-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108626
Комментариев: 6801
Написано: 117097


6 мая родились...

Понедельник, 06 Мая 2024 г. 04:24 + в цитатник
Christian_Morgenstern_own_photo (514x700, 222Kb)
1871
Христиан Отто Йозеф Вольфганг Моргенштерн (немецкое имя — Christian Otto Josef Wolfgang Morgenstern)
немецкий поэт, писатель и переводчик, классик немецкой литературы конца XIX — начала ХХ веков. Особо популярной у читателей была его юмористическая лирика. Х.Моргенштерн родился в Мюнхене, в семье художников. Известным немецким живописцем был дед мальчика, также Христиан Моргенштерн; художниками-пейзажистами были и его отец, Карл Эрнст Моргенштерн, и дед по матери. В 1881 году умирает от туберкулёза мать Христиана, Шарлотта Моргенштерн, урождённая Шертель. Вскоре после этого его отправляют в Гамбург, к крёстному, торговцу предметами искусства Арнольду Отто Мейеру, где Христиан находился очень неохотно. Через год мальчик возврещается в Мюнхен, и вскоре он был определён в интернат в Ландсхуте, где для поддержания дисциплины употреблялись телесные наказания. В 1883 году отец Христиана женится вторично, на Амалии фон Далл-Арми, и вместе с женой и Христианом уезжает в Бреслау (ныне Вроцлав), где получает место в Королевской академии искусств. Будущий писатель поступает здесь в гимназию Марии Магдалины. В возрасте 16-ти лет здесь он пишет свои первые произведения — трагедию Александр Болгарский и описание минералов Mineralogia popularis (Популярная минералогия). Оба эти сочинения не сохранились. Моргенштерн увлекается философией Шопенгауэра. В возрасте 18-ти лет он знакомится в гимназии с Фридрихом Кейслером и Фрицем Бебло; оба они станут на всю жизнь друзьями писателя. Осенью 1889 года Моргенштерн поступает в военное училище, так как отец желал для своего сына карьеру офицера. Впрочем, через полгода юноша уходит из него и продолжает обучение в гимназии города Зорау (ныне Жары). Здесь он вместе с друзьями выпускает журнал «Deutscher Geist» (Немецкий дух), девизом которого стали слова Кромвеля: «Дальше всех пойдёт тот, кто не знает, куда он идёт». В 1893 году Моргенштерн организует юмористическое общество «Сансара». Поступив в университет в Бреслау на факультет хозяйства и экономики, летом Христиан вместе с Кейслером уезжает в Мюнхен, однако вскоре, в связи с обострением туберкулёза, унаследованного от матери, он был вынужден покинуть этот город и пройти лечение на водах, в Бад Рейнерце (ныне Душники-Здруй). После возвращения в Бреслау Христиан узнаёт о разводе отца, после чего вновь уезжает на лечение в Зорау. Так как дальнейшее обучение в университете было для Моргенштерна невозможно, друзья предложили ему финансовую помощь для лечения в Давосе, а профессор Дан взялся оплатить расходы по обучению Христиана вплоть до получения им диплома. Однако оба эти предложения отклонил его отец, после чего Моргенштерн принимает решение стать профессиональным писателем. После последовавшей вскоре третьей женитьбы отца отношения между ними надолго прекращаются.
Christian_Morgenstern_18 (428x700, 272Kb)
Писатель в возрасте 18-ти лет
В апреле 1894 года Моргенштерн переезжает в Берлин, где он, в том числе и при помощи ищущего примирения отца, получает место в Берлинской Национальной галерее. Он знакомится с работами Ницше и Поля Лагарда, сотрудничает в журналах и газетах — Ежедневное обозрение (Tägliche Rundschau), Свободная сцена (Freie Bühne), Страж искусства (Der Kunstwart) и Зритель (Der Zuschauer). В 1895 году выходит в свет первая книга Моргенштерна, сборник поэзии In Phanta’s Schloß (Во дворце фантазии). В этом и следующем годах писатель много путешествует: он плавает под парусом по озеру Мюггельзе, посещает Гельголанд, Зюльт и Зальцбург. Летом 1897 года он, выполняя заказ, переводит с французского языка автобиографический роман Августа Стриндберга Inferno. В октябре 1897 Моргенштерн подписывает контракт с издательством S. Fischer Verlag на перевод произведений Генрика Ибсена (несмотря на то, что на тот момент он не владел норвежским языком). С мая 1898 по осень 1899 года Х.Моргенштерн живёт в Норвегии, в первую очередь с целью изучения языка. В это время он неоднократно встречается с Ибсеном.
Berlin_GTafel_Morgenstern (700x433, 236Kb)
Памятная доска в честь писателя в Берлин-Шарлоттенбурге
В 1900 году писателю приходится уехать на лечение в Давос; он также посещает озеро Фирвальдштеттерзе, Цюрих, Арозу, Милан, Портофино, Гейдельберг и Флоренцию. В декабре 1902 Моргенштерн едет в Рим и в мае 1903 возвращается в Берлин. В этот период он занят переводами из Кнута Гамсуна и Бьёрнстьерне Бьёрнсона. В 1903—1905 годах Моргенштерн по-прежнему периодически проходит лечение и оздоровительные мероприятия (в Вике, Биркенвердере и др.), не всегда успешные. В 1905 году выходят из печати его Песни висельника (Galgenlieder), в это же время писатель знакомится с творчеством Достоевского. В следующем году Моргенштерн уезжает на лечение в горы, где занимается философией; изучает работы Фихте, Гегеля, Спинозы, Бёме, Фехнера, Толстого. В июле 1908 года на курорте в Бад Дрейкирхене, Моргенштерн знакомится со своей будущей супругой, также лёгочной больной, Маргаретой Гозебрух фон Лихтенштерн. После отъезда Маргареты между влюблёнными началась оживлённая переписка. После того, как Маргарета в октябре вновь заболела, Христиан посещает её в Фрейбурге. Однако, в связи с тем, что пребывание постороннего мужчины в доме больной противоречило общественной морали, Моргенштерн вскоре вынужден был уехать в Страсбург. В ноябре 1908 года выздоровевшая Маргарита приезжает в Берлин, куда устремляется и Христиан. В январе 1909 года Моргенштерн знакомится в Берлине с ученым и философом Рудольфом Штейнером, и между ними обоими завязываются дружеские отношения. Чтобы слушать его лекции, Моргенштерн следует за Штейнером в его поездках в Дюссельдорф, Кассель, Мюнхен и Осло. В сае 1909 года он, вслед за Маргаретой, вступает в руководимую Штейнером Немецкую секцию Теософского общества. После раскола в этой организации в 1912—1913 годах Моргенштерн принимает сторону Штейнера и вместе с ним участвует в работе Антропософского общества. В 1909 году он продолжает переводить Гамсуна, едет на Теософский конгресс в Будапешт, посещает отца в Вольфсхау и путешествует с Маргаретой по Шварцвальду. Там Моргенштерн заболевает бронхитом, осложнённым многочисленными поездками. По выздоровлении Христиан и Маргарета обвенчались 7 марта 1910 года. В том же году начинается сотрудничество Моргенштерна с Рейнхардом Пипером, главой издательства Piper Verlag, продолжавшееся до конца жизни писателя. С мая по август 1910 года писатель находится на курорте в Бад Дюрренштейне, в Доломитовых Альпах, затем присутствует на лекциях Штейнера в Берне. После поездки в Мюнхен, в октябре этого года Моргенштерн совершает большое путешествие по Италии: он посещает Верону, Милан, Геную, Палермо. Конечной точкой этой поездки становится Таормина на Сицилии. Моргенштерн и Маргарета расчитывали провести в Таормине не менее полугода, однако вскоре Христиан вновь тяжело заболел и вынужден был в феврале 1911 года лечь в Немецкий госпиталь в Риме, а затем отправиться для поправления здоровья в лесной санаторий в Арозе. Здесь он встретил своего отца и мать Маргериты, которые длительное время были не согласны с браком Христиана и Маргериты, и лишь теперь наступало примирение. После нескольких месяцев лечения Моргенштерн покинул санаторий и поселился с женой в Арозе. В 1912 году писатель получает пособие в размере 1000 марок от Фонда немецких писателей и вскоре после этого переезжает в Давос. По-прежнему больной, он покидает санаторий и, вместе с Маргеритой, уезжает в Цюрих, где в октябре встречается со Штейнером. Затем возвращается в Арозу и составляет обращение, в котором предлагает кандидатуру Штейнера как кандидата на получение Нобелевской премии мира (не было отправлено). В начале 1913 года Моргенштерн уезжает в Портофино, где занимается переводами стихотворений Фридриха Великого (с французского языка) и завязывет дружбу с также лёгочным больным, антропософом Михаэлем Бауэром. В Мюнхене писатель вновь посещает собрания с лекциями Штейнера, затем следует за ним в Штутгарт и Лейпциг. На собраниях в этих городах Мария фон Зиверс, будущая жена Штейнера, читает перед собравшимися также и произведения Моргенштерна. Эти чтения в предновогодний вечер в Лейпциге писатель воспринял как особое признание его таланта. В 1914 году состояние здоровья писателя резко ухудшилось. Предпринятая поездка в санаторий в Арко близ Тренто оказалась безуспешной, так как там отказались принять умирающего больного писателя. После недолгого пребывания в санатории в Больцано Моргенштерн оказался на вилле Гелиобург в Мерано, где он ещё продолжает работать над сборником Мы найдём наш путь (Wir fanden einen Pfad). К умирающему писателю приезжает Бауэр, которому Моргенштерн перед этим написал письмо. 31 марта 1914 года, около пяти часов утра, Моргенштерн скончался. 4 апреля в Базеле его тело было кремировано. Урну с прахом принял Штейнер. После смерти поэта его вдова переработала, дополнила и выпустила в свет многие произведения Моргенштерна, ранее малоизвестные или вообще неизвестные широкой публике — так как за время его короткой жизни напечатана была едва ли половина написанных им сочинений. Прежде всего известна и любима читателем всё же осталась его юмористическая, афористическая поэзия, полная любви к жизни и остроумия (в особенности «Песни висельника»).Поэзия Моргенштерна вдохновляла многих композиторов, среди них следует назвать Александра Цемлинского, Макса Регера, Пауля Хиндемита, Ханса Эйслера, Юрьё Килпинена, Фридриха Гульду, Роберта Кана, Вильфрида Хиллера, Софию Губайдулину, Хайнца Холлигера. Сочинения, вышедшие при жизни поэта: In Phanta’s Schloß. Цикл юмористически-фантастических стихотворений. Taendler, Berlin 1895; Auf vielen Wegen. Поэзия. Schuster & Loeffler, Berlin 1897; Horatius Travestitus. Шутки студента. Schuster & Loeffler, Berlin 1897; Ich und die Welt. Поэзия. Schuster & Loeffler, Berlin 1898; Ein Sommer. Стихотворения. S. Fischer, Berlin 1900; Und aber ründet sich ein Kranz. S. Fischer, Berlin 1902; Galgenlieder. Bruno Cassirer, Berlin 1905; Melancholie. Новые стихи. Bruno Cassirer, Berlin 1906; Osterbuch (Название на обложке: ‚Hasenbuch (Заячья книга)‘). Детские стихотворения, Bruno Cassirer, Berlin 1908. Переиздания: Inselbuch 1960 и Nomos Verlagsgesellschaft, Baden Baden 1978 ISBN 3-937801-16-2; Palmström (mit Umschlagzeichnung von Karl Walser). Bruno Cassirer, Berlin 1910; Einkehr. Поэзия. Piper, München 1910; Ein Butterbrotpapier im Wald. Поэзия, 1910; Ich und Du. Сонеты и песни. Piper, München 1911; Wir fanden einen Pfad. Новые стихи. Piper, München 1914. Переводы: August Strindberg: Inferno. Georg Bondi, Berlin 1898; Knut Hamsun: Abendröte. Schauspiel in drei Aufzügen. Langen, München 1904; Björnstjerne Björnson: Gedichte. Ludwig Fulda, hg. v. Julius Elias. Langen, München 1908; Henrik Ibsen: Sämtliche Werke in deutscher Sprache. Durchgesehen und eingeleitet von Georg Brandes, Julius Elias, Paul Schlenther. Übersetzt von Christian Morgenstern (u.a.), 10 Bände. S. Fischer, Berlin 1898—1904; Die grossen Dramen. Übersetzt von Christian Morgenstern und Emma Klingenfeld. Nachwort v. A. Viviani. Artemis & Winkler, Zürich 2006, ISBN 978-3-538-06311-2. Полное собрание сочинений с комментариями: Штуттгартское издание Verlags Urachhaus, Stuttgart, hg. unter der Leitung von Reinhardt Habel: Band 1: Lyrik 1887—1905, hg. v. Martin Kiessig, 1988, ISBN 3-87838-501-3; Band 2: Lyrik 1906—1914, hg. v. Martin Kiessig, 1992, ISBN 3-87838-502-1; Band 3: Humoristische Lyrik, hg. v. Maurice Cureau, 1990, ISBN 3-87838-503-X; Band 4: Episches und Dramatisches, hg. v. Reinhardt Habel und Ernst Kretschmer, 2001, ISBN 3-87838-504-8; Band 5: Aphorismen, hg. v. Reinhardt Habel, 1987, ISBN 3-87838-505-6; Band 6: Kritische Schriften, hg. v. Helmut Gumtau, 1987, ISBN 3-87838-506-4; Band 7: Briefwechsel 1878—1903, hg. v. Katharina Breitner, 2005, ISBN 3-87838-507-2; Band 8: Briefwechsel 1905—1908 (подготавливается); Band 9: Briefwechsel 1909—1914 (подготавливается). Литература: Michael Bauer: Christian Morgensterns Leben und Werk. Piper, München 1933 (дополнено Иаргаретой Моргенштерн и Рудольфом Мейером). (Новое издание 1985, Urachhaus, Stuttgart); Martin Beheim-Schwarzbach: Christian Morgenstern. Rowohlt, Reinbek 1964, ISBN 3-499-50097-3 (Rowohlts Monographien, Band 97); Maurice Cureau: Christian Morgenstern humoriste. La création poétique dans «In Phanta’s Schloss» et les «Galgenlieder». Peter Lang, Bern 1986 (Europäische Hochschulschriften, Reihe I/Bd. 949); Herbert Gumtau: Christian Morgenstern. Colloquium, Berlin 1971 (Köpfe des XX. Jahrhunderts, Band 66). Friedrich Hiebel: Christian Morgenstern. Wende und Aufbruch unseres Jahrhunderts. A. Francke, Bern 1957. Ernst Kretschmer (Hrsg.): Christian Morgenstern. Ein Wanderleben in Text und Bild. Quadriga, Weinheim und Berlin 1989. Bernd-Udo Kusch: Christian Morgenstern. Leben und Werk. Sein Weg zur Anthroposophie. Novalis, Schaffhausen 1982; Rudolf Meyer: Christian Morgenstern in Berlin. Urachhaus, Stuttgart 1959; Стихотворения: «Зарубежная поэзия в переводах Вячеслава Куприянова». Москва: Радуга, 2009.

Ahmet Cemal Paşa (413x700, 174Kb)
1872
Ахмед Джемаль-паша (османское имя — احمد جمال‎; турецкое имя — Ahmet Cemal)
османский военный и политический деятель, полномочный военный и гражданский администратор Сирии (1915—1917); известный деятель движения младотурок. Военный преступник, участвовавший в массовых убийствах армян и арабов.
Ахмед Джемаль родился в городе Митилена на острове Лесбос (ныне Греция), в семье военного фармацевта Мехмет Несип-бея. Окончил высшее военное училище Кулели в 1890, затем Стамбульскую военную академию (турецкое название — Mektebi Harbiyeyi Şahane) в 1893 году. Первоначально служил в 1 департаменте военного министерства (турецкое название — Seraskerlik Erkanı Harbiye), затем в департаменте сооружения военных укреплений Кирккилисе при 2-й армии. В 1896 году причислен ко 2-му армейскому корпусу. Через два года он стал начальником штаба Дивизии новобранцев в Салониках.
Ahmet Cemal Paşaв молодости (533x700, 211Kb)
Джемаль-паша в молодости
Между тем, он стал членом «Комитета единства и прогресса» (турецкое название — İttihat ve Terakki Cemiyeti) — тайной политической организации, стремившейся свергнуть султана Абдул-Гамида. В 1905 году Джемаль был произведён в майоры и назначен инспектором Румелийской железной дороги. В 1906 он вступил в Османское общество свободы, стал влиятельным деятелем «Комитета единства и прогресса». В 1907 году назначен членом военного совета 3-го армейского корпуса. Здесь он познакомился и сотрудничал с Али Фетхи Окьяром и Мустафой Кемалем. В 1908—1918 годах Джемаль был одним из наиболее влиятельных администраторов Османской империи.
Балканские войны и переворот 1913 года
В 1911 году Джемаль был назначен губернатором Багдада. Он, однако, почти сразу ушёл в отставку, чтобы принять участие в Балканской войне. В октябре 1912 года ему присвоено звание полковника. В конце 1-й балканской войны он играл важную роль в пропагандистской кампании против переговоров с европейскими странами, которую развернули «младотурки». Он пытался решить проблемы, возникшие в Стамбуле после переворота 1913 года (англ.). Джемаль сыграл значительную роль во Второй балканской войне, а после переворота, совершённого 23 января 1913 года, он стал начальником гарнизона Стамбула и был назначен министром общественных работ. В 1914 году он стал министром морского флота.
Ahmet Cemal Paşaна берегу Мёртвого моря (700x404, 163Kb)
Ахмед Джемаль на берегу Мёртвого моря в 1915
Первая мировая война
Когда Европа разделилась на два блока, Джемаль, в отличие от других младотурецких лидеров, был сторонником союза с Францией. Он отправился во Францию для переговоров о союзе, которые потерпели неудачу, и был вынужден присоединиться к прогерманским лидерам младотурок Энвер-паше и Талаат-паше. Втроём они взяли под контроль правительство Османской империи в 1913 году, установив «режим трёх пашей», который продолжался вплоть до поражения страны в Первой мировой войне. Джемаль был одним из архитекторов внешней и внутренней политики Османской империи. После вступления Османской империи в войну на стороне Германии и Австро-Венгрии Энвер-паша назначил Джемаль-пашу командующим армией, воевавшей против англичан в Египте, однако в качестве военачальника Джемаль потерпел неудачу, как ранее сам Энвер.
Ahmet Cemal Paşaс иракскими племенными лидерами (700x499, 301Kb)
Джемаль паша с иракскими племенными лидерами отмечает завершение строительства дамбы аль-Хиндья на реке Евфрат к югу от Багдада
Сирийская кампания
В мае 1915 года Джемаль-паша был назначен полномочным военным и гражданским администратором Сирии. Принятый специально по этому поводу закон давал ему широкие полномочия. Все декреты правительства в Стамбуле, касающиеся Сирии, должны были быть одобрены им лично. Однако развёрнутые им наступления в направлении Суэцкого канала провалились. Эти неудачи, а также совпавшие с ними во времени стихийные бедствия и экономические неурядицы настроили местное население против османской администрации и вызвали Арабскую революцию под предводительством шерифа Хусейна и его сыновей.
Ahmet Cemal Paşaв должности морского министра (430x700, 350Kb)
Джемаль паша в должности морского министра
В конце 1915 года Джемаль-паша начал секретные переговоры с Антантой о выходе Турции из войны, однако переговоры провалились, поскольку стороны не пришли к согласию о будущих границах Османской империи.. Американский историк Шон Мак-Микин выражает сомнения в реальности переговоров с Антантой, указывая на тот факт, что Джемаль всегда поддерживал тесные отношения с Германией и ненавидел британскую империю. По приказу Джемаля были заняты французские консульства в Бейруте и Дамаске, где были обнаружены секретные документы о связях французов с арабскими повстанцами. Именно в действиях повстанцев Джемаль видел основную причину своих неудач. Джемаль получил среди арабов прозвище «Ас-Саффах», «кровавый мясник», поскольку по его приказу 6 мая 1916 года в Дамаске и Бейруте соответственно было повешено немало ливанских и сирийских шиитов и маронитов по обвинению в измене. В книге «История Османской администрации в Восточной Иордании 1864—1918 гг.» Ахмед Седки Али Шукайрат пишет, что Джамаль-паша участвовал в массовых убийствах арабов в Леванте из-за их требований о децентрализации управления, а также поспособствовал переселению сотни армянских семей в Анатолию. Джамаль-паша приговорил многих арабских лидеров к смертной казни. В августе 1915 года в Бейруте было казнено 11 человек, а в то же время в Сирии — представители местной интеллигенции были также преданы смерти. Последняя казнь состоялась в мае 1916 года. В конце 1917 года Джемаль управлял Сирией из Дамаска как почти независимый правитель. После того как англичане нанесли ряд поражений османской 4-й армии, он оставил свою должность и вернулся в Стамбул.
III парламент
На последнем съезде партии «Комитет единства и прогресса», проведенном в 1917 году, Джемаль был избран в правление партии. После поражения Османской империи в октябре 1918 года и отставки кабинета Талаат-паши 2 ноября 1918 года Джемаль бежал, вместе с несколькими другими лидерами «Комитета», в Германию, затем в Швейцарию.
Ahmet Cemal PaşaТело убитого (700x435, 169Kb)
Тело убитого Ахмед Джемаль-паши
Осуждение и смерть
5 июля 1919 года военный трибунал в Константинополе заочно приговорил Джемаля (наряду с другими членами «триумвирата» — Талаатом и Энвером) к смертной казни через повешение за вовлечение Турции в войну и организацию массовых убийств армян, а также (специально) за убийства арабов. Джемаль направился в Афганистан, где в качестве военного советника участвовал в модернизации афганской армии. Позднее переехал в Тифлис, где в 1922 году был убит членами партии «Дашнакцутюн» Петросом Тер-Погосяном и Арташесом Геворгяном в рамках операции «Немезис» по уничтожению виновников геноцида армян в 1915 году. Тело было перевезено в Эрзурум и там похоронено.
Современность
Внук Ахмеда Джемаль-паши, Хасан, в 2012 году опубликовал книгу «1915: Геноцид армян», в которой он описал эволюцию своей позиции, которая начиналась с отрицания геноцида, но закончилась его публичным признанием. 5 апреля 2010 года в Тбилиси, на углу улиц Чайковского и Ингорогвы, на фасаде дома, принадлежавшего бывшему государственному советнику Антону Соломоновичу Корханяну, была установлена памятная доска Джемалу паше, убитому в Тифлисе армянскими «народными мстителями» Петросом Тер-Погосяном, Арташесом Геворгяном и Степаном Цагикяном. 17 апреля армянская община добилась снятия доски Библиография: Memories of a Turkish statesman: 1913-1919, New York: George H. Doran Company, 1922. Литература: Залесский К.А. Кто был кто в Первой мировой войне. — Москва: АСТ; Астрель, 2003. — 896 страниц. — 5000 экземпляров. — ISBN 5-17-019670-9. — ISBN 5-271-06895-1; Тихонов Ю.Н. Джемаль-паша в Афганистане и Советской России в 1921—1922 гг. Новые архивные документы // Восточный архив. 2010, № 22

bowie (504x700, 112Kb)
1872
Уильям Боуи (William Bowe)
американский геодезист и геофизик, член Национальной Академии Наук в Вашингтоне. Родился в имении Грасслэнд в Аннаполис-Джанкшн, округ Энн-Арунделл, штат Мэриленд, США. Окончил государственную школу, Сент-Джонский колледж в Аннаполисе, Тринити-колледж в Хартфорде, Коннектикут (где стал бакалавром наук в 1893 году, магистром искусств в 1907 и доктором наук в 1919) и университет Лехая (где стал кандидатом наук в 1895 и доктором в 1922). В 1909-1940 руководил Геодезическим отделом береговой и геодезической службы США. В 1936 году стал почётным доктором права Эдинбургского университета в Шотландии на заседании Международного союза геодезии и геофизики, президентом которого он был, а в 1937 году получил почётную степень доктора наук от Вашингтонского университета. В 1895 году Боуи стал сотрудником Национальной геодезической службы США. Во время Первой мировой войны служил в Инженерном корпусе в звании майора. Неоднократно представлял США на различных международных конференциях и конгрессах по геодезии. Областью его научных интересов была теория изостазии и её приложение к динамической и структурной геологии. Один из инициаторов гравиметрических работ в США. Труды по теории изостазии и по приложению геодезии к геофизике; автор метода уравнивания триангуляции I класса, нашедшего применение в США. В возрасте 64 лет ушёл в отставку с государственной службы. Умер в Вашингтоне 28 августа 1940 года
Награды и память
В 1932 году был награждён премией Шарля Лагранжа от Королевской Академии наук и искусств Бельгии, в 1937 году получил медаль Эллиота Крессона от Института Франклина. В его честь названы медаль Уильяма Боуи (в 1939 году награждён этой медалью) и подводные вулкан Боуи и каньон Боуи. Литература: Иностранные члены Российской академии наук XVIII−XXI вв.: Геология и горные науки. / Ответственный редактор И.Г.Малахова. Москва: ГЦ РАН, 2012. − 504 страницы. ISBN 978-5-904509-08-8.

 (529x698, 31Kb)
1872
Виллем де Ситтер (нидерландское имя — Willem de Sitter)
нидерландский астроном. Родился в Снеке. Окончил Гронингенский университет, работал в астрономической лаборатории. После двух лет работы математиком-вычислителем на обсерватории мыса Доброй Надежды (1897–1899) стал ассистентом Астрономической лаборатории в Гронингене, а в 1908 – профессором астрономии Лейденского университета. С 1919 Ситтер – директор Лейденской обсерватории. Работы Ситтера посвящены позиционной астрономии, фотометрии звезд и космологии. Проанализировав данные о движении спутников Юпитера, полученные им самим и другими астрономами на мысе Доброй Надежды, он создал новую теорию их движения, которая учитывала возмущающие факторы разной природы. Эта теория используется и в настоящее время для расчета движения спутников Юпитера. Ситтеру принадлежат работы по согласованию различных астрономических и геодезических постоянных. Он изучал неравномерность движения Земли и объяснил замедление ее вращения приливным трением. Работы Ситтера по теории относительности, представленные Лондонскому королевскому обществу в 1916–1917, привлекли внимание научного мира к общей теории относительности Эйнштейна. Ситтер создал одну из первых релятивистских космологических теорий, которая послужила отправной точкой для последующих теорий нестационарной Вселенной (А.Фридман, 1922; Ж.Леметр, 1927). В 1931 Ситтер приехал в США, зиму провел в обсерватории Маунт-Вилсон, наблюдая вместе с Эйнштейном за движением отдаленных галактик и обсуждая теорию расширения Вселенной. Лекции, прочитанные Ситтером в США в Калифорнийском университете, были изданы с дополнениями в 1933. Умер в Лейдене (Нидерланды) 20 ноября 1934 года. Награды: Медаль Джеймса Крейга Уотсона — 1929; Медаль Кэтрин Брюс — 1931; Золотая медаль Королевского астрономического общества — 1931. В его честь назван кратер на Луне и астероид № 1686. Сочинения: The expanding Universe, "Bulletin of the Astronomical Institutes of Netherlands" 1930, v. 5. Публикации: On the bearing of the Principle of Relativity on Gravitational Astronomy, 1911, Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, Vol. 71, p. 388—415; A proof of the constancy of the velocity of light, 1913, Proceedings of the Royal Netherlands Academy of Arts and Sciences, 1913, 15 II: 1297—1298; Ein astronomischer Beweis für die Konstanz der Lichtgeschwindigkeit, 1913, Physikalische Zeitschrift, 14: 429; On the constancy of the velocity of light, 1913, Proceedings of the Royal Netherlands Academy of Arts and Sciences, 1913, 16 I: 395—396; Über die Genauigkeit, innerhalb welcher die Unabhängigkeit der Lichtgeschwindigkeit von der Bewegung der Quelle behauptet werden kann, 1913, Physikalische Zeitschrift, 14: 1267. Литература: Willem de Sitter, "Monthly Notices of Royal Astronomical Society", 1935, v. 95, № 4; Колчинский И.Г., Корсунь А.А., Родригес М.Г. Астрономы. Биографический справочник. — Киев: Наукова думка, 1977; Пиблс П. Физическая космология. — Москва: Мир, 1975.

Đoko_Pavićević (615x700, 254Kb)
1872
Джоко Павичевич (сербское имя — Ђоко Павићевић)
югославский черногорский военачальник, полковник, участник Второй мировой войны. Деятель партизанского движения, Народный герой Югославии. Является самым пожилым участником Народно-освободительной войны Югославии.
Родился в селе Дол-Пешивачки близ города Никшич, в черногорской семье военных. Нёс службу в армии Королевства Черногории, окончил офицерское училище. Участвовал в Балканских войнах и Первой мировой войне (командовал ротой Ловченской бригады). В Черногории Павичевич был активным противником короля Николы I, которого считал деспотом; в 1918 году он выступил за объединение с Сербией и создание Югославии, однако из-за плохих отношений с черногорскими офицерами в новой югославской армии, ушёл в отставку. До 1941 года жил в Мокри-Доле близ Никшича. В 1941 году Павичевич, которому было 70 лет, узнал о нападении немцев на Югославию. После оккупации страны он немедленно вступил в партизанское движение. Несмотря на свой преклонный возраст, Джоко заручился поддержкой жены, двух сыновей и двух дочерей. Боевое крещение Павичевича состоялось 13 июля, когда черногорцы подняли антиитальянское восстание. До весны 1942 года он был заместителем командира Требечского батальона Никшичского партизанского отряда, участвовал в боях при Никшиче и в отражении Третьего антипартизанского наступления. В июне 1942 года Джоко вошёл в состав 5-й пролетарской черногорской ударной бригады, в составе которой занимал должность советника командира: прорывался в Боснийскую Краину, вёл бои при Трескавицах и Забрче. Аналогичные должности занимал в 4-й пролетарской черногорской ударной бригаде и 3-й ударной дивизии. Также участвовал в Конференции патриотов Черногории, Боки и Санджака в июне 1942 года, присутствовал на I Съезде Антифашистского вече Народного освобождения Югославии. Состоял в Земельском антифашистском вече Народного освобождения Черногории и Боки. По словам писателя Владимира Назора, Джоко Павичевич был самым старым участником Народно-освободительной войны. В 1943 году, когда ему исполнился 71 год, Джоко вступил в Коммунистическую партию. По окончании войны он вышел на пенсию в воинском звании полковника. Некоторое время он был председателем Комитета единого народно-освободительного фронта Никшича и членом Представительства фронта в Черногории. Скончался в городе Никшич, ныне Черногория, 4 июня 1970 года. С воинскими почестями похоронен в Никшиче. Награды: Орден Народного героя (27 ноября 1953); Золотая звезда ордена Братства и единства; Орден Партизанской звезды I степени; Партизанский памятный знак 1941 года. Литература: Војна енциклопедија (књига шеста). Београд 1973. година№; Народни хероји Југославије. „Младост“, Београд 1975. година.

Teffi (700x678, 366Kb)
1872
Тэффи (настоящее имя — Надежда Александровна Лохвицкая; по мужу — Бучинская)
русская писательница и поэтесса, мемуарист, переводчик, автор таких знаменитых рассказов, как «Демоническая женщина» и «Ке фер». После революции — эмигрировала. Сестра поэтессы Мирры Лохвицкой и военного деятеля Николая Александровича Лохвицкого. Надежда Александровна Лохвицкая родилась в Санкт-Петербурге (по другим сведениям в Волынской губернии), в семье адвоката Александра Владимировича Лохвицкого (1830—1884). Училась в гимназии на Литейном проспекте. В 1892 году, после рождения первой дочери, поселилась вместе со своим первым мужем Владиславом Бучинским в его имении под Могилёвом. В 1900 году, уже после рождения второй дочери Елены и сына Янека, разошлась с мужем и переехала в Санкт-Петербург, где начала литературную карьеру. Публиковалась с 1901 года. В 1910 году в издательстве «Шиповник» вышла первая книга стихотворений «Семь огней» и сборник «Юмористические рассказы». Была известна сатирическими стихами и фельетонами, входила в состав постоянных сотрудников журнала «Сатирикон». Сатира Тэффи часто носила очень оригинальный характер; так, стихотворение «Из Мицкевича» 1905 года основано на параллели между широко известной балладой Адама Мицкевича «Воевода» и конкретным, произошедшим недавно злободневным событием. Рассказы Тэффи систематически печатали такие авторитетные парижские газеты и журналы как «Грядущая Россия», «Звено», «Русские записки», «Современные записки». Поклонником Тэффи был Николай II, именем Тэффи были названы конфеты. По предложению Ленина рассказы 1920-х годов, где описывались негативные стороны эмигрантского быта, выходили в СССР в виде пиратских сборников до тех пор, пока писательница не выступила с публичным обвинением. После закрытия в 1918 году газеты «Русское слово», где она работала, Тэффи отправилась в Киев и Одессу с литературными выступлениями. Эта поездка привела её в Новороссийск, откуда летом 1919 года она отправилась в Турцию. Осенью 1919 она была уже в Париже, а в феврале 1920 в парижском литературном журнале появились два её стихотворения, в апреле она организовала литературный салон. В 1922—1923 жила в Германии. С середины 1920-х жила в фактическом браке с Павлом Андреевичем Тикстоном (умер в 1935). Умерла в Париже 6 октября 1952 года, спустя два дня её отпели в Александро-Невском соборе в Париже и похоронили на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Её называли первой русской юмористкой начала XX века, «королевой русского юмора», однако она никогда не была сторонницей чистого юмора, всегда соединяла его с грустью и остроумными наблюдениями над окружающей жизнью. После эмиграции сатира и юмор постепенно перестают доминировать в её творчестве, наблюдения над жизнью приобретают философский характер. Существует несколько вариантов происхождения псевдонима Тэффи. Первая версия изложена самой писательницей в рассказе «Псевдоним». Она не хотела подписывать свои тексты мужским именем, как это часто делали современные ей писательницы: «Прятаться за мужской псевдоним не хотелось. Малодушно и трусливо. Лучше выбрать что-нибудь непонятное, ни то ни сё. Но — что? Нужно такое имя, которое принесло бы счастье. Лучше всего имя какого-нибудь дурака — дураки всегда счастливые». Ей «вспомнился <…> один дурак, действительно отменный и вдобавок такой, которому везло, значит, самой судьбой за идеального дурака признанный. Звали его Степан, а домашние называли его Стеффи. Отбросив из деликатности первую букву (чтобы дурак не зазнался)», писательница «решила подписать пьеску свою „Тэффи“». После успешной премьеры этой пьесы в интервью журналисту на вопрос о псевдониме Тэффи ответила, что «это… имя одного дур… то есть такая фамилия». Журналист заметил, что ему «сказали, что это из Киплинга». Тэффи, вспомнившая песенку Киплинга «Taffy was a walshman / Taffy was a thief…» (русское - Тэффи из Уэльса, Тэффи был вором), согласилась с этой версией. Эту же версию озвучивают исследовательница творчества Тэффи Э.Нитраур, указывая имя знакомого писательницы как Стефан и уточняя название пьесы — «Женский вопрос», и группа авторов под общим руководством А.И.Смирновой, приписывающих имя Степан слуге в доме Лохвицких. Другой вариант происхождения псевдонима предлагают исследователи творчества Тэффи Е.М.Трубилова и Д.Д.Николаев, по мнению которых псевдоним для Надежды Александровны, которая любила мистификации и шутки, а также являлась автором литературных пародий, фельетонов, стал частью литературной игры, направленной на создание соответствующего образа автора. Также существует версия, что свой псевдоним Тэффи взяла потому, что под её настоящей фамилией печаталась её сестра — поэтесса Мирра Лохвицкая, которую называли «русской Сафо». С детства Тэффи увлекалась классической русской литературой. Её кумирами были А.С.Пушкин и Л.Н.Толстой, интересовалась современной литературой и живописью, дружила с художником Александром Бенуа. Также на Тэффи оказали огромное влияние Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский и её современники Ф.Сологуб и А.Аверченко. Писать Надежда Лохвицкая начала ещё в детстве, но литературный дебют состоялся почти в тридцатилетнем возрасте. Первая публикация Тэффи состоялась 2 сентября 1901 года в журнале «Север» — это было стихотворение «Мне снился сон, безумный и прекрасный…». Сама Тэффи отзывалась о своём дебюте так: «Взяли моё стихотворение и отнесли его в иллюстрированный журнал, не говоря мне об этом ни слова. А потом принесли номер журнала, где стихотворение напечатано, что очень меня рассердило. Я тогда печататься не хотела, потому что одна из моих старших сестер, Мирра Лохвицкая, уже давно и с успехом печатала свои стихи. Мне казалось чем-то смешным, если все мы полезем в литературу. Между прочим, так оно и вышло… Итак — я была недовольна. Но когда мне прислали из редакции гонорар — это произвело на меня самое отрадное впечатление».В 1905 году её рассказы печатались в приложении к журналу «Нива». В годы Первой русской революции (1905—1907) Тэффи сочиняет острозлободневные стихи для сатирических журналов (пародии, фельетоны, эпиграммы). В это же время определяется основной жанр всего её творчества — юмористический рассказ. Сначала в газете «Речь», затем в «Биржевых новостях» в каждом воскресном выпуске печатаются литературные фельетоны Тэффи, вскоре принесшие ей всероссийскую любовь. В дореволюционные годы Тэффи пользовалась большой популярностью. Была постоянной сотрудницей в журналах «Сатирикон» (1908—1913) и «Новый Сатирикон» (1913—1918), которыми руководил её друг А.Аверченко. Поэтический сборник «Семь огней» был издан в 1910 году. Книга осталась почти незамеченной на фоне оглушительного успеха прозы Тэффи. Всего до эмиграции писательница опубликовала 16 сборников, а за всю жизнь — более 30. Кроме того, Тэффи написала и перевела несколько пьес. Её первая пьеса «Женский вопрос» была поставлена Санкт-Петербургским Малым театром. Следующим её шагом было создание в 1911 году двухтомника «Юмористические рассказы», где она критикует обывательские предрассудки, а также изображает жизнь Санкт-Петербургского «полусвета» и трудового народа, словом, мелочную повседневную «ерунду». Иногда в поле зрения автора попадают представители трудового народа, с которыми соприкасаются основные герои, это большей частью кухарки, горничные, маляры, представленные тупыми и бессмысленными существами. Повседневность и обыденность подмечены Тэффи зло и метко. Своему двухтомнику она предпослала эпиграф из «Этики» Бенедикта Спинозы, который точно определяет тональность многих её произведений: «Ибо смех есть радость, а посему сам по себе — благо». В 1912 году писательница создает сборник «И стало так», где описывает не социальный тип мещанина, а показывает обыденность серых будней, в 1913 году — сборник «Карусель» (здесь перед нами образ простого человека, раздавленного жизнью) и «Восемь миниатюр», в 1914 году — «Дым без огня», в 1916 году — «Житьё-бытьё», «Неживой зверь» (где писательница описывает ощущение трагичности и неблагополучия жизни; положительным идеалом для Тэффи здесь являются дети, природа, народ). События 1917 года находят отражение в очерках и рассказах «Петроградское житие», «Заведующие паникой» (1917), «Торговая Русь», «Рассудок на веревочке», «Уличная эстетика», «В рынке» (1918), фельетонах «Пёсье время», «Немножко о Ленине», «Мы верим», «Дождались», «Дезертиры» (1917), «Семечки» (1918). В конце 1918 года вместе с А.Аверченко Тэффи уехала в Киев, где должны были состояться их публичные выступления, и после полутора лет скитаний по российскому югу (Одесса, Новороссийск, Екатеринодар) добралась через Константинополь до Парижа. Судя по книге «Воспоминания», Тэффи не собиралась уезжать из России. Решение было принято спонтанно, неожиданно для неё самой: «Увиденная утром струйка крови у ворот комиссариата, медленно ползущая струйка поперек тротуара перерезывает дорогу жизни навсегда. Перешагнуть через неё нельзя. Идти дальше нельзя. Можно повернуться и бежать». Тэффи вспоминает, что её не оставляла надежда на скорое возвращение в Москву, хотя своё отношение к Октябрьской революции она определила давно: «Конечно, не смерти я боялась. Я боялась разъярённых харь с направленным прямо мне в лицо фонарем, тупой идиотской злобы. Холода, голода, тьмы, стука прикладов о паркет, криков, плача, выстрелов и чужой смерти. Я так устала от всего этого. Я больше этого не хотела. Я больше не могла». В Берлине и Париже продолжали выходить книги Тэффи, и исключительный успех сопутствовал ей до конца долгой жизни. В эмиграции у неё вышло больше десятка книг прозы и только два стихотворных сборника: «Шамрам» (Берлин, 1923) и «Passiflora» (Берлин, 1923). Подавленность, тоску и растерянность в этих сборниках символизируют образы карлика, горбуна, плачущего лебедя, серебряного корабля смерти, тоскующего журавля. В эмиграции Тэффи писала рассказы, рисующие дореволюционную Россию, всё ту же мещанскую жизнь, которую она описывала в сборниках, изданных на родине. Меланхолический заголовок «Так жили» объединяет эти рассказы, отражающие крушение надежд эмиграции на возвращение прошлого, полную бесперспективность неприглядной жизни в чужой стране. В первом номере газеты «Последние новости» (27 апреля 1920 года) был напечатан рассказ Тэффи «Ке фер?» (французское название — «Что делать?»), и фраза его героя, старого генерала, который, растерянно озираясь на парижской площади, бормочет: «Все это хорошо… но que faire? Фер-то ке?», стала своего рода паролем для оказавшихся в изгнании. Писательница публиковалась во многих видных периодических изданиях русской эмиграции («Общее дело», «Возрождение», «Руль», «Сегодня», «Звено», «Современные записки», «Жар-Птица»). Тэффи выпустила ряд книг рассказов — «Рысь» (1923), «Книга Июнь» (1931), «О нежности» (1938) — показавших новые грани её таланта, как и пьесы этого периода — «Момент судьбы» 1937, «Ничего подобного» (1939) — и единственный опыт романа — «Авантюрный роман» (1931). Но своей лучшей книгой она считала сборник рассказов «Ведьма». Жанровая принадлежность романа, обозначенная в названии, вызвала сомнения у первых рецензентов: было отмечено несоответствие «души» романа (Б.Зайцев) заглавию. Современные исследователи указывают на сходство с авантюрным, плутовским, куртуазным, детективным романом, а также романом-мифом. В произведениях Тэффи этого времени заметно усиливаются грустные, даже трагические мотивы. «Боялись смерти большевистской — и умерли смертью здесь. Думаем только о том, что теперь там. Интересуемся только тем, что приходит оттуда», — сказано в одной из её первых парижских миниатюр «Ностальгия» (1920). Вторая мировая война застала Тэффи в Париже, где она осталась из-за болезни. Она не сотрудничала ни в каких изданиях коллаборационистов, хотя голодала и бедствовала. Время от времени она соглашалась выступить с чтением своих произведений перед эмигрантской публикой, которой с каждым разом становилось всё меньше. В 1930-е годы Тэффи обращается к мемуарному жанру. Она создаёт автобиографические рассказы «Первое посещение редакции» (1929), «Псевдоним» (1931), «Как я стала писательницей» (1934), «45 лет» (1950), а также художественные очерки — литературные портреты известных людей, с которыми ей довелось встречаться. Среди них: Григорий Распутин; Владимир Ленин; Александр Керенский; Александра Коллонтай; Фёдор Сологуб;Константин Бальмонт; Илья Репин; Аркадий Аверченко; Зинаида Гиппиус; Дмитрий Мережковский; Леонид Андреев; Алексей Ремизов; Александр Куприн;Иван Бунин; Игорь Северянин; Мишши Сеспель; Всеволод Мейерхольд. Создавая образы известных людей, Тэффи выделяет какую-либо черту или качество, которые кажутся ей наиболее яркими, подчёркивающими индивидуальность человека. Своеобразие литературных портретов обусловлено авторской установкой «рассказать… просто как о живых людях, показать, какими я их видела, когда сплетались наши пути. Они все уже ушли, и ветер заметает снегом и пылью их земные следы. О творчестве каждого из них писали и будут писать ещё и ещё, но просто живыми людьми не многие их покажут. Я хочу рассказать о моих встречах с ними, об их характерах, причудах, дружбе и вражде». Современники восприняли книгу как «едва ли не лучшее из того, что нам до сих пор дала эта талантливая и умная писательница» (И.Голенищев-Кутузов), как «эпилог прошлой и невозвратной жизни» (М.Цетлин). Тэффи планировала писать о героях Л.Н.Толстого и М.Сервантеса, обойдённых вниманием критики, но этим замыслам не суждено было осуществиться. 30 сентября 1952 года в Париже Тэффи отпраздновала именины, а всего через неделю, 6 октября 1952 года, скончалась. Издания, подготовленные Тэффи: Семь огней — Санкт-Петербург: Шиповник, 1910; Юмористические рассказы. Книга 1. — Санкт-Петербург: Шиповник, 1910; Юмористические рассказы. Книга 2 (Человекообразные). — Санкт-Петербург: Шиповник, 1911; И стало так. — Санкт-Петербург: Новый сатирикон, 1912; Карусель. — Санкт-Петербург: Новый сатирикон, 1913; Миниатюры и монологи. Том 1. — Санкт-Петербург: издательство М.Г.Корнфельда, 1913; Восемь миниатюр. — Петроград: Новый сатирикон, 1913; Дым без огня. — Санкт-Петербург: Новый сатирикон, 1914; Ничего подобного, Петроград: Новый сатирикон, 1915; Миниатюры и монологи. Том 2. — Петроград: Новый сатирикон, 1915; И стало так. 7-е издание — Петроград: Новый сатирикон, 1916; Неживой зверь. — Петроград: Новый сатирикон, 1916; Вчера. — Петроград: Новый сатирикон, 1918; Дым без огня. 9-е издание — Петроград: Новый сатирикон, 1918; Карусель. 4-е издание — Петроград: Новый сатирикон, 1918; Чёрный ирис. — Стокгольм, 1921; Сокровища земли. — Берлин, 1921; Тихая заводь. — Париж, 1921; Так жили. — Париж, 1921; Рысь. — Париж, 1923; Passiflora. — Берлин, 1923; Шамран. Песни Востока. — Берлин, 1923; Городок. — Париж, 1927; Книга Июнь. — Париж, 1931; Авантюрный роман. — Париж, 1931; Воспоминания. — Париж, 1931; Ведьма. — Париж, 1936; О нежности. — Париж, 1938; Зигзаг. — Париж, 1939; Все о любви. — Париж, 1946;Земная радуга. — Нью-Йорк, 1952; Жизнь и воротник; Митенька. Пиратские издания: Взамен политики. Рассказы. — Москва-Ленинград: ЗиФ, 1926; Вчера. Юмористические рассказы. — Киев: Космос, 1927; Танго смерти. — Москва: ЗиФ, 1927; Сладкие воспоминания. - Москва-Ленинград: ЗиФ, 1927. Собрания сочинений: Собрание сочинений [в 7 томах.]. Составители и подготовка текстов Д.Д.Николаева и Е.М.Трубиловой. — Москва: Лаком, 1998—2005; Собрание сочинений: В 5 томах — Москва: Книжный клуб ТЕРРА, 2008 Другое: Древняя история / Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». — 1909; Древняя история / Всеобщая история, обработанная «Сатириконом». — Санкт-Петербург: издательство М.Г.Корнфельда, 1912. К произведениям Тэффи в литературных кругах относились крайне положительно. Писатель и современник Тэффи Михаил Осоргин считал её «одним из самых умных и зрячих современных писателей». Хотя стихи Тэффи ругал Валерий Брюсов, считая их слишком «литературными», Николай Гумилёв отмечал по этому поводу: «Поэтесса говорит не о себе и не о том, что она любит, а о том, какой она могла бы быть, и о том, что она могла бы любить. Отсюда маска, которую она носит с торжественной грацией и, кажется, иронией». Кроме того, её творчество высоко ценили Александр Куприн, Дмитрий Мережковский и Фёдор Сологуб. Литературная энциклопедия 1929—1939 сообщает о поэтессе крайне размыто и негативно: «Культ любви, сладострастия, густой налет восточной экзотики и символики, воспевание различных экстатических состояний души — основное содержание поэзии Тэффи Изредка и случайно звучали здесь мотивы борьбы с «самовластьем», но социальные идеалы Тэффи были крайне неопределенны. С начала 1910-х гг. Тэффи перешла к прозе, дав ряд сборников юмористических рассказов. В них Тэффи поверхностно критикует некоторые обывательские предрассудки и привычки, в сатирических сценках изображает жизнь Санкт-Петербургского «полусвета». Иногда в поле зрения автора попадают представители трудового народа, с которыми соприкасаются основные герои; это большей частью кухарки, горничные, маляры, представленные тупыми и бессмысленными существами. Кроме стихов и рассказов Тэффи написала и перевела ряд пьес. Первая пьеса «Женский вопрос» была поставлена Санкт-Петербургским Малым театром; несколько других шло в разное время в столичных и провинциальных театрах. В эмиграции Тэффи написаны рассказы, рисующие дореволюционную Россию, все ту же мещанскую жизнь. Меланхолический заголовок «Так жили» объединяет эти рассказы, отражающие крушение надежд белоэмиграции на возвращение прошлого, полную бесперспективность неприглядной эмигрантской жизни. Рассказывая о «сладких воспоминаниях» эмигрантщины, Тэффи приходит к ироническому изображению дореволюционной России, показывает тупость и никчемность обывательского существования. Эти произведения свидетельствуют о жестоком разочаровании писательницы-эмигрантки в людях, с которыми она связала свою судьбу.»

1873
Альберт Фортис (Albert Fortis)
греческий шахматист. Умер 30 декабря 1926 года.

Vinogradsky (490x700, 134Kb)
1874
Александр Николаевич Виноградский
русский генерал и военный историк, герой Первой мировой войны. Православный. Из дворян Подольской губернии. Сын Подольского губернского предводителя дворянства, отставного полковника Николая Ильича Виноградского и его жены Ольги Александровны Неверовской. Окончил Пажеский корпус с занесением имени на мраморную доску (1893), из фельдфебелей произведен в подпоручики 1-й конно-артиллерийской батареи, с прикомандированием к Гвардейской конно-артиллерйиской бригаде, куда и был переведен 18 августа 1894 года. Чины: поручик (1897), штабс-капитан (1901), капитан (1905), полковник (1907), генерал-майор (1915). В 1899 году окончил Николаевскую академию Генерального штаба по 1-му разряду, однако продолжил службу в артиллерии. Окончил Офицерскую артиллерийскую школу. Пять лет командовал батареей. Опубликовал ряд трудов по истории англо-бурской и русско-японской войн. 14 декабря 1912 года назначен командиром 2-го дивизиона лейб-гвардии Конной артиллерии, с которой вступил в Первую мировую войну. Был награждён Георгиевским оружием «За то, что 3 декабря 1914 года в бою у села Белхатов, находясь на наблюдательном пункте под ружейным огнём и подвергая свою жизнь явной опасности, управлял батареями своего дивизиона и метким огнём удержал жестокие атаки противника.» 31 декабря 1915 года назначен командиром 14-й артиллерийской бригады. С октября 1916 по март 1917 года состоял помощником инспектора артиллерии армий Румынского фронта и начальником русской артиллерийской миссии при Румынской армии. С ноября 1918 по апрель 1919 года был членом Одесской исторической комиссии генерала Н.Н.Головина и сотрудником Ясского Всероссийского хранилища, содержавшего архив Румынского фронта. Участвовал в Белом движении в составе ВСЮР, состоял в резерве чинов. Эвакуирован из Одессы. В эмиграции в Югославии, с 1926 года — в Париже. Перевёл воспоминания генерала Людендорфа (1923). Публиковался в газете «Возрождение», сотрудничал в «Артиллерийском журнале», «Вестнике союза офицеров-участников войны», где вел учебный отдел, и других изданиях. Читал лекции на Высших военно-научных курсах в Париже, был членом учебного комитета курсов (1931). Умер в Париже 2 декабря 1935 года. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Семья: Брат — Николай (1883—1931) — участник процесса по делу «Тактического центра», негласный сотрудник ОГПУ. Награды: Орден Святого Станислава II степени (1907); Орден Святой Анны II степени (1911); Орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом (октябрь 1914); Орден Святого Владимира III степени с мечами (Высочайший приказ февраль 1915); Георгиевское оружие (Высочайший приказ 18 мая 1915). Сочинения: Англо-бурская война в Южной Африке: Выпуски 1-3. — Санкт-Петербург, 1901—1903; Переход 2-й Гвардейской конной батареи через Балканы и бой под Горным-Бугаровом. — Санкт-Петербург, 1902; Японо-русская война: причины войны, театр войны и средства сторон. — Санкт-Петербург, 1904; Опыт исследования тактики современной артиллерии при наступлении в связи с деятельностью прочих родов оружия. — Санкт-Петербург, 1907; История Русско-японской войны 1904—1905 гг. Выпуски 1-4. — Санкт-Петербург, 1908—1912; Операция на Румынском фронте с января по июнь 1917 г. Работа штаба фронта. 1917—1919; Перед Великой войной. 1925; Великий князь Сергей Михайлович (1870—1918). 1922—1923, 1926. Источники: Пажи за 185 лет: Биографии и портреты бывших пажей (1711—1896). — Санкт-Петербург, 1894—1897. — Страница 744; Виноградский, Александр Николаевич (генерал). // Проект «Русская армия в Великой войне».

1874
Иоаннис Филиппуссис (итальянское имя — Giovanni Francesco Filippucci)
католический прелат, афинский архиепископ с 24 февраля 1927 года по 29 мая 1947 года, архиепископ Наксоса, Андроса, Тиноса и Миконоса с 29 мая 1947 года по 6 ноября 1959 год, апостольский администратор апостольского викариата Фессалоник с 1929 года по 1947 год, апостольский администратор епархии Хиоса с 29 мая 1947 года по 6 ноября 1959 год. Иоаннис Филиппуссис родился на острове Тинос, Южные Эгейские острова, ныне Греция. После получения теологического образования был рукоположён 12 июня 1897 года в священника. 24 февраля 1927 года Римский папа Пий XI назначил Иоанниса Филиппуссиса афинским архиепископом. 25 марта 1927 года состоялось рукоположение Иоанниса Филиппуссиса в епископа, которое совершил архиепископ Анджело Ротта. 29 мая 1947 года Римский папа Пий XII назначил Иоанниса Филиппуссиса архиепископом Наксоса, Андроса, Тиноса и Миконоса и апостольским администратором епархии Хиоса. Иоаннис Филиппусис скончался на острове Тинос, Южные Эгейские острова, Греция, 9 ноября 1959 года.

William Daniel Leahy (547x700, 65Kb)
1875
Уильям Даниел Леги (William Daniel Leahy)
адмирал флота (1944) США, начальник штаба при верховном главнокомандующем вооруженными силами США (1942-1949) и одновременно председатель Комитета начальник штабов, участник многих международных конференций периода 2-й мировой войны (1939-1945). Один из первых трех американских адмиралов, получивших высшее военно-морское звание адмирала флота. Леги родился в Хэмптоне (штат Айова), затем жил в Эшланде, штат Висконсин (Ashland, Wisconsin). В 1897 г. закончил Военно-морскую академию США в Аннаполисе. По окончании академии в звании мичмана служил на линкоре «Орегон», который весной 1898 г. совершил знаменитый бросок вокруг мыса Горн чтобы 3 июля участвовать в битве при Сантьяго во время американо-испанской войны. После двух лет службы получил звание энсайна (= лейтенант). Во время филиппинского восстания и восстания боксёров в Китае служил на канонерской лодке «Кастин» (PG-6 Castine), судне снабжения «Глейсер» (AF-4 Glacier) и командовал канонерской лодкой «Маривелес» (Mariveles). В 1902 г. вернулся в США и в течение пяти лет занимал различные должности на бронепалубных крейсерах «Такома» (C-18/PG-32/CL-20 Tacoma) и «Бостон» (Boston), которые базировались в Панаме. В 1907-1909 гг. преподавал на факультете физики и химии Военно-морской академии. В 1909 г. вернулся к морской службе в качестве штурмана броненосного крейсера «Калифорния» тихоокеанского флота. Во время американской оккупации Никарагуа был начальником штаба военно-морских сил в этом районе. В конце 1912 г. стал заместителем начальника артиллерийских стрельб в Вашингтоне. В 1913–1915 гг. служил в Бюро навигации. В это время он командовал посыльной канонерской лодкой «Дельфин» (PG-24 Dolphin) и свёл знакомство с заместителем министра ВМФ Франклином Рузвельтом. В начале 1917 г. он получил дополнительную должность старшего помощника штаба командира эскадрона 3 патрульных сил Атлантического флота, который базировался в Вест-Индии. Около года он служил старшим помощником на линкоре «Невада» (BB-36 Nevada), а в апреле 1918 г. принял командование транспортным кораблём «Принцесса Матоика» (ID-2290 Princess Matoika), перевозившим войска во Францию. За это плавание он был награждён Военно-морским крестом. С 1918–1921 гг. он служил начальником артиллерийских стрельб при министерстве ВМФ, а затем старшим членом Бюро систем управления огнём. В 1921, во время греко-турецкой войны, принял командование бронепалубным крейсером «Сент-Луис» (C-20 St. Louis), флагманом отряда кораблей в Турции. К концу войны он командовал минным эскадроном №1, а в 1922 получил дополнительную должность командира силами контроля. В 1923 г. он вернулся в США, где до 1926 г. служил начальником службы офицерских кадров при Бюро навигации, а затем в течение года командовал линкором «Нью-Мексико» (BB-40 New Mexico). В 1927 г. он получил звание контр-адмирала и стал начальником Бюро вооружений. С 1931 г. командовал разведывательными миноносными силами. В 1933 г. вернулся в Вашингтон в качестве начальника Бюро навигации, с 1935 г. в звании вице-адмирала командовал линейными силами. В 1937—1939 годах занимал пост руководителя военно-морскими операциями. В 1939 году ушёл со службы на флоте и был назначен президентом Франклином Делано Рузвельтом губернатором Пуэрто-Рико. В 1940 году был назначен послом США во Франции, находившейся под управлением режима Виши. В 1942 году был вновь вызван в вооружённые силы Рузвельтом и назначен начальником личного штаба президента. Лехи занимал эту должность при Рузвельте и Трумэне до выхода на пенсию в 1949 году.
Оценка сталинского СССР
По результатам Потсдамской конференции Лехи отметил:
«Потсдам привлек внимание всего мира к борьбе двух великих идей: англо-саксонских демократических принципов управления и агрессивной, экспансионистской тактики полицейского государства сталинской России. Это стало началом «холодной войны»
Умер в городет Бетесда, штат Мэриленд, США, 20 июля 1959 года.
William_Daniel_Leahyгроб (700x467, 325Kb)
Похоронен на Арлингтонском Национальном кладбище
Литература: Леги Уильям Даниел // Большая советская энциклопедия : [в 30 томах] / главный редактор А.М.Прохоров. — 3-е издание. — Москва : Советская энциклопедия, 1969—1978; Adams, Henry H. Witness to Power: The Life of Fleet Admiral William D. Leahy (Naval Institute Press, 1985) 348 pp. the standard scholarly biography; Крис Уоллес, Митч Уайсс. Обратный отсчет. 116 дней до атомной бомбардировки Хиросимы = Chris Wallace, Mitch Weiss. Countdown 1945: The Extraordinary Story of the Atomic Bomb and the 116 Days That Changed the World. — Москва: Альпина нон-фикшн, 2021. — 412 страниц. — ISBN 978-5-00139-508-9.

Davydov (489x700, 162Kb)
1876
Юрий (Георгий) Львович Давыдов
чигиринский уездный предводитель дворянства в 1906—1912 годах, директор Киевского отделения Русского музыкального общества. Родился в городе Женева, Швейцария. Происходил из старинного дворянского рода. Младший сын Льва Васильевича Давыдова (1837—1896) и Александры Ильиничны Чайковской (1842—1891). Племянник композитора П.И.Чайковского, внук декабриста В.Л.Давыдова и брат основателя музея Чайковского в Клину Владимира Давыдова. Крупный землевладелец Киевской и Минской губерний (более 8500 десятин). По окончании Николаевского кавалерийского училища в 1896 году, выпущен был корнетом в лейб-гвардии Конно-гренадерский полк. 25 сентября 1903 года вышел в запас в чине поручика и посвятил себя сельскому хозяйству в своих родовых имениях. В том же году был избран членом Чигиринской уездной земской управы. В 1906 году был назначен чигиринским уездным предводителем дворянства, в каковой должности пробыл до 1912 года. Также состоял почетным мировым судьей по Чигиринскому уезду, гласным Киевского губернского земства и председателем его ревизионной комиссии. Кроме того, состоял: председателем Киевского общества сельского хозяйства и сельскохозяйственной промышленности, председателем правления Общества взаимного страхования землевладельцев Киевской, Подольской и Волынской губерний, председателем Общества пенсионной кассы служащих в сельском хозяйстве и сельскохозяйственной промышленности, председателем правления Киевского промышленного общества взаимного кредита, директором Киевских сельскохозяйственных курсов, секретарем Союза землевладельцев и земледельцев Киевской губернии, а также членом Киевской экспортной палаты. Был членом совета целого ряда других общественных, благотворительных и просветительных учреждений. В начале 1913 года был избран директором Киевского отделения Русского музыкального общества. Позднее в том же году принимал деятельное участие в организации Киевской выставки и состоял почётным товарищем почётного председателя выставки. После революции 1917 года не эмигрировал. С 1937 года работал в доме-музее П.И.Чайковского в Клину, а с 1945 года состоял его главным хранителем. Оставил две книги воспоминаний о Чайковском: «Записки о П.И.Чайковском» (Москва, 1962) и «Клинские годы творчества Чайковского» (Москва, 1965). Был награждён орденом Трудового Красного Знамени (22 июня 1946). Скончался в городе Клин, Московская область, 16 апреля 1965 года. Похоронен на местном Демьяновском кладбище. Награды: Орден святой Анны II степени; Орден Трудового Красного Знамени. Семья: Был женат на Маргарите Николаевне Лопухиной (1864—1931). Их дети: Ирина (1900—1989), Татьяна (1902—1925), Ксения (1905—1989) и Георгий. Опубликованные работы: Давыдов Ю.Л. Записки о П.И.Чайковском / Общая редакция и примечания Г.И.Навтикова. — Москва: Музгиз, 1962. — 116 страниц; Давыдов Ю.Л. Клинские годы творчества Чайковского / Под общей редакцией Ю.А.Федосюка. — Москва: Московский рабочий, 1965. — 128 страниц. — 30 000 экземпляров. Источники: Чины Двора, Свиты Их Величеств и потомственное Российской Империи дворянство. — Киев, 1913.

Arvid_Mörne (565x700, 106Kb)
1876
Арвид Мёрнэ (шведское имя — Arvid Mörne)
финляндский поэт шведского происхождения. Родился в портовом городе Куопио, провинция Северное Саво, Финляндия. В 1897 году защитил магистерскую диссертацию на историко-филологическом факультете Гельсингфорсского университета, а в 1910 году получил степень доктора филологии. Скончался в вгороде Кауниайнен (финское название — Kauniainen; шведское название — Гранкулла, Grankulla), Финляндия 15 июня 1946 года.
Arvid_Mörne02 (542x700, 293Kb)
В 1952 году в Хельсинки был установлен памятник Арвиду Мёрнэ, созданный скульптором Виктором Янссоном.
Творчество
Издал на шведском языке сборники лирических стихотворений: «Rytm och rim» («Ритм и рифма», 1899); «Nya Sänger» («Новые песни», 1901) и «Ny tid» («Новое Время», 1903). Поэзия Mёрнэ отличается изяществом формы и поэтическим вдохновением. Принимал деятельное участие в рабочих союзах и в общественной жизни. Участвовал в антироссийской партии активного сопротивления.

Harry Farjeong (440x700, 400Kb)
1878
Харри Фарджен (Harry Farjeon)
английский композитор, педагог, музыкальный критик. Родился в Нью-Джерси. Сын писателя. Окончил Лондонскую музыкальную академию, где занимался у С.Уэбба (фортепиано) и Ф.Кордера (композиция). С 1903 г. преподавал композицию в той же академии. С 1927 г. музыкальный критик. Умер в Лондоне 29 декабря 1948 года. Сочинения: опера "Флоретта" (постановка 1899 г.); балет "На деревьях" (постановка 1915); оперетты "Регистрационная контора" (1900), "На дороге" (1902); для оркестра - симфонические поэмы "Маугли", "Летнее видение" (1913), сюита для малого оркестра "Ханс Андерсен" (1905); фортепианный концерт (1903), Концертная фантазия для фортепиано с оркестром (1926); камерные и фортепианные произведения; песни, в т.ч. циклы "Песни бродяг", "Нефритовая лютня".

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку