-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108738
Комментариев: 6801
Написано: 117209


12 мая родились...

Воскресенье, 12 Мая 2024 г. 07:13 + в цитатник
Mosaic_of_Justinianus_I_-_Basilica_San_Vitale_(Ravenna) (505x700, 703Kb)
482
Флавий Пётр Савватий Юстиниан (латинское имя — Flavius Petrus Sabbatius Iustinianus; греческое имя — Φλάβιος Πέτρος Σαββάτιος Ιουστινιανός; более известный как ЮстинианI; Ιουστινιανός Α' или Юстиниан Великий, Μέγας Ιουστινιανός)
византийский император, правивший с 527 года да своей смерти в Константинополе 12 ноября 565 года. Юстиниан — один из наиболее значимых правителей поздней античности. Его правление знаменует собой важный этап перехода от античности к Средневековью и, соответственно, перехода от римских традиций к византийскому правлению. На Западе ему удалось завладеть большой частью земель Западной Римской империи, распавшейся после Великого переселения народов, в том числе Апеннинским полуостровом, южной Испанией и частью Северной Африки. Еще одним важным событием является поручение Юстиниана о переработке римского права, результатом которого стал новый свод законов — свод Юстиниана (латинское название — Corpus iuris civilis). Указом императора, желавшего превзойти Соломона и легендарный Иерусалимский храм, был полностью перестроен сгоревший собор Святой Софии, поражающий своей красотой и великолепием. В 529 году Юстиниан закрыл Платоновскую академию в Афинах, в 542 году император упразднил должность консула, возможно, по финансовым причинам. Всё большее поклонение правителю как святому окончательно разрушило иллюзию принципата, что император — первый среди равных (латинское название — primus inter pares). Во время правления Юстиниана произошли первая вспышка чумы в Византии и крупнейший бунт в истории Византии и Константинополя восстание Ника, спровоцированного налоговым гнётом и церковной политикой императора. Относительно происхождения Юстиниана и его семьи существуют различные версии и теории. Большинство источников, в основном греческие и восточные (сирийские, арабские, армянские), а также славянские (целиком основанные на греческих), называют Юстиниана фракийцем; некоторые греческие источники и латинская хроника Виктора Тонненнесиса называют его иллирийцем; наконец Прокопий Кесарийский утверждает, что родиной Юстиниана и Юстина была Дардания. Место рождения Относительно места рождения Юстиниана Прокопий высказывается совершенно определённо, помещая его в место под названием Тавресий (латинское название — Tauresium), рядом с фортом Бедериана (латинское название — Bederiana). Консульские диптихи, показывающие полное имя Юстиниана (Константинополь, 521 год) имя матери Юстиниана, сестры Юстина, Бигленица. То, что мать Юстиниана была сестрой Юстина, подтверждают многочисленные источники. Имя отца Юстиниана — Савватий. У Савватия и его жены было двое детей, Петр Савватий (латинское имя — Petrus Sabbatius) и Вигилантия (латинское имя — Vigilantia). Брак Юстиниана и Феодоры был бездетен, тем не менее у него было шесть племянников и племянниц, из которых Юстин II стал наследником. Ранние годы и царствование Юстина Дядя Юстиниана — Юстин в числе других иллирийских крестьян, спасаясь от крайней нужды, пешком пришел из Бедерианы в Византий и нанялся на военную службу. Прибыв в конце царствования Льва I в Константинополь и поступив на службу в императорскую гвардию. Юстин завоевал расположение императора Анастасия и был назначен начальником дворцовой стражи в ранге комита и сенатора. Время прибытия Юстиниана в столицу точно не известно. Предполагается, что это произошло примерно в возрасте двадцати пяти лет, зачем в течение некоторого времени Юстиниан изучал богословие и римское право, после чего ему был присвоено звание лат. candidati, то есть личного телохранителя императора. Где-то в это время произошло усыновление и смена имени будущего императора. По смерти Анастасия в 518 году Юстину удалось сравнительно легко захватить власть, несмотря на то, что имелось большое количество более богатых и влиятельных кандидатов. В 521 году, как было сказано выше, Юстиниан получает консульское звание, которое он использует для увеличения своей популярности, устраивая великолепные зрелища в цирке. Чувствуя приближение смерти, Юстин откликнулся на очередное прошение Сената о назначении Юстиниана соправителем. Церемония произошла на Пасху, 4 апреля 527 года — Юстиниан и его супруга Феодора были коронованы как август и августа. Юстиниан окончательно получил полную власть после смерти императора Юстина I 1 августа 527 года. Описаний внешнего вида Юстиниана сохранилось немного. В своей «Тайной истории» Прокопий описывает Юстиниана следующем образом: Был он не велик и не слишком мал, но среднего роста, не худой, но слегка полноватый; лицо у него было округлое и не лишённое красоты, ибо и после двухдневного поста на нём играл румянец. Иоанн Малала дополняет, что Юстиниан цвет лица имел светлый, волосы вьющиеся. Из прижизненных изображений сохранились мозаики церкви Сан-Витале и храма Сант-Аполлинаре-ин-Классе, оба в Равенне. Первое относят к 547 году, второе позднее примерно на десять лет. В апсиде Сан-Витале император изображен с удлиненным лицом, вьющимися волосами, заметными усами, властным взглядом. В Римско-германском музее Кёльна хранится копия статуи Юстиниана из египетского мрамора. В правление Юстиниана было выпущено большое количество монет. Известны монеты-донативы в 36 и 4,5 солида, солид с полнофигурным изображением императора в консульском облачении, а также исключительно редкий ауреус весом 5,43 г, чеканенный по староримской стопе. Лицевую сторону всех этих монет занимает либо трехчетвертной, либо профильный бюст императора, в шлеме или без него. Юстиниан и Феодора Первая встреча Юстиниана с Феодорой произошла примерно в 522 году в Константинополе. Затем Феодора покинула столицу, некоторое время провела в Александрии. Каким образом произошла их вторая встреча, достоверно не известно. Известно, что желая жениться на Феодоре Юстиниан просил своего дядю присвоить ей ранг патриции, однако это вызвало сильное противодействи, и до смерти последней в 523 или 524 году, бракосочетание было невозможным. Вероятно, с желанием Юстиниана было связано принятие в правление Юстина закона «О браке», отменившего закон императора Константина I. После вступления в брак Феодора полностью порвала со своим бурным прошлым и была верной женой. Среди министров Юстиниана первым следует назвать квестора Священных Палат-Трибония-министра юстиции и заведующего канцелярией. С его именем неразрывно связано дело законодательных реформ Юстиниана. Родом он был из Памфила и начал службу в нижних чинах канцелярии и благодаря своему трудолюбию и острому уму быстро достиг места начальника отделения канцелярии. С этого момента он привлекается к юридическим реформам и пользуется исключительным расположением императора. В 529 году он назначается на должность дворцового квестора. На Трибония возлагается обязанность председательства в комиссиях редактирующих Дигесты, Кодекс и Институции. Прокопий восхищаясь его умом и мягкостью обращения, тем не менее обвиняет его в алчности и взяточничестве. Восстание Ника в значительной степени было вызвано злоупотреблениями Трибония. Но и в самую тяжелую минуту император не покинул своего любимца. Хотя у Трибония отняли квестуру, но дали ему должность начальника служб, а в 535 г он опять был назначен квестором. Трибоний сохранил должность квестора вплоть до смерти в 544 или 545 гг. Другим виновником восстания Ника был префект претории Иоанн Каппадокийский. Будучи незнатного происхождения, он выдвинулся при Юстиниане благодаря природной проницательности и успеху в финансовых предприятиях ему удалось завоевать благосклонность царя и получить должность имперского казначея. Вскоре он был возведен в достоинство illustris и получил должность префекта провинции. Обладая неограниченной властью он запятнал себя неслыханными жестокостями злодеяниями в деле побора подданных империи. Его агентам дозволялись пытки и убийства для достижения цели-увеличения казны самого Иоанна. Достигнув небывалого могущества он составил себе придворную партию и пытался претендовать на трон. Это привело его к открытому столкновению с Феодорой. В ходе восстания Ника он был замещён префектом Фокой.
Justinian_Multiple_Solidi (700x356, 208Kb)
Византийская монета с изображением статуи Юстиниана.
Среди других важных министров первого периода правления Юстиниана следует назвать Гермогена-гунна по происхождению, начальника служб (530—535); его преемника Василида (536—539) квестора в 532 году, кроме того комитов священных щедрот Константина (528—533) и Стратегия (535—537); также комита частных имуществ Флора (531—536). Иоанну Каппадокийскому наследовал в 543 году Петр Барсимес. Начал он как торговец серебром, быстро разбогатевший благодаря купеческой ловкости и торговым махинациям. Поступив в канцелярию, он сумел завоевать расположение императрицы. Феодора начала продвигать фаворита по службе с такой энергией, что это дало повод к сплетням. На посту префекта он продолжил практику Иоанна незаконных поборов и финансовых злоупотреблений. Спекуляции хлебом в 546 году привели к голоду в столице и народному волнению. Император был вынужден сместить Петра не смотря на защиту Феодоры. Впрочем её усилиями он вскоре получил место имперского казначея. Даже после смерти покровительницы он сохранил влияние и в 555 году вернулся в префекты претории и сохранял эту должность до 559 году объединяя её с казначейством. Среди высших военачальников многие совмещали воинский долг с государственными и придворными постами. Полководец Ситт последовательно занимал места консула, патриция и наконец достиг высокой должности magister militum praesentalis. Велисарий, кроме военных постов, был ещё комитом священных конюшен, затем комитом телохранителей и оставался в этой должности до смерти. Нарсес исполнял ряд должностей во внутренних покоях царя-был кубикуларием, спатарием, главным начальником покоев-завоевав исключительное доверие императора был одним из самых главных хранителей тайн. К числу фаворитов необходимо прежде всего отнести Маркелла — комита телохранителей императора с 541. Человека справедливого, в высшей степени честного, в преданности к императору доходившего до самозабвения. Влияние на императора он имел почти безграничное; Юстиниан писал, что Маркелл никогда не покидает его царской особы и вызывает удивление его приверженность к справедливости. Нарсес военачальник. Он вел переговоры с персами, а так же во время восстания Ника сумел подкупить и завербовать многих сенаторов, после чего получил должность praepositus sacri cubiculi, своего рода первого советника императора. Чуть позже император доверил ему завоевание Италии у готов. Нарсес сумел разгромить готов и уничтожить их царство, после чего был назначен на пост экзарха Италии. Во времена Юстиниана ведётся бурное строительство. Во-первых, строятся порты. Также строились новые и обновлялись старые укрепления городов . В частности в Антиохии были восстановлены стены города пострадавшие от землетрясения. Деревня Таурисий, в которой родился Юстиниан, была преобразована в город. И конечно при Юстиниане строятся многочисленные храмы и монастыри. Самым грандиозным было строительство Храма Святой Софии Премудрости Божией. Она была заложена в 532 году, после восстания Ники. Строительство продолжалось 5 лет. Этот храм был заложен на месте первого храма, построенного Константином. Сам император принимал участие в разработке Храма Святой Софии. Он призвал лучших мастеров. Храм был очень величественный. Диаметр купола достигал 32 м. Для сохранения конструкции требовались специальные технологии. Разрушения, имевшие место во время восстания Ника, позволили Юстиниану перестроить и преобразить Константинополь. Император оставил своё имя в истории, построив шедевр византийского зодчества — Собор Святой Софии. Партийная схема в Константинополе заложилась ещё до воцарения Юстиниана. «Зеленым»-сторонникам монофизитства благоволил Анастазий, «синие»-сторонники Халкидонского вероисповедания усилились при Юстине им же покровительствовала новая императрица-Феодора. Энергичные действия Юстиниана, при абсолютном произволе чиновничества, постоянно растущие налоги подогревали недовольство народа распаляя еще и религиозный конфликт. 13 января 532 г. выступления «зеленых», начавшиеся с обычных жалоб императору на притеснения со стороны чиновников, переросли в бурный мятеж с требованием сместить Иоанна Каппадокийского и Трибониана. После неудачной попытки императора повести переговоры и увольнения Трибониана и двух других его министров, острие мятежа было направлено уже на него. Бунтовщики попытались свергнуть непосредственно Юстиниана и поставить во главу государства сенатора Гипатия, который был племянником покойного императора Анастасия I. К мятежникам примкнули «синие». Лозунгом восстания стал клич «Ника!» («Побеждай!»), каким подбадривали цирковых борцов. Несмотря на продолжение восстания и начало беспорядков на улицах города, Юстиниан по просьбе жены Феодоры остался в Константинополе. Опираясь на ипподром, бунтовщики казались непобедимыми и фактически осадили Юстиниана во дворце. Только совместными усилиями объединенных войск Велисария, оставшихся преданными императору, удалось выбить мятежников из опорных пунктов. Прокопий рассказывает, что у ипподрома было убито до 30000 невооружённых граждан. По настоянию Феодоры, Юстиниан казнил племянников Анастасия. Положение провинций В Notitia dignatotum гражданская власть отделена от военной, каждая из них составляет отдельное ведомство. Эта реформа относится ко времени Константина Великого. В гражданском отношении вся империя была разделена на четыре области (префектуры), во главе которых стояли префекты претория. Префектуры подразделялись на диоцезы, управляемые заместителями префекта (vicarii praefectorum). Диоцезы, в свою очередь, делились на провинции. Сев на престол Константина, Юстиниан застал империю весьма в обрезанном виде- распад империи начавшийся после смерти Феодосия только набирал обороты. Западную часть империи разделили варварские королевства, в Европе Византия удерживала только Балканы и то без Далмации. В Азии ей принадлежала вся Малая Азия, Армянское нагорье, Сирия до Ефрата, Северная Аравия, Палестина. В Африке удавалось удерживать только Египет и Киренаику. В целом империя делилась на 64 провинции объединенные в две префектуры- Восток (51 провинция) и Иллирик (13 провинций). Положение в провинциях было крайне тяжелое Египет и Сирия проявляли тенденцию к отдедению. Александрия представляла собой оплот монофизитов. Палестину сотрясали диспуты сторонников и противников оригенизма. Армении постоянно угрожали войной Сасаниды, Балканы тревожили остготы и усиливающиеся славянские народы. Юстиниану предстояла огромная работа, даже если бы он занимался только сохранением границ. Примирительная политика Юстиниана по отношению к монофизитам вызвала недовольство в Риме и в Константинополь в 535 году прибыл папа Агапит I, который совместно с ортодоксальной партией акимитов выразил резкое неприятие политики патриарха Анфим, что Юстиниан вынужден был уступить. Анфим был смещён, и на его место назначен убеждённый православный пресвитер Мина. Сделав уступку в вопросе о патриархе, Юстиниан не отказался от дальнейших попыток примирения с монофизитами. Для этого император поднял известный вопрос о «трех главах», то есть о трех церковных писателях V века, Феодоре Мопсуестийском, Феодорите Киррском и Иве Эдесском, относительно которых монофизиты ставили в упрек Халкидонскому собору то, что вышеназванные писатели, несмотря на свой несторианский образ мыслей, не были на нем осуждены. Юстиниан признал, что в данном случае монофизиты правы и что православные должны им сделать уступку. Это желание императора вызвало возмущение западных иерархов, так как они видели в этом посягательство на авторитет Халкидонского собора, после которого мог последовать аналогичный пересмотр решений Никейского собора. Также возник вопрос, можно ли анафематствовать умерших, ведь все три писателя умерли еще в предыдущем столетии. Наконец, некоторые представители Запада держались того мнения, что император своим указом совершает насилие над совестью членов церкви. Последнее сомнение почти не существовало в восточной церкви, где вмешательство императорской власти в решение догматических споров закреплено было долговременной практикой. В итоге, указ Юстиниана общецерковного значения не получил. С целью повлиять на положительное решение вопроса, Юстиниан вызвал тогдашнего папу Вигилия в Константинополь, где тот и прожил более семи лет. Первоначальная позиция папы, который по прибытии открыто восстал против указа Юстиниана и отлучил от церкви константинопольского патриарха Мину, изменилась и в 548 году он издал осуждение трех глав, так называемый ludicatum, и таким образом присоединил свой голос к голосу четырех восточных патриархов. Однако западная церковь не одобрила уступки Вигилия. Под влиянием западной церкви папа начал колебаться в своем решении и взял обратно ludicatum. В таких обстоятельствах Юстиниан решил прибегнуть к созыву Вселенского собора, который и собрался в Константинополе в 553 году. Юстинианом были предприняты шаги для окончательного искоренения остатков язычества. В 529 году он закрыл знаменитую философскую школу в Афинах. Политические взгляды Юстиниан без споров наследовал престол, сумев заранее искусно устранить всех видных соперников и приобрести расположение влиятельных групп общества; церкви (даже римским папам) он нравился своим строгим православием; сенаторскую аристократию он приманил обещанием поддержки всех ее привилегий и увлек почтительной лаской обращения; роскошью празднеств и щедростью раздач он завоевал привязанность столичных низов. Мнения современников о Юстиниане были весьма различны. Даже в оценке Прокопия, служащего главным источником для истории императора, встречаются противоречия: в одних сочинениях («Войны» и «Постройки») он восхваляет превосходные успехи широких и смелых завоевательных предприятий Юстиниана и преклоняется перед его художественным гением, а в других («Тайная история») резко чернит его память, называя императора «злым глупцом» (μωροκακοήθης. Все это сильно затрудняет достоверное восстановление духовного образа царя. Несомненно, в личности Юстиниана негармонично переплетались умственные и нравственные контрасты. Он замышлял обширнейшие планы увеличения и усиления государства, но не обладал достаточными творческими силами для того, чтобы их цельно и полно построить; он претендовал на роль реформатора, а мог только хорошо усваивать не им выработанные идеи. Он был прост, доступен и воздержан в своих привычках — и вместе с тем, вследствие самомнения, выросшего из успеха, окружил себя напыщеннейшим этикетом и небывалой роскошью. Прямота и известное добросердечие исказились у него мало-помалу коварством и лживостью правителя, принужденного постоянно отстаивать удачно захваченную власть от всякого рода опасностей и покушений. Благожелательность к людям, которую он проявлял нередко, портилась частой местью врагам. Щедрость по отношению к бедствующим классам совмещалась в нем с алчностью и неразборчивостью в средствах добывания денег для обеспечения представительства, соответствующего его понятиям о собственном достоинстве. Стремление к справедливости, о которой он постоянно говорил, подавлялось непомерной жаждой господства и вырастающим на такой почве высокомерием. Он заявлял притязания на безграничный авторитет, а воля у него была в опасные минуты часто слабая и нерешительная; он подпадал под влияние не только сильной характером жены своей Феодоры, но иногда даже ничтожных людей, обнаруживая даже трусость. Все эти добродетели и пороки мало-помалу объединялись около выступавшей на первый план, ярко выраженной склонности к деспотизму. Под ее влиянием его благочестие превращалось в религиозную нетерпимость и воплощалось в жестоких преследованиях за уклонение от признанной им веры. Все это приводило к результатам очень смешанного достоинства, и ими одними трудно объяснить, почему Юстиниан сопричислен к разряду «великих», а царствование его приобрело такое крупное значение. Дело в том, что, помимо указанных свойств, Юстиниан обладал замечательным упорством в проведении принятых начал и положительно феноменальной трудоспособностью. Он хотел, чтобы каждое мельчайшее распоряжение, касающееся политической и административной, религиозной и умственной жизни империи, исходило от него лично и всякий спорный вопрос в тех же областях к нему возвращался. Лучше всего истолковывает историческую фигуру царя тот факт, что этот выходец из темной массы провинциального крестьянства сумел прочно и твердо усвоить себе две грандиозные идеи, завещанные ему традицией великого мирового прошлого: римскую (идею всемирной монархии) и христианскую (идею царства Божия). Объединение обеих в одну теорию и проведение последней через посредство светского государства составляет оригинальность концепции, которая сделалась сущностью политической доктрины Византийской империи; дело Юстиниана является первой попыткой формулировки системы и ее насаждения в жизни. Всемирное государство, создаваемое волей самодержавного государя — такова была мечта, которую лелеял царь с самого начала царствования. Оружием намеревался он возвратить утерянные старые римские территории, затем — дать общий закон, которым обеспечено будет благосостояние жителей, наконец — утвердить веру, которая соединит все народы в поклонении единому истинному Богу. Таковы три основания, на которых Юстиниан рассчитывал построить свое могущество. Он незыблемо верил в него: «нет ничего выше и святее императорского величества»; «сами создатели права сказали, что воля монарха имеет силу закона»; «кто же может истолковать тайны и загадки закона, как не тот, кто один может его творить?»; «он один способен проводить дни и ночи в труде и бодрствовании, чтобы думать думу о благе народа». Даже среди высокородных императоров не было человека, который бы в большей степени, чем Юстиниана обладал бы чувством императорского достоинства и преклонением перед римской традицией. Все его указы и письма преисполнены воспоминаниями о Великом Риме в истории которого он черпал вдохновение. Юстиниан первый отчетливо противопоставлял народной воле «милость Божию», как источник верховной власти. С его времени зарождается теория об императоре, как «равном апостолам» (ίσαπόστολος), получающем благодать прямо от Бога и стоящем над государством и над церковью. Бог помогает ему побеждать врагов, издавать справедливые законы. Войны Юстиниана получают уже характер крестовых походов (везде, где император будет господином, воссияет правая вера). Всякий акт свой он ставит «под покровительство Святой Троицы». Юстиниан — как бы предвозвестник или родоначальник длинной цепи «помазанников Божьих» в истории. Такое построение власти (римско-христианское) вдохнуло в деятельность Юстиниана широкую инициативу, сделало его волю притягательным центром и точкой приложения многих других энергий, благодаря чему царствование его достигло действительно значительных результатов. Он сам говорил: «Никогда до времени нашего правления Бог не даровал римлянам таких побед… Возблагодарите небо, жители всего мира: в ваши дни осуществилось великое дело, которого Бог признавал недостойным весь древний мир». Много зол Юстиниан оставил не излеченными, много новых бедствий породила его политика, но тем не менее величие его прославила почти при нем возникшая в различных областях народная легенда. Все страны, воспользовавшиеся впоследствии его законодательством, возвеличили его славу. Были произведены административные реформы: Соединение гражданской и военной должностей. запрещение платы за должности, повышение окладов чиновникам свидетельствуют о его стремлении ограничить произвол и коррупцию. Чиновнику запрещалось покупать землю там где он служил. За то, что он часто работал по ночам, его прозвали «бессонным государем» (греческое название — βασιλεύς άκοιμητος). Одним из первых проектов Юстиниана была инициированная им чуть больше чем через полгода после вступления на престол масштабная юридическая реформа. Используя талант своего министра Трибониана, в 528 г. Юстиниан приказал полностью пересмотреть римское право, поставив целью сделать его таким же непревзойденным в формально-юридическом плане, каким оно было тремя столетиями раньше. Три основные составляющие римского права — Дигесты, Кодекс Юстиниана и Институции — были завершены в 534 г. Прагматичным решением 554 года Юстиниан ввёл использование своих законов в Италии. Именно тогда копии его кодификации римского права попали в Италию. Хотя они и не оказали немедленного влияния, один рукописный экземпляр Дигестов (его нашли позднее в Пизе, а затем он хранился во Флоренции) был использован в конце XI века для возрождения исследований римского права в Болонье. Экономические реформы Прежде всего император постарался повысить доходы государства, укрепить социальный строй и систему управления империей. Серией фискальных, социальных и политических мер он еще более ослабил крупное землевладение, окончательно разгромив оппозицию старой сенаторской и куриальской знати. Он лишал ее представителей высоких постов, возвышал преданных ему способных людей незнатного происхождения. Император увеличил размеры земельных владений фиска, как и государственных мастерских и лавок в городах. Он проявлял заботу о развитии торговли и новых (в обход Ирана) торговых путях на Восток. После овладения тайной производства шелка (по легенде, коконы шелковичного червя были тайно вынесены из Китая монахами-несторианами) шелкоткачество уже при Юстиниане было налажено прежде всего в Сирии и Финикии. Монополия государства на производство и торговлю шелком обеспечивала казне значительный доход. Преследуя землевладельцев-сенаторов, император в то же время покровительствовал становлению землевладения новой знати и расширению владений церкви. Защищая право частной собственности крестьян, он в то же время изнурял их непомерным налоговым гнетом. Он узаконил колонат и защищал эмфитевтов и в то же время навечно прикреплял к земле свободных колонов. Содействуя развитию торговли и ремесла, император в то же время ввел казенные монополии на торговлю основными продуктами и сдавал их на откуп, что вызвало стремительный рост цен. Поощряя перевод рабов на пекулий и сближая их статус со статусом энапографов, он в то же время не признавал за рабами никаких прав, определяя их по-прежнему как «говорящие орудия», находящиеся в полной власти господ. Всецело преданный римской политической идее, Юстиниан I был убежден в том, что именно ему суждено свыше восстановить единство Римской империи. Вся деятельность императора была подчинена этой цели, на пути к которой он не гнушался никакими средствами, вплоть до актов крайней жестокости.Осуществление завоевательной программы Юстиниан начал с разгрома в 533—534 гг. Вандальского королевства в Северной Африке; в длительных войнах, проходивших с переменным успехом, в 535—555 гг., было ликвидировано Остготское королевство и за¬воеваны Италия, включая Сицилию, а в 554 г. — Юго-Восточная, прибрежная часть Испании. Казалось, Юстиниан достиг своей цели — Средиземное море снова стало «внутренним озером» империи. Однако его завоевания были непрочными: осуществление грандиозных планов потребовало затраты колоссальных материальных средств и людских ресурсов.Почти одновременно с восстанием "Ника" волнения охватили Палестину, а в 536 г. — Северную Африку, где победившие вандалов воины не получили обещанных им земельных участков. Восставшие во главе с воином Стотзой, к которому присоединились рабы и колоны, со¬противлялись имперским войскам почти 11 лет. Непрочными были завоевания Юстиниана и в Италии (535—536 гг.). Политика реставрации имперских порядков, возвращение земель, колонов и рабов прежним господам (и их потомкам), своеволие чиновников, целый поток которых хлынул из столицы в отвоеванные земли, — все это вызвало восстание жителей Италии. Власть остготов была вновь восстановлена на части территории. Их король Тотила (541—552), давший свободу примкнувшим к нему рабам и колонам и наделявший землей, отобранной у крупных собствен¬ников, крестьян из остготов и римлян, получил поддержку широ¬ких слоев населения. К 546 г. у империи в Италии, на Сицилии, Сардинии и Корсике почти не осталось владений. Только в 552-555 гг., собрав все силы, Юстиниан добился победы. Неспокойно было и на Балканах. Здесь действовали отряды «скамаров» (разбойников), в которые вливались и разорившиеся по¬селяне. Рядом неудач была отмечена политика Юстиниана на Востоке. Бросив все силы на Запад, император ослабил оборону восточных границ. В 540 г. персы вторглись в Месопотамию и Сирию, взяли и разрушили жемчужину восточных городов империи — Антиохию. Трижды Юстиниан заключал с персами перемирие, выплачивая им все возраставшие контрибуции и дани. Упорно посягал Иран и на юго-восточное побережье Черного моря (Лазику). Войны за нее шли с переменным успехом с 549 до 556 г. Только в 562 г. борьба с Ираном завершилась мирным договором. Империя удержала Лазику, но отказалась от претензий на Сванетию и иные грузинские земли. Империи удалось не допустить Иран ни к черноморскому, ни к средиземноморскому побережьям. Славяне Наиболее серьезные последствия для империи имели, однако, вторжения славян. Их нападения начались еще при Юстине и стали почти ежегодными с начала правления Юстиниана I. Орга¬низованные в племенные объединения, славяне заселили сначала левобережье Нижнего и Среднего Дуная, куда возвращались с добычей и пленными после набегов на земли империи. Но с середины VI в., в отличие от других варваров, которые возвращались из походов в места постоянных поселений или уходили дальше на Запад, славяне стали все чаще задерживаться в пределах империи на зиму, а затем и расселяться на захваченных ими землях.Расселение славян на землях империи, помешать которому она оказалась не в состоянии, началось во второй половине VI в. Осо¬бенно массовый характер оно приняло в последние десятилетия VI и первые десятилетия VII в. В 602 г. посланные против славян левобережья нижнего Дуная войска отказались выполнить приказ зимовать в земле врага, подняли мятеж и ушли с дунайской границы, открыв ее для беспрепятственных переселений славян на территорию империи. Чаще всего они захватывали лучшие земли, потеснив местных жителей и обложив их данью.Первоначально славяне опустошили значительные пространства империи, в том числе немало мелких и средних городов (в которых они не селились), множество византийцев было убито, Уведено в плен, обращено в рабство. Затем, прочно обосновавшись на издревле освоенных землях, славяне сами же возвращали эти земли к жизни. Армения, разделённая между Византией и Персией и являющаяся ареной борьбы между двумя державами, имела большое стратегическое значение для империи. С точки зрения военного управления, Армения находилась на особом положении, видном из того, что в рассматриваемый период в Понтийском диоцезе с его одиннадцатью провинциями имелся всего лишь один дукс, dux Armeniae, власть которого распространялась на три провинции, на Армению I и II и Полемонийский Понт. При дуксе Армении находились: 2 полка конных лучников, 3 легиона, 11 отрядов конницы по 600 человек, 10 когорт пехоты по 600 человек. Из них кавалерия, два легиона и 4 когорты стояли непосредственно в Армении. В начале царствования Юстиниана во Внутренней Армении усилилось движение против имперских властей, которое вылилось в открытое восстание, главной причиной которого, по свидетельству Прокопия Кесарийского, заключалась в обременительных налогах — правитель Армении Акакий производил незаконные поборы и обложил страну небывалым налогом до четырёх кентинариев. Для исправления положения был принят императорский указ о реорганизации военного управления в Армении и назначении в качестве военного руководителя региона Ситы с приданием ему четырёх легионов. Прибыв, Сита обещал похлопотать у императора об отмене нового обложения, однако в результате действий смещённых местных сатрапов, вынужден был вступить в битву с восставшими и погиб. После гибели Ситы император послал против армян Вузу, который, действуя энергично, вынудил их обратиться за защитой к персидскому царю Хосрову Великому. Во время всего царствования Юстиниана в Армении велось интенсивное военное строительство. Из четырёх книг трактата «О постройках» одна полностью посвящена Армении.Реформа государственного управления, проводимая в правление Юстиниана, существенно отразилась на положении в Армении. Выпущенная весной 535 года 8-я новелла упраздняла практику покупки должностей за деньги, так называемый суффрагий (лат. suffragium). Согласно приложению к этой новелле, правители Армении Второй и Армении Большой платили за свои должности по первому разряду, а Армении Первой — по второму. Далее последовали реформы, направленных на романизацию Армении. Относящаяся к этому вопросу 31-я новелла «Об учреждении четырёх правителях Армении» относится к 536 году. Новелла установила новое административное деление Армении в составе четырёх областей (Внутренняя, Вторая, Третья и Четвёртая Армении), каждая из которых имеет свой способ управления. Комит Третьей Армении в ранге Юстинианова комита объединял гражданское и военное руководство своей провинцией. Помимо прочего, новелла закрепила включение в число провинций ранее считавшихся формально независимых областей. В развитие реформы было выпущено несколько указов, направленных на уменьшение роли традиционной местной аристократии. Эдикт «О порядке наследования у армян» отменял традицию, согласно которой наследовать могли только мужчины. Новелла 21 «О том, чтобы и армяне во всём следовали римским законам» повторяет положения эдикта уточняя, что правовые нормы Армении не должны отличаться от имперских. В старой литературе часто именуется Юстинианом Великим. Православной церковью считается святым, также почитается некоторыми протестантскими церквями. До нашего времени дошли литературные произведения, написанные при жизни Юстиниана, в которых прославлялось либо его правление целиком, либо отдельные его достижения. Обычно к ним относят: «Увещевательные главы к императору Юстиниану» дьякона Агапита, «О постройках» Прокопия Кесарийского, «Экфрасис святой Софии» Павла Силенциария, «На землетрясения и пожары» Романа Сладкопевца и анонимный «Диалог о политической науке». Джованни ди Паоло, Юстиниан повествует об истории Римской империи. Данте Алигьери, поместив Юстиниана в Рай, доверяет ему сделать исторический обзор Римской империи (Божественная комедия, Рай, песня 6). Согласно Данте, главными заслугами Юстиниана перед историей были реформа права, отречение от монофизитства и походы Велизария. Исследования: Browning R. Justinian and Theodora. — Gorgias Press, 2003. — 196 p. — ISBN 1-59333-053-7; Bury J. B. History of the Later Roman Empire from Arcadius to Irene. — 1889. — Т. I; Cameron A. Justin I and Justinian // The Cambridge Ancient History. — 2008. — Vol. XIV. — P. 63-85; The Cambridge Companion to the Age of Justinian / ed. by M. Maas. — 2005. — 533 p. — ISBN 9780521520713; Greatrex G. Byzantium and the East in the Sixth Century // The Cambridge Companion to the Age of Justinian. — 2005. — P. 477-509; Pohl W. Justinian and the Barbarian Kingdoms // The Cambridge Companion to the Age of Justinian. — 2005. — P. 448-476; Evans J. A. S. The Age of Justinian: The Circumstances of Imperial Power. — Routledge, 1996. — 346 p. — ISBN 0-203-13303-X; Greatrex G. The early years of Justin I’s reign in the sources // ELECTRUM. — Krakow, 2007. — Т. 12. — С. 99-113; Honoré A. M. Some Constitutions Composed by Justinian // The Journal of Roman Studies. — 1975. — Т. 65. — P. 107-123. — DOI:10.2307/370066; The Oxford Dictionary of Byzantium : in 3 vols. / ed. by Dr. Alexander Kazhdan. — N. Y. ; Oxford : Oxford University Press, 1991. — 2232 p. — ISBN 0-19-504652-8; Louth A. Justinian and his legacy (500-600) // The Cambridge History of the Byzantine Empire. — 2008. — P. 99-129; Moorhead J. Justinian. — Longman, 1994. — 202 p. — (The Medieval World). — ISBN 0 582 06304 3; Moorhead J. The Byzantines in the West in the sixth century // The New Cambridge Medieval History. — 2008. — Т. 1. — P. 118-139; Vasiliev A. A. The Goths in the Crimea. — The Mediaeval academy of America, 1936. — 292 p; Vasiliev A. Justin the First. An introduction to the Epoch of Justinian the Great. — Harvard Univercity Press, 1950. — 439 страниц; Prinzing G. Das Bild Justinians I. in der Überlieferung der Byzantiner vom 7.-15. Jhdt.. — 1986. — Т. 14. — 100 p. — (Forschungen zur byzantinischen Rechtsgeschichte). — ISBN 3-923615-09-4; Rubin B. Das Zeitalter Iustinians. — Berlin: Walter de Gruyter, 1960. — Том I. — 539 p; Rubin B. Das Zeitalter Iustinians. — Berlin: Walter de Gruyter, 1995. — Том II. — 315 p; Адонц Н.Г. Армения в эпоху Юстиниана. — 2-е издание — Ереван: Издательство Ереванского Университета, 1971. — 526 страниц; Геростергиос А. Юстиниан Великий — император и святой. — Москва: Издательство Сретенского монастыря, 2010. — 448 страниц; Глушанин Е.П. Военная знать ранней Византии. — Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1991. — 243 страницы; Гревс И.М. Юстиниан Великий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907; Диль Ш. Юстиниан и Византийская цивилизация в VI веке. — Санкт-Петербург: Юстиниан и Византийская цивилизация в VI веке, 1908. — 687 страниц; Диль Ш. История Византийской империи. — Москва: Издательство Иностранной литературы, 1948. — 159 страниц; Кулаковский Ю.А. История Византии. — Санкт-Петербург: Алетейя. — Том II. — 400 страниц. — ISBN 5-89329-003-14; Панченко Б.А. О „Тайной истории“ Прокопия // Византийский временник. — Санкт-Петербург, 1896. — Том 3. — Страницы 96-117, 300-316, 461-527; Пигулевская Н.В. Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI вв. — Москва‒ Ленинград: Наука, 1964; Серов В.В. Консульства Юстиниана // Античная древность и средние века. — 2013. — Выпуск 41. — Страницы 92-103; Удальцова З.В. Внешняя политика Юстиниана. Попытки реставрации империи на Западе. Войны с Ираном. Византийская дипломатия // История Византии. — 1967. — Том 1. — Страницы 298-337; Удальцова З.В. Мировоззрение византийского хрониста Иоанна Малалы // Византийский временник. — 1971. — Том 32. — Страницы 3-23; Чекалова А.А. Константинополь в VI веке. Восстание Ника. — Санкт-Петербург: Алетейя, 1997. — 329 страниц — (Византийская библиотека. Исследования). — 1800 экземпляров — ISBN 5-89329-038-0. Литература: Агафий Миринейский. О царствовании Юстиниана / Перевод, статьи и примечания М.В.Левченко. — Москва‒ Ленинград : Издательство Академии Наук, 1953. — 221 страница — 3000 экземпляров; Марцеллин Комит. Хроника / перевод и комментарии Н.Н.Болгова. — Белгород, 2010; Прокопий Кесарийский. Война с готами // Прокопий Кесарийский. Война с готами. О постройках / Перевод С.П.Кондратьев. — Москва: Арктос, 1996. — 167 страниц — ISBN 5-85551-143-X; Феофан Исповедник. Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. — Москва, 1884; The Roman Eastern Frontier and the Persian Wars AD 363-628 / Compiled and edited by Michael H. Dodgeon, Samuel N. C. Lieu. — Routledge, 2002. — 408 p. — ISBN 0-203-99454-X.

1160
Ибн аль-Асир (Афир, Алий-Абуль-Хасан бен-Мохаммед эль-Джезери, шейх Изз од-Дин, «мощь веры)
один из наиболее известных арабо-курдских историков. Встречается на русском языке транскрипция его имени как Ибн аль-Атир. Родился в Джезират-ибн-Омаре. Учился в Мосуле, Иерусалиме и Дамаске, сражался с Саладином против крестоносцев, исполнял дипломатические поручения у багдадских халифов. В доме его сходились лучшие учёные и литераторы того времени; историк Ибн-Хелликан был его другом. Умер в Мосуле в 1233 или 1234 году. Главный труд - "Совершенный в истории", или "Полная история" в 12 томах. Часть труда (до 922-923) - переработанное изложение "Истории" Табари, по с привлечением дополнительных источников, другая же (до 1231) - самостоятельное произведение. Им написаны также биографический словарь сподвижников Мухаммеда и сочинения по истории правителей (атабеков) Мосула. Труды Ибн-аль-Асира: «История атабеков сирийских», издана под названием: «Geschichte der Atabekiden» (Гилдбург., 1793), неточно разобрана де Гинем (Guignes) в «Notices et extraits» (том I); отрывки перевёл Рено. «Камиль от-теварих» — всеобщая история, от создания мира до 1230, замечательно добросовестный труд; издан Торнбергом: «Ibn el Atheri Chronicon» (Лейден и Упсала, 1851-1871); отрывки в французскоом переводе Рено (Reinaud) при «Histoire des croisades» Мишо (1829) и в «Recueil des historiens des croisades» (издание академии надписей, 1858, 1887); отрывки в «Hist. de l’Afrique sous la dynastie Aghiabide par Ibn Khaldoun» (Париж, 1841); полные восточные издания: Булак (1872), Каир (1881). «Китаб оль-лобаб» — переделка из «Эс-Семани», отрывки изданы Вюстенфельдом под названием: «Specimen al-Lobabi, sive Genealogiarum» (Геттинг., 1835). «Китаб оль-джихад» (призыв к мусульманам к войне с неверными). «Осд оль-габет» («Львы горного прохода») — сведения о 7500 сподвижников Мухаммада, издано в Каире (1869).

sancho grande (518x700, 238Kb)
1258
Санчо IV Храбрый (испанское имя — Sancho IV el Bravo)
король Кастилии и Леона с 1284 года, сын Альфонсо X Кастильского и Виоланты Арагонской. Санчо был вторым сыном короля Альфонсо X. В 1275 году неожиданно умер его старший брат, Фернандо де ла Серда. По закону, установленному Альфонсо X, наследником королевской короны должен был стать старший из двух малолетних сыновей Фернандо — Альфонсо. Однако против этого выступил Санчо, который заручился поддержкой недовольной королём знати. Санчо указал на древний закон, по которому наследником должен был стать ближайший родственник короля, а также доказывал, что нельзя делать королём несовершеннолетнего. Для того, чтобы привлечь на свою сторону знать, Санчо пообещал ей значительные привилегии. В итоге король Альфонсо X был вынужден уступить сыну. Он внёс изменения в закон о престолонаследии, признав наследником Санчо, обойдя, таким образом, сыновей Фернандо де ла Серда. Вдова Фернандо, Бланка Французская, с сыновьями бежала в Арагон, стремясь перетянуть на свою сторону короля Педро III, но поддержки там не нашла. Более того, Педро III договорился с Санчо о поддержке и заключил обоих инфантов в крепость Хативу. Но после того, как в поддержку племянников выступил король Франции Филипп III, брат Бланки, Альфонсо X снова изменил решение о наследстве.
Sancho_IV_Tarifa (525x700, 475Kb)
Он выделил Альфонсо де ла Серде часть королевства с центром в Хаэне в отдельное вассальное королевство, оставив остальную часть королевства Санчо. Однако такой раздел Санчо не устроил. И, поскольку Альфонсо X решение менять отказался, в 1281 году вспыхнул вооружённый конфликт между Санчо и королём. Первоначально Санчо поддерживала большая часть знати, стремившаяся к независимости от центральной власти, а также духовенство и многие города. В 1282 году знать созвала кортесы в Вальядолиде, решив призвать на помощь маринидов. Однако вскоре многие сторонники Санчо стали переходить на сторону Альфонсо X. Но 4 апреля 1284 года король Альфонсо X умер в Севилье. Перед смертью он написал новое завещание, согласно которому Санчо объявлялся лишённым наследства. Королевскую корону должен был унаследовать старший из внуков Альфонсо X — Альфонсо де ла Серда. Кроме того, для двух младших сыновей Альфонсо X выделялись отдельные королевства: Хуан должен был получить Севилью и Бадахос, а Хайме — Мурсию. Однако Санчо не признал нового завещания отца, объявив себя королём.

Sancho_IV_de_León_y_Castilla (525x700, 398Kb)
Памятник Санчо IV в Мадриде.
Но часть знати отказалось признать Санчо, поддержав Альфонсо де ла Серда. Также Санчо отказался признать королём и его брат Хуан, претензии которого активно поддерживал его Лопе Диас III де Аро, сеньор де Бискайя, на дочери которого был женат Хуан. Но Санчо предпринял ряд жестоких мер, чтобы подчинить себе непокорную знать. По его приказу Лопе де Аро был убит, а Хуан арестован. Многие сторонники Альфонсо де ла Серда были также убиты. Вскоре Санчо простил Хуана, выпустив его на свободу, однако тот снова восстал в 1291 году и обратился за помощью к маринидам, однако успеха он не добился. Санчо умер в Толедо 25 апреля 1295 года. Согласно завещанию Санчо регентом при его малолетнем сыне Фернандо IV стала Мария де Молина, вдова Санчо. Тело Санчо было похоронено в кафедральном соборе Толедо.
12 мая 1258 года родился — Санчо IVpost-13108-130515908559 (700x358, 255Kb)
Жена: с июля 1282 Мария Альфонсо де Молина Великая (около 1264 — 1 июля 1321), дочь инфанта Альфонсо Кастильского, сеньора де Молина, и Майор Альфонсо де Мендес. Дети: Исабель (1283 — 24 июля 1328); 1-й муж: с декабря 1291 или 1293 (не вступил в силу, аннулирован в 1295) Хайме II (10 августа 1267 — 5 ноября 1327), король Арагона; 2-й муж: с 1310 Жан III (8 марта 1286 — 30 апреля 1341), герцог Бретани; Фернандо IV (6 декабря 1285 — 7 сентября 1312), король Кастилии и Леона с 1295; Альфонсо (1286 — август 1291); Энрике (1288—1299); Педро (1290 — 25 июня 1319), сеньор де лос Камерос, Альмасан, Берланга, Монтеагудо и Сифуэнтес; Фелипе (28 мая 1292 — 13/30 апреля 1327), сеньор де Кабрера и Рибера; Беатрис (1293 — 25 октября 1359); муж: с 12 сентября 1309 Афонсу IV (8 февраля 1291 — 28 мая 1357), король Португалии. Также у Санчо было несколько любовниц, от которых он имел троих детей. От Марии Альфонсо де Менесес, сеньоры де Урсео, вдовы сеньора Хуана Гарсия де Урсео, дочери Альфонсо де Менесеса и Майор Гонсалес Хирон: Виоланта Санчес де Кастилия (до 1280 — после 30 мая 1326); муж: с 1293 Фернандо Родригес де Кастро (умер до 18 февраля 1316), сеньор де Лемос и Саррия. От Марии де Перес: Альфонсо Санчес де Кастилия; жена: Мария Диас де Харо, дочь Диего Лопеса де Харо и Терезы Альварес де Лара, вдова Нуно Диаса де Кастаньеды. После смерти мужа вышла замуж за Лопе де Мендоса. От неизвестной по имени любовницы: Тереза Санчес де Кастилия; 1-й муж: Родриго Жиль де Вильялобос (умер после 1295); 2-й муж: Хуан Альфонсо де Мендес (умер в 1304), граф де Барсельос и сеньор де Альбукьерке. Литература: Альтамира-и-Кревеа Рафаэль. История Средневековой Испании / Перевод с испанского Е.А.Вадковской и О.М.Гармсен. — Санкт-Петербург: «Евразия», 2003. — 608 страниц. — 1 500 экземпляров. — ISBN 5-8071-0128-6.

Ruprecht_und_Gattin_2 (451x700, 169Kb)
1325
Рупрехт II Серьёзный (немецкое имя — Ruprecht II. der Harte (der Ernste)
пфальцграф Рейнский с 1329 года, курфюрст Пфальца с 1390 года, из династии Виттельсбахов. Родился в Амберге. Старший сын пфальцграфа Рейнского Адольфа и Ирменгарды фон Эттинген. После смерти дяди — Рупрехта I — был провозглашен курфюрстом Пфальца 16 февраля 1390 года с согласия немецкого короля Венцеслава. В 1391 году изгнал из своих владений евреев и проституток, конфисковав их имущество в пользу Гейдельбергского университета. В 1395 издал так называемую «Рупрехтианскую конституцию», призванную обеспечить территориальную целостность Пфальца. Включил в свои владения бывший имперский город Некаргемюнд. Умер в Амберге 6 января 1398 года. Похоронен в цистерцианском монастыре в Гейдельберге. Женой Рупрехта II была (1345) Беатриса Сицилийская, дочь короля Педро II. Дети: Анна (1346 — 30 ноября 1415), с 1363 жена Вильгельма VII Юлихского; Фридрих (1347 — около 1395); Мехтильда (родилась в 1350), жена ландграфа Зигоста Лейхтенбергского; Елизавета — умерла в детстве; Рупрехт (1352—1410), король Германии; Адольф — умер в детстве.

Guillaume_III_de_Hainaut (413x700, 253Kb)
1330
Вильгельм или Виллем (немецкое имя — Wilhelm, нидерландское имя – Willem)
герцог Баварии (1347—1349, как Вильгельм I, совместно с пятью братьями), герцог Нижней Баварии (1349—1353, как Вильгельм I, совместно с двумя братьями), герцог Баварии-Штраубинга (1353—1388, как Вильгельм I, совместно с братом Альбрехтом), граф Голландии (1354—1388, как Виллем V), граф Геннегау (1356—1388, как Гильом V), граф Зеландии (1356—1388, как Виллем V). Вильгельм был сыном императора Священной Римской империи Людвига IV, герцога Баварского, и Маргариты Голландской. Когда в 1347 году скончался отец, Вильгельм правил Баварией совместно с пятью братьями до 1349 года, когда они решили разделить наследство, в результате чего Стефан, Вильгельм и Альбрехт получили в совместное управление герцогство Нижняя Бавария. С согласия матери, а также братьев Стефана и Альбрехта, отказавшихся в его пользу от нидерландского наследства, Вильгельм также получил в управление графства Голландия, Зеландия и Геннегау. В 1350 году знать Голландии попросила Маргариту вернуться на родину и принять графский титул на себя. В ответ на это 23 мая 1350 года сторонники Вильгельма сформировали «лигу Трески». 5 сентября была создана «лига Крючка» и вскоре началась гражданская война. К 1354 году Маргарита потерпела поражение, и Вильгельм был признан графом Голландии и Зеландии. В 1356 Маргарита умерла, а Вильгельм унаследовал титул графа Геннегау. Тем временем в 1353 году герцогство Нижняя Бавария было разделено. Вильгельм и Альбрехт получили в совместное управление Баварско-Штраубингское герцогство, а Стефану досталось Баварско-Ландсхутское герцогство. В 1357 году Вильгельм начал показывать признаки безумия, и в 1358 году был заключён в Ле-Кенуа, где и оставался до конца жизни. Умер 15 апреля 1389 года. Регентом его владений стал брат Альбрехт. В 1352 году Вильгельм женился в Лондоне на Матильде Ланкастер, дочери Генри Гросмонта. У них была одна дочь, которая умерла в 1356 году. Также у Вильгельма были незаконные дети: Вильгельм, который в 1398 году женился на Элизабет Хью; Елизавета, которая вышла замуж за Брюстейна ван Хервейнена, господина Ставениссе (что в Толене, Зеландия).

1401
Сёко (японское имя — 称光天皇)
101-й император Японии, синтоистское божество. Годы правления: 5 октября 1412 — 30 августа 1428. Имя — Михито (два варианта иероглифической записи — 躬仁 и 實仁). Прозвание — Дайкакудзю. Посмертный титул — Сёко-но-ин. Имя «Сёко» было составлено из кандзи имён 48-го и 49-го императоров Сётоку и Конин: Императрица Сётоку (称徳), «Сёко» (称光), Император Конин (光仁). Император правил под следующими девизами: Оэй (1394—1428); Сётё (1428—1429). Умер 30 августа 1428 года. Литература: Концевич Л. Р. Хронология стран Восточной и Центральной Азии. — Москва: Восточная литература Российской Академии Наук, 2010. — 806 страниц. — ISBN 978-5-02-036350-2; История Японии / Под редакцией А.Е.Жукова. — Москва: Институт востоковедения Российской Академии Наук, 1998. — Том 1. С древнейших времён до 1968 г. — 659 страниц. — ISBN 5-89282-107-2; Isaac Titsingh. Нихон одай итиран, или Обзор императорских правлений в Японии = Nipon o daï itsi ran, ou, Annales des empereurs du Japon. — Paris, 1834. — 460 p.

Cardinal_Pompeo_Colonna (494x700, 322Kb)
1479
Помпео Колонна (итальянское имя — Pompeo Colonna)
итальянский кардинал, епископ Риети и вице-король Неаполя из рода Колонна. Родился в Риме. Был племянником кондотьера Просперо Колонна. Помпео Колонна, будучи подозреваем в заговоре с целью убийства папы Римского Юлия II и в нападении на Капитолий, был лишён своих церковных титулов и званий, однако в июле 1517 года папой Львом X возведён в кардинальское звание от римской титульной церкви 12-ти Святых Апостолов (Santi XII Apostoli). В 1524 году он переходит из церкви 12-ти Святых Апостолов к церкви Сан-Лоренцо в Дамосо. При избрании пап Римских Адриана VI и Климента VII он сыграл решающую роль. Как кардинал Помпео Колонна был церковным администратором архиепископств Катания и Монреале на Сицилии, епископств Потенца, Терни, Ацерно, Россано, Аверса и Сарно. В 1530 году он назначается императором Священной Римской империи Карлом V вице-королём Неаполитанского королевства. Помпео Колонна известен также как талантливый поэт. Главное своё литературное произведение, сборник стихотворений De laudibus mulierum он посвятил поэтессе и своей родственнице Виттории Колонна. Умер в Неаполе 28 июня 1532 года.

Gustav_I_of_Sweden_c_1550 (610x700, 375Kb)
1496
Густав Ваза, или Густав I (шведское имя — Gustav Vasa, правильнее Густав Васа)
регент шведского королевства с 23 августа 1521 (Густав Эрикссон Васа), король Швеции с 6 июня 1523. До вступления на престол — Густав Эрикссон (шведcrkz bvy - Gustav Eriksson). Густав Эрикссон родился в Линдхольмене. Его отец Эрик Юханссон Васа был в родстве с покойным регентом Стеном Стуре Старшим, не имевшим детей. О детстве Густава сохранилось много любопытных рассказов, обнаруживающих раннее развитие наклонности к господству и желания быть первым. Ханс Датский хотел увезти Густава с собой в Данию и там воспитать его, но Стен Стуре не отпустил мальчика.
12 мая 1496 года родился — Густав I Васаpost-13108-130515912281 (700x352, 299Kb)
С 13 лет начинается школьная жизнь Густава в Упсале. В 1514 году Густав поселился при дворе Стена Стуре Младшего; в двадцать лет он уже принимал участие в войне с Данией и проявил большую храбрость. После перемирия с Кристианом II Густав был отправлен заложником в Данию. Отсюда он бежал сначала в Любек, а потом в Даларну. Бегство Густава породило целый ряд более или менее фантастических рассказов. В Даларне он старался поднять восстание против Дании; сначала у него было немного сторонников, и он уже хотел бежать в Норвегию, но затем дело пошло успешно, и в 1521 году восстание охватило весь край. Густав двинулся к Стокгольму; по дороге, в Вадстене, представители сословий поклялись ему в верности как главе и ландсгерру всей Швеции. Получив значительную помощь из Любека, Густав начал осаду Стокгольма.
12 мая 1496 года родился — Густав I Васаpost-13108-130515912559 (700x343, 240Kb)
Город сдался ему 20 июня 1523 г. Ещё раньше Густав был избран королём Швеции. Кальмарская уния перестала существовать. Густав I ввёл в Швецию реформацию, преимущественно ввиду её практических, финансовых выгод. Реформация утвердилась в Швеции в 1527 г., на риксдаге в Вестеросе; в том же году король прибег к редукции церковных имений, оконченной лишь к 1540 г. Доход епископов уменьшился в десять раз. Юрисдикция епископов ограничивалась с этих пор только правом наблюдать за нравственностью духовенства и правом вмешательства в вопросах о браке. Ни одна церковная реформа не могла быть проведена без согласия короля. После утверждения реформации началась борьба Швеции с Данией против Кристиана II и Любека, за которых стоял Карл V. Мир заключен был в 1544 г. в Шпейере. Для ослабления влияния Любека Густав сблизился с Голландией и Англией. Он также заботился о развитии шведской торговли и промышленности.
12 мая 1496 года родился — Густав I Васаpost-13108-130515912856 (700x343, 273Kb)
В 1544 г., на новом съезде в Вестеросе, Швеция перестала быть избирательным государством; престол был признан наследственным за домом Васа. В последние годы своего царствования Густав предпринял борьбу с Россией, которую вёл очень неудачно и поспешил окончить через два года; затем он вмешался в ливонские распри, приведшие к знаменитой Ливонской войне. Король скончался в Стокгольме 29 сентября 1560 года. В честь Густава I в 1772 году был учреждён орден Васы, его именем назван район Стокгольма Васастан, массив Васапарк. С 1922 года проводится престижный лыжный марафон Васалоппет. Библиография: Форстен Г.В. Борьба из-за господства на Балтийском море, 1884; Lagerqvist L.-O. Gustav Eriksson (Vasa) i Dalarna 1520-1521. Minnen, myter och monument. – Stockholm, 1993; Lagerqvist L.-O. Gustav Vasa – landsfader eller tyrann? – Stockholm, 2002; Svalenius I. Gustav Vasa. – Stockholm, 1950.

Christoph von Württemberg (352x700, 231Kb)
1515
Кристоф Вюртембергский (немецкое имя — Christoph von Württemberg)
четвёртый герцог Вюртемберга с 1550 года, граф Монбельяра c 1550 года и до своей смерти. Родился в Урахе. Единственный сын Ульриха Вюртембергского и Сабины Баварской. После изгнания отца из Вюртемберга Кристоф вырос при дворе Фердинанда Австрийского. В 1530 году на Аугсбургском сейме он был выдан императору Карлу, который принял его в свою свиту. Когда он в 1533 году должен был следовать за императором в Испанию, он бежал, нашел убежище у своего дяди Людовика Баварского, вступил в сношения со своим отцом и настойчиво требовал возвращения Вюртемберга. Многие князья, а также Франциск I Французский вступились за него, но на Аугсбургском сейме 1533 года ходатайства Кристофа не имели успеха. После счастливого возвращения Ульриха в Вюртемберг Кристоф отправился к отцу, но недоразумения с ним скоро побудили его поступить на службу к французскому королю. Спустя восемь лет Ульрих призвал его обратно. Начиная с 1542 года по договору Риквира Кристоф управлял графством Монбельяр от имени своего отца, переняв бразды управления графством у своего дяди Георга I, который не сошелся характером с герцогом Ульрихом. Кристоф управлял Монбельяром до смерти своего отца в 1550 году. Затем он стал владетельным графом Монбельяра, и правил им вплоть до 1553 года, когда он передал графство в управление обратно Георгу I. В 1544 году Кристоф женился на Анне Марии Бранденбург-Ансбахской, дочери маркграфа Георга Бранденбург-Ансбахского. Вследствие участия Ульриха в Шмалькальденской войне Фердинанд снова возбудил притязание на Вюртемберг как австрийское ленное владение. Процесс ещё не был решен, когда в 1550 году Ульрих умер и Кристоф немедленно принял бразды правления. Только Пассауский договор 1552 года утвердил Вюртемберг за Кристофом и его потомством в мужской линии под условием признания ленного господства Австрии и уплаты суммы в 250 000 флоринов. Оставаясь нейтральным во время восстания князей против Карла V, Кристоф стал в 1553 году во главе Гейдельбергского союза южно-германских и рейнских князей обоих вероисповеданий для защиты членов союза от маркграфа Альбрехта Бранденбургского. В 1551—1552 годах Кристоф послал депутатов на Тридентский собор, но после падения интерима довершил окончательно вюртембергскую реформацию в строго лютеранском духе. Мирным путём он вступался за гугенотов и за протестантов в Италии, Польше и южно-славянских странах. В области внутреннего правления при Кристофе кодифицировано «Земское право» (1555 год), назначен постоянный контрольный комитет государственных чинов (1554 год), изданы уставы церковный (1559 год) и монастырский (1556 год), правила о визитациях (1553 год) и др. Кристоф объединил прежние католические церковные имущества в одно общее церковное имущество, предназначенное на покрытие нужд церкви и благотворения. Монастыри были превращены в учебные заведения. Умер в Штутгарте 28 декабря 1568 года. В Штутгарте на Дворцовой площади герцогу Кристофу воздвигнута в 1889 году бронзовая статуя работы Пауля Мюллера. В браке с Анной Марией Бранденбург-Ансбахской родились: Эберхард (1545—1568), наследный принц Вюртембергский; Гедвига (1547—1590), замужем за ландграфом Людвигом IV Гессен-Марбургским (1537—1640); Елизавета (1548—1592), замужем за графом Георгом Эрнстом Геннеберг-Шлейзингенским (1511—1583), затем за пфальцграфом Георгом Густавом Фельденц-Лаутереккенским (1564—1634); Сабина (1549—1581), замужем за ландграфом Вильгельмом IV Гессен-Кассельским (1532—1592); Эмилия (1550—1589), замужем за пфальцграфом Рейхардом Зиммернским (1521—1598); Элеонора (1552—1618), замужем за князем Иоахимом Эрнстом Ангальтским (1536—1586), затем за ландграфом Георгом I Гессен-Дармштадтским (1547—1596); Людвиг (1554—1593), герцог Вюртемберга, женат на Доротее Урсуле Баден-Дурлахской (1559—1583), затем на Урсуле Фельденцской (1572—1635); Максимилиан (1556—1557); Ульрих (1558); Доротея Мария (1559—1639), замужем за пфальцграфом Отто Генрихом Зульцбахским (1556—1604); Анна (1561—1616), замужем за герцогом Иоганном Георгом Легницким (1552—1592), затем за герцогом Фридрихом IV Легницким (1552—1596); София (1563—1590), замужем за герцогом Фридрихом Вильгельмом I Саксен-Веймарским (1562—1602).

SabineBraAnsBrand (552x700, 456Kb)
1529
Сабина Бранденбург-Ансбахская (немецкое имя — Sabina von Brandenburg-Ansbach)
принцесса Бранденбург-Ансбахская, в замужестве курфюрстина Бранденбургская. Родилась в Ансбахе. Принцесса Сабина — дочь маркграфа Георга Бранденбург-Ансбахского и его второй супруги Гедвиги Мюнстерберг-Эльсской, дочери герцога Карла I. Принцесса воспитывалась в лютеранском вероисповедании мачехой Эмилией Саксонской. 12 февраля 1548 года в Ансбахе Сабина вышла замуж за курфюрста Иоганна Георга Бранденбургского. Первая супруга курфюрста София Лигницкая приходилась Сабине двоюродной сестрой. В день бракосочетания Сабина торжественно отказалась от причитающегося ей отцовского наследства. В течение 23 лет чета курпринцев проживала в различных замках Бранденбурга. Став в 1571 году бранденбургской курфюрстиной, Сабина имела влияние по религиозным вопросам, занималась церквями и школами. Она оказывала поддержку больным и бедным. Умерла в Берлине 2 ноября 1575 года. Похоронена в Берлинском кафедральном соборе. В браке с Иоганном Георгом Бранденбургским у Сабины родились: Георг Альбрехт (1555—1557); Эрдмута (1562—1623), замужем за герцогом Иоганном Фридрихом Померанско-Штеттинским (1542—1600); Анна Мария (1567—1618), замужем за герцогом Барнимом X Померанским (1549—1603); София (1568—1622), замужем за курфюрстом Кристианом I Саксонским (1568—1622); Ещё двое принцев и пять принцесс Сабины и Иоганна Георга умерли в детском возрасте. Литература: Ernst Daniel Martin Kirchner: Die Kurfürstinnen und Königinnen auf dem Throne der Hohenzollern. 2. Teil: Die letzten acht Kurfürstinnen. Berlin 1867, S. 4-31

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку