-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108479
Комментариев: 6801
Написано: 116950


5 мая родились...

Воскресенье, 05 Мая 2024 г. 08:10 + в цитатник
Stanisłaŭ_Maniuška._Станіслаў_Манюшка_(T._Maleszewski,_1865) (525x700, 239Kb)
1819
Станислав Монюшко (польское имя — Stanisław Moniuszko; белорусское имя — Станіслаў Манюшка; литовское имя — Stanislovas Moniuška)
польский композитор; автор песен, оперетт, балетов, опер; творец польской национальной оперы, классик вокальной лирики. Родился в фольварке Убель Игуменского уезда Минской губернии (ныне Червенский район Белоруссии), в котором обосновался после русской кампании Наполеона его отец — Чеслав Монюшко, капитан полка литовских конных стрелков, который завершил свою военную карьеру адъютантом при штабе маршала Мюрата. Мать — Елизавета Маджарская, армянка по национальности, правнучка Яна Маджарского (Ованес Маджаренц), создавшего производство слуцких поясов.
MoniuszkoMiuler_house_in_Vilnius (700x525, 310Kb)
Дом Мюллера, в котором жил Монюшко (1840—1858).
MoniuszkoOrgan (700x525, 498Kb)
Бюст на органных хорах (костёл Святых Иоаннов).
Музыке Станислав Монюшко учился у матери. Позднее, обучаясь в школе пиаров в Варшаве, Монюшко брал уроки у Августа Фрейера (фортепиано, орган; 1827—1830). Затем музыкальное образование было усовершенствовано у Доминика Стефановича (композиция) в Минске (1830—1837) и у Карла Фридриха Рунгенхагена (композиция, хоровое дирижирование) в Берлине (1837—1840). В Вильну приехал впервые в 1836 году. В 1840 году, завершив образование, женился в Вильне на Александре Мюллер. До 1858 года жил в Вильне. Служил органистом в костёле Святых Иоаннов. Его годовое жалованье составляло 100 рублей серебром. Кроме того, Монюшко давал уроки фортепиано и композиции (среди его учеников был и будущий известный композитор Цезарь Кюи). В 1842 году побывал в Санкт-Петербурге, предприняв неудавшуюся попытку получить место придворного композитора в оперном театре. В 1849 и 1856 годах давал в Санкт-Петербурге авторские концерты. Был знаком с русскими композиторами М.И.Глинкой, А.С.Даргомыжским, А.Н.Серовым, которые высоко ценили его творчество. С 1850 года Монюшко дирижировал в виленском городском театре на оперных спектаклях. С 1858 года жил в Варшаве, был дирижёром Большого театра в Варшаве, в 1864—1872 годах профессор Музыкального института. В 1858 году во время поездки в Германию познакомился с Ференцем Листом. Умер в Варшаве 4 июня 1872 года.
 (576x699, 491Kb)
В Минске на здании гимназии, в которой учился Станислав Монюшко, установлена памятная таблица, в Вильнюсе на улице Немецкой (Вокечю, Vokiečių) на доме Мюллера, в котором жил композитор, установлена памятная табличка. Имя Монюшко носит улица на Жверинасe в Вильнюсе. В сквере у костёла Святой Екатерины в 1922 году был установлен памятник композитору (бюст скульптора Болеслава Балзукевича на постаменте, оставшемся от памятника Александру Пушкину после эвакуации бюста русского поэта из Вильны в 1915 году). В честь Монюшко названы улицы во многих городах Польши, а также в Гродно, Кривом Роге и в Харькове. Единственный в мире музей композитора (открыт в 1979 году и с тех пор экспозиция мало изменилась, имеется стенд «Места Монюшко сегодня» с чёрно-белыми фотографиями середины 1970-х) в школе посёлка Озёрный (отдел образования Червеньского РИК). 1966 год — советские культурологи и историки по довоенным картам отыскали в лесу опушку, на которой когда-то стояла усадьба Монюшко (поместье Убель композитора было неподалёку от поселка Озёрный). 1966 год — установка памятной стелы (рядом с тополем, который в 1871 году посадил композитор незадолго до смерти). 1967 — начало строительства санатория — оздоровительного центра «Волма». Служит единственным ориентиром, по которому можно сейчас отыскать стелу и тополь. 3 сентября 2016 года в День города Минска был открыт памятник создателям белорусской национальной классической оперы композитору Станиславу Монюшко и драматургу Винценту Дунину-Марцинкевичу. Памятник установлен в сквере у ратуши на плоцади Свободы.
Stanisław_Moniuszkobust (525x700, 276Kb)
Бюст Станислава Монюшко, Музыкальная академия в Гданьске.
Stanisław_Moniuszko_-_pomnik_w_Częstochowie (525x700, 442Kb)
Памятник в Ченстохове.
Katowice_-_Moniuszko (525x700, 550Kb)
Памятник Станислава Монюшко (Катовице).
Stanisław_MoniuszkoLodz (437x700, 354Kb)
Памятник в Лодзи.
Moniushko_Vilnus (466x700, 369Kb)
Памятник в Вильнюсе.
Первое изданное сочинение «Три песни» на слова Адама Мицкевича (1838). С 1842 года сочинял песни (всего около 400), издаваемые сборниками «Домашние песенники» (сборник 1—6, 1844—1859; посмертно сборники 7—12 издал белорусский фольклорист, музыковед и филолог Ян Карлович, отец известного композитора Мечислава Карловича). Песни Монюшко заложили основы польской национальной вокальной музыки. В ранний период творчества писал водевили, музыкальные комедии, комические оперы. Автор оркестровых сочинений (фантастическая увертюра «Сказка», посвященная Даргомыжскому, 1848; увертюры «Каин», 1856; «Военная», 1857, и другие). Главная заслуга — создание национальной польской оперы (написал свыше 15 опер). Первая опера — «Галька». Впервые в концертном исполнении в Вильне (1848); постановка (1854). В новой редакции в 4 актах поставлена в Варшаве (1858). Либретто оперетт «Рекрутский набор» (1841 или 1842), «Борьба музыкантов» (1840-е годы), опер «Чудесная вода» (1840-е годы), «Сельская идиллия» (1846) написал В.И.Дунин-Марцинкевич. Премьера оперы «Сельская идиллия» состоялась в Минском городском театре в феврале 1852 года. Монюшко писал также музыку к постановкам пьес «Гамлет» и «Венецианский купец» Уильяма Шекспира, «Разбойники» Фридриха Шиллера, «Карпатские горцы» Юзефа Коженёвского, «Лилля Венеда» Юлиуша Словацкого. Сочинения: Кантаты: «Мильда» („Milda“, 1848, слова Ю.И.Крашевского); «Ниола» („Nijoła“, 1852, слова Ю.И.Крашевского); «Крумине» (1852, слова Ю.И.Крашевского); «Призраки» („Widma“, 1859, слова А.Мицкевича); «Крымские сонеты» („Sonety krymskie“, 1867, слова А.Мицкевича). Духовная музыка: «Остробрамские литании» („Litanie Ostrobramskie“); 6 месс, в том числе «Петровинская». Оперы: «Галька» („Halka“, I версия 1848; II версия 1858); „Bettly“ (1852); „Flis“ (1858); «Графиня» („Hrabina“, 1860); «Слово чести» („Verbum Nobile“, 1861); «Зачарованный замок» («Страшный двор», „Straszny dwór“, 1865); «Пария» („Paria“, 1869). Оперетты: «Ночь в Апеннинах» (Nocleg w Apeninach, либретто А. Фредро; 1839); „Ideał czyli Nowa Precyzja“ (1841); „Karmaniol czyli Francuzi lubią żartować“ (1841); „Żółta szlafmyca“ (1842); „Nowy Don Kiszot czyli Sto szaleństw“ (1849); „Loteria“ (1843); „Cyganie“ (I версия 1852; II версия под названием „Jawnuta“ 1858). Балеты: „Monte Christo“ (1866); „Na kwaterunku“ (1868); „Figle szatana“ (1870). Литература: Станислав Монюшко: сборник статей / под редакцией И.Бэлзы. — Москва—Ленинград, 1952; Мысліцелі і асветнікі Беларусі: Энцыклапедычны даведнік. — Мінск: Беларуская Энцыклапедыя, 1995. — Страницы 487—490. — ISBN 985-11-0016-1; Янушкевіч Я. «Люстэрка эпохі…»// Наша вера (Мінск). — 2011. — № 2 (56).

Ильминский (465x700, 110Kb)
1822
Николай Иванович Ильминский
видный русский востоковед, тюрколог, известный ориенталист педагог-миссионер, библеист, член-корреспондент Российской Академии Наук. Известен как разработчик миссионерско-просветительской «системы Ильминского» и «алфавита Ильминского». Николай Ильминский родился в Пензе, в семье иерея (впоследствии — протоиерея) Николаевской церкви. Успешно окончил Пензенское духовное училище и Пензенскую духовную семинарию со званием студента. В 1842—1846 годах в составе первого набора учился в Казанской духовной академии, после окончания которой 22 октября 1846 года был определён учителем Казанской духовной академии по классу естественных наук и турецко-татарского языка. 20 июня 1847 года Ильминский был возведён в степень магистра, а 28 сентября 1847 года «переименован бакалавром». С раннего возраста Николай Ильминский проявлял большие способности к изучению языков. По свидетельству его биографа, профессора Петра Знаменского, «раз услышанное или прочитанное слово чужого языка, кажется, никогда уже им не забывалось, этого мало, — с каким-то, можно сказать ясновидением он быстро схватывал самый строй, внутренний дух нового неизвестного ему прежде языка до такой степени, что мог, кажется, без грамматики и словаря наперёд угадывать подробности его форм и значение его своеобразных понятий». Вместе со своим учителем Александром Казембеком и Гордием Саблуковым Николай Ильминский был привлечён к работе по переводу на татарский язык Священного Писания. В это время он пришёл к мысли о необходимости использовать при переводах «народный язык», понятный для большинства населения. 5 декабря 1847 года по собственному прошению Ильминский был уволен из духовного звания. В 1847 году для лучшего усвоения разговорного татарского языка Ильминский переселился в Старо-Татарскую слободу Казани, посещал медресе. Как отмечается в монографии Хабибуллина и Кострюкова «Казанское востоковедение XIX — первой половины XX вв.: П.К.Жузе», Н.И.Ильминский первым поднял «вопрос о более определённой постановке миссионерских кафедр».
Поездка на Ближний Восток, труды по востоковедению
В 1850 году он был командирован в Санкт-Петербург для продолжения работы в переводческом комитете. В 1851 году, по распоряжению Святейшего Правительствующего Синода, утверждённого Императором Николаем I, Н.И.Ильминский был направлен на Ближний Восток (в Константинополь, Дамаск, Каир и другие города) «для собрания подробнейших и основательнейших сведений о магометанском учении и для усовершенствования себя в языках Арабском, Турецком и Персидском, как способствующих ближайшему познанию магометанского учения». Это была первая подобная научная поездка, совершённая учёными из российского православного учебного заведения. Во время пребывания в Палестине он подружился со святителем Феофаном Затворником (Г.В.Говоровым). После возвращения в 1854 году с Ближнего Востока Н.И.Ильминский был назначен первым преподавателем «противомусульманского отделения» Казанской духовной академии: вёл занятия по «истории Мухаммеда», «мухаммеданской вере», педагогике, татарскому и арабскому языках.
В 1855 — 1856 годы у Н.И.Ильминского, выработавшего систему православного просвещения народов Поволжья, Средней Азии и Сибири, по утверждению Д.К.Зеленина, сложилось твёрдое убеждение, что «лучшим средством для борьбы с иноверческой пропагандой может быть только школьное просвещение инородцев», «которое развило бы в них охоту к самостоятельному, беспристрастному размышлению, обогатило бы их здравыми понятиями о природе и истории и внушило бы им уважение к свидетельствам достоверным». В 1857 году Н.И.Ильминскому было присвоено звание экстраординарного профессора. В эти годы Н.И.Ильминский впервые в истории тюркологии подготовил к изданию (по списку Г.-Я.Кера) чагатайский текст «Бабур-наме». Вскоре — в 1859 году — он издал в Казани другой важный средневековый памятник — «Кысас ал-анбийа».
«Необходимо отметить, что Ильминский стоял у истоков изучения стран Ближнего Востока, арабского языка и ислама в КазДА. Именно его исследования способствовали превращению академии в крупный востоковедческий и исламоведческий центр России.» - Хабибуллин М.З., Кострюков М.А. Казанское востоковедение XIX — первой половины XX вв.: П.К.Жузе: монография. — Казань: Издательство «ЯЗ», 2012. — Страница 51.
Стремление Н.И.Ильминского дать будущим православным миссионерам фундаментальные знания по исламу, было воспринято руководством Казанской духовной академии, а затем и священноначалием Казанской епархии, как пропаганда последнего. В результате с начала 1858/1859 учебного года он был отстранён от преподавания на миссионерском отделении и был определён преподавать еврейский язык и математику. Вследствие этого Н.И.Ильминский вынужден был оставить службу в Казанской духовной академии. Как отмечал в 2007 году в своём исследовании «Архипастыри Казанские. 1555 — 2007» историк Е.В.Липаков: «Уход Ильминского был демонстративным — бывший профессор устроился на должность переводчика Оренбургской пограничной комиссии, которая не требовала никакого образования и предполагала лишь знание татарского языка».
Служба в Оренбурге
С 12 января 1859 года Н.И.Ильминский работал переводчиком Оренбургской Пограничной комиссии, где познакомился с казахским просветителем И.Алтынсарином. В 1859 году он принял участие в экспедиции для съёмки восточного берега Каспийского моря, начиная почти от Мангышлака до персидской границы (эта экспедиция продолжалась с 13 мая по октябрь).
Преподавательская и научная деятельность в Казани
С декабря 1861 года Н.И.Ильминский переехал в Казань. Совмещал чтение лекций на кафедре турецко-татарского языка историко-филологического факультета Казанского университета, а с 1863 года — и преподавание восточных языков в Казанской духовной академии, с работой над учебными пособиями для татар на татарском языке. В 1868 году Н.И.Ильминский стал одним из основателей и руководителем вновь образованной Постоянной переводческой комиссии, при миссионерском Братстве Святителя Гурия, состоявшей из трёх членов Совета братства и решавшей вопрос о качестве и необходимости тех или иных переводов. 31 августа 1872 года он перешёл на должность директора вновь открытой в Казани инородческой учительской семинарии. С 1870 года — член-корреспондент Императорской Академии Наук. На пост академика баллотироваться отказался в пользу В.В.Радлова.
Награды
27 марта 1857 года Н.И.Ильминский был награждён бронзовой медалью на Владимирской ленте «В память войны 1853 — 1856». 1 января 1858 года он был пожалован орденом Святого Станислава III степени, 9 ноября 1866 года — орденом Святой Анны II степени с Императорской короною.
Семья
В 1857 году Н.И.Ильминский женился на осиротевшей дочери тверского протоиерея Екатерине Степановне, проживавшей в Казани у своей замужней сестры. Супруга всегда поддерживала его в миссионерской и просветительской деятельности. Своих детей у Ильминских не было, но они вырастили осиротевших детей однокурсника и друга Н.И.Ильминского — известного ориенталиста А.А.Бобровникова — Николая, Александра и Екатерину. После кончины Н.И.Ильминского его приёмный сын Н.А.Бобровников занял пост директора Казанской инородческой учительской семинарии. Е.А.Бобровникова (1861 — 1936) впоследствии вышла замуж за ученика Н.И.Ильминского — выдающегося чувашского просветителя И.Я.Яковлева и возглавляла в Симбирске женское отделение Симбирской чувашской школы.
Кончина
Скончался Н.И.Ильминский 8 января 1892 года в Казани в окружении родных, после тяжёлой болезни (рак желудка). Похоронен на Арском кладбище Казани, около кладбищенского храма во имя святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина Ярославских чудотворцев.
«Отпевание в Захарие-Елисаветинской церкви Казанской инородческой учительской семинарии совершил епископ Чебоксарский, викарий Казанской епархии Никанор (Каменский), ученик и сотрудник Николая Ивановича. На похороны собралось множество духовенства, профессоров Казанской духовной академии и Казанского императорского университета, преподавателей Казанской инородческой учительской семинарии, Центральной крещёно-татарской школы, сотрудников и учеников покойного. По завещанию самого Николая Ивановича в гроб его положили в простом чёрном сюртуке, без орденов и без венков.» - Колчерин А. Христианизация народов Поволжья. Н.И.Ильминский и православная миссия. — Москва: РИСИ, 2014. — Страница 151.
На кресте и надгробии помещена надпись: «Блажени чистии сердцем. Вечная память! Здесь покоится тело Николая Ивановича Ильминского, великого просветителя инородцев учением Христовым. Скончался 27 декабря 1891 года». Надгробие неоднократно подвергалось нападениям вандалов, в том числе, в нескольких местах был разбит крест. В настоящее время крест восстановлен, его части вновь скреплены воедино. Жена Н.И.Ильминского Екатерина Степановна Ильминская похоронена на том же Арском кладбище, рядом с его учеником В.Т.Тимофеевым.
Могила_Николая_Ивановича_Ильминского_(г._Казань) (431x700, 366Kb)
Могила Н.И.Ильминского на Арском кладбище в городе Казани
Алфавит Н.И.Ильминского
В процессе начавшегося с 1862 года издания переводов отдельных книг Священного Писания, выполненных Н.И.Ильминским и В.Т.Тимофеевым, происходило постепенное формирование на основе кириллицы специальной азбуки для крещёных татар. При этом первоначально предполагалось печатать тексты буквами русского алфавита, но опыт организации учебного процесса и распространения миссионерской литературы показал, что для точной передачи звуков необходимы дополнительные буквы. Окончательно алфавит и нормы написания оформились в составленном в 1874 году «Букваре для крещёных татар», который переиздавался одиннадцать раз и до 1917 года и был единственным в миссионерских, братских, земских и церковно-приходских школах для «крещёных татар» (кряшен). При этом алфавит не утверждался государственными инстанциями: считалось, что книги печатались «на крещёно-татарском наречии русскими буквами». По сведениям историка Е.В.Липакова, алфавитом Н.И.Ильминского были напечатаны книги более 160 наименований, в том числе, переводы Священного Писания, богослужебных книг, житийной и духовной литературы, а также учебники для начальных школ, брошюры по гигиене и сельскому хозяйству, сборники стихов. На нём издавались газеты «Сугыш хабарляре» и «Дус». В советское время алфавит Н.И.Ильминского продолжал использоваться в начальных школах и Казанском кряшенском педагогическом техникуме. В 1918—1929 годах на нём были изданы книги более 90 названий: учебники, переводы произведений В.И.Ленина и И.В.Сталина, коммунистическая агитационная и научно-популярная литература, стихи, пьесы. С введением в 1930-х годах яналифа алфавит Н.И.Ильминского был выведен из употребления. С начала 1990-х годов он начал вновь использоваться Русской православной церковью и Библейским обществом как в переизданиях дореволюционных книг, так и в новых переводах Священного Писания и богослужебных книг. Алфавит Н.И.Ильминского употребляется также в изданиях кряшенских общественных организаций.
Оценка результатов реализации идей Н.И.Ильминского в области образования и миссионерства
Наиболее полно концепция «инородческого образования», его методика и методология, организационные принципы и структура были изложены Н.И.Ильминским в изданном в 1887 году в Казани труде «Казанская центральная крещёно-татарская школа: Материалы для истории христианского просвещения крещёных татар» Взгляды и предложения Н.И.Ильминского получили поддержку у министра народного просвещения Д.А.Толстого, попечителя Казанского учебного округа П.Д.Шестакова, были одобрены Святейшим Правительствующим Синодом и Императором Александром II. В 1864 году для реализации своих идей и рекомендаций Н.И.Ильминский добился открытия «Казанской центральной крещёно-татарской школы», которая впоследствии стала играть роль научно-методического центра для школ Казанской и соседних с ней губерний. Реализацией идей Н.И.Ильминского среди кряшен и чуваш занимались, главным образом, В.Т.Тимофеев и И.Я.Яковлев. При этом в Татарстане и Чувашии по-разному оценивают результаты внедрения «системы Н.И.Ильминского». На это обстоятельство указывал, в частности, в 1970-е годы исследователь И.Г.Максимов: «По-разному оценивается теперь деятельность этих двух людей, В.Т.Тимофеева и И.Я.Яковлева, делавших, одно и тоже, на их родине: первый для просвещения татар-кряшен, а второй — чувашей. В Чувашской АССР в 1968 году торжественно и всенародно праздновалось 100-летие Симбирской чувашской учительской школы и 120-летие её основателя И.Я.Яковлева. В Чебоксарах на центральной площади установлен памятник просветителю чувашей И.Я.Яковлеву, его имя присвоено библиотеке и открыт музей его имени. В современной же татарской литературе к именам Н.И.Ильминского и В.Т.Тимофеева, ещё 100 лет тому назад обучавших часть татар (кряшен) письменности с русскими буквами и способом письма, которая теперь стала всеобщей для татар, и тем самым облегчавшим путь к сближению с европейской культурой, приклеены ярлыки «миссионер» и «поп», позаимствованные из пропагандистского арсенала былых татарских националистов, а Казанская центральная крещено-татарская школа третируется, как место подготовки антимусульманских миссионеров.» - Максимов И.Г. Отзвуки отживших идей в татарской газете. В настоящее время значение просветительно-миссионерской деятельности Н.И.Ильминского, его учеников и последователей в значительной мере пересматривается (особенно в кряшенской среде). В изданной в 2008 году монографии учёного секретаря Института теории и истории педагогики и секретаря научного совета по истории образования и педагогической науки РАО, доктора педагогических наук И.З.Сковородкиной «Этнопедагогический подход к образованию народов России: история, теория, практика» Н.И.Ильминский ставится по значению в один ряд с основателем научной педагогики в России К.Д.Ушинским. 27 декабря 2011 года в столице Татарии Казанским экспертным клубом РИСИ была проведена конференция «Николай Ильминский и кряшенское национальное движение». Открывая работу конференции 27 декабря 2011 года, Раис Сулейманов отметил, что ни в советское время, ни в постсоветский период не было проведено ни одной научной конференции, которая была бы посвящена этой личности и той роли, которую великий просветитель сыграл в истории кряшен, чуваш, марийцев, мордвы и других народов России. 16 мая 2012 года в Казанской духовной семинарии прошла конференция «Н.И.Ильминский — просветитель народов России», посвященная 190-летию со дня его рождения. Организаторами конференции выступили Приволжский центр региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований, Казанская Духовная семинария и Совет ветеранов кряшенского движения города Казани. Руководитель Кряшенской духовной миссии священник Димитрий Сизов отмечал в 2015 году: «Больше всего трудов Николай Иванович положил для христианизации кряшен, лично участвуя в переводах Священного Писания, богослужебных книг и назидательной литературы на родной язык кряшен, участвуя в устроении начальных школ в кряшенских селениях, а также участвуя в подготовке священнических и учительских кадров. Верующие кряшены его еще при жизни называли святым человеком, в наши дни почитание его только усилилось.» - Сизов Д. Поддержите начинание!
Изучение и издание трудов Николая Ильминского в конце XX — начале XXI веков
В 2002 году в Чебоксарах А.Н.Павловой была защищена диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме «Система Н.И.Ильминского и её реализация в школьном образовании нерусских народов Востока России». В ней, в частности, сделан вывод, что «система Н.И.Ильминского реально способствовала национальному подъёму нерусских народов Востока России, повышению уровня грамотности населения, возникновению и становлению национальной интеллигенции, развитию издательского дела, печати, зарождению и развитию национальной художественной литературы, зачатков музыкального, театрального, изобразительного искусств нерусских народов Востока России». «Реализация системы Н.И.Ильминского, — указывала Павлова, — привела к повышению общественно-политической активности восточных народов, усвоению крещёными народами православного учения, налаживанию более тесного общения между различными этносами восточной России». В 2011 году в соответствии с программой «Совета ветеранов кряшенского движения города Казани» по возрождению и развитию этнокультурного и православного самосознания кряшенского населения России, в Казани было выпущено репринтное издание книги 1896 года «Письма Н.И.Ильминского к крещёным татарам».
В том же году в связи с проведением научно-практической конференции на тему «Значение религиозно-педагогической деятельности В.Т.Тимофеева в социально-культурном и духовно-нравственном развитии кряшенского населения края» в Казани было выпущено репринтное издание книги 1887 года «Казанская центральная крещёно-татарская школа: Материалы для истории христианского просвещения крещёных татар» с материалами Н.И.Ильминского. 27 декабря 2011 года в Казани в рамках заседания Казанского экспертного клуба Российского института стратегических исследований (РИСИ) прошла научная конференция на тему «Николай Ильминский и кряшенское национальное движение», организатором которого выступил Приволжский центр региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ. По её итогам в 2013 году был издан сборник материалов. Первое на современном этапе комплексное изучение миссионерско-просветительской «системы Н.И.Ильминского» было предпринято священником А.С.Колчериным, защитившим 28 февраля 2014 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых Кирилла и Мефодия Московского патриархата диссертацию на соискание учёной степени доктора церковной истории по теме «Миссионерско-просветительская система Н.И.Ильминского (вторая половина XIX — начало XX в.) в христианизации малых народов Казанского края». В том же году в Москве было издано исследование А.С.Колчерина «Христианизация народов Поволжья. Н.И.Ильминский и православная миссия».
Религиозное почитание Николая Ильминского
В январе 2015 года по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия комиссией по канонизации святых Казанской епархии был начат сбор материалов для канонизации Николая Ильминского в лике местночтимых святых.
Библиография: Бабер-намэ или Записки Султана Бабера / Изд. в подлинном тексте Н.И.[льминским]. Казань, 1857; Древний обычай распределения кусков мяса, сохранившийся у киргизов. Пояснение одного места в Истории моголов Рашид-Эддина [письмо Н.И.Ильминского к П.С.Савельеву]. Санкт-Петербург, [1860];. Вступительное чтение в курс турецко-татарского языка // Учёные записки Казанского университета. Книга III. Казань, 1861; Материалы для джагатайского склонения. Из Бабер-намэ // Учёные записки Казанского университета. Выпуски 1-2. Казань, 1863; Об A.A.Бобровникове // Православное обозрение. Казань, 1865. Том 17, май; Практические замечания о переводах и сочинениях на инородческих языках. Казань, 1871; Из переписки по вопросу о применении русского алфавита к инородческим языкам. Казань, 1883; Опыты переложения христианских вероучительных книг на татарский и другие инородческие языки в начале текущего столетия. Казань, 1883; Из переписки об удостоении инородцев священнослужительских должностей. Казань, 1885; Переписка о трех школах Уфимской губернии. Казань, 1885; Система народного и в частности инородческого образования в Казанском крае. Санкт-Петербург, 1886; Казанская центральная крещёно-татарская школа: Материалы для истории христианского просвещения крещёных татар. — Казань, 1887. — 485 страниц; Беседы о народной школе. Казань, 1888; Воспоминание об И.А.Алтынсарине. Казань, 1891; Избранные места из педагогических сочинений, некоторые сведения о его деятельности и о последних днях его жизни / Издание почитателей покойного. Казань, 1892; Письма Н.И.Ильминского к крещеным татарам. Казань, 1896; Письма Н.И.Ильминского к К.П.Победоносцеву. Казань, 1899; О способах обучения инородцев (отдельный оттиск из: Церковные ведомости. 1900. № 2).
Литература: Густерин П. Русскоязычная коранистика досоветского периода // Вопросы истории. — 2015. — № 5. — Страница 163; Благова Г.Ф. Николай Иванович Ильминский как исследователь туркменских диалектов// Вопросы языкознания. — 2005. — № 6. — Страницы 97—114; Веселовский Н. Ильминский, Николай Иванович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — Санкт-Петербург—Москва, 1896—1918; Зеленин Д.К. Н.И.Ильминский и просвещение инородцев (К 10-летию со дня смерти 27.XII.1901 г.) // Русская школа. — 1902. — № 2; Знаменский П. На память об Н.И.Ильминском. — Казань, 1892; Знаменский П. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период её существования. — Выпуск 2. — Казань, 1892; Знаменский П. В. Участие Н.И.Ильминского в деле инородческого образования в Туркестанском крае. — Казань, 1900 (см. также: Русская школа. — 1902. — № 7, 8); Колчерин А. Христианизация народов Поволжья. Н.И.Ильминский и православная миссия. — Москва: РИСИ, 2014. — 720 страниц. — ISBN 978-5-7893-0183-8; Кононов А.Н. История изучения тюркских языков в России. Дооктябрьский период. — Издание 2-е, дополненное и исправленное — Ленинград, 1982; Кононов А.Н. Биобиблиографический словарь отечественных тюркологов. Дооктябрьский период. — Издание 2-е, переработанное / подготовил А.Н.Кононов. — Москва, 1989; Липаков Е.В., Кравецкий А.Г. Ильминский Николай Иванович // Православная энциклопедия. — Москва : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. — Том XXII. — Страницы 369—374. — 752 страницы — 39 000 экземпляров. — ISBN 978-5-89572-040-0; Тюстин А.В., Шишкин И.С. Ильминский Николай Иванович (23.04.1822 — 27.12.1891) // Пензенская персоналия. Славу Пензы умножившие : [биографический словарь]. — Пенза: Айсберг, 2012. — Том 1 (А—Л). — Страница 143. — 208 страниц. — 1000 экземпляров. — ISBN 978-5-94428-091-6.

Young_Youssef_Bey_Karam (509x700, 241Kb)
1823
Юсеф Бей Карам (Youssef Bey Karam)
вождь маронитов Ливана, руководитель антитурецкого восстания 1866-1867 гг. Родился в Эдене, Ливан. Сын шейха Бутроса Карама, правителя Эдена в горном Ливане. В 1846 г. унаследовал власть над регионом и пользовался большой популярностью, так что назначенный Османской империей губернатор Ливана Дауд-паша предложил ему важный государственный пост. Карам, однако, отказался и потребовал единоличной власти над Ливаном. Тогда Дауд-паша арестовал его и отправил в Стамбул, но Карама так и не судили. В 1863 г., когда турецким правительством был введён органический регламент для христиан Сирии, 119 ливанских общин заявили о своём желании подчиниться Караму, и в 1864 г. он бежал из Смирны и сумел пробраться обратно на родину. В 1866 г. противостояние Карам-бея и Дауд-паши приняло открытый военный характер. Первое военное столкновение состоялось 6 января в Жуние, и Карам одержал победу — закреплённую затем сражениями при Зебхелле, Вади-Эль-Салибе и др. Однако затем выяснилось, что европейские правительства, на чью поддержку рассчитывал Карам-бей, не признают его власть легитимной и по-прежнему считают Ливан законным владением Турции. Поскольку средств и людских ресурсов для длительных боевых действий у Карам-бея не было, он принял предложение французского правительства и 31 января 1867 г. отправился в изгнание в Алжир, после чего в Ливан ему вернуться было уже не суждено. Умер в Эрколано (Неаполь, Кампания, Италия) 7 апреля 1889 года. Однако после смерти Карам-бея его тело было доставлено для погребения в церковь святого Георгия в Эдене, перед которой в 1932 г. ему был воздвигнут памятник. Литература: Карам-бей, Иосиф // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907.

RobertFurnas (700x647, 285Kb)
1824
Роберт Уилкинсон Фернес (Robert Wilkinson Furnas)
американский политик, 2-й губернатор Небраски. Роберт Фернес родился 5 мая 1824 года около города Трой, штат Огайо. Окончив государственную школу, он работал фермером, работником типографии, жестянщиком, страховым и почтовым агентом. 29 октября 1845 года Фернес женился на Мэри Элизабет Маккомас, в 1897 году она умерла. Второй его женой стала Сюзанна Джеймесон. У Фернеса было 8 детей. В 1856 году Фернес переехал в Небраску, где стал издавать газету Nebraska Advertiser, рекламировавшую сельскохозяйственный и промышленный потенциал штата. Он также издавал первую сельскохозяйственную газету Небраски Nebraska Farmer. В 1856 и 1858 годах Фернес избирался в законодательное собрание территории Небраска. В 1857 году он служил общественным типографщиком территории, а в 1861 году был главным клерком территориального совета. Во время гражданской войны Фернес служил полковником народного ополчения, лояльного к Союзу, а затем был повышен в звании до бригадного генерала. Он также служил полковником армии США и был ответственным за вербовку и организацию трёх индейских полков. В 1862 году Фернес взял в плен вождя племени чероки Джона Росса. После окончания войны Фернес служил индейским агентом племён омаха, виннебаго и понка. В 1869—1875 годах он был членом совета попечителей университета Небраски-Линкольна, в 1878—1890 годах — первым президентом Исторического общества Небраски. Фернес также служил федеральным комиссионером Всемирной выставки (1876), Всемирной хлопковой выставки World Cotton Centennial (1884) и Всемирной выставки (1893). Фернес занимал должности председателя American Fair Association, председателя Совета штата по сельскому хозяйству, председателя садоводческого общества штата. Он также был четвёртым великим мастером масонской ложи Небраски в 1865—1866 годах и первым президентом Ассоциации преподавателей Небраски. В ноябре 1872 года Фернес был избран губернатором Небраски, и был приведён к присяге 13 января 1873 года. Он занимал эту должность до 11 января 1875 года. Будучи губернатором, Фернес основал День посадки деревьев. Фернес умер 1 июня 1905 года в Линкольне, и был похоронен на кладбище Walnut Grove в Браунвилле, штат Небраска. В его честь назван округ Фернес.

GeorgeInness (648x700, 93Kb)
1825
Джордж Иннесс (George Inness)
американский пейзажист. Обучался у французского художника Жиньу; вернулся в 1860 в Америку. Из его картин лучшие: «Заход солнца», «Долина тени смерти», «Осеннее утро», «Сосновый бор виллы Берберини», «Триумф света», «Восход солнца» и др. С конца 1820-х годов в американском изобразительном искусстве начинается бурное развитие пейзажа, который в последующие десятилетия становится ведущим жанром в живописи. Художники впервые обратились к природе родного края, что являлось чрезвычайно важным явлением для молодой страны, свидетельствующим об укреплении национального самосознания. Возникло целое направление, получившее в искусствоведении наименование «школы реки Гудзон», художники которого чаще всего сосредоточивались на изображении наиболее живописных мест Новой Англии, штатов Нью-Йорк и Пенсильвания и прежде всего — долины реки Гудзон. Эффектный, нарочито романтизированный пейзаж «школы реки Гудзон» в ходе развития американского искусства постепенно преобразился в пронизанное живым лирическим чувством реалистическое воспроизведение подлинной и неприкрашенной природы Соединенных Штатов Америки. Подобную эволюцию можно проследить в творчестве одного из ведущих художников США XIX века — пейзажиста Джорджа Иннесса. Иннесс родился неподалеку от Нью-Йорка, в семье небогатого фермера, пятым из тринадцати детей. Отец вначале сопротивлялся художественным устремлениям сына вплоть до того, что заставил его заниматься торговлей, но, в конце концов, уступил, — и мальчик поступил в нью-йоркскую мастерскую по гравированию географических карт. Такое первоначальное обучение сказалось на всем раннем этапе творчества Иннесса — его юношеские произведения обладают своеобразным «топографическим» подходом к изображению ландшафта. Воспроизведение отвлеченно-красивого вида, подробное перечисление деталей, построенная «по всем правилам» композиция, коричневатый «музейный» колорит — во всем этом Иинесс следует выработанным канонам «школы реки Гудзон». Большие изменения в его творчестве происходят под влиянием знакомства с европейским искусством — с конца 40-х годов Иннесс регулярно ездит в Европу, подолгу живет в Риме, посещает Париж и Лондон. В европейской живописи этот период ознаменован становлением и расцветом реалистического национального пейзажа, предоставляемого такими мастерами, как Констебль в Англии, Коро во Франции. Молодой американский художник тяготеет к их искусству, с его искренностью и простотой, хотя отнюдь не меньшее впечатление производят на него классические произведения Пуссена и Лоррена. Выполненные Иннессом в это время итальянские и американские пейзажи теряют мелочную выписанность, свойственную его прежним работам, формы обобщаются и монументализируются, и вместе с тем пейзажи становятся более естественными и теснее связываются с изображением конкретного места («Долина Делавара»).Истинный расцвет дарования Иннесса приходится на 1860—1870-е годы, чему немало способствуют происходящие общественные потрясения. Гражданская война 1861—1865 годов делит всю Америку на два лагеря — все прогрессивные демократические силы становятся на сторону северных штатов, ведущих революционную войну против рабовладельческого Юга. Джордж Иннесс принимает активнейшее участие в этой борьбе. Не попав из-за состояния здоровья в действующую армию северян, Иннесс посвящает всю свою энергию вербовке добровольцев в войско Улисса Гранта и сбору денежных средств. В год окончания войны художник создает свою знаменитую картину «Мир и изобилие», репродуцированную в миллионах открыток и приобретшую необыкновенную популярность. Полотно, воссоздающее безмятежно-ясный просветленный пейзаж долины реки Делавар, воспевает прекрасную природу обновленной Америки. В поздний период творчества Иннесса в его произведениях возникают нотки трагического звучания, в них появляется пессимистический взгляд на мир. Сумеречные и пасмурные пейзажи художника, наполненные меланхолическим лиризмом, приобретают символическое значение. Одна из работ живописца под названием «Долина тени Смерти» вдохновляет его современника, гениального поэта Уолта Уитмена на создание стихотворения, озаглавленного «Долина Смерти».В 1894 году, во время очередной поездки в Европу, Иннесс умирает. На родине Национальная Академия художеств устраивает ему пышные публичные похороны. Но вскоре в американском искусстве, увлекаемом новыми антиреалистическими течениями, имя Джорджа Иннесса оказывается прочно забытым. «Новое открытие Америки», начавшееся в XX веке и приведшее к основательной переоценке ценностей, возродило интерес к творчеству живописца. Художник занял принадлежащее ему по праву место в истории изобразительного искусства Соединенных Штатов Америки.

Notbekvv (560x700, 167Kb)
1825
Владимир Васильевич фон Нотбек
выдающийся теоретик и практик стрелкового и оружейного дела, а также крупнейший организатор оружейного производства в Российской Империи XIX века, начальник Императорского Тульского оружейного завода, инспектор стрелковой части в войсках и инспектор оружейных и патронного завода, генерал от инфантерии. Потомственный дворянин, уроженец Эстляндской губернии, евангелическо-лютеранскаго вероисповедания. Военное образование получил в 1-м кадетском корпусе (1835—1843). В службу вступил прапорщиком из кадет 1-го кадетского корпуса в Лейб-гвардии Егерский полк. В январе 1852 г. был утверждён ротным командиром в этом полку, а с апреля 1859 года — исправляющим должность младшего штаб-офицера в Лейб-гвардии Гатчинском (переименованный Лейб-гвардии Егерский) полку. Находясь в Лейб-гвардии Егерском (Гатчинском) полку, зарекомендовал себя искусным стрелком, за что неоднократно награждался Высочайшими призами в виде образцов стрелкового оружия и Монаршим благоволением. За годы службы в данном полку прошёл путь от прапорщика до полковника (1843—1860). Участвовал в двух военных кампаниях: «По случаю войны в Венгрии в 1849 году, находился в походе гвардии к западным пределам Империи с 6 апреля 1849 г. по 5 ноября 1849 г. По случаю войны с Англо-Французами и Турками находился в составе войск охранявших прибрежье Санкт-Петербургской губернии и Выборгского уезда Странда с 30 июля 1854 г. по 10 сентября 1854 г.» — Запись в послужном списке генерала от инфантерии В.В. фон Нотбека. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА) Фонд № 409, опись № 1, дело № 132420/1-7 «Послужной список Инспектора стрелковой части в войсках В.В. фон Нотбека» В конце 1858 года был командирован для заведывания учебным фехтовально-гимнастическим кадром. В 1860 г. переведён в Лейб-гвардии Преображенский полк, а в следующем году назначен командиром Образцового пехотного батальона. В 1864 г. назначен флигель-адъютантом к Его Императорскому величеству, а через год произведён в генерал-майоры с назначением в Свиту Его Величества. В 1866 году им составлено «Наставление для стрелкового образования пехоты и драгун». В то время в России по объективным причинам существовало мало подобных учебных пособий. Каждое новое такое пособие, несомненно, было событием в жизни армии. Данное издание было адресовано офицерам и связано с ходом военной реформы, проводимой под руководством военного министра Д.А.Милютина, одной из важнейших задач которой было повышение боеспособности русской армии, внедрение новых вооружений, прежде всего новых моделей нарезного стрелкового оружия, и обучение солдат эффективно им пользоваться. Именно эту задачу книга была призвана решить. И этот труд В.В. фон Нотбека был оценён государем. За успешное составление «Наставления для стрелкового образования пехоты и драгун» 19 июля 1866 года ему было объявлено Монаршее Благоволение. В 1867 году Высочайшим Указом, данным правительствующему Сенату назначен попечителем при Его Императорском Высочестве Князе Евгении Максимилиановиче Романовском Герцоге Лейхтенбергском. В 1867 г. назначен членом Главного комитета по устройству и образованию войск. На этой должности пробыл до марта 1868 г. и в этом же году был назначен членом исполнительной комиссии по перевооружению армии с отчислением от командования Учебным пехотным батальоном. В качестве председателя этой комиссии в октябре 1868 года по Высочайшему повелению прибыл на Тульский оружейный завод «для раЗследования причин и обстоятельств медленности производства работ по изготовлению скорострельнаго оружия, а также для изыскания мер к тому, чтобы дать им впредь большее развитие» (формулировка послужного списка). Через год по Высочайшему повелению он был направлен в трёхмесячную командировку «за границу, для осмотра замечательнейших заводов в Европе» (формулировка послужного списка). В 1870 г. после командировки на заграничные оружейные заводы назначен сначала председателем комиссии по переустройству Тульского оружейного завода, а затем вскоре и его начальником.
Деятельность на Тульском оружейном заводе
Характеристика Тульского оружейного завода с 1863 по 1870 гг.: «В 1863 году Тульский оружейный завод был отдан в арендно-коммерческое управление. Этот способ управления, введённый в результате реформ Александра II и призванный обеспечить армию оружием, при котором государство не вмешивалось в производственную, хозяйственную и финансовую деятельность завода, а лишь обеспечивало его заказами и оплачивало их, — на ТОЗе себя не оправдал. Уже к 1870 году Тульский оружейный завод стоял на грани краха. Выделка оружия снизилась с 60 тысяч до 19 тысяч единиц оружия в год. Оборудование не обновлялось. Рабочие не получали заработную плату в полном объёме ввиду снижения расценок. И к этому положению привела бездарная и некомпетентная деятельность клана Стандершельдов, представители которого занимали на заводе руководящие посты. Управляющий заводом, — генерал-лейтенант Карл Карлович Стандершельд. Его помощник по искусственной части — Мориц Карлович Стандершельд. Сюда можно добавить члена оружейного отдела ГАУ полковника Эдуарда Карловича Стандершельда. В данном случае степень родства не столь важна. Важно то, что обеспокоенное таким положением дел Военное министерство Российской империи создало комиссию под председательством генерала Глинки-Маврина и поручило ей разобраться в причинах упадка оружейного производства. Глинка-Маврин пришел к выводу, что от арендаторов «ни усовершенствования способов выделки оружия, ни правильного ухода за машинами, ни своевременного ремонта зданий, а равно и попечения о поднятии благосостояния мастеровых по самому существу дела ждать нельзя» и потребовал возвращения всех оружейных заводов в казну. К еще более неутешительному выводу пришел военный министр Д.А.Милютин, когда в октябре 1869 года лично обследовал тульский завод. Он признал его состояние совершенно плачевным. И в 1870 году завод был возвращён в казённое управление.» Нужен был человек, который смог бы наладить производство. И таким человеком стал генерал-майор Владимир Васильевич фон Нотбек. Деятельность В. В. фон Нотбека на столь ответственном посту является вершиной его военной карьеры. Назначение В.В. фон Нотбека командиром (именно так называлась должность начальника завода до 1870 г.) Тульского оружейного завода (ТОЗ) было правильным и дальновидным шагом руководства русской императорской армии. Имеющий огромный опыт командования, в том числе и войсковыми техническими подразделениями армии, знающий теоретические основы конструкции имеющегося оружия и его эксплуатации, обладающий высокими практическими навыками в стрельбе и, кроме этого, возглавлявший комиссию по переустройству завода В.В. фон Нотбек был самой подходящей кандидатурой на такой ответственный пост. В течение шести лет В.В. фон Нотбек совершенно переоборудовал завод для производства малокалиберного оружия с громадной производительностью, поставив его во многих отношениях с технической стороны значительно выше многих известных заграничных оружейных фабрик. Поставив высоко машинное производство ружей, он принял меры к поддержанию старинного цеха оружейников в видах развития ручного производства охотничьего оружия. Была создана новая организационно-производственная структура, при которой завод разделили на десять специализированных мастерских (замочная, штыковая, ложевая и т. д.). Завод получил необходимое количество энергетического и технологического оборудования и производственных площадей для того, чтобы организовать на нем законченный производственный цикл. Были установлены и опробованы паровые котлы и водяные турбины. Всесторонние изменения, происшедшие на Тульском оружейном заводе, не только сделали его самым передовым в России и в Европе предприятием, но и создали предпосылки для организации производства самых сложных по тому времени систем стрелкового оружия. Уже в ходе реконструкции было налажено производство винтовок Крнка. Оружейники освоили массовое производство винтовки системы Бердана, которая с 1873 года стала основной продукцией ТОЗа.
Послужной_список_Нотбека-1875 (447x700, 396Kb)
Титульный лист послужного списка начальника ТОЗ В.В.Нотбека за 1875 г.
Именно В.В. фон Нотбек добился того, чтобы закрытая коллекция редкого и старинного оружия, хранящаяся на заводе была преобразована в полноценный музей, доступный широкому кругу посетителей. То есть, существующий в Туле уникальный Тульский государственный музей оружия в некоторой степени своим существованием обязан, в том числе, и В.В. фон Нотбеку. Кроме этого, В.В. фон Нотбек лично участвовал в создании принципиально нового военно-учебное заведения России по подготовке высококлассных оружейных мастеров — Тульской оружейной школы. Деятельность В.В. фон Нотбека на Тульском оружейном заводе была отмечена орденом Святого Станислава I степени. 11 сентября 1874 г. «за отличие по службе был произведён в генерал-лейтенанты». Кроме этого, был удостоен единовременного вознаграждения в сумме 10000 рублей серебром за особенную деятельность по переустройству Тульского оружейного завода и установке в нём механической части и валовой выделке оружия в ноябре 1874 г. «За отличныя устройство Тульского оружейного завода и производство в нём работ которыми Государь Император (Александр II), при посещении завода остался вполне доволен» (формулировка послужного списка) генерал-лейтенанту В.В. фон Нотбеку было объявлено Высочайшее именное Благоволение. И всё же наивысшей оценкой деятельности генерал-лейтенанта В.В.Нотбека на посту начальника завода стало присвоение всему Тульскому оружейному заводу наименования Императорского 13 сентября 1875 года. Запись об этом событии была внесена в послужной список В.В. фон Нотбека. Пребывая в Туле, он занимался и общественной деятельностью. Был директором Тульского попечительского о тюрьмах комитета и состоял действительным членом губернского статистического комитета. В 1876 г. В.В. фон Нотбек был назначен инспектором стрелковой части в войсках. На этой должности он был обязан наблюдать за обучением стрельбе пехотных и кавалерийских частей войск, а также следить за исправным содержанием в войсках огнестрельного оружия по всей русской армии. В 1877 году последовала его третья военная кампания. Он отбыл в район боевых действий действующей армии для исполнения своих непосредственных должностных обязанностей, за что в 1878 году он был удостоен ордена Святого Владимира II степени и ему была объявлена очередная Монаршая именная Благодарность. В 1881 г. Нотбек был назначен инспектором оружейных и патронного заводов. В том же году он был зачислен в списки Тульского оружейного завода, по гвардейской пешей артиллерии и по гвардейской пехоте. Почти ежегодно Нотбек перерабатывал строевые уставы и дважды переиздал наставление для обучения стрельбе. Под его руководством была выработана инструкция для маневрирования с боевой стрельбой отрядов из трех родов войск. Он же выступил с предложением преобразовать Учебный пехотный батальон в Офицерскую стрелковую школу, которая и была вскоре создана в 1882 году. В Офицерской стрелковой школе младшие офицеры получали теоретические знания и практические навыки в стрелковом деле и готовились к занятию более высоких должностей в войсковых частях. Кроме этого, при школе производились испытания различного рода изобретений и усовершенствований, касающихся стрелкового дела. В 1886 г. был избран Товарищем председателя Главного управления российского общества Красного Креста. В 1888 г. произведён в генералы от инфантерии, а в следующем году назначен членом Военного совета с оставлением в прежних должностях. Владимир Васильевич фон Нотбек умер в Санкт-Петербурге 3 октября 1894 года и был похоронен на Смоленском евангелическом кладбище. Семья: Жена с 26 января 1862 Александра Петровна Анжу (16 июня 1839—18 октября 1888), дочь вице-адмирала П.Ф.Анжу. В семье было 9 детей: Александра (7 ноября 1862—?); Елизавета (26 апреля 1864—?), замужем за генералом от инфантерии Владимиром Петровичем Ольшевским (11 сентября 1851—?); Владимир (21 июня 1865—1921); Ксения (17 апреля 1867—?); Мария (22 марта 1868—?), замужем за генерал-лейтенантом Гавриилом Георгиевичем Милеантом (5 апреля 1864—23 мая 1936); Пётр (30 июля 1869—5 июня 1913), полковник гвардии, заместитель начальника администрации Царского Села; Юлия (23 июля 1870—?); Людмила (4 июля 1872—?); Вячеслав (22 мая 1879—8 мая 1886). Ордена, медали, знаки отличия: Орден Святой Анны III степени, 7 сентября 1856 г. — в награду отлично усердной и ревностной службы; Орден Святого Станислава II степени, 11 сентября 1858; Орден Святой Анны II степени, 11 сентября 1858; Орден Святого Равноапостольного Князя Владимира IV степени, 11 сентября 1862; Орден Святого Равноапостольного Князя Владимира III степени, 11 сентября 1867; Орден Святого Станислава I степени, 9 апреля 1871; Орден Святой Анны I степени, 2 марта 1872 г. — во внимание бытности попечителем при Его Императорском Высочестве Князе Евгении Максимилиановиче Романовском Герцоге Лейхтенбергском; Орден Святого Равноапостольного Князя Владимира II степени, 13 января 1878; Орден Белого Орла, 11 сентября 1882; Орден Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского, 11 сентября 1885; Бриллиантовый знак к ордену Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского, 11 сентября 1891; Светлобронзовая Медаль «В память войны 1853—1856»; Тёмнобронзовая Медаль «В память русско-турецкой войны 1877—1878»; Тёмнобронзовая Медаль в память Священнаго Коронования Их Императорских Величеств в 1883; Вензеловое изображение в бозе почившего Государя Императора Николая I; Знак отличия за 40-летнюю беспорочную службу в офицерских чинах, 3 сентября 1884; Знак отличия за 50-летнюю безпорочнуюс службу в офицерских чинах, 3 сентября 1894. Иностранные награды: Прусский орден Короны II степени со звездою, 6 сентября 1869; Болгарский орден Святого Александра I степени, 7 октября 1883; Знак Сербского общества Красного Креста, 25 сентября 1886. Оружие: Швейцарский штуцер — приз второго разряда за успехи в состязании господ офицеров в цельной стрельбе в присутствии Государя Императора, 30 апреля 1857; Стрелковое ружьё шестилинейного калибра — приз первого разряда за успехи в состязании господ офицеров в цельной стрельбе в присутствии Государя Императора, 14 августа 1857; Стержневая винтовка с вензелем Его Императорского Величества — приз первого разряда при состязании в цельной стрельбе, 9 февраля 1860. Подарки и денежные вознаграждения: По случаю восприятия от купели дочери Александры Именем Государя Императора пожалован жене его бриллиантовый кулон с рубином, 13 декабря 1862; По случаю восприятия от купели дочери Елизаветы Именем Государя Императора пожалована жене его золотая броша украшенная бриллиантом, 13 июня 1864; По случаю восприятия от купели дочери Людмилы Именем Государя Императора пожалованы жене его подарки, 27 ноября 1872; Награждён не в зачёт третьим жалованием (кроме собственно жалования и столовых денег), 26 сентября 1862; Единовременно 1033 рублей серебром аренды, 11 июня 1868; Аренда в продолжение 12 лет по 1500 рублей серебром, 26 апреля 1869; Увеличена до 2000 рублей серебром и продолжена на 6 лет, 1881; Продолжена на 4 года, 1887; Продолжена на 4 года, 1891; Единовременно 10000 рублей серебром — «за особенную деятельность по переустройству Тульского оружейного завода и установке в нём механической части и валовой выделке оружия», 18 ноября 1874. Многочисленные Монаршие Благоволения и Высочайшие Благодарности: Монаршее благоволение за отлично-усердную службу, 1847; Высочайшее Благоволение При вступлении на престол Государя Императора Александра Николаевича в числе бывших подчинённых его Величеству, 1855; Монаршее Благоволение за успехи при состязании в цельной стрельбе, 1857; Монаршее Благоволение за успешное составление «Наставления для стрелкового образования пехоты и драгун», 1866; Монаршая благодарность во внимание к трудам временной комиссии на которую Высочайше возложено было рассмотрение вопроса о перевооружении армии, как члену этой комиссии, 1869; Высочайшее именное Благоволение в приказе за особые труды по бывшей комиссии для пересмотра "Наставления для стрелкового образования пехоты и драгун, 1870; Высочайшее именное Благоволение в приказе за полезную деятельность по званию члена исполнительной комиссии по перевооружению армии, 1871; Высочайшее именное Благоволение за отличныя устройство Тульского оружейного завода и производство в нём работ которыми Государь Император, при посещении завода остался вполне доволен, 1875; Монаршая благодарность за отличное исполнение возложеннаго поручения по осмотру в войсках действующей Армии в Европейской Турции стрельбы и оружия, 1878; Монаршая именная благодарность за особые труды комиссии для пересмотра Наставления по обучению стрельбе по званию председателя оной, 1879; Высочайшая именная благодарность по всеподданнейшему докладу Государю Императору о результатах смотров Стрелковой части в войсках за 1879 г., 1880; Высочайшая именная благодарность по всеподданнейшему докладу Государю Императору о результатах смотров Стрелковой части в войсках за 1880 г., 1881; Высочайшая благодарность, 1882; Высочайшая благодарность, 1883; Монаршее благоволение, 1884; Высочайшая именная благодарность в приказе: «Государь Император, посетив во время пребывания 13 сентября 1886 г. в Туле Императорский Тульский оружейный завод и изволив остаться вполне доволен блестящим состоянием завода и прекрасным выполнением всех работ, соизволил, объявить Высочайшую Именную благодарность в приказе», 1887; Высочайшая именная благодарность в приказе: «За правильную постановку обучения стрельбе в цель Государю Императору благоугодно было объявить Именную Высочайшую благодарность», 1888; Высочайшая благодарность, 1888; Особая признательность Его Императорского Величества государя Императора объявлена при Высочайшем рескрипте по случаю 50-летия в офицерских чинах, 14 августа 1893; Монаршее благоволение, 1894. Производство в чинах: В службу вступил прапорщиком, 1843; Подпоручик, 1844; Поручик, 1848; Штабс-капитан, 1851; Капитан,1854; Полковник, 1859; Генерал-майор, 1865; Генерал-лейтенант, 1874; Генерал от инфантерии, 1888. Литература: Послужной список Инспектора стрелковой части в войсках генерала от артиллерии В.В. фон Нотбека. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Фонд № 409, опись № 1, дело № 132420/1-7; «Полные послужные списки Генералам, Штаб и Обер офицерам Тульскаго оружейнаго завода за 1875 год». Государственный архив Тульской области. Фонд № 187 «Тульский оружейный завод», опись № 1, дело № 9703; Всеподданнейшие отчёты о действиях Военного Министерства. — Военная типография, Санкт-Петербург, 1861—1878; Высочайшие приказы о чинах военных. — Военная типография, Санкт-Петербург, 1869—1893; Списки генералам по старшинству. — Военная типография, Санкт-Петербург, 1865—1894; Списки полковникам по старшинству. — Военная типография, Санкт-Петербург, 1859—1865; Памятные книжки Тульской губернии. — Типография Губернского правления, Тула, 1870—1876.

Wilhelm_Hertenstein (524x700, 75Kb)
1825
Вильгельм Фридрих Хертенштейн (немецкое имя — Wilhelm Friedrich Hertenstein)
швейцарский политик, президент. Член Радикально-демократической партии. Родился в Кибурге, кантон Цюрих, Швейцария. Сын лесничего, Вильгельм Хертенштейн после окончания школы сам стал лесничим в Феральторфе (1855-1872). В 1853 году женился на Катарине Элизабете Тальман и имел двоих детей. Во время войны с Зондербундом был лейтенантом артиллерии, затем дослужился до полковника и командовал 7-й артиллерийской бригадой (1875-1877). Одновременно со службой он занялся политикой и в 1872 году был избран в Кантональный совет Цюриха и в Национальный совет Швейцарии. В 1878 году Хертенштейн перебрался в сенат, а через год был избран в Федеральный совет. И в кантональном, и в федеральном правительствах он занимался военными делами. 21 марта 1879 — 27 ноября 1888 — член Федерального совета Швейцарии. 1 января 1879 — 1827 ноября 1888 — начальник военного департамента. 1 января — 31 декабря 1887 — вице-президент Швейцарии. 1 января — 27 ноября 1888 — президент Швейцарии. Вильгельм Хертенштейн умер в Берне после серьёзной болезни и ампутации ноги 27 ноября 1888 года. Он стал единственным президентом Швейцарии умершим до окончания срока президентства.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку