-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 108148
Комментариев: 6801
Написано: 116618


24 апреля родились...

Среда, 24 Апреля 2024 г. 03:34 + в цитатник
Xu_Guangqi (525x700, 335Kb)
1562
Сюй Гуанци (китайское имя — 徐光启, 徐光啟)
китайский учёный в области сельского хозяйства, переводчик, математик, астроном династии Мин. Сюй Гуанци совместно с католическими миссионерами из монашеского ордена иезуитов Маттео Риччи и Сабатино де Урсис переводил европейские научные труды того времени на китайский язык. Самым значительным переводом Сюй Гуанци была первая часть книги «Начала Евклида». Сюй Гуанци написал научное сочинение «Нун Чжэн Цюань Шу», которое считается одним из самых первых китайских научных сельскохозяйственных трудов. Сюй Гуанци принял крещение, после которого взял себе имя Павел. Сюй Гуанци сыграл значительную роль в распространении католицизма в Китае. Он считается одним из «Трёх столпов китайского католицизма». Сюй Гуанци родился в бедной семье, в Шанхае. Его отец, зарабатывая сельскохозяйственными работами, смог послать шестилетнего Сюй Гуанци на обучение в школу. В возрасте 19 лет Сюй гуанци получил начальную научную степень, после чего стал работать в суде, одновременно занимаясь научной деятельностью. Он жил в период, когда математика в Китае находилась в упадке и не развивалась. Сюй Гуанци обвинял китайское научное общество в потере интереса к математике и прилагал усилия к развитию математической науки в Китае. Сюй Гуанци, познакомившись с иезуитом Маттео Риччи, стал вместе с ним переводить европейские научные труды на китайский язык и некоторые конфуцианские тексты на латинский язык. В 1603 году Сюй Гуанци принял крещение, взяв себе имя апостола Павла. После принятия католицизма Сюй Гуанци стал ещё сильнее критиковать в своих сочинениях китайское научное интеллектуальное общество, обвиняя его в том, что оно отстало в своём развитии от европейской науки. Он также считал, что вооружение китайской армии европейской артиллерией сможет защитить Китай от вторжения маньчжуров. В 1607 году Сюй Гуанци оставил государственную службу и вернулся к себе домой в Шанхай, где он стал экспериментировать с европейской системой орошения. Он также экспериментировал с выращиванием батата и хлопка. Через некоторое время его снова призвали на государственную службу, во время которой он смог сделать карьеру, получив пост министра. Будучи на государственной службе, он продолжал экспериментировать с новыми для Китая сельскохозяйственными культурами. С 1613 по 1620 гг. Сюй Гуанци часто посещал Тяньцзинь, где руководил постройкой военных поселений. Сюй Гуанци умер 8 ноября 1633 года.
The_tomb_of_Xuguangqi (700x465, 548Kb)
Его могила сохранилась и находится в Шанхае недалеко от католического собора святого Игнатия Лойолы.
В 1607 году Сюй Гуанци, пытаясь активизировать китайское научное сообщество, вместе с Маттео Риччи перевёл первую часть «Начал Евклида» на китайский язык. Этим трудом Сюй Гуанци познакомил китайских учёных с европейской математикой и логикой. Считается, что с перевода на китайский язык «Начал Евклида» в Китае началось возрождение математики. Сюй Гуанци вместе с Маттео Риччи предсказал солнечное затмение 1629 года, после чего был назначен китайским императором заниматься реформой китайского календаря. Эта реформа календаря, завершившаяся только после смерти Сюй Гуанци, стала первым научным сотрудничеством китайских и европейских учёных. Свои знания в области сельского хозяйства Сюй Гуанци собрал в своём самом известном сочинении «Нун Чжэн Цюань Шу». Сюй Гуанци в области сельского хозяйства интересовался западными системами орошения, употреблением в сельском хозяйстве удобрений, что подтолкнуло к развитию химии в Китае. Сюй Гуанци написал значительное количество сочинений, посвящённых сельскому хозяйству. Его интересовали темы распределения земли, управление водными ресурсами, очистка и возделывание почвы, ирригационное оборудование, садоводство, овощеводство, шелководство, животноводство, выращивание текстильных культур и лесное хозяйство.
Ricci_Guangqi_2 (469x700, 481Kb)
Маттео Риччи (слева) и Сюй Гуанци (справа).
Источники: Needham, Joseph (1986). Science and Civilization in China: Volume 3, Mathematics and the Sciences of the Heavens and the Earth. Taipei: Caves Books, Ltd; Needham, Joseph (1986). Science and Civilization in China: Volume 6, Biology and Biological Technology, Part 2: Agriculture. Taipei: Caves Books, Ltd; Zhao, Jikai, «Xu Guangqi». Encyclopedia of China (Economics Edition), 1st ed; Mei, Rongzhao, «Xue Guangqi». Encyclopedia of China (Mathematics Edition), 1st ed; Stone, Richard (2007). «Scientists Fete China’s Supreme Polymath», Science 318, 733.

 (651x699, 122Kb)
1575
Якоб Бёме (немецкое имя — Jakob Böhme)
немецкий мистик и философствующий теолог, которого часто называли «философом немцев» (Philosophus Teutonicus), родился в Альт-Зайденберге, селе близ Гёрлица в Саксонии. Он был воспитан в лютеранской вере и получил лишь начальное образование. Работал подпаском, затем был определен в подмастерья к сапожнику в Зайденберге и в 1599 открыл собственную сапожную мастерскую в Гёрлице. В 1600, очевидно под влиянием местного пастора Мартина Мёллера, Бёме пережил яркое мистическое озарение, в котором ему открылось, что все сущее заключается в «Да» и «Нет». По мере того, как Бёме приобретал духовную зрелость, его мистический опыт углублялся, и в конце концов он изложил свои прозрения в серии замечательных богословских и философских сочинений. Его первая книга, «Аврора, или Утренняя заря в восхождении» (Aurora, Morgenröte im Aufgang, 1612, издание на русском языке – издательство "Мусагет". Москва, 1914), – «младенческое начало», как он сам ее называл, – тем не менее привлекла всеобщее внимание, в результате чего городской совет Гёрлица запретил Бёме заниматься сочинительством. Бёме молчал на протяжении семи лет, но затем, уступив убеждениям небольшого круга друзей и почитателей, втайне знакомившихся с его произведениями, возобновил свою литературную деятельность. С 1619 и до конца жизни Бёме написал 30 книг и трактатов (часть из них не завершены). В этих сочинениях он предстает как один из величайших умозрительных философов Запада, оказавшим значительное влияние на Ф.Шеллинга, Г.В.Ф.Гегеля, А.Шопенгауэра, Ф.Ницше, Э.фон Гартмана, А.Бергсона, М.Хайдеггера и П.Тиллиха. Сочинения Бёме можно разделить на несколько групп. К числу его философских сочинений относятся трактаты «О трех принципах» (Von den drei Principien, 1619), «О троякой жизни человека» (Von dem dreifaltigen Leben des Menschen, 1619), «Сорок вопросов о душе» (1620), «О Воплощении» (Von der Menschwerdung Christi, 1620), «О запечатлении всего сущего» (1622), а также два зрелых Сочинения: «Об избрании по благодати» (Von der Gnadenwahl, 1623) и «Великое таинство» (Mysterium magnum) (1623). Мистико-религиозные сочинения «Об истинном покаянии» (1622), «О возрождении» (1622), «О сверхчувственной жизни» (1622) и «О божественной молитве» (1624) обычно издаются под общим названием «Путь ко Христу» (Der Weg zu Christo). К апологетическим сочинениям относятся два трактата, направленныt против радикального сектантства Штифеля и Мета, два – против криптокальвиниста (т.е. обвиняемого в скрытой приверженности к кальвинизму) Бальтазара Тильке и один – против преследований со стороны гёрлицкого пастора Грегора Рихтера. В мировоззрении Бёме доминируют два мотива – характерная для немецкой мистики самоуглубленность и ренессансное натурфилософское мироощущение. Он старался уяснить, каким образом возник этот противоречивый мир, укорененный в Боге, которого Бёме определяет как «бездну (Ungrund) и основу (Grund) всего сущего», как «Да» и «Нет» «мрачной воли гнева» и «огневой воли любви». Умер у себя дома в Гёрлице 17 ноября 1624 года. Переизданий "Авроры" Бёме за последнее время выходило великое множество. В настоящее время е большая часть наследия Бёме переведена на русский язык.

Vincent_de_Paul (585x700, 364Kb)
1581
Святой Викентий де Поль (Винсент де Поль; французское имя — Vincent de Paul)
католический святой, основатель конгрегации лазаристов и конгрегации дочерей милосердия. Родился в деревне неподалёку от Дакса, в бедной крестьянской семье. Гасконь была в этот период одним из самых нищих регионов Франции. Благодаря счастливому случаю и покровительству местного помещика, заметившего неординарный ум мальчика, Винсент смог получить общее образование в Даксе, затем изучал богословие в Тулузе. В 1600 году рукоположен в священники. Во время одной из поездок на юг был взят в плен берберами и увезен в Тунис, в рабство. В 1607 году он был освобожден по неясным до конца причинам и смог вернуться на родину. После освобождения прибыл в Париж, в 1612 году был назначен настоятелем небольшого прихода возле Парижа. Сильное влияние на формирование взглядов святого Викентия оказало три личных знакомства: со знаменитым богословом кардиналом Берюлем, взгляды которого очень импонировали Винсенту, и который очень помог молодому священнику в первый период его парижской жизни; со святым Франциском Сальским, после встреч с которым в Винсенте на всю жизнь запечатлелось стремление к святости; а также с Корнелием Янсением, учение которого, впоследствии известное как янсенизм, святой Викентий не принял и в дальнейшем активно с ним боролся. На протяжении последующих 10 лет выполнял обязанности капеллана в семье знатного генерала Гонди, в чьих владениях многократно видел бедных крестьян, влачивших жалкое существование. Этот жизненный опыт сильно повлиял на него, и вся дальнейшая деятельность Винсента проходила под знаком помощи больным и бедным. Вторым важным делом, которому святой Винсент посвятил жизнь, было повышение нравственного уровня и уровня образования священников.
1581post-13108-130359842643 (700x658, 453Kb)
В первой половине XVII века во Франции упадок среди клира был ужасающим — многие священники не умели ни читать, ни писать; в монастырях традиции были забыты, дисциплина расшаталась, и наряду с ленью и невежеством царила открытая безнравственность. В 1625 году святой Викентий основал конгрегацию миссионеров или конгрегацию лазаристов (по имени монастыря святого Лазаря, где располагалась резиденция конгрегации). В 1633 году папа Урбан VIII утвердил её конституцию, и в том же году святой Викентий создал вместе с герцогиней Луизой де Марийак конгрегацию дочерей милосердия, главным делом которой стала помощь бедным, больным, брошенным детям и каторжникам. Одной из главных заслуг святого Викентия является создание стройной системы подготовки священников: предсеминарий и семинарий. Работой над созданием этой системы во Франции он занимался с 1626 года до самой смерти. Сам святой Викентий де Поль основал 18 семинарий и множество школ и предсеминарий. Система быстро распространилась на соседние с Францией страны, что имело колоссальное значение в улучшении уровня образования клира и его нравственном воспитании. Умер в Париже 27 сентября 1660 года. Папа Бенедикт XIII провозгласил его блаженным 12 августа 1729 года, а папа Климент XII канонизировал 16 июля 1737 года. Мощи святого Викетия хранятся в капелле, названной в его честь, на улице Севр в Париже. День памяти в католической церкви — 27 сентября. В 1947 году о святом был снят фильм "Месье Венсан" (Monsieur Vincent). Режиссер Морис Клош (Maurice Cloche). Одним из соавторов сценария выступил Жан Ануй (Jean Anouilh). Картина получила Оскар в категориии "Лучший фильм на иностранном языке" в 1949 году. Литература: Католическая энциклопедия. Издательство францисканцев. Том 1. Москва : 2002.

Graunt2 (483x700, 170Kb)
1620
Джон Гронт (Граунт; John Graunt)
английский учёный, родоначальник науки демографии. Родился в Лондоне. Наряду с Уильямом Петти начал разрабатывать методы статистики и переписи населения, которые являются основой современной демографии. Впервые использовал таблицу дожития, содержащую данные о вероятностях дожития до определённого возраста. Граунт также считается первым экспертом в области эпидемиологии. Его книга «Естественные и политические наблюдения над списками умерших» (Natural and Political Observations Made upon the Bills of Mortality) посвящена преимущественно статистике по социальной гигиене. Он изучает отчёты о смертности и предпринимает попытку создания системы предупреждения возникновения очагов и распространения бубонной чумы. Система фактически создана не была, но его работы являются первой, основанной на методах статистики, оценкой численности населения Лондона. Джон Граунт по профессии был галантерейщиком, однако, благодаря научной эрудиции, продемонстрированной в книге, и при содействии Карла II он стал членом Лондонского королевского общества. В конце жизни Джон Граунт остался без работы и без финансовой поддержки. Он умер в Лондоне в бедности от желтухи и заболевания печени 18 апреля 1674 года.

Gian Gastone de Medici (514x700, 446Kb)
1671
Джан Гастоне Медичи (итальянское имя — Gian Gastone de' Medici)
великий герцог Тосканский в 1723—1737 годах. Последний представитель рода Медичи по прямой мужской линии. Со смертью Джана Гастоне династия Медичи пресеклась. Джан Гастоне родился во Флоренции. Он был младшим сыном великого герцога Тосканского Козимо III и его супруги Маргариты-Луизы Орлеанской. Когда Джану Гастоне было 4 года, мать навсегда уехала во Францию, и маленький Джан Гастоне вместе с братом Фердинандо и сестрой Анной Марией Луизой остался на попечении своей бабки, Виттории делла Ровере. Джану Гастоне в семье практически не уделяли внимания, и он рос одиноким. Современники замечали, что он часто казался молчаливым и грустным, рыдая в одиночестве в своей спальне. Получил хорошее образование, отличался способностью к языкам и интересовался литературой, увлекался ботаникой и экспериментировал с редкими растениями, читал труды Лейбница. В 1697 году, по настоянию отца, Джан Гастоне женится на Анне Марии Франциске, дочери герцога Саксен-Лауэнбурга Юлия Франца. Свадьба состоялась 2 июля в Дюссельдорфе, но уже через 2 недели молодая пара переезжает в Рейхштадт. Жизнь в деревне для Джана Гастоне была невыносимой. Он невзлюбил богемскую деревню, запах конского пота и навоза в поместье, и не стремился к возможным сношениям с непривлекательной женой. Будучи гомосексуальным, Джан Гастоне находит утешение в своём лакее Джулиано Дами, который стал его любовником, а позднее сводником. В 1698 году Джан Гастоне уезжает в Париж, надеясь свидеться с матерью, Маргаритой-Луизой Орлеанской. Однако получает от неё холодный приём и возвращается к своей жене, но так и не смог преодолеть величайшее отвращение к жизни с этой женщиной.
Giangastone_de'_Mediciмолодой (556x700, 437Kb)
Джан Гастоне в молодости.
В 1703 году Джан Гастоне переезжает в Гамбург, а в 1704 году уезжает в Прагу, где вел разгульную жизнь, играя в азартные игры и злоупотребляя алкоголем. Иногда он возвращался к жене, когда отец требовал зачать наследника. В 1708 году Джане Гастоне навсегда вернулся во Флоренцию. Он жил уединённо, вдали от двора своего отца, не проявляя никакого интереса к общественной жизни и государственным делам. Любил проводить время в садах Боболи, где с большим усердием ухаживал за растениями и цветами. В 1713 году, после смерти от сифилиса его старшего брата Фердинандо, Джан Гастоне становится наследным принцем. Великогерцогский род Медичи оказывается на грани исчезновения. С 1723 по 1737 Джан Гастоне великий герцог Тосканский. Сам он мало интересовался государственными делами, но удачно подобрал министров, что позволило провести ряд необходимых реформ. В отличии от фанатично религиозного отца, Джан Гастоне с презрением относился к церкви и сильно ослабил её влияние на управление. Джан Гастоне не изменил своего беспорядочного образа жизни. Летом он жил на первом этаже дворца, зимой его переносили наверх. Его верный любовник и сводник Джулиано Дами выискавал привлекательных юношей для удовольствий великого герцога. В 1730 году Джан Гастоне растянул лодыжку и слёг в постель, с которой он практически не поднимался до конца жизни. К июню 1737 года он был серьёзно болен, мучаясь от большого камня в мочевом пузыре. Джан Гастоне скончался во Флоренции 9 июля 1737 года. С его смертью пресеклась династия Медичи, правившая Флоренцией более 300 лет. Джан Гастоне был торжественно похоронен в Базилике Сан-Лоренцо, искренне оплакиваемый своим народом.
1671post-13108-130359845721 (700x349, 228Kb)
В качестве Великого Герцога Тосканского, Джан Гастоне наследовал Франц I Стефан Лотарингский из династии Габсбургов. Но при этом, все движимое и недвижимое имущество династии Медичи, не являющеяся собственностью Великого Герцогства на то время, унаследовала сестра Джан Гастоне, Анна Мария Луиза Медичи, курфюрстина Пфальцская. В 1723 году, после смерти отца, Джан Гастоне принимает управление герцогством Тоскана, находившимся в состоянии упадка. Джан Гастоне мало вникал в дела правления, но удачно выбрал министров. Правительство Джана Гастоне в некоторых отношениях было лучше и определенно более либеральным, чем во времена его отца. Влияние церкви в управлении ослабло. Там, где Козимо III не скупился в расходах на религиозные цели, Джан Гастоне экономил. Так, были прекращены субсидии духовных лиц, отменены выплаты "Pensions on the Creed" — деньги, которые платили туркам и другим иностранцам, принимающим католичество. Была проведена амнистия, налоговое бремя было облегчено, в частности, отменён обременительный налог на прибыль, были предприняты меры по сокращению государственного долга. Совет четырех был упразднен и восстановлен старый секретариат. Драконовы законы его отца были отменены. Галилею был возвращён почёт, было разрешено опубликовать произведения Гассенди. Восшествие на престол Джана Гастоне ознаменовало более просвещенную и либеральную систему управления. Джан Гастоне был сильно озабочен будущей преемственностью в великом герцогстве. В 1731 году представители европейских держав договорились в Вене, что в случае смерти Джана Гастоне великое герцогство перейдет к сыну Филиппа V, Карлосу Пармскому. Он был наполовину итальянцем, а также молодым и белокурым, и произвёл благоприятное впечатление на Джана Гастоне, согласившегося признать Карлоса преемником. Но в результате войны за Польское наследство и последующих династических перестановок, Карлос получил королевство Обеих Сицилий. В качестве наследника европейскими державами стал рассматриваться Франц Стефан, герцог Лотарингский, муж Марии Терезии. Джан Гастоне негодовал и был против, его не устраивала перспектива управления Тосканским герцогством иностранцем. Однако Джан Гастоне оказался бессильным под тяжестью давления, оказываемого великими державами. Но все-таки Джану Гастоне удалось настоять на том, что Великое герцогство Тосканское никогда не будет включено в состав империи Габсбургов. Наверно, это было самым главным делом его жизни, поскольку оно обеспечило будущую независимость герцогства Тосканского.

1676
Елизавета Доротея Гессен-Дармштадтская (немецкое имя — Elisabeth Dorothea von Hessen-Darmstadt)
принцесса Гессен-Дармштадтская, в замужестве ландграфиня Гессен-Гомбургская. Родился в Дармштадте. Елизавета Доротея — младшая дочь ландграфа Людвига VI Гессен-Дармштадтского и его супруги Елизаветы, дочери Саксен-Гота-Альтенбурга Эрнста I Благочестивого. В феврале 1700 года в Буцбахе Елизавета Доротея вышла замуж за Фридриха III Якова Гессен-Гомбургского. Елизавета Доротея считалась умной женщиной, она занималась литературной деятельностью, помимо немецкого языка владела также латынью, французским, итальянским и греческим языками. Воспитанием своих детей она занималась сама. Умерла в Гомбурге 9 сентября 1721 года. Елизавета Доротея родила десятерых детей, из которых восемь умерло в детском возрасте: Фридрих Вильгельм (1702—1703); Людвиг Иоганн Вильгельм Груно (1705—1745), генерал-фельдмаршал русской армии, женат на княжне Анастасии Трубецкой; Иоганн Карл (1706—1728); Фридерика Доротея (1701—1704); Луиза Вильгельмина (1703—1704); Эрнестина Луиза (1707); Фридрих (1721). Литература: Johann I. von Gerning. Die Lahn- und Main-Gegenden von Embs bis Frankfurt. — S. 156; Philipp Dieffenbach. Geschichte von Hessen… — S. 231.

 (524x699, 86Kb)
1706
Джованни Баттиста Мартини (итальянское имя — Giovanni Battista Martini; больше известен как Падре Мартини, Padre Martini)
итальянский композитор, музыковед, педагог, капельмейстер, певец, скрипач и клавесинист. Известен как «падре Мартини». Джованни Баттиста Мартини родился в Болонье, в семье скрипача и виолончелиста Антонио Мария Мартини, который и стал его первым учителем. В дальнейшем обучился игре на чембало и пению у падре Предьери, контрапункту у Антонио Риччери и композиции, прежде всего церковной музыки, у Джакомо Антонио Перти, капельмейстера собора Святого Петра. В 1721 году вступил во францисканский монастырь. Изучал философию, математику и теорию музыки; в 1725 году 19-летний Мартини стал капельмейстером церкви Святого Франциска. Рукоположен в сан священника в 1729 году. Разносторонне образованный музыкант и учёный, падре Мартини на протяжении нескольких десятилетий находился в центре музыкально-общественной жизни Италии, собрал уникальную коллекцию книг и манускриптов. Падре Мартини был также крупнейшим педагогом своего времени, членом и с 1758 года руководителем Болонской филармонической академии.
Padre_Martini_1 (567x700, 352Kb)
Среди его учеников — И.К.Бах, Ф.Л.Гассман, В А.Моцарт, Н.Йоммелли, С.Маттеи, Ф.А.Б.Уттини, А.Фави, М.С.Березовский. Умер в Болонье 4 октября 1784 года. Именем падре Мартини названы консерватория (1804) и городская библиотека в Болонье. Как композитор падре Мартини следовал традициям «римской школы» церковной музыки. Автор месс, ораторий, произведений для органа, клавесина, вокальных дуэтов, хоров с инструментальным сопровождением. Главный теоретический труд падре Мартини — «Образец, или Основной практический очерк контрапункта» (Esemplare ossia saggio fondamentale pratico di contrappunto sopra il canto fermo, т. 1—2, 1774—1775). Его «История музыки» (Storia della musica, тома 1—3, 1757—1781) — один из первых капитальных трудов в этой области; три тома охватывают древние эпохи и античность, четвёртый том, посвящённый раннему средневековью, остался незавершённым. Литература: Sadie, S. (ed.) (1980) The New Grove Dictionary of Music & Musicians, [vol. # 11]; Elisabetta Pasquini, Gimbattista Martini. Palermo, L'Epos, 2007. ISBN 978-88-8302-343-9.

1706
Джованни Гуальберто Брунетти (итальянское имя — Giovanni Gualberto Brunetti)
итальянский композитор. Родился в городе Пистойя. До 1754 работал главным образом в Неаполе (с 1745 — в консерватории Туркини). С 1754 — капельмейстер в Пизе; начиная с этого времени писал в основном церковную музыку. Среди др. произведений — оперы (1733—76) и кантаты, приуроченные к тем или иным событиям. Умер в Пизе 20 мая 1787 года. Его сын Антонио (около 1740 — 1786) — скрипач. Служил придворным концертмейстером в Зальцбурге; первым исполнил некоторые произведения Моцарта. Другой сын, Джузеппе (около 1740 — после 1780), работал в Пизе и во Флоренции, писал духовную музыку и оперы. Сын Антонио Брунетти, Антонио-младший (около 1767 — около 1850) служил церковным капельмейстером в Кьети, Урбино и Мачерате, писал оперы и церковные произведения.

Marie-Charles-Louis_d'Albert_de_Luynes (564x700, 254Kb)
1717
Мари-Шарль-Луи д'Альбер де Люин (французское имя — Marie-Charles-Louis d'Albert de Luynes)
5-й герцог де Люин, пэр Франции, титулярный князь Невшательский и Валанженский, и принц Оранский, французский военачальник, рыцарь орденов короля. Сын герцога Шарля-Филиппа д'Альбер де Люина и Луизы-Леонтины-Жаклин де Бурбон-Суассон. Первоначально известный как герцог де Монфор, поступил на службу в 1731 году мушкетером. 12 марта 1732 получил роту в кавалерийском полку Люина, которым командовал его отец. После его отставки 6 июля стал кампмейстером этого полка, и принял титул герцога де Шеврёз. Командовал полком при осаде Филиппсбурга в 1734 году, и в Рейнской армии в 1735. 9 июня 1736 назначен главным кампмейстером драгун и произведен в бригадиры; отставлен от командования полком. В начале войны за Австрийское наследство 20 июля 1741 назначен в армию, посланную в Богемию. Командовал шестью сотнями драгун во время штурма Праги, был на биваке у Писека, сражался в битве при Сахаи под командованием маркиза де Мирпуа; с драгунами и карабинерами атаковал вражескую кавалерию, и отбросил её в лес, получив четыре легких ранения. Отличился при обороне Праги, при отступлении из города командовал драгунами в армии маршала Бель-Иля. Вернулся во Францию в феврале 1743 года, 20 февраля произведен в лагерные маршалы. 1 апреля 1743 направлен в Рейнскую армию маршала Ноая, сражался в битве при Деттингене и закончил кампанию в нижнем Эльзасе. В 1745—1748 служил в армии короля во Фландрии. В 1745 сражался при Фонтенуа, участвовал в осаде Турне, был в составе отряда графа фон Лёвендаля, овладевшего Гентом. В 1746 участвовал в осаде Брюсселя Морицем Саксонским, после осады Антверпена был назначен первым лагерным маршалом корпуса графа де Клермона, осаждавшего Намюр, затем участвовал в битве при Року.
Marie_Charles_Louis_d'Albert,_duc_de_Luynes_et_de_Chevreuse1770 (561x700, 261Kb)
Герцог де Люин в униформе генерал-полковника драгун в 1770
В 1747 сражался при Лауфельде, а при осаде Берген-оп-Зоома отразил ночную атаку противника. 1 января 1748 произведен в генерал-лейтенанты армий короля, участвовал в осаде Маастрихта, в июне вернулся во Францию. 24 января 1754 назначен генерал-полковником драгун. 1 марта 1757 назначен в Германскую армию, участвовал в битве при Хастенбеке, командовал несколькими отрядами, с которыми вторгся в Ганноверское курфюршество. Командовал корпусом из 10 пфальцских батальонов, 4-х эскадронов кавалерии и 13 эскадронов драгун, с которыми собирал контрибуцию на оккупированных территориях. 22 сентября 1757 был назначен губернатором города, превотства и виконтства Парижа, вернулся во Францию в ноябре. 16 марта 1758 направлен в Германскую армию, с полками драгун, гусар и Наваррской бригадой был послан захватить Мёрс, затем участвовал в битве при Крефельде. Двинулся в Гельдерн и с успехом действовал в тылах и на коммуникациях противника, облегчив отступление французской армии к Рейну. Находился с отрядом в 3500 человек в пяти лье перед основными силами. 18 октября его лагерь был атакован 14-тысячным авангардом принца Фердинанда Брауншвейгского, после упорного сопротивления герцог осуществил организованное отступление, дав время маршалу Контаду прийти на помощь. В 1758 стал герцогом де Люином. 1 января 1759 пожалован в рыцари ордена Святого Духа, получил его 2 февраля. 1 мая снова направлен в Германскую армию, командовал отдельным корпусом, шедшим впереди основных сил, захватывая позиции, с которых противник мог бы создать угрозу. Отправленный с 4 тысячами человек осаждать Липштадт, он начал блокаду города, когда известие о разгроме французов при Миндене, заставило его начать отступление. Вернулся во Францию в ноябре. Умер в Париже 8 октября 1771 года. 1-я жена (22 января 1735, с папского разрешения): Тереза-Пелажи д'Альбер де Гренберген (1719—5 июля 1736), дочь Луи-Жозефа д'Альбер де Люина, графа де Вертингена, принца де Гренбергена, и Мадлен-Мари-Онорин де Берг де Монтиньи, принцессы де Берг. Сын, родился и умер 14 октября 1735
Henriette-Nicole_Pignatelli_d'Egmont (563x700, 223Kb)
Генриетта-Николь Пиньятелли-Эгмонт.
2-я жена (27 апреля 1738): Генриетта-Николь Пиньятелли-Эгмонт (19 апреля 1719—1 сентября 1782), дочь Прокопа Шарля Никола Огюстена Леопольда Пиньятелли, герцога ди Бизачча, графа д'Эгмонт, и Генриетты-Жюли де Дюрфор де Дюрас, 12 февраля 1751—15 апреля 1761 — придворная дама королевы Марии Лещинской. Дети: Генриетта-Шарлотта д'Альбер де Люин (23 марта 1739—25 марта 1744); Шарль-Мари-Леопольд д'Альбер де Люин (23 мая 1740—12 апреля 1758), граф де Дюнуа, кампмейстер, лейтенант в полку генерал-полковника драгун 26 декабря 1755. Умер в Рурмонде; Мари-Поль-Анжелика д'Альбер де Люин (7 сентября 1744—17.10.1781). Муж (2 мая 1758): Луи-Жозеф д'Альбер де Люин, герцог де Шон (1741—1792); Луи-Жозеф-Шарль-Амабль д'Альбер де Люин (4.11.1748—20 мая 1807), 6-й герцог де Люин. Жена (19.04.1768): Гиона-Жозефина-Элизабет де Монморанси-Лаваль (1755—1830), дочь маршала Франции Ги-Андре-Пьера де Монморанси, герцога де Лаваля, и Жаклин-Мари-Ортанс де Буйон; Шарль-Казимир-Жозеф д'Альбер де Люин (5—6 февраля 1754), граф де Монфор; Полин-Софи д'Альбер де Люин (16.12.1756— ), называемая мадмуазель д'Альбер. Литература: Aubert de La Chesnaye Des Bois F.-A. Dictionnaire de la noblesse. T. I. — P.: Schlesinger frères, 1863, colL. 239—241; Pinard F.-J.-G. Chronologie historique-militaire. T. V. — P.: Claud Herissant, 1762, pp. 375–378

Giuseppe_Baretti (527x700, 340Kb)
1719
Джузеппе Марко Антонио Баретти (итальянское имя — Giuseppe Marco Antonio Baretti)
итальянский поэт, публицист и литературный критик. Джузеппе Баретти родился в городе Турине (Италия). Покинув самовольно родительский кров шестнадцатилетним юношей, Баретти поступил писцом в торговый дом в Гвасталле. В 1740 году переехал в Венецию, где познакомился с Гоцци и другими писателями. В период с 1745 по 1751 год Джузеппе Баретти жил попеременно в Турине и Венеции, затем отправился в город Лондон, где давал уроки итальянского языка. После девятилетнего пребывания в столице Великобритании Баретти вернулся в Италию и выпустил в 1762 году в Милане книгу «Lettere famigliari», которая навлекла на автора преследования, из-за чего он был вынужден удалиться в Венецию. Через год в Венеции он издал второй том своего сочинения и основал критико-литературный журнал «Frusta letteraria», выходивший в течение 1763—1765 гг. и выдержавший с тех пор много новых изданий (Карпи, 1799; Милан, 1804; в издании «Classici italiani», 2 тома, Милан, 1838—1839).
Giuseppe_Baretti1773 (580x700, 406Kb)
Портрет Баретти кисти Джошуа Рейнольдса (1773).
Впоследствии Баретти снова поселился в Лондоне, где его назначили секретарём королевской академии художеств. Джузеппе Баретти скончался в Лондоне 5 мая 1789 года. Полное собрание его «Opere italiane» вышло в Милане (последнее издание. 4 тома, 1838 год). Как обнаружили историки, миф о том, что Галилео Галилей произнёс фразу «И всё-таки она вертится!», был создан и запущен в обращение в 1757 году (то есть через сто с лишним лет после отречения Галилея) именно Джузеппе Баретти и стал широко известен в 1761 году после перевода книги Баретти на французский язык. Избранная Библиография: «Dictionary of the English and Italian languages» (2 тома, Лондон, 1760 и позже; последнее изд. Лондон, 1854); «Spanish and English dictionary» (Лондон, 1778 и позже; последнее изд. 2 тома, Лонд., 1837); «Account of the manners and customs of Italy» (Лондон, 1768; 2 изд., 1769).

Kirnberger-gallica (560x700, 311Kb)
1721
Иоганн Филипп Кирнбергер (немецкое имя — Johann Philipp Kirnberger)
немецкий теоретик музыки, композитор и педагог. Родился в Заальфельде. По утверждению Ф.В.Марпурга, Кирнбергер в 1739—1741 годах учился в Лейпциге у И.С.Баха, которого считал крупнейшим немецким композитором. Добивался публикации хоральных обработок Баха, о которых в письме лейпцигскому издателю Брейткопфу писал так: «По поводу хоралов Баха числом более 400, которые собрал К.Ф.Э.Бах и многие из которых переписаны его собственной рукой, мне исключительно важно, чтобы эти хоралы, которые ныне находятся в моем распоряжении, сохранились для будущих музыкантов, композиторов и ценителей музыки.» Эта публикация хоралов в четырёх томах под редакцией Кирнбергера (с предисловием, написанным К.Ф.Э.Бахом) была осуществлена после его смерти, в 1784-1787 годах. Собрание баховских хоральных обработок для органа BWV 690-713a ныне известно как «кирнбергерово». Автор 8 научных и музыкально-педагогических трактатов, а также многих музыкальных статей в знаменитом словаре И.Г.Зульцера «Общая теория изящных искусств». Основной труд Кирнбергера, двухтомный «Kunst des reinen Satzes in der Musik», посвящён технике современной музыкальной композиции. В центре внимания автора гармония и контрапункт; в книге также рассматриваются виды фактуры, типы развёртывания мелодии, основы музыкального метра, обсуждаются проблемы строя и темперации. Разработал 3 темперации, из которых наибольшую известность приобрела третья (так называемая «кирнбергерова»). Написал 10 флейтовых сонат (наиболее популярна соната es-moll), 10 трио-сонат и другую камерную музыку. Автор ряда сочинений для органа, в том числе прелюдий, вариаций и других обработок хоралов. Среди учеников Кирнбергера, в частности, Даниэль Штейбельт. Умер в Берлине 27 июля 1783 года. Музыкально-теоретические сочинения и учебые пособия: Der allezeit fertige Polonoisen- und Menuettencomponist («Композитор, полностью оснащённый для сочинения полонезов и менуэтов»), 1757; Construction der gleichschwebenden Temperatur («Построение равномерной темперации»), 1760; Kunst des reinen Satzes in der Musik («Искусство чистого сочинения музыки»): том 1 (1771), том 2 (1779); Die wahren Grundsätze zum Gebrauch der Harmonie... als ein Zusatz zu der Kunst des reinen Satzes in der Musik («Подлинные основы практической гармонии... дополнение к Искусству чистого сочинения музыки»), 1773; Grundsätze des Generalbasses als erste Linien zur Composition («Основы генерал-баса как первые шаги в композиции»), 1781; Gedanken über die verschiedenen Lehrarten in der Komposition, als Vorbereitung zur Fugenkenntniss («Мысли о различных методах обучения композиции, как приготовление к усвоению фуги»), 1782; Anleitung zur Singkomposition mit Oden in verschiedenen Sylbenmassen begleitet («Вводный курс вокальной композиции, с приложением песен в различных стихотворных размерах»), 1782; Methode Sonaten aus’m Ermel zu schüddeln («Как писать сонаты без всякого труда»), 1783.

Richard_Crosse_-_Self_Portrait_c1780_-_V&A_Museum (604x700, 228Kb)
1724
Ричард Кросс (Richard Crosse)
английский художник портретных миниатюр. Он был художником Георга III и его работы включали миниатюры принца Уэльского, герцога Камберлендского (Dukes of Cumberland), герцога Глостера и других аристократов. Его работы хранятся в Национальной художественной библиотеке музея Виктории и Альберта. Он современник Джона Смарта (en: John Smart), Джорджа Энглехата (George Engleheart), Ричарда Косвея и Уильяма Вуда. Ричард Кросс родился в селе Кноувли (Knowle) прихода Калломптона (Cullompton) графства Девон, в семье Джона и Мэри Кросс, и был вторым сыном. Его отец был адвокатом и мелкопоместным дворянином. От рождения Кросс был глухонемым также как и одна из его сестёр. Всего у него было не меньше шести братьев и сестёр. Кросс был влюблён в свою двоюродную сестру мисс Сару Кобли, но она вышла замуж за английского художника Бенджамина Хейдона. Кросс так сильно любил Сару, что из-за этого так и не женился. От этой неразделённой любви он мучился всю свою жизнь. В 1807 году Кросс снова встретились со своей сестрой Сарой Коблей, в связи с тем, что она решила навестить брата после того, как она узнала, что страдает смертельной, неизлечимой болезнью. Они крепко обнялись, но на следующий день она умерла. Кросс умер через 3 года, в мае 1810 года в своем старом доме семьи в Кноувли. Кросс своё рисование воспринимал как хобби, так как это было в моде среди дворянства того времени. В возрасте 16 лет он получил премию от «Общества поощрения художеств, производителей и торговли» (Royal Society of Arts, «Общество искусств») в Лондоне. Затем он переехал в Лондон и, как Ричард Косвей и Джон Смарт, учился в новой школе рисования у Уильяма Шипли (William Shipley), основателя «Королевского общества искусств». Он также учился в галерее у герцога Ричмонда. Кросс выставлял свои работы на выставках в Лондоне: на первой и последующих выставках в «Обществе художников» 1760—1796, «Вольного общества» 1761—1766, второй и последующих выставках «Королевской академии» 1770—1796. Британский художник, историк искусства и хранитель «Отдела картин» в Музее Виктории и Альберта Василий Сомерсет Лонг (Basil Somerset Long) в своей книге «Британские миниатюристы» (1929) называл Кросса очень точным портретистом, который рисовал без колебаний и ретуши и который в один прекрасный день получил признание за свои работы. С 1760 года Кросс жил и работал в своём доме по адресу: Генриетта-стрит, недалеко от Ковент-Гардена в Лондоне. Его брат держал дом и был переводчиком между ним и его клиентами. Несмотря на то, что он не мог ни слышать, ни говорить, Кросс был очень успешным портретистом миниатюр и его высоко ценили заказчики. Его клиентами были принц Уэльский, герцоги Камберлендский и Глостер и другие аристократы. Также он писал много портретов своей семьи, в частности своего брата, который заботился о нём. Он писал свои произведения в основном акварелью на слоновой кости. Кроме того, выполнял миниатюры в эмали и делал портреты маслом. Многие из его портретных миниатюр были малы по размеру и составляли не менее 2 дюймов в высоту. Необходимо отметить, что миниатюристы периода 1760—1780 годов, ещё плохо могли рисовать на слоновой кости, так как она имеет жирную поверхность, на которой трудно рисовать акварелью. Поэтому миниатюристы этого периода использовали слоновую кость от 1 ½ до 2 дюймов в высоту. В течение 1780-х и 1790-х годов Кросс использовал большие размеры слоновой кости от 3,5 дюйма и более в высоту. В связи с этим, его гонорары увеличились от 8 гиней для малых работ до 30 гиней за крупные портреты. Всего за год ему удавалось сделать около 60 портретных миниатюр, общей стоимостью около 570 £. В 1788 году он выполнил портрет высотой 26,4 дюйма в карандаше короля Георга IV, когда он был принцем Уэльским. Портреты Кросса выглядели реалистично. На его работых присутствует зеленовато-синий оттенок, предположительно из-за того, что он попал под влияние живописца Джошуа Рейнольдса. Кроме того, в работах Кросса сейчас выцвели красные пигменты за многие годы. По моде того времени (1750–1775 in Western fashion), женщины носили волосы высоко на голове. Но несмотря на это, Кроссу удаётся на маленьком кусочке слоновой кости, разместить не только голову женщины, но и её плечи. Мужчины в его работах, часто были в напудренных париках. Свои работы он редко подписывал. В конце 1790-х годов Кросс удалился в Уэлс и жил с братом мисс Коблей. Кросс получал довольно значительные суммы со своей портретной деятельности. Также он получал личный доход от членства поместного дворянства. Он мудро вложили свои деньги в недвижимость, акции и облигации и получил хороший доход от этих инвестиций в последние годы своей жизни. На пенсию он вышел богатым человеком и жил с братом Сары. В конце 1790-х годов он ушел из коммерческой живописи и умер в мае 1810 года. Сейчас его работы хранятся в Национальной художественной библиотеке музея Виктории и Альберта. Коллекция включает в себя не только портретные миниатюры, но и бухгалтерские книги в которых зафиксирована цена за каждую проданную работу. Например, в марте 1763 госпожа Джуммингс (Gummings) заплатила три гиней, восемь шиллингов за миниатюру сына. Граф Уэлдон заплатил шесть гиней, шесть шиллингов за изображением своего умершего ребёнка. Кроме того, по этим бумагам можно судить, что он поддерживал свою семью. Например, в 1779 году Ричард Кросс дал 2000 £ сестре Элизабет.
Richard_Crosse_-_Portrait_of_Unknown_Man_-_c1770_-_Victoria_&_Albert_Museum (635x700, 257Kb)
Ричард Кросс. Портрет неизвестного парня, 1770, Музей Виктория & Альберта.
Литература: Foskett, Daphne. Miniatures: Dictionary and Guide. — London : Antique Collectors' Club, 1987. — ISBN 1-85149-063-9; Basil Somerset Long. Richard Crosse, Miniaturist and Portrait-painter. — 19??. — Т. Volume of the Walpole Society (Том 17). — 94 страницы.

1742
Роман Хофштеттер (Roman Hoffstetter, Hofstetter)
Немецкий классический композитор и бенедиктинский монах. Родился в Лауденбахе, близ Бад- Мергентхайма. Был восхищён творчеством известного композитора Йозефа Гайдна и в своих сочинениях нередко имитировал Гайдна. Некоторые из его произведений (а именно шесть струнных квартетов опуса №3 иначе известного как "Серенада Гайдна") ошибочно приписывали знаменитому современнику Йозефу Гайдну. Следует отметить, однако, что музыкальные композиции, составляющие опус №33 являются подлинными трудами Гайдна, что было доказано. Умер в Мильтенберге 21 мая 1815 года.

 (556x698, 316Kb)
1743
Эдмунд Картрайт (Edmund Cartwright)
английский изобретатель. Родился в Марнеме (графство Ноттингемшир). В 1766 окончил Оксфордский университет, получив степень магистра гуманитарных наук. Картрайт был избран в члены коллегии Магдалины и стал пастором. В 1784 познакомился с английским предпринимателем Р.Аркрайтом. В 1785 Картрайт получил патент на ткацкий станок с ножным приводом и построил в Йоркшире прядильно-ткацкую фабрику на 20 станков. 4 апреля 1785 года Картрайт получает патент на механический ткацкий станок с ножным приводом, который в 40 раз увеличил производительность труда. В 1789 запатентовал гребнечесальную машину для шерсти, в 1792 – станок для витья веревок и канатов, а в 1797 сконструировал двигатель на спирте. В 1807 британский парламент направил в правительство меморандум, где утверждалось, что изобретения Картрайта способствовали повышению благосостояния страны. По ходатайству 50 фабрикантов в 1809 палата общин проголосовала за присуждение ему денежной награды в 10 тысяч фунтов стерлингов, после чего он удалился от дел и поселился на небольшой ферме в местечке Холландер близ города Севенокс в графстве Кент, где занимался усовершенствованием сельскохозяйственных машин. Картрайт известен также как поэт и агроном. Умер в Гастингсе (графство Суссекс) 30 октября 1823 года. Литература: Цейтлин Е.А., Очерки истории текстильной техники, Москва — Ленинград, 1940.

Benedict Christian VogelBez názvu (700x691, 280Kb)
1745
Бенедикт Кристиан Фогель (немецкое имя — Benedict Christian Vogel)
баварский ботаник и врач. Бенедикт Кристиан Фогель родился в городе Фойхтванген в Баварии. Доктор медицины, занимался врачеванием в Ансбахе. В 1767 или 1768 году Фогель был назначен профессором в Альтдорфе. С 1769 по 1809 Бенедикт работал в Ботаническом саду Университета Эрлангена—Нюрнберга. Фогель скончался в Нюрнберге 8 июня 1825 года. Фогель был редактором и соавтором нескольких книг Кристиана Якоба Трева. Некоторые научные работы: Vogel, B.C. (1768). De generatione plantarum. 20 p; Vogel, B.C. (1800). Über die Amerikanische Agave. 77 p. Литература: Stafleu, F.A.; Cowan, R.S. Taxonomic Literature. — Ed. 2. — Utrecht, Antwerpen, The Hague, Boston, 1986. — Vol. VI: Sti—Vuy. — P. 766—767. — 926 p. — ISBN 90-313-0714-9.

1750
Абрахам Дарби III (Abraham Darby III)
английский промышленник-металлург. Родился в Коулбрукдейле, Гордж, Телфорд и Рекин, Шропшир, Западный Мидленд, Англия, Королевство Великобритания. Сын Абрахама Дарби II, внук Абрахама Дарби I. Известен как строитель Чугунного Моста на реке Северн возле Коулбрукдейла в 1776—1779 годах, изготовленного полностью из отлитых чугунных деталей. Родился в в Коулбрукдейле. Учился в школе в городе Вустер. С 1768 года, в возрасте 18 лет, стал председателем чугунолитейного производства в Коулбрукдейле. Как и его дед и отец, был квакером.
Ironbridge002 (700x465, 477Kb)
Чугунный мост.
В 1776—1779 годах построил самое большое чугунную сооружение своей эпохи — Чугунный мост на реке Северн возле Коулбрукдейла, первый в мире железный (чугунный) мост (с пролётом 31 м и вышиной над водой 12 м). В 1787 году Абрахам Дарби III получил от Общества искусств золотую медаль за модель этого моста. Возле моста выросло село Айронбридж. В декабре 1776 года женился на Ребекке Смит. У них было семеро детей, из которых только четверо дожили до юношеских лет. Его сыновья Френсис (1783—1850) и Ричард (1788—1860) были связаны с работой металлургической компании «Коулбрукдейл Компани». Умер в городе Мейдли (Телфорд и Рекин, Шропшир, Западный Мидленд, Англия, Королевство Великобритания) 20 марта 1791 года, похоронен в Коулбрукдейле. В городе Телфорд одна из средних школ названа именем Абрахама Дарби. Дэвид Морзе посвятил ему роман в стиле фэнтези «Чугунный мост», в 1985 году одному из новых выведенных сортов роз было присвоено имя Абрахама Дарби (Rosa 'Abraham Darby').
Rosa_Abraham_Darby (525x700, 377Kb)
Роза Абрахам Дарби.
Литература: Большая советская энциклопедия. — Москва: Советская энциклопедия. 1969—1978; Dictionary of national biography. — V. 5. — L., 1950; Matschoss С., Männer der Technick. — B., 1925; Stafleu, F.A.; Cowan, R.S. Taxonomic Literature. — Ed. 2. — Utrecht, Antwerpen, The Hague, Boston, 1986. — Vol. VI: Sti—Vuy. — P. 766—767. — 926 p. — ISBN 90-313-0714-9.

Simon Antoine Jean L'HuillerBez názvu (470x700, 403Kb)
1750
Симон Антуан Жан Люилье (французское имя — Simon Antoine Jean L'Huilier; иногда L’Huillier)
швейцарский математик. Известен своими работами по анализу и (тогда ещё не сформировавшейся) топологии. Член многих Академий наук, включая Петербургскую (1782). Родился в Женеве, в семье французского гугенота-ювелира, вынужденного покинуть родину из-за религиозных преследований. В 1691 году семья поселилась в Женеве. Симон показал блестящие успехи ещё в школе и продолжил изучение математики в Академии Кальвина под руководством Луи Бертрана. По окончании Академии Люилье два года занимался частными уроками, затем (1775) выиграл конкурс на право написать учебник математики для Военной академии Варшавы. Учебник получил высокую оценку польского министра образования, и Люилье был приглашён на пост преподавателя в польский город Пулавы.
Principiorum_calculi_differentialis_et_integralis_expositio_elementaris,_1795_–_BEIC_749741 (574x700, 336Kb)
Principiorum calculi differentialis et integralis expositio elementaris, 1795.
Там он провёл 11 лет (1777—1788). Затем он преподавал в Тюбингене, а в 1795 году вернулся в родную Женеву и работал там профессором Женевского университета вплоть до отставки в 1823 году. Был избран ректором Женевской академии В год приезда в Швейцарию (1795) Люилье женился на Мари Картье (Marie Cartier), у них родились сын и дочь. В мемуаре «Mémoire sur la polyèdrométrie» (1812) Люилье дал обобщение Эйлеровой характеристики для многогранников со сквозными отверстиями. В наши дни эта работа рассматривается как важный топологический результат. Много внимания уделял сферической геометрии и тригонометрии, установив ряд теорем, аналогичных теоремам планиметрии. В книге «Полигонометрия» (1789) Люилье обобщил тригонометрические соотношения для треугольников, дав их аналоги для произвольных многоугольников, включая пространственные. В работах на эту тему Люилье привёл основную теорему полигонометрии: площадь каждой грани многогранника равна сумме произведений площадей остальных граней на косинусы углов, образуемых ими с первой гранью. Серьёзный вклад внёс Люилье в актуальную тогда проблему обоснования анализа, вызывавшую бесконечные споры о том, что понимать под «бесконечно малыми». В 1784 году Берлинская академия наук по инициативе Лагранжа объявила конкурс, в формулировке условий которого признавалось, что понятие «бесконечно малой» противоречиво, и предлагалось разъяснить, по какой причине это противоречивое понятие помогло получить множество истинных и плодотворных результатов. На конкурс была представлена 21 работа, победил и был премирован мемуар Люилье под названием «Элементарное изложение начал высших исчислений» (французское название — Exposition élémentaire des calculs des principes supérieurs). В этой работе Люилье по существу даёт предварительный набросок фундаментального подхода, позднее реализованного Коши: обоснование анализа с помощью строго построенной теории пределов. Здесь же Люилье впервые предлагает и использует символ предела lim, быстро ставший общеупотребительным. В 1795 году Люилье выпустил дополненное латинское издание своего мемуара по основаниям анализа. Хотя обоснование, данное Люилье, было ещё чрезвычайно ограниченным и не содержало полной теории пределов, это был важный шаг в правильном направлении. Люилье написал также несколько учебных пособий по разным разделам математики, пользовавшихся большим успехом. Умер в Женеве 28 марта 1840 года. Литература: Боголюбов А.Н. Математики. Механики. Биографический справочник. Киев, Наукова думка, 1983; История математики / Под редакцией А.П.Юшкевича, в трёх томах. — Москва: Наука, 1970. — Том III. — Страницы 274-277; Шатуноеа Е.С. Теория пределов Симона Люилье. Историко-математические исследования, 1966, т. XVII, страницы 325-332.

Иннокентий_(Полянский) (531x700, 407Kb)
1751
Иннокентий (в миру - Иван Фёдорович Полянский)
епископ Русской православной церкви, епископ Воронежский. Член Российской академии (1784). Родился в селе Поляны Переяслав-Рязанской провинции Московской губернии (впоследствии Рязанский уезд, Рязанская губерния). В девятилетнем возрасте он начал учиться в Рязанской духовной семинарии и там получил фамилию Полянский — по селу, где родился. 26 августа 1773 года принял монашеский постриг с именем Иннокентий. 1 сентября 1773 года епископом Рязанским Палладием (†1789) рукоположен в сан иеродиакона и определён в местную семинарию учителем поэзии, истории и географии, а с 1 января 1774 года — риторики и гре­ческого языка; 25 января рукоположен во иеромонаха и стал вице-префектом семинарии; В 1776 году назначен префектом и учителем философии. 22 июля 1778 года по указу Святейшего Синода он назначен префектом и профессором философии в Санкт-Петербургскую (Александро-Невскую) семинарию. В августе 1782 года указом Святей­шего Синода иеромонах Иннокентий назначен на должность префекта и профессора философии в Московскую Славяно-­греко-латинскую академию и назначен игуменом московского Знаменского монастыря. В середине декабря 1783 года по указу Святейшего Синода переведён в Александро-Невскую семинарию, на должность ректора и профессора богословия. В 1784 году произведён в архимандрита Зеленецкого монастыря. В 1785 году был архимандритом новгородского Николаевского Вяжищского монастыря, затем Сергиевой пустыни. Был катихизатором в Пажеском корпусе и Петровском училище при немецкой кирке. 9 июля 1784 года избран членом Российской Академии и принимал деятельное участие в приготовлении академического словаря, рассматривал правила правописания, составленные Григорьевым. 29 июня 1788 году в присутствии Императрицы Екатерины II в соборе Зимнего Дворца посвящён во епископа Воронежского. Скончался в Воронеже 15 апреля 1794 года и погребён в Благовещенском воронежском соборе; надгробное слово и речь при поминовении его произносил протоиерей Евфимий Болховитинов (впоследствии митрополит Евгений). Библиотека преосвященного Иннокентия была пожертвована в Невскую семинарию, в Московскую академию, в Рязанскую и Воронежскую семинарии, архимандриту Амвросию, ректору Воронежской семинарии и Евфимию Болховитинову. Памятником литературной деятельности Иннокентия служат: «Избранные поучения преосвященного Иннокентия, бывшего епископа воронежского», собранные и изданные Евфимием Болховитиновым в Воронеже. Иннокентий в течение пятилетнего пребывания в Воронеже произнёс и написал около ста поучений, но по скромности их не печатал; и Евгений с большим трудом восстановил текст его поучений, но не всех, в испещренных вариантами черновых рукописях. Отдельно напечатаны два слова, произнесённые Иннокентием в придворной церкви: в день рождения великого князя Александра Павловича и в день Его тезоименитства. Митрополит Евгений говорит о преосвященном Иннокентии с большим уважением, как об образцовом пастыре и человеке. Истояники: Иннокентий (Полянский) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907; Иннокентий (Полянский) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — Санкт-Петербург—Москва, 1896—1918.

1757
Карл Генрих Йорденс (немецкое имя — Karl Heinrich Jördens)
немецкий историк литературы. Изучал теологию и филологию в Галле, затем работал учителем, а с 1796 г. директором лицея в силезском городке Лаубан. Его основной труд — «Словарь немецких поэтов и прозаиков» (немецкое название — «Lexicon deutscher Dichter und Prosaisten»; Лейпциг, 1806—1811), содержащий ценные библиографические данные. Кроме того, Йорденс собрал и опубликовал двухтомник «Знаменательные случаи, характерные черты и анекдоты из жизни замечательных немецких писателей» (немецкое название — Denkwürdigkeiten, Charakterzüge und Anekdoten aus dem Leben der vorzüglichsten deutschen Dichter; 1812). Умер в городе Любань (ныне Нижнесилезское воеводство, Польша) 6 декабря 1835 года. Литература: Йерденс, Карл Генрих // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 томах (82 тома и 4 дополнительных). — Санкт-Петербург, 1890—1907.

 (536x699, 82Kb)
1758
Матьё-Фредерик Блазиус (Блазиюс; (Matthieu- Frédéric Blasius)
французский композитор. Родился в Лотербуре. Работал как скрипач и концертмейстер в Париже (в 1790—1816 — в театре Комеди-итальен). Автор нескольких сценических произведений, революционных гимнов и др. пьес для военного оркестра, концертов, камерно-инструментальных ансамблей. В струнных квартетах Блазиуса отдельные партии практически равноценны, что необычно для французской музыки его времени. Умер в Версале в 1829 году.

1758
Гаспар Амеде Гарданн (французское имя — Gaspard Amédée Gardanne)
французский военный деятель, дивизионный генерал (1800 год), участник революционных и наполеоновских войн. Имя генерала выбито на Триумфальной арке в Париже. Вступил на военную службу 1 марта 1779 года лейтенантом канониров береговой охраны и 30 сентября 1780 года переведён в королевскую гвардию. В 1784 году оставил службу и возвратился к себе на родину. Избран заместителем командира 1-го батальона волонтёров департамента Вар 16 сентября 1791 года, а 30 ноября 1792 года возглавил батальон. Сражался в составе Альпийской армии, участвовал в осаде Тулона. С 1795 года в Итальянской армии. Участвовал в перевороте 18 брюмера. Во главе дивизии сражался при Монтебелло, Маренго, Минчио, Адидже и Бренте. После возвращения во Францию 22 августа 1801 года был назначен командующим 20-го военного округа. Затем вновь командовал пехотными дивизиями в Италии. 27 ноября 1806 года возглавил 2-ю пехотную дивизию 6-го армейского корпуса Великой Армии. С ней принимал участие в Прусской кампании 1806 года и Польской кампании 1807 года. 8 марта 1807 года был заменён генералом Биссоном. Причиной отстранения от командования стало недовольство маршала Нея действиями Гарданна. После этого получил под своё начало 4-ю дивизию 10-го корпуса Лефевра, осаждавшего Данциг. Направлялся во Францию после Тильзитского мира, когда по пути заболел лихорадкой и умер в Бреслау 14 августа 1807 года. Воинские звания: Лейтенант (1 марта 1779 года); Подполковника (16 сентября 1791 года); Полковник (13 сентября 1793 года, утверждён в чине 12 апреля 1794 года); Бригадный генерал (ноябрь 1795 года, утверждён в чине 30 марта 1797 года); Дивизионный генерал (5 января 1800 года). Награды: Легионер ордена Почётного легиона (24 сентября 1803 года); Коммандан ордена Почётного легиона (14 июня 1804 года); Почётная сабля за Маренго (26 июня 1800 года). Источники: " Gardane (Antoine) " dans Louis-Gabriel Michaud, Biographie universelle ancienne et moderne : histoire par ordre alphabétique de la vie publique et privée de tous les hommes, 2e éd., 1843—1865; Lievyns, Jean Maurice Verdot, Pierre Bégat, Fastes de la Légion d’honneur, biographie de tous les décorés accompagnée de l’histoire législative et réglementaire de l’ordre, vol. 2,‎ 1844, p. 10.

Schmid_Carl-Christian-Erhar (469x700, 395Kb)
1761
Карл Христиан Эргард Шмид (немецкое имя — Carl Christian Erhard Schmid)
немецкий философ, сторонник учения Канта. Родился в Хейльсберге (ныне Ремда-Тайхель, Тюрингия, Священная Римская империя), в семье пастора. Получил первоначально домашнее образование, некоторое время был пастором, с 1785 года читал лекции в университете Йены. В 1787 году стал викарием в Венигенгене. Был профессором философии в Гиссенском университете с 1791 года и в Йенском с 1793 года; с 1806 года был директором воспитательного института в Йене. Умер в Йене 10 апреля 1812 года. Главнейшие его труды представляют отчасти комментарий к кантовской философии, отчасти более самостоятельную обработку кантовских идей; таковы: «Kritik der reinen Vernunft» (Йена, 1786; 4-е издание, 1798); «Wörterbuch zum Gebrauch der Kantschen Schriften» (1786; 3-е издание, 1795); «Versuch einer Moralphilosophie» (1790; 4-е издание, 1802); «Empyrische Psychologie» (1791; 2-е издание, 1796) и «Allgemeine Encyklopädie und Methodologie der Wissenschaften» (Гота, 1810).

1763
Юрий (Юрай) Палкович (словацкое имя — Juraj Palkovič)
австро-венгерский словацкий католический писатель-богослов, педагог, переводчик, издатель, учёный-энциклопедист, каноник эстергомский, деятель и покровитель словацких бернолакистов. Родился в Велькэ-Хльеваны, около Бяновце-над-Бебравой (ныне Тренчинский край, Словакия). С 1773 года он жил с родителями в Долянах. Учился в семинарии святого Стефана в городе Трнава и семинарии Pazmaneum в Вене, после распада этого учебного заведения продолжил учёбу в 1784—1788 годах в Главной семинарии в Братиславе. В 1788 году был рукоположён в священники. В последующие годы Палкович служил капелланом в Штьявницке-Бане (с 1789 года) и Пезиноке (в 1795—1796 годах). С 1796 года состоял экстраординарным, с 1799 года — ординарным профессором моральной философии в семинарии в Братиславе, в 1800—1820 годах (до июня) был профессором канонического права и моральной философии в семинарии и библиотекарем в библиотеке капитула в Трнаве. 4 октября 1816 года он стал каноником архиепархии Эстергома, занимая эту должность до июня 1820 года. 28 мая 1821 года стал настоятелем в Комарно, 24 марта 1825 года — пробстом в Шентисфане. Всю жизнь активно занимался науками: богословием, славянскими языками, историей, естествознанием, ботаникой, минералогией, нумизматикой. Во время учёбы в Братиславе Палкович был членом кружка филологов-патриотов и членом-учредителем Словацкого научного общества бернолакистов. После смерти Антона Бернолака и Юрая Фандли стал наиболее видным деятелем движения бернолакистов. Помогал распространению и развитию бернолакской письменности в основном как редактор и переводчик. Был крупнейшим благотворителем для литературов-берналакистов, жертвуя на издания их сочинений большую часть своего дохода.
Doľany_memorial (469x700, 446Kb)
Памятник Юраю Фандли и Ю.Палковичу в деревне Доляны, района Пезинок, Братиславского края Словакии.
Благодаря его пожертвованиям к 1835 году, в частности, были изданы все важнейшие работы поэта-бернолакиста Яна Голлы, с которым он вёл обширную переписку и для которого также был консультантом и посредником. Палкович выполнил несколько переводов с немецкого, латинского и греческого языков, в том числе библейские драмы и философские тексты. Он стремился сделать перевод Библии на бернолакский вариант словацкого языка, что ему в итоге, после более чем тридцатилетней работы, удалось сделать и издать его за счёт собственных средств в Эстергоме в двух томах между 1829 и 1832 годами. Он сам словацкие приходы высылается бесплатно. Во время работы над переводом библейских стихов в 1825—1827 годах участвовал в работе над изданием шестиязычного словаря Антона Бернолака «Slowár Slowenskí, Češko-Laťinsko-Ňemecko-Uhersk», который он составлял, редактировал и дополнял. Умер в Эстрегоме (королевство Венгрия, Австрийская империя) 21 января 1835 года. После смерти оставил большую библиотеку. Библиография: Slovenský biografický slovník IV. M-Q, Martin: Matica Slovenská 1990, 385.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку