийские власти, владевшие в то время северной частью страны, мещан, «покупающих» титулы, разврат и продажность общества и проч. Не ограничиваясь «сатирой на лица», был склонен и к ярким философским формулировкам; талант его признавался практически всеми современниками. Серьёзно занимался Данте, работал над комментариями к «Божественной комедии».В 1848 году, в период революций и волнений в Европе, активно участвовал в политической деятельности, избирался в парламент, но вскоре разочаровался в мелочной политической борьбе и оставил своё место. Умер во Флоренции. Полное собрание его стихотворений издано во второй половине века будущим нобелевским лауреатом Джозуэ Кардуччи. В России XIX века стихи Джусти, как и песни Беранже, переводились демократическими публицистами, добавлявшими аллюзии на положение дел в стране («эзопов язык»): известность получили его стихи в переводах Николая Курочкина. В XX веке лучшие стихотворения Джусти переводились Евгением Солоневичем и другими переводчиками-итальянистами; выходило издание в серии «Литературные памятники». Скончался 31 мая 1850 года.

F.C.D.Wyneken (552x700, 306Kb)
1810
Фридрих Конрад Дитрих Винекен (немецкое имя — Friedrich Conrad Dietrich Wyneken)
конфессиональный лютеранский теолог, второй президент Лютеранской Церкви — Синод Миссури (с 1850 по 1864 год). Фридрих Винекен родился в семье пастора Хайнриха Винекена и его жены Анне Катерине. 22 мая он был крещён своим отцом в церкви Святого Андрея в Фердене. Через 5 лет Хайнрих Винекен умер, и его вдова была вынуждена одна воспитывать одиннадцать детей. После окончания гимназии в Фердене, Фридрих поступил в Гёттингенский университет, однако вскоре перевёлся в университет Галле. После окончания образования он работал учителем в частных и государственных школах. В 1838 году Винекен эмигрировал в Северную Америку. Вскоре после прибытия из Германии в Балтимор, Винекен был рукоположен в пасторский сан. Затем он занимался миссионерской деятельностью в Огайо, Индиане и Мичигане, был пастором в Форт-Уэйн и Адамс Каунти, штат Индиана. В 1845 году он был призван в Балтимор, а спустя пять лет стал пастором церкви Святой Троицы в Сент-Луисе. Его последним приходом стала церковь Святой Троицы в Кливленде (с 1864 по 1875 года). В 1850 году Винекен был избран президентом Синода Миссури, и занимал эту должность в течение 14 лет. Умер в Сан-Франциско 4 мая 1876 года. Литература: Dau, W.H.T. Ebenezer: Reviews of the Work of the Missouri Synod During Three Quarters of a Century. St. Louis: Concordia Publishing House, 1922. pp. 52ff, chapter on «F.C.D. Wyneken»; Hageman, Gustav. Friedrich Konrad Dietrich Wyneken: Pioneer Missionary of the Nineteenth Century. Men and Missions Series. St. Louis: Concordia, 1926; Lindemann, J.C.W. «F.C.D. Wyneken.» in Amerikanischer Kalender für deutsche Lutheraner auf das jahr 1877 nach der Geburt unsers Herrn Jesu Christi. St. Louis: Der deutschen Ev. Luth. Synode von Missouri, Ohio u. a. Staaten, 1876; Rehmer, Rudolph. «The Impact of Wyneken’s Notruf.» in Missionary to America: The History of Lutheran Outreach to Americans. Essays and Reports of the Lutheran Historical Conference 15. St. Louis: Lutheran Historical Conference, 1992; Rehmer, Rudolph. "Report of the Executive Committee of the Missionary Society of the Synod of Pennsylvania, Containing Brother Wynecken’s [sic] Report: " Concordia Historical Institute Quarterly 20 (1947) no. 3:124-25; Saleska, Edward John. Friedrich Conrad Dieterich Wyneken 1810—1876. STM thesis. St. Louis: Concordia Seminary, 1946; Smith, Robert E. «Wyneken as Missionary» Let Christ be Christ. Daniel Harmelink, ed. Huntington Beach, CA: Tentatio Press, 1999. 321—340; Threinen, Norman J. «Wyneken and 19th Century German Lutheranism: An Attempt to Mobilize Confessional Lutherans in Germany in Behalf of Lutherans in North America.» in Missionary to America: The History of Lutheran Outreach to Americans. Essays and Reports of the Lutheran Historical Conference 15. St. Louis:Lutheran Historical Conference, 1992; Threinen, Norman J. «F.C.D. Wyneken: Motivator for the Mission» Concordia Theological Quarterly 60 (1996) Nos. 1-2.

Juan_Bautista_Ceballos2 (622x700, 97Kb)
1811
Хуан Баутиста Себальос (Juan Bautista Ceballos)
президент Мексики (6 января - 8 февраля 1853). Умер в Париже 20 августа 1859 года.

John_S._Dwight_Boston (506x700, 161Kb)
1813
Джон Салливен Дуайт (John Sullivan Dwight)
американский музыкальный критик. Умер 5 сентября 1893 года.

E_Huber (658x700, 233Kb)
1814
Эдуард Иванович Губер
русский поэт и переводчик. Первый переводчик «Фауста» И.В.Гёте на русский язык (1838). Родился в Екатериненштадте, Саратовская губерния. Отец — Иоганнес Самуил Губер, выпускник Базельского университета, состоял с 1807 года по 1820 год в этой колонии пастором прихода Северный Екатериненштадт, мать — Луиза Виганд, дочь сарептского проповедника. Первое стихотворение сочинил ещё в четыре года. В 1820г отца Э. Губера перевели пастором в правобережную колонию Мессер. В возрасте 7-ми лет начал сочинять стихи на немецком и латинском языках и переписывал их в тетрадку с заглавием: «Полное собрание сочинений Эдуарда Губера, издать после моей смерти». В 1823 году отца Э.Губера перевели на консисториальную службу в Саратов, где 9-летний Губер начал учиться у своего отца греческому и латинскому языкам. В апреле 1824 года стал брать первые уроки русского языка у местного грамотея В.Я.Волкова, а, четыре месяца спустя, выдержал приёмный экзамен и поступил в саратовскую гимназию. В 1830 году 16-летний Губер переехал из Саратова в Санкт-Петербург, где поступил в институт корпуса инженеров путей сообщения. В 1831 году впервые опубликовал своё стихотворение «Разочарованный» в «Северном Меркурии». В 1834 году закончил институт и был выпущен на службу прапорщиком. В 1835 году академик Я.И.Шмидт, который считался дядей Губера, помог ему найти работу в Энциклопедическом Лексиконе Плюшара. На этой работе Губер сошёлся с Н.И.Гречем, который познакомил его с знаменитыми русскими поэтами и литераторами. Также посвящал много времени чтению немецких философов, подрабатывал переводами, изучал и переводил «Фауста» Гёте. В конце 1835 года перевод «Фауста» был представлен в цензуру, но не пропущен ею. От огорчения Губер разорвал свою рукопись, плод пятилетних трудов. Узнавший об этом А.С.Пушкин, посетил огорчённого поэта, с которым ранее не был знаком. Между Губером и Пушкиным завязались литературные отношения, основанные на том, что Губер дал обещание начать вторично переводить «Фауста» и иначе не заходить к Пушкину, как принося с собой отрывок нового перевода. В 1837 году после смерти Пушкина написал стихотворение «На смерть Пушкина», в которых оплакивал потерю великого поэта. Эти стихи ходили по рукам, читались, в том числе, и в аристократическом кругу. В 1838 году Губер начал постоянное сотрудничество в «Современнике» и «Литературных Прибавлениях к Русскому Инвалиду». В том же году напечатал в «Новогоднике» Н.В.Кукольника первую главу перевода «Фауста». В 1839 году вышел в отставку в чине капитана и сразу поступил гражданским чиновником в канцелярию главноуправляющего путями сообщения графа П.А.Клейнмихеля. С 1840 года начал сотрудничать с журналом «Библиотека для чтения», где стал публиковать критические статьи. В 1842 году оставил службу и на три года уехал в орловскую деревню. В 1845 году вышел из печати сборник его стихотворений, негативно воспринятый критикой. В конце 1846 года стал публиковать фельетоны в «Санкт-Петербургских Ведомостях». Скончался в Санкт-Петербурге 23 апреля 1847 года. Похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. В 1860 году Г.Тихмеев, сын друга Губера, собрал всё написанное Губером и издал 3-томник «Сочинения Э.И.Губера». По цензурным соображениям долгое время после смерти Губера не издавалась его драматическая поэма «Прометей». Она увидела свет лишь в 1880-е годы. Сочинения: Э.Губер. Стихотворения. — Санкт-Петербург: типография Штаба Отдельного корпуса внутренней стражи, 1845; Сочинения Э.И.Губера, изданные под редакцией А.Г.Тихменева. В 3-х томах. — Санкт-Петербург : А.Смирдин сын и К°, 1859—1860. Переводы: Перевод «Фауста» И.В.Гёте (1838). О переводе «Фауста» (1838): Н.А.Полевой: «…Новое отрадное явление стихи Губера, дышащие сердечным чувством и свидетельствующие дарование сильное. Не страшась опасности, юный поэт смело берется за подвиг огромный — он переводит Фауста Гетева, и, сколько нам известен этот перевод, он составил бы почетное имя самому опытному поэту»; Ф.В.Булгарин: «В русском переводе не только другой тон, но самые мысли автора до того искажены, язык до такой степени темен и запутан, что, читая книгу, я не мог ничего понять, как будто она была писана по-китайски!». О.И.Сенковский: «Кажется, как будто лира Пушкина ожила нарочно для того, чтобы передать нам великолепное творение германского поэта-философа языком и стихом, достойным его»; В.Г.Белинский: «Жалкий г. Губер, двукратно жалкий — и по своему переводу, или искажению „Фауста“, и по пакостной своей философской статье, которая ужасно воняет гнилью и плесенью безмыслия и бессмыслия! Право, ограниченные люди хуже, то есть вреднее подлецов: ведь если бы не г. Струговщиков, то Губер еще на несколько лет зарезал бы на Руси Гете. Впрочем, черт с ними, с этими бездарными Губерами — начхать им на голову, как говорит один из героев Гоголя»; Я.К.Грот: «Труд, совершенный г. Губером, так обширен и важен, что, независимо от своего достоинства, он уже внушает участие к себе и доверенность к исполнителю». «Редко прерывающаяся цепь глубоких мыслей и истин, переданных в прекрасных стихах, поражающих то силой, то блеском, то простотой, вот что ожидает всякого в переводе г. Губера». О сборнике «Стихотворения» (1845): В.Г.Белинский: «В его стихотворениях мы увидели хороший обработанный стих, много чувства, ещё более неподдельной грусти и меланхолии, ум и образованность, но, признаемся, очень мало заметили поэтического таланта, чтоб не сказать — совсем не заметили его. […] Опоэтизированный эгоизм, вечно роющийся в пустоте своего скучного существования и выносящий оттуда одни стоны, хотя бы и искренние, теперь никому не новость и всем кажется пошлым…»; Сенковский О.И.: «Пушкинский стих остался у Эдуарда Ивановича. Он один — наследник и владетель этой драгоценности». О собрании сочинений Э.Губера (1859-1860): М.Л.Михайлов: «Это вечное плаканье не только несносно, оно отвратительно. Нигде не видно ни борьбы, ни негодования, ни силы; всюду беспомощное покорство, общие фразы о неудовлетворительности жизни, всюду вялое, плаксивое бессилие».

Mortier_de_Fontaine (574x700, 146Kb)
1816
Анри Луи Станислас Мортье-де-Фонтен (Генрих Луи Станислав Мортье де Фонтен; французское имя — Henri-Louis-Stanislas Mortier de Fontaine)
польско-французский пианист. Родился в Вишневце, Кременецкий уезд, Волынская губерния, Российская империя. Учился в Варшаве у Юзефа Эльснера вместе с Фридериком Шопеном. Дебютировал в 1832 году в Данциге, на следующий год появился в Париже. С 1837 г. путешествовал по Италии, вернулся в Париж в 1840 году. Был дружен с Ференцем Листом, стал крестным отцом его дочери, Лист посвятил ему сделанное им двухручное переложение Трёх маршей Франца Шуберта. В 1847 г. привлёк всеобщее внимание концертным исполнением сонаты Людвига ван Бетховена «Хаммерклавир» Op. 106, которая тогда считалась исключительно трудной. В 1850 г. обосновался в России, в 1853—1860 гг. преподавал в Санкт-Петербурге. Цикл «исторических концертов» Мортье-де-Фонтена в Петербурге в 1853 году, по мнению некоторых исследователей, является одним из ранних предвестников исторически ориентированного исполнительства. С 1860 г. работал в Мюнхене, продолжая выступать в различных городах Европы с концертами старинной музыки, вёл также педагогическую деятельность (у него, в частности, учились Вильгельм Кинцль и Эдуард Франк). Затем жил в Париже, последние годы жизни провёл в Лондоне, где и умер 10 мая 1883 года.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку