1884
Филипп (в миру — Виталий Степанович Ставицкий)
епископ Русской православной церкви, архиепископ Астраханский и Саратовский. Родился в городе Новоград-Волынский (ныне Житомирская область, Украина), в семье священника. Окончил Волынскую духовную семинарию (1906), Московскую духовную академию (1910) со степенью кандидата богословия.
Монах и священник
Во время учёбы в академии был пострижен в монашество с именем Филипп, рукоположён в иеродиакона и иеромонаха. С 1910 года — противосектантский миссионер Черниговской епархии. С 1911 года — противосектантский миссионер Киевской епархии. С 1915 года — архимандрит и ректор Нью-Йоркской духовной семинарии в США.
Епископ Аляскинский Филипп
Начало архиерейского служения
19 августа 1916 года в кафедральном Николаевском соборе города Нью-Йорк (США) хиротонисан во епископа Аляскинского, викария Алеутской и Северо-Американской епархии. В 1917 года вернулся в Россию, до 1919 года жил в Москве, оставаясь епископом Аляскинским. В апреле — 28 августа 1919 года временно управлял Смоленской епархией. 16 декабря 1919 назначен епископом Вяземским, викарием Смоленской епархии. 19 октября 1920 года назначен епископом Смоленским.
Первые аресты
В 1921 году был приговорён к двум годам условного заключения и к высылке из Западной области по обвинению в хранении контрреволюционной литературы. 9 мая 1922 года вновь был арестован по этому же обвинению, в июне 1922 года дело было прекращено, но сразу же возбуждено новое — о сопротивлении изъятию церковных ценностей. Был отправлен в Москву, содержался в Бутырской тюрьме, в августе 1922 года освобождён. В 1922 году, после освобождения из заключения, недолго вынужденно примыкал к обновленческому движению. Но уже 18 декабря 1922 года обновленческое руководство приняло решение о его переводе из Смоленска в Крым. Не подчинился этому указу, удалился на покой. 27 января 1923 года обновленческое ВЦУ постановило (в изложении протоиерея Бориса Дикарёва): «назначенного было на Тавр[ическую] каф[едру] и сбежавшего неизвестно куда е[пископа] Филиппа уволить на покой». В январе — апреле 1923 жил в Ордынской пустыни Демидовского уезда Смоленской губернии. После покаяния вернулся в Патриаршую церковь. 23 апреля 1923 года вновь арестован, обвинён в рукоположении во священники бывших офицеров колчаковской армии. Находился под стражей в Смоленске и Москве, был оправдан, но в июне 1923 года выслан на три года в Самарскую губернию. В 1925 году владыке Филиппу по состоянию здоровья было разрешено переехать на Кавказ, где он оставался до 1928 года.
Астраханский архиерей
С 13 июня 1928 года — епископ Астраханский. В 1929 году возведён в сан архиепископа. Занимался обучением верующих общенародному пению, боролся с «безобразным театральным пением» в храмах, противоречащим православной традиции. Отказался от какого-либо сотрудничества с обновленческим епархиальным управлением. 26 сентября 1929 года был арестован. В газете «Коммунист» была опубликована статья, в которой архиепископ был обвинён в создании контрреволюционной организации, а также содержались многочисленные нападки личного характера. В ответ владыка Филипп заявил:
«Всякий мало-мальски знающий меня здесь человек, прочитавший эту заметку, будет только глубоко возмущен её лживостью, её клеветническим характером. Каковы бы не были мои убеждения, моё социальное положение, но я прежде всего человек, личность, имеющий своё человеческое достоинство и свои общечеловеческие права. Во имя этих прав человека я прошу расследования этого публичного поругания, издевательства над человеческой личностью.»
3 января 1930 года приговорён к ссылке на три года в Северный край. По воспоминаниям современников, 1 марта 1930 года многие верующие астраханцы пришли проводить своего владыку: у вокзала огромный пустырь за железнодорожными путями был заполнен людской толпой.
Жизнь в ссылке
Находился в ссылке в деревне Чукчино Усть-Цилёмского района Коми области, где написал для своих духовных чад руководство в духовной жизни: «Путь и истина, и жизнь», которое было переслано в Астрахань. Направлял письма своей пастве, в одном из которых, в частности, говорилось:
«Тысяча вёрст разделяют нас, а как будто вы здесь всегда подле меня, и, думается, пройдут еще годы, еще больше расстояния может отделять нас, а мы, благодатию Божией хранимы, будем друг для друга тем же, что и сейчас, ибо породнило нас и соединило навеки то, что вечно и непреходяще: Христова вечная любовь! Христова вечная жизнь! И если будем всегда близки к Богу, к Его Божественной сладчайшей жизни, то будем и всегда близки друг к другу.»
В 1931 году ему был вынесен новый, более строгий, приговор — к пяти годам ссылки в Омский край. 30 июля 1933 года последовал указ Синода об увольнении его на покой. По окончании срока ссылки, 23 февраля 1937 года назначен архиепископом Омским. В августе того же года был арестован и вновь сослан. С 1940 года жил у своих сестёр в городе Борисоглебске Московской области, где работал лесным сторожем.
Вновь на Астраханской кафедре
В ноябре 1943 года был назначен архиепископом Иркутским. С этим титулом присутствовал на акте воссоединения из обновленчества епископа Корнилия (Попова), состоявшемся 4 декабря 1943 года в Москве, в здании Патриархии. Ещё до выезда в епархию получил новое назначение по просьбе астраханских верующих, хотевших, чтобы он вернулся к управлению их епархией. С 25 декабря 1943 года — архиепископ Астраханский, с середины 1944 года — Астраханский и Сталинградский.
Глубокопочитаемый Иосиф Виссарионович!
Православное духовенство и верующие Астраханской области шлют вам, как Верховному вождю Красной Армии, горячий привет с искренним молитвенным пожеланием ещё более славных побед и скорейшего разгрома ненавистного врага. От православных церквей и духовенства города Астрахани сделан взнос в фонд помощи детям наших воинов в размере 175.000 рублей.
ФИЛИПП архиепископ Астраханский.
Прошу передать православному духовенству и верующим города Астрахани, внесшим 175.000 рублей в фонд помощи детям бойцов Красной Армии, — мой привет и благодарность Красной Армии.
И. СТАЛИН
Газета «Правда», 19 марта 1944 года.
К моменту его приезда в епархию богослужения проводились лишь в одном храме — Покровском соборе Астрахани. По инициативе владыки Филиппа верующим были возвращены церковь во имя святителя Иоанна Златоуста, Спасо-Преображенский храм в посёлке Трусово, храм во имя святых апостолов Петра и Павла в посёлке Свободном, а также, несмотря на сопротивление властей, была значительно расширена маленькая церковь-часовня на старом кладбище в честь Иоанна Предтечи. Кроме того, были открыты церкви и молитвенные дома в 11 сёлах и в городе Степном (ныне Элиста в Калмыкии). В то же время во многих населённых пунктах власти не разрешили открытие приходов. Как старейший по хиротонии архиерей, 2 февраля 1945 года от имени Поместного Собора приветствовал новоизбранного Патриарха Алексия I. Занимался составлением рисунков иконостасов для вновь открытых храмов, участвовал в их реконструкции. Был инициатором сбора верующими медных предметов, которые пошли на создание колоколов, которые уже в 1946 году были подняты на колокольню Покровского собора. 30 октября 1947 года был назначен архиепископом Херсонским и Одесским, но уже 12 декабря того же года это решение было пересмотрено, и он остался архиепископом Астраханским и Сталинградским. Причинами стали позиция верующих, которые не хотели «отпускать» уважаемого ими архиерея, а также желание самого владыки Филиппа остаться в Астрахани, несмотря на возможность получить сан митрополита после перевода в Одессу. С 8 по 18 июля 1948 года он был участником церковный торжеств в Москве по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. С 4 марта 1949 года управлял Саратовской епархией, с 21 октября 1949 года — архиепископ Астраханский и Саратовский (после объединения епархий). Скончался 12 декабря 1952 года в Москве, где находился по служебным делам. Похоронен у правой стены Покровского собора Астрахани. Владыку Филиппа почитают верующие Астраханской епархии. Существуют данные о его прозорливости и о том, что при жизни владыки по его молитвам были исцеления.
Труды: Церковь Христова и враги ея. Киев, 1911; Слово истины и здравого смысла. Киев, 1911; О поклонении Богу Отцу в Духе и Истине. Киев, 1911; Зачем все это было? Слово в сороковой день по кончине П.А.Столыпина. Киев, 1911; Христос Спаситель и Его Святая Церковь. Киев, 1912; О таинствах Церкви Христовой и о средствах христианского совершенствования. Киев, 1912; О спасениях. Киев, 1912; За Церковь Божию. Выпуск I, Киев, 1915; Погибающая миссия. Москва, 1918; Новая Жизнь // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1945. № 1. страницы 19-21; Русь Святая (слово, сказанное в Елоховском Кафедральном города Москва соборе за Патриаршим служением в день памяти всех святых российских, 8 июля 1945 г.) // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1945. № 8. страницы 53-55.
Библиография: Светильник веры. Сестры милосердия. — Москва : Издательство имени святейшего Игнатия Ставропольского, 1997. — 198 страниц; Светильник веры. — Астрахань: Б/и, 2002. — 226 страниц; Иосиф (Марьян), игумен О жизни и роли в церковной истории XX века архиепископа Астраханского Филиппа (Ставицкого) // Журнал Московской Патриархии. Москва, 2004. — № 5. — Страницы 62-71; Протоиерей Георгий Урбанович Церковь и советская власть в Смоленске в 20-е годы XX века: (по материалам смоленских архивов) : исследование. — Смоленск : Смоленская Православная Духовная Семинария, 2012. — 239 страниц. — ISBN 978-5-9902770-2-1; Каиль М.В. Архиепископ Филипп (Ставицкий): биография и память о православном лидере в истории церкви XX века // Вестник архивиста. 2014. — № 2. — Страницы 203—222; Бартенев Г.В. Деятельность архиепископа Филиппа (Ставицкого) глазами уполномоченного Совета по делам РПЦ по Сталинградской области С.Б.Косицына в период 1944—1952 гг. // Сборник студенческих научных работ. 2019. — Москва: Издательство ПСТГУ, 2019. — 168 страниц. — Страницы 5-11; Бартенев Г. В. Управление укрупненной епархией в период гонений на Церковь на примере архиепископа Астраханского и Саратовского Филиппа (Ставицкого) 1943—1953 гг. // Христианское чтение. 2023. — № 1. — Страницы 345—355.
1885
Рахель Вишницер-Бернштейн (немецкое имя — Rahel Wischnitzer-Bernstein)
американский учёный-искусствовед, писатель, историк еврейского искусства. Автор книг об искусстве еврейского народа, истории и архитектуре синагог Европы и США, редактор, научный куратор, педагог и учитель. Рахиль Бернштейн родилась в Минске, в семье страхового агента Владимира Григорьевича (Вульфа-Берки Гутмановича) Бернштейна и Софьи Григорьевны Гальперн. Окончила среднюю школу в Варшаве (1902). Изучала искусство в Университете Гейдельберга (1902 — 1903) и Мюнхенском университете (1910—1911). С 1903 по 1905 год также училась в Брюссельской Королевской Академии, затем была переведена в Школу архитектуры в Париже, где получила диплом в 1907 году. В 1912 году, в Санкт-Петербурге она выходит замуж за историка, социолога и общественного деятеля Марка Львовича Вишницера. В 1924 году у них рождается сын, Леонард. В 1920 году они переезжают в Лондон, где она работает с древнееврейскими манускриптами в Британском музее Лондона и Бодлеанской библиотеке в Оксфорде. В 1921 году Рахель уезжает в Берлин и становится художественным редактором издававшихся в Берлине в 1922-1924-х годах журналов «Мильгройм» (на идише) и «Римон» (на иврите).
Первый номер журнала "Мильгройм" за 1922 год
Находясь в Берлине, она также работает художественным редактором Энциклопедии Иудаики (Берлин) с 1928 по 1934 год, работает в Еврейском музее с 1928 года, в том числе директором музея с 1934 по 1938 год. Одним из её главных достижений за этот период является опубликование её первой книги «Symbole Und Gestalten дер jüdischen Kunst» («Символы и формы еврейского искусства») (1935). Семья Вишницеров уезжает из нацистской Германии весной 1938 года и временно живёт в Париже, где учится у графа Робера де Месни де Бюссона, что в значительной степени повлияло на её дальнейшее творчество. После переезда в Нью-Йорк в 1940 году, она возобновила свою научную работу при Институте Нью-Йоркского университета изящных искусств и окончила её со степенью в 1944 году. В то же время она занималась научной деятельностью в Американской академии еврейских исследований. Тезисы её работы были опубликованы в 1948 году под названием «Messianic Theme in the Paintings of the Dura Synagogue»/«Тема мессианства в росписи синагоги Дьюра». Её исследование синагог было также опубликовано в 1955 году, в книге Синагогальная архитектура США. В следующем году, в возрасте 71 года она основала отдел изящных искусств в Стерн-Колледже для девочек в Нью-Йорке и преподавала там до выхода на пенсию в 1968 году. Архитектура европейской синагоги, заключительная книга её исследовательской работы была опубликована в 1964 году. Йешива-университет присвоел ей почётную степень доктора в 1968 году, а журнал Еврейское искусство/Journal of Jewish Art посвятил её творчеству отдельный номер в 1979 году. Этот специальный выпуск включил автобиографию и библиографию трудов учёного по искусству, всего 344 работы. Последней публикацией была статья о «Гернике» Пабло Пикассо, вышедшая к столетию учёного. Жила на улице Оверлук-Террас в Нью-Йорке. Она скончалась в Нью-Йорке 20 ноября 1989 года. У неё остался сын, инженер Леонард Джеймс Винчестер.
Произведения: Образцы и символы еврейского искусства (1935); Синагогальная архитектура США (1955); Архитектура европейской синагоги (1964); Евреи в русской живописи и культуре (2002); Рисунки Храма, выполненные Маймонидом (2002); Книга о русском еврействе: от 1860-х до революции 1917 г. (2002); Еврейское искусство в европейском контексте (2002).
1885
Симон Александрович Рак-Михайловский
белорусский публицист, редактор, поэт, общественно-политический деятель. Посол сейма Второй Речи Посполитой. Член Исполнительного комитета Великой белорусской рады, ЦИК БССР. Организатор и член ЦК Белорусской крестьянско-рабочей громады (БСРГ), Белорусской народной рады. Родился в деревне Максимовка Вилейского уезда Виленской губернии (ныне Молодечненский район Минской области Белоруссии). В 1900—1904 годах учился в Молодечненской учительской семинарии, после чего работал школьным учителем в Молодечненском районе. Во время русской революции 1905—1907 годов занимался распространением социал-демократической литературы, за что был арестован и на 3 месяца заключён в тюрьму в Вилейке. После освобождения уехал в Крым, где прожил несколько лет и в 1912 году окончил педагогический институт в Феодосии. Вернувшись в родные места, начал организовывать белорусскоязычные школы, вступив в БСГ. В 1914 году, когда началась Первая мировая война, был призван в русскую императорскую армию, воевал на Румынском фронте. Его первое произведение было опубликовано в 1915 году (статья «Из мыслей в походе» в «Нашей ниве»). После Февральской революции 1917 года оказался в Минске, где вскоре возглавил Центральный белорусский военный совет. С 1918 года был членом рады БНР, в 1919 году также членом Белорусской военной комиссии. В 1918—1920 годах жил в Гродно, где преподавал в белорусскоязычной гимназии. С 1919 года регулярно писал и публиковал статьи. В 1920—1922 годах работал директором Белорусской учительской семинарии в Борунах. Одновременно с осени 1920 года преподавал в Виленской белорусскоязычной гимназии. В 1922 году был избран депутатом сейма Второй Речи Посполитой (Западная Белоруссия в 1921 году после Советско-польской войны оказалась в составе Польши). С 1923 года состоял членом Центральной школьной рады (с 1926 — Главного управления) Товарищества белорусской школы. С 1925 года был заместителем председателя ЦК БСРГ. С 1926 года входил в КПЗБ. Работал редактором «Бюллетеня посольского клуба БСРГ», был членом Белорусского издательского общества в Вильнюсе. Был арестован польскими властями по делу БСРГ 15 января 1927 года и 22 мая 1928 года осуждён Вильнюсским окружным судом на так называемом «процессе 56-и» на 12 лет тюрьмы. По решению апелляционного суда был, однако, освобождён в 1930 году. Вошёл в состав комитета «Состязание». Из-за угрозы нового ареста в октябре 1930 года перебрался в Минск, в СССР. С февраля 1931 года и до ареста работал директором Белорусского государственного музея, вступив в ряды ВКП(б). В 1931—1932 годах являлся членом ЦИК БССР. Был арестован ГПУ БССР 16 августа 1933 года в Минске и решением судебной коллегии ОГПУ при СНК СССР от 9 января 1934 года как «организатор и руководитель контрреволюционной организации БНЦ» приговорён к расстрелу, но затем этот приговор был заменён на 10 лет лагерей. Был отправлен на Соловки, 5 сентября 1937 года этапирован в Минск; 14 ноября 1938 года «особой тройкой» НКВД БССР был приговорён к расстрелу, 27 ноября 1938 года приговор привели в исполнение в Минске. Реабилитирован военным трибуналом Белорусского военного округа 18 апреля 1956 года. Был женат, имел двоих детей. Написал музыку к романсу «Зорка Венера» на стихи Максима Богдановича. Из-за того что Рак-Михайловский был репрессирован, авторство музыки в различных источниках долгое время указывалось как «народная».
Памятная доска на бывшем здании монастыря базилиан в Борунах, в котором в 1920—1922 годах действовала белорусская учительская семинария, директором которой был Симон Рак-Михайловский
В 1982 году в память Симона Рак-Михайловского в центре села Максимовка Молодечненского района был установлен мемориальный знак.
Литературные произведения: Гутарка аб беларускай мове. — Минск, 1919; Страшны вораг: Кніжка пра гарэлку. — Вільня, 1924; Прамовы дэпутатаў Беларускага пасольскага клюбу ў Польскім Сойме. Паводле соймавых стэнаграм. — Вільня, 1924; Прамовы дэпутатаў соймавага клюбу Беларускай сялянска-работніцкай грамады. — Вільня, 1926.
Литература: Бобер М., Ватковіч Г. У памяць аб С. А. Рак-Міхайлоўскім // ПГКБ. — 1984. — № 3; Bergman A. Szymon Rak-Michajіowski // Bergman A. Sprawy biaіoruskie w II Rzeczypospolitej. — Warszawa, 1984; Яновіч С. Моцны чалавек грамады // Ніва (Беласток). — 1985, 14 крас; Адамушка У. Сацыял-дэмакрат Сымон Рак-Міхайлоўскі // Сыны і пасынкі Беларусі. — Мн., 1996; ЭГБ, тома 6-1.
1885
Адольф Узарски (немецкое имя — Adolf Uzarski)
немецкий писатель, художник и график. А.Узарски родился в городе Рурорт, ныне Дуйсбург, в семье коммерсанта. После окончания гимназии учился на строителя, получив диплом архитектора после окончания специализированной школы в Кёльне. Затем 2 года проработал в строительном управлении. В 1906 году он поступает в дюссельдорфскую школу прикладного искусства, где изучает книжное и графическое искусство. В 1910 он открывает в Дюссельдорфе свою графическую мастерскую. В 1911 году художник совершает путешествие по Южной Европе и Северной Африке. Начало Первой мировой войны застало его в Париже, который Узарски успел покинуть с одним из последних поездов. В годы войны работал художником в рекламном агентстве Тица, выпускал плакаты и открытки патриотическлгл содержания. В то же время с 1915 года он придерживался антивоенных взглядов. После окончания войны, 24 февраля 1919 года А.Узарски, вместе с художником Артуром Кауфманом и писателем Гербертом Ойленбергом, основывает творческий союз Молодой Рейнланд. Коммунист по убеждениям, Узарски участвует в 1918 году создании Союза Иммерман и в 1919 — левоориентированного Союза активистов. Узарски проводил активную работу с тем, чтобы ознакомить немецкую общественность с новейшими веяниями модернистского и экспрессионистского искусства. В 1922 году его бывший шеф и крупный коммерсант Л.Тиц предоставил Узарски помещения на 4-м этаже своего универмага в Дюссельдорфе для организации там 1-й международной выставки в универмаге Тиц. Среди прочих шедевров здесь можно было увидеть работы А.Архипенко, М.Шагала, Э.Барлаха, Дж.де Кирико, Лионеля Фейнингера, П.Пикассо, В.Лембрука, Э.Л.Кирхнера, Э.Хеккеля. В 1923 году, после художественных споров с галеристкой Иоганной Эй, Узарски покидает Молодой Рейнланд и основывает Рейнгруппу. Так как А.Узарски был известен своей борьбой с милитаризмом, реакцией и антисемитизмом, с приходом в Германии в 1933 к власти национал-социалистов он подвергается преследованиям. Узарски был уволен из Западногерманского радио, его заявления на вступление в Имперскую палату писателей и Имперскую палату изящных искусств были отклонены; Узарски было запрещено рисовать и писать художественные произведения. В 1933—1945 годах он постоянно меняет места своего проживания. Последние годы войны художник провёл в Бельгии. После освобождения Германии от нацизма он возвращается в Дюссельдорф. Сотрудничал с журналом «Der deutsche Michel», где публиковались карикатуры Узарски. В 1950-е годы интерес к работам художника, казалось, был утерян, однако в 1967 году проходит ретроспектива его работ в берлинской Академии искусств, а в 1970, незадолго до смерти мастера, графические работы Узарски участвуют в выставке «Старые времена» в Городском музее Дюссельдорфа. В 1908 году появляются первые плакаты работы Узарски, с 1913 года начинается его деятельность иллюстратора. В 1916—1917 годах появляется его антивоенная серия литографий Танец смерти. Ранние рисунки Узарски созданы в стиле модерн, позднее он увлекается экспрессионизмом и таким течением в искусстве, как Новая вещественность. В 1919 выходит в свет первый из 10 написанных им романов. В течение 1920-х годов он выпускает в среднем один роман в год. Наиболее известным из них является выдержавший множество переизданий «Мёппи — воспоминания одной собаки» («Möppi — Memoiren eines Hundes»), ставший своего рода частью местного дюссельдорфского фольклора. После 1945 года А.Узарски выпускает несколько книг с картинками для детей. Умер в городе Дюссельдорф, ФРГ, 14 июля 1970 года.
Сочинения и графика: «Tuti-Name», 12 Bl. Originalsteindruck 66 x 51,5 Düsseldorf 1919; «Möppi», München, 1921; «Die spanische Reise», München, 1921; «Chamäleon. Ein Heldenbuch.», München, 1922; «Die Reise nach Deutschland.», Potsdam, 1924; «Tun-Kwang-pipi», Potsdam, 1924; «Die Schandsäule von Ludwig M.», Aufzeichnungen einer Vision, 1925; «Herr Knobloch», München, 1926; «Die Fahrten der Mariechen Stieglitz», Düsseldorf 1927; «Kurukallawalla», München, 1927; «Der Fall Uzarski», München, 1928; «Das Hotel Zum Paradies», München, 1929; «Beinahe Weltmeister», München, 1930; «Panoptikum», Berlin, 1955; «Eine nachdenkliche Geschichte in 48 Bildern», Berlin, 1984; «Lager-Schaden», Berlin, 1985.
Литература: Wilfried Kugel: Adolf Uzarski : (1885—1970), in: Literatur von nebenan, Bielefeld, 1995, S. 361—365; Marlene Lauter: Bilder zum Lesen — Das graphische und malerische Werk von Adolf Uzarski, Köln/Weimar, 1990; Michael Matzigkeit: Uzarski, Adolf, in: Walther Killy, Literaturlexikon. Autoren und Werke deutscher Sprache, München 1991, Bd. 11, S. 502; Adolf Uzarski 1885—1970 — Gemälde Grafik. Zum 100. Geburtstag. Ausstellungskatalog Stadtmuseum Düsseldorf, 1985.
1886
Эрнст Роберт Курциус (немецкое имя — Ernst Robert Curtius)
немецкий филолог, переводчик, специалист по романским литературам. Внук историка и археолога Эрнста Курциуса (1814—1896). Сын прусского чиновника и швейцарской аристократки, потомок выходцев из вольного города Любека. Родился в Тане (Эльзас, Германская империя; ныне — во французском департаменте Верхний Рейн). Учился в Кольмаре и Страсбурге. Защитил диссертацию в Бонне (1913), затем преподавал в Марбурге и Гейдельберге. В 1929—1951 годах преподавал неолатинскую литературу в Бонне. На рубеже 1920—1930-х годов между ним и Карлом Маннгеймом состоялась острая дискуссия о «свободно-парящей интеллигенции» и границах социологии знания. Ориентиром для Курциуса всегда оставался Гёте как воплощение европейского духа, его универсализма, открытости, живой связи с прошлым. Тем не менее, он постоянно интересовался актуальной словесностью, поддерживал контакты с современными писателями: писал о Прусте и Джойсе, переводил Т.С.Элиота, Андре Жида, Хорхе Гильена, был знаком со Стефаном Георге, Томасом Манном, Максом Шелером, Жаном-Полем Сартром, переписывался с Максом Рихнером, Андре Жидом, Валери Ларбо и др. Был близок к исследовательской стратегии Аби Варбурга, долгие годы обменивался письмами с его ассистенткой Гертрудой Бинг. В 1948 году опубликовал свою главную, наиболее влиятельную книгу «Европейская литература и латинское Средневековье», посвященную античным мотивам (топосам) европейской культуры, переведенную на многие языки и давно ставшую гуманитарной классикой. В развитие подхода Курциуса в немецкой истории словесности сложилось целое направление исследований топосов (Toposforschung). Умер в Риме 19 апреля 1956 года.
Сочинения: Die literarischen Wegbereiter des neuen Frankreich (1919); Balzac (1923); James Joyce und sein Ulysses (1929); Die Französische Kultur (1931); Deutscher Geist in Gefahr (1932); Europäische Literatur und lateinisches Mittelalter (1948, английский перевод 1953); Kritische Essays zur europäischen Literatur (1950); Marcel Proust (1952); Französischer Geist im 20. Jahrhundert (1952); Gesammelte aufsätze zur Romanischen Philologie (1960); Büchertagebuch (1960). Почетный доктор Сорбонны. В 1984 году в Бонне была учреждена премия Эрнста Роберта Курциуса за эссеистику.
Литература: Hoeges D. Kontroverse am Abgrund: Ernst Robert Curtius und Karl Mannheim: intellektuelle und «freischwebende Intelligenz» in der Weimarer Republik. — Frankfurt/Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 1994; Jacquemard-de Gemeaux Chr. Ernst Robert Curtius (1886—1956): origines et cheminements d’un esprit européen. — Bern: P. Lang, 1998; Thönnissen K. Ethos und Methode: zur Bestimmung der Metaliteratur nach Ernst Robert Curtius. — Aachen: Aquamarine, 2001; Gumbrecht H. U. Vom Leben und Sterben der grossen Romanisten: Karl Vossler, Ernst Robert Curtius, Leo Spitzer, Erich Auerbach, Werner Krauss. — München: Hanser, 2002.
1886
Эдуард Чейс Толмен (Edward Chace Tolman)
американский психолог, представитель необихевиоризма. Родился в городе Уэст-Ньютон, штат Массачусетс. С 1918 профессор университета (Беркли). В противовес ортодоксальному бихевиоризму Толмен вслед за гештальтпсихологией отстаивает целостный и целенаправленный характер акта поведения, отдельные части которого определяются по их функции внутри целого ("структурно-функциональный" метод анализа вместо "ассоцианистского"). Введя в качестве центрального звена структуры поведения наряду со стимулом и реакцией так называемые "промежуточные" переменные, Толмен назвал большинство из них терминами прежней, в том числе интроспективной, психологии (например, "потребность", "влечение", "намерение", "цель", "средство", "значение", "сознание" и т.д.); по Толмену, при функциональном подходе к поведению устраняется противопоставление "объективного" внешнего наблюдения "субъективному" внутреннему самонаблюдению. Становясь на точку зрения операционализма, Толмен считает, что объективность каждого понятия достигается тем, что оно получает двойное операциональное определение: в терминах операций исследователя и в терминах операций поведения самого испытуемого. В русле этих идей Толмен разработал так называемую когнитивную теорию научения и исследовал феномен "латентного" (скрытого) научения. Работы Толмен во многом определили развитие американской психологии 1930—1940-х гг. Умер 19 ноября 1959 года.
Сочинения: Purposive behavior in animal and men, N.Y.—L., 1932; Collected papers in psychology, Berk. — Los Ang., 1951.
Литература: Рубинштейн С.Л., Необихевиоризм Толмена, в его книге: Принципы и пути развития психологии, Москва, 1959; Тихомиров О.К., Структура мыслительной деятельности человека, Москва, 1969; "American psychologist", 1958, v. 13, № 4 (литература).
1886
Арпад Тот (венгерское имя — Árpád Tóth)
венгерский поэт и переводчик английской и французской поэзии. Учился немецкому и венгерскому яхыкам в Будапештском университете. В 1907 начал публиковать в журналах (прежде всего в известном модернистском журнале «Nyugat») свои первые стихи и театральную критику. С 1913 жил очень бедно, зарабатывал на жизнь как репетитор. Его бедственное положение ещё больше осложнил туберкулёз, который требовал госпитализацию в санатории. Вскоре после первой мировой войны во время революйионного правительства получил важное место секретаря Ворошмартской Академии, но после падения правительства потерял его и не мог найти новое место работы.
Был известным лириком среди читателей журнала «Nyugat», отличным переводчиком, прежде всего с английского и французского языков, перевёл много произведений классиков с этих языков (John Keats, Charles Baudelaire). Сборники медитативно-пейзажной лирики, в том числе «Утренняя серенада» (1913), «На ленивой галере» (1917), «От сердца к сердцу» (1928). Переводы английской и французской поэзии. Умер 7 ноября 1928 года.
1887
Беше Роберт Гейл (Becher Robert Gale)
канадский гребец, двукратный бронзовый призёр летних Олимпийских игр 1908. Родился в Элоре. На Играх 1908 в Лондоне Гейл соревновался в четвёрках без рулевого и в восьмёрках. В обоих соревнованиях его экипажи разделяли третьи места и получили две бронзовые медали.
1887
Франц Зайтц (немецкое имя — Franz Seitz)
немецкий кинорежиссёр, актёр и сценарист. Родился в Мюнхене. Окончив двухгодичную актёрскую школу, под псевдонимом Франц Феликс (немецкое имя — Franz Felix) играл на различных театральных сценах Баварии. В 1908 году получил ангажемент в Народный театр Нюрнберга. В 1912 году дебютировал в качестве театрального режиссёра. В 1917 году под руководством пионера немецкого кино Петера Остермайера поставил свой первый — немой — кинофильм. В 1929—1930 годах работал в мюнхенской кинокомпании «Emelka», где руководил производством. В 1930 году организовал собственную продюсерскую компанию, но режиссировал и фильмы других производителей. В основном снимал юмористические сюжеты в жанре традиционного шванка на фоне альпийских пейзажей. Получил известность после прихода к власти Гитлера, сняв в 1933 году по заказу нацистов пропагандистский антикоммунистический фильм «Штурмовик Бранд» (немецкое название — S.A.-Mann Brand). Большой успех у зрителей имела вышедшая на экраны в 1937 году кинокомедия «1А в Верхней Баварии» (немецкое название — IA in Oberbayern). За 30 лет работы в кинематографе участвовал (в качестве режиссёра, сценариста, продюсера) в съёмках более 60 фильмов. Умер в посёлке Шлиерзе в Верхней Баварии 7 марта 1952 года. Дети Франца Зайтца унаследовали интересы отца: Франц Зайтц-младший, родившийся в 1921 году, стал кинематографистом (режиссёром и сценаристом), а Ганс Зайтц, родившийся в 1923 году, — комическим актёром, известным под псевдонимом Ганс Терофаль (немецкое имя — Hans Terofal, по фамилии матери).
Фильмография: 1933 — Штурмовик Бранд (режиссёр).
1887
Георгий Иванович Поршнев
русский библиофил, книготорговец, книговед, педагог, библиограф, журналист. Родился в деревне Минино-Конец Пудожского уезда Олонецкой губернии, в семье крестьянина-бедняка. Окончил начальную школу, двухклассное училище в Архангельске, а затем и четырехклассное реальное училище. В 1901 г. Георгий поступил на службу «мальчиком» в тряпичную лавку в Апраксином дворе в Санкт-Петербурге, а через два года перешел в книжный магазин Ф.С.Лебедева. По ночам читал книги, за что хозяин драл ему уши, дабы не жег понапрасну керосин. В 1905 г. устроился приказчиком в книжный магазин П.И.Макушина и В.М.Посохина в Иркутске. Иркутский период ─ это время жадного накопления знаний и опыта. Далее Поршнев работал заведующим книжным магазином Иркутского отделения товарищества И.Д.Сытина. В 1913 г. он едет в Москву, где поступает на курсы библиотековедения при Университете имени А.Л.Шанявского. В это же время он вступил в переписку с известным книговедом и библиофилом Н.А.Рубакиным. Поршнев посылает ему в Швейцарию данные о читательском спросе в Иркутских библиотеках. С 1907 г. начинается его журналистская работа. Публикации посвящены, главным образом, вопросам библиотековедения, внешкольного образования, библиографии. Огромную работу провел Поршнев по реорганизации бесплатных народных библиотек и сам заведовал библиотекой общества приказчиков. В 1917-1919 гг. работал заведующим информационным отделом в Управлении Иркутской губернией. В 1920 г. вышла книга Поршнева «Книжная летопись Иркутска за годы революции (1917-1919 гг.)». Для летописи он собрал большую коллекцию местных изданий книг, газет, журналов, листовок, воззваний, плакатов - всего 903 позиции. Этот библиографический указатель и сейчас представляет собой ценный исторический источник. С восстановлением Советской власти в Иркутске весной 1920 г. Поршнев был на короткое время арестован и отправлен в Красноярск на принудительные работы. Но и тут он редактирует литературный листок «К свету», сотрудничает в местной прессе, преподает в Красноярском институте народного образования. В 1921 г. Поршнев командируется в Москву на Всероссийский съезд работников печати и летом переезжает в столицу. Он становится уполномоченным Центральной книжной палаты по Сибири. В 1922 г. перевозит в Москву семью и книги. В 1923 г. переходит в Торгсектор и назначается помощником заведующего. В 1925 г. выходит в свет его работа «История книжной торговли в России». В 1926 г. он заведует отделом продвижения книги. В 1925 г. для повышения квалификации книжных работников по всей стране организовывались четырехмесячные курсы по книжному делу. Для них была разработана программа занятий. В составлении программы деятельное участие принял и Г.И.Поршнев. Разделы «Книговедение как наука», «История книжного дела», «Принципы и техника книготорговли», «НОТ в книжном деле», «Библиография и ее значение для книжного дела» разработаны им Брошюра с программой курсов книговедения попалась мне в одном из букинистических магазинов. Обнаружив в ней фамилию Поршнева я сразу же купил ее. Благодаря его энергии появились первые учебные заведения - школа «Книгоуч» и книжный техникум имени А.Луначарского (1928 г.), где он преподавал. В 1928 г. исполнилось 25 лет деятельности Поршнева на книжном поприще. Его поздравили книговеды Н.А.Рубакин, А.В.Мезьер, А.Г.Фомин, П.К.Симони, И.В.Владиславлев, М.Н.Куфаев, директор библиотеки имени В.И.Ленина В.И.Невский и многие другие. В 1928 г. Поршнев как член делегации побывал на Международной выставке печати в Кельне, до этого немало сделав для организации советского раздела ее. После выставки он познакомился с деятельностью крупнейших издательских и книготорговых фирм Лейпцига, Дрездена, Франкфурта, Берлина. Результатом поездки стала серия статей на издательские и книготорговые темы. В 1929 г. вышла его книга «Кризисы и затоваренность в книжном деле». В 1930 г. Поршнев заведует издательством «Работник просвещения». Одному из друзей он пишет: «Я в чистке чувствую себя, как побиваемая вальком простыня. Смрадно. Нелепо». Недоверие к интеллигенции усиливается. После процесса «Промпартии» начинается новая волна репрессий. Неминуемое свершается: 29 сентября Поршнев арестован. Поводом для доноса стало его распоряжение списать старые книги, лежавшие мертвым грузом на складе издательства. Через год он осужден на 10 лет лагерей и отправлен на строительство Беломорканала. В письме дочери из лагеря Поршнев пишет: «Я работал над разборкой скалы ломом и кувалдой и погрузкой платформ с таким увлечением, как среди книг. Уставал солидно, но бодрости не терял». Через два года общих работ Поршнев, наконец, стал работать по специальности. Его назначили руководителем Центральной библиотеки Белбалтлага в Медвежьей горе. Там он работал до освобождения по зачетам в декабре 1936 г. Поршнев был освобожден, но оставлен работать на той же должности. В январе следующего года он был в месячном отпуске в Москве у родных, но затем вернулся снова в Медвежью гору. Последнее письмо Поршнева датировано 18 сентября 1937 года. Больше писем от него не было. И вот родным пришло анонимное письмо, в котором сообщалось, что Георгий Иванович Поршнев арестован и увезен в неизвестном направлении. Только через много лет после реабилитации выяснилось, что по решению тройки НКВД по Карельской АССР он был расстрелян 29 октября 1937 года.
1887
Леон Шиллер (польское имя — Leon Schiller; настоящая фамилия - де Шильденфельд, de Schildenfeld)
польский театральный деятель, режиссер, педагог. Член ПОРП с 1948. Родился в Кракове. В 1917—1920 режиссер "Театра Польски", в 1922—24 театра"Редута"; в 1924—1926 руководил (с В.Хожицей и А.Зельверовичем) Театром имени В.Богуславского (все в Варшаве). В 1930-е гг. возглавлял театры в Познани, Лодзи, Львове. Создавал спектакли, проникнутые революционной романтикой, протестом против социальной несправедливости буржуазного мира ("Дзяды" Мицкевича, "Кордиан" Словацкого, "Небожественная комедия" Красиньского, "Трехгрошовая опера" Брехта). Руководил театрами: Войска Польского в Лодзи (1946—1949), "Театр Польски" в Варшаве (1949—1950). Деятельность Шиллера оказала решающее влияние на развитие польского театрального искусства 20 в. Он сформировал в польском сценическом искусстве принципы, эстетику и стиль монументального театра, во многом опиравшиеся на национальную романтическую драму, его спектакли всегда имели острое обществ. звучание. В 1952 основал ежеквартальный журнал "Театральный дневник". С 1933 вел педагогическую работу. В 1947—1952 депутат Сейма; в 1950—1954 президент Союза польских артистов театра и кино. Государственная премия ПНР (1948). Умер в Варшаве 25 марта 1954 года.
Сочинения: Teatr Ogromny, Warsz., 1961.
Литература: Csato E., Leon Schiller, Warsz., 1968; Timoszewicz J., "Dziady" w inscenizacji Leona Schillera, Warsz., 1970.
1887
Александр Васильевич Ширяевец (Абрамов)
русский поэт-романтик. Родился в селе Ширяево-Буерак Сызранского уезда Симбирской губернии, в семье бывшего дворового-крепостного. Учился в земской школе села Бинарадка Самарской губернии, закончил церковно-приходскую школу в селе Ширяево. Проучившись 2 года в Самарском городском училище, будущий поэт вынужден был оставить после смерти отца учебу за отсутствием средств к существованию. В 1905—1922 почтовый чиновник в Средней Азии.Первые стихи и рассказы Ширяевца появились на страницах ташкентских газет и журнала «Туркестанский курьер». Уже в ранних стихах, преодолев влияние символистов, поэт обращается к народно-песенной традиции. Восточные мотивы («Пески», «Голодная степь») выдержаны в напряженно-сдержанном тоне, и если этим стихотворениям свойственна созерцательная отстраненность, то стихи, посвященные родному Ширяеву и Волге, исполнены в плясовом ритме, здесь проявился безудержный темперамент поэта, лихость, «разинщина» и «кудеяровщина». В 1912 начинается переписка Ширяевца с Н.Клюевым, который оказал огромное воздействие на поэта своими стихами и письмами. Стихи Ширяевца произвели сильное впечатление и на С.Есенина, который писал ему: «Извините за откровенность, но я вас полюбил с первого же мной прочитанного стихотворения… Вы там вдалеке так сказочны и прекрасны». Ширяевец, еще не будучи лично знакомым с Клюевым, Есениным, Клычковым и П.Карповым, органически вошел в «крестьянскую кузницу», духовным лидером которой был Клюев. В 1915—1917 выходят 4 книги поэта: «Богатырь», «Запевка», «О музыке и любви», «Алые маки». В этих книгах буйствует сказочная, природная русская стихия («Есть ли что чудесней / Жигулей хребтов! / А какие песни с барок и клетов! / А какие сказы ходят с голытьбой! / Услыхал и сразу / Закипел гульбой!.. / С озорной волною / В эту синь и ширь! / Добывал бы с бою / Новую Сибирь…»). Взгляд поэта устремляется и во времена Золотой Орды, и еще дальше — к эпохе половецких набегов на Русь и походам русских князей в Великую Степь («Не одна Ярославна заплачет! / Пьет Каяла багряную муть — / Захлебнулась! А птицы маячат — / Жадным клювом бойцов полоснуть…»). Когда В.Ходасевич упрекнул Ширяевца в том, что в своих песнях поэт воспевает народ, которого «скоро не будет», и советовал ему: «…быт наших стихов уже почти кончен, возврата к нему не будет. Прощайтесь-ка с ним — да и в дорогу!», — Ширяевец ответил ему письмом, которое можно оценить как своеобразный творческий манифест поэта: «И что прекраснее: прежний Чурила в шелковых лапоточках с припевками да присказками, или нынешнего дня Чурила, в американских щиблетах, с Карлом Марксом или “Летописью” в руках, захлебывающийся от открывающихся там истин?.. Ей-богу, прежний мне милее!.. Ведь не так-то легко расстаться с тем, чем жили мы несколько веков! Да и как не уйти в старину от нынешней неразберихи, ото всех этих истерических воплей, называемых торжественно “лозунгами”… Может быть, чушь несу я страшную, это все потому, что не люблю я современности окаянной, уничтожившей сказку, а без сказки какое житье на свете?..» И в последний год жизни Ширяевец подтвердил своими стихами, что эти слова — не декларация, а жизненная, духовная, творческая суть поэта: «Никогда старина не загаснет: / Cлишком русское сердце мое.. / Позабуду ли песни на Клязьме! / Как я мчался с тяжелым копьем… / Вечевые прибойные клики! / Ветер Волхова вздул паруса! / То палач я, то нищий калика / То с булатом в разбойных лесах… / Не припомню, какого я роду, / Своего я не помню села… / Ускакал я в бывалые годы, / Старь родная меня занесла». В 1917 он писал: «Я жду, что скажет не фабричная, считающаяся только с Карлом Марксом Русь, а Русь деревенская, земледельческая, и заранее отдаю ей мои симпатии, ибо только в ней живая сила». В 1922 Ширяевец приезжает в Москву, где сталкивается с явным неприятием его творчества. Цензура не пропускает в печать его лиро-эпическую поэму «Мужикослов», а сам он, вступивший поначалу в группу пролетарских поэтов «Кузница», исключается из нее в результате ощущаемого явного творческого несоответствия декларациям группы и стихотворным упражнениям ее членов. «Я сын крестьянской полевой Руси, а не той, которая проповедуется в сферах», — отчеканил поэт в письме к П.Я.Заволокину. После долгих мытарств, наконец, вышла в Москве последняя книга стихов Ширяевца «Раздолье». Умер 15 мая 1924 года.
Сочинения: Волжские песни. Москва, 1928; Песнь о Волге. Куйбышев, 1980; Стихотворения и поэмы. Ставрополь, 1992 (в кассете «Потаенный сад / Новокрестьянские поэты»).
1888
Расмус Ингвальд Биркеланд (норвежское имя — Rasmus Ingvald Birkelund)
норвежский яхтсмен, олимпийский чемпион 1920 года в классе 12 м (тип 1907). Парусная регата VII Олимпийских игр, проходивших в Антверпене (Бельгия), отличалась небывалым размахом: на ней были представлены 14 классов яхт. Ровно в половине победу одержали норвежцы. Единственный недостаток этих состязаний заключался в том, что лишь в одном классе соревновались 4 судна, еще в одном 3, в пяти - 2, а в семи - по одному. Расмус как раз принадлежал к тем чемпионам, целью которых было только дойти до финиша. Умер 12 декабря 1972 года.
1888
Леонид Арсеньевич Булаховский
российский и советский лингвист, профессор Пермского (1917–1921), Харьковского, Киевского (1944–1947) университетов, академик Академии Наук Украинской ССР (1939), член-корреспондент Академии Наук СССР (1946), директор института языкознания имени А.А.Потебни Академии Наук Украинской ССР (1944–1961). Автор трудов по истории русского и украинского языков, славянской акцентологии. Окончил историко-филологический факультет Харьковского университета (1910), преподавал в Харьковском и других университетах. C 1917 года работает в должности экстраординарного профессора историко-филологического факультета Пермского университета. В 1921 году возвращается для научной и педагогической деятельности в Харьковский университет. С 1944 году в Киеве стал директором института языкознания имени А.А.Потебни Академии Наук Украинской ССР (1944–1961), также заведовал кафедрой украинского языка и кафедрой славянской филологии Киевского университета (1944–1947). Автор популярного учебника «Введение в языкознание» (1953). Внёс вклад в реконструкцию славянской акцентной системы и описание акцентных систем ряда славянских языков, подготовив почву для последующих исследователей (В.М.Иллич-Свитыч, В.А.Дыбо, А.А.Зализняк и др.), в работах которых была воссоздана цельная картина эволюции славянского ударения. Изучал также историю украинского языка и, наряду с В.В.Виноградовым, эволюцию лексики и грамматики русского языка на протяжении XIX в. Умер в Киеве 4 апреля 1961 года. В честь Леонида Булаховского в Киеве названа улица. Основные работы: Булаховский Л.А. Введение в языкознание: Часть 1, 2 / Л.А.Булаховский, А.С.Чикобава. — Москва: Учпедгиз, 1952-1953. — 75 000 экземпляров (в переплёте) (2-е издание. Москва: Учпедгиз, 1954); по акцентологии: Исторический комментарий к русскому литературному языку, 1936; Акцентологический комментарий к польскому языку, 1950; Акцентологический комментарий к чешскому языку, 1953–1956; Болгарский язык как источник для реконструкции древнейшей славянской акцентологической системы, 1958; Акцентологическая проблематика вопроса о славяно-балтийском языковом единстве, 1959. по русскому языку: Булаховский Л.А. Русский литературный язык первой половины XIX века. — Москва: Учпедгиз, 1934. — 468 страниц — 50 000 экземпляров (в переплёте); Русский литературный язык первой половины XIX в., том 1, 1941; том 2, 1948; Курс русского литературного языка, тома 1–2, 1952–1953.
Литература: Л.А.Булаховский и современное языкознание: К 100-летию со дня рождения: Сборник научных трудов / Академии Наук Украинской ССР, Институт языковедения имени А.А.Потебни; Редколлегия: А.А.Белецкий и др., Вступительная статья Т.Б.Лукинова. — Киев: Наукова думка, 1987. — 288 страниц; Булаховский Леонид Арсеньевич // Профессора Пермского государственного университета: (1916–2001) / Главный редактор: В.В.Маланин. Пермь: Издательство Пермского университета, 2001. 419 страница. ISBN 582-4-1025-2X. Страниц 387. Страницы 26–27.
1888
Владимир Иванович Нарбут
русский поэт, прозаик, критик. Принадлежал к старинному княжескому роду с литовскими корнями. Был вторым из девяти детей в семье. Окончил с золотой медалью Глуховскую классическую гимназию. В 1905—1906 гг. перенёс болезнь, следствием которой стала пожизненная хромота из-за удаления пятки на правой ноге. С 1906 г. вместе с братом Георгием жил в Петербурге на квартире И.Билибина, оказавшего на братьев большое влияние. Учился в Петербургском университете последовательно на трёх факультетах — математическом, восточных языков и филологическом; курса не окончил. Летние каникулы проводил у родителей, подрабатывал репетиторством. Печататься начал в 1908 году (очерк «Соловецкий монастырь» в петербургском журнале «Бог — помочь!»), в декабре того же года опубликовал первые стихи (журнал «Светлый луч»). С начала 1911 г. сотрудничал как поэт и критик в студенческом журнале «Gaudeamus», где также руководил отделом поэзии. Посещая собрания молодых поэтов у С.Городецкого, сблизился с кругом будущего «Цеха поэтов»; вошёл в Цех с его образованием в октябре-ноябре 1911 года, став адептом зарождающихся идей «адамизма» и «акмеизма». В октябре 1912 г., чтобы избежать суда за скандальный сборник «Аллилуиа», при содействии Н.Гумилёва присоединился к пятимесячной этнографической экспедиции в Сомали и Абиссинию. Вернувшись в марте 1913 г. после амнистии по случаю 300-летия дома Романовых, взялся за издание и редактирование «Нового журнала для всех», но через 2 месяца, запутавшись в финансовых делах, продал права на журнал и вскоре уехал на родину. В годы войны время от времени печатался в столичной и местной периодике. К 1917 г. примкнул к левым эсерам, после Февральской революции вошёл в Глуховский совет, склоняясь к большевикам. В январе 1918 г. семья Нарбута в своём доме подверглась нападению отряда красных «партизан», которые громили «помещиков и офицеров». При этом был убит брат Владимира Сергей, офицер, недавно вернувшийся с фронта. Владимир Нарбут получил четыре пулевые раны, после чего в местной больнице ему пришлось ампутировать кисть левой руки. Когда выяснилось, что тяжелораненый литератор состоит в партии большевиков, нападавшие посетили больницу и принесли «извинения». Весной 1918 г. отправлен в Воронеж для организации большевистской печати; помимо этого в 1918—1919 гг. издавал «беспартийный» журнал «Сирена». В 1919 г. жил в Киеве, где участвовал в издании журналов «Зори», «Красный офицер», «Солнце труда». Остался в городе после занятия его белыми, затем по контролируемым белыми территориям уехал через Екатеринослав в Ростов-на-Дону, где 8 октября 1919 г. был арестован контрразведкой белых как коммунистический редактор и член Воронежского губисполкома. В контрразведке дал показания, в которых признался в ненависти к большевикам и объяснил своё сотрудничество с советской властью безденежьем, страхом и отчаянием. Позднее это признание попало в руки ЧК и спустя многие годы, в 1928 г., было использовано как компромат против Нарбута. Освобождённый при налёте красной конницы, вновь официально вступил в РКП(б). В 1920 г. возглавил одесское отделение РОСТА, редактировал журналы «Лава» и «Облава»; подружился с Э.Багрицким, Ю.Олешей, В. Катаевым, который позднее вывел Нарбута в романе «Алмазный мой венец» под прозвищем «колченогий». В 1921—1922 гг. заведующий УкРОСТА в Харькове. В 1922 г. переселился в Москву, работал в Наркомпросе; от поэзии отошёл. Основал и возглавил издательство «Земля и фабрика» (ЗиФ), на его базе в 1925 г. совместно с издателем В.А.Регининым основал ежемесячник «Тридцать дней». В 1924—1927 гг. заместитель заведующего Отделом печати при ЦК ВКП(б), в 1927—1928 гг. один из руководителей ВАПП. В 1928 г. исключён из партии за сокрытие обстоятельств, связанных с его пребыванием на юге во время гражданской войны, одновременно уволен с редакторских постов. Жил литературной подёнщиной. В 1933 г. вернулся к поэзии. 26 октября 1936 г. арестован НКВД по обвинению в пропаганде «украинского буржуазного национализма». Причислен следствием к членам «группы украинских националистов — литературных работников», которая якобы занималась антисоветской агитацией. Руководителем группы был объявлен И.С.Поступальский, а её членами, помимо Нарбута, — переводчики П.С.Шлейман (Карабан) и П.Б.Зенкевич и литературовед Б.А.Навроцкий. 23 июля 1937 г. постановлением Особого совещания при НКВД СССР каждый из пятерых был осуждён на пять лет лишения свободы по статьям 58—10 и 58—11 УК РСФСР. Осенью Нарбут был этапирован в пересыльный лагерь под Владивостоком, а в ноябре — в Магадан. 2 апреля 1938 г., во время кампании массового террора в колымских лагерях (декабрь 1937 — сентябрь 1938), вошедшего в историю под названием «гаранинщина», против Нарбута было возбуждено новое уголовное дело по обвинению в контрреволюционном саботаже. 4 апреля он был допрошен, 7 апреля было составлено обвинительное заключение и постановление тройки НКВД. 14 апреля Нарбут был расстрелян в карантинно-пересыльном пункте № 2 треста «Дальстрой». В 1960-е годы широкое распространение получила легенда, согласно которой Нарбут вместе с несколькими сотнями зэков-инвалидов был утоплен на барже в Нагаевской бухте. На протяжении длительного времени эта информация не могла быть проверена вследствие того, что при реабилитации в октябре 1956 г. родственникам Нарбута была выдана справка с намеренно сфальсифицированной датой смерти — 15 ноября 1944 г. Подлинные обстоятельства его гибели были установлены только в конце 1980-х гг. Отец — Иван Яковлевич Нарбут (1858—1919), чиновник, коллежский секретарь. Мать — Неонила Николаевна Нарбут, урождённая Махнович (1859—1936). Брат — Георгий Иванович Нарбут (1886—1920), художник. Племянник — Даниил Георгиевич Нарбут (1916—1998), живописец, театральный художник; народный художник Украины (1996). Первая жена — Нина Ивановна Лесенко (1895—1966). Сын — Роман Владимирович Нарбут (1915—1979). Внучки: Ирина Романовна Нарбут (родилась в 1947); Татьяна Романовна Романова (родилась в 1949). Вторая жена — Серафима Густавовна Суок (1902—1982). Первое посмертное собрание стихов, подготовленное Л. Чертковым, вышло в Париже в 1983 году. Лирика Нарбута очень предметна и красочна, он предпочитает описательный, ритмизованный прозаический язык; в его лексике представлены элементы украинского языка.
Библиография: Стихи. Книга 1. — Санкт-Петербург: Дракон, 1910. — 138 страниц. 1000 экземпляров; Аллилуиа: Стихи / Оформ. И.Билибина, Г.Нарбута, М.Чемберс. — Санкт-Петербург: Цех поэтов, [1912]. — 46 страниц, 1 лист портрет. 100 экземпляров (Конфисковано); Издание 2-е. [Одесса], 1922. — 32 страницы. 1000 экземпляров; Вий. — Санкт-Петербург: Наш век, 1915. (Не разыскан); Веретено. — Киев: Издательство Наркомпроса Украины, 1919. (Не разыскан); Стихи о войне. — Полтава, 1920. (Не разыскан); Красноармейские стихи. — Ростов-на-Дону: Издательство Политотдела Н-ской армии, 1920. — 40 страниц. (Не разыскан); Плоть: Быто-эпос. — Одесса, 1920. — 32 страницы; В огненных столбах. — Одесса: Издательство губернского отдела печати, 1920. — 42 страницы; Советская земля. — Харьков, 1921. — 32 страницы; Александра Павловна. — [Харьков]: Лирень, 1922. — 32 страницы. 1000 э экземпляров; Избранные стихи / Подготовка текста, вступительная статья и примечания Л.Черткова. — Paris: Le presse libre, 1983. — 255 страниц; Стихотворения / Вступительная статья, составление и примечания Н.Бялосинской и Н.Панченко. — Москва: Современник, 1990. — 447 страниц.
1889
Ефим Дмитриевич Боголюбов
украинско-германский шахматист, один из сильнейших шахматистов мира в 30-х годах. На соревнованиях представлял Украину, Россию, СССР, Германию. Претендент на мировое первенство в конце 1920-х — середине 1930-х годов, международный гроссмейстер (1951). Шахматный теоретик. Разработал систему в ферзевом гамбите, носящую его имя, а также ряд вариантов в королевском гамбите, французской защите. Родился в селе Станиславчик Киевской губернии Российской империи (ныне Винницкой области Украины). Выдвинулся в киевских соревнованиях. Успешно выступал в шахматных турнирах. Одесса (Южнорусский турнир; 1909/10) — 2—3-е места; Вильно (турнир любителей; 1912) — 2-е; Всероссийский турнир мастеров (1913/14) — 8-е место (звание мастера). В 1914 участвовал в XIX конгрессе Германского шахматного союза в Мангейме, который прервала Первая мировая война (разделил 8—9-е место). Будучи интернированным в городе Триберг, женился на дочери учителя местной школы и остался в Германии. С 1919 регулярно выступал в международных соревнованиях: Берлин и Стокгольм (1919) — 1-е место; Гётеборг, Стокгольм и Берлин (1920) — 3-е, 1-е и 2—3-е; Киль (1921) — 1-е;
Пьештяни (1922) — 1-е; Лондон (1922) — 5-е; Маргит, Карлови-Вари и Моравска-Острава (ныне Острава) (1923) — 2—5-е, 1—3-е и 7—8-е; Нью-Йорк (1924) — 7-е место. Вернувшись в СССР (1924), выступил в ряде всесоюзных и международных соревнований: победитель чемпионатов СССР (1924 и 1925); Баден-Баден — 4-е место, Бреслау (ныне Вроцлав) и Москва (Первый московский международный турнир; 1925) — 1-е место. В 1926 вновь уехал в Германию. Проиграл два матча на первенство мира Алехину в 1929 (+5, —11, =9) и 1934 (+3, —8, =15). 8-кратный чемпион Германии (1928—39), участник IV шахматной олимпиады (Прага, 1931). Лучшие результаты в международных соревнованиях в последний период жизни: Берлин (1926 и 1927) — 1-е и 2—4-е места; Бад-Хомбург (1927) — 1-е; Берлин (1928) — 2-е; Бад-Киссинген — 1-е; Сан-Ремо (1930) — 4-е; Стокгольм (1930) — 2—3-е; Блед (1931) — 2-е; Схевенинген (1933) — 2—3-е; Цюрих (1934) — 4-е; Бад-Наухайм (1935) — 1-е; Штутгарт (1939) — 1-е; Мюнхен (1941) — 4-е; Краков (1941) — 3-е; Мюнхен (1942) — 3—5-е места. Участник зонального турнира ФИДЕ в Бад-Пирмонт (1951) — 7-е место. Умер в Триберге, Германия, 18 июня 1952 года.
Могила Боголюбова.
Шахматное творчество
Характеристика творческой манеры
С.Тартаковер: «Капабланка размолачивает своих противников, Алехин борется, Ласкер мыслит, Боголюбов же фантазирует в шахматах».
Эйве: «Боголюбов играл солидно, а его стиль был по большей части позиционным. Кроме того, у него был яркий тактический талант, который особенно ярко проявлялся тогда, когда противник уже был стратегически переигран».
Вклад в теорию
Разработал защиту, носящую его имя, а также ряд вариантов в королевском гамбите, французской защите.
Спортивные результаты
Литература: Шахматный словарь / главный редактор Л.Я.Абрамов; сост. Г.М.Гейлер. — Москва: Физкультура и спорт, 1964. — Страница 201. — 120 000 экземпляров; Шахматы : энциклопедический словарь / главный редактор А.Е.Карпов. — Москва: Советская энциклопедия, 1990. — Страница 41. — 624 страницы — 100 000 экземпляров — ISBN 5-85270-005-3; Мацукевич А. Второй отступник. // «64 — Шахматное обозрение». — 1991. — № 15. — Стропаницы 24—27; Чарушин В.А. Одна, но пламенная страсть: (Творчество Ефима Боголюбова). — Нижний Новгород: Автозаводец-книга, 1995. — 190 страниц.