-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108738
Комментариев: 6801
Написано: 117209


12 мая родились...

Воскресенье, 12 Мая 2024 г. 07:13 + в цитатник
Nat._Vl._Saltykova_by_Rockstuhl (689x700, 342Kb)
1736
Наталья Владимировна Салтыкова (урождённая княжна Долгорукова)
супруга графа Николая Ивановича Салтыкова, статс-дама, кавалерственная дама. Родилась в семье рижского губернатора князя Владимира Петровича Долгорукова и княжны Елены Васильевны Хилковой. В 1762 году вышла замуж за графа Николая Ивановича Салтыкова. С молодости отличалась красотой, но была болезненной и слабой. По словам Карабанова «была умна, лукава и скупа» и мало показывалась в отечестве. Знала много старинных народных примет, которых суеверно придерживалась и пользовалась ими как могла, чтобы избежать скучных светских обязанностей. В отличие от своего мужа, Наталья Владимировна не пользовалась расположением членов императорской семьи. Великий князь Павел Петрович, при дворе которого состоял граф Салтыков, не был расположен к ней, да и Екатерина II не баловала её своим вниманием. При дворе великого князя Александра Павловича её тоже не любили. Она тщательно избегала придворных собраний и редко выходила из отведённых её мужу комнат во дворце, уверяя всех, что «никогда ничего не знает о том, что делается». Однако же она при этом всячески продвигала мужа и интриговала против его соперников. Сопровождала мужа во время поездки в Европу великокняжеской четы Павла Петровича и Марии Фёдоровны, не занимая никакого официального положения в свите. Иосиф II писал в письме к брату, великому герцогу Тосканскому, что Салтыкова «болезненна и мало выезжает». В обществе графиня Салтыкова была известна своё оригинальностью, колким языком и смешными выходками. В романе «Фаворит» описан случай, когда, прощаясь с женой графа П.А.Толстого, назначенного послом во Францию, она сказала ей: «Маша, жаль мне, что ты едешь в Париж: тебя французы одурачат. Поменьше с ними говори: они тебе о литературе, а ты им, почём рожь на болоте…» Характерен также известный случай с её крепостным парикмахером. Графиня, опасаясь, чтобы её парикмахер не разболтал, что она носит парик, три года держала его взаперти в клетке в своей спальне, выпуская только для причёсывания. Когда несчастному удалось сбежать, Салтыкова, боясь, что её тайна будет раскрыта, стала требовать его розыска и даже обратилась к императору Александру. Государь, уже оповещённый через полицию, велел не разыскивать беглеца, а графиню успокоил официальным уведомлением, что её парикмахер утонул в Неве. «В обществе она появлялась лишь изредка, подобно чудотворной раке, которую выносят в нужных случаях из алтаря. При Екатерине, обращавшей на неё мало внимания, она почти никогда не показывалась; при Павле, пожаловавшем ей ленту, которую она любила показывать, она стала чаще выезжать. Тогда она принимала более человеческий облик и, когда дело имело значение для интересов её ближних, она даже была готова разговаривать полдня с флаконом амбры или мускуса.» — Ф.Г.Головкин. Тем не менее благодаря высокому положению мужа с её странностями вынужден был считаться весь свет. 13 сентября 1793 года она была пожалована в статс-дамы, но почти никогда не ездила ко двору под предлогом, что «по слабости нервов не могла выносить запаха пудры и духов». 16 августа 1797 года была пожалована Екатерининской лентой. Дома она подпускала гостей лишь на определённое расстояние, причём перед ней карлики жгли перья или мочало. Одевалась по моде своей молодости, надевая драгоценности в немыслимых количествах. Управляя финансами в семье и будучи жадной до денег она скопила мужу и детям огромное состояние. Благодаря своему уму и слабохарактерности мужа она вела все домашние дела Салтыковых, управляла их многочисленными поместьями. При дворе её боялись, и она пользовалась правом «всех бранить за всё, что было сделано не по ней». Умерла селе Черкутино Владимирской губернии 19 сентября 1812 года. Если верить И.Долгорукому, то она скончалась вскоре после Бородинского сражения «от беспрестанных волнений сердца, производимых неудачами политическими и в брани двора нашего с Наполеоном». Похоронена в усадьбе Черкутино Владимирской губернии. Князь Долгорукий, хорошо знавший черту Салтыковых, более милостив к ней, чем прочие мемуаристы: «Графиня Салтыкова — прямо светлейшая дама, не по титулу одному, но по качествам души. Оставим ей некоторые женские странности и причуды, но она тверда в правилах, постоянна в отношениях и великодушна в поступках; основные свойства её благородны, чувства возвышенны, характер мужествен.» С 1762 года Наталья Владимировна была замужем за графом Николаем Ивановичем Салтыковым (1736-1816). В браке имели трёх сыновей: Дмитрий Николаевич (1767—1826), был слепым от рождения, действительный камергер; Александр Николаевич (1775—1837), тайный советник; Сергей Николаевич (1777—1828), действительный тайный советник. Источник: Русские портреты XVIII—XIX столетий. Издание Великого Князя Николая Михайловича. — Санкт-Петербург, 1906. — Том II. — Выпуск III. — № 108.

43700512_Jan_Vanhal_Prague (618x700, 108Kb)
1739
Иоганн Баптист Вангал (Johann Baptist Vanhal; чешское имя — Ян Крштител Ваньгал, Jan Křtitel Vaňhal)
чешский композитор. Родился в Неханице близ города Градец Кралове (Чехия), в крестьянской семье, учился музыке у деревенского музыканта. В юные годы был органистом и хормейстером в храмах небольших городков своей родины, играл также на скрипке и виолончели. В 1760 г. был замечен графиней Шафготш, владелицей поместья в Неханице, и на её счёт уехал в Вену, где совершенствовал своё исполнительское мастерство и учился композиции под руководством известного композитора и музыкального педагога Карла Диттерса фон Диттерсдорфа. В 1770-е гг., после поездки с высокопоставленными покровителями в Италию, пережил тяжелое душевное расстройство (случай, напоминающий Гёльдерлина и Батюшкова). Позднее до конца жизни работал в Вене, был знаком с Моцартом и Гайдном, выступал вместе с ними. Гайдн дирижировал одной из его симфоний, а Моцарт исполнял его концерт. Исполнительская репутация Ванхала была настолько высока, что снискала ему место в составе звёздного струнного квартета тех времён: Моцарт — первая скрипка, Диттерс фон Диттерсдорф — вторая, Гайдн — альт, Ванхал — виолончель. Ванхал был исключительно плодовитым композитором. Ему принадлежит около 1 300 произведений, в том числе около 100 квартетов, по крайней мере 73 симфонии, 95 сочинений в области церковной музыки, множество концертов, вокальная музыка. Оперой Ванхал занимался меньше, хотя во время его пребывания в Италии в 1769—1771 его оперы «Торжество Клелии» (Il triomfo di Clelia) и «Демофонт» на либретто Метастазио были с успехом поставлены в Риме. По-видимому, Ванхал был одним из первых композиторов, полностью обеспечивавших свою жизнь сочинительством (без патроната влиятельных особ и придворной службы). В поздние годы Ванхал проявил себя как музыкальный педагог (его учеником, в частности, был Игнац Плейель). Умер в Вене 20 августа 1813 года. Литература: Jones D.W. Music in eighteenth-century Austria. Cambridge; New York: Cambridge UP, 1996.

1753
Джордж Глейг (George Gleig)
британский шотландский религиозный деятель, примас Шотландской епископальной церкви, а также журналист и энциклопедист. Родился в Богхолл (Уэст-Лотиан, Шотландия, Королевство Великобритания), в семье фермера. В возрасте тринадцати лет поступил учиться в Королевский колледж Абердина, где был лучшим учеником по математике и естественным и моральным наукахм. В возрасте двадцати одного года он вступил в Шотландскую епископальную церковь и был назначен пастором в Питтенуиме, Файф, откуда в 1790 году был переведён в Стерлинг. Он написал множество статей для изданий Monthly Review, Gentleman’s Magazine, Anti-Jacobin Review и British Critic. Он также написал несколько статей для третьего издания Британской энциклопедии, а после смерти его редактора, Колина Макфаркара, в 1793 году был назначен редактировать оставшиеся тома. Среди его основных вкладов в это издание были статьи «Инстинкт», «Богословие» и «Метафизика». Два дополнительных тома были, главным образом, результатом его собственной работы. Он был дважды избран епископом Данкельда, но усилия оппозиции в лице епископа Скиннера, впоследствии примаса, привели к признанию выборов в обоих случаях недействительными. В 1808 году он был назначен помощником и преемником епископа Бречина, в 1810 году стал епископом, а в 1816 году был избран примасом Шотландской епископальной церкви, проведя в этом сане множество признанных полезными реформ в содействии развитию «более католического и толерантного духа» и в создании устойчивого союза с англиканской церковью. Умер в Стерлинге (Шотландия, Соединённое королевство Великобритании и Ирландии) 9 марта 1840 года. Основные работы: Directions for the Study of Theology (1827), Stackhouse’s History of the Bible (1817).

 (601x699, 206Kb)
1754
Франц Антон Хоффмайстер (немецкое имя — Franz Anton Hoffmeister, также — Хофмайстер)
немецкий композитор и музыкальный издатель. Был близок с Вольфгангом Амадеем Моцартом, под его редакцией были напечатаны произведения многих известных композиторов. Родился в Роттенбурге (Баден-Вюртемберг). Музыкальное образование получил в Вене, где жил с 1768 года, а также изучал юриспруденцию. В 1784 году основал в Вене одно из первых крупных венских музыкальных издательств, позднее открыл нотный магазин. Служил капельмейстером в венской церкви. В период проживания в Вене Хоффмайстер сблизился с Моцартом и был основным издателем его произведений при жизни композитора. В 1798 году совершил концертный тур по Германии вместе с флейтистом Ф.Турнером. Во время поездки побывал в Лейпциге, где и поселился. В 1800 году в Лейпциге Хоффмайстер совместно с органистом А.Кюнелем основал издательство «Bureau de musique» (в дальнейшем, после смены владельцев, Edition Peters), издавшее произведения многих известных композиторов (полное собрание клавирных и органных сочинений Баха, собрание квартетов Й.Гайдна, квартетов и квинтетов В.А.Моцарта, отдельные сочинения Л.Бетховена. В 1805 году Хоффмайстер оставил руководство фирмой и вернулся в Вену. В 1807 году Хоффмайстер полностью покончил с коммерческой деятельностью. Последние годы жизни посвятил музыкальному творчеству. Скончался в Вене 9 февраля 1812 года. Оперы: «Алхимик» (Der Alchimist); «Заколдованная охота» (Die bezauberte Jagd); «Домашний петух» (Der Haushahn); «Кораблекрушение» (Der Schiffbruch); «Осада Цитеры» (Die Belagerung von Cythere); «Элизиум» (Elysium); «Первый поцелуй» (Der erste Кuβ); «Королевич из Итаки» (Der Кönigssohn von Ithaka, 1795); «Розалинда» (1796). Сочинения для оркестра: Около 70 симфоний; 10 серенад; Увертюры; Около 50 концертов. Камерно-инструментальные ансамбли: 7 сонат для фортепиано и флейты или скрипки. Для флейты: Дуэты, трио, квартеты, квинтеты с участием флейты; Около 70 сочинений для флейты соло. Арии и песни и другое. Литература: Главный редактор Ю.В.Келдыш. Музыкальная энциклопедия. — Москва: Советская энциклопедия, 1982. — Том 6. — Страница 79. — 1005 страниц.

Giovanni Battista Viotti (611x700, 305Kb)
1753
Джованни Баттиста Виотти (итальянское имя — Giovanni Battista Viotti)
итальянский скрипач и композитор, был также директором французских и итальянских опер в Париже и Лондоне. Он был самым влиятельным скрипачом между Тартини и Паганини и последним великим представителем итальянской традиции, происходящей от Корелли. Его считают основателем «современной» (19-й век) французской школы игры скрипки, и сочинения оказали сильное влияние на скрипичных композиторов 19-го века. Как композитор, интерес Виотти сосредоточился почти полностью на его собственном инструменте. Его долгий интерес к опере и несколько лет работы в качестве оперного импресарио привел только к нескольким небольшим ариям и многим песням, написанным для его друзей. Он не написал симфоний (кроме двух симфоний concertantes), и большая в большей части своих камерных произведений он отдает главное место скрипке. Несмотря на многие привлекательные и сделанные со вкусом работы не для скрипки, только скрипичные концерты отражают в полной мере творческий талант Виотти. Среди его учеников такие выдающиеся скрипачи, как Пьер Роде, Михаил Огиньский, Пьер Байо и Родольф Крейцер. Джованни-Баттиста Виотти родился в местечке Фонтанетто, близ Крешентино Пьемонтского округа Италии, в семье кузнеца. Отец умел играть на валторне и, видимо, пытался обучить этому и сына, музыкальные способности которого были очевидны. Скрипка в Италии в то время была популярным инструментом, и отец купил Джованни скрипку, которую тот стал осваивать самоучкой. Когда ему исполнилось 11 лет, в их деревне поселился известный в тех местах лютнист Джованни, который пытался заниматься с мальчиком, но многого дать не смог. В 1766 году Виотти направился в Турин, видимо для того, чтобы познакомиться с известными музыкантами и начать более серьёзные занятия музыкой. Его первым учителем в Турине был, вероятно, скрипач по имени Антонио Селониэт. Музыкальная жизнь Турина, который был тогда столицей королевства Сардинии, была весьма насыщенной — придворная капелла насчитывала до 30 прекрасных инструменталистов, а первой скрипкой был Г.Д.Пуньяни. Благоприятной для юного музыканта оказалась встреча с неким флейтистом Павио, который представил Виотти епископу Стромбийскому. Тот, заинтересовавшись дарованием скрипача, решил ему помочь и порекомендовал маркизу де Вогера, искавшему «компаньона по учению» для своего 18-летнего сына, принца делла Чистерна. Виотти поселился в доме принца, который и оплатил его обучение у Пуньяни. Уроки Пуньяни превратили Виотти в настоящего мастера скрипичной игры, и с 1775 года он уже принят в оркестр Туринской придворной капеллы, и он оставался там в течение следующих пяти лет. По-видимому, он продолжал работать при Пуньяни, и, должно быть, получил различный опыт, предлагаемый капеллой и оперным театром Турина. Однако, его зарплата была одной из самых низких в оркестре. Весной 1780 года Пуньяни взял его с собой в концертную поездку по городам Европы. Так началась сольная карьера скрипача Виотти. Он давал концерты в Швейцарии, Женеве, Берне, Дрездене, Берлине и даже приезжал в Петербург, где был представлен Екатерине II и выступал при царском дворе. Концерты молодого скрипача проходили с неизменным и все возраставшим успехом. Он становился знаменитым. Если на протяжении всей первой половины XVIII столетия итальянское смычковое искусство являлось наиболее прогрессивным, то к концу века в итальянском скрипичном искусстве наступил кризис, который, видимо, был вызван общественно-экономическими коллизиями Италии этого времени. Примерно с середины XVIII в. среди итальянских инструменталистов растет стремление покинуть пределы Италии. Множество известных музыкантов, включая Бонончини, Черветто, Грациани, Капорале, Боккерини и многие других, в поисках более благоприятных условий для своей деятельности, отправляются в другие страны. Особо желанным местом становится предреволюционный Париж — наиболее передовой город XVIII в., в котором были особенно сильны просветительские идеи, способствовавшие развитию музыкального искусства. Виотти приехал в Париж в 1781 году, будучи уже известным музыкантом. Здесь кипели предреволюционные страсти. Наступала новая эпоха, предвещающая конец абсолютизму. Воздух был полон новых, свободолюбивых идей, повсюду звучали будоражащие умы речи. И Виотти не мог остаться равнодушным к происходящему. Его увлекли идеи энциклопедистов, в частности Жан-Жака Руссо, перед которым он преклонялся всю остальную жизнь. Однако, 15 марта 1782 года Виотти впервые предстал перед парижской публикой на открытом концерте в Concert spirituel, где собирались представители аристократии и крупной буржуазии, а не в более демократичном Concerts des Amateurs. Выступление Виотти сразу привлекло к нему внимание. Это был один из самых успешных дебютов в долгой истории этого мероприятия, очень быстро Виотти стал в глазах Парижа самым великим скрипачом Европы. Директор Concert spirituel Легро после этого события утверждал, что «концертом, состоявшимся в воскресенье, Виотти укрепил ту большую славу, которую он уже приобрел во Франции». В зените славы Виотти вдруг перестал выступать на публичных концертах. Эймар, автор «Анекдотов о Виотти», объясняет этот факт тем, что скрипач относился с презрением к аплодисментам публики, мало смыслящей в музыке. Но сам Виотти после своего первого выступления перед Марией Антуанеттой в 1784 году пишет следующее: «Я решил не выступать больше перед публикой и всецело посвятить себя служению этой монархине. В награду она выхлопотала мне, во время пребывания у власти министра Колонна, пенсию в размере 150 фунтов стерлингов.» Все-таки, Эймар был не далек от истины: Виотти действительно претила поверхностность вкусов публики. К 1785 году он близко сошелся с Керубини. Они поселились вместе на улице Мишодьер, № 8; их обиталище часто посещали как профессиональные музыканты, так и любители музыки. Перед такой аудиторией Виотти играл охотно. В 1789 году граф Прованский, брат короля, вместе с Леонардом Отье, предприимчивым парикмахером Марии Антуанетты, организовали «Театр Месье», пригласив в качестве директоров Мартини и Виотти. В зале Тюильри стали даваться представления итальянской и французской комической оперы, комедии в прозе, стихах и водевили. Центром нового театра стала итальянская оперная труппа, которую пестовал Виотти, принявшийся за дело с энтузиазмом. Он, оказалось, был энергичным и прогрессивным администратором; больше двух лет театр процветал. Однако революция послужила причиной краха театра. В это время, многие из тех, кто так или иначе был связан с королевским двором бежали из Франции. Виотти же сначала отказался покинуть страну и, вступив в национальную гвардию, остался с театром. Театр был закрыт в 1791 году, и тогда Виотти решил покинуть Францию. Накануне ареста королевского семейства он бежал из Парижа в Лондон, куда прибыл в июле 1792 года. Здесь его как известного музыканта встретили благожелательно. Через год, в июле 1793 года, он вынужден был съездить в Италию в связи со смертью матери и чтобы позаботиться о братьях, бывших еще детьми, и повидать отца. После Италии Виотти побывал в Швейцарии и Фландрии. В Англию вернулся в 1784 году. В течение двух лет Виотти вел напряженную концертную деятельность, выступая почти во всех концертах, организованных известным немецким скрипачом Иоганном Петером Саломоном, осевшим с 1781 года в английской столице. Концерты Саломона пользовались огромной популярностью. Среди выступлений Виотти любопытен его концерт в декабре 1794 года со знаменитым контрабасистом Драгонетти. Они исполняли дуэт Виотти, причем Драгонетти играл на контрабасе партию второй скрипки. Виотти был склонен к организаторской деятельности, и в Лондоне он принял участие в управлении Королевским театром, взяв на себя дела Итальянской оперы, а после ухода Вильгельма Крамера с должности директора Королевского театра стал его преемником на этом посту. В 1798 году его мирное существование внезапно нарушилось. Ему было предъявлено полицейское обвинение во враждебных замыслах против Директории, пришедшей на смену революционному Конвенту и в том, что он находился в связи с некоторыми из вождей французской революции. Ему предложили в 24 часа покинуть Англию. Нет никаких доказательств, что обвинение было оправдано, и Виотти написал о своей невиновности в газете «Таймс» и в автобиографическом эскизе несколько месяцев спустя. Виотти поселился в местечке Шенфельдц близ Гамбурга, где прожил около трех лет в имении богатого английского купца Джона Смита. Там он усиленно сочинял музыку, переписывался с одной из своих самых близких английских приятельниц — Чиннери и давал частные уроки 13-летнему виртуозу Фридриху Вильгельму Пиксису, впоследствии известныму чешскиму скрипачому и педагогому, основателю школы скрипичной игры в Праге. Так же он он издал ряд дуэтов (op.5), задуманные «некоторые в боли, некоторые в надежде», согласно посвящению. В 1801 году Виотти получил разрешение вернуться в Лондон. Но включиться в музыкальную жизнь столицы он не смог и по совету Чиннери занялся виноторговлей. Видимо, предпринимателем он был никудышным, хотя постоянно рвался что-то организовывать и чем-то руководить. Виотти разорился и очень переживал, что не возместил долга Чиннери в размере 24000 франков, которые она ему ссудила на виноторговлю. В 1802 году Виотти возвращается к музыкальной деятельности и, живя постоянно в Лондоне, иногда наезжает в Париж, где его игра по-прежнему вызывает восхищение. О жизни Виотти в Лондоне с 1803 по 1813 год известно очень мало. В июле 1811 года он стал полноправным гражданином Великобритании, после того как его друг, герцог Кембриджский, младший брат принца Уэльского, ходатайствовал о его имени. В 1813 году он принял деятельное участие в организации Лондонского филармонического общества. Открытие Общества произошло 8 марта 1813 года, дирижировал Саломон, Виотти же играл в оркестре. В 1802, в 1814 и, наконец, в 1818 он навестил старых друзей в Париже и играл для них конфиденциально. Не в силах справиться с возраставшими финансовыми затруднениями, он в 1819 году переселяется в Париж, где с помощью своего старого покровителя графа Прованского, сделавшегося королем Франции под именем Людовика XVIII, назначается директором Итальянского оперного театра. Однако, 13 февраля 1820 года в театре был убит герцог Беррийский, и двери этого учреждения закрылись для публики. Итальянская опера несколько раз перекочевывала из одного помещения в другое и влачила жалкое существование. В результате вместо упрочения своего материального положения Виотти окончательно запутался. Весной 1822 года, измученный неудачами, он возвращается в Лондон. Здоровье его быстро ухудшается. 3 марта 1824 года в 7 часов утра он скончался в Лондоне в доме Каролины Чиннери. Имущества от него осталось немного: две рукописи концертов, две скрипки — Клотц и великолепный Страдивариус, которого последний он просил продать в погашение долгов, две золотых табакерки и золотые часы. Виотти был привлекательным и мощным человеком, и немалую часть его экстраординарного влияния обеспечивала его яркая индивидуальность. Он сформировал длительную дружбу с талантливыми людьми, его студенты и современники боготворили его. Большинство анекдотов, сохранившихся с 19-го века, подчеркивают его идеализм, его чувствительность и его артистическую целостность; все же эти качества были неспособны предотвратить много скандальных слухов о нем, которые распространялись в течение всей его жизни. В период социальной нестабильности и перемены ценностей в музыке, его стремления и бескомпромиссные идеалы лишили его возможности быть удовлетворенным карьерой как композитор-виртуоз; когда же он оставил область, в которой лежал его талант, он последовательно встречал неудачу, которая в конечном счете привела его жизнь к несчастному концу. Сохранилось несколько изображений Виотти. Наиболее известен его портрет, написанный в 1803 году французской художницей Елизаветой Лебрен. Герон-Аллен так описывает его наружность: «Природа щедро наградила Виотти как в физическом, так и в духовном отношении. Величавая, мужественная голова, лицо, хотя и не обладавшее совершенной правильностью черт, было выразительно, приятно, излучало свет. Фигура его была очень пропорциональна и изящна, манеры — отличные, разговор оживленный и утонченный; он был искусным рассказчиком и в его передаче событие как бы вновь оживало. Несмотря на атмосферу разложения, в которой жил Виотти при французском дворе, он никогда не утрачивал своей ясной доброты и честной неустрашимости.» Виотти выступал перед общественностью меньше десяти лет, но все же впечатление, которое он оставил, было так сильно, что он был ярчайшей фигурой во всем поколении скрипачей. В 1810 Les tablettes de Polymnie объявил, что его влияние привело к новому единству исполнения в Парижских оркестрах. Хотя современные ему публикации обычно упоминали его технический блеск, они так же подчеркивали красоту звука, власть над публикой и выражение. Allgemeine musikalische Zeitung (3 июля 1811) описал принципы школы Виотти: «Большой, сильный, полный звук во-первых; его комбинация с сильным, проникновением, напевным легато во-вторых; в-третих — через большое разнообразие в технике владения смычком привнесены в игру разнообразие, очарование, тень и свет». Лондонская Утренняя Хроника (10 марта 1794) сообщила: ‘Виотти, это — истинный …, удивляет слушателя; но он делает что-то бесконечно лучше — он пробуждает эмоцию, дает душу, чтобы звучать и побеждает пленника страстей’. В течение его второго сезона в Париже музыкальный альманах предоставил ему место выше его современники и написал, что «смелость пальцев и техники владения смычком дает очень явный характер и придает душу его звуку». Виотти был великим скрипачом. Его исполнительство — высшее выражение стиля музыкального классицизма: игра отличалась исключительным благородством, патетической возвышенностью, большой энергией, огнем и вместе с тем строгой простотой; ей были присущи интеллектуализм, особенная мужественность и ораторская приподнятость. Виотти обладал мощным звуком. Мужественная строгость исполнения подчеркивалась умеренной, сдержанной вибрацией. «В его исполнении было нечто до такой степени величавое, вдохновенное, что даже самые искусные артисты стушевывались перед ним и казались посредственными», — пишет Герон-Аллен, цитируя слова Миеля. Исполнительству Виотти соответствовало и его творчество. Наибольшую известность из его наследия приобрели скрипичные концерты. Виотти освободил скрипичный концерт от остатков церковного стиля, окончательно утвердил для 1-й части форму сонатного аллегро, тип финального рондо, расширил сольную партию скрипки, состав оркестра. В величии музыки концертов сказались героические настроения эпохи французской революции. В произведениях этого жанра Виотти создал образцы героического классицизма. Строгость их музыки напоминает полотна Давида и объединяет Виотти с такими композиторами, как Госсек, Керубини, Лесюер. Гражданственные мотивы в первых частях, элегический и мечтательный пафос в адажио, бурлящий демократизм финальных рондо, наполненных интонациями песен парижских рабочих предместий, — выгодно выделяют его концерты среди скрипичного творчества его современников. Виотти сумел чутко отразить веяния времени, что и придало его сочинениям музыкально-историческую значимость. Основные произведения: 29 концертов для скрипки с оркестром; 10 концертов для фортепиано; 12 сонат для скрипки с фортепиано; скрипичные дуэты; 30 трио для двух скрипок и контрабаса; 7 сборников струнных квартетов и 6 квартетов на народные мелодии; ряд произведений для виолончели, несколько вокальных пьес — в общей сложности около 200 сочинений. Наиболее заметные композиции Виотти являются его двадцать девять скрипичных концертов, которые имели большое влияние на Людвига ван Бетховена. Некоторые из них, в частности, № 22 ля минор (1792), по-прежнему очень часто исполняются, особенно студентами консерваторий. Другие же концерты практически не исполняются, однако в 2005 году скрипач Франко Мезенна выпустил диск, на котором он исполняет их все. Сам Виотти никогда не был скрипичным мастером, никогда он не пытался изготавливать и смычки. Однако, еще обучаясь у Пуньяни, он, вместе со своим учителем задумался о форме смычка. Для такого уровня и стиля скрипичной игры, как у Виотти, существующие в те времена смычки были неудобны. Уже приехав во Францию, Виотти знакомится с Франсуа Туртом-младшим, сыном часовщика, который, как и отец, занимался и изготовлением смычков. До 1775 г. ни длина смычка, ни его вес не были стандартизированы с точностью. Следуя советам Виотти, Турт определил длину смычка для скрипки 74 или 75 сантиметров, на каком расстоянии должен находиться пучок волос, и дал требуемую высоту головки и колодочки. Сначала Турт, по примеру своих предшественников, прикреплял волосы в виде толстого круглого пучка. По указаниям Виотти он стал располагать их в виде плоской ленты, как это делается и теперь. Он же придумал покрывать колодочку перламутром и отделывать её в серебро или золото. В течение многих лет Виотти занимался и педагогикой, хотя не считал её главным делом своей жизни. Однако, в 1803 году им была написана книга «Methode de violon». Среди его учеников такие выдающиеся скрипачи, как Пьер Роде, Ф. Пиксис, Альдэ, Ваше, Картье, Лабарр, Либон, Мори, Пиото, Роберехт, Михаил Огиньский. Он также преподавал Августу Дюрановскому, который впоследствии имел большое влияние на Паганини. Учениками Виотти считали себя Пьер Байо и Родольф Крейцер, несмотря на то, что они не брали у него уроков. Развитие скрипичного исполнительства в стенах Парижской консерватории на рубеже XVIII—XIX веков связано с активной концертной и педагогической деятельностью её ведущих профессоров по классу скрипки — Родольфа Крейцера, Пьера Байо и Пьера Роде. Все они были страстными последователями стиля главы французской классической скрипичной школы Джованни-Баттисты Виотти, сумевшего соединить итальянские традиции с достижениями французской скрипичной школы XVIII века. Вдохновленные искусством своего великого учителя, они в знаменитой «Школе Парижской консерватории» высоко оценили его искусство владения скрипкой: «Этот инструмент, созданный природой, чтобы царствовать на концертах и подчиняться требованиям гения, в руках больших мастеров приобрел самый разный характер, который они пожелали ему придать. Простой и мелодичный под пальцами Корелли; гармоничный, нежный, полный грации под смычком Тартини; приятный и чистый у Гавинье; грандиозный и величавый у Пуньяни; полный огня, смелости, патетический, великий — в руках Виотти, он достиг совершенства, чтобы выражать страсти с энергией и с тем благородством, которые обеспечивают ему место, им занимаемое, и объясняют власть, которую он имел над душой». Первая книга о Виотти, «Анекдоты про Виотти», была написана А. Эймаром еще при жизни композитора. Существует достаточно обширная литература о жизни и творчестве Виотти на итальянском и французском языках. Так, подробная биография Виотти была написана итальянским музыковедом Ремо Джадзотто в 1956 году. Так же биографический очерк о Виотти написал его ученик Пьер Байо. Первая полная биография Виотти на английском языке была написана Ворвиком Листером и издана в 2009 году в Оксфорде. Большая часть документального материала, который цитирует Листер, ранее была неизвестна или не была переведена. Изучением и популяризацией творчества Виотти занимается руководитель камерного оркестра Camerata Ducale Гвидо Римондо. В российском музыковедении исследованием жизненного пути и творчества занимался Л.Н.Раабен. В его книги «Жизнь замечательных скрипачей» и «Жизнь замечательных скрипачей и виолончелистов», посвященные истории струнно-смычкового исполнительства, включены статьи о творчестве Виотти. На родине Виотти в городе Верчелли с 1950 года проводится Международный конкурс имени Виотти. В том же городе происходит также Фестиваль Виотти — международный музыкальный фестиваль, который начал проводится с 1997 года, когда были найдены доселе неизвестные сочинения Виотти. Библиография: Newman W. S. The Sonata in the Classic Era. — 1963.

John_Bell_from_NPG (521x699, 124 Kb)
1763
Джон Белл (John Bell)
шотландский хирург и анатом. Его анатомические гравюры строго реалистичны, в отличие от украшательского подхода художников при представлении человеческого тела. Он полагал, что анатом должен сосредоточиться на точности представления. Белл начал изучать медицину в 17 лет (1779) в Эдинбурге. К 1790 году он создал свою собственную школу анатомии, ориентированную на то, чтобы она стала более эффективной для практикующего хирурга. Встретив резкую оппозицию других хирургов, шокированных его откровенностью, он прекратил свою 13-ти летнюю преподавательскую деятельность, и в течение следующих 20 лет ограничился хирургической практикой и консультациями. Умер в Риме 15 апреля 1820 года.

Manuel_de_Godoy,_por_Antonio_Carnicero_(Real_Academia_de_Bellas_Artes_de_San_Fernando) (476x700, 306Kb)
1767
Мануэль Годой, маркиз Альварес де Фариа, герцог Эль-Алькудия (испанское имя — Manuel Godoy y Álvarez de Faria Sánchez Ríos Zarzosa)
испанский государственный деятель, фаворит королевы Марии Луизы и друг короля Карла IV. Имел множество титулов: маркиз (1792 год), герцог де Алькудиа (1792 год), князь де ла Паза («князь мира»), гранд I класса (1795 год), генералиссимус сухопутных и морских сил (1 октября 1804 года). В 1792—1798 годах первый министр королевства. За исключением в период 1798—1801 годах фактически управлял Испанией с 1792 по 1808 годы. Из бедного дворянского рода. Родился в городе Кастуэра. Выходец из обедневшей дворянской семьи. С 1784 года служил в гвардии. В 1785 году своей красивой внешностью обратил на себя внимание супруги инфанта Марии Луизы. Вскоре стал ее любовником и одновременно смог стать другом ее мужа, который в 1788 году вступил на престол под именем Карла IV. Этим самым приобрёл большое влияние на королевскую чету и дела государства и сделал блестящую карьеру. В 1791 году стал генерал-адъютантом лейб-гвардии. В 1792 году назначен министром иностранных дел, а после падения кабинета Аранды (ноябрь 1792 года) возглавил испанское правительство. Приложил огромные усилия, чтобы спасти от смерти французскую королевскую семью. С началом Революционных войн Россия, Англия и Австрия потребовали от Испании вступления в коалицию против Франции. Годой пытался лавировать между членами коалиции и Францией, чем вызвал раздражение обеих сторон. После казни Людовика XVI 7 марта 1793 года Франция объявила войну Испании. Неудачи в войне и боязнь своего собственного союзника — Англии — заставили Годоя искать мира с Францией. Результатом явился заключенный в июле 1795 года Базельский мирный договор по которому Испания уступила французам Санто-Доминго.
Manuel_de_Godoy_y_Alvarez_de_Faria,_1er_Duque_de_Alcúdia;_retratado_por_Agustín_Esteve (561x700, 315Kb)
За договор Годой получил титул «князь мира».С 1795 года проводил политику союза с Францией и 27 июля 1796 года заключил военный союз с Францией, чем вызвал разорительную войну Испании с Великобританией. Война нарушила сообщение с испанскими колониями в Америке и нанесла огромный урон экономике страны. Тем не менее сам Годой к 1797 году стал одним из богатейших людей Испании, общая стоимость его имущества превышала годовой бюджет страны. Одновременно Годой, обеспокоенный усиливавшимся влиянием Франции, пытался сблизиться с Россией. Павел I вследствие проникновения Франции на Балканы в ущерб русским интересам, а также опасаясь чрезмерного усиления Франции в Центральной Европе, попытался создать новую коалицию против Франции с участием Англии, Австрии и Пруссии, в то же время сам занимая в ней колеблющееся положение. Павел I сделал попытку вовлечь Испанию в коалицию но не доверяя искренности Годоя и не получив от него определённого ответа разорвал дипломатические отношения с Испанией за «пристрастие» к Франции в 1799 году. Однако к этому моменту Годоя в правительстве уже не было. В мае 1798 года под нажимом дворцовой камарильи, использовавшей всенародную ненависть к Годою, последний вышел в отставку. Годой вновь занял главенствующее положение в правительстве и при дворе в начале 1801 года. В это время Наполеон подкупом и заманчивыми обещаниями склонил Годоя на заключение 21 марта 1801 года Аранхуэсского договора, по которому Испания за создание марионеточного Этрусского королевства во главе с зятем Карла IV уступила Франции Луизиану и объявила войну Португалии. Годой был назначен главнокомандующим испанскими войсками и во главе 60-и тысячной армии 20 мая 1801 года выступил в поход проведя успешную кампанию в Португалии, которая закончилась Бадахосским мирным договором. В 1802 году с Великобританией был заключен Амьенский мир, который после недолго перерыва был расторгнут и после начала англо-французского конфликта Испания оказалась втянутой в новую войну с Великобританией, несмотря на попытки Годоя остаться в стороне от конфликта. В 1803 году после расторжения Амьенского мира, Наполеон потребовал от Годоя помощи против Англии.
 (700x489, 102Kb)
Попытка Годоя сохранить нейтралитет была нежелательна как для Франции, так и для Англии, стремившейся в качестве друга или врага овладеть Пиренеями как плацдармом на Европейском континенте против Франции. Под нажимом Наполеона 4 декабря 1804 года Испания объявила войну Великобритании. Результатом этой войны стала гибель испано-французского флота в Трафальгарском сражении 20 октября 1805 года и фактическое подчинение Испании Наполеону. Опасаясь за свою дальнейшую судьбу, Годой начал тайные переговоры с противником и в октябре 1806 года призвал к войне против Франции. Вскоре, после ряда побед Наполеона и устрашённый разгромом Пруссии, Годой вновь переметнулся на сторону французов, и Испания формально осталась союзницей Франции. 27 октября 1807 года заключил с Францией договор в Фонтенбло о разделе Португалии между Францией и Испанией, а лично Годою была обещана южная часть Португалии для создания княжества. Под предлогом войны с Португалией Наполеон ввёл войска в Испанию, намереваясь низложить Бурбонов. Секретно получая деньги от французского правительства Годой допустил французские войска в важнейшие крепости страны. Тем не менее Наполеон решил использовать народную ненависть к Годою, и французские газеты начали разжигать против последнего кампанию. В ходе народного восстания вспыхнувшего 17—18 марта 1808 года Годою с большим трудом удалось бежать. Но Карл IV под давлением общественного мнения дал обещание предать Годоя суду и отдал приказ о его аресте. 19 марта тот был арестован и заключен в тюрьму. Его имущество было конфисковано. После вступления в Мадрид французских войск (23 марта 1808 года) Годой по приказу Наполеона был выслан во Францию, в Байонну, где содействовал отречению Карла IV. После отречения Карла IV был освобожден французами и жил в Риме вместе с королевской семьей. В 1830 году переехал в Париж, где получал незначительную пенсию от французского двора. В 1847 году ему была возвращена часть имущества и титулов и разрешено вернуться в Испанию. Умер в Париже 4 октября 1851 года.

Jean-Louis Marc Alibert (540x700, 281Kb)
1768
Жан Луи Марк Алибер (французское имя — Jean-Louis Marc Alibert)
французский врач-дерматолог и писатель, известный своими трудами о накожных болезнях. Родился в Вильфранше. Изучал медицину в столице Франции городе Париже. Во времена Республики и Империи он был главным врачом в больнице Сен-Луи (fr:Hôpital Saint-Louis), а в 1818 году стал лейб-медиком Людовика XVIII. Заботливость, с которою он лечил его во время его последней болезни, была вознаграждена Карлом X титулом барона. Умер в Париже 6 ноября 1837 года. Жан-Луи Алибер — автор ряда сочинений по медицине: Sur les fièvres intermittentes pernicieuses. — Париж, 1799; Description des maladies de la peau. — P., 1806—1827; Precis théorique et pratique sur les maladies de la peau. — 2 тома — P., 1810—18; 2-е издание, 1822; Nosologie naturelle. — 2 тома — P., 1817—25; Physiologie des passions. — 2 тома — P., 1823; новое изд., 4 тома, 1861. Именем Алибера названа улица в Париже (fr:Rue Alibert). Литература: Алиберъ Жан-Луи // Энциклопедический словарь, составленный русскими учеными и литераторами. — Санкт-Петербург, 1861.

 (617x699, 175Kb)
1770
Карл Иванович Бистром
русский военачальник, генерал-адъютант. Родом из старинной остзейской дворянской фамилии. Записанный (1784) на службу в л.-гв. Измайловский полк, он, согласно собственному желанию, переведен (1787) в Невский мушкетерский полк, стоявший в Финляндии, и принял участие в начавшейся войне 1788 г. против шведов. В 1798 произведен в майоры, а 1806 г. ему вверено начальствование 20-м егерским полком. Во время войны 1806—1807 гг. Бистром заявил себя одним из храбрейших полковых командиров и за дело при Чарнове 29 января 1806 награжден орден святого Георгия IV степени № 710 В воздаяние отличного мужества и храбрости, оказанных в сражении 11 декабря при м. Чарнове против французских войск, где расторопно и неустрашимо удерживал неоднократно сильное нападение неприятеля и соблюдал наилучший порядок в подчиненных. В сражении под Пултуском он был ранен в лев. ногу и получил из рук прусского короля орден «Pour le Mérite». В 1807 г. под Прейсиш-Эйлау вторично ранен, в плечо, и награжден золотой саблей. В апреле того же года, едва оправившись от ран, возвратился к своему полку и участвовал с ним в сражениях при Цехере, Петерсвальде, Альткирхе и при р. Пасарга. 28 мая в деле при Гутштадте Бистром со своим полком прикрывал отступление русск. войск, при чем ранен был в правую щеку с повреждением челюсти. За это дело император Александр собственноручно надел на него орден святой Анны II степени с алмазами. По заключении Тильзитского мира Бистром назначен батальонным командиром в лейб-гвардейский Егерский полк, а 1809 — командиром этого полка. В начале Отечественной войны 1812 г., в делах 5 и 6 августа, Бистром отлично защищал переправы через Днепр, а в битве при Бородине ему первому пришлось встретить натиск превосходных неприятельских сил. В том же году он участвовал в боях при Тарутине, под Малоярославцем, в ночном нападении при дер. Клементино и особенно отличился у деревни Доброй, близ Красного, где во главе егерской бригады разбил стоявшие против него неприятельские войска, забрал множество пленных, 9 орудий, 2 знамени и маршальский жезл Даву. Подвиг этот был награждён 3 июня 1813 орденом святого Георгия III степени № 306 В награду за отличную храбрость и мужество, оказанные в сражении против французских войск 4-6 ноября 1812 года под Красным. В кампанию 1813 г. Бистром с отличием участвовал в сражениях Люценском, Бауценском, Кульмском и Лейпцигском. В 1814 году, во время сражений под Бриенном, Арсисом, Фершампенуазом и Парижем, находился в резерве. В 1821 г. Бистром назначен был начальником 2-й гвард. пехот. дивизии, в 1824 произведен в генерал-лейтенанты, а 3 марта 1825 ему вверено начальство над всей гвардейской пехотой. В том же году Бистром пожалован генерал-адъютантом. В турецкой кампанию 1828 г. Бистром начальствовал отрядом, расположенным на южной стороне крепости Варны, осажденной русскими войсками, и здесь 16 сентября ему пришлось выдержать горячее дело при отражении атаки паши Омера-Врионе и одновременной с тем вылазки варнского гарнизона, а через день после того участвовать в неудавшейся атаке турецкого укрепленного лагеря, обороняемого войсками Омера-Врионе. 29 сентября Варна сдалась, а 2 октября император Николай пожаловал Бистрому орден святого Александра Невского. В 1831 г., когда возгорелась польская война, Бистром бросил начатое им лечение в Киссингене, прибыл к войскам и 15 апреля, командуя авангардом гвардейского корпуса, получил приказание прикрывать отступление гвардии к Тыкоцину. Поручение это он выполнил блистательно, отражая в течение 5-ти дней напор превосходных неприятельских сил. В сражении при Остроленке Бистром, несмотря на полученную им контузию, с необычайным мужеством и хладнокровием распоряжался войсками и 6 раз отразил стремительные нападения мятежников. Сражение это доставило ему 30 мая 1831 орден Святого Георгия II степени № 87 За отличие в сражении при Остроленке 14-го мая 1831 года. Вскоре за тем он был произведен в генералы от инфантерии и оставлен главным начальником в Варшаве. По возвращении гвардии в Санкт-Петербург Бистром для поправления здоровья жил в Киссингене и в своем имении близ Ямбурга. В 1837 назначен помощником командира Отдельного гвардейского корпуса великого князя Михаила Павловича. Умер в Киссингене 16 июня 1838 года и погребен в своем ямбургском поместье.

HeinrichFreiherrvonMenu (564x700, 79Kb)
1772
Генрих Мену фон Минутоли (немецкое имя — Heinrich Menu von Minutoli)
немецкий путешественник и археолог. Родился в Женеве, поступил на прусскую военную службу и был тяжело ранен в Рейнском походе 1793 года. Предпринял в 1820—1822 гг. путешествие в Египет, субсидированное прусским правительством. Значительная часть собранных им предметов погибла при кораблекрушении. Уцелевшие коллекции Минутоли приобретены для Египетского музея в Берлине. Публикации: «Reise zum Tempel des Jupiter Ammon und nach Oberägypten» (Берлин, 1824, с атласом; «Дополнения», Берлин, 1827); «Ueber antike Glasmosaik» (Берлин, 1814); «Ueber die Anfertigung und Nutzanwendung der farbigen Gläser bei den Alten» (Берлин, 1837; «Friedrich und Napoleon» (Берлин, 1840); «Beiträge zu einer künftigen Biographie Friedrich Wilhelms III» (Берлин, 1843—1844); «Militärische Erinnerungen» (Берлин, 1845); «Der Feldzug der Verbündeten in Frankreich 1792» (Берлин, 1847). Умер в Лозанне 16 сентября 1846 года. Его жена, Вольфрадина, баронесса фон Минутоли, урождённая графиня фон дер Шуленбург (1794—1868) написала «Souvenirs d’Egypte» (Париж, 1826; немецкий перевод Лейпциг, 1829). Литература: Минутоли, Генрих // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907.

Gustaf_Wilhelm_af_Tibell,_portrait (495x700, 139Kb)
1772
Густав Вильгельм Тибель (шведское имя — Gustaf Wilhelm af Tibell)
барон, президент шведской военной коллегии, почётный член шведской военной академии. Родился в Сёдерманланде и в ранней молодости был зачислен волонтёром в Сёдерманландский полк. Проходя службу в нижних чииах, Тибель участвовал в русско-шведской войне 1788—1790 годов, отличился во многих случаях, был причислен к артиллерии своего полка 20 мая 1790 года получил знак отличия за храбрость, оказанную им в сражении при Келтисе. Вскоре Тибель был прикомандирован к фортификационным работам в Уммельйоки, Вереле и Аниале. В 1791 году произведён в подпоручики и в 1792 году получил при учреждении военной академии в Карлсберге место преподавателя. В 1796 году он был избран первым секретарём литературного общества шведских офицеров, получил чин капитана, но два года спустя вышел отставку и поступил инженер-капитаном на французскую службу. Прикомандированный к французскому генеральному штабу, он участвовал в походах 1799—1800 годов в Италии. При Кастельнуово был ранен и на поле боя пожалован батальонным командиром; в Турине попал в плен, но через три недели был обменян и награждён чином генерал-адъютанта. Затем Тибель участвовал в битве при Маренго и командовал авангардом при переходе через Минчио. После перемирия Тибель занимался топографической съёмкой той части венецианских земель, которые были заняты французами, и по заключении мира поступил по повелению первого консула Наполеона Бонапарта на службу Итальянской республики начальником инженерного корпуса с сохранением своего чина во французской армии. В качестве начальника ииженерного корпуса и директора военного архива Тибель вёл работы по съёмке в большом масштабе владений всей Итальянской республики и в это время много содействовал к учреждению военной академии в Милане. 14 июня 1802 года, в годовщину битвы при Маренго, он получил в награду почётную шпагу и чин бригадного генерала. Заслуги, приобретённые Тибелем в чужих краях, не остались без внимания и в Швеции, куда отозвал его король Густав IV 8 мая 1803 года с чином майора и адъютанта Его Величества. 6 августа того же года он получнл чин подполковника, в 1805 году был возведён в дворянское достоинство и назначен вице-президентом военной коллегии и директором топографического корпуса. В том же году Тибель сопутствовал королю в звании генерал-квартирмейстера при экспедиции в Померанию. В 1808 году Тибель получил чин генерал-майора и назначение генерал-адъютантом в шведский флот. По отречении от престола короля Густава IV в 1809 году и по вступлении на оный Карла XIII Тибель оставил должность генерал-адъютанта и отправился во Францию для обмена пленных. Вскоре он был назначен начальником королевского инженерного корпуса. Тибель был активным сторонником Наполеона и всячески агитировал за профранцузскую ориентацию внешней политики Швеции, вёл в прессе активную пропаганду за вступление Швеции в союз с Францией и разрыв союзных отношений с Россией. В конце 1811 года он уехал в Париж. За это он в январе 1812 года получил отставку. В мае 1812 году Тибель подал прошение королю о его возвращении на службу, но получил отказ. В 1814 году, по изгнании Наполеона в ссылку на остров Эльба, Тибель опять был определён на службу; в 1815 году назначен членом военной коллегии и пожалован командором ордена Меча. В 1824 году Тибель был произведён в генерал-лейтенанты и назначен президентом военной коллегии, a 1827 году получил баронский титул. В качестве президента военной коллегии он приобрёл значительные заслуги в отношении управления шведской армией и военного судопроизводства, чему служит доказательством множество напечатанных его сочинений, показывающих глубокие и многосторонние знания. Тибель умер в Стокгольме 8 марта 1832 года. Источники: Военный энциклопедический лексикон. 2-е издание. Том XII. Санкт-Петербург, 1857; Россия и Швеция. Документы и материалы. 1809—1818. Москва, 1985; Энциклопедия военных и морских наук. Том VII. Санкт-Петербург, 1895.

1772
Женевьева-Софи Шевиньи (французское имя — Geneviève-Sophie Chevigny)
французская балерина. О жизни балерины известно очень мало. И это при том, что она работала со знаменитыми хореографами времени в их самых известных постановках. Вся её творческая биография связана с Парижем, где она родилась и умерла в 1840 году и где выступала в лучших балетных труппах Парижа. Она начала свою карьеру в парижском театре Амбижу-Комик (французское название — Théâtre de l'Ambigu-Comique), а в 1790 – была принята в Опера де Пари, там и проработала до конца творческой карьеры, которую завершила в 1814 году (в 1804 году один сезон не работала). Ж.Новер в своей книге «Записки о танце и балете» давал её работе самые превосходные оценки: «Эта балерина замечательна и интересна во всех отношениях. Её танец совершенен, её экспрессия ярка и великолепна. Её движения точны и прекрасно исполнены. Она ловка и грациозна, её подвижное лицо и горящие глаза позволяют ей выразить любые эмоции…». Основные работы: «Суд Париса» (Le Jugement de Pâris), балетмейстер Пьер Гардель (1793); «Первый мореплаватель» (Le Premier Navigateur), балетмейстер Максимилиан Гардель (1791); Танцевальный фрагмент в опере «Ифигения в Авлиде» К.Глюка (1797); «Аннет и Любен» (Annette et Lubin), балетмейстер Ж. Новерр (1799); Héro et Léandre, балетмейстер Луи Милон (1799); «Свадьбы Гамаша» (Les Noces de Gamache), балетмейстер Луи Милон (1801) — Китри, первая исполнительница; «Люка и Лоретта» (Lucas et Laurette), балетмейстер Луи Милон (1803); «Ацис и Галатея» (Acis et Galathée), балетмейстер Л.Дюпор (1805); «Возвращение Улисса» (Le Retour d’Ulysse), балетмейстер Луи Милон (1807); «Расточительное дитя» (L’Enfant prodigue), балетмейстер Пьер Гардель (1812); «Нина, или Сумасшедшая от любви» (Nina ou la Folle par amour), балетмейстер Луи Милон (1814).

ThomasHorsfield (537x700, 247Kb)
1773
Томас Уолкер Хорсфилд (также Горсфильд; Thomas Walker Horsfield)
британский врач, зоолог и ботаник. Родился в Филадельфии в американском штате Пенсильвания и изучал там медицину. Он работал много лет врачом на острове Ява. Британская Ост-Индская компания приняла контроль над этим островом у Нидерландов, и Хорсфилд начал собирать по поручению своего друга сэра Томаса Стэмфорда Раффлза животных и растения. Из-за болезни он вынужден был покинуть Яву в 1819 году и стал смотрителем, затем куратором музея Ост-Индской компании в Лондоне. В 1826 году Хорсфилд исполнял обязанности директора Зоологического общества Лондона. Умер в Лондоне 14 июля 1859 года. Следующие животные носят в своём научном названии имя Хорсфилда: среднеазиатская черепаха (Testudo horsfieldii), индонезийская летяга (Iomys horsfieldii), коротконосый крылан Хорсфилда (Cynopterus horsfieldi) и малабарский дрозд (Myophonus horsfieldii). Труды: An experimental dissertation on the Rhus vernix, Rhus radicans and Rhus glabrum, commonly known in Pennsylvania by the names of poison-ash, poison-vine and common sumach. Cist, Philadelphia 1798; Impressions of dried plants from Java. 1812; Systematic arrangement and description of birds from the island of Java. 1820; The History and antiquities of Lewes and its vicinity. Baxter, Lewes 1824; Zoological Researches in Java and the Neighbouring Island. Kingsbury, Parbury & Allen, London 1824; A descriptive catalogue of the lepidopterous insects contained in the Museum of the Honourable East India Company. Parbury & Allen, London 1828/1829; The history, antiquities and topography of the county of Sussex. Baxter, Lewes 1835; Plantae javanicae rariores, descriptae iconibusque illustratae, quas in insula Java, annis 1802—1818. Allen, London 1838-1852; Essay on the cultivation and manufacture of tea in Java. Cox & sons, London 1841; A catalogue of the lepidopterous insects in the Museum of the Hon. East-India Company. Allen, London 1857-1859. Литература: John S. Bastin: The geological researches of Dr Thomas Horsfield in Indonesia, 1801—1819. In: Bulletin of the British Museum/Historical series, 10,3 (1982), S. 75-115; James B. MacNair: Thomas Horsfield, American naturalist and explorer. In: Torreya. A bimonthly journal of botanical notes and news, Bd 42 (1942).

1776
Хуан Брос-и-Бертомеу (Bros y Bertomeu; Хоакин Педро Доминго; испанское имя — Joaquín Pedro Domingo)
испанский композитор. Родился в Тортоса. Учился в Барселоне. Капельмейстер в Капилья де Леон и собора в Овьедо, он был одним из самых почитаемых музыкантов испанской церкви своего времени, его музыка была известна своими выразительными фугами. Умер в Овьедо 12 марта 1852 года.

Savoini_Yeremey_Yakovlevich (617x700, 389Kb)
1776
Еремей Яковлевич Савоини
российский командир эпохи наполеоновских войн, генерал от инфантерии. Джеронимо Савоини родился во Флоренции 12 мая 1776 года, откуда в 1787 года его семья переселилась в Россию, в Новороссийский край, куда отец его был вызван соотечественником, известным устроителем края, тогда еще подполковником де Рибасом. В доме последнего Савоини и провел годы отрочества и юности. Де Рибас же определил Савоини сержантом в Мариупольский легкоконный полк. В 1789 году, 22 лет от роду, молодой итальянец начинает свою боевую службу и отличается при взятии будущей Одессы, Гаджибейского замка и Бендер, за что 31 декабря 1790 года производится в прапорщики армии с переводом в Николаевский приморский гренадерский полк и в том же году в рядах этого полка принимает участие во взятии Суворовым Измаила, состоя в "речном отряде" своего покровителя генерал-майора де Рибаса, в 1 колонне генерал-майора Арсеньева, за что награждается установленным за взятие Измаила знаком и свидетельством за подписью Суворова о мужестве его на приступе, по словам Михайловского-Данилевского, а в марте 1791 года участвует во взятии Мачина и в ночном поиске под Браиловым, чем и кончается его боевая служба в турецких войнах царствования Екатерины II. 22 декабря 1791 года Савоини производится в подпоручики, 17 марта 1794 года переводится в Приморский Днепровский гренадерский полк, а по расформировании его 30 ноября того же года — в Черноморский гренадерский корпус, а с производством в поручики 14 октября 1795 года переводится в Ладожский пехотный полк, в котором 23 декабря 1797 года производится в штабс-капитаны и капитаны, а 31 июля 1803 года за ревностную службу в майоры. В 1806 года поступает с полком в 13 пехотную дивизию герцога Ришелье и в составе этого полка принимает участие в блокаде Измаила и отражении из него вылазок, а во время Слободзейского перемирия, 16 мая 1808 года назначается уже командиром Ладожского пехотного полка, с которым надолго связывает свою судьбу и имя. 24 декабря 1808 года Савоини производится в подполковники и с открытием военных действий 1809 года назначается со своим полком в отдельный отряд графа Ланжерона, направленный в середине августа из Бухареста к Дунаю. 10 сентября отряд этот подходил к Фрасину (близ Журжи) и граф Ланжерон, желая выманить турок из занимаемой ими у деревень Дая и Фрасине позиции, скрыв отряд в лощине, выдвинул вперед авангард, пехотой которого, тремя батальонами ладожцев, командовал Савоини. Турецкая конница, лично предводимая Бошняк-агой, стремительно атаковала ладожцев, которых энергичный и распорядительный Савоини мгновенно построил в каре и встретил турецкую конницу стеной штыков и ружейным огнём, и, отражая все попытки турок смять предводимые им батальоны, причем сам Бошняк-яга был ранен пулей ладожского стрелка, дождался прибытия к нему на выручку всего отряда, перешедшего в общее наступление, что имело последствием полное поражение турок. Граф Ланжерон говорит в своих записках о подвиге Савоини: «офицеры и солдаты с одинаковой ревностью, мужеством и присутствием духа друг друга перещеголяли, последуя примеру их начальника, подполковника Савоини». За бой 10 сентября у Фрасина Савоини, упрочивший здесь репутацию смелого и энергичного штаб-офицера, был награждён орденом святого Владимира IV степени с бантом. В конце июля 1810 года подполковник Савоини с обоими батальонами своего Ладожского полка был направлен через Рущук в Сербию на усиление возвращенного туда же из малой Валахии отряда генерал-майора Исаева с поручением осадить турецкую крепость Прагово, а когда осада была установлена, Савоини с Ладожским полком, с частью кавалерии, дружинами сербов и арнаутов поставлен на ниготинской дороге, для наблюдения за крепостями Ниготин и Брегово, но 15 августа граф Цукато, вверив весь отряд графу Орурку, притянул его к крепости Прагово, подходя к которой, предводимые Савоини батальоны были атакованы турками из крепости, но блистательно отбили это нападение, после чего отряд этот был направлен на усиление осаждавших крепость Делиград сербов, куда Савоини, по бездорожью и преодолевая существенные местные трудности дикого края, пришел со своими ладожцами 2 сентября, став у м. Бани, а 3 сентября в колонне графа Орурка повел их на штурм ближайшего к крепости Бани редута. Не обращая внимания на картечный и ружейный огонь, отважный подполковник С., подавая пример, довел лично один батальон до рва, а с поддержкой его вторым батальоном Савоини ворвался в редут, что привело к капитуляции врага. Произведенный несколько ранее в полковники, Савоини был награждён за этот бой 12 декабря 1811 орденом Святого Георгия IV класса № 1018 «В воздаяние отличного мужества и храбрости, явленных против турок при штурме укрепления Бани, 3 сентября 1810 года, где первый пошел на штурм сей и чрез то, ободрив подчиненных, взял укрепление Трику и три знамя и был виновником всего успеха и одержанной над неприятелем победы.» От крепости Бани отряд графа Орурка обратился к м. Варварину на реке Мораве, где стоял 15-тысячный турецкий отряд Ахмед-Рушид-паши и, перейдя на левый берег реки Моравы у Ясика, 7 сентября встретился здесь с атаковавшим его Ахмед-пашой, причем командование левым флангом всего отряда было поручено полковнику Савоини, под начальством которого были, кроме его ладожцев и нескольких батальонов регулярной пехоты, еще только что им лично сформированные и обученные сербские дружины. Все атаки турок на его левый фланг были им отражены и за отличие в этом сражении Савоини получил золотую саблю «За храбрость». С отходом отряда графа Орурка обратно к Варварину и уменьшением его отряда, Ахмед-паша перешел снова в наступление и атаковал его 6 сентября, направив главную атаку на левый фланг, воззглавляемый Савоини, по отбитии которой весь отряд перешел в общее наступление и рассеял турок. Сформированные Савоини дружины сербов показали стойкость и выучку, что было поставлено в особую заслугу отличившегося здесь вновь ладожского полковника, и он был награждён орденом Святой Анны II степени.
Luchia_Savoini (532x700, 205Kb)
Людвига Даниловна Савоини.
Принимал участие в Отечественной войне 1812 года и Войне шестой коалиции. В 1821 году Савоини принял российское подданство, а 2 июня 1825 года был удостоен звания генерал-лейтенанта русской императорской армии. 4 октября 1829 года генерал-лейтенант Савоини возглавил 4-й пехотный корпус и занял должность председателя Комитета для рассмотрения проекта положения о взыскании и пополнении недостатков при сдаче полков. 18 декабря 1833 года Савоини был произведен в генералы от инфантерии и назначен членом генерал-аудиториата. Еремей Яковлевич Савоини скончался 19 апреля 1836 года в Санкт-Петербурге и был с почестями похоронен на Смоленском евангелическом кладбище города. Насколько высоко ценились двором заслуги и достоинства Савоини, видно из того, что кроме указанных отличий он получил 30 монарших благоволений, 15 тысяч рублей единовременно от императора Николая I, который сложил с него еще и 21 тысячу рублей казенного долга (огромные по тем временам суммы). От брака с Людвигой Даниловной Дункель (умерла после 1850), сестрой масона Леопольда Дункеля, имел дочь Екатерину (1803—1875: замужем за К.И.Теннером) и сына Алекснадра (1817—1861; поpучик Уланского полка).

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку