-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в kakula

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.12.2004
Записей: 109179
Комментариев: 6801
Написано: 117651


14 апреля родились...

Воскресенье, 14 Апреля 2024 г. 08:55 + в цитатник
Филипп (528x700, 247Kb)
1884
Филипп (в миру — Виталий Степанович Ставицкий)
епископ Русской православной церкви, архиепископ Астраханский и Саратовский. Родился в городе Новоград-Волынский (ныне Житомирская область, Украина), в семье священника. Окончил Волынскую духовную семинарию (1906), Московскую духовную академию (1910) со степенью кандидата богословия.
Монах и священник
Во время учёбы в академии был пострижен в монашество с именем Филипп, рукоположён в иеродиакона и иеромонаха. С 1910 года — противосектантский миссионер Черниговской епархии. С 1911 года — противосектантский миссионер Киевской епархии. С 1915 года — архимандрит и ректор Нью-Йоркской духовной семинарии в США.
ФилиппЕпископ Аляскинский  (461x700, 349Kb)
Епископ Аляскинский Филипп
Начало архиерейского служения
19 августа 1916 года в кафедральном Николаевском соборе города Нью-Йорк (США) хиротонисан во епископа Аляскинского, викария Алеутской и Северо-Американской епархии. В 1917 года вернулся в Россию, до 1919 года жил в Москве, оставаясь епископом Аляскинским. В апреле — 28 августа 1919 года временно управлял Смоленской епархией. 16 декабря 1919 назначен епископом Вяземским, викарием Смоленской епархии. 19 октября 1920 года назначен епископом Смоленским.
Первые аресты
В 1921 году был приговорён к двум годам условного заключения и к высылке из Западной области по обвинению в хранении контрреволюционной литературы. 9 мая 1922 года вновь был арестован по этому же обвинению, в июне 1922 года дело было прекращено, но сразу же возбуждено новое — о сопротивлении изъятию церковных ценностей. Был отправлен в Москву, содержался в Бутырской тюрьме, в августе 1922 года освобождён. В 1922 году, после освобождения из заключения, недолго вынужденно примыкал к обновленческому движению. Но уже 18 декабря 1922 года обновленческое руководство приняло решение о его переводе из Смоленска в Крым. Не подчинился этому указу, удалился на покой. 27 января 1923 года обновленческое ВЦУ постановило (в изложении протоиерея Бориса Дикарёва): «назначенного было на Тавр[ическую] каф[едру] и сбежавшего неизвестно куда е[пископа] Филиппа уволить на покой». В январе — апреле 1923 жил в Ордынской пустыни Демидовского уезда Смоленской губернии. После покаяния вернулся в Патриаршую церковь. 23 апреля 1923 года вновь арестован, обвинён в рукоположении во священники бывших офицеров колчаковской армии. Находился под стражей в Смоленске и Москве, был оправдан, но в июне 1923 года выслан на три года в Самарскую губернию. В 1925 году владыке Филиппу по состоянию здоровья было разрешено переехать на Кавказ, где он оставался до 1928 года.
Астраханский архиерей
С 13 июня 1928 года — епископ Астраханский. В 1929 году возведён в сан архиепископа. Занимался обучением верующих общенародному пению, боролся с «безобразным театральным пением» в храмах, противоречащим православной традиции. Отказался от какого-либо сотрудничества с обновленческим епархиальным управлением. 26 сентября 1929 года был арестован. В газете «Коммунист» была опубликована статья, в которой архиепископ был обвинён в создании контрреволюционной организации, а также содержались многочисленные нападки личного характера. В ответ владыка Филипп заявил:
«Всякий мало-мальски знающий меня здесь человек, прочитавший эту заметку, будет только глубоко возмущен её лживостью, её клеветническим характером. Каковы бы не были мои убеждения, моё социальное положение, но я прежде всего человек, личность, имеющий своё человеческое достоинство и свои общечеловеческие права. Во имя этих прав человека я прошу расследования этого публичного поругания, издевательства над человеческой личностью.»
3 января 1930 года приговорён к ссылке на три года в Северный край. По воспоминаниям современников, 1 марта 1930 года многие верующие астраханцы пришли проводить своего владыку: у вокзала огромный пустырь за железнодорожными путями был заполнен людской толпой.
Жизнь в ссылке
Находился в ссылке в деревне Чукчино Усть-Цилёмского района Коми области, где написал для своих духовных чад руководство в духовной жизни: «Путь и истина, и жизнь», которое было переслано в Астрахань. Направлял письма своей пастве, в одном из которых, в частности, говорилось:
«Тысяча вёрст разделяют нас, а как будто вы здесь всегда подле меня, и, думается, пройдут еще годы, еще больше расстояния может отделять нас, а мы, благодатию Божией хранимы, будем друг для друга тем же, что и сейчас, ибо породнило нас и соединило навеки то, что вечно и непреходяще: Христова вечная любовь! Христова вечная жизнь! И если будем всегда близки к Богу, к Его Божественной сладчайшей жизни, то будем и всегда близки друг к другу.»
В 1931 году ему был вынесен новый, более строгий, приговор — к пяти годам ссылки в Омский край. 30 июля 1933 года последовал указ Синода об увольнении его на покой. По окончании срока ссылки, 23 февраля 1937 года назначен архиепископом Омским. В августе того же года был арестован и вновь сослан. С 1940 года жил у своих сестёр в городе Борисоглебске Московской области, где работал лесным сторожем.
Вновь на Астраханской кафедре
В ноябре 1943 года был назначен архиепископом Иркутским. С этим титулом присутствовал на акте воссоединения из обновленчества епископа Корнилия (Попова), состоявшемся 4 декабря 1943 года в Москве, в здании Патриархии. Ещё до выезда в епархию получил новое назначение по просьбе астраханских верующих, хотевших, чтобы он вернулся к управлению их епархией. С 25 декабря 1943 года — архиепископ Астраханский, с середины 1944 года — Астраханский и Сталинградский.

Глубокопочитаемый Иосиф Виссарионович!
Православное духовенство и верующие Астраханской области шлют вам, как Верховному вождю Красной Армии, горячий привет с искренним молитвенным пожеланием ещё более славных побед и скорейшего разгрома ненавистного врага. От православных церквей и духовенства города Астрахани сделан взнос в фонд помощи детям наших воинов в размере 175.000 рублей.
ФИЛИПП архиепископ Астраханский.

Прошу передать православному духовенству и верующим города Астрахани, внесшим 175.000 рублей в фонд помощи детям бойцов Красной Армии, — мой привет и благодарность Красной Армии.
И. СТАЛИН

Газета «Правда», 19 марта 1944 года.

К моменту его приезда в епархию богослужения проводились лишь в одном храме — Покровском соборе Астрахани. По инициативе владыки Филиппа верующим были возвращены церковь во имя святителя Иоанна Златоуста, Спасо-Преображенский храм в посёлке Трусово, храм во имя святых апостолов Петра и Павла в посёлке Свободном, а также, несмотря на сопротивление властей, была значительно расширена маленькая церковь-часовня на старом кладбище в честь Иоанна Предтечи. Кроме того, были открыты церкви и молитвенные дома в 11 сёлах и в городе Степном (ныне Элиста в Калмыкии). В то же время во многих населённых пунктах власти не разрешили открытие приходов. Как старейший по хиротонии архиерей, 2 февраля 1945 года от имени Поместного Собора приветствовал новоизбранного Патриарха Алексия I. Занимался составлением рисунков иконостасов для вновь открытых храмов, участвовал в их реконструкции. Был инициатором сбора верующими медных предметов, которые пошли на создание колоколов, которые уже в 1946 году были подняты на колокольню Покровского собора. 30 октября 1947 года был назначен архиепископом Херсонским и Одесским, но уже 12 декабря того же года это решение было пересмотрено, и он остался архиепископом Астраханским и Сталинградским. Причинами стали позиция верующих, которые не хотели «отпускать» уважаемого ими архиерея, а также желание самого владыки Филиппа остаться в Астрахани, несмотря на возможность получить сан митрополита после перевода в Одессу. С 8 по 18 июля 1948 года он был участником церковный торжеств в Москве по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. С 4 марта 1949 года управлял Саратовской епархией, с 21 октября 1949 года — архиепископ Астраханский и Саратовский (после объединения епархий). Скончался 12 декабря 1952 года в Москве, где находился по служебным делам. Похоронен у правой стены Покровского собора Астрахани. Владыку Филиппа почитают верующие Астраханской епархии. Существуют данные о его прозорливости и о том, что при жизни владыки по его молитвам были исцеления. Труды: Церковь Христова и враги ея. Киев, 1911; Слово истины и здравого смысла. Киев, 1911; О поклонении Богу Отцу в Духе и Истине. Киев, 1911; Зачем все это было? Слово в сороковой день по кончине П.А.Столыпина. Киев, 1911; Христос Спаситель и Его Святая Церковь. Киев, 1912; О таинствах Церкви Христовой и о средствах христианского совершенствования. Киев, 1912; О спасениях. Киев, 1912; За Церковь Божию. Выпуск I, Киев, 1915; Погибающая миссия. Москва, 1918; Новая Жизнь // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1945. № 1. страницы 19-21; Русь Святая (слово, сказанное в Елоховском Кафедральном города Москва соборе за Патриаршим служением в день памяти всех святых российских, 8 июля 1945 г.) // Журнал Московской Патриархии. Москва, 1945. № 8. страницы 53-55. Библиография: Светильник веры. Сестры милосердия. — Москва : Издательство имени святейшего Игнатия Ставропольского, 1997. — 198 страниц; Светильник веры. — Астрахань: Б/и, 2002. — 226 страниц; Иосиф (Марьян), игумен О жизни и роли в церковной истории XX века архиепископа Астраханского Филиппа (Ставицкого) // Журнал Московской Патриархии. Москва, 2004. — № 5. — Страницы 62-71; Протоиерей Георгий Урбанович Церковь и советская власть в Смоленске в 20-е годы XX века: (по материалам смоленских архивов) : исследование. — Смоленск : Смоленская Православная Духовная Семинария, 2012. — 239 страниц. — ISBN 978-5-9902770-2-1; Каиль М.В. Архиепископ Филипп (Ставицкий): биография и память о православном лидере в истории церкви XX века // Вестник архивиста. 2014. — № 2. — Страницы 203—222; Бартенев Г.В. Деятельность архиепископа Филиппа (Ставицкого) глазами уполномоченного Совета по делам РПЦ по Сталинградской области С.Б.Косицына в период 1944—1952 гг. // Сборник студенческих научных работ. 2019. — Москва: Издательство ПСТГУ, 2019. — 168 страниц. — Страницы 5-11; Бартенев Г. В. Управление укрупненной епархией в период гонений на Церковь на примере архиепископа Астраханского и Саратовского Филиппа (Ставицкого) 1943—1953 гг. // Христианское чтение. 2023. — № 1. — Страницы 345—355.

Rachel_Wischnitzer (460x700, 154Kb)
1885
Рахель Вишницер-Бернштейн (немецкое имя — Rahel Wischnitzer-Bernstein)
американский учёный-искусствовед, писатель, историк еврейского искусства. Автор книг об искусстве еврейского народа, истории и архитектуре синагог Европы и США, редактор, научный куратор, педагог и учитель. Рахиль Бернштейн родилась в Минске, в семье страхового агента Владимира Григорьевича (Вульфа-Берки Гутмановича) Бернштейна и Софьи Григорьевны Гальперн. Окончила среднюю школу в Варшаве (1902). Изучала искусство в Университете Гейдельберга (1902 — 1903) и Мюнхенском университете (1910—1911). С 1903 по 1905 год также училась в Брюссельской Королевской Академии, затем была переведена в Школу архитектуры в Париже, где получила диплом в 1907 году. В 1912 году, в Санкт-Петербурге она выходит замуж за историка, социолога и общественного деятеля Марка Львовича Вишницера. В 1924 году у них рождается сын, Леонард. В 1920 году они переезжают в Лондон, где она работает с древнееврейскими манускриптами в Британском музее Лондона и Бодлеанской библиотеке в Оксфорде. В 1921 году Рахель уезжает в Берлин и становится художественным редактором издававшихся в Берлине в 1922-1924-х годах журналов «Мильгройм» (на идише) и «Римон» (на иврите).
Rachel_WischnitzerMilgroim_cover_first_issue (532x700, 427Kb)
Первый номер журнала "Мильгройм" за 1922 год
Находясь в Берлине, она также работает художественным редактором Энциклопедии Иудаики (Берлин) с 1928 по 1934 год, работает в Еврейском музее с 1928 года, в том числе директором музея с 1934 по 1938 год. Одним из её главных достижений за этот период является опубликование её первой книги «Symbole Und Gestalten дер jüdischen Kunst» («Символы и формы еврейского искусства») (1935). Семья Вишницеров уезжает из нацистской Германии весной 1938 года и временно живёт в Париже, где учится у графа Робера де Месни де Бюссона, что в значительной степени повлияло на её дальнейшее творчество. После переезда в Нью-Йорк в 1940 году, она возобновила свою научную работу при Институте Нью-Йоркского университета изящных искусств и окончила её со степенью в 1944 году. В то же время она занималась научной деятельностью в Американской академии еврейских исследований. Тезисы её работы были опубликованы в 1948 году под названием «Messianic Theme in the Paintings of the Dura Synagogue»/«Тема мессианства в росписи синагоги Дьюра». Её исследование синагог было также опубликовано в 1955 году, в книге Синагогальная архитектура США. В следующем году, в возрасте 71 года она основала отдел изящных искусств в Стерн-Колледже для девочек в Нью-Йорке и преподавала там до выхода на пенсию в 1968 году. Архитектура европейской синагоги, заключительная книга её исследовательской работы была опубликована в 1964 году. Йешива-университет присвоел ей почётную степень доктора в 1968 году, а журнал Еврейское искусство/Journal of Jewish Art посвятил её творчеству отдельный номер в 1979 году. Этот специальный выпуск включил автобиографию и библиографию трудов учёного по искусству, всего 344 работы. Последней публикацией была статья о «Гернике» Пабло Пикассо, вышедшая к столетию учёного. Жила на улице Оверлук-Террас в Нью-Йорке. Она скончалась в Нью-Йорке 20 ноября 1989 года. У неё остался сын, инженер Леонард Джеймс Винчестер. Произведения: Образцы и символы еврейского искусства (1935); Синагогальная архитектура США (1955); Архитектура европейской синагоги (1964); Евреи в русской живописи и культуре (2002); Рисунки Храма, выполненные Маймонидом (2002); Книга о русском еврействе: от 1860-х до революции 1917 г. (2002); Еврейское искусство в европейском контексте (2002).

Symon_Rak-Michajloŭski (613x700, 229Kb)
1885
Симон Александрович Рак-Михайловский
белорусский публицист, редактор, поэт, общественно-политический деятель. Посол сейма Второй Речи Посполитой. Член Исполнительного комитета Великой белорусской рады, ЦИК БССР. Организатор и член ЦК Белорусской крестьянско-рабочей громады (БСРГ), Белорусской народной рады. Родился в деревне Максимовка Вилейского уезда Виленской губернии (ныне Молодечненский район Минской области Белоруссии). В 1900—1904 годах учился в Молодечненской учительской семинарии, после чего работал школьным учителем в Молодечненском районе. Во время русской революции 1905—1907 годов занимался распространением социал-демократической литературы, за что был арестован и на 3 месяца заключён в тюрьму в Вилейке. После освобождения уехал в Крым, где прожил несколько лет и в 1912 году окончил педагогический институт в Феодосии. Вернувшись в родные места, начал организовывать белорусскоязычные школы, вступив в БСГ. В 1914 году, когда началась Первая мировая война, был призван в русскую императорскую армию, воевал на Румынском фронте. Его первое произведение было опубликовано в 1915 году (статья «Из мыслей в походе» в «Нашей ниве»). После Февральской революции 1917 года оказался в Минске, где вскоре возглавил Центральный белорусский военный совет. С 1918 года был членом рады БНР, в 1919 году также членом Белорусской военной комиссии. В 1918—1920 годах жил в Гродно, где преподавал в белорусскоязычной гимназии. С 1919 года регулярно писал и публиковал статьи. В 1920—1922 годах работал директором Белорусской учительской семинарии в Борунах. Одновременно с осени 1920 года преподавал в Виленской белорусскоязычной гимназии. В 1922 году был избран депутатом сейма Второй Речи Посполитой (Западная Белоруссия в 1921 году после Советско-польской войны оказалась в составе Польши). С 1923 года состоял членом Центральной школьной рады (с 1926 — Главного управления) Товарищества белорусской школы. С 1925 года был заместителем председателя ЦК БСРГ. С 1926 года входил в КПЗБ. Работал редактором «Бюллетеня посольского клуба БСРГ», был членом Белорусского издательского общества в Вильнюсе. Был арестован польскими властями по делу БСРГ 15 января 1927 года и 22 мая 1928 года осуждён Вильнюсским окружным судом на так называемом «процессе 56-и» на 12 лет тюрьмы. По решению апелляционного суда был, однако, освобождён в 1930 году. Вошёл в состав комитета «Состязание». Из-за угрозы нового ареста в октябре 1930 года перебрался в Минск, в СССР. С февраля 1931 года и до ареста работал директором Белорусского государственного музея, вступив в ряды ВКП(б). В 1931—1932 годах являлся членом ЦИК БССР. Был арестован ГПУ БССР 16 августа 1933 года в Минске и решением судебной коллегии ОГПУ при СНК СССР от 9 января 1934 года как «организатор и руководитель контрреволюционной организации БНЦ» приговорён к расстрелу, но затем этот приговор был заменён на 10 лет лагерей. Был отправлен на Соловки, 5 сентября 1937 года этапирован в Минск; 14 ноября 1938 года «особой тройкой» НКВД БССР был приговорён к расстрелу, 27 ноября 1938 года приговор привели в исполнение в Минске. Реабилитирован военным трибуналом Белорусского военного округа 18 апреля 1956 года. Был женат, имел двоих детей. Написал музыку к романсу «Зорка Венера» на стихи Максима Богдановича. Из-за того что Рак-Михайловский был репрессирован, авторство музыки в различных источниках долгое время указывалось как «народная».
Symon_Rak-Michajloŭskipamiatnaja_došk (700x525, 485Kb)
Памятная доска на бывшем здании монастыря базилиан в Борунах, в котором в 1920—1922 годах действовала белорусская учительская семинария, директором которой был Симон Рак-Михайловский
В 1982 году в память Симона Рак-Михайловского в центре села Максимовка Молодечненского района был установлен мемориальный знак. Литературные произведения: Гутарка аб беларускай мове. — Минск, 1919; Страшны вораг: Кніжка пра гарэлку. — Вільня, 1924; Прамовы дэпутатаў Беларускага пасольскага клюбу ў Польскім Сойме. Паводле соймавых стэнаграм. — Вільня, 1924; Прамовы дэпутатаў соймавага клюбу Беларускай сялянска-работніцкай грамады. — Вільня, 1926. Литература: Бобер М., Ватковіч Г. У памяць аб С. А. Рак-Міхайлоўскім // ПГКБ. — 1984. — № 3; Bergman A. Szymon Rak-Michajіowski // Bergman A. Sprawy biaіoruskie w II Rzeczypospolitej. — Warszawa, 1984; Яновіч С. Моцны чалавек грамады // Ніва (Беласток). — 1985, 14 крас; Адамушка У. Сацыял-дэмакрат Сымон Рак-Міхайлоўскі // Сыны і пасынкі Беларусі. — Мн., 1996; ЭГБ, тома 6-1.

Adolf,Uzarski (700x466, 312Kb)
1885
Адольф Узарски (немецкое имя — Adolf Uzarski)
немецкий писатель, художник и график. А.Узарски родился в городе Рурорт, ныне Дуйсбург, в семье коммерсанта. После окончания гимназии учился на строителя, получив диплом архитектора после окончания специализированной школы в Кёльне. Затем 2 года проработал в строительном управлении. В 1906 году он поступает в дюссельдорфскую школу прикладного искусства, где изучает книжное и графическое искусство. В 1910 он открывает в Дюссельдорфе свою графическую мастерскую. В 1911 году художник совершает путешествие по Южной Европе и Северной Африке. Начало Первой мировой войны застало его в Париже, который Узарски успел покинуть с одним из последних поездов. В годы войны работал художником в рекламном агентстве Тица, выпускал плакаты и открытки патриотическлгл содержания. В то же время с 1915 года он придерживался антивоенных взглядов. После окончания войны, 24 февраля 1919 года А.Узарски, вместе с художником Артуром Кауфманом и писателем Гербертом Ойленбергом, основывает творческий союз Молодой Рейнланд. Коммунист по убеждениям, Узарски участвует в 1918 году создании Союза Иммерман и в 1919 — левоориентированного Союза активистов. Узарски проводил активную работу с тем, чтобы ознакомить немецкую общественность с новейшими веяниями модернистского и экспрессионистского искусства. В 1922 году его бывший шеф и крупный коммерсант Л.Тиц предоставил Узарски помещения на 4-м этаже своего универмага в Дюссельдорфе для организации там 1-й международной выставки в универмаге Тиц. Среди прочих шедевров здесь можно было увидеть работы А.Архипенко, М.Шагала, Э.Барлаха, Дж.де Кирико, Лионеля Фейнингера, П.Пикассо, В.Лембрука, Э.Л.Кирхнера, Э.Хеккеля. В 1923 году, после художественных споров с галеристкой Иоганной Эй, Узарски покидает Молодой Рейнланд и основывает Рейнгруппу. Так как А.Узарски был известен своей борьбой с милитаризмом, реакцией и антисемитизмом, с приходом в Германии в 1933 к власти национал-социалистов он подвергается преследованиям. Узарски был уволен из Западногерманского радио, его заявления на вступление в Имперскую палату писателей и Имперскую палату изящных искусств были отклонены; Узарски было запрещено рисовать и писать художественные произведения. В 1933—1945 годах он постоянно меняет места своего проживания. Последние годы войны художник провёл в Бельгии. После освобождения Германии от нацизма он возвращается в Дюссельдорф. Сотрудничал с журналом «Der deutsche Michel», где публиковались карикатуры Узарски. В 1950-е годы интерес к работам художника, казалось, был утерян, однако в 1967 году проходит ретроспектива его работ в берлинской Академии искусств, а в 1970, незадолго до смерти мастера, графические работы Узарски участвуют в выставке «Старые времена» в Городском музее Дюссельдорфа. В 1908 году появляются первые плакаты работы Узарски, с 1913 года начинается его деятельность иллюстратора. В 1916—1917 годах появляется его антивоенная серия литографий Танец смерти. Ранние рисунки Узарски созданы в стиле модерн, позднее он увлекается экспрессионизмом и таким течением в искусстве, как Новая вещественность. В 1919 выходит в свет первый из 10 написанных им романов. В течение 1920-х годов он выпускает в среднем один роман в год. Наиболее известным из них является выдержавший множество переизданий «Мёппи — воспоминания одной собаки» («Möppi — Memoiren eines Hundes»), ставший своего рода частью местного дюссельдорфского фольклора. После 1945 года А.Узарски выпускает несколько книг с картинками для детей. Умер в городе Дюссельдорф, ФРГ, 14 июля 1970 года. Сочинения и графика: «Tuti-Name», 12 Bl. Originalsteindruck 66 x 51,5 Düsseldorf 1919; «Möppi», München, 1921; «Die spanische Reise», München, 1921; «Chamäleon. Ein Heldenbuch.», München, 1922; «Die Reise nach Deutschland.», Potsdam, 1924; «Tun-Kwang-pipi», Potsdam, 1924; «Die Schandsäule von Ludwig M.», Aufzeichnungen einer Vision, 1925; «Herr Knobloch», München, 1926; «Die Fahrten der Mariechen Stieglitz», Düsseldorf 1927; «Kurukallawalla», München, 1927; «Der Fall Uzarski», München, 1928; «Das Hotel Zum Paradies», München, 1929; «Beinahe Weltmeister», München, 1930; «Panoptikum», Berlin, 1955; «Eine nachdenkliche Geschichte in 48 Bildern», Berlin, 1984; «Lager-Schaden», Berlin, 1985. Литература: Wilfried Kugel: Adolf Uzarski : (1885—1970), in: Literatur von nebenan, Bielefeld, 1995, S. 361—365; Marlene Lauter: Bilder zum Lesen — Das graphische und malerische Werk von Adolf Uzarski, Köln/Weimar, 1990; Michael Matzigkeit: Uzarski, Adolf, in: Walther Killy, Literaturlexikon. Autoren und Werke deutscher Sprache, München 1991, Bd. 11, S. 502; Adolf Uzarski 1885—1970 — Gemälde Grafik. Zum 100. Geburtstag. Ausstellungskatalog Stadtmuseum Düsseldorf, 1985.

Ernst Robert Curtius (515x700, 168Kb)
1886
Эрнст Роберт Курциус (немецкое имя — Ernst Robert Curtius)
немецкий филолог, переводчик, специалист по романским литературам. Внук историка и археолога Эрнста Курциуса (1814—1896). Сын прусского чиновника и швейцарской аристократки, потомок выходцев из вольного города Любека. Родился в Тане (Эльзас, Германская империя; ныне — во французском департаменте Верхний Рейн). Учился в Кольмаре и Страсбурге. Защитил диссертацию в Бонне (1913), затем преподавал в Марбурге и Гейдельберге. В 1929—1951 годах преподавал неолатинскую литературу в Бонне. На рубеже 1920—1930-х годов между ним и Карлом Маннгеймом состоялась острая дискуссия о «свободно-парящей интеллигенции» и границах социологии знания. Ориентиром для Курциуса всегда оставался Гёте как воплощение европейского духа, его универсализма, открытости, живой связи с прошлым. Тем не менее, он постоянно интересовался актуальной словесностью, поддерживал контакты с современными писателями: писал о Прусте и Джойсе, переводил Т.С.Элиота, Андре Жида, Хорхе Гильена, был знаком со Стефаном Георге, Томасом Манном, Максом Шелером, Жаном-Полем Сартром, переписывался с Максом Рихнером, Андре Жидом, Валери Ларбо и др. Был близок к исследовательской стратегии Аби Варбурга, долгие годы обменивался письмами с его ассистенткой Гертрудой Бинг. В 1948 году опубликовал свою главную, наиболее влиятельную книгу «Европейская литература и латинское Средневековье», посвященную античным мотивам (топосам) европейской культуры, переведенную на многие языки и давно ставшую гуманитарной классикой. В развитие подхода Курциуса в немецкой истории словесности сложилось целое направление исследований топосов (Toposforschung). Умер в Риме 19 апреля 1956 года. Сочинения: Die literarischen Wegbereiter des neuen Frankreich (1919); Balzac (1923); James Joyce und sein Ulysses (1929); Die Französische Kultur (1931); Deutscher Geist in Gefahr (1932); Europäische Literatur und lateinisches Mittelalter (1948, английский перевод 1953); Kritische Essays zur europäischen Literatur (1950); Marcel Proust (1952); Französischer Geist im 20. Jahrhundert (1952); Gesammelte aufsätze zur Romanischen Philologie (1960); Büchertagebuch (1960). Почетный доктор Сорбонны. В 1984 году в Бонне была учреждена премия Эрнста Роберта Курциуса за эссеистику. Литература: Hoeges D. Kontroverse am Abgrund: Ernst Robert Curtius und Karl Mannheim: intellektuelle und «freischwebende Intelligenz» in der Weimarer Republik. — Frankfurt/Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 1994; Jacquemard-de Gemeaux Chr. Ernst Robert Curtius (1886—1956): origines et cheminements d’un esprit européen. — Bern: P. Lang, 1998; Thönnissen K. Ethos und Methode: zur Bestimmung der Metaliteratur nach Ernst Robert Curtius. — Aachen: Aquamarine, 2001; Gumbrecht H. U. Vom Leben und Sterben der grossen Romanisten: Karl Vossler, Ernst Robert Curtius, Leo Spitzer, Erich Auerbach, Werner Krauss. — München: Hanser, 2002.

Толмен (458x700, 185Kb)
1886
Эдуард Чейс Толмен (Edward Chace Tolman)
американский психолог, представитель необихевиоризма. Родился в городе Уэст-Ньютон, штат Массачусетс. С 1918 профессор университета (Беркли). В противовес ортодоксальному бихевиоризму Толмен вслед за гештальтпсихологией отстаивает целостный и целенаправленный характер акта поведения, отдельные части которого определяются по их функции внутри целого ("структурно-функциональный" метод анализа вместо "ассоцианистского"). Введя в качестве центрального звена структуры поведения наряду со стимулом и реакцией так называемые "промежуточные" переменные, Толмен назвал большинство из них терминами прежней, в том числе интроспективной, психологии (например, "потребность", "влечение", "намерение", "цель", "средство", "значение", "сознание" и т.д.); по Толмену, при функциональном подходе к поведению устраняется противопоставление "объективного" внешнего наблюдения "субъективному" внутреннему самонаблюдению. Становясь на точку зрения операционализма, Толмен считает, что объективность каждого понятия достигается тем, что оно получает двойное операциональное определение: в терминах операций исследователя и в терминах операций поведения самого испытуемого. В русле этих идей Толмен разработал так называемую когнитивную теорию научения и исследовал феномен "латентного" (скрытого) научения. Работы Толмен во многом определили развитие американской психологии 1930—1940-х гг. Умер 19 ноября 1959 года. Сочинения: Purposive behavior in animal and men, N.Y.—L., 1932; Collected papers in psychology, Berk. — Los Ang., 1951. Литература: Рубинштейн С.Л., Необихевиоризм Толмена, в его книге: Принципы и пути развития психологии, Москва, 1959; Тихомиров О.К., Структура мыслительной деятельности человека, Москва, 1969; "American psychologist", 1958, v. 13, № 4 (литература).

TothArpadkis (488x700, 238Kb)
1886
Арпад Тот (венгерское имя — Árpád Tóth)
венгерский поэт и переводчик английской и французской поэзии. Учился немецкому и венгерскому яхыкам в Будапештском университете. В 1907 начал публиковать в журналах (прежде всего в известном модернистском журнале «Nyugat») свои первые стихи и театральную критику. С 1913 жил очень бедно, зарабатывал на жизнь как репетитор. Его бедственное положение ещё больше осложнил туберкулёз, который требовал госпитализацию в санатории. Вскоре после первой мировой войны во время революйионного правительства получил важное место секретаря Ворошмартской Академии, но после падения правительства потерял его и не мог найти новое место работы.
14 апреля 1886 года родился — Арпад Тот,post-13108-133458565147 (700x367, 147Kb)
Был известным лириком среди читателей журнала «Nyugat», отличным переводчиком, прежде всего с английского и французского языков, перевёл много произведений классиков с этих языков (John Keats, Charles Baudelaire). Сборники медитативно-пейзажной лирики, в том числе «Утренняя серенада» (1913), «На ленивой галере» (1917), «От сердца к сердцу» (1928). Переводы английской и французской поэзии. Умер 7 ноября 1928 года.

1887
Беше Роберт Гейл (Becher Robert Gale)
канадский гребец, двукратный бронзовый призёр летних Олимпийских игр 1908. Родился в Элоре. На Играх 1908 в Лондоне Гейл соревновался в четвёрках без рулевого и в восьмёрках. В обоих соревнованиях его экипажи разделяли третьи места и получили две бронзовые медали.

franz-seitz-bild-rct236x348u (511x700, 196Kb)
1887
Франц Зайтц (немецкое имя — Franz Seitz)
немецкий кинорежиссёр, актёр и сценарист. Родился в Мюнхене. Окончив двухгодичную актёрскую школу, под псевдонимом Франц Феликс (немецкое имя — Franz Felix) играл на различных театральных сценах Баварии. В 1908 году получил ангажемент в Народный театр Нюрнберга. В 1912 году дебютировал в качестве театрального режиссёра. В 1917 году под руководством пионера немецкого кино Петера Остермайера поставил свой первый — немой — кинофильм. В 1929—1930 годах работал в мюнхенской кинокомпании «Emelka», где руководил производством. В 1930 году организовал собственную продюсерскую компанию, но режиссировал и фильмы других производителей. В основном снимал юмористические сюжеты в жанре традиционного шванка на фоне альпийских пейзажей. Получил известность после прихода к власти Гитлера, сняв в 1933 году по заказу нацистов пропагандистский антикоммунистический фильм «Штурмовик Бранд» (немецкое название — S.A.-Mann Brand). Большой успех у зрителей имела вышедшая на экраны в 1937 году кинокомедия «1А в Верхней Баварии» (немецкое название — IA in Oberbayern). За 30 лет работы в кинематографе участвовал (в качестве режиссёра, сценариста, продюсера) в съёмках более 60 фильмов. Умер в посёлке Шлиерзе в Верхней Баварии 7 марта 1952 года. Дети Франца Зайтца унаследовали интересы отца: Франц Зайтц-младший, родившийся в 1921 году, стал кинематографистом (режиссёром и сценаристом), а Ганс Зайтц, родившийся в 1923 году, — комическим актёром, известным под псевдонимом Ганс Терофаль (немецкое имя — Hans Terofal, по фамилии матери). Фильмография: 1933 — Штурмовик Бранд (режиссёр).

Георгий Иванович Поршнев (529x700, 276Kb)
1887
Георгий Иванович Поршнев
русский библиофил, книготорговец, книговед, педагог, библиограф, журналист. Родился в деревне Минино-Конец Пудожского уезда Олонецкой губернии, в семье крестьянина-бедняка. Окончил начальную школу, двухклассное училище в Архангельске, а затем и четырехклассное реальное училище. В 1901 г. Георгий поступил на службу «мальчиком» в тряпичную лавку в Апраксином дворе в Санкт-Петербурге, а через два года перешел в книжный магазин Ф.С.Лебедева. По ночам читал книги, за что хозяин драл ему уши, дабы не жег понапрасну керосин. В 1905 г. устроился приказчиком в книжный магазин П.И.Макушина и В.М.Посохина в Иркутске. Иркутский период ─ это время жадного накопления знаний и опыта. Далее Поршнев работал заведующим книжным магазином Иркутского отделения товарищества И.Д.Сытина. В 1913 г. он едет в Москву, где поступает на курсы библиотековедения при Университете имени А.Л.Шанявского. В это же время он вступил в переписку с известным книговедом и библиофилом Н.А.Рубакиным. Поршнев посылает ему в Швейцарию данные о читательском спросе в Иркутских библиотеках. С 1907 г. начинается его журналистская работа. Публикации посвящены, главным образом, вопросам библиотековедения, внешкольного образования, библиографии. Огромную работу провел Поршнев по реорганизации бесплатных народных библиотек и сам заведовал библиотекой общества приказчиков. В 1917-1919 гг. работал заведующим информационным отделом в Управлении Иркутской губернией. В 1920 г. вышла книга Поршнева «Книжная летопись Иркутска за годы революции (1917-1919 гг.)». Для летописи он собрал большую коллекцию местных изданий книг, газет, журналов, листовок, воззваний, плакатов - всего 903 позиции. Этот библиографический указатель и сейчас представляет собой ценный исторический источник. С восстановлением Советской власти в Иркутске весной 1920 г. Поршнев был на короткое время арестован и отправлен в Красноярск на принудительные работы. Но и тут он редактирует литературный листок «К свету», сотрудничает в местной прессе, преподает в Красноярском институте народного образования. В 1921 г. Поршнев командируется в Москву на Всероссийский съезд работников печати и летом переезжает в столицу. Он становится уполномоченным Центральной книжной палаты по Сибири. В 1922 г. перевозит в Москву семью и книги. В 1923 г. переходит в Торгсектор и назначается помощником заведующего. В 1925 г. выходит в свет его работа «История книжной торговли в России». В 1926 г. он заведует отделом продвижения книги. В 1925 г. для повышения квалификации книжных работников по всей стране организовывались четырехмесячные курсы по книжному делу. Для них была разработана программа занятий. В составлении программы деятельное участие принял и Г.И.Поршнев. Разделы «Книговедение как наука», «История книжного дела», «Принципы и техника книготорговли», «НОТ в книжном деле», «Библиография и ее значение для книжного дела» разработаны им Брошюра с программой курсов книговедения попалась мне в одном из букинистических магазинов. Обнаружив в ней фамилию Поршнева я сразу же купил ее. Благодаря его энергии появились первые учебные заведения - школа «Книгоуч» и книжный техникум имени А.Луначарского (1928 г.), где он преподавал. В 1928 г. исполнилось 25 лет деятельности Поршнева на книжном поприще. Его поздравили книговеды Н.А.Рубакин, А.В.Мезьер, А.Г.Фомин, П.К.Симони, И.В.Владиславлев, М.Н.Куфаев, директор библиотеки имени В.И.Ленина В.И.Невский и многие другие. В 1928 г. Поршнев как член делегации побывал на Международной выставке печати в Кельне, до этого немало сделав для организации советского раздела ее. После выставки он познакомился с деятельностью крупнейших издательских и книготорговых фирм Лейпцига, Дрездена, Франкфурта, Берлина. Результатом поездки стала серия статей на издательские и книготорговые темы. В 1929 г. вышла его книга «Кризисы и затоваренность в книжном деле». В 1930 г. Поршнев заведует издательством «Работник просвещения». Одному из друзей он пишет: «Я в чистке чувствую себя, как побиваемая вальком простыня. Смрадно. Нелепо». Недоверие к интеллигенции усиливается. После процесса «Промпартии» начинается новая волна репрессий. Неминуемое свершается: 29 сентября Поршнев арестован. Поводом для доноса стало его распоряжение списать старые книги, лежавшие мертвым грузом на складе издательства. Через год он осужден на 10 лет лагерей и отправлен на строительство Беломорканала. В письме дочери из лагеря Поршнев пишет: «Я работал над разборкой скалы ломом и кувалдой и погрузкой платформ с таким увлечением, как среди книг. Уставал солидно, но бодрости не терял». Через два года общих работ Поршнев, наконец, стал работать по специальности. Его назначили руководителем Центральной библиотеки Белбалтлага в Медвежьей горе. Там он работал до освобождения по зачетам в декабре 1936 г. Поршнев был освобожден, но оставлен работать на той же должности. В январе следующего года он был в месячном отпуске в Москве у родных, но затем вернулся снова в Медвежью гору. Последнее письмо Поршнева датировано 18 сентября 1937 года. Больше писем от него не было. И вот родным пришло анонимное письмо, в котором сообщалось, что Георгий Иванович Поршнев арестован и увезен в неизвестном направлении. Только через много лет после реабилитации выяснилось, что по решению тройки НКВД по Карельской АССР он был расстрелян 29 октября 1937 года.

leonshiller (518x700, 164Kb)
1887
Леон Шиллер (польское имя — Leon Schiller; настоящая фамилия - де Шильденфельд, de Schildenfeld)
польский театральный деятель, режиссер, педагог. Член ПОРП с 1948. Родился в Кракове. В 1917—1920 режиссер "Театра Польски", в 1922—24 театра"Редута"; в 1924—1926 руководил (с В.Хожицей и А.Зельверовичем) Театром имени В.Богуславского (все в Варшаве). В 1930-е гг. возглавлял театры в Познани, Лодзи, Львове. Создавал спектакли, проникнутые революционной романтикой, протестом против социальной несправедливости буржуазного мира ("Дзяды" Мицкевича, "Кордиан" Словацкого, "Небожественная комедия" Красиньского, "Трехгрошовая опера" Брехта). Руководил театрами: Войска Польского в Лодзи (1946—1949), "Театр Польски" в Варшаве (1949—1950). Деятельность Шиллера оказала решающее влияние на развитие польского театрального искусства 20 в. Он сформировал в польском сценическом искусстве принципы, эстетику и стиль монументального театра, во многом опиравшиеся на национальную романтическую драму, его спектакли всегда имели острое обществ. звучание. В 1952 основал ежеквартальный журнал "Театральный дневник". С 1933 вел педагогическую работу. В 1947—1952 депутат Сейма; в 1950—1954 президент Союза польских артистов театра и кино. Государственная премия ПНР (1948). Умер в Варшаве 25 марта 1954 года. Сочинения: Teatr Ogromny, Warsz., 1961. Литература: Csato E., Leon Schiller, Warsz., 1968; Timoszewicz J., "Dziady" w inscenizacji Leona Schillera, Warsz., 1970.

Alexandr_Shirjaevec (514x700, 117Kb)
1887
Александр Васильевич Ширяевец (Абрамов)
русский поэт-романтик. Родился в селе Ширяево-Буерак Сызранского уезда Симбирской губернии, в семье бывшего дворового-крепостного. Учился в земской школе села Бинарадка Самарской губернии, закончил церковно-приходскую школу в селе Ширяево. Проучившись 2 года в Самарском городском училище, будущий поэт вынужден был оставить после смерти отца учебу за отсутствием средств к существованию. В 1905—1922 почтовый чиновник в Средней Азии.Первые стихи и рассказы Ширяевца появились на страницах ташкентских газет и журнала «Туркестанский курьер». Уже в ранних стихах, преодолев влияние символистов, поэт обращается к народно-песенной традиции. Восточные мотивы («Пески», «Голодная степь») выдержаны в напряженно-сдержанном тоне, и если этим стихотворениям свойственна созерцательная отстраненность, то стихи, посвященные родному Ширяеву и Волге, исполнены в плясовом ритме, здесь проявился безудержный темперамент поэта, лихость, «разинщина» и «кудеяровщина». В 1912 начинается переписка Ширяевца с Н.Клюевым, который оказал огромное воздействие на поэта своими стихами и письмами. Стихи Ширяевца произвели сильное впечатление и на С.Есенина, который писал ему: «Извините за откровенность, но я вас полюбил с первого же мной прочитанного стихотворения… Вы там вдалеке так сказочны и прекрасны». Ширяевец, еще не будучи лично знакомым с Клюевым, Есениным, Клычковым и П.Карповым, органически вошел в «крестьянскую кузницу», духовным лидером которой был Клюев. В 1915—1917 выходят 4 книги поэта: «Богатырь», «Запевка», «О музыке и любви», «Алые маки». В этих книгах буйствует сказочная, природная русская стихия («Есть ли что чудесней / Жигулей хребтов! / А какие песни с барок и клетов! / А какие сказы ходят с голытьбой! / Услыхал и сразу / Закипел гульбой!.. / С озорной волною / В эту синь и ширь! / Добывал бы с бою / Новую Сибирь…»). Взгляд поэта устремляется и во времена Золотой Орды, и еще дальше — к эпохе половецких набегов на Русь и походам русских князей в Великую Степь («Не одна Ярославна заплачет! / Пьет Каяла багряную муть — / Захлебнулась! А птицы маячат — / Жадным клювом бойцов полоснуть…»). Когда В.Ходасевич упрекнул Ширяевца в том, что в своих песнях поэт воспевает народ, которого «скоро не будет», и советовал ему: «…быт наших стихов уже почти кончен, возврата к нему не будет. Прощайтесь-ка с ним — да и в дорогу!», — Ширяевец ответил ему письмом, которое можно оценить как своеобразный творческий манифест поэта: «И что прекраснее: прежний Чурила в шелковых лапоточках с припевками да присказками, или нынешнего дня Чурила, в американских щиблетах, с Карлом Марксом или “Летописью” в руках, захлебывающийся от открывающихся там истин?.. Ей-богу, прежний мне милее!.. Ведь не так-то легко расстаться с тем, чем жили мы несколько веков! Да и как не уйти в старину от нынешней неразберихи, ото всех этих истерических воплей, называемых торжественно “лозунгами”… Может быть, чушь несу я страшную, это все потому, что не люблю я современности окаянной, уничтожившей сказку, а без сказки какое житье на свете?..» И в последний год жизни Ширяевец подтвердил своими стихами, что эти слова — не декларация, а жизненная, духовная, творческая суть поэта: «Никогда старина не загаснет: / Cлишком русское сердце мое.. / Позабуду ли песни на Клязьме! / Как я мчался с тяжелым копьем… / Вечевые прибойные клики! / Ветер Волхова вздул паруса! / То палач я, то нищий калика / То с булатом в разбойных лесах… / Не припомню, какого я роду, / Своего я не помню села… / Ускакал я в бывалые годы, / Старь родная меня занесла». В 1917 он писал: «Я жду, что скажет не фабричная, считающаяся только с Карлом Марксом Русь, а Русь деревенская, земледельческая, и заранее отдаю ей мои симпатии, ибо только в ней живая сила». В 1922 Ширяевец приезжает в Москву, где сталкивается с явным неприятием его творчества. Цензура не пропускает в печать его лиро-эпическую поэму «Мужикослов», а сам он, вступивший поначалу в группу пролетарских поэтов «Кузница», исключается из нее в результате ощущаемого явного творческого несоответствия декларациям группы и стихотворным упражнениям ее членов. «Я сын крестьянской полевой Руси, а не той, которая проповедуется в сферах», — отчеканил поэт в письме к П.Я.Заволокину. После долгих мытарств, наконец, вышла в Москве последняя книга стихов Ширяевца «Раздолье». Умер 15 мая 1924 года. Сочинения: Волжские песни. Москва, 1928; Песнь о Волге. Куйбышев, 1980; Стихотворения и поэмы. Ставрополь, 1992 (в кассете «Потаенный сад / Новокрестьянские поэты»).

1888
Расмус Ингвальд Биркеланд (норвежское имя — Rasmus Ingvald Birkelund)
норвежский яхтсмен, олимпийский чемпион 1920 года в классе 12 м (тип 1907). Парусная регата VII Олимпийских игр, проходивших в Антверпене (Бельгия), отличалась небывалым размахом: на ней были представлены 14 классов яхт. Ровно в половине победу одержали норвежцы. Единственный недостаток этих состязаний заключался в том, что лишь в одном классе соревновались 4 судна, еще в одном 3, в пяти - 2, а в семи - по одному. Расмус как раз принадлежал к тем чемпионам, целью которых было только дойти до финиша. Умер 12 декабря 1972 года.

bulaxovsk (485x700, 199Kb)
1888
Леонид Арсеньевич Булаховский
российский и советский лингвист, профессор Пермского (1917–1921), Харьковского, Киевского (1944–1947) университетов, академик Академии Наук Украинской ССР (1939), член-корреспондент Академии Наук СССР (1946), директор института языкознания имени А.А.Потебни Академии Наук Украинской ССР (1944–1961). Автор трудов по истории русского и украинского языков, славянской акцентологии. Окончил историко-филологический факультет Харьковского университета (1910), преподавал в Харьковском и других университетах. C 1917 года работает в должности экстраординарного профессора историко-филологического факультета Пермского университета. В 1921 году возвращается для научной и педагогической деятельности в Харьковский университет. С 1944 году в Киеве стал директором института языкознания имени А.А.Потебни Академии Наук Украинской ССР (1944–1961), также заведовал кафедрой украинского языка и кафедрой славянской филологии Киевского университета (1944–1947). Автор популярного учебника «Введение в языкознание» (1953). Внёс вклад в реконструкцию славянской акцентной системы и описание акцентных систем ряда славянских языков, подготовив почву для последующих исследователей (В.М.Иллич-Свитыч, В.А.Дыбо, А.А.Зализняк и др.), в работах которых была воссоздана цельная картина эволюции славянского ударения. Изучал также историю украинского языка и, наряду с В.В.Виноградовым, эволюцию лексики и грамматики русского языка на протяжении XIX в. Умер в Киеве 4 апреля 1961 года. В честь Леонида Булаховского в Киеве названа улица. Основные работы: Булаховский Л.А. Введение в языкознание: Часть 1, 2 / Л.А.Булаховский, А.С.Чикобава. — Москва: Учпедгиз, 1952-1953. — 75 000 экземпляров (в переплёте) (2-е издание. Москва: Учпедгиз, 1954); по акцентологии: Исторический комментарий к русскому литературному языку, 1936; Акцентологический комментарий к польскому языку, 1950; Акцентологический комментарий к чешскому языку, 1953–1956; Болгарский язык как источник для реконструкции древнейшей славянской акцентологической системы, 1958; Акцентологическая проблематика вопроса о славяно-балтийском языковом единстве, 1959. по русскому языку: Булаховский Л.А. Русский литературный язык первой половины XIX века. — Москва: Учпедгиз, 1934. — 468 страниц — 50 000 экземпляров (в переплёте); Русский литературный язык первой половины XIX в., том 1, 1941; том 2, 1948; Курс русского литературного языка, тома 1–2, 1952–1953. Литература: Л.А.Булаховский и современное языкознание: К 100-летию со дня рождения: Сборник научных трудов / Академии Наук Украинской ССР, Институт языковедения имени А.А.Потебни; Редколлегия: А.А.Белецкий и др., Вступительная статья Т.Б.Лукинова. — Киев: Наукова думка, 1987. — 288 страниц; Булаховский Леонид Арсеньевич // Профессора Пермского государственного университета: (1916–2001) / Главный редактор: В.В.Маланин. Пермь: Издательство Пермского университета, 2001. 419 страница. ISBN 582-4-1025-2X. Страниц 387. Страницы 26–27.

 (496x698, 181Kb)
1888
Владимир Иванович Нарбут
русский поэт, прозаик, критик. Принадлежал к старинному княжескому роду с литовскими корнями. Был вторым из девяти детей в семье. Окончил с золотой медалью Глуховскую классическую гимназию. В 1905—1906 гг. перенёс болезнь, следствием которой стала пожизненная хромота из-за удаления пятки на правой ноге. С 1906 г. вместе с братом Георгием жил в Петербурге на квартире И.Билибина, оказавшего на братьев большое влияние. Учился в Петербургском университете последовательно на трёх факультетах — математическом, восточных языков и филологическом; курса не окончил. Летние каникулы проводил у родителей, подрабатывал репетиторством. Печататься начал в 1908 году (очерк «Соловецкий монастырь» в петербургском журнале «Бог — помочь!»), в декабре того же года опубликовал первые стихи (журнал «Светлый луч»). С начала 1911 г. сотрудничал как поэт и критик в студенческом журнале «Gaudeamus», где также руководил отделом поэзии. Посещая собрания молодых поэтов у С.Городецкого, сблизился с кругом будущего «Цеха поэтов»; вошёл в Цех с его образованием в октябре-ноябре 1911 года, став адептом зарождающихся идей «адамизма» и «акмеизма». В октябре 1912 г., чтобы избежать суда за скандальный сборник «Аллилуиа», при содействии Н.Гумилёва присоединился к пятимесячной этнографической экспедиции в Сомали и Абиссинию. Вернувшись в марте 1913 г. после амнистии по случаю 300-летия дома Романовых, взялся за издание и редактирование «Нового журнала для всех», но через 2 месяца, запутавшись в финансовых делах, продал права на журнал и вскоре уехал на родину. В годы войны время от времени печатался в столичной и местной периодике. К 1917 г. примкнул к левым эсерам, после Февральской революции вошёл в Глуховский совет, склоняясь к большевикам. В январе 1918 г. семья Нарбута в своём доме подверглась нападению отряда красных «партизан», которые громили «помещиков и офицеров». При этом был убит брат Владимира Сергей, офицер, недавно вернувшийся с фронта. Владимир Нарбут получил четыре пулевые раны, после чего в местной больнице ему пришлось ампутировать кисть левой руки. Когда выяснилось, что тяжелораненый литератор состоит в партии большевиков, нападавшие посетили больницу и принесли «извинения». Весной 1918 г. отправлен в Воронеж для организации большевистской печати; помимо этого в 1918—1919 гг. издавал «беспартийный» журнал «Сирена». В 1919 г. жил в Киеве, где участвовал в издании журналов «Зори», «Красный офицер», «Солнце труда». Остался в городе после занятия его белыми, затем по контролируемым белыми территориям уехал через Екатеринослав в Ростов-на-Дону, где 8 октября 1919 г. был арестован контрразведкой белых как коммунистический редактор и член Воронежского губисполкома. В контрразведке дал показания, в которых признался в ненависти к большевикам и объяснил своё сотрудничество с советской властью безденежьем, страхом и отчаянием. Позднее это признание попало в руки ЧК и спустя многие годы, в 1928 г., было использовано как компромат против Нарбута. Освобождённый при налёте красной конницы, вновь официально вступил в РКП(б). В 1920 г. возглавил одесское отделение РОСТА, редактировал журналы «Лава» и «Облава»; подружился с Э.Багрицким, Ю.Олешей, В. Катаевым, который позднее вывел Нарбута в романе «Алмазный мой венец» под прозвищем «колченогий». В 1921—1922 гг. заведующий УкРОСТА в Харькове. В 1922 г. переселился в Москву, работал в Наркомпросе; от поэзии отошёл. Осно­вал и возглавил издательство «Земля и фабрика» (ЗиФ), на его базе в 1925 г. совместно с издателем В.А.Регининым основал ежемесячник «Тридцать дней». В 1924—1927 гг. заместитель заведующего Отделом печати при ЦК ВКП(б), в 1927—1928 гг. один из руководителей ВАПП. В 1928 г. исключён из партии за сокрытие обстоятельств, связанных с его пребыванием на юге во время гражданской войны, одновременно уволен с редакторских постов. Жил литературной подёнщиной. В 1933 г. вернулся к поэзии. 26 октября 1936 г. арестован НКВД по обвинению в пропаганде «украинского буржуазного национализма». Причислен следствием к членам «группы украинских националистов — литературных работников», которая якобы занималась антисоветской агитацией. Руководителем группы был объявлен И.С.Поступальский, а её членами, помимо Нарбута, — переводчики П.С.Шлейман (Карабан) и П.Б.Зенкевич и литературовед Б.А.Навроцкий. 23 июля 1937 г. постановлением Особого совещания при НКВД СССР каждый из пятерых был осуждён на пять лет лишения свободы по статьям 58—10 и 58—11 УК РСФСР. Осенью Нарбут был этапирован в пересыльный лагерь под Владивостоком, а в ноябре — в Магадан. 2 апреля 1938 г., во время кампании массового террора в колымских лагерях (декабрь 1937 — сентябрь 1938), вошедшего в историю под названием «гаранинщина», против Нарбута было возбуждено новое уголовное дело по обвинению в контрреволюционном саботаже. 4 апреля он был допрошен, 7 апреля было составлено обвинительное заключение и постановление тройки НКВД. 14 апреля Нарбут был расстрелян в карантинно-пересыльном пункте № 2 треста «Дальстрой». В 1960-е годы широкое распространение получила легенда, согласно которой Нарбут вместе с несколькими сотнями зэков-инвалидов был утоплен на барже в Нагаевской бухте. На протяжении длительного времени эта информация не могла быть проверена вследствие того, что при реабилитации в октябре 1956 г. родственникам Нарбута была выдана справка с намеренно сфальсифицированной датой смерти — 15 ноября 1944 г. Подлинные обстоятельства его гибели были установлены только в конце 1980-х гг. Отец — Иван Яковлевич Нарбут (1858—1919), чиновник, коллежский секретарь. Мать — Неонила Николаевна Нарбут, урождённая Махнович (1859—1936). Брат — Георгий Иванович Нарбут (1886—1920), художник. Племянник — Даниил Георгиевич Нарбут (1916—1998), живописец, театральный художник; народный художник Украины (1996). Первая жена — Нина Ивановна Лесенко (1895—1966). Сын — Роман Владимирович Нарбут (1915—1979). Внучки: Ирина Романовна Нарбут (родилась в 1947); Татьяна Романовна Романова (родилась в 1949). Вторая жена — Серафима Густавовна Суок (1902—1982). Первое посмертное собрание стихов, подготовленное Л. Чертковым, вышло в Париже в 1983 году. Лирика Нарбута очень предметна и красочна, он предпо­читает описательный, ритмизованный проза­ический язык; в его лексике представлены элементы украинского языка. Библиография: Стихи. Книга 1. — Санкт-Петербург: Дракон, 1910. — 138 страниц. 1000 экземпляров; Аллилуиа: Стихи / Оформ. И.Билибина, Г.Нарбута, М.Чемберс. — Санкт-Петербург: Цех поэтов, [1912]. — 46 страниц, 1 лист портрет. 100 экземпляров (Конфисковано); Издание 2-е. [Одесса], 1922. — 32 страницы. 1000 экземпляров; Вий. — Санкт-Петербург: Наш век, 1915. (Не разыскан); Веретено. — Киев: Издательство Наркомпроса Украины, 1919. (Не разыскан); Стихи о войне. — Полтава, 1920. (Не разыскан); Красноармейские стихи. — Ростов-на-Дону: Издательство Политотдела Н-ской армии, 1920. — 40 страниц. (Не разыскан); Плоть: Быто-эпос. — Одесса, 1920. — 32 страницы; В огненных столбах. — Одесса: Издательство губернского отдела печати, 1920. — 42 страницы; Советская земля. — Харьков, 1921. — 32 страницы; Александра Павловна. — [Харьков]: Лирень, 1922. — 32 страницы. 1000 э экземпляров; Избранные стихи / Подготовка текста, вступительная статья и примечания Л.Черткова. — Paris: Le presse libre, 1983. — 255 страниц; Стихотворения / Вступительная статья, составление и примечания Н.Бялосинской и Н.Панченко. — Москва: Современник, 1990. — 447 страниц.

 (658x699, 117Kb)
1889
Ефим Дмитриевич Боголюбов
украинско-германский шахматист, один из сильнейших шахматистов мира в 30-х годах. На соревнованиях представлял Украину, Россию, СССР, Германию. Претендент на мировое первенство в конце 1920-х — середине 1930-х годов, международный гроссмейстер (1951). Шахматный теоретик. Разработал систему в ферзевом гамбите, носящую его имя, а также ряд вариантов в королевском гамбите, французской защите. Родился в селе Станиславчик Киевской губернии Российской империи (ныне Винницкой области Украины). Выдвинулся в киевских соревнованиях. Успешно выступал в шахматных турнирах. Одесса (Южнорусский турнир; 1909/10) — 2—3-е места; Вильно (турнир любителей; 1912) — 2-е; Всероссийский турнир мастеров (1913/14) — 8-е место (звание мастера). В 1914 участвовал в XIX конгрессе Германского шахматного союза в Мангейме, который прервала Первая мировая война (разделил 8—9-е место). Будучи интернированным в городе Триберг, женился на дочери учителя местной школы и остался в Германии. С 1919 регулярно выступал в международных соревнованиях: Берлин и Стокгольм (1919) — 1-е место; Гётеборг, Стокгольм и Берлин (1920) — 3-е, 1-е и 2—3-е; Киль (1921) — 1-е;
 (700x450, 181Kb)
Пьештяни (1922) — 1-е; Лондон (1922) — 5-е; Маргит, Карлови-Вари и Моравска-Острава (ныне Острава) (1923) — 2—5-е, 1—3-е и 7—8-е; Нью-Йорк (1924) — 7-е место. Вернувшись в СССР (1924), выступил в ряде всесоюзных и международных соревнований: победитель чемпионатов СССР (1924 и 1925); Баден-Баден — 4-е место, Бреслау (ныне Вроцлав) и Москва (Первый московский международный турнир; 1925) — 1-е место. В 1926 вновь уехал в Германию. Проиграл два матча на первенство мира Алехину в 1929 (+5, —11, =9) и 1934 (+3, —8, =15). 8-кратный чемпион Германии (1928—39), участник IV шахматной олимпиады (Прага, 1931). Лучшие результаты в международных соревнованиях в последний период жизни: Берлин (1926 и 1927) — 1-е и 2—4-е места; Бад-Хомбург (1927) — 1-е; Берлин (1928) — 2-е; Бад-Киссинген — 1-е; Сан-Ремо (1930) — 4-е; Стокгольм (1930) — 2—3-е; Блед (1931) — 2-е; Схевенинген (1933) — 2—3-е; Цюрих (1934) — 4-е; Бад-Наухайм (1935) — 1-е; Штутгарт (1939) — 1-е; Мюнхен (1941) — 4-е; Краков (1941) — 3-е; Мюнхен (1942) — 3—5-е места. Участник зонального турнира ФИДЕ в Бад-Пирмонт (1951) — 7-е место. Умер в Триберге, Германия, 18 июня 1952 года.
Bogoljubow_Grabstein_Triberg (700x525, 505Kb)
Могила Боголюбова.
Шахматное творчество
Характеристика творческой манеры
С.Тартаковер: «Капабланка размолачивает своих противников, Алехин борется, Ласкер мыслит, Боголюбов же фантазирует в шахматах».
Эйве: «Боголюбов играл солидно, а его стиль был по большей части позиционным. Кроме того, у него был яркий тактический талант, который особенно ярко проявлялся тогда, когда противник уже был стратегически переигран».
Вклад в теорию
Разработал защиту, носящую его имя, а также ряд вариантов в королевском гамбите, французской защите.
Спортивные результаты
Screenshot 2024-03-29 at 02-59-08 Боголюбов Ефим Дмитриевич — Википедия (700x557, 178Kb)
Screenshot 2024-03-29 at 02-59-35 Боголюбов Ефим Дмитриевич — Википедия (700x594, 202Kb)
Screenshot 2024-03-29 at 03-00-02 Боголюбов Ефим Дмитриевич — Википедия (700x553, 192Kb)
Screenshot 2024-03-29 at 03-00-54 Боголюбов Ефим Дмитриевич — Википедия (700x632, 193Kb)
Screenshot 2024-03-29 at 03-01-10 Боголюбов Ефим Дмитриевич — Википедия (700x532, 176Kb)
Литература: Шахматный словарь / главный редактор Л.Я.Абрамов; сост. Г.М.Гейлер. — Москва: Физкультура и спорт, 1964. — Страница 201. — 120 000 экземпляров; Шахматы : энциклопедический словарь / главный редактор А.Е.Карпов. — Москва: Советская энциклопедия, 1990. — Страница 41. — 624 страницы — 100 000 экземпляров — ISBN 5-85270-005-3; Мацукевич А. Второй отступник. // «64 — Шахматное обозрение». — 1991. — № 15. — Стропаницы 24—27; Чарушин В.А. Одна, но пламенная страсть: (Творчество Ефима Боголюбова). — Нижний Новгород: Автозаводец-книга, 1995. — 190 страниц.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку